Главная страницароман «Обломов»
![]() |
Агафья Пшеницына и Илья Обломов. Художник М Клячко |
В своем романе «Обломов» Гончаров представил целую галерею ярких, запоминающихся и трогательных женских персонажей.
В этой статье представлена краткая характеристика женских образов в романе «Обломов»: описание главных и второстепенных героинь.
Смотрите:
— Все герои романа в таблице
— Краткое содержание романа
— Все материалы по роману «Обломов» В романе «Обломов» можно выделить четыре ярких женских образа: 1. Юная красавица Ольга Ильинская
2. Вдова Агафья Пшеницына
3. Кухарка Анисья
4. Мать Обломова
Ольга Ильинская
Ольга Сергеевна Ильинская — молодая дворянка в возрасте 20 лет, умная, красивая, грациозная девушка. Ольга — естественная, искренняя девушка, спокойная и сдержанная в своих манерах. Она любит музыку и хорошо поет. Ольга Ильинская — гордая и самолюбивая девушка. Она бывает насмешлива и лукава, но при этом добра и ласкова. Ольга — энергичная, упорная, настойчивая и решительная девушка.
Ольга Ильинская влюбляется в Обломова, но не принимает его таким, какой он есть. Она всячески пытается изменить Обломова и сделать из него живого, целеустремленного человека. В конце концов Ольга понимает, что Обломова изменить невозможно, и разрывает отношения с ним. Спустя некоторое время Ольга выходит замуж за Штольца, такого же живого и энергичного человека, как и она сама.
Смотрите: Подробнее об Ольге Ильинской >>
Агафья Пшеницына Агафья Матвеевна Пшеницына — бедная дворянка, вдова с двумя детьми. Ей около 30 лет. Агафья является хозяйкой дома, где Обломов снимает квартиру. Агафья — трудолюбивая и хозяйственная женщина. Она сама печет пироги, варит варенье, штопает одежду и т.д. Необразованная и глупая Агафья едва умеет писать и с трудом может поддержать беседу. При этом она добра и простодушна. Агафья сближается с Обломовым, когда тот разрывает отношения с Ольгой Ильинской. Агафья любит Обломова таким, какой он есть. Она окружает его заботой и уютом. В конце концов Обломов женится на ней, у супругов рождается сын Андрюша. Когда Обломов умирает, Агафья тяжело переносит эту утрату и теряет смысл жизни.
Смотрите: Подробнее об Агафье Пшеницыной >>
Анисья Анисья является простой крестьянкой, кухаркой барина Ильи Обломова. Ей 47 лет. Анисья — трудолюбивая, энергичная и опытная хозяйка. Это добрая и тихая женщина.
Кухарка Анисья и слуга Захар женятся в зрелом возрасте. Анисья пытается учить Захара, как лучше убираться в доме и т.д. Сам Захар прекрасно понимает, что его жена умнее его, но все равно ворчит на нее.
Несколько лет спустя Анисья умирает от холеры. После смерти Анисьи и Обломова одинокий Захар спивается и становится бродягой.
Смотрите: Подробнее об Анисьи >>
Мать Обломова
Мать Ильи Ильича Обломова является одной из второстепенных героинь романа. Наиболее подробно ее образ описан в главе «Сон Обломова».
Госпожа Обломова — потомственная дворянка. При этом она малообразованна и едва умеет читать. Как и все обломовцы, она является доброй, заботливой, но ленивой женщиной. Госпожа Обломова почти не занимается хозяйством и целыми днями пьет чай и бездельничает. Мать безумно опекает своего единственного сына Илюшу. Она ни шагу не дает ему ступить самостоятельно, оберегая от всяческих трудностей. Женщина боится, что мальчик простудится, набьет синяков и т.д. В результате Илья Обломов вырастает ленивым, апатичным, несамостоятельным человеком.
Смотрите: Подробнее о матери Обломова >>
Это была краткая характеристика женских образов в романе «Обломов» И. А. Гончарова: краткая характеристик главных и второстепенных героинь.
Смотрите: Все материалы по роману «Обломов»
Источник: https://www.literaturus.ru/2016/05/zhenskie-obrazy-oblomov-goncharov.html
Женские образы в романе Гончарова «Обломов» — Сочинение
Начните своё сочинение с мысли о том, что особое место в произведении И. А. Гончарова «Обломов» занимает тема любви, которую автор раскрывает через женские образы — Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной. Обе героини в разные периоды жизни главного героя сыграли знаковую роль. Отметьте, что женские образы в романе, как и мужские, контрастны. На контрасте и будет строиться ваше сочинение.
В первой части дайте портретную характеристику обеих героинь. Отметьте, что Ольга предстаёт перед читателем пытливой натурой, для которой важно постоянно узнавать что-то новое.
Девушка много думает, читает, размышляет, об этом говорит даже её внешность. Готовясь к сочинению, обратитесь к тексту романа и найдите портретную характеристику героини.
Охарактеризуйте её положение в обществе: она хорошо воспитана и образованна. Ольга — тонкая поэтичная натура.
Совершенно противопоставлен ей образ Агафьи. Выделите основные черты героини — кротость, спокойствие, доброта, послушание, необходимость о ком-то заботиться. Найдите её портретную характеристику в тексте романа. Агафья происходит из простой семьи, не имеет образования.
Сделайте вывод о том, что Ольга и Агафья в романе И. А.
Гончарова «Обломов» — это два основных типа русской женщины: хранительница очага Пшеницына — типичный образ русской женщины, Ольга же — новый для российской ментальности тип, женщина, которая стремится к саморазвитию и обретению высшего счастья.
Стоит отметить вслед за исследователями творчества писателя, что «два типа женщин не только отображают природный цикл становления и угасания женской природы, но и раскрывают затронутые автором вопросы поиска женского счастья и особенностей женской судьбы».
В следующей части рассмотрите женские образы через призму взаимоотношений героинь с Ильёй Обломовым. Отметьте, что любовь Ольги наполнена светлым всепоглощающим чувством.
Но трагедия Ольги в том, что она эгоистична; пытаясь строить своё счастье, героиня забывает о чувствах и истинных желаниях возлюбленного, пытаясь его переделать.
Ольга не готова была любить Обломова таким, какой он есть. Он же не готов был меняться.
Совершенно по-иному любит Агафья. Пшеницына принимает Обломова со всеми его недостатками, она окружает его заботой и любовью, не эгоистичной, а слепой любовью матери. Такая любовь тоже бесперспективна, пагубна, а в случае с Обломовым — убийственна.
В заключении скажите о том, что женские образы в романе раскрывают ряд важных социальных и философских вопросов эпохи: показывают преобразования, которые происходят в России. Автор не даёт читателю конкретных выводов. Принимать решение о том, кто из героинь ему ближе, автор доверяет читателю.
Источник: https://sochineniye.ru/zhenskie-obrazy-v-romane-goncharova-oblomov/
Сочинение на тему: Женские образы в романе «Обломов», Гончаров
Главная>Сочинения по произведению Обломов
Женские образы
Особый интерес в романе И. А. Гончарова «Обломов» представляют женские образы. Именно в отношении к ним наиболее ярко проявляются положительные качества главного героя – Ильи Ильича Обломова.
Из содержания романа становится ясно, что герой намеренно избегает общения с противоположным полом, чтобы не обременять себя лишними заботами. Однако автор упоминает, что в ранней молодости, когда люди полны искренности и влюбленности, Обломов также любил пообщаться с красавицами.
В своих увлечениях он не позволял отношениям зайти далеко и не отдавался страсти со всей душой.
Как не избегал он этого, и его настигла настоящая любовь, изменившая и преобразившая его. Его музой стала Ольга Ильинская – неординарная молодая особа, с которой его познакомил Штольц. Её трудно назвать красавицей, но природная грация и уверенность в себе давали о себе знать. Андрей Иванович не зря выбрал именно её для знакомства с другом.
Он разглядел в ней сообразительную и незаурядную личность. Она говорила и смотрела прямо, без всякого кокетства и жеманства. Её поступки не расходились со словами. За это она нравилась Штольцу и он любил подолгу с ней беседовать. Уезжая из Петербурга, он вверил ей друга и попросил приложить максимум усилий чтобы «расшевелить» его, поднять с дивана, приобщить к активной жизни.
Ей нравится эта затея, и она с удовольствием берётся за дело.
Постепенно Обломов влюбляется в неё и начинает изменяться. У него появляется интерес к книгам, газетам, окружающим событиям. Он встает с кровати и меняет свой халат на нормальные вещи. Часто выходит в свет с Ольгой, посещает театры и проводит с ней много времени.
Ольга гордится результатам своей работы и даже начинает восхищаться собой. Она начинает походить на доктора, который работает над спасением безнадежно больного.
Ильинская часто и настойчиво повторяет Обломову, что в жизни необходима цель, и что каждый день необходимо выполнять определенные обязанности, забыв о лени. В её устах жизнь становится обязанностью, а любовь – долгом.
Когда Обломов признается ей в любви, она приходит в восторг, но не от самой любви, а от результатов своего эксперимента. Уже и Обломов начинает задумываться, а любовь ли это. Со временем становится ясно, что изменения Ильи Ильича только внешние. В душе от так и остался верен своей «обломовщине».
Другой женский образ, появившийся позже в романе и заслуживающий внимания – это Агафья Матвеевна Пшеницына. Она вдова чиновника, оставшаяся с двумя детьми. Это простая женщина, для которой ежедневный труд является смыслом жизни. Она отличается неуемной активностью и постоянным движением. На жизнь И. И. Обломова она оказала большое положительное влияние.
С тех пор, как он стал постояльцем в её квартире, её жизнь изменилась. Она не просто влюбилась в Илью Ильича, а старалась как можно лучше обеспечить его уют и покой. Он ощутил на себе всю заботу и ласку этой женщины и постепенно стал также влюбляться в неё. Она готова была заставить всех ходить на цыпочках, лишь бы не тревожили покой Ильи Ильича.
Для неё он был особенным человеком, настоящим дворянином от мозга и костей.
Пшеницына стала отражением простоты и сострадания в романе «Обломов». Даже когда её гость остается совсем без денег, она, не задумываясь, отдает свои последние украшения на оплату его долга.
Агафья Матвеевна готова продать и последние вещи, лишь бы прокормить Обломова. В отличие от Ольги Ильинской она не пыталась подвести его к действиям, а просто бескорыстно заботилась о его сиюминутных желаниях.
Тишина и спокойствие были очень милы сердцу главного героя. Он их везде искал, но нашел только рядом с Пшеницыной.
- см. также:Другие сочинения по произведению Обломов, Гончаров
- Характеристики главных героев произведения Обломов, Гончаров
- Краткое содержание Обломов, Гончаров
- Краткая биография Ивана Гончарова
Источник: https://www.sdamna5.ru/zhenskie_obrazy_oblomov
Женские образы в романе «Обломов» (И. Гончаров) | Литерагуру
(362 слова)
И.А. Обломов в своем произведении создал масштабную картину общественных настроений своей эпохи, изобразил героя, которого осуждаешь, но все равно сочувствуешь. Также огромна заслуга этого писателя в мастерски нарисованных женских образах: не обобщенных и бледных, а ярких и живых. Часто именно женщины в его романах обладают подлинной силой характера и духа.
Несмотря на то, что Обломов всю жизнь провел на диване, он не был обделен женским вниманием. Друг Штольц познакомил главного героя с Ольгой Ильинской. Эта 20-летняя девушка полна изящества и гармонии. Она лишена кокетства, желания нравиться противоположному полу. Героиня талантлива: прекрасно поет.
Все в ее облике говорит о том, что она постоянно мыслит, у нее кипучая жажда жить, действовать. Она самолюбивая, напористая, но при этом добрая и сострадательная. С такими качествами спустя 50 лет шли сестрами милосердия на войну.
Миссионерская деятельность Ольги выразилась в том, что она хотела «исправить» Обломова, перекроить его на свой, деятельный лад во имя его собственного блага. Но главный герой не хочет гореть вместе с девушкой, потому, несмотря на их взаимную привязанность, расстается с ней. Ольга для Обломова – божество, идеал, до которого никогда не получится дотянуться.
Героиня, хоть и не идеальная, вызывает симпатию, ее настойчивое желание перекроить возлюбленного связано с ее неопытностью и юношеским максимализмом: ради благих целей можно все переделать по-своему, не считаясь с жизненной правдой других.
Обломов переезжает на Выборгскую сторону, где зарождаются его отношения с хозяйкой дома, 30-летней Агафьей Пшеницыной. Она для героя – олицетворение родной Обломовки. И внешне: полная, здоровая, приятная.
И внутренне: такая же спокойная, простодушная (даже туповатая в вопросах, не касающихся хозяйства), стыдливая, ласковая, домовитая.
Агафья видит в хозяйстве главное свое назначение, поэтому отдается ему со страстью и всегда что-то делает, а об отвлеченных материях даже не задумывается.
Героиня полюбила Обломова таким, какой он есть, не хотела его изменить, вот почему их отношения привели к счастливому концу. Он для нее божество и идеал, а также первая любовь (несмотря на покойного мужа). Илья Ильич полюбил ее за то, что Агафья земная и понятная, за ней не надо тянуться, ее не надо разгадывать.
В романе «Обломов» нарисованы два противоположных типа женщин, причем не двумя-тремя мазками, а глубоко и рельефно. Эти образы запоминаются и ничуть не уступают мужским. В этом новаторство автора и его огромная творческая удача.
Мария Блинова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Источник: https://LiteraGuru.ru/zhenskie-obrazy-v-romane-oblomov-i-goncharov/
Женские образы в романе И. А. Гончарова «Обломов»
Роман И. А. Гончарова «Обломов» согрет двумя историями любви: Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны Пшеницыной.
Знакомство Ильи Ильича с Ольгой перевернуло всю его жизнь. Эта девушка — деятельная, страстная натура — много сделала для спасения Обломова от его лени и апатии. Образом этой героини И. А. Гончаров решал проблему равенства женщины. Эта целеустремленная, волевая девушка стоит в ряду лучших героинь русской литературы.
Автор подчеркивает простоту и естественность своей героини: «… В редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка. У ней никогда не прочтешь в глазах: «Теперь я подожму немного губу и задумаюсь – я так недурна». Взгляну туда и испугаюсь, слегка вскрикну, сейчас подбегут ко мне.
Сяду у фортепьяно и выставлю чуть-чуть кончик ноги»… Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла!».
Внешность ее тоже не была примечательной: «Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту не было, ни миньятюрных рук… Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии.
Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы – овал и размеры лица; все это в свою очередь гармонировало с плечами, плечи – со станом… Но образовал чуть заметно выпуклую, грациозную линию; губы тонкие и большею частью сжатые: признак непрерывно устремленной но что-нибудь мысли.
То же присутствие говорящей мысли светилось в зорком, всегда бодром ничего не пропускающем взгляде темных, серо-голубых глаз. Брови придавали особенную красоту глазам: они не были дугообразны, не округляли глаз двумя тоненькими, нащипанными пальцем ниточками – нет, это были две русые, пушистые, почти прямые полоски, которые редко лежали симметрично: одна на линию была выше другой, от этого над бровью лежала маленькая складка, в которой как будто что-то говорило, будто там покоилась мысль.
Ходила Ольга с наклоненной немного вперед головой, так стройна, благородно покоившейся на тонкой гордой шее; двигалась всем телом ровно, шагая легко, почти неуловимо…»
Несмотря на такую непосредственность героини отношение к ней в обществе было неоднозначным: «…глядя на нее, самые любезные из молодых людей были неразговорчивы, не зная, что и как сказать ей
Одни считали ее простой, недальней, неглубокой потому что не сыпались с языка ее ни мудрые сентенции о жизни, о любви, ни быстрые, неожиданные и смелые реплики, ни вычитанные или подслушанные суждения о музыке и литературе: говорила она мало и то свое, неважное — и ее обходили умные и бойкие «кавалеры»; небойкие, напротив, считали ее слишком мудреной и немного боялись»'.
Зато Ольгу ценил Штольц, и именно ей он доверил своего друга Обломова. Ольга, стремясь к активной деятельности, желая принести пользу людям, свободная от личных стремлений, с энтузиазмом взялась «пробуждать» Обломова от его вечной спячки.
Ей нравилось устремлять на него любопытный взгляд, «добродушно уязвлять его насмешками над лежанием над ленью, над неловкостью… У ней, в умненькой головке, развился уже подробный план… она мечтала как «прикажет» ему прочесть книги…
потом читать каждый день газеты и рассказывать ей новости, писать письма в деревню, дописывать план устройства имении, приготовиться ехать заграницу…»
Девушке нравилось сознавать себя властной над Обломовым: «И все это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая еще не начала жить! Она — виновница такого превращения!.. Она даже вздрагивала от гордого, радостного трепета; считала это уроком, назначенным свыше».
И ей удается пробудить Обломова к жизни Если раньше мы видели его в засаленном халате, постоянно лежащим на диване, обрюзгшим не по летам, то после знакомства с Ольгой его образ жизни резко изменился: «Встает он в семь часов, читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки.
На нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или по крайней мере самоуверенности Халата не видать на нем… Обломов сидит с книгой или пишет в домашнем пальто; на шее надета легкая косынка-воротнички рубашки выпущены на галстук и блестят, как снег.
Выходит он в сюртуке, прекрасно сшитом, в щегольской шляпе… Он весел, напевает…»
Но изменился не только Обломов. Изменилась и Ольга: постоянно общаясь с Ильей Ильичом, она влюбляется.
«Она любит меня, в ней играет чувство ко мне. Возможно ли? Она обо мне мечтает; для меня пела она так страстно…» — такие мысли пробудили в Обломове гордость за себя. Но одновременно рождается мысль о том, что такого не может быть: «Любить меня, смешного, с сонным взглядом, с дряблыми щеками…»
Но Обломов, как в прежней своей службе и увлечениях, и в любви также не настойчив и не уверен в себе Стоило ему предположить, что Ольга равнодушна к нему, как он снова готов погрузиться в прежнюю спячку: «Нет, это тяжело, скучно! — заключил он. — Переду на Выборгскую сторону, буду читать, буду заниматься, читать, уеду в Обломовку… один! — прибавил потом с глубоким унынием. — Без нее! Прощай, мои рай, мой светлый, тихий идеал жизни!»
Он не пошел ни на четвертый, ни на пятый день; не читал, не писал, отправился было погулять, вышел на пыльную дорогу, дальше надо в гору идти.
«Вот охота тащиться в жар!» — сказал он сам себе, зевнул и воротился, лег на диван и заснул тяжелым сном, как, бывало, сыпал в Гороховой улице, в запыленной комнате, с опущенными шторами».
Постепенно их взаимоотношения определились: «любовь делалась строже, взыскательнее, стала превращаться в какую-то обязанность, явились взаимные права». Но вместе с тем оставалось и прежнее противостояние: «… она перешла к деспотическому проявлению воли, отважно напоминала ему цель жизни и обязанностей и строго требовала движения, беспрестанно вызывала наружу его ум…
И он бился, ломал голову, изворачивался, чтоб не упасть тяжело в глазах ее…
Иногда только соберется он зевнуть, откроет рот — его поражает ее изумленный взгляд: он мгновенно сомкнет рот, так что зубы стукнут. Она преследовала малейшую тень сонливости даже у него на лице…
Еще сильнее, нежели от упреков, просыпалась в нем бодрость, когда он замечал, что от его усталости уставала и она, делалась небрежною, холодною. Тогда в нем появлялась лихорадка жизни, сил, деятельности…»
Наконец Обломов приходит к мысли, что любовь Ольги к нему — ошибка, «… это только приготовление к любви, опыт, а он — субъект, который подвернулся первый, немного сносный, для опыта, по случаю…» Илья Ильич честно доносит свою мысль до Ольги в письме, заодно прощаясь с ней.
Но и это испытание Ольга выдержала, сумев разобраться и в своих чувствах, и в чувствах Обломова.
После объяснения в аллее наступило время безоблачного счастья, но Ольга иногда «впадала в тягостную задумчивость: что-то холодное, как змея, вползало в сердце, отрезвляло ее от мечты, и теплый, сказочный мир любви превращался в какой-то осенний день…
Она искала, отчего происходит эта неполнота, неудовлетворенность счастья? Чего недостает ей? Что еще нужно?..
Что ж за дело, что не на всякий взгляд ее он отвечает понятным взглядом, что не звучит иногда в его голосе, что ей как будто уже звучало однажды, не то во сне, не то наяву…»
А что же Обломов? А он «… не учился любви, он засыпал в своей сладостной дремоте… По временам он начинал веровать в постоянную безоблачность жизни, и ему опять снилась Обломовка…
» А если мы вспомним разговор Ильи Ильича со Штольцем, то увидим тот идеальный образ спутницы жизни, который рисуется в его воображении: «… Кругом его самого резвятся его малютки, лезут к нему на колени, вешаются на шею; за самоваром сидит…
царица всего окружающего, его божество… женщина! жена!.. Потом, обняв жену за талию, углубиться с ней в бесконечную, темную аллею; идти с ней тихо, задумчиво, молча или думать вслух, мечтать, считать минуты счастья как биение пульса; слушать, как сердце бьется и замирает…
» Мы видим, что идеал будущей жизни Обломова — созерцательный. Это та же Обломовка, но с нотами, книгами, роялем и изящной мебелью.
Как заметил Р. Рубинштейн, в идеале женщины, жены Обломова «два начала, причем одно из них встретиться в Ольге, другое — в Пшеницыной. Сразу же после гуляния жена ждет Обломова на балконе, в блузе и чепце, и дарит ему роскошный поцелуй. Но тут же: «Чай готов!»… нет здесь яркой страсти, которой Обломов боялся, — лишь спокойная любовь».
Не думаю, что Ольгу устроил бы тот образ жизни, который виделся Обломову. Да он до женитьбы дело так и не довел. Даже те «странные» взгляды на него (как на жениха) со стороны гостей Ильинских наводят на него ужас.
Обломов беспокоится о репутации Ольги, боится скомпрометировать ее, понимая при этом, что он должен сделать предложение.
Ругая Захара за то, что тот распространяет слухи о предстоящей женитьбе, Обломов описывает ему все те сложности, которые связаны с этим шагом и… сам ужасается!
Безденежье, неустроенность имения, долги — все это представляется неразрешимым Илье Ильичу и порождает уже другие мысли: «Господи! Зачем она любит меня? Зачем я люблю ее? Зачем мы встретились?.. И что это за жизнь, все волнения да тревоги! Когда же будет мирное счастье, покой?» Он «все доискивался… такого существования, которое было бы исполнено содержания, и текло бы тихо, день за днем.
, капля по капле, в немом созерцании природы и тихих, едва ползущих явлениях семейной, мирно-хлопотливой жизни. Ему не хотелось воображать ее широкой, шумно несущейся рекой, с кипучими волнами, как воображал ее Штольц».
Поэтому Обломов избегает встреч с Ольгой, незаметно возвращаясь к своему прежнему образу жизни, но теперь уже на Выборгской стороне, в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной; Ольга понимает, что ошиблась в Обломове, что ни сейчас, ни через год он не устроит свои дела, и расстается с ним: «… Я думала, что я оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, — а ты уж давно умер…
Камень бы ожил от того, что я сделала… Я узнала недавно только, что я любила в тебе, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова!»
Агафья Матвеевна Пшеницына — полная противоположность Ольге. «Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у ней почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами.
Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил». Недалекая, она находит счастье в хлопотах по дому, заботе о детях и… Обломове. Она — воплощение той «обломовской» жены-хозяйки, одно из начал мечты Ильи Ильича: « Она все за работой, все что-нибудь гладит, толчет, трет…
» Получив в свои руки еще и хозяйство Обломова, «Агафья Матвеевна выросла… и жизнь закипела и потекла рекой».
«Постепенная осадка дна морского, осыпанье гор, наносный ил, с прибавкой легких вулканических взрывов — все это совершилось всего более в судьбе Агафьи Матвеевны, и никто, всего менее она сама, не замечал это» — так пишет автор о зародившемся любовном чувстве к Обломову этой героини.
Хлопоты ее — это уже не просто заботы хозяйки о жильце.
Она бурно переживает неудавшееся блюдо, не спит, если Илья Ильич задержался в театре или засиделся у Ивана Герасимовича, просиживает ночи напролет у его постели, когда Обломов сделался болен; похудела и сделалась «точно каменная», когда Обломов всю зиму «был мрачен, едва говорил с ней, не заглядывал к ней».
Причину любви Агафьи Матвеевны автор видит в том, что Илья Ильич не был похож на тех людей, которых эта женщина видела прежде. «Илья Ильич ходит не так, как ходил ее покойный муж,., глядит он на всех и на все так смело и свободно, как будто требует покорности себе. Лицо у него не грубое, не красноватое, а белое, нежное; руки не похожи на руки братца…
Белье носит тонкое, меняет его каждый день, моется душистым мылом, ногти чистит — весь он так хорош, так чист, может ничего не делать и не делает… Он барин, он сияет, блещет! Притом он так добр: как мягко он ходит, делает движения… И глядит он и говорит так же мягко, с такой добротой… ». Теперь «все ее хозяйство, толченье, глаженье, просеванье и т. п.
— все это получило новый, живой смысл: покой и удобство Ильи Ильича».
А Обломов с присущим ему «барским» эгоизмом как должное воспринимал заботы о нем хозяйки и «не понимал,.. какую неожиданную победу он сделал над сердцем хозяйки». «Его отношения к ней были гораздо проще: для него в Агафье Матвеевне, в ее вечно движущихся локтях,.
, во всезнании всех домашних и хозяйственных удобств воплощался идеал того необозримого как океан и ненарушимого покоя жизни, картина которого неизгладимо легла на его душу в детстве, под отеческой кровлей».
Ему нравилось шутить с этой женщиной, смотреть на нее, но не было скучно, если он не видал ее. «Тоски, бессонных ночей, сладких и горьких слез — ничего не испытал он». Живя у Пшеницыной, «…
у него не рождается никаких самолюбивых желаний, позывов, стремлений на подвиги, мучительных терзаний о том, что уходит время, что гибнут его силы, что ничего не сделал он, ни зла, ни добра, что празден он и не живет, а прозябает».
Именно к такой жизни всегда стремился наш герой и, наверное, именно такая женщина нужна ему была после «воспитания» его требовательной Ольгой. Обломову не нужно было переживать о том, что подумает о нем Агафья Матвеевна, «… что сказать ей, как отвечать на ее вопросы, как она взглянет…»
Весь смысл жизни для Агафьи Матвеевны настолько стал заключаться в Обломове, что в трудный период (когда все доходы уходили за долги братцу) она переживает не из-за своих детей, а о том, «… как вдруг барин…
станет кушать вместо спаржи репу с маслом, вместо рябчиков баранину, вместо гатчинских форелей, янтарной осетрины — соленого судака, может быть, студень из лавочки…» Автор с неприкрытой иронией повествует о том, как Агафья Матвеевна решается поехать к мужниной родне, чтобы взять у них денег.
Она твердо уверена, что «они сейчас дадут, как узнают, что это для Ильи Ильича. Если б это было ей на кофе, на чай, детям на платье, на башмаки или на другие подобные прихоти,… а то на крайнюю нужду, дозарезу: спаржи Илье Ильичу купить, рябчиков на жаркое, он любит французский горошек…
» Получив отказ, она решается заложить жемчуг, полученный в приданое, потом серебро, салоп… В лице Агафьи Матвеевны Обломов обрел свое счастье: «Вглядываясь, вдумываясь в свой быт..
, он, наконец, решил, что ему некуда больше идти, нечего искать, что идеал его жизни осуществился, хотя без поэзии, без тех лучей, которыми некогда воображение рисовало ему барское, широкое и беспечное течение жизни…» После смерти Обломова жизнь Агафьи Матвеевны потеряла всякий смысл: «Она поняла, что проиграла и просияла ее жизнь, что бог вложил в ее жизнь душу и вынул опять; что засветилось в ней солнце и померкло навсегда…»
И Ольга Ильинская, и Агафья Матвеевна очень много сделали для Обломова. Но нельзя думать (при всей кажущейся бездеятельности Ильи Ильича), что он только брал. Он духовно обогатил Ольгу, помог ей повзрослеть, подготовил к будущим отношениям с Андреем; своим существованием Обломов составил тихое счастье Агафьи Матвеевны.
Источник: http://5litra.ru/soch/187-zhenskie-obrazy-v-romane-i-a-goncharova-oblomov.html
Женские образы в романе Гончарова «Обломов» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс
Несмотря на значительный объем произведения, в романе присутствует сравнительно немного персонажей. Это позволяет Гончарову давать детальные характеристики каждого из них, составлять подробные психологические портреты. Не стали исключением и женские образы в романе.
Помимо психологизма, автор широко использует прием противопоставлений и системы антиподов. Такими парами можно назвать «Обломов и Штольц» и «Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына».
Два последних образа – полные противоположности друг другу, их смело можно назвать линиям, которые никогда не пересекутся – они просто находятся в разных плоскостях. Единственное, что их объединяет – это Илья Ильич Обломов.
Ольга Ильинская – это молодая решительная девушка. Ее требования к жизни высоки, но и сама она готова приложить достаточно усилий, чтобы получить желаемое. Жизнь Ольги похожа на бурную реку – постоянно в движении.
Ольга не отступится от поставленной задачи, но и не будет тратить времени на осуществление задуманного, если видит, что затея обречена на провал. Она слишком разумна, чтобы тратить свое драгоценное время на бессмыслицу. Свое яркостью и неординарностью она и привлекла внимание Обломова.
Обломов полюбил ее той чистой, бесхитростной и искренней любовью, на которую из всего окружения Ольги, пожалуй, только он один и способен. Она его восхищала, завораживала и в то же время утомляла. Она слишком любила себя, чтобы заметить его в своем ослепительном блеске. Образ Ольги Ильинской неоднозначно трактуется критиками.
Кто‑то видит именно в ней достойный синтез рассудочности, образованности и духовности. Кто‑то, напротив, винит ее в поверхностности и неспособности к высокому чувству. Мне кажется, что Ольга – это обычный человек, стремящийся к комфорту и уюту, только понятие благосостояния у нее несколько иное, чем у Обломова.
В действительности они оказались слишком разными людьми, у которых во время хватило духу это признать. Зачем было мучить друг друга, если ясно, что ничего не выйдет? Ольге и в самом деле больше подходит Штольц, такой же здравомыслящий человек, как и она сама.
Агафья Матвеевна Пшеницына – совсем иной образ. Это тип настоящей русской женщины, зрелой, сознательной, обладающей простой житейской мудростью, которая бывает намного более полезной, чем все трактаты по психологии, вместе взятые. Ей никогда не придет в голову пренебречь интересами человека, живущего рядом с ней, она не бросится отстаивать свои права.
Возможно, ради нее мужчина не совершит подвиг, но именно рядом с такой женщиной он ощутит себя нужным и сильным. Агафье Пшеницыной никогда не придет в голову попытаться переделать человека. Психологически она намного ближе Обломову, в ней есть та естественность, которая помогает угадывать тайные мысли другого человека.
Все то, чего была лишена Ольга, Обломов находит в Агафье.
Ольга и Агафья являются полными антиподами и по складу характера, и по образу жизни. Но не случайно на смену Ольге в жизни Обломова появляется Агафья Пшеницына. Гончаров искренне верил, что надо описывать жизнь такой, какая она есть, без прикрас.
Именно поэтому его произведения начисто лишены всякой дидактики, он доверяет читателю в том, что тот вынесет верное суждение о романе.
Мне кажется, что герои Гончарова, будучи взятые из реальной жизни, описанные без прикрас, не являются ни «плохими», ни «хорошими», так же как и обычный человек не может быть только плохим или только хорошим. Ольга молода, привлекательна, умна.
Агафья в свою очередь умудренная жизнью женщина, ее желания сходны с идеалами Обломова. Она хочет простого женского счастья и иметь возможность заботиться о ком‑то. Обломов же хочет испытать тот уют, по которому он истосковался. А у Ольги другие представления о счастье, и в данном случае нельзя никого судить.
Источник: https://resoch.ru/zhenskie-obrazy-v-romane-goncharova-oblomov/
Женские образы в романе “Обломов” Гончарова
Роман “Обломов” Ивана Гончарова – это значимое произведение русской литературы, раскрывающее многие острые проблемы социальной и духовной жизни российского общества.
Особое место в произведении занимает тема любви, которую автор раскрывает через женские образы в романе “Обломов” – образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной.
Обеих героинь связывают сильные чувства к Обломову на определенном этапе его жизни, однако выражение любви у женщин имело разный характер, по-разному отразилось на судьбе Ильи Ильича.
Как и мужские, женские образы в “Обломове” также противопоставляются, что явственно видно как при рассмотрении внешнего портрета героинь, так и при анализе их внутреннего мира, особенностей характера и темперамента.
Портретные характеристики женских образов
Оба женских образа – Ольги и Агафьи, изображены положительно и вызывают симпатию у читателя.
Ольга предстает перед нами серьезной, пытливой натурой, для которой важно постоянно узнавать что-то новое, доселе неизведанное.
Девушка много думает, о чем свидетельствует даже ее портрет – тонкие сжатые губы и складка над бровью “будто там покоилась мысль”, зоркий, ничего не пропускающий, бодрый взгляд.
В образе Ольги не было исключительной красоты, но она привлекала особой изящность и грацией, сквозь которые была заметна душевная глубина, гармоничность и артистизм девушки. Ольга была воспитана в дворянской семье, где получила хорошее воспитание и образование. Поэтичная, чувственная натура девушки, преображающейся во время пения, оттенялась серьезностью и практичностью Ольги.
Совершенно другой предстает перед читателем Агафья Пшеницына. Женщина изображается писателем как исконно русская красавица со светлой кожей и округлыми формами. Основные черты Агафьи – кротость, спокойствие, доброта, послушание, необходимость о ком-то заботиться и отдавать себя полностью.
Женщина происходит из простой семьи, не имеет образования, но и не нуждается в знаниях, так как основной сферой деятельности, комфортной для нее, всегда оставалось ведение хозяйства – приготовление пищи и обустройство дома.
Два типа русской женщины
Женщины в романе Гончарова “Обломов” – это два основных типа русской женщины, которые были превалирующими в российском обществе 19 века и существуют и в наши дни, хотя и в несколько модифицированном виде.
Агафья – представительница классического типа русской женщины, хранительница очага, всегда уступающая мужу по активности, всегда согласная с мнением мужа и обожающая его во всех его проявлениях.
Она словно часть той самой далекой и “прекрасной” Обломовки, своеобразного рая для каждого русского человека – места, где можно ни о чем не заботиться, проводя время в спокойном отдыхе и приятных мечтах и раздумьях.
В отличие от Ольги, Агафья не находится в вечном поиске знаний, собственного счастья или цели жизни, не пытается изменить мир вокруг себя – она принимает все, что ей дается, и любит мир, в котором она живет. Некоторые исследователи указывают на скудоумие Пшеницыной, однако ее нельзя назвать дурой – она все делает так, как велит ей сердце.
И если Ольга пыталась изменить, сломать Обломова, вывести его из полусна и омертвения, то Агафья наоборот старается всячески сохранить вокруг Ильи Ильича атмосферу “обломовщины”, состояние инертности и сонной размеренной и сытой жизни, близкой ей самой – то есть, по своему, заботится о непрерывном счастье мужа.
Ольга является новым для российской ментальности типом русской женщины. Воспитанная под влиянием прогрессивных идей Европы, девушка видит перед собой целый мир, не заканчивающийся сковородками и штопаньем одежды мужу.
Она не перестает учиться, постоянно просит Штольца и Обломова рассказать ей что-то новое, непрерывно развивается и стремится вперед – к новым знаниям, обретению высшего человеческого счастья. Однако образ Ольги трагичен – русское общество еще не было готово к появлению сильных женщин-деятелей, какой могла бы стать Ильинская.
Судьба даже самой умной и начитанной девушки была предопределена и оканчивалась банальным домашним хозяйством и семьей, то есть пресловутой “обломовщиной” – тем, чего так боялся Штольц и чего хотела избежать в отношениях с Обломовым Ольга.
После замужества со Штольцем Ольга меняется, ее все чаще одолевает скука и печаль, причина которых кроется во внутреннем неприятии бытовой однообразной рутины, давящей на девушку.
В символическом смысле женские образы в романе олицетворяют времена года. Легкая, мечтательная, деятельная Ольга представляет собой весну и лето. Тихая, добрая, хозяйственная Агафья – плодородную сытую осень и усыпляющую, спокойную зиму.
На первый взгляд Ильинская и Пшеницына противопоставляются как женщина нового российского общества и женщина общества патриархального.
Однако обе героини только на первый взгляд разные, на самом деле они взаимодополняют друг друга, отображая не только природный цикл становления и угасания женской природы, но и раскрывая затронутые автором вопросы поиска женского счастья и особенностей женской судьбы.
Два типа любви
В “Обломове” Гончаров раскрывает тему любви именно через женские образы, как более восприимчивые и чувственные.
Любовь Ольги, с одной стороны, была наполнена светлым, всеохватывающим чувством, ради которого она готова была даже втайне от тети сбежать на свидание с Обломовым.
С другой же стороны, любовь девушки была эгоистичной – Ольга не думала о желаниях самого Ильи Ильича, стараясь перекроить как его личность, так и его жизнь под свое понимание правильного пути.
Расставание возлюбленных было связано не только с пониманием, что оба любили иллюзорные, частично выдуманные и идеализированные образы друг друга, но и с осознанием, что любовь может строиться только на принятии человека таким, какой он есть.
Обломов это понимал, поэтому и подсознательно боялся дальнейших отношений с Ольгой, так как их семейная жизнь превратилась бы в борьбу за первенство одной из сфер ценностей, ведь они оба не были готовы уступить другому и измениться.
Стремительная, деятельная Ольга могла только вдохновлять своим примером Обломова, но чтобы искоренить в его душе “обломовщину”, ей не хватало уступчивости и той женской мудрости, которая приходит с возрастом.
Совершенно иной любовью полюбила Обломова Агафья. Женщина не только окружила Илью Ильича комфортной для него атмосферой, воссоздав Обломовку прямо в своей квартире, но и обожала, практически боготворила своего мужа.
Пшеницына принимала как достоинства, так и недостатки Ильи Ильича, продолжая заботиться и создавать для него максимальный уют даже в трудные моменты, делая все, чтобы мужчине не приходилось самому задумываться о суетном быте.
Любовь Агафьи сравнима со слепой любовью матери, готовой на все, чтобы ее ребенок всегда оставался дома, не покидая ее ради соблазнов реального мира, потакая каждой его приходи и малейшему желанию. Однако такая забота всегда пагубна, поэтому и привела к болезни, а затем и к смерти Обломова.
Заключение
Женские образы в романе Гончарова “Обломов” – это два сборных, типичных женских образа 19 века, изображая которые автор раскрывает ряд важных социальных и философских вопросов.
Писатель раздумывает над женской судьбой в российском обществе и вопросами достижения женщиной не только семейного, но и личного счастья, анализирует два диаметрально противоположных, но приводящих к краху типа любви.
Гончаров не дает конкретных ответов, но предоставляет читателю обширное поле для размышлений над этими вечными вопросами, интересующими людей и в наше время.
Подробное описание женщин и характеристика их ролей в романе будет особенно актуально для 10 классов во время написания сочинения на тему “Женские образы в романе “Обломов”.
Источник: https://goldsoch.info/zhenskie-obrazy-v-romane-oblomov-goncharova/