Сочинение печорин и грушницкий (сравнительная характеристика 9 класс)

Сочинение Печорин и Грушницкий (сравнительная характеристика 9 класс)

Перед вами сочинение-рассуждение на тему Печорин и Грушницкий. Это сочинение по нетленному роману М.Ю. Лермонтова Герой нашего времени. Сочинение рассчитано на учеников 9 – 10 классов, но может быть использовано и учащимися других классов.

Другие сочинения по данному произведению вы можете найти здесь.

Печорин и Грушницкий

«Герой нашего времени’’ — первая попытка создания в русской литературе психологического реалистического романа.

Это произведение представляет собой уникальный жанровый сплав, синтез различных жанров, уже освоенных русской прозой: здесь использованы и путевые записки, и светская повесть, и излюбленный романтиками дневник — исповедь.

Роман Лермонтова – социально-психологический и нравственно- философский. «В основной идее романа Лермонтова лежит важный современный вопрос о внутреннем человеке», — пишет Белинский.

На протяжении всего произведения автор как можно полнее стремится раскрыть внутренний мир своего героя — Григория Александровича Печорина.

Наиболее полно и глубоко внутренний мир героя раскрывается в повести «Княжна Мери». Завязкой здесь является встреча Печорина с Грушницким, знакомым юнкером. И с этого момента начинается очередной «эксперимент» Печорина.

Можно сказать, что вся жизнь героя представляет собой цепь экспериментов над собой и другими людьми. Цель его — постижение истины, природы человека, попытка понять, насколько общепризнанные представления о добре, зле, дружбе, любви справедливы.

Часто это жестокая игра своей и чужой жизнью. Именно так и происходит в случае в Грушницким.

Почему молодой юнкер так неприятен Печорину? Как мы видим, Грушницкий отнюдь не является злодеем, с которым стоило бы бороться. Это самый обыкновенный юноша, мечтающий о любви и «звездочках» на погонах. Он — посредственность, но ему присуща одна вполне простительная в его возрасте слабость — «драпироваться в необыкновенные чувства», «страсть декламировать».

Он как бы стремится играть модную в то время роль байронического разочарованного героя, «существо, обреченное каким-то тайным страданиям». “Да это же пародия на Печорина!» — вдруг понимаем мы. Совершенно верно. Потому-то и бесит он главного героя романа.

Грушницкий, как человек недалекий, не понимает отношения к нему Печорина, не подозревает, что тот уже начал своеобразную игру.

Сначала «экспериментатор» вызывает у Грушницкого даже некое снисходительное чувство, так как этот юноша самоуверен и кажется себе весьма проницательным и значимым человеком. “Мне жаль тебя, Печорин,” — вот как разговаривает он в начале романа. Но события неумолимо развиваются в соответствии с замыслом Печорина.

Мери влюбляется в него, забыв о Гpyшницком. Обуреваемый ревностью, негодованием, а затем ненавистью, юнкер вдруг открывается для нас совсем по-новому. Он оказывается совсем не таким безобидным.

Он способен быть мстительным, а потом — бесчестным, просто подлым! Тот, кто совсем недавно рядился в благородство, сегодня способен выстрелить в безоружного человека. Да, эксперимент Печорина удался блестяще. Здесь с полной силой проявились “демонические» свойства его натуры: «сеять зло” с величайшим искусством.

И в очередной раз убеждается он, как легко человек поддается искушению. Но такое подтверждение его теории отнюдь не радует героя Ему надоело «играть роль топора в руках судьбы”. Oн признается, что, как орудие казни, упадал на головы обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления.

Во время дуэли Печорин вновь испытывает судьбу, спокойно стоя лицом к смерти. Потом предлагает Грушницкому примирение. Но ситуация эта уже необратима, и Грушницкий погибает, испив чашу стыда, раскаяния и ненависти до конца.

Так, образ Грушницкого очень важен в романе, он открывает, может быть, самое главное в центральном герое. Грушницкий — кривое зеркало Печорина — оттеняет истинность и значительность страданий этого «страдающего эгоиста», глубину и исключительность его натуры.

Но в ситуации с Грушницким с особой силой раскрывается и вся опасность, таящаяся в глубине этого человеческого типа, разрушительная сила, которая всегда заложена в индивидуалистической философии, присущей романтизму. Лермонтов не стремился выносить нравственный приговор.

Он лишь с огромной силой показал все бездны человеческой души, лишенной веры, проникнутой скептицизмом и разочарованием.

Источник: https://sochinenie-rus.ru/sochinenie-pechorin-i-grushnitskiy-po-romanu-m-yu-lermontova-geroy-nashego-vremeni/

Печорин и Грушницкий (сравнительная характеристика)

Содержание

  • 1 Печорин
  • 2 Грушницкий
  • 3 Конфликт

Сочинение Печорин и Грушницкий (сравнительная характеристика 9 класс)

Печорин

Образ Григория Александровича Печорина в какой-то степени олицетворяет самого Лермонтова, хотя поэт признавался, что это собирательный образ молодых людей его поколения. Взаимоотношения Печорина с Мери напоминают его интрижку с Сушковой, когда потребовалось расстроить брак этой девушки с Лопухиным.

Итак, Печорин. Это был молодой человек, на вид лет 23-30, хорошо сложенный физически, выносливый. Внешность, манеры выказывали в нем благородное происхождение. Походка была небрежной и ленивой.

У него были примечательные глаза. Когда смеялся Печорин, они оставались грустными. Своей примечательной внешностью он мог нравиться женщинам. У него были белокурые волосы, нежная кожа, но черные усы и брови.

Вся его внешность выдавала аристократическое происхождение, породу. Григорий Александрович воспитывался в Петербурге, начал рано выезжать в свет.

Наблюдая за высшим обществом, он научился скрывать свои эмоции, чувства, научился манипулировать людьми, но не позволял никому манипулировать собой.

В своих эмоциях проявлениях чувств был сдержан, как человек, привыкший к встречам и расставаниям. И своей сдержанностью огорчил доброго Максима Максимыча, с которым долгое время прослужил в одной из крепостей.

Грушницкий

В Пятигорске Печорин встретил Грушницкого. Он был моложе Печорина – ему был 21 год, хотя выглядит он старше. Темные волосы и смуглая кожа выдавали в нем неславянское происхождение. Провинциал, воспитанный в деревне. В армии он был совсем недавно, служил юнкером. Но своего полу-офицерского звания стыдился и потому носил солдатскую шинель.

Те, кто не знал его, были уверены в том, что Грушницкий из разжалованных офицеров. Таковых много служило на Кавказе. Это было местом, куда ссылали непокорных властям молодых людей, или дуэлянтов. На Кавказе служили декабристы и прочие вольнодумцы, поэтому над разжалованными всегда витал некий ореол героического романтизма.

Они возбуждали в обществе любопытство. После ранения в ногу Грушницкий приехал в Пятигорск лечиться. В обществе говорит много и вычурно, и на все случаи жизни обзавелся пышными фразами, которыми, как ему казалось, он покорял дамские сердца и приобретал репутацию умного человека.

Юнкер излишне эмоционален, легко поддается влиянию других людей, позволяет собой манипулировать.

Печорин в своих записках нигде не называет имени Грушницкого, подчеркивая тем самым его отождествление с окружающей его средой, отсутствие в нем индивидуальности, некоторую никчемность.

Конфликт

В начале повествования о княжне Мери отношение Печорина к Грушницкому было ироничным. Он (как и Лермонтов) слишком рано научился понимать человеческие сердца, характеры.

Ссора и последовавшая за ней дуэль позволяют сделать сравнение Печорина и Грушницкого, разобрать их характеры, принципы поведение в особых обстоятельствах.

Причиной конфликта становится московская княжна, отдыхавшая вместе с матерью здесь же, в Пятигорске. Печорин увидел ее около Елизаветинского источника. Он повел себя как типичный самец охотник.

Заметив, что княжна Мери не обращает на него решительно никакого внимания, он поставил своей целью влюбить в себя гордую барышню.

Другим концом хотел уязвить своего приятеля Грушницкого, который успел влюбиться в московскую красавицу и как павлин распустил перед ней перья. Даже прихрамывать стал заметно меньше.

Печорин, рано познавший свет, быстро раскусил княжну. Он понимал, что барышня проявляет к его товарищу интерес, как к новой кукле, которая надоест рано или поздно. Он пытался предупредить Грушницкого, чтобы тот не особо увлекался девушкой. Но как все глупые люди, Грушницкий был самоуверен до глупости.

Он уже считал Мери собственностью, хотя та ничего ему не обещала, и вообще никаких чувств, кроме сочувствия к нему не испытывала. Вокруг московской княжны здесь, на водах, вились более блистательные и более перспективные кавалеры. Даже их она держала на некотором расстоянии от себя.

Печорина в какой-то степени раздражала самоуверенность Грушницкого

Здесь, в Пятигорске Григорий Александрович повстречал Веру, женщину, которая его любила, но которая так оберегала свою репутацию, что всегда была осторожна и пуглива, как серна. Вера была замужем. Они договорились, что будут видеться в доме у Лиговских. И тогда, чтобы не привлекать внимание общественности к Вере, Печорин начал публично ухаживать за Мери.

Это приводило в бешенство Грушницкого. Однажды на балу Печорин защитил княжну от наглого пьяного капитана. Девушка была так напугана, и подавлена морально, что была готова упасть в обморок. Этот случай распахнул перед Печориным двери дома Лиговских, но Печорин нажил врагов в лице капитана, его товарищей и Грушницкого.

Тому Мери дала понять, что не только не любит его, он ей мало интересен.

Против Печорина составился заговор, целью которого было унизить Григория, сделать его посмешищем. Печорина взбесила низость Грушницкого. Низость, которая была недостойна дворянского сословия. Во времена, когда разворачивались события романа, слово честь еще не было пустым звуком. Каждый достойный дворянин бесчестие смывал кровью.

Печорин знал о заговоре, но сделал вид, что ему ничего не известно. Печорин решил отплатить Грушницкому его же монетой.

Заговорщики вначале решили «стреляться» холостыми патронами и, тем самым, заставить Печорина испугаться, а потом переиграли и вложили патрон только в пистолет Грушницкого. Это было двойной подлостью. Печорин не был трусом.

Кроме того, он был зол до ярости. Он понимал, что Грушницкий не лишен малодушия, но до последней минуты не верил, что юнкер пойдет на подлость до конца.

Ему удалось встать на маленьком отлогом пятачке таким образом, чтобы не свалиться вниз в случае ранения. Он видел, что Грушницкий целится ему в лоб, и понял, что тот не остановится. Печорин был готов простить противника, если бы тот нашел в себе силы прекратить дуэль и признаться в обмане. Даже если бы Грушницкий выстрелил в сторону, и тогда Печорин простил бы его. Но нет.

Он видел, что у Грушницкого дрожали колени. Но это происходило не от страха быть убитым. Ведь Грушницкий был уверен в собственной неуязвимости. Он колебался, какие-то остатки совести, пробужденные воспитанием, еще заставляли его колебаться. Победила все-таки душевная низость. Юнкер выстрелил, но рука дрогнула, и он попал в ногу Печорина.

Тот устоял, не свалился в пропасть благодаря придерживавшему его камню.

Возможно, мягкотелый Грушницкий был готов признаться, что в пистолете Печорина не было пули, если бы его не провоцировал капитан. Капитан хотел лишь одного: отомстить Печорину за то унижение перед товарищами, убить его чужими руками.

В этой сцене дуэли раскрываются всех героев. Вернер, секундант Печорина, был готов раскрыть карты, возмутиться, что не входило в планы Григория Александровича, и он сказал: «Может быть, я хочу быть убит…». Только умирать не собирался.

Он потребовал вложить в пистолет патрон и, как обещал, выстрелил не промахнувшись.

Источник: https://LermontovM.ru/proza/geroj-nashego-vremeni/pechorin-i-grushnitskij-sravnitelnaya-harakteristika

Сочинение на тему: ПЕЧОРИН И ГРУШНИЦКИЙ

Галерею образов «лишних людей», начатую пушкинским Онегиным, продолжает Григорий Александрович Печорин — герой романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

В его обра­зе автор рисует тип образованного передового дво­рянина, стоящего выше окружающего общества, в котором получили концентрированное выраже­ние особенности эпохи после восстания декабрис­тов, когда прогрессивно мыслящая личность, не имеющая возможности действовать, могла зани­маться только углубленным самоанализом, на­пряженной внутренней работой. В. Г. Белинский говорил, что XIX век — это век сознания, фило­софствующего духа, размышления. А силы Печо­рина тратятся впустую, не находя себе достойно­го применения.

Пустое растрачивание незаурядных способно­стей героя на мелкие, ничтожные цели наилуч­шим образом иллюстрирует история с Грушниц­ким. Хотя следует сказать, что в отношении к Грушницкому Печорин по-своему благороден и честен. Для того чтобы лучше понять мотивы тех или иных поступков героев, необходимо просле­дить всю историю от начала до конца, заглянуть в душу каждого из них.

«Моя душа испорчена светом», — заявляет Печорин. Скептицизм героя, порожденный им индивидуализм и эгоцентризм лежат в основе его взаимоотношений с людьми. Подобный скепти­цизм распространяется и на более широкие яв­ления русской жизни.

Уже в юности герой Лер­монтова «истощил и жар души, и постоянство воли, необходимые для действенной жизни». Гос­подствующее состояние его — скука как резуль­тат неудовлетворенности собой, окружающей действительностью, как своеобразное выражение протеста против нее.

Читайте также:  Сочинение забота о людях

Но жажда деятельности у Печорина не была убита скукой. Ему присущи «силы необъятные». О себе герой говорит: «И вер­но было мне назначение высокое». К сожалению, главная основа его стремления к деятельности — удовлетворение честолюбия.

Принцип Печорина: «Смотреть на радости и страдания других только в отношении к себе».

Герой живет в обстановке, когда многие совре­менники приходили к мысли о необходимости найти новые формы гуманизма, утверждали нравственные принципы, стремились к прибли­жению идеала к реальности, и в этом смысле ин­дивидуализм Печорина обладал особым свой­ством, отличающим его от вульгарной посред­ственности: он стремился сам решать судьбу и брать на себя ответственность за все последствия своего поведения. Он принципиально честен в своей нравственной позиции, смел и последова­телен.

Эгоизм и бессердечие Печорина — не модная поза, а разумно обоснованная система поведения человека, убедившегося в несовершенстве веры «предков» в абсолютный характер доброй чело­веческой воли.

Жизненные наблюдения и свое­образные «эксперименты» над волей других лю­дей приводят Печорина к мысли о том, что злая воля (слепая или сознательная) может активно проявляться в реальной жизни, никто от этого не застрахован.

И убежденность предков в безуслов­ности добра не только сомнительна, но и близка к фатализму. Сюжет заключительной повести «Фаталист» помогает понять принципиальную позицию лермонтовского героя: активному ут­верждению индивидуальной воли всегда проти­востоят законы судьбы.

И наиболее достойным выходом из этой ситуации является презрение к законам судьбы, стремление их разрушить: «И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля, рассудок?»

В основе характера Печорина лежит то же про­тиворечие, какое В. Г. Белинский отмечал в ли­рических стихотворениях Лермонтова: безверие в жизнь и чувства человеческие при жажде жиз­ни и избытке чувства.

Это противоречие объяс­няет неустойчивость характера Печорина, сказы­вается в несогласованности его разума и страстей, в постоянной смене чувств опустошенности и ощущений в себе сил необъятных, в постоянных переходах от великодушных порывов к черство­сти, эгоизму.

На фоне окружающего общества своей не­обычностью выделяется и Грушницкий. Но то, что у Печорина является выражением сути его характера, у Грушницкого — только поза. Он но­сит маску разочарованности, постоянно прячет­ся «в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания».

В образе этого героя Лермонтов запечатлел вполне реальный, характерный тип человека 30-х годов, в котором выразилось увлечение мо­дой на разочарование и романтизм в духе Марлинского.

У Грушницкого это усугубляется пре­быванием на Кавказе, что дает ему возможность в обществе Мери разыгрывать роль разжалован­ного солдата, гонимого обществом и судьбой ро­кового страдальца, для чего носит «по особенно­му роду франтовства, толстую солдатскую ши­нель… закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо пра­вою опирается на костыль. Говорит он скоро и вычурно». Занятый только собой, Грушницкий заботится лишь о том, чтобы «сделаться героем романа», казаться не таким, каков он есть в дей­ствительности.

Вот как выглядит этот «романтический» ге­рой во время прогулки с княжной Мери: «Груш­ницкий сверх солдатской шинели повесил шаш­ку и пару пистолетов; он был довольно смешон в этом геройском облачении».

Вызывает смех ге­рой и тогда, когда приходит к Печорину «в пол­ном сиянии армейского пехотного мундира… Эпо­леты неимоверной величины были загнуты квер­ху, в виде крылышек амура; сапоги его скрыпели; в левой руке держал он коричневые лайко­вые перчатки и фуражку, а правою взбивал еже­минутно в мелкие кудри завитой хохол. Самодовольствие и вместе с тем некоторая неуверенность изображались на его лице».

Романтической маске Грушницкого Лермон­тов противопоставляет подлинную глубину и силу мятежной мечты и горечи разочарований Печорина. С помощью противопоставления Грушницкого и Печорина Лермонтов защищает жизненную правду против субъективистского закрывания глаз на нее и подлинную, оправдан­ную жизнью романтику стремлений против лжи­вой псевдоромантики.

Лермонтов рисует Грушницкого как челове­ка, все помыслы и вкусы которого направлены в сторону «поэтического», но поэтическое понима­ется героем как непременное отрицание того, что есть в действительности. Поэтично для него то, что непохоже на реальное, отсюда и его жизнен­ная слепота, незнание людей. Из себя он тоже разыгрывает «существо, не созданное для мира».

Пустота внутреннего мира Грушницкого на­ложила отпечаток не только на его внешность, но и отразилась в речи. Он произносит громкие цве­тистые фразы, за внешней эффектностью кото­рых проглядывает ничтожность его стремлений.

До знакомства с Литовскими Грушницкий внеш­не пренебрежительно относился к родовитому дворянству: «Признаюсь, я не желаю с ними по­знакомиться; эта гордая знать смотрит на нас, армейцев, как на диких.

И какое им дело, есть ли ум под нумерованной фуражкой и сердце под толстой шинелью?» Грушницкий, по его соб­ственным словам, готов носить «толстую ши­нель» всю жизнь, но Печорин, постигший харак­тер Грушницкого, иронически замечает: «Бедная шинель!» Познакомившись с Литовскими, Груш­ницкий с нетерпением ждет производства в офи­церы, напрочь забыв о солдатской шинели: «О, эполеты, эполеты! ваши звездочки, путеводи­тельные звездочки…» Печорин тонко подмечает, что «у Грушницкого была страсть декламиро­вать: он закидывал вас словами».

Во внешнем облике Грушницкого, в речи и поступках раскрывается ничтожность его нату­ры, самовлюбленность и эгоизм. По словам В. Г. Белинского, этот человек представляет собой пример «мелочного самолюбия и слабости харак­тера: отсюда все его поступки…».

Скучающий Печорин от нечего делать играет на самолюбии приятеля, хорошо зная, что одному из них «не­сдобровать». Когда затронуто самолюбие, Груш­ницкий сразу забывает о чести и порядочности, ссора и дуэль это отлично доказывают.

В мелкой душе противника Печорина даже не вспыхнула искра великодушия — он готов выстрелить в бе­зоружного человека.

Грушницкий бесчестен, по­этому симпатии автора и читателей, несмотря на трагическую развязку дуэли, на стороне Печори­на, который во время дуэли предпринимает все попытки пробудить в сопернике совесть, вызвать запоздалое раскаяние. Григорий Александрович перед дуэлью заключает сделку с совестью.

Бла­городство сочетается в его душе с беспощаднос­тью: «Я решился предоставить все выгоды Груш­ницкому; я хотел испытать его; в душе его могла проснуться искра великодушия… я хотел дать себе полное право не щадить его, если бы судьба меня помиловала». И Печорин не щадит против­ника. Окровавленный Грушницкий скатывается в пропасть.

Но, несмотря на трагическую гибель Груш­ницкого, он не вызывает у нас сожаления, в то время как его убийца вызывает сочувствие и даже понимание. Убийство соперника не доставляет ему радости, что только подтверждает наличие у него живого, благородного сердца, которого не было у его противника.

На этой странице искали :

  • печорин и грушницкий сочинение
  • сочинение печорин и грушницкий
  • печорин и грушницкий
  • сочинение на тему печорин и грушницкий сравнительная характеристика
  • сочинение грушницкий и печорин

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-na-temu-pechorin-i-grushnickij.html

Сравнительная характеристика: Печорин и Грушницкий

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Герой нашего времени / Сравнительная характеристика: Печорин и Грушницкий

  Скачать сочинение
Тип: Характеристика героев

    В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» автор раскрывает перед читателем ряд образов, которые не только ярко демонстрируют разные человеческие судьбы и характеры, но и являются типичными представителями своего времени – тридцатых годов ХІХ века. Время это сложное и противоречивое: в воздухе витает недовольство, однако активных действий практически никто не предпринимает.

Тот же, кто смеет возмущаться, тут же ссылается на Кавказ, подальше от Москвы и Петербурга. Молодое поколение современной автору России – это растерянные, потерявшиеся во времени и пространстве люди, не знающие, куда применить свой ум, свой талант, свою энергию.     Печорин и Грушницкий – это тоже дети своего времени.

Их многое роднит: оба тщеславны и самолюбивы, всегда стремятся обратить на себя внимание, быть в центре светских разговоров и сплетен, постоянно ищут на свои головы приключений. И Грушницкий, и Печорин желают предстать в глазах общества уникальными, необыкновенными. Так, Грушницкий даже солдатскую шинель способен превратить в атрибут франтовства.

«Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект – их наслаждение…». Произвести эффект стремится и Печорин – то напускной холодностью и равнодушием, то страстными речами и взглядами.

И ему это успешно удается, особенно в глазах романтических красавиц. Однако настоящей, благородной жизненной цели у этих героев нет – им просто скучно, они не знают, чем себя занять. Слова «скука» и «скучно» встречаются в произведении Лермонтова, пожалуй, чаще других – как отпечаток времени, как символ потерянного поколения.     Печорин и Грушницкий, тем не менее, сильно отличаются друг от друга.

Несмотря на напускную самоуверенность и чрезмерное франтовство, Грушницкий оказывается человеком очень уязвимым, неуверенным в себе, недальновидным и неопытным во многих ситуациях. Свои слабости он пытается скрыть то под солдатской шинелью, то под вычурным офицерским мундиром. Он готов довериться Печорину даже в сердечных делах и не замечает, как тот открыто насмехается над ним.

Хуже всего то, что он оказывается трусом, не способным противостоять чужому мнению, не способным достойно принять своё поражение, и подлым предателем, который готов стрелять в безоружного человека.     Печорина же Лермонтов наделяет незаурядным аналитическим умом и сильной волей, которые помогают герою предвидеть и предвосхищать события, предугадывать поступки других людей.

Печорин развлекается, предполагая ход событий, и ликует, когда его предположения оправдываются. Однако ликует недолго, ему очень скоро наскучивает все: и светские развлечения, и внимание барышень, и военные баталии. Ему скучно, потому что благодаря своему острому уму, образованности, умению разбираться в людях он способен заранее видеть исход события.

Так, например, происходит с княжной Мери, чье внимание Печорин стремился привлечь лишь для того, чтобы насолить Грушницкому, ради развлечения. Когда же он влюбил в себя девушку, то сразу потерял к ней интерес, оставил с разбитым сердцем и без всякой надежды на взаимность. Люди для Печорина лишь игрушки, лишь возможность сделать жизнь веселее.

За героем стоит вереница обиженных им людей, разбитых сердец и судеб – Максим Максимыч, Бэла, княжна Мери, Вера, контрабандисты…
    Печорин, в отличие от Грушницкого, не слеп в отношении самого себя.

Он постоянно анализирует свои поступки, он честен перед самим собой, способен увидеть противоречивость своей натуры: «У меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку». Печорин готов и осудить самого себя: «Я иногда себя презираю… не оттого ли я презираю и других?..

Я стал не способен к благородным порывам; я боюсь показаться смешным самому себе».
    Хотя Грушницкий и представляет Печорина как своего приятеля, друзьями они, конечно, никогда не были.

Печорин признается: «я к дружбе неспособен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать». Между Печориным и Грушницким возникает конфликт. Грушницкий был для Печорина такой же игрушкой, марионеткой, как и все остальные. А слабохарактерность и недалёкость Грушницкого, его самовлюбленность и желание выглядеть героем в глазах друзей и общества еще больше усугубляют обстоятельства. С легкостью отбивая Мери у Грушницкого, Печорин выигрывает очередное пари, заключенное с самим собой. Но выигрывает ли? Несчастная, разбитая судьба Мери и смерть Грушницкого – вот главные призы этой победы.

    Печорин задумывается: «Зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные…».

Почему автор наделяет Печорина таким характером, такой судьбой, зачем сталкивает с Грушницким? В начале произведения Лермонтов сам признается: «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».

Читайте также:  Сочинение коровьев в романе мастер и маргарита (образ и характеристика)

Не претендуя на роль лекаря и не предлагая лекарства от всех болезней, автор все же посчитал нужным вскрыть недостатки современного ему общества, возможно, втайне надеясь, что, узнав себя, кто-то задумается и изменится.

Спустя почти два столетия, сам того не подозревая, Лермонтов предупреждает и нас, поколение ХХІ века, об опасности таких человеческих пороков, как эгоизм и самовлюбленность, трусость и предательство, бездействие и пустое прожигание жизни.

Добавил: snikkers666

21544 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00743091465247812788/woid/00089901184773069424/

Печорин и Грушницкий: смелость и трусость

В романе «Герой нашего времени» читатель видит явное противопоставление двух образов: главного героя Григория Печорина и юнкера Грушницкого.

Безусловно, оба героя обладают схожими чертами характера, такими как эгоизм и самовлюбленность. Но, нельзя не отметить, что в Печорине это настоящее, а у Грушницкого все насквозь пропитано фальшью. Он только пытается казаться романтическим героем, тогда как Печорин им является.

Неприязнь друг к другу сложилась у героев практически сразу при встрече в Пятигорске, но внешне никто из них этого не показывал. Невозможно назвать кого-либо из героев абсолютно положительным или отрицательным. Печорин безжалостно обошелся с княжной Мэри, со своей давней возлюбленной Верой и ее мужем только ради забавы.

Не от какой-то внутренней природной злобы, но лишь от скуки, главный герой романа решил влюбить юную Мери, и тем самым вызвать чувство ревности в Грушницком. Печорин изображен автором, как натура эгоистичная и очень противоречивая. Он относится критично не только к обществу, окружавшему его, но и к самому себе. Главный герой лишен фальши в своем характере и поступках.

Его нельзя обвинить в подлости или трусости. 

Грушницкий изображен М.Ю. Лермонтовым, как посредственность. Юнкер не так искушен в общении с женщинами, как Печорин, и ведет себя довольно робко и скромно.

Сначала читатель может подумать, что любовь Грушницкого к Мери искренна, но впоследствии становится видно, что это тоже является фальшью.

Он с легкостью оклеветал свою возлюбленную, когда увидел рядом с ее окном Печорина, только лишь из-за уязвленного самолюбия, даже не пытаясь разобраться в ситуации. 

Дуэль является критическим моментом столкновения трусости и храбрости двух персонажей. Молодой юнкер Грушницкий повел себя очень подло. Вместе со своим новым приятелем, драгунским капитаном, он решил выставить главного героя посмешищем.

План состоял в том, чтобы оставить пистолеты незаряженными. Юнкер будто пытается доказать самому себе, что Печорин не идеален, а может испытывать испуг и трусость. Грушницкий ждал удобного случая, чтобы вызвать Печорина на дуэль.

Но волей случая, главный герой услышал то, о чем говорили драгунский капитан и молодой юнкер. 

Вскоре произошел инцидент, который привел к дуэли. Когда главного героя заметили напротив окна княжны Мери, Грушницкий публично его осмеял. За что Печорин вызвал того на дуэль.

Драгунский капитан опять выступил подстрекателем и предложил зарядить только пистолет Грушницкого, таким образом было запланировано хладнокровное убийство. Именно страх подтолкнул молодого юнкера к таким подлым действиям.

Он боялся проиграть превосходившему его во всем Печорину.

Главный герой, напротив, не боялся смерти. Он предложил сделать условия поединка еще более суровыми, перенести дуэль на обрыв скалы, чтобы любая, даже незначительная рана, стала смертельной. Грушницкий стрелял первым, и лишь задел ногу Григория.

Тогда главный герой объявил о том, что его пистолет не заряжен, и попросил перезарядить. Пуля Печорина оказалась для юнкера смертельной. Грушницкому не удалось одолеть Григория, даже с помощью коварного плана.

Но Печорин не испытал удовлетворения от своей победы над трусостью, наоборот, на душе у него было тяжело.

Развязка этого противостояния оказалась очень трагичной: Грушницкий был убит, сердце княжны Мери разбито, жизни Веры и ее мужа сломаны.

Источник: https://geroy-nashego-vremeni.ru/sochineniya/pechorin-i-grushnitskij-smelost-i-trusost/

Сочинение: Печорин и Грушницкий. Сравнительная характеристика героев

Лермонтов М.Ю.

«Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова вышел отдельным изданием В Петербурге весной 1940 года. Роман стал одним из необычайных явлений в русской литературе.

Эта книга вот уже на протяжении полутора веков служит объектом многочисленных споров и исследований, и нисколько не потеряла своей жизненной остроты и в наши дни.

Белинский писал о ней: «Вот книга, которой суждено никогда не стариться, потому что, при самом рождении ее, она была вспрыснута живою водою поэзии».

Главный герой романа — Печорин — жил в тридцатые годы девятнадцатого столетия. Это время можно охарактеризовать, как годы мрачной реакции, наступившей после разгрома декабристского восстания 1825 года. В это время человек передовой мысли не мог найти приложения своим силам.

Неверие, сомнение, отрицание стали особенностями сознания молодого поколения. Идеалы отцов они отвергли еще «с колыбели», а вместе с этим усомнились и в нравственных ценностях как таковых. Вот почему В.Г.

Белинский сказал, что «Печорин глубоко страдает», не находя применения необъятным силам своей душу.

Создавая «Героя нашего времени», Лермонтов изображал жизнь такой, какой она являлась в действительности.

И он нашел новые художественный средства, каких еще не знала ни русская, ни западная литература и которые восхищают нас по сей день соединением свободного и широкого изображения лиц и характеров с умением показывать их объективно, «выстраивая» их, раскрывая одного героя сквозь восприятия другого.

Давайте же подробнее рассмотрим двух героев романа – Печорина и Грушницкого.

Печорин по происхождению аристократ, получил светское воспитание. Выйдя из-под опеки родных, он «пустился в большой свет» и «стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями». Легкомысленная жизнь аристократа ему вскоре опротивела, наскучило и чтение книг. После «нашумевшей истории в Петербурге» Печорина ссылают на Кавказ.

Рисуя внешность своего героя, автор несколькими штрихами указывает не его аристократическое происхождение: «бледный», «благородный лоб», «маленькая аристократическая рука», «ослепительно-чистое белье». Печорин – физически сильный и выносливый человек. Он наделен незаурядным умом, критически оценивающим окружающий мир.

Он размышляет над проблемами добра и зла, любви и дружбы, над смыслом человеческой жизни. В оценке современников самокритичен: «Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья». Он прекрасно разбирается в людях, не удовлетворяется сонной жизнью «водяного общества» и дает уничтожающие характеристики столичным аристократам.

Наиболее полно и глубоко внутренний мир Печорина раскрывается в повести «Княжна Мери», где происходит его встреча с Грушницким.

Грушницкий – юнкер, он самый обыкновенный юноша, мечтающий о любви, «звездочках» на погонах. Производить эффект — его страсть. В новом офицерском мундире, расфранченный, пахнущий духами, он отправляется к Мери.

Он – посредственность, ему присуща одна вполне простительная в его возрасте слабость – «драпироваться в необыкновенные чувства», « страсть декламировать». Он как бы стремится играть модную в то время роль разочарованного героя, «существо, обреченное каким-то тайным страданиями».

Грушницкий – вполне удавшаяся пародия на Печорина. Вот почему молодой юнкер так не приятен ему.

Своим жалким поведением Грушницкий, с одной стороны, подчеркивает благородство Печорина, а с другой, как будто стирает всякие различия между ними. Ведь Печорин и сам подглядывал за ним и княжной Мери, что, безусловно, не было поступком благородным. Да и княжну он никогда не любил, а просто использовал ее доверчивость и любовь для борьбы с Грушницким.

Грушницкий, как человек недалекий, вначале не понимает отношения к нему Печорина. Грушницкий кажется себе человеком самоуверенным, весьма проницательным и значительным: «Мне жаль тебя, Печорин», — снисходительно говорит он. Но события не уловимо развиваются по замыслу Печорина.

И вот уже юнкер, обуреваемый страстью, ревностью и негодованием, предстает перед нами в ином свете. Он оказывается не таким уж и безобидным, способным на месть, бесчестность и подлость. Тот, кто совсем недавно, играл в благородство, сегодня способен выстрелить в безоружного человека.

Сцена дуэли раскрывает сущность Грушницкого, стреляйте, я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места… Грушницкий отвергает примирение Печорин хладнокровно стреляет в него.

Ситуация становится необратимой Грушницкий погибает испив чашу стыда раскаяния и ненависти до конца.

Накануне дуэли, вспоминая прожитую жизнь, Печорин задумывается над вопросом: зачем он жил? для какой цели родился? И тут же сам отвечает: «А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные». И тут Печорин понимает, что он давно играет «роль топора в руках судьбы».

«Необъятные силы души» – и мелкие, недостойные Печорина поступки; он стремится «любить весь мир» – и приносит людям одно лишь зло и несчастье; наличие благородных, высоких стремлений — и мелкие чувства, владеющие душой; жажда полноты жизни- и полная безнадежность, осознание своей обреченности.

Печорин одинок, положение его трагично, он действительно «лишний человек». Лермонтов назвал Печорина «героем своего времени», протестуя этим против романтичности идеализированного представления о современнике, изобразив образ Грушницкого как пародию на романтизм.

Герой для автора — не образец для подражания, а портрет, составленный из пороков всего поколения в полном их развитии.

Итак, образ Грушницкого помогает раскрыть главное в центральном герое романа. Грушницкий — кривое зеркало Печорина — оттеняет истинность и значительность переживаний этого «страдающего эгоиста», глубину и исключительность его натуры.

Но в ситуации с Грушницким с особой силой раскрывается и вся опасность, таящаяся в глубине этого человеческого типа, разрушительная сила, которая заложена в индивидуалистической философии, присущей романтизму. Лермонтов не стремился выносить нравственный приговор.

Он лишь с огромной силой показал все бездны человеческой души, лишенной веры, проникнутой скептицизмом и разочарованием. Печоринство было типичной болезнью времени. И не об этих ли людях поколение 30-х годов прошлого века сказал М.Ю. Лермонтов в знаменитой «Думе»:

«… Над миром мы пройдем без шума и следа, набросивши векам ни мысли плодовитой не гениям начатого труда».

Источник: https://ronl.org/sochineniya/literatura-i-russkiy-yazyk/797021/

Сравнительная характеристика Печорина и Грушницкого (ПО РОМАНУ «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»)

Роман Лермонтова «Герой нашего времени» является объектом многочисленных споров и исследований у современных литераторов. В произведении автор противопоставил главному герою другой образ. Этот литературный прием позволяет конкретно раскрыть характеры персонажей.

Главный герой – Печорин. Это яркая личность, но появление Грушницкого помогло раскрыть другие черты характера Печорина. Это очень интересные персонажи. Кажется, что они похожи друг на друга.

Но сравнительная характеристика поможет понять, было ли у них что-то общее или это совершенно разные личности.

1

Происхождение и отношение к женщинам Печорина и Грушницкого

Печорин – это аристократ, получил светское воспитание. Он особо не беспокоится по поводу своей внешности, но выглядит всегда опрятно.

Лермонтов неоднократно обращает внимание читателя на внешние проявления аристократизма Печорина. Для него любовь – это забава, ни одна дама не смогла завоевать его сердце.

Дерзкий, неприступный и загадочный – эти черты характера привлекают внимание противоположного пола.

Юнкер Грушницкий воспитывался в простой семье. Это самый обычный парень, который мечтает о любви и продвижении по службе. Но амбициозный юноша стремится любым путем выбиться в люди.

Ему важно произвести на окружающих положительное впечатление о себе. Внешний вид имеет для Грушницкого особое значение, ему хочется выглядеть эффектно. В присутствии женщин это качество проявляется очень сильно.

Парень верит в настоящую любовь, он романтик и стремится угодить женщинам.

2

Характер Печорина и Грушницкого

Основные черты характера Печорина:

  • уверенность в себе и рассудительность;
  • хорошо разбирается в людях и отношениях;
  • аналитический склад ума;
  • циничность, язвительность и желание манипулировать другими людьми ради развлечения.

Основные черты характера Грушницкого:

  • умен, но не видит манипуляций других людей;
  • стремление к показательной деятельности и подражание другим людям;
  • романтичность и восторженность;
  • склонен драматизировать и преувеличивать чувства;
  • пародийная разочарованность в людях. Грушницкому нравится чувствовать себя человеком, который много страдает, и изображать одинокого, разочарованного романтичного героя.

У этих двух персонажей романа есть общие черты характера – отсутствие простоты, самолюбование и эгоизм. Но в Печорине все настоящее, он ничего не выставляет напоказ. Это эгоистичная натура, но вместе с тем сложная и противоречивая. Под многочисленными масками Грушницкого скрывается жестокий человек, в котором побеждают ненависть и злоба. Это себялюбивая и мелкая натура.

3

Роль Печорина и Грушницкого в обществе

Печорин постоянно конфликтует с самим собой и обществом. Он разочаровался в идеалах прошлого поколения, но предложить что-то свое он не может. Не найдет для себя достойной деятельности. Из-за этого у героя появляется чувство одиночества и усталости. Он постоянно противопоставляет себя обществу и смеется над столичными аристократами. Тонкий психолог, видит все пороки современных людей.

Грушницкий доволен современным обществом, у него нет таких проблем, как у Печорина. Ему нравится просто жить. В те годы в моде были разочарованность жизнью и романтика. Это характерно для героя и среди молодежи он чувствует себя своим.

Грушницкий отличается всеми отрицательными качествами Печорина, но от главного героя он не взял ничего положительного. Поэтому его можно назвать своеобразной карикатурой на Печорина.

Он выглядит рядом с главным героем смешным и жалким. Характер Грушницкого помог раскрыть в Печорине основные качества его натуры и глубину его души. В своем романе Лермонтов не собирался выносить нравственный приговор.

Автор просто показал все бездны человеческой натуры.

Источник: https://sovetclub.ru/sravnitelnaya-harakteristika-pechorina-i-grushnickogo-po-romanu-geroj-nashego-vremeni

Характеристика Грушницкого в романе «Герой нашего времени» — сочинения для 9 класса

  1. Кто такой Грушницкий?
  2. Черты характера Грушницкого
  3. «Добрые свойства»
  4. Позёрство
  5. Самовлюблённость
  6. Подлость
  7. Грушницкий – отражение Печорина

В романе «Герой нашего времени» Грушницкий предстаёт перед нами в главе «Княжна Мери».

Это юнкер, который служил вместе с Печориным и так же, как и он, оказался на лечении на водах. Мы сразу же узнаём, что Грушницкий «носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель». Эта шинель – его маска, «трагическая мантия», которая помогает предстать ему в глазах женщин романтическим героем, разжалованным в солдаты за дуэль.

Печорин, который сам не раз играл ту или иную роль, чтобы овладеть сердцем дамы, «понял его», и Грушницкий за это его не любит. Да и Печорин его не жалует. Он чувствует, что этот юноша – в какой-то мере его конкурент и что «когда-нибудь они столкнутся на узкой дороге». Характеристику Грушницкому в романе «Герой нашего времени» даёт в основном Печорин.

Из его журнала мы узнаём, что у этого персонажа под маской.

Черты характера Грушницкого

«Добрые свойства»

Надо отдать должное Печорину, он оценивает Грушницкого объективно, видя не только его негативные черты, но и «добрые свойства».

Когда Грушницкий перестаёт играть свою роль, «он довольно мил и забавен» в общении с женщинами, «довольно остёр» на язык и слывёт храбрецом (хотя и бросается в бой с зажмуренными глазами).

Да и добиваясь любви княжны Мери, он не играет её чувствами, как это будет выглядеть в исполнении Печорина, а всего лишь хочет возвыситься в глазах окружающих.

Позёрство

Однако в целом образ Грушницкого в романе «Герой нашего времени» негативен. Его главным отрицательным качеством можно назвать позёрство. Его главное наслаждение – «производить эффект». Он почти ничего не говорит и не делает искренне, от души. На все случаи жизни у него готовы пышные фразы.

Он не стремится найти прекрасное в жизни, а придумывает и изображает «необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания».

Вот и в княжну Мери Грушницкий не влюбился по-настоящему – ему льстило её внимание, а когда оно пропало, он просто разозлился и начал распускать о девушке грязные слухи.

Самовлюблённость

Грушницкий настолько влюблён в себя, что не видит опасности, исходящей от Печорина. В отличие от того, «он не знает людей и их тонких струн», потому что всю жизнь занимался только собой.

Грушницкий не умеет слушать других, не отвечает на возражения в споре, произнося взамен длинные тирады. Он уверен в своей неотразимости и не считает Печорина соперником.

Неудивительно, что Печорину удаётся довольно легко отбить у него княжну.

Подлость

К концу главы мы узнаём, что Грушницкий, казавшийся вначале таким милым и безобидным, способен на подлость. Это покажет дуэль Печорина и Грушницкого.

Вместе со своей компанией он оставляет пистолет соперника незаряженным. Только благодаря случаю Печорину удаётся раскрыть этот коварный план.

Ущемлённое самолюбие не даёт Грушницкому извиниться за клевету о княжне Мери даже перед лицом смерти.

Грушницкий – отражение Печорина

В образе Грушницкого угадываются все те черты, которые присущи и Печорину, и именно в этом смысл этого персонажа. Печорин смотрит на себя как бы со стороны, и ему не нравится собственное отражение.

Ведь он, как и Грушницкий, изначально не имеет злых намерений, играет с людьми, но от скуки, а не от желания сделать их несчастными. Тем не менее его эгоизм так же, как и самовлюблённость Грушницкого, приводит к трагическим последствиям.

Не потому ли он не испытывает торжества, когда видит окровавленное тело сослуживца между скал? Как будто там лежит он сам.

Характеристика Грушницкого в романе «Герой нашего времени» – описание образа для сочинения по теме | источник

Герой нашего времени М.Ю. Лермонтов

Источник: http://sochinenie-o.ru/russkaya-literatura/xarakteristika-grushnickogo-v-romane-geroj-nashego-vremeni-sochineniya-dlya-9-klassa.html

Сравнительный анализ Печорина и Грушницкого

Сочинения › Лермонтов М.Ю. › Герой нашего времени

Готовые Домашние Задания

«Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова вышел отдельным изданием В Петербурге весной 1940 года. Роман стал одним из необычайных явлений в русской литературе.

Эта книга вот уже на протяжении полутора веков служит объектом многочисленных споров и исследований, и нисколько не потеряла своей жизненной остроты и в наши дни.

Белинский писал о ней: «Вот книга, которой суждено никогда не стариться, потому что, при самом рождении ее, она была вспрыснута живою водою поэзии».

Главный герой романа — Печорин — жил в тридцатые годы девятнадцатого столетия. Это время можно охарактеризовать, как годы мрачной реакции, наступившей после разгрома декабристского восстания 1825 года. В это время человек передовой мысли не мог найти приложения своим силам.

Неверие, сомнение, отрицание стали особенностями сознания молодого поколения. Идеалы отцов они отвергли еще «с колыбели», а вместе с этим усомнились и в нравственных ценностях как таковых. Вот почему В.Г.

Белинский сказал, что «Печорин глубоко страдает», не находя применения необъятным силам своей душу.

Создавая «Героя нашего времени», Лермонтов изображал жизнь такой, какой она являлась в действительности.

И он нашел новые художественный средства, каких еще не знала ни русская, ни западная литература и которые восхищают нас по сей день соединением свободного и широкого изображения лиц и характеров с умением показывать их объективно, «выстраивая» их, раскрывая одного героя сквозь восприятия другого.

Давайте же подробнее рассмотрим двух героев романа – Печорина и Грушницкого.

Печорин по происхождению аристократ, получил светское воспитание. Выйдя из-под опеки родных, он «пустился в большой свет» и «стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями». Легкомысленная жизнь аристократа ему вскоре опротивела, наскучило и чтение книг. После «нашумевшей истории в Петербурге» Печорина ссылают на Кавказ.

Рисуя внешность своего героя, автор несколькими штрихами указывает не его аристократическое происхождение: «бледный», «благородный лоб», «маленькая аристократическая рука», «ослепительно-чистое белье». Печорин – физически сильный и выносливый человек. Он наделен незаурядным умом, критически оценивающим окружающий мир.

Он размышляет над проблемами добра и зла, любви и дружбы, над смыслом человеческой жизни. В оценке современников самокритичен: «Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья». Он прекрасно разбирается в людях, не удовлетворяется сонной жизнью «водяного общества» и дает уничтожающие характеристики столичным аристократам.

Наиболее полно и глубоко внутренний мир Печорина раскрывается в повести «Княжна Мери», где происходит его встреча с Грушницким.

Грушницкий – юнкер, он самый обыкновенный юноша, мечтающий о любви, «звездочках» на погонах. Производить эффект — его страсть. В новом офицерском мундире, расфранченный, пахнущий духами, он отправляется к Мери.

Он – посредственность, ему присуща одна вполне простительная в его возрасте слабость – «драпироваться в необыкновенные чувства», « страсть декламировать». Он как бы стремится играть модную в то время роль разочарованного героя, «существо, обреченное каким-то тайным страданиями».

Грушницкий – вполне удавшаяся пародия на Печорина. Вот почему молодой юнкер так не приятен ему.

Своим жалким поведением Грушницкий, с одной стороны, подчеркивает благородство Печорина, а с другой, как будто стирает всякие различия между ними. Ведь Печорин и сам подглядывал за ним и княжной Мери, что, безусловно, не было поступком благородным. Да и княжну он никогда не любил, а просто использовал ее доверчивость и любовь для борьбы с Грушницким.

Грушницкий, как человек недалекий, вначале не понимает отношения к нему Печорина. Грушницкий кажется себе человеком самоуверенным, весьма проницательным и значительным: «Мне жаль тебя, Печорин», — снисходительно говорит он. Но события не уловимо развиваются по замыслу Печорина.

И вот уже юнкер, обуреваемый страстью, ревностью и негодованием, предстает перед нами в ином свете. Он оказывается не таким уж и безобидным, способным на месть, бесчестность и подлость. Тот, кто совсем недавно, играл в благородство, сегодня способен выстрелить в безоружного человека.

Сцена дуэли раскрывает сущность Грушницкого, стреляйте, я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места… Грушницкий отвергает примирение Печорин хладнокровно стреляет в него.

Ситуация становится необратимой Грушницкий погибает испив чашу стыда раскаяния и ненависти до конца.

Накануне дуэли, вспоминая прожитую жизнь, Печорин задумывается над вопросом: зачем он жил? для какой цели родился? И тут же сам отвечает: «А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные». И тут Печорин понимает, что он давно играет «роль топора в руках судьбы» .

«Необъятные силы души» – и мелкие, недостойные Печорина поступки; он стремится «любить весь мир» – и приносит людям одно лишь зло и несчастье; наличие благородных, высоких стремлений — и мелкие чувства, владеющие душой; жажда полноты жизни- и полная безнадежность, осознание своей обреченности.

Печорин одинок, положение его трагично, он действительно «лишний человек». Лермонтов назвал Печорина «героем своего времени», протестуя этим против романтичности идеализированного представления о современнике, изобразив образ Грушницкого как пародию на романтизм.

Герой для автора — не образец для подражания, а портрет, составленный из пороков всего поколения в полном их развитии.

Итак, образ Грушницкого помогает раскрыть главное в центральном герое романа. Грушницкий — кривое зеркало Печорина — оттеняет истинность и значительность переживаний этого «страдающего эгоиста», глубину и исключительность его натуры.

Но в ситуации с Грушницким с особой силой раскрывается и вся опасность, таящаяся в глубине этого человеческого типа, разрушительная сила, которая заложена в индивидуалистической философии, присущей романтизму. Лермонтов не стремился выносить нравственный приговор.

Он лишь с огромной силой показал все бездны человеческой души, лишенной веры, проникнутой скептицизмом и разочарованием. Печоринство было типичной болезнью времени. И не об этих ли людях поколение 30-х годов прошлого века сказал М.Ю. Лермонтов в знаменитой «Думе»:

«… Над миром мы пройдем без шума и следа, набросивши векам ни мысли плодовитой не гениям начатого труда».

Сочинения по теме:

  • Аналищ Печорина и Грушницкого в романе «Герои нашего времени». сочинение
  • Главные герои в романе «Герои нашего времени». сочинение
  • Анализ героев романа «Герои нашего времени» М.Ю. Лермонтова сочинение
  • Двойники Печорина в романе «Герои нашего времени». сочинение

Источник: http://1soch.ru/lermontov-mu/geroy-nashego-vremeni/sravnitelnyy-analiz-pechorina-i-grushnickogo

Ссылка на основную публикацию