Сочинение софья фамусова в комедии горе от ума (образ и характеристика 9 класс)

Ученикам 9 класса часто задают сочинение на тему «Образ Софьи в комедии «Горе от ума» А.С Грибоедова». Перед Вами — образец сочинения на указанную тему. Однако, прежде чем преступать к написанию сочинения, давайте вспомним основные характеристики образа Софьи.

Сочинение Софья Фамусова в комедии Горе от ума (Образ и характеристика 9 класс)

Текст сочинения

«Грибоедов принадлежит к самым могучим проявлениям русского духа,» — сказал в свое время Белинский. Трагически погибший тридцати четырех лет отроду, Грибоедов не создал, несомненно всего, что мог бы совершить по своим творческим силам.

Ему не суждено было осуществить многочисленные творческие замыслы, поражающие своим широким размахом и глубиной. Гениальный поэт и мыслитель, он остался в истории автором одного прославленного произведения. Но Пушкин сказал: «Грибоедов сделал свое: он уже написал «Горе от ума».

 В этих словах содержится признание великой исторической заслуги Грибоедова перед русской литературой.

В «Горе от ума» Грибоедов выдвинул главную общественную и идеологическую тему своего переломного времени — тему непримиримой вражды защитников старого, косного быта и сторонников нового мировоззрения, новой свободной жизни.

Главный герой комедии Чацкий рассматривается как во взаимоотношениях с представителями фамусовского общества, так и с Софьей, которую он любит. Вот почему немаловажную роль в комедии играет Софья и ее отношение не только к Чацкому, но и к Молчалину. Образ Софьи Павловны сложен.

От природы она наделена хорошими качествами: умом сильным и независимым характером. Она способна глубоко переживать и искренне любить. Для девушки дворянского круга она получила хорошее образование и воспитание. Героиня увлекается чтением французской литературы.

Фамусов, отец Софьи, говорит:

Ей сна нет от французских книг,

А мне от русских больно спится.

Эта девушка не принадлежит ни к хорошим, ни к плохим. Так, например, когда Пушкин впервые ознакомился с пьесой Грибоедова, образ Софьи показался ему «начертанным не ясно».

Я хочу попробовать разобраться в ее характере. Он сам по себе очень сложен. В Софье сложно переплелись «хорошие инстинкты с ложью». Ей приходится изворачиваться и лгать, чтобы не выдать недалекому отцу свою любовь.

Она вынуждена скрывать свои чувства не только из-за страха перед отцом; ей больно, когда в вещах для нее поэтических и прекрасных видят лишь жесткую прозу.

Любовь же Чацкого к Софье поможет нам понять одну истину: характер героини в чем-то немаловажном под стать главному положительному герою всей комедии.

В свои семнадцать лет она не только «расцвела прелестно», как говорит о ней Чацкий, но и проявляет завидную волю, немыслимую для таких людей, как Молчалин, Скалозуб или даже ее отец.

Достаточно сопоставить фамусовское «что станет говорить княгиня Марья Алексевна», молчалинское «внезависимость мнеедь надобно ж зависеть от других» и реплику Софьи: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит». Это заявление не просто «слова». Героиня руководствуется ими буквально на каждом шагу: и тогда, когда принимает у себя в комнате Молчалина, и когда на глазах у Скалозуба и Чацкого бежит с криком к Осипу: «Ах! боже мой! упал, убился!» — и сама падает без чувств, не задумываясь о впечатлении окружающих.

Но, к сожалению, все эти положительные черты характера не могли получить развития в Фамусовском обществе. Вот как об этом писал в своем критическом этюде «Мильон терзаний» И. А. Гончаров: «К Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости.

Она загублена в духоте, куда не проникает ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха». В то же время Софья — дитя своего общества. Представления о людях и о жизни она черпала из французских сентиментальных романов, и именно эта сентиментальная литература развила в Софье мечтательность и чувствительность.

Она говорит о Молчалине:

  • Возьмет он руку, к сердцу жмет,
  • Из глубины души вздохнет,
  • Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,
  • Рука с рукой, и глаз с меня не сводит.

Поэтому она не случайно обратила внимание именно на Молчалина, который своими словами и своим поведением напоминал ей ее любимых героев. Однако нельзя сказать, что героиня ослеплена: она способна оценить избранника здраво и критически:

  1. Конечно, нет в нем этого ума,
  2. Что гений для иных, о для иных чума,
  3. Который скор, блестящ и скоро о против ит…

Софья абсолютно уверена в себе, в своих действиях, в своих чувствах. Хотя во всем этом, возможно, немалую роль играет та непосредственность, не испорченность ее натуры, которая позволяет нам сравнивать ее с пушкинской Татьяной Лариной. Но есть и существенная разница между ними.

Татьяна воплощает идеальный характер русской женщины, какой ее себе представляет Пушкин, Обладая в высшей степени положительными качествами души, она и любит человека незаурядного, достойного ее по ряду качеств. Избранник Софьи, к сожалению, иной, но это видно только нам и Чацкому.

Софья же, ослепленная ухаживаниями Молчалина, видит в нем только хорошее.

При первой встрече Софьи с Чацким она не проявляет к нему прежнего интереса, она холодна и неласкова. Это немного озадачило и даже огорчило Чацкого. Напрасно он старался вставить в разговор остроты, которые прежде так забавляли Софью.

Они приводили лишь к еще более равнодушному и немного злобному ответу Софьи: «Случалось ли ошибкою, в печали, чтоб вы добро о ком-нибудь сказали?». Софья до конца пьесы хранит свое гордое мнение о Чацком: «Не человек — змея». Следующие встречи Софьи и Чацкого мало отличаются друг от друга.

Но в 3 действии Чацкий решает «раз в жизни притвориться » и начинает восхвалять Молчалина перед Софьей. Софье удалось было отделаться от навязчивых вопросов Чацкого, но она сама увлекается и полностью уходит в свои чувства, опять же совершенно не задумываясь о последствиях, что еще раз доказывает нам твердость ее характера.

На вопрос Чацкого: «Зачем же вы так коротко его узнали?», она отвечает: «Я не старалась! Бог нас свел». Этого довольно, чтобы Чацкий, наконец, понял, в кого влюблена Софья.

Героиня рисует портрет Молчалина во весь рост, придавая ему самую радужную окраску, может быть надеясь в душе примирить с этой любовью не только себя, но и других. Софья любит Молчалина, но скрывает это от отца, который, конечно же, не признал бы его в качестве зятя, зная, что он беден. Героиня же в секретаре своего отца видит много хорошего:

  • …уступчив, скромен, тих,
  • В лице ни тени беспокойства,
  • И на душе проступков никаких,
  • Чужих и вкривь и вкось не рубит, —
  • Вот я за что его люблю.

Софья еще и потому полюбила Молчалина, что ей, девушке с характером, нужен был в жизни человек, которым она могла бы управлять.

«Влечение покровительствовать любимому человеку, бедному, скромному, не смеющему поднять на нее глаза, возвысить его до себя, до своего круга, дать ему семейные права» —

вот ее цель, по мнению И. А. Гончарова. Чацкий естественно не желает * слушать Софью. Для него Молчалин — человек, не достойный уважения и тем более любви такой девушки, как Софья.

Мы невольно задумываемся: что же привлекло в Молчалине Софью? Быть может, его внешность или глубокий образ мышлений? Конечно нет. Скука, которая царит в доме Фамусовых, прежде всего отражается на молодом трепетном сердце девушки.

Душа юной и красивой Софьи наполнена романтическим ожиданием любви, она, как и все девушки в ее годы, хочет быть любимой и любить самой. Разгадав потайные стремления Софьи, Молчалин оказывается рядом, он живет в доме. Молодой человек недурной наружности, в меру образованный, живо входит в роль влюбленного и очарованного.

Комплименты, ухаживания, постоянное присутствие Молчалина радом делают свое дело. Девушка влюбляется, не имея возможности ни выбирать, ни сравнивать.

Софья невольно слышит разговор Молчалина с Лизой и вдруг видит своего избранника в ином свете. Она поняла, что на самом деле Молчалин принимал вид любовника лишь «в угодность дочери такого человека». Софья нужна была ему только для того, чтобы в нужный момент воспользоваться ее влиянием.

Его целью было также получить повыше чин, поэтому он, согласно заветам своего отца, угождал «всем людям без изъятья». Возможно, когда-нибудь Софья узнала бы об истинных намерениях Молчалина и ей не было бы так больно. Но сейчас она потеряла человека, который очень подходил на роль мужа-мальчика, мужа-слуги.

Думается, что она сумеет найти подобного человека и повторит судьбу Натальи Дмитриевны Горич и княгини Тугоуховской. И если бы Софья выросла в другой среде, она, возможно, выбрала бы Чацкого. Но она выбирает такого человека, который ей больше подходит, так как не мыслит себе иного героя.

И в конце концов, по замечанию Гончарова, «тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого» именно Софье.

Грибоедов представил нам героиню комедии как лицо драматическое. Это единственный персонаж, который задуман и выполнен, как близкий Чацкому.

Итак, в своей комедии А. С. Грибоедов сумел показать не только время, в которое он жил, но и создал незабываемые образы, интересные и современному читателю и зрителю. Поэтому, как говорит Гончаров, «Горе от ума» держится особняком в литературе и отличается от других произведений своей моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью.

Еще несколько идей для сочинения на тему «Образ Софьи в комедии «Горе от ума»

Сочинение Софья Фамусова в комедии Горе от ума (Образ и характеристика 9 класс)
Сочинение Софья Фамусова в комедии Горе от ума (Образ и характеристика 9 класс)

Все сочинения по комедии «Горе от ума»

Источник: https://sochinenie-rus.ru/obraz-sofi-v-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma-sochinenie-dlya-9-klassa/

Образ и характеристика Софьи Фамусовой в комедии А. Грибоедова «Горе от ума»

Меню статьи:

Чтобы понять, кто такая Софья Павловна Фамусова, героиня пьесы «Горе от ума» нужно знать особенности времени, в которое жил Александр Грибоедов. Автор создал сатиру, где показал явные пороки тех, кто считает себя элитой общества, нивелируя всякое стремление к образованию, учению, познанию нового и настаивая на соблюдении старых порядков. Софья – представитель этого класса.

Сочинение Софья Фамусова в комедии Горе от ума (Образ и характеристика 9 класс)

Ее образ нельзя назвать положительным, но если читатель думает, что эта девушка – полностью отрицательный персонаж, может допустить ошибку в своих выводах. Итак, проследим за характером и поступками Софьи Фамусовой.

Читайте также:  Песня - душа народа - сочинение 6 класс

Характеристика Софьи Фамусовой

Со страниц произведения мы узнаем, что Софья, в отличие от ее противящегося учению отца, – девушка образованная, любящая читать книги, в основном французские романы. Именно благодаря этой литературе она стала сентиментальной и чувственной.

На фоне представителей знати фамусовского общества Софья кажется умной и развитой. Героиня пьесы умеет играть на фортепиано и флейте. “…То флейта слышится, то будто фортопьяно; Для Софьи слишком было б рано??”

Характер Софьи властный и требовательный: она командует в доме как хозяйка, несмотря на юный возраст. Семнадцатилетняя девушка повелевает – ей подчиняются. Кроме того, Софья обладает решительностью: «…Я криком разбужу всех в доме и погублю себя и вас…” – говорит она.

Сочинение Софья Фамусова в комедии Горе от ума (Образ и характеристика 9 класс)

Однако, несмотря на эти, с одной стороны, положительные качества, Софья как губка, впитала в себя ложь и лицемерие, присущие представителям фамусовского общества.

Александр Чацкий и Софья Фамусова

Александр Чацкий поначалу выбрал Софью в качестве своей невесты, потому что она была, во-первых, близкой ему по духу, во-вторых, он видел в ней ум и сильный характер.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с характеристикой  героев комедии “Горе от ума” в таблице.

Также ему импонировала независимость этой девушки от окружающих.

Однако, когда Чацкий приехал из Санкт-Петербурга с намерением жениться на Софье, она встретила его очень холодно, ведь уже увлеклась другим – Алексеем Степановичем Молчалиным, который в то время жил в доме ее отца. Остается загадкой тот факт, что умного и интеллектуально развитого Чацкого девушка предпочла глупому и недалекому человеку.

Автор делает акцент на том, что именно Софья стала причиной изгнания героя из фамусовского общества.

Софья Фамусова и Алексей Молчалин

Обладая романтической натурой, Софья полюбила человека, который по характеру и привычкам был похожим на героя ее любимых произведений. Причиной ее сердечной тоски стал Алексей Молчалин, секретарь отца.

Но такой выбор Софьи обоснован не только этим, ведь Молчалин – человек, которым можно командовать, а, как известно, Софья любит помыкать людьми. Однако, ослепленная страстью, девушка не желает замечать, как жалок и глуп ее избранник.

Напротив, героиня пьесы очень переживает за Алексея, и лишается чувств, когда тот падает с лошади. Однако, мечтам Софьи о совместной жизни с избранником не суждено сбыться, потому что брак с этим человеком не только противен ее отцу, но и самому Молчалину.

Однако, еще одно неожиданное обстоятельство указало на абсолютную невозможность связать жизнь Софьи с Молчалиным: в конце пьесы открылось истинное лицо Алексея, который тайно от Софьи встречался и со служанкой Лизой.

Напускная скромность Молчалина разбилась вдребезги, так как выяснилось, что он – двуличный и опасный человек.

Софья разочарована, потому что тот, на кого она возлагала надежды, оказался подлецом и лицемером. «Нейдите далее, наслушалась я много, Ужасный человек! себя я, стен стыжусь» – сокрушается она, наконец-то увидев, что хотела связать жизнь с недостойным, ничтожным мужчиной.

Отзывы читателей о героине пьесы

«Софья Фамусова удивляет своей двоякой натурой. С одной стороны, она добрая, очень любит и жалеет Молчалина, хотя видит, что интеллектуально он ниже ее, с другой – вовсю командует домочадцами. Жаль, что судьба этой девушки не сложилась. На мой взгляд, если бы она связала свою жизнь с Чацким, была бы счастлива».

Сочинение Софья Фамусова в комедии Горе от ума (Образ и характеристика 9 класс)

«В тандеме – Софья, Молчалин, Чацкий – мне жаль именно Александра Чацкого.

Он специально приехал, чтобы сделать предложение девушке, хотел жениться на ней, а она отказала ему, предпочтя умному человеку Молчалина, не обладающего высоким интеллектом. Кроме того, распустила слухи о том, что Чацкий – сумасшедший.

Жаль, что на нормального и умного человека накладывает свой отпечаток общество, где он живет и взаимодействует с людьми, и мало кто решается в таком случае плыть против течения».

Отзывы критиков о Софье Павловне Фамусовой

Александр Сергеевич Грибоедов, желая создать противоречивый и сложный по своей сути образ, пишет следующее: «Девушка, сама неглупая, предпочитает дурака умному человеку…”

Некоторые критики, например, Н.И. Надежин, полагают, что Софья Фамусова априори не могла быть романтической девушкой.

Дорогие читатели! Предлагаем проанализировать последний монолог Чацкого “Не образумлюсь” в комедии “Горе от ума” Грибоедова

По достоинству оценил образ героини пьесы «Горе от ума» И. Гончаров. Вот что он пишет о Софье Фамусовой: «Это смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения». В этом образе он замечает «путаницу понятий», умственную и нравственную слепоту».

Однако, не все литературоведы отзывались о Софье отрицательно. Среди них были те, которые акцентировали внимание на неуемной энергии Софьи, проявляющейся в ее поступках. Например, Белинский находил в ней «энергию характера», творческую энергию, а Толстой склонялся к мысли, что это «энергия заблуждения».

Есть мнение критиков, что к Молчалину толкнула Софью доброта души, потребность снисходить к недостаткам и прощать ошибки и несовершенства. Также некоторые из литературоведов отмечали, что этой героине присуща недюжинная натура, благодаря чему положено начало того, что создан ряд образов настоящих русских женщин в литературе.

Таким образом, можно заметить, что Софья Фамусова – натура очень противоречивая.

С одной стороны, она обладает рядом достоинств, с другой ее натуру портят некоторые отрицательные качества, в основном, развившиеся под влиянием фамусовского общества.

Однако, вдумчивый читатель, ознакомившись с комедией Александра Грибоедова «Горе от ума» сам может сделать выводы об этой неординарной девушке и понять ее намерения и мотивы поступков.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/aleksandr-griboedov/gore-ot-uma-sofya-famusova.html

Сочинения на тему Образ Софьи в пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума» по литературе

Главный женский персонаж пьесы «Горе от ума» — семнадцатилетняя София Фамусова. Александр Чацкий влюблен в нее, и девушка отвечает ему взаимностью. Она хорошо воспитана и образованна. Под влиянием французских романов у Сони сформировался идеал семейной жизни. Поскольку Чацкий долго отсутствует в жизни девушки, то она обращает внимание на секретаря своего отца Молчалина. Софье кажется, что он робкий и несмелый молодой человек и идеально подходит на роль возлюбленного. К сожалению, она видит в нем образ, который придумала, а не его самого. Героиня даже не пытается узнать, какой он на самом деле.

София Фамусова решительна и настроена бороться за свое счастье. Девушка придумывает сон и ждет подходящего случая, чтобы рассказать отцу о браке. Она хитрит, обманывает папу, но ее не мучают угрызения совести.             Образ Софьи играет весомую роль в комедии. Завязка, кульминация и развязка конфликта связаны именно с ней.

Девушка выступает в роли кукловода, который за ниточки дергает своих марионеток. Несчастье и драма главной героини заключаются в том, что она влюбилась в придуманный образ Молчалина. София сердится на Чацкого, так как в глубине души она понимает, что Молчалин далек от идеала.

Однако женское самолюбие задето, и она не может позволить, чтобы кто-то посмел осуждать предмет ее любви.  

Автор говорит читателям о том, что именно главной героине было тяжелее всего. Ведь вся придуманная идиллия рухнула, как карточный домик. На глазах у Чацкого девушка была унижена, и это задевает ее еще сильнее. Однако София Фамусова находит в себе силы, чтобы признать свою ошибку и то, что Молчалин на самом то деле коварный подлец.

Меня, как читателя, образ Софии привлек своей простотой и естественностью. Она умна, наделена сильным характером и мечтательностью.

Однако будучи воспитанной фамусовским обществом, героиня действует бессознательно. Этому свидетельствует то, что она оклеветала Чацкого. Молчалин для Софии Фамусовой — идеальный спутник по жизни.

Ведь она нуждается во власти, а он в свою очередь, готов пользоваться ее влиянием.

София вызывает у меня смешанные чувства. Она начитанная, но далека от реалий жизни. Героиня живет французскими романами и желает быть персонажем одного из них. Однако в жизни все происходит по-другому, и девушка вынуждена самостоятельно исправлять свои ошибки.

Источник: https://www.kursoteka.ru/essay/literature/view/344

Образ Софьи по комедии «Горе от Ума»

Фамусова Софья Павловна – главная героиня комедии «Горе от ума» (1824) А. С. Грибоедова. Софья – юная девушка семнадцати лет, дочь Фамусова. Это сложная и утонченная натура, наделенная острым умом и прекрасной сообразительностью.

После смерти матери Софья воспитывалась старой француженкой Розье, а ее лучшим другом детства был Чацкий.

По отношению к нему Софья испытала и чувство первой любви, но за время отсутствия Чацкого (3 года) девушка сильно изменилась, и ее чувства также стали другими.

На формирование характера Софьи повлияли московские нравы и привычки, а также книги писателей-сентименталистов, в частности, произведения Карамзина.

В результате, девушка вообразила себя главной героиней «чувствительного» романа и начала поступать согласно выбранной роли.

Она отвергает смелого и язвительного Чацкого, глупого и богатого Скалозуба, а на роль своего платонического воздыхателя определяет Молчалина.

В доме отца Софья не имеет возможности духовно развиваться. Она заигралась, воображая себя героиней романа. Девушка стала придумывать сны, напоминающие баллады Жуковского, имитировать обмороки и т. п.

Она придумала себе образ романтичного возлюбленного, преданного, робкого, но бедного человека, и наделила этими чертами Молчалина, не заметив, как жестоко обманулась.

Чацкий по-своему также интересен Софье, ей не дают покоя воспоминания о трогательном детском чувстве, которое она испытывала по отношению к нему, но теперь она стала другой, и ее раздражает его сарказм и желчность.

Кроме того, девушка боится разоблачения своего романтичного «идеала» в образе Молчалина, поэтому пребывание Чацкого в доме Фамусовых становится для нее крайне нежелательным. В этот момент проявляется «московское» воспитание Софьи и открывается истинная натура светской барышни.

Именно Софья во время бала распускает слух о безумстве Чацкого. В финале комедии девушка жестоко наказывается за свою клевету: она узнает о предательстве Молчалина, который нагло заигрывает с Лизой и при этом открыто говорит, что Софья его интересует только из корыстных соображений. Узнав о романе Софьи со своим секретарем, Фамусов отсылает дочь «в деревню», «в глушь», а именно, к тетке в Саратов.

В образе Софьи удивительным образом сочетаются такие разные свойства, как женственность и властность, упрямство и эмоциональность, ранимость и жизненная хватка.

Читайте также:  Сочинение-описание по картине ранняя весна левитана 2 класс

Ее чувства к Молчалину были по-настоящему искренними, она всеми силами защищала и оберегала свой идеал от разоблачения.

Поэтому в конце произведения она так же, как и Чацкий, трагично переживала драму обмана, предательства и разочарования.

Источник: http://www.litra5.ru/griboedov/obraz-sofi-po-komedii-gore-ot-uma/

Образ Фамусова в комедии «Горе от ума» — сочинения для 9 класса

  1. Взгляды Фамусова на образование и воспитание
  2. Зависимость героя от общественного мнения
  3. Отношение Фамусова к людям
  4. Значение образа Фамусова

Пьеса «Горе от ума», выйдя из-под пера Грибоедова, не сразу была поставлена на сцене и не сразу появилась в печати. Ее ожидали нелегкие взаимоотношения с цензурой, т.к. для своего времени эта комедия – очень смелое произведение. В нем затрагиваются острые общественные проблемы, назревшие к началу 19 века. Но основной конфликт пьесы связан с проявившимся расколом в дворянской среде, с противоречием старого и нового взглядов на устройство общества. В комедии «Горе от ума» этот конфликт обозначен как столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим». Самый главный проповедник и защитник идей «века минувшего» в пьесе «Горе от ума» – Фамусов Павел Афанасьевич.

Взгляды Фамусова на образование и воспитание

Этот герой занимает влиятельный пост в Москве – он управляющий в казенном доме, вдовец, отец семнадцатилетней Софьи. Фамусов принадлежит к числу консервативных дворян, боящихся перемен в обществе. Все действия комедии разворачиваются в доме Фамусова.

Образ Фамусова в комедии «Горе от ума» можно составить с первых же явлений пьесы.
В самом начале, застав свою дочь наедине с Молчалиным, своим секретарем, живущим в его доме, Фамусов высказывается на тему образования и воспитание. Следует осознавать, что мнение Фамусова – это мнение дворянского общества того времени в целом.

В «Горе от ума» Фамусов выступает в роли противника просвещения, врага ума и всего нового, т.к. все это несет угрозу его благополучию. Причину распущенного поведения своей дочери он находит в чтении книг: «Всю ночь читает небылицы, и вот плоды от этих книг!» Но не только чтение, по мнению Фамусова, способствует зарождению вольных мыслей, но и образование вообще.

Отец молодой девушки с сокрушением говорит о том, что иностранные учителя, обучение искусствам – все идет не на пользу дворянским дочерям, образование им ни к чему, ведь оно не пригодится в семейной жизни: «Дались нам эти языки! Берем же побродяг и в дом, и по билетам, чтоб наших дочерей всему учить, всему – и танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам! Как будто в жены их готовим скоморохам».

Наилучший пример для дочери – пример отца, считает Фамусов. О себе отец Софьи говорит, что он «монашеским известен поведеньем». Но он лукавит, ведь за мгновение до того, как начать ругать свою дочь, он откровенно заигрывал со служанкой Лизой.

Зависимость героя от общественного мнения

Самое страшное для Фамусова и его приверженцев – дурная слава в обществе. «Грех не беда, молва не хороша», – говорит Софье Лиза, которая изнутри изучила нравы, царящие в доме. Фамусова заботит только то, какое впечатление он произведет в свете, а не то, каким человеком он является на самом деле.

По таким принципам живет все старомосковское дворянство. Об этом свидетельствуют некоторые внесценические образы комедии. Например, Фамусов искренне восхищается Максимом Петровичем, своим дядей, главным достоинством которого было умение «подслужиться».
Эта способность принесла ему богатство и уважение в обществе.

Таков и Фамусов в комедии Грибоедова «Горе от ума», а значит, и все консервативные дворяне.

Излишняя любовь к чинам и деньгам лишает представителей «века минувшего» свободы. Недаром Чацкий, их противник, назвал этот период русской истории веком «покорности и страха». Высшей точки абсурдности эта зависимость дворян от общественного мнения достигает в финале комедии, когда Фамусов обеспокоен не состоянием своей дочери, а тем, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна».

Отношение Фамусова к людям

Характеристику Фамусова в комедии «Горе от ума» в полной мере раскрывается только через отношение героя к окружающим людям. Его уважения удостаиваются только те, кто имеет серьезный вес в обществе, потому что такие, как Фамусов, привыкли извлекать личную выгоду из общения с людьми.

Чувства для фамусовского общества не имеют никакого значения. Он говорит дочери: «Кто беден, тот тебе не пара». Любой московский дворянин желал бы видеть своим зятем человека «с звездами и чинами».

Доходит до того, что на личные качества человека в фамусовском обществе вообще не обращают внимания: «Будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых – тот и жених».

Личные качества и способности человека не принимаются в расчет и при устройстве человека на службу. Самое главное – нужные связи в обществе: «Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, ну как не порадеть родному человечку!..»

Если к Чацкому Фамусов относится с презрением и жалостью, ведь тот «не служит, то есть в том он пользы не находит…», то по отношению к Скалозубу, который давно полковник, а служит недавно, Фамусов испытывает неподдельное восхищение. Его не смущает даже абсолютная глупость этого человека, ведь он обладает самым главным, что ценится в дворянском обществе – «и золотой мешок, и метит в генералы».

Значение образа Фамусова

Изображая Фамусова и его гостей, Грибоедов стремился не только отразить палитру устаревших взглядов помещиков-крепостников, не только показать их несостоятельность, но и продемонстрировать читателю, насколько крепко их привычки засели в их сознании.

В этом и заключается значение роли Фамусова в комедии «Горе от ума». Лагерь «века минувшего» в тот период, который описан в «Горе от ума», еще очень силен и превосходит по численности представителей передового дворянства. Противоречия только назревают среди аристократов.

Но в конечном итоге смена старого новым неизбежна.

В статье описан образ героя Фамусова, его характеристика и взгляды на жизнь – эта информация пригодится 9 классам при подготовке сочинения на тему «Образ Фамусова в комедии «Горе от ума»»

Образ Фамусова в комедии «Горе от ума» Грибоедова – характеристика для сочинения по теме | источник

А.С. Грибоедов Горе от ума

Источник: http://sochinenie-o.ru/russkaya-literatura/obraz-famusova-v-komedii-gore-ot-uma-sochineniya-dlya-9-klassa.html

Образ Софьи в комедии «Горе от ума» | Литерагуру

Guru · 26.06.2017

Софья – кто она? Именно этот образ комедии считается наиболее сложным и неоднозначным. Даже для великого русского классика А.С. Пушкина характер этой героини не был полностью понятен. «Софья начертана неясно…» – так писал поэт А.А. Бестужеву в 1825 году.

Другой российский писатель И.А. Гончаров обнаружил в образе дочери Фамусова определённую двойственность. Так, в критической статье «Мильон терзаний» видим следующий тезис: «Это – смесь хороших инстинктов с ложью».

С одной стороны, отмечается пытливый ум девушки, с другой – духовная «слепота».

Отметим, что пьеса А.С. Грибоедова является произведением реалистическим (не лишённым, однако, пережитков классицизма и отдельных романтических признаков).

Значит, характеры не могут прописываться однозначно, отсутствует чёткое разделение героев на положительных и отрицательных. Таким образом, оказывается, что Софья занимает в комедии промежуточное положение между Чацким и так называемым фамусовским обществом.

Для удобства знакомства с достоинствами и недостатками героини отметим ее основные черты и тем самым докажем противоречивость Софьи.

К «плюсам» героини можно отнести независимость, самостоятельность, свободу от общественного мнения.

Софья отвергает любую возможность соединения своей судьбы со Скалозубом, полковником, всё сражение просидевшим в траншее и ни за что получившим награду. Хотя отец Софьи, напротив, считает Сергея Сергеевича лучшей партией для дочери.

Также в ее пользу говорят потребность в настоящей любви и способность любить, отстаивая свой выбор перед целым светом. Так, Софья говорит Чацкому о Молчалине:

Он наконец: уступчив, скромен, тих.
В лице ни тени беспокойства,
И на душе проступков никаких,
Чужих и вкривь и вкось не рубит, —

Вот я за что его люблю.

Кроме того, у героини есть способность к бунту против традиций фамусовской среды. Например, Софья восстаёт против нерушимого убеждения отца: «Кто беден, тот тебе не пара». Однако девушка выступает не против идейных основ современного ей мира, как Чацкий, а лишь против сословных предрассудков.

Нельзя не отметить и силу характера, мужество Софьи. Обманувшись в Молчалине, она способна признать свою ошибку, понести наказание: «себя я, стен стыжусь» и «…виню себя кругом». Это говорит и об ее уме. Как мы знаем, девушке присуща образованность. От служанки Лизы мы узнаём, что Софья по ночам читает книги.

 К минусам Софьи можно отнести властность характера и желание повелевать. Именно в силу этих черт характера Софья и выбирает безмолвного Молчалина: он удобен ей, поскольку «уступчив, скромен, тих». Кроме того, в ней часто просыпается способность к лжи, притворству, лицемерию – качествам, присущим представителям фамусовского общества.

Достаточно вспомнить, как ловко Софья рассказала отцу выдуманный сон, оказавшийся впоследствии пророческим, чтобы скрыть от него ночное свидание с Молчалиным. И самые веские доводы в пользу ее испорченности – это мстительность и коварство. Оружие Софьи – сплетня, некое общественное средство борьбы в фамусовском мире.

Именно Фамусова распускает слух о сумасшествии Чацкого.

Мария Патрикеева

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/obraz-sofi-v-komedii-gore-ot-uma/

Сочинение на тему Образ Софьи Фамусовой по литературе

Образ Софьи Фамусовой

Сюжет комедии А. С.

Грибоедова “Горе от ума” составляет конфликт человека прогрессивных убеждений —; Александра Андреевича Чацкого — с консервативным фамусовским обществом. Единственный персонаж, задуманный как близкий Чацкому.— это Софья Павловна Фамусова. Ради встречи с ней Чацкий приезжает в Москву после трехлетнего отсутствия. Он и не подозревает, что ее избранником стал Молчалин: возникает типичная ситуация “любовного треугольника”.

Развитие сюжета определяется и желанием Чацкого выяснить, кому отдано сердце Софьи.

Но герой постоянно вступает в конфликт с окружающими ее людьми и прежде всего с ее отцом Павлом Афанасьевичем Фамусовым.

Взгляды Чацкого несовместимы с воззрениями фамусовского общества, а скрывать их он не умеет.

Грибоедов блистательно показывает, насколько Чацкий чужд этому обществу, в котором живет Софья. Таким образом, девушка оказывается как бы на пересечении всех “силовых линий” этой комедии.

Читайте также:  Сочинение человек часто сам себе злейший враг (с аргументами из литературы)

Грибоедов, создавая столь сложный Рё .противоречивый образ, писал: “Девушка, сама неглупая, предпочитает дурака СѓРјРЅРѕРјСѓ человеку…

” Он представил женский характер большой силы и глубины. Образу Софьи довольно долго “не везло” с критикой. Даже Пушкин считал этот образ неудачей автора.

� только Гончаров в “Мильоне терзаний” в 1878 году впервые понял и оценил по достоинству образ Софьи и ее роль в пьесе.

“Это смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота — все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга”,— пишет Гончаров.

Софья — персонаж бытовой драмы, а не социальной комедии, так же как и Чацкий, она натура страстная, живущая сильным и настоящим чувством.

� пусть предмет ее страсти убог и жалок — это не делает ситуацию смешной, а, напротив, усугубляет ее драматизм.

У Софьи очень сильно чувство любви, но в то же время любовь ее безрадостна и несвободна.

Она прекрасно отдает себе отчет в том, что ее избранник, Молчалин, никогда не будет принят отцом: в фамусовском обществе браки совершаются по расчету. Отец мечтает выдать дочь за Скалозуба, но она способна адекватно оценить личность жениха:

Он слова умного не выговорил сроду,

Мне все равно, что за него, что в воду.

Софья мечтает о любви, причем о необыкновенной любви. Мысль о браке со Скалозубом омрачает жизнь девушки, и внутренне она уже готова к борьбе.

Чувства настолько переполняют ее душу, что она исповедуется в своей любви сначала служанке Лизе, а затем и Чацкому.

Софья настолько влюблена и одновременно так удручена необходимостью постоянно таиться от отца, что ей попросту изменяет здравый смысл: “Да что мне до кого? До них? До всей вселенной?”

  • Софья выбрала Рё полюбила человека СѓРґРѕР±РЅРѕРіРѕ: РјСЏРіРєРѕРіРѕ, тихого Рё безропотного (таким предстает Молчалин РІ ее характеристиках). Как ей кажется, РѕРЅР° относится Рє нему здраво Рё критически:
  • Конечно, нет РІ нем этого СѓРјР°.
  • Что гений для иных, Р° для иных чума,

Который СЃРєРѕСЂ, блестящ Рё СЃРєРѕСЂРѕ опротивет…

Да эдакий ли ум семейство осчастливит?

Вероятно, ей кажется, что, мечтая о браке с Молчалиным, она поступает очень практично.

Но в финале, когда она становится невольной свидетельницей “ухаживания” Молчалина за Лизой, для нее открывается истинная сущность ее возлюбленного.

Мол-чалин так низок, так подл в сцене с Лизой, что по сравнению с ним Софья ведет себя в этой ситуации с большим достоинством:

Упреков, жалоб, слез моих

Не смейте ожидать, не стоите вы их.

Как же случилось, что умная и глубокая девушка не только предпочла Чацкому подлеца, бездушного карьериста Молчалина. но и совершила предательство, пустив слух о безумии любящего ее человека?

Вероятно, проблема заключалась не в самой Софье, а во всей системе женского образования, которое имело конечной целью дать девушке необходимые знания для удачной светской карьеры, т. е.

для благополучного замужества. Софья не умеет думать, не способна отвечать за каждый свой шаг — вот в чем ее беда.

Жизнь свою она строит по общепринятым образцам, не стремясь найти собственный путь. С одной стороны, ее воспитывают книги.

Она зачитывается сентиментальными историями любви бедного юноши и богатой девушки, восхищается их верностью и преданностью.

Молчалин так похож на романтического героя! Нет ничего дурного в том, что юная девушка хочет чувствовать себя героиней романа.

Но она не видит различия между романтическим вымыслом и жизнью, не умеет отличить истинное чувство от подделки.

С другой стороны, Софья неосознанно строит свою жизнь в соответствии с общепринятой моралью.

В комедии женские образы представлены так, что мы видим весь жизненный путь светской дамы: от девичества до глубокой старости, от княжон Тугоуховских до графини-бабушки.

Такова удачная, благополучная жизнь светской дамы, повторить которую стремится любая барышня, и Софья тоже: замужество, законодательница в светских гостиных, почтение окружающих, и так до того момента, когда “с бала да в могилу”. � для этой жизни Чацкий не подходит, а вот Молчалин — просто идеал! Ей необходим “муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей — высокий идеал московских всех мужей”. Поэтому, даже отказавшись от Молчалина, Софья, скорее всего, не откажется от поклонника “молчалинского типа”.

Софья, безусловно, натура неординарная: страстная, глубокая, самоотверженная.

В комедии Грибоедова Софья благодаря своему характеру оказывается в совершенно особом положении, занимая в конфликте Чацкого и фамусовского общества как бы срединное место. Отдельными чертами своей натуры Софья близка Чацкому, но в конечном итоге оказывается его противником. Это противоречие делает Софью одним из самых оригинальных образов комедии Грибоедова “Горе от ума”.

/

Источник: http://spisivay.ru/sochinenie/qpfsknlrv/index.html

«Софья начертана неясно…» (Образ Софьи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

Образ Софьи считается самым сложным в комедии Грибоедо­ва. Толкование ее характера, выявление мотивировок поведе­ния — все это вызывало многочисленные споры критиков.

Образ Софьи, как отмечал Белинский, крайне противоре­чив. Она наделена многими достоинствами: живым умом, волей, независимостью и самостоятельностью суждений, «энергией характера».

Софья не дорожит мнением фамусов- ского общества: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит…» Пренебрегая светским этикетом, она решается на ночное сви­дание с Молчалиным. В этом эпизоде Б. Голлер видел «вы­зов», бунт против лицемерных нравственных понятий фамусовского общества.

«Барышню, нарушившую запреты, ожи­дал разрыв с обществом. Или удаление от общества», — писал критик.

Поведение Софьи естественно: она не может скрыть своих чувств, увидев падение Молчалина с лошади. «Боюсь, что вы­держать притворства не сумею», — замечает она Алексею Степановичу. В какой-то степени героиня «естественна» и с Чацким: она искренне злится в ответ на его остроты. Вместе с тем, Софья искусно лжет отцу, скрывая от него свои отноше­ния с Молчалиным.

Софья бескорыстна, она оценивает людей не по наличию чинов и богатства, а по их внутренним качествам. Фамусов хлопочет о выгодной партии для дочери: «желал бы зятя он с звездами, да с чинами». Софья же не приемлет подобной мо­рали: она хочет выйти замуж по любви.

В ее натуре «прячет­ся в тени что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное». Фамусов прочит ей в женихи полковника Скалозуба — Софья же и слышать не хочет «о подобном счастье»: «Он слова ум­ного не выговорил сроду, — мне все равно, что за него, что в воду».

Софья достаточно проницательна: она верно оценивает Скалозуба, прекрасно видит пошлость и пустоту людей, вхо­жих в дом Фамусова. Однако она не может «разглядеть» «ис­тинное лицо» Молчалина.

Каковы же мотивы поступков Софьи? Образ этот вызывал наибольшее количество споров в критике. Еще Пушкин пи­сал, что Софья «начертана неясно».

Гончаров считал, что Со­фья испытывает сильное влияние окружающей ее среды: «К Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, стра­стности и женской мягкости.

Она загублена в духоте, куда не проникает ни один луч света, ни одна струя свежего возду­ха». Белинский же, считая нереальным противоречивый ха­рактер героини, писал, что Софья — «не действительное ли­цо, а призрак».

Попробуем разобраться в том, какова же героиня Грибое­дова на самом деле, проанализировав ее воспитание и жиз­ненные обстоятельства.

Фамусов — вдовец; Софья, выросшая под присмотром ма­дам Розье, очевидно, пользовалась в доме определенной сво­бодой. Подобно пушкинской Татьяне, она мечтательна, любит сентиментальные романы со счастливым концом, где один из героев беден, но обладает целым рядом достоинств.

Именно таким героем, по мнению Софьи, является Молчалин: «уступ­чив, скромен, тих, В лице ни тени беспокойства, И на душе проступков никаких…». Софья, подобно Татьяне Лариной, любит в избраннике не конкретного человека, а свой высокий идеал, почерпнутый из книг. Как замечает С.А.

 Фомичев, «Софья пытается устроить свою судьбу по моделям чувстви­тельных, сентиментальных романов».

И уже этот «внешний фактор» в выборе героини настора­живает. Настораживает и поведение Софьи.

Любимому чело­веку очень трудно давать характеристику, а Софья с легко­стью обрисовывает характер Молчалина, не забывая доба­вить, что «нет в нем этого ума, …который скор, блестящ и скоро опротивит». Как замечает Н.К.

 Пиксанов, героиня слишком рассудочна, рациональна, благоразумна в своей любви, способна на тонкий расчет, на хитрость. Однако по природе своей Софья темпераментна, своенравна.

Само ночное свидание героев выглядит неестественно. И неестественна здесь прежде всего Софья. Молчалин здесь играет роль «Ромео», в соответствии со своими собственными представлениями о поведении влюбленного. В отличие от Со­фьи, Алексей Степанович вряд ли когда-либо увлекался чте­нием сентиментальных романов. Поэтому он ведет себя так, как ему подсказывает интуиция:

  • Возьмет он руку, к сердцу жмет,
  • Из глубины души вздохнет,
  • Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,
  • Рука с рукой, и глаз с меня не сводит…

Впрочем, поведение Молчалина в этой сцене вполне соот­ветствует его имиджу и характеру. Софью же, с ее иронич­ным умом, язвительностью, сильным характером, здесь представить трудно. Чувствительная сцена эта — не что иное, как романтическое клише, где позируют оба «влюб­ленных», с той лишь разницей, что Софья не осознает неес­тественности своего поведения, Молчалин же — прекрасно понимает.

Рассказ героини о ночном свидании вызывает смех Лизы, которая в этой сцене кажется воплощением здравого смысла. Она вспоминает о тетушке Софьи, от которой сбежал молодой француз. И эта история как бы предваряет дальнейшее разви­тие событий в комедии.

Чацкий выдвигает собственную версию выбора Софьей Молчалина. Он считает, что идеал героини — «муж-маль­чик, муж-слуга, из жениных пажей». В финале комедии, узнав правду о выборе Софьи, он становится едок и язвите­лен:

Вы помиритесь с ним по размышленьи зрелом. Себя крушить, и для чего! Подумайте, всегда вы можете его Беречь, и пеленать, и спосылать за делом. Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей — Высокий идеал московских всех мужей.

Это обвинение Чацкого в высшей степени несправедливо. Софья — натура незаурядная, глубокая, во многом отли­чающаяся от людей фамусовского круга. Ее нельзя прирав­нивать к Наталье Дмитриевне Горич. Застав Молчалина с Лизой, Софья оскорблена в своих чувствах, и примирение с Молчалиным для нее невозможно. Да и не нужен ей «высо­кий идеал московских всех мужей», ей нужна истинная лю­бовь.

Основным же мотивом поведения Софьи является обида на некогда оставившего ее Чацкого. Именно так рассматри­вает ситуацию в комедии Грибоедова Изабелла Гриневская в своей работе «Оклеветанная девушка».

Недаром Молчалин наделен качествами, прямо противоположными характеру Чацкого: Алексей Степанович во всем умерен, аккуратен, тих, безмолвен, «не богат словами», нет в нем «этого ума, что гений для иных, а для иных чума…», «чужих и вкривь и вкось не рубит».

Откровенная обида слышится в словах Со­фьи: «Ах! Если любит кто кого, Зачем ума искать, и ездить так далеко?» Отсюда и злословие героини: «…не человек, змея», ее сплетня о сумасшествии Чацкого.

Мы задумываемся, почему Софья не хочет рассказать Чацкому правду о своих чувствах к Молчалину, однако при­чины этого просты: она держит поклонника в неведении, под­сознательно желая отомстить ему. Софья не может простить Чацкому его отъезда, его «трехлетнего молчания».

Кроме то­го, героиня и сама, видимо, не верит в «силу своих чувств»: именно поэтому она не называет свой «сентиментальный иде­ал» («уступчив, скромен, тих») именем Молчалина в разгово­ре с Чацким. Жива ли в душе Софьи ее привязанность к Чац­кому? Думается, мы не можем найти ответ на этот вопрос в тексте комедии.

Но обида и, как следствие, неприязнь Со­фьи — это прослеживается четко и определенно.

Таким образом, мотивы поведения героини очень сложны. В них угадывается многое: обида, жалость (Софья сочувствует Молчалину, зная «сердитый нрав» отца), «покровительство, любопытство молодого чувства к первому интимному сближе­нию с мужчиной, романтизм, пикантность домашней интри­ги…». Молчалин же, как таковой, на самом деле героиню не интересует.

Она лишь думает, что любит его. Как замечает Ва­сильев, «под влиянием книг Молчалин возбудил в сердце Со­фьи совершенно самостоятельный, оригинальный роман, быв­ший слишком сложным, чтобы привести к страсти». Поэтому Чацкий недалек от истины, когда он не верит в чувства Софьи к Молчалину.

Здесь не психологическая слепота героя, а, ско­рее, его интуитивное прозрение.

Именно потому, что Софья не любит по-настоящему, она смогла так долго не обнаруживать своего присутствия в сцене с Молчалиным и Лизой. Поэтому она так горда и сдержанна: «Я с этих пор вас будто не знавала».

Безусловно, здесь прояв­ляется и самообладание героини, и сила ее характера, но чув­ствуется и отсутствие настоящей, глубокой любви.

Софья в состоянии проанализировать свое положение, в определенном смысле ее радует такой исход:

  1. … Стойте, будьте рады,
  2. Что при свиданиях со мной в ночной тиши 
  3. Держались более вы робости во нраве,
  4. Чем даже днем, и при людях, и в яве;
  5. В вас меньше дерзости, чем кривизны души.
  6. Сама довольна тем, что ночью все узнала,
  7. Нет укоряющих свидетелей в глазах…
  8. Таким образом, Софья — сложный объемный характер, противоречивый и неоднозначный, в изображении которого драматург следует принципам реализма.

Белинский В.Г. Указ. соч. С. 244.

Голлер Б. Драма одной комедии. — Вопросы литературы, 1988, № 2. С. 118—119.

Гончаров И.А. Мильон терзаний. — В кн: А.С. Грибоедов в русской критике. М., 1958. С. 263.

Гончаров И.А. Указ. соч. С. 265.

Белинский В.Г. Указ. соч. С. 244.

Фомичев С.А. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»: Ком­ментарий. Книга для учителя. М., 1983. С. 61.

Нечкина М.В. А.С. Грибоедов и декабристы. М., 1951. С. 251-258.

См: Гриневская И. Оклеветанная девушка. — Ежемесячные со­чинения, 1901,№ 10.

Источник: http://5litra.ru/soch/640-sofya-nachertana-neyasno-obraz-sofi-v-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma.html

Ссылка на основную публикацию