Характеристика митрофана в комедии «недоросль» сочинение

Герой комедийной пьесы «Недоросль» авторства Дениса Фонвизина. «Расхлябанный юноша», сын господ Простаковых. «Недорослем» во времена Фонвизина назывался молодой человек дворянского сословия, который не имел письменного удостоверения об образовании, выданного учителем. Такой юноша не мог ни вступить в брак, ни поступить на службу.

Характеристика Митрофана в комедии «Недоросль» сочинениеДенис Фонвизин

Перед тем, как начать работать над «Недорослем», Фонвизин полтора года провел во Франции, где близко познакомился с жизнью этой страны, изучил передовые доктрины просветителей, юриспруденцию и философию.

Идея пьесы пришла к литератору после возвращения в Россию, которое состоялось в 1778 году. Работу над пьесой Фонвизин закончил в 1782 году, потратив на это около трех лет.

Биография

Митрофанушка — сын неприятной четы по фамилии Простаковы. Мать героя, провинциальная дворянка по происхождению, — злая женщина. Делает, что пожелает, позволяет себе всевозможные зверства по отношению к крепостным и дворовым слугам. При этом любит сына и пытается устроить того в жизни, женив на Софье, девушке с приличным наследством. 

Характеристика Митрофана в комедии «Недоросль» сочинениеПерсонажи комедии «Недоросль»

Сама Софья влюблена в молодого офицера по имени Милон. Это добрая и благонравная девушка, которой дали образование, у нее есть опекун — дядя, владеющий большим состоянием. У Простаковой есть брат по имени Тарас Скотинин (Митрофанушке этот персонаж приходится дядей). Скотинин, любитель свиней, тоже желает жениться на Софье из-за наследства.

Отец Митрофанушки — слабый и безвольный человек, не образован, не может даже прочитать письма. Он находится под каблуком у супруги и думает только о том, как бы угодить той. Авторитарная жена легко может поколотить папашу Простакова.

Характеристика Митрофана в комедии «Недоросль» сочинениеМитрофанушка и его матушка

Митрофанушка, также, как и родители, не хотел учиться, а стремился устроиться в жизни за счет женитьбы. У героя есть учителя, среди которых один бывший семинарист, который учит героя грамоте по Псалтыри, сержант в отставке, который преподает арифметику, и бывший кучер, немец по происхождению и знатный курильщик, выдающий себя за ученого. 

Этот проходимец нанят, чтобы обучать героя французскому языку и неким «наукам», но обязанностей своих не выполняет и лишь мешает работать прочим преподавателям. Мать на самом деле вовсе не озабочена воспитанием и образованием героя, а лишь следует модным тенденциям в обществе того времени. У Митрофанушки также есть кормилица, которую называют «Еремеевна».

Характеристика Митрофана в комедии «Недоросль» сочинениеМитрофанушка с родителями и учителем

Софья приходится семейству Простаковых дальней родственницей. Девушка выросла в Москве и получила хорошее воспитание, но после смерти матери (отец умер еще раньше) попадает в лапы Простаковых.

Те «приглядывают» за принадлежащим Софье имением, одновременно обкрадывая героиню.

Идея выдать девушку за Митрофанушку рождается в голове Простаковой после того, как на горизонте появляется богатый дядюшка, которого считали умершим, а вместе с тем и потенциальное наследство.

На почве грядущей женитьбы у Митрофанушки возникает конфликт с дядей, Тарасом Скотининым, который тоже думает жениться на Софье, чтобы прибрать к рукам свиней в принадлежащих девушке деревнях.

Характеристика Митрофана в комедии «Недоросль» сочинениеМитрофанушка и Скотинин

Софья тем временем встречается с давним своим возлюбленным, молодым офицером Милоном, а богатый дядюшка приезжает, чтобы забрать племянницу от Простаковых. Простакова пытается подольститься к дядюшке Софьи, чтобы тот согласился на женитьбу Митрофанушки на девушке. Дядя, однако, твердо намерен отвезти Софью в Москву следующим же утром.

Дядюшка дает девушке возможность выбрать жениха самой, и та отдает руку Милону, с которым зналась еще в доме матери. Узнав об этом, мать Митрофанушки составляет заговор.

Люди Простаковых пытаются выкрасть Софью, чтобы обвенчать девушку с Митрофанушкой насильно. Милон застает эту сцену и предотвращает покушение, после чего имение и деревни Простаковых изымаются у них по правительственному указу.

В финале бездельника Митрофанушку отправляют на службу.

Характеристика Митрофана в комедии «Недоросль» сочинениеМилон и Софья

Подобный образ жизни и отсутствие толкового образования были распространены среди детей провинциального дворянства в те годы, поэтому Митрофанушка в пьесе изображен не как частный случай неудачного воспитания, а как образ эпохи. Внешность героя не описывается в пьесе прямо, но можно предположить, что Митрофанушка выглядел как типичный представитель провинциальной дворянской молодежи того времени. 

Герой не склонен к конструктивной деятельности, учебе, работе и любым осмысленным занятиям. Погонять голубей, полоботрясничать, объесться сверх меры, словом, как-то убить время в нехитрых развлечениях — таковы жизненные цели Митрофанушки, и мать всячески поощряет подобное поведение героя.

Характеристика Митрофана в комедии «Недоросль» сочинениеСемья Простаковых

Характеристика героя выглядит неприятно — Митрофанушка алчен и скуп, груб, склонен к интригам, обману и мошенничеству, как и мать. Простакова любит сына, несмотря на свойственную ей жестокость к прочим людям, Митрофанушка же предал мать, оттолкнул ту, когда мать пыталась найти у героя поддержку. 

Митрофанушка по сути — эгоист, думает исключительно о собственном комфорте, не интересуясь родными. Отношение к учебе у героя вполне однозначное — одного из учителей Митрофанушка называет «гарнизонной крысой», любые попытки дать юноше хоть какие-то знания наталкиваются на полное нежелание того учиться.

Интересные факты

  • Фонвизин написал пьесу «Недоросль» в деревне Стрелино под Москвой.
  • После того, как пьеса стала популярна, слово «недоросль» получило распространение в разговорной речи, а имя Митрофанушка стало ассоциироваться с образом невежественного человека и неуча.
  • На страницах журнала «Друг честных людей, или Стародум» развернулась своего рода литературная игра, связанная с пьесой. В журнале опубликовали письмо, написанное якобы Софьей, героиней пьесы, где та жаловалась на своего возлюбленного Милона, молодого офицера, который в пьесе предотвратил похищение героини. Тот якобы женился на ней, а затем изменил с некоей «презрительной женщиной». В ответном письме Стародум, дядя героини, утешает ее. Таким забавным образом пьеса получила сюжетное продолжение.

Характеристика Митрофана в комедии «Недоросль» сочинениеПьеса «Недоросль»

  • В пьесе Софья читает книгу на самом деле существовавшего автора — французского педагога и богослова XVIII века Франсуа Фенелона, который написал трактат «О воспитании девиц». Стародум, дядя Софьи, упоминает знаменитый в те времена роман этого автора «Приключения Телемака».
  • Фонвизину пришлось потратить несколько месяцев, чтобы добиться постановки. Пьесу не хотели ставить ни в Москве, ни в Петербурге, цензоров пугала смелость реплик, которые позволял себе автор устами персонажей. Первым пьесу решился поставить Вольный Российский Театр в Петербурге. Успех первой же постановки оказался оглушительным — «публика аплодировала пьесе метанием кошельков». После этого пьесу ставили много раз, в том числе и в Москве. О популярности комедии «Недоросль» свидетельствует появление большого количества любительских и студенческих постановок.

Характеристика Митрофана в комедии «Недоросль» сочинениеМитрофанушка и Петр Гринев

  • Роль госпожи Простаковой играл писатель Николай Гоголь, выступая в студенческих спектаклях во время учебы в Нежинской гимназии.
  • Образ Митрофанушки сравнивают с Петром Гриневым — молодым офицером и дворянином из повести Пушкина «Капитанская дочка». Оба героя в юности предавались лени и безделью, обоим достались скверные учителя, которые ничему не научили героев, однако Гринев, в отличие от Митрофанушки, показан честным и добродушным человеком.

Цитаты

«А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал. Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть».«Ночь всю така дрянь в глаза лезла. то ты, матушка, то батюшка».«Не хочу учиться, хочу жениться».«Я и сам, матушка, до умниц-то не охотник. Свой брат завсегда лучше».«Дверь, котора дверь? Эта? Прилагательна. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна».«Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку».

Источник: https://24smi.org/person/1338-mitrofanushka.html

Описание и характеристика Митрофанушки из комедии «Недоросль»

Характеристика Митрофанушки из комедии «Недоросль» показывает читателям глупого бездельника. Фонвизин описал главного персонажа этого повествования в ироничной форме. Произведение актуально и сегодня: этих людей в разном возрасте можно встретить в обществе всех социальных классов. Имея великолепное чувство юмора, автор пишет о них в ярком сатирическом стиле.

Характеристика Митрофана в комедии «Недоросль» сочинение

История написания

Новым творческим этапом в деятельности автора являлся сатирический рассказ «Недоросль». Так звали юношей-дворян, которые были не допущены к военной службе, поскольку не закончили обучение.

Прежде чем получить высокое звание, требовалось пройти экзамен, однако в действительности это была лишь формальность. Практически вся армия состояла из малосведущих и ленивых офицеров.

Именно этих безграмотных и разбалованных молодых людей, которые бесполезно проживают жизнь, выставляет на общее обозрение писатель.

Характеристика Митрофана в комедии «Недоросль» сочинение

Произведение было опубликовано в 1782 г., оно имело огромную популярность. В сочинении описаны политические и социальные характерные черты общества того времени.

В рассказе речь идет о нескольких главных проблемах — конфликт младшего и старшего поколений, отсутствие воспитанности и безграмотность, несправедливое обращение с крестьянами, отношение в семье.

Писатель выстраивает разные ситуации взаимоотношения помещиков и крепостных, где высмеивает аморальные и бесчеловечные поступки дворян.

Для главных героев Фонвизин выбирает имена, которые тут же помогают дать представление о человеке, разделяя людей на положительные и отрицательные образы. Они выделены разными разговорными жанрами, противопоставляются между собой.

Отрицательными персонажами являются представители богатых сословий — Митрофан, Скотинин, Простаковы.

У положительных образов, которые являются представителями нового века просвещения, имена намного приятней — Правдин, Софья, Стародум, Милон.

Практически все сцены произведения проходят в зажиточной помещичьей семье, где основной персонаж — хамоватый маменькин сынок Митрофан, который не имеет образования. Разбалованный вниманием молодой человек воплощает в себе заносчивость, жестокость, эгоизм. Образ Митрофана в комедии «Недоросль» позволяет полностью передать деградацию юного поколения.

Описание главного героя

Писатель не зря выбирает основному персонажу имя Митрофан, оно обозначает «подобный», что подчеркивает его образ копирования матери. Фонвизин описывает этого героя возмужавшим и высоким молодым человеком, в красивом одеянии, но с глуповатым лицом. За этой внешностью находится малосведущая и пустая душонка:

Характеристика Митрофана в комедии «Недоросль» сочинение

  1. Митрофана, которому исполнилось 15 лет, окружает беззаботная жизнь. Юноша не предрасположен к учебе и не ставит для себя каких-то задач. Обучение разным предметам не вызывает у него интерес.
  2. Главная проблема Митрофана — вкусная еда и бесполезное времяпровождение. Досуг он находит в возможности побегать за голубями или просто подурачиться.
  3. Так как семья является богатой, молодой человек получает образование дома. Но все предметы даются Митрофану сложно. Мать не требует от сына грамотности, создавая лишь видимость обучения, чтобы выполнить государственный приказ, о чем свидетельствует ее цитата: «…друг мой, ты хотя бы для виду поучись, чтобы дошло до ушей его, как ты трудишься!».
  4. Не придавая особой важности процессу получения знаний, безграмотная мать окружает Митрофана бесполезными учителями. Ее жадность не позволяет дать сыну дорогостоящее образование.
Читайте также:  Анализ произведения солженицына матренин двор

Отношение к учителям

Характеристика Митрофана из комедии «Недоросль» такая же, как и у многочисленных юношей помещиков той эпохи. За 4 года обучения в нем не отложилось что-то полезное, что может пригодиться.

Изначальная причина — пассивность молодого человека. Изъявляя желание, он смог бы получить хоть минимальные основные знания.

Его мышление настолько примитивное, что слово «дверь» он считает прилагательным, объясняя это непонятными подтверждениями.

С помощью имен учителей писатель подчеркивает безграмотность преподавания:

Характеристика Митрофана в комедии «Недоросль» сочинение

  1. Математику ведет отставной офицер Цыфиркин.
  2. Русскому языку учит бывший лицеист Кутейкин.
  3. Французскому обучает Вральман — в последующем пришло сообщение, что он недавно был кучером.

Вральман является самым хитрым из преподавателей. Он увидел незаинтересованность родителей и недобросовестно ведет непосредственно обучение, преследуя только финансовую сторону. Видя, насколько глуп Митрофан, он проявляет благоразумие и никогда не перечит и не подначивает в разговоре молодого человека.

В высказываниях Вральман акцентирует внимание на посредственность и бездарность своего ученика.

Будучи под покровительством матери, Митрофан не тревожится и не беспокоится. У него нет чувства ответственности перед страной.

Он убежден в собственном обеспеченном будущем, представляет себя в роли богатого дворянина. Он пытается выполнить все приказы матери и из любого поступка извлечь свою выгоду.

Если Простакова отказывает в эгоистичных пожеланиях сына, он манипулирует ею разными угрозами.

Все, что чувствует Митрофан — благодарность к матери за внимание. Она любит его животным инстинктом, это больше приносит вред, чем идет во благо. Потакая ему, Простакова не может воспитать в сыне положительные человеческие качества, поскольку у нее их также нет. Решая за него все, выполняя любые прихоти, она является основной причиной деградации Митрофана.

Влияние матери

Наблюдая жестокое и грубое обращение своей матери к крестьянам, сын также перенимает эту схему поведения, ведя себя хамски с крепостными. Невзирая на благосклонность матери, он не испытывает к ней любовь, проявляет открытое пренебрежение.

Характеристика Митрофана в комедии «Недоросль» сочинение

В то время, когда Простакова разочарована несбывшимися ожиданиями и пытается найти в сыне поддержку, он хладнокровно отталкивает ее от себя. И это, когда во всех сложных ситуациях Митрофан прятался за юбку матери.

Отец, ведясь на поводу жены, не понимает реальности событий и восхищается своим сыном. Митрофан, ощущая доминирование матери, не очень уважительно относится к нему. Увидев во сне, как мать бьет отца, у него появляется сочувствие к обессиленной Простаковой, а не к родному отцу. Осознавая, что мать имеет власть, он стал на ее сторону.

Родители не замечают, как сын повзрослел, они называют его ребенком, Митрофанушкой и все время потакают ему. Такое внимание быстро привело к его изнеженности и избалованности.

Преувеличивая собственную важность, он хамит и жестоко обращается с другими людьми. Кормилица, ухаживающая за ним с рождения, все время выслушивает угрозы и грубые речи. Учителя, которые недовольны происходящим обучением молодого человека, тоже вынуждены терпеть неприятные фразы.

Женитьба Митрофана

Митрофан не хочет получать знания, он начинает задумываться о женитьбе. Одна из его цитатных характеристик: «не хочу учиться, хочу жениться». Эта фраза уже давно является крылатой и нередко произносится сегодня. Относительно женитьбы он опять рассчитывает на мать и помогает ей реализовать коварные планы.

Невеста, которую она ему выбирает, намного умней молодого человека, она сразу же видит его недальновидный разум. Софья ему сказала, что больше, чем сейчас есть у Митрофана в его 15 лет, ждать не стоит.

Мать одновременно с сыном в любой ситуации пытаются преследовать свою корысть. Невзирая на их необразованность, у Простаковых достаточно ума увидеть везде личную выгоду. Они мгновенно подстраиваются под сложившиеся обстоятельства и переигрывают их.

Характеристика Митрофана в комедии «Недоросль» сочинение

Митрофан готов расцеловать ноги незнакомому мужчине, чувствуя, насколько он богат и влиятелен. Когда семья узнала, что Софья становится наследницей, сразу же изменяет отношение к этой женщине. Беспокоится о ее счастье, проявляя наигранную любовь. Ради будущего благосостояния сына мать готова подраться с ее братом Скотининым.

В произведении описывается столкновение двух различных типов людей — неучей и образованных. Мещане по-разному воспитываются и у них противоположные взгляды о нравах и морали. Когда решение жениться на Софье из-за финансовой выгоды с треском прогорает, Митрофан, поджимая хвост, начинает выслуживаться перед Простаковой.

Столкнувшись с более сильным соперником, он склоняет голову, усмиряет собственный пыл и показывает трусость. С помощью усилий Стародума, который символизирует позицию автора, Митрофана разоблачают в общественной бесполезности и направляют в армию.

В конце произведения у Простаковой забирают право на владение имуществом, и неблагодарный сын сразу же отказывается от матери. Она получила по заслугам за собственную необразованность и жадность. Жестокие помещики, которые несут ответственность за десятки крестьян, должны быть наказаны именно так.

Описывая цитатную характеристику Митрофана, можно сказать, что он является жертвой воспитания собственных родителей. Чрезмерное превосходство привело семью к несостоятельности. На примере главного персонажа писатель кратко показал, сколько горя может принести лень для молодых людей, лишая их шанса на самосовершенствование.

Источник: https://1001student.ru/literatura/sochineniya/opisanie-i-harakteristika-mitrofanushki-iz-komedii-nedorosl.html

Как написать характеристику Митрофана из комедии Фонвизина ‘Недоросль’?

Митрофан Терентьевич Простаков — главный герой из комедии Д. И. Фонвизина, созданной в 1782 году. Произведение имело колоссальный успех.

Митрофанушка — герой отрицательный, о чем говорит даже сама фамилия — автор всем героям повести дает «говорящие фамилии».

«Недоросль» — так называли молодых людей, которые не достигли совершеннолетия, не служат пока при дворе.

1) Доказываемая мысль — парень безграмотный, ленивый, необразованный, со скверными чертами характера, грубиян. Молодой человек есть «недоучка», натура скверная от природы и воспитания.

  • 2) Показываем образ персонажа, его описание, приводя сведения из повести.
  • 3) Вспоминаем цитаты, которые характеризуют персонажа, обобщаем образ, исходя из того, как показывает автор, какие есть цитаты, как к персонажу сам Фонфизин относится, каким представляет читателю героя.
  • 4) Обобщаем сказанное, подытожим
  • 5) Доказываем не только то, что парень плохо образован и груб, а еще то, на него произвела дурное влияние среда, воспитание матери.
  • 6) Общий вывод

Парень шестнадцати лет, характером ленивый, глупый, необразованный, привыкший, что ему подчиняются слуги, а самому делать ничего не надо. Из-за царского указа о том, что надо учиться, Митрофанушке приходится выполнять.

Ему нанимают учителей — Вральмана, преподающего французский язык, который на самом деле бывший кучер, Кутейкина, который обучает словесности, Циферкина, дающего математику. Все эти педагоги ничего не смогли дать воспитываемому горе-ученику.

Чтобы доказать, можно вспомнить слова Циферкина — единственного учителя, сожалеющего, что не может ничего сделать, как педагог:

Характеристика Митрофана в комедии «Недоросль» сочинение

То, что сын неуч и ленив, в том числе дефект воспитания матери, которая не считала, что надо быть грамотным и стремиться получить знания. Она говорит сыну, чтобы учился «для вида», что если тяжело, то бросить:

Характеристика Митрофана в комедии «Недоросль» сочинение

Характеризуя героя, автор хотел показать, как влияет дурное воспитание на формирование характера. Молодому человеку наскучило учиться. Вспомним цитату из произведения, ставшую крылатой:

Характеристика Митрофана в комедии «Недоросль» сочинение

Кроме того, Митрофанушка груб, он плохо обращается с собственной матерью, которую доводит до обморока. Здесь подходит фраза Стародума:

Характеристика Митрофана в комедии «Недоросль» сочинение

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1292696-kak-napisat-harakteristiku-mitrofana-iz-komedii-fonvizina-nedorosl.html

Образ и характеристика Митрофанушки в “Недоросле” Фонвизина: описание Митрофана Простакова

Меню статьи:

  • Описание характера
  • Отношение к окружающим
  • Отношение к обучению

Комедия Фонвизина «Недоросль» – это одно из самых лучших мотивационных произведений. С помощью образа Митрофана Простакова мы можем проанализировать и осознать всю губительность безграничной слепой родительской любви и вседозволенности.

Описание характера

Митрофан Простаков не отличается выдающимися качествами характера. Фактически – это яркий пример необразованности (в любом ее понимании) и невоспитанности.

Чрезмерная опека со стороны родителей и вседозволенность стали причиной формирования сложного характера.

  • В свои 15 лет он все еще считается ребенком – родители многое прощают ему, мотивируя тем, что он ребенок и перерастет это.
  • Родители балуют сына – они считают, что взрослая жизнь полна сложностей, а потому необходимо обустроить период детства таким образом, чтобы он был наименее беззаботным.
  • Характеристика Митрофана в комедии «Недоросль» сочинение

В результате Митрофан растет изнеженным и избалованным. Однако сам же он не способен на добрые поступки или гуманность – юноша постоянно ругается с крестьянами и учителями, груб и жесток не только по отношению к ним, но и к своим родителям.

Не получая ни наказания за свои поступки, ни отпора он только больше убеждается в правильности своих действий и продолжает все больше ожесточаться. Митрофан не интересуется ничем, кроме женитьбы.

Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием комедии “Недоросль”, которую написал Денис Фонвизин.

Он не умеет находить красоту и эстетику в окружающем его мире – природе, искусстве. В некоторой мере он напоминает животное, которое руководствуется исключительно основными инстинктами.

Характеристика Митрофана в комедии «Недоросль» сочинение

Митрофан очень ленивый человек, ему нравится размеренная жизнь тунеядца и ябеды. Он не старается достичь чего-либо в жизни. Хотя при желании может развить себя. Стоит отметить, что в целом он сообразительный человек – Митрофан осознает, что он невероятно глупый, но не видит в этом проблемы – в мире полно глупых людей, поэтому он сможет себе найти достойную компанию.

Отношение к окружающим

История Митрофана Простакова – типичный рассказ о том, что бывает, когда человеком руководит мотив вседозволенности и безнаказанности с самого детства. Родители юноши охвачены чрезмерной любовью к своему сыну, что крайне губительно для него и как для личности, и как для единицы межличностных отношений, социальной коммуникации.

Дорогие читатели! Предлагаем вам проанализировать комедию “Недоросль”, которую написал Денис Фонвизин.

Родители Митрофана не придавали значение особенностям взаимодействия сына с социумом, не вносили коррективы и не исправляли ошибок сына, возникшие в общении с другими людьми, что в результате вылилось в крайне неблагоприятную картину.

В сознании Митрофана общение с человеком начинается с определения его положения в социуме – если это значимый, важный человек (аристократ), то юноша пытается соответствовать минимальным этикетным нормам, что правда и это ему дается с трудом. С простым же человеком Митрофан и вовсе не церемонится.

Пренебрежительное, грубое отношение Митрофана к учителям – обычное дело. Родители, вновь-таки, не препятствуют сыну, и поэтому ситуация перерастает уже в плоскость межличностных отношений в целом.

Митрофану позволяют грубить другим людям (в основном это люди, находящиеся ниже по социальному статусу, либо те, кто не в силе дать отпор), в то время как преподаватели и воспитатели вынуждены следовать правилам этикета и учтиво обращаться со своим воспитанником.

Так, например, обычным делом для молодого человека представляется восклицание к учителю в подобном роде: «Давай доску, гарнизонная крыса! Задавай, что писать». Как, впрочем, и оскорбительные обращения в сторону своей няни: «стара хрычовка».

В результате безумно любящая свое чадо мать тоже становится предметом грубостей. Время от времени Митрофан упрекает мать в том, что она ему надоела, шантажирует ее – грозится покончить с собой, и в целом удачно подытоживает старания матери: «Ты ж меня взманила, пеняй на себя».

Читайте также:  История моей семьи - сочинение

Отношение к обучению

В то время как основная масса аристократии пыталась дать наилучшее образование своим детям, в надежде на то, что это позволит их чадам стать успешными в жизни, родители Митрофана учат своего ребенка, потому, что не учить нельзя – выданный указ Петром І обязывает всех аристократов обучать своих детей арифметике, грамматике и Божьему слову.

Образ Митрофана Простакова для современного читателя кажется не вполне типичным – в большинстве случаев история и литература предоставляет образы образованных, хотя и не всегда целеустремленных аристократов.

Образ Простакова кажется из ряда вон выходящим, однако, если поразмыслить, то можно прийти к итогу, что это не так.

Этот факт подтверждается историческими документами (указ Петра І об обязательном образовании дворян) – если бы ситуация с необразованностью была бы не распространенной, то вряд ли она нашла свое отображение в официальных документах.

Родители Митрофана не являются образованными людьми – их знания базируются на жизненном опыте, в целом они не видят смысла в образовании и считают науку вынужденной мерой, данью моде. Такой настрой родителей, в частности матери, спровоцировал ощущение ненужности образования в глазах Митрофана.

Родители Простакова не смогли донести ему мысль о необходимости образования и перспективах, открывающихся перед образованным человеком, да фактически они и не могли это сделать – мать Митрофана считала обучение злом, необходимостью, которую нужно пережить. Она время от времени подливает масла в огонь, озвучивая свое истинное отношение к учебе: «друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!».

  1. Характеристика Митрофана в комедии «Недоросль» сочинение
  2. Другими словами, мать никоим образом не осуждает сына за его халатное поведение в сфере образования и обучения, чем еще больше убеждает Митрофана в том, что весь этот процесс бесполезный и ненужный, и выполняется исключительно «для галочки».
  3. Подобный настрой повлек за собой еще одну проблему – бурное негативное отношение и к самому процессу обучения и к преподавателям.
  4. За несколько лет обучения Митрофан не смог продвинуться ни на йоту и поэтому он до сих пор ходит в «недорослях» – из-за недостаточных знаний, юноша не может получить документы, свидетельствующие о его образовании, однако его родителей это мало волнует.
  5. За четыре года обучения грамоте Митрофан все также читает по слогам, прочтение новых текстов для него все еще представляется не решаемой задачей, да и с уже знакомыми дело предстоит не намного лучше – Митрофан постоянно делает ошибки.
  6. С арифметикой дела тоже не выглядят оптимистично – за несколько лет обучения Митрофан освоил только счет до трех.

Единственное где преуспел Митрофан – французский.

Его учитель, немец Вральман, довольно лестно отзывается о своем ученике, но в этом случае дело обстоит не в исключительной предрасположенности Митрофана к изучению языков, а в умении Вральмана обманывать – Адам Адамович не только удачно скрывает истинное положение уровня знаний своего ученика, но еще и обманывает Простаковых, выдавая себя за учителя – Вральман сам не знает французского, но, пользуясь глупостью Простаковых, удачно создает видимость.

В результате Митрофан оказывается заложником ситуации – с одной стороны, родители его не видят смысла в образовании, и постепенно прививают эту позицию своему сыну. С другой стороны, глупые, малообразованные учителя в силу своих знаний не могут обучить чему-либо юношу.

В то время, когда ситуация с учителями арифметики и грамматики выглядит на уровне «сложно, но можно» – ни Кутейкин, ни Цыфиркин не обладают исключительными знаниями, но основной массив знаний у них все же присутствует, то ситуация с Вральманом выглядит совсем катастрофичной – человек, не знающий французского, преподает французский.

Таким образом, Митрофан Простаков представляет собой человека с ничтожной душой, мелочными желаниями, ограничивающимися плотским, животным удовлетворением своих потребностей, который достиг предела в своем моральном и духовном развитии. Парадоксально, но имея возможности, Митрофан не стремится реализовать свой потенциал, а, наоборот, прожигает свою жизнь впустую. Он находит определенную прелесть в лентяйничестве и тунеядстве и не считает это изъяном.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/denis-fonvizin/nedorosl-mitrofanushka.html

Образ Митрофанушки в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Характеристика Митрофана в комедии «Недоросль» сочинение

Уже с юных лет Митрофан научился грубости и неуважению к людям. Как и Простакова он воспринимает крепостных как предметы, не имеющие чувств и эмоций. Как его мать относится к отцу – бранится на него, порой поднимает на него руку, так и Митрофан относится к своим родителям – даже в простом разговоре называет их обоих дрянью. А в сложную для матери минуту (в финале пьесы) и вовсе отказывается от нее.

Влияние Простаковой на становление личности недоросля

Мать проявляла заботу об образовании сына, но делала она это лишь для отвода глаз – руководствуясь государственным указом о необходимости науки для поступления на службу.

Учителей Митрофана нельзя назвать специалистами, но даже то немногое, что они пытаются передать ему, он не способен воспринимать.

Возможно, тут тоже сказывается влияние матери – она убеждает сына учиться только для глаз, просит его не сильно то вслушиваться в слова преподавателей, больше ориентироваться на ее советы.

Из всех учителей хвалит недоросля только Вральман, желая добиться расположения Простаковой. Но фамилия Адама Адамыча говорит сама за себя.

Слушаясь советов матери, Митрофан не знал элементарных правил грамматики и арифметики, не имел представления об истории страны и географическом положении государств.

Отношение к родственникам

Несмотря на заботу матери, Митрофан не питает уважения ни к ней, ни к отцу. Тут тоже значителен пример матери – она не уважает никого вокруг, также ведет себя и сын. Ему совершенно не жаль Простакову, он пренебрегает ей, не уважает ее, играет ее чувствами ради собственной прихоти.

Отец для него имеет еще меньшее значение. Скорее всего потому, что Простаков, боясь гнева жены, постоянно хвалит отпрыска, совершенно без причины. Дяде Митрофан всегда хамил и побаивался его гнева. Другими словами, никто из семьи недоросля не удостоился его любви. Думаю, он попросту не умел любить и не знал, то такое чувство вообще существует.

Заключение

В финале комедии все получают то, что заслужили: Простакова отречение собственного сына, Митрофан отправляется служить. Остается только надеяться, что служба окажет на него благотворное влияние, и он хоть что-то поймет в этой жизни, осознает свои ошибки и исправит их.

Современным молодым людям тоже стоит задуматься над проблемой Митрофана. Не случайно произведение не утратило актуальности и в наше время – нынешние недоросли порой совершают те же проступки, что и Митрофанушка почти три века назад.

Источник: https://spadilo.ru/obraz-mitrofanushki-nedorosl/

Характеристика Митрофанушки (Недоросль)

Услышав название комедии «Недоросль» вырисовывается образ бездельника и неуча. Не всегда слово недоросль имело ироничный смысл. Во времена Петра I недорослями называли дворянских детей, не достигших 15 лет. Фонвизину удалось придать слову другое значение.

После выхода комедии оно приобрело нарицательный характер. Образ и характеристика Митрофанушки в комедии «Недоросль» являются отрицательными.

Через этот персонаж Фонвизин хотел показать деградацию русского дворянства, когда человек перестает быть человеком, превращаясь в невежественную и глупую скотину.

Ключевую роль в комедии «Недоросль» занимает Митрофан Простаков, дворянский сын. Имя Митрофан означает «подобный», схожий с матерью. Родители, как в воду глядели. Назвав таким именем ребенка, получили полную свою копию.

Бездельник и тунеядец, привыкший, что все желания выполняются с первого раза. Любимые занятия хорошо поесть и поспать. Митрофану всего 16 лет и когда у сверстников полно стремлений и желаний, у него они отсутствуют напрочь.

Митрофан и мать

Митрофан типичный маменькин сынок.

«Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!» Отец любит сына не меньше, чем мать, но мнение отца для него ничего не значит. Видя, как мать обращается с супругом, унижая на глазах крепостных, то словом, то подзатыльником, парень сделал определенные выводы. Если мужик добровольно позволил превратить себя в тряпку, то, чего он может заслуживать. Единственное желание вытереть ноги и переступить.

Благодаря матери Митрофан абсолютно не приспособлен к жизни. Зачем забивать голову проблемами и заботами, когда есть слуги и мать, ради него готовая на все. Ее опека и собачье обожание раздражали. Материнская любовь не находила отклика в его сердце.

Он вырос холодным, бесчувственным. В финальной сцене Митрофан доказал, что мать ему безразлична. Он отказывается от родного человека, стоило ему услышать, что она лишилась всего.

Бросившись к нему в надежде получить поддержку, женщина слышит грубое:

«Да отвяжись ты, матушка, как навязалась»

Корысть, желание разбогатеть быстро и не прилагая усилий стали его кредо. Эти черты тоже передались от матери. Даже свадьба с Софьей была с подачи маман, желающей выгодно пристроить непутевого сына.

«Не хочу учиться, хочу жениться» Это слова Митрофана, адресованные ей. Предложение было воспринято им на ура. Ведь свадьба с богатой наследницей сулила ему беззаботное и обеспеченное будущее.

Досуг

Любимый досуг еда и сон. Еда для Митрофана значила немало. Поесть парень любил. Набивал пузо так, что уснуть не мог. Его постоянно мучили колики, но от этого количество съеденного не становилось меньше.

«Да видно, брат, поужинал ты плотно…» Плотно отобедав, Митрофан обычно шел на голубятню либо ложился спать. Если бы не учителя со своими занятиями, он бы вставал с постели только для того, чтобы заглянуть на кухню.

Отношение к учебе

Наука давалась Митрофану с трудом. Четыре года бились учителя, чтобы хоть чему-нибудь научить бестолкового парня, но результат был нулевой. Мать сама необразованная женщина, внушала сыну, что учиться необязательно. Главное деньги и власть, все остальное пустая трата времени.

«Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Не учись этой дурацкой науке!» Указ Петра о том, что дворянские дети должны знать арифметику, божье слово и грамматику сыграли свою роль. Ей пришлось нанять учителей не из любви к наукам, а потому что так положено. Неудивительно, что с таким отношением к учебе Митрофан не понимал и не знал элементарных вещей.

Читайте также:  Сочинение митрофанушка в пьесе фонвизина недоросль (образ и характеристика)

Значение Митрофана в комедии

Через образ Митрофана Фонвизин хотел показать, что может стать с человеком, если он перестает развиваться, застревая в одной поре и забывая о человеческих ценностях, таких как любовь, доброта, честность, уважение к людям.

Другие материалы по комедии «Недоросль»

  • Краткое содержание
  • Анализ комедии
  • Проблематика произведения
  • Образ и характеристика Митрофанушки
  • Образ и характеристика Софьи
  • Цитаты

Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1420-harakteristika-mitrofanushki-nedorosl.html

Сочинение на тему: Образ Митрофанушки в «Недоросле» Фонвизина

Один из главных героев пьесы, созданной Д.И.фонвизиным, — Митрофанушка, имя которого означает «подобный матери». Как было принято в эпоху классицизма, писатель использует говорящие имена и фамилии, так что это имя неслучайно.

Митрофан и в самом деле похож на свою матушку: грубую, необразованную, вздорную и жестокую женщину, ненавидящую весь мир, кроме обожаемого сыночка.

Ее воспитание сделало из парня бестолковое животное, которое хочет только есть, спать и развлекаться, никого не любит и не интересуется ничем.

В шестнадцать лет Митрофану уже следовало бы отправляться на службу, но мама никак не хотела расставаться с любимым сыном.

Она нанимает для него учителей лишь по той причине, что это было требованием к дворянам. Сама же она видит, какой ее Митрофанушка «ученый» и советует не напрягаться и не учиться «этой дурацкой науке».

Госпожа Простакова настолько слепо любит своего сына, что буквально губит его как личность.

Митрофан ест до отвала, пока живот не начнет болеть, а мама все уговаривает съесть еще. Неудивительно, что недоросль стал бездельником и лентяем! Ведь за него все делают, а он лишь голубей гоняет. В его жизни совсем нет достойной цели. А виной тому воспитание, полученное от матери.

Такая любовь закрыла ей глаза, и она не может уже видеть, каким растет ее сын, как он учится и чему. Сам Митрофан же особой любви к матери не испытывает. Даже относится с пренебрежением, совсем ее не жалеет и капризничает, пугая, что утопится в реке.

Он со спокойной душой грубит ей и огрызается в ответ на ее ласковые слова. А она-то только и думает, что бы ему купить, чем накормить и во что одеть.

В какой же ужас, какое отчаяние приходит госпожа Простакова, когда она видит истинный образ Митрофана! Сын узнает, что мама больше в доме не хозяйка, и вообще теряет к ней какой бы то ни было интерес.

Няня Митрофана Еремеевна жизни не жалела за «барское дитя», бросаясь за него в драку со Скотининым, а воспитанник лишь на ее просьбы «поучиться» грубо отвечает: «Ну, еще слово молви, стара хрычовка!»

Учителя Митрофаном открыто недовольны, за исключением Адама Адамыча Вральмана. Вральман хвалит своего ученика лишь для того, чтобы не разозлить госпожу Простакову, чтоб его самого не ругали (да и как он мог бы учить Митрофана, ведь сам он неграмотный и по профессии кучер). А Митрофан и тут показывает свою невоспитанность и грубость, отозвавшись о своих учителях так: » Пострел их побери…»

Все эти отрицательные качества у Митрофана появляются из-за отсутствия строгости со стороны родителей. Отец его слаб характером и слушает свою жену во всем. Поэтому «ремня» Митрофан ни от кого получить не мог. Все в доме ему подчинялись. Вот какой может быть результат от чрезмерной нежности родителей!

Название произведения: Фонвизин Д. И. — Недоросль manager Дата опубликования сочинения: 16.09.2016

Источник: http://po-literature.ru/sochinenie-na-temu-obraz-mitrofanushki-v-nedorosle-fonvizina.html

Характеристика Митрофана в комедии «Недоросль»

Денис Фонвизин написал комедию «Недоросль» в 18 веке. В ту эпоху в России действовал указ Петра I, предписывающий, что юношам до 21 года без образования было запрещено вступать на военную и государственную службу, а также жениться.

Молодые люди до этого возраста в данном документе назывались «недорослями» — это определение и легло в основу названия пьесы. В произведении главным героем является Митрофанушка-недоросль.

Фонвизин изобразил его как глупого, жестокого, жадного и ленивого юношу 16 лет, который ведет себя как маленький ребенок,

не желает учиться и капризничает. Митрофан является отрицательным персонажем и самым смешным героем комедии — его несуразные высказывания глупость и невежество вызывают смех не только у читателей и зрителей, но и у других героев пьесы. Персонаж играет важную роль в идейном замысле пьесы, поэтому образ Митрофана-Недоросли требует подробного анализа.

Митрофан и Простакова

В произведении Фонвизина «Недоросль» образ Митрофанушки тесно связан с темой воспитания, так как по сути именно неправильное воспитание стало причиной злонравия юноши и всех его отрицательных черт.

Его мать — Госпожа Простакова — необразованная, жестокая, деспотичная женщина, для которой главными ценностями являются материальные блага и власть. Свои взгляды на мир она переняла у родителей — представителей старого дворянства, таких же необразованных и невежественных помещиков как она сама.

Полученные через воспитание ценности и взгляды передала Простакова и Митрофану — юноша в пьесе изображен «маменькиным сынком» — он ничего не может сам, за него все делают слуги или мать.

Получив от Простаковой жестокость по отношению к слугам, грубость и мнение, что образование занимает одно из последних мест в жизни, Митрофан перенял еще и неуважение к близким людям, готовность обмануть их или предать ради более выгодного предложения.

Вспомним, как Простакова уговаривала Скотинина взять Софью в жены, чтобы по сути избавиться от «лишнего рта». Тогда как новость о крупном наследстве девушки сделало ее «заботливой воспитательницей», якобы любящей Софью и желающей ей счастья. Простакова во всем ищет свою корысть, поэтому и отказала Скотинину, ведь при женитьбе девушки и Митрофана, во всем слушающего свою мать, деньги Софьи перешли бы ей.

Юноша такой же корыстный, как Простакова. Он становится достойным сыном своей матери, переняв ее «лучшие» черты, чем и объясняется финальная сцена комедии, когда Митрофан бросает лишившуюся всего Простакову, уходя служить к новому владельцу деревни Правдину. Для него старания и любовь матери оказались ничтожны перед авторитетом денег и власти.

Влияние на Митрофана отца и дяди

Анализируя воспитание Митрофана в комедии «Недоросль» нельзя не упомянуть о фигуре отца и его влияния на личность юноши. Простаков предстает перед читателем как безвольная тень свой жены. Именно пассивность и желание передать инициативу кому-то более сильному и перенял у отца Митрофан.

Парадоксально, что Правдин отзывается о Простакове как о глупом человеке, однако в действии пьесы его роль настолько незначительна, что читатель не может до конца понять, так ли он глуп на самом деле.

Даже то, что Простаков упрекает сына, когда Митрофан бросает мать в конце произведения, не указывает на него, как на персонажа с положительными чертами.

Мужчина, как и остальные, не пытается помочь Простаковой, оставаясь в стороне, таким образом снова показывая пример безвольности и безинициативности сыну — ему все равно, как было все равно, пока Простакова била его крестьян и по-своему распоряжалась его имуществом.

Второй мужчина, который повлиял на воспитание Митрофана — его дядя. Скотинин, по сути, представляет собой личность, которой юноша мог бы стать в будущем. Их даже сближает общая любовь к свиньям, чье общество им намного приятнее, чем общество людей.

Обучение Митрофана

По сюжету описание обучения Митрофана никак не связано с основными событиями — борьбой за сердце Софьи. Однако именно эти эпизоды раскрывают многие важные проблемы, которые освещает в комедии Фонвизин. Автор показывает, что причиной глупости юноши является не только дурное воспитание, но и плохое образование.

Простакова, нанимая учителей Митрофану, выбирала не образованных умных преподавателей, а тех, кто меньше возьмет. Отставной сержант Цыфиркин, недоучка Кутейкин, бывший конюх Вральман — ни один из них не мог дать Митрофану достойного образования. Все они зависели от Простаковой, а потому не могли попросить ее уйти и не мешать вести урок.

Вспомним, как женщина не давала сыну даже подумать над решением арифметической задачи, предлагая «свое решение». Разоблачением бесполезного обучения Митрофана становится сцена беседы со Стародумом, когда юноша начинает придумывать собственные правила грамматики и не знает, что изучает география.

При этом неграмотная Простакова тоже не знает ответа, но если учителя не могли посмеяться над ее глупостью, то образованный Стародум открыто осмеивает невежество матери и сына.

Таким образом, Фонвизин, вводя в пьесу сцены обучения Митрофана и разоблачение его невежества, подымает остросоциальные проблемы обучения в России в ту эпоху. Дворянских детей учили не авторитетные образованные личности, а рабы, знающие грамоту, которым нужны были гроши. Митрофан — одна из жертв такого старопомещицкого, отжившего себя и, как подчеркивает автор, бессмысленного образования.

Почему Митрофан является центральным персонажем?

Как становится понятно из названия произведения, юноша является центральным образом комедии «Недоросль». В системе персонажей он противопоставляется положительной героине Софье, которая предстает перед читателем умной, образованной, уважающей родителей и старших людей девушкой.

Казалось бы, почему автор сделал ключевой фигурой пьесы безвольного, глупого, с совершенно негативной характеристикой недоросля? Фонвизин в образе Митрофана показал целое поколение молодых российских дворян.

Автора волновала умственная и моральная деградация общества, в частности, молодых людей, которые перенимали устаревшие ценности от своих родителей.

Помимо того, в «Недоросле» характеристика Митрофана — это сборный образ негативных черт современных Фонвизину помещиков.

Жестокость, глупость, необразованность, подхалимство, неуважение к другим, корыстолюбие, гражданскую пассивность и инфантильность автор видит не только в незаурядных помещиках, но и в чиновниках при дворе, которые также забыли о гуманизме и высокой морали.

Для современно читателя образ Митрофана — это, прежде всего, напоминание о том, какой становится личность, когда перестает развиваться, учиться новому и забывает о вечных человеческих ценностях — уважении, доброте, любви, милосердии.

Подробное описание Митрофана, его характера и образа жизни поможет учащимся 8-9 классов при подготовке доклада или сочинения на тему «Характеристика Митрофана в комедии «Недоросль»

(No Ratings Yet) Характеристика Митрофана в комедии «Недоросль»

Источник: https://home-task.com/xarakteristika-mitrofana-v-komedii-nedorosl/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector