Сочинение профессор преображенский в повести собачье сердце булгакова (образ и характеристика)

  • Сегодня на уроке мы:
  • ·     разберёмся в системе образов повести «Собачье сердце».
  • ·     подумаем, к чему приводят попытки искусственно создать нового человека и новое общество.
  • Что такое система образов произведения и для чего мы её изучаем?

Система образов – это множество художественных образов, которые связаны друг с другом отношениями разного рода и составляют целостное единство.

С помощью системы образов писатель воплощает художественный замысел.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Система образов – это одно из средств воплощения темы и идеи произведения.

В системе образов чаще всего встречаются такие роли. Главный герой – центральный герой произведения. Герои-антиподы – персонажи, противоположные по характеру и убеждениям главному герою. Герои-двойники и второстепенные персонажи.

Сочинение Профессор Преображенский в повести Собачье сердце Булгакова (образ и характеристика)

В повести Булгакова «Собачье сердце» мы видим две противоборствующие стороны. Первая – интеллигенция. Её представители – это профессор Преображенский и его ассистент доктор Борменталь. Вторая сторона – пролетариат.

К пролетариям условно относятся Швондер и Шариков. Противоборство этих двух сторон отражает раскол общества, который был в России 20-х годов.

Примирение здесь невозможно, потому что все идеи и принципы враждующих лагерей абсолютно противоположны.

Профессор Преображенский – типичный интеллигент. Он учёный и врач. В его образе писатель соединил черты нескольких знаменитых докторов, которые занимались научными экспериментами.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Главные герои произведения капитанская дочка

Оценим за полчаса!

Например, один из прообразов − профессор Иван Петрович Павлов, который получил Нобелевскую премию за работу по физиологии.

Ещё одним прототипом считают Сергея Воронова, который занимался пересадкой органов животных людям для омоложения. Помните, то же самое предлагал Преображенский своей пациентке?

В научных медицинских кругах того времени витала идея о создании нового человека.  Согласитесь, идея не менее революционная, чем создание нового государства.

Филиппа Филипповича Преображенского считают выразителем точки зрения автора. Именно Преображенскому принадлежит монолог о разрухе и знаменитая фраза «Разруха не в клозетах, а в головах».

Филипп Филиппович – талантливый врач. И среди его пациентов есть не только богачи, но и люди из партийного руководства. Один из таких пациентов спасает профессора от жилищного уплотнения. Связи выручают Преображенского, когда Шариков пишет на него донос.

У профессора Преображенского приятная внешность. Вот таким его видит бездомный пёс Шарик: «Он умственного труда господин, с культурной остроконечной бородкой и усами седыми, пушистыми и лихими, как у французских рыцарей, но запах по метели от него летит скверный, больницей».

Сочинение Профессор Преображенский в повести Собачье сердце Булгакова (образ и характеристика)

Филипп Филиппович очень умён, вежлив, наблюдателен. Он любит искусство. После ужина с доктором Борменталем он едет в театр слушать оперу. Преображенский добрый человек. Он помог доктору Борменталю, когда тот был ещё полуголодным студентом. Стал его учителем и другом, сделал Борменталя своим ассистентом. Филипп Филиппович искренне верит, что насилие недопустимо.

«На человека и на животное можно действовать только внушением», –  говорит он. Профессор Преображенский труженик. Его богатый стол и большая квартира с прислугой – результат упорного труда.

Может показаться, что профессор Преображенский – абсолютно положительный герой, но это не так. Посмотрите, как Булгаков описывает его во время операции: «Нож вскочил ему в руки как бы сам собой, после чего лицо Филиппа Филипповича стало страшным. Он оскалил фарфоровые и золотые коронки и одним приёмом навёл на лбу Шарика красный венец».

Сочинение Профессор Преображенский в повести Собачье сердце Булгакова (образ и характеристика)

В этой сцене несколько раз упоминается, что Филипп Филиппович «положительно страшен». Он оглядывается «зверски», рычит, злобно ревёт, а в конце «отваливается, словно сытый вампир».

Характерно, что в этой сцене писатель демонизирует хирурга, а пса очеловечивает. Он использует слово «лицо» вместо «морда», будто речь идёт не о животном, а о человеке. Профессор Преображенский идёт против закона природы. Он совершает кощунство, за которое потом и расплачивается. А пёс здесь – его невинная жертва.

Кроме того, профессор зарабатывает, омолаживая богачей и делая сомнительные операции.

Ассистент профессора Преображенского – доктор Иван Арнольдович Борменталь.

Сочинение Профессор Преображенский в повести Собачье сердце Булгакова (образ и характеристика)

Он верный соратник и преданный друг. Борменталь трудолюбив и внимателен. Он талантливый хирург и учёный. В нём нет высокомерия по отношению к пролетариату. Возможно потому, что он сам голодал.

Борменталь гораздо оптимистичнее профессора Преображенского. Он спокойнее и проще смотрит на вещи, его мышление более гибкое. Но при этом Борменталь может противостоять открытому хамству Шарикова, тогда как его учитель теряется. Можно увидеть, что в каждой опасной ситуации он появляется рядом с профессором. Фактически, он становится ангелом-хранителем своего наставника.

Председатель домкома Швондер – фигура одновременно смешная и страшная.

Сочинение Профессор Преображенский в повести Собачье сердце Булгакова (образ и характеристика)

Страшны его фанатичность и бестолковое стремление воплотить в жизнь идеалы новой власти. Швондер считает себя пролетарием, но на самом деле он типичный бюрократ. Обратите внимание, что его речь полна казённых штампов и лозунгов. «Документ – самая важная вещь на свете», –  заявляет Швондер. Он упивается своей властью и использует любую возможность, чтобы насолить профессору.

Такие как он способны извратить или довести до абсурда любую идею. Например, нести культуру в массы – отличная идея. Но культура не сводится только к хоровому пению! За домом домком не следит: в парадном воруют, на лестнице грязь.

Он не борется с разрухой, а сеет её. Шариков легко попадает под влияние Швондера. По сути Швондер – такой же Шариков. Его ограниченный ум не в силах вместить мысль о научном открытии.

Поэтому Швондер написал статью в газету, где назвал Шарикова незаконным сыном профессора Преображенского.

Фактически, он становится для Шарикова наставником и опекуном, как профессор Преображенский для доктора Борменталя. Швондер проводит идеологическую обработку Шарикова. Выбивает для него документы, устраивает на работу. По сути, благодаря Швондеру Шариков становится полноправным членом общества. Однако Шариков для Швондера – лишь подотчётная единица.

«Я не могу допустить пребывание в доме бездокументного жильца, да ещё не взятого на воинский учёт милицией. А вдруг война с империалистическими хищниками?».

Профессор Преображенский называет Швондера главным дураком: «Он не понимает, что Шариков для него ещё более грозная опасность, чем для меня. Ну, сейчас он всячески старается натравить его на меня, не соображая, что если кто-нибудь, в свою очередь, натравит Шарикова на самого Швондера, то от него останутся только рожки да ножки».

Сначала Швондер помог Шарикову написать донос на профессора, а потом Шариков напишет донос на самого Швондера. Круг замкнётся.

Итак, мы видим, что профессор Преображенский и Швондер – главные антиподы. Между ними пропасть как нравственная, так и интеллектуальная. Их ценности противоположны. Но они оба – создатели нового человека. Шарикова.

Профессор на физическом уровне, а Швондер – на духовном. Ещё важная деталь. Они оба идут против закона мироздания. Преображенский насильственно пытается победить природу. А Швондер так же насильственно переустраивает общество.

Получается, что Швондер не только антипод, но и пародийный двойник профессора. Любопытно, не правда ли?

Есть в этой повести и ещё интересная особенность. Это два персонажа в одном. Дворовый пёс Шарик и созданный профессором человек – Полиграф Полиграфович Шариков. Две разные личности в одном теле, которые сменяют друг друга.

Шарик – это дворовый пёс. Хитрый, озорной и обаятельный. Он воспринимает профессора Преображенского как божество. После голодной уличной жизни псу кажется, что он попал в рай.

Сочинение Профессор Преображенский в повести Собачье сердце Булгакова (образ и характеристика)

Именно глазами Шарика читатель видит Москву в начале. С помощью этого приёма писатель решает сразу две задачи.

Во-первых, Булгаков создаёт образ пролетарской Москвы. В ней тяжело жить и собакам, и людям. Шарик рассуждает о болезнях, голоде, гнилой еде в общепите, человеческой жестокости и горе.

Во-вторых, писатель даёт понять, что Шарик – это личность. Он мудр, умеет видеть людей по глазам.

«О, глаза – значительная вещь. Вроде барометра. Все видно у кого великая сушь в душе, кто ни за что, ни про что может ткнуть носком сапога в рёбра, а кто сам всякого боится».

У Шарика есть чувство юмора. Он иронизирует, когда девушка на улице называет его Шариком.

«Какой он к чёрту Шарик! Шарик это значит круглый, упитанный, глупый, овсянку жрёт, сын счастливых родителей, а он лохматый, долговязый и рваный, шляйка поджарая, бездомный пёс…»

Но самое главное, пёс Шарик гораздо добрее и человечнее человека Шарикова. Булгаков постоянно подчёркивает это, в том числе и на уровне системы образов. Например, с помощью второстепенных персонажей.

Например, в первой главе пёс Шарик сочувствует машинистке, которую встречает в подворотне. Он думает о её бедности, унижениях, о том, что она вынуждена питаться гнильём.

А в 9 главе человек Шариков сам издевается над такой же машинисточкой. Он использует девушку, лжёт ей, отбирает у неё кольцо. А когда она уходит, узнав правду, угрожает сократить её с работы.

Итак, пса Шарика можно назвать положительным персонажем. Но что же  результат эксперимента профессора Преображенского –  Полиграф Полиграфович Шариков?

Получилось ли у профессора создать нового человека? Нет.

Фактически он вернул к жизни Клима Чугункина, чьи железы пересадил дворовому псу. Шариков начал говорить бранными словами. Он играет на балалайке, как и его донор. Привычки, характер и отсутствие воспитания – всё переходит Шарикову от донора.

Он трус, лжец и вор. Быстро учится он только гадостям и подлостям. Потому профессор и говорит, что опаснее всего он для своего учителя – Швондера. «Весь ужас в том, что у него уже не собачье, а именно человеческое сердце.

И самое паршивое из всех, которые существуют в природе».

С каждым днём Шариков всё больше наглеет и хамит.

Сочинение Профессор Преображенский в повести Собачье сердце Булгакова (образ и характеристика)

Находиться с ним в одной квартире опасно. Боится он только доктора Борменталя, который может с ним справиться физически. Интересно, что с Шариковым теория профессора о том, что «террором ничего поделать нельзя с животным, на какой бы ступени развития оно ни стояло» даёт осечку. Справиться с Шариковым удаётся только при помощи насилия – повторной операции.

Зачем вообще Филипп Филиппович создал такое существо? Профессор сам признаётся, что работал над улучшением человеческой породы. В начале двадцатого века существовала целая наука об этом. Называлась она евгеникой. Однако эксперимент профессора провалился, а его открытие не стоит ломаного гроша.

 «Доктор, человечество само заботится об этом и в эволюционном порядке каждый год, упорно выделяя из массы всякой мрази, создаёт десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар».

Но в финале повести становится ясно, что профессор не оставляет своих изысканий.

«Пёс видел страшные дела. Руки в скользких перчатках важный человек погружал в сосуд, доставал мозги. Упорный человек, настойчивый, все чего – то добивался в них, резал рассматривал, щурился и пел».

Таким образом, конец повести – отнюдь не идиллия. Финал можно назвать открытым. Ведь профессор всё так же не оставляет своего желания улучшить человеческую природу путём вмешательства в неё извне.

Изучив систему образов повести, мы можем понять основную мысль повести. Насильственные революционные перемены губительны.

Сочинение Профессор Преображенский в повести Собачье сердце Булгакова (образ и характеристика)

Попытки идти против природы и против социальных законов оборачиваются катастрофой. Но эти катастрофы неизбежны. Ведь всегда найдутся те, кто, выражаясь словами профессора Преображенского, «форсирует вопрос».

Мечтателям и бунтарям, приверженцам революций и всем желающим в одночасье что-либо изменить в обществе стоит вспомнить горькие слова профессора Преображенского: «Вот … что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподнимает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей».

Источник: https://videouroki.net/video/59-sistema-obrazov-povesti-sobache-serdce.html

Образ и характеристика профессора Преображенского в повести "Собачье сердце": описание внешности и характера

Главная страницаПовесть «Собачье сердце»

Сочинение Профессор Преображенский в повести Собачье сердце Булгакова (образ и характеристика)
Профессор Преображенский в исполнении Е. Евстигнеева.
Фильм «Собачье сердце» (1988)

Профессор Преображенский является одним из главных героев повести «Собачье сердце» Булгакова.В этой статье представлен цитатный образ и характеристика профессора Преображенского в повести «Собачье сердце», описание внешности и характера героя в цитатах.

Смотрите: Все материалы по «Собачьему сердцу»

Профессор Преображенский в ходе фантастического эксперимента превращает бездомную собаку Шарика в человека — гражданина Шарикова. События повести разворачиваются в Москве в 1924 году.
Полное имя героя — Филипп Филиппович Преображенский:
«…Здравия желаю, Филипп Филиппович…»
«…Вы издеваетесь, профессор Преображенский?..»

Возраст профессора Преображенского — 60 лет:

«…Мне 60 лет, я вам могу давать советы…»

Профессор Преображенский является хирургом с мировым именем:

«…Филипп Филиппович, вы – величина мирового значения…»
«…если бы вы не были европейским светилом…»

«..«Не имеет равных в Европе… Ей‑богу!», – смутно подумал Борменталь…»

«…Проф. Преображенский, вы – творец…»

Филипп Преображенский — выдающаяся личность и великий ученый:
«..«но личность выдающаяся.»..»

«…Вы великий учёный, вот что! – молвил Борменталь…»

«…Неужели вы думаете, что из‑за денег произвожу их? Ведь я же всё‑таки учёный…»

Внешность профессора Преображенского:
«…господин, с французской остроконечной бородкой и усами седыми, пушистыми и лихими, как у французских рыцарей, но запах по метели от него летит скверный, больницей. И сигарой…»
«…перед зеркальцем на стене расправил пушистые усы…»
«…Пинайте меня вашими фетровыми ботиками, я слова не вымолвлю…»
«…помогала снимать тяжёлую шубу на чёрно‑бурой лисе с синеватой искрой…»
«…По снятии шубы он оказался в чёрном костюме английского сукна, и на животе у него радостно и неярко сверкала золотая цепь…»
«…блестящими, как золотые обода его очков, глазами наблюдал за этой процедурой…»
«…Ноздри его ястребиного носа раздувались…»
«…Ястребиные ноздри его раздувались…»
«…Подстриженная его седина скрывалась под белым колпаком…»
«…Филипп Филиппович широко растопырил короткие пальцы…»
«…лицо Филиппа Филипповича стало страшным. Он оскалил фарфоровые и золотые коронки…»
«…захохотал так, что во рту у него засверкал золотой частокол…»
«…тяжкая дума терзала его учёный с взлизами лоб…» (взлизы — залысины)
«…Филипп Филиппович был в своём лазоревом халате и красных туфлях…» (дома)
«…Он вышел в известном всем лазоревом халате…»
«…пушистые, сильно прокуренные усы…»
«…Преображенский похлопал себя по крутой и склонной к параличу шее…»У профессора голос громовой, как труба:
«…Ничего похожего! – громовым голосом ответил Филипп Филиппович…»
«…голос его, как командная труба, разносился по всему жилищу…»
Профессор является состоятельным человеком:
«…Впрочем, у него и так, по‑видимому, денег куры не клюют…»

Профессор Преображенский — трудолюбивый человек:

«…Двери открывались, сменялись лица, гремели инструменты в шкафе, и Филипп Филиппович работал, не покладая рук…»
«…Ведь я пять лет сидел… Вы знаете, какую я работу проделал – уму непостижимо…»

Профессор Преображенский — умный и уверенный в себе человек:
«…После этого мы имели совещание с Филиппом Филипповичем. Впервые, я должен сознаться, видел я этого уверенного и поразительно умного человека растерянным…»

Профессор Преображенский — одинокий человек:
«…В сущности ведь я так одинок…»

Профессор Преображенский — властный и энергичный человек:
«…Прежний властный и энергичный Филипп Филиппович, полный достоинства, предстал перед ночными гостями…»
Профессор Преображенский — человек с характером:
«..«Вот это парень, – в восторге подумал пёс, – весь в меня. Ох, тяпнет он их сейчас, ох, тяпнет. Не знаю ещё – каким способом, но так тяпнет…»

Читайте также:  Сочинения по творчеству андерсена

Профессор Преображенский — вспыльчивый человек:

«…говорил Филипп Филиппович, – голубчик, я иногда на вас ору на операциях. Уж простите стариковскую вспыльчивость…»
Профессор Преображенский — человек слова:
«…Я же никогда не говорю на ветер, вы это отлично знаете…»

  • Профессор — честный человек. Он не бросает коллег в беде:
  • Преображенский знаком с важными чиновниками: 
  • Профессор является человеком фактов и наблюдения:

«…бросать коллегу в случае катастрофы, самому же выскочить на мировом значении, простите…»

«…если бы вы не были европейским светилом, и за вас не заступались бы самым возмутительным образом лица, которых, я уверена, мы ещё разъясним, вас следовало бы арестовать…»

«…Голубчик, вы меня знаете? Не правда ли? Я – человек фактов, человек наблюдения. Я – враг необоснованных гипотез. И это очень хорошо известно не только в России, но и в Европе. Если я что‑нибудь говорю, значит, в основе лежит некий факт, из которого я делаю вывод…» Филипп Преображенский — здравомыслящий и опытный человек:
«…никакой этой самой контрpеволюции в моих словах нет. В них здравый смысл и жизненная опытность…»

Профессор не любит суетиться и спешить:

«…Успевает всюду тот, кто никуда не торопится, – назидательно объяснил хозяин. – Конечно, если бы я начал прыгать по заседаниям, и распевать целый день, как соловей, вместо того, чтобы заниматься прямым своим делом, я бы никуда не поспел…»

По словам самого профессора, он против грубого обращения по отношению к людям и животным:
«…Никого драть нельзя, – волновался Филипп Филиппович, – запомни это раз навсегда. На человека и на животное можно действовать только внушением…»

Профессор Преображенский не любит пролетариат (работников по найму): 

«..– Вы ненавистник пpолетариата! – гордо сказала женщина.

– Да, я не люблю пpролетариата, – печально согласился Филипп Филиппович…»

Известно, что профессор любит оперу «Аида» Верди:
«…сегодня в большом – «Аида». А я давно не слышал. Люблю… Помните? Дуэт… тари‑ра‑рим…»

Филипп Филиппович Преображенский любит напевать песни: 

(например, «От Севильи до Гренады» и «К берегам священным Нила»)
«…рассматривал, щурился и пел: «К берегам священным Нила…»

«…Напевая по своему обыкновению, он спросил: «Что же мы теперь будем делать?» И сам же ответил буквально так: «Москвошвея, да… От Севильи до Гренады…»..»

Профессор является упорным ученым. Он все время что-то исследует:
«…упорный человек, настойчивый, всё чего‑то добивался…»

Филипп Преображенский проводит невероятные эксперименты:
«…Чтобы в один прекрасный день милейшего пса превратить в такую мр*зь, что волосы дыбом встают…»

Профессор Преображенский является членом Всероссийского хирургического общества:
«…если в Большом театре не было «Аиды» и не было заседания Всероссийского хирургического общества, божество помещалось в кабинете в глубоком кресле…»

В прошлом профессор работал на кафедре в университете:

«…Филипп Филиппович, – прочувственно воскликнул он, – я никогда не забуду, как я полуголодным студентом явился к вам, и вы приютили меня при кафедре…»

Известно, что отец профессора был кафедральным протоиереем:«…Отец – кафедральный протоиерей…»

Профессор Преображенский является учителем и другом доктора Борменталя:

«…Вот что, Борменталь, вы первый ученик моей школы и, кроме того, мой друг, как я убедился сегодня…»

Филипп Преображенский живет в «калабуховском доме» на Пречистенке в Москве:
«…С 1903 года я живу в этом доме. И вот, в течение этого времени до марта 1917 года не было ни одного случая…»

«…Разве где‑нибудь у Карла Маркса сказано, что 2‑й подъезд калабуховского дома на Пречистенке следует забить досками…»

Профессор проживает в 7-комнатной квартире. Здесь же он работает и принимает пациентов:
«…Вы один живёте в семи комнатах…»
«…Я один живу и работаю в семи комнатах, – ответил Филипп Филиппович, – и желал бы иметь восьмую. Она мне необходима под библиотеку…»

Это был цитатный образ и характеристика профессора Преображенского в повести «Собачье сердце» Булгакова, описание внешности и характера героя в цитатах.

Смотрите: Все материалы по «Собачьему сердцу»

Источник: https://www.literaturus.ru/2016/02/professor-Preobrazhenskij-Sobache-serdce-obraz-harakteristika.html

«Собачье сердце» характеристика героев

Сочинение Профессор Преображенский в повести Собачье сердце Булгакова (образ и характеристика)

Шарик – главный персонаж фантастической повести М. А. Булгакова «Собачье сердце», бездомный пес, которого подобрал и приютил профессор Преображенский. Это вечно голодный, замерший, бездомный пес, который скитается в подворотнях в поисках пищи. В начале повести мы узнаем, что жестокий повар обварил ему бок, и он теперь боится у кого-либо просить еду, лежит у холодной стены и ждет конца. Но вдруг откуда-то доносится запах колбасы и он, не выдержав, следует за ней. По тротуару шествовал загадочный господин, который не только угостил его колбасой, но и пригласил к себе домой. С тех пор, у Шарика началась совершенно другая жизнь.

Профессор хорошо ухаживал за ним, вылечил больной бок, привел в надлежащий вид и кормил по несколько раз в день. Вскоре Шарик стал отворачиваться даже от ростбифа. Остальные жители большой квартиры профессора также хорошо относились к Шарику.

Он в ответ готов был преданно служить своему хозяину и спасителю. Сам по себе Шарик был умным псом. Он умел различать на уличных вывесках буквы, точно знал, где магазин «Главрыба» в Москве, где мясные прилавки. Вскоре с ним произошло нечто странное.

Профессор Преображенский решил провести на нем удивительный эксперимент по пересадке человеческих органов.

Эксперимент удался, но Шарик после этого стал постепенно принимать человеческий вид и вести себя как прежний хозяин пересаженных органов – погибший в драке вор и рецидивист Клим Григорьевич Чугункин. Так Шарик превратился из доброго и умного пса в невоспитанного хама, алкоголика и дебошира по имени Полиграф Полиграфович Шариков.

«Собачье сердце» характеристика Преображенского

Преображенский Филипп Филиппович – центральный персонаж фантастической повести М. А. Булгакова «Собачье сердце», светило медицины мирового значения, хирург-экспериментатор, достигший замечательных результатов в области омоложения.

Профессор живет и работает в Москве на Пречистенке. У него семикомнатная квартира, где он и проводит свои опыты. Вместе с ним проживают домработницы Зина, Дарья Петровна и временно его помощник Борменталь.

Именно Филипп Филиппович решился провести уникальный эксперимент на бродячем псе по пересадке человеческого гипофиза и семенников.

В качестве подопытного он использовал бродячего пса Шарика. Результаты его эксперимента превзошли ожидания, так как Шарик стал приобретать человеческий вид. Однако в результате этого физического и психологического очеловечивания Шарик превратился в жуткого грубияна, пьяницу и нарушителя правопорядка.

Профессор это связывал с тем, что он пересадил псу органы Клима Чугункина – дебошира, вора-рецидивиста, алкоголика и хулигана. Со временем слухи о собаке, которая превратилась в человека, просочились в свет и творению Преображенского был выдан официальный документ на имя Полиграфа Полиграфовича Шарикова.

Более того, председатель домкома Швондер вынудил Филиппа Филлиповича прописать Шарикова в квартире, как полноценного обитателя.

Шариков выступает полным антиподом профессора, что приводит к неразрешимому конфликту. Когда Преображенский попросил того съехать с квартиры, дело закончилось угрозами револьвером. Ни минуты больше не медля, профессор решил исправить свою ошибку и, усыпив Шарикова, провел вторую операцию, которая вернула собаке доброе сердце и прежний вид.

«Собачье сердце» характеристика Шарикова

Полиграф Полиграфович Шариков – главный отрицательный персонаж повести «Собачье сердце», человек, в которого превратился пес Шарик после операции профессора Преображенского. В начале повести, это был добрый и безобидный пес, которого подобрал профессор.

После экспериментальной операции по вживлению человеческих органов, он постепенно принял человеческий вид и вести себя как человек, хоть и аморальный. Его нравственные качества оставляли желать лучшего, так как пересаженные органы принадлежали умершему вору-рецидивисту Климу Чугункину.

Вскоре новообращенной в человека собаке дали имя Полиграф Полиграфович Шариков и вручили паспорт.

Шариков стал настоящей проблемой для профессора. Он дебоширил, донимал соседей, приставал к прислуге, выражался нецензурно, вступал в драки, воровал и много пил. В результате стало ясно, что все эти повадки он унаследовал от прежнего хозяина пересаженного гипофиза.

Сразу после получения паспорта он устроился на работу заведующим подотделом очистки Москвы от бродячих животных. Цинизм и бездушие Шарикова вынудили профессора провести еще одну операцию по превращению его обратно в пса.

К счастью у него сохранился гипофиз Шарика, так что в конце повести Шариков опять стал доброй и ласковой собакой, без хамских повадок.

«Собачье сердце» характеристика Борменталя

Борменталь Иван Арнольдович – один их главных героев повести М. А. Булгакова «Собачье сердце», помощник и ассистент профессора Преображенского. Этот юный доктор по натуре принципиально честен и благороден.

Он полностью предан своему учителю и всегда готов прийти на помощь. Его нельзя назвать слабохарактерным, так как в нужный момент он умеет проявить твердость характера. Преображенский принял Борменталя в помощники, когда тот был еще студентом на кафедре.

Сразу после окончания учебы способный ученик стал ассистентом профессора.

В конфликтной ситуации, возникшей между Шариковым и Преображенским, он принимает сторону профессора и всячески старается защитить его и других персонажей. Шариков когда-то был просто бездомной собакой, которую подобрал и приютил профессор.

В целях эксперимента ему были пересажены гипофиз и семенники человека. Со временем собака не просто очеловечилась, но и стала вести себя как человек, как предыдущий хозяин пересаженных органов – вор и рецидивист Клим Чугункин.

Когда слух о новом жителе дошел до домкома, Шарику выдали документы на имя Полиграфа Полиграфовича Шарикова и прописали в квартире профессора.

Борменталь тщательно следил за поведением этого наглого и невоспитанного создания, не гнушаясь даже физической расправы. Ему пришлось на время переехать к профессору, чтобы помочь справляться с Шариковым, которого он в ярости чуть было не задушил. Тогда профессору пришлось провести повторную операцию по превращению Шарикова обратно в собаку.

«Собачье сердце» характеристика Швондер

Швондер – второстепенный персонаж повести «Собачье сердце», пролетарий, новый глава домкома. Он сыграл немаловажную роль во внедрении Шарикова в общество. Несмотря на это, автор не дает ему развернутой характеристики.

Это – не человек, а общественное лицо, обобщенный образ пролетариата. Все что известно о его внешности, так это то, что на его голове возвышалась густая копна вьющихся волос.

Он не любит классовых врагов, к коим относит профессора Пребраженского и всячески это демонстрирует.

Для Швондера самой важной вещью на свете является «документ», то есть бумажка. Узнав, что у Филиппа Филипповича в квартире проживает незарегистрированный человек, он тут же обязывает прописать его и выдать паспорт на имя Полиграфа Полиграфовича Шарикова.

Его не волнует, откуда взялся этот человек и то, что Шариков это всего лишь собака, преображенная вследствие эксперимента. Швондер преклоняется перед властью, верит в силу законов, нормативов и документов. Его даже не волнует то, что профессор совершил настоящий переворот в науке и медицине.

Для него Шариков – это просто очередная единица общества, жилец квартиры, которого надо поставить на учет.

Источник: https://kratkoe.com/sobache-serdtse-harakteristika-geroev/

Сочинение на тему “Образ профессора Преображенского в повести М. А. Булгакова “Собачье сердце”

Профессор – представитель старой интеллигенции и исповедует принципы нравственности и морали. Все, по мнению Филиппа Филипповича, в этом мире должны заниматься своим делом: в театре – петь, в больнице – оперировать. Тогда не будет никакой разрухи.

А достигнуть материального благополучия, жизненных благ, положения в обществе и уважения можно только трудом и знаниями. Не происхождение делает человека человеком, а польза, которую он приносит обществу.

Убеждения, по мнению профессора, нельзя внедрить в сознание силой: «Террором ничего поделать нельзя».

Профессор не скрывает неприязни к революции и новым революционным порядкам. Он не принимает новых правил жизни. Научный поиск, любимая работа для него важнее всего, поэтому ему приходится идти на компромисс с новой властью: он лечит ее представителей, а она обеспечивает ему сносные условия существования и относительную независимость.

Открытое противостояние властям означало бы лишение квартиры, возможности работать, а может быть, и самой жизни. Профессор сделал свой выбор, к нему обращается много пациентов.

Преображенский уверен, что тот, кто работает, имеет право на нормальные условия труда и отдыха. Как воспитанный и культурный человек, профессор считает, что с живым существом нужно обращаться только лаской.

Своему ученику и помощнику Борменталю он дает наказ-предостережение: «На преступление не идите никогда, против кого бы оно ни было направлено. Доживите до старости с чистыми руками».

Уверенность в своей правоте, высокий культурный уровень, талант и масштаб личности позволяют ему в условиях сложной переломной эпохи не только сохранить свою жизнь, но и выйти победителем из столкновения с домкомом и Швондером.

В политических взглядах профессора много противоречий. Он, занимаясь наукой, живет замкнуто, интересуется театром, сознательно отгораживается от проблем. Революционные потрясения его раздражают, мешают работать.

Воюя со Швондером, профессор еще не вполне понял, какую страшную, разрушительную силу в его лице допустили к власти, насколько опасны шариковы всех мастей. Ученый наивно считает, что городовой, приставленный к каждому человеку, может враз навести порядок в стране.

Но у новой власти роль городовых выполняют швондеры и шариковы, готовые уничтожить и культуру, и неугодных людей.

Булгаков предостерегает человечество от безответственных экспериментов, подводит к осознанию опасности форсирования законов эволюции. Этим повесть актуальна и в наши дни. Писатель называет главную причину всех человеческих бед: уверенность в знании абсолютной истины и в собственной непогрешимости.

Заметим, что ни профессор, ни доктор Борменталь не думали создавать человека. То, что получилось в результате их опыта, – страшное чудовище, перевоспитать которое невозможно. К чести профессора, он раньше доктора Борменталя понял весь  ужас подобных

«побочных эффектов». Доктор утверждал, что у лабораторного существа «собачье сердце», то есть в нем осталось больше собачьих качеств. Профессор же говорит, что у Шарикова

«человечье сердце» Клима Чугункина со всеми вытекающими отсюда последствиями. Не случайно имя Шарикова после опубликования повести превратилось в нарицательное.

Профессор Преображенский раскаялся в своих действиях: «Если бы кто-нибудь разложил меня здесь и выпорол, – я бы, клянусь, заплатил бы червонцев пять! Черт меня возьми… Ведь я пять лет сидел, выковыривал придатки из мозгов.

Так вот вам как другу, сообщу, по секрету, конечно, я знаю, вы не будете срамить меня – старый осел Преображенский нарвался на этой операции, как третьекурсник… Вы знаете, какую я работу проделал, уму непостижимо.

И вот теперь спрашивается, зачем? Чтобы в один прекрасный день милейшего пса превратить в такую мразь, что волосы дыбом встают! Вот, доктор, что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти ощупью и параллельно с природой, форсирует вопрос и приподнимает завесу!»

Страшные результаты опыта заставляют профессора сделать вывод о недопустимости экспериментов по «улучшению» человеческой природы: «Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно!.. Ведь родила же в Холмогорах мадам Ломоносова этого своего знаменитого!»;

«человечество само заботится и в эволюционном порядке каждый год упорно, выделяя из массы всякой мрази, создает десятками выдающихся гениев, украшающих  земной шар».

В эпилоге доведенные до нервного истощения ученые, спасая свои жизни от покушавшегося на них Шарикова, делают повторную операцию, превращая созданного ими монстра опять в собаку. Все возвращается на круги своя. Булгаков заканчивает свою пронзительную повесть словами:

«В отдалении глухо позвякивали склянки. Тяпнутый убирал в шкафах смотровой. Седой волшебник сидел и напевал:

  • К берегам священным Нила…

Пес видел страшные дела. Руки в скользких перчатках важный человек погружал в сосуд, доставал мозги, – упорный человек, настойчивый, все чего-то добивался, резал, рассматривал, щурился и пел:

  • К берегам священным Нила…»

Исследования профессора, как и других ученых по всему миру, продолжаются. Финал повести остается открытым.

Полифоническое звучание повести придает смена повествователей: внутренний монолог Шарика сменяется речью повествователя, а как вставка дан дневник Борменталя.

Это позволяет придать повести многомерность смысла, а читателям – ознакомиться с позицией нескольких действующих лиц, чтобы составить свое мнение о событиях. Становится понятным, что позиция автора-повествователя близка позиции Шарика, доктора и профессора, но полного совпадения в оценке нет.

За сатирой, юмором и гротеском Булгаков прятал важные нравственные и философские проблемы. Он писал о соотношении эволюции и революции, нравственном выборе человека и особенно ученого, о судьбе интеллигенции, о новой власти.

Писатель считал, что мир противоречив, меняется ежесекундно, человек еще слишком мало знает, чтобы позволять себе безответственно вмешиваться в законы природы, тем более менять их по своей прихоти.

Читайте также:  Сочинение описание картины вечерний звон левитана

«Собачье сердце» стало последней сатирической повестью в творчестве Булгакова. Она была под запретом в течение шестидесяти лет. Позже повесть неоднократно переиздавалась и была талантливо экранизирована известным режиссером А. Бортко.

Она по сей день вызывает интерес у читателей разных внутренних устремлений. Проблемы, поднятые в повести, актуальны и для людей ХХI века.

Писатель с горечью пишет о несовершенстве человека, сожалеет о том, что общество счастья и гармонии пока только мечта.

Источник: https://NauchnieStati.ru/bank/primery/sochinenie-na-temu-obraz-professora-preobrazhenskogo-v-povesti-m-a-bulgakova-sobache-serdcze/

Образ профессора Преображенского (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»)

Повесть «Собачье сердце» — одно из вершинных произведений М. А. Булгакова. В ней соединяются конкретные приметы реальности 20-х гг. и фантасти­ка. Писатель показывает гротескный образ современ­ной ему действительности.

«Тему ответственности науки (и шире — теории) перед живой жизнью Булгаков по-новому повернул в «Собачьем сердце». Эту повесть, написанную в 1925 году, автор так и не увидел напечатанной. В ней речь шла о непредсказуемых последствиях научных открытий, о том, что эксперимент, забегающий впе­ред и имеющий дело с неадекватным человеческим сознанием, опасен»,— писал литературовед В. Я. Лакшин.

В центре «Собачьего сердца» история преображе­ния бездомной собаки Шарика в человека Полиграфа Полиграфовича. Автор эксперимента — профессор Филипп Филиппович Преображенский.

«Нет, здесь пролетарием не пахнет»,— таково пер­вое впечатление самого Шарика о профессоре. Дейст­вительно, Преображенский — настоящий аристо­крат, сын кафедрального протоирея. Он живое во­площение уходящей русской культуры. Доктор носит черный костюм английского сукна, золотую цепь, шубу из черно-бурой лисицы.

Филипп Филиппович имеет прислугу, с которой поддерживает уважитель­ные, добрые отношения. Он уже немолодой человек. Живет в шикарной комфортабельной квартире. Не­смотря на идущий процесс «уплотнения квартир», Филипп Филиппович живет в семи комнатах. Он имеет столовую,  хотя таковой нет даже у Айседоры Дункан.

Автор любуется культурой быта героя, о которой многое говорит интерьер комнат. Здесь и зеркало до пола, и оленьи рога, и «опаловый тюльпан с электри­чеством под потолком» и многое другое.

Обед у Преображенского — настоящий ритуал. Его стол богат семгой, маринованными угрями. Автор ри­сует и кусок сыра со слезой, и икру. Богатая посуда: тарелки с райскими птицами, графинчики, рюмки с разноцветными водками — мраморный столик, рез­ного дуба буфет, стол и другое лишь дополняют об­щую картину аристократичности быта Преображен­ского.

Удивительно обаятелен облик профессора. Его речь полна афоризмами. Он умен, довольно выдержан в споре и остер на слова, эрудирован. Филипп Филип­пович хорошо знаком с репертуаром московских теат­ров, постоянно напевает строки из любимой оперы, не прочь культурно провести свой досуг.

Уверенно и смело ведет себя Преображенский в стычках с компанией, возглавляемой Швондером. «Вот это парень,— восторгается им Шарик,— весь в меня».

Преображенский откровенно признается в нелюб­ви к пролетариату. Ему чужды и ненавистны гру­бость, развязность излишняя самоуверенность и на­глость пролетариев.

С иронией говорит он о советских газетах, предсказывает наступление скорой хозяйст­венной разрухи, с негодованием замечает об измене­ниях, наступивших после марта 1917 года.

В его доме теперь пропадают калоши, некоторые не считают нужным разуться перед мраморной лестницей, убран ковер с парадной лестницы, исчезли цветы с площа­док, электричество гаснет раз в месяц. Прямое назначение пролетариата, по Преображенскому,— не управление страной, а чистка сараев.

Филипп Филиппович — персонаж типичный. Он живет на Пречистенке, где издавна селилась потомст­венная московская интеллигенция. Сам писатель этот московский район прекрасно знал и любил. Здесь он написал и «Собачье сердце». На Пречистенке жили люди, близкие Булгакову по духу, культуре, воспита­нию.

Филипп Филиппович — светило медицины. Он за­нимается редкими и прибыльными операциями по омоложению стареющих дам и кавалеров, не желаю­щих смириться с закономерностями природы. Беспо­щадна авторская ирония и сарказм в отношении па­циентов Преображенского. Одного из них он именует «фруктом».

У «фрукта» зеленые волосы, отливающие на затылке в ржавый табачный цвет, младенческий цвет лица при отсутствии морщин, несгибающаяся левая нога и прыгающая правая. У другой пациентки под глазами висят страшные черные мешки, а щеки кукольно-румяного цвета. Ей пятьдесят один год, но она выдает себя за сорокапятилетнюю.

Еще один посе­титель профессора имеет отношения с весьма юной особой и очень боится огласки. «Похабная кварти­ра»,— думает Шарик, насмотревшись на деятель­ность Преображенского.

Тем не менее врачи, подобные профессору,— ред­кость. Доктора неимоверно уважает его ассистент Борменталь. «Не имеет равных в Европе… ей-богу!» — с восхищением восклицает он.

Неоднократно Преображенский говорит о недопус­тимости насилия над живым существом. «Можно дей­ствовать только внушением»,— утверждает он, одна­ко задумывает улучшить саму природу, пересадив со­баке часть человеческих органов. Пес был нужен хирургу как материал для опытов по исправлению не­совершенной человеческой природы.

Лишь через некоторое время после проведения опе­рации профессор осознает всю безнравственность на­учного насилия над природой и человеком. «Попробо­вал, да только неудачно»,— печально замечает он о своем эксперименте. В ходе повествования несколько раз меняется портрет профессора.

Вначале это сияю­щий благополучием богатый господин, потом сгор­бившийся и как будто поседевший старик и в фина­ле — прежний властный и энергичный Филипп Фи­липпович.

Преображенский в итоге делает важный для себя вывод о том, что «в эволюционном порядке» каждый год упорно выделяются «из массы всякой мрази» десятки выдающихся гениев, «украшающих земной шар».

С образом блестящего профессора связана мысль автора об ответственности за любой эксперимент. Лю­бой опыт, по мнению писателя, должен быть хорошо спланирован и продуман до конца и не содержать в себе насильственных методов переделки действитель­ности, иначе последствия его могут привести к на­стоящей катастрофе.

Неоднозначно отношение Булгакова к Преображен­скому. Он уважает и любит его как истинного предста­вителя интеллигенции, но осуждает его как автора весьма сомнительного и опасного эксперимента.

Источник: http://5litra.ru/soch/304-obraz-professora-preobrazhenskogo-po-povesti-m-bulgakova-sobache-serdce.html

"Человеколюбие" профессора Преображенского

Сочинения › Булгаков М.А. › Собачье сердце

Готовые Домашние Задания

Повесть «Собачье сердце» воспроизводит революционную действительность 20-х годов 20-го века. Перед читателем встают образы интеллигенции и нарождающегося пролетариата.

Также показано общественное положение людей, их жизнь, наполненная гнилой солониной, грязными улицами и вывесками с обещанием светлого будущего.

Гнетущее впечатление от происходящего усиливается с помощью ненастной погоды и образа бездомной собаки, которая все понимает и живет почти так же, как и большинство советских людей того времени – в унижении и постоянном поиске еды и тепла.

И вот в этом хаосе и разрухе читателю является профессор Преображенский. «Этот ест обильно и не ворует, этот не станет пинать ногой, но и сам никого не боится, а не боится потому, что вечно сыт», — так оценивает этого героя пес Шарик.

Профессор – островок стабильности и благополучия в море советской действительности послевоенных лет. К нему нельзя не испытать симпатии: вот человек, у которого все хорошо. И конечно, квартира: «Я один живу и работаю в семи комнатах… И желал бы иметь восьмую.

Она мне необходима под библиотеку…» У Преображенского эту квартиру еще только хотят отобрать. И читатель искренне поддерживает профессора в борьбе против домкома.

Когда домкомовцы с позором покидают квартиру профессора, «пес встал на задние лапы и сотворил перед Филиппом Филипповичем какой-то намаз». Такой же «намаз» творят читатели повести.

Однако если попробовать увидеть подноготную этого благополучия, то мы увидим, если можно так выразиться, мало привлекательную картину.

Благосостояние Преображенского базируется не на какой-нибудь научной или производительной деятельности. Он не буржуй, которому по наследству досталось богатство рода. Его богатство наживное.

Он обслуживает тех самых людей, которые неожиданно пришли к власти и решили, что пришло их время.

Вспомним, что говорит один из пациентов профессора Преображенского: «сколько не накраду – все, все на женское тело, на раковые шейки, на Абрау-Дюрсо». Вот оно, ворованное богатство, и Преображенский об этом знает.

Но, несмотря на всю свою нравственность, профессор не выказывает неудовольствия и не пытается вразумить своего пациента.

Ведь Преображенскому необходимы деньги, чтобы поддерживать тот образ жизни, к которому он привык (хорошая водка в запотевшем графине, дорогая колбаса, не из Массельпрома, икра, намазанная на хрустящий хлеб).

И вот Преображенский на украденные деньги обеспечивает высоким чиновникам «вечную молодость». И что это, как не паразитирование на воровстве власти? «Похабная квартирка, — думал пес, — но до чего хорошо!»

И вот этот обеспеченный, сытый господин подбирает на улице пса.

Вы думаете, из любви к животным? Нет, не обогреть бедное животное захотелось профессору, он выбрал самого жалкого именно потому, чтобы было не жалко… Над собакой совершается чудовищный эксперимент ради евгеники… Ради человечества? Далее следуют три страницы текста с описанием хода операции. Читать это без мурашек по коже невозможно. Но вместо омоложения Преображенский получает народившегося человека. Вот отсюда и говорящая фамилия профессора.

Этот человек оказывается не Спинозой, а Климкой – вором-рецедевистом, чей мозжечок попал собаке. И вот тут у Филиппа Филипповича начались проблемы…

Сам Преображенский отмечает, что воспитание, возможно, сделало бы из Шарикова «хоть сколько-нибудь приемлемого члена социального общества». Но этого шанса, однако, Шарику не предоставили. У профессора нет своих детей, и даже азы педагогики он не знает. Можно оправдать его тем, что он и не подозревал, какими последствиями обернется его эксперимент… Но это не совсем так.

Подойдем к делу с другой стороны. Человек подобрал с улицы пса, кормил его, ухаживал за ним, а когда подошло время — хладнокровно убил. Вся духовная традиция, все рассуждения о том, что «мы в ответе за тех, кого приручили», забыты.

Когда потом чудом выживший Шариков косноязычно говорит: «Ухватили животную, исполосовали ножиком голову, а теперь гнушаются! Я, может, своего разрешения на операцию не давал. А равно и мои родные. Я иск, может, имею право предъявить!» – он прав.

Однако ни Преображенский, ни читатели этой правоты за ним, обычно, не ощущают.

Сам Преображенский, поняв, в какую ситуацию он попал, заметно мучается. Он воспитан в старое время и свою ответственность за созданное им существо отлично понимает, чем и терзается. Профессор просто возвращает Шарикова с помощью еще одной операции к исходному состоянию, подчеркивая, что «говорить – это еще не значит стать человеком».

Как бы все не было исправлено, но неприятный осадок от Преображенского все равно остается. Не выдержал он испытания на совесть и человеколюбие…

Сочинения по теме:

  • Угроза нашего времени (по повести М.А. Булгакова «Собачье сердце») сочинение
  • Москва шариково-швондерская сочинение
  • Цвет общества в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце» сочинение
  • Собачьему сердцу — собачья живучесть сочинение

Источник: http://1soch.ru/bulgakov-ma/sobache-serdce/chelovekolubie-professora-preobrajenskogo

Образ Шарикова в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»

В повести “Собачье сердце” М.А. Булгаков не просто описывает противоестественный эксперимент профессора Преображенского. Писатель показывает новый тип человека, который возник не в лаборатории талантливого ученого, а в новой, советской действительности первых послереволюционных лет.

Основу сюжета повести составляют взаимоотношения крупного русского ученого и Шарика, Шарикова, собаки и искусственно созданного человека. Первая часть повести строится в основном на внутреннем монологе полуголодного уличного пса.

Он по-своему оценивает жизнь улицы, быт, нравы, характеры Москвы времен нэпа, с ее многочисленными магазинами, чайными, трактирами на Мясницкой “с опилками на полу, злыми приказчиками, которые ненавидят собак”.

Шарик умеет сочувствовать, ценить добро и ласку и, как ни странно, прекрасно понимает социальное устройство новой России: он осуждает новых хозяев жизни (“Я теперь председатель, и сколько не накраду — все на женское тело, на раковые шейки, на Абрау-Дюрсо”), а про старого московского интеллигента Преображенского знает, что “этот не станет пинать ногой”.

В жизни Шарика происходит, по его мнению, счастливая случайность — он оказывается в роскошной профессорской квартире, в которой, несмотря на повсеместную разруху, есть все и даже “лишние комнаты”. Но пес нужен профессору не для забавы.

Над ним задуман фантастический эксперимент: путем пересадки части человеческого мозга собака должна превратиться в человека.

Но если тем Фаустом, который создает человека в пробирке, становится профессор Преображенский, то вторым отцом — человеком, который дает собаке свой гипофиз, — Клим Петрович Чугункин, характеристика которого дается предельно коротко: “Профессия — игра на балалайке по трактирам.

Маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь). Причина смерти — удар ножом в сердце в пивной”. И появившееся в результате операции существо полностью унаследовало пролетарскую сущность своего предка. Он нагл, чванлив, агрессивен.

Он полностью лишен представлений о человеческой культуре, о правилах взаимоотношений с другими людьми, он абсолютно безнравствен. Постепенно назревает неизбежный конфликт между творцом и творением, Преображенским и Шариком, точнее, Полиграфом Полиграфовичем Шариковым, как именует себя “гомункулус”.

И трагедия в том, что едва научившийся ходить “человек” находит в жизни надежных союзников, которые подводят под все его поступки революционную теоретическую основу.

От Швондера Шариков узнает о том, какие у него, пролетария, привилегии по сравнению с профессором, и, больше того, начинает осознавать, что ученый, давший ему человеческую жизнь, — классовый враг.

Шариков четко осознает главное кредо новых хозяев жизни: грабь, воруй, растаскивай все, что создано другими людьми, а главное — стремись к всеобщей уравниловке. И некогда благодарный профессору пес уже не может смириться с тем, что тот “один в семи комнатах расселился”, и приносит бумагу, по которой ему в квартире полагается площадь в 16 метров.

Шарикову чужды совесть, стыд, мораль. У него отсутствуют человеческие качества, кроме подлости, ненависти, злобы… С каждым днем он все больше и больше распоясывается. Он ворует, пьет, бесчинствует в квартире Преображенского, пристает к женщинам. Но звездным часом для Шарикова становится его новая работа. Шарик совершает головокружительный прыжок: из бродячей собаки он превращается в заведующего подотделом очистки города от бродячих животных.

И именно такой выбор профессии неудивителен: шариковы всегда стремятся уничтожать своих же. Но Шариков не останавливается на достигнутом. Через некоторое время он появляется в квартире на Пречистенке с молодой девушкой и заявляет: “Я с ней расписываюсь, это — наша машинистка.

Борменталя надо будет выселить…” Разумеется, выясняется, что Шариков обманул девушку, сочинил о себе множество историй. И последний аккорд шариковской деятельности — донос на профессора Преображенского. В повести чародею-профессору удается обратное превращение человека-монстра в животное, в собаку.

Хорошо, что профессор понял, что природа не терпит насилия над собой. Но, увы, в реальной жизни шариковы оказались куда более живучими.

Самоуверенные, наглые, не сомневающиеся в своих священных правах на все, полуграмотные люмпены довели нашу страну до глубочайшего кризиса, ибо насилие над ходом истории, пренебрежение законами ее развития могло породить только Шариковых.

В повести Шариков вновь превратился в собаку, а в жизни он прошел длинный и, как ему казалось, а другим внушалось, славный путь и в тридцатые — пятидесятые годы травил людей, как когда-то по роду службы бродячих котов и собак. Через всю свою жизнь он пронес собачью злость и подозрительность, заменив ими ставшую ненужной собачью верность. Вступив в разумную жизнь, он оставался на уровне инстинктов и готов был изменить всю страну, весь мир, всю вселенную так, чтобы эти звериные инстинкты было легче удовлетворить.

Он гордится своим низким происхождением. Он гордится своим низким образованием. Он вообще гордится всем низким, потому что только это поднимает его высоко над теми, кто высок духом, разумом. Люди, подобные Преображенскому, должны быть втоптаны в грязь, чтобы над ними мог возвыситься Шариков.

Внешне шариковы ничем не отличаются от людей, но их нелюдская сущность только и ждет момента, чтобы проявиться. И тогда они превращаются в монстров, которые при первой возможности ухватить лакомый кусок сбрасывают маску и показывают свою истинную сущность. Они готовы предать своих же.

Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, как только они к нему прикасаются. И самое ужасное, что шариковым удалось добиться огромной власти, а приходя к власти, нелюдь старается расчеловечить всех вокруг, потому что нелюдями легче управлять, у них все человеческие чувства заменяет инстинкт самосохранения.

В нашей стране после революции были созданы все условия для появления огромного количества шариковых с собачьими сердцами. Тоталитарная система этому очень способствует. Наверное, из-за того, что эти монстры проникли во все области жизни, что они и поныне среди нас, Россия и переживает сейчас тяжелые времена.

Страшно, что агрессивные шариковы со своей поистине собачьей живучестью, несмотря ни на что, могут выжить. Собачье сердце в союзе с человеческим разумом — главная угроза и нашего времени. Именно поэтому повесть, написанная в начале века, остается актуальной и в наши дни, служит предупреждением грядущим поколениям. Иногда кажется, что наша страна стала другой.

Но сознание, стереотипы, образ мышления людей не поменяются ни за десять, ни за двадцать лет — сменится не одно поколение, прежде чем шариковы исчезнут из нашей жизни, прежде чем люди станут другими, прежде чем не станет пороков, описанных М.А. Булгаковым в его бессмертном произведении. Как хочется верить, что это время настанет!..

Источник: https://Professionali.ru/Soobschestva/biznes-klub/obraz-sharikova-v-povesti-m-a-bulgakova/

Ссылка на основную публикацию