Сочинение описание митраши в рассказе кладовая солнца пришвина

«Кладовую солнца» М.М.Пришвин писал в самом конце Великой Отечественной войны, когда победа уже торжествовала над фашизмом.

На фоне всеобщего ликования он думал о будущем страны – о детях, которым предстоит строить новую счастливую мирную жизнь. Он думал о том, каким должно расти молодое поколение, чтобы страшные события никогда не повторились.

Пришвин был глубоко убежден, что только любовь ко всему живому, тесная связь с природой может излечит душу человека от зла.

В течение трех военных лет писатель жил в Усолье под Переславль-Залесским.

Здесь в этих глухих местах он встретил прототипов своих главных героев – усольских детей, с которыми ходил в лес за грибами и ягодами.

Место действия, история жизни этих детей, сиротство, забота о них колхозников легли в основу внешнего сюжета произведения. Взаимоотношения и характеры детей писались исходя из личных переживаний автора.

Действие сказки-были «Кладовая солнца» разворачивается в 1943 году во время Великой Отечественной войны. Настя и Митраша – главные герои произведения. Они рано познали горечь сиротства.

Отец погиб на войне, а мать умерла от болезни. Они вынуждены сами заботиться о себе, друг о друге, жить взрослой жизнью.

Пришвин искренне жалеет их, как и всех детей, у которых проклятая война отняла радость детства, называет их «бедными детишками».

Характеристика героев Настя и Митраша

С первых строк повествования автор дает портретную характеристику героев, подчеркивая их внешнее сходство, называет их «милыми». Они оба были в золотых веснушках с чистыми носиками. Пришвин использует эпитет «золотой», подчеркивая светлое, солнечное начало в двух родных, любящих друг друга людях.

Писатель восхищается хозяйственность и трудолюбием Насти, которая, несмотря на свой возраст, ведет себя как взрослая хозяйка. Ей только пятнадцать, но на ее нежных, хрупких плечах лежат заботы обо всем крестьянском хозяйстве, оставшемся от родителей.

Девочка во всем старается быть похожей на покойную мать: встает до солнца, выгоняет свое любимое стадо и, не ложась больше спать, топит печь, чистит картошку, варит обед, полет в огороде, хлопочет так до самой ночи.

Митраша младше сестры на два года. Это «мальчик упрямый и сильный». За это упрямство учителя в школе называют его «мужичком», а точнее «мужичком в мешочке», поскольку ходит он в старых отцовских куртках, подпоясанных ремнем. А со стороны кажется, что на невысоком мальчике надет подпоясанный мешок.

И все-таки главное в его описании – мужские, волевые качества. В его внешности заложены черты будущего сильного мужчины: «очень плотный, лобастый, затылок широкий». Пришвину нравится мужская основательность и мастеровитость мальчика.

Выучившись у отца «делать деревянную посуду», Митраша занимается бондарством не только ради собственных нужд, но и по просьбам односельчан. На мальчике лежит и мужское хозяйство, и общественные заботы.

Он посещает собрания, стараясь вникнуть в нужды села, вместе с сестрой работает на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, в противотанковых рвах. За самостоятельность, трудолюбие, ответственность и отзывчивость односельчане любят «умненьких и дружных» ребят.

Несмотря на множество общих черт, главные герои имеют существенные внутренние различия. Так в размолвках и ссорах проявляется строптивый характер Митраши.

Он хочет чувствовать себя хозяином, пытается учить Настю, злится, хорохорится и всегда говорит, задрав нос. Настя ведет себя подобно покойной матери.

Она уступчивая и благоразумная, не спорит с братом, «стоит и улыбается», ласково гладит Митрашу по затылку. Перепалки заканчиваются примирением и дружной работой.

Внутренний конфликт героев начинает формироваться в эпизоде их подготовки к походу в болото за клюквой.

Выросший в окружении природы, Митраша прекрасно знает, что лес таит в себе множество опасностей, поэтому собирается туда серьезно, обстоятельно, берет ружье и компас.

Помня, как отец всегда оберегал мать, мальчик полон решимости взять на себя ответственность за жизнь сестры. При этом ему непременно хочется отыскать место, о котором когда-то говорил отец, «неизвестную никому палестинку», где растет много сладкой ягоды.

Настя же ведет себя совершенно по-другому. Она собирает в дорогу еду, берет большую корзину под ягоды, не слушая рассказа брата про заветное место. Девочка знает, что деревенские бабы ходят в Блудово болото, там есть проторенная тропа, значит без клюквы они не останутся.

Конфликт характеров выливается в спор ребят у Лежачего камня, где расходятся в разные стороны две тропинки, ведущие в болото, – большая и едва заметная. Забыв об ответственности друг за друга, дети ссорятся, эгоистически отстаивая свою правоту. В результате каждый из них идет по своей тропе.

Понимание и дружба, всегда существовавшие между братом и сестрой, уничтожены взаимной обидой и гневом. Из повествования видно, что автор не на стороне Насти. Она, как старшая, а значит и более благоразумная, не должна оставлять своего, пусть и упрямого, брата одного в лесу без еды и поддержки.

Азарт собирательства и жадность берут верх над остальными чувствами девочки, она совсем забывает о Митраше, собирая ягоды, ползает по болоту словно лесное животное, теряя при этом человеческий облик.

Не одобряя легкомыслия Митраши, Пришвин, будучи сам первопроходцем и исследователем, очень ценит в мальчике самостоятельность, желание узнать новое, неизведанное. Ведь Митраша выбирает едва заметную тропинку, идущую в болото, не только из-за своего упрямого характера.

Он идет по компасу, следуя указаниям своего отца. Только вот Митраша еще мал и нет у него достаточного жизненного опыта, чтобы поверить путеводной траве белоус и не угодить в самое топкое место Блудова болота. Как бы пригодились ему советы старшей сестры, но ее рядом нет.

В сложной жизненной ситуации Митраша выходит победителем. Проявив смекалку и мужество, выбирается из Слепой елани, убивает матерого волка, что не под силу было сделать даже опытным охотникам. Митраша проявляет себя как сформировавшаяся личность, обладающая твердым характером.

Теперь это уже не «мужичок», а герой.

Тяжелый день, проведенный в лесу, не проходит даром для ребят. Страшное осознание возможных последствий своих необдуманных поступков заставляет многое понять, повзрослеть и измениться. Только на грани жизни и смерти, взвесив все истинное и ложное, по-настоящему начинает ценить родного человека Митраша. Настя одерживает трудную победу над собой.

Ругая себя за эгоизм и жадность, из-за которых она едва не потеряла брата, девочка отдает всю клюкву эвакуированным ленинградским детям. И это уже совсем взрослое решение. После всего случившегося ребята четко понимают, что в спорах и ссорах нет победившей стороны.

Дружба, взаимопомощь, теплота отношений, любовь, забота о ближнем – вот самое главное в жизни любого человека.

Источник: https://literature.land/vse-sochineniya/sochineniya-po-proizvedeniyam/harakteristika-personajei-nastya-i-mitrasha-v-povesti-prishvina-kladovaya-solntsa.html

Сравнительная характеристика насти и митраши кладовая. Характеристика Насти и Митраши в рассказе "Кладовая солнца" Пришвина: описание для сочинения

Настя и Митраша являются главными героями рассказа «Кладовая солнца» Пришвина.

Характеристика Насти и Митраши в рассказе «Кладовая солнца»: описание героев

Митраша и Настя — это родные брат и сестра. Митраше 10 лет, а Насте 12 лет:
«…Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком…»

Настя и Митраша являются сиротами. Их мать умерла, а отец погиб на войне:
«…

осиротели двое детей. Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне…»

Настя и Митраша — дети из простой семьи:
«…И даже дети, такие простые, как Настя и Митраша, понимали их усилие…

»

Настя и Митраша живут в селе где-то в Ярославской области:

«…В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславля-Залесского…» (Ярославская область)

Маленькие Настя и Митраша сами ведут свое сельское хозяйство. У них есть коровы, коза, овцы, куры и поросенок:
«…После родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросенок Хрен…»

«…очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились и стали жить хорошо…»

Внешность Насти и Митраши в рассказе «Кладовая солнца»

Автор рассказа называет Настю «Золотой курочкой» из-за ее золотых волос и веснушек. Вот что известно о внешности Насти:

«…Настя была как Золотая Курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх…»

Митраша — это мальчик низенького роста. У него, как и у его сестры, есть веснушки:
«…Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий…»

«…»Мужичок в мешочке», как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх…»

«…По его загорелому лицу…»

Характеры Насти и Митраши

Настя и Митраша — дружные дети:
«…И теперь можем сказать: не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как жили наши любимцы…»

Настя и Митраша — очень милые дети:
«…Они были очень милые…»

Настя и Митраша — умные дети:
«…какие это были умные детишки!..

»

Настя и Митраша — трудолюбивые дети. Они участвуют в общественных работах: трудятся в колхозе и в противотанковых рвах (действие рассказа происходит в военное время):
«…Если только возможно было, они присоединялись к общественной работе.

Их носики можно было видеть на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых рвах…»

Настя является осторожной и благоразумной девочкой. В походе она советует Митраше идти проверенной тропой, как учил их отец:
«…Нет, — ответила Настя, — мы пойдем вот по этой большой тропе, куда все люди идут.

Отец нам рассказывал, помнишь, какое это страшное место…»

«…И благоразумная Настя предупреждала его…»

Настя — ласковая девочка. Она умеет успокоить Мирашу, когда тот сердится:
«…Настя, заметив, что брат начинает сердиться, вдруг улыбнулась и погладила его по затылку. Митраша сразу успокоился…

»

Маленький Митраша — это упрямый и сильный мальчик:
«…Это был мальчик упрямый и сильный…»

Митраша — смелый мальчик. Однако из-за своей смелости Митраша попадает в беду, когда он идет по незнакомой тропе и чуть не погибает в болоте:
«…как будто хочет смельчака палкой ударить по голове…

»

Смотрите:

Это была цитатная характеристика Насти и Митраши в рассказе «Кладовая солнца» Пришвина: описание внешности и характера героев для сочинения.

Митраша — главный герой сказки-были М. Пришвина «Кладовая солнца» Автор описывает мальчика так: «Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. «Мужичок-в-мешочке»,- улыбаясь называли его между собой учителя в школе.

Читайте также:  Анализ рассказа «дураки» (тэффи)

«мужичок-в-мешочке», как и Настя, был в золотых веснушках, а носик его, чистенький, тоже, как у сестры, глядел вверх». Митраша умел делать деревянную посуду. У него были нужные столярные инструменты. «Мужичок-в-мешочке» бывал на всех собраниях, старался понять общественное мнение. Митраша сильно любил сестру Настю.

Подражая отцу, он наставлял её, учил. Но когда сестрёнка не слушается, «Мужичок-в-мешочке» начинает хорохориться и злиться. Митраша очень внимательно слушал отца. Он любил подражать ему.

Когда брат и сестра собирались за клюквой, Митраша оделся по отцовски: хорошо обернул вокруг ног портянки, вправил в сапоги, картузик надел такой старый, что козырёк разделился надвое. Мальчик надел отцовскую старую куртку, обвязался кушаком. Ещё сын охотника заткнул за пояс топор.

Сумку с компасом он повесил на правое плечо, а двуствольное ружьё «Тулку» — на левое. итраша хорошо помнил, как отец рассказывал про палестинку и Слепую елань, и использовал его советы.

Митраша был очень смелый: когда они с сестрой пошли в лес за клюквой и подошли к большому плоскому камню, он выбрал дорогу, которую показывал компас, хотя она была опасная и неприметная. Он не послушал сестру. Именно смекалка помогла мальчику спастись: попав в Слепую елань, он смог подозвать собаку, и она спасла его.

Митраша был добрый — Травка почувствовала в нём Антипыча и полюбила его. После того, как он выбрался из болота, мальчик подстрелил Серого помещика. Важе взрослые не смогли бы поверить, что десятилетний мальчик подстрелил волка Автор очень хорошо относится к своим героям, в том числе и к Митраше. Михаид Пришвин использует уменьшительно-ласкательные суффиксы для описания Митраши. Он называет его «Мужичок-в-мешочке», детей -«умненькие детки, любимцы», «их чистенькие носики».

Автор называет Настю ласково «золотая курочка» — этим он подчёркивает, что Настя красивая и добрая девочка. Эффект усиливают уменшительно-ласкательные суффиксы в словах: курочка, ножки, монетки, носик. чистенький, веснушки. Эти суффиксы помогают нам ещё раз убедиться, что девочка – положительный герой.

Детям некогда было играть, на их плечи легла забота о большом хозяйстве. Настя, как и её мама вставала каждый день очень рано, готовила обед, убиралась в доме и кормила скот – хлопотала по хозяйству с утра до ночи. Девочке, которой было всего 12 лет – очень трудно справляться с хозяйством, но ей это всё же удаётся.

Настя ведет себя подобно своей матери: не спорит с Митрашей, улыбается. В свою очередь, её брат «начинает злиться и хорохориться». Настя сначала поддразнивает его, потом ласково гладит по затылку. Их маленькая ссора заканчивается примирением и дружной работой.

Настя рассудительная и потому пошла по широкой, плотной тропе. Она набрела на полянку, обсыпанную красной клюквой, и забыла обо всем на свете.

Автор спрашивает: «Откуда же у человека при его могуществе берется жадность даже к кислой ягоде клюкве? » Он как будто не осуждает Настю, а только удивляется. Оказалось, что девочка «мучилась про себя за свою жадность».

И в этом поступке — победа Насти над собой, самая трудная победа. Ведь победить самого себя может только человек с очень сильной волей.
2 года назад

Сказка-быль Михаила Пришвина «Кладовая солнца» — это история сестры и брата, которые преодолели трудности, выпавшие на их судьбу, сумели выжить в непростых условиях, сохранить любовь и дружбу друг друга и добиться уважения всей деревни своим трудолюбием и стойкостью.

История рассказывает, как двенадцатилетняя Настя и ее брат Митраша, который был на пару лет младше, чем сестра, после войны осиротели и вынуждены были жить самостоятельной жизнью. По деревенским меркам, их семья не была бедной. У них было большое хозяйство: корова с телкой, овцы, коза, много птицы. Но это хозяйство требовало постоянной заботы и большого труда.

И дети показали себя настолько самостоятельными и приспособленными, что окружающие взрослые начали их уважать и считаться с ними наравне с другими жителями села. Автор пишет, что сначала дальние родственники и соседи старались им помогать во всем, но потом поняли, что маленькие сироты могут сами обеспечить себя и не нуждаются в опеке.

Настя, подражая матери, взяла на себя все женские обязанности по дому. Она вставала до рассвета, доила корову и провожала стадо. Готовила обед и убирала дом. Сажала огород и полола его.

Митраша взял на себя все мужские обязанности по дому. Кроме этого, хоть они и не бедствовали, мальчик старался заработать в дом деньги. Он освоил оборудование: ладило и фуганок, которые остались от отца, освоил бондарское мастерство и продавал деревянную посуду на рынке.

Настя всегда была ласкова с братом, который пытался ею командовать, помня как это делал отец. Но добрая девочка, хотя и не слушалась брата, никогда не ругалась с ним. Настя, которая тоже пыталась заработать деньги в дом, уговаривает брата идти на болото за клюквой. Отец, когда еще был жив, много рассказывал детям про полянку с клюквой и как ее найти.

Именно во время этого похода и происходит столкновение двух характеров детей, раскрываются все опасности их соперничества, которые в обычной жизни были сглажены мягким характером Насти.

Чтобы еще ярче показать борьбу всего живого с природой и провести аналогию соперничества детей, автор рассказывает историю про ель и сосну, которые выросли из одной ямки, сплелись и срослись корнями и всю жизнь соперничают между собой, колют ветвями и страдают от этого.

Митраша, обладая упрямым мужским характером, пытался отстаивать свое лидерство в отношениях с старшей Настей. Он представлял себя таким же авторитетным и смелым, как отец.

Когда встает выбор: идти по проторенной тропинке или через болото, он не колеблясь выбирает путь первооткрывателя. Он понимает, что этот пусть более рискованный и опасный, но считает, что те, кто идет там, где идут все, многого не добьется. Он говорит сестре, что там, где ходят люди, клюквы уже нет и идет по незаметной тропинке через Слепую елань.

Настя, олицетворяя своим образом женскую сущность, с свойственной ей осторожностью, не слушает брата и выбирает протоптанную дорожку. Ее путь кажется более легким и простым. Но так выглядит только на первый взгляд. Каждый из детей в этой истории борется со своими слабостями. Настя, найдя клюкву, забывает про брата. Она не слышит его крики о помощи, не пытается его найти.

Митрашу, который самонадеянно пошел через Слепую елань и провалился в топь, спасают только его стойкость, знания, полученные от отца и случайность. Если бы не случайность в виде собаки Травки, которая почти дикая, прибежала к мальчику на запах хлеба и приняла его за хозяина, то никакие знания не помогли бы Митраше.

Но мальчик в полной мере сумел воспользоваться случаем, который подарила ему судьба. Он сумел подозвать собаку и с ее помощью выбрался из болотной трясины.

Этот случай стал для героев огромным уроком и заставил пересмотреть свои отношения и поведение в жизни. Митраша понял, что его горячность и упрямство могут привести к беде, а Настя, раскаиваясь за жадность, которая чуть не стоила брату жизни, даже отдала всю собранную ягоду бедным детям из Ленинграда.

Источник: https://td-tekstil.ru/hranenie/comparative-characteristics-of-nasti-and-mithrasi-pantry-characteristics-of-nastya-and-mitrashi-in-the-story-pantry-of-the-sun-prishvin-description-for-the-composition/

«Кладовая солнца», анализ сказки Пришвина

Повесть-сказка «Кладовая солнца» была написана примерно за месяц и закончена в начале июня 1945 г. Пришвин принял участие в конкурсе на лучшую книгу для детей, объявленную Министерством просвещения РСФСР. Пришвин на конкурсе победил, и произведение напечатали в журнале «Октябрь» №7 за 1945 г.

С 1941 по 1945 гг. Пришвин был эвакуирован в деревню Усолье Ярославской области, где протестовал против вырубки леса торфоразработчиками. Там он наблюдал жизнь детей-сирот, десятилетней Сони и одиннадцатилетнего Бори, которые успешно справлялись с хозяйством. Они стали прототипами 12-летней Насти и 10-летнего Митраши.

Пришвин не имел четкого замысла, первоначально собираясь описать, как в лесу дети поссорились и пошли собирать клюкву разными тропами. Дальнейший сюжет сложился сам собой в процессе написания.

Пришвин долго размышлял над названием.

То он хотел назвать повесть по прозвищам главных героев («Золотая Курочка и Мужичок в мешочке»), по их отношениям («Друзья»), то по месту действия («Тропа испытаний», «Блудово болото»), то по проблематике («Правда Антипыча», «Друг человека»).

Метафора «Кладовая солнца» придумана вовсе не Пришвиным. Это точное выражение он нашёл в исследовании о болотах, где они назывались так, потому что хранили солнечные огонь и тепло, заключенные в растениях.

Литературное направление и жанр

Пришвин дал жанровое определение «Кладовой солнца» сам, назвав её сказкой-былью. Это не соединение в жанровом определении двух антонимов.

Реалист Пришвин считал, что его «вещицы» больше сказок, потому что «превращают действительность в сказку».

Таким образом, пишется «сказка, заключенная в категории пространства и времени», «сказка без Ивана-царевича и Бабы Яги», «новая сказка, которая жила бы в реальной жизни».

Вечные ценности, которые воспеваются в сказках, побеждают и в современной сказке-были. Себя же Пришвин считал современным сказителем.

Тема, основная мысль и композиция

Эта повесть о связи человека и природы, об истинной человечности, которая и делает человека царем природы, покровительствующим всему живому на земле, другом всему живому. Основная мысль – прославление дружбы и коллективизма.

Конечно же, идея связана с победой в войне, которая в момент действия повести, в 1942 г., была только надеждой. Пришвин вводит образ друга и врага, это собака, «вернейший друг человека», и волк, «злейший враг его, самой злобой своей обречённый на гибель».

Это образ фашистов, хотя ни о них, ни о военных действиях в повести не упоминается.

Кажется, что название не связано ни с темой, ни с основной мыслью, а просто обозначает место действия. Но это не так, ведь солнце – друг и божество всего живого, его кладовая – лежащие близко друг с другом умершие травы – символ товарищества и даже братства.

Повесть состоит из 12 частей. Первая часть играет роль экспозиции, в ней рассказывается о хорошей трудовой жизни осиротевших детей. Вторая часть – это завязка.

В ней рассказано о том, как весной дети собирались за перезимовавшей под снегом полезной клюквой. Митраша во всём подражает отцу. Он берёт с собой компас, манки, чтобы приманивать птиц, двустволку.

Читайте также:  Сочинение про праздник 23 февраля

Настя, как мать, берёт полотенце для тяжёлой корзины, вчерашнюю картошку, хлеб и молоко.

Митраша мечтает найти кроваво-красную палестинку, то есть нетронутую полянку, где полно клюквы. Отец рассказывал ему, что она находится возле Слепой елани – коварного болота.

В третьей части дети приходят в борину (сосновый бор посреди болота) Звонкую. Они выбирают путь малозаметной тропой на север. В четвёртой части напряжение нарастает.

У Лежачего камня, где отдыхают дети, происходит сразу несколько конфликтов между деревьями, токующими тетеревами, тетеревом и вороном.

Они будто провоцируют ссору детей, которые спорят о пути и расходятся, при этом все запасы еды остаются у Насти.

Пятая часть – ретроспективный эпизод о собаке Травке, живущей в картофельной яме возле сторожки Антипыча, умершего два года назад.

Шестая глава тоже ретроспективна и посвящена борьбе с волками на Сухой речке, «волчьей крепости». Всех волков перестреляли, оградив место охоты флажками, так что они утратили «волчий смысл». И только Серый помещик перемахнул через флажки и делал так еще пять раз. Тех пор он порезал овец больше, чем вся волчья стая. В начале весны Серый помещик был злой и голодный. Он услышал вой Травки.

В седьмой главе первоначальный сюжет возобновляется. Травка по следу зайца дошла до Лежачего камня и решила сперва пойти по следу детей, унюхав, что именно у Насти была еда. Так она однажды верхним нюхом нашла в лесу Антипыча.

Восьмая глава кульминационная. Митраша по едва заметной тропе дошёл до Слепой елани и решил сократить путь, ведь человеческая тропа уходила влево от стрелки компаса. «Маленький человечек» увяз по грудь в болоте и позвал сестру, услышав её крик. Но ветер был со стороны девочки, и она не услышала брата. Только сороки и вороны предвкушали его скорую гибель.

В девятой главе сходятся сюжетные линии Насти и Митраши, как должны были сойтись их тропы на полной ягод палестинке. В Насте проснулась жадность к кислой клюкве, и она набрала полную корзину, забыв о еде и о брате.

Потерявшая человеческий облик, забывшаяся Настя очнулась, только столкнувшись со змеёй. Потянувшись за хлебом для пришедшей Травки, Настя осознала, как много времени прошло, и в отчаянье позвала брата. Это тот самый крик, который слышал Митраша в главе 8.

В десятой главе Травка, завывшая по Настиному горю, услышала, как лиса гонит зайца, и решила из-под лисицы поймать его, потом сама погнала на Слепую елань.

В одиннадцатой главе ещё одна кульминационная точка: в погоне за зайцем травка оказывается рядом с Митрашей, который называет её по имени, узнаёт в нём Антипыча и подползает к мальчику, невольно помогая вылезти ему из болота.

В двенадцатой главе наступает счастливая развязка. Митраша готовится убить зайца, но сначала убивает Серого помещика, с которым столкнулся в кустах. Брат и сестра встречаются. Утром односельчане выходят на их поиски, но дети возвращаются навстречу с добычей.

Соседи не сразу поверили, что Митраша убил волка. Он превращается в героя, а через два года становится высоким красавцем. А Настя отдала всю свою клюкву сиротам из Ленинграда, мучаясь от своей жадности.

В конце рассказчик открывает свою личность разведчика болотных богатств.

Герои повести

Настя и Митраша – сироты, которых опекает всё село.

Насте 12 лет, она похожа на Золотую Курочку на высоких ножках, её волосы отливают золотом, веснушки частые и крупные, как золотые монетки, а носик чистенький и торчит вверх. Митраша на 2 года младше, упрямый и сильный.

Он коротенький, но очень плотный, лобастый, с широким затылком. За такую внешность он получил прозвище «Мужичок в мешочке». У него тоже был торчащий вверх носик и веснушки.

От родителей детям досталось большое хозяйство (корова, тёлочка, коза, овечки, куры, поросёнок), и они с ним прекрасно справлялись. Рассказчик их характеризует как детишек умных, дружных, готовых помогать на общественных работах, так необходимых во время войны. Рассказчик очень тепло относится к детям, как и остальные жители села, называет их нашими любимцами.

Дети работали не покладая рук, как взрослые. Настя вставала до рассвета и хлопотала по хозяйству до ночи, выполняя все женские обязанности. Митраша делал деревянную посуду, выполнял мужские обязанности и принимал участие в общественных делах.

Митраша строптив, его любимая присказка «вот ещё». Но он упорен, решает идти по компасу на север во что бы то ни стало.

Мальчик умён, но у него мало жизненного опыта. Именно поэтому он попадает в болотную западню, но выживает не только благодаря Травке, но и своей смекалке.Настя вспыльчива, как и брат, хотя она старше. Но ей только 12 лет, и она не всегда может отвечать лаской на упрямство брата.

Рассердившись, она краснеет, как кумач, плюет в сторону брата и забывает о нём на целый день. Девочка увлекается сбором клюквы и за день набирает огромную корзину. Настя от жадности к клюкве теряет свой милый облик. Она ползает мокрая и грязная, «бывшая Золотая Курочка». Когда Настя очнулась, она раскаялась в своей жадности.

А передача клюквы сиротам из Ленинграда была искуплением за её проступок, хотя никто, кроме рассказчика, её и не осуждал.

Собака Травка – полноценный герой повести. Она наделена человеческой душой. У неё случилось горе, ужасное несчастье – смерть хозяина. Травка – рыжая гончая собака с черным ремешком по спине и с чёрными полосками под глазами с загибом вроде очков.

Травка, по словам Антипыча, понимает всё лучше людей. Смысл жизни Травки в том, чтобы работать на хозяина, для него она ловила зайцев. И после его смерти собака часто забывалась и приносила зайцев к разрушенной сторожке Антипыча.

Для Травки всё человечество было Антипычем, только с разными лицами. Своим воем Травка призывала к себе Антипыча, это была мольба о человеке. И брат, и сестра неправильно произносят её имя.

Настя по ассоциации называет её Муравкой, а Митраша называет её настоящее имя Затравка, от которого отпало начало. Травка откликается на любое из имён, как в каждом человеке видит Антипыча или его врага.

Она обретает своего хозяина, молодого Антипыча – Митрашу.

Антипыч подобен волшебному мудрецу. Его возраст никому не известен (больше 80 лет и меньше 100). Рассказчику казалось, что Антипыч никогда не умрёт. Антипыч – хранитель правды. Эту тайну у него пытается выведать рассказчик. Но Антипыч не говорит, где правда, а обещает шепнуть на ушко травке перед смертью. В 11 главе Пришвин догадывается, что это правда вековечной борьбы людей за любовь.

Повесть написана от первого лица множественного числа (мы). Это редкая форма повествования, связанная с идеей превосходства коллективного над личным.

Художественное своеобразие

Пришвин – певец русской природы, так что описательная часть в его рассказах часто преобладает над повествовательной. Сюжет оказывается на втором плане. В повести «Кладовая солнца» тоже очень важны описания природы и объяснения природных явлений. Митраша вспоминает, почему цветочки называются волчьим лыком, где живёт волк Серый помещик, порезавший перед войной деревенское стадо.

Прекрасно сказочное описание того, почему поют птицы. Они все пытаются выговорить слово «Здравствуйте». Таким образом, вся природа очеловечена, обращена к человеку и стремится к нему.

При этом природа божественна, вся она поклоняется солнцу. Она сравнивается с храмом, а освещённые восходящими лучами сосны – с зажжёнными свечами. Пение птиц в этом храме посвящено солнцу.

Для создания напряжения автор использует психологический параллелизм. Ещё до возникновения опасности и психологического напряжения читателя возникает образ двух соперничающих деревьев, растущих из одной точки возле Лежачего камня, сосны и ели. Они 200 лет борются за питание, воздух и свет, впиваются сучьями друг в друга, рычат, стонут и воют (метафоры), как звери.

В этом природном образе скрыты отношения между людьми и между людьми и другими животными. Если волк воет от ненависти к человеку, то собака – от тоски по человеку. Да и сами люди могут поступить, как эти два разных дерева, родственные друг другу.

В образе воюющих деревьев скрыта ещё не случившаяся ссора брата и сестры, а ещё – конфликты между людьми вообще и даже  длящаяся война.

По произведению: «Кладовая солнца»

По писателю: Пришвин Михаил Михайлович

Источник: https://goldlit.ru/prishvin/1470-kladovaia-solntsa-analiz

Герои повести М. Пришвина “Кладовая солнца” Настя и Митраша

На собраниях крестьян в селе возле Блудова болота всегда присутствовал человек, на которого невольно обращали внимание. “Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный”. Звали его Митраша, а было ему всего десять лет с хвостиком. “Мужичок в мешочке” – называли его между собой школьные учителя.

Что же делал этот мальчик на собраниях взрослых? Дело в том, что Митраше приходилось выполнять всю мужскую работу в домашнем крестьянском хозяйстве, которое досталось Митраше и его сестре Насте от родителей. Отец их погиб на Отечественной войне, мать умерла от болезни.

И вот Митраше и его сестре, которая была на два года старше его, приходилось ухаживать за коровой, телушкой, козой, курами, петухом и прожорливым поросенком по кличке Хрен.

Вначале детям помогали их дальние родственники, соседи, но вскоре ребята научились все делать сами. Митраша выучился у отца делать бочонки, шайки, лоханки из дерева, Дети были умелыми огородниками. Кроме того, Митраша и Настя помогали часто односельчанам на скотном дворе, на лугах, на полях.

Хотя Митраша и был моложе Насти, он пытался наставлять сестру, учить ее уму-разуму. Может, он это делал для того, чтобы показать себя взрослым, но Настю не надо было поучать. Она и сама умела работать. Вставала, как и покойная мать, в предрассветный час, выгоняла стадо, растапливала печь, готовила обед – словом, хлопотала по хозяйству до глубокой ночи.

У нее был добрый характер. Когда брат сердился, она гладила его по затылку, и тотчас желание сердиться покидало Митрашу. “…Можем твердо сказать: во всем селе ни у кого не было такой дружбы, как жили между собой Митраша и Настя Веселкины…”

Однако между Митрашей и Настей случилась размолвка, когда они пошли за клюквой на Блудово болото. Встретились им две тропы – большая и малая.

Читайте также:  Герои произведения олеся куцприна сочинение

Им надо было договориться, по какой тропе идти, но никто из них не хотел уступать. Митраша отправился по малой тропе и чуть было не погиб в болоте; Настя пошла по большой тропе и тоже натерпелась страху.

Однако все для ребятишек закончилось благополучно – они снова встретились.

Да еще обрели друга – собаку по кличке Травка.

А всю собранную на болоте клюкву брат и сестра отдали детям из эвакуированного детдома… Случай на Блудовом болоте показал Насте и Митраше, что порознь им идти нельзя, что они – семья, которая способна преодолеть любые жизненные невзгоды.

Источник: https://studentguide.ru/sochineniya-na-svobodnye-temy/geroi-povesti-m-prishvina-kladovaya-solnca-nastya-i-mitrasha-2.html

Сочинение 6 класс.Сказка-быль «Кладовая солнца» М. М. Пришвина посвящена реальным событиям. В ней описывается жизнь русской деревни в послевоенные годы. Мы видим и трудности деревенских жителей, и их необыкновенную сплоченность.

Главные герои сказки-были — Настя и Митраша — удивительно чистые, добрые и трудолюбивые дети. Им рано пришлось ощутить на себе все тяготы одинокой сиротской жизни. Мама у Насти и Митраши умерла, а отец погиб на войне. Односельчане всячески старались помочь детям, но брат и сестра быстро научились справляться со всей работой самостоятельно.

Автор пишет о детях: «Они были очень милые. Настя была как Золотая курочка на высоких ножках. Волосы у нее… отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки… Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком… Это был мальчик упрямый и сильный. «Мужичок в мешочке», улыбаясь, называли его между собой учителя в школе».

После смерти родителей девочке и ее брату пришлось вести все хозяйство. Дети никому не жаловались и ни у кого не просили помощи. Настя и Митраша с малых лет научились преодолевать большие трудности, и при этом они совсем не считали свою жизнь чем-то из ряда вон выходящим. Так сложились обстоятельства, что мальчику и девочке пришлось вдруг стать взрослыми.

«…Умненькие и дружные ребята», — говорили о них односельчане. «Не было ни одного дома, где жили и работали так дружно, как жили наши ребята». Настя после смерти матери осталась в доме за хозяйку, так же как и она, вставала девочка еще до рассвета и выполняла всю тяжелую женскую работу по дому.

«С хворостиной в руке выгоняла она свое любимое стадо… растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи».Хоть Митраша и младше сестры, а почитает себя главным в семье, кормильцем. Так приучил его отец. Соседи не бросили сирот на произвол судьбы, как могли, помогали. Но Митраша, «мужичок в мешочке», и сам не сидел без дела.

У отца он выучился изготавливать деревянную посуду и делал ее по просьбам односельчан. «Но, кроме бондарства, на нем лежит и все мужское хозяйство», — рассказывает автор. С детства Митраша научился от отца всяким премудростям, которые просто необходимы в лесу. Мальчик умеет определять дорогу по компасу, прекрасно знает все особенности животных и растений.

Это умение теперь пригодилось детям сполна.Ведь им приходится ходить на охоту, а также собирать клюкву — чудесное средство, помогающее больным и ослабленным людям. И хотя сами дети жили впроголодь, «но когда из детдома эвакуированных ленинградских детей обратились в село за посильной помощью больным детям, Настя отдала им всю свою целебную ягоду».

Однажды в лесу брат и сестра поссорились и отправились разными дорогами. Именно из-за их ссоры чуть не произошла настоящая трагедия. Митраша, несомненно, утонул бы в болоте, если бы не его находчивость.Собака Травка, которая после смерти своего хозяина Антипыча, осталась одна, случайно оказалась рядом. Но ведь собака — это не человек.

И ей невозможно объяснить, как именно она может помочь утопающему ребенку. А маленькому мальчику Митраше это удалось. Это говорит о том, что маленький Митраша на самом деле обладал наблюдательностью и рассудительностью взрослого человека.

А еще он помнил, что обязан оберегать сестру, как отец оберегал мать, что он охотник, что у него ружье и компас, без которых одна в лесу Настя может погибнуть. Он несет ответственность за жизнь сестры.Потом мальчишке удалось убить огромного волка, долгое время наводившего страх на всю округу. И односельчане долго не верили, что ребенок сумел-таки сделать то, что не под силу даже иному взрослому.

Но это еще раз доказывает, что Митраша — необычный ребенок. Он — полностью сформировавшаяся личность, обладающая твердым характером, находчивостью и мужеством. « — Был мужичок, …да сплыл, кто смел, тот два съел: не мужичок, а герой». Он и его сестра заслуживают самого искреннего восхищения — как люди, которые могут смело смотреть в глаза любой опасности.

Источник: https://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/sochinenie-po-proizvedeniyu/kladovaya-solntsa-prishvin-m-m/4947-nastya-i-mitrasha-po-skazke-kladovaya-solntsa-sochinenie-6-klass

Персонажи сказки-были м. м. пришвина «кладовая солнца»

6 класс

Сочинения по русской литературе

Персонажи сказки-были м. м. пришвина «кладовая солнца»

1 вариант

Сказка-быль М. М. Пришвина «Кладовая солнца» — замечательное произведение, в котором рассказывается о самостоятельной жизни детей-сирот, Насти и Митраши, в годы Отечественной войны.

Автор описывает Настю как трудолюбивую и ласковую девочку, которую односельчане называли Золотой Курочкой. Её волосы «отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки». Митраша же был маленький, но плотный — «мужичок в мешочке», и с такой же россыпью золотых веснушек.

После смерти родителей всё крестьянское хозяйство досталось детям: пятистенная изба, корова, телушка, коза, овцы, куры, «золотой петух Петя и поросенок Хрен».

Вначале сиротам помогали управляться родственники и соседи, но очень скоро «умненькие и дружные ребята сами всему научились и стали жить хорошо».

Настя днями напролет хлопотала по хозяйству. Митраша охотно ей помогал и, кроме того, делал деревянную посуду и участвовал в общественных делах.

Настоящим испытанием для детей стал поход за клюквой. Дойдя до развилки у Блудова болота, они поссорились из-за того, по какой тропинке идти, и в результате упрямый Митраша пошел по слабенькой, а Настя — по плотной, нахоженной.

Упрямство Митраши чуть не стоило ему жизни. Но попав в болото, он не растерялся, проявил мужество и смекалку и при помощи собаки Травки сумел выбраться из трясины. Настоящим же подвигом для десятилетнего мальчика стало убийство волка Серого помещика — грозы всей округи.

  • К счастью, произведение, как и всякая сказка, заканчивается хорошо: уставшие и голодные дети встретились и вернулись домой.
  • Я думаю, что это приключение помогло Насте и Митраше понять, как важно поддерживать друг друга в трудную минуту и не ссориться по пустякам.
  • 2 вариант
  • Я нашел для себя любимое дело: искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека.
  • М. Пришвин

«Кладовая солнца» М. М. Пришвина — не совсем обычное произведение. Это сказка-быль, в которой удивительно переплетаются правда и вымысел, легенда и жизнь.

Уже само начало произведения вводит нас в волшебный, сказочный мир: «В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского, осиротели двое детей…» Но события, описанные автором, происходили в действительности.

Настя и Митраша — главные герои произведения — Золотая Курочка и «мужичок в мешочке», как ласково называли их соседи.

После смерти родителей им досталось все крестьянское хозяйство: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, овцы, куры, золотой петух Петя и поросенок Хрен.

Дети заботились обо всех животных, Настя «хлопотала по хозяйству до ночи», а Митраша занимался «мужскими» делами. Жили они дружно, в согласии друг с другом и с миром живой природы.

Но в жизни любых героев бывают светлые времена и не очень. Вот и Насте с Митрашей довелось пройти через испытание.

Однажды они вспомнили о том, что в лесу есть палестинка, на которой растет самая вкусная клюква, и отправились туда, чтобы набрать побольше этой «полезной для здоровья ягоды».

Дорога на чудесную палестинку лежала через гиблое место, в котором пропало много людей и животных, — Слепую елань. На полпути дети присели отдохнуть на Лежачем камне в Блудовом болоте. Вот тут и появляются новые герои.

Это «думающая» и «говорящая» природа: ель, сосна, волк, лось, тетерев, собака Травка. Все они сыграли важную роль и в повествовании, и в судьбе Насти и Митраши. У камня болотная тропа расходилась вилкой: одна, плотная тропа, шла направо, другая, слабенькая, — прямо. Митраша выбрал трудный путь — решил идти по слабенькой тропе, а Настенька — по плотной.

Ребята поссорились, и вдруг рванул ветер, сосна и ель, нажимая друг на друга, по очереди застонали, как будто сама природа предостерегала детей. Но Митраша не послушал благоразумной Насти, «…оставил выбитую тропу человеческую и прямо полез в Слепую елань». А Настя так увлеклась сбором клюквы на палестинке, что нескоро вспомнила о брате.

И быть бы беде, но, как это часто бывает в сказках, на помощь снова пришла природа.

Спасло детей то, что собака Травка, потерявшая хозяина и живущая теперь в лесу, не могла выносить жалобного плача «сплетенных навеки деревьев». Она почуяла человеческую беду и пришла детям на помощь: нашла Настю, помогла Митраше выбраться из болота.

Ее погоня за зайцем привела волка к кусту можжевельника, где притаился юный охотник, мальчик не растерялся и застрелил волка. Но самое главное то, что Настенька услышала выстрел и закричала, а Митраша, узнав ее голос, ответил.

Ребята встретились и благополучно вернулись домой.

Как и любая сказка, «Кладовая солнца» заканчивается счастливо.

С той поры незаметно для всех дети стали меняться в лучшую сторону: Митраша «непременно стал бы героем Отечественной войны», а Настенька, когда из детдома обратились к сельским жителям за посильной помощью эвакуированным из Ленинграда детям, отдала всю собранную клюкву, ведь эта ягода обладает незаменимыми целебными свойствами. Но автор дает нам понять, что перемены в детях произошли не случайно. Испытание, которое пережили ребята, научило их относиться друг к другу еще внимательнее. Они поняли, что самое главное в жизни — любовь и забота о своих близких.

«Кладовая солнца» М.М. Пришвина — удивительная сказка-быль, которая дает нам новые знания о жизни, открывает прекрасные стороны души человека, воспитывает любовь и внимательное отношение к окружающему миру, показывая, насколько сильна и важна связь между человеком и природой.



Источник: https://scribble.su/work/zolotaya/125.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector