Сочинение собакевич в поэме мертвые души (образ и характеристика)

Сочинение Собакевич в поэме Мертвые души (Образ и характеристика)

Образ Собакевича

Сочинение Собакевич в поэме Мертвые души (Образ и характеристика)

Цели урока:

  • Охарактеризовать образ помещика Собакевича, выявить способы раскрытия характера героя;
  • Учиться анализировать текст, выделять значимые детали и видеть их роль в художественном произведении.

Сочинение Собакевич в поэме Мертвые души (Образ и характеристика)

  • впервые встречаем
  • Собакевича?
  • впечатление
  • на Чичикова?

Характер Собакевича начинает раскрываться перед нами еще в первой главе, когда он, едва познакомившись с Чичиковым, тут же наступил ему на ногу, сказавши: «Прошу прощения». Эти неповоротливость, неуклюжесть и немногословие сразу же производят впечатление чего-то грубого животного, малоподвижного, тяжелого.

Сочинение Собакевич в поэме Мертвые души (Образ и характеристика)

С каким животным сравнивает Гоголь Собакевича?

Гоголь сравнивает Собакевича со «средней величины медведем». Он немногословен, обладает железной хваткой, себе на уме, его практически нельзя обмануть.

Сочинение Собакевич в поэме Мертвые души (Образ и характеристика)

Найдите и прочитайте описание портрета Собакевича. Какую черту выделяет Гоголь в его портрете?

Грубость и неуклюжесть — суть портрета Собакевича. Природа, создавая его лицо, «рубила со всего плеча: хватила топором раз — вышел нос, хватила другой — вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет…».

Богатырская мощь Собакевича (нога, обутая в сапог исполинского размера), подвиги за обеденным столом (ватрушки «гораздо больше тарелки», «индюк ростом с теленка», съеденная зараз «половина бараньего бока»), богатырское здоровье Собакевича («пятый десяток живу, ни разу не был болен») пародируют облик и деяния сказочных и былинных богатырей.

Сочинение Собакевич в поэме Мертвые души (Образ и характеристика)

Найдите в тексте описание усадьбы и интерьера. Что вы можете сказать о хозяине дома, познакомившись с данным описанием?

Вещи вокруг Собакевича повторяют тяжелое и прочное тело хозяина: крепкий и асимметричный дом, «как у нас строят для военных поселений и немецких колонистов»; крестьянские избы и колодец из корабельного дуба, но без всяких резных узоров.

Сочинение Собакевич в поэме Мертвые души (Образ и характеристика)

Каждая вещь в доме Собакевича, начиная от «пузатого орехового бюро на пренелепых четырех ногах» и кончая последним стулом, удивительно тесно срослась со своим хозяином и, казалось, говорила: «Я тоже Собакевич. И я тоже очень похожа на Собакевича».

Сочинение Собакевич в поэме Мертвые души (Образ и характеристика)

  • Как Собакевич отзывается о чиновниках в разговоре с Чичиковым? Как это его характеризует?

Губернатор у Собакевича— «первый разбойник в мире», «за копейку зарежет». Весь город — христопродавцы, «мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет . Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья». Чиновники, по мнению Собакевича, «даром бременят землю», а стряпчий Золотуха — «первейший хапуга в мире».

Сочинение Собакевич в поэме Мертвые души (Образ и характеристика)

Как ведет себя Собакевич во время обеда?

«У меня когда свинина — всю свинью давай на стол, баранина — всего барана тащи, гусь — всего гуся!»

Сочинение Собакевич в поэме Мертвые души (Образ и характеристика)

Как относится герой к предложению Чичикова? Какую сумму он просит за мертвые души? Как аргументирует эту цену? Как характеризует героя сцена получения залога за души?

В отличие от Манилова, Ноздрева, Коробочки, Собакевич мгновенно оценивает выгодность предложения Чичикова и стремится сорвать куш побольше, заламывая цену сразу «по сту рублей за штуку».

Каково значение фамилии героя?

Фамилия Собакевича формально не связана с его внешним обликом: Собакевич похож «на средней величины медведя»; цвет лица «каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке»; его имя — Михайло Семенович — также указывает на фольклорного медведя.

Однако ассоциативно фамилия соответствует характеру и портрету: у Собакевича «бульдожья» хватка и лицо; кроме того, к людям он относится, как цепной пес.

Собакевич после согласия продать души: «да уж нрав такой собачий: не могу не доставить удовольствие ближнему».

Выводы

Собакевич— «человек-кулак».

Метафора Гоголя выражает общечеловеческую страсть, олицетворенную в образе Собакевича,— страсть к тяжелому, земному, плотскому. Главная цель жизни Собакевича – нажива.

Это — стяжательство особого рода оно предметно, по-хозяйски прочно (даже «мертвые души» у Собакевича не дрянь-душа, а «ядреный орех, все на отбор»), за душу Собакевич «заламывает» сто рублей и не брезгует мошенничеством, подсунув в список душ бабу — «Елизавету Воробья»

Выводы

Через описание обстановки Гоголь характеризует Собакевича как человека, у которого нет вкуса, нет эстетического чувства.

Внешняя грубость Собакевича раскрывает низменность, животность его натуры. Гиперболическое сравнение с животными, с мебелью – это лирический прием, который подчеркивает, что ничего возвышенного у Собакевича нет.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/obraz-sobakievicha-poema-n-v-gogholia-miortvyie-dushi.html

Образ Собакевича в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Сочинение Собакевич в поэме Мертвые души (Образ и характеристика)

  • Среди вереницы персонажей, изображенных мастерской рукой Гоголя, образ Собакевича в поэме «Мертвые души» отличается особой фактурностью.
  • Он материально ощутим во всей своей грубой, громоздкой, но прочной и надежной вещественности.
  • Собакевич – яркая деталь в общем грандиозном полотне помещичьей России первой половины XIX века, созданном великим русским писателем.

Портрет Собакевича

Сочинение Собакевич в поэме Мертвые души (Образ и характеристика)

Он неповоротлив, обязательно наступит собеседнику на ногу. Зовут его Михаил Семенович, что также подчеркивает его медвежью сущность.

Характер имеет основательный, в умозаключениях прям и груб. Жена его высокая дама с лицом, похожим на огурец.

Возраст Собакевича Гоголь не указал конкретно. Судя по всему, ему от 40 до 50 лет. В то время, когда Гоголь работал над поэмой, ему было чуть за 30. В таком возрасте и сорокалетние кажутся чуть ли ни стариками.

Следовательно, Гоголь предполагал возраст Собакевича никак не более сорока лет. Этому персонажу посвящена вся пятая глава поэмы.

Жизненные цели

Цель Собакевича – просто жить. Душа его находится где-то далеко, как Кощеево яйцо. И понятно, что Собакевич любит безраздельно властвовать. Он хочет, чтобы все было по его воле, даже если это неправильно.

Прогресс и Собакевич – две несовместимые вещи. Гоголь отмечает в лирическом отступлении, что такие люди, как Собакевич, уж лучше пусть будут помещиками. Так как если они придут во власть, то горе будет стране и особенно чиновникам, которые подпадут под их власть, ведь чиновников можно «щелкать» без вреда для себя, а крестьян нельзя, ибо при этом ты теряешь свой заработок.

Любимые занятия

Сочинение Собакевич в поэме Мертвые души (Образ и характеристика)

Очевидно, судя по описанию его усадьбы, где, как подметил Гоголь, план архитектора боролся с волей заказчика, – Собакевич любит строить.

Конечно, как все тогда (и не только тогда), очень любит деньги. Накопительство денег – его любимое занятие, как и у Чичикова.

Вот только по мнению Чичикова, деньги дают социальный статус, даже некое величие, а с точки зрения Собакевича – деньги дают опять же устойчивость, крепость, к которым он так стремится.

Усадьба Собакевича и его отношение к хозяйству

Сочинение Собакевич в поэме Мертвые души (Образ и характеристика)

Все хозяйство его устроено крепко, основной упор делается не на мелочное украшательство, а на прямую пользу, долговечность, основательность.

Не нужны ему окна – он их заколотил, понадобилось окно – вырезал там, где нужно, совсем другого размера. Внешний вид Собакевичу не важен – только польза.

Он заботится о своих крестьянах. Ведь чтобы крестьяне приносили доход, они должны жить в крепких постройках и хорошо кушать. Дома их сделаны без излишеств, но даже сараи сложены из полновесных бревен.

Манера поведения и речь помещика

Сочинение Собакевич в поэме Мертвые души (Образ и характеристика)

Ему трудно двигать шеей, поэтому смотрит несколько вниз и вбок, тем не менее, он быстро понимает суть происходящего.

Речь его кратка, в ней и следа нет красивостей Манилова, говорит только по существу вопроса. Собакевич с презрением относится ко всему современному: «вот, раньше были люди!».

Он даже о себе говорит с пренебрежением, полагая, что его отец был и здоровее, и крепче, чем он сам. О своих умерших крестьянах Собакевич произносит целую оду.

Отношение Собакевича к предложению Чичикова

Предложение о продаже мертвых душ Собакевич воспринял так, словно речь шла об обычной вещи. Прервав осторожные подходы Чичикова, начавшего о «благе государства», он сразу перешел к обсуждению цены. В поэме это производит комический эффект.

Отношение к окружающим Собакевича

Сочинение Собакевич в поэме Мертвые души (Образ и характеристика)Об отношении Собакевича к знакомым исчерпывающе говорит хотя бы эта его фраза: «один прокурор в губернии хороший человек, да и тот свинья». Даже губернатор у него мошенник, а все вокруг христопродавцы.

Однако со своими мужиками он в ладу, попусту их не обижает и всегда поддержит в укреплении своего хозяйства.

Собакевичу свойственна вера, что раньше все было лучше: и люди здоровее и даже животные были крупнее. Тут заметен след мифа о золотом веке, свойственный людям всех времен и народов.

Сближает его с народом и нелюбовь ко всему иностранному, презрение к либеральным идеям, прогрессу.

Заключение

Если Плюшкина Гоголь однозначно осуждает, к Собакевичу у него нет четко отрицательного отношения. Где-то, за тоннами юмора, иронии, проглядывает и авторская симпатия. Пожалуй, в образе Собакевича присутствует чистый юмор, без того пронзительного трагизма, который читатель ощущает в таких персонажах, как Плюшкин или Манилов.

Источник: https://tvercult.ru/literatura/obraz-sobakevicha-v-poeme-n-v-gogolya-mertvyie-dushi

Собакевич в поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души”: анализ героя, образ и характеристика

Меню статьи:

Когда мы говорим об аристократах, то в нашем воображении зачастую возникает подтянутый, стройный, красивый молодой человек. Когда же речь заходит о помещиках, мы всегда теряемся, ибо в литературе мы зачастую видим два типа таких героев.

Первые стараются подражать аристократам и используются в основном в комических ситуациях, так как подражание больше похоже на карикатурное изображение аристократической жизни. Вторые, на вид мужиковатые, грубые и мало чем отличаются от крестьян. В повести Н.В.

Гоголя «Мертвые души» у читателя есть уникальная возможность проанализировать разные типы помещиков. Одним из самых колоритных из них является Собакевич.

Внешний вид Собакевича

Михайло Семенович Собакевич – это один из помещиков, к которому Чичиков обращается с просьбой продать мертвые души. Возраст Собакевича варьируется в пределах 40-50 лет.

«Медведь! совершенный медведь! Нужно же такое странное сближение: его даже звали Михайлом Семеновичем» – вот первое впечатление от этого человека.

Его лицо круглое и довольно непривлекательное на вид, похожее на тыкву. «Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке».

Черты лица его были неприятные, как будто вытесаны топором – грубые. Лицо его никогда не выражало никаких эмоций – казалось, что у него нет души.

Походка у него тоже была медвежья – он то и дело наступал кому-нибудь на ноги. Что правда, порой все же его движения не были лишены ловкости.

Михайло Семеныч обладает уникальным здоровьем – за всю жизнь он ни разу еще не болел, даже чирей никогда не выскакивал. Сам Собакевич думает, что это не к добру – когда то ему придется поплатиться за это.

Семья Собакевича

У Собакевича семья небольшая и ограничивается его женой Феодулией Ивановной. Она такая же простая и женщина, как и ее муж. Ей чужды аристократические повадки. О взаимоотношениях между супругами автор напрямую ничего не говорит, но тот факт, что они обращаются друг к другу «душенька», указывает на семейную идиллию в их личной жизни.

Читайте также:  Сочинение красота (что такое красота)

В повести также есть упоминания о покойном отце Собакевича. По воспоминаниям других героев, он был еще крупнее и сильнее сына и мог в одиночку ходить на медведя.

Образ и характеристика Собакевича

Михайло Семенович на вид человек неприятный. В общении с ним это впечатление частично подтверждается. Это грубый человек, ему чуждо чувство такта.

Образ Собакевича лишен романтизма и нежности. Он очень прямолинейный – типичный предприниматель. Его редко чем можно удивить. Он спокойно обсуждает с Чичиковым возможность покупки мертвых душ так, как будто бы это было приобретение хлеба.

«Вам понадобились души, я и продаю вам» – спокойно говорит он.

С образом Собакевича прочно прикреплены образы денег и хозяйственности – он стремиться к материальной выгоде. Напротив же, ему совсем чужды понятия культурного развития. Он не стремиться получить образование. Считает, что прекрасно разбирается в людях и может с ходу рассказать все о человеке.

Сочинение Собакевич в поэме Мертвые души (Образ и характеристика) Собакевич не любит церемониться с людьми и крайне неодобрительно отзывается обо всех его знакомых. Он с легкостью находит изъяны в каждом. Всех помещиков уезда он называет «жуликами». Говорит, что среди всех знатных людей уезда достойный только один – прокурор, но при этом добавляет, что если хорошо разобраться, то и тот «свинья».

Предлагаем познакомиться с “Образом Чичикова” в поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души”

Мерилом хорошей жизни для Собакевича является качество обедов. Он любит хорошо поесть. Предпочтительна для него русская кухня, он не воспринимает кулинарные новшества, считает их глупостями и ерундой.

Михайло Семенович уверен, что только у него еда хорошего качества – повара всех остальных помещиков, да что их, и самого губернатора готовят еду из продуктов плохого качества.

А некоторые их них готовят из такого, что его повар выбрасывает на помойку.

Отношение Собакевича к крестьянам

Собакевич любит принимать участие во всех работах, наравне с крестьянами. Он их заботиться о них. Так как считает, что работники, к которым хорошо относятся, работают лучше и прилежней.

При продаже своих «мертвых душ» Собакевич вовсю расхваливает своих крепостных. Рассказывает об их талантах, искренне жалеет, что он лишился таких хороших работников.

Сочинение Собакевич в поэме Мертвые души (Образ и характеристика) Собакевич не хочет остаться в дураках, поэтому просит у Чичикова задаток за своих крестьян. Сколько именно было продано «душ» сказать сложно. Наверняка известно, что их было больше двадцати (Собакевич просит задаток в 50 рублей, оговорив цену за каждого в 2.5 рубля).

Поместье и дом Собакевича

Собакевич не любит изысканности и украшений. В постройках он ценит надежность и прочность. Колодец в его дворе был сложен из толстых бревен, из «которых обычно строят мельницы». Постройки всех крестьян похожи на барских дом: аккуратно сложены и без единого украшения.

Убранство внутри дома мало чем отличается от внешнего вида. В доме Собакевича только самые нужные вещи да и те, по внешнему виду, напоминают медведя – они такие же неуклюжие.

Сочинение Собакевич в поэме Мертвые души (Образ и характеристика) У Михаила Семеновича живет дрозд, но Чичикову он тоже по своему внешнему виду напоминает Собакевича. Из всевозможных вариантов украшения интерьера в доме Собакевича есть только картины – в основном это греческие полководцы – тоже похожие по комплекции на хозяина дома.

Из этого следует, что образ Михаила Семеновича Собакевича лишен какой-либо привлекательности – он грубый и неприятный человек. Однако не лишен положительных качеств – он усердно заботится о своих крестьянах, старается быть хорошим хозяином.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/nikolajj-gogol/mertvye-dushi-sobakevich.html

«Мертвые души» Гоголя: характеристика Собакевича

В данной статье мы разберем характеристику Собакевича из произведения «Мертвые души».

Работа Гоголя над произведением «Мертвые души» началась в первой половине 19 века. Главная задача писателя была создать масштабное эпическое произведение, отображающее духовную культуру и жизнь России.

За основу сюжета была взята реальная история из жизни, пересказанная писателю Пушкиным.

 Для того, чтобы раскрыть интересные характеры и показать реальную жизнь того времени, Гоголю пришлось поколесить по стране.

Основная тема произведения «Мертвые души»

В произведении «Мертвые души» постоянно чередуются грустные и смешные события. Прислушиваясь к мнению других писателей о первых главах, Гоголь неоднократно менял замысел произведения и переписывал содержание. В процессе написания роман перерос в длинную поэму. Центральным образом произведения выступает вся Россия и ее многогранная жизнь.

В главной теме произведения Гоголь раскрывает человеческие качества социальной прослойки населения, акцентируя внимание на их душевности и черствости. Показывает, что самое ценное в человеке – это его душа.

Что именно от нее зависит смысл нашей жизни. Автор связывает кризисную ситуацию в России с бездушным поведением общества. Холодные и черствые души людей постепенно умирают и проводят родную страну в критическое состояние.

  Гениальная тема, поднятая в поэме, бессмертна во все времена.

Мертвые души

Первый том поэмы пользовался большой популярностью среди читателей. Многие поддерживали взгляды писателя. Некоторые находили в образах произведения свое отображение. Со стороны верхушки общества Гоголю было выставлено множество обвинений и претензий.

Писатель неоднократно предпринимал попытки к написанию второго тома, но так и не смог правдоподобно выразить свои убеждения. Во втором томе Гоголь пытался отобразить идеалы человеческих характеров, перерожденных из действительности первого тома.

Его задумку позднее смогли реализовать Достоевский и Толстой.

С помощью главных героев произведения, Гоголь выводит на «чистую воду» чиновников и помещиков. В различных эпизодах отображает такие черты характера как подкупность и взяточничество, необразованность и посредственность.

  • Одних помещиков автор позиционирует как хозяйственных и расчетливых, других преподносит как тунеядцев и дармоедов. Среди чиновников наблюдаются как безобидные, так и злостные персонажи.
  • Всех героев объединяет одна общая черта – душевное уродство. Гоголь акцентирует внимание на том, что нормальный человек живет и трудится для своей семьи, для блага общества и государства.
  • Персонажи поэмы далеки от благородных целей. Они живут ради наживы и собственного удовольствия. В них отсутствует нравственность и духовность. Характер каждого героя раскрывается на примере различных ситуаций. Несколько типажей помещиков стали открытием в литературе.
  • О жизни крестьян Гоголь упоминает лишь изредка, в основном в качестве крепостных помещиков. Главным персонажем произведения выступает коллежский советник Чичиков. Его умение удачно проворачивать различные авантюры и махинации помогает герою жить в финансовом благополучии. Основные события разворачиваются вокруг этого героя.

Автор

Одним из персонажей, который представляет читателю события в новом свете, стал помещик Собакевич.

Характеристика Собакевича

Гоголь преподносит Собакевича как активного и энергичного человека.

  • Точный возраст персонажа не указывается, но дается намек, что ему уже за сорок. Его внешность значительно отличается от привычных типажей аристократов. Тучное и громоздкое тело приближает Собакевича к повадкам медведя. Его неуклюжесть подчеркивается нелепыми движениями.
  • Проводя параллель с медведем, Гоголь дает ему имя Михаил. Огромная осанка придавала его образу важности и заставляла опасаться этого человека.
  • Тучные ноги и огромные ступни очень напоминали конечности слона. Впечатляющее телосложение можно назвать богатырским. Несмотря на тяжелые формы тела, помещик был очень изворотлив и хитер в делах. Собакевич не испытывал дискомфорта и при случае подчеркивал свое отменное здоровье.

Собакевич

В Собакевиче отсутствовало обаяние. Тыквообразная форма головы не обладала никакими примечательными чертами. Его лицо было похоже на неуклюже вырубленные формы, не отражающие никаких эмоций. В его глазах было сложно уловить заинтересованность. Здоровый мужчина с багровым лицом и взглядом исподлобья не вызывал никакой симпатии.

Опрятный внешний вид сопровождался однотипными мрачными одеждами. Цвет и фасон вещей еще больше подчеркивали его схожесть с медведем.

Взаимоотношения Собакевича и родственников

В поэме кратко упоминается об отце Собакевича. Именно от него сын унаследовал крупные параметры и хорошее здоровье.

  • Помещик состоит в счастливом браке. Супруга Феодулия на фоне мужа выглядела как высокая худощавая женщина.
  • В обществе она всегда держалась уверенно с высоко поднятой головой. Простой нрав Феодулии приближал ее образ к крестьянским женщинам. В семье царило взаимопонимание и уважение. Собакевич никогда не переносил негатив в семью и старался избегать любой ругани.

Жена

  • В отношениях супругов не было места романтики, но при этом всегда соблюдалась любезная манера общения. Феодулия называет его «душенькой». Собакевич всегда старался угодить ближнему и в этом отношении сравнивал себя с собакой.
  • Единственное чего не хватает в семье Собакевича – это детей. Гоголь не упоминает причину их отсутствия.

Поместье, в котором проживали супруги, подчеркивало хозяйственные черты Собакевича. Внешний вид дома создавал впечатление надежной и крепкой конструкции. Ограждения и сооружения вокруг поместья также были сделаны на совесть. Фасад поместья был лишен всяческим излишеств, но ничуть не уступал соседним постройкам.

Излишняя сверх прочность и массивность деревянных материалов, делали из поместья укрепленную крепость. Внутреннее обустройство дома полностью отображало своего хозяина. Грубая мебель не отличалась изяществом, но обладала высокой прочностью. Стены дома украшали изображения полководцев. Их внушительные размеры также перекликались с хозяином поместья.

Характер Собакевича

Характер Собакевича дополнял его грубую внешность. Помещик постоянно выражал свое недовольство.

  • От него было сложно дождаться похвалы. В своем окружении он видел мошенников и продажных личностей: «Я их знаю всех. Это все мошенники, весь город там такой, мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы. Один там только и есть порядочный человек — прокурор, да и тот, если сказать правду, свинья». Каждый характер для него отрицательный.
  • Аристократическое положение не мешает помещику занимает крестьянской работой. Он в полной мере обеспечивал благополучие своих крепостных. Был во всех подробностях осведомлен о каждой живой и мертвой душе. Активное участие во всех делах давало возможность контролировать качество и добросовестность проделанной работы.

Собакевич

  • Порядок в делах для него превыше всего. Только так Собакевич приходил в душевное равновесие. Такая активность еще раз подчеркивает финансовую заинтересованность и хозяйственность помещика.
  • Важным показателем качества жизни для Собакевича были съестные запасы. Основным требованием помещика была не изысканность блюд, а их калорийность и питательность. Насыщение от вкусных блюд привносило особый смысл в жизнь Собакевича.
  • Ему не понятны кулинарные изыски. Он открыто высказывает недоумение о вкусовых предпочтениях его окружения. Презирал французские и немецкие блюда. Никакую лягушку или устрицу не променял бы на русские щи. Повар помещика неоднократно отправляет на помойку еду, не одобренную хозяином.
  • Собакевич высмеивает основателей диет, ест всегда много и сытно. Порция для него весьма условное понятие. Мясные блюда предпочитал в размере тушки. Но даже набивая брюхо до отвала, помещик не становился добрее, обжорство было его сущностью. Прожорливость помещика в полной мере дополняла его медвежий образ.
  • Собакевич достаточно самокритичная личность. Он прекрасно видит недостатки своего характера, но при этом не предпринимает попыток к самосовершенствованию. В своих поступках помещик руководствуется холодным расчетом. Во всех процессах его интересовал прежде финансовый интерес.
  • Он никогда не упускает возможности поторговаться и извлечь двойную выгоду. Если при заключении сделки можно смухлевать, то Собакевич обязательно использует этот шанс. В беседе всегда открыт и прямолинеен. Вместо намеков и тайн предпочитает реальное положение дел. Трезво оценивает любую ситуацию и не тешит себя иллюзиями.  Он обвиняет окружающих в мошенничестве, но при этом сам использует такие же методы.
  • Благополучие помещик видит в упорядоченных и сытных буднях. Его твердые убеждения помогают добиваться поставленных целей. Продавая товар, легко набивает ему цену, применяя свое красноречие.
Читайте также:  Сочинение-описание по картине бубнова утро на куликовом поле

Герой произведения

Помещик не очень дружелюбен по своей натуре. Но ради материальной выгоды, был готов радушно принять гостя и любезничать в беседе. Деловое предложение подкреплял намеками на близкие отношения и крепкую дружбу. Практичность Собакевича удачно подчеркивает Чичиков: «Неладно скроен, да крепко сшит».

  • Собакевич далеко не глупый человек, но к процессу образования относился с пренебрежением. Красивые вещи не вызывают у него реакции. Любой красоте он предпочтет прочность и крепость. Вопреки своей грубости, положение в обществе обязывает помещика проявлять элементарную вежливость.
  • Автор характеризует взгляды помещика на окружающий мир, как «типичный кулак». Провинциальная глушь придерживает аппетиты помещика, но если подобного персонажа допустить в городскую власть, то населению пришлось бы не сладко.
  • Проявление силы и воли в поступках Собакевича происходит механически, без душевных и сердечных эмоций. В разговоре с Чичиковым помещика удивляет отношение к человеческой душе, как к вещи. Тем не менее, он не брезгует расхваливать «мертвые души» и старается выручить за них побольше денег.
  • Охваченный азартом, помещик начинает озвучивать нелепые доводы о мертвых крестьянах: «Ну нет, не мечта. Я вам доложу, каков был Михеев, так вы таких людей не сыщете. Машинища такая, что в эту комнату не войдет, нет, это не мечта! А в плечищах у него была такая силища, какой нет у лошади, хотел бы я знать, где бы вы в другом месте нашли такую мечту».
  • Заключая незаконную сделку, он не испытывает никаких переживаний или угрызений совести. Его поведение пропитано спокойствием и невозмутимостью. Воспользовавшись ситуаций, проявляет хитрость. В список мужских душ добавляет женскую, нарушая договоренность.

Характеристика

Гоголь видит в Собакевиче потенциал для возрождения положительных человеческих качеств. Несмотря на грубую душевную организацию, в помещике гораздо больше хорошего, чем в его окружении.

По мнению автора, душа Собакевича была задавлена его тучной плотью. Автор высмеивает корыстолюбие и узкие интересы помещика.

Показывает, что страсть к богатству подталкивает человека на безрассудные поступки.

Видео: Характеристика Собакевича в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Источник: https://heaclub.ru/mertvye-dushi-gogolya-harakteristika-sobakevicha

Характеристика и образ Собакевича в поэме "Мертвые души" Н.В. Гоголя

Собакевич Михаил Семенович — персонаж поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», помещик на пятом десятке, видом и повадками весьма похожий на «средней величины медведя».

С медведем ассоциируется его имя (фрак на нем был тоже «совершенно медвежьего цвета»), привычка беспрестанно наступать на чужие ноги (он и «сам чувствовал за собою этот грех»), постройки, крепкая и неуклюжая мебель; известно, что отец его один на медведя хаживал, да и Собакевич здоровьем не обижен — «ни разу не был болен». 

И в дальнейшем Гоголь подчеркивает сходство Собакевича с медведем.

Собакевич усадил Чичикова «в кресла с некоторою даже ловкостию, как такой медведь, который уже побывал в руках, умеет и перевертываться и делать разные штуки на вопросы: “А покажи, Миша, как бабы парятся” или: “А как, Миша, малые ребята горох крадут?”» «Родился ли ты уж так медведем, или омедведила тебя захолустная жизнь… и ты… сделался то, что называют человек-кулак? Но нет: я думаю, ты все был бы тот же, хотя бы даже воспитали тебя по моде, пустили бы в ход и жил бы ты в Петербурге, а не в захолустье. Да вот теперь у тебя под властью мужики: ты с ними в ладу и, конечно, их не обидишь, потому что они твои, тебе же будет хуже; а тогда бы у тебя были чиновники, которых бы ты сильно пощелкивал, смекнувши, что они не твои же крепостные, или грабил бы ты казну! Нет, кто уж кулак, тому не разогнуться в ладонь! А разогни кулаку один или два пальца, выдет еще хуже. Попробуй он слегка верхушек какой-нибудь науки, даст он знать потом, занявши место повиднее, всем тем, которые в самом деле узнали какую-нибудь науку. Да еще, пожалуй, скажет потом: «Дай-ка себя покажу!» Да такое выдумает мудрое постановление, что многим придется солоно…» 

Цвет лица Собакевич «имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке».

Природа недолго мудрила над лицом Собакевича и употребляла все крупный инструмент: «хватила топором раз — вышел нос, хватила в другой — вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет, сказавши: “Живет!”» Когда Чичиков увидел Собакевича из окна, лицо его напомнило ему тыкву, в контраст с лицом супруги, похожим на огурец. Из-за медвежьей неповоротливости шеи он при разговоре не глядел на собеседника, но всегда или на угол печки, или на дверь. Сапог у него был такого исполинского размера, что для него трудно было найти ногу. 

На картинах в его гостиной были гравированы греческие полководцы в полный рост, «с такими толстыми ляжками и неслыханными усами, что дрожь проходила по телу».

Между ними, «неизвестно каким образом и для чего, поместился Багратион, тощий, худенький, с маленькими знаменами и пушками внизу и в самых узеньких рамках».

Далее следовала греческая героиня Бобелина с крепкими и пышными формами, у которой «одна нога казалась больше всего туловища тех щеголей, которые наполняют нынешние гостиные». Возле Бобелины висела клетка с дроздом темного цвета с белыми крапинками, очень похожим на Собакевича. «…

Все было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома; в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья… каждый предмет… казалось, говорил: «И я тоже Собакевич!» или: «И я тоже очень похож на Собакевича!» 

Деревня Собакевича довольно велика: два леса, березовый и сосновый, располагались справа и слева от нее. Посредине виднелся деревянный дом с мезонином, вроде тех, как строят «для военных поселений и немецких колонистов».

На одной стороне все окна были заколочены хозяином — из удобства, но одно маленькое было проверчено, вероятно, для темного чулана. Из четырех колонн на фасаде одну хозяин выкинул.

Дом был окружен крепкой и неимоверно толстой деревянной решеткой — «помещик, казалось, хлопотал много о прочности».

Конюшни, сараи и кухни были построены из полновесных и толстых бревен, рассчитанных «на вековое стояние», деревенские избы мужиков тоже были срублены на диво: все было пригнано плотно и как следует, хотя не видно было «резных узоров и прочих затей». Колодец был обделан дубом, идущим на мельницы и корабли. 

Хозяева не спешили начать разговор, молчание для Чичикова становилось тягостным, и он сам его прервал. 

Суждения Собакевича о людях резки и неуклюжи: председатель палаты — «дурак, какого свет не производил», губернатор — «первый разбойник в мире», таков же и вице-губернатор, помощник прокурора — «первый хапуга в мире».

Полицеймейстер — «мошенник , продаст, обманет, еще и пообедает с вами! Я их знаю всех: это всё мошенники, весь город там такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы.

Один там только и есть порядочный человек — прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья». 

Едят у Собакевича обстоятельно — в гостиной выпили по рюмке водки, закусив соленостями и иными «возбуждающими благодатями», затем подались в столовую.

Однако щи и няня (бараний желудок, начиненный гречневой кашей, мозгом и ножками) служат для Собакевича поводом обругать приготовление пищи в городе («там вам черт знает что подадут!», кота вместо зайца, например).

«Мне лягушку хоть сахаром облепи, не возьму ее в рот, и устрицы тоже не возьму: я знаю, на что устрица похожа Это бараний бок с кашей! Это не те фрикасе, что делаются на барских кухнях из баранины, какая суток по четыре на рынке валяется! Это все выдумали доктора немцы да французы, я бы их перевешал за это! Выдумали диету, лечить голодом! Что у них немецкая жидкостная натура, так они воображают, что и с русским желудком сладят! Толкуют: просвещенье, просвещенье, а это просвещенье — фук! Сказал бы и другое слово, да вот только что за столом неприлично. У меня не так. У меня когда свинина — всю свинью давай на стол, баранина — всего барана тащи, гусь — всего гуся!» 

За обедом он и поступил соответственно — съел половину бараньего бока, обгрыз, обсосал до последней косточки.

Затем последовали ватрушки величиной с тарелку, индюк ростом с теленка, набитый «всяким добром: яйцами, рисом, печенками и невесть чем, что все ложилось комом в желудке».

После обеда в гостиной оказалось еще варенье на блюдечках, «ни груша, ни слива, ни иная ягода», а «редька, варенная в меду». Хозяин мог только лежать в креслах и покряхтывать, крестясь и закрывая рот рукою. 

Так же поступит он и на завтраке у полицеймейстера по случаю покупки Чичиковым крестьян: Собакевич издали наметил осетра и, оставив без внимания все мелочи — икру, семгу, сыр, пристроился к осетру и в четверть часа «доехал его всего», так что хозяину не удалось поразить гостей этим «произведением природы». Собакевич же «пришипился так, как будто и не он, и… тыкал вилкой в какую-то сушеную маленькую рыбку». После обеда он мог только сидеть в креслах, и разошедшийся Чичиков зря тратил на него красноречие — Собакевич только хлопал глазами. 

Пространную речь Чичикова касательно перевода мертвых душ на его имя Собакевич слушал молча, наклонив голову, совершенно без выражения на лице, а потом спросил очень просто: «Вам нужно мертвых душ?» — и изъявил желание продать их по сто рублей «за штуку», в то время как Чичиков намеревался дать «красную цену» — «восемь гривен». 

Читайте также:  Характеристика героев комедии ревизор гоголя

Во время затянувшейся торговли Собакевич нахваливает свой товар — у других «дрянь, а не души, а у меня что ядреный орех» — каретник Михеев, делавший рессорные экипажи; плотник Степан Пробка, силищи неимоверной и трезвости примерной; кирпичник Милушкин, ставивший печь в каком угодно доме; сапожник Максим Телятников, который «что шилом кольнет, то и сапоги… и хоть бы в рот хмельного»; Еремей Сорокоплехин, приносивший оброку по пятьсот рублей. 

Собакевич видит одно: «товар» Чичикову нужен, и поэтому неохотно снижает цену до 75, 50, 30 рублей, за что Чичиков про себя обозвал его «кулаком».

В ответ на угрозу Чичикова отказаться от сделки и купить товар в другом месте Собакевич намекает на возможность разглашения его подозрительных деяний, за что испугавшийся предприниматель наградил его в мыслях словечком «подлец», но внешне продолжал хладнокровно держаться. Собакевич, не желая упустить возможность сделки, снова усадил гостя и предложил 25 рублей, но, получив отказ, в конце концов согласился на два с полтиной из «нрава собачьего» — доставить удовольствие ближнему. При объяснении чиновникам поступка Чичикова именно Собакевич придумал удобную версию о том, что он продал крестьян живыми, но при переселении бывает всякое, они могли и умереть. 

Он сам аккуратно и точно составил список крестьян с указанием похвальных качеств каждого, отца и матери, с обозначением их поведения. После этого он потребовал задаток и с неохотой составил расписку, придерживая в это время деньги пальцем левой руки и сделав потом замечание, что «бумажка-то старенькая».

Чичиков отказался от «женского пола», но впоследствии оказалось, что Собакевич ввернул-таки в список Елизавету Воробей, написав это имя как «Елизаветъ», то есть как бы переведя ее в мужской пол.

Потом Чичиков упрекнет Собакевича за обман, парируя его вопрос о цене души у Плюшкина, на что Собакевич лишь отойдет к гостям (дело происходило на завтраке у полицеймейстера). 

Недоверчивость, подозрительность и плутовство видны и в конце визита Чичикова — Собакевич высматривал, куда поедет Чичиков. 

В присутствии, при оформлении купчей крепости, Собакевич держит слово, данное Чичикову, сохраняет сделку в тайне: лицо его «не шевельнулось», когда Чичиков расписывал свое имение перед председателем палаты.

Собакевич, в свою очередь, сочинил на ходу, что каретник Михеев жив, а умер его брат; все проданные живы, продал он их якобы потому, что «нашла дурь».

Характерно, однако, что Чичиков больше всего при этом опасается именно Собакевича.

Автор анализа: В.В. Шапошникова

Материалы по теме:

Источник: https://rustutors.ru/litgeroi/2254-harakteristika-i-obraz-sobakevicha-v-pojeme-mertvye-dushi-nv-gogolja.html

Описание "справедливого" Собакевича на фоне остальных помещиков в произведении Гоголя

Сочинения › Гоголь Н.В. › Мертвые души

Готовые Домашние Задания

Основная мысль бессмертной поэмы «Мертвые души» — изображение российской действительности XIX века: невежественные помещики и чиновники, тяжелая участь простого народа, произвол властей.

Очень ярким представителем класса помещиков является Михаил Семенович Собакевич. У этого помещика довольно большая деревня, с крепкими и основательными постройками. Его дом, «как будто был определен на вековое стояние».

Дома крестьян в его деревне «тоже срублены были на диво» — прочно и надежно.

Этот факт говорит о том, что помещик Собакевич не только сам заботился о прочности и порядке своего дома, но и давал возможность крепостным крестьянам иметь хорошие деревенские избы.

Сам Собакевич показался Чичикову «похожим на средней величины медведя»: «Фрак на нем был совершенно медвежьего цвета», он был весьма неуклюжим и наступал беспрестанно на чужие ноги.

Убранство комнат дома Собакевича было «прочное и неуклюжее в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома…». «Стол, кресла, стулья – все было самого тяжелого и беспокойного свойства, и каждый предмет, казалось, говорил «И я тоже Собакевич!»…

О городских чиновниках Михаил Семенович отзывается грубо и нелестно: губернатор, по его словам, первый в мире разбойник, полицмейстер – мошенник, все – христопродавцы.

Даже о тех людях, с кем Собакевич, кажется, дружен, он не произносит ни одного хорошего слова, помещик твердо уверен, что в их городе «Мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет».

Собакевич груб и невежественен, отказывается принимать все новое и передовое:«Эти доктора – немцы до французы, я бы их перевешал…Толкуют: просвещенье, просвещенье, а это просвещенье – фук!».

Хотя сам Собакевич, по словам Чичикова, настоящий кулак, излишнюю скупость он не приемлет и осуждает: «У меня не так, как у какого-нибудь Плюшкина: восемьсот душ имеет, а живет и обедает хуже моего пастуха!». Это тоже характеризует Собакевича, как хорошего хозяина.

Просьбу Чичикова о продаже мертвых душ, Собакевич выслушивает спокойно и просит за это довольно большие деньги.

Когда торг состоялся, Собакевич пишет список умерших крестьян с такой аккуратностью и точностью, описывая «ремесло, звание, лета и семейное состояние, что любо было глядеть».

Мы понимаем, что он не только крепостной помещик и хозяин своих крестьян, он прекрасно знает людей и ценит их качества. Т.е., говоря словами Чичикова, со своими мужиками Собакевич в ладу и их не обижает.

«Эк наградил-то тебя бог! Вот уж точно, как говорят, неладно скроен, до крепко сшит», — это изречение Чичикова наиболее точно отражает образ помещика Михаила Семеновича Собакевича.

Сочинения по теме:

  • Необычное описание России из-под пера Гоголя сочинение
  • Россия и ее жители того времени в поэме «Мертвые души» сочинение
  • Чичиков: жадный или экономный? Образ героя на фоне остальных помещиков сочинение
  • Чичиков фигура посредственная или незаурядная? Описание героя автором сочинение

Источник: http://1soch.ru/gogol-nv/mertvye-dushi/opisanie-spravedlivogo-sobakevicha-na-fone-ostalnyh-pomeshhikov

Сочинение: Манилов и Собакевич в поэме "Мертвые души"

Гоголь — великий писатель-реалист, творчество которого прочно прошло в русскую классическую литературу. В поэме «Мёртвые души» писатель обращается к одной основных тем своего — к русскому помещичьему классу.

Центральное место в первом томе занимает пять «портретных» глав, в которых представлены образы помещиков: Манилова, Ноздрёва, Коробочки, Собакевича и Плюшкина. Их объединяет паразитизм существования, праздная бездеятельность, отсутствие привычки к труду.

Автор располагает главы, посвящённые помещикам, в особой последовательности — по степени деградации своих героев, начиная с Манилова.

Манилов — первый помещик в этой галерее образов. Поместье Манилова — парадный фасад помещичьей России. Претензии на изысканность, образованность, утончённость вкуса ещё более подчёркивает внутреннюю пустоту обитателей усадьбы. В сущности, это декорация, прикрывающая скупость.

Бесхозяйственность Манилова открывается ещё по дороге в усадьбу: всё безжизненно, жалко, мелко. Пейзаж Маниловки не лучше. » … Маниловка не многих могла заманить своим место положением». Печать серости, скудости, неопределённости окружает Манилова: серый день, серые избы. В его усадьбе и доме следы запустения.

Его дом » стоял одиночкой на юру, открытый всем ветрам, каким только вздумается подуть». Вместо тенистого сада вокруг барского дома стояло пять-шесть берёз » жиденькими вершинами». Да и в самой деревне нигде не было » растущего деревца или какой-нибудь зелени».

В комнатах рядом с прекрасной мебелью стоят два кресла, покрытые рогожей. Хозяин усадьбы не понимает, что всё приходит в

упадок, не замечает уродливости своего быта. Он мечтает и фантазирует. Манилов не занимается управлением своего поместья, всецело передав это приказчику. Он не может даже сказать Чичикову, сколько у него крестьян и умирали ли они со временем последней ревизии. Полной непонимание практической стороны жизни, бесхозяйственность можно отметить у помещика Манилова.

Значительно отличается от Манилова помещик Собакевич. Собакевич, по выражению Гоголя, » чёртов кулак». Гоголь рисует Собакевича, как » человека здорового и крепкого», которого природа » рубила со плеча».

Помещик резко нападает на всех, кто кажется ему врагом, неотступен в осуществлении своих желаний. Собакевич по-хозяйски умён и практичен. Он не разоряет мужиков, потому что это не выгодно ему самому.

Страсть на обогащение толкает его на хитрость, заставляет изыскать разные средства наживы. Поэтому, в от других помещиков, он применяет новшество — денежный оброк. Собакевич плут и мошенник. Ко всем людям он подходит с собственной меркой.

Во всём губернском городе, по его убеждению, один «порядочный человек: прокурор, да и то, если сказать правду, свинья». Собакевич знает, что всё в этом мире продаётся и покупается.

У Манилова мы видим любезное щебетание в разговоре, у Собакевича — резкость, нападок на всех. Полная бесхозяйственность Манилова противопоставлена в поэме практичности Собакевича. Помещик Манилов совершенно равнодушный к судьбам крестьян, Собакевич же не разоряет своих мужиков. » Изысканность» Манилова противопоставлена в «Мёртвых душах» мрачному церемониалу в доме Собакевича.

Поместье Манилова — парадный фасад помещичьей России. Претензии на изысканную утончённость и образованность уступают место объективной картине, расточительной праздности, внутренней пустоты. У Собакевича «кулацкая» хозяйственность нужна только для наиболее полного насыщения желудка.

По-разному реагируют Манилов и Собакевич на предложение Чичикова о купле-продаже «мёртвых душ». Манилов испытывает растерянность, оказавшись перед непонятным для него явлением — предложением Чичикова купить у него мёртвые души: » Он чувствовал, что ему нужно что-то сделать, предложить вопрос, а какой вопрос, чёрт его знает».

Поведение Манилова в сцене продажи мёртвых душ ещё раз говорит о его бесхозяйственности и желании угодить приятному гостю: он не только отдаёт все души безвозмездно, но и берёт на себя расходы по совершению купли. Собакевича нисколько не удивляет купля-продажа мёртвых душ, а волнует лишь то, сколько он за них получит.

Собакевич знает, что всё в этом мире продается и покупается, и на предложение Чичикова прямо и грубо отвечает: «Извольте, я готов продать».

Манилов, Собакевич и другие помещики, представленные Гоголем, «списаны с жизни», являются порождением определённой социальной среды. Они — » мёртвые души». В своей поэме Гоголь показал яркую демонстрацию постепенного омертвления человека.

Он раскрыл картину угасания человеческого в человеке. «Будьте не мёртвые, живые души,» — писал Гоголь помещикам-дворянам. А Герцен так писал о поэме Гоголя «Мёртвые души»: «Манилов и прочие — вот мёртвые души, и мы их встречаем на каждом шагу».

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/

Источник: http://dodiplom.ru/ready/99383

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector