Ум с сердцем не в ладу — сочинение

В поэтической пьесе Грибоедова ум с сердцем не в ладу, по моему мнению, у всех персонажей. Это означает, что у героев нет гармонии, ведь приходится, чувствуя одно, говорить другое, делать – третье.

В первую очередь, конечно, горе главному герою – Чацкому от его ума. И он произнёс эту фразу в разговоре с Софьей, боясь, что обижает её своими словами, ведь он посмеивался, обличая их старых знакомых. У него слишком острый и критичный ум, который, действительно, мешает ему жить в лживом обществе. Даже любя Софью, он не хочет притворяться, говорить приятное.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Другое дело – Молчалин, которого любит Софья. Ему завещано угождать всем: от господина до мопса слуги господина. Софью он не любит, но притворяется… Ему нравится её служанка, хотя ей угождать особого смысла нет. То есть опять у героя противоречие между умом и сердцем.

Сама Софья, хоть и повторяет, мол, ей безразлично мнение других, притворяется постоянно. То нужно быть вежливой с раздражающим её Чацким, то скрывать свои чувства к Молчалину, тайно видеться с ним.

Горничная, конечно, тоже хитрит, хотя и без умствований. «Папаша» Фамусов, вообще, притворство ставит образцом жизни – специально упасть, чтоб рассмешить повелительницу, оценивать людей только по их деньгам… Когда слышит правду, готов кричать «караул». Жених Скалозуб, казалось бы, как вояка прямолинеен. Но какой там ум? Впрочем, и Скалозуб гонится за чинами, только нарочно груб.

Всё московское общество тоже за образец держит законы лести. Никто не может сказать того, что на самом деле думает, чувства проявлять тоже нельзя. Служат все они не делу, а персоне со всеми её глупостями и капризами, а о деле как раз забывают. Все любят посплетничать!

В общем, сердце, которое всегда говорит правду, мешает обществу, построенному лишь на притворстве.

Когда ум с сердцем не в ладу

Ум с сердцем не в ладу - сочинение

Несколько интересных сочинений

«Айвенго» – самое известное произведение Вальтера Скотта. Уже несколько столетий оно привлекает внимание читателей неповторимым колоритом и интригующим сюжетом, наполненным многочисленными приключениями и поворотами повествования

В романе Гончарова «Обыкновенная история» главным героем является молодой дворянин Александр Федорович Адуев. Он из семьи, имение которой находится в полутора тысячах верст от Петербурга.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Сочинение по картине карточный домик серебряковой (6 класс описание)

Оценим за полчаса!

У меня есть замечательная старшая сестра по имени Ольга. Ей 23 года и работает она в детском парке.

В романе Ивана Александровича Гончарова описываются непростые события, изменение власти дает о себе знать. Илья Ильич Обломов молодой помещик, который привык жить за счет крепостных крестьян

Произведение написано в 1945 году, поэтому его сюжет и герои рассказа, соответствуют тому тяжёлому для страны времени.

Когда «ум с сердцем не в ладу»?

Пример итогового сочинения по направлению «Разум и чувства».

Ум с сердцем не в ладу - сочинение

Когда мы влюбляемся, чувства выступают на первый план, а то и вовсе вытесняют разумное начало. Те, кто считает любовь умопомрачением, на мой взгляд, недалеки от истины: человек, зацикливаясь на предмете обожания, совершает необдуманные поступки, противоречащие здравому смыслу, и при этом может не замечать очевидных вещей.

Отличным примером, подтверждающим данную мысль, является грибоедовский Чацкий. Он страстно влюблён в Софью и уверен, что она должна отвечать ему взаимностью, хотя бы потому, что других достойных людей в окружении девушки попросту нет.

А ведь дочери Фамусова чужды слова и мысли Чацкого, осуждающего всё, что ей близко. Гораздо привлекательнее для неё бессловесный Молчалин, которого она в воображении наделила качествами героев своих любимых французских романов.

Чацкий достаточно умён и вполне мог бы понять всё это, однако разум его затмила любовь. Результат – горькое прозрение и отчаяние героя в финале комедии.

«Ум с сердцем не в ладу» и у Базарова, героя романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Евгений – нигилист, он начисто отрицает всё, что нельзя исследовать опытным путём, в том числе любовь.

Нежные чувства между мужчиной и женщиной, по его словам, «романтизм, чепуха, гниль, художество». Жизнь внесла коррективы во взгляды Базарова: он влюбляется в Анну Одинцову.

Чувство оказалось сильнее доводов разума.

Любовь – прекраснейшее чувство. Она облагораживает человека, раскрывает его лучшие качества. Однако любовь по определению не может подчиняться разуму, как бы нам этого ни хотелось. А потому у влюблённых нередко «ум с сердцем не в ладу», и такая ситуация вполне естественна.

Тот, кто любит, как правило, не задумывается о душевной гармонии, не анализирует происходящее. В результате чувства нередко выходят из-под контроля разума. В то же время человек должен постараться в любом случае взять себя в руки. Это получилось, кстати, и у Чацкого, и у Базарова.

Герой Грибоедова, узнав неприглядную правду о своей возлюбленной, покидает Москву, но при этом не теряет достоинства. Не позволяет чувствам взять над собой верх и тургеневский нигилист.

Терпя фиаско в любви, оба героя демонстрируют силу характера, которая не может не привлекать читателей.

Итак, «ум с сердцем не в ладу» у тех, кто влюблён. Если человека настигла любовь, обрести гармонию между разумом и чувством нелегко, даже практически невозможно. Но с честью выдержать это испытание, не упасть духом, не утратить достоинство под силу каждому.

Другое сочинение по направлению «Разум и чувства» читайте ЗДЕСЬ .

Ум с сердцем не в ладу — сочинение

Очень часто можно услышать фразу, что «ум с сердцем не в ладу». От кого угодно – мужчины, женщины, старика, да даже от вполне молодого человека. И я считаю, что эта фраза, хоть и имеет, как правило, двойной смысл, но совершенно бесполезна в тех случаях, когда люди ею оправдываются. А такие бывают, и не редко.

Если углубиться в суть отношений, где её употребляют, то можно понять, что это произносится только тогда, когда человеку нужно сделать какой-либо выбор.

Бывает, очень сложный выбор, который повлечёт за собой определённые последствия, что могут оказать огромное влияние на жизнь, в целом. И это самое страшное.

То, что люди действительно выбирают, оправдываясь таким сочетанием слов. И я… Не верю в эту фразу. Действительно не верю.

Подумайте сами – разве может сердце говорить? Нет, нет и ещё раз – нет. Сердце – всего лишь орган, перекачивающий нашу кровь по венам и артериям. Оно не будет делать за нас какой-то там «выбор» и воевать с мозгом.

А вот он сам с собой – вполне. Вернее, человек приводит его к таким мыслям, когда нейроны лихорадочно обдумывают, что делать дальше и как поступить в той или иной ситуации.

И то, что будет дальше, зависит только от нас самих.

Только от нас. Нас, а не сердца, методично выполняющего свои функции в организме. Это мы – люди – приводим себя в ловушку со своим клубком из мыслей и чувств, а когда попадаем – начинаем судорожно выпутываться, попутно разрывая некоторые куски пряжи, выбирая для себя лишь цвет, что мы разорвём в следующий раз. А цвета всего два.

Неважно, каких, главное, что два. Как чаши весов, где на одной стороне находятся эмоции, а на другой логика. Да, та самая, порою запутанная, но такая необходимая во многих сферах нашей жизни. Та самая, что принимает действительно правильные решения (если только нет ошибки в изначальных переменных, а проще говоря – суждениях).

Вот только… Многие ли из нас склоняют весы в её сторону?

И ответ прост и очевиден – нет. Так много «нет» за пару мыслей, не правда ли? И это самое печальное.

Да, не спорю, бывают моменты, когда нужно разорвать нити логики к чертям, действуя под собственным адреналином, вырываясь из лап опасности в последние секунды – только так и совершаются многие «подвиги». Но логику нужно слушать всегда.

Ведь она верна, рациональная и, самое главное, не даст такой ситуации случиться. Я думаю, что гораздо легче не доводить всё до подобного, вы разве так не думаете?

Сочинение 2

И так, что же означает данная фраза. Для начала нужно разобрать её по частям, а уже потом сопоставить всё на свои места и понять, что подразумевается под её значением.

Источник: https://paruslife.ru/vse-stati/kogda-um-s-serdtsem-ne-v-ladu-um-s-serdtsem-ne-v-ladu-sochinenie.html

Когда «ум с сердцем не в ладу»?

Пример итогового сочинения по направлению «Разум и чувства».

Ум с сердцем не в ладу - сочинение

Когда мы влюбляемся, чувства выступают на первый план, а то и вовсе вытесняют разумное начало. Те, кто считает любовь умопомрачением, на мой взгляд, недалеки от истины: человек, зацикливаясь на предмете обожания, совершает необдуманные поступки, противоречащие здравому смыслу, и при этом может не замечать очевидных вещей.

Отличным примером, подтверждающим данную мысль, является грибоедовский Чацкий. Он страстно влюблён в Софью и уверен, что она должна отвечать ему взаимностью, хотя бы потому, что других достойных людей в окружении девушки попросту нет.

А ведь дочери Фамусова чужды слова и мысли Чацкого, осуждающего всё, что ей близко. Гораздо привлекательнее для неё бессловесный Молчалин, которого она в воображении наделила качествами героев своих любимых французских романов.

Чацкий достаточно умён и вполне мог бы понять всё это, однако разум его затмила любовь. Результат – горькое прозрение и отчаяние героя в финале комедии.

«Ум с сердцем не в ладу» и у Базарова, героя романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Евгений – нигилист, он начисто отрицает всё, что нельзя исследовать опытным путём, в том числе любовь.

Нежные чувства между мужчиной и женщиной, по его словам, «романтизм, чепуха, гниль, художество». Жизнь внесла коррективы во взгляды Базарова: он влюбляется в Анну Одинцову.

Чувство оказалось сильнее доводов разума.

Любовь – прекраснейшее чувство. Она облагораживает человека, раскрывает его лучшие качества. Однако любовь по определению не может подчиняться разуму, как бы нам этого ни хотелось. А потому у влюблённых нередко «ум с сердцем не в ладу», и такая ситуация вполне естественна.

Тот, кто любит, как правило, не задумывается о душевной гармонии, не анализирует происходящее. В результате чувства нередко выходят из-под контроля разума. В то же время человек должен постараться в любом случае взять себя в руки. Это получилось, кстати,  и у Чацкого, и у Базарова.

Герой Грибоедова, узнав неприглядную правду о своей возлюбленной, покидает Москву, но при этом не теряет достоинства. Не позволяет чувствам  взять над собой верх и тургеневский нигилист.

Терпя фиаско в любви, оба героя демонстрируют силу характера, которая не может не привлекать читателей.

Итак, «ум с сердцем не в ладу» у тех, кто влюблён. Если человека настигла любовь, обрести гармонию между разумом и чувством нелегко, даже практически невозможно. Но с честью выдержать это испытание, не упасть духом, не утратить достоинство под силу каждому.

Другое сочинение по направлению «Разум и чувства» читайте ЗДЕСЬ.

Источник: http://xn—-7sbbl0caghpglbg1kg.xn--p1ai/kogda-um-s-serdtsem-ne-v-ladu/

Сочинение ЕГЭ: Разум и чувства. «Ум с сердцем не в ладу» (А.С. Грибоедов)

Ум с сердцем не в ладу - сочинение

Нельзя оспорить истину, что человек познает мир двумя способами: через разум и чувства. Человеческий разум отвечает за то познание мира, которое характери­зуется устойчивыми целями, мотивами деятельности, склонностями и интересами. Однако, познавая действи­тельность, человек чувственно относится к предметам и явлениям, окружающим его: к вещам, событиям, к дру­гим людям, к своей личности. Одни явления действи­тельности его радуют, другие печалят, одни вызывают восхищение, другие возмущают его… Радость, печаль, восхищение, возмущение, гнев — все это различные ви­ды субъективного отношения человека к действитель­ности, переживания им того, что на него воздействует… Но жить только чувствами нельзя, «голова должна вос­питывать сердце», ведь ощущения и восприятия отра­жают преимущественно отдельные стороны явлений, а разум дает возможность установить связи и отношения между предметами, чтобы осуществлять разумную дея­тельность.

И все же в нашей жизни бывает так, что мы поступа­ем либо по велению сердца, либо по подсказке разума, достигая компромисса только тогда, когда «набьем шишки». По этому поводу напрашивается пример из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», в частности, образ Александра Андреевича Чацкого.

Заметим, что именно после беседы об уме и глупости, состоявшейся между служанкой Лизой и Софьей, и напоминанием о том, что Софью и Чацкого некогда связывали теплые отношения, появляется на сцене Чацкий. Характери­стика герою уже дана, и ей Чацкий соответствует на протяжении всего действия комедии.

Человек неза­урядного ума (он предпочитает служить «делу, а не ли­цам»: «Служить бы рад, прислуживаться тошно»), твер­дых убеждений (о нем не скажешь ни при каких обстоятельствах: «И золотой мешок, и метит в генера­лы»), он настолько сильно поддался своему чувству, что потерял способность объективного восприятия окру­жающей среды.

Ни холодный прием Софьи, ни ее реак­ция на падение Молчалина с лошади не смогли открыть глаза герою на очевидное: сердце Софьи занято другим. Умом-то он понимал, что все кончено, нет больше былой привязанности, Софья изменилась, теперь она не та чистая невинная девушка, какой была раньше, а дос­тойная дочь своего недостойного отца. Но сердце.

.. серд­це не хочет этому верить и цепляется за последнюю на­дежду, как цепляется за соломинку утопающий.

И только сцена тайного свидания Молчалина и Со­фьи позволила убедиться в том, что прежних чувств у Софьи больше нет. Чацкий наконец постигает то, что должен быть понять с первых минут пребывания в доме Фамусова: он здесь лишний.

В своем последнем моноло­ге он горько сознается, что его надежды не оправдались: он спешил к Софье, мечтал обрести с ней свое счастье, но, «Увы! Теперь мечтанья те погибли в полной красо­те…» (М.

Лермонтов) Он винит Софью в том, что она да­ла ему ложную надежду и не сказала прямо, что их дет­ская влюбленность для нее теперь ничего не значит.

А ведь только этими чувствами он и жил все эти три года разлуки! Горько его разочарование в Софье; в Фамусове, который выбирал в женихи дочери человека не по уму, а по кошельку; в московском обществе, далеко не умном, неискреннем, циничном. Но теперь он не сожалеет о разрыве, так как осознает, что в фамусовском обществе ему не место. Он уезжает из Москвы.

Еще трагичнее сложилась судьба Настены — героини повести В. Распутина «Живи и помни». Случилось так, что в последний военный год в далекое село на Ангаре тайком возвращается с войны местный житель Андрей Гуськов. Дезертир не думает, что в отчем доме его встре­тят с распростертыми объятиями, но в понимание жены верит и не обманывается.

Настена выходила замуж не по любви, в замужестве не была счастлива, но была му­жу предана и благодарна за то, что он освободил ее от тяжкого житья в работницах у тетки.

В повести так и сказано: «Настена кинулась в замужество как в воду — без лишних раздумий, все равно придется выходить, без этого мало кто обходится — чего же тянуть?» И вот те­перь она готова красть для Андрея еду, лгать родным, прятать его от чужих глаз по зимовьям, потому что так велит ее сердце.

Читайте также:  Сочинение о чем мечтают герои комедии ревизор (8 класс)

Умом она понимает, что через пособни­чество мужу-дезертиру сама становится преступницей, но с чувствами справиться ей нелегко, и она отдается им полностью. Тайные отношения с мужем делают ее сча­стливой.

И только на деревенском празднике по поводу Великой Победы ее вдруг настигает неожиданная злость: «Из-за него, из-за него не имеет она права, как все, порадоваться победе». Вынужденная скрывать свои чувства, сдерживать их, Настена все больше выматыва­ется, ее бесстрашие превращается в риск, в чувства, растрачиваемые понапрасну.

Это состояние подталкива­ет ее к самоубийству, тут уж точно «ум с сердцем не в ладу», и в порыве отчаяния она бросается в Ангару. Ан­дрей не убийца, не предатель, он всего-навсего дезертир, но как человек умный, он должен был осознавать, ка­ким будет финал этой истории. Он должен был не толь­ко жалеть себя, но и беспокоиться о родителях, жене, будущем ребенке. Однако и в этой ситуации «ум с серд­цем не в ладу» был.

Конечно, рассуждать о разуме и чувствах как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека можно бесконечно.

Но сколько бы мы не приводили примеров (литературных или жизненных), становится понятно, что они одинаково влияют на поступки чело­века и должны дополнять друг друга. Только в единстве двух этих противоположностей возможна гармония личности.

Когда же разум и чувство вступают в проти­воборство, случается внутренний конфликт личности, приводящий зачастую к трагедии.

    • Разум и чувства — два способа освоения человеком мира, взаимосвязанные и взаимодействующие друг с другом на протяжении всей истории человечества. Сложность и изменчивость… Подробнее…
    •   На протяжении всей жизни человека разум и чувство играют важную роль. Разум дан для того, чтобы человек 16 мог анализировать свои поступки, контролировать свои действия,… Подробнее…
    •   Любовь — одно из самых светлых человеческих чувств и одновременно столь сильная стихия, что может она человека и до небес вознести, и жизни лишить. Ка­кой же она должна быть:… Подробнее…
    •   Можно ли разрушить чужую жизнь ради своих ис­кренних чувств? Имеет ли влюбленный человек на это право, зная, что причинит невыносимые страдания близким людям, разрушит чужую семью,… Подробнее…
    • Человек — существо разумное. Это аксиома, непре­ложная истина. Даже в толковом словаре русского язы­ка С.И. Ожегова сказано, что разум — это «высшая сту­пень познавательной… Подробнее…
    •   Герой комедии А.С. Грибоедова Александр Андрее­вич Чацкий в какой-то момент восклицает: «Ум с серд­цем не в ладу». От этого происходит непонимание оче­видного, разочарование, душевная травма. А как… Подробнее…
    •   Каждый из живущих на земле рано или поздно, час­то или крайне редко вступает в конфликт с окружаю­щим миром и людьми. Выходит победителем только тот, кто готов на разумный… Подробнее…
    •   Разум — сила человека, которая правильно указыва­ет жизненный путь, не дает оступиться в сложных об­стоятельствах. Благодаря способности мыслить, рассу­ждать люди могут избегать… Подробнее…
    • «Кто никогда не совершал безрассудств, тот не так мудр, как ему кажется», — утверждал Ф. Ларошфуко. Наверное, он был прав, потому что безрассудных людей благоразумию учат… Подробнее…
    • Нельзя оспорить истину, что человек познает мир двумя способами: через разум и чувства. Человеческий разум отвечает за то познание мира, которое характери­зуется устойчивыми… Подробнее…

Источник: https://shollklass.ru/homepage/razum-i-chuvstva/74-sochinenie-ege-razum-i-chuvstva-um-s-serdtsem-ne-v-ladu-a-s-griboedov

"Ум с сердцем не в ладу" — сочинение

Вариант 1:

Оцените этот вариант сочинения: 

Так говорят, если человек не может совладать со своими чувствами, стремится к тому, чего нельзя, понимая, что это может нанести вред ему самому и окружающим.

Например, это может быть невзаимная любовь или любовь к несвободному человеку.

Ум говорит, что это не приведет ни к чему хорошему, может даже закончится катастрофой, но сердце отчаянно рвется к объекту страсти, невзирая ни на какие разумные доводы.

Такое состояние чаще всего приносит человеку немало страданий, ведь желаемого он получить не может. Тогда он решается на отчаянные действия. Хороший пример такого диссонанса между чувствами и умом показал Пушкин в своем произведении «Евгений Онегин».

Молодая провинциальная девушка влюбляется в столичного повесу и, осознавая, что это унизительно, все равно пишет ему письмо с признанием в любви. В те времена подобный поступок мог опозорить девушку и оставить отпечаток на ее репутации.

Онегин же посмеялся над ее чувствами и ответил ей в довольно грубой форме, чем нанес большую травму.

Еще один пример разлада между умом и чувствами мы найдем в произведении Островского «Гроза». Катерина выходит замуж и попадает в новую семью. Там ее обижает свекровь, а муж пьет. Семейная жизнь молодой женщины складывается плохо.

Ее душа жаждет любви и бури эмоций. Это толкает ее на измену мужу, хотя разум упрямо твердит, что это неправильно. Кончается история печально: эмоциональная натура Катерины не выдерживает давления и она решается на самоубийство.

Конечно, подчинить чувства разуму бывает очень трудно, а иногда, кажется и вовсе невозможным. Но из литературных примеров можно сделать вывод, что чувства все-таки должны быть под контролем разума. Всегда нужно взвешивать свои желания и то, какие последствия они за собой повлекут. Человек не должен рушить свою жизнь и жизни других людей в угоду собственным желаниям.

Вариант 2:

Оцените этот вариант сочинения: 

Такое случается, когда человек чего-то страстно желает, но здравый смысл этому противоречит. Например, если человек влюблен. В такие моменты трезво оценивать ситуацию бывает тяжело. Если сердце вступает в противоборство с умом, это доставляет человеку страдания, потому что для счастливой жизни необходима гармония в чувствах и ощущениях.

Эту тему не раз поднимали писатели в своих произведениях. Иногда она оттеняла основную сюжетную линию, придавая драматизма, а иногда сама становилась темой произведения. Думаю, это беспроигрышный вариант, потому что подобные переживания хотя бы раз случались с каждым из нас, поэтому она всегда будет вызывать интерес.

Герой романа «Отцы и дети» Е. Базаров является нигилистом и начисто отрицает любые проявления любви и нежности, считая их выдумкой и глупостью. Тем неожиданнее и тяжелее для него оказывается любовь к Одинцовой.

Как ни крути, человеку всегда тяжело пересматривать и менять свои взгляды и привычки. К сожалению, любовь эта не вылилась в счастливую семью и закончилась крахом.

Но Базаров сумел сохранить достоинство и вынести из этой ситуации урок.

Еще одним примером является Чацкий из «Горе от ума». Он любит Софью, которая является частью презираемого Чацким общества.

Он уверен, что девушка должна любить его в ответ, но она не может принять его взглядов и критики в адрес своего окружения. Софья выбирает Молчалина и приписывает ему несуществующие черты.

Поняв, что происходит, Чацкий покидает Москву. Но его чувства в итоге все-таки покоряются уму и он сохраняет лицо.

Я думаю, что выпускать чувства из-под контроля нельзя. Ведь человек тем и отличается от животных, что способен мыслить и контролировать свои проявления. Иногда бывает лучше отпустить и забыть, чем поддаться буре эмоций и испортить жизнь себе и окружающим.

Заказать сочинение Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!

Похожие сочинения на тему:

Источник: http://www.sdam-na5.ru/sochineniya-11-klass/709-um-s-serdtsem-ne-v-ladu-sochinenie

«Ум с сердцем не в ладу» (А.С. Грибоедов)

«Ум с сердцем не в ладу» (А.С. Грибоедов)

Нельзя оспорить истину, что человек познает мир двумя способами: через разум и чувства. Человеческий разум отвечает за то познание мира, которое характеризуется устойчивыми целями, мотивами деятельности, склонностями и интересами.

Однако, познавая действительность, человек чувственно относится к предметам и явлениям, окружающим его: к вещам, событиям, к другим людям, к своей личности. Одни явления действительности его радуют, другие печалят, одни вызывают восхищение, другие возмущают его…

Радость, печаль, восхищение, возмущение, гнев — все это различные виды субъективного отношения человека к действительности, переживания им того, что на него воздействует…

Но жить только чувствами нельзя, «голова должна воспитывать сердце», ведь ощущения и восприятия отражают преимущественно отдельные стороны явлений, а разум дает возможность установить связи и отношения между предметами, чтобы осуществлять разумную деятельность.

И все же в нашей жизни бывает так, что мы поступаем либо по велению сердца, либо по подсказке разума, достигая компромисса только тогда, когда «набьем шишки». По этому поводу напрашивается пример из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», в частности, образ Александра Андреевича Чацкого.

Заметим, что именно после беседы об уме и глупости, состоявшейся между служанкой Лизой и Софьей, и напоминанием о том, что Софью и Чацкого некогда связывали теплые отношения, появляется на сцене Чацкий. Характеристика герою уже дана, и ей Чацкий соответствует на протяжении всего действия комедии.

Человек незаурядного ума (он предпочитает служить «делу, а не лицам»: «Служить бы рад, прислуживаться тошно»), твердых убеждений (о нем не скажешь ни при каких обстоятельствах: «И золотой мешок, и метит в генералы»), он настолько сильно поддался своему чувству, что потерял способность объективного восприятия окружающей среды.

Ни холодный прием Софьи, ни ее реакция на падение Молчалина с лошади не смогли открыть глаза герою на очевидное: сердце Софьи занято другим. Умом-то он понимал, что все кончено, нет больше былой привязанности, Софья изменилась, теперь она не та чистая невинная девушка, какой была раньше, а достойная дочь своего недостойного отца.

Но сердце… сердце не хочет этому верить и цепляется за последнюю надежду, как цепляется за соломинку утопающий.

И только сцена тайного свидания Молчалина и Софьи позволила убедиться в том, что прежних чувств у Софьи больше нет. Чацкий наконец постигает то, что должен быть понять с первых минут пребывания в доме Фамусова: он здесь лишний.

В своем последнем монологе он горько сознается, что его надежды не оправдались: он спешил к Софье, мечтал обрести с ней свое счастье, но, «Увы! Теперь мечтанья те погибли в полной красоте…» (М.

Лермонтов) Он винит Софью в том, что она да­ ла ему ложную надежду и не сказала прямо, что их детская влюбленность для нее теперь ничего не значит.

А ведь только этими чувствами он и жил все эти три года разлуки! Горько его разочарование в Софье; в Фамусове, который выбирал в женихи дочери человека не по уму, а по кошельку; в московском обществе, далеко не умном, неискреннем, циничном. Но теперь он не сожалеет о разрыве, так как осознает, что в фамусовском обществе ему не место. Он уезжает из Москвы.

Еще трагичнее сложилась судьба Настены — героини повести В. Распутина «Живи и помни». Случилось так, что в последний военный год в далекое село на Ангаре тайком возвращается с войны местный житель Андрей Гуськов. Дезертир не думает, что в отчем доме его встретят с распростертыми объятиями, но в понимание жены верит и не обманывается.

Настена выходила замуж не по любви, в замужестве не была счастлива, но была мужу предана и благодарна за то, что он освободил ее от тяжкого житья в работницах у тетки.

В повести так и сказано: «Настена кинулась в замужество как в воду — без лишних раздумий, все равно придется выходить, без этого мало кто обходится — чего же тянуть?» И вот теперь она готова красть для Андрея еду, лгать родным, прятать его от чужих глаз по зимовьям, потому что так велит ее сердце.

Умом она понимает, что через пособничество мужу-дезертиру сама становится преступницей, но с чувствами справиться ей нелегко, и она отдается им полностью. Тайные отношения с мужем делают ее счастливой.

И только на деревенском празднике по поводу Великой Победы ее вдруг настигает неожиданная злость: «Из-за него, из-за него не имеет она права, как все, порадоваться победе». Вынужденная скрывать свои чувства, сдерживать их, Настена все больше выматывается, ее бесстрашие превращается в риск, в чувства, растрачиваемые понапрасну.

Это состояние подталкивает ее к самоубийству, тут уж точно «ум с сердцем не в ладу», и в порыве отчаяния она бросается в Ангару. Андрей не убийца, не предатель, он всего-навсего дезертир, но как человек умный, он должен был осознавать, каким будет финал этой истории. Он должен был не только жалеть себя, но и беспокоиться о родителях, жене, будущем ребенке. Однако и в этой ситуации «ум с сердцем не в ладу» был.

Конечно, рассуждать о разуме и чувствах как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека можно бесконечно.

Но сколько бы мы не приводили примеров (литературных или жизненных), становится понятно, что они одинаково влияют на поступки человека и должны дополнять друг друга. Только в единстве двух этих противоположностей возможна гармония личности.

Когда же разум и чувство вступают в противоборство, случается внутренний конфликт личности, приводящий зачастую к трагедии.

Источник: https://vopvet.ru/news/um_s_serdcem_ne_v_ladu_a_s_griboedov/2016-12-05-6138

Влюбленность: когда ум не в ладу с сердцем

И страстность сердца, и мудрость ума – великие дары. Но что делать, если эмоциональность приходит в противоречие с логикой?

Это может быть особенно мучительно в романтических отношениях. Вот примеры:

  • Ваш партнер по-настоящему заводит вас, но вы не уверены в том, что он подходит вам в долгосрочной перспективе.
  • Переписка с партнером вам нравится, но вы не чувствуете влюбленности.
  • Сердечное чувство неясно или отсутствует.
  • Вы влюбляетесь, но затем ощущаете множество тревожных сигналов.

Конфликты между сердцем и умом могут оказывать просто парализующее воздействие. Если ждать слишком долго – можно упустить возможность. Если слишком спешить – есть вероятность упустить из виду что-то важное.

Сердце может подталкивать вас к рискованным действиям. Без риска невозможно развитие. Сердце, если доверять ему, может открыть дорогу к прекрасной страсти, которую никогда не предсказала бы логика.

Однако иногда, когда сердце чего-то очень сильно хочет, отрицание и импульсивность заставляют замолчать здравомыслие.

Сердце может быть не только идеалистичным, но и наивным, пренебрегая рациональным мышлением.

Разум может предвидеть последствия, которые сердце не замечает или считает неважными.

Логическое мышление и анализирование могут подсказать вам наличие неразумных рисков, защитить от потенциального вреда.

Однако иногда ум может выступать в роли постоянного критика, сея неуверенность в себе и цинизм.

И тогда становятся невозможными приключения, которые могли бы оказаться такими прекрасными! Зачастую наше мышление может быть слишком педантичным или ригидным, в результате мы пропускаем что-то самое важное.

Если вы застыли в нерешительности, задумайтесь о том, чему вам свойственно больше доверять: чувствам или мыслям. В этот момент неясности хорошей идеей может стать обращение к менее знакомому вам «внутреннему союзнику».

Например, если обычно вы предпочитаете логику, постарайтесь настроиться на свои чувства. Вспомните о том, что чувства – это не факты. Они не обязательно должны быть очень разумными. Чувства – это информация, идущая от некоего менее прямолинейного аспекта вашей личности.

Эмоциональный интеллект ровно настолько же важен, как ментальный. Попробуйте просто посидеть и отметить, что вы чувствуете.

С другой стороны, если у вас хорошо налажен прямой контакт с чувствами, попробуйте настроиться на свои мысли. Наблюдение за мыслями может оказаться весьма отличным от привычной вам ориентировки на чувства. Ум тоже для чего-то нужен. Следуйте за своими мыслями. Тем временем пусть чувства просто проходят мимо.

Может оказаться полезным постараться осмыслить свою историю. Подумайте о тех случаях, когда ваши мысли завели вас куда-то не туда. Затем подумайте о тех моментах, когда размышление открыло вам доступ к мудрости, которая изменила ход вашей жизни или защитила от возможного вреда.

Читайте также:  В доброй беседе всяк ума копит - сочинение 4 класс

Подумайте о тех случаях, когда сердце указало вам неверное направление. Затем вспомните, когда оно подсказало вам отправиться в настоящие приключения, запомнившиеся на всю жизнь, когда стоило рисковать и следовать своей страсти, чтобы стать тем, кем вы стали.

Когда вас настиг конфликт между умом и сердцем, возможно путь решения лежит не в том, чтобы выбирать между одним и другим, а в том, чтобы воспользоваться и тем и другим наилучшим образом.

Наш ум генерирует от 12 000 до 70 000 мыслей в день – это примерно два миллиарда мыслей за жизнь. Однако значительное количество мыслей лишены смысла, неточны или абсурдны. Одно исследование показало, что 95 % наших мыслей являются повторными, 80 % негативны, а 85 % того, о чем мы тревожимся, никогда не произойдет.

Как же, учитывая такую распространенность автоматического мышления, нам достичь контакта со своей глубочайшей мудростью? Вы можете осознавать ее как свое взрослое Я, как точку зрения, основанную на любви к себе, как голос своего разума. Часто мудрость проявляется как голос тишины, голос, звучащий тише, чем большая часть рутинных мыслей. Это голос рефлексии, голос опыта. Это может быть интернализированный голос родителя, мудреца, учителя или ролевой модели.

Глубокая мудрость ждет вас не в истериках или устрашающих предостережениях. Она предлагает вам долгосрочную перспективу. Ваша мудрость видит потенциальные последствия ваших поступков и задает вопрос о том, действительно ли это то, чего вы хотите. Запомните этот голос. Обратите внимание на то, как он звучит и что при этом ощущает ваше тело.

В течение нескольких мгновений послушайте глубокий голос своего сердца. Может быть, стоит буквально положить руку на сердце. Вы ощутите то присутствие, которое зовете духом, открытым сердцем, голосом любви или своей душой. Оно находится глубже, чем любая конкретная эмоция.

Как и мудрый ум, глубокое сердце может ощущаться как глубокая, медленно текущая река. Это сердце руководится вашими истинными ценностями. Оно умеет отличать правильное от неправильного – не в моралистическом смысле, а в том, который верен лично для вас. Глубокое сердце иногда говорит шепотом, а иногда громко и властно.

Когда вы испытываете конфликт между умом и сердцем, постарайтесь сделать так, чтобы мудрость вашего разума вступила в диалог с глубиной вашего сердца.

Вы можете сделать это при помощи визуализации, письменного или устного диалога.

Вы можете даже писать двумя руками, используя ведущую руку, чтобы записывать голос ума, а другую – для того, чтобы записать слова сердца. Пусть это происходит само собой.

Не позволяйте себе редактировать или оценивать. Посмотрите, что произойдет. Возьмите свой мудрый ум и свое глубокое сердце на прогулку или пробежку и просто выслушайте их.

Источник: https://www.psyh.ru/vlyublennost-kogda-um-ne-v-ladu-s-serdtsem/

Когда ум с сердцем не в ладу

Выбранная мною тема раскрывает противостояние сердца и ума. чувств и разума.

Что же такое разум, и что такое чувства? Должны ли они быть неразлучны или могут действовать по отдельность? Кто из героев литературных произведений относится к высказыванию, данному в теме? Эти и другие вопросы помогут в полной мере раскрыть суть проблемы и понять ее. Разум – способность логически и творчески мыслить.

(толковый словарь Ожегова). Чувства – способность ощущать, испытывать. воспринимать внешние воздействия. (толковый словарь Ожегова). Чаще всего

происходит так. что чувства и разум не согласованы друг с другом. Эти два качества борются в человеке, и побеждает что-то одно. Тема противопоставления чувств и разума – одна из самых важных и.

до сегодняшнего дня актуальных тем, поэтому ее поднимают в своих произведениях многие писатели, в том числе, и Л. Н. Толстой “Война и мир”, В. Шекспир “Ромео и Джульетта”, И. Гончаров “Обломов”, И. С. Тургенев “Отцы и дети” и “Ася”, Ф. М.

Достоевский “Преступление и наказание”, А. С. Пушкин “Евгений Онегин”.

Я бы хотела остановиться на произведении А С Пушкина “Евгений Онегин”. Автор

затрагивает данную тему на примере отношений Татьяны Лариной и главного героя – Евгения Онегина. Татьяна полюбила Евгения сразу с первой встречи, но тот сначала не ответил ей взаимностью, и только через несколько лет понял, что любит Татьяну, но было уже поздно. Татьяна была замужем.

В один вечер Онегин встретил Татьяну на балу, и в сердце у девушки вновь вспыхнули чувства к Евгению, но она не стала им предаваться, потому что не может изменить своему мужу. Татьяна понимает, что должна поступить разумно и быть верной мужу.

Разум в данном случае победил чувства в Татьяне, и она отказалась от любви.

Еще одно произведение, которое хотелось бы выделить, это “Война и мир” Л. Н. Толстого. Наташа Ростова любила Андрея Болконского и ждала их скорой свадьбы, но случилось так, что девушка на своем жизненном пути встретила Анатоля Курагина, к которому тоже испытывала сильные чувства.

Девушка сбежала от Болконского к Курагину, предпочтя чувства разуму. Порой, чувства могут быть настолько сильны, что человек не замечает, как катится в пропасть.

Наташа могла бы поступить разумно и справедливо, если бы осталась с Андреем, ведь до их свадьбы оставалось меньше года, но девушка все-таки решила поддаться чувствам.

Итак, разум и чувства совсем противоположные понятия. Они непохожи друг на друга и, в большинстве случаев, у них нет одного общего мнения. Борьба между чувствами и разумом может закончиться по разному, и, если чувства на самом деле настоящие, то согласовать их с разумом практически невозможно.

С одной стороны стоит желание любить, а с другой – преданность, верность и справедливость. Человек либо поддается сильным светлым чувствам и слушает свое сердце, либо рассуждает, сопоставляет все “за” и “против” и принимает решение, исходя из разумных выводов.

Выбор этот очень сложный, но все же, приходится принимать решение.

“Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств” – Михаил Михайлович Булгаков.

(1

Источник: https://ege-essay.ru/kogda-um-s-serdcem-ne-v-ladu/

«Когда ум с сердцем не в ладу…»

«Когда ум с сердцем не в ладу…»

Категория ума и ее интерпретация в русской литературе

И. И. Мурзак, А. Л. Ястребов.

В мыслительной ситуации XVII-XVIII вв. обнаруживается парадокс: культура восторгается уникальностью личности, манифестирует идею самодостаточности пытливого творческого ума, но в то же время оперирует глобальными категориями, даже не оставляющими надежды отдельной личности проникнуть в их тайну.

Художники, философы, описывая мир, создают масштабные картины, пугаясь безграничности открывающегося мироздания.

Интенсивность, с какой начинает протекать исследовательская практика, указывает на эмансипацию индивидуалистического сознания от средневековой иерархии ценностей, однако установки на специфическое личностное поведение, устремленность к уникальному способу самореализации противоречиво уживаются с побуждением стать частью общего, элементом конкретной культурно-социальной системы микрокосма, равного по структуре макрокосму. «Птенцы гнезда Петрова» зрелищная метафора социополитического единения, применимая ко всем уровням общественного общежития. Университетские кружки, тайные общества, скитальчество по России, бегство в Европу являются знаками единого явления, получившего распространение в конце XVIII начале XIX века. Людьми руководит желание приобщиться к какому-либо организованному единству, сделать его законы своими собственными правилами, сохранив при этом внутреннюю независимость.

Странность подобного поведения объясняется тем, что культурная традиция, декларирующая самоценность индивида, не оставляла личности достаточного пространства для воплощения собственных идей, т. к.

не выработала убедительных культурных оснований для подтверждения феномена человека, могущего довериться исключительно частным устремлениям.

Известные исторические события подготовили почву, на которой формировалось новое сознание, высвобождающееся из-под диктата надличностного образца.

Романтизм абсолютизировал жажду экспериментального постижения судьбы, выхода из порядка мироздания, максимально катастрофической реализации беспрецедентной индивидуальности. Великие перемены рождают характеры, подвергающие сомнению шаткие авторитеты, избирающие особый масштаб действования, под стать безграничной воле.

Грибоедов является одной из ярких фигур русской культуры начала XIX века, в его личности и судьбе воплощаются явления, распространенные в европейском Возрождении. Знаток языков, дипломат, комедиограф, композитор синтез качеств, указывающих на разносторонность художественной натуры, изящную легкость перехода от одного вида деятельности к другому.

Не следует абсолютизировать влияние оппозиционных идей на формирование взглядов автора «Горя от ума». Известные прогрессивные реплики Чацкого можно интерпретировать и в контексте классической темы отцов и детей, когда инвективы взбунтовавшихся против традиции романтиков задействуют в своих сюжетах наиболее эффектные подробности осуждаемого быта.

В образе Чацкого впервые в русской литературе представлен тип героя, воодушевленного оригинальными идеями, протестующего против устаревших догм.

Монологическое поведение героя вырабатывает новый взгляд на социальные отношения, его смелые лозунги идеально вписываются в трагический жанр, но комедийный конфликт открывает перед автором более широкие возможности.

Речь Чацкого принципиально экспромтна, знаки препинания в его монологах выявляют не только повышенную экспрессию обличителя, но и неупорядоченность мысли, ранее не проговариваемую эмоцию.

Каждая сцена, в которой персонаж вынужден разражаться очередным обвинением в адрес «века минувшего», оформляется мотивом случайности и развивается как незапланированный выпад, инициированный чрезмерным желанием продемонстрировать знание некоей истины, недоступной пониманию окружающих. В этом заключается комизм ситуации.

Чацкий патетически провозглашает образ мысли, вступающей в противоречие с традициями социального коллективного поведения, отмеченного ориентацией на патриархальные нормы.

Высокая философская нота, заданная Чацким, контрастирует с позицией Фамусова, остающейся при всей ее культурной неприемлемости образцом науки жить в обществе, следовать той условной конвенции, что не изменялась от античности до наших дней. Коллективная концепция ума как благонравия, «уменья жить» развивается в гротескные, с точки зрения высокого порыва, но убедительные верностью логике повседневности рекомендации. Здесь и аллегория социального признания («не то на серебре, на золоте едал»), и примеры социоромантической мечтательности («мне только бы досталось в генералы»), и свидетельства матримониального прагматизма («барон фон Клоц в министры метил, А я к нему в зятья»).

Соответственно этим практическим установкам и оценивается желание Чацкого усматривать преступность в поведении других представителей общества, не склонных разделять пафос сокрушительных идей. Его называют чудаком, странным человеком, потом просто безумцем. «Ну что? не видишь ты, что он с ума сошел?» уже с полной уверенностью говорит Фамусов.

Реплики персонажей противопоставляют тезису Чацкого, утверждающего в качестве высшей ценности «ум, алчущий познаний», не менее убедительную, но не такую категоричную концепцию разумного поведения. Фамусов хвалит мадам Розье, считает необходимым подчеркнуть, что она «умна была, нрав тихий, редких правил». Софья, рекомендуя отцу своего избранника, замечает, что он «и вкрадчив и умен».

Хрестоматийная эмблема ограниченности Фамусова известная фраза

…ученье вот чума, ученость вот причина,

Что нынче пуще, чем когда

Безумных развелось людей, и дел, и мнений… —

опосредованно выражает просветительскую критику романтических идей, апологеты которых пропагандировали катастрофический тип самовоплощения. Эксцентричная манера Чацкого обвинять и отрицать фарсово прямолинейна.

Но социальный мир невозможно свести к единой, даже самой прогрессивной доктрине, он более многообразен. Софья с сентиментальной наивностью произносит: «Ах, если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко?».

Ценностные ориентации Молчалина иллюстрируют его приверженность заветам служебной иерархии «ведь надобно зависеть от других». Разрушительная сила речей начинает беспокоить и самого героя, ощущающего, что в нем самом «ум с сердцем не в ладу».

Соперничество рационального и чувственного начал в характере героя выражается в повышенной экспрессивности его позиции и в попытке обобщить столь различные явления обличаемой системы жизненных правил.

В финале комедии Чацкий высказывает мысль, которая свидетельствует об изменении категорийных ориентиров. Испытывая горе от ума, он неожиданно признается в совершенно иных побудительных мотивах: герой отправляется «…искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок».

Данное признание указывает на новое ощущение мира, постигнутое персонажем. Прагматический подход вкупе с восторженностью романтика противоречат изначальной заданности его культурной функции.

Трагедия героя заключена в том, что чувство инициировало обличения, хотя параметры ситуации не подразумевали подобного применения эмоции. Герой не в состоянии найти фигуру баланса, упорядочивающую просветительское негодование и романтическую страстность.

Финальная реплика указывает на идеологическую исчерпанность персонажа, осознание им обреченности попыток убедить всех в несомненной истинности своих взглядов.

«Уголок» для «оскорбленного чувства» представляется альтернативой публичному полемическому поведению и становится одним из вариантов центральной модели русской литературы, которая сформирует ритуал речевой позиции персонажа в сюжете любовного объяснения. Трагикомический опыт наставника общества, рассмотренный в «Горе от ума», предстанет для русских писателей образцом откровенной тенденциозности, которую следует избегать.

Просветительские доктрины, усиленные сентиментально-романтическим пафосом, в монологах Чацкого прозвучали запоздалой репликой эпохи, с энтузиазмом стремящейся синтезировать частный импульс с образом надчеловеческого бытия.

Полемика умствования с устоявшимся миропорядком не может не завершиться фиктивной развязкой; обмен монологами приводит к декларации позиций и не подразумевает намека на компромисс или торжество одной из идеологических доктрин.

Восторженная риторика героя генетически восходит по содержанию к романтическому типу поведения, а по форме наследует витийственные настроения барочно-просветительских экспериментов.

Радикализм настроений Чацкого в результате станет примером, темой для анализа социокритической мысли, но будет вызывать неизменный скепсис авторов, сомневающихся в бытийной перспективности образа салонного юродивого.

Заболевание просветительским умом, распространенное в литературе начала XIX века, вызовет отповедь Пушкина, который изберет в качестве приоритетной характеристики своего персонажа «русскую хандру». Авторский диагноз подразумевает интимизацию конфликта личностных устремлений и устоявшихся структур существования.

Невозможно представить Онегина в позе обвинителя и ниспровергателя, его ум более практичен, нежели ориентирован на провозглашение абстрактных идей, подкрепляемых драматическими фактами.

Грибоедовские намеки на образованность героя «он славно пишет, переводит» отражающие веяния времени, распространенные представления карамзинистов о поэзии как мериле прогресса, Пушкиным подвергаются уничижительной иронии.

Онегин «умен и очень мил» на том основании, что «по-французски совершенно мог изъясняться и писал; легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно…». Знание пикантных происшествий «от Ромула до наших дней» безусловно не компенсирует пробела в образовании («Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отли

Источник: https://www.studsell.com/view/1112/

“Ум с сердцем не в ладу” (размышление над смыслом выражения)

Я понимаю это выражение так: ум, разум не в согласии с сердцем, душой. Умом ты понимаешь, что надо поступить так-то, сделать такой-то выбор, а сердцем противишься. Как говорится, “душа не лежит”. Или наоборот: разум подсказывает тебе, что так поступать неосмотрительно, неразумно, неправильно, а сердце говорит другое, и ты поступаешь так, как подсказывает сердце.

Мне кажется, что есть люди, уверенные в себе, живущие только умом. Они расчетливы, рационалистичны, даже если у них и не лежит иногда душа к чему-то, они умеют пересилить себя и поступить “по уму”.

Вот у них-то, наверное, ум с сердцем в основном в ладу. А есть другие – которые живут сердцем. Наверное, это тоже не очень хорошо, но мне такие люди более симпатичны.

С этим выражением у меня связан смешной случай, когда я впервые услышал его.

Как-то мы с мамой купили окуней на уху. Но дома мы обнаружили, что рыба еще живая, и я упросил маму не трогать пока окуней. “Пусть они поплавают до вечера в тазу”, – попросил я. Мама согласилась.

Окуни, опущенные в воду, сначала замерли, а потом стали активно двигать красными нижними плавниками. Через некоторое время они хорошо освоились и тазу. В этот вечер никакой ухи у нас не было.

Я не мог представить себе, что они попадут в кипяток. Я даже начал подкармливать окуней. Мама уверяла меня, что рыба все равно погибнет, так как в тазу ей тесно.

Бабушка сердилась: она не понимала, для чего мы тратили деньги.

Назавтра мы пересадили окуней в большие стеклянные банки, наполненные водой, и с товарищем отправились на набережную. Окуни оказались на свободе, а я облегченно вздохнул.

Я понимал, что рыбу эту специально растили к столу, что, может быть, окуни не приживутся в этой реке, пересекающей наш город. В то же время я испытывал жалость к живому существу.

Видимо, права бабушка, которая прокомментировала мое решение выпустить рыбу на свободу: “Ум с сердцем не в ладу”.

(1 votes, average: 5.00

Источник: https://rusochineniya.ru/um-s-serdcem-ne-v-ladu-razmyshlenie-nad-smyslom-vyrazheniya/

Ссылка на основную публикацию