Сочинение портретный очерк (примеры 8, 9, 11 класс)

Слайд 1

Сочинение Портретный очерк (примеры 8, 9, 11 класс)Описание слайда:

Характеристика человека Портретный очерк ( подготовка к сочинению, 8 класс)

Слайд 2

Сочинение Портретный очерк (примеры 8, 9, 11 класс)Описание слайда:

Портретный очерк — публицистический жанр, героем которого является человек высоких моральных качеств, человек, преобразующий жизнь, отдающий делу все свои силы, знания, опыт.

Слайд 3

Сочинение Портретный очерк (примеры 8, 9, 11 класс)Описание слайда:

Основные элементы портретного очерка

Слайд 4

Сочинение Портретный очерк (примеры 8, 9, 11 класс)Описание слайда:

Наши наблюдения Текст №1 Николай Михайлович Амосов – врач, хирург. У него и внешность такая, профессиональная, что ли. Всегда подтянут, быстр в движениях. Очень запоминающееся лицо. Худощавое. Волевое. Умное. Строгий, суровый взгляд. «Хирург – это не только врач. Это мастер. Как ювелир или слесарь-инструментальщик», — пишет Н.Амосов.

Недаром в народе и о хороших мастерах, и о хороших хирургах говорят: золотые руки. За долгие годы работы Н.М.Амосов спас жизнь и вернул здоровье огромному количеству людей. Он сделал сотни, а может и тысячи операций на сердце. Он написал более 40 научных работ. Амосов внес выдающийся вклад в совершенствование лечения пороков сердца… (По К.

Григорьеву.) 

Слайд 5

Сочинение Портретный очерк (примеры 8, 9, 11 класс)Описание слайда:

Наши наблюдения Текст №1 Николай Михайлович Амосов – врач, хирург. У него и внешность такая, профессиональная, что ли. Всегда подтянут, быстр в движениях. Очень запоминающееся лицо. Худощавое. Волевое. Умное. Строгий, суровый взгляд. «Хирург – это не только врач. Это мастер. Как ювелир или слесарь-инструментальщик», — пишет Н.Амосов.

Недаром в народе и о хороших мастерах, и о хороших хирургах говорят: золотые руки. За долгие годы работы Н.М.Амосов спас жизнь и вернул здоровье огромному количеству людей. Он сделал сотни, а может и тысячи операций на сердце. Он написал более 40 научных работ. Амосов внес выдающийся вклад в совершенствование лечения пороков сердца… (По К.

Григорьеву.) (Портрет)   

Слайд 6

Сочинение Портретный очерк (примеры 8, 9, 11 класс)Описание слайда:

Наши наблюдения Текст №1 Николай Михайлович Амосов – врач, хирург. У него и внешность такая, профессиональная, что ли. Всегда подтянут, быстр в движениях. Очень запоминающееся лицо. Худощавое. Волевое. Умное. Строгий, суровый взгляд. «Хирург – это не только врач. Это мастер. Как ювелир или слесарь-инструментальщик», — пишет Н.Амосов.

Недаром в народе и о хороших мастерах, и о хороших хирургах говорят: золотые руки. За долгие годы работы Н.М.Амосов спас жизнь и вернул здоровье огромному количеству людей. Он сделал сотни, а может и тысячи операций на сердце. Он написал более 40 научных работ. Амосов внес выдающийся вклад в совершенствование лечения пороков сердца… (По К.

Григорьеву.) (Прямая речь героя. Цитата.)   

Слайд 7

Сочинение Портретный очерк (примеры 8, 9, 11 класс)Описание слайда:

Наши наблюдения Текст №1 Николай Михайлович Амосов – врач, хирург. У него и внешность такая, профессиональная, что ли. Всегда подтянут, быстр в движениях. Очень запоминающееся лицо. Худощавое. Волевое. Умное. Строгий, суровый взгляд. «Хирург – это не только врач. Это мастер. Как ювелир или слесарь-инструментальщик», — пишет Н.Амосов.

Недаром в народе и о хороших мастерах, и о хороших хирургах говорят: золотые руки. За долгие годы работы Н.М.Амосов спас жизнь и вернул здоровье огромному количеству людей. Он сделал сотни, а может и тысячи операций на сердце. Он написал более 40 научных работ. Амосов внес выдающийся вклад в совершенствование лечения пороков сердца… (По К.

Григорьеву.) (Достижения, добрые дела)   

Слайд 8

Сочинение Портретный очерк (примеры 8, 9, 11 класс)

Слайд 9

Сочинение Портретный очерк (примеры 8, 9, 11 класс)

Слайд 10

Сочинение Портретный очерк (примеры 8, 9, 11 класс)

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Описание слайда:

Найди характерную деталь!

Слайд 15

Описание слайда:

Найди характерную деталь!

Слайд 16

Описание слайда:

Вспомни яркий эпизод из жизни своего героя

Слайд 17

Описание слайда:

Делаем вывод из наблюдений В портретном очерке должны быть следующие составные части: описание внешности героя; рассказ о его деле, профессии, творчестве; отдельные факты биографии; описание особенностей характера героя, его речи (примеры высказываний, цитаты); яркий эпизод, раскрывающий в герое главное.

Слайд 18

Описание слайда:

Советы опытных журналистов

Слайд 19

Слайд 20

Описание слайда:

Первый шаг – самый трудный. Половина успеха зависит от выбора героя для очерка. Герой очерка – человек, который представляет интерес для читателей. Крупно повезло тем, у кого есть знакомый космонавт, герой Чечни или выдающийся учёный. Первый шаг – самый трудный. Половина успеха зависит от выбора героя для очерка.

Герой очерка – человек, который представляет интерес для читателей. Крупно повезло тем, у кого есть знакомый космонавт, герой Чечни или выдающийся учёный. Интерес вызывают люди, осуществившие своё предназначение, добившиеся чего-то значительного в жизни.

По ним можно судить о характере эпохи, с них можно брать пример решения жизненных задач (отрицательный или положительный); герои утверждают те или иные культурные ценности. Героем может быть в принципе любой человек. Не обязательно хороший.

Главное, что требуется учесть при выборе, – это то, что на примере вашего героя нужно утверждать базовые ценности нашей культуры… http://rudn.monplezir.ru/ocherk_kak_napisat.htm

Слайд 21

Слайд 22

Описание слайда:

Желаю успеха!

Слайд 23

Источник: https://mypresentation.ru/presentation/xarakteristika-cheloveka-portretnyj-ocherk—podgotovka-k-sochineniyu—8-klass

Литературный жанр очерк. Как написать очерк

Сочинение Портретный очерк (примеры 8, 9, 11 класс)

Здравствуйте! Мы уже подробно обсудили рассказ, выяснили, что из себя представляет повесть, роман, полно определили, что такое эссе… Продолжаем рубрику «В помощь начинающему автору». Сегодня мы поговорим об очерке.

Очерк интересен тем, что является своеобразной золотой серединой между художественным и публицистическим произведением. Написать его – задача достаточно трудная, так как необходимо учитывать важные структурные компоненты, жанровые особенности и склонность к правдивости. Вымысел здесь уже не пройдёт.

Традиционные отличия:

  1. Малая повествовательная форма.
  2. Описание реальных событий, происходящих с реальными людьми.
  3. В центре – актуальные общественные проблемы.
  4. Несёт в себе социальную пользу, разрешая спорные ситуации и вопросы.
  5. Документальность.
  6. Красота художественного стиля. Эмоциональность и образность.

Виды очерка

Существует несколько классификаций этого жанра. В первом случае очерк делится на портретный, проблемный и путевой.

Портретный очерк

Портретный очерк – это описание жизни какого-либо человека, известного или нет. Наверное, такое произведение схоже с написанием портрета. Но если художник будет действовать с помощью кисти и красок, то очеркист наносит словесные мазки.

Он должен изобразить не только внешность, но и исследовать внутренний мир своего героя, передать черты характера и темперамента, проникнуться его надеждами и мечтами. На время писатель должен забыть о себе и стать тем, чью жизнь он исследует.

Важную роль здесь играет способность к эмпатии.

Путевые очерки

Путевой очерк фиксирует интересные события, происходившие с автором во время какой-нибудь поездки. Это может быть описание местности, рассказ о встречах с различными людьми, необычные события, которые заслуживают оказаться в центре внимания.

Недавно моя тётя вернулась из Парижа и привезла несколько любопытных заметок о голубях, цветах и парижских улочках. Ранее я не замечала у неё склонности к писательству, но стоит признать, что её первые опыты оказались весьма любопытными.

Даже захотелось срочно лететь в столицу Франции, чтобы увидеть всё своими глазами.

Проблемный очерк

Проблемный очерк интересен своим острым конфликтом, который решается посредством качественного анализа различной информации. Автор может приводить в пример статистику, делать упор на художественные средства, а в конце обязательно подводит итог всему сказанному и предлагает свой путь преодоления диссонанса.

Вторая классификация подразделяет очерк на социологический, публицистический и художественный.

Социологический очерк

Социологический очерк – это, конечно, анализ крупной общественной проблемы. Например, повышение количества суицидов среди школьников. Такой очерк должен быть максимально объективен и опираться на реальные факты и цифры. Однако язык такого очерка должен быть крайне живым и интересным, ведь его проблематика должна дойти до умов окружающих людей.

Публицистический очерк

Публицистический очерк похож на социологический, но уже обладает ярко выраженной авторской позицией.  Очеркист в данном случае не только выносит на рассмотрение проблему, но и высказывает свою точку зрения.

Он может непосредственно окунуться в тот мир или в ту ситуацию, которая будет описана. Лучше всего затрагивать узкие проблемы, чтобы иметь возможность предложить реальную помощь населению.

Например, помочь ему в информировании необходимых телефонов и адресов.

Художественный очерк

Сочинение Портретный очерк (примеры 8, 9, 11 класс)

Жанр очерк

Конечно, на этом разделение очерков не заканчивается, ведь их можно насчитать около полусотни. Наша задача с вами сейчас – это разобраться, как создать очерк самому и  какие советы нужно принять к сведению.

Как написать очерк

Выбор темы

Пожалуй, — это один из самых сложных этапов.

Как выбрать такую проблему, которая будет касаться не только автора и узкого круга лиц, но всего социума? На каких аспектах остановиться, чтобы заинтересовать публику, привлечь её к масштабному обсуждению и не оставить равнодушной? К счастью, тем таких крайне много.

Посмотрите новости, покатайтесь в общественном транспорте или подождите очередь в сбербанке/поликлинике. Народ сам вам подскажет почву для исследования. Главное, будьте внимательны и наблюдательны, не проходите мимо живого материала для творчества.

За последние несколько недель я выделила для себя несколько тем: повышенная детская смертность, низкая квалификация врачей (особенно в ветклиниках) и отсутствие специальных площадок для выгула собак. Последняя меня волнует особо, так как бегать весёлому щенку, не рискуя попасть под колёса автомобиля, действительно негде. (Статья о том, как стать писателем — тут и здесь.)

Сбор информации

Иной раз достаточно просто полазить по Интернету, чтобы найти важные цифры и данные. Иногда стоит посетить какое-нибудь учреждение или получить доступ в архив. Всё, конечно, зависит от масштаба вашей проблемы и уровня профессионализма. Но главное в том, чтобы описывать реальность.

Поверьте, сейчас в Сети можно найти много информации, но где гарантия её достоверности и качества? Не тратьте своё время и время тех людей, которые будут вас читать. Лучше служить на общее благо, чем гнаться за мнимыми лаврами писателя и кормить народ очередной лапшой быстрого приготовления.

Пожалуй, каждый из нас был в такой ситуации, когда хочется добраться до истинного положения вещей. Давайте же помогать друг другу.

План очерка

Необходим для того, чтобы ваше повествование было крайне логичным и последовательным. Наша мысль, если её не заключать в узкие рамки, способна порождать немыслимый хаос. Хорошо ли это? Для психотерапевта – возможно.

Но читать поток сознания в литературе – это сложно и скучно. Очерк – достаточно стройный жанр, он не любит лишних одежд, не соответствующих сезону.

Сначала выдвигайте главный тезис, потом приводите в пример накопленную и собранную информацию, далее не забывайте о выводах.

Герои

Так как очерк – это не эссе, то в нём должны присутствовать главные герои. Будут ли это прокурор и обвиняемый или ваши соседи по даче – это неважно. Главное, чтоб эти самые герои не выглядели однобокими и пластилиновыми.

Они должны всецело походить на живых людей, которых мы с вами встречаем день ото дня. Одно из важных качеств образов – это собирательность. Недостаточно описать одну известную вам личность.

Социальная направленность призывает создавать многогранных персонажей, которые будут вбирать в себя качества многих людей. Конечно, не надо особо этим злоупотреблять и превращать героя в ящик Пандоры.

Ваш герой – это представитель того или иного слоя населения. Он лицо своей эпохи и своей страны. Поэтому лучшее заранее выделить его основные характеристики, которые в большей мере отразят ваш главный замысел.

Прорисовывайте его одежду, не забывайте про речь, которая будет раскрывать не только его личностные характеристики, но и особенности той сферы, где ему приходится обитать. Обязательно приводите в пример различные ситуации, в которые попадает ваш герой. Но при этом не будьте чрезмерно занудным. В очерке достаточно несколько широких мазков, чтобы всё встало на свои места.

Контрастность

Затрагивая общественно значимую проблему, не забывайте, что у медали всегда есть две стороны. Каким бы ни было ваше мнение, вы обязаны показать все «за» и «против», все плюсы и минусы, чёрные и белые стороны.

Пусть это приводит к неразрешимым противоречиям, в этом и заключается суть очерка: обрисовать предмет через призму диалектики.  Никто не говорит, что в жизни всё просто и понятно. Вспомните древнегреческие трагедии, заставляющие переживать  каждого зрителя сильнейший катарсис.

Разве проблема царя Эдипа однозначна? Разве можно судить о нём, расставляя доминаты? Так и в очерке следует давать полную картину действительности, какой бы двуличной она ни была.

Оригинальность и наличие изюминки

Согласитесь, что большинство тем, которые приходят вам на ум, уже давно звучат с экранов телевизоров и пестрят в Интернете. Иной раз даже противно становится, когда ищешь ответы на интересующие вопросы и видишь обмусоливание одних и тех же мыслей. Сейчас это называется рерайтинг.

Или копирайтинг. Но мы забываем, что очерк – это литература. Очерк – это произведение искусства. Копии, пусть даже самого лучшего качества, никому не нужны и неинтересны. Людям нужно то, чего они ещё не видели и не читали. Нужен свежий взгляд на проблему, необычные мысли, интересные факты.

На самом деле информации по любому предмету очень много, но обычно человек кликает первые попавшиеся ссылки, которые не отличаются разносторонним содержанием. А иной раз попадается такой текст, который запоминается, который хочется сохранить. Нам с вами надо стремиться именно к этому: стать уникальными, эксклюзивными, непревзойдёнными.

Никто не запрещает пользоваться посторонней информацией, но отбирать её стоит тщательно и не из первых пяти источников, которых выдаёт поисковик. Не ленитесь читать дополнительную литературу, ставить собственные эксперименты и проводить исследования. Конечно, мы не можем знать всего.

Но ведь мы можем наблюдать, анализировать, синтезировать. Мы можем делать выводы и предлагать новые пути следования. Мы можем разрабатывать собственные проекты и действительно помогать людям, знакомить их с чем-то новым, делиться тем, что мы уже пронесли через себя, с чем столкнулись когда-то. Новаторство – вот путь к успеху.

И не надо бояться сделать что-то неправильно.

Читайте также:  Сочинение по картине украинская ночь куинджи (описание)

Субъективное мнение

Раз уж вы высказываете своё мнение по упомянутой проблеме, то будьте искренними. Если вы не согласны, значит, вы действительно не согласны.

Если вы сами ещё не разобрались, то не стоит этого скрывать. Часто действительно нельзя сформулировать определённую позицию.

Раскрывайте проблему во всём спектре красок, смотрите на неё под разными углами, делитесь своим мнением и не навязывайте его остальным.

Очерк не обязательно должен отличаться позитивностью. Не надо обходить острые углы, боясь не понравиться большинству. Главное, всё должно иметь чёткую и ясную аргументацию.

Каждый довод должен подкрепляться фактами, взятыми непосредственно из жизни. Проявите себя как неравнодушный человек-исследователь, даже если ваши исследования проводятся лишь на любительском уровне.

Поверьте, любая серьёзная работа всегда будет оценена по достоинству, пусть даже и со временем.

Источник: http://liter-rm.ru/literaturnyj-zhanr-ocherk-kak-napisat-ocherk.html

Конспект урока по теме "Портретный очерк"

И.А. Бунин

РУСЬ

Старуха приехала в Москву издалека. Свой северный край называет Русью. Большая, бокастая, ходит в валенках, в теплой стеганой безрукавке. Лицо крупное, желтоглазое, в космах толстых седых волос, – лицо восемнадцатого века.

  • Спросил ее как-то:
  • – А сколько вам лет будет?
  • – Семьдесят семь, господин милый.
  • – А вы, дай Бог не сглазить, еще совсем хоть куда.

– А что ж мне? Это года не велики. Наш родитель до ста лет дожил.

Чаю она не пьет, сахару не ест. Пьет горячую воду с черным хлебом, с селедкой или солеными огурцами.

– Вы никогда, небось, и не хворали?

– Нет, трясовица была на мне, порча на мне была. Мужа страшилась: как он ко мне с любовным чувством, меня и начинало трясти, корежить. Сжечь бы ее, ту, что напустила на меня это!

Слово «сжечь» одно из ее любимых. Про большевиков говорит очень строго:

– Не смеют они так про Бога говорить. Бог наш, а не их. Сжечь бы их всех!

Ее рассказы о родине величавы. Леса там темны, дремучи. Снега выше вековых сосен.

Бабы, мужики шибко едут в лубяных санках, на кубастых лохматых коньках, все в лазоревых, крашеного холста тулупах со стоячими аршинными воротами из жестокого псиного меху и в таких же шапках. Морозы грудь насквозь прожигают.

Солнце на закате играет как в сказке: то блещет лиловым, то кумачовым, а то все кругом рядит в золото или зелень. Звезды ночью – в лебяжье яйцо.

1930

И.А. Бунин

РУСЬ

Старуха приехала в Москву издалека. Свой северный край называет Русью. Большая, бокастая, ходит в валенках, в теплой стеганой безрукавке. Лицо крупное, желтоглазое, в космах толстых седых волос, – лицо восемнадцатого века.

  1. Спросил ее как-то:
  2. – А сколько вам лет будет?
  3. – Семьдесят семь, господин милый.
  4. – А вы, дай Бог не сглазить, еще совсем хоть куда.

– А что ж мне? Это года не велики. Наш родитель до ста лет дожил.

Чаю она не пьет, сахару не ест. Пьет горячую воду с черным хлебом, с селедкой или солеными огурцами.

– Вы никогда, небось, и не хворали?

– Нет, трясовица была на мне, порча на мне была. Мужа страшилась: как он ко мне с любовным чувством, меня и начинало трясти, корежить. Сжечь бы ее, ту, что напустила на меня это!

Слово «сжечь» одно из ее любимых. Про большевиков говорит очень строго:

– Не смеют они так про Бога говорить. Бог наш, а не их. Сжечь бы их всех!

Ее рассказы о родине величавы. Леса там темны, дремучи. Снега выше вековых сосен.

Бабы, мужики шибко едут в лубяных санках, на кубастых лохматых коньках, все в лазоревых, крашеного холста тулупах со стоячими аршинными воротами из жестокого псиного меху и в таких же шапках. Морозы грудь насквозь прожигают.

Солнце на закате играет как в сказке: то блещет лиловым, то кумачовым, а то все кругом рядит в золото или зелень. Звезды ночью – в лебяжье яйцо.

1930

Портрет бывает внешним и «внутренним» :

внешний – это не только описание лица, рук, цвета глаз, волос, причёски, одежды, это и походка, жесты, манеры, особенности голоса, смеха. Очень важно сказать о выражении глаз, взгляде, улыбке. Необходимо уловить и передать самое яркое, самое запоминающееся, самое характерное для данного человека;

«внутренний» – характер человека, его внутренний мир: интересы, привычки, образ мыслей, отношение к делу, к людям, к самому себе, обычное для него настроение, поведение в разных ситуациях, его убеждения и взгляды, чувства и переживания.

В портретном очерке сочетаются следующие компоненты:

  • портрет в узком смысле этого слова;
  • описание обстановки, в которой живёт и работает герой очерка;
  • рассказ о главном деле его жизни, интересах, увлечениях, взаимоотношениях с окружающими.

Характерные особенности публицистического очерка

  • документальность
  • достоверность фактов, событий
  • описание реальной обстановки
  • использование изобразительных средств

Портрет бывает внешним и «внутренним» :

внешний – это не только описание лица, рук, цвета глаз, волос, причёски, одежды, это и походка, жесты, манеры, особенности голоса, смеха. Очень важно сказать о выражении глаз, взгляде, улыбке. Необходимо уловить и передать самое яркое, самое запоминающееся, самое характерное для данного человека;

«внутренний» – характер человека, его внутренний мир: интересы, привычки, образ мыслей, отношение к делу, к людям, к самому себе, обычное для него настроение, поведение в разных ситуациях, его убеждения и взгляды, чувства и переживания.

В портретном очерке сочетаются следующие компоненты:

  • портрет в узком смысле этого слова;
  • описание обстановки, в которой живёт и работает герой очерка;
  • рассказ о главном деле его жизни, интересах, увлечениях, взаимоотношениях с окружающими.

Характерные особенности публицистического очерка

  • документальность
  • достоверность фактов, событий
  • описание реальной обстановки
  • использование изобразительных средств

Николай Михайлович Амосов – врач, хирург. У него и внешность такая, профессиональная, что ли. Всегда подтянут, быстр в движениях. Очень запоминающееся лицо. Худощавое. Волевое. Умное. Строгий, суровый взгляд.

«Хирург – это не только врач. Это мастер. Как ювелир или слесарь-инструментальщик», – пишет Н. Амосов. Недаром в народе и о хороших мастерах, и о хороших хирургах говорят: золотые руки.

За долгие годы работы Н.М. Амосов спас жизнь и вернул здоровье огромному количеству людей. Он сделал сотни, а может и тысячи операций на сердце. Он написал более 40 научных работ. Амосов внес выдающийся вклад в совершенствование лечения пороков сердца…

Дверь открылась, и он встретил меня в «сценическом образе», который делал его похожим на одного из героев Михаила Булгакова. Мурлыкал и терся о его ноги абсолютно белый без пятнышка кот по имени Маркиз. В доме пахло свежезаваренным чаем, пирогами и еще еле уловимо чем-то. Я поняла чем, когда вошла в маленькую, выборочно освещенную комнату.

И увидела березу, доверчиво раскрывшую ветки с осенними листьями. А за окном была зима, и снежинки пристали к стеклу. Новый год давно был отпразднован, но береза стояла принаряженная конфетами, елочными игрушками и даже парой бананов.

Что поделать – дом, где живет художник, сотрудник телевидения, немножко актер, любитель розыгрышей и хорошей музыки – не может быть обычным…

Николай Михайлович Амосов – врач, хирург. У него и внешность такая, профессиональная, что ли. Всегда подтянут, быстр в движениях. Очень запоминающееся лицо. Худощавое. Волевое. Умное. Строгий, суровый взгляд.

«Хирург – это не только врач. Это мастер. Как ювелир или слесарь-инструментальщик», – пишет Н. Амосов. Недаром в народе и о хороших мастерах, и о хороших хирургах говорят: золотые руки.

За долгие годы работы Н.М. Амосов спас жизнь и вернул здоровье огромному количеству людей. Он сделал сотни, а может и тысячи операций на сердце. Он написал более 40 научных работ. Амосов внес выдающийся вклад в совершенствование лечения пороков сердца…

Дверь открылась, и он встретил меня в «сценическом образе», который делал его похожим на одного из героев Михаила Булгакова. Мурлыкал и терся о его ноги абсолютно белый без пятнышка кот по имени Маркиз. В доме пахло свежезаваренным чаем, пирогами и еще еле уловимо чем-то. Я поняла чем, когда вошла в маленькую, выборочно освещенную комнату.

И увидела березу, доверчиво раскрывшую ветки с осенними листьями. А за окном была зима, и снежинки пристали к стеклу. Новый год давно был отпразднован, но береза стояла принаряженная конфетами, елочными игрушками и даже парой бананов.

Что поделать – дом, где живет художник, сотрудник телевидения, немножко актер, любитель розыгрышей и хорошей музыки – не может быть обычным…

  • Портретный очерк – это журналистское произведение, в котором предметом изображения выступает конкретный человек, содержанием становится авторская трактовка его судьбы путем художественного анализа фактов биографии.
  • Создание  портретного очерка требует от журналиста не только профессионализма в сборе информации, но и таланта литератора, способного при создании портрета отдельной личности делать наброски портрета общества в целом. В портретном очерке необходимо показать героя в тесной взаимосвязи с общественно-политическими, экономическими и социально-психологическими процессами в обществе.
  • Яркий образ в портретном очерке – верный путь к достижению понимания автора своим читателем. Важную роль играет осмысление фактов биографии героя очерка, кропотливый отбор художественных средств. В роли таких художественных средств чаще всего выступают художественная деталь, диалог, портрет, пейзаж…
  • С помощью детали можно описать обстановку, место действия, передать характерные черты внешности героя, его речи, описать манеру поведения. Важно, найдя такую деталь, грамотно определить ее место в создаваемом тексте, так, чтобы она служила общему замыслу автора.
  • Диалогнередко встречается в современном очерке, но чаще встречаются портретные очерки с элементами интервью. Воссоздание с помощью такого атмосферы общения добавляет штрихи к психологической характеристике героя.
  • Портретная характеристиканапрямую связывается с психологическими особенностями личности. Внешность человека, его манера одеваться, привычные позы, жестикуляция, мимика – все оказывается в поле наблюдения журналиста. Здесь важна документальная точность.
  • Пейзажиспользуется в качестве сравнения внутреннего состояния героя и окружающей природы, в качестве приема раскрытия его мировоззренческих позиций, собственно характера. 
  • Очеркист – это журналист, умеющий в нужный момент диктовать спрос, а не отвечать предложением на уже имеющийся. Часть потребителей информационных продуктов истосковалась по «талантливой» журналистике, часть – просто не знала таковой.
  • Документальность, исследовательская природа портретного очерка и оригинальность изложения фактического материала дают возможность предположить, что интерес к этому жанру проявится вместе с осмыслением современной действительности и роли человека в ней.
  • Портретный очерк – это журналистское произведение, в котором предметом изображения выступает конкретный человек, содержанием становится авторская трактовка его судьбы путем художественного анализа фактов биографии.
  • Создание  портретного очерка требует от журналиста не только профессионализма в сборе информации, но и таланта литератора, способного при создании портрета отдельной личности делать наброски портрета общества в целом. В портретном очерке необходимо показать героя в тесной взаимосвязи с общественно-политическими, экономическими и социально-психологическими процессами в обществе.
  • Яркий образ в портретном очерке – верный путь к достижению понимания автора своим читателем. Важную роль играет осмысление фактов биографии героя очерка, кропотливый отбор художественных средств. В роли таких художественных средств чаще всего выступают художественная деталь, диалог, портрет, пейзаж…
  • С помощью детали можно описать обстановку, место действия, передать характерные черты внешности героя, его речи, описать манеру поведения. Важно, найдя такую деталь, грамотно определить ее место в создаваемом тексте, так, чтобы она служила общему замыслу автора.
  • Диалогнередко встречается в современном очерке, но чаще встречаются портретные очерки с элементами интервью. Воссоздание с помощью такого атмосферы общения добавляет штрихи к психологической характеристике героя.
  • Портретная характеристиканапрямую связывается с психологическими особенностями личности. Внешность человека, его манера одеваться, привычные позы, жестикуляция, мимика – все оказывается в поле наблюдения журналиста. Здесь важна документальная точность.
  • Пейзажиспользуется в качестве сравнения внутреннего состояния героя и окружающей природы, в качестве приема раскрытия его мировоззренческих позиций, собственно характера. 
  • Очеркист – это журналист, умеющий в нужный момент диктовать спрос, а не отвечать предложением на уже имеющийся. Часть потребителей информационных продуктов истосковалась по «талантливой» журналистике, часть – просто не знала таковой.
  • Документальность, исследовательская природа портретного очерка и оригинальность изложения фактического материала дают возможность предположить, что интерес к этому жанру проявится вместе с осмыслением современной действительности и роли человека в ней.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/konspiekt-uroka-po-tiemie-portrietnyi-ochierk.html

Портретный очерк "Лучший Друг". Автор Марина Коба, 2001г. г.Тюмень

Портретный очерк «Лучший Друг». Автор Марина Коба, 2001г. г.Тюмень [фев. 2, 2006|05:14 pm]
Петрянь Андю
Копаясь в старых архивах , а их у меня достаточно много, я наткнулся на сочинение моего друга, соратника Марины Васильевны Коба. Это милая «сестричка» всегда останется в моих сердцах, как самый лучший друг на свете.Вот что она написала обо мне… Портретный очерк «Лучший Друг». Вот уже три года, как я знаю этого человека. Из всех близких для меня людей он по-особому дорог мне. На первый взгляд, это типичный студент, ничем не выделяющийся из общей массы. Невысокий рост, приятные черты лица , светлые волосы пшенично-золотистого оттенка и голубые-голубые глаза. И все же он для меня особенны. Это мой лучший друг Андрюшка. В его глазах светится неугасимый огонёк — это его желание, стремление к чему-то новому, жажда жизни. Он никогда не упустит возможности послушать интересные лекции и семинары, а также научиться новому ремеслу. Это неудержимое стремление помогло ему в свои 20 лет многого добиться в жизни, в учебе, где он и стал «Студентом года-2000». Но окружающие тянутся к нему вовсе не потому, что он достаточно знаменит в своей среде и пользуется большим авторитетом, а потому, что в нем очень много положительной энергии, которой он делится с людьми. По своей натуре это сильный, волевой, очень оптимистичный и жизнерадостный человек, умеющий ставить перед собой цели и добиваться их. Но в то же время он немного по-детски наивен и эмоционален. Сочетание этих качеств и помогает ему лучше понимать и разбираться в людях. Ему можно довериться в любой ситуации, зная, что он всегда выслушает, даст совет или просто скажет доброе слово. Он легкостью находит общий язык совершенно незнакомыми ему людьми. А людей в свою очередь притягивает его живость и незаурядность. Конечно он такой не всегда. Ведь иногда просто хочется отдохнуть и понаблюдать за жизнью со стороны. Именно в эти минуты он отправляется в театр. Там он словно не в зрительном зале , а на сцене вживавается вроль героев, проживает моменты их жизни, а затем возвращаясь домой, любит поговорить о сегодняшней постановке. А самое главно приятное то, что этот серьезный молодой человек ценит и уважает обычную человеческую дружбу, где, несмотря на разницу в возрасте, он все равно остается младшим братиком — Андрюшкой.Марина Коба, г. Тюмень, 2001 г.
Читайте также:  Сочинение по картине друзья от имени мальчика (широков 7 класс)
Comments:
From: dorogavtsev2006-02-02 08:52 pm (Link)

классная характеристика 🙂 А я Марину знаю?

кстати, тебе помочь с дизайном дневника, аватарами и расскруткой?

From: erzianj_jurnal2006-02-03 04:43 am (Link)

Здорова дружище! Маришку я думаю ты знаешь, по крайней мере ты её на фото видел, а мне кажется даже и где-то пересекались! Она просто супер!Спасибо, дорогой, я думаю, что эта помощь мне понадобиться…так как в этом я не понимаю…как-то туговато все дается. Но потихоньку дается. Жду предложений.

From: dorogavtsev2006-02-03 04:51 am (Link)

ну по поводу расскрутки советую тебе пройтись по интересам… тоесть кликаешь на интерес который у тебя прописан и тебе выдают список… начинай комментировать людей с похожими интересами и по тихоньку будешь расскручиваться… вообще советую по чаще оставлять комментарии везде — тем больше народу будет заходить к тебе в гости.

по поводу дизайна, поменяй пароль на время и дай его мне на 1 день, я тебе сам тут красоту наведу (только ты пожелания выскажи), потом поменяешь пароль обратно.

From: battai2006-02-03 08:18 am (Link)

хорошее представление — когда о тебе говорят другие:-)

From: dorogavtsev2006-02-04 11:43 pm (Link)

ну вообще есть такая поговорка: «сам себя не похвалишь, целый день как обосранный ходишь» 🙂

From: (Anonymous)2010-10-18 01:47 pm (Link)

Андрюш, я в шоке! Почти 10 лет прошло, а этот «шедевр» жив. Это безумно приятно наткнуться на него в сети 🙂

From: (Anonymous)2008-12-17 05:24 pm (Link)

Супер спасибо я как раз искал такой портретный очерк.

From: (Anonymous)2009-05-04 05:21 pm (Link)

спасибо большое,чтоб я без вас делал!!!)))

From: (Anonymous)2011-03-29 01:29 pm (Link)

если бы я очерк не принесла мне бы 2 поставили, а так 2 пятёрки за такой развёрнутый и оживлённый очерк

From: (Anonymous)2009-04-28 01:09 pm (Link)

СПАСИБО вам!!!!Я так искала такой портретный очерк!!!!!

From: (Anonymous)2009-05-22 04:45 pm (Link)

хоть сдам теперь!!! Спасибо отличный очерк!!!!

From: (Anonymous)2009-12-08 04:48 pm (Link)

Хороший очерк хоть что то могу теперь написать по этой теме в школе.

From: (Anonymous)2010-03-09 03:06 pm (Link)

Большое спасибо,теперь будет легче написать про свою знакомую =)

From: (Anonymous)2010-04-26 11:38 am (Link)

А я смогу написать про друга

From: (Anonymous)2010-11-28 05:18 pm (Link)

Огромное спасибо! Отличный очерк ! Хоть будут мысли на эту тему теперь)

From: (Anonymous)2011-02-08 04:35 pm (Link)

привет ники

From: (Anonymous)2011-02-08 04:38 pm (Link)

спасибо за очерк друга мне 12 балов постьавили за него

From: (Anonymous)2011-02-16 01:07 pm (Link)

классный очерк,интересно и живо,оригинально даже,хороших друзей много,а настоящих мало,!!!

From: (Anonymous)2011-03-13 01:21 pm (Link)

Спасибо очень хороший очерк!

From: (Anonymous)2011-03-14 06:55 pm (Link)

спасибо огромное мне должны были поставить 4 двойки если бы я не принёс очерк

From:

Источник: https://erzianj-jurnal.livejournal.com/622.html

Как написать портретный очерк?

Насколько мы интересны друг другу? Способны ли понять и принять тех, кто рядом с нами? Видим ли достоинства друзей, родных, знакомых?
Думаю, не все и не всегда.

А попробуем присмотреться друг к другу и описать кого-то из знакомых в жанре портретного очерка.

  Учиться я предлагаю, подчёркивая достоинства, а не недостатки, ибо недостатки бросаются в глаза, достоинства же не всегда удаётся разглядеть, даже если живёшь бок о бок не один год.

Что такое очерк?

Очерк — разновидность рассказа. Ему присущи документальность, точность, достоверность, описательность и использование средств выразительности.

Сначала все вместе определим цель.

Цель: попытаться раскрыть духовный облик человека, показать, чем он интересен.

Составим алгоритм действий для создания очерка: 1. Выбрать «счастливчика» — человека, к  которому вы относитесь неравнодушно. О нём интересно писать вам и интересно узнать другим. ( Мама, папа, друг, учитель, преподаватель танцев, живописи, технический работник, библиотекарь, тренер…) На протяжении очерка не бойтесь показывать своё отношение  к герою.

2. Понаблюдать за ним, обращая внимание на ОСОБЕННОСТИ внешности, на поступки, характерные для него. Выбираем только самые говорящие  детали. («У него лицо овальное, глаза красивые, уши нормальные» — табу!)

Как он говорит? Как слушает? Как сидит? Как ходит? Как улыбается? Как сердится? 3. Побеседовать по возможности с этим человеком.  Что его интересует? Чем он любит заниматься в свободное время? 4.Как он относится к другим людям? А другие люди к нему? 5.Можете ли вы описать поступок, который раскрыл перед вами характер этого человека?

Обратите внимание! Добрый юмор всегда приветствуется: он делает очерк более живым и эмоциональным.

Это содержание. Теперь определимся с формой, в которую будем «наливать» содержание.

Прекрасное содержание должно быть в интересной форме. Не так ли?
Предлагайте! 1. Текст в тетради или на листе
2. Презентация
3. Текст на компьютере с фотографиями
4. Текст со своими иллюстрациями
5. 6.
7.  Варианты 5, 6, 7  и так далее придумайте сами.

  • А теперь задавайте вопросы!
  • МОЖНО.
  • http://artageless.com/portrait-sketch-interesting-person-401
  • На следующем уроке обсуждаем портретные зарисовки.

1. Можно ли работу выполнять в парах?
Попробуйте.
2.Можно ли описать свою младшую сестричку?
Можно.
3. Можно ли…
 И ваш  «любимый»  мною вопрос:
Какого объёма должен быть текст?
Любого : от страницы в школьной тетради ( если ты второй Чехов), до 3 страниц,( если ты будущий Толстой). Главное — достаточно глубоко раскрыть внутренний мир человека. Для примера!!! Можете зайти по ссылке и познакомиться с очень интересным портретным очерком: А пока домашнее задание: описать внешность человека так, чтобы в описании был виден его внутренний мир.  На уроке послушаем друг друга, что-то посоветуем друг другу и обсудим план дальнейших действий.

Первая портретная зарисовка написана несколько лет назад ученицей нашей гимназии для рубрики «Кто есть кто?». Эта рубрика существовала наряду с другими ( не менее интересными) в школьном журнале «Зеркало».  В ней изображён учитель нашей школы. Узнаете его?

Это человек среднего роста. На лице его морщинки, свидетельствующие о жизненном опыте. Взгляд немного лукавый. По нему сразу можно сказать, что он человек мыслящий, серьёзный, интеллигентный. Это подчёркивает также его строгий костюм, который он надевает в торжественных случаях, а в обычные дни  носит аккуратную рубашку с короткими рукавами.
  Он уже взрослый человек, но его улыбка! Улыбка у него как у ребёнка. Когда этот человек улыбается, у него сияют глаза, и тогда лицо напоминает лицо озорного мальчика. Смеясь, он как бы возвращается в детство. Он и сам любит шутить, даже не всегда поймёшь, когда  шутит, а когда говорит серьёзно.
   Вообще-то это очень ответственный человек: ни один вопрос, заданный ему, не останется без ответа. Он также терпеливый и сдержанный. Его золотое правило — не повышать голоса на учеников. Никогда.

Вопросы:

1.Что запоминается в зарисовке? 
2.Передаются ли черты характера через описание внешности? 
3.Как автору удаётся передать отношение к своему герою?

Вторая зарисовка тоже об учителе, работающем в гимназии. И тоже из школьного журнала «Зеркало». 

Она невысокого роста, так что иногда заходишь в класс и не сразу замечаешь её в толпе учеников. Её проницательные глаза следят за каждым вашим движением. Оценивающий внимательный взгляд говорит об уме. Глядишь ей в глаза, и язык не поворачивается сказать неправду. У неё есть чувство юмора, и, улыбаясь или смеясь, она будто становится одной из нас. Слушая кого-нибудь, она смотрит в глаза, старается не пропустить ни одного слова и легонько кивает головой. Сразу видно, что мы ей интересны, и всё, что мы говорим, ей важно.
   Когда на уроке мы делаем письменные задания, она сидит за столом, что-то тоже обычно пишет, а ясные глаза и очаровательная улыбка говорят о том, что, какие бы мы ни совершали поступки, она всё равно нас любит. А иногда она так строго посмотрит, что даже страшно становится, особенно, когда отвечаешь и видишь, что учительница делает какие-то пометки. Неужели сейчас посыплется град вопросов? Ей удаётся быть строгой и весёлой, она не кричит, но никому в голову не придёт нарушать порядок на  её уроках.

Вопросы:

1.Что запоминается в зарисовке? 
2.Передаются ли черты характера через описание внешности? 
 3.Как автору удаётся передать отношение к своему герою?

А теперь читаем и обсуждаем зарисовки, написанные вами дома, с этой же точки зрения, обращая внимание на то, передаёт ли зарисовка особенности характера человека.
 К следующему уроку попробуем вспомнить и описать ОДИН поступок человека. Один, но такой, в котором ясно проявляется суть героя вашего очерка. 
Например:

  Есть в жизни моменты, которые всегда с тобой, до конца. Ты носишь их в себе молча, но наступает момент, когда они просятся наружу. Радостные и горькие, минуты счастья и отчаянья.  Ленинград. Тогда ещё Ленинград. Незнакомая равнодушная улица, и я, такая одинокая в своей беде! Я вышла после трудного исследования из  Военно-медицинской академии. Болело тело, но эта боль была ничем по сравнению с приговором, который вынесли мне врачи. Слёзы катились по щекам, и не было никого, с кем я могла бы разделить страх и отчаянье. Чужой город, чужая улица, чужие лица.     И вдруг я увидела знакомую фигуру! Глазам своим не верю! Навстречу мне шла моя сестра. Самый нужный мне в тот момент человек, самый родной и близкий. Она обняла меня, и я выплакала  отчаянье на её плече. И стала бороться дальше… И вот живу и помню то «чудное мгновенье»,  когда «передо мной явилась ты», моя сестричка!  Какая сила привела тебя тогда ко мне? Как ты почувствовала этот страшный миг? Я так благодарна тебе! Если бы не ты, я вряд ли смогла бы выкарабкаться.

    Позже я узнала, как внезапно тебя пронзило ощущение, что надо срочно ехать ко мне в больницу. Просто почувствовала. Пошла к директору школы, чтобы отпроситься на несколько дней. Не отпустили.

Тогда ты сказала: «Неважно, отпустите или нет, я всё равно уеду». И уехала, хотя привыкла к учительской дисциплине. Ничто не могло и никто не мог тебя остановить: в трудный для меня момент именно ты подставила своё плечо.

  Так было в детстве и так было сейчас.


Ты мой самый родной человек, моя старшая заботливая сестра.

Слушаем и обсуждаем написанное вами, друзья.

Остаётся решить, каким может быть вступление и каким заключение.

Вступление
А зачем оно нужно? Можно ли обойтись без него?
Можно, конечно. Взять быка за рога. Молниеносно и неожиданно. Но это надо уметь! 
А для большинства читающих ваше сочинение требуется всё-таки 1-2 предложения, чтобы подвести к теме, а ещё лучше «заманить» в текст, заинтересовать, заинтриговать. Поэтому вступление не должно быть шаблонным. 
Сравним 2 варианта вступления:

Вариант 1.
 Разумеется, у каждого в жизни есть дорогие люди. Я тоже не исключение. У меня тоже есть один особый человек, про которого я сейчас напишу.

Вариант 2.
 Он вошел в наш класс размашистой походкой уверенного человека. Оглядел класс строгим взглядом. Мы замерли. И вдруг он улыбнулся, да так озорно, что наш страх растаял. Такой я помню первую встречу со своим учителем литературы, а заодно и директором школы Геннадием Александровичем Горчаковым.

Заключение
А оно зачем нужно? Нельзя ли обойтись без него?  Вряд ли. Читатель же должен понимать, что из ваших рук никто насильно не вырвал тетрадь, оборвав вдохновенный труд на полуслове. Значит, нужен «замочек», закрывающий текст. Лучше всего соединить в нем самые важные мысли, прозвучавшие в сочинении. На всякий случай, для непонятливых, чтобы идея вашей работы прозвучала ещё раз.
Сравним 2 варианта заключения:

Вариант 1.
Таким простым способом этот непростой человек определил мою судьбу, а я только сейчас об этом догадалась. Как не быть признательной за то, что он открыл для меня счастье творчества и вдохновения, мой судьбоносный человек!  Через годы я говорю ему: «Спасибо, мой учитель литературы!»
Вариант 2.
Ещё долго можно было бы рассказывать об этом человеке. Я рада, что он у меня есть.

И, конечно, стоит придумать интересное заглавие. Всем известно, как назовёшь судно, так оно и поплывёт. Прочитаешь иное заглавие, и пропадает всякая охота к чтению. К счастью, случается и наоборот. Постарайтесь, чтобы было наоборот.

Источник: https://www.dunaeva.info/2014/04/blog-post_22.html

Характеристика человека Портретный очерк ( подготовка к сочинению, 8 класс ) Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 1934 г. Москвы Шестернина Наталия. — презентация

  • 1 Характеристика человека Портретный очерк ( подготовка к сочинению, 8 класс ) Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 1934 г. Москвы Шестернина Наталия Станиславовна
  • 2 Портретный очерк — публицистический жанр, героем которого является человек высоких моральных качеств, человек, преобразующий жизнь, отдающий делу все свои силы, знания, опыт.
  • 3 Основные элементы портретного очерка

4 Наши наблюдения Текст 1 Николай Михайлович Амосов – врач, хирург. У него и внешность такая, профессиональная, что ли. Всегда подтянут, быстр в движениях. Очень запоминающееся лицо. Худощавое. Волевое. Умное. Строгий, суровый взгляд. «Хирург – это не только врач. Это мастер.

Как ювелир или слесарь-инструментальщик», — пишет Н.Амосов. Недаром в народе и о хороших мастерах, и о хороших хирургах говорят: золотые руки. За долгие годы работы Н.М.Амосов спас жизнь и вернул здоровье огромному количеству людей. Он сделал сотни, а может и тысячи операций на сердце. Он написал более 40 научных работ.

Амосов внес выдающийся вклад в совершенствование лечения пороков сердца… (По К.Григорьеву.)

5 Наши наблюдения Текст 1 Николай Михайлович Амосов – врач, хирург. У него и внешность такая, профессиональная, что ли. Всегда подтянут, быстр в движениях. Очень запоминающееся лицо. Худощавое. Волевое. Умное. Строгий, суровый взгляд. «Хирург – это не только врач. Это мастер. Как ювелир или слесарь-инструментальщик», — пишет Н.Амосов.

Недаром в народе и о хороших мастерах, и о хороших хирургах говорят: золотые руки. За долгие годы работы Н.М.Амосов спас жизнь и вернул здоровье огромному количеству людей. Он сделал сотни, а может и тысячи операций на сердце. Он написал более 40 научных работ.

Амосов внес выдающийся вклад в совершенствование лечения пороков сердца… (По К.Григорьеву.) (Портрет)

6 Наши наблюдения Текст 1 Николай Михайлович Амосов – врач, хирург. У него и внешность такая, профессиональная, что ли. Всегда подтянут, быстр в движениях. Очень запоминающееся лицо. Худощавое. Волевое. Умное. Строгий, суровый взгляд. « Хирург – это не только врач. Это мастер. Как ювелир или слесарь — инструментальщик », — пишет Н. Амосов.

Недаром в народе и о хороших мастерах, и о хороших хирургах говорят : золотые руки. За долгие годы работы Н. М. Амосов спас жизнь и вернул здоровье огромному количеству людей. Он сделал сотни, а может и тысячи операций на сердце. Он написал более 40 научных работ. Амосов внес выдающийся вклад в совершенствование лечения пороков сердца … ( По К. Григорьеву.

) ( Прямая речь героя. Цитата.)

7 Наши наблюдения Текст 1 Николай Михайлович Амосов – врач, хирург. У него и внешность такая, профессиональная, что ли. Всегда подтянут, быстр в движениях. Очень запоминающееся лицо. Худощавое. Волевое. Умное. Строгий, суровый взгляд. «Хирург – это не только врач. Это мастер. Как ювелир или слесарь-инструментальщик», — пишет Н.Амосов.

Недаром в народе и о хороших мастерах, и о хороших хирургах говорят: золотые руки. За долгие годы работы Н.М.Амосов спас жизнь и вернул здоровье огромному количеству людей. Он сделал сотни, а может и тысячи операций на сердце. Он написал более 40 научных работ.

Амосов внес выдающийся вклад в совершенствование лечения пороков сердца… (По К.Григорьеву.) (Достижения, добрые дела)

8 Мало рассказать о том, что ваш герой исповедует такие-то ценности, идеалы, и достиг в своей деятельности того-то.

Го­раздо интереснее и часто важнее знать как он отстаивает эти ценности, какие трудности преодолевает, борясь за них? Очень важно обнару­жить такой «участок» на жизненном пути героя, который содержит некие неординарные трудности, обладает драматическим характе­ром.

Именно здесь можно обнаружить конкретные проявления характе­ра героя, его таланта, упорства, трудолюбия и других значимых, с точки зрения достижения цели, качеств.

9 Б. Кустодиев. Автопортрет Б. Кустодиев. Портрет Ф. И. Шаляпина

10 Наши наблюдения Текст 2 …С молодых лет Б.М.Кустодиев плакался о силе воли – главного, «чего и недостает мне». Он себя не знал. Пришла большая беда, согнула до земли, а он выпрямился. Растоптала было, а он встал, встал и удивился: «Просто вот рад тому, что живу, вижу голубое небо и горы».

Человек с парализованными ногами, опутанный болью, сумел вырваться из себя, прикованного к креслу-каталке… А по ночам снились кошмары: черные кошки раздирают позвоночник. Вот какая приходила боль – черная. На грани жизни и смерти понял: спасение только в работе.

С той поры Кустодиев трудился исступленно: по двенадцать часов в сутки… Что говорить о мужестве, о силе воли, о героизме, когда к нему, калеке, друзья приходили в горькую для себя минуту, чтобы «унести… запас бодрости, умиления и веры в жизнь». Кустодиева называли «невероятным явлением».

Портрет знаменитого оперного певца Шаляпина написан единым напряжением воли. Кустодиев сам сконструировал приспособление: на потолке блок, через него веревка с грузом, вот и верти полотно в любом направлении, ближе к своему креслу, дольше, в сторону… Приходилось работать, задрав голову кверху. (По В.

Липатову.) ( Описание характера человека, преодолевающего трудности )

11 Александр Трифонович Твардовский, автор поэмы «Василий Теркин»

12 Наши наблюдения Текст 3 Твардовский не относился к людям, с которыми легко и просто. Но общение с ним, в каком бы настроении он ни был, всегда было интересным. Он никогда не старался казаться умнее, чем он есть, но почему-то всегда чувствовалось его превосходство, даже когда в споре оказывалось, что прав именно ты, а не он.

Побежденным, как и большинство людей, признавать себя не любил, но если уж приходилось, то делал всегда это так по-рыцарски, с таким открытым забралом, что хотелось тут же отдать ему свою шпагу.

Да, в нем было рыцарство, в этом сыне смоленских лесов, светлоглазом, косая сажень в плечах, умение отстаивать свою правоту, глядя прямо в глаза, не отрекаться от сказанного и не изменять в бою. Это навсегда привлекло меня к нему… …Он очень не любил, и не всегда мог это скрыть, людей, слишком много уделяющих себе внимания.

Какие-нибудь красные носки или излишне пестрый галстук могли сразу же его настроить против человека. Вообще пошлость, в любых ее проявлениях, была ему противопоказана. Я видел, как на глазах терялся у него интерес к такому человеку… (В.Некрасов.)

13 Текст 3 Твардовский не относился к людям, с которыми легко и просто. Но общение с ним, в каком бы настроении он ни был, всегда было интересным. Он никогда не старался казаться умнее, чем он есть, но почему-то всегда чувствовалось его превосходство, даже когда в споре оказывалось, что прав именно ты, а не он.

Побежденным, как и большинство людей, признавать себя не любил, но если уж приходилось, то делал всегда это так по-рыцарски, с таким открытым забралом, что хотелось тут же отдать ему свою шпагу.

Да, в нем было рыцарство, в этом сыне смоленских лесов, светлоглазом, косая сажень в плечах, умение отстаивать свою правоту, глядя прямо в глаза, не отрекаться от сказанного и не изменять в бою. Это навсегда привлекло меня к нему… …Он очень не любил, и не всегда мог это скрыть, людей, слишком много уделяющих себе внимания.

Какие-нибудь красные носки или излишне пестрый галстук могли сразу же его настроить против человека. Вообще пошлость, в любых ее проявлениях, была ему противопоказана. Я видел, как на глазах терялся у него интерес к такому человеку… (В.Некрасов.) ( Описание особенностей характера через противопоставление, контраст)

14 Найди характерную деталь ! Рис. В. Н.

Горяева Но Акакий Акакиевич если и глядел на что, то видел на всем свои чистые, ровным почерком выписанные строки, и только разве если, неизвестно откуда взявшись, лошадиная морда помещалась ему на плечо и напускала ноздрями целый ветер в щеку, тогда только замечал он, что он не на середине строки, а скорее на средине улицы. Н.В. Гоголь. «Шинель»

15 Найди характерную деталь ! Посредством удачно найденной художественной детали (мелочи, подробности) можно передать характерные черты внешности человека, его речи, манеры поведения, особенности характера, состояния. Конечно, это требует от автора особой внимательности.

Истинный художник, отмечал Гоголь, добивается того, чтобы вся та мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крепко в глаза всем. Лошадь, дунувшая в щеку Акакию Акакиевичу, производит « целый ветер ». Эта деталь подчеркивает малость, незащищенность героя. Рис. В. Н.

Горяева

16 Вспомни яркий эпизод из жизни своего героя Величественным, медленным шагом Шаляпин направился через всю обширную комнату к двери библиотеки. Он шел, как идут на сцене знатные бояре, как какой-нибудь старый князь, окруженный почтительной челядью. Ничто не нарушало спокойствия его внезапно окаменевшего лица.

И тут откуда-то из-за угла выскочила с оглушительным лаем Буська, коричневый бульдог, любимица всей семьи. Она пришла в ярость, чувствуя запах медвежьей шубы, ее янтарные прозрачные глаза вспыхнули колючей искрой собачьей ненависти, кожа складками собралась на загривке, упругие ляжки напряглись перед решительным прыжком.

-Ах, вот вы как? – опять прогудел Шаляпин, и все лицо его собралось в такие же угрожающие бульдожьи складки. В какую-то долю секунды он очутился на четвереньках и мелкими торопливыми шажками побежал навстречу Буське, волоча по гладкому паркету полы сое шубы.

В эту минуту он обрел разительное сходство с вылезшим из берлоги медведем – даже рявкнул приглушенно раза два-три. Но что сделалось с несчастной собакой! Буська, взвыв от ужаса и неожиданности, задом поползла под диван, царапая разъезжающимися лапами скользкий пол. Шаляпин усмехнулся под нос и вновь выпрямился во весь гигантский рост.

Серьезно и медлительно, как за минуту до этого, он продолжал свое боярское шествие. Вс. Рождественский

17 Делаем вывод из наблюдений В портретном очерке должны быть следующие составные части: — описание внешности героя; — рассказ о его деле, профессии, творчестве; — отдельные факты биографии; — описание особенностей характера героя, его речи (примеры высказываний, цитаты); — яркий эпизод, раскрывающий в герое главное.

18 Советы опытных журналистов «Портретный очерк – широко распространенный в современной журналистике жанр… Что же лежит в основе такого очерка? Судьба конкретного человека, рассказанная конкретным журналистом, «пропустившим» ее через себя. Это ни в коем разе не пересказ биографии.

Наоборот, следует с особой тщательностью отобрать из биографии человека именно те факты, которые способствовали бы раскрытию вашей основной идеи.

А эта идея должна быть обязательно! Ведь почему-то ты выбрал именно этого, а не другого человека! Что тебя в нем привлекает, восхищает? Какие у твоего героя есть яркие, только ему присущие черты? В каких ситуациях он проявил их «во всей красе»? Очерк не терпит голословных утверждений.

Любое высказанное тобой мнение должно подтверждаться правильно подобранными фактами. Нельзя просто написать, что такой-то – добрый, чуткий, отзывчивый человек. Докажи это! Приведи примеры! В очерке мы описываем внешность человека. Понятное дело, не все ее составляющие, а наиболее яркие, подчеркивающие те или иные черты характера.

Старайся в таких описаниях избегать штампов. Довольно уже «лучащихся добротой глаз» и «добрых, открытых лиц». Ищи свои оттенки, давай им свои определения…» Т.Солнцева. Из книги «Вторая древнейшая, или Как стать акулой пера». akuloy-pera-t-v-solnceva.htmlhttp://filbookscol.ru/vtoraya-drevneyshaya-ili-kak-stat- akuloy-pera-t-v-solnceva.html

19

20 Первый шаг – самый трудный. Половина успеха зависит от выбора героя для очерка. Герой очерка – человек, который представляет интерес для читателей. Крупно повезло тем, у кого есть знакомый космонавт, герой Чечни или выдающийся учёный. Интерес вызывают люди, осуществившие своё предназначение, добившиеся чего — то значительного в жизни.

По ним можно судить о характере эпохи, с них можно брать пример решения жизненных задач ( отрицательный или положительный ); герои утверждают те или иные культурные ценности. Героем может быть в принципе любой человек. Не обязательно хороший.

Главное, что требуется учесть при выборе, – это то, что на примере вашего героя нужно утверждать базовые ценности нашей культуры…

21 Критерии оценки очерка 1. Есть ли привлекательный уникальный заголовок, отражающий главную мысль очерка? (ЗАГОЛОВОК) 2. Есть ли в очерке уникальная идея — главный абзац, содержащий основную мысль произведения? (ИДЕЯ) 3. Полно ли представлен образ героя? (ИЗУЧЕННОСТЬ) 4.

Показана ли сфера главных интересов героя, где он реализует смысл своей жизни? (ДЕЛО ЖИЗНИ) 5. Есть ли сенсационная уникальная информация о герое и его деятельности? (НЕСТАНДАРТНОСТЬ) 6. Есть ли ясная композиция, логическая последовательность абзацев? (ЛОГИКА) 7.

Этична ли позиция автора? (ЭТИЧНОСТЬ)

22 Желаю успеха !

23 doc html html ИСТОЧНИКИ

Источник: http://www.myshared.ru/slide/960501/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector