Образ кабанихи в пьесе островского гроза (характеристика кабановой)

Образ Кабанихи в пьесе Островского Гроза (характеристика Кабановой)Образ Кабанихи в пьесе Островского Гроза (характеристика Кабановой)
Образ Кабанихи в пьесе Островского Гроза (характеристика Кабановой)

Критики о представителях темного царства

Критик А. Пальховский считает, что целью пьесы является изображение «страшного семейного деспотизма», господствующего в быту неразвитых купцов, и убийственного невежества основной массы жителей города Калинова. И эта цель мастерски достигнута автором. Перед читателями в живых образах предстают во всей красе результаты того и другого: от потери воли и характера до самоубийства.

Образ Кабанихи в пьесе Островского Гроза (характеристика Кабановой)

Е.Н.

Эндельсон видел огромную заслугу драматурга в том, что он не только показал неизбежность гибели протестующей героини, которая полюбилась читателю, но и время новых, живых сил, которые проснулись в народе и которые олицетворяет Катерина, они не хотят мириться с существующим положением. П. И. Мельников-Печерский писал, что если другие пьесы Островского показывали темное царство безвыходной ситуацией, из которой невозможно найти выход, то «Гроза» дает возможность услышать протест против самодурства и невежества.

Последний звучит из уст Кулигина, протест образования, который проник уже в самые глубины купеческого домостроя. Н. А. Добролюбов увидел в сильном и решительном характере Катерины шаг вперед во всей русской литературе.

По его мнению, самым сильным протестом является тот, что идет из души слабой и терпеливой. Катерина не разрушительница, наоборот, это любящая и созидающая натура, во всем поступающая благородно и осмысленно.

Катерина живет по влечению сердца, не рассуждая логически:

Образ Кабанихи в пьесе Островского Гроза (характеристика Кабановой)

  1. Она будет делать все, чтобы сохранить мир и спокойствие вокруг себя и получить желаемое по людским правилам.
  2. Но если это невозможно, то она будет готова идти до конца, и ничто ее не остановит. Катерина выбрала именно такой выход для себя, и другого в той обстановке от нее требовать было нельзя.

Великий критик видит в данном ее поступке протест против нравственности Кабанихи, «протест, доведенный до конца». А. М.

Скабичевский, анализируя произведение писателя, поспешил отметить его богатейший язык, сравнимый только с языком Пушкина и Крылова.

По его мнению, Островский, раскрыв трагическую судьбу главной героини, силами своего таланта предопределил всю гибельность домостроевских идеалов и принципов.

Люди задыхаются в душном мире показного благочестия, с одной стороны, и самодурства — с другой. Разночинец часовщик Кулигин, выражая мнение автора, произносит собственный суд над окружающей его жизнью, в которой он видит самодурство одних и бесправие других.

Гениальное прозрение Островского

По мнению исследователей, идея написать пьесу «Гроза» появилась во время путешествия по Волге, по маленьким городам, что находились на ее берегу. Примерно это было в 1859 году. Есть предположения, что в одном из городков была семья, где молодая женщина, не выдержав придирок свекрови, бросилась в реку и погибла. Скорее всего, подобные случаи происходили часто в купеческих семьях.

Профессор Лия Бушковец, долгое время преподававшая литературу в школе, знала, что дети не в восторге от «Грозы» и предположила, что попала она в школьную программу по недоразумению. Судя по стремлению советской школы к морали и нравственности, пьесу просто не прочитали, иначе включили бы другую.

Образ Кабанихи в пьесе Островского Гроза (характеристика Кабановой)

В XIX веке приличные люди не водили дочерей на премьеры пьесы из-за безнравственных взаимоотношений Катерины с Борисом, ее страсти и эротических снов.

Кстати, некоторые критики, в частности, Скабичевский, из этой ситуации создавали лазейку для оправдания ее свекрови Марфы Игнатьевны Кабановой.

Поэтому многие опытные учителя, изучая пьесу, делают ставку на образ Кабанихи, который по сей день живет среди нас и творит свои страшные дела.

Появившись в городе Калинове, где мировоззрение жителей определяет некая странница Феклуша, эти «устроители морали» пережили века и продолжают отравлять жизнь окружающим.

Если мир, по словам странницы, рушится, то его надо спасать, и Кабаниха решает этим заняться с помощью «железного занавеса». Она считает, что человек от природы плох, поэтому должен жить в страхе.

В понимании Островского, жизнь — это постоянная борьба живого и мертвого. Вначале явление рождается и находит для себя нужную форму. Когда оно умирает, то остается только мертвая форма.

Есть такие люди, как Кабаниха.

Они до такой степени боятся всего нового и свободного, что всеми силами стараются удержать омертвевшую форму соблюдением ритуала («гостей позовут — посадить не умеют»), с помощью страха перед тем, кто этот ритуал охраняет, то есть в данном случае перед ней.

Страшно то, что эти люди думают, что охраняют нравственность и родительский авторитет, соблюдают порядок, а на самом деле ограничивают волю и свободу других, иногда самых близких людей.

Люди со слабым характером ломают свою судьбу (как Тихон и Варвара) и не имеют своего мнения, а сильные натуры, как Катерина, погибают, но не сдаются.

Характеристика Марфы Игнатьевны

Мир «темного царства» представлен в пьесе двумя персонажами: Диким и Кабанихой. Марфа Игнатьевна Кабанова — богатая вдова купца, следит за порядком в хозяйстве и торговле, во всем соблюдает старинные обычаи и традиции.

Все зовут ее Кабанихой, что полностью соответствует ее внешности и характеру. Это женщина преклонного возраста с грубыми чертами лица. Она постоянно ворчит, всеми недовольна.

Страдают от этого в первую очередь члены семьи: сына Тихона «поедом съела», невестку каждый день жизни учит, контролирует поведение дочери Варвары.

Согласно старым обычаям, жена обязана бояться мужа, слушаться во всем и не возражать. Отношение Кабанихи к Катерине и Тихону нельзя назвать уважительным:

Образ Кабанихи в пьесе Островского Гроза (характеристика Кабановой)

  1. «Ничего не знают, никакого порядка», — говорит она сама с собой.
  2. Катерину попрекает тем, что та, отправляя мужа в дорогу, не воет, как положено, а значит, не любит.
  3. Тихона упрекает за то, что он излишне мягок с женой, непочтительно относится к матери.

Женщина до фанатизма религиозна: все время вспоминает Бога, в ее доме часто останавливаются странницы. Но это не более чем лицемерие: «Ханжа. Нищих оделяет, а домашних совсем заела», — говорит Кулигин. Забыв о вере, в финале пьесы она советует сыну за ее грех закопать живую, чтобы дольше помучалась. Своим жестким характером она испортила сына, сделав его безвольным.

Он по-своему любит жену, в нем есть совесть и доброта, но весь трагизм в том, что он даже не знает, как проявить свою любовь, которая подавлялась в семье с детства.

Она даже не может допустить его до коммерции, все делает сама и в то же время упрекает его в том, что ему нельзя поручить серьезное дело, хотя сама причастна к его инфантильности.

Варвара по натуре добрая и веселая девушка, но под гнетом матери вынуждена обманывать и изворачиваться, то есть приспосабливаться к жизни калиновцев.

В конце пьесы дети все же проявляют свой характер, и каждый по-своему выражает свой протест: Варвара сбегает из дома, Тихон обвиняет мать в гибели жены.

Образ в цитатах

Если для Катерины старая женщина — это символ заботы и понимания, и она с почтением относится к свекрови, то Кабаниха ласкова только с бродяжкой Феклушей, а с домашними она обращается грубо и властно: «Ломаться-то нечего! Должен исполнять, что мать говорит!». Тихон называет мать грозой: «Недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет». Она не дает даже проститься Тихону с женой, когда он хочет видеть ее мертвую: «Вытащат — взглянешь».

Образ Кабанихи в пьесе Островского Гроза (характеристика Кабановой)

Она держит всех в страхе: «Тебя не станет бояться, меня — и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?».

Что касается особенностей речи Кабанихи, то она у нее грубая и содержит одни повелительные предложения: «Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!»; «Что ж стоишь, приказывай жене-то!».

Для сравнительной характеристики речь персонажа, обращенного к ней: «Я, кажется, маменька, без вашей воли ни на шаг»; «Вы меня уж заездили здесь совсем, не чаю, как вырваться».

Кабанова требует к себе уважения: «Ты не осуждай постарше себя, они больше твоего знают».

Когда Катерина хочет проститься с мужем и бросается ему на шею, свекровь обижается, что сын не к ней вначале подошел: «Проститься-то путем не умеют, так вот старина-то и выводится».

Она может повторять: «Ох ты, господи, прости меня» и тут же злобно закричать на сына с невесткой: «Я давно вижу, что вам воли хочется!». Ее благочестие — только маска, а под ней ненависть, ханжество и притворство.

Островский описание подробного портрета Кабановой не дает, но представить ее внешность несложно: даже самое красивое лицо может до неузнаваемости обезобразить злобный взгляд, нахмуренные брови и бранная речь.

Источник: https://nauka.club/literatura/kharakteristika-kabanikhi-iz-pesy-groza.html

Образ Кабанихи в пьесе

Искусство и развлечения 16 февраля 2015 Образ Кабанихи в пьесе Островского Гроза (характеристика Кабановой)

Купчиха Кабанова как идеолог «темного царства»

Следует признать, что образ Кабанихи в пьесе «Гроза» в градации отрицательных образов занимает более значительную позицию, чем персонаж купца Дикого. В отличие от своего кума, угнетающего окружающих самыми примитивными способами (с помощью ругани, доходящей практически до побоев, унижения), Марфа Игнатьевна прекрасно понимает, что такое «старина» и как ее следует защищать.

Ее влияние на окружающих более тонко. Ведь по ходу прочтения драмы читатель видит не только сцены, где она безапелляционно поучает домашних, но и моменты, где она прикидывается «старой да глупой». Более того, купчиха Кабанова выступает в манипуляции своими ближними апологетом двойной морали, ханжества.

И в этом смысле образ Кабанихи в пьесе «Гроза» является действительно классическим в русской литературе.

Стремление купчихи – подчинить ближних

Образ Кабанихи в пьесе Островского Гроза (характеристика Кабановой)

Различное понимание старины Кабанихой и Катериной

Если быть точным, Катерина также является представителем патриархального общества. Эту мысль высказал актер и литературный критик Писарев в ответ на известную статью Николая Добролюбова «Луч света в темном царстве».

Однако, если ее свекровь представляет собой «старину» мрачную, догматичную, подчиняющую людей и убивающую их устремления бессмысленными «нельзя» и поучениями «как должно быть», то Катерина, в отличие от нее, питает совершенно другие взгляды на «старину».

Для нее также существуют вековые традиции, однако они выражены совершенно в ином: в любви к окружающим и заботе о них, в по-детски восторженном отношении к окружающему миру, в умении видеть и воспринимать все хорошее вокруг, в инстинктивном неприятии мрачного догматизма, в милосердии. «Старина» для Катерины – красочна, романтична, поэтична, радостна. Таким образом, Катерина и Кабаниха персонализируют два противоположных аспекта русского патриархального крепостного общества – темного и светлого.

Психологический прессинг Кабанихи на Катерину

Образ Кабанихи в пьесе Островского Гроза (характеристика Кабановой)

Образ Кабанихи в пьесе «Гроза» антагонистичен к образу Катерины на протяжении всей пьесы. Не зря звучит упрек невестки, что свекровь ее «поедом ест». Кабаниха постоянно оскорбляет ее надуманными подозрениями. Выматывает душу бессмысленными принуждениями «поклониться мужу», «на носу зарубить». Причем купчиха апеллирует к принципам вполне благовидным: поддержанию порядка в семье; гармоничных (как принято в русской традиции) отношениях между родственниками; основах христианской веры. На деле же влияние Марфы Игнатьевны на Катерину сводится к принуждению — слепо следовать своим велениям. Кабаниха желает превратить ее в еще одну подданную своего домашнего «темного царства».

Немилосердие – общая черта Кабанихи и Дикого

Образ Кабанихи в пьесе Островского Гроза (характеристика Кабановой)

Правда, Савел Прокофьич это делает в открытую, а Марфа Игнатьевна прибегает к мимикрии, имитируя христианские убеждения. В разговоре с ближними она предпочитает тактику «лучшая защита — нападение», обвинив их в несуществующих «грехах». Она даже не слышит обратные доводы со стороны детей и невестки. «Поверила бы… кабы своими ушами не слыхивала… каково почитание…» Не правда ли, очень удобная, практически «непробиваемая» позиция?

Читайте также:  Сочинение-описание картины зимний вечер крымова (6 класс)

Характеристика и образ Кабанихи из пьесы «Гроза» А. Островского совмещает ханжество и жестокость.

Ведь на самом же деле Кабаниха, исправно ходящая в церковь и не жалеющая милостыни нищим, оказывается жестокой и не способной простить покаявшуюся и признавшуюся в измене мужу Катерину.

Более того, она дает указание лишенному собственной точки зрения сыну Тихону избить ее, что он и делает. Мотивируют они это, опять же, традициями.

Кабаниха способствовала суициду Катерины

Образ Кабанихи в пьесе Островского Гроза (характеристика Кабановой)

Ситуацию обостряет тот факт, что Катерина предварительно уже заявляла, что сведет счеты со своей несчастной жизнью. Марфа Игнатьевна, которая прекрасно была осведомлена о всем, что творится в доме, не могла этого не знать. Был ли прямой умысел со стороны свекрови таки довести невестку до самоубийства? Вряд ли. Скорее, Кабаниха мыслила ее «сломить», совершенно, как она уже это сделала со своим сыном. В результате рушится семья купчихи: дочь Варвара обвиняет ее в прямом способствовании трагедии и уходит из дома. Тихон впадает в запой…

Однако жестокосердная Марфа Игнатьевн не кается и после этого. Для нее «темное царство», манипулирование людьми важнее семьи, важнее морали. Такой вывод можно сделать из эпизода проявившегося ханжества Кабанихи даже в этой трагической обстановке.

Купчиха привселюдно кланяется и благодарит людей, доставших тело покойной Катерины из Волги. Однако затем заявляет, что та не может быть прощена.

Что может быть более антихристианским, чем не простить покойника? Это, пожалуй, может содеять только настоящий вероотступник.

Вместо заключения

Образ Кабанихи в пьесе Островского Гроза (характеристика Кабановой)

Суицид невестки приносит разрушительные последствия для семьи Марфы Игнатьевны. Мы наблюдаем теперь кризис и в послушной (до появления Катерины) семьи купчихи, которая распадается. Кабаниха уже не может эффективно защищать «старину». Из вышесказанного напрашивается вывод, что на рубеже XIX века уклад жизни российского общества неуклонно менялся.

Фактически, общество уже тогда требовало освободительного декрета, отменяющего крепостное право, позволяющего разночинцам поднять роль просвещения и социальных свобод.

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/128910/

Образ Кабанихи из пьесы Александра Островского «Гроза»

В литературных произведениях нередко появляются исключительно отрицательные образы.

В то время, когда одни писатели рассуждали о двойственности души человека, плюсах и минусах его характера, настоящие мэтры художественного слова целенаправленно наделяли своих героев только негативными чертами, исключая даже минимальные проявления положительных качеств. В пьесе Александра Островского «Гроза» это образ Кабанихи.

Образ Кабанихи в пьесе Островского Гроза (характеристика Кабановой)

Биография драматурга

Александр Николаевич Островский появился на свет весной 1823 года в столице. Известный писатель вырос в купеческой семье. Когда мальчику было 8 лет, скоропостижно скончалась его мать. Спустя некоторое время отец во второй раз связал себя узами брака. В семье воспитывалось четверо детей.

Александр обучался дома. У главы семейства была огромная библиотека, благодаря которой мальчик и увлекся русской литературой. Отец очень хотел, чтобы сын стал юристом.

Образ Кабанихи в пьесе Островского Гроза (характеристика Кабановой)

В 1835 году Островский поступил в гимназию, а вскоре стал студентом юридического факультета столичного университета. Однако молодого человека очень увлекал театр, поэтому он так и не получил диплом. Отец был очень недоволен, поэтому юноша отправился работать писцом в один из московских судов. Это длилось на протяжении 8 лет.

В 1849 году Александр Николаевич написал произведение «Свои люди — сочтемся». Последнее принесло ему известность в литературных кругах, его отметили Гоголь и Гончаров. Спустя некоторое время, несмотря на цензуру, было издано большое количество книг, выпущены пьесы.

Сочинения для писателя были способом реалистичного изображения жизни. Главными произведениями в его творческой деятельности стали пьесы под названиями «Гроза» и «Бесприданница». Последняя, как и прочие психологические драмы, довольно нестандартно описывает терзание героев, их характеры.

Почетное место в биографии Островского занимает театр. В 1866 году мужчина основал кружок артистов, который впоследствии помог зажечься новым звездам на театральном небосклоне. Дом Александра часто посещали известные личности:

  1. Иван Тургенев.
  2. Петр Чайковский.
  3. Лев Толстой и др.

В 1874 году появилось общество драматических писателей и композиторов. Александр Островский вскоре стал его председателем. Деятельность мужчины помогла значительно улучшить жизнь театральных артистов.

Личную жизнь Александра Островского нельзя назвать счастливой. Сначала он жил с девушкой Агафьей. Она не имела образования, выросла в простой семье, однако была первой, кому писатель дал прочесть свои произведения.

Девушка поддерживала все начинания своего избранника, вместе они прожили почти 20 лет. Все совместные дети Агафьи и Александра рано умерли.

В 1869 году Островский связал себя узами брака с артисткой Марией Бахметьевой. Женщина подарила драматургу шестерых детей.

Характеристика Кабанихи

Образ Кабанихи в пьесе Островского Гроза (характеристика Кабановой)

В пьесе «Гроза» Александра Островского главной отрицательной героиней стала Кабаниха. Полное имя женщины — Марфа Игнатьевна Кабанова. Она хорошо дружит с Диким, который к тому же ее кум. Важно понимать, что дружеские отношения между героями завязались не случайно, ведь они очень похожи.

Кабаниха — богатая купчиха. Ее социальный статус предполагает толерантное отношение к людям вокруг, однако на деле ее повадки далеко не дворянские. Женщина отличается твердым и непокорным характером, в поведении присутствует ханжество, жесткость и лицемерие.

Марфа Игнатьевна очень консервативна, она живет давно минувшими принципами, «застряв» в прошлом. Женщина не может понять, что в мире все меняется и жить как прежде невозможно. Кабаниха уверена, что мудрость напрямую зависит от возраста человека. Она утверждает, что умными могут быть только пожилые люди, которые прожили жизнь.

Марфа считает, что дети должны поклоняться родителям, а в обязанности мужа входит отдавать приказы супруге. Кабаниха очень расстраивается, когда эти поведенческие нормы не соблюдаются.

Женщина любит «играть на публику», в глазах общества она пытается быть благородной, хотя на деле не является таковой. Марфа Кабанова регулярно подает нищим, однако делает это не от чистого сердца, а чтобы все считали ее доброй и щедрой.

Героиня очень набожная, однако ее религиозность, скорее всего, напускная. Это обусловлено тем, что женщина не придерживается Божьих заповедей и постоянно пренебрегает правилами поведения и общения с людьми.

Семья и близкие

Сложность характера героини чаще всего проявляется по отношению к близким родственникам. Ее семья состоит из трех человек:

У Марфы Игнатьевны с каждым из них складываются довольно противоречивые отношения. Все конфликты между родными происходят из-за характера женщины, ее любви к скандалам.

Образ Кабанихи в пьесе Островского Гроза (характеристика Кабановой)

Сын Марфы — Тихон — взрослый молодой человек, который вполне мог бы стать самостоятельным, однако женщина всячески препятствует этому. Кабаниха чрезмерно опекает отпрыска и пытается контролировать всю его жизнь, ссылаясь на некомпетентность парня. В результате она буквально живет вместо него.

Героиня постоянно вмешивается в семью Тихона, иногда даже приказывает ему избить невестку. Мужчина, несмотря на возраст и собственное мнение, что применение силы по отношению к супруге недопустимо, продолжает беспрекословно исполнять волю Кабанихи.

С невесткой Катериной у Марфы тоже не лучшие отношения. Женщина постоянно недовольна всем, что делает девушка, она всегда найдет повод придраться к ней. Причиной подобного отношения служит привычка Кабанихи командовать, а также ревность к сыну.

Дочь Марфы Игнатьевны Варвара не так прямолинейна. Девушка давно поняла, что отстоять свое мнение перед матерью у нее вряд ли получится: по сути, женщина является домашним тираном, она никогда не допускала каких-либо вольностей.

В сложившейся ситуации Варвара нашла единственный выход — врать матери. Девушка говорила только то, что желала услышать Кабаниха, однако поступала так, как ей заблагорассудится.

В результате такого поведения главной героини произошло множество трагедий. Однажды Варвара сбежала из дома, не выдержав материнской тирании. Тихон с супругой приняли выжидательную позицию, они всю жизнь терпят унижения со стороны женщины.

Однажды Катерина изменила супругу, чтобы почувствовать настоящее счастье. Затем она под давлением совести призналась в содеянном, после чего Кабаниха довела ее до самоубийства. Только после случившегося Тихон смог дать отпор Марфе, обвинив ее в смерти жены.

Отношение окружающих к героине

Несмотря на все попытки убедить всех вокруг, что она милая и хорошая женщина, у Кабанихи этого не получилось. Вся правда о ее любви к тирании и тяжелом характере все равно просочилась в массы. Периодически окружающие обсуждают эту тему.

Главный разоблачительный массив информации о Марфе Игнатьевне приходится на разговор Кулигина и Кудряша. Последний отмечает, что внешность обманчива и обличает двойственность поведения женщины. По его мнению, Кабаниха проживает 2 жизни:

  • реальную, где она деспот и тиран;
  • «напоказ окружающим».

Образ Кабанихи в пьесе Островского Гроза (характеристика Кабановой)

Кудряшов считает, что у Марфы все проходит «под видом благочестия». Подобную тему развивает в рассказах Кулигин. Он утверждает, что Кабаниха «нищих обделяет, а родных совсем одолела».

Благодаря использованию литературной мистификации Александр Островский показывает читателю необычный образ, который состоит только из негативных характеристик.

Марфа Игнатьевна старается своими поступками сохранить прежний устой, однако он стремительно разрушается. У женщины не получается таким способом достичь положительных изменений.

Однако самое печальное то, что женщина разрушает жизни своих детей.

Источник: https://1001student.ru/literatura/sochineniya/obraz-kabanihi-iz-pesy-aleksandra-ostrovskogo-groza.html

Образ Кабанихи в пьесе Островского Гроза: речевая характеристика, отношения с членами семьи

Образ Кабанихи в пьесе Островского Гроза (характеристика Кабановой)

Оглавление:

  • Противоречивый образ Марфы Игнатьевны Кабановой
  • Кабаниха в речи посторонних людей
  • Мнение о Кабановой членов ее семьи

Противоречивый образ Марфы Игнатьевны Кабановой

Образ Кабанихи в пьесе Островского Гроза (характеристика Кабановой)

Образ Кабанихи в пьесе «Гроза» — один из центральных. Она — вдова, оставшаяся с двумя детьми, Варварой и Тихоном. Ее справедливо можно назвать суровой и беспощадной за упреки Тихона в том, что мать он любит меньше, чем свою жену Катерину, и постоянно стремится уйти от воли матери.

Преобладающим свойством личности Кабанихи можно назвать деспотичность, но не сумасбродство. Каждое ее требование к окружающим, будь то ее сын или невестка, подчинено нравственно-житейскому кодексу «Домострою».

Поэтому она свято верит в принципы, о которых в нем говорится, и считает правильным их неуклонное соблюдение. Обращаясь к домостроевским понятиям, она считает, что дети должны настолько почитать своих родителей, что воля детей не имеет никакого значения.

Отношения между супругами должны строиться на боязни женой своего мужа, беспрекословном ему подчинении.

Это интересно: что такое синекдоха, примеры в литературе.

Кабаниха в речи посторонних людей

Характеристика Кабанихи получается понятной читателю, благодаря высказываниям персонажей пьесы. Первое упоминание о Марфе Игнатьевне звучит из уст Феклуши. Это нищая странница, которая благодарна ей за доброту и щедрость.

В противовес звучат слова Кулигина о том, что она щедра к нищим, а не к родным людям. После этих кратких характеристик читатель знакомится с Кабанихой. Слова Кулигина подтверждаются. Мать придирается к словам сына и невестки.

Даже своей кротостью и искренностью Катерина не вызывает у нее доверия. В сторону сына летят упреки за отсутствие любви к матери.

Мнение о Кабановой членов ее семьи

Образ Кабанихи в пьесе Островского Гроза (характеристика Кабановой)Один из самых эмоциональных моментов пьесы — сцена проводов сына Тихона. Кабаниха упрекает его в том, что он не кланяется матери в ноги, и с женой прощается не так, как должно. Катерина после отъезда Тихона, по мнению Кабанихи, должна показать свою любовь к нему — выть и лежать на крыльце. Молодым поколением нарушаются все обычаи и традиции, и это приводит Кабаниху к грустным размышлениям.

Катерине — невестке, достается больше всех остальных. Любое ее слово обрывается резкими нападками и замечаниями. Заметив ласку, а не страх, в обращении с Тихоном, Кабаниха со злобой упрекает ее. Её безжалостность доходит до предела после признания Катерины. По ее мнению, невестка достойна, быть живьем закопанной в землю.

Читайте также:  Сочинение грей в повести алые паруса (образ и характеристика)

Кабаниха с презрением относится к Катерине, считая ее примером того, как непочтительно молодежь относится к старшему поколению. Больше всего ее тяготит мысль о том, что она может остаться без власти. Ее поведение приводит к трагическому финалу пьесы. В самоубийстве, совершенном Катериной, есть и ее вина. Невестка долго терпела унижения в свой адрес и однажды не выдержала.

Подчиняясь приказам сумасбродной матери, Тихон становится бесхребетным существом. Дочь сбегает, устав от постоянных вмешательств родительницы в ее личную жизнь.

Старинный уклад жизни с истинной высокой моралью исчезает из жизни, оставляя только мертвую давящую оболочку. Молодые герои пьесы притворяются, что соблюдают патриархальные заповеди.

Тихон делает вид, что любит мать, Варвара ходит на тайные свидания, только Катерину мучают противоречивые чувства.

Это интересно: кто такой антагонист, значение слова?

Марфа Игнатьевна занята земными делами. Она считает себя справедливой, потому что, по ее мнению, строгость родителей отразится самым лучшим образом на детях — они научатся быть добрыми.

Но старый уклад жизни рушится, патриархальный строй исчезает. Это трагедия для Марфы Игнатьевны. Однако вспыльчивость и сумасбродство не в ее характере. Она недовольна вспыльчивостью своего кума Дикого.

Своевольным поведением и жалобами на семью Дикой раздражает ее.

Кабаниха предана традициям своей семьи и предков и чтит их, не осуждая, не оценивая и не жалуясь на них. Если жить по завещанию отцов, это приведет к миру и порядку на земле.

В характере Кабанихи есть религиозность. Она верит, что человек попадет в ад, за совершенные злые поступки, но в то же самое время себя не считает виновной ни в чем.

Унижение окружающих за счет своего богатства и власти для нее в порядке вещей.

Образ Кабанихи в пьесе Островского Гроза (характеристика Кабановой)Кабанихе свойственна властность, жестокость и уверенность в правильности своих взглядов. По ее мнению, поддерживание старинных порядков сможет уберечь ее дом от беспорядков, творящихся за пределами ее дома. Поэтому жесткость и твердость проявляется в ее характере все отчетливее. А искоренив свои собственные, лишние эмоции, не выносит их проявления и у других. За неповиновение ее словам самые близкие люди бывают наказаны хладнокровными унижениями и оскорблениями. В то же самое время к посторонним людям это не относится, с ними она благочестива и уважительна.

Марфа Игнатьевна Кабанова — неоднозначный персонаж, сложно жалеть или только осуждать ее. С одной стороны, она причиняет боль членам своей семьи, а с другой — свято верит в правильность своего поведения. Таким образом, отрицательными качествами характера Кабанихи можно назвать:

  • жестокость,
  • властность,
  • хладнокровие.

А положительными:

  • сильный непоколебимый характер,
  • религиозность,
  • «доброту и щедрость к посторонним».

Источник: https://tvercult.ru/literatura/harakteristika-obraza-kabanihi-v-pese-ostrovskogo-groza

Характеристика Кабанихи в пьесе «Гроза»

08.09.2019

Героиня пьесы А.Н.

Островского «Гроза» Марфа Кабанова имеет яркий негативный образ, выраженный автором с помощью характерных черт, не оставляющих сомнений в том, как относится к этой героине сам писатель и как относиться к ней должен читатель.
На протяжении произведения автор даёт возможность оценить жёсткий характер Кабанихи с помощью описываемых событий, где она проявляет себя человеком, которого не любят, но боятся.

Кто-то из читателей может объяснить её жестокий нрав тем, что героиня, будучи вдовой, должна была проявлять стойкость и выдержку, чтобы воспитать детей без чьей – либо помощи после смерти мужа.

Образ Кабанихи в пьесе Островского Гроза (характеристика Кабановой)

Но стоит ли оправдывать равнодушие и бессердечие, перенесёнными жизненными трудностями? Каждый человек переживает тяжёлый период, но далеко не всякий ожесточается к окружающим.
Кабаниха жестока к своим детям.

Такое отношение её наглядно не только для членов семьи, но и посторонних людей. Кулигин говорит, что она «всех домашних заела»; так начинается знакомство читателя с Кабановой. Этот механик – самоучка даёт первую негативную оценку Кабанихи.

Никакие праведные поступки Марфы не изменяют предвзятого к ней отношения. При первом появлении в произведении Кабаниха выражает недовольство поведением сына.

Тихон является женатым мужчиной, но самостоятельности мать ему не дозволяет: «Ломаться-то нечего! Должен исполнять, что мать говорит…», а он и рад подчиняться. В отличие от купчихи он характером не вышел. «…Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг…»

Образ купчихи Кабановой, особенно ярок по сравнению с другими героями. В окружении этой властной женщины есть её дочь Варвара, которая в попытке выжить под материнским гнётом научилась спасаться с помощью лжи: «…ты вспомни, где ты живешь! У нас весь дом на том держится.

И я не обманщица была, да выучилась…».
Катерине, жене Тихона досталась самая тяжёлая доля из всех героев, представленных в пьесе, именно потому, как проявляла своё отношение к ней властолюбивая вдова.

В силу доброго и мягкого характера эта женщина нежно относилась к мужу, хоть любви к нему не испытывала. В отношении к снохе Кабаниха больше всего проявляет своё бессердечие. Она учит сына тирании и жестокости к жене: «…Тебя не станет бояться, меня и подавно….

» Эти её слова говорят, что Катерина должна не любить и уважать её саму, а именно бояться.

Жестока Кабанова к невестке и после того, как несчастная в отчаянии бросилась с обрыва, вернее, безразлична к Катерине и бессердечна к сыну: «Вытащут, взглянешь…»; этого, по её мнению, достаточно.

Катерина по её мнению была плохой женой для Тихона и спасения не заслужила, порядкам не следовала, когда муж из дома уезжал, на пороге ждать его в слезах не оставалась.

Кабаниха чтит устоявшиеся порядки и законы, молится в церкви, предупреждая, чтобы от молитв её не отвлекали.

Каждое слово и наставление Кабанихи прописано автором так, чтобы у читателей не возникло сомнения, что её высказывания должны быть истиной для окружающих: «…Что ж ты стоишь, разве порядку не знаешь? Приказывай жене-то…» – так она поучает мужчину, общаться с собственной женой, даже если он не желает этого, то должен, порядки такие.

В образе Кабанихи в пьесе «Гроза» много отрицательных черт, которые подчёркнуты А.Н. Островским каждой её репликой и действием. Характер купчихи воплощает всех людей, являющихся самодурами, вынуждающих страдать от гнёта и давления тех, кто находится в их окружении, чаще всего самых близких и родных.

Источник: https://litgeroi.ru/po-avtoram/ostrovskij/harakteristika-kabanihi-v-pese-groza.html

Характеристика Кабанихи (Гроза)

Пьеса «Гроза» одна из самых известных в творчестве Островского. Яркая, социально-бытовая драма, события которой происходят в 19 веке в городке Калинове. Женские образы в пьесе заслуживают отдельного внимания. Они колоритны и уникальны. Образ и характеристика Кабанихи в пьесе «Гроза» несомненно, важны в произведении.

Она главный деспот и тиран в пьесе. Она же виновна в смерти Катерины. Цель Кабанихи подчинить себе как можно больше народа, чтобы навешать им нравы, традиции и законы, свято соблюдаемые ею. Истинный страх закрался в ее душу, когда она поняла, что надвигается новое время, время перемен, противостоять которому она не в силах.

Марфа Игнатьевна Кабанова – она же Кабаниха. Вдова. Купчиха. Мать Варвары и Тихона.

Образ и характеристика

Фамилия Кабанова подходит главной героине очень точно, характеризуя ее с первых минут. Дикое животное способно наброситься на человека без весомой причины, так же и Кабаниха. Яростная, свирепая.

Способна «загрызть насмерть» человека, если он ей не угоден, что и произошло с Катериной, которую вдова просто сжила со свету. Угодить ей невозможно.

Она всегда найдет повод к чему придраться, как ни старайся.

Кабаниха, после смерти мужа осталась с двумя маленькими детьми на руках. Унывать было некогда. Пришлось заботиться и поднимать Варвару и Тихона. Брат с сестрой совершенно разные по характеру и внешне, хотя воспитывались одинаково.

Властная, деспотичная женщина, держащая в страхе не только домочадцев, но и всю округу.

«Маменька-то у вас больно крута…». Подчинять и властвовать вот ее кредо. Абсолютно убеждена, что семья строится на страхе и подчинении младших старшим. «Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть». В своем отношении к детям не видит ничего ненормального. «Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить».

Религиозна. Эта не вера религиозного фанатика, свято соблюдающего все посты и божьи законы. Скорее дань традиции. Она выполняет обряды на автомате, не особо вникая в процесс и его значение. Вера в прощение и милосердие у нее отсутствует. Для нее главное строгое выполнение патриархальных порядков. Это святое.

«Ну, я Богу молиться пойду; Не мешайте мне…». К окружающим она требовательна не меньше, чем к себе. Что по этому поводу думают сами люди и какие чувства испытывают ей глубоко безразлично.

Зануда. Постоянно всем недовольна. Брюзжит по поводу и без. Угодить ей сложно. Собственная семья и та ее раздражает, особенно сын и сноха. Вот где Кабаниха отрывается по-полной программе. Сует нос в их жизнь, лезет с советами. Считает, что сын после женитьбы охладел к матери, превратившись в тряпку и подкаблучника.

«Может ты и любил мать, пока был холостой. До меня ли тебе, у тебя жена молодая». Сноха отдельная тема. Поведение невестки из ряда вон. Традиции не соблюдает, мужа ни во что не ставит. Совсем отбилась от рук. Старость не уважает и не чтит.

Самоуверенна. Убеждена, что делает все правильно. Искренне верит, что если поддерживать старинный порядок и уклад, то дом не пострадает от внешнего хаоса. С хозяйством управляется жестко, похлеще мужика. Проявление эмоций ей не свойственно.

По ее мнению это лишнее. При малейшем проявлении бунта со стороны домашних, Кабаниха пресекает все на корню. Любой проступок с их стороны влечет за собой наказание. Ее сразу приводит в бешенство, если они молодежь пытается пойти ей наперекор.

Посторонние люди ей родней, чем сын и сноха.

«Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем…». Слово доброе скажет, милостыней наградит.

Любит деньги. Кабаниха привыкла, что держит на себе все хозяйство. Она уверена, что прав тот, у кого больше наличных в кармане.

Поселив у себя богомолок-приживалок она каждый день слышит их хвалебные речи в свой адрес. Льстивые бабки совсем задурили ей голову. Кабаниха даже мысли не допускает, что может сделать что-то не так.

Своими разговорами о конце света, старухи поддерживают представление Кабанихи о жизни на земле.

Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1598-harakteristika-kabanihi-groza.html

Характеристика Кабанихи

Богатая купчиха Кабанова — блюстительница старых основ жизни, женщина грубая, властная, постоянно протестующая против движения жизни вперед.

Крайне невежественная, она создала себе целый мирок убеждений и правил, основанных на деспотизме, грубом суеверии, самодурстве. Всему новому она противопоставляет старое, в старине видит порядок и добро, а в новом только зло и бессмыслицу.

Она держит в страхе своих детей, заставляет их соблюдать старинные обряды. В ее семье на самые естественные стремления и чувства наложен запрет, — дети не могут сделать самостоятельно шага ни в чем. Они не имеют права иметь свой ум и свое чувство.

«Что ты на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься! — Он тебе муж — глава! Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!» — кричит Кабанова Катерине, прощающейся с мужем.

Кабаниха окружает себя кликушами, ходит в церковь, оделяет нищих милостыней, но в то же время заедает домашних. Она стремится сохранить старинные порядки в семье и не признает никакого права за молодыми людьми.

Читайте также:  Сочинение конфликт разума и чувств

Ее раздражает, когда молодежь противоречит ей и не соблюдает старинных обычаев.

Провожая своего сына в дорогу, она выговаривает ему за то, что он не кланяется ей в ноги и жене своей не приказывает, как жить без него, осуждает невестку за то, что она не лежит на крыльце и не «воет», чтобы показать свою любовь к мужу.

Она заставляет сына наказывать свою жену, держать ее в страхе, как велит религия. По ее убеждению без страха жить нельзя, иначе все превратится в какой-то хаос. Когда сын возразил: «Да зачем же бояться? С меня и того довольно, что она меня любит», мать закричала: «Как, зачем бояться? Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно.

Какой же это порядок-то в доме будет? Ведь ты, чай, с ней в законе живешь? Али, по вашему, закон ничего не значит? Да уж коли ты такие дурацкие мысли в голове держишь, ты бы при ней-то, по крайней мере, не болтал, да при сестре, при девке; ей тоже замуж идти: этак она твоей болтовни наслушается, так после муж-то нам спасибо скажет за науку.

Видишь ты, какой еще ум-то у тебя, а ты еще хочешь своей волей жить».

Для Кабановой догма старины выше живой жизни. У нее на устах постоянно одни и те же нравственные поручения — не живите своей волей, соблюдайте старину, почитайте старших.

Хотя в душе она сознает, что время берет свое и уже невозможно заставить молодых жить по старине, но в силу своего эгоизма она не могла примириться с мыслью, что не будут сохраняться те порядки, которые она любит и считает настоящими.

«Так-то вот старина-то и выводится», — говорит Кабанова. — «В другой дом и взойти-то не хочется. А и взойдешь-то, так плюнешь, да вон скорее. Что будет, как старики-то перемрут, как будет свет стоять, уж я и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего».И в другом месте она с горечью говорит:«Знаю я, что вам не по нутру мои слова, да что же делать-то, я вам не чужая… Я давно вижу, что вам воли хочется».

Кабанова не хотела понимать запросов молодого поколения, не хотела изменять догмам старины и тем самым привела к трагической гибели Катерину, толкнула на пьянство сына и вынудила к бегству из дома свою дочь. Но это ничему не учит деспотичную купчиху, она и после смерти невестки продолжает настаивать на своем. Она и над трупом невестки не произносит слова примирения.

Когда погибла Катерина, она, верная своему характеру, только могла сказать со старческим брюзжанием: «Мало она нам сраму-то наделала. Полно, об ней и плакать-то грех».

Источник: https://biblioman.org/compositions/ostrovsky/groza/harakteristika-kabanihi/

Характеристика и образ Кабанихи в пьесе “Гроза”

Как известно, в классических произведениях и сказках встречаются несколько типов героев. В этой статье речь будет идти о паре антагонист – протагонист. Эта оппозиция будет рассмотрена на примере пьесы Александра Николаевича Островского ” Гроза “.

Главной героиней этой пьесы, иначе говоря протагонистом, является молодая девушка Катерина Кабанова. Ей противостоит, то есть является антагонистом, Марфа Игнатьевна Кабанова.

На примере сравнений и анализа поступков мы дадим более полную характеристику Кабанихи в пьесе “Гроза”.

Для

начала обратимся к списку действующих лиц: Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) – старая купчиха, вдова. Ее муж умер, поэтому женщине пришлось в одиночку растить двух детей, справляться с хозяйством и заниматься делами. Согласитесь, это довольно трудно и в настоящее время.

Несмотря на то что в скобках указано прозвище купчихи, автор ни разу не называет ее так. В тексте есть реплики Кабановой, а не Кабанихи. Подобным приемом драматург хотел подчеркнуть то, что люди называют женщину так между собой, а вот к ней лично обращаются уважительно.

То есть на самом деле жителям Калинова не нравится этот человек, но они

его побаиваются.

Изначально о Марфе Игнатьевне читатель узнает из уст Кулигина. Механик-самоучка называет ее “ханжой, которая всех домашних заела”. Кудряш лишь подтверждает эти слова. Далее на сцене появляется странница, Феклуша.

Ее суждение о Кабанихе прямо противоположно: цитата. Вследствие такого разногласия возникает дополнительный интерес к этому персонажу.

Марфа Игнатьевна появляется на сцене уже в первом действии, и читателю или зрителю дается возможность убедиться в правдивости слов Кулигина.

Кабаниха не довольна тем, как ведет себя сын. Она учит его жить, несмотря на то что сын уже взрослый и давно женат. Марфа Игнатьевна показывает себя как сварливую властную женщину. Ее невестка Катерина ведет себя иначе. Вообще, довольно интересно проследить сходство и различие этих персонажей на протяжении всей пьесы.

По идее, и Кабаниха, и Катерина должны любить Тихона. Для одной он сын, для другой – муж. Однако ни Катя, ни Марфа Игнатьевна к Тихону настоящей любви не питают. Катя жалеет своего мужа, но не любит его. А Кабаниха относится к нему как к подопытному кролику, как к существу, на котором можно срывать свою агрессию и испытывать методы манипуляции, прикрываясь при этом материнской любовью.

Всем известно, что для каждой матери важнее всего счастье своего ребенка. Но Марфа Кабанова в “Грозе” вовсе не интересуется мнением Тихона. Годами тирании и диктатуры она смогла приучить сына к тому, что отсутствие собственной точки зрения вполне нормально.

Даже наблюдая то, как бережно и, в некоторых моментах, нежно Тихон относится к Катерине, Кабаниха все время старается разрушить их отношения.

Многие критики спорили о силе или слабости характера Катерины, но вот в силе характера Кабанихи никто не усомнился. Это по-настоящему жестокий человек, который старается подчинить себе окружающих. Ей бы государством править, а так приходится растрачивать свои “таланты” на семью и провинциальный городок.

Варвара, дочь Марфы Кабановой, выбрала притворство и ложь в качестве способа сосуществования с деспотичной матерью. Катерина наоборот решительно противостоит свекрови. Они будто заняли две позиции, правды и лжи, защищая их.

И в их разговорах о том, что Кабанихе не следует безапелляционно обвинять Катю в ошибках и различных грехах, сквозь бытовой фон проступает борьба света и тьмы, правды и “темного царства”, представительницей которого является Кабаниха.

Катерина и Кабаниха православные христианки. Но их вера совершенно различна. Для Катерины куда более важным оказывается вера, идущая изнутри. Для нее не принципиально место молитвы. Девушка набожна, она видит присутствие бога во всем мире, а не только в здании церкви. Религиозность Марфы Игнатьевны можно назвать овнешненной.

Для нее важны обряды и точное соблюдение правил. Но за всей этой одержимостью практическими манипуляциями сама вера исчезает. Также для Кабанихи оказывается значимым соблюдение и поддержание старых традиций вопреки тому, что многие из них уже устарели: “тебя не станет бояться, меня и подавно.

Какой же это порядок-то в доме будет? Ведь ты, чай, с ней в законе живешь. Али, по-вашему, закон ничего не значит? Да уж коли ты такие дурацкие мысли в голове держишь, ты бы при ней-то, по крайней мере, не болтал да при сестре, при девке”.

Характеристика Кабанихи в “Грозе” Островского невозможна без упоминания ее практически маниакального внимания к деталям. Тихон, сын Кабановой-старшей, спивается, дочь Варвара лжет, гуляет с кем хочет и того и гляди убежит из дому, опозорив семью. А Марфу Игнатьевну беспокоит, что на порог заходят без поклона, не как прадеды учили.

Ее поведение напоминает поведение жриц умирающего культа, которые всеми силами пытаются поддержать в нем жизнь с помощью внешней атрибутики.

Катерина Кабанова была несколько мнительной девушкой: в “пророчествах” полоумной барыни ей чудилась своя судьба, а в грозе девушка видела кару Господню. Кабаниха слишком меркантильна и приземленная для этого. Ей ближе материальный мир, практичность и утилитарность. Кабанову гроза и гром совсем не пугает, она только не хочет мокнуть.

Пока жители Калинова рассуждают о взбушевавшейся стихии, Кабаниха ворчит и выражает свое недовольство: “Ишь какие рацеи развел. Есть что послушать, уж нечего сказать! Вот времена-то пришли, какие-то учители появились. Коли старик так рассуждает, чего уж от молодых-то требовать!”, “Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть.

Старый человек на ветер слова не скажет”.

Образ Кабанихи в пьесе “Гроза” можно назвать неким обобщением, конгломератом негативных человеческих качеств. Ее сложно назвать женщиной, матерью, да и человеком в принципе. Конечно, ей далеко до болванчиков города Глупова, но ее желание подчинять и властвовать убило в Марфе Игнатьевне все человеческие качества.

(1

Источник: https://ege-essay.ru/xarakteristika-i-obraz-kabanixi-v-pese-groza/

Характеристика и образ Кабанихи из пьесы "Гроза" А. Островского

Марфа Игнатьевна Кабанова  — одна из главных персонажей пьесы Островского «Гроза». Кабаниха – богатая купчиха, упрямая, своенравная женщина преклонных лет.

В произведении представляет собой главного антагониста Катерины. Она показывает себя ярым поборником старой патриархальной морали и обычаев.

Кабаниха является явной главой семьи, всех домашних упрекает в несоблюдении традиций, пресекает всякую возможности непокорности:

«Поверила бы я тебе, мой друг, кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят».

Изматывая домашних она постоянно насаждает свою волю, убивает всякую возможность к сопротивлению. Ей постоянно кажется что дети выходят из повиновения старших, не уважают старость и жизненный опыт. Она чувствует, что настает конец старому укладу жизни, постоянно жалуется на неисполнительность, невежество и неуважение молодёжи.

«Ничего-то не знают, никакого порядка. Проститься-то путем не умеют. Хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы. А ведь тоже, глупые, на свою волю хотят, а выдут на волю-то, так и путаются на покор да смех добрым людям. Конечно, кто и пожалеет, а больше все смеются».

Её деспотизм особенно распространяется на сына Тихона и его жену Катерину. Сына она корит за бесхарактерность и постоянное потакание жене, неумение поставить жену на положенное ей «место»:

«Что ты сиротой-то прикидываешься! Что ты нюни-то распустил? Ну, какой ты муж? Посмотри ты на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого?»

В Катерине же она вообще видит противника, постоянно упрекает её за её поведение и несоблюдение общепринятых правил:

«Что на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься! Он тебе муж — глава! Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!»

При этом Кабаниха очень религиозна, во всем видит грех, чувствует наступление апокалипсиса. Она постоянно стращает всех адовыми муками за грехи. Кабаниха ненавидит все новое, верит всем нелепым выдумкам. Она внимательно слушает россказни странницы Феклуши, страшится всего неизведанного.

Итог произведения печален. Кабаниха задушила все живое вокруг себя. Тихона она сделала безвольным калекой, не способным на самостоятельные поступки, Катерину довела  до гибели, а Варвару вынудила убежать из дома.

  • Анализ пьесы «Гроза» А. Островского
  • Тема пьесы «Гроза» А. Островского, проблематика, жанр
  • Характеристика Кудряша и Бориса из пьесы «Гроза» Островского

Источник: https://www.ycilka.com/article.php?id=35

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector