Сочинение воланд в романе мастер и маргарита (образ, внешность и характеристика)

Сочинение Воланд в романе Мастер и Маргарита (образ, внешность и характеристика)Сочинение Воланд в романе Мастер и Маргарита (образ, внешность и характеристика)
Сочинение Воланд в романе Мастер и Маргарита (образ, внешность и характеристика)

Внешнее описание

О годах Воланда писатель не пишет точно, лишь указав читателю, что это мужчина за сорок. На самом деле сложно сказать, сколько лет дьяволу, ведь он бессмертен, и его возраст может быть бесконечно большим. Внешность ключевого персонажа также неопределённа.

Каждый раз он появлялся перед людьми в разном образе, и все, кто его видел, давали своё описание Воланда, не похожее на прежние. Известным фактом является хромота мессира, полученная в качестве наказания от ведьмы, но причины, по которой провинился, он не называет.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

В романе Воланд охарактеризован внешне следующим образом:

Сочинение Воланд в романе Мастер и Маргарита (образ, внешность и характеристика)

  1. Это идеально выбритый мужчина выше среднего роста с тёмными волосами, такими же несимметричными бровями и кривым ртом.
  2. Отдельно стоит сказать о глазах, поскольку они разного цвета. Левый — чёрный, а правый — зелёный с золотым отблеском, способный заглянуть в самую душу собеседника.
  3. Зубы украшены платиновыми коронками с одной стороны и золотыми — с другой.
  4. Лицо покрыто загаром, как после отдыха на юге.
  5. Кожа сухая, а лоб исчерчен глубокими морщинами.
  6. Голос мессира — низкий с хрипотцой.

Что касается одежды, то она всегда была по случаю. На торжественных мероприятиях Воланд появлялся в классическом дорогом костюме, перчатках и заграничных туфлях.

В домашней же обстановке, напротив, выглядел неряшливо и неаккуратно — в засаленном халате, старой пижаме и стоптанных домашних туфлях.

Когда сатана принимал своё истинное обличье — он был во всём чёрном: сутане, накидке, перчатках и туфлях.

Характеристика Воланда

В романе «Мастер и Маргарита» главный герой изображён как интереснейший архетип. Подобного ему не было как в российском, так и зарубежном литературном искусстве.

Противоречивые качества

Сочинение Воланд в романе Мастер и Маргарита (образ, внешность и характеристика)

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Анализ рассказа «дураки» (тэффи)

Оценим за полчаса!

Из-за обладания неоднозначными чертами его персона воспринимается двояко. Наличие противоположных качеств делает главного героя носителем как сатанинского, так и божественного начал. Это можно объяснить нечёткостью границ между злом и добром, поэтому невозможно уверенно разделить поступки Воланда и его свиты на «белые» и «чёрные».

В начале произведения Михаил Булгаков скрывает от читателя истинный образ мессира. Это сделано умышленно, чтобы создать дополнительную интригу. И только потом открыто проявляется сущность загадочного Воланда, раскрывается его дьявольский облик.

В различных ситуациях писатель показывает ключевого персонажа в непривычных ипостасях:

  • волшебника;
  • могучего мага;
  • предсказателя и провидца.

Источник образа

Прототипом Воланда является Мефистофель из легендарного произведения И. В. Гёте. Кроме того, внешние данные героя Булгаков создавал по «Истории сношения человека с дьяволом» (автор М. Н. Орлов) и статье о демонологии, изложенной в «Энциклопедическом словаре» (Брокгауз и Ефрон). Вдохновлённый этими литературными источниками, Михаил Афанасьевич наделил своего персонажа:

  • хромотой;
  • косоглазием;
  • кривым ртом;
  • несимметричными тёмными бровями;
  • тростью с головой пуделя в качестве набалдашника;
  • беретом, лихо заломленным за ухо и др.

Но булгаковский Воланд только внешне похож на привычные образы сатаны, описанные в литературе. В остальном он совершенно другой. Автор своеобразно интерпретирует провокацию дьявола.

Традиционно сатана стремится всколыхнуть все тёмные стороны души человека и сделать их доминирующими. Воланд же осуществляет провокации с целью исследовать истинную сущность людей.

Так, на сеансе чёрной магии в варьете в собравшихся зрителях проявляются как плохие стороны (алчность), так и хорошие (милосердие).

Окружение мессира

Давать оценку обществу, наводить порядок, наказывать провинившихся и вершить возмездие помогает свита Воланда. В неё входят:

Сочинение Воланд в романе Мастер и Маргарита (образ, внешность и характеристика)

  • ломака-регент Коровьев.
  • кот Бегемот.
  • Фагот.
  • демон Азазелло.
  • ведьма Гелла.

Писатель виртуозно экспериментирует в создании помощников властелина тени. Обычно в литературе тёмные персонажи воплощают страх, зло и испуг.

А свита Воланда ассоциируется скорее с шутками, иронией и каламбурами.

Таким художественным приёмом Булгаков хотел подчеркнуть, насколько абсурдными бывают ситуации, которые москвичи сами и создают, а также выделить серьёзного и мудрого мессира в окружении шутов.

Воланд даёт помощникам задания, выполняя которые они обнажают все пороки общества, наказывают виновных обывателей и сжигают следы согрешений, как бы проводя очищение. Эта участь постигла завсегдатаев ресторана «Грибоедов» и членов МАССОЛИТа. Таким образом, у людей появился второй шанс для воздвижения нового святилища культуры и побуждения москвичей к творчеству.

Сочинение Воланд в романе Мастер и Маргарита (образ, внешность и характеристика)

Описание проделок окружения Воланда играет важную роль в контексте отражения исторической реальности 30-х годов. Свита не манипулирует сознанием человека, чтобы заставить его согрешить. Она сбрасывает с его глаз пелену, маскирующую действительность, обнажая нравственные вопросы, окутанные паутиной лжи и низости общества того времени.

Свита Воланда выполняет функцию «перекрёстка» двух дорог: добра и зла, а человеку нужно лишь выбрать, по какой из них пойти. Воланд в этой ситуации является справедливым мудрецом и вершителем судеб.

Цель приезда в столицу

Погружаясь в события романа, читатели пытаются понять, зачем Воланд приехал в Москву.

Литераторам целью визита он называет работу над старинными рукописями чернокнижника, администрацию варьете информирует, что намерен дать сеансы чёрной магии, версией для Маргариты является проведение музыкального весеннего бала. Ответов у профессора Воланда много, как и его имён и обличий.

Правдивый ответ на вопрос, для чего мессиру понадобилось приезжать в Москву, получил только заведующий буфетом варьете Соков. Ему профессор сказал, что хочет понаблюдать за жителями города, для чего и организовал представление.

Воланду нужно было понять, произошли ли в человечестве существенные изменения за столетия. Он сделал вывод, что в целом люди похожи на прежних с той же легкомысленностью и жаждой денег, только квартирный вопрос их испортил.

Справедливый дьявол

В «Мастере и Маргарите» одной из основных является тема добра и зла. И Воланд прибыл в столицу, чтобы показать людям различия между этими понятиями. Здесь он встретил многих будущих обитателей тёмного загробного мира:

  • мнимых служителей искусства, для которых важны лишь квартиры, дачи и материальная нажива;
  • работников общепита, ворующих и реализующих просроченные продукты;
  • продажную администрацию;
  • родственников, которые радуются смерти близких, когда речь идёт о наследстве;
  • низких людей, продолжающих есть, услышав о смерти коллеги.

Сочинение Воланд в романе Мастер и Маргарита (образ, внешность и характеристика)

Все носители жадности, коварства, лицемерия, взяточничества и предательства понесли жестокое, но справедливое наказание. А персонажи, сохранившие сердце и душу чистыми, были прощены и даже вознаграждены.

Так, Мастеру и Маргарите было позволено покинуть земной мир и избавиться от проблем, страданий и несправедливости, а Понтий Пилат в конце романа ожидает Иешуа, чтобы поговорить и убедиться, что казни не было.

Мессир отнюдь не является богоборцем и врагом человеческого рода. Несмотря на ортодоксальное толкование, согласно которому дьявол не принимает истины, Воланд к ней причастен. Он определённо разделяет понятия добра и зла, хотя традиционно для дьявола они являются относительными.

Кроме того, у ключевого персонажа есть сила для кары людей за совершённые злодеяния, сам при этом он никого не оговаривает, но наказывает инсинуаторов и доносчиков.

Тема «тёмного» и «светлого» в романе звучит везде, вплоть до мелочей. К примеру, шапочка, сшитая Маргаритой для любимого, была чёрного цвета. Он символизирует тишину и спокойствие. Появилась она у Мастера, когда того постигла череда неприятностей, поэтому для него чёрный — стал цветом покоя. А буква «М» из жёлтого шёлка ассоциируется со славой и божественной властью.

Значение персонажа

Автор создал героя Воланда, чтобы указать людям на их же прегрешения. Не дано стать хорошим тому, кто не разделяет добро и зло.

Часто в качестве темы сочинений звучит вопрос, можно ли приравнять справедливость мессира к доброте. Но так утверждать было бы неверно. Он просто указывал людям на их ошибки.

Увидевшие, осознавшие и исправившие их, избежали мести сатаны. К примеру, Бездомный и Римский прозрели сами и победили тёмные стороны своих душ.

Сочинение Воланд в романе Мастер и Маргарита (образ, внешность и характеристика)

Деяния Маргариты и слабоволие Мастера лишили их возможности перенестись в свет. Но жертвование собой во имя любви и настоящего искусства было вознаграждено вечным покоем в царстве тьмы.

Поэтому неправильно утверждать, что в произведении Воланд является абсолютным злом, как и ошибочно причислять его к добру. Роль мессира и его поступки продиктованы справедливостью. Он прибыл в Москву как своеобразное зеркало, и люди с добрым сердцем смогли разглядеть в нём свои ошибки и исправить их.

Основной идеей бессмертного произведения Михаила Булгакова является неизбежность наказаний за совершённые злодеяния. Каждая строчка романа содержит истину, которая обозначает нечто, созданное богом и не осквернённое. В «Мастере и Маргарите» прошлое соединено с будущим, свет с тьмой и добро со злом. А Воланд находится где-то посредине.

Источник: https://nauka.club/literatura/kharakteristika-volanda.html

Характеристика Воланда (Мастер и Маргарита)

Роман Булгакова станет настоящим откровением, историей любви и самопожертвования. Образ и характеристика Воланда в романе «Мастер и Маргарита» является мастерской реализацией философской задумки автора. Ключевой фигурой, участником двух историй, вершителем судеб главных героев Мастера и Маргариты.

Воланд – повелитель темных сил, маг, дух зла.

Возраст

О годах Воланда Булгаков умалчивает. Возраст предположительный и неопределенный. Мужчина средних лет. Сколько лет ему на самом деле не знает никто. Дьявол бессмертен и его года могут исчисляться тысячелетиями.

Внешность

Мастер перевоплощения. Представал перед людьми в разном обличье. Каждый, столкнувшись с ним, описывал его по-своему. За все время ни одно описание не совпало с другим. Было известно, что он прихрамывал, получив хромоту в наказание от ведьмы. За какой поступок был наказан, Воланд не распространялся. Рост мужчины выше среднего. Брюнет. Рот кривой.

«Скривил и без того кривой рот…». Идеально выбрит. Брови темного цвета лежали неровно. Одна выше другой.

Глаза разного цвета. Один зеленый, другой черный.

«Правый с золотою искрой на дне, сверлящий любого до дна души, и левый – пустой и черный, вроде как узкое игольное ухо…».

Зубы украшали платиновые коронки с одной стороны, с другой золотые. Лицо загорелое, словно после отдыха на заграничном курорте. Кожа сухая, с глубокими морщинами на лбу.

Голос бархатный, низкий.

«Голос Воланда был так низок, что на некоторых словах давал оттяжку в хрип…».

Гардероб

Воланд не придерживался определенного стиля в одежде. В торжественных случаях предпочитал выглядеть стильно. Классический, дорогой костюм, перчатки, заграничные туфли.

В домашней обстановке он мог показаться неряшливым и неаккуратным. Засаленный халат, успевший позабыть, что такое стирка. Пижама не первой свежести. Стоптанные домашние туфли.

Принимая свой истинный облик, Воланд предпочитал одежду черного цвета. Черные перчатки, черные туфли, черная накидка.

«На спинку стула наброшен был траурный плащ, подбитый огненной материей…».

Характер. Личность Воланда

Кто он на самом деле, ответить c точностью не получится. Он мог наказать и отблагодарить. Свои руки Воланд предпочитал не марать грязными делами. Для этого у него была свита из верных помощников. Воланд справедлив, но по-своему, по-дьявольски. Мудрый и обаятельный. Он не представляет зла для тех, кто чист совестью и поступками.

Загадочный и незаурядный.

«Он личность незаурядная и таинственная на все сто. Но ведь в этом-то самое интересное и есть!..».

Вежливый и тактичный. Располагающий к себе с первой минуты разговора. Спокойный, рассудительный. Улыбается часто, но при этом его глаза не выражают эмоций, оставаясь холодными.

Умен. Начитан. Знает множество языков. Способен поддержать любую тему разговора. Много путешествует. Ему известно все и обо всех: прошлое, настоящее, будущее.

Его персона вызывает противоречивые чувства. Его можно любить, можно ненавидеть, бояться и презирать. Точно одно, он никого не оставит равнодушным.

Другие материалы по роману «Мастер и Маргарита»:

  • Краткое содержание
  • Образ и характеристика Мастера
  • Образ и характеристика Маргариты
  • Верность и измена в романе
  • Образ и характеристика Воланда
  • Образ и характеристика Азазелло
  • Образ и характеристика Берлиоза
  • Образ и характеристика Понтия Пилата
  • Цитаты из романа
  • История создания романа

Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1270-harakteristika-volanda-master-i-margarita.html

Образ Воланда в романе “Мастер и Маргарита”

План

Особенности создания образа Москвичи глазами гостей Роль свиты Воланда Олицетворение всесильности Справедливость поступков Значение образа Воланда

В произведении Михаила Афанасьевича Булгакова обобщенный образ властелина темных сил представлен персонажем Воланда. Традиционно подобный персонаж в литературных произведениях олицетворяет абсолютное воплощение зла. Но подобно остальным основным персонажам произведения, образ Воланда в романе ” Мастер и Маргарита ” Булгакова весьма неоднозначен.

Особенности создания образа

Роман Булгакова построен в двух хронологических плоскостях и местностях: советской Москвы и Древнего Иерусалима. Интересна и композиционная задумка романа: произведение в произведении. Однако Воланд присутствует во всех композиционных плоскостях.

Итак, в советскую Москву весной 1935 года прибывает таинственный незнакомец. “Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях… под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду – лет сорока с лишним… Правый глаз черный, левый почему-то зеленый.

Брови черные, но одна выше другой. Словом – иностранец”. Такое описание Воланда в романе дает Булгаков.

Он представлялся заграничным профессором, артистом в области фокусов и чародейства, некоторым героям и, в частности, читателю он раскрывает свое истинное лицо – повелителя тьмы. Однако сложно назвать Воланда олицетворением абсолютного зла, ведь в романе ему присущи милосердие и справедливые поступки.

Москвичи глазами гостей

Для чего же Воланд прибывает в Москву? Литераторам он говорит, что приехал для работы над рукописями древнего чернокнижника, администрации варьете – для выступления с сеансами черной магии, Маргарите – для проведения весеннего бала. Ответы профессора Воланда различны, как и его имена и обличья.

Зачем же на самом деле князь тьмы прибыл в Москву? Пожалуй, искренний ответ дал он лишь заведующему буфетом варьете Сокову. Цель его приезда в том, что он хотел посмотреть на жителей города массово, для этого и утроил представление.

Воланд хотел посмотреть, изменилось ли человечество за века. “Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Ну, легкомысленны… ну, что ж… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…”, – таков портрет москвичей глазами персонажа.

Роль свиты Воланда

В оценке общества, наведении порядка и возмездия властелину теней помогают его верные приближенные. По сути, он сам ничего плохого не делает, а лишь принимает справедливые решения. Как у каждого короля, у него есть свита.

Однако Коровьев, Азазелло и Бегемот выглядят скорее прирученными шутами, нежели верными слугами. Исключение составляет лишь образ Геллы.

Автор мастерски экспериментирует в создании приближенных демонического властелина.

Традиционно темные персонажи изображаются страшными, злыми, пугающими, а свита Воланда в романе Булгакова – это сплошные шутки, ирония, каламбуры.

Подобный художественный прием автор использует, чтобы подчеркнуть абсурдность ситуаций, в которые загоняют сами себя москвичи, а также с целью выделить серьезность и мудрость Воланда на фоне шутовского окружения.

Олицетворение всесильности

Михаил Булгаков вводить персонаж Воланда в систему персонажей в качестве оценивающей и решающей силы. Неограниченность его возможностей с первых мгновений пребывания в Москве становиться ясной. Признает это и Маргарита, когда он даровал ей счастье снова быть рядом с возлюбленным.

Таким образом, суть характеристики Воланда в романе “Мастер и Маргарита” в его всесильности и безграничности возможностей.

Проделки сатаны и его свиты хотя и страшны, однако все беды с людьми случаются лишь по их собственной вине. В этом и противоречивость булгаковского сатаны. Зло исходит не от него, а от самих людей.

Он лишь констатировал многочисленные грехи горожан и наказывал их по заслугам. С помощью образа Воланда, через призму тех таинственных и необъяснимых событий, которые происходили с москвичами за период пребывания темных сил в городе, автор показал сатирический портрет современного ему общества.

Справедливость поступков

За период пребывания в Москве Воланд успел познакомиться со многими будущими обитателями своего темного потустороннего мира.

Это и мнимые представители искусства, думающие лишь о квартирах, дачах и материальной наживе, и работники общепита, ворующие и реализующие просроченные продукты, и продажная администрация, и родственники, готовые порадоваться смерти близкого за возможность получить наследство, и низкие люди, которые узнав о смерти коллеги, продолжают есть, ведь еда остынет, а мертвому уже и так все равно.

Жадность, коварство, лицемерие, взяточничество, предательство были жестоко, но справедливо наказаны. Однако персонажам, сохранившим чистое сердце и душу, Воланд простил их ошибки, а некоторых даже наградил. Так, вместе со свитой Воланда Мастер и Маргарита покидают земной мир с его проблемами, страданиями и несправедливостью.

Значение образа Воланда

Значение персонажа Воланда заключается в том, чтобы показать людям их же грехи. Не сможет быть хорошим тот, кто не знает разницу между добром и злом. Свет может оттенить лишь тень, так утверждает Воланд в разговоре с Левием Матвеем. Можно ли справедливость Воланда считать добротой?

Читайте также:  Сочинение мой идеальный день

Нет, он просто попытался указать людям на их ошибки. Кто сумел стать искренним и честным с собой и остальными, того месть сатаны не коснулась. Однако не он изменил Бездомного или Римского.

Они изменились сами, так как в их душе тьму победил свет.

Поступки Маргариты и слабость Мастера не позволили им перенестись в свет, но за их готовность пожертвовать собою ради любимого человека и истинного искусства Воланд дарует им вечный покой в своем царстве тьмы. Таким образом, нельзя говорить, что в романе он является воплощением абсолютного зла, и уж тем более не стоит ассоциировать его с добром. Роль Воланда и его поступков объясняется справедливостью.

Он пришел в Москву в роли своеобразного зеркала, и тот, кто истинно обладает добрым сердцем, сумел рассмотреть в нем свои ошибки и сделать выводы.

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/obraz-volanda-v-romane-master-i-margarita/

Образ Воланда в романе "Мастер и Маргарита" (сочинение)

Изображение мирового зла в облике Дьявола, Сатаны, Князя Тьмы традиционно для художественной литературы. Но только Михаилу Булгакову удалось создать образ, расходящийся с типичными представлениями: в его романе Воланд вызывает невольные симпатии.

Если он кого-то и карает, то вполне заслуженно, а зла не совершает вовсе. Более того, Воланд выступает благородным покровителем мастера и Маргариты.

Как к этому отнестись? Почему у писателя не нашлось другого, не столь шокирующего героя на эту роль? На мой взгляд, здесь могут иметь место две точки зрения.

В годы написания романа Советский Союз был объявлен страной победившего добра и счастья. Воланд посещает Москву не только с целью провести традиционный бал, но и увидеть такую страну, удостовериться, соответствует ли её образ действительности.

Недаром он предстаёт перед Михаилом Берлиозом и Иваном Бездомным иностранным туристом. И что же оказалось на поверку? Ни добра, ни счастья — одни пороки да испорченные нравы. И Воланду пришлось взяться за своё дело — провести «сеанс чёрной магии с полным её разоблачением».

Если Сатана — единственный оплот справедливости, то каков же этот мир?..

Теперь посмотрим на ситуацию с другой точки зрения. Уже древние полагали, что зло — неотъемлемая часть жизни, мира.

Как объяснить понятие «свет», не упоминая о тьме? «Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твоё добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с неё исчезли тени?» — в таком контексте Воланд воспринимается не как противник добра, а как судья, выступающий от имени Времени, истории. Итак, кого же он наказывает? И наказывает ли вообще?

На мой взгляд, добро и зло существуют в самом человеке. Каждый волен выбирать между ними, но при этом должен нести ответственность за последствия. Воланд как раз и проверяет людей, предлагая им выбор. Выбор человека — это внутренняя борьба между добром и злом. Воланд карает тех, у кого нечиста совесть, кто не хочет признавать своей вины.

В большинстве своём это люди несвободные, связанные путами инструкций, догм, постановлений. Они предстают в романе невольниками, детьми своего времени — суетятся, подличают, приспосабливаются, предают… В чьей смерти виновен Воланд? Смерть Берлиоза он только предсказывает. Барон Майгель («наушник и шпион») гибнет от руки Абадонны.

Человек, встав на сторону зла, наказывает себя сам.

Вопреки всем традициям, Воланд оказывается не соблазнителем и разрушителем, а воплощением благородства. Он обличает и наказывает различные проявления зла, уже существующие пороки, исправляет испорченные нравы. Действия его справедливы.

Воланд помогает тем людям, которые в первую очередь сообразуются в своих поступках с собственной совестью, не позволяющей им встать на сторону зла. Они готовы нести ответственность за свои поступки.

В романе это мастер и Маргарита. И потому мастеру возвращают его детище — роман о Понтии Пилате. Маргарите, верящей в силу любви и слова, возвращают мастера.

И обоим даруется вечность, бессмертие, тишина и покой.

Противостояние добра и зла представляется вечной проблемой. В каждом человеке время от времени сталкиваются возвышенные порывы и ложные, преходящие интересы, корыстные соображения. Но ничто не остаётся безнаказанным.

Всё, даже самый мелкий поступок, имеет своё продолжение в вечности. Всё связано, всё объединено непрерывной нитью, проходящей сквозь время. Время — вот высший суд.

Об этом писатель хотел ним напомнить, вводя в роман образ Воланда.

Прислушаемся же к голосу своей совести!..

Источник: Школьные сочинения на «пятерку». Для школьников и абитуриентов. — М.: ООО «Мир книги», 2004

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/bulgakov_m_a/obraz_volanda_v_romane_master_i_margarita_sochinenie/12-1-0-1826

Цитатная характеристика к образу Воланда. (По роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита".)

     Место в системе образов. Является одним из самых ярких персонажей. «Профессор» черной магии, на самом деле повелитель злых сил, предстаёт в человеческом облике — в образе.

Дьявол, воплощение нечистой силы. В романе его также называют духом зла, князем тьмы и т.д.: «…Вчера на Патриарших прудах вы встретились с сатаной…»; «…держите их! У нас в доме нечистая сила!..»; «…Я к тебе, дух зла и повелитель теней…»; «…передо мной сидит посланник дья-вола…» (Азазелло — посланник дьявола-Воланда); «…потешавшим князя тьмы…» 

Возраст — за 40 лет. Но это условные цифры. Настоящий возраст темных сил исчисляется ты-сячелетиями: «…лет сорока с лишним…»; «…ведьмой, с которой я близко познакомился в тысяча пятьсот семьдесят первом году…» (Воланд существовал и в 1571 году, и раньше); 

Внешноять, манеры: «…ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой – золотые…

«; «Лицо Воланда было скошено на сторону, правый угол рта оттянут книзу, на высоком облысевшем лбу были прорезаны глубокие параллельные острым бровям морщины. Кожу на лице Воланда как будто бы навеки сжег загар…» «…Положив острый подбородок на кулак…» Кривой рот и разные брови: «…Рот какой то кривой. Выбрит гладко. Брюнет…

» «…скривил и без того кривой рот…» «…Брови черные, но одна выше другой…» «…разные глаза, брови!..» 

Глаза разного цвета. Булгаков не завершил роман, в тексте есть разногласия. В одних эпизо-дах левый глаз — черный, в других эпизодах — правый: «…Два глаза уперлись Маргарите в лицо.

Правый с золотою искрой на дне, сверлящий любого до дна души, и левый – пустой и черный, вроде как узкое игольное ухо, как выход в бездонный колодец всякой тьмы и теней…» «…Правый глаз черный, левый почему то зеленый…» «…закричал он, и левый зеленый глаз его, обращенный к Берлиозу, засверкал…» «…

левый, зеленый, у него совершенно безумен, а правый – пуст, черен и мертв…» «…профессора с пустым и черным глазом?..» «…не спуская с Маргариты огненного гла-за…» 

Голос: «…приглушив свой низкий голос, сказал… «…произнеся низким, тяжелым голосом и с иностранным акцентом следующие слова…» «…из спальни донесся низкий голос…» «…Дурак! – отчетливо сказал где то бас…

чрезвычайно похожий на бас консультанта…» «…неожиданно услы-шал тяжелый бас…» «…Голос Воланда был так низок, что на некоторых словах давал оттяжку в хрип…» «…

над горами прокатился, как трубный голос, страшный голос Воланда…» 

Одежда на Патриарших прудах: «…Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набал-дашником в виде головы пуделя…» «…и не жарко ему в перчатках…»

«Домашняя» одежда, когда он находится в квартире №50: «…на артисте было только черное белье и черные же остроносые туфли…» «…Воланд широко раскинулся на постели, был одет в од-ну ночную длинную рубашку, грязную и заплатанную на левом плече…» «…

в том самом виде, в каком был в спальне. Все та же грязная заплатанная сорочка висела на его плечах, ноги были в стоптанных ночных туфлях. Воланд был со шпагой, но этой обнаженной шпагой он пользовался как тростью, опираясь на нее…» «…

Воланд молча снял с кровати свой вытертый и засаленный ха-лат…» 

Настоящая одежда («костюм сатаны»): «…одетый в черную свою сутану. Его длинная широ-кая шпага…» «…Плащ Воланда вздуло над головами…» «…

на спинку стула наброшен был траурный плащ, подбитый огненной материей, на подзеркальном столике лежала длинная шпага с поблескивающей золотом рукоятью…» «…к черным туфлям на ногах сатаны…» «…

Воланд указал рукою в черной перчатке с раструбом туда…» 

Характер и личность — вездесущее бессмертное существо. Он существует вне времени: «…я лично присутствовал при всем этом. И на балконе был у Понтия Пилата…» «…Человек лично был знаком с Понтием Пилатом, чего же вам еще интереснее надобно?..» «…Вздор! Лет через триста это пройдет. Мне посоветовали множество лекарств…» (о больном колене) 

Обладает неограниченными возможностями и силой: «…обладает какою то необыкновен-ной силой…» «…насколько микроскопически малы их возможности по сравнению с возможностя-ми того, в чьей свите я имею честь состоять…» «…Всесилен, всесилен!..» «…А за деньгами он не постоит Миллионер!..» «…всесильный Воланд был действительно всесилен…» 

Творит чудеса и невероятный «штуки»: «…овладеть такой личностью, которая проделывает штуки вроде той, жертвой которой стал Степан Богданович, будет не так то легко…» «…каким то чудом мастер был возвращен к ней, что из пепла возник роман…» 

Загадочное и незаурядное существо: «…Загадочный профессор брезгливо скривил и без того кривой рот…» «…Он личность незаурядная и таинственная на все сто. Но ведь в этом то самое ин-тересное и есть!..» 

Очень вежлив: «…спросил Воланд вежливо, но суховато…» «…Тот в ответ улыбнулся ей веж-ливо и равнодушно…» «…Ну, что же, если спокойнее, то и считайте, – вежливо ответил Воланд…» 

Ведет себя дружелюбно и порой мягко: «…Незнакомец дружелюбно усмехнулся…»; «Вино-ват, – мягко отозвался неизвестный…»; «…Зачем? – продолжал Воланд убедительно и мягко…» 

Нередко улыбается в разговоре: «…Наконец Воланд заговорил, улыбнувшись…» «…Держу па-ри, – сказал Воланд, улыбаясь Маргарите…» «…отвечал Воланд, понимающе улыбаясь…» «…Вы хотите со мной поспорить? – улыбнувшись, спросил Воланд…

» Воланд иногда даже смеется и хо-хочет. Но его глаза при этом не смеются: «…вскричал он, смеясь, но не сводя несмеющегося глаза с поэта…» «…иностранец ничуть не обиделся и превесело рассмеялся…» «…трясясь от хохота про-говорил профессор…

» 

Умное существо: «…великий Воланд! Он выдумал гораздо лучше, чем я…» 

Проницательное существо: «…проговорил неизвестный, проницательно глядя на обоих лите-раторов…» «…заговорил посетитель, проницательно улыбаясь…» 

Одинок и холост: «…мессир холост, как вы, конечно, сами понимаете…» «…Один, один, я все-гда один, – горько ответил профессор…» 

Знает всё о прошлом, настоящем и будущем: «…таинственный консультант точно знал зара-нее всю картину ужасной смерти Берлиоза…» «…заранее знал о смерти Берлиоза и лично видел Понтия Пилата…» 

Знает множество языков, объездил весь мир: «…О, я вообще полиглот и знаю очень боль-шое количество языков, – ответил профессор…» «…где я только не бывал!..» 

Ежегодно проводит «бал у сатаны», где собираются самые разные грешники. Приехав в Москву, он тоже устраивает здесь свой традиционный бал: «…Ежегодно мессир дает один бал. Он называется весенним балом полнолуния, или балом ста королей. Народу!..» «…Николай Иванович провел упомянутую ночь на балу у сатаны…» «…она была на балу у сатаны…» 

Свита Воланда состоит из следующих персонажей: Коровьев, Азазелло, кот Бегемот и Гелла: «…рекомендую вам, донна, мою свиту. Этот валяющий дурака – кот Бегемот. С Азазелло и Ко-ровьевым вы уже познакомились, служанку мою Геллу рекомендую…» 

Наказывают людей за нехорошие поступки: «…Мне этот Никанор Иванович не понравился. Он выжига и плут. Нельзя ли сделать так, чтобы он больше не приходил?..» «…отозвался Азазелло и обратился к Варенухе: – Хамить не надо по телефону. Лгать не надо по телефону. Понятно? Не будете больше этим заниматься?..» 

Справедлив с теми, кто этого заслуживает: «…Говорите! И теперь уж говорите без стеснения: ибо предложил я. «…заговорил Воланд, – не будем наживать на поступке непрактичного человека в праздничную ночь…» «…итак, это не в счет, я ведь ничего не делал. Что вы хотите для себя?..» 

Отношение к Мастеру и Маргарите. Воланд добр к Маргарите и Мастеру: «…ответил Во-ланд. – Ну, желаю вам счастья…»

В.Н.Петров

Источник: https://www.xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/index.php/dlya-uchenikov/ege-po-literature/2877-tsitatnaya-kharakteristika-k-obrazu-volanda-po-romanu-m-a-bulgakova-master-i-margarita

Образ Воланда и его место в художественной системе

Одним из самых мистических и таинственных произведений всей русской письменности является роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Произведение богато интересными героями, одним из которых является Воланд.

Воланд – мистический персонаж, образ которого представляет властителя темных, сатанических сил. Но, несмотря на свое призвание, герой не является абсолютным проявлением зла.

Его образ неоднозначен, и правильнее обозначить Воланда как повелителя справедливости, а не абсолютных темных сил.

Читатель знакомится с Воландом на первых страницах романа. Булгаков рисует героя странной внешности, с разными по цвету глазами и не свойственными москвичу повадками. Отсюда другими персонажами произведения делается вывод, что Воланд – иностранец.

Несмотря на то, что автор рисует героя именно таким образом, дальнейшие участники событий описывают Воланда по-разному, приписывая ему разнообразные черты внешности.

И далеко не каждому становится ясно, что на их пути повстречался не простой иностранец, а повелитель тьмы, сатана.

Не сразу становится ясен мотив приезда Воланда в Москву, который заключается в оценке ценностей и жизни москвичей, да и человечества в целом.

Наблюдая за москвичами, повелитель тьмы делает вывод о том, что человечество если и изменилось, то только в худшую сторону.

Общество занято вопросами личного благополучия, деньгами, празднествами, накоплением ненужных вещей, таких как наряды. Видя, в чем заключаются ценности человека, Воланд принимается за свою главную миссию.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Воланд бесцеремонно вторгается в жизни людей, меняя некоторые из них. Проделки герои кажутся злыми и нечестными, однако зло, приходящее к тому или иному человеку, исходит от самого человека.

Воланд играет роль справедливого вершителя судьбы, давая каждому из людей шанс на признание своих ошибок и изменения своей внутренней сущности.

Кроме того, через события, происходящее в Москве по вине Воланда, автором раскрывается портрет человеческого общества в 30-е годы прошлого века со всеми присущими ему пороками и мнимыми ценностями.

То, что сила мистического персонажа неограниченна, не поддается никакому сомнению. Это становится ясно Маргарите, которая вновь повстречала любимого благодаря силе сатаны.

Роль и сила Воланда в произведении Булгакова велики. Он не то чтобы вершил зло, но по справедливости наказал тех, от кого это зло исходило.

Тем же, кто смог избавиться от порочности, сохранить светлость души и сердца, Воланд даровал прощение и покой.

Значение Воланда в романе Булгакова огромно. Герой показал людям их же грехи и справедливо наказал тех, кто эти грехи не захотел рассмотреть. Однако не он сам изменил людей, он лишь помог им измениться самостоятельно. Таким образом, будет нечестно назвать Воланда злом. Его образ олицетворяет справедливость.

Источник: https://sochinyalka.ru/2019/04/obraz-volanda-i-ego-mesto-v-hudozhestvennoj-sisteme.html

Сочинения на тему Образ Маргариты в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». по литературе

Маргарита – это главная героиня романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Она является возлюбленной Мастера и предстает перед нами  как энергичная, импульсивная, искренняя девушка, которая ради любви готова пойти на все. Существует мнение, что прототипом Маргариты была жена писателя – Елена Сергеева Булгакова.

Роль Маргариты занимает очень важное и почетное место в романе . В ее образе представлена идеальная жена гения. История героини в романе начиналась с описания того, что она довольно рано вышла замуж за богатого и влиятельного человека.

Но, несмотря на все прелести жизни, которые была бы рада получить каждая женщина, с мужем счастья она не обрела, потому что ее чувства к нему были не так сильны. После встречи с Мастером  девушка поняла, что именно он предназначен ей судьбой.

Так она и стала его «тайной женой».

После того, как Маргарита прочла роман, который написал ее возлюбленный, она назвала его Мастером. Вместе они были счастливы, но все завершилось в тот момент, когда он решил опубликовать отрывок из романа.

Тогда на него посыпалось много критики, а в литературных кругах вовсе перестали принимать его. Маргарита старалась всячески поддерживать Мастера, даже обещала отравить его обидчиков.

Первым в их числе должен быть критик Латунский.

Однажды Маргарите пришлось оставить своего любимого, о чем, в итоге, она очень пожалела. В это время он сжигает свой роман, а после этого его отправляют в психиатрическую больницу. Героиня не может простить себя за то, что оставила Мастера в нелегкий для него момент. Она винит себя в случившемся.

На помощь ее страданиям приходит Азазелло, который дарит ей возможность встречи с любимым человеком. За этот поступок Маргарита соглашается исполнить роль королевы на величайшем балу у самого Сатаны. Для этого она превращается ненадолго в ведьму и продает свою душу, чтобы побыть с любимым Мастером.

Читайте также:  Сочинение по картине не взяли на рыбалку от первого лица попович 5 класс

После того, как Маргарите пришлось пройти все испытания, она все-таки остается верной себе. Она получила то, чего так ждала: она обрела вознаграждение в виде упокоения и вечной любви.

В романе точно и ярко показаны все изменения главной героини. Ее характер остается таким же, но унылость и постоянная грусть исчезает.

Она становится сильной, уверенной в себе, борющейся за жизнь и свою любовь, женщиной.

Образ Маргариты в произведении получился ярким, оригинальным и незабываемым.

Источник: https://www.kursoteka.ru/essay/literature/view/253

Воланд и его свита в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

    В романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» на сцене появляется дьявол и его свита. Они являются, по сути, главной силой, на действиях которой основан сюжет московской истории в произведении.

    Как на страницах романа появляется Воланд? На Патриарших прудах он предстает перед Берлиозом и Иваном Бездомным, представителями советской литературы. Они, сидя на скамейке, судят Христа и отвергают не столько его божественность, сколь само его существование. Воланд же пытается убедить этих героев в существовании Бога и Дьявола.

    Воланд — «по виду – лет сорока с лишним», «правый глаз черный, левый почему-то зеленый», «рот какой-то кривой». Булгаков пишет, что сатана «был в дорогом сером костюме… Серый берет он лихо заломил на ухо…».

    Прототипом Воланда можно назвать Мефистофеля из «Фауста» Гете. Некоторые исследователи утверждают, что в этом герое есть черты Сталина и даже Ленина. Совершенно ясно, что романный Воланд – это дьявол.

Но зачем же он пришел в Москву 30-х годов? Цель его миссии, на мой взгляд, заключалась в выявлении злого начала в человеке. Надо сказать, что Воланд, в отличие от Иешуа Га-Ноцри, считает всех людей не добрыми, а злыми.

И в Москве, куда он прибыл творить зло, этот герой видит, что творить уже нечего – зло и так заполонило город. Воланду оставалось только смеяться над людьми, над их наивностью и глупостью.

    Дьявол и его свита провоцируют москвичей на неблаговидные поступки, убеждая в их полной безнаказанности, а затем сами наказывают людей. Это, можно сказать, специальность Воланда и его «подручных»: карать тех, кто недостоин света и покоя. И они занимаются своим делом из века в век.

    Какова же свита Сатаны? Её составляют три «главных» шута – Кот Бегемот, Коровьев-Фагот, Азазелло и еще девушка-вампир Гелла. Откуда же появились столь странные существа в окружении Воланда? И откуда почерпнул Булгаков их образы и имена?

    Бегемот – кот-оборотень. Имя Бегемот взято из апокрифической ветхозаветной книги Еноха.

Там Бегемот – это морское чудовище, а также бес, который «изображался в виде чудовища со слоновой головой, с хоботом и клыками». Во время последнего полета Бегемот превращается в худенького юношу-пажа.

В демонологической традиции Бегемот – это демон желаний желудка. Отсюда его необычайное обжорство в Торгсине.

    Коровьев-Фагот – старший из подчиненных Воланду демонов. Это первый его помощник, черт и рыцарь, представляющийся москвичам переводчиком при профессоре-иностранце и бывшим регентом церковного хора.

Кличка «Фагот», безусловно, перекликается с названием музыкального инструмента.

Этим, скорее всего, объясняется шутка этого героя с сотрудниками филиала Зрелищной комиссии, которые против своей воли запели хором «Славное море, священный Байкал».

    Этот булгаковский персонаж худ, высок. Он, в мнимом подобострастии, кажется, готов сложиться перед собеседником втрое, чтобы потом спокойно ему напакостить. В последнем полете Коровьев-Фагот предстает перед нами темно-фиолетовым рыцарем с мрачным, никогда не улыбающимся лицом. Воланд говорит, что Фагот был наказан за неудачную шутку о свете и тьме.

    Азазелло – «демон безводной пустыни, демон-убийца». Так зовут отрицательного культурного героя ветхозаветного апокрифа – книги Еноха, падшего ангела, который научил людей изготовлять оружие и украшения. Благодаря Азазелло женщины освоили искусство раскрашивать лицо.

Именно поэтому Азазелло передает Маргарите крем, волшебным образом меняющий ее внешность. Вероятно, Булгакова привлекло сочетание в одном персонаже способности к обольщению и убийству.

Но главная функция Азазелло связана с насилием: «Надавать администратору по морде, или выставить дядю из дому, или подстрелить кого-нибудь, или какой-нибудь еще пустяк в этом роде, это моя прямая специальность…»

    Гелла – младший член свиты Воланда, женщина-вампир. На Лесбосе этим именем называли безвременно погибших девушек, после смерти ставших вампирами. Она, единственная из свиты Воланда, отсутствует в сцене последнего полета.

Однако не исключено, что Булгаков сознательно убрал Геллу из этого эпизода. Ведь она самый младший член свиты, исполняющий только вспомогательные функции и в Театре Варьете, и в нехорошей квартире, и на великом балу у сатаны.

Вампиры – это традиционно низший разряд нечистой силы.

    Так вот какое оно — зло, представшее перед нами в романе. Но самым главным является то, что Булгаков не воспринимает его как абсолютное зло. Писатель даже находит слова оправдания существованию порока и Сатаны.

Воланд так говорит, обращаясь к Левию Матвею, отказавшемуся пожелать здравия «духу зла и повелителю теней»: «Ты произнес свои слова так, как будто ты не признаешь теней, а также и зла.

Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? … Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп».

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/bulgakov-m-a/master-i-margarita/1429-voland-i-ego-svita-v-romane

Сочинение на тему: ОБРАЗЫ МАСТЕРА И МАРГАРИТЫ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

«Бритый, темноволосый, с острым носом, встрево­женными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми». Еще у него засаленная шапочка с вышитой буквой «М», ко­торой он очень гордится. Вот таков он — Мастер, глав­ный герой романа.

С Мастером мы знакомимся в психиатрической клинике профессора Стравинского, куда этот неверо­ятный человек попал фактически по собственной во­ле. Быть может, чтобы убежать от любви, которая, по мнению Мастера, могла сделать несчастной его возлюбленную Маргариту, но, скорее всего — от са­мого себя.

Мастер необычен — это надо признать, и это на­блюдается почти во всем. Вначале работал в музее и занимался переводами с разных языков, а потом взял и выиграл по облигации сто тысяч. Тут же бросил службу и принялся сочинять роман о Понтии Пилате. Смелый шаг в то время, когда всю страну пронизывал дух воинствующего атеизма и любое упоминание биб­лейских сюжетов категорически порицалось.

Знал ли Мастер, что, взявшись за подобную рабо­ту, он может вызвать нападки литературных критиков, газетную травлю и непонимание. Наверняка знал. Но разве был бы он Мастером, если бы его это напуга­ло? И могло ли что-то вообще напугать человека, ря­дом с которым находилась возлюбленная, та, которую он любил еще до того, как встретил на Тверской с от­вратительными желтыми цветами в руках.

Кстати о Маргарите. И здесь мы видим необычай­ность Мастера: он обращает внимание прежде всего на цветы, потом на одиночество в глазах женщины. Кра­сота отмечена вскользь. Она не так важна для него в этот момент. Куда важнее желтые цветы и «никем не виданное одиночество в глазах».

И Мастер видит в этом знак для себя, и он идет на этот знак, на при­зыв, на почти что крик отчаяния, который замаскиро­ван под желтизну лепестков.

Разве способен обыкно­венный человек поддаться такому мимолетному, пус­кай и сильному, порыву? Нет, это удел незаурядных личностей вроде Мастера.

Он идет за желтыми цветами и находит свою лю­бовь. Пусть Маргарита замужем и семья ее благоуст­роена до такой степени, что лучшего пожелать нель­зя. Какая разница, что у него всего лишь две комна­тушки в подвале да гениальный роман, который едва ли будет напечатан и признан.

Зато две половинки со­единяются, и Мастер уже не видит своей жизни без визитов Маргариты, без стука калитки, возвещающе­го начало их долгих счастливых часов.

Мастер не за­думывается о возможном мнении других людей — как могут волновать досужие сплетни того, кто по-настоя­щему любит?

А роман о Понтии Пилате между тем пишется. И Мастер увлеченно творит его, продвигается к по­следней фразе — венцу работы. Он давным-давно при­думал ее, но впереди еще много страниц. Мастер при­нимает в своей квартире Маргариту, и они вместе тво­рят нехитрое счастье, которого так мало вокруг. Они пекут картошку, они веселы, им хорошо…

Но роман закончен и отпечатан в пяти экземпля­рах. Мастер выносит свое детище в люди. И ответ лю­дей не замедляет появиться, и он не может быть иным по отношению к роману о Понтии Пилате: начиная от смущения редактора и заканчивая газетными разноса­ми критика Латунского.

Для Мастера это чревато самым настоящим нерв­ным срывом. Конечно, он ведь тоже человек, его можно обидеть, оскорбить, напугать. Он даже темноты начи­нает бояться и неспроста.

Он, сочиняя свой роман, сту­пил на очень скользкую дорожку.

Не будем забывать, кем был Понтий Пилат, что произошло в Ершалаиме в весенний месяц нисан и главное — кто присутство­вал незримо на веранде дворца Ирода в момент допро­са прокуратором арестованного Иешуа.

То, что своим романом Мастер не только не угодил людям, но и заинтересовал самого дьявола, показыва­ет, что не зря Маргарита назвала его именно так. И за­саленная шапочка, предназначенная для украшения неопрятной головы писателя, ничуть не менее значи­тельна, чем шапка Мономаха на челе самодержца.

У Булгакова Мастер — это очень усталый человек. Настолько, что он уже слегка побаивается окружаю­щего мира.

В придачу еще нахождение в психиатри­ческой лечебнице наложило свой отпечаток на истер­занного человека, хотя из всех пациентов профессора Стравинского Мастер был наиболее самостоятельным и в некотором смысле свободным — помогли ключи, украденные у Прасковьи Федоровны. Конечно, свобо­да его очень относительна, но по сравнению с пациен­тами, запертыми ночью по палатам, Мастер просто вольная птица.

Усталость Мастера не только от конфликтов вокруг романа и не от того, что детище всей жизни в конечном итоге пришлось сжечь. В первую очередь он удручен разлукой с Маргаритой, к присутствию которой рядом с ним Мастер относится как к чему-то незыблемому.

Но здесь, пожалуй, стоит скорее не сочувствовать Мастеру, а напротив — порицать его.

Думая о том, как плохо Маргарите будет рядом с ним, пытался ли он хоть ненадолго представить, насколько хуже будет ей без него? Любимый человек, если он любим по-настоящему, значительно важнее любых неприятностей.

К тому же он — еще и опора, крохотный, но очень на­дежный оазис покоя. Не говоря уж о привязанности, разорвав которую, человек создает в своей душе без­донную, сияющую пустоту.

Но, совершая побег в психиатрическую больницу, Мастер закрывает глаза на все. Он упрямо твердит, что Маргарита погибнет рядом с ним. И ни о чем боль­ше не думая, бежит. Фактически, как уже говорилось выше, — от самого себя.

Естественно, побег не удается, так как Мастер — не сумасшедший, а только сумас­шедшим дано безвыходно блуждать в лабиринтах соб­ственного сознания.

И взамен он занимается малодуш­ным самоедством: «Бедная женщина! Надеюсь, она по­забыла меня!» Нет, это не жалость к Маргарите, это именно жалость к самому себе. Любой мало-мальски сведущий в психологии человек подтвердит это.

Малодушие и почти нытье Мастера отнюдь не от­меняют его экстраординарности в целом. Тем более, что он фактически следует за одним из героев собст­венного романа: бродягой-проповедником Иешуа Га-Ноцри. Иешуа также оказался не к месту и не ко вре­мени.

Тогда, в жестокие древние времена, дико и странно выглядел тот, кто всех без исключения объяв­лял добрыми людьми, кто был готов отвечать улыбкой на плевок, кто мог уговорить стать своим преданным последователем даже мытаря.

Жестокий прокуратор Понтий Пилат на рассказ Иешуа про обращение Левия Матвея восклицает: «О, город Ершалаим! Чего только не услышишь в нем. Сборщик податей, вы слышите, бросил деньги на дорогу!» Все правильно. Га-Ноцри страшен этому миру своей несвойственной времени до­бротой.

И его слова, не имея возможности найти пра­вильный отклик в разумах и сердцах людских, порож­дают эхо. Его отзвук подхватывается первосвященни­ками Ершалаима и доносится ими до ушей судилища искаженным таким образом, чтобы Иешуа не избежал смертельного приговора.

Даже для Понтия Пилата, не желающего отправлять бродягу на позорную смерть, они, служители старого бога, находят речи, которых римлянин простить не может. А вторую интерпрета­цию эха порождает записывающий речи Иешуа Левий Матвей. Он тоже ищет способ подгонки правды под людские умы. Способ будет найден и появится на свет то, что мы знаем как Новый Завет.

Даже благое эхо окажется не в состоянии донести истину. Намек на нее мы получим из полухозяйственных записей Матвея, превращенных в Священное Писание.

В отличие от ударившегося в бега Мастера, Иешуа проявил твердость характера, которой вполне мог бы гордиться центурион Марк. За свои убеждения Иешуа принял распятие на кресте. Мастер смалодушничал. Он отказался от самого себя, предав роман огненному погребению. В этом отличие Мастера от Иешуа, барь­ер, не дающий легко и просто соединить двух героев, разделенных годами и расстоянием.

Подверженный слабостям Мастер, кстати, очень гармонирует с почти идеальной Маргаритой. Если бы не она, сидеть бы ему у Стравинского до конца своих дней, но зато он автор гениального романа, ставящего его, Мастера, на одну планку с Фаустом, пытающимся по-своему представить Новый Завет.

Мастер, как персонаж, производит впечатление временами очень суетливого человека. Это проскаки­вает в нервозности фраз, в резкости решений, в поры­вистости. Но буквально совсем рядом с этой суетливо­стью живет мудрость и осведомленность не только ис­торика, но и человека, ступившего за грань.

Мастер, ни разу не видев Воланда, тем не менее рассказывает о нем Бездомному и тут становится почти грозным, хо­тя и не идет вестнику мрачных событий больничная пижама. Из этого делаем вывод, что Мастер может быть действительно сильным.

Во всяком случае, когда он оправляется от первого шока, оказавшись вместо лечебницы в квартире покойного Берлиоза, то своих слабостей никоим образом не демонстрирует. Не сов­сем понятно, правда, почему он, в отличие от Маргари­ты, так болезненно реагирует на воскрешенную руко­пись.

Быть может, потому что Мастер, по меньшей мере отчасти, считает именно свой роман виной всему. Так или иначе, все, что он хочет — это быть с Марга­ритой. И Воланд предоставит ему эту возможность на­долго. Дьявол в свое появление в Москве оказался не­жданно щедрым на добро.

А роман написан действительно сильно. Недаром истекали злобой литературные шакалы — им было не дотянуться до Мастера, даже встав на цыпочки. Глава­ми из романа Мастер характеризуется гораздо ярче, чем собственным образом.

В голосе этого произведения слышен гул копыт кавалерийской алы и страдальчес­кий шепот больного гемикранией Понтия Пилата, пас­хальные славословия и стоны умирающих на столбах смертников. Роман обжигает Ершалаимской жарой и сбивает с ног сумасшедшим ливнем, пахнет розовым маслом и затхлой водой.

Вот истинное лицо Мастера. Истинное — и тайное настолько, насколько может не показывать своего истинного характера человек. А мо­жет быть, Мастер вовсе не знает, что есть в нем сила, позволяющая созидать словом письменным то же, что когда-то Творец рождал изустно.

Вот и еще одна при­чина, по которой исстрадавшийся Мастер боится свое­го романа: писатель стал слабее написанного.

Но все будет хорошо, потому что жива любовь, а значит, будет Мастер полностью освобожден от гнета неприятностей и, возможно, напишет что-нибудь еще на радость прекрасной Маргарите, любившей Мастера настолько сильно, что даже страницы его романа она тоже целовала. Ведь шапочка с буквой «М» дается не просто так. Ее обладатель — Мастер, а значит, рано или поздно он снова возьмет в руки перо…

Еще один прототип Мастера, но уже отнюдь не книж­ный — это сам Михаил Афанасьевич Булгаков. Так все­гда бывает, в творчестве каждого автора есть герой, кото­рого писатель или читатели отождествляют с тем, кто его выдумал. У Булгакова это — Мастер.

Не понятый почти никем, загнавший сам себя в психбольницу. А между тем в большом мире — настоящем, невыдуманном — воисти­ну сатана правит бал. И не нужны там королевы, нет там шикарных гостей.

Потому что уныло пляшут на этом ба­лу жители всей страны от мала до велика.

На этой странице искали :

  • образ мастера в романе мастер и маргарита
  • образ мастера и маргариты
  • Сочинение на тему образ мастера в романе мастер и маргарита
  • образы мастера и маргариты
  • образы мастера и маргариты в романе булгакова

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-na-temu-obrazy-mastera-i-margarity-v-romane-m-a-bulgakova-master-i-margarita.html

Ссылка на основную публикацию