Сочинение свидригайлов в романе преступление и наказание (образ и характеристика)

Второстепенный персонаж романа Федора Достоевского «Преступление и наказание». Старый дворянин, мечтает жениться на сестре главного героя романа – Дуне Раскольниковой. Узнает об убийстве, которое совершил Раскольников, однако обещает молчать об этом. Изворотливый тип, развратный и циничный.

История создания

Сочинение Свидригайлов в романе Преступление и наказание (Образ и характеристика)Писатель Федор Достоевский

Образ Свидригайлова сложился под влиянием разнородных впечатлений. Психологическим прототипом персонажа, вероятно, стал некий убийца Аристов, по происхождению дворянин, который сидел в Омском остроге. Этого человека Федор Достоевский уже выводил в другом произведении — «Записки из мертвого дома». Фамилия «Свидригайлов» созвучна с именем литовского князя Свидригайло, а также с немецким словом geil, что переводится как «сладострастный», «похотливый».

Кроме того, Достоевский, работая над романом, привлекал к делу многочисленные материалы и заметки из журналов и газет, которые читал. Среди прочего, писатель читал журнал «Искра». В одном из номеров за 1861 год там содержится фельетон, где говорится о некоем Свидригайлове, «отталкивающем» и «омерзительном» человеке, который бесчинствует в провинции.

«Преступление и наказание»

Сочинение Свидригайлов в романе Преступление и наказание (Образ и характеристика)Свидригайлов на сцене театра

Аркадий Свидригайлов — высокий, полный, сутуловатый господин лет пятидесяти. Щегольски одевается и производит впечатление осанистого барина. Носит свежие перчатки, изящную трость и громадный перстень с дорогим камнем. У Свидригайлова приятное скуластое лицо, здоровый цвет лица, не характерный для петербуржца, густые белокурые волосы, в которых едва пробивается седина, густая борода «лопатой» и голубые «вдумчивые» глаза.

Персонаж «отлично сохранился» и выглядит моложе собственных лет. При этом моложавое лицо Свидригайлова похоже на маску и по непонятным причинам производит «ужасно неприятное» впечатление, а взгляд кажется тяжелым и неподвижным.

Сочинение Свидригайлов в романе Преступление и наказание (Образ и характеристика)Дуня Раскольникова и Свидригайлов

По происхождению Свидригайлов дворянин, отставной офицер — два года служил в кавалерии. Герой был женат, однако жена Свидригайлова умерла. После жены остались дети, которые живут у тетки, и, как считает сам Свидригайлов, в отце не нуждаются.

Дети героя хорошо обеспечены. Сам Свидригайлов тоже был богат прежде, однако после смерти жены состояние героя пошатнулось.

Свидригайлов привык жить роскошно и до сих пор числится состоятельным человеком и хорошо одевается, однако того, что осталось после жены, герою едва ли хватит на год.

У Свидригайлова сумасбродный и непредсказуемый характер. Другие персонажи называют Свидригайлова сладострастным развратником, подлецом и грубым злодеем. Сам герой разделяет мнение других о себе как о праздном и погибшем в пороках человеке, лишенном чести.

Сочинение Свидригайлов в романе Преступление и наказание (Образ и характеристика)Иллюстрация к роману «Преступление и наказание»

Герой также называет себя скучным и мрачным человеком, признается, что иной раз по три дня сидит в углу и ни с кем не разговаривает, любит злачные места и погряз в грехах. У Свидригайлова нет никакой специальности или дела, которому герой мог бы посвятить себя, по этому поводу герой называет себя «пустым человеком».

Раскольников также называет Свидригайлова «ничтожнейшим злодеем». Свидригайлов влюблен в сестру Раскольникова Дуню и хочет на той жениться. Однако сам Раскольников против этого брака и считает, что Дуню следует от Свидригайлова оберегать.

Свидригайлова не интересует мнение окружающих, однако, когда нужно, герой умеет произвести впечатление порядочного и обворожительного человека из хорошего общества. Герой хитер и умеет обольщать дам, склонен хвастаться и распускать хвост.

У Свидригайлова много знакомых в высшем обществе, потому у него остались полезные связи. Сам герой прежде промышлял мошенничеством и был шулером – карточным игроком, который обманывает партнеров.

Герой состоял в компании таких же карточных мошенников, которые действовали в высшем обществе и на первый взгляд выглядели как наиприличнейшие люди с изысканными манерами, дельцы и творческая элита.

Сочинение Свидригайлов в романе Преступление и наказание (Образ и характеристика)Родион Раскольников

За восемь лет до происходящих в романе событий Свидригайлов попал в долговую тюрьму, откуда не имел средств выбраться. У героя был громадный долг, который тот не мог выплатить.

Спасла Свидригайлова влюбленная в него Марфа Петровна, которая выкупила героя из тюрьмы за «тридцать тысяч сребреников». Герой женился на Марфе Петровне, после чего сразу же уехал в имение жены, в деревню.

Супруга была старше Свидригайлова на пять лет и сильно любила мужа.

Следующие семь лет, до приезда в Петербург, герой не выезжал из имения и пользовался состоянием супруги. Марфа Петровна казалась герою слишком старой и не вызывала у того любовного интереса, поэтому Свидригайлов прямо заявил супруге, что не собирается хранить той верность. Жена восприняла это заявление со слезами, однако в результате супруги пришли к соглашению.

Сочинение Свидригайлов в романе Преступление и наказание (Образ и характеристика)Иллюстрация к роману «Преступление и наказание»

Свидригайлов обещал, что не оставит супругу и не станет с той разводиться, никуда не станет отлучаться без разрешения жены и не станет заводить постоянную любовницу. В обмен на это Марфа Петровна «разрешит» Свидригайлову совращать молодых крестьянок в имении.

Свидригайлов изнасиловал глухонемую несовершеннолетнюю девочку, которая позже повесилась на чердаке. О вине героя стало известно из некоего доноса.

На героя завели уголовное дело, и Свидригайлову грозила ссылка в Сибирь, однако Марфа Петровна снова помогла мужу выкрутиться и постаралась замять это дело. Благодаря деньгам и связям супруги Свидригайлов ушел от правосудия.

Известно также, что герой довел до самоубийства одного из своих слуг бесконечными истязаниями и издевательствами.

Сочинение Свидригайлов в романе Преступление и наказание (Образ и характеристика)Петербург в романе «Преступление и наказание»

Дуня, сестра главного героя романа Родиона Раскольникова, работала гувернанткой в доме Марфы Петровны, когда та еще была жива.

Свидригайлов влюбился в Дуню и задумал соблазнить девушку деньгами и бежать вместе с той в Петербург. Свидригайлов говорит Дуне, что по ее велению готов зарезать или отравить жену.

Вскоре супруга Свидригайлова в самом деле умирает при странных обстоятельствах, но Дуня герою отказывает.

Девушка считает, что Свидригайлов ужасно избил и отравил жену, однако правда ли это — неизвестно. Заподозрив героя в убийстве, Дуня берет револьвер, принадлежавший прежде Марфе Петровне, чтобы иметь возможность при случае защитить себя.

Еще один противоправный поступок Свидригайлова — шантаж. Герой подслушивает разговор, который происходит между Раскольниковым и Сонечкой Мармеладовой.

Из этого разговора Свидригайлов узнает об убийстве, которое совершил Раскольников, и решает использовать эти сведения, чтобы шантажировать Дуню и вынудить ту выйти за него замуж. Однако Дуне удается отделаться от Свидригайлова.

Позже герой предлагает Раскольникову деньги, чтобы тот мог бежать из Петербурга за границу и скрыться от правосудия.

Сочинение Свидригайлов в романе Преступление и наказание (Образ и характеристика)Соня Мармеладова

Умершая супруга начинает являться Свидригайлову в галлюцинациях. Герой сходит с ума и начинает совершать странные поступки, например, дарит проститутке Соне Мармеладовой три тысячи рублей (большие деньги по тем временам), чтобы героиня могла начать новую жизнь. Вскоре после этого Свидригайлов совершает самоубийство — стреляется прямо на улице. На этом биография героя завершается.

Свидригайлов в романе предстает двойником Раскольникова. Персонажей роднит философия, которой те придерживаются. У Свидригайлова есть теория, созвучная теории Раскольникова. Оба героя полагают, что зло, совершенное во имя «благой цели», не считается таким уж существенным злом, что цель оправдывает средства. Свидригайлов формулирует собственную жизненную позицию вседозволенности так:

«Единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша».Сочинение Свидригайлов в романе Преступление и наказание (Образ и характеристика)Свидригайлов и Раскольников

Первая встреча Раскольникова и Свидригайлова происходит следующим образом. Герой является в каморку Раскольникова, когда тот спит.

Раскольников в этот момент видит страшный сон о собственном преступлении и в полусне воспринимает появившегося в комнате Свидригайлова как продолжение кошмара.

Между героями происходит разговор, во время которого Свидригайлов признается, что временами видит «призраки» умершей жены и слуги Фильки, который наложил на себя руки по вине Свидригайлова.

Речь также идет о Дуне, к которой Свидригайлов питает нежные чувства. Девушка отказала самому Свидригайлову, однако собирается замуж за адвоката Лужина, которого не любит, но готова «продаться», чтобы поправить финансовые дела семьи. Свидригайлов хочет передать Дуне десять тысяч рублей, чтобы та могла отказаться от вынужденного брака и свободно строить собственную жизнь.

Экранизации

Сочинение Свидригайлов в романе Преступление и наказание (Образ и характеристика)Александр Балуев в роли Свидригайлова

В 1969 году на киностудии имени Максима Горького выходит двухсерийный фильм «Преступление и наказание» режиссера Льва Кулиджанова. Роль Свидригайлова в этом фильме сыграл актер Ефим Копелян.

В 2007 году на телеэкраны вышел сериал «Преступление и наказание», снятый Дмитрием Светозаровым. Сериал снимали в Санкт-Петербурге, роль Свидригайлова досталась актеру Александру Балуеву.

Владимир Высоцкий в роли Свидригайлова

В 1979 году роль Свидригайлова в спектакле, поставленном Театром на Таганке, сыграл Владимир Высоцкий. Это была последняя театральная роль актера.

Цитаты

Жизненные принципы Свидригайлова хорошо описывает цитата:

«Всяк об себе сам промышляет и всех веселей тот и живет, кто всех лучше себя сумеет надуть».«Да что вы в добродетель-то так всем дышлом въехали?»«Зачем же бросать женщин, коли я хоть до них охотник? По крайней мере, занятие… Согласитесь сами, разве не занятие в своем роде?»«То, что в своем доме преследовал беззащитную девицу и «оскорблял ее своими гнусными предложениями», — так ли-с? … Тут весь вопрос: изверг ли я или сам жертва? Ну а как жертва? Ведь предлагая моему предмету бежать со мною в Америку или в Швейцарию, я, может, самые почтительнейшие чувства при сем питал, да еще думал обоюдное счастие устроить!»

Источник: https://24smi.org/person/6215-svidrigailov.html

Характеристика и образ Свидригайлова в романе Достоевского Преступление и наказание

Проникнуть в суть человеческой души независимо от того, кому она принадлежит, праведнику или убийце, – вот что было главной целью творчества Михаила Достоевского. Большинство его героев обитают в Петербурге 19 столетия. Тем не менее книги великого русского классика интересны и сегодня.

Причем не только в России, но и за рубежом. Образ Свидригайлова – один из самых интересных образов Достоевского. Только на первый взгляд может показаться, что этот персонаж однозначен. Он противопоставлен главному герою романа «Преступление и наказание», вместе с тем имеет много общего с ним.

Сочинение Свидригайлов в романе Преступление и наказание (Образ и характеристика)

Образ Свидригайлова в романе «Преступление и наказание»

Итак, что нам известно об этом герое? Свидригайлов Аркадий Иванович – знакомый Дуни Раскольниковой. Более того, он является ее поклонником, страстным, неудержимым. Образ Свидригайлова вырисовывается еще до его появления.

Раскольников однажды узнает о нем как о человеке низком, готовом на все ради получения выгоды и удовольствия. Немалый интерес представляет таинственная история Аркадия Ивановича. Он, как и главный герой романа, когда-то совершил убийство.

Однако суду, в отличие от Раскольникова, предан не был.

Аркадию Ивановичу пятьдесят лет. Это человек среднего роста, дородный, с крутыми и широкими плечами. Важная часть образа Свидригайлова – щегольская комфортная одежда.

В руках у него всегда изысканная трость, которой он то и дело постукивает. Широкое лицо Свидригайлова довольно приятно.

Здоровый цвет лица говорит о том, что большую часть времени он проводит отнюдь не в пыльном Петербурге. Волосы белокурые с проседью.

Что самое главное в образе Свидригайлова, как, впрочем, и в любом другом? Конечно, глаза. У Аркадия Ивановича они голубые, смотрят холодно, пристально, немного вдумчиво. Свидригайлов – дворянин, офицер в отставке. Он человек отчаянный, как сказал один из персонажей, «забубенного поведения». Кратко образ Свидригайлова можно описать следующим образом: злодей, сладострастник, подлец.

Читайте также:  Зачем человеку заглядывать в будущее? - сочинение

Сочинение Свидригайлов в романе Преступление и наказание (Образ и характеристика)

История Аркадия Ивановича

Характеристика Свидригайлова весьма неприглядна. Тем не менее в сцене, в которой изображена его кончина, он способен вызвать жалость у читателя. Образ Свидригайлова в романе Достоевского принято считать самым ярким отрицательным. Все же это довольно противоречивый персонаж. Да, он негодяй, развратник, авантюрист, самодур. Но он несчастный человек.

Однажды он говорит Раскольникову: «Мои дети нуждаются во мне. Но какой я отец?». Он как будто стремится очернить себя, пытается казаться более неприятными и омерзительным, чем он есть. Возможно, все дело в том, что когда-то Свидригайлов совершил убийство. Он не признался, не покаялся. Он верит в свою безнаказанность. Свидригайлов жестоко ошибается. Преступления без наказания не бывает.

Когда-то Свидригайлов был карточным шулером. За долги попал в тюрьму. Оттуда его выкупила Марфа Петровна – женщина немолодая, но очень богатая. После освобождения Аркадий Иванович женился на ней. Правда, уже спустя несколько месяцев после свадьбы заявил, что верен ей быть не может.

Марфа Петровна мужу прощала измены. Более того, однажды сделала все, дабы скрыть грязную историю, приведшую к смерти пятнадцатилетней девушки. А ведь тогда Свидригайлов имел все шансы прогуляться в Сибирь. Если бы не жена, которая, к слову сказать, позже умерла при весьма странных обстоятельствах. Дуня Раскольникова полагает, что Аркадий Иванович отравил ее ядом.

Рассмотрим более подробно характерные черты Свидригайлова. Что за история с ним произошла за несколько лет до знакомства с Раскольниковым? Что имеет общего этот негодяй с главным героем?

Сочинение Свидригайлов в романе Преступление и наказание (Образ и характеристика)

Сумасбродство

Свидригайлов – довольно эксцентричная личность. Его совсем не интересует мнение окружающих. Как уже было сказано, его называют «человеком забубенного поведения».

Он говорит странные вещи, застает своими бесстыдными речами собеседника врасплох. Быть может, он, действительно, равнодушен к общественному мнению.

Но можно предположить и другой вариант: Свидригайлов получает удовольствие удивляя, шокируя окружающих.

Порочность

Это самый развратный герой в романе «Преступление и наказание». Когда-то он вовсю изменял своей жене с крестьянками. Позже, познакомившись с Дуней, воспылал к ней страстью. Это и погубило развратника.

Девушка никогда не ответит ему взаимностью. Она презирает его, а однажды едва не убивает. Аркадий Иванович привык добиваться своего.

Когда же понимает, что цели в лице Дуни Раскольниковой ему никогда не достичь, кончает жизнь самоубийством.

Сочинение Свидригайлов в романе Преступление и наказание (Образ и характеристика)

Авантюризм

Свидригайлов – человек пустой. Он привык к праздности, живет на широкую ногу. Сама женитьба Свидригайлова – это не что иное, как авантюра. Он связал свою жизнь с женщиной, которую не любил.

Возможно, Свидригайлов и вовсе не способен на глубокое чувство. Он живет ради минутного удовольствия, ради которого готов поплатиться чужой жизнью.

Пришло время рассказать историю, после которой за Аркадием Ивановичем навсегда закрепилась репутация негодяя.

Жестокость

Марфа Петровна заключила с мужем странный договор. Суть его заключалась в следующем: он никогда не оставит ее, никогда не заведет постоянной любовницы, при этом удовлетворять свою похоть будет с сенными девушками.

Одна из крестьянок – девочка 14-15 лет – однажды была найдена удавившейся на чердаке. Оказалось, что к самоубийству ее подтолкнуло жестокое оскорбление Свидригайлова. На совести этого человека имелась еще одна смерть.

До самоубийства он довел Филиппа – крестьянина, не выдержавшего постоянных гонений.

Сочинение Свидригайлов в романе Преступление и наказание (Образ и характеристика)

Свидригайлов и Лужин

Образы этих персонажей противопоставлены главному герою. Их принято считать двойниками Раскольникова. Однако Лужин, в отличие от Свидригайлова, и уж тем более студента, погубившего старушку, довольно простой персонаж.

Лужин ничего, кроме неприятия, не вызывает. Это холеный немолодой господин, в дорогой щегольской одежде которого есть что-то неестественное, бутафорское. В отличие от Свидригайлова, он выбрался из низов. Лужин не привык к праздности. Он служит в двух местах, дорожит каждой минутой.

Наконец, главное, что отличает его от Аркадия Ивановича, – рациональность, расчетливость. Этот человек никогда не потеряет голову из-за страсти. Он хочет жениться на Дуне не потому, что любит ее. Сестра Раскольникова бедна, а значит, будет послушной женой.

Она хорошо образована, а значит, поможет ему занять более высокое место в обществе.

Сочинение Свидригайлов в романе Преступление и наказание (Образ и характеристика)

Одного поля ягоды

Свидригайлов узнает о преступлении Раскольникова, подслушав его разговор с Соней. Он, конечно, не предаст огласке тайну Родиона Романовича. Однако она возбуждает, будоражит его.

«Мы с вами одного поля ягоды» – говорит он однажды Раскольникову. Но вдруг замечает в студенте непонятные трагические метания.

Человеку со столь тонкой организацией нечего идти на преступление – так полагает Свидригайлов, презрительно называя страдания Родиона «шиллеровщиной».

Аркадия Иванович муки совести посетили лишь в последние дни его жизни. И они были слишком слабы для того, чтобы привести к покаянию. Он, в отличие от Раскольникова, не смог признать своей вины.

Образ и характеристика Свидригайлова в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение

Один из главных героев романа – Аркадий Иванович Свидригайлов. Он дворянин примерно лет пятидесяти, спокойный и воспитанный человек.

История Свидригайлова весьма интересна: будучи любителем разгульной жизни, он “гулял” по Петербургу до тех пор, пока не женился на Марфе Петровне. Она увезла его в деревню, желая усмирить сладострастие мужа, однако и там наш герой влюбляется в Дуню.

Также он использует богатство своей жены, и даже когда она умирает, Свидригайлов тотчас отправляется обратно в Петербург за Дуней.

В Петербурге Аркадий Иванович находит Раскольникова и просит устроить ему свидание с возлюбленной. Видя, что Свидригайлов – порочный, грубый человек, который ценит в жизни только разврат, Родион отказывает ему. Из-за безысходности своего положения Свидригайлов чрезмерно откровенен с Раскольниковым, он даже находит в этом особое удовольствие.

По случайности в Петербурге Свидригайлов поселился рядом с Соней Мармеладовой. Он слышал разговор Сони и Раскольникова, когда Родион признался в убийстве старухи-процентщицы. Свидригайлов сообщил Раскольникову, что знает всё, но обещал хранить молчание. После встречи с Родионом Аркадий Иванович заманивает к себе на квартиру Дуню, где она едва не убивает его из револьвера.

Поняв, что его любовь обречена, Свидригайлов совершает самоубийство.

В романе Свидригайлов является двойником Раскольникова. Он олицетворяет разврат, похоть и праздность жизни.

Но в отличие от Раскольникова Свидригайлов – слабый человек, потому что не может выдержать всех трудностей и выбирает самоубийство.

Возможно, что Аркадий Иванович мог бы сойти с пути преступления, если бы его чувства были взаимны, ведь он не раз испытывает угрызения совести и видит призрак Марфы Петровны.

Свидригайлов – обычный человек, который скрывает своих демонов под маской доброжелательности. Он совершает множество грехов, но так и не приходит на путь истинный. Его загадочность и скрытность исчезают в моменты его откровений и “обнажений”, а его демоничность оказывается обычным сладострастием.

XIX век по достоинству назван «Золотым веком» русской литературы. В этот период она достигает небывалых высот и дарит нам многих известных мастеров слова.

Один из них – Фёдор Михайлович Достоевский – искушённый препаратор темнейших уголков человеческой души. Он является автором пяти великих романов: «Бедные люди», «Бесы», «Братья Карамазовы», «Идиот», «Преступление и наказание».

В последнем из них писатель погружает нас в глубокий внутренний мир героев, в их мысли и переживания.

Вариант 2

Источник: https://mirvdochnoveniya.ru/sochineniya-po-dostoeskomu/harakteristika-i-obraz-svidrigajlova-v-romane-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie

Сочинение на тему «Раскольников и Свидригайлов» для 10 класса

Сочинение Свидригайлов в романе Преступление и наказание (Образ и характеристика)

Перед вами отличное сочинение-рассуждение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» на тему «Раскольников и Свидригайлов». Сочинение идеально подходит для подготовки учеников 10 класса к урокам по русской литературе.

Сочинение на тему «Раскольников и Свидригайлов»

В романе Достоевского «Преступление и наказание» главный герой создает чудовищную теорию о праве сильной личности на преступление во имя всеобщего блага.

Благоговейно веря в нее и желая проверить себя, Родион «переступает через кровь», и начинается его наказание: мнительный путь к нравственному прозрению. Поначалу, не желая расстаться со своими ложными убеждениями. Раскольников ощущает, что жизнь для него превратилась в пытку.

Его мучают сомнения и разногласия с собственной совестью и представлениями о добре и зле. И вот на его пути появляется человек, который, по слухам, совершил целый ряд тяжелых преступлений, погубил свою жену, замучил слугу, надругался над девочкой, которая, не выдержав позора, утопилась.

Это Аркадий Иванович Свидригайлов, который ненавистен Раскольникову, так как своими преследованиями оскорбил сестру Дуню. Для Родиона Свидригайлов становится символом насилия, притеснения слабых.

Впервые встретившись с Аркадием Ивановичем, Раскольников, несмотря на свое отвращение и негодование, проявляет некоторое любопытство к этому человеку.

Героя мучает вопрос: почему же так спокоен этот глубоко безнравственный человек.

Как он может жить, нося в сердце такие воспоминаний? Неужели сам Родион слабее духом этого «пустейшего и ничтожнейшего злодея в мире?«. Так оценивает Раскольников своего врага, но ошибается во всем.

Аркадий Иванович вовсе не пустой и ничтожный человек. Напротив, это натура, в которой таятся огромные внутренние возможности и силы. Он необыкновенно умен и проницателен. Мощные страсти живут в его душе. В нем есть и сладострастный зверь, и жаждущий любви человек.

Он способен на благородство по отношению к Дунечке, находящейся в его власти. Свидригайлов надеется, что любовь Авдотьи Романовны могла бы возродить его душу. Да ведь и факт совершения Свидригайловым преступлений нигде автором не подтверждается: в основном это сплетни подлеца Лужина.

Свидригайлов активно добр: он помогает Сонечке и сиротам Мармеладовым.

Свидригайлов — это действительно человек, которому многое дано от природы. Он способен понимать красоту. В его словах о Сикстинской мадонне звучат мысли самого Достоевского.

«Потенциально это человек большой совести и большой внутренней силы», — пишет о нем Кирпотин. Но в нем нет чего-то главного.

Что же это? Сопоставляя Раскольникова и Аркадия Ивановича, мы сможем ответить на этот вопрос.

При первой же встрече с Родионом Свидригайлов замечает, «что между ними есть какая-то общая точка«. Подслушав признание Раскольникова, Аркадий Иванович узнает о преступлении героя и его мотивах, и снова убеждается в сходстве с ним.

Но Свидригайлов неверно понимает Родиона и его идею.

Он упрощает мысль героя, подменяя ее своим пониманием тех же проблем: «так себе теорийка… Это же самое дело, по которому я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если конечная цель хороша«.

В последнем разговоре героев наконец выявляется вся бездна, разделяющая этих людей. Свидригайлов, ранее считавший, что Раскольников преступник и циник по своим убеждениям, вдруг понимает, что это не так.

Он замечает у Родиона «шиллеровские» представления о добре и зле, которые остаются значимыми для Раскольникова и после совершения убийства.

Свидригайлову смешны понятия Раскольникова о чести и порядочности:

Читайте также:  Сочинение что можно считать подлинным искусством?

Если вы убеждены, что у дверей нельзя подслушивать, а старушонок можно лупить, чем попало, в свое удовольствие, так уезжайте куда-нибудь поскорее в Америку.

Его раздражает, что Раскольников не только совсем не отбрасывает требования чести, но и еще ощущает себя «гражданином и человеком«. Свидригайлов по натуре своей — циник, скептик, человек, потерявший грань между добром и злом, не верящий ни во что.

Главный герой совсем не таков. Он с болезненным чувством выслушивает тирады о «моральных» принципах Аркадия Ивановича. Совесть Свидригайлова лишь иногда, во снах, напоминает о себе. Но этого мало для духовного возрождения. Свидригайлов уже отчаялся и не может отделаться от чувства бесконечной тоски и скуки, еще больше опустошающего душу.

Аркадий Иванович не видит выхода и своим глубоким умом понимает, что уже не найдет его. И потому твердо принимает решение покончить с собой.

Раскольников поражен известием о смерти Аркадия Ивановича. На каторге, где герой оказался после добровольного признания в содеянном, Раскольников часто задается вопросом: почему я не смог покончить с собой, как он? Ответ Родион находит в собственной слабости, бесхарактерности и «тупой тягости инстинкта” к сохранению жизни.

Но возражая своему герою, автор говорит, что он «предчувствовал в своих убеждениях глубокую ложь”, и «это предчувствие могло быть предвестником будущего взгляда на жизнь«. Раскольников выбирает каторгу, так как ему необходимо принять наказание и в этом обрести единение с людьми.

Он действительно воскресает к новой жизни, благодаря Соне и собственной натуре, в которую заложено стремление к добру и жажда веры. В представлении Порфирия Петровича Раскольников — человек, способный на все ради убеждений: и на преступление, и на страдание.

«Если только веру или Бога найдет», такой человек вынесет все мучения и пытки. «Ну и найдите, и будете жить,” — прозорливо предсказывает следователь. Свидригайлов же не воскреснет. Даже такую богатую и сильную натуру может погубить дух сомнения и отрицания, отсутствие моральных устоев и безверие.

Сопоставляя в своем романе эти два характера, Достоевский дает нам возможность убедиться в том, что без веры в добро и поиска истины невозможно жить.

Источник: https://sochinenie-rus.ru/sochinenie-na-temu-raskolnikov-i-svidrigaylov-dlya-10-klassa/

Урок литературы в 10 классе «Образ Свидригайлова в романе «Преступление и наказание»»

  • Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
  • «Гимназия № 5» г. Брянска
  • Урок литературы в 10 классе
  • Образ Свидригайлова в романе «Преступление и наказание».
  • подготовила
  • учитель русского языка и литературы
  • Радькова Юлия Николаевна
  • Брянск-2018
  • Цели: определить значение образа Свидригайлова в раскрытии образа Раскольникова; развивать навыки анализа сцен романа, показать их связь с проблематикой произведения; совершенствовать умения и навыки интерпретировать художественное произведение; формировать самостоятельно мыслящего и глубоко чувствующего человека.
  • Ход урока.

1.Подготовка к восприятию.

— Героев романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», которым по жизненным позициям близка теория Раскольникова, которые тоже считают возможным распоряжаться жизнями других людей, называют «двойниками» бывшего студента.

«Мы одного поля ягоды», — говорит Раскольни-кову Свидригайлов.  Действительно ли это так? Является ли Свидригайлов двойником бывшего студента? Что сближает этих героев? На этими вопросами мы и поразмышляем сегодня на уроке.

2.Сообщение темы и целей урока.

3.Работа по теме урока.

— Кто такой Аркадий Иванович Свидригайлов? Что мы узнаём о жизни этого героя? Как эта жизнь характеризует его? Расскажите о Свидригайлове, опираясь на материал письма матери Раскольникова, слова Лужина и рассказы самого героя.

И письмо Пульхерии Александровны, и слова Лужина характеризуют Свидригайлова как злодея, раз-вратника: преследовал Дуню, причастен к делу «душегубства» (жестоко оскорбил глухонемую девочку, и она повесилась), повинен в самоубийстве крепостного лакея Филиппа, был выкуплен Марфой Петровной из тюрьмы, где сидел за долги. Однако именно Свидригайлов избавил Дуню от позора и восстановил её доброе имя, отдав жене письмо Дуни. Сам Свидригайлов говорит о том, что он «дворянин, служил два года в кавалерии, потом … в Петербурге шлялся, потом женился на Марфе Петровне и жил в деревне», «был шулером».

 — Свидригайлов – самая загадочная фигура в романе: прошлое его не прояснено до конца, намерения и поступки трудно определимы и непредсказуемы, нестандартны для обыкновенного подлеца. Какие эпизоды романа характеризуют героя с положительной, а какие — с отрицательной стороны?

Отрицательные стороны Положительные стороны
Пользуясь своим положением, пытается оболь-стить Дуню. Делает пребывание в его доме невы-носимым. Сам отдал Марфе Петровне обличавшее его письмо Дуни. Пожалел ее, восстановил ее честь.
По словам Лужина, смерть слуги Филиппа и глу-хонемой девочки также на совести Свидригай-лова. Приносит деньги для Дуни (10 тысяч), понимая необходимость «спасти» ее от Лужина.
Возможно, смерть Марфы Петровны на его совести.
Думал жениться на 16-летней девочке. Не женился, зато помог материально, тем самым уберег девочку от очередного брака по расчету.
Обманом заманил Дуню в квартиру, пытался силой добиться любви.
Сам о себе говорит: «Я человек развратный и праздный».    Откровенен.
Дает деньги на похороны Катерины Ивановны, устраивает детей Мармеладова в приют

— Уже во время первой встречи с Раскольниковым Свидригайлов говорит: «Мы одного поля ягоды». Действительно ли это так? Какие параллели между героями можно провести, опираясь на их первый диалог?

Явившись к Раскольникову, Свидригайлов сразу же сообщает о цели своего визита и тут же начи-нает оправдывать свои преследования Дуни: «…Что ж тут, во всём этом, в самом деле, такого особо преступного с моей стороны, то есть без предрассудков-то, а здраво судя?…

и я способен прельститься и полюбить». Лукавит: «Тут весь вопрос: изверг ли я сам, или жертва?» (по форме напоминает вопрос, мучающий Раскольникова, но наоборот: «тварь я дрожащая или право имею?» Жертва – имею право на сочувствие, изверг – не имею права на сочувствие.

   Свидригайлов объясняет происхождение денег, которые предлагает Дуне, а затем жертвует Соне и детям. Они были подарены Марфой Петровной, а значит, чисты, на них нет крови.

Деньги, которые жертвует Раскольников, тоже «его настоящие», полученные им от матери или за часы его отца.

По сути дела, герои в глубине души, вопреки своим рассуждениям, понимают, что делать добрые дела можно только чистыми средствами.

   Свидригайлов, по оценке Раскольникова, – «на что-то твёрдо решившийся человек» — такое же впечатление производит на окружающих и сам Раскольников накануне преступления.

   Рассказ Свидригайлова о «подстрекательных «немках», оправдывающий насилие по отношению к ним: «…Эта точка зрения-то и есть настоящая гуманная…» – параллель теории Раскольникова и его преступления.

— Свидригайлов чувствует своё сходство с Раскольниковым, потому и говорит, что между ними «есть какая-то точка общая», что они «одного поля ягоды». Это на самом деле так: идея вседозволенности и отрицания моральных законов, неразличение добра и зла — те принципы, по которым живёт Свид-ригайлов, напоминают теорию Раскольникова о право имеющих и тварях дрожащих.

    Истину, к которой Раскольников пришел в результате долгих размышлений, Свидригайлов ис-пользует как руководство к действию.

Если жизнь Раскольникова показывает возникновение, разви-тие, проверку теории, её выбор или отрицание, то Свидригайлов — это уже реализованная в жизни теория Раскольникова.

В отличие от Раскольникова, Свидригайлов не задается вопросом: «Тварь ли я дрожащая или право имею?». Он всю жизнь считает себя право имеющим.

    Раскольников показан в момент выбора. У него три возможных пути решения проблемы: первый — признать себя тварью дрожащей, второй — Наполеоном, третий — отречься от своей теории.

Раскольников в финале романа встает на третий путь, признавая несостоятельность своей теории, ее ошибочность.

Свидригайлов идет по пути Наполеона, считая единичные преступления оправдан-ными, он не обременяет себя вопросами добра и зла.

    Переступая через чужие жизни, Свидригайлов переступает и через собственную совесть, т. е. полностью соответствует представлению Раскольникова о сильных личностях.

Но вместо ожида-емого, с его точки зрения, торжества идеи в вывихнутом мире Свидригайлова она терпит полное крушение.

«Арифметика», согласно которой можно убить одну «вредную» старуху, а затем, сделав сотню добрых дел, искупить этот грех, опровергается «опытами» Свидригайлова: на его счету доб-рых поступков больше, чем у всех других героев романа, но, во-первых, добро, совершённое им, никоим образом не может оправдать преступления минувшего, а, во-вторых, оно не способно возро-дить его больную душу. Свидригайлов – это тот избранный, который «переступил», и «переступил» не единожды, и без нравственных мучений (вот он, идеал Раскольникова!), но при этом Наполеоном не стал.

      У Свидригайлова вроде бы нет четко сформулированной и оформленной теории, однако в разго-ворах с Раскольниковым герой высказывает несколько интересных мыслей, например, о вечности. Как представляет её Свидригайлов?(с.284)

«…одна комнатка, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки…»

—  Свидригайлов утверждает правду субъективности мира: «быть может, вечности-то и нет», а потому — какая разница был ли ты в этом мире праведником или же предавался всяческим удовольствиям, все равно никто не знает, что за пределами этого мира ждет человека, а потому каждый живет согласно своим убеждениям и никого упрекнуть, стало быть, нельзя.

   Как нравственный циник, Свидригайлов – зеркальное отражение идейного циника Раскольникова. Свидригайлов перепробовал в жизни все, и ничто не трогало его души. И вдруг в этой пустой жизни появляется Дуня. С чего начинаются отношения с Дуней?

— Чем заканчиваются?

— Любит ли её Свидригайлов?

— Можно ли согласиться с мнением искусствоведа К. М. Исаевой, считающей, что «Достоевский почти поэтизирует Свидригайлова в момент последней его встречи с Дуней. Здесь пробуждается в нем человек, тоскующий по идеалу, по красоте, но растерявший все человеческое и способный лишь на минутный добрый порыв под влиянием впервые нахлынувшего на него чувства — увы, безответ-ного»?

Можно: Свидригайлов говорит: «…Я вас бесконечно люблю. Дайте мне край вашего платья поцеловать… Скажите мне: сделай то, и я сделаю! Я всё сделаю! Я невозможное сделаю!»

— Свидригайлову нужна  любовь Дуни, нужны живые, чистые отношения. «Воздуху, воздуху надоб-но», говорит герой, и эти слова так похожи на слова Мармеладова: «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти». Человек не может быть один. Теория «мне всё по-зволено» отделяет от людей. Поднимает над ними, но отделяет.

   Свидригайлов отступает перед душевной силой Дуни, перед своей любовью к ней. Отпустить Ду-ню — значит смириться с тем, что тебе не всё позволено, что ты такой же, как все.

Теория вседозво-ленности рухнула, и не остаётся в его жизни ничего другого, кроме смерти. Смерть Свидригайлова – это нежелание жить «по-прежнему». Герой уходит из жизни опустошенным.

Его смерть – результат последовательного освобождения себя «от всех преград».

Читайте также:  Философская проблематика произведений бунина - сочинение

    Жизненный итог Свидригайлова – это не только его самоубийство, но и гибель идеи Раскольни-кова, раскрывающая чудовищный самообман главного героя. Сообщение о самоубийстве Свидригай-лова стало последним доводом для Раскольникова в пользу чистосердечного признания.

4.Д/З: перечитать эпизоды встреч Раскольникова с Порфирием Петровичем, отметить авторские ремарки, сопровождающие речь и поведение героев, и внутренние монологи Раскольникова (ч.3 гл.5, ч.4 гл.5, 6, ч.6 гл.2)

Литература: Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание»

И.В.Золотарёва, Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по литературе. 10 класс. 2 полугодие. – М.: ВАКО, 2003

Г.Фефилова. Литература. Планы-конспекты для 105 уроков. – М.: АСТ, 2016

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/urok_literaturi_v_10_klasse_obraz_svidrigajlova_v_204428.html

Образ и характеристика свидригайлова в романе преступление и наказание достоевского сочинение. Образ свидригайлова в романе преступление и наказание

Из многих второстепенных персонажей Аркадий Иванович Свидригайлова является наиболее ярким и важным для характеристики главного героя Раскольникова.

Образ и характеристика Свидригайлова в романе «Преступление и наказание» выписаны Достоевским довольно четко, живо, наиболее подробно.

Данный персонаж настолько явно подчеркивает многие стороны характера главного героя, что весьма важно понять самую суть несимпатичного Аркадия Ивановича.

Достоевский Ф. М., словно художник, написал портрет Аркадия Ивановича четкими, яркими, сочными мазками широкой кистью. И хоть Свидригайлов не главный герой, однако его трудно забыть и невозможно пройти мимо.

Внешность

«…Лет пятидесяти, росту повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутулый вид… Широкое, скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский.

Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была еще светлее головных волос.

Глаза его были голубые и смотрели холодно, пристально и вдумчиво; губы алые»

Таким написан портрет Свидригайлова. Автор очень детально его нарисовал, подчеркивая важность данного персонажа для судеб остальных героев романа. Портрет очень интересен: сначала читатель видит весьма приятного человека, даже симпатичного.

И вдруг в конце описания сказано о глазах: пристальный, холодный взгляд, хоть и вдумчивый. Известное выражение «глаза – зеркало души» автор подчеркнул буквально в двух словах, которые раскрывают самую суть персонажа.

Даже очень привлекательный внешне человек может оказаться совсем не таким, каким видится вначале.

Здесь – первый намек на истинную суть Свидригайлова, которую автор раскрывает через мнение Раскольникова, заметившего, что лицо Аркадия Ивановича скорее похоже на маску, скрывающую всю подноготную, что, несмотря на привлекательность, есть в Свидригайлове что-то очень неприятное.

Характер, его становление

Свидригайлов – дворянин, а это значит, что образование он получил достойное. Он около двух лет прослужил в кавалерии, затем, как он сам говорил, «шлялся», живя уже в Петербурге. Там же стал шулером, попал в тюрьму, откуда его спасла Марфа Петровна. Получается, что вся биография Аркадия Ивановича является его путем падения нравственного и этического.

Свидригайлов циничен, любитель разврата, в чем сам же и признается даже с некоторой гордостью. У него отсутствует чувство благодарности: даже своей жене, спасшей его из тюрьмы, он заявляет прямо, что не собирается хранить ей верность и менять образ жизни ради нее.

Весь его жизненный путь отмечен преступлениями: из-за него покончили с собой его слуга Филипп и дочь слуги – обесчещенная Свидригайловым девочка. Наиболее вероятно, что и Марфа Петровна отравилась из-за развратника-мужа. Аркадий Иванович лжет, очерняя Дуню, сестру Раскольникова, клевещет на нее, а еще пытается девушку обесчестить.

Всей своей распутной и бесчестной жизнью Свидригайлов постепенно убивает свою душу. И ладно бы он уничтожал все доброе в себе, Аркадий Иванович убивает все вокруг себя, все, к чему только прикасается.

Особенности личности персонажа

Свидригайлов изображен совершенным злодеем, павшим в бездну зла, утратив, вроде бы, всякие жалкие остатки совести.

Он абсолютно не испытывает никаких сомнений, творя зло, не задумывается о последствиях, даже испытывает наслаждение от мучений окружающих его людей.

Похотливый развратник, садист, он старается удовлетворять все свои низменные инстинкты, при этом не испытывая ни малейшего раскаяния в содеянном. Ему кажется, что так будет всегда.

Свидригайлов и Раскольников

Встретившись с главным героем, Аркадий Иванович как-то однажды замечает ему, что оба они «одного поля ягоды». Раскольникову же Свидригайлов крайне неприятен. Родион чувствует даже некоторую растерянность, ощущая власть Аркадия Ивановича над собой, который очень многое понял про студента. Раскольникова пугает загадочность Свидригайлова.

Однако, несмотря на то, что Родион убил старуху-процентщицу, они вовсе не похожи друг на друга. Да, Родион выдвинул теорию о сверхлюдях, даже убил человека, проверяя свою теорию. Но в Свидригайлове как в кривом зеркале он увидел себя в дальнейшем, если бы продолжал жить по принципам своей идеи.

И это раскрыло в Родионе человечность, подтолкнуло к раскаянию и пониманию всей глубины его падения.

Конец Аркадия Ивановича

Достоевский кроме владения писательским мастерством был наделен талантом психолога. Вот и здесь, описывая жизненный путь Свидригайлова – закоренелого злодея, останавливает его любовью, как это ни парадоксально. Аркадий Иванович, встретив Дуню, сначала пытается ее соблазнить.

Когда же это ему не удается, он очерняет девушку в глазах окружающих. В итоге же с удивлением понимает, что полюбил ее по-настоящему. И это вот понимание истиной любви открывает в его душе все шлюзы, которые доселе не выпускали наружу ни совесть, ни раскаяние, ни понимание совершенных им злодеяний.

Он отпускает Дуню, с отчаянной горечью замечая:

«Так не любишь? И не можешь? Никогда?».

Свидригайлов внезапно понимает, что абсолютно одинок в своем падении, что недостоин ничьей любви. Прозрение наступает для него слишком поздно. Да, он пытается искупить, как-то загладить все зло, которое он соделал до сих пор. Аркадий Иванович дает деньги Дуне и Соне, жертвует крупную сумму семье Мармеладовых… Но глубокого, искреннего раскаяния достигнуть он не может.

А вот муки совести вызвали в нем воспоминания о содеянных злодеяниях. И эти воспоминания оказались непосильным бременем для совести. Свидригайлов покончил с собой.

И в этом он оказался слабее Раскольникова, который не испугался, а сознался и раскаялся, не побоявшись жить дальше.

Один из главных героев романа — Аркадий Иванович Свидригайлов. Он дворянин примерно лет пятидесяти, спокойный и воспитанный человек.

История Свидригайлова весьма интересна: будучи любителем разгульной жизни, он “гулял” по Петербургу до тех пор, пока не женился на Марфе Петровне. Она увезла его в деревню, желая усмирить сладострастие мужа, однако и там наш герой влюбляется в Дуню.

Также он использует богатство своей жены, и даже когда она умирает, Свидригайлов тотчас отправляется обратно в Петербург за Дуней.

В Петербурге Аркадий Иванович находит Раскольникова и просит устроить ему свидание с возлюбленной. Видя, что Свидригайлов — порочный, грубый человек, который ценит в жизни только разврат, Родион отказывает ему. Из-за безысходности своего положения Свидригайлов чрезмерно откровенен с Раскольниковым, он даже находит в этом особое удовольствие.

По случайности в Петербурге Свидригайлов поселился рядом с Соней Мармеладовой. Он слышал разговор Сони и Раскольникова, когда Родион признался в убийстве старухи-процентщицы. Свидригайлов сообщил Раскольникову, что знает всё, но обещал хранить молчание. После встречи с Родионом Аркадий Иванович заманивает к себе на квартиру Дуню, где она едва не убивает его из револьвера.

Поняв, что его любовь обречена, Свидригайлов совершает самоубийство.

В романе Свидригайлов является двойником Раскольникова. Он олицетворяет разврат, похоть и праздность жизни.

Но в отличие от Раскольникова Свидригайлов — слабый человек, потому что не может выдержать всех трудностей и выбирает самоубийство.

Возможно, что Аркадий Иванович мог бы сойти с пути преступления, если бы его чувства были взаимны, ведь он не раз испытывает угрызения совести и видит призрак Марфы Петровны.

Свидригайлов — обычный человек, который скрывает своих демонов под маской доброжелательности. Он совершает множество грехов, но так и не приходит на путь истинный. Его загадочность и скрытность исчезают в моменты его откровений и “обнажений”, а его демоничность оказывается обычным сладострастием.

XIX век по достоинству назван «Золотым веком» русской литературы. В этот период она достигает небывалых высот и дарит нам многих известных мастеров слова.

Один из них – Фёдор Михайлович Достоевский – искушённый препаратор темнейших уголков человеческой души. Он является автором пяти великих романов: «Бедные люди», «Бесы», «Братья Карамазовы», «Идиот», «Преступление и наказание».

В последнем из них писатель погружает нас в глубокий внутренний мир героев, в их мысли и переживания.

Вариант 2

Источник: https://www.banyaplus.ru/the-signs-of-the-zodiac/obraz-i-harakteristika-svidrigailova-v-romane-prestuplenie-i.html

Роль образов Лужина и Свидригайлова в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание

Роль образов Лужина и Свидригайлова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Достоевский Ф.М.

Рассматривая проблему «оправданного убийства» глазами Раскольникова, автор словно подводит читателя к мысли о возможной правоте героя и в то же время «на языке ситуаций» оспаривает его «теорию». Главными «аргументами» в этой полемике становятся фигуры Лужина и Свидригайлова.

Знакомство с ними показывает Раскольникову, что его теория о «праве сильного» является главным жизненным принципом «палачей», насильников, маленьких «наполеонов».

Будучи антиподами главного героя, по своим душевным свойствам, Лужин и Свидригайлов являются его «двойниками» в том, что касается идеи разрушения нравственных «препятствий».

Свидригайлов олицетворяет в романе идею вседозволенности, свободы от каких бы то пи было моральных ограничений. Это низкий, развратный, циничный человек с темным уголовным прошлым.

Он ненасытен в своих пороках и уже потерял власть над своими страстями.

Вскоре после смерти жены Свидригайлов сватается к шестнадцатилетней девочке и одновременно преследует сестру Раскольникова Дуню, шантажируя се случайно полученными сведениями о преступлении ее брата.

Свидригайлов — страшный человек, но в то же время это трагическая фигура. Избежав гражданского правосудия, он не смог уклониться от суда и приговора собственной совести.

Его страшит возможность возмездия в «будущей жизни»: «…представьте себе, будет там одна комнатка, этак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам одни пауки, И вот и вся вечность. Мне…

в этом роде иногда мерещится».

Однако, по Достоевскому, даже для последнего из грешников открыт путь покаяния и искупления вины. Шанс на спасение дан и Свидригайлову.

Словно вымаливая себе прощение, в последние дни своей жизни он совершает странные поступки, бессмысленные и необъяснимые с позиции его эгоистической морали.

Тщательно подготовив «ловушку» для Дуни, он неожиданно отпускает ее, а незадолго до самоубийства расходует свои деньги па осиротевших детей Катерины Ивановны, помогает Соне.

Свидригайлов не ошибается, заметив в разговоре с Раскольниковым, что между ними существует «какая-то общая точка».

Действительно, Раскольников, как и Свидригайлов, причислил себя к разряду «необыкновенных» личностей, имеющих право пренебрегать нравственными «предрассудками».

Его, как и Свидригайлова, мучают кошмары, преследует мысль о самоубийстве — признаки начавшегося душевного заболевания.

Источник: https://mirznanii.com/a/358306/rol-obrazov-luzhina-i-svidrigaylova-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector