Сочинение семейная мысль в романе война и мир льва толстого

    В романе «Война и мир» очень ярко подчёркивается огромная роль семьи в развитии отдельной личности и общества в целом. Судьба человека во многом зависит от того, в какой обстановке он вырос, потому что он сам будет строить затем свою жизнь, следуя установкам, традициям и моральным нормам, принятым в его семье.

     В «Войне и мире» основное внимание уделяется трём семьям, совершенно различным по характеру отношений между людьми внутри каждой из них. Это семьи Ростовых, Болконских и Курагиных.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

На их примере Толстой показывает, насколько сильно влияет сложившийся во время взросления менталитет на то, как люди строят свои отношения с другими и какие цели и задачи они ставят перед собой.

    Первой перед читателями предстаёт семья Курагиных. Сложившийся в ней характер отношений типичен для светского общества – холодность и отчуждённость друг от друга царит в их доме. Мать испытывает ревность и зависть к дочери; отец приветствует браки детей по расчету.

Вся обстановка проникнута фальшью и притворством. Вместо лиц — маски. Писатель в данном случае показывает семью такой, какой она не должна быть. Их душевную черствость, подлость души, эгоизм, ничтожество желаний клеймит Толстой словами Пьера: «Где вы, там разврат, зло».

    Совсем по-другому выстроены взаимоотношения в доме Ростовых – здесь искренность и жизнелюбие проявляются в каждом члене семьи. Лишь старшая дочь, Вера, своей холодной и надменной манерой поведения отгораживает себя от остального семейства, будто бы желая доказать себе и окружающим собственное превосходство.

    Но она не что иное, как неприятное исключение из всеобщей обстановки.

Отец, граф Илья Андреевич, излучает тепло и радушие и, встречая гостей, здоровается и кланяется всем одинаково, не обращая внимания на чин и звание, что уже очень сильно отличает его от представителей высшего света.

Мать, Наталья Ростова, «женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти», пользуется доверием со стороны своих детей, они стараются рассказывать ей о своих переживаниях и сомнениях. Наличие взаимопонимания между родителями и детьми – отличительная черта этой семьи.

    Выросшие в такой атмосфере Наташа, Николай и Петя искренне и открыто проявляют свои чувства, не считая нужным скрывать себя под искусственной маской, обладают пылким и в то же время мягким и добрым нравом. 

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Сочинение мое любимое занятие (для мальчиков, девочек)

Оценим за полчаса!

    Благодаря этим своим качествам Наташа произвела огромное впечатление на князя Андрея Болконского, который в первый раз увидел её в тот момент, когда находился в состоянии душевного опустошения и упадка сил.

Он не чувствовал в себе желания жить дальше и не видел смысла в своём существовании, а она отличалась тем, что не занимала себя поисками своего высшего предназначения, и просто жила на волне собственных чувств, излучая тепло и жизнелюбие, которых так не хватало князю Андрею.

    Главной отличительной чертой семьи Болконских являлся их гордый, ничем не сгибаемый нрав. Чувство собственного достоинства обострено у всех членов этой семьи, хотя и проявляется это у каждого по-разному. Очень много внимания здесь уделялось интеллектуальному развитию.

Старый князь, Николай Болконский, имел огромную страсть к порядку.

Весь его день был расписан по минутам, а «с людьми, окружавшими его, от дочери до слуг, князь был резок и неизменно требователен и потому, не быв жестоким, он возбуждал к себе страх и почтительность, каких нелегко мог бы добиться самый жестокий человек». 

    Старый князь воспитывал своих детей в строгости и сдержанности, что приучило его детей также быть сдержанными в проявлении своих чувств. Однако эта холодность была внешней, и огромная любовь отца всё-таки давала о себе знать.

«Помни одно, князь Андрей» — говорит он своему сыну, провожая его на войну, — «Коли тебя убьют, мне, старику, больно будет».

Именно благодаря такому воспитанию князь Андрей был способен почувствовать искреннюю любовь к Наташе, но привычка быть сдержанным и насмешливое отношение к эмоциональной горячности заставила его усомниться в искренности её любви и согласиться на требование отца отложить свадьбу на год.

    Свойственные семье Ростовых бесхитростность и широта души, в которых было что-то детское, наивное, придавало этим людям, с одной стороны, необыкновенную силу, а с другой стороны делало их уязвимыми перед лицом чужого коварства и лжи. Наташа не сумела распознать подлых мотивов ухаживавшего за ней Анатоля Курагина и холодной циничности его сестры Элен, подвергнув себя тем самым опасности позора и гибели. 

    Болконский не сумел простить Наташе её измены, расценив её действия как проявление испорченности и лицемерия, которые больше всего боялся в ней обнаружить. «Я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить». 

    Но сила её души не позволила ей разочароваться в людях.

Наташа оставалась такой же искренней и открытой, что привлекло к ней любовь Пьера, который испытал чувство огромного душевного подъёма после объяснения с ней, поняв, что все поступки этой девушки продиктованы её открытым нежным сердцем.

«Все люди казались так жалки, так бедны в сравнении с тем чувством умиления и любви, которое он испытывал; в сравнении с тем размягчённым, благодарным взглядом, которым она последний раз из-за слёз взглянула на него».

    Наташу и Пьера объединила искренняя любовь к жизни без искусственных прикрас, воплотившаяся в созданной ими семье.

Брак с Наташей помог Пьеру обрести внутренний покой после мучительных поисков цели своего существования.

«После семи лет супружества Пьер чувствовал радостное, твёрдое сознание того, что он не дурной человек, и чувствовал он это потому, что он видел себя отражённым в своей жене». 

    Такое же ощущение гармонии мы встречаем в семье Николая Ростова и Марьи Болконской. Они удачно дополняют друг друга: в этом союзе Николай исполняет роль хозяйственного главы семейства, надёжного и верного, тогда как графиня Марья является духовным стержнем этой семьи.

«Ежели бы Николай мог сознавать своё чувство, то он нашёл бы, что главное основание его твёрдой, нежной и гордой любви к жене имело основанием всегда это чувство удивления перед её душевностью, перед тем, почти недоступным для Николая, возвышенным, нравственным миром, в котором всегда жила его жена».

    Мне кажется, автор хотел показать, как плодотворна атмосфера, царящая в домах, подобных домам Наташи с Пьером и Марьи с Николаем, в которых вырастут прекрасные дети, от которых будет зависеть будущее развитие российского общества.

Именно поэтому Толстой придает столь огромное значение семье как основополагающей ячейке общественного прогресса – унаследованные от предков правильные моральные принципы и устои помогут молодым поколениям выстроить сильное и могущественное государство.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/tolstoj-l-n/vojna-i-mir/8491-vojna-i-mir-13

Сочинение на тему “Мысль семейная” в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”

Яркое воплощение она нашла в двух романах Льва Николаевича Толстого. В романе-эпопее «Война и мир» это одна из основных тем. «Мысль семейная» легла в основу «Анны Карениной» — другого его романа. Любовь героини к Вронскому разрушает не только ее семью, но и ведет саму Анну Каренину к гибели.

В романе «Война и мир» Толстой показывает три различных семейных уклада, типичных для русского общества начала XIX века, и их судьбы на протяжении нескольких поколений.

Семья Ростовых впервые показана в день именин графини и Наташи. Этот семейный праздник не имеет ничего общего с вечером в гостиной Анны Павловны, где хозяйка «заводила равномерную, приличную разговорную машину». Для света семья Ростовых несколько странна и необычна.

Граф для многих — «грязный медведь». Люди света часто не принимают и не понимают любви, дружбы и взаимопонимания, характерных для этой семьи. Эти качества Ростовых выгодно отличают их от остальных персонажей, показанных в романе. Но счастье пришло в семью Ростовых не сразу.

Толстой показывает это на примере графини Веры, старшей дочери. «Графинюшка мудрила с Верой», — говорит о ней граф Ростов. Последствия этого эксперимента видны сразу: надменная и холодная Вера кажется чужой в этой дружной семье. Остальные Рос-товы совсем другие.

Им присуще чувство патриотизма (Николай и Петя ушли на орну), сострадание. Они близки народу.

Пример другого жизненного уклада — семья Болконских. Их отличительная черта — гордость. Именно она мешает старому князю проявлять свои чувства.

«С людьми, окружавшими его, от дочери до слуг, князь был резок и неизменно требователен». Для него существуют «только две добродетели: деятельность и ум». В соответствии с этими убеждениями он и воспитал детей.

5 этой семье недостает той нежности и открытости, которая так украшает семью Ростовых.

Возможно, поэтому и князь Андрей, женившись без любви, относится к жене как к посторонней. «Женись стариком, никуда не годным», — говорит он Пьеру. Жена обременяет его. Но и после смерти маленькой княгини князь Андрей не обрел новой цели в жизни.

Хотя встреча с Наташей в Отрадном дала ему надежду, начать все сначала ему так и не удалось. Такие люди, как отец и сын Болконские, не созданы для тихой семейной жизни. Их удел — великие дела.

Поэтому семья Болконских не может, по мнению Толстого, назваться идеальной.

Третья ремья — Курагины. Они типичны для высшего общества: знатные, когда-то богатые, а теперь на грани разорения. Их семья не может быть счастливой: слишком много они отдают свету. Искренним, нежным чувствам нет места там, где идет охота за огромным наследством и богатыми невестами. И Ростовы, и Болконские едва не пострадали от тех людей.

Две семьи, чья жизнь показана в эпилоге романа, совсем иные. В молодой семье Ростовых удачно сочетаются любовь и понимание. Николай радуется тому, что Марья «со своей душой не только принадлежала ему, но и составляла часть его самого». Но одновременно он чувствовал, что он «ничтожество перед нею в мире духовном». Люди столь разные не могут создать крепкую семью.

Другая семья — Безуховы. Хотя окружающие считают, что Пьер «под башмаком своей жены», а Наташа опустилась и стала неряхой, их семья по-настоящему счастлива.

Да, Наташа заставила Пьера подчиниться «с первых дней их супружества», это практически не стесняет его. Часто Наташа помогает ему понять самого себя. Отношение Толстого к этой семье передает и Николенька Волконский.

Пьера и Наташу он любит всей душой, а Николая Ростова — с оттенком презрения.

Для Толстого «мысль семейная» — одна из важнейших. По его мнению, семья может быть создана и сохранена далеко не каждым. Для достижения семейного благополучия от его героев требуется не только их желание. Семейное счастье Толстой дает лишь самым достойным.

Источник: https://NauchnieStati.ru/bank/primery/sochinenie-na-temu-mysl-semejnaya-v-romane-l-n-tolstogo-vojna-i-mir/

«Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

«Война и мир» – русская национальная эпопея, в которой нашел отражение национальный характер русского народа в тот момент, когда решалась его историческая судьба. Л. Н. Толстой проработал над романом почти шесть лет: с 1863 по 1869 гг. С самого начала работы над произведением внимание писателя привлекли не только исторические события, но и частная семейная жизнь.

Для самого Л. Н. Толстого одной из его главных ценностей была семья. Семья, в которой он вырос, без которой мы не знали бы Толстого‑писателя, семья, которую он создал сам.

Семья как школа жизни и семья как институт. В жизни семья – это способ воспроизводства и лучшее средство воспитать в человеке нравственные устои, развить его таланты.

Семья – это передача опыта поколений, своеобразие нации.

«Мысль семейная» впервые серьезно была затронута Толстым в «Детстве». Он изображает свою семью, ее климат, отношения между детьми и родителями и влияние семейной атмосферы на него самого. Апогеем развития «мысли семейной» в творчестве Толстого стал роман «Анна Каренина». В романе же «Война и мир» через призму «семейной мысли» рассматривается Отечественная война 1812 г.

В романе «Война и мир» описана жизнь нескольких дворянских семей: Ростовых, Болконских и Курагиных.

Болконские и Ростовы – это семьи, которым симпатизирует Толстой. Из них выходят Марья и Андрей Болконские, Наташа – любимые герои писателя.

Члены этих семей были подвергаемы писателем трем основным испытаниям: светской жизни, любви, войне.

Семьи показаны не в отрыве от окружающего мира, но в тесном соприкосновении с ним и контактами между собой. Именно таким образом Толстой раскрывает «мысль семейную».

В семье Ростовых было принято не боятся выражать свои чувства: плакать, влюбляться. Это была одна из самых гостеприимных семей в Москве. Кроме своих детей, они воспитывали Бориса и Соню. В доме царила обстановка всеобщей любви и доверия. Любовь связывает всех членов семьи. Она проявляется в чуткости, внимании, сердечной близости.

У Ростовых все искренне, идет от души. В этой семье царят радушие, гостеприимство, хлебосольство, хранятся традиции и обычаи русской жизни. Только из подобной семьи могут выйти такие дети, как Николай и Наташа. Это люди с сильным интуитивным началом, но не несущие никаких духовных ценностей.

Именно потому их тянет к семье Болконских, несущих в себе нравственные и духовные ценности.

В семье Болконских царит спартанская обстановка. Тут не принято плакать, тут не любят гостей, все здесь подчинено разуму. Это старинный аристократический род. Кроме кровных уз, членов этой семьи связывает еще и духовная близость.

Николай Андреевич, любя свою дочь, заставляет ее учить естественные науки, считая, что она совершенно дурна. Однако в княжне побеждают духовные основы. Счастье, данное ей в конце романа, – награда за страдания.

Князь Андрей – это образ настоящего мужчины: волевой, сильный, практичный, образованный, в меру чувствительный.

Две эти семьи образуют как бы две половины, и вполне естественно, что их притягивает друг к другу, и они образуют гармоничные пары. Духовное и практическое воссоединяется в паре Николай – княжна Марья. То же самое должно было произойти между князем Андреем и Наташей, но смерть Болконского мешает этому.

Ростовым и Болконским противопоставляет Толстой семью Курагиных. Курагины – это символ деградировавшей семьи, семьи, в которой материальный интерес ставится выше духовного. Члены этой семьи предстают перед нами во всей своей ничтожности, пошлости, бездушии, корыстолюбии.

Читайте также:  Внутренний мир человека - сочинение

Курагины живут искусственной жизнью, они эгоистически заняты повседневными интересами. Семья лишена духовности. Для Элен и Анатоля главное в жизни – удовлетворение своих низменных желаний. Они полностью оторваны от народной жизни, живут в блестящем, но холодном свете, где все чувства извращены.

Князь Василий увлечен светскими делами настолько, что утерял всякую человеческую сущность. По Толстому, эта семья не имеет права на существование, почти все ее члены погибают. С Курагиными можно сравнить семью Веры и Берга. Вся их жизнь состоит в подражании другим. Их девиз – «как у других».

Этой семье будут даны дети, но они наверняка будут нравственными уродами.

Идеалом гармоничной семьи становится пара Наташа Ростова – Пьер Безухов. Все духовные искания Пьера, вся неутомимая энергия Наташи пошли на создание крепкой и надежной семьи. Можно с уверенностью сказать, что их дети вырастут здоровыми физически и нравственно.

Показав в романе наиболее полно три семьи, Толстой дает понять читателю, что будущее за такими семьями, как семьи Ростовых и Болконских, воплощающих в себе искренность чувств и высокую духовность.

Источник: https://resoch.ru/mysl-semejnaya-v-romane-l-n-tolstogo-vojna-i-mir/

Мысль семейная в романе Л. Н. Толстого Война и мир

«Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Толстой Л.Н.

Главной мыслью в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”, наряду с мыслью народной”, является “мысль семейная”. Писатель считал, что семья основа всего общества, и в ней находят отражение те процессы, которые происходят в обществе.

В романе показаны герои, которые проходят определенный путь идейно-духовного развития, путем проб и ошибок они стараются найти свое место в жизни, осознать свое предназначение. Эти герои показаны на фоне семейных отношений. Так, перед нами предстают семьи Ростовых и Болконских.

Толстой изобразил в своем романе всю русскую нацию сверху донизу, показав тем самым, что верхушка нации омертвела духовно, утратив связь с народом.

Этот процесс он показывает на примере семьи князя Василия Курагина и его детей, для которых характерно выражение всех негативных качеств, присущих людям высшего света, — предельная эгоистичность, низменность интересов, отсутствие искренних чувств.

Все герои романа представляют собой яркие индивидуальности, но у членов одной семьи есть некая общая, объединяющая всех черта.

Так, главной чертой семьи Болконских можно назвать стремление следовать законам разума. Никому из них, кроме, пожалуй, княжны Марьи, не свойственно открытое проявление своих чувств. В образе главы семьи, старого-князя Николая Андреевича Болконского, воплощены лучшие черты старинного русского дворянства.

Он — представитель древней аристократической фамилии, в его характере причудливо сочетаются нравы властного вельможи, перед которым все домашние трепещут, начиная от слуг и кончая собственной дочерью, аристократа, гордящегося своей длинной родословной, черты человека большого ума и простых привычек.

Во времена, когда от женщин никто не требовал проявления каких-то особых знаний, он учит свою дочь геометрии и алгебре, мотивируя это так:“А чтобы ты была похожа на наших глупых барынь, я не хочу”.

Он занимался образованием своей дочери, чтобы развить в ней главные добродетели, которые, по его мнению, были “деятельность и ум”.

В его сыне, князе Андрее, также воплощены лучшие черты дворянства, передовой дворянской молодежи. У князя Андрея свой путь к пониманию настоящей жизни. И он пройдет через заблуждения, но его безошибочное нравственное чутье поможет ему избавиться от ложных идеалов.

Так, оказываются развенчанными в его сознании Наполеон и Сперанский, а в его жизнь войдет любовь к Наташе, такой не похожей на всех остальных дам высшего света, главными чертами которых, по его мнению и мнению его отца, являются “эгоизм, тщеславие, ничтожество во всем”.

Наташа станет для него олицетворением настоящей жизни, противостоящей фальши света. Ее измена ему равносильна крушению идеала.

Так же, как и его отец, князь Андрей нетерпим к простым человеческим слабостям, которые есть у его жены, самой обыкновенной женщины, сестры, ищущей какой-то особой истины у “божьих людей”, и многих других людей, с которыми он сталкивается в жизни.

Своеобразным исключением в семье Болконских является княжна Марья. Она живет только ради самопожертвования, которое возведено в моральный принцип, определяющий всю ее жизнь. Она готова всю себя отдать другим, подавляя личные желания.

Покорность своей судьбе, всем прихотям своего властного отца, который по-своему любит ее, религиозность сочетаются в ней с жаждой простого, человеческого счастья.

Ее покорность — результат своеобразно понимаемого чувства долга дочери, не имеющей морального права судить своего отца, как говорит она мадемуазель Бурьен: “Я не позволю себе судить его и не желала бы, чтоб и другие это делали”. Но тем не менее, когда чувство собственного достоинства требует, она может проявить необходимую твердость.

Это с особой силой обнаруживается, когда оскорблено ее чувство патриотизма, отличающее всех Болконских. Однако она может пожертвовать своей гордостью, если это необходимо для спасения другого человека. Так, она просит прощения, хотя и ни в чем не виновата, у своей компаньонки за себя и крепостного слугу, на которого обрушился гнев ее отца.

Другая семья, изображенная в романе, в некотором роде противопоставлена семье Болконских. Это семья Ростовых. Если Болконские стремятся следовать доводам разума, то Ростовы подчиняются голосу чувств.

Наташа мало руководствуется требованиями приличий, она непосредственна, в ней много черт ребенка, что высоко ценится автором. Он много раз подчеркивает, что Наташа некрасива, в отличие от Элен Курагиной.

Для него важна не внешняя красота человека, а его внутренние качества.

В поведении всех членов этой семьи проявляются высокое благородство чувств, доброта, редкая щедрость, естественность, близость к народу, нравственная чистота и цельность.

Поместное дворянство, в отличие от высшей петербургской знати, верно национальным традициям.

Недаром Наташа, танцуя у дядюшки после охоты, “умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке”.

У Толстого большое значение придается родственным связям, единению всей семьи.

Хотя род Болконских должен соединиться с родом Ростовых посредством брака князя Андрея и Наташи, ее мать не может с этим смириться, не может принять Андрея в семью, “она желала любить его, как сына, но чувствовала, что он был чужой и страшный для нее человек”.

Семьи не могут соединиться посредством Наташи и Андрея, но соединяются посредством брака княжны Марьи с Николаем Ростовым. Этот брак удачен, он спасает Ростовых от разорения.

В романе показано также семейство Курагиных: князь Василий и трое его детей: бездушная кукла Элен, “покойный дурак” Ипполит и “беспокойный дурак” Анатоль.

Князь Василий — расчетливый и холодный интриган и честолюбец, претендующий на наследство Кирилы Безухова, не имея на то прямого права.

Со своими детьми он связан лишь кровными узами и общностью интересов: им важно лишь благосостояние и положение в обществе.

Дочь князя Василия — Элен — типичная светская красавица с безупречными манерами и репутацией. Она поражает всех своей красотой, о которой несколько раз говорится “мраморная”, т. е. холодная красота, лишенная чувства и души, красота статуи. Единственное, что занимает Элен, — это ее салон и светские приемы.

Сыновья князя Василия, по его мнению, оба “дураки”. Отцу удалось пристроить Ипполита на дипломатическую службу, и его судьба считается устроенной.

Буян и повеса Анатоль причиняет всем окружающим много хлопот, и, с целью его успокоить, князь Василий хочет его женить на богатой наследнице княжне Марье.

Брак этот не может состояться из-за того, что княжна Марья не хочет расстаться с отцом, и Анатоль с новыми силами предается прежним забавам.

Таким образом, люди, между которыми есть не только кровное, но и духовное родство, объединяются в семьи.

Старинный род Болконских не прерывается со смертью князя Андрея, остается Николенька Болконский, который, вероятно, продолжит традицию нравственных поисков своего отца и деда. Марья Болконская вносит в семью Ростовых высокую духовность.

Итак, “мысль семейная”, наряду с “мыслью народной”, является главной в романе Л. Толстого “Война и мир”. Семья у Толстого подвергается исследованию в переломные моменты истории.

Показав в романе наиболее полно три семьи, писатель дает понять читателю, что будущее за такими семьями, как семьи Ростовых и Болконских, воплощающих в себе искренность чувств и высокую духовность, наиболее яркие представители которых проходят каждый свой путь сближения с народом.

Источник: https://mirznanii.com/a/357204/mysl-semeynaya-v-romane-l-n-tolstogo-voyna-i-mir

«МЫСЛЬ СЕМЕЙНАЯ» В «ВОЙНЕ И МИРЕ»

Л. Н. Толстой писал, что в «Войне и мире» он любил «мысль народную», а в «Анне Карениной» — «мысль семейную». Но крепость семьи, сходство людей «одной породы», их нравственная близость, преемственность поколений — проблемы, над которыми великий писатель размышлял и раньше, во время работы над «Войной и миром».

Гениальное произведение Толстого — это и национальная эпопея о подвиге русского народа в Отечественной войне 1812 года, и художественная энциклопедия жизни человеческой, и дворянская «семейная хроника».

Автор стремится показать читателю, что «в те времена (имеется в виду начало XIX века) так же любили, завидовали, искали истины, добродетели, увлекались страстями, была такая же сложная умственно-нравственная жизнь», как и тогда, когда он работал над книгой.

В центре повествования — несколько семей: Ростовы, Болконские, Безуховы, Курагины, Друбецкие. Раскрываются семейнобытовые и нравственно-психологические стороны жизни той среды, которая изображена в романе.

Рассказывая об этих семьях, писатель придает морали, быту, нравам гораздо большее значение, чем экономике и политике.

Толстой, оценивая жизнь своих героев с нравственной точки зрения, подчеркивал определяющее значение семьи для формирования характера человека, его отношения к жизни, к себе самому.

На переднем плане, безусловно, Ростовы и Болконские. Они противопоставлены по интеллектуальному развитию, семейному укладу, особенностям быта, но одинаково дороги писателю. Семья Ростовых привлекает своей искренностью, естественностью, добротой, близостью к народу, его обычаям.

Именно с этой семьей связаны самые поэтичные страницы романа: зимние святки, приезд ряженых, охота, рождественское гадание девушек, пение Наташи, ее первый бал. Все члены семьи, за исключением рассудочной и холодной Веры, очень привязаны друг к другу, умеют понять душевное состояние близкого человека с полуслова, непосредственны и добры.

Им чужд холодный расчет. Все они, особенно Наташа, наделены «умом сердца », который Толстому ближе, чем «ум ума». В то же время писатель не скрывает, что его любимые герои умственно заурядны, чувство у них часто заменяет мысль, поэтому «интерес подробностей чувства» в их духовной жизни заменяет интерес развития мысли.

«Она не удостаивает быть умной», — говорит о «волшебнице » Наташе влюбленный в нее Пьер Безухов. И в этих словах не порицание, а восхищение необъяснимым обаянием девушки. Верный жизненной правде, Толстой показывает и недостатки этой семьи.

Мы видим бедные духовные интересы Ростовых, бесхозяйственность старого графа Ильи Андреевича, капризную властность графини, эгоизм и ограниченность Николая, непостоянство Наташи, расчетливость Веры.

И все-таки только в такой семье, человечной, искренней, любящей, могло сформироваться удивительное молодое поколение: обаятельная, поэтическая Наташа, светлый, романтичный, любящий людей Петя.

Совсем иные люди — Болконские. Им в полной мере присущ «ум ума», неустанная работа мысли.

Писатель отмечает и резкость, и сложность характера, и неуживчивость старого князя Николая Андреевича, его уверенность в своем превосходстве над другими людьми, семейный деспотизм; не остаются незамеченными и внешняя холодность, и чрезмерная сдержанность, и рассудочность Андрея Болконского, и аскетизм княжны Марьи.

Трудные характеры, нелегко им друг с другом, но друг без друга — невозможно. В этой семье не любят красивых слов, не допускают сентиментальных объяснений. Строгий распорядок никогда, даже в день отъезда князя Андрея на войну, не нарушается; подчинение детей отцу беспрекословно.

И все-таки Николай Андреевич вынужден признать, что любимый сын идет своим путем. Но в то же время отец уверен: дорога князя Андрея — «это дорога чести», уверен потому, что сам воспитывал своих детей и, никогда не отступая от своих принципов, был для них непререкаемым авторитетом.

Да, он человек своей эпохи, своего класса, со всеми присущими этому классу недостатками. Хотя нет, не со всеми. Николай Андреевич — личность несгибаемая. Он честно служил, но прислуживать не стал бы никому на свете, ни ради чего. И когда князь Андрей говорит себе: «Я не могу бояться», — это звучит в нем голос отца, человека чести. Моральный кодекс Болконских — на все времена.

Их непрестанное стремление жить в ладу со своей совестью, «поиски мысли», верность своим принципам, сила чувств — качества, вызывающие восхищение и сегодня.

Несмотря на очень важные, очень существенные различия и в семейном быту, и в духовной жизни, и в психологии (этим, наверное, объясняется драма Наташи и князя Андрея), Ростовы и Болконские, представляющие разные слои русского дворянства, близки автору (и читателю, разумеется, тоже) прежде всего тем, что нашли свое место в общенародной жизни, стали участниками героической борьбы русского народа против наполеоновского нашествия. В этом смысле к ним близок и Пьер Безухов, незаконный сын богатого екатерининского вельможи, знавшего в жизни только собственные удовольствия. Видимо, не случайно незаконный сын, да еще воспитанный в вольнолюбивой Европе, стал человеком, которого удостоил своей дружбы князь Андрей. Пьер не несет на себе отпечатка семейных черт графов Безуховых.

Ростовым, Болконским, Пьеру Безухову во всем противопоставлены семьи Курагиных, Друбецких, Бергов. Особенно подробно характеризует писатель два поколения семьи Курагиных, совершенно лишенных нравственного чувства, безразличных к судьбе родины и народа, не испытывающих друг к другу даже простой родственной привязанности.

У членов этой семьи отсутствуют и «ум сердца», и «ум ума», зато они умеют во имя выгоды расчетливо подавлять в себе все человеческое. Об отце, князе Василии, Толстой пишет: «Что-то влекло его постоянно к людям сильнее и богаче его, и он одарен был редким искусством ловить именно ту минуту, когда надо и можно было пользоваться людьми».

Такими же он воспитал и своих детей, «беспокойного дурака» Анатоля и блистательную Элен. Наделенные прекрасной внешностью, они внутренне безобразны, общение с ними несет достойным людям (Пьеру, Наташе) разочарование и горе. Этим завсегдатаям светских салонов ничего не стоит сломать чужую жизнь, их никогда не мучают угрызения совести.

По своим нравственным качествам к ним примыкают великосветские молчалины Борис Друбецкой и Берг, чей девиз, как и у Молчалина, — «умеренность и аккуратность».

Эти люди далеки не только от своего народа, они чужие и в среде передового дворянства. Вспомним, как делал карьеру Борис Друбецкой. А чего стоит знаменитая «шифоньерка» Берга, которой он занят в страшные часы «оставления Москвы».

Жажда карьеры и богатства подавила в них (в истории жизни Бориса это видно особенно наглядно) все человеческое. В этом проявилось влияние семьи, влияние эгоистического, лишенного духовных интересов окружения. Так противопоставлены те, кто стал «дрянью александровского поколения», и те, кто составил его славу.

В этом противопоставлении великий писатель отразил расслоение русского дворянства в первой четверти XIX века, которое привело к образованию в нем двух враждующих лагерей.

Толстой показал, что сближение дворян с народом в дни, когда решалась историческая судьба России, или отдаление от него, служение только своим эгоистическим интересам во многом определялись семейными традициями, семейным воспитанием, нравственными устоями семьи.

Так «мысль народная» смыкается в романе с «мыслью семейной », образуя неразделимый сплав. Вот почему тема преемственности поколений, «мысль семейная» становится одной из главных в гениальной толстовской эпопее.

Источник: https://doc4web.ru/literatura/sochinenie-na-temu-misl-semeynaya-v-voyne-i-mire-po-romanu-l-n-t.html

Сочинения на Getsoch.ru

Сочинение на тему «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Подписывайтесь на нашу группу ВК

Читайте также:  Сочинение собакевич в поэме мертвые души (образ и характеристика)

«Нет величия, там, где нет простоты, добра и правды»

Л. Н. Толстой «Война и мир»

       В романе – эпопее «Война и мир» Лев Николаевич Толстой поднимает вечные вопросы действительности: что такое добро и зло, истинное и ложное величие, смысл человеческой жизни, взаимоотношение человека и общества, роль личности в истории. И все эти глубочайшие по своему содержанию и объему  проблемы раскрываются при помощи изображения жизни и внутренних связей нескольких семейств: Ростовых, Болконских, Курагиных.

       По мнению Толстого, семья – основа формирования человеческой души. Каждая семья – совершенно  неподражаемый особенный мир, в котором возникают уникальные связи, строятся сложные взаимоотношения. В романе «Война и мир» тема семьи служит неким организатором всего текста произведения. Родовые гнезда определяют характеры, взгляды и судьбы героев.

       Семьи Ростовых и Болконских являются для автора примером дворянских родов, в которых существует теснейшая связь с национальными традициями.

       Наиболее полно эти традиции проявились в жизни представителей Ростовых – благородно – наивной  семьи, живущей чувствами, сочетающей в себе серьезное отношение к семейной чести (Николай Ростов не отказывается от долгов отца), теплоту и сердечность семейных отношений, гостеприимство и хлебосольство, отличающее русских людей. Рассказывая о Пете, Наташе, Николае и о старших Ростовых, Толстой стремился художественно воссоздать историю средней дворянской семьи начала девятнадцатого века.

       Семейство Ростовых, хотя они и графы, — простое  семейство русских помещиков, тесно связанное с деревней, сохраняющее весь строй, все предания русской жизни и только случайно соприкасающееся с большим светом.

Большой свет есть сфера, совершенно от них отдельная, тлетворная, прикосновение которой так гибельно действует на Наташу. По своему обыкновению, автор рисует эту сферу по тем впечатлениям, которые испытывает от нее Наташа.

Наташу живо поражает та фальшь, то отсутствие всякой естественности, которое господствует в наряде Элен, в пении итальянцев, в танцах Дюпора, в декламации m-lleGeorge, но вместе с тем пылкую девушку невольно увлекает атмосфера искусственной жизни, в которой ложь составляет блестящий покров всяких страстей, всякой жажды наслаждений. В большом свете мы наталкиваемся на французское и итальянское искусство; идеалы французской и итальянской страстности, столь чуждые русской  натуре.

       Другое семейство, к хронике которого принадлежит то, что рассказывается в «Войне и мире», семейство Болконских точно так же не принадлежит к высшему свету.

Но автор дает нам понять, что оно выше этого света, во всяком случае, представители семьи стоят обособленно, вне его.

  Об этом свидетельствует описание княжны Марьи, не имеющей ничего общества с обликом  светской девушки, а также враждебное отношение старика и его сына к маленькой княгине Лизе, самой очаровательной светской женщине.

       Семьи Ростовых и Болконских, несмотря на то, что одно семейство — графское, а другое — княжеское, не имеют и тени великосветского характера.

       В противопоставлении им Толстой вводит в повествование семейство Курагиных. Курагины – истинные представители высшего петербургского общества того времени. Они – участники всех интриг, скандалов и светских сплетен. Они живут этим и не понимают жизни другой.

В их мире «кипит вечная бесчеловечная вражда, борьба за блага бренные».

За внешним блеском скрывается отсутствие истинных чувств, зато присутствует жажда наживы, желание получше пристроить детей и в личной жизни (выгода от замужества Элен с Пьером Безуховым), и по карьерной лестнице (Ипполит Курагин).

       В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой очередной раз подчеркивает важность привития истинных семейных ценностей, без которых невозможна достойная жизнь человека в обществе.

Источник: https://getsoch.ru/po-literature/290-sochinenie-na-temu-mysl-semejnaya-v-romane-l-n-tolstogo-vojna-i-mir.html

“Мысль семейная” в романе “Война и мир”

Вступление Семья Ростовых Семья Болконских Семья Курагиных Новые семьи в романе Вывод

Вступление

Роман ” Война и мир ” Льва Николаевича Толстого считается историческим романом. В нем описываются реальные события военных кампаний 1805-1807 годов и Отечественная война 1812 года.

Казалось бы, кроме батальных сцен и рассуждений о войне ничего не должно волновать писателя.

Но центральной сюжетной линией Толстой прописывает семью, как основу всего русского общества, основу нравственности и морали, основу поведения человека

в ходе истории. Поэтому “мысль семейная” в романе “Война и мир” Толстого является одной из главных.

Л. Н. Толстой представляет нам три светских семьи, которые показывает на протяжении почти пятнадцати лет, раскрывает семейные традиции и культуру нескольких поколений: отцов, детей, внуков. Это семьи Ростовых, Болконских и Курагиных. Три семьи так не похожи друг на друга, но так тесно переплетаются судьбы их воспитанников.

Семья Ростовых

Одна из самых образцовых семей общества, представленная Толстым в романе, это семья Ростовых. Истоки семьи – любовь, взаимопонимание, чувственная поддержка, гармония

человеческих отношений. Граф и графиня Ростовы, сыновья Николай и Петр, дочери Наталья, Вера и племянница Соня. Все члены этой семьи образуют некий круг живого участия в судьбах друг друга.

Неким исключением можно считать старшую сестру Веру, она держала себя несколько холоднее.

“…красивая Вера презрительно улыбнулась…”, – описывает Толстой ее манеру вести себя в обществе, сама она говорила, что ее воспитывали по-другому и гордилась тем, что не имеет отношения “ко всяким там нежностям”.

Наташа с детства была взбалмошной девочкой. Детская влюбленность в Бориса Друбецкого, обожание Пьера Безухова, увлеченность Анатолем Курагиным, любовь к Андрею Болконскому – поистине искренние чувства, абсолютно лишенные корысти.

Проявление настоящего патриотизма семьи Ростовых подтверждает и раскрывает важность “мысли семейной” в “Войне и мире”.

Николай Ростов видел себя только военным и записался в гусары, чтобы пойти защищать русскую армию. Наташа отдала подводы для раненых, бросив все нажитое имущество.

Графиня и граф предоставили свой дом для укрытия раненых от французов. Петя Ростов идет на войну совсем мальчиком и погибает за родину.

Семья Болконских

В семье Болконских все несколько иначе, чем у Ростовых. Толстой не говорит, что здесь не было любви. Она была, но проявление ее не носило такого нежного чувства.

Старый князь Николай Болконский считал: “Есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум”.

Все в их семействе подчинялось строгому порядку – “порядок в его образе жизни был доведен до последней степени точности”. Он сам занимался обучением своей дочери, изучал с ней математику и другие науки.

Молодой Болконский любил отца и уважал его мнение, он обходился с ним достойно княжеского сына. Уходя на войну, он попросил отца оставить на воспитание своего будущего сына, так как знал, что отец сделает все по чести и справедливости.

Княжна Марья, сестра Андрея Болконского, слушалась старого князя во всем. Она с любовью принимала все строгости отца и заботилась о нем с усердием. На вопрос Андрея: “Трудно тебе с ним?” Марья отвечала: “Разве возможно судить об отце?.. Я так довольна и счастлива с ним!”

Все отношения в семье Болконских были ровными и спокойными, каждый занимался своим делом и знал свое место. Истинный патриотизм проявил князь Андрей, отдав собственную жизнь за победу русской армии.

Старый князь до последнего дня вел записки для государя, следил за ходом войны и верил в силу России. Княжна Марья не отреклась от веры, молилась за брата и помогала людям всем своим существованием.

Семья Курагиных

Эта семейство представлено Толстым в противоположность двум предыдущим. Князь Василий Курагин жил только для выгоды. Он знал, с кем дружить, кого приглашать в гости, за кого посватать детей, чтобы выгодно устроиться в жизни. На замечание Анны Павлолвны Шерер о его семействе говорит: “Что делать! Лафатер сказал бы, что у меня нет шишки родительской любви”.

Светская красавица Элен дурна душою, “блудный сын” Анатоль ведет праздный образ жизни, в кутежах и забавах, старшего, Ипполита, отец называет “дураком”. Эта семья не способна любить, сопереживать, заботиться даже друг о друге.

Князь Василий признается: “Мои дети – обуза моего существования”. Идеал их жизни – пошлость, разврат, приспособленчество, обман любящих их людей. Элен разрушает жизни Пьера Безухова, Анатоль вмешивается в отношения Наташи и Андрея.

О патриотизме здесь даже речи не идет. Сам князь Василий постоянно судачит в свете то о Кутузове, то о Багратионе, то об императоре Александре, то о Наполеоне, не имея постоянного мнения и подстраиваясь под обстоятельства.

Новые семьи в романе

В конце романа “Война и мир” Л. Н. Толстой складывает ситуацию смешения семей Болконских, Ростовых и Безухова. Новые крепкие, любящие семьи связывают Наташу Ростову и Пьера, Николая Ростова и Марью Болконскую.

“Как в каждой настоящей семье, в лысогорском доме жило вместе несколько совершенно различных миров, которые, каждый удерживая свою особенность и делая уступки один другому, сливались в одно гармоничное целое”, – говорит автор. Свадьба Наташи и Пьера состоялась в год смерти графа Ростова – старая семья разрушилась, новая образовалась.

А для Николая жениться на Марье было спасением, как всей семьи Ростовых, так и его самого. Марья со всей своей верой и любовью хранила семейный душевный покой и обеспечивала гармонию.

Вывод

После написания сочинения на тему “Мысль семейная в романе “Война и мир”” я убедился, что семья – это мир, любовь, понимание. И гармония семейных отношений может прийти только в уважении друг к другу.

(1

Источник: https://ege-essay.ru/mysl-semejnaya-v-romane-vojna-i-mir/

Сочинение на тему: Мысль семейная в романе Война и мир, Толстой

­Главная>Сочинения по произведению Война и мир

Мысль семейная

Лев Николаевич Толстой — один из немногих писателей, уделивших огромное внимание теме семьи. Всем известно, что на написание эпического романа «Война и мир» его подтолкнула «мысль народная», то есть волнение за будущее нации и всей страны, но и про «мысль семейную» он не забывал.

На фоне Отечественной войны, развернувшейся в начале XIX века, мы наблюдаем личностное и духовное развитие главных героев романа, что в итоге приводит к самому верному счастью, которым, по мнению Толстого, является полноценная семья. В основу «семейной мысли» романа легли пять семей.

Это, в первую очередь, Ростовы и Болконские, а также Курагины, Безуховы и Друбецкие.

Возможно, именно поэтому каждый том романа получился таким увесистым и содержательным. Автор подробно описывает быт этих семей, чтобы читателям было понятно, как развивалось общество в период с 1805 по 1812 годы, и как это повлияло на исход войны. Друбецким и Курагиным противопоставляются Ростовы и Болконские.

От семьи Безуховых в основе сюжета представлен один только Пьер.

Его отец, знаменитый граф Безухов, перед смертью оставляет все свое состояние незаконнорожденному Пьеру, после чего тот становится мишенью семьи Курагиных, в частности Элен Курагиной – холодной и расчетливой красавицы, желающей заполучить как можно больше денег.

Описывая Курагиных, Толстой не скупится на литературные приемы и в полной мере показывает всю фальшивость, завистливость, алчность, лицемерие и подлость этих великосветских людей. Даже сановник из семейства Курагиных наделен всеми вышеперечисленными качествами.

Совершенно иным предстает перед нами семейство Ростовых – людей, готовых в своем доме воспитать наравне с родными детьми Соню и Бориса Друбецкого. Их дом всегда открыт для гостей, а хлебосольство славится во всей Москве.

Это чудесная семья, в которой открыто смеются, открыто плачут, с теплотой и добросердечием относятся к людям любого ранга.

Дому Ростовых противопоставлен дом Болконских, в котором царит пуританское мышление, духовная замкнутость и аскетизм. В доме Болконских не принято громко смеяться или вслух говорить о любви.

Несмотря на это, Андрей и Марья растут достойными гражданами своей страны и в самые трудные моменты становятся на ее защиту. Андрей является ярым противником светского образа жизни и с началом войны предпочитает уйти на службу.

Марья вынуждена оставаться рядом с прикованным к постели отцом, но при первой же возможности берет на себя заботу и о раненных. Странно, что эти две непохожие семьи переплетаются судьбами.

Наташа Ростова влюбляется в Андрея, а Николай Ростов в Марью. Таким образом, семьи Ростовых и Болконских навсегда остаются связанными узами родства. И все-таки есть в них какая-то общность. Взять, к примеру, патриархальный уклад жизни, близость к народу, глубокая сердечность и гуманность.

Не случайно Толстой высоко ценит оба эти семейства. По мнению автора, семья – это не замкнутый клан и не отдельная ячейка общества, а неповторимая, уникальная категория, являющаяся частью целого народа.

Чувствуется, что для писателя главное в семейных эпизодах – это неподдельное, живое общение, посредством которого мы узнаем о самых главных событиях романа.

  • см. также:Другие сочинения по произведению Война и мир, Толстой
  • Характеристики главных героев произведения Война и мир, Толстой
  • Краткое содержание Война и мир, Толстой
  • Краткая биография Льва Толстого

Источник: https://www.sdamna5.ru/mysl_semejnaya_vojna

“Мысль семейная” в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Лев Николаевич Толстой является одним из немногих писателей русской литературы XIX века, который огромное внимание уделяет теме семьи. Именно эта тема является главной на страницах романа «Война и мир».

Семья, по Толстому, — это свободно-личностное, неиерархическое единение людей. Каждый член семьи свободно проявляет в ней свою личность. Свои взгляды на взаимоотношения близких людей, на семейное устройство писатель показывает на примере двух семей: Ростовых и Болконских.

Семья Ростовых привлекает к себе людей искренностью, добротой, душевной отзывчивостью, готовностью прийти на помощь. Именно в такой семье вырастают пламенные патриоты, безрассудно идущие на смерть, как Петя Ростов.

Его старшего брата Николая Ростова отличает искренность, доброта, храбрость, честность, чувствительность. В семье отсутствует атмосфера ханжества и лицемерия, поэтому дети безгранично любят и доверяют родителям, а те, в свою очередь, уважают желания детей, их суждения по тому или иному вопросу.

Именно в такой дружной и доброжелательной обстановке смог сложиться характер Наташи с ее даром любви к людям и человечностью. Да, она порой ошибается, это свойство юных, но признает свои ошибки. Наташа умеет любить искренне и преданно. В этом Л.Н.

Толстой и видел главное назначение женщины, а истоки доброты и преданности, искренности и бескорыстия он видел в семейном воспитании.

Несколько иная семья Болконских. Для Николая Андреевича Болконского более всего ценны в людях «две добродетели: деятельность и ум». Именно эти качества он и воспитывал в своей дочери Марье.

В семье Болконских слова не расходятся с делом, поэтому и Андрей, и княжна Марья — это лучшие представители великосветской среды. Им не чужды судьбы народа, они честные и порядочные люди, искренние патриоты.

Эти люди стараются жить в ладу с совестью.

Не случайно Толстой показывает, что эти семьи роднятся, ибо духовное родство их объединяло изначально. Дома Ростовых и Болконских похожи патриархальным укладом жизни, общими семейными чувствами горя или радости, духовным родством, глубокой сердечностью, естественностью поведения, близостью к народу.

Для толстовских героев неоценимо важны их фамильная общность и приобщенность к семейному преданию, традициям.

В кризисных обстоятельствах герои романа готовы не только поступиться своим родовым имуществом (подводы Ростовых, предназначенные для вывоза вещей, отданы для раненых), но и подвергнуть опасности самих себя и близких людей.

Семья, по Толстому, — это не замкнутый в себе, не отъединенный от всего окружающего клан, а неповторимо-индивидуальные ячейки, обновляемые по мере смены поколений. Главное в семейных эпизодах «Войны и мира» – неподдельно-живое общение между людьми, которые дороги и близки друг другу.

Совершенно справедливы слова В. Зеньковского, который говорил: «Семейная жизнь имеет в себе три стороны: биологическую, социальную и духовную. Если устроена какая-либо одна сторона, а другие стороны либо прямо отсутствуют, либо находятся в запущенности, то кризис семьи неизбежен».

Источник: https://students-library.com/library/read/46791-mysl-semejnaa-v-romane-ln-tolstogo-vojna-i-mir

Ссылка на основную публикацию