Сочинение тихон кабанов в пьесе гроза (образ и характеристика)

Меню статьи:

В литературе очень часто появляются образы исключительно негативные.

В то время, когда в основном высказывается мнение о двойственности человеческой души и природы и наличии и положительной и отрицательной стороны личности, мастера художественного слова то и дело намеренно наделяют своих персонажей только плохими чертами характерами, исключая даже малейшие проявления положительного влияния деятельности героя.

Сочинение Тихон Кабанов в пьесе Гроза (Образ и характеристика)

В пьесе «Гроза» Островского одним из таких персонажей является Кабаниха.

Характеристика личности Кабанихи

Полное имя героини – Марфа Игнатьевна Кабанова, но в тексте ее чаще всего называют Кабанихой. Марфа Игнатьевна состоит в дружеских отношениях с Диким, также он является ее кумом. Стоит отметить, что такая дружба не удивительна, ведь оба персонажа очень похожи по характеру.

Дорогие читатели! На нашем сайте вы можете ознакомиться с характеристикой города Калинова в пьесе Островского “Гроза”.

Кабаниха – состоятельная купчиха. Ее положение в обществе подразумевало толерантное отношение к окружающим, но на самом деле повадки у нее совсем не дворянские. Кабаниха обладает твердым и непоколебимым характером. Она жестокая и грубая женщина.

Сочинение Тихон Кабанов в пьесе Гроза (Образ и характеристика)

Марфа Игнатьевна слишком консервативна, она «застряла» в прошлом времени и живет принципами и устоями давно минувшими, не понимая, что в мире произошли перемены и жить по-старому уже невозможно. Она считает, что мудрость человека определяется его возрастом – молодые люди априори не могут быть умными, это только прерогатива стариков: «Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают».

Кабаниха уверена, что дети обязательно должны кланяться в ноги своим родителям, а муж должен все время «приказывать» своей жене. Марфу Игнатьевну очень огорчает, когда эти нормы поведения не соблюдаются и думает, что это проблема невоспитанности молодого поколения: «Ничего-то не знают, никакого порядка».

Кабаниха привыкла играть на публику – она старается в глазах общества быть добродетельной и благородной женщиной, хотя на самом деле такой не является. Марфа Игнатьевна часто дает милостыню нищим, но делает это не по велению сердца, а для того, чтобы все думали, что она добрая и щедрая женщина.

Кабаниха очень набожная женщина, но, судя по всему, ее религиозность тоже напускная, так как несмотря ни на что, Кабаниха не придерживается законов Божьих и часто пренебрегает основными правилами поведения по отношению к другим людям.

Семья и отношение к родным

Сложность характера во всю силу проявляется по отношению к своим родным людям. В составе ее семьи три человека – сын, дочь и невестка. Со всеми ими у Кабанихи сложились крайне противоречивые отношения.

Все сложности и конфликты в семье связанные с авторитарным характером матери, ее консервативностью и особой любовью к скандалам.

Предлагаем вдумчивым читателям ознакомиться с характеристикой Катерины в пьесе Островского “Гроза”.

Сын Кабанихи – Тихон – на момент повествования уже взрослый человек, он мог бы быть вполне самостоятельным, но мать не дает ему возможности это сделать. Женщина все время опекает сына и старается проконтролировать его каждый шаг, ссылаясь не некомпетентность Тихона. В результате

Кабаниха стала не просто давать советы сыну, а буквально жить вместо него: «поедом ест, проходу не дает».

Марфа Игнатьевна постоянно вмешивается в отношения сына и невестки и порой приказывает побить жену сына, ибо такой порядок: «А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала».

Тихон же, несмотря на свой возраст и убеждения в том, что такие грубые действия по отношению к жене не нужны, все же беспрекословно выполняет волю матери.

К молодой невестке Катерине у Кабанихи не лучшее отношение – она все время недовольна ней и всегда найдет, чем упрекнуть молодую девушку. Причина такого отношения кроется не в недобропорядочном отношении Катерины к Кабанихе или же не в не выполнении своих обязанностей со стороны Катерины, а в привычке Кабанихи всеми командовать и ревности, возникшей по отношению к невестке.

Кабаниха не может принять взрослость своего сына, ей обидно, что Тихон отдает предпочтение жене, а не своей матери.

Дочь Кабанихи Варвара не столь прямолинейна, она уже давно поняла, что отстоять свою позицию у нее никогда не получится: мать, которая по своей сути была домашним тираном, просто не выносила ничего подобного и не допускала никаких вольностей.

Из этой ситуации девушка нашла только один выход – обманывать мать. Варвара всегда говорила то, что хотела услышать Марфа Игнатьевна, но поступала так, как ей хочется: «У нас весь дом на том держится.

И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».

Такие действия внутри семьи со стороны Кабанихи стают причиной множества трагедий.

Дочь ее Варвара сбегает из дому, чтобы никогда не появляться уже здесь – для девушки побег стал единственным спасением от домашнего тиранства матери.

Тихон и Катерина, которые даже не задумывались о том, как возможно изменить их положение, а всего лишь заняли выжидательную позицию и молча терпели оскорбления и унижения со стороны матери, не смогли добиться успеха.

Сочинение Тихон Кабанов в пьесе Гроза (Образ и характеристика)

Катерина, изменив мужу, чтобы почувствовать себя счастливой, под давлением морали и стыда признается в своем поступке, а затем, но уже под давлением унижений Кабанихи, заканчивает жизнь самоубийством.

Только лишь после смерти Катерины Тихон нашел в себе силы дать словесный отпор матери и упрекнуть ее в неправомерных действиях по отношению к своим близким: «Вы ее погубили! Вы! Вы!».

Однако из-за мягкости характера Тихона вряд ли он сможет отстоять свою позицию до конца.

Отношение окружающих к Кабанихе

Несмотря на все старания убедить окружающих в том, что она добрая и хорошая женщина, у Марфы Игнатьевны это не получилось. Правда о ее склочном характере и любви к тирании все равно просочилась и окружающие периодически судачат об этом.

Основной обличительный массив информации о характере Кабанихи приходится на высказывания Кулигина и Кудряша. Кудряш обличает двойственность ее поведения. Марфа Игнатьевна живет «на показ людям» и «так как есть на самом деле». По мнению Кудряша, у Кабанихи все происходит «под видом благочестия».

Эту же тему развивает в своих рассказах и Кулигин: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем».

Таким образом, благодаря литературной мистификации у читателя есть возможность увидеть необычный образ, состоящий исключительно из негативных качеств характера.

Кабаниха старается своими кардинальными поступками сохранить старый строй, который стремительно рушится, добиться положительного результата такими методами у нее не получается, но при этом Марфа Игнатьевна рушит судьбы своих детей, что выглядит крайне печально.

Источник: https://r-book.club/shkolnoe/harakteristika-geroev/groza-kabanova.html

Главные герои пьесы А.Н. Островского «Гроза». Характеристика Тихона («Гроза»)

Тихон Кабанов в произведении А.Н. Островского является одним из ключевых героев. Это сын жестокой купчихи Марфы, прозванной автором Кабанихой. Образ персонажа Тихона очень удачен тем, что здесь показывается огромное число проблем современного автору общества.

Главная героиня пьесы Катерина – жена Тихона, которой, собственно, и уделено основное внимание. Но сам Тихон — не менее важный персонаж, и не только потому, что он достаточно часто появляется в разных ситуациях, как герой, но и потому, что он существенно влияет на душевное состояние собственной супруги, и это формирует ее мотивации в конечном итоге.

Пьеса «Гроза»

Пьеса была написана в 1859 году. Место действия – вымышленный город Калинов, который стоит на берегу Волги. Время действия — лето, все произведение охватывает 12 дней. По своему жанру «Гроза» относится к социально-бытовой драме.

Островский много внимания уделил описанию бытового уклада города, персонажи произведения вступают в конфликт с устоявшимися порядками, давно себя изжившими, и деспотизмом старшего поколения.

Разумеется, основной протест выражает Катерина (главная героиня), но не последнее место в бунте занимает и ее муж, что подтверждает характеристика Тихона.

«Гроза» — произведение, рассказывающее о человеческой свободе, о желании вырваться из оков устаревших догм, религиозного авторитаризма. И все это изображается на фоне неудавшейся любви главной героини.

Святитель Тихон путешествовал по местам знаменитой «золотой лихорадки», описанным Джеком Лондоном

Будущий святитель Тихон на Аляске

Во время своего служения в США епископ Тихон совершил трехмесячное путешествие по Аляске. Здесь находились православные приходы, основанные русскими миссионерами в конце XVIII века. Хроника этих путешествий необыкновенна. Святитель останавливался в населенных пунктах с непроизносимыми названиями — остров Уналашка, Нунапылюгмют, Квихпах, Нуналеанхагмют, Калкагмют.

Система образов

Система образов в пьесе построена на противопоставлении самодуров, привыкших всеми командовать (Кабаниха, Дикой), и молодежи, желающей наконец-то обрести свободу и жить своим умом.

Возглавляет второй лагерь Катерина, только у нее хватает смелости на открытое противостояние. Однако и другие молодые персонажи стремятся избавиться от ига обветшалых и бессмысленных правил.

Но есть и те, кто смирился, и не последним среди них выступает муж Катерины (ниже представлена подробная характеристика Тихона).

«Гроза» рисует мир «темного царства», только сами герои могут его разрушить или погибнуть, как Катерина, непонятые и отвергнутые. Оказывается, что захватившие власть самодуры и их законы слишком сильны, и любой бунт против них приводит к трагедии.

Читайте также:  Сочинение эмоции человека

Урок по пьесе Островского

Не предусмотрено отдельного урока по образу Тихона в пьесе «Гроза». Кратко побеседовать по этой теме можно на занятии по молодым героям произведения. На предыдущем уроке учащиеся получают следующие домашние задания:

  1. Составить описание жизни Катерины, Варвары, Кулигина, Тихона, Бориса по тексту.
  2. По образу Кабанова составить краткий цитатный план, каждую черту характера подтвердив соответствующей цитатой из произведения. Обратить внимание на его речевую характеристику.

Урок можно назвать строчкой поэта Юрия Левитанского: «Каждый выбирает для себя».

Вначале дети пишут мини-сочинение по одному из героев. Потом кратко проводится беседа по цитатному плану. Задаются вопросы: какая цитата больше всего соответствует такой черте характера, как безволие и отсутствие собственного мнения? («…Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!..»); как реагирует сын в ответ на оскорбления его жены? Как может закончиться жизнь мужа Катерины?

Тихон: характеристика

«Гроза» — произведение, где нет сильных мужских персонажей (за исключение Дикого). Так, Тихон Кабанов предстает лишь безвольным, слабым и запуганным матерью человеком, неспособным защитить любимую женщину.

Характеристика Тихона из пьесы «Гроза» показывает, что этот герой — жертва «темного царства», у него не хватает решимости жить своим умом. Что бы он ни делал и куда бы ни отправился – все происходит по воле матери.

Еще в детстве Тихон привык следовать приказам Кабанихи, и эта привычка сохранилась в нем и в зрелые годы. Причем так въелась эта необходимость подчиняться, что даже мысль об ослушании ввергает его в ужас. Вот что он сам говорит по этому поводу: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить».

Характеристика Тихона («Гроза») говорит об этом персонаже как о человеке, готовом сносить все издевки и грубости своей матери. И единственное, на что он отваживается, – желание вырваться из дома, чтобы покутить. Это единственно доступная ему свобода и освобождение.

За фамилией Святейшего скрывается история его рода

Святитель Тихон до монашеского пострига носил имя Василий. Его фамилия — Беллавин — была достаточно распространенной в Псковской губернии, где он родился. Будущий Патриарх происходил из священнической семьи.

По традиции Псковской губернии фамилию Беллавин могли носить люди строго духовного звания. По некоторым предположениям происходила она от прозвища «белый», которое ассоциировалось с чистотой и непорочностью.

Такая фамилия говорила о благочестивости рода.

Кстати, с написанием фамилии Патриарха существует путаница. Связана она с тем, что советская пресса 1920-х годов систематически выбрасывала из фамилии Тихона одну букву «л». Эта ошибка закралась затем во многие статьи и издания. Корректное написание фамилии Святейшего все же – «Беллавин».

Катерина и Тихон: характеристика

«Гроза» — пьеса, где одной из основных сюжетных линий является любовная, но насколько близка она нашему герою? Да, Тихон любит свою жену, но по-своему, не так, как желала бы Кабаниха. Он ласков с ней, не желает властвовать над девушкой, запугивать ее. Однако Тихон совсем не понимает Катерину и ее душевных страданий.

Его мягкость пагубно влияет и на героиню. Будь Тихон немного мужественнее и обладай хоть какой-нибудь волей и способность к борьбе, Катерине не понадобилось бы искать всего этого на стороне – в Борисе. Характеристика Тихона из пьесы «Гроза» выставляет его в совершенно неприглядном свете.

Несмотря на то что он отнесся к измене жены спокойно, он не в силах защитить ее ни от матери, ни от других представителей «темного царства». Он оставляет Катерину одну, несмотря на свою любовь к ней. Невмешательство этого персонажа во многом стало причиной финальной трагедии.

Только осознав, что потерял возлюбленную, Тихон отваживается на открытый бунт против своей матери. Он обвиняет ее в гибели девушки, уже не опасаясь ее самодурства и власти над ним.

  Литература. 7 класс (1 часть) Тарас Бульба. Глава I

Отношения с женой

Тихон не может постоять даже за собственную жену, когда на неё нападает его мать. Единственное, что он может, так это просить Катерину, чтобы она не обращала внимания на самодурство его матери и все обидные слова пропускала мимо ушей.

Любил ли он свою жену? Да, но только по-своему, исходя из тех моральных устоев, что навязала ему мать. Он не проявлял своих чувств. В конечном счёте поведение Тихона привело к тому, что его жена полюбила другого.

Она выбрала противоположность своему мужу

. Борис — ее избранник — был городским пижоном, с ним она была готова бросить все и начать новую жизнь. Однако Борис отличается от остальных жителей Калинова только внешне. Он не обладал сильным характером, поэтому не мог ничего противопоставить Дикому, как и Тихон — своей матери.

Известие об измене жены

главный герой воспринял хладнокровно, оно не вызвало у него ярость или же злость. Создается такое ощущение, будто ему все равно. В этой ситуации он был полностью зависим от мнения своей матери. Он был готов даже простить Катерину, но его мать была против.

Герой пьесы по-своему жалеет свою жену, так как понимает, что к измене подтолкнул её именно он. Ведь Кабанов видел, как страдает его возлюбленная, но никаких решительных действий так и не предпринял.

Только после смерти матери Кабанов решается на небольшой бунт, переворот. Со временем он понимает, что причиной его бесхарактерности является его же мать.

  • бесхарактерность;
  • безынициативность;
  • мягкотелость;
  • инфантильность.

Н.Островский постарался показать, что все проблемы Тихона кроются в его детстве

. Этому персонажу проще всегда находиться в тени, чем высказывать своё мнение. Он выбирает путь с самым малым сопротивлением.

По сюжету произведения Кабанов не раз убеждается в собственной беспомощности и бесхребетности. Такие черты, как детская инфантильность и мягкотелость, делают из него бесхребетного человека, который не способен принимать решения.

Образы Тихона и Бориса

Сравнительная характеристика Бориса и Тихона («Гроза») позволяет сделать вывод, что они во многом схожи, некоторые литературоведы даже называют их героями-двойниками. Итак, что же в них общего, а чем они отличны?

Не найдя необходимой поддержки и понимания у Тихона, Катерина обращается к Борису. Что же в нем так привлекло героиню? В первую очередь он отличается от других жителей города: образован, окончил академию, одевается на европейский манер.

Но это лишь внешняя сторона, а что внутри? В ходе повествования выясняется, что он зависит от Дикого точно так же, как Тихон от Кабанихи. Борис безволен и бесхарактерен. Он говорит, что держит его лишь наследство, лишившись которого его сестра станет бесприданницей.

Но все это кажется отговоркой: слишком покорно он сносит все унижения дяди. Борис искренне влюбляется в Катерину, но его не заботит, что эта любовь погубит замужнюю женщину. Он, как и Тихон, беспокоится только о себе.

На словах оба этих героя сочувствуют главной героине, но у них не хватает силы духа, чтобы помочь ей, защитить.

Однажды святитель произнес тост, сам того не желая

Материал по теме

7 мест из жизни патриарха Тихона

Где родился и воспитывался будущий патриарх и мученик за веру? Где прошли первые годы его пастырского служения? В каких городах и странах пришлось ему послужить? Об этом — в материале «Фомы».

На следующем месте служения — в Ярославской епархии — святитель Тихон снова демонстрировал свою мягкость, простоту в общении и открытость.

Он объездил всю епархию, вникая в проблемы почти каждого, даже самого маленького, прихода. Так однажды епископ посетил отдаленное село, куда люди высокого звания просто отказывались ехать — настолько труден был путь.

Впечатление для местных жителей — будто бы случилось «целое землетрясение».

После посещения сельской церквушки служащий в ней священник пригласил архиерея домой — на торжественный обед. Вежливый епископ Тихон согласился. Его угощали местными «деликатесами»: пирогами с морошкой, селедкой с луком и солеными грибами. Обстоятельно побеседовав со священником, Тихон уже собирался уходить, как появилась матушка — жена священника.

Дрожащими от волнения руками она держала наполненную стопку на тарелке. Это был гостеприимный жест от радушных хозяев, и святой, чтобы не обидеть их, чуточку пригубил, но от неожиданной крепости напитка произнес: «Горько». Услышав этот будто бы свадебный тост молодая матушка тут же радостно обняла своего смутившегося мужа и поцеловала его.

«Вот так и живите», — ласково сказал епископ, благословил их и уехал.

Патриарх Тихон за семь лет своего служения совершил 777 литургий

Известно, что за семь лет своего патриаршества святитель Тихон совершил 777 литургий и около 400 вечерних богослужений. Это значит, что святой служил примерно каждые два-три дня. И это при каждодневной колоссальной административной нагрузке, в условиях тяжелейшего психологического давления со стороны властей, арестов, обысков и допросов.

Несмотря на помощь голодающим, советская пресса называла Патриарха «людоедом»

Патриарх Тихон благословляет народ

Читайте также:  Память о войне - сочинение (рассуждение)

Сама Церковь внесла огромный вклад в фонд помощи голодающим. Понимая, что такие действия могут серьезно укрепить авторитет Патриарха и всей Церкви, большевики 2 января 1922 года приняли постановление «О ликвидации церковного имущества». Эта кампания была организована якобы для помощи голодающим.

В феврале Патриарх Тихон отреагировал на это постановление воззванием к верующим, в котором призывал приходы жертвовать «драгоценные церковные украшения и предметы, не имеющие богослужебного употребления», ради преодоления катастрофы в Поволжье.

Изъятия же богослужебных предметов святитель прямо назвал «святотатством», прекрасно понимая, что само постановление правительства — провокация.

Советская пресса ответила на это воззвание «патриарха-людоеда» Тихона шквалом обвинений и притворным возмущением.

Что сказал Патриарх перед кончиной

В январе 1925 года у Тихона участились проявления сердечной недостаточности. В апреле Патриарх лег в частную клинику Бакуниных (само здание по адресу Остоженка, дом 19 сохранилось до наших дней). Руководство только этой лечебницы рискнуло принять у себя опального Патриарха (через год эта клиника была закрыта).

Доходный дом Кекушевой. Москва, Остоженка, 19. Architect: Lev Kekushev. Photo: user:NVO – own photo, CC BY-SA 3.0

По воспоминаниям келейника 7 апреля Патриарх ближе к вечеру начал отчего-то сильно волноваться.

Он посмотрел на свои пальцы — ногти на них почернели — и, глубоко вдохнув, сказал: «Теперь я усну… крепко и надолго. Ночь будет длинная, темная-темная». Тихон постоянно спрашивал, который час.

В 23:45 он в последний раз спросил о времени. Услышав ответ, святой сказал «Ну, слава Богу» и начал широко креститься.

На третьем крестном знамении рука святителя Тихона упала.

Новый 1923 год святитель Тихон вынужден был отпраздновать … с сотрудниками ГПУ

Та же Мария Вешнева вспоминает случай из жизни Святейшего под арестом: «Когда наступил Новый год и мы (вместе с Вешневой в помещении дежурил еще один сотрудник. — Прим. редакции) по благовесту поняли, что начали поздравлять, раздались тихие шаги. Удивленные, мы обернулись (патриарх никогда не приходил ночью), увидели его.

В шелковой рясе, с большим золотым крестом на груди, с тщательно расчесанными серебряными волосами. Он держал деревянный поднос, полный пряников, пастилы, орехов и яблок. Поставил на стол, низко поклонился и поздравил нас с Новым годом. Мы встали и тоже поздравили его, пожелав здоровья и удачи.

А потом вскипятили чай, вызвали часового и великолепно втроем отметили Новый год».

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )Сочинение Тихон Кабанов в пьесе Гроза (Образ и характеристика)

Источник: https://memblog.ru/biografii-avtorov/harakteristika-tihona.html

Образы Бориса и Тихона по пьесе А.Н. Островского «Гроза»

Сочинения › Островский А.Н. › Гроза

Готовые Домашние Задания

В пьесе А.Н. Островского «Гроза», безусловно, главной героиней Катерина Кабанова. Ей – ее характеру, мировоззрению, судьбе – посвящено данное произведение.

Однако образ этой героини, ее трагическая участь в противостоянии с темным купеческим «царством» раскрывается с помощью других персонажей. Особую роль среди них занимают образы Бориса и Тихона – двух мужчин в жизни Катерины, во многом определивших ее судьбу.

Итак, Тихон Кабанов – муж Катерины. Первый раз мы встречаем Тихона в сопровождении всей его семьи – матери Кабанихи, сестры Варвары, Катерины. Как же ведет себя Тихон? Он всячески оправдывается, заискивает перед матерью, пытается ей угодить: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!».

Но как резко меняется тон его разговора, когда уходит Кабаниха! Видно, что Тихон испытывает облегчение. Он чувствует себя гораздо свободнее, когда рядом нет его деспотичной маменьки.

С Катериной и Варварой Тихон становится смелее и даже развязнее. Однако сцена отъезда Тихона по делам обнажает всю его покорность, страх перед матерью, слабость.

Даже смешно читать, как он, слово в слово, повторяет наказы Кабанихи: «Слушайся маменьки, Катя!», «Не груби!» и прочее.

Но, оставшись один на один с Катериной, этот герой раскрывается. И мы понимаем, что Тихон – человек, а не марионетка, со своими проблемами, желаниями, стремлениями, обидами. Он говорит Кате, что и ему нужна воля, свобода, нужно почувствовать себя человеком, мужчиной. А все это возможно для него лишь вдалеке от матери.

В предвкушении свободы Тихон забывает обо всем, ему и на Катерину уже некогда обращать внимания. Он невнимателен к ней, даже груб: «Не разберу я тебя, Катя! То от тебя слова не добьешься, не то что ласки, а то так сама лезешь». Только когда Катерина заговаривает про смерть, Тихон смягчается: «Что ты! Что ты! Какой грех-то! Я и слушать не хочу!»

Кульминационной не только в раскрытии характера Тихона, но и во всей пьесе является сцена грозы и раскаяния Катерины. Здесь мы понимаем, что Тихон любит свою жену, готов ей все простить, но смертельно боится маменьку: «Не надо, не надо, не говори! Что ты! Матушка здесь!», «А.

я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть». Глядя, как Катерина все «плачет да тает», Кабанов изводится сам. Но против Кабанихи пока пойти не может: «Нет, говорят, своего-то ума. И, значит, живи век чужим.

Я вот возьму да последний-то, какой есть, пропью; пусть маменька тогда со мной, как с дураком, и нянчится».

Но все же, в последней сцене пьесы, Тихон решается на протест против своей матери. Он бросает ей в исступлении: «Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы…» Но, в финале, все опять заканчивается «жертвенничеством» Тихона: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!»

Борис Григорьевич также занимает важное место в ряду персонажей пьесы. Он способствует развитию сюжета и является целой «вехой» в жизни главной героини произведения – Катерины Кабановой. Ведь именно из-за Бориса Катерина нарушила внутренние и внешние запреты Домостроя и изменила мужу.

Этот герой получил довольно хорошее образование в Коммерческой академии. Но затем, ожидая наследство, он был вынужден вернуться в Калинов и угождать своему дяде, самодуру Дикому.

Публичная речь героя, на людях, демонстрирует его довольно хорошее образование. Но «следы купечества», особенности простонародной речи пробиваются и здесь: «Батюшку она ведь невзлюбила за то, что он женился на благородной». Образованность Бориса – это только внешний лоск, наносное. Натура его все же калиновская, купеческая, домостроевская.

Борис сам себя считает жертвой, ни на что неспособной. Он полностью зависит от Дикого, подчиняется ему. И что самое интересное, его устраивает такое положение, хотя на словах Борис всячески проклинает такую жизнь.

В отношениях с Катериной Борис сначала любезен и ласков: «Жизнь моя!», «Не говори, пожалуйста, таких слов, не печаль меня…». Но когда он убеждается в том, что Катерина любит его, то становится с ней даже жестоким.

Борис эгоистичен. Он думает о том, как хорошо будет ему в эти две недели. А что будет потом, каково придется Катерине, Бориса мало интересует. Кроме того, этот герой очень плохо знает объект своих воздыханий, он нисколько не пытается понять героиню.

Таким образом, Борис и Тихон во многом похожи. Оба они порождение и, в то же время, жертвы темного калиновского царства.

Возможно, эти герои способны на теплое чувство (Тихона, в большей степени), однако никто из них не решается на поступок ради другого человека, не решается противостоять системе Домостроя.

Эгоизм и безответственность Бориса и Тихона приводят к настоящей трагедии — гибели Катерины Кабановой.

Сочинения по теме:

  • Сходство во взглядах сочинение
  • Глубокий сравнительный анализ пьес «Бесприданица» и «Гроза» сочинение
  • Яркие женские образы в пьесе А.Н. Островского «Гроза» сочинение
  • Образ Катерины Кабановой в пьесе А.Н. Островского «Гроза» сочинение

Источник: http://1soch.ru/ostrovskiy-an/groza/obrazy-borisa-i-tihona-po-pese-a-n-ostrovskogo-groza

Характеристика Тихона из пьесы Гроза: кто это такой, каков его образ и любит ли он Катерину

Все персонажи пьесы «Гроза», яркие и неоднозначные, вызывают множество споров и разногласий. Здесь будет приведена характеристика Тихона из пьесы «Гроза», купеческого сына, полностью подчиненного деспотичной матерью и не имеющего собственных убеждений и прав на самостоятельную жизнь.

Роль Тихона в пьесе

Тихон Кабанов — молодой мужчина из богатой купеческой семьи, женат на красивой и покладистой женщине, живет в довольстве и достатке, но счастлив ли он?

Конечно, нет. Катерина и Тихон – супружеская пара, живущая вместе с матерью, которая, по сути, и является главой семьи и требует полного подчинения со стороны сына и невестки.

Тихон — совершенно бесхарактерный человек, как говорится, «маменькин сынок». Ничего не делает без прямого позволения властной Кабанихи. В доме родной матери чувствует себя как в тюрьме. Речевая характеристика героя пьесы подтверждает его приниженную роль в доме. Тихон постоянно поддакивает матери, твердит, что не выйдет из ее воли, не может и не хочет жить своим умом.

Кабаниха не стесняется в выражениях со своим единственным сыном, ругает и учит традициям его и свою нелюбимую невестку Катерину.

Отношения с женой

Образ Тихона в пьесе «Гроза» показывает плаксивого, недалекого человека, который не имеет права называться мужчиной. Любит ли он свою супругу? На этот вопрос нельзя ответить однозначно, хотя, способен ли испытать настоящую любовь забитый и слабый человек.

Читайте также:  Описание картины авилова поединок пересвета с челубеем (сочинение)

Тихон женился по воле своей матери, может быть, он и неплохо относится к жене, но такой муж — не защитник. Он мечтает о свободе, но вряд ли знает, что с ней делать. Думает в первую очередь о себе, а не о несчастной женщине, живущей с ним рядом.

Герой пьесы хочет свободы, но никаких шагов по обретению желанной независимости не предпринимает. Уехав из дома на две недели в Москву, уходит в загул, всю дорогу пьет и веселится. Радуется, что над ним не будет «грозы» в течение этих нескольких дней, и проводит время как подсказывают ему совесть и воспитание.

Жестокая мать ревнует своего единственного сына к жене, поэтому часто обижает ее без всякой причины. Покорный Тихон пытается успокоить мать, но не спешит заступаться за безответную жену.

По существовавшему в то время «домострою», муж являлся полным хозяином жизни и судьбы своей жены. Однако характеристика Тихона в этом произведении совсем другая. У этого персонажа нет деспотичных, властных черт характера.

Он не желает наказывать свою жену, но по приказанию матери все же бьет ее и ругает, хотя сам жалеет ее при этом. Когда встает вопрос о том, кто виновен в смерти грешной Катерины, слабый Тихон прямо обвиняет свою мать.

Цитатная характеристика, созданная по репликам героя пьесы, подчеркивают его характерные черты:

  • моральную слабость;
  • нравственную неуравновешенность;
  • полную подчиненность власти Кабанихи.

Противопоставление образов Тихона и Варвары

В «Грозе» у жестокой Кабанихи, кроме сына, есть еще дочь Варвара. Эти два персонажа служат антиподами. Насколько Тихон слаб, мягок и податлив, что даже в мыслях не может перечить матери, настолько Варвара хитра и изворотлива.

Никакой близости у брата с сестрой нет, может быть, из-за разницы в возрасте. Вероятно, это норма для «темного царства»: не испытывать родственных чувств к близким людям, а подчиняться лишь силе и корысти. Варвара живет по принципу «лишь бы все было скрыто, и никто ничего не узнал».

Девушка гуляет по ночам с Кудряшом, потому что ее скоро выдадут замуж за нелюбимого старого мужчину, попросту продадут, и ее девичьей воле придет конец. Она не мучается от этого, на словах не перечит матери, хотя, порой, пытается себя защитить от несправедливых попреков, а затем старается все сделать по своему. Варвара учит тому же прямодушную и чистую Катерину.

Это интересно! Скорее всего, со временем дочка превратится во вторую Кабаниху. Тихон же, старший по возрасту и единственный мужчина в семье, но уже полностью сломленный матерью, будет все больше превращаться в «тряпку». Если его оставить без руководства, он опуститься и сопьется, поскольку жить без твердой руки, направляющей весь его путь, не может.

Что говорит критика о персонаже

В критических статьях 19 века характеристика Тихона из пьесы «Гроза» дается развернуто, как образец человека, полностью подчиненного власти грозной и деспотичной матери.

В «темном царстве» всегда прав лишь тот, кто обладает деньгами, он подчиняет себе всех, делая покорными рабами своей воли. Таковыми являются Кабаниха и Дикой, которые испытывают некое подобие уважения только к себе подобным.

Мнение критиков о герое пьесы:

  • по своей сути муж Катерины человек неплохой, добрый и мягкий;
  • сострадает своей жене и сочувствует ей, понимая, как несладко ей живется под пятой свекрови;
  • старается остановить супругу, когда та, испытывая муки совести за совершенный грех, начинает каяться в присутствии посторонних;
  • не имеет воли к сопротивлению, привык с детства к полному подчинению, раздавлен тяжким материнским гнетом;
  • не может мыслить самостоятельно, а тем более совершать решительные действия;
  • допускает оскорбления в адрес своей жены, подчиняясь приказанию матери, сам оскорбляет и бьет ее, хотя потом и признается, что ему жаль несчастную женщину и по собственной воле он бы и пальцем ее не тронул.

Источник: https://znaniya.guru/russkij-i-literatura/harakteristika-tihona-kabanova.html

Характеристика Тихона в пьесе «Гроза» — сочинения для 10 класса

Тихон в пьесе «Гроза» Островского является одним из ключевых персонажей. Благодаря этому образу реализуется множество проблем, освещённых в произведении. Тихон — старший сын Марфы Игнатьевны и муж Катерины.

Но ни как сын, ни как муж этот персонаж не может себя реализовать. Даже имя Островский выбирает под стать, следуя традиции «говорящих» имён собственных. Тихий Тихон. Тише воды ниже травы — вот каким мог бы быть девиз этого персонажа.

В «Грозе» характеристику Тихона можно составить исходя из его поведения и отношения к матери и жене.

Образ Тихона в «Грозе» вбирает в себя все негативно окрашенные синонимы к слову «инфантильность». Тихон слишком слабохарактерен для того, чтобы иметь собственное мнение и взгляд на вещи. Он признаётся в этом неоднократно: При всей своей бесхребетности Тихон не вызывает жалости.

Часто образ Тихона сравнивают с образом ребёнка (из-за сходства в способе мышления и поведении). Его детская инфантильность и неспособность к самостоятельности с каждым днём всё больше превращает Тихона в великовозрастного идиота.

Безусловно, характер этого персонажа формировался под сильнейшим влиянием матери, однако у Кабанихи есть и второй ребёнок. Варвара совершенно другая.

Тихона не может быть жалко. Он не сделал ничего такого, за что им могла бы гордиться мать. Да и сама Кабаниха, скорее всего, уже видит в Тихоне не сына, а подобие разговаривающей марионетки, вечно поддакивающего болванчика. Он соглашается с каждым словом матери и действует исключительно по её указаниям.

Вряд ли можно говорить о том, что Тихон изъявил желание найти себе жену. Даже несмотря на то, что в то время браки устраивали по договорённости, Тихон не хотел и не захотел бы никогда создать семью. Его брак с Катериной сложно назвать счастливым.

Тихон испытывает к Кате тёплые чувства, жалеет её, но это нельзя назвать любовью. Тихон не может и не хочет защищать жену от истерик и оскорблений Марфы Игнатьевны. Показателен тот факт, что у супругов нет детей. Тихон бы не смог воспитать ребёнка достойно, потому что сам морально слишком слаб.

Вместо того чтобы воспитать себя, Тихон пытается сбежать от существующей реальности. В «Грозе» для Тихона открываются два пути. Первый — пьянство. Кабанов-младший часто проводит время с купцом Диким, выпивает с ним и жалуется на жизнь. Второй — командировка. Отъезд по делам лишает Тихона «грозы на несколько дней».

Под «грозой» здесь подразумевается накалённая атмосфера и безвыходная ситуация, которая сложилась дома.

Как ведёт себя Тихон с другими действующими героями? С матерью он соглашается, Катю убеждает в том, что не стоит обращать внимания на слова Кабанихи, но в то же время ей лучше не перечить.

От разговоров с сестрой Тихон пытается уйти как можно скорее, потому что Варвара говорит горькую правду. В финале произведения Тихон ведёт себя достаточно нетипично.
Кажется, что известие об измене жены его волнует гораздо меньше, чем Кабаниху.

Тихон может «и простил бы, но маменька…» Вновь мужчина не способен отстоять свою точку зрения, семейное счастье, защитить честь жены.

Он будто оправдывается перед Кулигиным, будто нет в том происшествии его, Тихона, вины, будто только Кабаниха виновата в случившемся, потому что своими упрёками чуть ли не вынудила Катю видеться с Борисом. Здесь прослеживаемая ранее идея приобретает более реальные очертания.

Хоть в «Грозе» Кабанов Тихон и винит мать во всех неудачах, он так и будет соглашаться с ней и терпеть её унижения. Ему комфортно в этом узком замкнутом круге, и на самом деле Тихон вовсе не хочет ничего менять. Но вот самоубийство Кати меняет ситуацию.

Нет, Тихон не бросается на мать с обвинениями, не крушит царство самодуров, он произносит острую обличающую реплику: жить здесь куда хуже, чем наложить на себя руки. Слово, как известно, самое сильное оружие.

Именно в финальной фразе Тихона: «хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» отчётливей и сильней всего слышен протест против старых порядков, против изживающих себя устоев, против насилия над человеком и свободой.

Парадокс в том, что только у самого слабого человека во всём произведении хватило сил на такой шаг. Но тут же мы понимаем и другое: в этой кричащей обречённостью фразе Тихон остаётся верен себе. Он всё ещё та загубленная душа, которая не решится прекратить земное существование.

Характеристика Тихона в пьесе «Гроза» примечательна тем, что в этом персонаже наряду с отрицательными качествами характера отображено переходное положение от патриархального уклада жизни к новому.

Тихон не считает нужным следовать устаревшим правилам в повседневной жизни (например, в сцене прощания с женой он был против того, чтобы Катя бросалась ему в ноги), но Тихон слишком слаб, чтобы решиться не следовать им.

Образ и характеристика Тихона в пьесе «Гроза» Островского | источник

Источник: http://sochinenie-o.ru/russkaya-literatura/xarakteristika-tixona-v-pese-groza-sochineniya-dlya-10-klassa.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector