Слайд 1
Описание слайда:
Характеристика человека Портретный очерк ( подготовка к сочинению, 8 класс)
Слайд 2
Описание слайда:
Портретный очерк — публицистический жанр, героем которого является человек высоких моральных качеств, человек, преобразующий жизнь, отдающий делу все свои силы, знания, опыт.
Слайд 3
Описание слайда:
Основные элементы портретного очерка
Слайд 4
Описание слайда:
Наши наблюдения Текст №1 Николай Михайлович Амосов – врач, хирург. У него и внешность такая, профессиональная, что ли. Всегда подтянут, быстр в движениях. Очень запоминающееся лицо. Худощавое. Волевое. Умное. Строгий, суровый взгляд. «Хирург – это не только врач. Это мастер. Как ювелир или слесарь-инструментальщик», — пишет Н.Амосов.
Недаром в народе и о хороших мастерах, и о хороших хирургах говорят: золотые руки. За долгие годы работы Н.М.Амосов спас жизнь и вернул здоровье огромному количеству людей. Он сделал сотни, а может и тысячи операций на сердце. Он написал более 40 научных работ. Амосов внес выдающийся вклад в совершенствование лечения пороков сердца… (По К.
Григорьеву.)
Слайд 5
Описание слайда:
Наши наблюдения Текст №1 Николай Михайлович Амосов – врач, хирург. У него и внешность такая, профессиональная, что ли. Всегда подтянут, быстр в движениях. Очень запоминающееся лицо. Худощавое. Волевое. Умное. Строгий, суровый взгляд. «Хирург – это не только врач. Это мастер. Как ювелир или слесарь-инструментальщик», — пишет Н.Амосов.
Недаром в народе и о хороших мастерах, и о хороших хирургах говорят: золотые руки. За долгие годы работы Н.М.Амосов спас жизнь и вернул здоровье огромному количеству людей. Он сделал сотни, а может и тысячи операций на сердце. Он написал более 40 научных работ. Амосов внес выдающийся вклад в совершенствование лечения пороков сердца… (По К.
Григорьеву.) (Портрет)
Слайд 6
Описание слайда:
Наши наблюдения Текст №1 Николай Михайлович Амосов – врач, хирург. У него и внешность такая, профессиональная, что ли. Всегда подтянут, быстр в движениях. Очень запоминающееся лицо. Худощавое. Волевое. Умное. Строгий, суровый взгляд. «Хирург – это не только врач. Это мастер. Как ювелир или слесарь-инструментальщик», — пишет Н.Амосов.
Недаром в народе и о хороших мастерах, и о хороших хирургах говорят: золотые руки. За долгие годы работы Н.М.Амосов спас жизнь и вернул здоровье огромному количеству людей. Он сделал сотни, а может и тысячи операций на сердце. Он написал более 40 научных работ. Амосов внес выдающийся вклад в совершенствование лечения пороков сердца… (По К.
Григорьеву.) (Прямая речь героя. Цитата.)
Слайд 7
Описание слайда:
Наши наблюдения Текст №1 Николай Михайлович Амосов – врач, хирург. У него и внешность такая, профессиональная, что ли. Всегда подтянут, быстр в движениях. Очень запоминающееся лицо. Худощавое. Волевое. Умное. Строгий, суровый взгляд. «Хирург – это не только врач. Это мастер. Как ювелир или слесарь-инструментальщик», — пишет Н.Амосов.
Недаром в народе и о хороших мастерах, и о хороших хирургах говорят: золотые руки. За долгие годы работы Н.М.Амосов спас жизнь и вернул здоровье огромному количеству людей. Он сделал сотни, а может и тысячи операций на сердце. Он написал более 40 научных работ. Амосов внес выдающийся вклад в совершенствование лечения пороков сердца… (По К.
Григорьеву.) (Достижения, добрые дела)
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Описание слайда:
Найди характерную деталь!
Слайд 15
Описание слайда:
Найди характерную деталь!
Слайд 16
Описание слайда:
Вспомни яркий эпизод из жизни своего героя
Слайд 17
Описание слайда:
Делаем вывод из наблюдений В портретном очерке должны быть следующие составные части: описание внешности героя; рассказ о его деле, профессии, творчестве; отдельные факты биографии; описание особенностей характера героя, его речи (примеры высказываний, цитаты); яркий эпизод, раскрывающий в герое главное.
Слайд 18
Описание слайда:
Советы опытных журналистов
Слайд 19
Слайд 20
Описание слайда:
Первый шаг – самый трудный. Половина успеха зависит от выбора героя для очерка. Герой очерка – человек, который представляет интерес для читателей. Крупно повезло тем, у кого есть знакомый космонавт, герой Чечни или выдающийся учёный. Первый шаг – самый трудный. Половина успеха зависит от выбора героя для очерка.
Герой очерка – человек, который представляет интерес для читателей. Крупно повезло тем, у кого есть знакомый космонавт, герой Чечни или выдающийся учёный. Интерес вызывают люди, осуществившие своё предназначение, добившиеся чего-то значительного в жизни.
По ним можно судить о характере эпохи, с них можно брать пример решения жизненных задач (отрицательный или положительный); герои утверждают те или иные культурные ценности. Героем может быть в принципе любой человек. Не обязательно хороший.
Главное, что требуется учесть при выборе, – это то, что на примере вашего героя нужно утверждать базовые ценности нашей культуры… http://rudn.monplezir.ru/ocherk_kak_napisat.htm
Слайд 21
Слайд 22
Описание слайда:
Желаю успеха!
Слайд 23
Источник: https://mypresentation.ru/presentation/xarakteristika-cheloveka-portretnyj-ocherk—podgotovka-k-sochineniyu—8-klass
Литературный жанр очерк. Как написать очерк
Здравствуйте! Мы уже подробно обсудили рассказ, выяснили, что из себя представляет повесть, роман, полно определили, что такое эссе… Продолжаем рубрику «В помощь начинающему автору». Сегодня мы поговорим об очерке.
Очерк интересен тем, что является своеобразной золотой серединой между художественным и публицистическим произведением. Написать его – задача достаточно трудная, так как необходимо учитывать важные структурные компоненты, жанровые особенности и склонность к правдивости. Вымысел здесь уже не пройдёт.
Традиционные отличия:
- Малая повествовательная форма.
- Описание реальных событий, происходящих с реальными людьми.
- В центре – актуальные общественные проблемы.
- Несёт в себе социальную пользу, разрешая спорные ситуации и вопросы.
- Документальность.
- Красота художественного стиля. Эмоциональность и образность.
Виды очерка
Существует несколько классификаций этого жанра. В первом случае очерк делится на портретный, проблемный и путевой.
Портретный очерк
Портретный очерк – это описание жизни какого-либо человека, известного или нет. Наверное, такое произведение схоже с написанием портрета. Но если художник будет действовать с помощью кисти и красок, то очеркист наносит словесные мазки.
Он должен изобразить не только внешность, но и исследовать внутренний мир своего героя, передать черты характера и темперамента, проникнуться его надеждами и мечтами. На время писатель должен забыть о себе и стать тем, чью жизнь он исследует.
Важную роль здесь играет способность к эмпатии.
Путевые очерки
Путевой очерк фиксирует интересные события, происходившие с автором во время какой-нибудь поездки. Это может быть описание местности, рассказ о встречах с различными людьми, необычные события, которые заслуживают оказаться в центре внимания.
Недавно моя тётя вернулась из Парижа и привезла несколько любопытных заметок о голубях, цветах и парижских улочках. Ранее я не замечала у неё склонности к писательству, но стоит признать, что её первые опыты оказались весьма любопытными.
Даже захотелось срочно лететь в столицу Франции, чтобы увидеть всё своими глазами.
Проблемный очерк
Проблемный очерк интересен своим острым конфликтом, который решается посредством качественного анализа различной информации. Автор может приводить в пример статистику, делать упор на художественные средства, а в конце обязательно подводит итог всему сказанному и предлагает свой путь преодоления диссонанса.
Вторая классификация подразделяет очерк на социологический, публицистический и художественный.
Социологический очерк
Социологический очерк – это, конечно, анализ крупной общественной проблемы. Например, повышение количества суицидов среди школьников. Такой очерк должен быть максимально объективен и опираться на реальные факты и цифры. Однако язык такого очерка должен быть крайне живым и интересным, ведь его проблематика должна дойти до умов окружающих людей.
Публицистический очерк
Публицистический очерк похож на социологический, но уже обладает ярко выраженной авторской позицией. Очеркист в данном случае не только выносит на рассмотрение проблему, но и высказывает свою точку зрения.
Он может непосредственно окунуться в тот мир или в ту ситуацию, которая будет описана. Лучше всего затрагивать узкие проблемы, чтобы иметь возможность предложить реальную помощь населению.
Например, помочь ему в информировании необходимых телефонов и адресов.
Художественный очерк
Жанр очерк
Конечно, на этом разделение очерков не заканчивается, ведь их можно насчитать около полусотни. Наша задача с вами сейчас – это разобраться, как создать очерк самому и какие советы нужно принять к сведению.
Как написать очерк
Выбор темы
Пожалуй, — это один из самых сложных этапов.
Как выбрать такую проблему, которая будет касаться не только автора и узкого круга лиц, но всего социума? На каких аспектах остановиться, чтобы заинтересовать публику, привлечь её к масштабному обсуждению и не оставить равнодушной? К счастью, тем таких крайне много.
Посмотрите новости, покатайтесь в общественном транспорте или подождите очередь в сбербанке/поликлинике. Народ сам вам подскажет почву для исследования. Главное, будьте внимательны и наблюдательны, не проходите мимо живого материала для творчества.
За последние несколько недель я выделила для себя несколько тем: повышенная детская смертность, низкая квалификация врачей (особенно в ветклиниках) и отсутствие специальных площадок для выгула собак. Последняя меня волнует особо, так как бегать весёлому щенку, не рискуя попасть под колёса автомобиля, действительно негде. (Статья о том, как стать писателем — тут и здесь.)
Сбор информации
Иной раз достаточно просто полазить по Интернету, чтобы найти важные цифры и данные. Иногда стоит посетить какое-нибудь учреждение или получить доступ в архив. Всё, конечно, зависит от масштаба вашей проблемы и уровня профессионализма. Но главное в том, чтобы описывать реальность.
Поверьте, сейчас в Сети можно найти много информации, но где гарантия её достоверности и качества? Не тратьте своё время и время тех людей, которые будут вас читать. Лучше служить на общее благо, чем гнаться за мнимыми лаврами писателя и кормить народ очередной лапшой быстрого приготовления.
Пожалуй, каждый из нас был в такой ситуации, когда хочется добраться до истинного положения вещей. Давайте же помогать друг другу.
План очерка
Необходим для того, чтобы ваше повествование было крайне логичным и последовательным. Наша мысль, если её не заключать в узкие рамки, способна порождать немыслимый хаос. Хорошо ли это? Для психотерапевта – возможно.
Но читать поток сознания в литературе – это сложно и скучно. Очерк – достаточно стройный жанр, он не любит лишних одежд, не соответствующих сезону.
Сначала выдвигайте главный тезис, потом приводите в пример накопленную и собранную информацию, далее не забывайте о выводах.
Герои
Так как очерк – это не эссе, то в нём должны присутствовать главные герои. Будут ли это прокурор и обвиняемый или ваши соседи по даче – это неважно. Главное, чтоб эти самые герои не выглядели однобокими и пластилиновыми.
Они должны всецело походить на живых людей, которых мы с вами встречаем день ото дня. Одно из важных качеств образов – это собирательность. Недостаточно описать одну известную вам личность.
Социальная направленность призывает создавать многогранных персонажей, которые будут вбирать в себя качества многих людей. Конечно, не надо особо этим злоупотреблять и превращать героя в ящик Пандоры.
Ваш герой – это представитель того или иного слоя населения. Он лицо своей эпохи и своей страны. Поэтому лучшее заранее выделить его основные характеристики, которые в большей мере отразят ваш главный замысел.
Прорисовывайте его одежду, не забывайте про речь, которая будет раскрывать не только его личностные характеристики, но и особенности той сферы, где ему приходится обитать. Обязательно приводите в пример различные ситуации, в которые попадает ваш герой. Но при этом не будьте чрезмерно занудным. В очерке достаточно несколько широких мазков, чтобы всё встало на свои места.
Контрастность
Затрагивая общественно значимую проблему, не забывайте, что у медали всегда есть две стороны. Каким бы ни было ваше мнение, вы обязаны показать все «за» и «против», все плюсы и минусы, чёрные и белые стороны.
Пусть это приводит к неразрешимым противоречиям, в этом и заключается суть очерка: обрисовать предмет через призму диалектики. Никто не говорит, что в жизни всё просто и понятно. Вспомните древнегреческие трагедии, заставляющие переживать каждого зрителя сильнейший катарсис.
Разве проблема царя Эдипа однозначна? Разве можно судить о нём, расставляя доминаты? Так и в очерке следует давать полную картину действительности, какой бы двуличной она ни была.
Оригинальность и наличие изюминки
Согласитесь, что большинство тем, которые приходят вам на ум, уже давно звучат с экранов телевизоров и пестрят в Интернете. Иной раз даже противно становится, когда ищешь ответы на интересующие вопросы и видишь обмусоливание одних и тех же мыслей. Сейчас это называется рерайтинг.
Или копирайтинг. Но мы забываем, что очерк – это литература. Очерк – это произведение искусства. Копии, пусть даже самого лучшего качества, никому не нужны и неинтересны. Людям нужно то, чего они ещё не видели и не читали. Нужен свежий взгляд на проблему, необычные мысли, интересные факты.
На самом деле информации по любому предмету очень много, но обычно человек кликает первые попавшиеся ссылки, которые не отличаются разносторонним содержанием. А иной раз попадается такой текст, который запоминается, который хочется сохранить. Нам с вами надо стремиться именно к этому: стать уникальными, эксклюзивными, непревзойдёнными.
Никто не запрещает пользоваться посторонней информацией, но отбирать её стоит тщательно и не из первых пяти источников, которых выдаёт поисковик. Не ленитесь читать дополнительную литературу, ставить собственные эксперименты и проводить исследования. Конечно, мы не можем знать всего.
Но ведь мы можем наблюдать, анализировать, синтезировать. Мы можем делать выводы и предлагать новые пути следования. Мы можем разрабатывать собственные проекты и действительно помогать людям, знакомить их с чем-то новым, делиться тем, что мы уже пронесли через себя, с чем столкнулись когда-то. Новаторство – вот путь к успеху.
И не надо бояться сделать что-то неправильно.
Субъективное мнение
Раз уж вы высказываете своё мнение по упомянутой проблеме, то будьте искренними. Если вы не согласны, значит, вы действительно не согласны.
Если вы сами ещё не разобрались, то не стоит этого скрывать. Часто действительно нельзя сформулировать определённую позицию.
Раскрывайте проблему во всём спектре красок, смотрите на неё под разными углами, делитесь своим мнением и не навязывайте его остальным.
Очерк не обязательно должен отличаться позитивностью. Не надо обходить острые углы, боясь не понравиться большинству. Главное, всё должно иметь чёткую и ясную аргументацию.
Каждый довод должен подкрепляться фактами, взятыми непосредственно из жизни. Проявите себя как неравнодушный человек-исследователь, даже если ваши исследования проводятся лишь на любительском уровне.
Поверьте, любая серьёзная работа всегда будет оценена по достоинству, пусть даже и со временем.
Источник: http://liter-rm.ru/literaturnyj-zhanr-ocherk-kak-napisat-ocherk.html
Конспект урока по теме "Портретный очерк"
И.А. Бунин
РУСЬ
Старуха приехала в Москву издалека. Свой северный край называет Русью. Большая, бокастая, ходит в валенках, в теплой стеганой безрукавке. Лицо крупное, желтоглазое, в космах толстых седых волос, – лицо восемнадцатого века.
- Спросил ее как-то:
- – А сколько вам лет будет?
- – Семьдесят семь, господин милый.
- – А вы, дай Бог не сглазить, еще совсем хоть куда.
– А что ж мне? Это года не велики. Наш родитель до ста лет дожил.
Чаю она не пьет, сахару не ест. Пьет горячую воду с черным хлебом, с селедкой или солеными огурцами.
– Вы никогда, небось, и не хворали?
– Нет, трясовица была на мне, порча на мне была. Мужа страшилась: как он ко мне с любовным чувством, меня и начинало трясти, корежить. Сжечь бы ее, ту, что напустила на меня это!
Слово «сжечь» одно из ее любимых. Про большевиков говорит очень строго:
– Не смеют они так про Бога говорить. Бог наш, а не их. Сжечь бы их всех!
Ее рассказы о родине величавы. Леса там темны, дремучи. Снега выше вековых сосен.
Бабы, мужики шибко едут в лубяных санках, на кубастых лохматых коньках, все в лазоревых, крашеного холста тулупах со стоячими аршинными воротами из жестокого псиного меху и в таких же шапках. Морозы грудь насквозь прожигают.
Солнце на закате играет как в сказке: то блещет лиловым, то кумачовым, а то все кругом рядит в золото или зелень. Звезды ночью – в лебяжье яйцо.
1930
И.А. Бунин
РУСЬ
Старуха приехала в Москву издалека. Свой северный край называет Русью. Большая, бокастая, ходит в валенках, в теплой стеганой безрукавке. Лицо крупное, желтоглазое, в космах толстых седых волос, – лицо восемнадцатого века.
- Спросил ее как-то:
- – А сколько вам лет будет?
- – Семьдесят семь, господин милый.
- – А вы, дай Бог не сглазить, еще совсем хоть куда.
– А что ж мне? Это года не велики. Наш родитель до ста лет дожил.
Чаю она не пьет, сахару не ест. Пьет горячую воду с черным хлебом, с селедкой или солеными огурцами.
– Вы никогда, небось, и не хворали?
– Нет, трясовица была на мне, порча на мне была. Мужа страшилась: как он ко мне с любовным чувством, меня и начинало трясти, корежить. Сжечь бы ее, ту, что напустила на меня это!
Слово «сжечь» одно из ее любимых. Про большевиков говорит очень строго:
– Не смеют они так про Бога говорить. Бог наш, а не их. Сжечь бы их всех!
Ее рассказы о родине величавы. Леса там темны, дремучи. Снега выше вековых сосен.
Бабы, мужики шибко едут в лубяных санках, на кубастых лохматых коньках, все в лазоревых, крашеного холста тулупах со стоячими аршинными воротами из жестокого псиного меху и в таких же шапках. Морозы грудь насквозь прожигают.
Солнце на закате играет как в сказке: то блещет лиловым, то кумачовым, а то все кругом рядит в золото или зелень. Звезды ночью – в лебяжье яйцо.
1930
Портрет бывает внешним и «внутренним» :
внешний – это не только описание лица, рук, цвета глаз, волос, причёски, одежды, это и походка, жесты, манеры, особенности голоса, смеха. Очень важно сказать о выражении глаз, взгляде, улыбке. Необходимо уловить и передать самое яркое, самое запоминающееся, самое характерное для данного человека;
«внутренний» – характер человека, его внутренний мир: интересы, привычки, образ мыслей, отношение к делу, к людям, к самому себе, обычное для него настроение, поведение в разных ситуациях, его убеждения и взгляды, чувства и переживания.
В портретном очерке сочетаются следующие компоненты:
- портрет в узком смысле этого слова;
- описание обстановки, в которой живёт и работает герой очерка;
- рассказ о главном деле его жизни, интересах, увлечениях, взаимоотношениях с окружающими.
Характерные особенности публицистического очерка
- документальность
- достоверность фактов, событий
- описание реальной обстановки
- использование изобразительных средств
Портрет бывает внешним и «внутренним» :
внешний – это не только описание лица, рук, цвета глаз, волос, причёски, одежды, это и походка, жесты, манеры, особенности голоса, смеха. Очень важно сказать о выражении глаз, взгляде, улыбке. Необходимо уловить и передать самое яркое, самое запоминающееся, самое характерное для данного человека;
«внутренний» – характер человека, его внутренний мир: интересы, привычки, образ мыслей, отношение к делу, к людям, к самому себе, обычное для него настроение, поведение в разных ситуациях, его убеждения и взгляды, чувства и переживания.
В портретном очерке сочетаются следующие компоненты:
- портрет в узком смысле этого слова;
- описание обстановки, в которой живёт и работает герой очерка;
- рассказ о главном деле его жизни, интересах, увлечениях, взаимоотношениях с окружающими.
Характерные особенности публицистического очерка
- документальность
- достоверность фактов, событий
- описание реальной обстановки
- использование изобразительных средств
Николай Михайлович Амосов – врач, хирург. У него и внешность такая, профессиональная, что ли. Всегда подтянут, быстр в движениях. Очень запоминающееся лицо. Худощавое. Волевое. Умное. Строгий, суровый взгляд.
«Хирург – это не только врач. Это мастер. Как ювелир или слесарь-инструментальщик», – пишет Н. Амосов. Недаром в народе и о хороших мастерах, и о хороших хирургах говорят: золотые руки.
За долгие годы работы Н.М. Амосов спас жизнь и вернул здоровье огромному количеству людей. Он сделал сотни, а может и тысячи операций на сердце. Он написал более 40 научных работ. Амосов внес выдающийся вклад в совершенствование лечения пороков сердца…
Дверь открылась, и он встретил меня в «сценическом образе», который делал его похожим на одного из героев Михаила Булгакова. Мурлыкал и терся о его ноги абсолютно белый без пятнышка кот по имени Маркиз. В доме пахло свежезаваренным чаем, пирогами и еще еле уловимо чем-то. Я поняла чем, когда вошла в маленькую, выборочно освещенную комнату.
И увидела березу, доверчиво раскрывшую ветки с осенними листьями. А за окном была зима, и снежинки пристали к стеклу. Новый год давно был отпразднован, но береза стояла принаряженная конфетами, елочными игрушками и даже парой бананов.
Что поделать – дом, где живет художник, сотрудник телевидения, немножко актер, любитель розыгрышей и хорошей музыки – не может быть обычным…
Николай Михайлович Амосов – врач, хирург. У него и внешность такая, профессиональная, что ли. Всегда подтянут, быстр в движениях. Очень запоминающееся лицо. Худощавое. Волевое. Умное. Строгий, суровый взгляд.
«Хирург – это не только врач. Это мастер. Как ювелир или слесарь-инструментальщик», – пишет Н. Амосов. Недаром в народе и о хороших мастерах, и о хороших хирургах говорят: золотые руки.
За долгие годы работы Н.М. Амосов спас жизнь и вернул здоровье огромному количеству людей. Он сделал сотни, а может и тысячи операций на сердце. Он написал более 40 научных работ. Амосов внес выдающийся вклад в совершенствование лечения пороков сердца…
Дверь открылась, и он встретил меня в «сценическом образе», который делал его похожим на одного из героев Михаила Булгакова. Мурлыкал и терся о его ноги абсолютно белый без пятнышка кот по имени Маркиз. В доме пахло свежезаваренным чаем, пирогами и еще еле уловимо чем-то. Я поняла чем, когда вошла в маленькую, выборочно освещенную комнату.
И увидела березу, доверчиво раскрывшую ветки с осенними листьями. А за окном была зима, и снежинки пристали к стеклу. Новый год давно был отпразднован, но береза стояла принаряженная конфетами, елочными игрушками и даже парой бананов.
Что поделать – дом, где живет художник, сотрудник телевидения, немножко актер, любитель розыгрышей и хорошей музыки – не может быть обычным…
- Портретный очерк – это журналистское произведение, в котором предметом изображения выступает конкретный человек, содержанием становится авторская трактовка его судьбы путем художественного анализа фактов биографии.
- Создание портретного очерка требует от журналиста не только профессионализма в сборе информации, но и таланта литератора, способного при создании портрета отдельной личности делать наброски портрета общества в целом. В портретном очерке необходимо показать героя в тесной взаимосвязи с общественно-политическими, экономическими и социально-психологическими процессами в обществе.
- Яркий образ в портретном очерке – верный путь к достижению понимания автора своим читателем. Важную роль играет осмысление фактов биографии героя очерка, кропотливый отбор художественных средств. В роли таких художественных средств чаще всего выступают художественная деталь, диалог, портрет, пейзаж…
- С помощью детали можно описать обстановку, место действия, передать характерные черты внешности героя, его речи, описать манеру поведения. Важно, найдя такую деталь, грамотно определить ее место в создаваемом тексте, так, чтобы она служила общему замыслу автора.
- Диалогнередко встречается в современном очерке, но чаще встречаются портретные очерки с элементами интервью. Воссоздание с помощью такого атмосферы общения добавляет штрихи к психологической характеристике героя.
- Портретная характеристиканапрямую связывается с психологическими особенностями личности. Внешность человека, его манера одеваться, привычные позы, жестикуляция, мимика – все оказывается в поле наблюдения журналиста. Здесь важна документальная точность.
- Пейзажиспользуется в качестве сравнения внутреннего состояния героя и окружающей природы, в качестве приема раскрытия его мировоззренческих позиций, собственно характера.
- Очеркист – это журналист, умеющий в нужный момент диктовать спрос, а не отвечать предложением на уже имеющийся. Часть потребителей информационных продуктов истосковалась по «талантливой» журналистике, часть – просто не знала таковой.
- Документальность, исследовательская природа портретного очерка и оригинальность изложения фактического материала дают возможность предположить, что интерес к этому жанру проявится вместе с осмыслением современной действительности и роли человека в ней.
- Портретный очерк – это журналистское произведение, в котором предметом изображения выступает конкретный человек, содержанием становится авторская трактовка его судьбы путем художественного анализа фактов биографии.
- Создание портретного очерка требует от журналиста не только профессионализма в сборе информации, но и таланта литератора, способного при создании портрета отдельной личности делать наброски портрета общества в целом. В портретном очерке необходимо показать героя в тесной взаимосвязи с общественно-политическими, экономическими и социально-психологическими процессами в обществе.
- Яркий образ в портретном очерке – верный путь к достижению понимания автора своим читателем. Важную роль играет осмысление фактов биографии героя очерка, кропотливый отбор художественных средств. В роли таких художественных средств чаще всего выступают художественная деталь, диалог, портрет, пейзаж…
- С помощью детали можно описать обстановку, место действия, передать характерные черты внешности героя, его речи, описать манеру поведения. Важно, найдя такую деталь, грамотно определить ее место в создаваемом тексте, так, чтобы она служила общему замыслу автора.
- Диалогнередко встречается в современном очерке, но чаще встречаются портретные очерки с элементами интервью. Воссоздание с помощью такого атмосферы общения добавляет штрихи к психологической характеристике героя.
- Портретная характеристиканапрямую связывается с психологическими особенностями личности. Внешность человека, его манера одеваться, привычные позы, жестикуляция, мимика – все оказывается в поле наблюдения журналиста. Здесь важна документальная точность.
- Пейзажиспользуется в качестве сравнения внутреннего состояния героя и окружающей природы, в качестве приема раскрытия его мировоззренческих позиций, собственно характера.
- Очеркист – это журналист, умеющий в нужный момент диктовать спрос, а не отвечать предложением на уже имеющийся. Часть потребителей информационных продуктов истосковалась по «талантливой» журналистике, часть – просто не знала таковой.
- Документальность, исследовательская природа портретного очерка и оригинальность изложения фактического материала дают возможность предположить, что интерес к этому жанру проявится вместе с осмыслением современной действительности и роли человека в ней.
Источник: https://videouroki.net/razrabotki/konspiekt-uroka-po-tiemie-portrietnyi-ochierk.html
Портретный очерк "Лучший Друг". Автор Марина Коба, 2001г. г.Тюмень
|
|