Сочинения по творчеству андерсена

Сочинения по творчеству Андерсена

Ханс Кристиан Андерсен — один из самых известных писателей-сказочников. Но мало кто знает, что в жизни этот датчанин был весьма экстравагантным почти во всем, начиная от внешности и заканчивая ежедневными привычками. Сам себя детским писателем он не считал, более того, проект памятника, который стали разрабатывать еще при жизни и где Андерсен должен был быть увековечен в окружении детей, он отверг. А незадолго до смерти он попросил композитора написать марш для своих похорон и подогнать под детский шаг: писатель был уверен, что маленькие поклонники придут проводить его в последний путь.

Мы в AdMe.ru любим сказки Андерсена, но и не подозревали, что его жизнь вполне может стать основой для захватывающего романа.

Ранние годы

«В 1805 году в городе Оденсе в бедной каморке проживала молодая чета — муж и жена, бесконечно любившие друг друга.

Это был молодой 22-летний башмачник, богато одаренная поэтическая натура, и его жена несколькими годами старше, не знавшая ни жизни, ни света, но с редким сердцем.

Муж только недавно вышел в мастера и собственными руками сколотил всю обстановку своей мастерской и брачную кровать.

На эту кровать пошел деревянный помост, на котором незадолго перед тем стоял во время печальной церемонии гроб с останками графа Трампе.

Уцелевшие на досках кровати полосы черного сукна еще напоминали о прежнем их назначении, но вместо графского тела, окутанного крепом и окруженного горящими свечами в подсвечниках, на этой постели лежал 2 апреля 1805 года живой плачущий ребенок, я — Ханс Кристиан Андерсен», — так пишет великий датчанин о своем рождении в автобиографической книге «Сказка моей жизни».

Сочинения по творчеству Андерсена

© Kåre Thor Olsen / wikipedia  

Дом, где писатель провел детство.

Несмотря на то, что семья была небогатой и часто перебивалась с хлеба на воду, первые годы жизни Ханса Кристиана были счастливыми. Отец, Ханс Андерсен, обожал мальчика, и они проводили много времени вдвоем.

Папа будущего сказочника, который больше всего на свете любил книги, читал ему сказки, делал игрушки и рисовал картинки.

От него писатель унаследовал и любовь к рукоделию: он умел искусно шить, а из бумаги вырезал фигурки людей, животных и целые причудливые сценки.

Учеба в школе шла не без сложностей. Ханс Кристиан был способным учеником, но ему не давалось письмо — до конца своей жизни он писал с ошибками. Сегодня это назвали бы дислексией.

Ошибки были настолько чудовищными, что редакторы порой не дочитывали его рукописи и до конца первой страницы, поэтому Андерсену приходилось нанимать работниц, чтобы они переписывали его работы до того, как те попадали на стол к редактору.

Приятелей у него не было. Другие дети не хотели играть со странным, нервным и капризным мальчиком, и единственным его другом, по словам самого Андерсена, был будущий король Дании Фредерик VII, теплые отношения с которым писатель сохранил на всю жизнь.

Сочинения по творчеству Андерсена

© Jebulon / wikipedia  

Памятник писателю в родном Оденсе.

В 1812 году отца будущего писателя, Ханса Андерсена, призвали на войну, с которой он вернулся через 2 года совершенно разбитым и больным человеком. Спустя несколько лет он умер, и семья окончательно погрузилась в пучину бедности.

Хансу Кристиану пришлось бросить учебу и пойти подмастерьем к сапожнику, однако тяжелая работа мальчику, который больше всего на свете любил театр и книги, была не под силу.

Когда ему исполнилось 14 лет, он собрал вещи и с 13 риксдалерами в кармане уехал в Копенгаген.

Копенгаген

Сочинения по творчеству Андерсена

© hcandersen  

Первая изданная книга Х. К. Андерсена.

Первые несколько лет жизни в столице были очень трудными для будущего писателя. Ему буквально приходилось выживать. От природы Ханс Кристиан обладал красивым сопрано — он смог устроиться в хор Королевского театра и жил на небольшое жалованье. Однако его голос скоро начал ломаться, и из хора пришлось уйти.

Подросток хотел устроиться артистом балета, однако его природные данные не позволяли сделать карьеру танцовщика. Андерсен был высоким, с длинными руками и ногами, крупными ладонями и ступнями и очень неуклюжим. Современные ученые считают, что писатель страдал синдромом Марфана.

Однажды Андерсен показал директору Королевского театра Йонасу Коллину написанную им пьесу, и тот решил, что у мальчика талант.

Он попросил короля Дании Фредерика VI выделить некоторую сумму на обучение Ханса, и тот выполнил его просьбу. Так Ханс Кристиан отправился в школу, чтобы доучиться и получить общее образование.

Правда, надолго он там не задержался из-за издевательств одноклассников и директора, и Коллин организовал ему перевод к частному преподавателю.

В 1829 году на свет появилась первая изданная книга Ханса Кристиана Андерсена. Это была не сказка, а фантастический рассказ под названием «Пешее путешествие от канала Холмен к восточной оконечности Амагера». И она сделала его знаменитым в родной Дании.

«Путешествовать — значит жить»

Через год после выхода первой книги 25-летний Ханс Кристиан отправился в свое первое путешествие. В одном из датских городов, Фоборге, он на 3 дня остановился у бывшего однокурсника Кристиана Войта и тут же влюбился в его сестру Риборг.

Девушка стала его первым романтическим увлечением. Но она уже была помолвлена, и Ханс Кристиан вынужден был отступить. Однако писатель никогда не забывал Риборг: после смерти на его груди нашли мешочек, в котором он 45 лет хранил ее единственное письмо.

Йонас Коллин сжег послание, не прочитав его.

Сочинения по творчеству Андерсена

© hcandersen-homepage  

Мешочек, в котором Х. К. Андерсен 45 лет хранил письмо от Риборг Войт.

В 1831 году писатель отправился в свое первое заграничное путешествие — в Германию. Еще пару лет спустя Ханс Кристиан на 16 месяцев покинул родную Данию, чтобы провести время в поездках по Европе.

Путешествия навсегда останутся его страстью, и за всю жизнь он проведет более 15 лет в других странах. Любопытно, что в странствиях проявилась одна из его многочисленных странностей. Где бы он ни останавливался, у него всегда была с собой веревка.

Писатель очень боялся пожара и надеялся в случае чего выбраться по ней из окна.

1835 год стал для Андерсена годом триумфа. Новелла «Импровизатор», в которой рассказывалось о его собственном путешествии по Италии от лица некоего Антонио, принесла ему грандиозный успех на родине.

В том же году вышел и первый сборник сказок, где в числе прочих была и «Принцесса на горошине». Уже спустя год книги Андерсена сделали его довольно состоятельным человеком.

К слову, писатель был настолько успешен в своем деле, что к концу жизни стал почти миллионером.

Сочинения по творчеству Андерсена

© Eduard Magnus / Public Domain / wikipedia  

В 1840 году Андерсен встретил свою вторую возлюбленную — шведскую оперную певицу Енни Линд, которая была младше его на 15 лет.

Он признался ей в своих чувствах только в письме, уже после того как Енни покинула Данию, однако год спустя при встрече она не подала и виду, что читала его послание.

В одной из дневниковых записей Андерсена за 1843 год есть фраза «Я люблю!», и она именно о Линд. Кстати, дневники он вел всю свою жизнь — опубликованные после смерти, они заняли целых 12 томов.

После этого Андерсен и Линд встретились только раз, но переписывались они почти до конца жизни писателя. В письмах она называла его «братец» и «дитя», несмотря на разницу в возрасте. Именно Енни Линд посвящены сказки «Снежная королева» и «Соловей».

Забегая вперед, скажем, что писатель так никогда и не женился и не обзавелся собственными детьми. Последних он вообще всю жизнь боялся и стеснялся: видимо, сказывалось детство, в котором ему приходилось выслушивать насмешки от других мальчишек.

Сочинения по творчеству Андерсена

© hcandersen-homepage  

В 1847 году выходит первая автобиографическая книга Андерсена «Сказка моей жизни».

Существует мнение, что эта работа писателя не такая захватывающая, как сказки, поскольку в ней он много жалуется на критиков (надо сказать, что негативные отзывы всегда очень расстраивали Ханса Кристиана) и подробно описывает все детали встреч с известными людьми своего времени, с которыми он очень любил заводить знакомства.

К слову, и сказки Андерсена нравились далеко не всем.

Кто-то считал, что они недостаточно назидательны для детей, а порой и вовсе рассказывают о победе зла над добром, на что писатель неизменно отвечал: «Добро побеждает в вечности». Вообще же Ханс Кристиан был очень набожным человеком.

Мало кто знает, что в русском переводе из сказок были вырезаны детали, связанные с религией, например в той же «Снежной королеве» Герда постоянно молилась в трудные минуты.

Ханс Кристиан Андерсен и Чарльз Диккенс

Сочинения по творчеству Андерсена

© Daily Mirror / Public Domain / wikipedia  

Одним из самых известных приятелей Андерсена был Чарльз Диккенс, с которым тот познакомился в 1847 году. Они встретились на вечеринке и, обменявшись восхвалениями таланта друг друга, тут же нашли общий язык.

В течение 10 лет Андерсен буквально заваливал Диккенса письмами, хотя и редко получал ответы. Но в 1857 году Диккенс пригласил датского коллегу провести время в его загородном доме, и тот немедленно согласился.

У Диккенса писатель провел пять недель вместо запланированных двух, и они показались домашним английского писателя вечностью.

Едва переступив порог дома, Андерсен заявил, что у них в Дании старший сын хозяев обязан каждый день брить гостя.

Спустя неделю пребывания Андерсена в его доме Диккенс сбежал в Лондон, оставив растерянную жену и своих многочисленных детей самостоятельно разбираться с загостившимся эксцентричным писателем.

За время пребывания в гостях Андерсен успел испытать романтические чувства к жене Диккенса, уйти в запой и побывать в депрессии из-за негативных отзывов о собственном творчестве в какой-то газете.

Как-то на рассвете Диккенс вернулся домой, собственноручно собрал вещи Ханса Кристиана и, усадив того в карету, которой правил лично, отвез его в Лондон, снабдив подробной инструкцией о том, как добраться до Копенгагена.

Андерсен счел все это проявлением наивысшего качества гостеприимства и восторженно отзывался и о Диккенсе, и о времени, проведенном в его семейном гнезде. Сам же Диккенс, едва выпроводив гостя, написал на зеркале: «В этой комнате в течение 5 недель спал Ханс Кристиан Андерсен, и для нашей семьи это было ВЕЧНОСТЬЮ».

Странности Ханса Кристиана Андерсена

Сочинения по творчеству Андерсена

© Thora Hallager / Public Domain / wikipedia  

История жизни Ханса Кристиана Андерсена — это в числе прочего еще и история разнообразных фобий и страхов. Он долгие годы мучился от зубной боли и, теряя каждый зуб, очень переживал, потому что искренне считал, что его писательский дар зависит исключительно от количества зубов. Под конец жизни, в 1868 году, он лишился последнего зуба и заявил, что отныне больше не может писать сказки.

Андерсен боялся самых разных вещей: собак, утери документов, ограбления.

Диккенс рассказывал, что перед одной из поездок в кебе он сложил в ботинки множество своих вещей, включая записную книжку, и в результате стер ноги в кровь, из-за чего потом рыдал. Страшило его и отравление.

Однажды дети подарили ему коробку конфет, и писатель, сочтя ее полной яда, передал подарок своим племянницам. Удостоверившись, что с лакомством все в порядке, он забрал коробку обратно.

Жены и детей, как мы отметили выше, у Андерсена никогда не было. Более того, за всю жизнь он так и не познал плотской любви. Будучи в Париже в 1860-х годах, он захаживал в бордели, но не ради утех: Андерсен находил удовольствие в беседах с женщинами, а когда Александр Дюма намекнул на истинную цель походов писателя в дома терпимости, пожилой датчанин безумно возмутился.

Несмотря на богатство, Андерсен был прижимист (очевидно, сказывалось полуголодное детство) и никогда не отказывался от предложения разделить трапезу. Более того, он вел список людей, к которым ходил на обед или ужин, чтобы посещать их по очереди. Впрочем, жадным он не был. Ему часто приходили письма с просьбами о помощи от бедняков, и он нередко их удовлетворял.

Читайте также:  Сочинение на тему 8 марта

Боялся Ханс Кристиан и кроватей, поскольку ему казалось, что однажды он упадет во сне и умрет. Собственно, нечто подобное с ним и произошло. В 1872 году он упал с кровати и так никогда и не оправился от этой травмы.

Последние годы

Сочинения по творчеству Андерсена

© Israel B. Melchior / Public Domain / wikipedia  

С 1840-х годов популярность Андерсена росла не только в родной Дании, но и за ее пределами. Во всех своих путешествиях он встречал поклонников, среди которых были и известные люди.

Больше того, к концу жизни Андерсен стал настолько популярен, что в Англии его признали величайшим писателем из ныне живущих.

Стоит отметить, что в викторианской Англии его сказки выходили со значительными купюрами, поскольку казались слишком мрачными и жестокими.

В 1867 году писатель приехал в родной Оденсе, где ему присвоили звание почетного гражданина города, а чуть позже датский король личным указом даровал ему должность статского советника.

В последние годы жизни писатель много времени проводил в поместье семьи Мельхиор под названием «Спокойствие», где ему была выделена собственная комната.

Мельхиоры были поклонниками творчества Андерсена и вообще любили принимать у себя именитых гостей, а Ханс Кристиан был, пожалуй, самым известным в то время гражданином Дании.

Члены семьи ухаживали за ним, поскольку после падения с кровати он много болел; когда он уже не мог писать свои дневники, за него под диктовку это делали дети хозяев дома.

12 июля 1875 года он в последний раз приехал в это поместье и больше никогда его не покидал. А 4 августа в 11 утра великий Ханс Кристиан Андерсен мирно скончался в своей кровати в комнате с видом на пролив Эресунн. На его похороны пришел весь Копенгаген.

Фото на превью Thora Hallager / Public Domain / wikipedia

Источник: https://www.adme.ru/tvorchestvo-pisateli/istoriya-skazochnika-hansa-kristiana-andersena-kotoryj-boyalsya-detej-i-povsyudu-vozil-s-soboj-verevku-2087015/

Жизнь и творчество Г. Х. Андерсена

Сочинения по творчеству Андерсена2 апреля 1805 года в маленьком датском городке Одензе в семье бедного сапожника родился Ганс Христиан Андерсен, впоследствии стяжавший бессмертную, неувядающую славу автора замечательных сказок.

Первые опыты Андерсена в сочинении стихов, рассказов и драматических произведений была встречены литературными кругами Копенгагена, людьми заносчивыми и высокомерными, с нескрываемой злобой.

Они презрительно называли его выскочкой, самонадеянным, смешным сыном сапожника, от которого никакого толку в литературе ожидать нельзя.

Придираясь к чисто внешним шероховатостям языка Андерсена и не вникая по существу в его творчество и произведения, критики стремились оградить «благородное» общество Дании от проникновения в него выходца из народа.

Грубая пристрастность и нечуткость литературных судей побудили Аедерсена оставить родную страну и много путешествовать по Европе. За границей он получил признание раньше, чем на своей родине. Но пришло время, когда и в Дании литературные вельможи не смогли противостоять мировому общественному мнению, поставившему Андерсена на пьедестал замечательного писателя-сказочивка.

Жизнь Христиана Андерсена

Годы жизни: 2 апреля 1805  – 4 августа 1875 (70 лет)

Жизнь Андерсена, по его признанию, очень похожа на судьбу героя одной из самых лучших его сказок «Гадкий утенок». Тягостно было жить этому «безобразному» утенку, который так не походил на других утят. «Все гнали бедного утенка, даже братья и сестры сердито говорили ему: «Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод».

А мать прибавляла: «Глаза бы мои тебя не видели!» Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, отпихивала его ногой». Бедный утенок должен был бежать из своего «дома», но куда бы он ни прибегал, везде встречал насмешки. Он терпел голод и холод, и никто не сочувствовал ему, не жалел его.

С озлобленностью в своем сердце утенок поплыл к величественным лебедям с тем, чтобы они заклевали его до смерти.

Вот он склоняет голову и видит в воде свое отражение, но отражение уже не гадкого утенка, а прекрасного лебедя. Большие лебеди приласкали его, дети и взрослые назвали самым красивым из лебедей. «Он вспоминал то время, когда все смеялись над ним и гнали его.

А теперь все говорят, что он самый прекрасный среди прекрасных лебедей.

Сирень наклоняла к нему в воду свои душистые ветви, и солнышко светило так тепло, так ярко… И вот крылья его зашумели, стройная шея выпрямилась, а из груди вырвался ликующий крик: «Нет, о таком счастье я и не мечтал, когда был еще гадким утенком!»

Читая эту чудесную сказку, наши дети проникаются чувством любви и отзывчивости ко всем угнетаемым в обиженным, чувством ненависти к насильникам; они на живом, образном примере видят, как надо бережно обращаться с людьми, как жестоко и неосмотрительно унижать другого, который, может быть, внешне и походит на гадкого утенка, а по своему сердцу и таланту окажется прекрасным лебедем.

Детям следует разъяснить, что в этой сказке Андерсен изобразил самого себя, и тогда они осудят то чванливое, бездушное общество, которое травило сына сапожника, как травили все окружающие гадкого утенка, а проникнутся любовью и уважением к знаменитому сказочнику, сумевшему найти при всех трудностях жизни могучие лебединые крылья творчества, прекрасного художественного мастерства.

Образы, персонажи, герои сказок Андерсена

Богат и разнообразен мир сказочных образов, персонажей, героев сказок Ганса Христиана Андерсена. В этом мире немалое место занимают фантастические персонажи, такие, как прекрасная и мрачная снежная королева, фея Фата-моргана с ее призрачным, вечно изменяющимся замком, Оле-Лукойе, закрывающий глазки деткам, отходящим ко сну.

Но чаще героями сказок Андерсена являются дети, животные и птицы, растения и нередко неодушевленные предметы, как, например, игрушечные пастушки и трубочист, простая штопальная игла, старый уличный фонарь, бутылочное горлышко.

Андерсен в самом простом и невзрачном предмете находил материал для интересной и поучительной сказки.

«Мне часто чудится,— пишет Андерсен в одном из своих писем,— что каждый забор, каждый цветочек говорит мне: «Погляди на меня, и у тебя будет моя история».

Возьмем для примера сказку «Бутылочное горлышко». Что, казалось бы, можно рассказать о таком ничтожном предмете? Но под волшебным пером сказочника развертывается поэтическая и поучительная история, своего рода биография бутылки со дня ее рождения в расплавленной печи до того момента, когда от бутылки осталось одно горлышко, заменяющее бедной девушке вазу для цветов.

Вспоминает горлышко, как получила себе бутылка жизнь в печи на стекольном заводе, как искрилось в ней вино, когда был праздничный, радостный день жениха и невесты, как вместе с женихом на корабле бутылка путешествовала по морю, как во время бури моряк отправил в бутылке своей невесте последний привет, как она поднималась высоко на воздушном корабле и оттуда была сброшена и разбилась. Но и остаток ее — бутылочное горлышко — еще приносит пользу людям.

Девушка не имеет возможности приобрести вазу для цветов, у нее нет и пышного букета — маленький цветок в бутылочном горлышке скрашивает ее одинокую жизнь.

В короткой сказке «Пятеро из одного стручка» рассказана судьба пяти горошин. Каждой из них хотелось поскорее вырваться из стенок стручка и делать что-нибудь полезное.

Но, едва появившись на свет, три из них были проглочены голубями, четвертая попала в канавку и лежала в заплесневелой воде, и лишь вполне счастливой оказалась участь пятой горошины, которая закатилась в щель под окошечком чердачной каморки.

В щели были мох и рыхлая земля, позволившие горошине пустить ростки. В каморке лежала больная девочка, и для нее большой радостью явился скромный цветочек горошка. Когда девочка стала выздоравливать, она высунулась в окошко и поцеловала тонкие лепестки распустившегося бело-розового цветочка.

Чему учат сказки Андерсена?

Сказки Андерсена проникнуты подлинным гуманизмом, любовью к народу, к простым и особенно к бедным, забитым и страдающим людям. Эти сказки учат чуткости и доброжелательности в обращении с людьми. Доброе и чистое сердце простого человека в них противопоставляется черствости горделивой знати.

Чуткости, отзывчивости, потребности помогать всем слабым полно маленькое сердце героини поэтичной сказки «Дюймовочка».

Широкой известностью пользуется сатирическая сказка «Новый наряд короля» Андерсена. Король заказал необыкновенный наряд двум обманщикам-ткачам. Каждый день они требовали для своей работы тончайшего шелка и чистого золота и все это прятали.

Они говорили королю, что соткут такой наряд, который будет виден только одним умным людям. Все приближенные короля, боясь, как бы их не сочли за глупцов, делали вид,что находят в пустом ткацком станке замечательную ткань. Сам король поддакивал им, так как не хотел прослыть дураком.

Но вот обманщики стали «наряжать» короля, вернее, делать вид, что наряжают, так как никакого наряда на самом деле не было.

На улице знатные люда притворно восторгались: «Ах, какой наряд! Какая роскошная мантия! Как это платье к лицу королю!» Вдруг какой-то мальчуган крикнул: «А король-то голый!», и все в народе стали повторять его слова, убедившись, что действительно никакого наряда на короле нет.

В этой сказке очень картинно и остро высмеяны пустое величие и чванство высокопоставленных ничтожеств и лицемерие, низкопоклонство их приближенных.

Сказка имеет и более широкий смысл как разоблачение всякого рода спесивого самолюбования, зазнайства одних людей и подхалимства других.

Когда человек похваляется своими несуществующими достоинствами, а близкие люди из-за подобострастия поддакивают, льстят ему, на деле же оказывается, что у этого человека никаких особых достоинств нет; в таких случаях ,говорят: «А король-то был голым!»

Сказки Андерсена учат также бодрости, жизнерадостности и твердости в борьбе с трудностями. Герой сказки «Огниво» солдат ни при каких условиях не терял самообладания. Много бедствий стойко перенес и герой одной из любимых детьми сказок Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».

Сказки Андерсена дают большую пищу детскому воображению, учат детей наблюдать жизнь, обращать внимание на незаметные предметы и явления и осмысливать их.

Велико значение сказок Андерсена и для эстетического воспитания детей. В сказках красивое не надумано, а взято из жизни, хотя бы самый сюжет сказки и был фантастический.

Многие сказки Андерсена таковы, что требуют некоторых пояснений детям со стороны взрослых. Это лучше всего сделать, сопровождая чтение сказки краткой воспитательной беседой.

Говоря о достоинствах сказок Андерсена, Чехов указывал, что они интересны как для детей, так и для взрослых. Многие учителя и родители неоднократно перечитывают лучшие сказки Андерсена и при этом всякий раз испытывают большое наслаждение.

Беседы с детьми об Андерсене и его сказках всегда интересны и для детей и для родителей.

По материалам старого советского журнала…

Источник: https://mamotvet.ru/zhizn-i-tvorchestvo-g-x-andersena/

Творчество Г.Х.Андерсена — Великие сказочники. Г.Х.Андерсен

АНДЕРСЕН Ганс Христиан
(Hans-Christian Andersen, 1805–1870) — датский поэт, примыкавший к
романтической школе. Его сказки — одно из значительнейших явлений в мировой
литературе XIX в. Р. в семье бедного сапожника, в старинном датском городе
Одензе, сохранившем много средневековых обычаев. 

В жанровом отношении творчество Г.Х.
Андерсена очень разнообразно: романы, стихи, пьесы, путевые очерки,
автобиографическая проза, но именно сказки составляют большую часть его
литературного наследства и именно они принесли ему мировую известность.

Восприняты и оценены они были далеко не сразу, автора критиковали за ошибки в
правописании и новаторство в стиле, за то, что его сказки якобы легковесны для
взрослых и недостаточно назидательны для детской аудитории.

Интересно, что
далекий от мира литературной критики физик Эрстед сразу после выхода первого
выпуска сказок увидел талант их автора и пророчески заметил, что именно этот
жанр сказки сделают имя Андерсена бессмертным.

Читайте также:  Сочинение на тему путь васи к правде и добру (6 класс)

 
Всего им было опубликовано 4 сборника: «Сказки, рассказанные детям»
(1835–1842), «Новые сказки» (1845–1848), «Истории» (1852–1855), «Новые сказки и
истории» (1855–1872). В них входит 156 сказок – это все, что написал Андерсен в
этом жанре. Каждый из этих сборников представляет собой законченное целое. 

Началом его творчества как сказочника
считают 1835 г., когда писатель начал обрабатывать сказки, услышанные им в
детстве. м была подчеркнута и собственная оригинальная манера повествования –
так, как рассказал бы их детям.

Эдвард Колин в своей книге об Андерсене
припоминает, что писатель часто, развлекая детей с семьях, в которых часто
бывал, рассказывал им истории, которые либо придумывал сам, либо брал из
известных сказок, но при этом разнообразил старую историю своими шутками,
юмором, интересными фактами. Детям и взрослым эти устные рассказы писателя
очень нравились. Таким образом и была найден собственный стиль для популярного
в эпоху романтизма жанра сказки. Трудность его осуществления заключалась в том,
что надо было перевести устную речь в письменную. Для этого Андерсену пришлось
создать новый письменный язык. 

Писатель не сразу понял ценность
избранного им нового жанра, но успех его сказок не только у детей, но и у
взрослых подсказал ему мысль использовать сказки для передачи идей взрослым
читателям: «Теперь я рассказываю из головы, хватаю идею для взрослых – и
рассказываю для детей, помня, что отец и мать иногда тоже слушают и им нужно
дать пищу для размышлений!» 

С этого времени и будет действовать
знаменитый принцип «айсберга»: фабула, язык и сказочное окружение – для детей,
а идеи, глубина содержания – для взрослых, для тех, кто читает им книгу.

Это
сообщало сказкам особую наивность и непосредственность, близкую детям, и
одновременно создавало второй, философский план, который недоступен детям, но
помогает осмыслить их взрослым. Эта оригинальная форма повествования разовьется
у Андерсена постепенно, достигнув совершенства после 1843 г.

Тому подтверждение
сказки: «Жених и невеста», «Гадкий утенок», «Ель», «Девочка со спичками»,
«Воротничок». 

Сказки второго периода творчества на
более высоком философском уровне будут рассматривать старые темы: сказка
«Соловей» развивает идеи «Свинопаса», написанного в первый период творчества –
о подлинных и мнимых ценностях человеческой жизни; в «Снежной королеве»
повторится, но существенно дополнится тема преданности, жертвенной любви,
активной доброты, рассмотренной писателем ранее в «Диких лебедях». Он разглядел
и с убедительностью воспел силу духа земных хрупких девчонок. Таких, как Герда
из «Снежной королевы» или Эльза из «Диких лебедей», чей бескорыстный героизм и
жертвенность затмевают деяния могучих героев. Совершают подвиг жертвенности и
преданности неприметные девочки, чьи души пронизывает и двигает великая
самоотверженная любовь, увлекающая за собой миллионы детских сердец.
Романтический конфликт личности и общества, незаурядного человека и толпы,
рассмотренный писателем в сказках 30-х гг., получит дальнейшее развитие в
сказке «Гадкий утенок» (1843), которую можно прочитать как обычную детскую
сказку о животных и как автобиографическое произведение. Сказка «Ель» о смысле
жизни, о радостях каждодневного существования. О наивных мечтах, об
одиночестве. Перед нами жизнь человека. Не увидевшего собственного счастья,
откладывающего начало настоящей жизни на завтра. Эта же тема звучала в
отдельных сказках прошлых лет, например, в «Райском саду», но теперь она
становится глубже и многозначней. 

Истории, рассказанные Андерсеном в
40–50-е гг., становятся в сюжетном отношении намного проще, связь с фольклором
резко ослабляется без ущерба для художественных целей писателя, а позже и вовсе
становится неощутимой.

Он расстается с волшебниками, феями, королевами
воображаемых стран, нежитью лесов и вод, его притягивает окружающее, люди из
плоти и крови, с их тревогами, радостями, бедами, с их достоинствами и
несовершенствами, с их трудной судьбой.

Он так говорил об этом: «Нет сказок
лучше тех, которые создает сама жизнь». Теперь писатель расстался со сказочной
бутафорией и неизменно счастливыми концовками. 

Героями своих историй и сказок автор
делает предметы быта: старые воротнички, выброшенные хозяйкой, ржавая
штопальная игла. Это и обитатели птичьего двора, крысы, мыши, высохшая ель и т.
д. Андерсен с достоверностью наделил неодушевленные предметы человеческими
свойствами.

А главное – душой, тем самым открыв для своего читателя ранее
неведомый, разнообразный в своих проявлениях мир, пробудив интерес к цветам и
деревьям, стершейся монетке, старой штопальной игле, бутылочному осколку. У
всех своя история, судьба. Эти герои нужны Андерсену для того, чтобы рассказать
людям о них самих.

Он довел до виртуозности умение сочетать два плана –
волшебный и житейский. Чаще всего Андерсен пользуется этим приемом для
сатирических целей: очеловечивая неодушевленные предметы, он высмеивает и
осуждает не их безвинную суть, а людские пороки: чванство, хвастливость,
корысть, высокомерие.

Тот же прием используется и для возвеличивания наиболее
ценимых им в человеке свойств: стойкости, мужества, верности, общественной
полезности. 

Некоторые сказки 40-х гг. имеют
грустный конец. Например, в сказке «Девочка со спичками», созданной в жанре
пародии на рождественский рассказ, счастье приходит к замерзающей девочке лишь
в предсмертном сне. Люди, проходившие мимо нее, приняли ее за груду грязных
тряпок.

Важным моментом для понимания сказок
писателя, особенно, написанных во второй период творчества, является и то, что
Андерсен был верующим человеком.

Его вера органически вплеталась в сюжет его
произведений, нередко руководила его героями, совершая с ними те необыкновенные
чудеса, которые прямо указывали на их источник – божественные силы.

Евангелие,
молитва «Отче наш», ангелы Божьи и другие четкие атрибуты христианской веры
введены у Андерсена непосредственно в текст, а не проходят намеками контекста,
не представляют собой символы и знаки. В то же время к его вере в Бога
примешивалась и значительная доля суеверия. 

Многие сказки и истории 2-го периода
по жанру близки притче: они многозначны, условны по содержанию, в них
рассматриваются так называемые «вечные» проблемы: смысл жизни, отцы и дети,
жизнь и смерть и т. д. Примером такой истории является сказка-притча «Мать».

Смерть в образе старика похитила у матери ребенка и родительница, чтобы узнать,
в какой стороне находится обитель смерти, дарит свои глаза озеру, прижав к
груди терновник, согревает его, так, что он начинает зеленеть и расцветать.

Свои прекрасные черные волосы она отдает в обмен на седые космы
старухи-привратницы, чтобы войти в волшебный сад смерти и спасти свое дитя. Она
сама отказалась от спасения своего сына, когда увидела его судьбу в колодце –
это была страшная жизнь. Хуже смерти.

Женщина согласилась с решением Бога: «Не
внемли мне, когда я прошу о чем-либо, несогласная с Твоей всеблагой волей! Не
внемли мне! Не внемли мне!» 

Андерсен не только высмеивает людские
заблуждения, он неустанно напоминать слишком много о себе возомнившему человеку
о вечности.

Андерсен не устает это делать, его позднее творчество окрашено
иронией, сарказмом, печалью и горечью, он вовсе не так добр и снисходителен,
как в своих ранних сказках, когда сердце было полно веры и надежд. Во многих
сказках и историях 40–60-х гг.

Андерсен упоминает имя Иисуса Христа, ссылается
на божественные силы, волю творца, приводит названия и цитаты молитв и т. д.
Такие произведения в советское время соответствующим образом переделывались,
сокращались. Больше всех от цензуры пострадала самая известная и объемная
сказка писателя «Снежная королева».

В оригинале Герда, чтобы успокоить снежную
вьюгу, которая встретила ее перед дворцом Снежной королевы, читает молитву
«Отче наш» и т. д. Но даже в этом исправленном тексте есть эпизод, когда Герда
поет Каю рождественский псалом: «Розы цветут…Красота, красота! Скоро узрим мы
младенца Христа!» 

И каждая сказка Андерсена учит
ребенка чему-то новому, расширяет его кругозор, будит его фантазию. Прочитав
сказку «Соловей» почему бы не поговорить с ребенком о Китае, а прочитав «Калоши
счастья» рассказать ребенку о Дании.

Я уже не говорю, что «Снежная королева»
Андерсена воспринимается детьми как захватывающий авантюрный роман. Этому
способствует и яркая образная система датского писателя.

Он настолько живо
описывает своих персонажей, что они часто служат героями детских рисунков. 

Но главная ценность сказок Андерсена
в том, что они обращаются не только к разуму ребенка, но и к его сердцу.
Мастерством своего пера великий сказочник внушает детям сострадание к
Русалочке, восхищение отважной Гердой и Верным Оловянным Солдатиком.

В сказках
Андерсена есть еще одно большое достоинство – в них практически нет насилия и
жестоких сцен (если не считать насилием похищение Дюймовочки или предполагаемую
казнь Солдата в «Огниве»). Все его истории очень мудрые и добрые.

Вот только
иногда они бывают с грустными концами. 

Все названные выше особенности
подчеркивают то новое, что появилось в сказках писателя в период зрелого
творчества. Одни из лучших в мировой литературе детские сказки – они адресованы
в равной мере и взрослым.

Источник: https://sites.google.com/site/velikiesk/home/tvorcestvo-g-h-andersena

Сочинения по произведениям Андерсена Г.Х

Сказки X. К. Андерсена знают и любят все дети. В них чудесным образом переплетаются два мира — реальный и волшебный.

Больше всего мне нравится его сказка «Снежная королева». В ней рассказывается о девочке Герде и мальчике Кае, живших по соседству и часто ходивших друг к другу в гости. Их связывала такая преданная дружба, что они считали себя братом и сестрой.

Подробнее…

Мне эта сказка очень понравилась. Эта сказка жизненная, из нее очень многое можно взять для себя полезного.

Когда читала сказку “Гадкий утенок” вспоминала я свои школьные годы. До восьмого класса я была в своем классе “гадким утенком”, мало общалась с одноклассниками, чаще была одна на переменках, многие мальчишки надо мной смеялись, что я “заика”. В общем говоря, замыкалась в себя, жила в школе в своем одиночестве.

Подробнее…

На мой взгляд, сила главной героини «Снежной ко­ролевы» Герды в ее неисчерпаемой доброте, дружес­ком участии, преданной любви к Каю, целеустремлен­ности и желании помочь другим людям.

Герда выросла с Каем по соседству. Все дни до внезапного исчезновения ее друга дети проводили вме­сте. У них было много общего. Взять хотя бы розы, которые росли в их маленьком садике на чердачном эта же, которыми дети могли без конца любоваться.

Подробнее…

СТОЙКИЙ ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК (дат. Den Standhaftige tinsoldat) — герой сказки Х.К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» (1838), символ несгибаемого мужества и упорства.

Его судьба описана кратко, но она полна событий, хотя и неправдоподобных, но убедительных в этом волшебном мире, где в сложном единстве сосуществуют люди, звери и игрушки.

Он — один из двадцати пяти игрушечных солдатиков, «родных братьев по матери — старой оловянной ложке», которых подарили на день рождения маленькому мальчику.

Подробнее…

ГАДКИЙ УТЁНОК (дат. Den Grimme filing) — герой сказки Х.К.Андерсена «Гадкий утенок» (1843). Мытарства некрасивого «утенка», который на самом деле лебедь, обычно интерпретируют как метафору судьбы художника. Между тем сокровенный смысл этой философической сказки Андерсена, близкой к притче, в извечном столкновении двух сил: добра и зла.

Читайте также:  Сочинение желание денег заглушает разум

Подробнее…

Сказки Андерсена являются единственными датскими произведениями, вошедшими в мировую литературу. Время не лишило их жизненной силы, и они пересекли все национальные границы.

Из богатого литературного наследия датского писателя можно насчитать не менее десятка сказок, о которых не слышал разве что глухой.

Но если на Западе безусловным фаворитом этого хит-парада является «Русалочка», то у нас явно лидирует «Снежная королева».

Подробнее…

Девочки бывают разные: есть капризницы, есть болтушки, есть ябеды и вредины. Но, к счастью, встречаются и такие, как маленькая героиня сказки X. К. Андерсена «Снежная королева». Герда — надежная и верная подруга.

Она даже не подозревает об ужасных волшебных осколках, попавших в глаз и в сердце ее названого брата Кая, и тем не менее, когда он превращается из веселого, доброго и заботливого мальчика в жестокого, злого и насмешливого, Герда не отворачивается от него.

Подробнее…

Со сказками удивительного датского сказочника мы знакомимся, еще не научившись читать. «Стойкий оловянный солдатик» и «Гадкий утенок», «Дюймовочка» и «Русалочка» становятся нашими друзьями еще в раннем детстве. И все же из всех сказок X. К. Андерсена мне больше всего нравится «Снежная королева». Это сказка о верной дружбе, о силе преданной любви.

Подробнее…

Источник: https://moitvoru.ru/index.php/home/sochineniya-po-proizvedeniyam/andersen-g-kh

Ганс Христиан Андерсен. Жизнь и творчество

Ганс Христиан Андерсен(1805—1875)Среди писателей Дании XIX в. наибольшую известность за пределами страны приобрел Ганс Христиан Андерсен. Он родился в провинциальном датском городке Оденсе, на острове Фюн. Отец писателя-сказочника был сапожником, мать – прачкой.

В рассказе Андерсена «Пропащая» сынишка прачки в легонькой залатанной одежонке, обутый в тяжелые деревянные башмаки бежит к реке, где его мать, стоя по колено в ледяной воде, полощет чужое белье. Таким запомнилось Андерсену его детство.

Но и тогда ему выпадали радостные, драгоценные минуты, когда отец читал сыну удивительные сказки из «Тысячи и одной ночи», мудрые басни, веселые комедии, а мать, бабушка или старухи соседки рассказывали по вечерам изумительные народные сказки, которые через много лет Андерсен по-своему пересказал детям.

Учился Ганс Христиан в школе для бедных, участвовал в самодеятельном кукольном театре, где импровизировал забавные сценки, переплетая жизненные наблюдения с ребячьим вымыслом.Рано умер отец, и маленькому мальчику пришлось работать на швейной фабрике. В четырнадцать лет Андерсен с узелком в руке и с десятью монетами в кармане пришел пешком в столицу Дании – Копенгаген.

Он принес с собой тетрадку, куда с чудовищными орфографическими ошибками записывал крупными буквами свои первые сочинения. Только в семнадцать лет ему снова удалось сесть за парту рядом с маленькими мальчиками, чтобы продолжить образование. Пять лет спустя Андерсен стал студентом Копенгагенского университета.Бедность, голод, унижения не помешали ему писать стихи, комедии, драмы.

В 1831 г. Андерсен создал первую сказку, а начиная с 1835 г. он почти ежегодно дарил детям к Новому году сборники удивительных сказок.Андерсен много путешествовал. Он подолгу жил в Германии, не раз бывал в Италии, посетил Англию, Францию, Испанию, Португалию, Грецию, Турцию, даже Африку. Он дружил со многими поэтами, писателями, композиторами.

С Гансом Христианом Андерсеном мы часто встречаемся в его сказках.

Мы узнаем его и в том студенте из сказки «Цветы маленькой Иды», который умел рассказывать чудеснейшие истории и вырезать из бумаги великолепные дворцы и затейливые фигурки; и в волшебнике Оле-Лукое; и в веселом человеке из сказки «Ель», который, сидя под елкой, рассказывал детям про удачливого Клумпе-Думпе; и в одиноком старичке из сказки «Бузинная матушка», про которого говорили, что, до чего он ни дотронется, на что ни взглянет, из всего выходит у него сказка. Так и Андерсен умел любую мелочь превратить в сказку, и для этого ему не была нужна волшебная палочка.

Андерсен горячо любил простых, трудолюбивых людей, сочувствовал бедным и несправедливо обиженным: Маленькому Клаусу, пахавшему свое поле только по воскресеньям, потому что шесть дней в неделю он работал на поле Большого Клауса; бедной женщине, которая жила на чердаке и каждое утро уходила топить печи в чужих домах, оставив дома больную дочку; садовнику Ларсену, выращивавшему для своих спесивых господ удивительные плоды и цветы. Андерсен ненавидел всех тех, кто считает, что за деньги можно купить все, что в мире ничего нет дороже богатства, и мечтал о счастье для всех людей с добрым сердцем и умелыми руками.

В сказочных историях Андерсена, словно в волшебном уменьшительном зеркале, отразились картины настоящей жизни буржуазной Дании прошлого века. Поэтому даже в его фантастических сказках так много глубокой жизненной правды.

Любимые герои Андерсена – это Соловей, певший звонко и сладостно, живший в зеленом лесу у моря; это Гадкий утенок, которого все обижают; Оловянный солдатик, всегда державшийся стойко, даже в темном брюхе большой рыбы.В сказках Андерсена счастлив не тот, кто прожил жизнь для себя, а тот, кто принес людям радость и надежду.

Счастлив розовый куст, каждый день даривший миру новые розы, а не улитка, закупорившаяся в своей раковине («Улитка и розовый куст»).

А из пяти горошин, выросших в одном стручке («Пятеро из одного стручка»), самой замечательной оказалась не та, которая раздобрела в затхлой воде водосточного желоба и гордилась тем, что скоро лопнет, а та, которая проросла в щели дощатого подоконника под чердачным окошком.

Росток выпустил зеленые листочки, стебелек обвился вокруг бечевки, и однажды весенним утром распустился светло-розовый цветок… Жизнь этой горошины не прошла даром – каждый день зеленое растеньице приносило новую радость больной девочке.

Много лет прошло после смерти великого сказочника, а мы все еще слышим его живой мудрый голос.

Источник: https://myessay.ru/2014-11-27-19-22-44/42-2014-11-28-16-16-48/310-2014-11-28-16-24-58.html

Творчество Ханса Кристиана Андерсена

Скандинавский фольклор был той драгоценной средой, которая питала литературную сказку, в том числе и творчество великого датского сказочника X. К. Андерсена, финляндского писателя С. Топелиуса и шведской писательницы С. Лагерлёф.

Творчество Ханса Кристиана Андерсена — Чане Кристиан одно из самых значительных явлений в истории датской и мировой литературы А1Х века.

Автор многочисленных произведений в различных жанрах, он достиг вершины в своих сказках, ибо необычайно велики гуманистическое, идейное и эстетическое значение этих сказок, раскрывающих мир больших и чистых человеческих чувств, глубоких и благородных мыслей.

Сказки Андерсена занимают важное место в истории национальной культуры Дании, так как писатель вложил в них глубокий конкретно-исторический смысл. В его произведениях дана широкая критика датского общества 20—70-х годов XIX века.

«Для нас, датчан,— говорил датский писатель-коммунист X. Шерфиг,— Ханс Кристиан Андерсен является подлинно национальным, самобытным писателем, неотделимым от наших родных цветущих островов.

В нашем сознании он неразрывно связан с историей Дании, с ее традициями, природой, характером народа, с его своеобразной склонностью к юмору».

Сказки Андерсена дороги и понятны людям разных возрастов, разных эпох, разных стран. Они способствуют формированию детского сознания, воспитывают в духе демократизма. Глубокое философское содержание видят в них взрослые. Популярные в России XIX века, они живы и поныне в Советском Союзе.

Светлые образы сказок Андерсена, их большие гуманистические идеи особенно близки советскому читателю. Празднование 150-летия со дня рождения Андерсена, состоявшееся 2 апреля 1955 года по решению Всемирного Совета Мира, явилось свидетельством огромного международного значения наследия писателя.

Андерсен — демократ и гуманист, мировоззрение которого складывалось под сильным влиянием традиций Просвещения и современных ему политических событий в Европе; он приветствовал Июльскую революцию во Франции и воспевал «древо свободы», выросшее в Париже.

Сочувственно относился он к революционным событиям в Италии, Швейцарии, Греции и к крестьянскому движению у себя на родине. Однако патриархальность Дании того времени, о которой еще Ф. Энгельс писал, что нигде, кроме этой страны, не существует «такой степени нравственного убожества, цеховой и сословной узости…

» заставила Андерсена настороженно принять события 1848 года и первые шаги рабочего движения в Дании в начале 70-х годов.

У Андерсена не было четкой и определенной политической программы, он стоял на общегуманистнческой позиции. Писатель не принимал участия в борьбе за конституцию у себя на родине, хотя сочувственно относился к передовым идеям эпохи. Он боролся за  этический  идеал справедливости,  добра,  любви  и человеческого достоинства.

Эти просветительские и гуманистические принципы Андерсен положил в основу своего творчества. В самом начале литературного пути писатель следовал традициям романтической школы, но уже в конце 20-х годов выступил против чрезмерной фантастики немецкого романтизма в творчестве его датских эпигонов.

В дальнейшем Андерсен требовал, чтобы литература правдиво отражала жизнь.

Андерсен родился 2 апреля 1805 года в Оденсе. Отец его был башмачником, мать — прачкой; мальчик посещал школу для бедняков, а в 1818 году переехал в Копенгаген, где пытался стать певцом и балетным актером.

В 1823 году будущий писатель поступил в школу в Слагельсе, затем в Хельсингёре, в 1828 — в университет в Копенгагене. С начала 30-х годов занимался профессионально литературной деятельностью и много путешествовал.

Особое влияние на мировоззрение Андерсена оказало путешествие во Францию, Швейцарию и Италию, Грецию и Испанию. Писатель был членом оппозиционного общества борьбы за свободу печати в Дании.

Он читал свои произведения в «Союзе рабочих», а в 1867 году был избран почетным гражданином своего родного города Оденса. К концу жизни великий сказочник стал подлинно народным писателем Дании.

Андерсен начал писать еще в начале 20-х годов и пробовал свои силы в жанрах лирики, романа, драматургии, путевого очерка, биографического этюда и т. д.

Даже в самых первых его стихотворениях отчетливо видны мотивы будущих сказок («Русалка с острова Самсё», «Хольгер-Датчанин», «Снежная королева» и т. д.

), а позднее его патриотизм («Дания — моя родина») и сочувствие свободолюбивым идеалам («Часовой», «Шильонский замок»).

Большой интерес представляют романы Андерсена «Импровизатор» (1835), затем «О. Т.» (1836), в которых отразился неосуществленный замысел произведений об Июльской революции.

Основная часть наследия Андерсена — его сказки и истории (сборники: «Сказки, рассказанные детям», 1835—1842; «Новые сказки», 1843—1848; «Истории», 1852—1855; «Новые сказки и истории», 1858—1872), сделавшие его имя всемирно известным.

Пользуясь народными датскими сюжетами и создавая новые оригинальные сказки, Андерсен внес глубоко актуальное содержание в свои произведения, отразил в них сложные противоречия современной ему действительности («Маленький Клаус и Большой Клаус», «Принцесса на горошине», «Новое платье короля», «Калоши счастья» и др.).

Своеобразие этих замечательных сказок заключается в том, что Андерсен, с одной стороны, необычайно очеловечил, приблизил к жизни самые фантастические персонажи своих произведений   («Дюймовочка»,  «Русалочка»).

  С другой  стороны,  он придал фантастичность обыкновенным, реальным предметам и явлениям. Люди, игрушки, предметы домашнего обихода и т. д. становятся героями его произведений, переживают невиданные волшебные приключения («Бронзовый кабан», «Штопальная игла», «Воротничок» и т. д.).

Неувядаемую прелесть придают сказкам андерсеновский юмор и живой разговорный язык. Необычайно велика в них и роль рассказчика. Рассказчик является носителем этического идеала Андерсена, выразителем его кредо, образцом его положительного героя.

Он раскрывает бедственное положение народа и осуждает его поработителей, он обличает пороки светского общества.

Источник: http://www.uznaem-kak.ru/tvorchestvo-xansa-kristiana-andersena/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector