Сочинения по творчеству распутина

14 марта за день до своего 78-летия ушёл из жизни замечательный русский писатель, общественный деятель, человек широкой души и доброго сердца – Валентин Григорьевич Распутин.

Родился Валентин Григорьевич в селе Усть-Уда Восточно-Сибирской области в крестьянской семье.

Окончив местную начальную школу, вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа (об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ «Уроки французского»). После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского государственного университета.

Работал в редакционной коллегии книжной серии «Литературные памятники Сибири». В 1980-х годах был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета». Во время перестройки занимал активную гражданскую позицию, негативно относился к либерализму и перестроечным реформам. В 1989-1990 годах был Народным депутатом СССР.

Крылатой формулой контрперестройки стала процитированная Распутиным в выступлении на I Съезде народных депутатов СССР фраза П. А. Столыпина: «Вам нужны великие потрясения. Нам нужна великая страна». Распад СССР воспринял как личную трагедию. В 2000-х годах являлся членом Патриаршего совета по культуре.

В Иркутске содействовал открытию Православной женской гимназии, был одним из издателей православно-патриотической газеты «Литературный Иркутск».

Некоторые известные произведения Валентина Распутина были экранизированы с 1969-го года. В частности, это такие рассказы и повести, как «Рудольфио» (1969), «Уроки французского» (1978), «Продается медвежья шкура» (1980), «Прощание с Матерой» (1981), «Василий и Василиса» «1981», и, наконец, «Живи и помни» (2008).

В 2013 году с Виктором Кожемяко опубликовал книгу «Эти двадцать убийственных лет», в которой прямо описал попытки превращения народа в «народонаселение», духовную и моральную деградацию за последние два десятилетия.

Валентин Григорьевич посвятил всю свою жизнь одному великому делу: учил людей хорошему. И это ему удавалось. Произведения писателя читал практически весь советский народ. Такие разные истории, такие разные герои, такой разный посыл каждой повести или рассказа, но их объединяет одно: желание помочь читателю стать добрее, милосерднее, сочувственнее и внимательнее к другим.

Рассмотрим работу Валентина Григорьевича на примере некоторых конкретных произведений

Так, автобиографический рассказ «Уроки французского», обзор которого мы сделали за неделю до смерти писателя, учит читателей состраданию, милосердию и человеческому достоинству. Главный герой Володя уезжает из родной деревни, чтобы учиться в средней школе, однако в суровые послевоенные годы еле сводит концы с концами, заболевает малокровием.

Средств не хватает даже на необходимое при малокровии молоко. Молодая учительница вникает в проблемы ученика и старается всячески помочь ему, но мальчик отказывается, потому что принимать помощь ниже его достоинства.

Учительница придумывает азартную игру и нарочно проигрывает мальчику деньги, за что увольняется директором школы, уезжает на Кубань, однако продолжает присылать Володе посылки.

Сочинения по творчеству Распутина

Это не просто «Уроки французского», это уроки доброты, солидарности и достоинства. В чем-то это и упрек некоторым современным учителям, которые заботятся лишь об отработке часов, заработной плате, и вовсе забывают помогать своим ученикам, ведь учителя играют огромную роль в воспитании подрастающего поколения – будущего нашей страны.

В рассказе «Продается медвежья шкура» сюжет довольно простой. Охотник Василий в тайге с легкостью расправляется с обитателями дикой природы, особенно медведями. «Он был отличным медвежатником».

Однажды, убив медведицу, он понимает, что его жизнь превратилась в ад: медведь начинает преследовать его и даже нападать, пытаясь отомстить за убийство своей жены-медведицы.

Главный герой вынужден убить медведя из ружья, но это отнюдь не облегчает жизнь Василия: его начинает мучить совесть, он задумывается о праве людей вмешиваться, вторгаться в судьбу обитателей таежного мира.

Совестливость и забота о природе – главный посыл данного произведения. Читатель невольно становится на место главного героя и начинает рассуждать синхронно с Василием о вреде вмешательства в жизнь медведей и других животных.

 Произведение подталкивает читателя также задуматься о месте и роли каждого элемента в живой системе мира, об осознании понятия меры ответственности, как следствия свободы воли выбора, о встрече с осознанием «побочных эффектов» представления о собственном превосходстве или всемогуществе.

Рассказ «Василий и Василиса» повествует о простой деревенской семье: о муже Василии, жене Василисе, их детях и их соседях.

 Все шло своим чередом, пока Василий не пристрастился к алкоголю и в пьяном состоянии не избил свою беременную жену, у которой вследствие этого случился выкидыш.

После этого главного героя мучает совесть за содеянное, но в старости он получает прощение от своей супруги. Рассказ служит примером сильнейшей антиалкогольной пропаганды, которой сегодня так не хватает в нашей жизни.

Сочинения по творчеству Распутина

И, наконец, рассмотрим посыл экранизированной трагедии писателя – «Прощание с Матерой». Рассказ о переселении жителей деревни на новое место в связи с затоплением деревни для строительства ГЭС. Показаны самые глубокие эмоциональные переживания и страдания всех героев рассказа.

Деревенские очень болезненно воспринимают переселение, ведь здесь могилы их предков, которые они желают забрать с собой на новое место… Суть данного произведения заключается в демонстрации настоящей любви к Родине.

Не только к малой, как в повести, но и к большой Родине, ведь человек врастает в родную землю корнями.

Главные герои произведений Валентина Григорьевича Распутина – очень разные люди, но их объединяют такие качества, как совестливость, сочувствие, бескорыстие, любовь к Родине, неприятие пороков, исправление собственных ошибок. Все работы великого русского писателя учат нас быть достойными, ответственными и трезвыми людьми.

Кирилл Озимко

Источник: https://whatisgood.ru/press/books/tvorchestvo-valentina-rasputina-uchit-xoroshemu-vsex-sovetskix-lyudej/

Творчество В. Распутина

В произведениях Валентина Распутина действие почти всегда происходит в деревне.

Его главными героями в большинстве случаев являются “старинные старухи” – хранительницы того древнего, исконного, безвозвратно уходящего из жизни. Сюжет каждого произведения В.

Распутина связан с испытанием, выбором, смертью. Так, в повести “Последний срок” говорится о последних днях жизни старухи Анны и о ее детях, собравшихся у постели умирающей матери.

Смерть не только высвечивает характеры всех персонажей, но и в первую очередь самой старухи. Действие “Живи и помни” происходит в победном 1945 году, когда главному герою повести – Андрею Гуськову не хотелось умирать на фронте и потому он пошел на дезертирство.

В центре внимания Распутина стоят нравственные и философские проблемы, вставшие как перед самим Андреем, так и перед его женой Настеной.

В трагическом “Прощании с Матерой” описываются затопление для нужд ГЭС острова, на котором расположена старая сибирская деревня и последние дни его жителей – стариков и старух, решивших остаться там.

В повести автор обостряет вопрос о смысле жизни, о соотношении нравственности и прогресса, о смерти и бессмертии. Во всех трех повестях он им создаются образы русских женщин, носительниц нравственных ценностей, его философского мироощущения народа.

Их можно сравнить с шолоховской Ильиничной и солженицынской Матреной, развивающих и обогащающих образ сельской праведницы. При этом всем им присуще чувство чрезвычайной ответственности за происходящее, чувство вины без вины, осознание своей нерасторжимой связи с человеческим и природным мирами.

Носителям народной традиции во всех повестях Распутина противостоят те, кого можно назвать “обсевками”.

Подобно другим писателям-“деревенщикам”, писатель видит истоки бездуховности в социальной действительности, которая лишила человека чувства хозяина, сделав его винтиком и исполнителем чьих-то решений.

С другой стороны Распутин предъявляет высокие требования к самой личности.

Для него совершенно неприемлемы индивидуализм, пренебрежение такими народными национальными ценностями, как Дом, труд, могилы предков, продолжение рода.

В прозе писателя все эти понятия обретают материальное воплощение и описываются в лирико-поэтической манере. В творчестве Валентина Распутина как никогда выражен трагизм авторского мировосприятия. Однако писатель верит в духовное здоровье русского народа.

Свою веру он передает в сакральных, “языческих” внутренне, образах-символах .

Противопоставление сочного народного языка обыденной казенной речи последовательно проводится во всех произведениях Валентина Распутина.

Герои его повестей говорят образным живым языком, не лишенным и диалектных слов. В кульминационных сценах их речь словно отражает народную мудрость, становится близкой к пословицам и поговоркам.

В дальнейшем творчество писателя претерпело ряд стилевых изменений.

В небольших рассказах “Век живи – век люби” и “Что передать вороне?” Распутин, развивая уже освоенные им психологические и символические художественные приемы, преодолевает границы подобия жизни за счет использования иррациональных ситуаций, говорит о таинстве человеческого бытия, о связи самых различных явлений с законами Космоса, о стремлении человека выйти за пределы обыденной жизни и о его ответственности за духовное и физическое падение. С другой стороны публицистический пафос превалирует в рассказах “Век живи – век люби”, “Не могу-у” и особенно в повести “Пожар”. Однако шофер Иван Петрович Егоров – главный герой повести – не является лишь рупором авторских идей.

Это персонаж, характерный для Распутина – человек совестливый, не столько обвиняющий земляков, сколько казнящий себя.

Трагедия помогла ему преодолеть нравственную усталость и отбросить слабодушную мысль об отъезде.

В открытом для читателя финале повести, автор дает понять, что жизнь продолжается и его герой, выйдя из обрушившегося на него испытания еще более закаленным, будет продолжать бороться.

Источник: https://studentguide.ru/sochineniya-po-literature/tvorchestvo-v-rasputina.html

Творчество Распутина | Инфошкола

Распутин в своём творчестве утверждает зависимость человеческих характеров от сущностных свойств вещей и явлений. Основой произведений крупнейшего русского писателя нашего времени стали жизненные ценности, которые воплощаются как в реальном, так и в метафизическом пространстве национального самосознания.

Тексты Распутина – это  повествования с особенными идейно-нравственными задачами.

В них мы находим характерный для национальной литературы образно-художественный метод решения мировоззренческих проблем, раскрывающий сферу личного бытия через чувство соборности, всеединства, метафизику глубоко жизненных народно-религиозных начал. Данное свойство не есть завоевание только русской литературы.

Однако только в ней оно теснейшим образом связано с выходом за пределы «здешнего» мира, с духовным падением и возрастанием человека, а в идеале — с его преображением, которое выступает важнейшей идеей всей русской национальной философии и художественной мысли.

Живая ткань писательской мысли Распутина рождается в единстве мировоззренческого и эстетического начал. Книги писателя глубоко философичны, но не нагружены многословной риторикой.

Повести и рассказы Распутина, его публицистика отражают особенности развития русского национального сознания в переломную эпоху, когда Россия оказалась на грани утраты своего исторического наследия, своих духовно-нравственных традиций, своей веры.

Впитанная писателем духовная традиция открывает в его текстах новые горизонты смыслопорождения, связанные со становлением национального чувства. Раздумывая о мировоззренческом складе нашего народа, Распутин выделяет «русскость в широком смысле»

Сферу выражения национально-характерного склада мысли в художественном письме принято связывать со стилем или дискурсом.

Именно национально-художественный стиль — наиболее адекватное понятие, которое закрепляет категориальный статус за этой ключевой характеристикой эстетического самоопределения художника.

Стилевое единство возникает в момент освоения автором с помощью самобытных образно-поэтических средств устойчивых идей, кодов народного миропонимания.

Вступление Распутина на литературную стезю было  подготовлено журналистским опытом. Его первая повесть «Василий и Василиса» (1965-1966) открыла настоящего мастера слова. Историю жизни Василия и Василисы Распутин уложил в пять коротких эпизодов -картин. После нескольких лет супружества героиня повести указала на дверь своему задурившему мужу.

Читайте также:  Сочинение на тему новый год

Она отрекается от Василия, отчаявшись переменить его буйный нрав. Чувство собственного достоинства в крови у Василисы. Обаяние ее — в духовной широте, в полнокровном течении внутренней жизни. В Василисе есть что-то от характера русских рек: она сурова и милосердна, удивительно отзывчива на человеческое горе.

Вот почему, прожив тридцать лет вдовой при живом муже, Василиса будет рядом с ним в его смертный час, все поймет и простит.

Потрясает финал произведения, утверждающий мотив духовного единства. Праведные слезы Василисы возвращают умирающего Василия из одиночества в большой мир, на котором «и смерть красна». «Последний срок » (1969-1970) — название повести В.Распутина.

захватывающей читателя своей психологической и философской глубиной. Она стала одним из самых значительных явлений русской прозы 1970-х годов. Все содержание «Последнего срока» просвечивается через тему противоборства жизни и смерти.

 Восприятие жизни и смерти дается здесь таким, каким оно вышло из недр народного сознания. Поиски жизнестроительного идеала становятся поиском истоков национального мышления о мире, яркие черты которого несет в себе Анна.

В образе старой матери, побеждающей смерть силой любви к жизни, воплощены главнейшие эстетические идеи Распутина. Начало повести возвращает нас к традиционному мотиву русской литературы.

Предсмертный апофеоз человека, испытание его духовности на пороге смерти и выход за пределы физического мира часто изображаются писателями национальной реалистической школы. Эта тема привлекала Достоевского, Тургенева, Лескова и Шолохова. Кажется, невозможно после них открыть здесь что-то новое, своеобычное. Но Распутин сумел сказать здесь свое незаёмное слово.

Драма Анны Степановны, верящей, что «для того И приходит в мир человек, чтобы мир никогда не скудел без людей и не старел без детей » , а «надежда идет от Бога, < … > потому что надежда робка, стеснительна, добра» — источник образной мысли художника. По его убеждению, рано лишая себя корня и опоры, не добрав из «родительской сумы», люди многое теряют в своем духовном развитии.

Умирая, старуха Анна наталкивается на равнодушие своих взрослых детей, которые собрались проводить ее в последний путь. Они забыли «совсем, до пустоты» радость работы на покосе и пашне. Им неведомо чувство артельности, состояние связи с другими людьми и природным миром, той самой соборности, о которой размышляли славянофилы и Ф.Достоевский, Н.

Страхов и русские религиозные философы хх века.

В последней главе повести Распутин обратился к одной из самых древних форм устного слова. Печально и торжественно звучит здесь плач по матери. Красота и смысловая выразительность этого жанра народного творчества дают Распутину возможность больших обобщений.

Строки  «Ты, лебедушка моя, родима матушка» связана с развитием темы духовного наследия. Использование фольклорных мотивов и средств в его прозе — это поиски способов переработки народного слова.

Особый характер социальных связей, красоту сибирской природы Распутин познает благодаря складывающемуся  фольклоризму художественного мышления. В «Последнем сроке» стихия природы, как в волшебной сказке, приходит на помощь героине. Солнце сопутствует последним движениям души Анны.

Этот своеобразный солнечный аккомпанемент выявил единство старой крестьянки с родной землей. Писатель проникает на глубину древнейших инстинктов народного сознания.

Этим и объясняется тот факт, что Анна в полном согласии с древнеславянскими представлениями о строении земли видит солнечные лучи, лестницей перекинутые через небо. Вот почему « … счастливо ей жить в эту минуту на свете, смотреть своими глазами на его красоту, находиться среди бурного и радостного, согласного во всем действе вечной жизни … ».

«Живи и помни» (1973-1974) — правдивое повествование о жизни далекой от фронта сибирской деревни в последние месяцы Великой Отечественной войны.

Смертельное дыхание битвы с фашизмом опаляет судьбы центральных героев повести — Настёны и Андрея Гуськовых. В натуре Настёны сошлись, как в фокусе, нравственные заповеди народа.

Путь Андрея, ставшего дезертиром, — это путь утраты социальных связей, потеря человеческого начала в человеке.

Настёна и Андрей — песчинки одной человеческой реки, но глубоко различные натуры. Светлый образ молодой женщины, достигающий эпического звучания, противопоставляется отступнику, осужденному на смерть в народной памяти.

Отсюда известное сходство и различие главных персонажей повести, контрасты их мироотношений.  У Настёны — это нравственная философия греха и покаяния:  «Не лучше ли Андрею все же выйти и повиниться? Веруют же: об одном кающемся  больше радости в небе, чем о десяти праведных.

Люди тоже должны понимать, что тот, кто упал до такого греха, впредь для греха не годится».

На стрежне реки Настёна оказывается лицом к лицу с историческим временем. Истинно национальное чувство всеобщей связи окрашивает ее думы. Она боится «потерять берега».

Смятенный внутренний голос героини вливается в многоголосый хор поколений: «На душе было от чего-то тоже празднично и грустно, как от протяжной старинной песни, когда слушаешь и теряешься, чьи это голоса — тех, кто живет сейчас, или. кто жил сто, двести лет назад.

Смолкает хор, вступает второй … и подтягивает третий … Нет, сладко жить; страшно жить; стыдно жить».

В событиях, которые легли в основу –«Прощания с Матёрой» (1975-1976), Распутина привлекает само состояние кануна исторического поворота, определившего судьбу крестьянства, будущее всей России.

Назвав остров посреди Ангары и старожильческое поселение на нем одним именем — Матёра, Распутин сохраняет за этим словом его исконное значение: середина, глубь, русло, Матёра — до осязаемости реальная земля, но, в то же время, она, подобно сказочному Беловодью или Буян-острову, олицетворяет исторический уклад  жизни русской деревни.

Повествование не раз возвращается к прошлому, к местным легендам и преданиям. Но старая Матёра с ее древним бытом «откоренилась, сошла с привычного хода».

Последние жители острова поставлены временем в особые условия: они находятся на стыке уходящей земледельческой эпохи с веком техники. На самом «сгибе» — героиня повести Дарья Пинигина.

Это одна из главных фигур в веренице образов женщин-матерей у Распутина. Писатель доказывает правоту взгляда Дарьи на реальный мир.

Сколько истины в ее реплике: «Быть может, это одно вечно, лишь оно передаваемое, как Дух Святой, от человека к человеку < … > и вынесет когда-нибудь  к чему-то, ради чего жили поколенья людей».

В прозе Распутина народный характер начинает складываться с незаметных движений души — с «тихого делания». Он не мыслим без мелочей крестьянского обихода и вне природного окружения. Мир сельского жителя у Распутина всегда разомкнут, помещен в метафизическое пространство Руси-России.

Героям писателя близки и понятны движения природы и смысл перемен в человеке, поскольку они сами находятся в этом едином круговороте. Поэтому его герои, погруженные в материальный быт, одновременно подняты на неизмеримую высоту: к отысканию смысла жизни, духовных основ бытия.

С точки зрения интенсивности национально-художественного стиля особенно замечательны очерки Распутина «Сибирь, Сибирь», написанные на рубеже 1980- 1990-х годов.

На всем протяжении «путешествия в землю Сибирскую» автор сопровождает его эпизоды ми, содержащими религиозно-метафиэическую лексику и образность: «Благословляющий Россию «в рабском виде Царь Небесный» долго оставался и символом ее, и утешением, и надеждой, пока просветители не отняли у нее и этот образ.

И невесть сколько стоит Россия нараскоряку меж своим и чужим, то на одну ногу делая упор, то на другую, шарахаясь из крайности в крайность, словно не подозревая, что можно и на обе ноги стать, коли их отросло две, но не забывая при том, правая, несущая, — под свой груз, иначе теряется весь замысел о народе и национальности» .

В этой книге рассказу о покорении Сибири придается особая стилевая окраска посредством ввода в текст множества мыслительных конструкций, взошедших на языке христианской культуры.

Самый ход мысли и ее интонацию Распутин заимствует из этого источника: «и человек, сознательно или бессознательно потерявший душу, теряет и себя, он уже не человек, а только подобие человека, как в человеке он был подобием Божиим».

Лишь человек, имеющий «строительное продолжение», «тот, тело которого в душе, как в чистоте и ограде, — тот и только тот сущий человек, ему принесены были дары и испытания».

В одном из последних своих произведений — повести «Дочь Ивана, мать Ивана» — Распутин, сохраняя приверженность нравоописательному жанру, создал едва ли не самое душевно-ранящее, пронзительное свое произведение. Уже ставший для него привычным сюжет преступления и наказания на этот раз перерос в сюжет национальной судьбы.

Над дочерью героини жестоко надругались, и мать, не найдя справедливости и сочувствия у своекорыстных судебных арбитров, убивает насильника в помещении суда. Потрясает не бездушие людей, а их беспомощность, безвольность, неспособность отстоять честь семьи, страны. Главные герои Распутина — натуры незаурядные.

Писателя привлекают характеры цельные, редкие, такие, в которых заложен инстинкт народного самосохранения. Эти образы религиозны в своей первооснове: у Распутина каждый из ведущих персонажей несет в себе свет народной веры, тесно связанной с православной духовностью. В воспоминаниях об А.

Вампилове Распутин нашел точные слова, характеризующие одно из качеств собственного творчества, «приточного к русской традиции», — «нравственное созидание» .

 Основой писательского миропонимания оказалась судьба человека земледельческого труда, преемника душевности и этических норм русского крестьянина. Многое в этом мире определяет универсализм христианства. Устойчивый взгляд на человека и природу, энергия духовных ценностей, собранных вокруг религиозно-деятельного чувства, — наиболее яркие черты национального мировоззрения.

Именно они формируют русский характер, характер славянина, в чьем «нравственном миропорядке добро и зло имеют определенные, раз и навсегда закрепленные места».

Представления эти сохраняются, по словам Распутина, и у национально мыслящего писателя в его «чуткой, страдающей душе»: «Мы — носители силы и боли России, слова ее и духа, — заявляет писатель от имени своих сотоварищей по литературному цеху. — Чтобы нести вложенное природой и отеческим благоволением, особого мужества не надо.

Оно требуется, чтобы не хранить в себе правду и тревогу, а говорить о них честно и открыто».

Отсюда, из стремления мыслить в категориях национальной судьбы — внимание Распутина к «блестинкам» древнерусского стиля: к тем страницам церковно-славянской письменности, «на которых старые шрифты, толкующие старые религиозные уставы, стояли рядом с тайнописью и знаками, писанными не рассудком, а порывом. Как человек, испытывающий беспокойство перед озарением, нетерпеливо и слепо подталкивает себя к вспышке -= таковы и эти знаки, какими вперемежку с последовательным развитием сюжета творилась на протяжении двух веков красивая и грустная повесть о Беловодье.

«Русская литература с XIX века особенно расцвела и украсилась художественно и чувственно, отыскала для выговаривания  невыговариваемого слова тончайшей выразительности, но осталась продолжением древнего отечественного летописания под первенством народописания < … > — утверждает Распутин. — Народной судьбой была Отечественная война 1812 года, описанная Толстым, народной судьбой была духовная Русь Достоевского. И чем гениальнее явились в них авторы, тем более они стали народными, сотканными по-пчелиному в ульях национального духа».

Читайте также:  Сочинение о природе (2, 4, 5, 6, 7, 9, 11 класс)

Творческая личность Распутина сформирована этими же качествами. Высокое художественное достоинство произведений, яркая образность языка, стиль мышления, направленный на создание национального образа мира, дополнены свойствами его писательской натуры, которые были названы А.И.

Солженицыным: « … сосредоточенное углубление в суть вещей, чуткая совесть и ненавязчивое целомудрие, столь редкое в наши дни».

Как и вся отечественная классика, проза Распутина запечатлевает картину воскресения души человека, утверждая, по сути, подвижнический опыт свободы духа в вере, в любви к родной земле и ее людям.

Источник: https://info-shkola.ru/tvorchestvo-rasputina/

О творчестве в. г. распутина

Тема: Жизнь и творчество поэта

Началом самостоятельной творческой работы Валентин Гри­горьевич Распутин (род. 1937 г.) считал повесть «Деньги для Ма­рии», которую он написал, будучи уже членом Союза писателей СССР. В 1968 году повесть вышла отдельным изданием.

Сюжет по­вести прост: у продавщицы деревенского магазина Марии обнару­жена недостача в тысячу рублей. Чтобы спасти жену от тюрьмы, ее муж Кузьма отправляется по родственникам и знакомым в поисках денег.

Встречи с разными людьми, размышления Кузьмы о жизни — составляют основу книги.

Широкую популярность Распутину принесла повесть «Послед­ний срок», опубликованная в 1970 г. в журнале «Наш современ­ник». Писатель рассказал о последних днях старухи Анны, в дом которой съехались ее дети.

В советской литературе о смерти про­стых людей было не принято писать, воспевалась обычно героиче­ская смерть во имя партии и родины. Распутин в своей книге, от­талкиваясь от конкретного эпизода, размышляет о смерти, о переходе души человека в мир иной.

Автор поднимает в повести основные вопросы бытия: о смысле жизни на земле, о взаимоотно­шениях детей и родителей, о разрыве со своими корнями и, как следствие, утрате нравственности.

Событием в русской литературе стала повесть «Живи и помни», которая появилась в печати в 1974 г. («Наш современник»). Тема книги: искупление греха предательства ни в чем не повинной ду­ши.

Действие повести разворачивается вокруг дезертирства Андрея Гуськова из армии в последние месяцы Великой Отечественной войны. Распутин в одной из бесед говорил: «Мне интересны жен­ские характеры.

Я знаю, как ведет себя женщина, что у нее на уме, как она поступит в этот или следующий момент. Так вот, «Жи­ви и помни» написано о женщинах». Истинной героиней повести является жена Гуськова Настена.

Она не может пережить преда­тельства своего мужа и вынуждена покончить жизнь самоубийст­вом. Бросившись в Ангару, женщина убивает и будущего ребенка. В повести выражена идея ответственности за близкого человека.

Образом Настены автор подчеркивает, что нельзя оттолкнуть чело­века, надо уметь ему сострадать. Повесть «Живи и помни» была встречена неоднозначно: с одной стороны, восторженная критика, с другой, запрет в воинских частях подписки на журнал «Наш совре­менник», так как именно в нем было напечатано произведение, воспевающее дезертирство.

Через два года Распутин вновь потряс читателей, на этот раз это была повесть «Прощание с Матерой» («Наш современник», 1976). В основу сюжета легли реальные события: в годы строительства Брат­ской ГЭС родная деревня писателя Аталинка была затоплена.

Ма­тера — это остров и название деревни, которая подлежит затопле­нию. Старики пытаются отстоять деревню, их волнует судьба деревенского кладбища. Повесть «Прощание с Матерой» — раз­мышления писателя о судьбе русской деревни.

Остров Матера для Распутина — это модель крестьянского мира с его патриархальным укладом жизни, со своими нравственными законами.

Писатель считает, что «цивилизация с какого-то необозначенного времени взяла неверный курс, соблазнившись механическими достижения­ми и оставив на десятом плане человеческое совершенствование». Материал с сайта //iEssay.ru

Распутин считается по праву одним из лучших представителей деревенской прозы. Последним крупным произведением писателя стала философско-публицистическая повесть «Пожар» (1985). По­жар в небольшом поселке Сосновка явился своеобразным наказа­нием людям, погрязшим в наживе, пьянстве, беспамятстве.

В последние годы писатель чаще обращается к публицистике. Среди его последних работ стоит отметить рассказ «Нежданно- негаданно» (1997), повести «Изба» и «Дочь Ивана, мать Ивана».

Распутин, подводя некоторый итог творчества, как-то сказал, что он понял, какое ему Бог дал богатство — народный русский язык.

С ним прямая дорога была в «деревенскую» литературу, помимо нее как писатель он едва бы состоялся.

На этой странице материал по темам:

  • жизнь и творчество распутина википедия
  • Творчество В.Г. Распутина
  • тест по творчеству Распутина
  • в.г. распутин особенности творчества поэта
  • сообщение по жизни и творчеству распутина

Источник: http://iessay.ru/ru/writers/native/r/rasputin/stati/zhizn-i-tvorchestvo-poeta/o-tvorchestve-v.-g.-rasputina

Сочинение на тему "Русская деревня в творчестве Валентина Распутина", — Сочинения по литературе

ТЕМА РУССКОЙ ДЕРЕВНИ В ПОВЕСТИ В. РАСПУТИНА «ПРОЩАНИЕ С МАТЕРОЙ»

Целые поколения, преодолевая пласты времени, жили для того, чтобы ты появился на свет. Двое, а потом еще двое, и еще — именно те, единственные, — не разминулись во времени и пространстве, выжили друг для друга среди опасностей и болезней для того, чтобы на свет появился ты. «Что же должен чувствовать человек, ради которого жили поколения?..

», — спрашивает Валентин Распутин в повести «Прощание с Матерой», одном из значительных, быть может, даже итоговом произведении замечательного пласта отечественной словесности, условно называемого «деревенской литературой».

И писатель отвечает на этот вопрос удивительным, уникальным по своему драматическому психологизму и эмоциональной насыщенности образом главной героини произведения — старухи Дарьи.

«И опять наступила весна, своя в своем нескончаемом ряду, но последняя для Матеры, для острова и деревни, носящих одно название», — последняя потому, что пошли слухи, будто остров затопят, а жителей перевезут в строящийся за Ангарой новый поселок.

Слухи были верные, и их хватило для того, чтобы внести разлад в налаженную веками жизнь деревни: неухоженными стали огороды, опустели некоторые избы, покосились заборы. Эта деревня многое повидала на своем веку за три с лишним сотни лет. Но такое на ее веку было в первый и, видно, теперь уж в последний раз.

Осенью, с окончанием строительства плотины для электростанции, вода поднимется, а перед тем деревню пустят под огонь, остров очистят, и прости-прощай. Все знали об этом. Но знать — одно, а поверить в такое — совсем другое, не каждый и сможет. Особенно если вся жизнь прошла тут, если каждый куст и пригорок знакомы, с любым местом связано что-то памятное.

Если тут и отец твой с матерью похоронены, и дед с бабкой. Вроде бы, давно уж и нет их на свете, но как же без них-то совсем, когда все в воду уйдет? Это — как без памяти.

Мы постепенно знакомимся с Матерой и ее историей, что позволяет не только привыкнуть ко времени и месту действия, но и сродниться с ними. Вначале автор знакомит нас с островом и деревней. Это как бы взгляд с высоты птичьего полета, некий общий пока портрет.

Потом мы знакомимся с главной героиней произведения, «самой старой из старух» Дарьей, с прочими обитателями острова. Знакомимся не поверхностно, а сразу погружаемся в их быт, заботы, судьбы, начинаем догадываться, как они жили, видим, каковы они и что для них ценно.

Здесь начинается в повествовании то теснейшее переплетение человеческих жизней и судьбы Матеры, которое будет прослеживаться, углубляться и исследоваться на протяжении всего произведения.

С первых страниц повести автор уделяет большое внимание Дарье, этой цельной сильной личности. Ее образ и есть тот философский эпицентр, от которого в немалой степени зависит происходящее. Влияние Дарьи на односельчан велико и обоснованно.

О том, какова она, мы можем составить представление из первых же штрихов к ее портрету: «Старуха Дарья, высокая и поджарая…»; у нее «строгое бескровное лицо с провалившимися щеками»; «Несмотря на годы, была старуха Дарья пока на своих ногах, владела руками, справляла посильную и все-таки немаленькую работу по хозяйству «.

Все в ее хозяйстве прочно и слажено, прибрано и ухожено — и затевалось надолго, и продолжается без сучка и задоринки, по заведенному порядку.

Матера приучила людей к неторопливой деловитости, к труду, связывающему прошлое и будущее в узел настоящего. Но прежде сами люди возделали эту землю, обжили ее, обиходили.

Жители Матеры давно уже стали одним целым, и потому особенно остро воспринимается начинающееся несоответствие настроя материнцев и природы, которая еще не знает о предстоящей беде, а если и догадывается, то единственное, чем может ответить, — своею невозмутимостью: «…кругом благодать, такой покой и мир, так густо и свежо сияла перед глазами зелень, еще более приподнявшаяся, возвысившая над водой остров, с таким чистым, веселым перезвоном на камнях катилась Ангара, и так все казалось прочным, веч- ным, что ни во что не верилось — ни в переезд, ни в затопление, ни в расставание». Старухи словно принимают на себя боль природы, давая ей возможность последние месяцы остаться естественной.

Перед нами предстает еще один важный герой, со странным именем Богодул. Это старик, выговаривающий всего несколько слов, да и те ему не нужны — его и так научились понимать, потому что живет он на острове одному Богу известно сколько.

Не из-за экзоти ческой чудаковатости, а благодаря внутреннему благород ству, словно компенсирующему внешнюю безобразность, этот герой воспринимается не иначе, как своеобразный дух Матеры, наиболее явно демонстрирующий связь природы с человеком.

И именно он, а не кто-то другой приносит весть, побудившую героев перейти от пассивного состояния к активным действиям, — весть, с которой начинается одно из основных событий сюжета. Войдя к пьющим чай старухам, он возвестил: «Мертвых грабют!».

С этого начинается тот этический, философский конфликт, который приобретает затем форму противостояния памяти и беспамятства, времени и временности, ценности и цены.

Многое могли бы старухи снести молча, безропотно, многое, но не это: «Мертвых грабют!» — что в их сознании оценивается однозначно: совершают надругательство.

Именно этот конфликт демонстрирует разное отношение людей к одному и тому же: что для одних свято, то для других буднично, что для одних вечно, то для других бренно.

Так, для работников санэпидемстанции все это — чужое, абстрактное, к чему они не имеют отношения: приказали — выполняют. Для Да 351 рьи и других материнцев кладбище — нечто святое, быть может, крепче всего связывающее их с жизнью.

Не зря даже сдержанная Дарья ударила одного из мужиков палкой, со справедливым гневом вопрошая: «А ты их тут хоронил? Отец, мать у тебя тут лежат? Ребяты лежат? Не было у тебя, поганца, отца с матерью. Ты не человек. У какого человека духу хватит?!».

«Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности «, — говорил Пушкин. И в этом смысле материнцы являют собою как раз образец людей высочайшей нравственности. Они чувствуют и свою вину, что не смогли, не успели противостоять, упредить содеянное.

Их готовность защищать кладбище буквально с оружием в руках — это естественная потребность нравственного человека отстаивать честь своего рода, тех, кто дал ему жизнь и кто уже не в состоянии постоять за себя, но кто уходил в мир иной в уверенности, что это сделают потомки — не дадут в обиду.

Иначе, зачем они? Как мы относимся к предкам — далеким ли, близким ли, — так и к нам будут относиться наши потомки, беря пример с нас.

Случай на кладбище — это действительно глубокая рана, психологическая травма, тем более усугубленная пошлым и кощунственным «объяснением «: мол, по будущему морю по едут интуристы, а тут плавают вымытые водой кресты, — как будто это и есть самое важное.

Такие моральные качества и чувства, как благородство, верность, уважение, гордость, любовь, стыд не существуют в отвлеченном виде — они должны подтверждаться поступками. Именно поступки, дела, а не слова и благие намерения доказывают, каков человек и каковы его принципы. Поэтому человеческая память — как хранительница нравственного опыта предыдущих поколений — играет первостепенную роль в становлении человека как личности. А без ощущения человеком связи с прошлым он становится ущербным недочеловеком.

Изображая несколько поколений одной семьи, писатель достато чно прозрачно высказывает мысль о том, что чем ближе к настоящему, тем связь поколений все слабее. Вот старуха Дарья, пятидесятилетний Павел и его сын, Дарьин внук Андрей.

Дарья до слова помнит завет своего отца: «Живи, на то тебе жить выпало… живи, шевелись, чтоб покрепче зацепить нас с белым светом, занозить в ем, что мы были». И она свято чтит память об ушедших и тем самым достигает внутреннего ощущения исполненности долга перед ними.

Сын ее, Павел, настроен уже менее решительно, он понимает мать, но то, что ее волнует, — для него не самое главное: пообещав выполнить ее просьбу, он так и не сделает этого. А Андрей и вовсе не понимает, о чем речь, всерьез ли бабка заводит столь странный разговор.

Для него не представляет сложности принять решение пойти строить именно ту плотину, из-за которой и будет затоплен остров.

Читайте также:  Сочинение лебезятников в романе преступление и наказание (образ и характеристика)

Его влекут и вдохновляют достижения научно-технической революции, прогресс, по сравнению с которым Матера — лишь частный случай, песчинка. Их поистине философский спор с бабкой, видимо, оставляет какие-то следы в его сознании, но переубедить его Дарье уже не удается.

Дело ведь не в том, что прогресс плох, — нет, он необходим. Вопрос в том, насколько он нравственно обеспечен, насколько учтена им душа человека и сам человек не как придаток прогресса, а как потребитель его достижений.

Повесть, появившаяся за несколько лет до начала обсуждения проекта поворота рек, воспринимается как предупреждение. По страдают не только десятки и сотни подобных островов и деревень, пострадают тысячи человек, тем более что далеко не все они похожи на Дарью.

Такие, как Андрей, будут созидать, разрушая, и когда задумаются, будет уже поздно: сожженные дотла избы не восстанавливаются, надорванные сердца не излечиваются. Рушится Матера со всех сторон.

Но среди начинающихся пожаров, среди вырубок и надругательств сохраняется все же нечто стержневое, прочное, что и держит в уверенности: нет, Матера не погибнет до конца, такое не может исчезнуть бесследно. Это нечто — не только отвоеванное кладбище, но и тот устойчивый миропорядок, расставание с которым хочет предотвратить старшее поколение.

Дарья — как «царский листвень», которому в повести отведена целая глава. До него тоже добрались чужие руки, которым приказано очистить, оголить остров. Они рубили листвень топором — но топор отскакивал обратно, пытались пилить — не брала его ствол пила, поджигали — но огонь не приставал.

Эта притча напрямую связана с образом Дарьи, с ее внутренней крепостью, глубокими корнями, нежеланием и неумением поступаться вечным во имя временного, бренного.

Кажется, что не мимо Матеры, а мимо нее прошли века, и из каждого века она брала только плодоносное, жизнетворное, что теперь оберегала в надежде если и не передать по наследству, то хотя бы сохранить, коли уж наследникам эта ноша не по плечу.

Земля и человек на ней, природа и люди — это единство, которое со времен сотворения мира было незыблемым и которое рушится теперь с затоплением острова. И это единство Дарья продолжает сохранять в себе.

Повесть так композиционно построена, что, несмотря на разорения и пожары, несмотря на внешнее подчинение грубой силе, Матера не теряет высоты своего духа: мы видим так и не покорившийся листвень, видим уважительнейшее, благоговейное отношение Дарьи к родовому гнезду.

Затем, словно болевая вспышка, возникает пугающая старух перспектива переезда в новый поселок, где уже умер от тоски Егор. И, наконец, в последней главе сама природа словно прячет на время остров от недобрых людей в густом тумане — то ли заблудилась Матера в торопящемся веке, то ли надо ее любой ценою сохранить для будущего.

В этих завершающих главах обряжение Дарьей избы — глава особая, она как прощальный речитатив, реквием. Превозмогая усталость, старуха белит избу, подмазывает печь, моет подоконники, пол и окна. И «чем меньше оставалось дела, меньше оставалось и ее. Казалось, они должны были изойти враз, только того Дарье и хотелось».

Но судьба распорядилась иначе: долго еще, всю ночь, оплакивала Дарья избу сухими слезами, и изба словно понимала, что с нею делают. И, видно, кому-то это было нужно: этот поступок Дарьи даже у одного из поджигателей вызвал уважение — дом они собирались сжечь завтра.

Сама Дарья, простясь с домом, помнила только, что шла и шла, сама не зная куда, — до вечера старухи не могли ее найти. А рядом все время бежал невиданный ранее зверек и смотрел ей в глаза.

В повести «Прощание с Матерой», как ни в каком другом произведении Распутина, равноправным действующим лицом становится природа, играющая огромную роль с первой главы (обещание весны) по заключительную (туман, прячущий остров).

Природа и символико-фантастический ряд позволяют воспринимать Матеру как самостоятельную часть вселенной, модель мира, призванного жить, но приговоренного к уничтожению теми, кому сам этот мир дал право первого вздоха и готов принять вздох последний.

Словно в другом уже мире — непривычном, ирреальном — находятся последние обитатели острова: и разговор их странен, и самих их в темноте можно различить лишь на ощупь. Есть ли они, нет ли их? Есть ли Матера, была ли она? Или, по словам Дарьи, «и о Матере люди, которые останутся, будут вспоминать не больше, чем о прошлогоднем снеге? Если даже о родных своих забывают так скоро?».

…Во время одного из споров с внуком Дарья уверенно сказала: «Думаешь, люди не понимают, что не надо Матеру топить? Понимают оне. А все ж таки топют. — Значит, нельзя по-другому… — А нельзя, дак вы возьмите и срежьте Матеру… Срежьте ее и отведите, где земля стоит, поставьте рядышком. Господь когды землю отпускал, он ни одной сажени никому лишней не дал. А вам она лишняя стала.

Отведите и пущай будет. Вам сгодится и внукам вашим послужит. Оне вам спасибо скажут. — Нету, бабушка, таких машин. Таких не придумали. — Думали б, дак придумали бы».

…Много еще таких островов на реках, и плотин, наверное, немало еще будет построено. А машин подобных и по сей день не придумано. А может, не только о машинах думать нам надо? Может, и к рассуждениям старухи Дарьи о душе стоит прислушаться? Она все-таки немало на свете пожила. Зла не делала, а виноватой себя чувствовала. Чью же вину на себя принимала? Не нашу ли?

Источник: https://referatbooks.ru/literature/essay/sochinenie-na-temu-russkaya-derevnya-v-tvorchestve-valentina-rasputina/

Сочинение по творчеству Астафьева или Распутина

На нашем сервисе более 22153 профессиональных исполнителей, которые готовы выполнить ваше задание. Опишите его и получите их предложения с ценой.

Автор24 — это биржа, где напрямую у преподавателей/аспирантов/репетиторов можно заказать выполнение работы «тема»

15 июня 2019

Заказчик создал задание на выполнение Сочинения по предмету Литература

15 июня 2019

15 исполнителей откликнулись

15 июня 2019

Заказчик переписывался с автором user658049

15 июня 2019

Заказчик выбрал автора user658049, который предложил выполнить работу за 450 руб. и уже выполнял аналогичные типы работ

16 июня 2019

Автор выполнил работу по теме Сочинение по творчеству Астафьева или Распутина за 1 день и уложился в заданный срок

16 июня 2019

Заказчик принял работу с первого раза и оплатил заказ

16 июня 2019

Заказчик оставил положительный отзыв.

Закажи её у наших авторов!

Женщины в русской литературе

Литературу как вид искусства смело можно назвать «человековедением». С самого своего зарождения она, будучи созданием человеческих рук, исследовала душу и поступки своего создателя.

На ранних этапах осмыслению в большей степени подвергались природные или общественные явления, и только к XVIII — XIX веку мировая литература по-настоящему обратилась к глубокому внутреннему миру человека, однако так и…

Художественная литература в детском саду

Дети, начиная с самого раннего возраста, уже начинают свое знакомство с книгами. В самом начале своего пути ребенку нравится рассматривать красивые яркие рисунки и слушать чтение взрослого.

Для детского восприятия полезны как стихи, так и проза. Стихи знакомят юного читателя с музыкальностью, напевность, рифмой. В сказках и рассказах язык выразительный и понятный.

Благодаря книгам словарный запас …

Джефф Грабб, американский писатель Писатель – фантаст и геймдизанер, Джефф Грабб родился 27 августа 1957 года в США, в Питтсбурге штата Пенсильвания.Архитектор фантастических миров, известность к нему пришла благодаря его участию в разработке компьютерных и ролевых игр «Dragonlance». Он один из основателей «Forgotten Realms», а также «Spelljammer» и «Al-Qadim».

Кроме создания и оформления игр известен по своим книгам, таким как цикл…

Даль Владимир Иванович, русский писатель, этнограф и лексикограф

Владимир Иванович Даль известен как автор «Толкового словаря живого великорусского языка». Однако это не единственная его заслуга. В. И.

Даль является собирателем фольклора, представителем «натуральной школы» в русской литературе, первым русским востоковедом.

Кроме того, он является одним из основателей русского географического общества и пионером российской гомеопатии. В. И. Даль является автором…

  • Литература
  • Сочинения

Источник: https://Author24.ru/lenta/4126987/

О творчестве в. г. распутина

Началом самостоятельной творческой работы Валентин Григорьевич Распутин считал повесть «Деньги для Марии», которую он написал, будучи уже членом Союза писателей СССР. В 1968 году повесть вышла отдельным изданием.

Сюжет повести прост: у продавщицы деревенского магазина Марии обнаружена недостача в тысячу рублей. Чтобы спасти жену от тюрьмы, ее муж Кузьма отправляется по родственникам и знакомым в поисках денег.

Встречи с разными людьми, размышления Кузьмы о жизни — составляют основу книги.

Широкую популярность Распутину принесла

повесть «Последний срок», опубликованная в 1970 г. в журнале «Наш современник». Писатель рассказал о последних днях старухи Анны, в дом которой съехались ее дети. В советской литературе о смерти простых людей было не принято писать, воспевалась обычно героическая смерть во имя партии и родины.

Распутин в своей книге, отталкиваясь от конкретного эпизода, размышляет о смерти, о переходе души человека в мир иной. Автор поднимает в повести основные вопросы бытия: о смысле жизни на земле, о взаимоотношениях детей и родителей, о разрыве со своими корнями и, как следствие, утрате нравственности.

Событием в русской литературе стала повесть «Живи и помни», которая появилась в печати в 1974 г. . Тема книги: искупление греха предательства ни в чем не повинной души. Действие повести разворачивается вокруг дезертирства Андрея Гуськова из армии в последние месяцы Великой Отечественной войны. Распутин в одной из бесед говорил: «Мне интересны женские характеры.

Я знаю, как ведет себя женщина, что у нее на уме, как она поступит в этот или следующий момент. Так вот, «Живи и помни» написано о женщинах». Истинной героиней повести является жена Гуськова Настена. Она не может пережить предательства своего мужа и вынуждена покончить жизнь самоубийством. Бросившись в Ангару, женщина убивает и будущего ребенка.

В повести выражена идея ответственности за близкого человека.

Образом Настены автор подчеркивает, что нельзя оттолкнуть человека, надо уметь ему сострадать. Повесть «Живи и помни» была встречена неоднозначно: с одной стороны, восторженная критика, с другой, запрет в воинских частях подписки на журнал «Наш современник», так как именно в нем было напечатано произведение, воспевающее дезертирство.

Через два года Распутин вновь потряс читателей, на этот раз это была повесть «Прощание с Матерой» . В основу сюжета легли реальные события: в годы строительства Братской ГЭС родная деревня писателя Аталинка была затоплена. Матера — это остров и название деревни, которая подлежит затоплению. Старики пытаются отстоять деревню, их волнует судьба деревенского кладбища.

Повесть «Прощание с Матерой» — размышления писателя о судьбе русской деревни. Остров Матера для Распутина — это модель крестьянского мира с его патриархальным укладом жизни, со своими нравственными законами.

Писатель считает, что «цивилизация с какого-то необозначенного времени взяла неверный курс, соблазнившись механическими достижениями и оставив на десятом плане человеческое совершенствование».

Распутин считается по праву одним из лучших представителей деревенской прозы. Последним крупным произведением писателя стала философско-публицистическая повесть «Пожар» . Пожар в небольшом поселке Сосновка явился своеобразным наказанием людям, погрязшим в наживе, пьянстве, беспамятстве.

В последние годы писатель чаще обращается к публицистике. Среди его последних работ стоит отметить рассказ «Нежданно — негаданно» , повести «Изба» и «Дочь Ивана, мать Ивана».

Распутин, подводя некоторый итог творчества, как-то сказал, что он понял, какое ему Бог дал богатство — народный русский язык.

С ним прямая дорога была в «деревенскую» литературу, помимо нее как писатель он едва бы состоялся.

(No Ratings Yet) О творчестве в. г. распутина

Источник: https://home-task.com/o-tvorchestve-v-g-rasputina/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector