Сочинение поэзия серебряного века (9-11 класс)

Серебряный век – это определенный период в истории русской поэзии, автором данного термина хотели стать многие кандидатуры. Этот век проходил с 1890 до 1930 годов. Хронология до сих пор остается спорным вопросом.

Литературные течения были разнообразные: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм. Разберем стили конкретнее:

Символизм – это течения явилось в следствии кризиса, который охватил европейскую культуру. Авторы данного течения: Бальмонт, Брюсов, Блок. Они утверждали, что с помощью предмета можно изучать окружающий нас мир. Автор ассоциирует различные вещи и делает акцент на нем. В символизме были такие понятия как младшие символисты и старшие.

Акмеизм выделился из символизма и даже начал ему противостоять. Представителями течения можно назвать Гумилёва и Ахматову. Многие считают акмеизм продолжением символизма, и утверждают, что основного течения под названием акмеизм не было вовсе.

Футуризм был неким прообразом культурного будущего, его главной целью было разрушение стереотипов. Яркие лидеры: Маяковский, Есенин. Футуристы были сторонниками того, чтобы свергнуть старую школу и больше выделяли живопись. В футуризме выделяются такие же отдельные категории как русский футуризм, кубофутуризм, эгофутуризм, новокрестьянская поэзия.

В имажинизме главной целью являлось создание образа. Представители считали, что все нуждается в образности.

Также поэтами серебряного века были знаменитые: Марина Цветаева, Игорь Северянин, Борис Пастернак, Даниил Хармс, Николай Заболоцкий, Саша Черный, Николай Рерих.

Именно в этом веке появляется различное кинематографическое искусство. Это время можно охарактеризовать совершенно новым, непонятным.

Этот период было одновременно трагическим и насыщенным. Это совершенно другой мир, открывается всё тайное, неизведанное, совершаются различные кругосветные путешествия, появляется возможность учиться, развиваться.

Были авторы старой закалки, люди реализма, но были и новые авторы, которые пытались свергнуть тех, совершить переворот. Так новое течение авторов все-таки победило.

Лучшими произведениями были: «А вы смогли бы?», «Незнакомка», «Сероглазый король», «Письмо матери», «Зимняя ночь», «Облако в штанах», «Письмо к женщине».

Это время подарило нам очень глубоких, интересных и сложных авторов, которых мы помним и любим до сих пор.

Доклад 2

Серебряный век (конец XIX — начало XX века) — по праву считается вторым рождением поэзии. Однако, достоверно о его завершении никому не известно.

В этот период такие знаменитые поэты, как: Ахматова, Бальмонт, Сологуб, Блок, Брюсов, Гумилев, Мандельштам, Волошин, Цветаева, Северянин, Маяковский и Есенин создали свои мировые шедевры, которые по истине считаются классикой литературы.

В его состав входит большое количество литературных течений и объединений.

Одним из главных течений является символизм. Он зародился в эпоху культурного кризиса. В литературе процветала утрата веры моральных ценностей и в идеалистическую философию. Поэзия ставила перед собой глобальные философские вопросы. Символизм — это вовсе не однородный механизм.

Амеизм вышел из более крупного направления — символизм, однако, полностью противоречил ему. Здесь в центре находились материальные ценности, предметность, точность слова. Была основана группа «Цех поэтов».

Футуризм — авангардное течение русской литературы. Его роль заключалась в образе искусства в будущем. Футуризм стремился разрушать культурные стереотипы, предлагая взамен слово в защиту техники, как грядущего механизма.

Кубофутуризм — также считается авангардным направлением в литературном искусстве, однако, не первооткрывателем. Направление характеризовалось отречением от идеалов прошлого, провокационных выходок. В рамках этого направления зародился литературный прием под названием «заумная поэзия».

Эгофутуризм предпочитал очищенные ощущения, без каких-либо примесей. Также он выступал за использование новых иноязычных слов, демонстрируя самолюбие. Однако, данное направление было кратковременным, а вызвано это тем, что многие поэты попросту изживали все свои творческие ресурсы, переходя в другие жанры, либо вовсе покидали литературный мир.

Новокрестьяснкая поэзия серебряного века вошла в обиход, объединяя поэтов, отражая их общие черты, присущие их литературной поэтической манере. Поэты вышеупомянутого направления часто упоминали в своих произведениях тему деревенской России, ее связь с природным миром и народным творчеством. Между строк можно было разглядеть стилевые ноты русского модерна.

Завершающим направлением поэзии серебряного века считается имажинизм, целью которого было создание образа, основанного на выразительном средстве под названием метафора, соединяя тем самым прямые и переносные элементы двух образов. Здесь как раз таки можно было встретить провокационные выходки, мотивы отсутствия власти.

Сочинение Поэзия серебряного века (9-11 класс)

  • Город Смоленск
    Впервые Смоленск упоминается в летописи (Повесть временных лет) в 862 году как главный город племенного союза кривичей. С той поры до настоящего времени он был центром разнообразных сражений
  • Липа
    Из всех известных науке лиственных деревьев липа является одним из древнейших растений.
  • Скелет человека
    Скелет – совокупность костей, которые отличаются между собой по форме, размеру и прочности. Он является важной частью человеческого организма. В его состав также входят суставы и сухожилия.
  • Детские крестовые походы
    История человечества знает немало темных моментов, к которым можно отнести и крестовый поход детей. Все началось в 1212 году, когда к королю Филиппу-Августу явился Орлеанский пастух Стефан.
  • Усталость
    Человеческой жизнью двигает энергия. Энергетический запас у каждого индивидуален. Одни люди от рожденья очень энергичны, а другим жизненных сил еле хватает на самые рядовые дела. Но даже самы
  • Животные пустыни
    Пустыня — самое засушливое место на планете. Наверное, многие подумают, что это не самая благоприятная среда обитания для животных. Но на деле здесь встречаются самые разнообразные существа.

Источник: https://doklad-i-referat.ru/soobshchenie/kultura/poehziya-serebryanogo-veka

Сочинение на тему «Поэзия Серебряного века»

По аналогии с “Золотым”, период с конца XIX века и до начала Октябрьской революции в литературе и живописи называют “Серебряным веком“.

Это время насквозь было пропитано атмосферой неизбежности преобразований, нововведений, колоссального переворота в жизни всего населения.

Конечно, люди были поражены приближением изменений, и это не могло не отразиться на произведениях поэтов-современников.

Именно для поэзии Серебряного века характерна нераздельность писателя и его произведения, каждая строчка отражала мысли и внутреннее состояние автора. Многие деятели культуры своими трудами старались оспорить развитие человека как часть общества, социального слоя.

В основу теперь ложиться индивидуальность, собственные чувства, философские размышления о высоких материях: боге, любви, жизни и смерти. Большое внимание уделялось и слову, с помощью которого доносилась мысль, заключенная в лирике, звучание должно быть гармоничным и передавать настроение написанного.

Хоть концепция и была очень схожа, однако появились и отдельные ветви развития, со своими особенностями передачи информации: акмеизм, символизм и футуризм.

Акмеисты полностью отрицали употребление в литературе завуалированных понятий, их фантастичности. Предпочтение отдавалось словам в прямом их значении, а само творчество основывалось на предметности, жизненности с возведением в абсолют все понятий.

Полной противоположностью акмеизма является символизм, где все строилось на некой недоговоренности, таинственности, имелся огромный потенциал для полета фантазии читателя. Тексты пестрили символами и иносказаниями, не передавали напрямую задумку и идею сказанного.

Так, например, в одном из стихотворений Александра Блока “лев” подразумевает под собой “Шотландию”, поскольку животное является элементом герба государства.

Футуризм – своего рода революционное направление в литературе, полностью отрицающее все ранее заложенные каноны, это вклад в будущее всего мира, его кардинальное изменение и развитие.

Не зря одним из ярчайших представителей этого направления становится Владимир Маяковский, чья личность многогранна, порой резка и противоречива. Своими трудами он призывал людей иначе взглянуть на мир, под другим углом оценить происходящее. Как и фигура поэта, литературное течение было воспринято неоднозначно.

Серебряный век, не смотря на сложный исторический период, полный борьбы, войн, политических реформ, подарил миру замечательных творцов, которых не могли оставить равнодушными грядущие изменения. Все их чувства и мысли о судьбе своей Родины выплескивались на бумагу и дошли до нас, вдохновляя, облагораживая, проникая в каждый уголок души.

Если вам понравилось сочинение на тему «Поэзия Серебряного века», то вы так же вы можете прочитать и следующие сочинения

Сочинение “Мой друг”

«Связь поколений: вчера, сегодня, завтра»

Школа моей мечты

Источник: https://RuMozg.ru/sochineniya/na-raznyie-temyi/sochinenie-na-temu-pojezija-serebrjanogo-veka.html

Сочинение на тем “Серебряный век русской поэзии”

Художники того времени выступали за новое видение действительности, искали оригинальные художественные средства. Выдающийся русский философ Н. А. Бердяев назвал этот недолгий, но удивительно яркий период Серебряным веком.

Это определение прежде всего относится к русской поэзии начала ХХ века. Золотой век – это век Пушкина и русской классики. Он стал основой для раскрытия талантов поэтов Серебряного века.

У Анны Ахматовой в «Поэме без героя» находим строки:

И серебряный месяц ярко Над серебряным веком плыл.

Хронологически Серебряный век продолжался полтора-два десятилетия, но по насыщенности его смело можно назвать веком. Он оказался возможен благодаря творческому взаимодействию людей редких дарований. Художественная картина Серебряного века многослойна и противоречива.

Возникли и переплелись различные художественные течения, творческие школы, индивидуальные нетрадиционные стили. Искусство Серебряного века парадоксально соединяло старое и новое, уходящее и нарождающееся, превращаясь в гармонию противоположностей, образуя культуру особого рода.

В то бурное время произошло уникальное наложение реалистических традиций уходящего золотого века и новых художественных направлений. А. Блок писал: «Солнце наивного реализма закатилось». Это было время религиозных исканий, фантазии и мистики. Высшим эстетическим идеалом признавался синтез искусств.

Возникли символистская и футуристическая поэзия, музыка, претендующая на философию, декоративная живопись, новый синтетический балет, декадентский театр, архитектурный стиль «модерн». Поэты М. Кузмин и Б. Пастернак сочиняли музыку.

Композиторы Скрябин, Ребиков, Станчинский упражнялись кто в философии, кто в поэзии и даже в прозе. Развитие искусства происходило ускоренно, с большим «накалом», рождая сотни новых идей.

Читайте также:  Птицы - наши друзья - сочинение

Уже к концу XIX века громко заявили о себе поэты-символисты, которых позже стали именовать «старшими» символистами, – З. Гиппиус, Д. Мережковский, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Н. Минский. Позднее возникла группа поэтов «младосимволистов» – А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов. Образовалась группа поэтов-акмеистов – Н. Гумилев, О. Мандельштам, С. Городецкий, А. Ахматова и другие.

Появляется поэтический футуризм (А. Крученых, В. Хлебников, В. Маяковский). Но при всей пестроте и многообразии проявлений в творчестве художников той поры наблюдаются сходные тенденции. В основе перемен лежали общие истоки. Распадались остатки феодальной системы, наблюдалось «брожение умов» в предреволюционную эпоху.

Это создавало совершенно новую среду для развития культуры.

В поэзии, музыке, живописи Серебряного века одной из главных тем была тема свободы человеческого духа перед лицом Вечности. Художники стремились разгадать вечную тайну мироздания.

Одни подходили к этому с религиозных позиций, другие восторгались красотой сотворенного Богом мира. Многие художники воспринимали смерть как инобытие, как счастливое избавление от мук страдающей человеческой души.

Необычайно силен был культ любви, опьянение чувственной красотой мира, стихиями природы, радостью жизни. Понятие «любовь» было глубоко выстраданным. Поэты писали о любви к Богу, к России. В поэзии А. Блока, Вл. Соловьева, В.

Брюсова несутся скифские колесницы, языческая Русь отражена на полотнах Н. Рериха, пляшет Петрушка в балетах И. Стравинского, воссоздается русская сказка («Аленушка» В. Васнецова, «Леший» М. Врубеля).

Валерий Брюсов в начале ХХ века стал общепризнанным теоретиком и вождем русского символизма. Он был поэтом, прозаиком, литературным критиком, ученым, энциклопедически образованным человеком.

Началом творческой деятельности Брюсова было издание трех сборников «Русские символисты».

Он восхищался поэзией французских символистов, что отразилось в сборниках «Шедевры», «Это – я», «Третья стража», «Городу и миру».

Брюсов проявлял огромный интерес к другим культурам, к древней истории, к античности, создавал универсальные образы.

В его стихах как живые предстают ассирийский царь Ассаргадон, проходят римские легионы и великий полководец Александр Македонский, показаны средневековая Венеция, Данте и многое другое. Брюсов руководил крупным журналом символистов «Весы».

Хотя Брюсов считался признанным мэтром символизма, принципы письма этого направления более сказались на ранних стихах, таких как «Творчество», «Юному поэту».

Идеалистическое мышление скоро уступило место земным, объективно значимым темам. Брюсов первым увидел и предсказал наступление жестокого индустриального века.

Он воспевал человеческую мысль, новые открытия, интересовался авиацией, предсказывал полеты в космос. За потрясающую работоспособность Цветаева называла Брюсова «героем труда».

В стихотворении «Работа» он сформулировал свои жизненные цели:

  • Я хочу изведать тайны
  • Жизни мудрой и простой.
  • Все пути необычайны,
  • Путь труда, как путь иной.

Брюсов до конца жизни оставался в России, в 1920 году основал Институт литературы и искусства. Брюсов перевел произведения Данте, Петрарки, армянских поэтов.

Константин Бальмонт был широко известен как поэт, пользовался огромной популярностью последние десять лет XIX века, был кумиром молодежи.

Творчество Бальмонта продолжалось более 50 лет и в полной мере отразило состояние переходности рубежа веков, брожение умов того времени, желание замкнуться в мире особом, вымышленном.

В начале творческого пути Бальмонт писал множество политических стихотворений, в которых создал жестокий образ царя Николая II. Их тайно передавали из рук в руки, как листовки.

Уже в первом сборнике «Под северным небом» стихи поэта приобретают изящество формы и музыкальность.

Тема солнца проходит через все творчество поэта. Образ животворящего солнца у него – символ жизни, живой природы, органическую связь с которой он всегда ощущал:

  1. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце
  2. И синий кругозор.
  3. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце.
  4. И выси гор.
  5. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Море
  6. И пышный цвет долин.
  7. Я заключил миры. В едином взоре,
  8. Я властелин…

В стихотворении «Безглагольность» Бальмонт гениально подмечает особое состояние русской природы:

  • Есть в русской природе усталая нежность,
  • Безмолвная боль затаенной печали,
  • Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,
  • Холодная высь, уходящие дали.

Само название стихотворения говорит об отсутствии действия, о погружении души человека в состояние мудрой созерцательности. Поэт передает различные оттенки грусти, которая, нарастая, изливается слезами:

И сердце простило, но сердце застыло,

И плачет, и плачет, и плачет невольно.

Поэты Серебряного века умели яркими мазками придать емкость и глубину содержанию стихотворений, в которых отражался поток чувств и эмоций, сложная жизнь души.

Источник: https://NauchnieStati.ru/bank/primery/sochinenie-na-tem-serebryanyj-vek-russkoj-poezii/

«Серебряный век» русской поэзии. Сочинение по литературе

…Большое видится на расстоянье… С.А. Есенин.

Жаль, что это правда. Но ведь действительно только теперь, через много лет, мы потихоньку начинаем понимать, чем была наша поэзия серебряного века — конца девятнадцатого и начала двадцатого веков. И, понимая, мы заново открываем для себя страницы со словами, близкими каждому.

Художественное своеобразие поэзии того времени обусловлено многими факторами. В первую очередь — знаменитый кризис рубежа веков, переоценка ценностей, появление интереса к неведомому.

Поэзия Серебряного века в большинстве случаев не аполитична, а интуитивна.

Слово звало авторов от реального мира в неведомые дали — это направление развивали поэты-символисты, одним из которых был Александр Блок.

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо — Всё в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,

И молча жду,— тоскуя и любя.

писал Александр Блок в одном из своих стихотворений, уходя в неизвестность от обыденной жизни. Поэты-символисты, как и другие авторы Серебряного века, проводили эксперименты с размером стиха, с различными его формами, с рифмой и звукописью. Иллюстрацией этому могут послужить строки из стихотворения Константина Бальмонта:

Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.

Многие авторы искали принципиально новые формы для выражения своих идей. В основном это были поэты-футуристы, крупнейший из которых — В.Маяковский. Возвращаясь к истокам народной поэзии, он разработал акцентный стих:

Послушайте! Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно? Значит — кто-то хочет, чтобы они были? Значит — кто-то называет эти плевочки

                                   жемчужиной?

Технические эксперименты Маяковского привели к появлению нетрадиционных форм записи (знаменитая «лесенка»). Экспериментировали поэты и с русской пунктуацией. Огромную роль играет расстановка знаков препинания в лирике Марины Цветаевой:

Мало — тебе — дня, Солнечного огня!

В стихах Цветаевой тире словно придает строке стремительную резкость, создавая ту самую, неповторимо-цветаевскую интонацию. Мягче и, на мой взгляд, теплее лирика Анны Ахматовой — поэта школы акмеизма. В стихах Ахматовой любовь — состояние столь естественное и органичное, что само слово «любить» практически и не употребляется.

Я сбежала, перил не касаясь, Я бежала за ним до ворот. Задыхаясь, я крикнула: «Шутка Всё, что было. Уйдешь, я умру.» Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: «Не стой на ветру»

Множество ярких имен дал нашей литературе Серебряный век. Множество давно забытых приемов (стилизации под античную литературу — Мандельштам, раешный стих — Цветаева, экзотическая восточная поэзия — Гумилёв), различные школы и направления… Чем же это было вызвано?

Поэт — как творческая личность — наиболее восприимчив к переменам, проходящим в обществе. Новое и страшное, витавшее в воздухе, диктовало стихи авторам Серебряного века. «Мне на плечи кидается век-волкодав» — писал Осип Мандельштам, удивительно точно передавая чувство страха своего времени.

Наверное, то же самое ощущение было и у других — Ахматовой и Цветаевой, Блока и Бальмонта, Есенина, Пастернака… Всех их объединяло время, всех их объединяла Россия, всех их связывало pyсскoe слово. Слово, мастером которого был каждый из поэтов Серебряного века. Слово, которое они нам оставили.

Слово, которые мы, может быть, понимаем…

Источник: http://litera.su/learner/all-works/review-theme/essay-silver-age-of-russian-poetry

Методическая разработка по литературе (9 класс) по теме: "Серебряный век русской поэзии" | Социальная сеть работников образования

  • Урок литературы в 9-м классе «Серебряный век русской поэзии»
  • Тип урока: вводное занятие
  • Форма проведения: литературное кафе
  • Цели:
  1. Дать учащимся представление о тенденциях русской литературы на рубеже 19-20 веков, познакомить с понятием «серебряного века», модернизма, основными направлениями модернизма и их художественными особенностями, расширить представление учащихся о творчестве А.Блока, А.Ахматовой, С.Есенина, В.Маяковского.
  2. Развивать у учащихся навыки работы с текстом лирического произведения, умение сравнивать, обобщать, внимание к психологизму, художественной детали произведения, устную речь учащихся, их словарный запас.
  3. Воспитывать у учащихся интерес к культуре своей страны, эмоциональную отзывчивость на поэтическое слово, картину, чувство, выраженное в стихотворении.

Оборудование:

  1. афиша,
  2. вывеска с названием кафе,
  3. скатерти,
  4. цветы,
  5. репродукции картин художников-модернистов,
  6. плакаты с высказываниями модернистов,
  7. портреты поэтов,
  8. задания для групп,
  9. опорные конспекты.
  1. Ход урока
  2. Перед началом урока учащиеся распределяются на 4 условные группы.
  3. Слайд 1

I. Орг.момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы обратимся к серебряному веку русской поэзии. Запишите тему сегодняшнего урока в опорный конспект. (Приложение №1)

II. Актуализация новой темы.

Слово учителя.

Ребята, вспомните, имена каких поэтов вам уже знакомы?

Время, когда творил Пушкин (важный период в русской литературе), называлось золотым веком русской поэзии, но была в русской литературе и другая эпоха, когда на рубеже 19 и 20 веков всего лишь за 2 десятилетия русская поэзия дала миру таких поэтов, которыми бы гордилась любая страна, когда поэзия превратилась в огромную поэтическую вселенную. (Слайды 2-14) И это время получило название серебряный век русской поэзии.

Читайте также:  Сочинение аркадий кирсанов в романе отцы и дети (образ и характеристика)

Понятие «серебряный век» появилось позже, а современники использовали термин — «модернизм».(От франц. модерн — новый, современный), термин точно передавал заложенную в литературе серебряного века идею создания новой литературы по отношению к литературе классической.(Слайды 15-16)

Модернисты были ослеплены «сумасшедшей мечтой быть в жизни только художниками», это были молодые, талантливые люди, посвятившие себя искусству. С каким жаром они спорили о том, какой должна быть новая поэзия.

А происходили эти споры в актовом зале Политехнитеческого музея, в кабаре, в кафе.

Вот и мы с вами побываем в «Кафе поэтов» и откроем для себя поэзию серебряного века, познакомимся с основными направлениями модернизма и их художественными особенностями. (Слайд17)

Ребята, ваша задача дополнить недостающие фразы в опорных конспектах.

А) Символизм — литературно-художественное направление, считавшее целью искусства постижение мира через символы. Ключевым понятием является символ — многозначное иносказание. (Условное изображение чего-либо) (Слайд 18)

  • Пример символа: голубь, дерево, свет, дорога.
  • Символисты приучили публику глубже воспринимать поэзию, освежили поэтический язык,обогатив музыкальность стиха.
  • Поль Верлен, французский символист утверждал: «Музыка превыше всего», и символисты использовали звукопись для создания своих символов. (Слайд 19)
  • Полночной порою в болотной глуши

Чуть слышно бесшумно шуршат камыши. (Какие звуки передают шуршание камыша?)

Много ярких имен дал символизм. Попробуйте отгадать одно из них. (Слайд 20)

***

Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет.Живи еще хоть четверть века -Все будет так. Исхода нет.Умрешь — начнешь опять сначала,И повторится все, как встарь:Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь.1912 г.

  1. Какие образы-символы вы увидели?
  2. Какие ассоциации у вас возникли?
  3. Какие звуки создают настроение стиха?

Б) Акмеизм от греч.

Акме — цвет, цветущая сила,вершина чего-либо) — литературное направление,сплотившее больших русских поэтов, прежде всего Н.Гумилева, О.Мандельштама, А.Ахматову.

Он был связан с символизмом, но противостоял его крайностям, акмеисты пытались заново открыть ценность человеческой жизни, ценность простого предметного мира. Они выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя через значимый жест, движение, деталь.

  1. Они воспевали прекрасную ясность, любовь и красоту. (Слайд 21)
  2. Бесконечно любящая Пушкина, Ахматова провела свое детство и юность в Царском Селе, где все,казалось, было пропитано поэзией. (Слайд 22)
  3. В ЦАРСКОМ СЕЛЕ

Смуглый отрок бродил по аллеям, У озерных грустил берегов,И столетие мы лелеемЕле слышный шелест шагов.Иглы сосен густо и колко Устилают низкие пни…Здесь лежала его треуголкаИ растрепанный том Парни. 1911

  1. Кому посвящено это стихотворение?
  2. Какие детали свидетельствуют о любви Ахматовой к Пушкину?

А теперь сравним, чем отличаются символизм и акмеизм, что было главным для каждого направления? (обратиться к конспекту)

В) Имажинизм — течение в русской литературе.Имажинисты пропагандировали победу образа(имажа) над смыслом. «Но мы нашли способ оживить мертвые слова, заключая их в яркие поэтические образы». (Слайд 23)

Стихи следующего поэта имели отношение к имажинизму. Хотя нам он известен прежде всего своими задушевными, необычайно прекрасными,мелодичными стихотворениями, проникнутыми глубоким, беззаветным чувством любви к родине. (Слайд24)

* * *

О красном вечере задумалась дорога, Кусты рябин туманней глубины. Изба-старуха челюстью порогаЖует пахучий мякиш тишины.

Осенний холод ласково и кротко Крадется мглой к овсяному двору; Сквозь синь стекла желтоволосый отрокЛучит глаза на галочью игру.

1916

  1. Какие образы-имажи помогают представить родную поэту деревню?
  2. Какие изобразительно-выразительные средства создают эти образы?

РАЗМИНКА

Устали? Давайте отдохнем, порисуем. Нарисуем-ка лицо. Но поскольку мы с вами в литературном кафе- нарисуем лицо звуками, словами.

А поможет нам стихотворение одно замечательного поэта серебряного века. Поэт предлагает «слышать» портрет, т.е. соединить зрительное и звуковое восприятие облика.

Приготовились, начинаем:

Бобэоби пелись губы, Вээоми пелись взоры,Пuээо пелись брови,Лuэээй — пелся облик,

гзu-гзu-гзэо пелась цепь.

  • Так на холсте каких-то соответствий вне протяжения жило лицо. (Слайды 25-26)
  • Это удивительное стихотворение написано Велимиром Хлебниковым. (Слайд 27)
  • Он открывает нам еще одно направление серебряного века: футуризм.
  • Уже в самом названии этого направления заключено стремление к будущему (от лат. Будущее)

Г) Футуризм — передовое направление в европейском искусстве начала века. В своем манифесте «Пощечина общественному вкусу»футуристы провозгласили отказ от старой культуры, поиски новой формы выразительности:слово-новшество, звукоподражания, приемы плаката, лозунга, графический стих, поиски новых ритмов, пауз, новых жанровых форм и многое другое.(Слайд 28)

  1. Вот вам один из примеров: (Слайд 29)
  2. А ВЫ МОГЛИ БЫ?

я сразу смазал карту будня,плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана.На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ.А выноктюрн сыгратьмогли бына флейте водосточных труб?1913

  • Кто автор этого стихотворения?
  • Как вы определили, что это Маяковский? (стихотворение-вызов, новые образы-метафоры)

3. Итак, ребята, мы познакомились с 4направлениями Серебряного века. Прослушав меня,вы должны были заполнить конспект. Проверьте правильность ответов. (Слайд 30)

Ребята, поднимите руки, кто все правильно сделал, а те, кто ошибся, исправьте недочёты.

III. Организация групповой работы. (Слайд 31)

А теперь я предлагаю продолжить нашу дискуссию и доказать следующими примерами, что каждое из направлений внесло много интересного в русскую поэзию.

Вам предлагается стихотворение одного из авторов, проанализировав которое, вы должны будете определить, к какому направлению модернизма относится, кто его автор, какая картина лучше всего иллюстрирует ваше стихотворение, подтвердить свой ответ доказательствами. (Приложение №2)

(На доске представлены названия 4-х направлений модернизма, портреты поэтов,репродукции картин). 

IV. Представление ответов учащихся. (Слайды32-35)

V. А теперь оцените работу друг друга в группе.

VI. Заключение. Слово учителя.

Мысленно охватывая безбрежное море поэзии»серебряного века», нельзя не восхититься ее поразительным многообразием и богатством.Гуманные идеалы, воплощенные в их произведениях,будут всегда находить отклик в сердцах читателей.

VII. Рефлексия.

  1. А вам, ребята, близки стихи поэтов серебряного века?
  2. Какие из них нашли в вашем сердце отклик?
  3. Стихами какого поэта вы бы выразили любовь к родному краю, матери, близкому человеку.

6. Домашнее задание. Я предлагаю написать письмо запомнившемуся поэту и выразить свое мнение о его творчестве, задать интересующие вас вопросы, поделиться своими поэтическими открытиями, чувствами. (Слайд 36)

  • Я искренне вам завидую, ребята, потому что вам еще предстоит открыть сокровищницу серебряного века и уже не расставаться с ней никогда.
  •         Приложение 1
  • Обучающий гид
  • Тема:___________________________________

        Модернизм — (от франц.modern — новый, современный) Термин достаточно точно         передавал заложенную в литературе серебряного века идею создания новой         литературы по отношению к литературе классической.

  1.         Символизм — литературно-художественное направление модернизма, считавшее целью         искусства постижение мира через символы. Ключевым понятием    является
  2. 1        _______________ (условное     изображение     чего-либо)     —     многозначное         иносказание.
  3.         Символисты приучили публику глубже воспринимать поэзию, освежили поэтический         язык, обогатив музыкальность стиха.
  4.         Поль Верлен, французский символист утверждал:  «Музыка превыше всего», и —        
  5. 2        символисты использовали ______________ для создания своих символов.

        Духовным учителем символистов был поэт и философ Вл,Соловьев. его учение         основывается на поиске вечной Женственности — воплощении добра, истины и красоты.         Вечная Женственность ( Душа мира, Прекрасная Дама) объект поклонения символистов.

        Излюбленным источником для поэзии символистов служили греческая и римская         мифология, религиозные мотивы.

                Акмеизм (от греч. акме — цвет, цветущая сила, вершина чего-либо) — литературное         направление, сплотившее больших русских поэтов, прежде всего Н.Гумилева,         О.Мандельштама, А.Ахматову.

Он был связан с символизмом, но противостоял его         крайностям, акмеисты пытались заново открыть ценность человеческой жизни, ценность         простого предметного мира, первоначальную ценность слова.

Они выработали тонкие         способы         передачи           внутреннего           мира      лирического        героя     через

3         _______________________________________

4          Они воспевали _______________________________________________ , любовь и         красоту.         Их  литературное объединение «Цех поэтов»           стало школой         поэтического профессионального мастерства.

5        Имажинизм ( от фр. image — _____________________________ ) — течение в русской         литературе. Имажинисты пропагандировали победу образа (имажа) над смыслом. «Мы         нашли способ оживить мертвые слова, заключая их в яркие поэтические образы. Это         создали мы — имажинисты».

6   Футуризм от лат. Futurum -_________________________________) — передовое         направление в

        европейском искусстве начала века. В отличие от символистов футуристы воспевали         «пользу», а не «тайну», отказывались от недосказанности, мистицизма. Образ города для         них выражение современной культуры XX века.

  • 7          В   своем   манифесте _______________________________________________________
  •         футуристы  провозгласили     отказ   от  старой   культуры,   поиски   новой     формы         выразительности:
  •         •  слово-новшество,
  •         • звукоподражания,
  •         •  приемы плаката, лозунга, графический стих,
  •         • поиски новых ритмов, пауз, новых жанровых форм.
  •         • отрицание грамматики, синтаксиса, правописания;

        • презрение к славе: «нам известны чувства, не жившие до нас. Мы люди новой жизни».

  1.         Они называли себя «будетляне», прямо заявляя, что они — люди будущего.
  2. Приложение 2
  3. Задание 1 группе
  4. * * *

Сжала руки под темной вуалью…

  • «Отчего ты сегодня бледна?»
  • — Оттого что я терпкой печалью
  • Напоила его допьяна.
  • Как забуду? Он вышел, шатаясь,

Искривился мучительно рот…

  1. Я сбежала, перил не касаясь,
  2. Я бежала за ним до ворот.
  3. Задыхаясь, я крикнула: «Шутка

Все, что было. Уйдешь, я умру».

  • Улыбнулся спокойно и жутко
  • И сказал мне: «Не стой на ветру».
  •                                 1911
  1. О чем это стихотворение?
  2. Какие изобразительно-выразительные средства позволяют понять состояние героев? Приведите примеры.
  3. Как глаголы помогают нам понять их  чувства?
  1. Как вы понимаете последние слова героя?
  1. Задание 2 группе
  2. СТИХИ О ПРЕКРАСНОЙ ДАМЕ
  3. Вхожу я в темныe храмы,
  4.  Совершаю бедный обряд.
  5. Там жду я Прекрасной Дамы
  6. В мерцаньи красных лампад.
  7. В тени у высокой колонны
  8. Дрожу от скрипа дверей.
  9. А в лицо мне глядит, озаренный,
  10. Только образ, лишь сон о Ней.
  11. О, я привык к этим ризам
  12. Величавой Вечной Жены!
  13. Высоко бегут по карнизам
  14. Улыбки, сказки и сны.
  15. О, Святая, как ласковы свечи,
  16. Как отрадны Твои черты!
  17. Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
  18.  Но я верю: Милая — Ты.
  19.                         25 октября 1902
  1. О чем это стихотворение?
  2.  Каково основное настроение стихотворения,  интонация прочтения.
  3. Попытайтесь «прочитать» его образы.
  4. Какие слова создают образ Прекрасной Дамы?
  5. В чем тайна его музыкальности? (какие звуки создают музыку стиха)
  • Задание  3 группе
  • * * *
  • Не бродить, не мять в кустах багряных
  • Лебеды и не искать следа.
  • Со снопом волос твоих овсяных
  • Отоснилась ты мне навсегда.
  • С алым соком ягоды на коже,
  • Нежная, красивая, была
  • На закат ты розовый похожа
  • И, как снег, лучиста и светла.
  • Зерна глаз твоих осыпались, завяли,
  • Имя тонкое растаяло, как звук,
  • Но остался в складках смятой шали
  • Запах меда от невинных рук.
  • В тихий час, когда заря на крыше,
  • Как котенок, моет лапкой рот,
  • Говор кроткий о тебе я слышу
  • Водяных поющих ветром сот.
  • Пусть порой мне шепчет синий вечер,
  • Что была ты песня и мечта,
  • Всё ж кто выдумал твой гибкий стан и плечи
  • К светлой тайне приложил уста.
  • Не бродить, не мять в кустах багряных
  • Лебеды и не искать следа.
  • Со снопом волос твоих овсяных
  • Отоснилась ты мне навсегда.
  •                                 1916
  1. О чем это произведение?
  2. Какие образы  помогают поэту выразить идею стихотворения?
  3. Какие изобразительно-выразительные средства  создают эти образы?
  4.  Каким настроением овеяно стихотворение?
  1. Задание 4 группе
  2. ПОСЛУШАЙТЕ!
  3. Послушайте!
  4. Ведь, если звезды зажигают
  5. значит — это кому-нибудь нужно?
  6. Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
  7. Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной?
  8. И, надрываясь,
  9. в метелях полуденной пыли, врывается к Богу,
  10. боится, что опоздал,
  11. плачет,
  12. целует ему жилистую руку,
  13. просит
  14. чтоб обязательно была звезда!
  15. клянется
  16. не перенесет эту беззвездную муку!
  17.  А после
  18. ходит тревожный,
  19. но спокойный наружно.
  20. Говорит кому-то:
  21. «Ведь теперь тебе ничего?
  22. Не страшно?
Читайте также:  Сочинение крестьяне в поэме кому на руси жить хорошо

Да?!»

  • Послушайте!
  • Ведь, если звезды
  • зажигают
  • значит — это кому-нибудь нужно?
  • Значит — это необходимо,
  • чтобы каждый вечер
  • над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

1914

  1. К кому обращено? Как поэт относится к адресату?
  1. Какой эпизод является кульминационным?
  2. Как создается напряжение в стихе? Как передать его в чтении?
  3. Каковы особенности композиции? Одинакова ли интонация в начале и в конце стихотворения?

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/04/23/serebryanyy-vek-russkoy-poezii

Сочинение на тему Cеребряный век русской поэзии по литературе

Cеребряный век русской поэзии

Начало XX столетия вошло в историю литературы под красивым именем “серебряного века”. На этот период пришелся великий взлет русской культуры, обогативший поэзию новыми именами.

Начало “серебряного века” пришлось на 90-е годы XIX столетия, его связывают с появлением таких замечательных поэтов, как В. Брюсов, �. Анненский, К. Бальмонт.

Расцветом этого периода в русской культуре считают 1915 год — время его наивысшего подъема.

Нам известны тревожные исторические события этого времени. Поэты, как и политики, пытались открыть для себя что-то новое.

Политики добивались социальных перемен, поэты искали новые формы художественного отображения мира.

На смену классике XIX века приходят новые литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм.

Одним из первых альтернативных литературных течений стал символизм, объединивший таких поэтов, как К. Бальмонт, В. Брюсов, А. Белый и других.

Символисты считали, что новое искусство должно передавать настроения, чувства и мысли поэта при помощи образов-символов.

При этом художник познает окружающий мир не в результате раздумий, а в процессе литературного творчества — в момент ниспосланного ему свыше творческого экстаза.

  • Тень несозданных созданий
  • Колыхается РІРѕ СЃРЅРµ,
  • Словно лопасти латаний

РќР° эмалевой стене…

Полусонно чертят звуки

В звонко-звучной тишине…

Так описывал ощущение зарождения творческой идеи наиболее яркий представитель символизма В. Брюсов.

Он сформулировал в своем творчестве идеи этого литературного направления.

В стихотворении “Юному поэту” мы находим такие строки:

  1. Юноша бледный со взором горящим,
  2. Ныне даю я тебе три завета.
  3. Первый прими: не живи настоящим,
  4. Только грядущее — область поэта.
  5. Помни второй: никому не сочувствуй,
  6. Сам же себя полюби беспредельно.
  7. Третий храни: поклоняйся искусству,
  8. Только ему, безраздумно, бесцельно.

Но эти заветы не означают, что поэт не должен видеть жизни, создавать искусство ради искусства.

Это доказывает многогранная поэзия самого Брюсова, отображающая жизнь во всем ее разнообразии.

Поэт находит удачное сочетание формы и содержания. Он пишет:

  • Р� СЏ хочу, чтоб РІСЃРµ РјРѕРё мечты,
  • Дошедшие РґРѕ слова Рё РґРѕ света,
  • Нашли себе желанные черты.

Для символистов характерна сосредоточенность на внутреннем мире поэта. У К. Бальмонта, например, внешний мир существовал лишь для того, чтобы поэт мог выразить в нем свои собственные переживания:

  1. Я ненавижу человечество,
  2. Я от него бегу, спеша.
  3. Мое единое отечество —
  4. Моя пустынная душа.
  5. Это видно и на примере следующих строк, где обращенность Бальмонта к внутреннему миру отражена не только содержанием, но и формой (частое использование местоимения “я”):
  6. Я мечтою ловил уходящие тени,
  7. Уходящие тени погасавшего дня,
  8. Я на башню всходил, и дрожали ступени,
  9. � дрожали ступени под ногой у меня.

В поэзии К.Бальмонта можно найти отражение всех его душевных переживаний.

�менно они, по мнению символистов, заслуживали особого внимания.

Бальмонт старался запечатлеть в образе, в словах любое, пусть даже мимолетное, ощущение. Поэт пишет:

  • РЇ РЅРµ знаю мудрости, РіРѕРґРЅРѕР№ для РґСЂСѓРіРёС…,
  • Только мимолетности СЏ влагаю РІ стих.
  • Р’ каждой мимолетности вижу СЏ РјРёСЂС‹,
  • Полные изменчивой радужной РёРіСЂС‹.

В споре с символизмом родилось новое литературное течение “серебряного века” — акмеизм. Поэты этого направления — Н.Гумилев, А.Ахматова, О.

Мандельштам — отвергали тягу символизма к неизведанному, чрезмерную сосредоточенность поэта на внутреннем мире.

Они проповедовали идею отображения реальной жизни, обращения поэта к тому, что можно познать.

А посредством отображения реальности художник-акмеист становится причастным к ней.

� действительно, в творчестве Николая Гумилева мы находим в первую очередь отражение окружающего мира во всех его красках.

В его поэзии мы находим экзотические пейзажи и обычаи Африки. Поэт глубоко проникает в мир легенд и преданий Абиссинии, Рима, Египта.

Об этом говорят такие строки:

  1. Я знаю веселые сказки таинственных стран
  2. Про черную деву, про страсть молодого вождя,
  3. Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
  4. Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.
  5. � как я тебе расскажу про тропический сад,
  6. Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.

РўС‹ плачешь? Послушай… далеко, РЅР° озере

Чад �зысканный бродит жираф.

Каждое стихотворение Гумилева открывает новую грань взглядов поэта, его настроений, видения мира.

Например, в стихотворении “Капитаны” он предстает перед нами как певец отваги, риска, смелости.

Поэт поет гимн людям, бросающим вызов судьбе и стихиям:

  • Быстрокрылых ведут капитаны —
  • Открыватели новых земель,
  • Для РєРѕРіРѕ РЅРµ страшны ураганы,
  • Кто изведал мальстремы Рё мель.
  • Чья РЅРµ пылью затерянных хартий —
  • Сольто РјРѕСЂСЏ пропитана РіСЂСѓРґСЊ,
  • Кто иглой РЅР° разорванной карте
  • Отмечает СЃРІРѕР№ дерзостный путь.

Содержание и изысканный стиль стихов Гумилева помогают нам ощутить полноту жизни. Они являются подтверждением того, что человек сам может создать яркий, красочный мир, уйдя от серой будничности.

К миру прекрасного приобщает нас и поэзия Анны Ахматовой. Ее стихи поражают внутренней силой чувства.

Поэзия Ахматовой — это и исповедь влюбленной женской души, и чувства человека, живущего всеми страстями XX века. По словам О.

Мандельштама, Ахматова “принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа XIX века”.

� действительно, любовная лирика Ахматовой воспринимается как огромный роман, в котором переплетаются многие человеческие судьбы. Но чаще всего мы встречаем образ женщины, жаждущей любви, счастья:

  1. Настоящую нежность не спутаешь
  2. Ни с чем, и она тиха.
  3. Ты напрасно бережно кутаешь
  4. Мне плечи и грудь в меха.
  5. � напрасно слова покорные
  6. Говоришь о первой любви.
  7. Как я знаю эти упорные
  8. Несытые взгляды твои!

Пришедшее на смену акмеизму новое литературное течение “серебряного века” — футуризм — отличалось агрессивной оппозиционностью традиционным стихам поэтов-классиков.

Первый сборник футуристов назывался “Пощечина общественному вкусу”. С футуризмом было связано раннее творчество Владимира Маяковского.

В ранних стихах поэта чувствуется желание поразить читателя необычностью своего видения мира. Например, в стихотворении “Ночь” Маяковский использует неожиданное сравнение.

У поэта освещенные окна ночного города вызывают ассоциацию с веером карт. В представлении читателя возникает образ города-игрока:

  • Багровый Рё белый отброшен Рё скомкан,
  • Р’ зеленый бросали горстями дукаты,
  • Рђ черным ладоням сбежавшихся РѕРєРѕРЅ
  • Раздали горящие желтые карты.

Поэты-футуристы В. Маяковский, В. Хлебников, В. Каменский противопоставляли себя классической поэзии, они старались найти новые поэтические ритмы и образы, создать поэзию будущего.

Поэзия “серебряного века” открывает нам неповторимый и удивительный мир красоты и гармонии.

Она учит нас видеть прекрасное в обыденном, глубже понимать внутренний мир человека.

А поиски поэтами “серебряного века” новых стихотворных форм, переосмысление ими роли творчества дают нам более глубокое понимание поэзии.

Источник: http://spisivay.ru/sochinenie/qpfskptwvv/index.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector