Три правды в произведении на дне горького

         Пьеса А.М.Горького «На дне» была поставлена на сцене Московского Художественного театра в декабре 1902 года и имела огромный успех. Герои этой пьесы — люди, по разным причинам оказавшиеся в ночлежке для нищих. Это деклассированные элементы общества. Они потеряли свой прежний социальный статус, свой дом, свое дело.

Кто-то из них разорился сам, кто-то был обманут, а кто-то с самого начала, уже по своему происхождению был обречен на жалкое нищенское существование. Но мысли этих людей, их отношения, их чувства и переживания те же самые, что и в в обычном обществе на нормальной жизненной почве.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Из уст ночлежников — бродяг, воров и мошенников — мы слышим прекрасные слова о человеке и о его высоком назначении на земле.

         Смысловой центр пьесы – спор о правде. Носителями этой идеи являются три персонажа: Бубнов, Лука и Сатин. Правда Бубнова – это правда факта.

Он считает, что нужно называть вещи своими именами, реально смотреть на жизнь и не обманывать себя иллюзиями. Бубнов видит только негативную сторону событий и разрушает надежды и мечты ночлежников.

Он смеется над Настей, не верит в возможность новой жизни для Наташи с Пеплом, называет все проповеди Луки бесполезным враньем.

         Правда Луки – это «утешительная ложь». Он обещает умирающей Анне счастливую загробную жизнь, делает вид, что верит выдумкам Насти о ее большой любви, рассказывает Актеру о лечебницах, где лечат от алкоголизма.

Во что веришь, то и правда – такова его философия. Он лжет ради того, чтобы сохранить в людях надежду, и, может быть, это лучше, чем циничная правда Бубнова.

Рядом с Лукой ночлежникам становится теплее и спокойнее, потому что он жалеет и уважает их, видит в каждом человека.

         Самыми яркими в пьесе стали монологи Сатина о человеке, о правде и свободе. Позиция этого героя во многом сходна со взглядами Луки, хотя в пьесе они показаны как антиподы.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Сочинение снежная королева по литературе

Оценим за полчаса!

Сатин согласен, что человека надо уважать, но жалость, по его мнению, унижает. Лука симпатичен Сатину, он даже защищает старика, когда в критический момент тот исчезает. Но Сатина не устраивает ложь Луки. «Ложь – религия рабов и хозяев.

Правда – бог свободного человека», — провозглашает он.

         Какова же позиция самого Горького? В пьесе нет наивного оптимизма, убежденности в том, что человек может подняться даже с такого «дна», но в ней нет и трагической безысходности .

Мы понимаем, что писатель не принимает «правды» Бубнова, потому что такая правда может сломать или даже убить человека. Но он не отрицает ни «правды» Сатина, ни «правды» Луки.

Он как бы утверждает «правду-истину» и «правду-мечту», ведь именно мечта помогает человеку поверить в себя и в свои силы.

Три правды в произведении На дне Горького

Источник: https://testsoch.ru/na-dne/sochinenie-na-temu-tri-pravdyi-v-pese-amgorkogo-na-dne.html

Правда в пьесе Горького "На дне": какие три правды есть в пьесе Горького?

«На дне» — одно из самых мощных произведений Горького. Поскольку произведение является пьесой, то автор ограничен в выражении собственной позиции. Поэтому нам представлены сильные колоритные образы героев, через монологи и диалоги которых вы видим посыл Горького к читателю, его отношение и позицию.

Жанр пьесы — социальная драма. Основная нагрузка ложится на конфликт между героями, поскольку объем драмы ограничен сценическим пространством.

Драма написана в 1902 году, незадолго до первой революции, когда социальное неравенство достигло максимума. Герои пьесы — люди, выброшенные на дно жизни в результате социальных процессов.

Горький нам показывает сознание этих людей, их выводы, чувства, мысли.

То есть Максим Горький вынес нам на поверхность, как на блюдечке, обнаженные души людей, которые оказались на дне общества, нам не важно что у них произошло до этого дна, важен настоящий момент.

В пьесе есть еще любовный конфликт, конфликт между слоями, но в контексте данного вопроса мы остановимся на таком философском вопросе как «что такое правда», ведь через понимание правды и открывается основной конфликт пьесы.

О правде, как о философской категории нам предстоит узнать от трех персонажей пьесы — Сатина, Луки и Бубнова. Кто они, эти люди и какова их правда?

  • Лука. Позиция Луки очень сложная и отношение Горького к нему не однозначно. Лука «добренький», не видит жуликов в ночлежке, для всех находит доброе слово, но он откровенно лжет людям, в то время как им нужна хорошая встряска. Лука желает собеседникам добра и они верят ему, они действительно преображаются от его слов. Утешительная ложь действует на людей, они начинают мечтать о несбыточных вещах. Однако после ухода Луки все идет совсем не по плану, жизнь жестока, а обитатели ночлежки слишком слабы духовно. Лука и не обещал им помочь, он просто их поддержал, вселил надежду. Лука зародил в душах обитателей ночлежки надежду, но не нашел внутренней опоры, чтобы они что-то предприняли. Лука идеолог пассивного сознания, мы знаем, что Горький был противником такой позиции. Луке писатель отводит большую часть своей пьесы и это не случайно. Горький обвиняет не Луку, а обнажает черту русского национального характера — понимать проблему, критиковать ее но вести себя пассивно по отношению к ней, не найти силы противостоять обстоятельствам.
  • Для Бубнова правда — это правда факта. Правда превыше всего и нет ничего лучше правды, пусть самой жестокой. Бубнов слышит речи Луки и они ему не по душе, он понимает, что Лука просто лжет. Бубнов не понимает, зачем это делает Лука. Он смеется над его рассуждениями о праведной жизни. Бубнов честно рассказывает о себе, о том, то он ленивый, практически всем персонажам он «рубит» правду. Бубнов, человек который предпочитает только «голую правду», подтвержденную фактами.
  • Сатин, пьяница, ночлежка для него место, где он может отоспаться. Сатин опустился, но не всегда был таким, он образован и начитан. Сатин — местный философ в ночлежке, он рассуждает о жизни и месте человека. Сатин прямолинейный и любит говорить правду. Считает, что каждый человек кузнец своего счастья. Через Сатина Горький передает нам свою позицию — человек все может, в людях заложено творческое начало, человек должен трудится, чтобы труд был в радость. Деятельное, созидательное начало — вот что главное в человеке.

Цитаты героев, в которых выражены их позиция о правде:

Три правды в произведении На дне Горького

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2244207-pravda-v-pese-gorkogo-na-dne-kakie-tri-pravdy-est-v-pese-gorkogo.html

Три правды в пьесе На Дне

Три правды в пьесе «На Дне»

Горький М.

В пьесе «На дне» М. Горький стремится не только к тому, чтобы изображением страшной действительности привлечь внимание к участи обездоленных людей. Он создал по-настоящему новаторскую философско-публицистическую драму. Содержание на первый взгляд разрозненных эпизодов — трагическое столкновение трех правд, трех представлений о жизни.

Первая правда — правда Бубнова, ее можно назвать правдой факта. Бубнов убежден, что человек рождается для смерти и незачем жалеть его: «Все так: родятся, поживут, умирают.

И я помру… и ты… Чего жалеть… Ты везде лишняя… да и все люди на земле — лишние». Как видим, Бубнов полностью отрицает и себя, и других, его отчаяние порождено безверием.

Для него правда — жестокий, убийственный гнет бесчеловечных обстоятельств.

Правда Луки — правда сострадания и веры в Бога. Приглядевшись к босякам, он для каждого находит слова утешения.

Он чуток, добр к тем, кто нуждается в помощи, он вселяет в каждого надежду: рассказывает Актеру о лечебнице для алкоголиков, советует Пеплу уйти в Сибирь, Анне говорит о счастье в загробном мире. То, что говорит Лука, нельзя назвать просто ложью.

Скорее он внушает веру в то, что из любой безвыходной ситуации выход есть. « Все ищут люди, все хотят — как лучше, дай им, Господи, терпенья!» — искренне говорит Лука и добавляет: «Кто ищет — найдет… Помогать только надо им…» Лука несет людям спасительную веру.

Он думает, что жалостью, состраданием, милосердием, вниманием к человеку можно излечить его душу, чтобы самый последний вор понял: «Лучше надо жить! Надо так жить… чтобы самому себя можно… было уважать… »

Третья правда — правда Сатина. Он верит в человека, как в Бога. Он считает, что человек может верить в самого себя и надеяться на свои силы. Он не видит смысла в жалости и состра-дании. «Какая польза тебе, если я тебя пожалею?» — спрашивает он Клеща..

А затем произносит свой знаменитый монолог о человеке: «Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Человек! Это — великолепно! Это звучит — гордо!» Сатин говорит не просто о сильной личности.

Он говорит о человеке, который способен перестраивать мир по своему усмотрению, творить новые законы мироздания, — о человеко боге.

Три правды в пьесе трагически сталкиваются, что и обусловливает именно такой финал пьесы. Проблема в том, что в каждой из правд есть часть лжи и что само понятие правды многомерно. Яркий пример тому — и одновременно момент столкновения разных правд — монолог Сатина о гордом человеке. Этот монолог произносит пьяный, опустившийся человек.

И сразу возникает вопрос: этот пьяный, опустившийся человек — тот же самый, который «звучит гордо»? Положительный ответ — сомнителен, а если отрицательный — то как же быть с тем, что «существует только человек? Значит, Сатин, говорящий этот монолог, — не существует? Получается, что для того чтобы воспринять правду слов Сатина о гордом человеке, нужно не видеть Сатина, облик которого — это ведь тоже правда.

Страшно, что бесчеловечное общество убивает и калечит человеческие души. Но главное в пьесе то, что М. Горький заставил современников еще острее почувствовать несправедливость общественного устройства, заставил задуматься о человеке, его свободе. Он говорит своей пьесой: надо жить, не мирясь с неправдой, несправедливостью, но не погубить в себе доброту, сострадание, милосердие.

Источник: https://mirznanii.com/a/359115/tri-pravdy-v-pese-na-dne

Сочинение на тему Три правды в пьесе «На дне» ( : Горький Максим)

«На дне» — пьеса русского писателя Максима Горького.

События происходят в ночлежном доме. Обитатели этого дома — это бедняки, пьяницы, воры. У каждого из них своё прошлое, своя история. Всех их что-то привело к таком образу жизни. На мой взгляд, самое ужасное то, что они оказались «на дне» не только жизни, а в первую очередь людской души.

Автор поднимает в пьесе много вопросов, касающихся и смысла человеческого существования, и взаимоотношений людей, но одним из самых значительных, на мой взгляд, является вопрос о правде.

Этот вопрос, безусловно, не однозначен. У каждого из героев своя правда, своё виденье этого вопроса. В своём сочинении я хочу рассмотреть точки зрения трёх героев — Луки, Сатина и Бубнова. Их мнения и взгляды абсолютно полярны, и именно они составляют основной конфликт произведения — конфликт правды — мечты и правды — реальности.Но правда каждого из них по-своему верна.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Чтобы разобраться в виденьях Бубнова, для начала нужно понять какой это человек. Читая произведения, мы убеждаемся в том, что это равнодушный, мрачный, скептический и циничный персонаж.

Он «валит правду, какая она есть», врать он не умеет, да и не считает нужным это делать. Его взгляд на жизнь очень пессимистичен и безразличен. Он считает, что от людей в этой жизни ничего не зависит, ведь они сами плывут по течению. То есть, все зависит от среды, в которой находится человек. Нет смысла противится обстоятельствам, все люди лишние и в итоге все просто умрут.

Его правда — это правда факта, жёсткая, но реальная. У него не осталось веры в человека, во многом потому, что он уже утратил самого себя.

Правда Сатина совсем противоположна правде Бубнова. В прошлом Сатин был образованным человеком, работал телеграфистом. Но судьба привела его в общество «униженных и оскорбленных», и сам он стал таким же.

Правду он видит в человеке. Каждый сам хозяин своей судьбы. Человек должен верить в себя и свои силы. Он считает, что нет никакого толку от сострадания и жалости. «Всякого человека уважать надо!»- именно так восклицает Сатин.

Человек прекрасен тогда, когда свободен в своих действиях и когда имеет возможность реализовать себя — именно такой позиции придерживается Сатин. Но сам он не просто не является таким человеком, он даже не стремится им стать.

Монолог, который герой произносит после исчезновения Луки, сначала производит на нас впечатление, ведь он говорит правильные вещи, но если задуматься, то мы понимаем, что Сатин только и может говорить об этом. Сам он не является таким человеком, окружающее его люди подавно.

Он философствует о человеке будущего. Как я думаю, никто из героев им не способен стать. Потому что все они пассивны, не способны к каким-либо действиям и переменам.

«Во что веришь, то и есть правда» — такова позиция третьего героя, странника Луки. Его правда сострадающая. Появившись в жизни героев пьесы, Лука попытался достучаться до каждого, попытался найти ключик к каждому сердцу, и у него это получилось.

Он способствует тому, чтобы каждый обитатель ночлежки поверил в своё светлое будущее. Ведь вовремя подаренная надежда способна облегчить жизнь. Да, утешая героев, он говорит не совсем правду. Но это — ложь во спасение, благодаря которой гораздо легче выдержать все жизненные невзгоды и трудности.

Лука подарил героям спасительную веру. Только вот после его исчезновения, к сожалению, герои утратили её вновь.

В пьесе Максим Горький показал разные точки зрения, непохожие друг на друга.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id61458

Источник: https://www.kritika24.ru/page.php?id=61458

Три “правды” в пьесе М. Горького “На дне”

Сочинение по пьесе Максима Горького “На дне” по теме:

Название пьесы  Максима Горького удивительно точно отражает её содержание. Герои произведения действительно находятся на самом дне жизни, причем не только в плане образа их существования (они живут в ночлежке, пьют, многие не имеют работы), но и в душевном аспекте: люди потеряли надежду и веру.

В пьесе есть три героя-идеолога с четко выраженными позициями в отношении правды. Сатин, первый из них, видит правду в человеке, человека в качестве самой правды.

Он говорит: “Что такое – правда? Человек – вот правда! Ложь – религия рабов и хозяев … Правда – бог свободного человека!” По концепции Сатина люди живут для чего-то лучшего, а истина заключена в них самих.

Человек свободен, он выше всего, его нужно уважать, а не унижать жалостью, несмотря на то что он вор или аферист.

Позиция второго героя, странника Луки, во многих вопросах схожа с позицией Сатина. Для него тоже важен человек, то, во что он верит. “Человек должен уважать себя, во что веришь, то и есть”. Говорить, что Лука лжет, пожалуй, не совсем верно. Он дает героям надежду, веру, мечту, возвращает способность не сдаваться на пути к своей цели.

Благодаря рассказам Луки даже Актер, несмотря все же на печальный финал, на какое-то время перестает пить и встает на путь исправления. Позицию Луки раскрывает и история “о праведной земле”, которую он рассказывает в ночлежке.

Мораль её в том, что не надо искать эту праведную землю на картах и глобусах, её надо искать в себе, она есть в каждом из нас.

Третья правда в пьесе – правда Бубнова. Его позиция – это правда факта, правда как отсутствие лжи. По его мнению, “люди все живут как щепки по реке плывут” – они не в силах что-то изменить, все люди рождены для смерти. “А я вот не умею врать.

Зачем? По-моему, вали правду, как она есть! Что стесняться”, – говорит Бубнов.

“Как человека ни раскрашивай все сотрется”, человек неизлечим и не стоит ему пытаться что-то в себе изменить, он полностью зависит от среды, из которой ему не выбраться- смысл убеждений Бубнова.

Сталкиваясь и взаимодействуя друг с другом, три правды удивительно органично показывают читателю внутренний мир ночлежки.

В том раскрывается и позиция самого Горького, которая является резким противником позиции непротивления злу Толстого и смирения Достоевского. “Человек – это звучит гордо”, – говорит Горький устами Сатина.

Однако позиция автора сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Собственное мировоззрение М. Горького – это соединение утешительной правды Луки и правды – человека Сатина.

Пьеса “На дне” до сих пор есть в репертуарах многих театров, потому что она актуальна во все времена, её проблемы вечны, а взгляд Горького на человека как на того, кто “сам должен стать Богом, если Бог умер” привлекает зрителей своей решительностью и мощью.

Источник: https://otvetto.ru/notes/3982

Сочиненине на тему "Три правды в пьесе «На дне»"

Правда и ложь. Где граница? Трудный и мучительный вопрос для любого человека, который хоть раз в жизни задумывался над своей судьбой. Ах, как тяжело определить, сделать выбор в пользу одного понятия и одним движением перечеркнуть содержание другого определения. Этим движением становится Слово на страницах драмы Максима Горького «На дне». На дне правды или на дне лжи?

У всех без исключения героев пьесы есть своя позиция: от жадного старика Костылева до беспечного пьяницы Алешки, который счастлив потому, что ничего не хочет. У него нет никаких желаний, никаких обязанностей. Все, и даже торговка Квашня, принимают участие в споре о правде и лжи, продолжающемся на протяжении четырех действий.

Это очень серьезный спор, и мы, читатели и зрители, внимательно наблюдаем за его развитием. Интересно, кто окажется прав? Наиболее сильная позиция выражена в поступках и высказываниях Сатина, Бубнова и Луки. Сатин в споре о правде и задаче жизни первым задает тон.

Кульминацией этого является монолог Сатина о человеке-правде: человек должен знать истину, ее должны знать все! Уже в первом действии мы кое-что узнаем об этом человеке – когда-то он был телеграфистом, любит непонятные слова и считает себя образованным. Кажется, что его меньше всего угнетает обстановка ночлежки. Сатин постоянно шутит, смеется и верит, что воры – это лучшие люди на свете.

И вроде все идет своим чередом: задыхается от удушья чахоточная Анна, говорит о своей болезни Актер, юродствует Костылев, огрызается Клещ. Всем скучно. И вот появляется он – странник Лука. Даже Васька Пепел говорит Наташе, что она привела «занятного старикашку». А он-то готов всем предложить утешительную мудрость. Лука, как никто другой, внимателен к людям, присматривается к ним.

Читайте также:  Сочинение князь всеволод в слове о полку игореве (образ и характеристика)

Он видит, какие они разные. В среде ночлежников такое отношение к человеку само по себе что-то значит. Тем более что за словами Луки следуют добрые дела. Например, он помогает больной Анне.

Жалостливость – главный козырь в руках Луки. Этот окрашивающий яркими красками жизнь странник пытается указать цель. Однако — прозрачную. И вот тут остановимся, потому что стирается грань между правдой и ложью. Да, Лука красноречив.

Он доказывает, что нужно только захотеть – и праведная земля обязательно отыщется. А сам-то ведь так не думает! В его утешительных речах много неправды, иногда он сочиняет очевидные небылицы, например, мифическая лечебница для пьяниц, куда намерен отправиться Актер.

Но это лишь минутное облегчение – и Лука терпит поражение. Его уход говорит об этом. И открывается новая правда. О ней теперь говорит Бубнов. Он удивляется, что же заставляет человека врать. Лука, по мнению Бубнова, «врет без всякой пользы для себя». Он понимает, для чего Настя врет.

А вот для чего врет Лука – непонятно. Бубнов пытается отыскать причину этой лжи. А сам он кто?

У Бубнова была скорняжная мастерская. Он ушел из дому и стал пропойцей. Он в жизни не ищет призрачный мир, как Лука. Поэтому он и становится основным противником «занятного старикашки» в споре о правде — лжи. Бубнова в этом споре поддерживает и Костылев, осуждая Луку как «опасного смутьяна».

Несмотря на то, что слова Луки действуют на ночлежников «как кислота на старую монету», в споре о правде и лжи открывается скрытая сущность каждого из участников этого спора.

Перед нами нитями тянутся судьбы обитателей ночлежки, однако ничто не вносит такого острого драматичного момента, как смерть Актера. Не просто смерть, а само убийство! А ведь он первым поверил Луке.

Что же получается? А то, что есть ложь утешительная.

Вот и поставлена последняя точка в важном споре. Истина находится в самом человеке, существует для человека, она же – дело рук человека. Ничто так не звучит гордо! Но в этом ли правда? Во всяком случае, она уже не ложь.

Источник: https://best-language.ru/sochineniya/gorkij/na-dne/tri-pravdy-v-pese-na-dne

Три правды в пьесе «На дне» Горького

(558 слов) Максим Горький написал пьесу «На дне» в 1902 году. Премьера спектакля по данной пьесе состоялась в этом же году. Авторы столкнулись с множеством ограничений, связанных с цензурой, несколько раз меняли название пьесы на «Без солнца» и «Ночлежку».

Горький повествует о жизни «бывших людей», низших слоёв российского общества. Пьеса актуальна и по сей день, ведь многие характеры в ней совпадают с образом жизни и мышления современных людей.

Основной конфликт произведения составляет наличие разных взглядов на ситуацию, описанную Горьким: в пьесе есть три «правды», которые кажутся читателю по-своему верными.

Своя «правда» есть у странного, но доброго старика Луки, который считает, что в мире существует ложь во благо. Странник говорит, что человеку не всегда нужна горькая правда. Иногда необходимо лгать для того, чтобы утешить кого-то, помочь ему справиться со своими проблемами. Лука считает, что:«Во что веришь, то и есть». Именно это утверждение отражает жизненную позицию старика.

Вторая «правда» в пьесе «На дне» у бездомного пьяницы Сатина, который убил человека, заступившись за свою родную сестру. Сатин считает, что врать нельзя никому и ни при каких условиях.

Позицию Константина иллюстрирует его собственное выражение:«Правда — бог свободного человека!» Жалость унижает достоинство человека, которого жалеют, считает Сатин.

Говорить правду, по его мнению,- это значит уважать своего собеседника.

Третья «правда» в произведении Гоголя произносится устами второстепенного персонажа пьесы Бубнова. Бедняк считает, что смысла лгать нет только потому, что рано или поздно все люди умрут. «Правда» Бубнова в равнодушии к судьбам всех окружающих, в том, что перед вопросами жизни и смерти другие вопросы кажутся совсем несущественными.

Перед каждым человеком, прочитавшим пьесу Горького стоит нравственный выбор: решить, какая «правда» ближе именно ему. На мой взгляд, «правда» Сатина является наилучшим вариантом из предложенных в пьесе.

Мы должны уважать тех, кто нас окружает. Поэтому обязаны всегда говорить с ними правдиво и честно. Нельзя создавать иллюзию блага, игнорирую суровые и печальные, но верные представления о действительности.

«Правда» Бубнова слишком пессимистична, она убивает в людях желание жить. Человек, выбирающий позицию Бубнова, будет инертен и слаб, ведь он не способен сопереживать другим. Жизнь теряет для таких людей всякий смысл, ведь они н в силах радоваться простым бытовым мелочам, из которых складывается наше существование.

«Правда» Луки на первый взгляд выглядит верной, пропитанной безграничной добротой к человечеству и христианскими идеалами. Но в реальной действительности человек с такими взглядами будет попадать в крайне сложные ситуации.

  Лука предлагает давать всем людям надежду, но в конечном итоге это может только усугубить ситуацию, когда человек узнает правду.

«Святая ложь» Луки способна помочь людям лишь на некоторое время, ведь правда рано или поздно открывается людям.

Таким образом, честные люди, всегда говорящие правду в глаза другому человеку, оказываются даже более неравнодушными к судьбам окружающих, чем те, кто лжёт во благо. Честные люди показывают собеседнику действительность, не искажая её. Они помогают людям понять истинное положение дел, чтобы те позже не были разочарованными в своей жизни.

Лжецы предают доверчивых собеседников, хладнокровно подменяя понятия и реальное положение дел, а честные люди готовы пробиться сквозь недоверие и непонимание ради того, чтобы их собеседник «прозрел».  Лука не может понять, почему его «правда» не приживается в обществе, ведь он слишком далёк от реальной жизни.

Странник живёт в своих собственных иллюзиях, видя мир в искажённом состоянии из-за своих постоянных странствий. «Правда» реалиста и прагматика Сатина основана на жизненном опыте человека, столкнувшегося на своём веку со множеством различных трудностей. Сатин понимает, что все люди нуждаются в уважении и понимании.

Необходимо говорить правду своим собеседникам, чтобы помочь им избежать фатальных ошибок.

Вячеслав Комаров

Источник: http://koreniz.ru/spravochnik/504_sochinenije-tri-pravdy-v-pyjese-na-dne-gorykogo/

Три правды и их трагическое столкновение (по пьесе м. горького “на дне”)

Три правды и их трагическое столкновение (по пьесе м. горького “на дне”)

В пьесе “На дне” М. Горький стремится не только к тому, чтобы изображением страшной действительности привлечь внимание к участи обездоленных людей. Он создал по-настоящему новаторскую философско-публицистическую драму. Содержание на первый взгляд разрозненных эпизодов – трагическое столкновение трех правд, трех представлений о жизни.

Первая правда – правда Бубнова, ее можно назвать правдой факта. Бубнов убежден, что человек рождается для смерти и незачем жалеть его: “Все так: родятся, поживут, умирают.

И я помру… и ты… Чего жалеть… Ты везде лишняя… да и все люди на земле – лишние”. Как видим, Бубнов полностью отрицает и себя, и других, его отчаяние порождено безверием.

Для него правда – жестокий, убийственный гнет бесчеловечных обстоятельств.

Правда Луки – правда сострадания и веры в Бога. Приглядевшись к босякам, он для каждого находит слова утешения.

Он чуток, добр к тем, кто нуждается в помощи, он вселяет в каждого надежду: рассказывает Актеру о лечебнице для алкоголиков, советует Пеплу уйти в Сибирь, Анне говорит о счастье в загробном мире. То, что говорит Лука, нельзя назвать просто ложью.

Скорее он внушает веру в то, что из любой безвыходной ситуации выход есть. “Все ищут люди, все хотят – как лучше, дай им, Господи, терпенья!” – искренне говорит Лука и добавляет: “Кто ищет – найдет… Помогать только надо им…” Лука несет людям спасительную веру.

Он думает, что жалостью, состраданием, милосердием, вниманием к человеку можно излечить его душу, чтобы самый последний вор понял: “Лучше надо жить! Надо так жить… чтобы самому себя можно… было уважать…”

Третья правда – правда Сатина. Он верит в человека, как в Бога. Он считает, что человек может верить в самого себя и надеяться на свои силы. Он не видит смысла в жалости и сострадании. “Какая польза тебе, если я тебя пожалею?” – спрашивает он Клеща.

А затем произносит свой знаменитый монолог о человеке: “Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Человек! Это – великолепно! Это звучит – гордо!” Сатин говорит не просто о сильной личности.

Он говорит о человеке, который способен перестраивать мир по своему усмотрению, творить новые законы мироздания, – о человекобоге.

Три правды в пьесе трагически сталкиваются, что и обусловливает именно такой финал пьесы. Проблема в том, что в каждой из правд есть часть лжи и что само понятие правды многомерно. Яркий пример тому – и одновременно момент столкновения разных правд – монолог Сатина о гордом человеке. Этот монолог произносит пьяный, опустившийся человек.

И сразу возникает вопрос: этот пьяный, опустившийся человек – тот же самый, который “звучит гордо”? Положительный ответ – сомнителен, а если отрицательный – то как же быть с тем, что “существует только человек” ? Значит, Сатин, говорящий этот монолог, – не существует? Получается, что для того чтобы воспринять правду слов Сатина о гордом человеке, нужно не видеть Сатина, облик которого – это ведь тоже правда.

Страшно, что бесчеловечное общество убивает и калечит человеческие души. Но главное в пьесе то, что М. Горький заставил современников еще острее почувствовать несправедливость общественного устройства, заставил задуматься о человеке, его свободе. Он говорит своей пьесой: надо жить, не мирясь с неправдой, несправедливостью, но не погубить в себе доброту, сострадание, милосердие.

(1 votes, average: 5.00

Источник: https://goldsoch.info/tri-pravdy-i-ix-tragicheskoe-stolknovenie-po-pese-m-gorkogo-na-dne/

Презентация на тему: Спор о назначении человека: «три правды» в пьесе Горького «На дне», их

1

Первый слайд презентации: Спор о назначении человека: «три правды» в пьесе Горького «На дне», их трагическое столкновение

Автор презентации: учитель НРМОБУ « Салымская СОШ №2» Курочкина М.В.

2

Слайд 2

Цель:  Показать учащимся, как жанровое своеобразие пьесы «На дне» отражается в конфликтах; выявить жизненную позицию героев пьесы, охарактеризовав их образы; создать проблемную ситуацию и помочь учащимся сформировать мнение о луке, его роли в пьесе и его влиянии на судьбы героев; продолжить формирование навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения; способствовать формированию собственной точки зрения, активной жизненной позиции, умению сопереживать.
Оборудование:  Текст пьесы, рм для работы в группах, запись на доске (или фото-презентация).

3

Слайд 3

Прогнозируемые р езультаты:  учащиеся знают содержание пьесы; комментируют фрагменты из неё, раскрывающие жизнь обитателей ночлежки; анализируют сцены споров персонажей пьесы, выявляя авторскую позицию; дают собственную оценку героям; делают выводы о гуманизме пьесы и способах его выражения; комментируют фрагменты пьесы, раскрывающие умонастроения персонажей; характеризуют героев, раскрывая смысл их высказываний; делают выводы об идейном содержании пьесы.
Форма проведения:  Урок-исследование.

4

Слайд 4

В пьесе М. Горький стремился не только к тому, чтобы изображением страшной действительности привлечь внимание к участи обездоленных людей. Он создал по-настоящему новаторскую философско-публицистическую драму. Содержание на первый взгляд разрозненных эпизодов — трагическое столкновение трёх правд, трёх представлений о жизни.

5

Слайд 5

Пьеса М. Горького «На дне» актуальна и в XXI в.; её ставят во многих театрах стран СНГ, режиссеры и актёры ищут всё новые и новые краски для горьковских героев, меняют костюмы и декорации.

Но дух захватывает, когда осознаёшь, что в пьесе, написанной более ста лет назад, отражена наша действительность: есть свалки и места, где доживают обречённые, сломанные жизнью люди; где искалеченная молодость мечтает о чистой любви и ждёт принца, который возьмёт за руку и выведет из кошмара; где так же спиваются отброшенные прогрессом и изменениями в обществе рабочие и так же ходят, предлагая иллюзорное утешение, странные люди, уверяющие, что им открыта правда. И мы ищем ответ : что есть истина, что нужно человеку — жестокая реальность, утешение любой ценой или что-то третье? Об этом и пойдёт разговор сегодня на уроке.

6

Слайд 6: М. Горький определил жанр своего произведения как социально-философскую драму

Бубнов, картузник, 45 лет
Справка.

Прозвище Бубен давали: 1) мастеру, делающему ударный музыкальный инструмент; 2) тому, кто беспрерывно болтает, неразборчиво бубнит, говоруну, вруну, мошеннику; 3) промотавшемуся или проигравшемуся в карты (метонимия на основе названия карточной масти) или разорившемуся бедолаге; 4) глупцу (бубны в голове — без царя в голове), лентяю, прихлебателю. Ср. также выражение «забубённая головушка», то есть пропащий человек.
Бубнова и Анну зритель видит только в пределах костылёвской ночлежки. Даже в III акте, когда все остальные ночлежники оказываются «на воле» (на «пустыре»), он остаётся в подвале, выглядывая оттуда в окно. Почему?
«В любимом вся душа» — с этим утверждением Луки можно согласиться. У картузника Бубнова «любимое» — острожная песня, которую он самозабвенно распевает с Кривым Зобом,— та, которую «испортил» актёр. Что вы можете сказать о душе Бубнова, судя по этой песне?
В ответ на замечание Луки: «Погляжу я на вас, братцы,— житьё ваше — о-ой !..» — Бубнов отвечает: «Такое житьё, что как по утру встал, так и за вытьё». Картузник при этом переиначивает пословицу: «Без правды житьё — вставши, да и за вытьё». В чём смысл такого изменения?

7

Слайд 7

Сатин, лет под 40
Справка. Сатин — от  Сата, Сатя   — сокращённые варианты имени  Сатир  (в греческой мифологии  Сатиры  — боги плодородия из свиты Диониса, бога виноделия; они задиристы, похотливы, влюбчивы, наглы, любят вино).

Как вы думаете, почему фамилия героя пьесы образована от уменьшительного, «домашнего» (уличного) варианта божественного имени? Фамилию  Сатин  Связывают также с «князем тьмы» — Сатаной. Считаете ли вы оправданным такой подход, если «да», то почему?
Литературовед А.

Новикова называет Сатина «новым Данко, превратившимся из романтика в реалиста», который «не может вести за собой людей, освещая дорогу лучами собственного сердца», ибо «у него нет сил». Правомерно ли такое уподобление?
Существует мнение, что Сатин — идеолог наподобие Раскольникова, для которого Наполеон и Магомет — образцы людей, право имеющих,— в том числе и на пролитие крови.

Какая точка зрения вам кажется более справедливой и почему? А нельзя ли иначе объяснить факт обращения Сатина к этим историческим деятелям?
Как вы понимаете слова Сатина: «что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном!»?

8

Слайд 8

Лука, странник, 60 лет
Справка. Лука —  Лукиан  (лат. —  Светлый, светящийся ). Лукой звали и одного из 70 учеников Христа, посланных Им «во всякий город и место, куда Сам хотел идти», автора одного из канонических Евангелий и «Деяний апостолов», искусного врача. В Евангелии от Луки подчёркнута любовь Христа к беднякам, блудницам, вообще грешникам.

Лукавый — хитрый, умышляющий, коварный, скрытный и злой, обманчивый, притворный тип странника «прижился» в русской литературе давно. Вспомните, например, Феклушу из драмы а. Н. Островского «Гроза».

Можно ли говорить о типологическом сходстве этих персонажей? Внешность Луки описана довольно подробно: автор сообщает о его вещах: палке, котомке, котелке и чайнике, однако о росте, телосложении и пр. «приметах» он умалчивает.

Каким вы представляете себе странника, какими внешними данными должен обладать этот персонаж, во что должен быть одет?
Как бы вы «смоделировали» биографию Луки? Почему, например, странник не рассказывает сказок (в буквальном смысле этого слова) ночлежникам? Как вы думаете, была ли в его жизни любовь? Почему он сам себя называет то беглым, то прохожим? Можно ли Луку назвать «бывшим человеком»?
Попробуйте объяснить, почему Лука старше прочих персонажей пьесы. Костылёв ближе всех луке по возрасту. Как вы считаете, почему обоих «старцев» ночлежники называют шельмами, а Василиса величает своего мужа каторжником? Заметили ли вы, что в последнем разговоре Костылёв поучает Луку: «Не всякая правда нужна»?
Что вам говорит о характере странника его «дребезжащий смех»? Вспомните, как Васька Пепел характеризует пение луки, а также авторскую ремарку, сопровождающую явление луки в сцене столкновения Пепла с Костылёвым : «воющее позёвывание».
Как вы считаете — действительно ли Лука жалеет людей? Как вы понимаете слово «жалость»?
Можно ли сказать, что странник равнодушно смотрит на смерть, мерзость, тьму вокруг себя? «Возжигает» ли он в каждом человеке самосознание, его собственную правду? Действительно ли пассивность может быть активной?
В чём же тогда секрет его обаяния, почему к нему тянутся ночлежники — ведь они-то «тёртые калачи», «стреляные воробьи», которых на мякине не проведешь, и человеку они цену знают?

9

Слайд 9

Первая правда — правда Бубнова, её можно назвать правдой факта. Бубнов убеждён, что человек рождается для смерти и незачем жалеть его: «Все так: родятся, поживут, умирают.

И я помру… и ты… чего жалеть… ты везде лишняя… да и все люди на земле — лишние». Как видим, Бубнов полностью отрицает и себя, и других, его отчаяние порождено безверием.

Для него правда — жестокий, убийственный гнёт бесчеловечных обстоятельств.

10

Слайд 10

В чём правда Бубнова?
«На что мне совесть? Я — не богатый!»
«люди все живут… как щепки по реке плывут…»
«Все люди на земле лишние…»
«Всё сказки…»
«Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты…»

Читайте также:  Сочинение образ бобчинского (ревизор, гоголь)

11

Слайд 11

Вторая правда  — правда Луки — правда сострадания и веры в Бога. Приглядевшись к босякам, он для каждого находит слова утешения.

Он чуток, добр к тем, кто нуждается в помощи, он вселяет в каждого надежду: рассказывает Актёру о лечебнице для алкоголиков, советует Пеплу уйти в Сибирь, Анне говорит о счастье в загробном мире. То, что говорит Лука, нельзя назвать просто ложью.

Скорее он внушает веру в то, что из любой безвыходной ситуации выход есть. «Все ищут люди, все хотят — как лучше, дай им, Господи, терпенья!» — искренне говорит Лука и добавляет: «Кто ищет — найдёт… Помогать только надо им…». Лука несёт людям спасительную веру.

Он думает, что жалостью, состраданием, милосердием, вниманием к человеку можно излечить его душу, чтобы самый последний вор понял: «лучше надо жить! Надо так жить… чтобы самому себя можно… было уважать…»

12

Слайд 12

В чём правда Луки?
Во что веришь, то и есть…»
«Христос всех жалел и нам велел».

«человек — всё может… лишь бы захотел…»
«… Если кто кому хорошо не сделал, тот и худо поступил…»
«Всяко живёт человек… как сердце налажено, так и живёт…»
Лука — И. Москвин. Барон – В. Качалов.

Спектакль Московского Художественного театра. 1902
Лука — И. Фальстрэм. Спектакль театра Альмы и Иохана Фальстрам. Христиания (ныне Осло), Норвегия. Фото 1903

13

Слайд 13

Третья правда  — правда Сатина. Он верит в человека, как в Бога. Он считает, что человек может верить в самого себя и надеяться на свои силы. Он не видит смысла в жалости и сострадании.

«Какая польза тебе, если я тебя пожалею?» — спрашивает он Клеща, а затем произносит свой знаменитый монолог о человеке: «Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга! че-ло-век ! Это — великолепно! Это звучит — гордо!» Сатин говорит не просто о сильной личности.

Он говорит о человеке, способном перестраивать мир по своему усмотрению, творить новые законы мироздания.

14

Слайд 14

В чём правда Сатина?
«Всё — в человеке, всё для человека.

Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и мозга! че-ло-век ! Это — великолепно! Это звучит — гордо! Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью…»
«что такое правда? человек — вот правда!»
«ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!»
Сатин — Е. Говинд. Спектакль театра Альмы и Иохана Фальстрам. Христиания (ныне Осло), Норвегия. Фото 1903
Сатин — Р. Валентин. Спектакль Kleines
Theater, Берлин. Фото 1903

15

Слайд 15

«Три правды» трагически сталкиваются, что и обусловливает именно такой финал пьесы. Проблема в том, что в каждой из правд есть часть лжи и что само понятие  Правды многомерно. Яркий пример тому — и одновременно момент столкновения разных правд — монолог Сатина о гордом человеке. Этот монолог произносит пьяный, опустившийся человек.

И сразу возникает вопрос: этот пьяница, опустившийся человек — тот же самый, который «звучит гордо»? Положительный ответ сомнителен, а если отрицательный — то как же быть с тем, что «существует только человек»? Получается, что для того, чтобы воспринять правду слов Сатина о гордом человеке, нужно не видеть Сатина, облик которого — это ведь тоже правда.
Страшно, что бесчеловечное общество убивает и калечит человеческие души. Но главное в пьесе то, что М. Горький заставляет ещё острее почувствовать несправедливость общественного устройства, задуматься о человеке, его свободе. Он говорит: не надо мириться с неправдой, несправедливостью, необходимо сберечь в себе доброту, сострадание, милосердие.

16

Последний слайд презентации: Спор о назначении человека: «три правды» в пьесе Горького «На дне», их

Использованы материалы сайта
http://www.testsoch.com

Источник: https://slide-share.ru/spor-naznachenii-cheloveka-tri-pravdi-pese-gorkogo-na-dne-ikh-243117

Три правды в пьесе М. Горького «На дне»

Что есть истина?Понтий Пилат

Никто не сомневается в том, что истина есть, но в то же время никто не только не обладает истиной, но даже не знает, что это такое. Отсюда и вопросы: «Что есть истина?» Но зато правду знают все, потому что у каждого она своя.

Драма «На дне» позволяет нам ознакомиться с тремя правдами, с тремя людьми.

Первым предстает перед нами со своей правдой бывший хозяин красильной мастерской, а ныне босяк и шапочник Бубнов.

Свою правду он вывел из опыта своей жизни: из-за собственности он чуть не стал жертвой жены и ее любовника, бежал от имущества, жены, общества, но ничего более чистого, чем то, что видел ранее, так и не нашел. Его вывод горек. Все люди — мерзавцы.

Те, кто выглядит иначе, просто «раскрасили» себя, как Настя, когда идет на промысел. Но, как себя снаружи ни раскрашивай, все равно сотрется. Реплики Бубнова как бы стирают камуфляжную краску с поступков и слов персонажей:

— Здравствуйте, народ честной!

— Был честной, да позапрошлой весной…

  • Или (в самом начале с Сатиным):
  • — В карты играл?
  • — Играл.
  • — Вот за это и били.
  • Такова правда Бубнова, и опровергнуть ее так трудно, что кажется это вообще невозможным.

Вторым приносит свою правду странник Лука, и в чем-то он согласен с Бубновым: «Вот живут столяры, и все хлам народ…» Но он не лишает страдающих людей надежды как на эту, так и на загробную жизнь. Только Лука привел со двора брошенную всеми женщину, только он нашел для умирающей Анны и время, и слово.

Лука говорит ей беспощадную, хотя и мягкую правду о том, что обретет она если не счастье, то покой и тишину за гранью жизни. И неважно, что его правда так неотличима от лжи. И что ее так трудно опровергнуть.

Но нужна ли правда безнадежному больному, доживающему свои последние часы? Можно ли сказать человеку, что дни его сочтены? Что немногие отпущенные ему судьбой сутки он проведет в мучениях? Льву Толстому Лука не понравился… «Ему не веришь». Материал с сайта //iEssay.ru

Не верит Луке и Бубнов. Не верит в правду Луки и Сатин. Он понял в Луке главное: старик лгал из жалости к людям, а в языке простонародья слово «жалеть» просто синоним слова «любить».

Странник подействовал на Сатина, «как кислота на грязную монету», очистил от подвальной коросты. Он заставил вспомнить слова, в которых звучит мечта и надежда на то, что еще не все кончено, что это даже не середина человеческого пути.

Конечная правда человечества: «Это ты, я, старик, Наполеон, Магомет… в одном!»

Кто же прав в споре о правде?

Спор о правде вообще, по-моему, беспредметен. Она действительно есть и у каждого своя. И каждая правда права. Потому и правда. И каждая правда — путь к истине. Она тоже есть, но настолько велика, что мы никогда не сможем ее воспринять. И найдем свою часть истины. Свою правду.

И в этом смысле правы все трое — Бубнов, Лука, Сатин. Таков человек. Таков Человек. А мы каковы?

Источник: http://iessay.ru/ru/writers/native/g/gorkij/sochineniya/na-dne/tri-pravdy-v-pese-m.-gorkogo-na-dne

"Три правды" в пьесе А. М. Горького "На дне" и их трагическое столкновение

Беденко Л. С.

  • учитель русского языка и литературыГвардейской ОШ №1Симферопольского р-на
  • Республика Крым
  • Урок литературы 11 класс

Тема:«Три правды» в пьесе А. М. Горького «На дне» и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука) и правда веры в человека (Сатин)

  1. Цель урока:продолжить работу над идейным содержанием пьесы и углублённым анализом текста; помочь учащимся осознать основную идею пьесы, создать проблемную ситуацию, путём решения ответа на вопрос: три правды в пьесе и возможность их существования в обществе?
  2. Оборудование:коллаж героев пьесы в исполнении актёров разных театров; цитаты, подтверждающие каждую правду (появляются по мере выступления учащихся).
  3. Ход урока.

I.Сообщение темы и цели урока.

На доске запись: НИЛ 11 класса: Срочно исследуйте проблему «Три правды в пьесе А. М. Горького «На дне».

Учитель: На сайте класса появилось задание. НИЛ — это не всем известная река, а Научно-исследовательская лаборатория.

Для выполнения этого задания НИЛ разделилась на 3 группы по 3 человека, и каждая из них стала работать над своей проблемой. Сегодня мы заслушаем защиту их проектов.

Но прежде мы проверим готовность оппонентов, экспертов и аудитории к обсуждению данной проблемы.

II. Викторина.

1. Какую пьесу Горького, по словам артиста В. И. Качалова, зрителивстречали «бурно и восторженно, как пьесу-буревестник, которая

  • предвещала грядущие бури и к бурям звала»?
  • («На дне»)

Кто из персонажей пьесы «На дне»…

2. … заявляет, что у него «кажется нет характера»?

(Барон)

3. … не хочет мириться с жизнью на «дне» и заявляет:»Я — рабочий человек… Я с малых лет работаю… Вылезу… Кожу сдеру, а

вылезу…»

(слесарь Клещ)

4. … живёт мечтою о большой, настоящей человеческой любви?

(Настя)

5. … мечтая о такой жизни, «чтобы самому себя можно было уважать»?

(вор Васька Пепел)

6. …верит, что на том свете ей будет лучше, а всё же хочет хотя бы ещёнемного на этом свете пожить?

(Анна, жена Клеща)

7. …лёг среди улицы, играет на гармошке и орёт: «Ничего не хочу, ничего нежелаю»?

(сапожник Алёшка)

8. … возмущается: «И зачем разнимают людей, когда они дерутся?.. Давать быим бить друг друга свободно… стали бы меньше драться, потому побои-то

помним бы дольше…»?

(полицейский Медведев)

9. …всех утешал красивой ложью, а в трудную минуту «исчез от полиции…яко дым от огня»?

(странник Лука)

10. … утверждал: «ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободногочеловека!»?

(Сатин) Кому принадлежат эти слова:

11. «Когда труд — удовольствие, жизнь — хорошо! Когда труд — обязанность,жизнь-рабство!»

(Сатину)

12. «…А куда она — честь, совесть? На ноги, вместо сапогов не наденешь ничести, ни совести.»

(вору Ваське Пеплу)

III. Защита проектов каждой из трёх групп.

Iгруппа:

— Мы исследовали правду Бубнова, которую можно назвать правдой факта. Барон и Бубнов — самые опустившиеся фигуры. Барон издевается над Настей, которая с волнением читает романтические книжки и выдумывает себе другую жизнь — с настоящей любовью. А Бубнов говорит ей спокойно: «Ты везде лишняя… да и все люди на земле — лишние.

» Он убеждён, что человек рождается для смерти и незачем жалеть его: «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты… чего жалеть…» Как видим, Бубнов полностью отрицает и себя, и других, его отчаяние порождено безверием. «Люди все живут… как щепки по реке плывут…

» Он настолько разочарован в жизни, что не признает за человеком никаких прав, сравнивая их со щепками. И какая разница: какая щепка ранее утонет в этой реке жизни. Бубнов считает, что человеку надо говорить только то, что есть фактически. Жалость, утешение, уважение к человеку он полностью отрицает.

Для него правда — жестокий, убийственный гнет бесчеловечных обстоятельств.

(по ходу сообщения учащиеся на доске крепят набранные на компьютере цитаты).

IIгруппа:

— Образ Луки на фоне грубых и ожесточённых ночлежников выделяетсяособенно. Речь его звучит умиротворяющее и вызывает симпатии к нему, Лука для всех находит утешительные слова. При этом Лука не ищет никакой выгоды,единственная причина, побуждающая его утешать — «понять хочется дела-то

человеческие…»

Правда Луки – правда сострадания и веры в Бога. Он чуток, добр к тем, кто нуждается в помощи, он вселяет в каждого надежду: рассказывает Актёру о лечебнице для алкоголиков, советует Пеплу уйти в Сибирь, Анне говорит о счастье в загородном мире. То, что говорит Лука, нельзя назвать просто ложью. Скорее он внушает веру в то, что из любой безвыходной ситуации выход есть.

«Все ищут люди, все хотят — как лучше, дай им, Господи, терпенья!» — искренне говорит Лука и добавляет: «Кто ищет — найдёт. Помогать только надо им…» Он считает, что «во что веришь, то и есть…» Вера — главное для человека. Из уст Луки звучит фраза о том, что человек сам за себя в ответе: «Всяко живёт человек… как сердце налажено, так и живёт…

«, «Человек — всё может… лишь бы захотел…» Лука насет людям спасительную веру. Он думает, что жалостью, состраданием, милосердием, вниманием к человеку можно излечить его душу, чтобы самый последний вор понял: «Лучше надо жить! Надо так жить… чтобы самому себя можно было уважать…

» Мы пришли к выводу, что правда Луки имеет право на жизнь, (по ходу сообщения на доске появляются цитаты)

  1. III группа:
  2. — Самая колоритная фигура среди обитателей ночлежки — Сатин. В прошломон служил на телеграфе, но, вступившись за сестру, убил негодяя и попал на
  3. каторгу. После неё дорога к честной трудовой деятельности была для него закрыта;

он стал шулером, пьяницей, босяком. Сатин опустился, потерял интерес к труду, к людям. Но он выделяется среди других босяков умом, относительной образованностью, широтой натуры. Правда Сатина в том, что он верит в человека как Бога. Он считает, что человек может верить в самого себя и надеяться на свои силы.

Он не видит смысла в жалости и сострадании. «Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью,» — говорит герой. В его уста вложил М. Горький слова о Человеке: «Всё в человеке, всё для человека.

Существует только человек, всё остальное — дело его рук и мозга! Че-ло-век! Это — великолепно! Это звучит — гордо!» Сатин говорит не просто о сильной личности. Он говорит о человеке, который может строить свою жизнь самостоятельно, так, как ему нравится и как его устраивает.

Сатин утверждает, что «Человек — вот правда! Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!» И, на наш взгляд, эта правда — самая достойная, вселяющая веру в человека и гордость за него.

(по ходу сообщения на доске крепятся цитаты). В итоге получается таблица:

Три правды в пьесе М. Горького «На дне».

Бубнов

(правда факта)

«На что мне совесть? Я — не богатый» «Люди все живут… как щепки по реке плывут…» «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты…»

«Ты везде лишняя… да и все люди на земле лишние»

Лука

Сатин

есть…

«Человек — всё может.. лишь бы захотел…» «Всяко живёт человек.

(правда веры в человека) (правда утешительной лжи)»Всё в человеке, всё для «Во что веришь, то и

человека. Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и мозга. Че-ло-век!

Это великолепно! Это звучит Как сердце налажено, так и живёт…»- гордо! Надо уважать «Все ищут люди,

человека! Не жалеть, все хотят — как лучше

не унижать его жалостью…» дай им, Господи,

«Что такое правда? терпенья

Человек — вот правда»

Ложь — религия рабов и хозяев…

Правда-бог.

IV. Вопросы оппонентов. Дискуссия.

— Имеет ли место в нашей жизни правда Бубнова? Правда жестокая ициничная. Ваше мнение.

  • Горький говорил, что Лука — это пародия на Платона Каратаева и удивлялся, что это не замечают. Согласны ли вы с ним?
  • Существуют ли для Луки «бесполезные люди»?
  • Вы утверждаете, что утешительная правда Луки необходима обществу. А как же тогда объяснить, что Анна расхотела умирать, Актёр повесился, так как Лука ушёл, не оставив адреса лечебницы для алкоголиков, Васька Пепел попал в Сибирь, но уже как каторжник?
  • Представьте, что Лука возвращается в ночлежку через несколько месяцев после самоубийства Актёра. Как встретят его «бывшие люди»?
  • Почему Горький решил свои суждения о человеке вложить в уста Сатина? Считаете ли вы Сатина положительным героем?
  • Способен ли Сатин к активному действию?
  • Литературовед А. Новикова называет Сатина «новым Данко», который не может повести за собой людей, освещая дорогу лучами собственного сердца, ибо «у него нет сил». Согласны ли вы с таким утверждением?

V. Рефлексия.

  1. Можно ли считать Луку и Сатина антиподами, что они противостоят друг другу?

  2. Ролевая игра (в группах)

— Я предлагаю вам «примерить» правду героев Горького на нашу реальность. Перед вами наша лучшая ученица вдруг на контрольной получает «2». Она рыдает. Помогите советом, исходя из «правды» героев пьесы, пережить ей этот трудный момент. А она решит, чьи слова утешения ей действительно помогли.

(Задание-ловушка. Сатин и Бубнов утешать не могут и не хотят.)

VI. Выводы экспертной группы.

Три правды в пьесе трагически сталкиваются, что и обусловливает именно такой финал пьесы. Проблема в том, что в каждой из правд есть часть лжи и что само понятие правды многомерно. Яркий пример тому — и одновременно момент столкновения разных правд — монолог Сатина о гордом человеке. Этот монолог произносит пьяный, опустившийся человек.

И сразу возникает вопрос: этот пьяный, опустившийся человек — тот же самый, который «звучит гордо»? Положительный ответ — сомнителен, а если отрицательный — то как же быть с тем, что «существует только человек? Значит, Сатин, говорящий этот монолог, — не существует? Получается, что для того чтобы воспринять правду слов Сатина о гордом человеке, нужно не видеть Сатина, облик которого — это ведь тоже правда.

Страшно, что бесчеловечное общество убивает и калечит человеческие души. Но главное в пьесе то, что М. Горький заставил современников еще острее почувствовать несправедливость общественного устройства, заставил задуматься о человеке, его свободе. Он говорит своей пьесой: надо жить, не мирясь с неправдой, несправедливостью, но не погубить в себе доброту, сострадание, милосердие.

  1. Подведение итогов, выставление оценок.

  2. Домашнее задание. Подготовиться к тестированию по творчеству А. М. Горького

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/tri-pravdy-v-p-iesie-a-m-gor-kogho-na-dnie-i-ikh-traghichieskoie-stolknovieniie

Ссылка на основную публикацию