Сочинение варвара в пьесе гроза (образ и характеристика)

Главная страницапьеса Гроза

Сочинение Варвара в пьесе Гроза (Образ и характеристика)
Варвара и Кудряш.
Художник С. В. Герасимов

Варвара Кабанова — одна из ярких второстепенных героинь драмы «Гроза» Островского. В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Варвары в пьесе «Гроза»: описание характера и истории героини в цитатах.
Смотрите: Все материалы по пьесе «Гроза»

Краткая характеристика Варвары в пьесе «Гроза»

Варвара — умная и хитрая девушка. Она, как и все остальные члены семьи, терпит обиды своей матери Кабанихи. Но, в отличие от Катерины, Варвара не падает духом, а приспосабливается к тяжелой жизни и учится врать матери.

Варвару не мучает совесть за то, что она, незамужняя девушка, ходит по ночам на тайные свидания. И хотя это может повредить ее репутации, Варвара делает то, что хочет.

Хитрая Варвара также помогает Катерине устроить свидание с ее возлюбленным Борисом.

В конце концов, устав от скандалов с матерью, Варвара убегает из дома со своим любимым Кудряшом.

Варвара — дочь злой купчихи Кабанихи. Мать «точит», обижает Варвару, как и всех остальных членов семьи:

«…Варвару маменька точила-точила; а та не стерпела, да и была такова – взяла да и ушла…»

Варвара делает вид, что уважает мать Кабаниху, но про себя осуждает ее поведение: 

«…Варвара (про себя). Не уважишь тебя, как же!..» «…Варвара (про себя). Нашла место наставления читать…»Варвара — молодая красавица:
«…Что, красавицы?  Красота-то ваша вас радует?…»Варвара не любит много разговаривать:
«…Ну, я много разговаривать не люблю; да и некогда мне…» 

Варвара — «греховодница». Она встречается по ночам с Кудряшом, что для незамужней девушки ее круга считается неприличным:

«…Показываются Кудряш и Варвара. Целуются…» «…Да что ты затеяла-то, греховодница! Можно ли это!..» «…Что мне тебя судить! У меня свои грехи есть…»Варвара и Кудряш давно встречаются за спиной у Кабанихи:
«…Ну, прощай! (Зевает, потом целует холодно, как давно знакомого.)..»Варвара не замужем, но она более «испорченная» девушка, чем замужняя Катерина:
«…Говори! Я хуже тебя…» (Варвара о себе) Варвара не обманщица, но она научилась обманывать, чтобы выжить в своей семье, где всем заправляет злая и властная Кабаниха :«…У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало….»«…калитка, ее маменька запирает на замок, а ключ прячет. Я его унесла, а ей подложила другой, чтоб не заметила … Тебе не надо, мне понадобится; возьми, не укусит он тебя…»Варвара считает, что можно делать все, что хочется, но тихо, «шито-крыто»:
«…А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было…»Варвара жалеет и любит Катерину, несчастную жену своего брата Тихона:
Катерина. Так ты, Варя, жалеешь меня? .любишь меня? (Крепко целует.) Варвара. За что ж мне тебя не любить-то! Катерина считает Варвару милой девушкой и любит ее «до смерти»:
«…Ну, спасибо тебе! Ты милая такая, я сама тебя люблю до смерти.Хитрая Варвара устраивает тайное свидание Катерины и Бориса в овраге:«…Что она это делает-то? Что она только придумывает? «…Знаешь овраг за Кабановым садом?..» (Варвара — Борису)В конце концов Варвара убегает с Кудряшом из дома — подальше от злой матери Кабанихи:
«…Говорят, с Кудряшом с Ванькой убежала, и того также нигде не найдут. Уж это, Кулигин, надо прямо сказать, что от маменьки; потому стала ее тиранить и на замок запирать. «Не запирайте, говорит, хуже будет!» Вот так и вышло…»

«…Варвара и ее возлюбленный Кудряш. Оба они натуры бойкие, смелые и веселые.
Варвара весьма просто смотрит на жизнь: убежденная, что добром ничего не добьешься среди черствых и суровых людей, она прибегает к обману, на котором, по ее словам, весь дом держится; она защищает Катерину, устраивает для нее свидание с Борисом, не подозревая вовсе, какие страдания ожидают от этого бедную женщину.
В противоположность Варваре, которая говорит, что можно делать все, что хочешь лишь было бы это шито-крыто, Катерина, как натура в высшей степени правдивая, не в состоянии прибегнуть к обману, всегда господствующему там, где жизнь основана на страхе, на угнетении слабых сильными…

…автор создал … типическое лицо, девушку, падающую сознательно и без борьбы, на которую тупая строгость и абсолютный деспотизм того семейного и общественного быта, среди которого она родилась и выросла, подействовали, как и ожидать следует, превратно, то есть повели ее веселым путем порока, с единственным, извлеченным из данного воспитания правилом: лишь бы все было шито да крыто…»
(С. З. Бураковский, книга «А. Н. Островский. Биографические сведения и разбор его произведений для учащихся», 1904 г.)

Это был цитатный образ и характеристика Варвары Кабановой в пьесе «Гроза» Островского, описание героини в цитатах из драмы .

Смотрите: Все материалы по пьесе «Гроза»

Источник: https://www.literaturus.ru/2015/08/obraz-harakteristika-varvara-groza.html

Образ Катерины в драме «Гроза»: план, анализ и характеристика, сочинение, вывод

В этой статье вы найдете описание и характеристику образа Катерины в пьесе «Гроза».

Катерина — это главная героиня драмы «Гроза» Островского. Ниже вы найдете характеристику ее образа, в цитатах и прозе, а также описание жизни и душевной трагедии этой женщины. Все это может пригодиться для написания сочинения, доклада или сообщения при подготовке к уроку. Читайте далее.

План образа Катерины в драме «Гроза»: пункты

Образ Катерины в драме «Гроза»

Для написания сочинения нужен план. Но чтобы его составить, необходимо сначала прочитать произведение. Если для этого нет времени, тогда мы поможем. Вот план образа Катерины в драме «Гроза» — пункты:

I. Катерина и «темное царство»: ретроспектива борьбы.
II. Причины доведения героини до состояния отчаяния:

  1. Трудности жизни в родительском доме.
  2. Конфликт с Кабановой.
  3. Идеальные представления Катерины о жизни и реалии: кардинальные различия.
  4. Катерина, Бог и суеверия.
  5. Героиня и любовь: потребность, которую невозможно реализовать.

III. Любовь к Борису как непохожему на других.
IV. Волшебность жизни без лжи как предел мечтаний Катерины.

Самоубийство Катерины — акт силы. Будучи порождением этого мира, на иную форму протеста она не способна. Перед ней выбор: жить лицемеря или умереть, спасая свою душу. Катерина выбирает смерть.

Катерина в системе образования по пьесе «Гроза»: анализ образа и душевная трагедия

Образ Катерины в драме «Гроза»

Истоки к пониманию образа Катерины влекут в прошлое. Детство ее было счастливым.

Героиня слепо верила тому, что рассказывают странницы и богомолки, считая это абсолютной истиной. Ходила в церковь и свято верила в ее доктрине. Возможно, именно поэтому в ней засели доброта и наивность.

 Катерина в системе образования по пьесе «Гроза» — анализ образа и душевная трагедия:

В жизни Катерины была стандартная схема — взросление и замужество. Причем замужество не по любви, а потому, что возраст вынуждает. Катерина уважала, но не любила человека, с которым состояла в браке. Сознание девушки лелеет достаточно нелепую мечту о том, что если она полюбит того, чьей женой стала, то жизнь изменится и станет раем. Но увы, этого не происходит.

Основной конфликт у молодой женщины происходит с Кабанихой. Свекровь ее явно недолюбливает. Что же касается супруга, Тихона, он очень зависим от матери, потому практически никогда не говорит свое веское слово, убеждая себя, что все в порядке.

В целом, к Катерине негативно относятся практически все односельчане. Такое впечатление, что в ней нашли некоего «козла отпущения», которого можно обвинить во всех смертных грехах. На него же можно сорвать свою неудовлетворенность и злость.

Отсутствие добра и любви очень сильно давит на девушку. Она думает, что обязательно зачахнет, если не будет противостоять действительности. Когда в поселении появляется непохожий на других, интеллигентный молодой мужчина, Борис, она думает, что это ее шанс на спасение из «темного царства», однако все оказывается миражом. Возлюбленный предает и уезжает один.

Каким же представляется образ Катерины в системе образования? Вот описание:

  • Это молодая симпатичная женщина (на первый взгляд, ей около 25-30 лет).
  • Она последовала за стереотипами, выйдя замуж без любви, оказалась среди людей, которые ее не понимают и недолюбливают, но при этом ищет счастья.
  • Назвать отрицательной героиней ее невозможно.
  • Когда она думает, что наконец нашла того человека, которого любит и который может показать ей светлое будущее, все оказывается иначе.
  • Возлюбленный исчезает, а жизнь не меняется. Душевные терзания Катерины заканчиваются только с ее смертью.

Относительно черт характера, Катерина:

  • Мыслящая
  • Любящая
  • Глубоко несчастная
  • Мечтательна
  • Очень ранимая натура

Также она по натуре бунтарь. Но ее бунт в темном царстве, увы, не принес положительных результатов. Хоть, вполне возможно, это была неправильная стратегия.

А. Н. Островский пьеса «Гроза» образ Катерины: сочинение по литературе, 10 класс

Образ Катерины в драме «Гроза»

Катерина привлекает читателя тем, что она кардинально отличается от иных героев. Каждый из которых, так или иначе представляет какой-либо противоборствующий фронт. Вот сочинение по литературе для 10 класса по теме: «А. Н. Островский пьеса «Гроза» образ Катерины»:

Девушка выступает против всех существующих среди ее односельчан, правил. Она не поддерживает ни Кулигина, ни Дикого, ни Кабаниху, ни прочих. Кажется, что она действительно является лучиком света в этом подземелье, который погибает в искусственных условиях вынужденной действительности.

Сны Катерины похожи на детские – она чувствует себя птицей, летает во сне, видит фантастические миры. Кажется, что в реальности женщина находится в неволе, в клетке и ей очень хочется свободы и независимости.

Она представляется нежной, чистой и светлой. Несмотря на то, что суждениями это взрослая женщина (25-30 лет), когда героиня мечтает и стремится к добру, источает наивность, кажется, что ее биологический возраст намного меньше (не более 17-18 лет). Впрочем, это естественно, учитывая, что в то время девушек выдавали замуж рано.

Обидно, что у героини нет никого, кто бы поддержал ее мнение. Тихон оказывается слабовольным, он слушает только свою маменьку.

У Катерины нет детей, она очень о них мечтает. Также героиня очень набожна. Она посещает церковь и верит в Бога.

Однако если Кабаниха верою пытается добиться власти, то Катя верит по-детски искренне.

Девушка обладает гордостью. Она понимает, что жизнь среди этих людей – не то, чего ей хотелось бы и ей хочется большего. Никто из жителей города, которые постоянно пятнают свою душу, лгут и лицемерят, не может стать близким ей человеком. Отчего героиня очень страдает.

Можно сказать, она пропитана протестом. После того, как Катерина понимает, что никакие иные методы больше не помогают, она осознает, что есть только один путь – уход из жизни. Однако и он никому ничего не доказывает. Просто кончаются мучения.

Образ Катерины, Варвары и Кабанихи в трагедии «Гроза»: характеристика кратко, с цитатами

Образ Катерины, Варвары

Образы Варвары и Катерины чем-то похожи. А вот образ Кабанихи кардинально отличается от них.

Если первые две являются молодыми девушками, но с кардинально разными понятиями, то последняя представляется умудренной опытом, зрелой сельской женщиной с дрянным характером и отсутствием манер и такта.

Вот характеристика образ Катерины, Варвары и Кабанихи в трагедии «Гроза» кратко, с цитатами:

Можно сказать, что Катерину и Варвару автор противопоставляет. В целом, обе девушки намного смелее, чем Тихон, который не смеет возразить маменьке.

Что же касается Кабанихи, она гиперболизирует свои достоинства, считает себя личностью уважаемой, хоть, на самом деле, мало кому интересна.

Читайте также:  Сочинение партизанская война в произведении война и мир

Единственный человек, за счет которого она может самоутвердиться, это Катерина.

Варвара менее возвышена, она редко касается каких-то духовных вещей. Это обычная деревенская девушка, немного простоватая, но все же смышленая. Примечательно, что она выражает свое недовольство многими вещами – но делает это тихо, под нос, словно бурчит.

«Кабанова — «Не очень-то нынче старших уважают. 
«Не уважишь тебя, как же!» — Варвара (про себя) — «Нашла место наставления читать».

Получается, что Варвара также протестует против «темного царства», только в отличие от Катерины, что не боится выражать недовольство открыто, Варя боится выделиться из толпы, боится, что ее осудят и не поймут. И поэтому срывает свою злость на действительность в грубоватых ремарках, что произносятся шепотом.

«Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одно ничего я из себя не доказываю».

И это несмотря на то, что Варвара – дочь Кабановой, и ей бы логичнее высказывать открытые претензии, а не бурчать исподволь. Впрочем, очевидно, героиня понимает, что с Кабанихой спорить бесполезно и подсознательно принимает правила игры.

Как Катерине, так и Варваре противно смотреть на апатичного Тихона. Что же касается Кабанихи, ей молчание сына и его безропотность даже нравятся – ведь скверная баба любит, когда ей подчиняются.

Варвара также отличается от калиновцев, как и Катерина. Но у последней более глубокое, интеллигентное видение мира. В этом отличие между ними. Катя очень набожна и ранима.

В то время как Варвара легко перетерпит несправедливость, плюнет и пойдет дальше.

Что же касается осознания «птицы в клетке», у Варвары не хватает интеллектуального развития, чтобы понять весь трагизм ситуации.

Но, возможно, это к лучшему. Ведь, в отличие от Катерины, она хотя бы осталась жива. Соответственно, иногда лучше быть немного проще и чувствовать меньше, зато не испытать всей боли.

Катерина хочет добиться лучшей жизни и чтобы право на лучшую жизнь за ней признали. А вот Варвара предпочитает жить свободной жизнью втихомолку. Пока никто не видит.

В этом и отличие между ними. Что же касается Кабанихи, для нее главное – осознавать свою значимость. Она считает, что все остальные, кроме нее – дураки и что только она знает как лучше.

Калиновый город и его обитатели в пьесе «Гроза» Островского: как связан с образом Катерины, почему назван темным царством?

Калиновый город и его обитатели в пьесе «Гроза»

Несмотря на то, что городок кажется тихим и безмятежным, его нельзя назвать раем на Земле. Люди здесь живут бесчувственные, жадные, алчные.

Они все думают только лишь о своем благосостоянии (как Кабаниха или Дикой), ценят только власть и деньги. Что же касается высших ценностей, жители Калинова их в грош не ставят.

Как связан Калиновый город и его обитатели в пьесе «Гроза» Островского с образом Катерины? Почему назван темным царством? Вот ответ:

Девушка изо всех сил стремится стать счастливой. Все, чего ей хочется, чтоб ее понимали и уважали. Но увы, ей попадается далеко не тот контингент, что на это способен. Все жители (кроме, пожалуй, нескольких человек) являются самодурами.

Конечно же, есть небольшой процент таких, как Тихон, но они безвольны и принимают правила более сильных личностей – а следовательно, не могут ничего изменить.

Почему же «темное царство»? Можно сказать потому, что жители Калинова живут по низменным, неправильным ценностям и устоям, но не замечают этого. Они пребывают в неведении, в непроглядной тьме своих суждений.

Лишь только Катерина видит истинный путь. Но увы, ей очень сложно в одиночестве встать и пройти его, чтобы приблизиться к лучшей жизни. Борис кажется ей спасением, однако у него не хватает смелости забрать девушку с собой. В результате чего, она принимает смерть и считает ее выходом из создавшегося положения, единственно верным и разумным шагом.

Критика образа Катерины в произведении «Гроза»: Писарев и Добролюбов

Критика образа Катерины в произведении «Гроза»

В отличие от Добролюбова, который считает героиню жертвой обстоятельств и положительной героиней, тем самым «лучом света в темном царстве», Писарев в своей критике более скептичен. Можно сказать, он даже стремится опровергнуть существующие доктрины. Вот подробнее критика образа Катерины в произведении «Гроза» — Писарев и Добролюбов:

Начинает один из критиков с того, что утверждает: Добролюбов намеренно слепил из персонажа положительный образ мученицы, игнорируя при этом недостатки, коих было много.

 Добролюбов видит в Катерине добродетель. Но, в понимании Писарева, ее там нет. Есть лишь меланхолия.

Мало того, критик утверждает, что идеализация образа Катерины – это систематическая, непростительная ошибка.

Писарев видит героиню импульсивной и инфантильной. Что же касается ее самоубийства, он считает это не выходом из положения, а неумением сладить с самой собой.

Отсутствует у героини (в его понимании) и умение ладить с людьми. Ведь человек, умеющий идти на компромиссы и налаживать отношения, может выжить и в «темном царстве». Катерина не смогла.

Следовательно, причина не в окружающих, а в ней.

Писарев осуждает Катерину за измену мужу, смеется над тем, что она, словно ребенок, испугалась грозы, что боится полоумной барыни и что мнит себя жертвой.

В его понимании, здесь не с кого брать пример, поскольку Катерина не наделена глубоким и острым умом, не имеет образования и талантов, не является человеком высоко чувствующим. Да, в ней присутствуют девичьи переживания, но это не настолько глубокая трагедия, чтобы сводить счеты с жизнью.

Критик не отрицает того факта, что героиня достаточно душевная, кроткая, добрая и ранимая. Но поводов называть ее «лучом света» и обожествлять, он не видит.

А вот Добролюбов, напротив, всячески превозносит Катерину, воспевает ее положительные качества, считает «героем времени» и поощряет ее поступки. Соответственно, в сравнении критики Писарева и Добролюбова, их мнения диаметрально противоположны.

Образ Катерины в драме «Гроза»: вывод

Образ Катерины в драме «Гроза»: вывод

Данная героиня вызывает множество противоречий. Вот вывод про образ Катерины в драме «Гроза»: 

С одной стороны, хочется оправдать ее поступок и искренне пожалеть. Девушка действительно оказалась в непонимающем ее обществе, без поддержки и каких-либо стимулов для жизни. Ее надежды на любовь потерпели крах.

Но с другой стороны, можно посчитать логичным и мнение Писарева — критика, который считает, что никакого героизма здесь нет. Напротив, если человек не сумел отыскать возможности выжить в существующей действительности, не сумел совладать с собой, значит, не такой уж он и «луч света».

Так или иначе, образ героини достаточно глубокий, драматический – читатель невольно проникается переживаниями со страниц романа. Конечно, смерть девушки это далеко не выход из положения. Вполне вероятно, что она действительно подчинилась некоему импульсу, совершив над собой подобное.

Хоть жизнь в «темном царстве» и была мукой, героине следовало найти иные пути решения ситуации.

Допустим, если Борис не взял ее с собой, можно было покинуть городок самовольно, без каких-либо попутчиков и начинать новую жизнь «с нуля», если данное общество действительно было ей глубоко антипатично.

«Гроза» — краткое содержание, образ Катерины: видео

Краткое содержание произведения «Гроза» вы найдете в видео ниже. В этом ролике большое внимание уделяется и образу Катерины.

Видео: ГРОЗА. Александр Островский

Прочитайте по теме:

Источник: https://heaclub.ru/obraz-kateriny-v-drame-groza-plan-analiz-i-harakteristika-sochinenie-vyvod

Характеристика образов: Катерина и Варвара в драме «Гроза»

В пьесе А.Н. Островского «Гроза» Катерину можно отнести к первому, а Варвару – ко второму типу. Катерина – натура поэтическая, она чувствует красоту природы. «Встану я, бывало, рано утром, лето, так схожу ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью.

У меня цветов было много, много» — рассказывает Катерина о своем детстве. Она постоянно тянется к красоте, сны ее наполнены чудесами. Катерина часто видит себя в образе птицы, что подчеркивает романтическую возвышенность ее души.

Но в доме Кабановых ее не понимают, она постоянно находится в угнетении хозяйки.

Катерина мечтает о детях: « Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать – ангелы ведь это». Какая бы любящая мать и жена получилась бы из Катерины в других условиях.

Искренняя религиозность Катерины сильно отличается от религиозности Кабанихи и Дикого, для которых религия мрачная сила, подавляющая воля человека.

Для Катерины – это поэтический мир сказочных образов: «…До смерти любила я в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда службы кончится», — вспоминает она.

Честная, искренняя и принципиальная, она не способна на фальшь и обман, которыми живут другие жители Калинова. Ее жизнь оказывается невыносимой. Но Катерина – очень сильная натура, и поэтому она ведет борьбу против «темного царства».

Катерина не может свыкнуться с жестоким миром диких и кабаньих, она стремиться отстоять свободу своей личности. Образ Катерины сходен с образом, которая течет, как требует ее природное свойство.

По словам Добролюбова, в ее поведении проявляется «решительный, цельный русский характер», который «выдержит себя, несмотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то погибает, но не изменит себе».

Совсем другая предстает перед нами Варвара. Она не суеверна, не боится грозы. Варвара не считает обязательным соблюдать обычаи. Она смогла приспособиться к поведению окружающих ее людей. В ней живет надежда, что, выйдя замуж, она сможет вырваться из этого «темного царства». Варвара презирает бесхарактерность брата, бессердечность матери, но и Катерину она не во всем понимает и поддерживает.

Варвара – дитя «темного царства». Она отнюдь не согласна с его законами, но ей приходится с этим мириться и приспосабливаться к окружающему миру.

Если бы она, как и Катерина, не прожила всю жизнь в «темном царстве», то возможно и Варвара смогла также восстать против него. Но все же она оказалась гораздо слабее Катерины.

Именно поэтому сложившиеся вокруг нее внешние обстоятельства сломали ее волю, разрушили ее внутренний мир.

Таким образом, Островский с помощью двух образов Катерины и Варвары смог показать в своей пьесе сущность разных типов людей, сравнить их поведение, сравнить их поведение, отношение к жизни, вывести их слабые стороны.

Драматург противопоставляет ей девушку, которая является частью провинциального мира, трезво смотрит на жизнь. Ее душа лишена чего-то возвышенного, не так глубока и сложна, как у Катерины. Это Варвара Кабанова.

Две героини пьесы различаются между собой, но их объединяет реалистичность изображения, которая придает обоим образам особую значимость.

На фоне жителей города Катерина выделяется своими душевными свойствами. Ее непохожесть бросается в глаза. Кудряш в разговоре с Борисом легко узнает героиню по двум-трем фразам, когда племянник Дикого восхищается Катериной, выделяет характерные для нее черты: «…у нее на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится».

Так, через оценку окружающих мы узнаем об ангелоподобности молодой Кабановой, ее родстве с небом, которое объясняет чувствительность Катерины к грозе, ее болезненную реакцию на электрические разряды, будто бы проходящие сквозь нее. Героине Островского кажется, что она птица, ей снятся пейзажи, «как на обра- зах».

Жена Тихона связывает горний и дальний мир, как ангел являясь посредником между небом и землей.

Читайте также:  Сочинение-описание картины конец зимы. полдень юона 3, 6, 7 класс

В рассказе Катерины о детстве проявляется младенческая чистота ее души. Девушка безвинна и ангелоподобна, как любой ребенок. В детстве она очень близка Богу. Это проявляется и в том, что она способна видеть ангелов, и в ее снах. Но такая близость сродни душевному состоянию юродивого.

Катерина не знает мира, ее не коснулся грех, в ее жизни нет места христианскому подвигу. Дом матери был для девушки раем, который сделал героиню беззаботным «ангелом», чуждым жестокой обыденности.
Необычность Катерины подчеркивается и тем, что она живет вне времени. Ее существование вечно и не ограничено какими-либо рамками.

Девушка рассказывает о церкви: «…и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно, как все это в одну секунду было». Такое безвременное существование — предел мечтаний уже замужней Катерины: «…засядем шить с Варварой и не увидим, как время пройдет…» Сестру Тихона такие тонкости не волнуют.

Она целиком и полностью связана с вяло текущим временем города Калинова и землей.

Это подчеркивается даже фамилией. Кабан, одно из самых приземленных животных, — тотем семьи Марфы Игнатьевны, а значит, и Варвары. Детство не смогло заронить в девушку частицу того света и тепла, которые излучает Катерина. Варвара была вынуждена хитрить и ловчить. Ее задача — найти способ, чтобы, не вступая в открытый конфликт с матерью, не повиноваться ей.

Сестра Тихона замечает странность Катерины, она жалеет увядающую девушку, но не может объяснить ее поведения и слов. Для Варвары жизнь молодой жены в детстве мало чем отличается от быта в доме Кабанихи. «Да ведь и у нас то же самое», — говорит она. Катерина же физически ощущает .

тяжесть порядков в новом для нее доме, с переселением в который появляется основное противоречие между героиней и городом. Жена Тихона должна подчинить свою волю «Домострою» и самодурству Кабанихи. Но уже в первой сцене с участием Катерины мы видим, что ей это не удается.

Во время «сетований» Кабанихи сноха удерживается от ответных реплик так долго, как может. Только крайняя несправедливость заставляет Катерину вступить в диалог с «маменькой». Первые же фразы героини дают нам понять, что та совсем не похожа на безвольного мужа.

«Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь?» — говорит она Кабанихе.

В этой сцене открытая и свободолюбивая Катерина четко противопоставлена всей ее новой семье: бесхарактерному Тихону, ревнующей сына Марфе Игнатьевне, хитрой Варваре, характер которой раскрывается здесь достаточно полно. Все реплики сестры Тихона идут под ремаркой «в сторону».

Она имеет свое мнение, но предпочитает не вмешиваться, не идти на конфликт. «Шито да крыто» — ее основной принцип, о котором Варвара скажет позже. Это правило помогает выжить девушке. В городе Калинове начинается настоящая, не изолированная от проблем жизнь Катерины.

Вследствие этого к героине Островского приходит осознание неизбежности смерти. Гибель — это плата за жизнь. Вот почему молодая Кабанова, следуя только ей понятной логике, так быстро переходит от воспоминаний о детстве к смерти, а затем к новой жизни: «Я умру скоро…

что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то!.. Точно я снова жить начинаю…»

Катерина слишком хорошо понимает неразрывную связь между жизнью и смертью. Омут для нее оказывается неизбежной реальностью. Катерина предвидит свое будущее, потому-то и пугается заклинаний барыни, в словах которой слышит лишь подтверждение собственных предчувствий.

В новом доме прерывается беспрепятственная связь Катерины с Богом. Героиня говорит о своих волшебных снах: «И теперь иногда снится, да редко, да и не то». Молодая Кабанова подсознательно чувствует потребность восстановить утраченное. Средством возвращения к Богу становится любовь к Борису, греховная, по традиционным понятиям, страсть.

Катерина полностью отдается этому чувству. В таком поведении героини заключена огромная сила, несмотря на то что молодая Кабанова говорит: «Нет у меня воли». Катерина сама принимает решение отдать свою судьбу в руки любимого человека, и это добровольное «рабство» не имеет ничего общего с безволием и униженностью других персонажей.

Но для самой Катерины ее поступок — грех, поэтому героиня, осознав неизбежность собственной гибели, добровольно выбирает бездну: «… я бы все шла… и не оглянулась бы «. У Катерины нет другого выхода, жить так, чтобы все было «шито да крыто», она не хочет, уехать — не может: Борис отказывается взять Катерину с собой, потому что живет «не по своей воле».

Да и есть ли такие края, где могла бы утешиться вольнолюбивая душа Катерины?

Если уж в «праведной» земле, где «красота в природе разлита», молодая женщина не находит себе места, то что же ей делать там, где «салтаны землей правят» и «люди с песьими головами». Остается одна дорога — в омут. Но в то же время это — дорога в среду света и воздуха, пути к Богу. «В могилу… в землю».

Не выносит жизни у «маменьки» и Варвара. Она бежит с Кудряшом. Только протестует сестра Тихона всего лишь против неприятного, надоедливого ворчания. Ее побег не уход в лучший мир, а избавление от мелких неприятностей. Так, даже отчасти схожие действия Варвары и Катерины еще лучше выявляют противоречия между ними.

Ни одна из героинь, безусловно, не может вызвать у нас резкого отрицательного отношения, но и ни одна не станет идеалом. Такой, как Катерина, можно только родиться; посредником нельзя стать. Это призвание определяет характер молодой жены Тихона.

Жизнь приземленной Варвары, на мой взгляд, слишком прозаична, слишком просты ее стремления и мировосприятия.

Таким образом, моя жизненная позиция не может совпадать с позициями героинь Островского. Мне остается восхищаться избранной Богом Катериной.

Источник: https://sochineniya-na5.ru/xarakteristika-obrazov-katerina-i-varvara-v-drame-groza/

Катерина и Варвара в драме А.Н. Островского «Гроза»

/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / Катерина и Варвара в драме А.Н. Островского «Гроза»

  Скачать сочинение

    Существует два типа людей: одни — это люди, которые привыкли бороться за лучшую жизнь, люди решительные, сильные, другие же предпочитают подчиниться, приспосабливаться к окружающим условиям.
    В пьесе А.Н. Островского «Гроза» Катерину можно отнести к первому, а Варвару – ко второму типу.

    Катерина – натура поэтическая, она чувствует красоту природы. «Встану я, бывало, рано утром, лето, так схожу ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много» — рассказывает Катерина о своем детстве. Она постоянно тянется к красоте, сны ее наполнены чудесами.

Катерина часто видит себя в образе птицы, что подчеркивает романтическую возвышенность ее души. Но в доме Кабановых ее не понимают, она постоянно находится в угнетении хозяйки.
    Катерина мечтает о детях: « Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать – ангелы ведь это».

Какая бы любящая мать и жена получилась бы из Катерины в других условиях.
    Искренняя религиозность Катерины сильно отличается от религиозности Кабанихи и Дикого, для которых религия мрачная сила, подавляющая воля человека.

Для Катерины – это поэтический мир сказочных образов: «…До смерти любила я в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда службы кончится», — вспоминает она.
    Честная, искренняя и принципиальная, она не способна на фальшь и обман, которыми живут другие жители Калинова. Ее жизнь оказывается невыносимой.

Но Катерина – очень сильная натура, и поэтому она ведет борьбу против «темного царства».
    Катерина не может свыкнуться с жестоким миром диких и кабаньих, она стремиться отстоять свободу своей личности. Образ Катерины сходен с образом, которая течет, как требует ее природное свойство.

По словам Добролюбова, в ее поведении проявляется «решительный, цельный русский характер», который «выдержит себя, несмотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то погибает, но не изменит себе».
    Совсем другая предстает перед нами Варвара. Она не суеверна, не боится грозы. Варвара не считает обязательным соблюдать обычаи.

Она смогла приспособиться к поведению окружающих ее людей. В ней живет надежда, что, выйдя замуж, она сможет вырваться из этого «темного царства». Варвара презирает бесхарактерность брата, бессердечность матери, но и Катерину она не во всем понимает и поддерживает.
    Варвара – дитя «темного царства».

Она отнюдь не согласна с его законами, но ей приходится с этим мириться и приспосабливаться к окружающему миру. Если бы она, как и Катерина, не прожила всю жизнь в «темном царстве», то возможно и Варвара смогла также восстать против него. Но все же она оказалась гораздо слабее Катерины. Именно поэтому сложившиеся вокруг нее внешние обстоятельства сломали ее волю, разрушили ее внутренний мир.

    Таким образом, Островский с помощью двух образов Катерины и Варвары смог показать в своей пьесе сущность разных типов людей, сравнить их поведение, сравнить их поведение, отношение к жизни, вывести их слабые стороны.

84927 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / Катерина и Варвара в драме А.Н. Островского «Гроза»

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00081401184864163890/

Яркие женские образы в пьесе А.Н. Островского «Гроза»

Сочинения › Островский А.Н. › Гроза

Готовые Домашние Задания

А.Н. Островский является не только замечательным драматургом, но и истинным новатором в области пьес. Никто до него не рассматривал так многогранно купеческую среду, ее характеры, типажи, судьбы.

Островский ввел в русскую литературу проблему «темного царства». Он показал, что за стенами благообразных купеческих домов творится беспредел, тирания, жестокость. Здесь губятся молодые жизни и судьбы, пресекаются любые попытки внести в жизнь что-то новое, свободное, индивидуальное.

Особенно тяжело в этой атмосфере приходится женщинам. Одним из самых ярких и известных женских образов А.Н. Островского является Катерина, главная героиня пьесы «Гроза».

Это молодая женщина, попавшая в дом Кабановых, выйдя замуж за безвольного Тихона. В семье мужа Катерина встретилась с бездной непонимания, неприятия, атмосферой «темного царства».

Все это ее гнетет, но Катерина терпит, потому что считает это своим долгом и божьим промыслом.

В доме Кабановых есть еще одна молодая женщина – сестра Тихона Варвара. Ее также угнетает атмосфера в семье, тирания матери, безвольность брата. Но при всем внешнем сходстве Варвара и Катерина разительно отличаются друг от друга.

Как известно, основу своей натуры человек выносит из детства. Поэтому важно помнить, что эти героини выросли в совершенно разных семьях. Катерина росла в патриархальной, но любящей семье: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле.

Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю». В доме героини царила атмосфера добра, света, понимания, любви к Богу и людям. Девушка выросла вольнолюбивой. В ее голове прочно сложился идеал семьи. Героиня мечтала о любящем муже, который стал бы ей опорой и защитой.

Кроме того, Катерина не мыслила своей жизни без большого количества детей. Главным в жизни для нее был мир и лад в семье.

Варвара же родилась и выросла в семье Кабанихи. Их семья — одна из самых уважаемых и влиятельных в Калинове. Поэтому героине всегда было нужно соответствовать.

Читайте также:  Сочинение о чем шепчутся снежинки

Это значило, что в глазах всего города она должна была жить по законам Домостроя. Но для молодой девушки такая жизнь была равносильна добровольному рабству.

Обладающая достаточно жизнелюбивым характером, Варвара не смогла так существовать.

Таким образом, обе героини поставлены перед выбором: жить, подчиняясь законам «темного царства» и губя свою душу, или пытаться жить по-своему. Катерина и Варвара решают эту проблему каждая по-своему.

Катерина старается подчиняться законам Домостроя, потому что они соответствуют ее внутренним законам. Она чувствует за собой обязанность любить мужа, угождать свекрови, работать по дому.

Поэтому свою любовь к Борису Катерина расценивает как неискупимый грех.

Варвара же только внешне соблюдает законы «темного царства». Но на самом деле эти законы не соответствуют ее внутренним представлениям о жизни.

Поэтому с детства героиня привыкла врать, изворачиваться, утаивать и, в итоге, подстраиваться. Сама она говорит об этом: «У нас ведь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».

Варвара никогда не будет протестовать открыто. Но она всегда сделает так, как хочется именно ей.

Так, героиня потакает своей прихоти гулять с Кудряшом. Ночью она тайком уходит из дома и возвращается только под утро.

У каждой из героинь есть возлюбленный. У Катерины это, к ее несчастью, не муж, а Борис, племянник Дикого. Героиня долго сопротивляется этому запретному чувству, отрицает в себе явную влюбленность в Бориса Григорьевича. Но когда Тихон уезжает из дома надолго, Катерина, поддавшись уговорам Варвары, идет на свидание к племяннику Дикого.

В этом плане очень важен эпизод с ключом. В этой сцене вступают в противоборство не просто две героини, но их мировоззрения, их теории относительно правды, честности, праведности. Теория Варвары – делай все, что тебе угодно, лишь бы все было «шито-крыто» – одерживает верх над желанием Катерины сохранить верность себе и своим нравственным идеалам.

Катерина идет на свидание с Борисом, становится его любовницей и предает себя. С этого момента во внутреннем мире героини происходит раскол. Теперь ей нигде нет покоя. Никто, кроме Варвары, не знает о ее измене, ее некому осудить, но Катерина осуждает и наказывает сама себя. Женщина не может жить с таким тяжелым грузом на сердце.

По приезде мужа она сознается во всем Тихону и Кабанихе и кончает жизнь самоубийством.

Я думаю, что Варвара во многом виновата в смерти героини, ведь это она подтолкнула Катерину к измене. Но она исходила из своих жизненных представлений. Думаю, Варвара никогда никого не любила.

Она не способна пожертвовать своей жизнью ради любви. У этой героини на первом месте стоит она сама, ее желания и прихоти. Варваре незнакома жизнь «по божьим законам», она даже любит для себя, не умея отдавать, жертвовать.

Поэтому ее никогда не постигнет участь Катерины.

В пьесе «Гроза» читатель знакомится с двумя яркими женскими образами.

Обе героини страдают в атмосфере «темного царства», но каждую ждет свой путь в жизни, потому что у каждой из них своя жизненная основа, свой «внутренний стержень».

Катерина погибает, не выдержав внутреннего разлада, а Варвара… Я думаю, эта героиня рано или поздно уйдет из родительского дома и будет жить просто для себя, в свое удовольствие.

Сочинения по теме:

  • Глубокий сравнительный анализ пьес «Бесприданица» и «Гроза» сочинение
  • Образы Бориса и Тихона по пьесе А.Н. Островского «Гроза» сочинение
  • Образ Катерины Кабановой в пьесе А.Н. Островского «Гроза» сочинение
  • Была ли благородная любовь в пьесе Островскго «Гроза»? сочинение

Источник: http://1soch.ru/ostrovskiy-an/groza/yarkie-jenskie-obrazy-v-pese-a-n-ostrovskogo-groza

Характеристика Варвары из пьесы “Гроза”

В произведении Островского ” Гроза ” каждый персонаж по-своему интересен и значим. Драматург сумел показать все типы, которые могут жить в изображенном “темном царстве”: и самодуров, и героев-мечтателей, и бессильных обманщиков, и решительных героинь, и инфантильных пьяниц. С этой точки зрения любопытно узнать о характеристике Варвары из пьесы “Гроза”.

Варвара Кабанова – сестра Тихона Кабанова и дочь Марфы Игнатьевны. Уже с первых страниц становится понятно как сильно отличаются брат и сестра. Можно сказать, что они практически

противоположны: бойкая Варвара и безынициативный Тихон. Но ни того, ни другого не устраивают правила и законы, по которым приходится жить. Тихон находит утешение в выпивке, Варвара приспосабливается иначе. Удивительно, но Варвара в пьесе “Гроза” – это единственный персонаж, который приспособился. Именно приспособился, а не смирился, как Кулигин.

Варвара научилась врать, лицемерить, научилась изворотливости и в некотором смысле игнорированию. Ее характер намного сильнее, чем у Тихона, но открытый протест против патриархальных устоев Варваре не нужен. Ей незачем бросаться в речку, чтобы показать

отчаянную глубину того дна, на которое сами себя опустили люди. Варвара слишком любит жизнь, чтобы так рисковать ей. Она практична, и именно этим и притягательна.

Как лихо девушка справляется с запретами матери ограничить ее пространство! Тихо, без истерик и пространных размышлений Варвара просто меняет замок, чтобы с помощью своего ключа беспрепятственно ходить на встречи.

При этом, как говорят, и волки сыты, и овцы целы.

Кроме того, в семье Кабановых только Варвара поддерживает Катерину, слушает ее, дает советы. Девушке нравится Катя, ей искренне жаль, что такой чистой и сильной Катерине достался пьющий безвольный муж. Варвара хоть немного пытается облегчить существование Кати в доме Кабанихи.

К сожалению, единственный способ добиться этого – лгать. “И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало”. Варвара хоть и шепотом, но все же дает язвительные комментарии по поводу истерик Кабанихи.

Она достаточно умна и проницательна для того, чтобы понять неправильность и непригодность существующих законов. Варваре замечает изменения в настроениях Кати, уверенно говоря, что та тоскует по какому-то мужчине. Варвара реалистично смотрит на вещи.

Это доказывает один из первых диалогов с Катериной: на реплику о том, что Катя мечтает с кем-то гулять и кататься по Волге, Варвара точно замечает: “только не с мужем”.

Девушка помогает устроить свидание Катерины и Бориса, хотя ни один из них ее об этом не просил. Она видит, как мучаются от невысказанных чувств оба, и решает помочь, абсолютно бескорыстно. Она переживает за влюбленных, встречается с Борисом, сообщая ему о состоянии Кати.

Хоть автор не дает полного описания Варвары, оббраз героин ярко вырисовывается в воображении читателей. Девушка в чем-то схожа с кошкой, которая гуляет сама по себе, но позволяет другим думать, будто они имеют над ней некую власть. Хочет – гуляет с Ваней Кудряшом, хочет – с кем-то другим.

Она пользуется свободой настолько, насколько это возможно. Варваре нравится жить, петь песни, сбегать от матери, быть счастливой. Установка “делай, что хочешь, главное, чтобы никто ничего не узнал” реализуется в “Грозе” в образе Варвары.

Девушка с удовольствием гуляет с Кудряшом, поэтому нисколько не осуждает поведение Катерины. Варвара всячески пытается отговорить Катю признаваться в измене. В этом поведение девушки схоже с поведением Бориса. Тот тоже не хочет, чтобы о тайных встречах с Катей кто-то узнал.

Но Борис хочет этого ради самого себя, а Варвара – ради Катерины.

В финале пьесы читатель узнает, что Варвара сбегает из дома матери с Кудряшом. Об этом сообщает Тихон: “Варвару маменька точила-точила; а та не стерпела, да и была такова – взяла да и ушла”.

“Говорят, с Кудряшом с Ванькой убежала, и того также нигде не найдут. Уж это, Кулигин, надо прямо сказать, что от маменьки; потому стала ее тиранить и на замок запирать.

“Не запирайте, говорит, хуже будет!” Вот так и вышло”.

Таким поступком девушка высказала свой протест, нежелание мириться с манипуляциями и жестокостью Марфы Игнатьевны. Как только девушка перестала мириться с ситуацией в доме, она сбежала. Варвара сама себе хозяйка, несмотря на ее возраст, она кажется опытной и знающей жизнь.

Она лучше разбирается в людях, в самой себе, ее желания вполне понятны. Побег с Кудряшом отнюдь не импульсивное решение, которое было задумано только ради того, чтобы показать насколько дурна Кабаниха. Это не прыжок в Волгу, а начало нового этапа в жизни Варвары.

Можно строить множество догадок о том, как сложиться ее судьба дальше: будет ли она с Кудряшом или бросит его, попадет ли в Москву или еще куда-нибудь, но при этом возникает стойкое ощущение, что с Варварой все будет в порядке, ведь она сможет найти выход из любой ситуации.

А если ситуация не будет ее устраивать, девушка изменит ее.

Невозможно себе представить, что впоследствии Варвара могла бы стать похожей на мать. Да, девушка лжет, создает впечатление порядочной и послушной, но Варвара слишком сильно ценит свободу, чтобы загнать себя в рамки ханжества и самодурства. К тому же она видит к чему может привести неоправданная жестокость и патологическое желание контролировать все.

(1

Источник: https://ege-essay.ru/xarakteristika-varvary-iz-pesy-groza/

Как дать сравнительную характеристику Катерины и Варвары из пьесы "Гроза"?

«Гроза» Островского содержит два ярко представленных женских образа, жизненный подход которых разительно отличается, Но, неверно будет Катерину противопоставлять Варваре, лучше рассматривать их образы совместно, поскольку так ярче и насыщеннее проступают характерные особенности каждой из них.

Когда Кабаниха высказывает обвинения и недовольство Катериной, то Тихон покорен и робок, Варвара же недовольна лишь в мыслях, не высказывая никаких претензий, но после ухода Кабанихи, она осуждает Тихона, считая что жалеет его жену и помогает ей. Катерина же не боится отстаивать тот факт, что она не лицемерит и одинаково ровна во всех ситуациях, о чем прямо заявляет. Она не склонна жалеть себя и от Варвары ей не нужна такая «помощь».

В пьесе красной строкой проходит противоборство персонажей с широкой и мелочной душой.

И, хотя Варвара несколько отличается от других, она все же принадлежит «темному царству», в отличие от Катерины, открытой миру и тонко чувствующей его душой.

В частности, Варваре не понять глубины истинной религиозности Катерины, ее отвращения к насилию над богоподобной личностью человека, стремлению к ограничению свободы действий и мыслей.

Воспитанная Кабанихой, дочь все же заглушает в себе свободу душевных порывов и решает «соответствовать» мещанской мерзости, ей главное — «сохранить свое лицо» и это формирует в ней цинизм и прагматизм в действиях. Ей трудно понять, почему Катерина страдает, ее монологи не доходят до пораженного мещанством сознания — для нее чужд трагизм потери после замужества ощущения внутренней свободы.

Мещанский цинизм придает Варваре расчетливость в любовных чувствах — понравился кто-то, то почему бы и не быть с ним, до тех пор, пока не понравится другой.

Жизнь довольно быстротечна и нужно все время выбирать и соответствовать.

Катерине такая позиция не просто чужда, она попросту невозможна, ведь тогда пришлось бы идти наперекор своим глубоким убеждениям об ответственности и честности перед тем, кого любишь.

Свобода — это то, к чему влечет оба образа пьесы, но насколько разительно отличаются ее понимания каждым из них в отдельности! Варваре свобода нужна в материальной сфере, ей важно без ограничений перемещаться в пространстве. Совсем не то у Катерины, поскольку ей важна духовная свобода, ей глубоко противны и ненавистны оковы для души, жизнь, пусть и в золотой, но все-же клетке.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2678004-kak-dat-sravnitelnuju-harakteristiku-kateriny-i-varvary-iz-pesy-groza.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector