Евгений онегин — энциклопедия русской жизни сочинение

Евгений Онегин - энциклопедия русской жизни сочинение

Добрый день. Предлагаем Вашему вниманию сочинение на тему «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» – ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОЙ ЖИЗНИ. Надеюсь, в этом сочинении вы найдете множество идей, которые помогут вам в написании собственного сочинения.

Также Вы можете вспомнить текст произведения, прочитав краткое содержание «Евгения Онегина». На сайте есть и другие сочинения по роману “Евгений Онегин”.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

«Евгений Онегин» — энциклопедия русской души

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» является уникальным произведением. Это роман в стихах. Ранее ничего подобного не было ни в русской, ни в мировой литературе.

Уникальным произведение делает также и то, что широта охвата действительности, многосюжетность,  описание отличительных особенностей эпохи, ее колорита, освоенные гением Пушкина, приобрели такую значимость и достоверность, что роман стали называть энциклопедией русской жизни 20-х годов позапрошлого века.

«Евгений Онегин» — это произведение, в котором отразился век и современный человек. Болезнью века, «болезнью «лишних людей» была «русская хандра». Исследованию именно этого явления и посвятил Пушкин свой роман.

Из этого романа, как из энциклопедии, можно узнать все об эпохе: о том, как одевались и что было в моде («широкий боливар» Онегина, малиновый берет Татьяны), меню престижных ресторанов («бифштекс окровавленный»), что шло в театре (балеты Дидло).

На протяжении действия романа и в лирических отступлениях поэтом показаны все слои русского общества того времени: высший свет Петербурга, дворянская Москва, поместное дворянство, крестьянство, то есть весь народ.

Это позволяет нам говорить об «Евгении Онегине» как об истинно народном произведении.

Петербург того времени был местом обитания лучших людей России — декабристов, литераторов. Там «блистал Фонвизин, друг свободы», люди искусства — Княжнин, Истомина. Автор хорошо знал и любил Петербург, он точен в описаниях, не забывая ни о «соли светской злости», «ни о необходимых нахалах» и тому подобном.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Сочинение равнодушие и отзывчивость

Оценим за полчаса!

Глазами столичного жителя показана нам и Москва — «ярмарка невест». Москва провинциальная, в чем-то патриархальная. Описывая московское дворянство, Пушкин зачастую саркастичен: в гостиных он подмечает «наивный пошлый вздор», но вместе с тем поэт любит Москву, сердце России:

 Москва… Как много в этом звуке для сердца русского слилось.

Он гордится Москвой 12-го года:

  • Напрасно ждал Наполеон,
  • последним счастьем опоенный,
  • Москвы коленопреклоненной
  • с ключами старого Кремля.

Современная поэту Россия — деревенская, и он подчеркивает это игрой слое в эпиграфе ко второй главе. Вероятно, поэтому галерея персонажей поместного дворянства в романе наиболее представительная, попробуем рассмотреть основные типы помещиков, показанные Пушкиным. Как напрашивается сразу сравнение с другим великим исследованием русской жизни 19-го века — поэмой Гоголя «Мертвые души»!

Красавец Ленский, «с душою прямо геттингенской», — романтик немецкого склада, «поклонник Канта», не погибни на дуэли, мог бы, по мнению автора, иметь будущность большого поэта или через двадцать лет превратиться в этакого Манилова и закончить свою жизнь так, как старый Ларин или дядя Онегина.

История матери Татьяны достаточно трагична: «Не спросясь совета, девицу повезли к венцу». Она «рвалась и плакала сначала», но заменила счастье привычкой: «Солила на зиму грибы, вела расходы, брила лбы». Образ, очень похожий на Коробочку.

На месте Буянова, «в пуху, в картузе с козырьком» вполне можно представить гоголевского Ноздрева, а Гвоздин, «хозяин превосходный, владелец нищих мужиков», напоминает Плюшкина.

Отставному советнику Флянову поэт дает красочную характеристику: «Тяжелый сплетник, старый шут, обжора, взяточник и плут». Эту характеристику можно отнести и к чиновникам «Мертвых душ», да и «Ревизора» тоже.

Появление романа Пушкина «Евгений Онегин» оказало огромное влияние на дальнейшее развитие русской литературы. Проникновенный лиризм, присущий роману, стал неотъемлемой чертой «Дворянскoго гнезда», «Войны и мира», «Вишневого сада». Важно и то, что главный герой романа как бы открывает целую галерею «лишних людей» в русской литературе в реализме: Печорин, Болконский, Обломов.

Спасибо за внимание. Надеемся, сочинение «Евгений Онегин» — энциклопедия русской души оказалось Вам полезным

Источник: https://sochinenie-rus.ru/sochinenie-dlya-9-klassa-evgeniy-onegin-entsiklopediya-russkoy-zhizni/

TESTSOCH.RU

«…в «Онегине» мы видим поэтически воспроизведенную картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития»

    В.Г.Белинский

         Эпиграфом к моему сочинению неслучайно послужила цитата из статьи известного литературного критика девятнадцатого века В.Г.Белинского («Сочинения Александра Пушкина. Статья восьмая. «Евгений Онегин»). Ведь именно в этой статье роман А.С.Пушкина признается самым «русским и национальным» произведением литературы.

        В «Евгении Онегине» мы встречаемся с русским обществом девятнадцатого века, с русским дворянством, с русской деревней, с русскими обычаями.

        Один из главных героев – Евгений Онегин — является представителем светского общества. Он умен, рассудителен, хорошо воспитан. Однако все свое воспитание и ум он тратил на светские развлечения и забавы. Онегин научился быть «франтом» светского общества, легко «мог он лицемерить», «язвительно злословил», знал, где нужно улыбнуться, а где просто промолчать.

Петербургское общество того времени жило ежедневными балами, праздниками, развлечениями. В нем царили и пошлость, и обман, и льстивые разговоры о богатстве, успехе, выгодном браке. Именно общество сделало Онегина таким. Хотя есть в этом герое и благородство, и честность, и душевность.

В подтверждение этого скажем о его ответе на письмо Татьяны – он мог с легкостью увлечь ее, но не стал этого делать.

        Но не только общество Петербурга открывает читателю А.Пушкин. «Прелестный уголок», в который попадает Онегин после вступления в права наследства по смерти дядюшки, описан автором красиво: «Господский дом уединенный…во вкусе умной старины».

        Конечно, высший свет в романе представлен не только фигурой Евгения Онегина. Семейство Лариных — провинциальных дворян – поэт показывает с некой чувственностью: «Простая, русская семья».

Мы читаем историю матери Татьяны, которую выдали замуж родители в соответствии с русскими обычаями. Время русской деревенской жизни расписано подробно. Здесь культура русского народа, как называет это А.С.

Пушкин, «привычки милой старины»: здесь и праздники, и православные и народные памятные дни, и деревенские забавы, и помещичьи обязанности, и именины Татьяны Лариной, и вечерние гадания – «Настали святки!» Помещик Ленский тоже живет в деревне, и его роду занятий автор романа посвящает несколько строф. Его «поэтическую младость» А.Пушкин объясняет скукой помещичьей жизни, хотя Владимир Ленский не гнетется ею.

        Читая роман «Евгений Онегин», мы можем увидеть жизнь русского общества. В каждой главе мы наблюдаем, как автор ведет нас через культуру, традиции и быт русского народа. В.Г.Белинский абсолютно верно определил значимость пушкинского романа, как «энциклопедии русской жизни».

Евгений Онегин - энциклопедия русской жизни сочинение

Источник: https://testsoch.ru/evgenij-onegin/sochinenie-na-temu-evgenij-onegin-encziklopediya-russkoj-zhizni.html

"Евгений Онегин" — "энциклопедия русской жизни" (2). Сочинение

Роман в стихах «Евгений Онегин», был написан в 20— 30-е годы прошлого столетия. Работал над ним Пушкин в течение нескольких лег. Этот роман явился важнейшим событием в истории русской литературы.

Он был первым произведением, в котором автору удалось создать широчайшую панораму русской действительности, раскрыть важнейшие проблемы своего времени. За широкий охват современной Пушкину жизни, за глубину вскрытых в романе се проблем великий русский критик В. Г.

Белинский назвал роман «Евгений Онегин» энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением.

Действительно, в романе, как в истинной энциклопедии, отражены все стороны русской жизни начала XIX века. Время десятых-двадцатых годов прошлого столетия было временем подъема национального самосознания.

В эти годы лучшая часть русского дворянства выступала прогни крепостного права и абсолютной монархии. В русском обществе усиливается интерес к прогрессивным мыслителям и философам Запада. Например. Онегин читает Адама Смита. Руссо — любимый автор Татьяны.

С присущим ему лаконизмом Пушкин освещает экономику и культурную жизнь России тех лет. Из романа мы узнаем, что пьесы, шедшие тогда в театрах, пользовались успехом, что знаменитым постановщиком балетов был Дидло.

Вместе с автором любуемся чудной грацией «блистательной и полувоздушной» Истоминой, вспоминаем прекрасную русскую трагическую актрису Семенову. Легко, словно мимоходом, касается Пушкин вопросов экономики России, но дает точную и меткую характеристику.

В Россию «за лес и сало» ввозились всевозможные безделушки, предметы роскоши: «духи в граненом хрустале», «пилочки», «щетки тридцати родов».

На этом широком фоне даны автором все представители русской нации, от великосветского денди до крепостной крестьянки. В самом начале романа описывается зимнее утро в Петербурге: Петербург неугомонный Уж барабаном пробужден. Bcтает купец, идет разносчик, На биржу тянется извозчик, С кувшином охтенка спешит,

Под ней снег утренний хрустит.

И здесь же Пушкин на примере главного героя показывает образ жизни «золотой дворянской молодежи». Онегин, утомленный шумом бала, возвращается поздно и просыпается только «за полдень». Жизнь Евгения «однообразна и пестра»: балы, рестораны, театры, снова балы.

Конечно, такая жизнь не могла удовлетворить умного, мыслящего человека. Мы понимаем. почему Онегин был разочарован в окружающем обществе. Ведь этот высший свет составляют люди эгоистичные, равнодушные, лишенные высоких помыслов.

Пушкин описывает это общество более подробно в восьмой главе: Тут был, однако, цвет столицы,
И знать, и моды образцы,
Везде встречаемые лица,

Необходимые глупцы…

С иронией автор отмечает, что цвет столичного общества составляют дамы, с виду злые, диктаторы бальные, господа, «заслуживающие известность низостью души».

В романе нашло свое художественное воплощение и провинциальное дворянство. Глухость, ограниченность, узость интересов характерны для этих «поместных владетелей». Их разговоры не идут дальше таких тем, как сенокос, вино, псарня. Не случайно Пушкин представляет этих людей в образах чудовищ во сне Татьяны. Они так оскудели умом и так опустились, что немногим отличаются от животных.

Гости на именинах Татьяны — это ярчайшие образцы помещичьей породы. Автор уже в фамилиях раскрывает их сущность: Скотинины, Буянов, Пустяков.

Провинциальностью веет и от дворянской Москвы. В седьмой главе Пушкин сатирически рисует представителей московского дворянства.

Здесь и Любовь Петровна, любившая солгать, и Иван Петрович, главная черта которого — глупость, и скупой Семен Петрович.

Пушкин дает точную и исчерпывающую характеристику московскому барству: Все в них так бледно, равнодушно;
Они клевещут даже скучно;
В бесплодной сухости речей, Расспросов, сплетен и вестей Не вспыхнет мысли в целы сутки,

Хоть невзначай, хоть наобум…

Кроме жизни дворянского сословия в романе правдиво изображена жизнь крестьян, их быт. На примере няни Татьяны Лариной Пушкин освещает горькую долю крепостной крестьянки, которую тринадцатилетней девочкой выдали замуж против ее воли.

Автор не раскрывает страшных картин крепостного гнета и эксплуатации, но одной фразой, одним эпизодом он абсолютно точно отражает жестокие порядки, парившие в деревне.

Мать Татьяны так же просто и естественно, как солила грибы, ходила в баню по субботам, била служанок, отдавала крестьян в солдаты, заставляла девушек, собирающих ягоды, петь песни, «чтоб барской ягоды тайком уста лукавые не ели».

Таким образом, в романе «Евгений Онегин» все слои русской нации нашли свое воплощение. Все стороны русской действительности, все проблемы современной жизни затронул Пушкин в своем романе, причем сумел увидеть их глазами всей нации, всего народа.

Еще в начале работы над романом в письме к Дельвигу Пушкин признавался: «Пишу теперь новую поэму, в которой забалтываюсь донельзя».

Уже тогда он почувствовал необходимость лирического самораскрытия с невидимым, но многоликим читателем.

На протяжении всего роман эта потребность не ослабевает, а наоборот, все с большей силой дает о себе знать. Все свободнее и проникновеннее говорит Пушкин от первого лица.

Формы и темы авторского обращения к читателю неисчерпаемо многообразны. Вот невзначай подвернувшаяся непритязательная шутка: «читатель ждет уж рифмы «розы», на вот, возьми ее скорей».

А вот горестные раздумья о том, как могла бы сложиться жизнь и судьба Ленского. Каждое новое вступление Пушкина в рассказ радует, восхищает, поражает.

Невозможно насытиться общением с таким собеседником! Я помню море пред грозою:
Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою С любовью лечь к ее ногам! Как я желал тогда с волнами

Коснуться милых ног устами!..

Авторский образ противоречив, он тяготеет к иронии, к простодушной усмешке. Вот Пушкин прощается с молодостью, признается в том, что позиции молодости сданы без возврата: Смирились вы, моей весны
Высокопарные мечтанья,
И в поэтический бокал
Воды я много подмешал.
Иные нужны мне картины:
Люблю песчаный косогор, Перед избушкой две рябины,

Калитку, сломанный забор…

Но в то же время в этом признании не только горечь, но и полемический задор. Это своеобразный манифест художника, который проделал путь от романтизма к реализму. И теперь перед художником — жизнь, ее повседневная простота.

Пушкин уходит от классицизма и от романтики. Он ратует за новый язык русского общества, за освобождение языка от наносных влияний и веяний, от запоздалых славянизмов, от новейшей иностранщины, от школьной скованности.

В конечном счете он ратует за народность, за общую демократизацию русской культуры. Ведь к концу работы над романом уже написаны и «Борис Годунов», и сказки. Поэт в расцвете сил. в разгаре творческого освоения народности.

В. Г. Белинский высоко и по достоинству оценил гениальное творение нашего национального поэта. Великий критик писал: «Пусть идет время и приводит с собой новые потребности, пусть растет русское общество и обгоняет «Онегина»: как бы далеко оно ни ушло, всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор…».

Источник: https://www.kostyor.ru/student/?n=215

«Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни

«Энциклопедией русской жизни» назвал роман «Евгений Онегин» знаменитый критик В. Г. Белинский. В этой меткой характеристике нет никакого преувеличения. Пушкин действительно смог изобразить общую картину всего русского общества в определенный исторический период. О многом поэт лишь намекнул, но этих намеков вполне достаточно, чтобы «дорисовать» недостающие детали.

Глубокий смысл произведения намного шире его содержания. Сам Пушкин снабдил роман ми, поясняющими возможные непонятные места. На сегодняшний день количество всевозможных «комментариев» к «Евгению Онегину» и посвященных ему трудов в сотни раз превосходит объем произведения.

Детали

Трудность понимания романа современным читателем без специальных объяснений заключается в том, что Пушкин упоминает огромное количество бытовых деталей, использует вышедшие из обращения слова, делает неясные намеки. Это максимально приближает роман к конкретной эпохе. Белинский отмечал, что «Евгений Онегин» — «поэма историческая… хотя в числе ее героев нет ни одного исторического лица».

Достаточно привести лишь несколько случайно взятых примеров, подтверждающих неразрывную связь произведения с живой русской жизнью. Онегин отправляется на прогулку, «надев широкий боливар». Боливаром в России называли цилиндр с широкими полями, названный в честь латиноамериканского вождя национально-освободительного движения Симона Боливара.

Онегин едет на бал в «ямской карете», т. е. наемном экипаже. Отсутствие собственной кареты («выезда») означает расстроенное финансовое состояние главного героя. «С кувшином охтинка спешит», т. е. жительница окраинной части Петербурга Охты несет молоко.

Такими примерами изобилует весь роман и в очередной раз свидетельствует об «энциклопедическом» охвате автором всего русского общества.

«Евгений Онегин» стал первым действительно национальным романом (к тому же стихотворным) как по форме, так и по содержанию. До него русская литература носила по преимуществу подражательный характер.

Читайте также:  Сочинение по картине среди волн айвазовского (описание картины)

Герои произведений, весь их внутренний мир, чувства и переживания были напрямую списаны из классических западных романов. К тому же русское дворянство находилось под абсолютным влиянием европейской культуры.

Для высшего общества было характерно: обязательное знание французского языка (в ущерб русскому), европейская мода и обычаи, пренебрежительное отношение к «простонародным» национальным традициям и т. д.

Дворянство и простой народ

В «Евгении Онегине» четко прослеживается связь русского дворянства с простым народом. Назвав главную женскую героиню Татьяна, Пушкин нарушил негласное общепринятое правило. После «прорубленного» в Европу Петром I окна имена в России делились на благородные и «низкие».

Имя Татьяна было распространено среди крестьянства. В романе есть еще немало мест, позволивших критикам обвинять Пушкина в поэтизации грубой жизни простолюдинов. Например, в журнале «Санкт-Петербургский зритель» Б.

Федоров возмущался тем, что автор назвал девою простую крестьянку («в избушке распевая, дева прядет…).

Поэтически изображая жизнь простого народа, беря из нее примеры, Пушкин в то же время критиковал бездумное подражание европейской культуре. Самый яркий пример — письмо Татьяны к Онегину, написанное по-французски.

«Она по-русски плохо знала», — словно бы извиняется автор. Пушкин имеет в виду не разговорную, а письменную речь.

Вплоть до падения самодержавия имел место печальный факт: многих дворянских детей сперва учили иностранным, а только потом — русскому языку.

Старшая Ларина также в молодости не избежала повального увлечения: «звала Полиною Прасковью», «русский Н как N французский произносить умела в нос». Пушкин уверен, что все это — всего лишь внешняя форма, шелуха, не затрагивающая национальных корней. Постепенно мать Татьяны и Ольги забыла «корсет, альбом, княжну Алину», «стала звать Акулькой прежнюю Селину».

Используя широкий общенародный фон, Пушкин сосредоточивает внимание на двух главных героях — Евгении Онегине и Татьяне Лариной. На основании романа можно с детальной точностью восстановить образ жизни, занятия, привычки столичного и провинциального дворянства.

До охватившей его «русской хандры» Онегин ведет типичную великосветскую жизнь, блестящую по форме, но абсолютно пустую по содержанию. У Онегина нет свободной минуты, все его время занято балами, развлечениями и кутежами с друзьями.

Чувства Евгения по отношению к умирающему дяде выглядят очень цинично: «Когда же черт возьмет тебя!». Но такое отношение было в порядке вещей.

Смерть отдаленного родственника рассматривалась только в качестве материальной выгоды в виде наследства.

Образ жизни дворян в провинции имеет существенные отличия.

Семья Лариных также отдает внешнее предпочтение европейской культуре, но при этом близко соприкасается с народом и невольно поддерживает национальные традиции: «Они хранили в жизни мирной привычки милой старины».

Татьяна доверяет все свои сердечные тайны преданной старушке-няне, с волнением слушает песни крестьянских девушек, участвует в святочном гадании и т. д.

Автор явно отдает предпочтение патриархальному укладу жизни. Вынужденный переезд в Москву и вхождение в высший свет становятся трагедией для Татьяны. Деревенская уютная горница сменяется модными гостиными, где целыми днями раздается «бессвязный, пошлый вздор».

Брак по расчету Татьяны с «толстым генералом» — еще одно типичное для высшего света явление. Главная героиня покоряется необходимости, но в душе остается до конца преданной своему родному очагу: «отдать я рада… весь этот блеск, и шум, и чад… за наше бедное жилище».

Заключение

В заключение можно вновь привести слова Белинского о «Евгении Онегине». Оценивая масштабы романа и его значение для русской литературы, критик отмечал, что это — «в высшей степени народное произведение», один из первых «актов сознания», богатырский «великий шаг вперед» для русского общества.

«Энциклопедия русской жизни» и сегодня не утратила своего значения. Художественные достоинства романа очевидны, но при этом он может помочь понять и почувствовать сам дух пушкинской эпохи.

Источник: https://spadilo.ru/evgenij-onegin-kak-enciklopediya-russkoj-zhizni/

«Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни». Сочинение по одноименному роману

Свойство Пушкина убеждать, живость и стремительная легкость его стихотворного повествования известны всем. И лишь немногие читатели понимают, что стояло за этой легкостью, какую огромную работу проделал автор. В словах, во фразах, да что там — даже в мельчайших деталях все ясно, конкретно и узнаваемо.

Крупнейший литературный критик девятнадцатого века В.Г.Белинский назвал роман Пушкина «энциклопедией русской жизни». Замечание это изумительно верно — поэт находит самые точные, самые убедительные слова, и картина русской действительности того времени, словно живая, открывается перед нами.

Что такое энциклопедия? Мы привыкли представлять себе при этом слове многотомное справочное издание, и вдруг — тоненькая книжка в стихах! А все-таки Белинский прав: дело в том.

что в пушкинском романе сказано так много, так всеобъемлюще о жизни России начала девятнадцатого века, что если бы мы ничего не знали о той эпохе, а лишь читали «Евгения Онегина», мы бы знали очень многое.

И в самом деле: прочтя лишь двадцать строф первой главы, мы уже знаем, как воспитывали молодых дворян, где они гуляли в детстве, куда ездили развлекаться, став взрослыми, что ели и что пили; какие пьесы шли в театре, кто была самая знаменитая балерина и кто — самый знаменитый балетмейстер. Теперь нам хочется узнать, что покупала за границей и что вывозила Россия девятнадцатого века. Пожалуйста: «за лес и сало» ввозили предметы роскоши:

Янтарь на трубках Цареграда, Фарфор и бронза на столе, И, чувств изнеженных отрада,

Духи в граненом хрустале;

и многое другое, служившее «для забав, для неги модной». Если хотим узнать, как одевались молодые люди, как шутили — скоро все узнаем. И о чем они думали и беседовали — тоже. Пушкин подробно и точно расскажет обо всем.

Еще один вопрос — почему так много иностранных (главным образом, французских) слов в романе? Madame, Monsieur I’Abbe, dandy, Vale, entrechat… Может быть, без этих слов автору обойтись трудно, их употребление для него абсолютно привычно и естественно?.. Но вот что пишет сам Пушкин:

А вижу я, винюсь пред вами, Что уж и так мой бедный слог Пестреть гораздо б меньше мог

Иноплеменными словами,

Позже — во второй, третьей и других главах — мы убедимся: Александру Сергеевичу вовсе не нужны «иноплеменные слова», он и без них прекрасно обходится. А вот герою роману, Евгению Онегину — нужны. Пушкин-то умеет говорить по-русски блестяще, остроумно, богато…

А герой его говорит светским мешаным языком, где переплетается английский с французским и где не поймешь, каков же родной язык твоего собеседника. Более того, и извинился перед читателем Пушкин сознательно — чтобы специально обратить внимание на эти слова в речи своего героя.

И светский бал — излюбленное развлечение дворян — тоже предстает перед нами:

Толпа мазуркой занята; Кругом и шум и теснота…

И это все — только в самом начале романа!.. Читая дальше, мы увидим и раннее утреннее пробуждение Петербурга, и спокойную деревенскую жизнь, и порядок проведения дуэлей… Всему, что только видит автор, есть место в его романе. Не думаю, что Александр Сергеевич делал это сознательно — просто его острый глаз сам собою подмечал особенности русской жизни.

Белинский прав — этот роман может заменить не один том энциклопедии. И, читая его, мы полностью погружаемся в известную нам и все же почти незнакомую атмосферу, которая была в России в первой половине девятнадцатого века.

Источник: http://litera.su/learner/all-works/pushkin-a-s/eugene-onegin-encyclopedia-of-russian-life

«Евгений Онегин» – энциклопедия русской жизни

Роман в стихах «Евгений Онегин» по праву можно назвать не только лучшим произведением А. С. Пушкина, вершиной его творчества, но и одним из самых изумительных произведений мировой литературы. Не зря В. Г.

Белинский в своей восьмой статье «Евгений Онегин» писал: «Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такою полнотою, светло и ясно, как отразилась в «Онегине» личность Пушкина.

Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы… Не говоря уже об эстетическом достоинстве «Онегина», эта поэма имеет для нас, русских, огромное историческое и общественное значение».

Ни одна настоящая энциклопедия не даст такого лаконичного и в то же время полного представления об эпохе, о быте, идеалах, нравах и страстях представителей всех сословий, какое дает «Евгений Онегин». Роман уникален широтой охвата действительности, многосюжетностью, описанием отличительных особенностей эпохи, ее колорита.

Именно поэтому В. Г. Белинский сделал вывод: «Онегина» можно, назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением». В этом произведении отразился «век и современный человек». Действительно, прочитав роман, можно получить полное представление об эпохе Пушкина.

В «Евгении Онегине», как в энциклопедии, можно узнать все о первой четверти XIX века: о том, как одевались и что было в моде, что люди ценили больше всего, о чем они разговаривали, какими интересами они жили. В «Евгении Онегине» отразилась вся русская действительность.

Здесь и глухая помещичья провинция, крепостная деревня, барская Москва, светский Петербург, губернские города (в путешествии Онегина).

Пушкин правдиво изобразил ту среду, в которой живут главные герои его романа. Автор точно воспроизвел атмосферу городских дворянских салонов, в которых прошла молодость Онегина. Вспомним, как Пушкин описывает первый выход Онегина в свет:

  • Он по-французски совершенно
    Мог изъясняться и писал;
    Легко мазурку танцевал
    И кланялся непринужденно;
    Чего ж вам больше?
    Свет решил,
  • Что он умен и очень мил.

На мой взгляд, такого рода идеалы были присущи еще барской Москве времен А. С. Грибоедова, описанной в комедии «Горе от ума». Что же это? Неужели ничего не изменилось? К сожалению, нет. Как и тогда, в обществе царит скука, клевета, зависть.

Как и тогда, люди тратят свои внутренние силы на сплетни и злобу. Это и порождает пустоту мыслей, холодность сердец; преждевременное старение души и постоянная суматоха, царящие в свете, превращают жизнь в однообразную и пеструю, внешне ослепительную, но в то же время лишенную смысла суету.

Давайте вспомним, как искренне Татьяна признается Евгению в конце романа:

  1. А мне, Онегин, пышность эта,
    Постылой жизни мишура,
    Мои успехи в вихре света,
    Мой модный дом и вечера,
  2. Что в них?

Это общество коверкает души людей, принуждает соблюдать порядки, заведенные в свете. Именно из-за этого Онегин убивает на дуэли Ленского. Ведь как бы душа Евгения не протестовала против поединка, социальные условности все-таки взяли верх. «И вот общественное мненье! Пружина чести, наш кумир! И вот на чем вертится мир!» — восклицает Пушкин.
Светское общество в романе неоднородно.

Это и «светская чернь», превратившая погоню за модой в главный принцип жизни, и в тоже время круг людей, принятых в петербургском салоне Татьяны, является истинной интеллигенцией.

Очень верно объясняет это противоречие Юрий Лотман в своих х к роману: «Образ света получал двойное освещение: с одной стороны, мир бездушный и механический, он оставался объектом обсуждений, с другой — как сфера, в которой развивается русская культура, жизнь одухотворяется игрой интеллектуальных и духовных сил, поэзией, гордостью, как мир Карамзина и декабристов, Жуковского и самого автора «Евгения Онегина», он сохраняет безусловную ценность». Общество неоднородно. От самого человека зависит, примет он нравственные законы малодушного большинства или лучших представителей света.

Сам Пушкин принадлежал к высшим аристократическим кругам. Поэтому в романе он изобразил, как Евгений Онегин тратит свои лучшие годы на балы, театры, любовные приключения.

Однако очень скоро Онегин начинает понимать, что эта жизнь пуста, что за ее «внешней мишурой» нет ничего. Но, несмотря ни на что, этот герой стоит выше своих сверстников.

Именно это, на мой взгляд, вынудило Евгения потерять интерес к жизни. Он впадает в глубокую хандру:

  • Хандра ждала его на страже,
    И бегала за ним она,
  • Как тень иль верная жена.

Барское отвращение к труду, привычка к свободе и покою, безволие и эгоизм — вот то наследие, которое Онегин получил от «высшего света».
Провинциальное общество предстает в романе карикатурой на высший свет. Одно появление четы Скотининых на именинах Татьяны заставляет читателей смеяться сквозь слезы.

Ведь эти герои уже не первый раз появляются на сцене. За 50 лет до появления на свет «Евгения Онегина» эта чета была высмеяна Фонвизиным в комедии «Недоросль». Таким образом, Пушкин показывает, что за срок, отделяющий современную Пушкину провинцию от провинции, описанной Фонвизиным, ничего не изменилось.

Представителями провинциального общества являются семейства Лариных и Ленских. Пушкин тщательно описывает их увлечения, то, как они привыкли проводить время. Они не читали книг и жили в основном пережитками старины. Пушкин, раскрывая характер отца Татьяны, писал:

Отец ее был добрый малый,
В прошедшем веке запоздалый',
Но в книгах не видал вреда;
Он, не читая никогда,

Их почитал пустой игрушкой…

Таково было большинство представителей провинциального общества. Но на фоне этой глухой помещичьей провинции автор изображает «милую» Татьяну, с чистой душой, добрым сердцем.

Почему эта героиня так непохожа на своих близких, на сестру Ольгу, ведь воспитывались они в одной семье? Прежде всего потому, что Татьяна много читала, ей нравилось бродить среди дубрав, мечтать, «она любила на балконе предупреждать зари восход, когда на бледном небосклоне звезд исчезает хоровод…

» Глубокой основой образа Татьяны является народность. Именно это помогло ей победить высший свет, и в этой победе — залог победы духа народности над всем ему противостоящим. Весь милый для Пушкина облик Татьяны сближен с исключительно поэтической, лишенной экзотики, русской природой.

Отсюда и возникает характерное противопоставление деревенской жизни героини, полной тихих и поэтических прелестей, светской суете, где героиня вынуждена носить маску холодной и учтивой вежливости. Белинский писал: «Природа создала Татьяну для любви, общество пересоздало ее». На мой взгляд, это не так.

Попав в светское общество, она осталась той же чистой и возвышенной Таней, преданной деревне, своей полке с книгами, воспоминанию о своей няне:

Татьяна смотрит и не видит,
Волненье света ненавидит;
Ей душно здесь… она мечтой
Стремится к жизни полевой,
В деревню, к бедным поселянам,

В уединенный уголок…

Белинский считает, что жизнь Татьяны — страдание, ибо весь ее облик, ее чувства и мысли находятся в противоречии с окружающим ее миром.

Пушкин «умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества», — отмечал Белинский в критической статье.

Я думаю, что с этими словами критика согласятся все, ведь никто, кроме Пушкина, не умел так красочно описать жизнь русского общества на столь интересной стадии развития. И я полностью согласна с Белинским, считавшим «Евгения Онегина» энциклопедией русской жизни. Роман А. С.

Пушкина оказал огромное влияние на современную ему и последующую литературу. «Пусть идет время и приводит с собою новые потребности, новые идеи, пусть растет русское общество и обгоняет «Онегина»: как бы далеко оно ни ушло, но всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор».

Источник: http://www.uznaem-kak.ru/evgenij-onegin-enciklopediya-russkoj-zhizni/

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни» (Первый вариант)

Первый русский реалистический роман «Евгений Онегин» занимает выдающееся место не только в творчестве самого писателя («Евгений Онегин» — «самое любимое дитя его фантазии»), но и в истории русской литературы, оказав огромное влияние на творчество писателей последующих поколений.

В. Г. Белинский видит главное достоинство романа в широте, глубине и правдивости изображения в нем русской действительности и считает его «в высшей степени народным произведением», произведением «историческим в полном смысле этого слова, хотя в числе его героев нет ни одного исторического лица».

Читайте также:  Столичное дворянство (евгений онегин) сочинение

Действие романа разворачивается на широком фоне русской действительности 20-х годов XIX века. В центре внимания — быт столичного и провинциального дворянства.

Характеристика московского дворянства во многом напоминает «фамусовское общество», пустое и косное:

Все в них так бледно, равнодушно;Они клевещут даже скучно;В бесплодной сухости речей,Расспросов, сплетен и вестей…

Цель и смысл жизни высшего света — тоже сплетни, интриги, любовные увлечения. Везде фальшь и лицемерие. «Ветошью маскарада» называет Татьяна петербургский высший свет.

Многогранно характеризует поэт среду поместного дворянства. Его умиляет патриархальный быт семьи Лариных с «привычками милой старины», верностью народным обычаям. Деревня дорога поэту своим размеренным темпом жизни, тем, что здесь можно сосредоточиться, услышать свой внутренний голос.

Я был рожден для жизни мирной,Для деревенской тишины:В глуши звучнее голос лирный,Живее творческие сны.

Но вместе с тем Пушкин о большинстве провинциальных помещиков говорит едко, подчеркивает их примитивность, отсутствие душевных движений, духовных интересов. Достаточно вспомнить характеристику дяди Онегина, который «в окно смотрел и мух давил», или Дмитрия Ларина, почитавшего книги «пустой игрушкой».

Из описания «Дня Онегина» мы узнаем, какой пустой и бесцельной была жизнь «золотой молодежи» пушкинского времени. Балы, рестораны, прогулки по Невскому проспекту, посещение различных праздников, театра, исключительное внимание к своей внешности, туалету — и все это изо дня в день.

То в живых ярких картинах, то в форме попутных замечаний Пушкин знакомит нас с системой воспитания и образования аристократической молодежи, оторванной от национальной и народной почвы.

Онегина учил «француз убогий» «всему шутя», «чему-нибудь» и «как-нибудь», но все же он получает тот минимум знаний, который считался обязательным в дворянской среде: он знал немного классическую литературу, поверхностно — историю, имел даже представление о политической экономии Адама Смита.

Мы получаем представление о круге чтения Онегина, о том, какими романами зачитывалась Татьяна, какого философа почитал Ленский.

Картины, изображающие народную жизнь, вкраплены во все повествование. Например, праздной жизни Онегина противопоставляется жизнь городских тружеников. Когда Евгений «полусонный» едет с бала «в постелю», Петербург

Уж барабаном пробужден.Встает купец, идет разносчик,На биржу тянется извозчик…

В романе нет развернутой картины крепостного права, и тем не менее яркими штрихами обрисована жизнь крепостных крестьян. «Милая старушка» Ларина «служанок била осердясь» и безжалостно «брила лбы» крепостным. Крепостные девушки, собирая ягоды в кустах, по наказу пели, «чтоб барской ягоды тайком уста лукавые не ели». Материал с сайта //iEssay.ru

В романе много строк, рисующих крестьянскую жизнь: смену времен года и связанные с нею земледельческие работы, поверья, приметы, гаданья и т. д. Пушкин неоднократно обращается к описанию лета, осени, зимы и весны, мы находим в романе картины раннего утра, ночной пейзаж при свете луны и описание холодной зимней ночи.

В лирических отступлениях прослеживается вся трагическая история декабрьского восстания. В роман введены подлинные фамилии декабристов — Чаадаева, Катенина, Лунина, Якушкина, Никиты Муравьева, Долгорукова и замаскированно Юшневского, Пестеля, С. И. Муравьева-Апостола, Кюхельбекера.

Из романа мы узнаем о борьбе различных литературных течений того времени, о литературных спорах с шишковистами, краткую оценку творчества Баратынского, Вяземского, Фонвизина, узнаем о театре, драме и балете.

Таким образом, Пушкин в своем романе дал широкую панораму русской жизни начала XIX столетия. Именно это и позволило В. Г. Белинскому назвать роман «энциклопедией русской жизни».

На этой странице материал по темам:

  • роман а с пушкина как энциклопедия русской жизни
  • евгений онегин первый реалистический роман сочинение
  • сообщение евгений онегин энциклопедия русской жизни
  • цитата из романа онегина про петербург
  • энциклопедия русской жизни в романе евгений онегин

Источник: http://iessay.ru/ru/writers/native/p/pushkin/sochineniya/evgenij-onegin/roman-a.-s.-pushkina-evgenij-onegin-enciklopediya-russkoj-zhizni

Роман в стихах «Евгений Онегин» по праву можно назвать не только лучшим произведением А. С. Пушкина, вершиной его творчества, но и одним из самых изумительных произведений мировой литературы. Не зря В. Г.

Белинский в своей восьмой статье «Евгений Онегин» писал: «Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такою полнотою, светло и ясно, как отразилась в «Онегине» личность Пушкина.

Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы… Не говоря уже об эстетическом достоинстве «Онегина», эта поэма имеет для нас, русских, огромное историческое и общественное значение».

Ни одна настоящая энциклопедия не даст такого лаконичного и в то же время полного представления об эпохе, о быте, идеалах, нравах и страстях представителей всех сословий, какое дает «Евгений Онегин».

Роман уникален широтой охвата действительности, многосюжетностью, описанием отличительных особенностей эпохи, ее колорита. Именно поэтому В.Г.Белинский сделал вывод: «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».

В этом произведении отразился «век и современный человек». Действительно, прочитав роман, можно получить полное представление об эпохе Пушкина.

В «Евгении Онегине», как в энциклопедии, можно узнать все о первой четверти XIX века: о том, как одевались и что было в моде, что люди ценили больше всего, о чем они разговаривали, какими интересами они жили. В «Евгении Онегине» отразилась вся русская действительность.

Здесь и глухая помещичья провинция, крепостная деревня, барская Москва, светский Петербург, губернские города (в путешествии Онегина).Пушкин правдиво изобразил ту среду, в которой живут главные герои его романа. Автор точно воспроизвел атмосферу городских дворянских салонов, в которых прошла молодость Онегина.

Вспомним, как Пушкин описывает первый выход Онегина в свет: Он по-французски совершенноМог изъясняться и писал;Легко мазурку танцевалИ кланялся непринужденно;Чего ж вам больше? Свет решил,Что он умен и очень мил. На мой взгляд, такого рода идеалы были присущи еще барской Москве времен А. С. Грибоедова, описанной в комедии «Горе от ума».

Что же это? Неужели ничего не изменилось? К сожалению, нет. Как и тогда, в обществе царит скука, клевета, зависть. Как и тогда, люди тратят свои внутренние силы на сплетни и злобу.

Это и порождает пустоту мыслей, холодность сердец; преждевременное старение души и постоянная суматоха, царящие в свете, превращают жизнь в однообразную и пеструю, внешне ослепительную, но в то же время лишенную смысла суету.

Давайте вспомним, как искренне Татьяна признается Евгению в конце романа: А мне, Онегин, пышность эта,Постылой жизни мишура,Мои успехи в вихре света,Мой модный дом и вечера,Что в них? Это общество коверкает души людей, принуждает соблюдать порядки, заведенные в свете. Именно из-за этого Онегин убивает на дуэли Ленского.

Ведь как бы душа Евгения не протестовала против поединка, социальные условности все-таки взяли верх. «И вот общественное мненье! Пружина чести, наш кумир! И вот на чем вертится мир!» — восклицает Пушкин.Светское общество в романе неоднородно.

Это и «светская чернь», превратившая погоню за модой в главный принцип жизни, и в тоже время круг людей, принятых в петербургском салоне Татьяны, является истинной интеллигенцией.

Очень верно объясняет это противоречие Юрий Лотман в своих х к роману: «Образ света получал двойное освещение: с одной стороны, мир бездушный и механический, он оставался объектом обсуждений, с другой — как сфера, в которой развивается русская культура, жизнь одухотворяется игрой интеллектуальных и духовных сил, поэзией, гордостью, как мир Карамзина и декабристов, Жуковского и самого автора «Евгения Онегина», он сохраняет безусловную ценность». Общество неоднородно. От самого человека зависит, примет он нравственные законы малодушного большинства или лучших представителей света.Сам Пушкин принадлежал к высшим аристократическим кругам. Поэтому в романе он изобразил, как Евгений Онегин тратит свои лучшие годы на балы, театры, любовные приключения. Однако очень скоро Онегин начинает понимать, что эта жизнь пуста, что за ее «внешней мишурой» нет ничего. Но, несмотря ни на что, этот герой стоит выше своих сверстников. Именно это, на мой взгляд, вынудило Евгения потерять интерес к жизни. Он впадает в глубокую хандру: Хандра ждала его на страже,И бегала за ним она,Как тень иль верная жена. Барское отвращение к труду, привычка к свободе и покою, безволие и эгоизм — вот то наследие, которое Онегин получил от «высшего света».Провинциальное общество предстает в романе карикатурой на высший свет. Одно появление четы Скотининых на именинах Татьяны заставляет читателей смеяться сквозь слезы. Ведь эти герои уже не первый раз появляются на сцене. За 50 лет до появления на свет «Евгения Онегина» эта чета была высмеяна Фонвизиным в комедии «Недоросль». Таким образом, Пушкин показывает, что за срок, отделяющий современную Пушкину провинцию от провинции, описанной Фонвизиным, ничего не изменилось.Представителями провинциального общества являются семейства Лариных и Ленских. Пушкин тщательно описывает их увлечения, то, как они привыкли проводить время. Они не читали книг и жили в основном пережитками старины. Пушкин, раскрывая характер отца Татьяны, писал: Отец ее был добрый малый,В прошедшем веке запоздалый;Но в книгах не видал вреда;Он, не читая никогда,Их почитал пустой игрушкой… Таково было большинство представителей провинциального общества. Но на фоне этой глухой помещичьей провинции автор изображает «милую» Татьяну, с чистой душой, добрым сердцем. Почему эта героиня так непохожа на своих близких, на сестру Ольгу, ведь воспитывались они в одной семье? Прежде всего потому, что Татьяна много читала, ей нравилось бродить среди дубрав, мечтать, «она любила на балконе предупреждать зари восход, когда на бледном небосклоне звезд исчезает хоровод…» Глубокой основой образа Татьяны является народность. Именно это помогло ей победить высший свет, и в этой победе — залог победы духа народности над всем ему противостоящим. Весь милый для Пушкина облик Татьяны сближен с исключительно поэтической, лишенной экзотики, русской природой. Отсюда и возникает характерное противопоставление деревенской жизни героини, полной тихих и поэтических прелестей, светской суете, где героиня вынуждена носить маску холодной и учтивой вежливости. Белинский писал: «Природа создала Татьяну для любви, общество пересоздало ее». На мой взгляд, это не так. Попав в светское общество, она осталась той же чистой и возвышенной Таней, преданной деревне, своей полке с книгами, воспоминанию о своей няне: Татьяна смотрит и не видит,Волненье света ненавидит;Ей душно здесь… она мечтойСтремится к жизни полевой,В деревню, к бедным поселянам,В уединенный уголок… 

Белинский считает, что жизнь Татьяны — страдание, ибо весь ее облик, ее чувства и мысли находятся в противоречии с окружающим ее миром.

Пушкин «умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества», — отмечал Белинский в критической статье.

Я думаю, что с этими словами критика согласятся все, ведь никто, кроме Пушкина, не умел так красочно описать жизнь русского общества на столь интересной стадии развития. И я полностью согласна с Белинским, считавшим «Евгения Онегина» энциклопедией русской жизни. Роман А. С.

Пушкина оказал огромное влияние на современную ему и последующую литературу. «Пусть идет время и приводит с собою новые потребности, новые идеи, пусть растет русское общество и обгоняет «Онегина»: как бы далеко оно ни ушло, но всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор».

Источник: https://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/russkaya-literatura/10-000-samykh-luchshikh-sochinenij/sochineniya-po-a-s-pushkinu/3052-evgenij-onegin-entsiklopediya-russkoj-zhizni

Роман "Евгений Онегин" — энциклопедия русской жизни | Инфошкола

В свое время русский критик В. Белинский назвал роман «Евгений Онегин» Пушкина «энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».

 Но почему «энциклопедией»? Ведь мы привыкли так определять многотомное справочное издание, а не тонкую стихотворную книжку! По моему мнению, дело в том, что в этом романе не впервые в русской литературе с необычайной широтой и правдивостью была воссоздана целая историческая эпоха — жизнь России начала XIX века.

В своем романе и в сюжете, и в лирических отступлениях Пушкин изобразил все слои российского общества: высший свет Петербурга, дворянская Москва, дворянство, крестьянство — то есть весь народ. Это позволяет нам говорить о «Евгения Онегина» как о подлинно народный роман.

В «Евгении Онегине» показано и столицу, и провинцию, и деревня, и город.

 Здесь, как в настоящий энциклопедии можно узнать, как воспитывали молодых аристократов, они гуляли в детстве, куда ездили развлекаться, во одевались и что было модным, какие пьесы ставили в театре и каким было меню изысканных ресторанов. На основе пушкинского текста можно даже составить точный распорядок дня молодого дворянина.

Автор хорошо знал и любил Петербург — город, где жили лучшие люди России: декабристы, литераторы, люди искусства.

 Пушкин очень точен в описаниях, не забывает он ни о «соль едкую тонкой злости», ни о «вездесущих чудаков», ни о «заядлых собирателей эпиграмм». Глазами столичного жителя показана нам московский «ярмарка невест».

 Описывая московское дворянство, Пушкин преимущественно прибегает к саркастических характеристик:

  • Здесь был, однако, цвет столицы,
  • И знать, и модности образцы,
  • И несколько дураков, как положено,
  • И вездесущие чудаки.

Поэт с нескрываемым сожалением констатирует, что популярность человека зависит от его статуса в обществе. Он показывает бездуховность столичного общества, их низменные интересы и умственную ограниченность.

Уже игрой слов в эпиграфе ко второму разделу поэт показывает, что современная Пушкину Россия — прежде сельская. Видимо, поэтому и дворянство в романе выписано наиболее основательно. Причем, описывая дворянство, Пушкин ограничивается мягкой иронией. Провинциальный общество предстает в романе как карикатура на высший свет.

 Достаточно вспомнить появление пары Скотининих на именинах Татьяны. Показательно и то, что задолго до написания «Евгения Онегина» эта пара уже была осмеяна Фонвизиным в комедии «Недоросль».

 Таким образом, Пушкин показывал, что в течение того времени, который отделял современную Пушкину провинцию от провинции, описанной Фонвизиным, ничего не изменилось.

Наибольшее внимание автора привлекают образы Онегина, Ленского и Татьяны Лариной, которые по своему уровню образованности, интеллекту, глубиной чувств значительно выше того общества, что их окружает.

Онегин — воплощение европейского сознания, культуры, образования. Он читает Руссо, экономиста Адама Смита, историю «от Ромула до наших дней», Байрона. При этом автор специально подчеркивает его отчужденности от народной жизни: Евгений не имеет семьи, его воспитывал иностранный гувернер, поэтому неудивительно, что и русским языком он пользуется время от времени.

Отвращение к труду, привычка к праздного покоя, безволия и эгоизм — вот то, что Онегин получил от «высшего света».

Именно поэтому идея обновления и возрождения личности через общение с народом приобретает в произведении особое значение. Эта идея воплотились в образе Татьяны, с которой Пушкин отождествлял свою музу.

  1. Показательно, что с Татьяной Онегина сближает прежде одиночество, они оба чужие в дворянской среде. В письме к Онегину Татьяна признается:
  2. Ты представь: я здесь одна,
  3. Никто меня не понимает,
  4. В изнеможении мнение туманится,
  5. И спасения уже нет.

Лучшие качества характера Татьяны берут начало в народной морали, ведь ее воспитывала не француженка-гувернантка, а няня-крепостная.

 Недаром влюблена в Онегина героиня рассказывает о своем чувстве именно ей, близкому человеку на свете.

Правда, когда читаешь разговор Татьяны с няней, возникает ощущение, что влюблена барышня и несчастная бесправная женщина вряд ли имеют что-то общее в личной сфере.

Татьяна уверена, что на добро люди должны ответить добром. Понятие достоинства — одно из определяющих в ее образе. Юная девушка заканчивает свое послание к Онегину словами:

  • На сердце стыд, страх и мука …
  • Но ни с чем я не таюсь,
  • И ваша честь мне порука …
  • Впрочем, взрослый Татьяна также не изменяет своим принципам:
  • Я вас люблю (зачем скрывать?)
  • Но с кем я другому —
  • Останусь верна.
  • Ее понятия достоинства никогда не позволит Татьяне нарушить клятву верности.
  • Как видим, Пушкин не дает однозначных оценок персонажей, подчеркивая прежде всего на том, насколько было важно для каждого осмыслить себя как личность.
  • Появление «Евгения Онегина» действительно можно считать определенным этапом не только в развитии русской литературы, но и общественного сознания в целом.

Источник: https://info-shkola.ru/roman-evgenij-onegin-enciklopediya-russkoj-zhizni/

Ссылка на основную публикацию