Анализ «муму» тургенева (5 класс)

Одной из наиболее ярких литературных работ Ивана Сергеевича Тургенева по праву считается рассказ «Муму». Анализ произведения позволит лучше понять глубину социальных проблем, раскрытых писателем. К тому же, тщательный разбор по плану «Муму» поможет ученикам 5 класса при подготовке к уроку по литературе, а для выпускников станет важным подспорьем к ЕГЭ.

Анализ «Муму» Тургенева (5 класс)

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Муму.

Год написания – 1852 год.

История создания – Материалом для написания рассказа послужили личные воспоминания Тургенева. Главные герои в произведении имели свои прототипы в реальной жизни.

Тема – Центральная тема – беспросветно тяжелая жизнь крепостных крестьян, жизнь которых находится в полной зависимости от барских прихотей. Вместе с тем, в рассказе подняты темы любви, доверия, внутренней свободы.

Композиция – Композиция рассказа отличается логической последовательностью. В экспозиции автор знакомит читателей с главными героями рассказа.

В завязке сюжета Герасим вынужден отказаться от своей любви к прачке Татьяне, но находит отраду в спасенной им собачке по кличке Муму. Кульминация рассказа потрясает своей силой – Герасим вынужден утопить свою любимицу.

В развязке он покидает усадьбу и отправляется в родную деревню, и остаток своих дней проводит в одиночестве.

Жанр – Рассказ.

Направление – Реализм.

Рассказ Тургенева «Муму» был написан весной 1852 года. У прочитавших его он вызывал, без исключения, очень сильные, порой, противоречивые эмоции и чувства. Опубликован он был лишь в 1854 году в третьем номере журнала «Современник», после долгой борьбы с цензурой.

В основу рассказа легли реальные воспоминания Тургенева о своем детстве и юношеских годах. Мать писателя, Варвара Петровна, имела славу тяжелой, бескомпромиссной женщины. Именно с нее была списана модель поведения барыни, вобравшая все отрицательные черты помещичьего класса.

Прототипом Герасима был крепостной Варвары Петровны, дворник Андрей по прозвищу Немой. Он также был крупным, трудолюбивым мужчиной с недюжинной силой.

Имела место быть и история с собакой по кличке Муму, однако финал ее был несколько иным. По приказу Варвары Петровны Андрей утопил свою любимицу, однако не покинул жестокую барыню, продолжая и далее безропотно служить ей.

В своем произведении Иван Сергеевич, всегда тяжело переживавший за тяжелую судьбу крепостных, сделал главного героя более сложным и драматичным. В нем он видел весь простой народ, угнетенный помещичьим режимом, и мечтал, что рано или поздно он скинет оковы рабства.

Главная тема произведения – тяжелое положение крепостных в России. Сейчас трудно себе это представить, но всего полтора века назад крепостной крестьянин был собственностью помещика, и находился в полной зависимости от него: его могли продать, проиграть в карты, подарить, а побег зачастую карался смертью.

По сути, Герасим – это собирательный образ русского народа, вобравший в себя самые лучшие черты: трудолюбие, доброту, выносливость, неисчерпаемые запасы физической и духовной силы, способность сопереживать.

Однако вся эта мощь безропотно соглашается с угнетенным положением, и даже не стремится обрести свободу.

В этом заключается основная мысль произведения и смысл названия – крепостные были так же безмолвны, как и Герасим, и единственным ответом на жестокое обращение было безропотное «мычание».

История жизни Герасима в поместье барыни и его трогательная привязанность к Муму заканчивается трагично: Герасим, не способный пойти на конфликт, собственноручно топит собаку.

В этом поступке заключена рабская привычка беспрекословно подчиняться господской воле. И лишь пережитое сильное душевное потрясение пробуждает в Герасиме внутренний протест.

Тем самым автор наталкивает читателей на вывод – только потеряв все самое дорогое, можно обрести свободу.

Кроме того, автором поднята и проблематика человека в социуме (немота Герасима сделала его изгоем в обществе), любовь и преданность (сильная любовь Герасима к Татьяне и привязанность к Муму, которой он не изменил на протяжении всей жизни). Но, несмотря на все пережитые жизненные испытания, Герасим не ожесточился, не перестал быть добрым и отзывчивым человеком. Это то, чему учит произведение – при любых обстоятельствах нужно оставаться человеком.

Проводя в «Муму» анализ композиции произведения, следует отметить, что сюжет характеризуется логической последовательностью.

Достаточно большое место в рассказе занимает экспозиция, в которой автор дает общую характеристику месту, в котором некогда происходили события.

Он рисует образы челяди, среди которых особенно сильно выделяется немой дворник Герасим, привезенный барыней из деревни в поместье. Огромной силы богатырь, тосковавший по родному краю, исправно выполняет свою работу, но среди дворовых слывет нелюдимым затворником.

В завязке центральной сюжетной линии сумасбродная барыня решает женить прачку Татьяну на пропойце-башмачнике.

Эта новость становится настоящим ударом для Герасима, тайно влюбленного в молодую беззащитную женщину. В этот же период он спасает маленькую собачку, которой дает прозвище Муму.

Герасим всей силой своего большого доброго сердца привязывается к собачке, в которой видит отраду своей безрадостной жизни.

В произведении несколько кульминационных моментов, и все они неразрывно связаны с образом Герасима. Эмоционально тяжелым становится эпизод прощания главного героя с Татьяной – становится понятно, что их личное счастье навсегда разрушено по барской прихоти.

Трогает сердце и сцена, в которой проданная по приказу барыни Муму перегрызает веревку и возвращается к любимому хозяину. Однако по-настоящему сильным кульминационным моментом рассказа является трагическая гибель собаки: повинуясь капризу истеричной барыни, Герасим вынужден утопить своего единственного верного друга.

Развязка не менее печальна: Герасим, никого не предупредив, отправляется в родную деревню, где доживает свой век бобылем, чураясь женщин и собак.

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Муму».

«Муму» обладает всем признаками, характерными для рассказа. Это краткость произведения, наличие одной главной сюжетной линии и небольшое количество героев.

Рассказ написан согласно всем канонам классического реализма, традиционного для того времени. В подтверждение тому является реальность описанной истории, в которой все герои имели прототипов и в действительности.

Средняя оценка: 4.2. Всего получено оценок: 1213.

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/mumu/analiz-proizvedeniya-turgeneva.html

Тургенев И.С., «Муму», краткий анализ

Рассказ «Муму» — одно из самых известных произведений Ивана Сергеевича Тургенева, оно было написано в 1852 году, а впервые опубликовано в 1954 в журнале «Современник».

Замечание 1

Известно, что в основе сюжета лежит реальная история, которая имела место быть в доме матери И. С. Тургенева.

В 1952 году И. С. Тургенев попал под арест, причиной стала публикация некролога Гоголю, который был запрещен к публикации цензурой. Находясь под арестом, он написал рассказ «Муму». Затем писателя сослали в усадьбу его матери, Варвары Петровны Тургеневой, в Спасское-Лутовиново.

Тургенев был вынужден проживать там до тех пор, пока не будет дано иное распоряжение. Находясь в усадьбе, Тургенев выслал своему издателю рассказ «Муму».

На издателя он произвел большое впечатление, и он собирался опубликовать его в «Московском сборнике», однако книгу не пустили в печать из-за цензуры.

Впервые рассказ «Муму» был опубликован только в 1854 году в журнале «Современник». На публикацию сразу отреагировал отдел цензуры. Официальный рецензент «Современника» Николай Родзянко отправил в министерство народного просвещения рапорт, в котором было указано, что данное произведение «неуместно в печати». В министерстве признали, что рассказ написан на неоднозначную тему.

Анализ «Муму» Тургенева (5 класс)

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Проблемы были и с тем, чтобы поместить это произведение в собрание сочинений Тургенева, которое подготавливалось к публикации. Прежде чем получить разрешение, издателям пришлось столкнуться с множеством проблем. В 1856 году произведение было разрешено опубликовать в собрании сочинений Тургенева.

Характеристика героев

Главные герои

  • Герасим – главный герой произведения, глухонемой крепостной крестьянин, служит дворником у барыни, он высок и силен, строг, угрюм и серьезен, живет уединенно, окружающие его уважают, он подбирает собаку, через некоторое время собачка становится лучшим другом Герасима, но барыня приказывает избавиться от нее.
  • Муму – небольшая собачка, Герасим спас ее, вытащил из реки, когда другие хотели утопить, она белого цвета с черными пятнами, умная, преданная, ласковая.
  • Барыня – помещица, хозяйка Герасима, вдова, одинока, капризна и причудлива, часто вмешивается в жизнь своих крепостных крестьян, которые в свою очередь ее побаиваются.
  • Гаврила – крепостной крестьянин барыни, служит дворецким, не спорит со своей хозяйкой, старается ей всячески угодить, подворовывает продукты у барыни, труслив и безразличен.

Второстепенные герои

  • Татьяна – крепостная крестьянка барыни, прачка, ей 28 лет, она одинока, скромная, трудолюбивая, добросовестно выполняет свою работу, она нравится Герасиму, он хотел бы на ней жениться, но хозяйка выдает ее замуж за Капитона Климова.
  • Капитон Климов – крепостной крестьянин барыни, служит сапожником, пьяница, барыня женит его на Татьяне, барыне кажется, что это поможет исправить сапожника, но он полностью спивается.
  • Степан — крепостной крестьянин старой барыни, служит лакеем, услужлив. По требованию барыни избавиться от собаки, похищая ее.
  • Лекарь Харитон – крепостной крестьянин барыни, лекарь, но не имеет медицинского образования, он измеряет барыне пульс и подает капли в тот момент, когда барыня начинает чувствовать себя плохо.
  • Форейтор Антипка – крепостной крестьянин барыни, кучер, любопытен, любит сплетни.
  • Дядя Хвост – крепостной крестьянин барыши, работает буфетчиком, остальные крестьяне его уважают и часто общаются к нему за советом.
  • Любовь Любимовна – приживалка в доме барыни, следит за учетом продуктов вместе с Гаврилой, вместе они подворовывают товары.
  • Кастелянша — крепостная крестьянка старой барыни, следит за работой прачек.

Сюжет рассказа

Главным героем рассказа «Муму» является глухонемой дворник по имени Герасим. Он служит старой барыне в одном из московских домов. Барыня некоторое время назад привезла его из деревни, поначалу Герасим тосковал по своей деревне, но вскоре привык. Барыня хорошо относится к Герасиму за его трудолюбие и порядок в делах.

Герасиму начинает нравится девушка по имени Татьяна, она работает у барыни прачкой. Герасим хочет жениться на Татьяне и ждет подходящего случая, чтобы объявить об этом барыне.

Но барыне решает женить Татьяну на сапожнике Капитоне, который часто злоупотребляет спиртным, в надежде на то, что женитьба его исправит.

Когда дворецкий Гаврила узнает о замысле барыни, он начинает переживать о том, что реакция Герасима на подобную новость может быть непредсказуемой. Зная о том, что Герасим очень не любит пьяниц, он предлагает Татьяне притвориться хмельной и пройти в таком виде перед Герасимом. Такая уловка сработала. Герасим очень переживал по поводу случившегося, и свадьбе не стал мешать.

Однажды Герасим спасает из воды маленькую собачонку. Он решил взять ее себе, дал ей имя «Муму». Со временем Герасим очень привязался к Муму. Барыня узнает о том, что у Герасима живет собачка.

Увидев собаку, она приказывает привести ее к ней, барыня пытается заигрывать с собачкой, но та не хочет ласкаться, это обидело барыню, и они приказа избавиться от нее. Гаврила пытается похитить собаку, однако та вскоре возвращается. Герасиму объясняют, что хозяйка желает, чтобы от Муму избавились.

Герасим решает сам утопить собаку, что бы этого не сделал кто-то другой. После этого он самовольно возвращается обратно в деревню. Там он продолжил усердно работать, однако больше не имел дело ни с женщинами, ни с собаками.

Прототипы героев

Рассказ основан на реальных событиях, прототипами главных героев были реально существовавшие люди. Прототипом Герасима является немой дворник Андрей, который служил у матери Тургенева, помещицы Варвары Петровны Тургеневой.

Как становится понятно прототипом старой барыни была сама мать Ивана Сергеевича. У Андрея действительно была собачка по кличке Муму, после приказа Варвары Петровны, он ее утопил. Однако дворник Андрей не покинул барыню, а продолжал ей верно служить. В этом плане мы видим, что главный герой Тургенева намного глубже своего прототипа.

Тема, проблема и идея произведения

Основная идея рассказа «Муму» — это сострадание. Герасим несмотря на свое происхождение и свои недостатки был человеком добрым и милосердным. Образ Герасима воплощает в себе русский народ.

Несмотря на то, что Герасим добр и отзывчив, он несколько раз попадает в неприятную ситуацию, которая ранит его душу.

В ответ на это он не становится злым, он лишь закрывается от людей, не желая, чтобы те снова причинили ему боль.

Замечание 2

Тургенев написал это произведение для того, чтобы показать своим читателям дворянского происхождения, что крепостные такие же люди, они умеют любить, сострадать, жалеть, испытывать душевную боль.

Главная проблема, которую поднимает Тургенев в этом произведении – это проблема крепостного права. Бесправное положение крепостных крестьян провоцировало помещиков на всё больший беспредел.

Помещики считали, что могут вершить судьбы простых людей (и это было действительно так), простые рабочие люди не имели право голоса, право выбора и собственного мнения. Тургенев в этом рассказе выступает против крепостного права. Во многом эта основная мысль стала камнем преткновения во время публикации рассказа.

Долгое время цензоры не давали разрешения. Тургенев говорит, о том, что пока на Руси существует крепостное право, простой русский народ обречен на страдания.

В тексте произведения прослеживаются и другие важные темы:

  • любовь и преданность
  • человек и его окружение
  • противопоставление города и деревни

Источник: https://spravochnick.ru/literatura/russkaya_literatura/turgenev_i_s_mumu_kratkiy_analiz/

Анализ рассказа «Муму» (И.С. Тургенев) | Литрекон

Самый Зелёный · 05.09.2019

Иван Тургенев занял место одного из величайших русских писателей. Его произведения вошли в историю за счёт описания быта помещиков и крестьян в Российской империи девятнадцатого века. Наиболее полно проблема крепостничества и тяжелейшего положения крестьян, чьи жизни полностью подвластны помещичьему дворянству, освящена в его рассказе «Му-му». Многомудрый Литрекон предлагает Вам его разбор.

Читайте также:  Сочинение кирилл троекуров из романа дубровский (образ и характеристика)

История создания

История написания рассказа «Му-му» демонстрирует весьма интересные факты о создании книги:

  • Рассказ был написан Тургеневым во время ссылки в имение его матери за публикацию некролога на смерть Н.В. Гоголя.
  • В основу сюжета рассказа легли детские воспоминания писателя. Его мать была жёсткой помещицей, которая, претерпев множество жизненных трудностей, озлобилась на мир и превратилась во властную хозяйку, которая не щадила ни подчинённых ей крестьян, ни самого маленького Тургенева. Именно со своей матери Тургенев срисовал образ барыни из своего рассказа.
  • История Герасима случилась в реальной жизни: крепостной Андрей Немой жил у Варвары Петровны Тургеневой — матери писателя. Внешне он был копией Герасима и стал его прототипом. По ее приказу он утопил свою собаку Муму, но остался у нее служить. 
  • Рассказ должен был выйти в «Московском сборнике», но весь выпуск журнала не пропустила цензура. В итоге он был опубликован в журнале «Современник». Это СМИ было известно своими оппозиционными настроениями, и автор, и так находясь в ссылке, навлек на себе еще большое неудовольствие правящей династии.
  • После публикации книги разразилась настоящая война цензоров: Бекетов, позволивший опубликовать рассказ, получил серьезные дисциплинарные взыскания, а вопрос о том, стоит ли дальше публиковать «Муму», обсуждался на заседании коллегии цензоров. В защиту произведения высказались многие влиятельные люди (князь Вяземский, граф Мусин-Пушкин и т.д.), только благодаря их связям книгу удалось отстоять, и она не была запрещена.

Направление и жанр

«Муму» относится к литературному направлению реализма. Тургенев стремится к как можно более натуралистичному отображению действительности. Его герои максимально похожи на реальных людей. Читатель может поверить в созданный писателем мир и в то, что описанные в рассказе события могли произойти на самом деле.

Жанр произведения можно определить, как рассказ. Повествование охватывает небольшой промежуток времени и включает в себя малое число действующих лиц. Тургенев намерено избегает каких-либо подробностей, даже не называя фамилию барыни, что только подчёркивает типичность описываемых в рассказе событий.

Композиция и конфликт

Композиция рассказа «Муму» не отличается особой оригинальностью. 

  1. В начале идёт экспозиция, в которой писатель рассказывает о жизни своего героя в деревне и о его переезде в Москву. 
  2. Завязкой рассказа служит начало отношений Герасима и Татьяны. 
  3. Кульминаций в рассказе несколько: первая – прощание Герасима с Татьяной, когда та понимает истинные чувства своего несостоявшегося мужа, а вторая – сцена гибели Муму, которая окончательно ломает героя. 
  4. В развязке Герасим, выполнив чудовищный приказ барыни, уходит из города в родную деревню. 
  5. Финал рассказывает нам о смерти барыни и последующей жизни Герасима.

Основной конфликт всего произведения заключается в безнадёжной борьбе Герасима с миром за собственное счастье. Простой мужик оказывается заложником обстоятельств и барыни, похожей на стихийное бедствие. Дважды потерпев неудачу, герой всё-таки находит в себе силы бороться и освобождается от гнёта, возвращаясь к своим корням, однако полученные им раны останутся с ним на всю жизнь.

Суть: о чём?

Рассказ повествует нам о судьбе глухонемого дворника Герасима, служащего московской барыне, известной своим вздорным и истеричным характером.

На первых страницах рассказа Тургенев описывает историю отношений Герасима с прачкой Татьяной, на которой он хотел жениться, однако по воле барыни Татьяна выходит за другого.

Через некоторое время Герасим находит щенка, которому даёт кличку Му-му. Щенок скрашивает безрадостное существование как дворника, так и прочих обитателей дома. Однако барыня, будучи не в духе, приказывает избавиться от собаки. Герасим выполняет приказ и топит Му-му, а потом навсегда покидает дом барыни, возвращаясь в родную деревню.

Главные герои и их характеристика

Образы героев в рассказе «Муму» отражают два противоположных мира в одной России: это мир хозяев жизни — дворян, которые обладают исключительными правами, и мир крестьян — людей без прав и без голоса, которые не могут противиться даже самым глупым и жестоким приказам. Пока общество будет расколото надвое, русским людям не быть свободными и счастливыми.

герои рассказа «муму» характеристика
герасим глухонемой непьющий крестьянин, насильно вырванный из деревни и перемещённый в город, который вызывает у него отторжение. сильный, трудолюбивый, проворный и хозяйственный мужик, с лёгкостью выполняющий любую домашнюю работу. несмотря на грозный вид, обладает чуткой душой, способной на любовь и сострадание. к сожалению, вся его сила оказывается бесполезной перед общественным устройством, и он становится безвольной марионеткой в руках деспотичной барыни, которая сначала отнимает у него татьяну, а потом и му-му. в итоге герасим находит в себе силы преступить запреты и уйти от барыни. но уходит он в затворничество и одиночество.
барыня дворянка, помещица. деспотичная, жестокая и капризная женщина, которую не волнует ничего, кроме неё самой. заложница своего настроения, которое, чаще всего, плохое. привыкла не считаться с чувствами окружающих и управлять их жизнями, как ей вздумается. в конце рассказа, узнав об уходе герасима, раскаивается и впадает в истерику.
муму бездомный щенок, спасённый герасимом. доверчивая, верная и ласковая собака, завоевавшая сердца всей дворни.
татьяна прачка. симпатичная и скромная девушка. испытывала определённый страх перед герасимом и даже притворилась пьющей, чтобы избавиться от него. однако после года жизни с пьяницей капитоном татьяна осознала, что с герасимом могла прожить по-настоящему счастливую жизнь.

Темы

Тематика рассказа «Муму» знакомит читателя с бытом и нравами дворянской России до отмены крепостного права: 

  1. Любовь – по мнению Тургенева, человеку жизненно необходимо любить и быть любимым в этом жестоком мире, к чему и стремился Герасим на протяжении всего повествования. Однако лишившись любви, герой больше не заводил собак и не женился. Его чувства были стойкими и верными.
  2. Отношение к животным – именно по тому, как человек относится к беззащитным животным, можно понять его истинную натуру. Герасим был добр, он так и не смог простить себе убийства Му-му, поэтому прожил одинокую жизнь. А вот барыня жестока ко всем: и к животным, и к людям. Ее раскаяние мимолетно.
  3. Социальная обстановка в дворянской России – Тургенев изображает перед нами быт и нравы имперской России, в которой крестьянское большинство живёт в бедности и лишениях, чтобы обеспечить дворянское меньшинство, вздорных и недалеких людей.
  4. Одиночество – по мнению писателя, одиночество – самое большое несчастье, которое может случиться с человеком. Раскаиваясь в содеянном, Герасим обрекает себя на затворничество.
  5. Доброта – в мире, изображённом автором, очень сложно сохранить в себе доброту, остаться человеком. Однако Тургенев показал, что в любой ситуации всегда можно найти доброго человека, способного на ласку и сострадание. Некоторые люди из дворни пытались помочь Герасиму скрыть собаку, но, к сожалению, ничто не смогло спасти ее.
  6. Маленький человек – писатель показал читателям трагедию простого крестьянина, который с самого рождения не властен над своей жизнью, принадлежащей привилегированному меньшинству, не считающему простой народ за людей.

Проблемы

Проблематика рассказа Тургенева «Муму» погружает читателя в атмосферу жизни простого человека — жизни, лишенной радостей, свободы и права на что бы то ни было:

  1. Крепостное право – основная проблема книги. Тургенев изображает крепостничество и крепостных в самых тёмных тонах. В лице барыни перед нами предстаёт всё помещичье дворянство, которое управляет судьбами миллионов людей по своей извращённой прихоти. Эта система обречена на провал, ведь дворянство наследуют от родителей, а не заслуживают своей добродетелью.
  2. Социальное неравенство – простой народ в рассказе влачит жалкое существование, в котором есть место только работе и водке, в то время как барыня живёт в своё удовольствие, ничего не отдавая обществу, а только черпая из него ресурсы. Она не обладает ни умом, ни добротой, ни совестью, чтобы ей можно было доверить управление другими людьми.
  3. Жестокость – в обществе, изображённом в рассказе «Муму», царят бесчеловечность, жестокость и озлобление. Люди ожесточили свои сердца и души и готовы на что угодно ради своего благополучия.
  4. Бесправие крестьян – крестьяне в рассказе являются всего лишь марионетками в руках эгоистичной барыни.

Основная идея

Тургенев изобразил перед читателями крепостничество во всей его абсурдной жесткости.

В лице барыни он воплотил всё помещичье дворянство, которое, как опасный паразит, высасывает кровь из крестьянской России.

Смысл рассказа «Муму» заключается в развенчании мифа о праве дворян безгранично владеть крепостными. Автор показывает, что такая власть над людьми сама по себе развращает помещиков и делает их тиранами.

В лице же Герасима перед нами предстаёт русский народ – сильный, способный, но безвольный, не способный на сопротивление злу и угнетению.

Однако уход Герасима из города, от барыни-самодурки, символизирует собой начало пробуждения, веру писателя в то, что рано или поздно русские люди осознают свои права и обретут счастье.

Главная мысль рассказа «Муму» — это необходимость пробуждения русской души от многовекового сна рабства.

Почему Герасим убил Муму? Это решение литературовед Виктор Чалмаев называет поступком «гордым, полным мучительной скорби и достоинства», потому что крестьянин понимает, что сам является такой же бесправной собакой, а значит, не может взять ответственность за животное на себя.

Но и предавать Муму, разбивать ей сердце и прогонять ее он не может, потому что он слишком добр, а она — слишком к нему привязалась. В итоге выход один: убить собаку, причинив ей меньше страданий. Он никому не доверил насильно увезти ее и напугать перед смертью.

Он сам сделал это, чтобы она до последней минуты наслаждалась его обществом и не подозревала о смерти. 

Чему учит?

Автор в рассказе «Муму» осуждает жестокость, эгоистичность, легкомыслие и пьянство. Вырисовывая порочное общество, где царят неравенство, озлобление и невежество, Тургенев показывает, как жить не нужно. Его вывод таков: человек не имеет морального права полностью управлять другим человеком. 

Рассказ учит нас доброте и отзывчивости. Автор рассказывает нам о том, как важно ценить жизнь не только человека, но даже жизнь животного. В этом гуманизме и заключается его мораль.

Критика

Сразу после публикации рассказ «Му-му» попал под каток цензуры. Два года об этом произведении было запрещено даже упоминать в журналах. Однако даже тогда русская интеллигенция выражала свой восторг по отношению к рассказу.

Александр Герцен в письме Тургеневу заявил, что писатель сумел крайне глубоко заглянуть в душу русского крестьянина и понять его.

Славянофил Иван Аксаков особо отметил Герасима, как олицетворение всего русского народа во всех его противоречиях.

В то же время литературный критик Александр Дружинин, анализируя вышедшее собрание сочинений Тургенева, увидел в «Муму» всего лишь «мастерски отделанную миниатюрную картинку», которая равноценна «умному анекдоту» и не представляет интереса для «ценителей прекрасного». Ещё жёстче высказался на страницах «Отечественных записок» журналист Степан Дудышкин: по его мнению, «Муму», как и «Записки охотника», страдают односторонностью при освещении явлений русской жизни, а потому их нельзя назвать «подлинными произведениями искусства».

Михаил Щепин

Источник: https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/mumu-turgenev/

Анализ рассказа Тургенева «Му-му» | Литерагуру

Guru · 21.03.2018

Двухкилограммовый мозг, женский голос и дурной смех. Обладателем всего этого был Иван Сергеевич Тургенев. Пожалуй, единственный русский прозаик, который от читателя почти ничего не требует. Он к нему уважителен, добр.

Когда вы читаете Тургенева, у вас рождается ощущение, что вы находитесь на приеме у необыкновенно умного и приятного психотерапевта, который понимает все ваши проблемы, сам их испытывает.

Но подходят ли дети пятого класса для приемов у такого психолога? Посмотрим, ибо перед нами произведение «Му-му», которое ребята проходят в 5 классе.

История создания

Реальная история произведения «Му-му» разыгралась недалеко от имения автора, так что все события, изложенные в нем, — далеко не вымысел. Соседка Тургеневых, Софья Герасимовна, стала прототипом деспотичной барыни.

Это женщина отличалась нервным, даже истерическим характером, «прелести» которого вымещала на крепостных крестьян. В числе душ, принадлежащих дворянке, выделялся Герасим Орлов, который в жизни ничуть не глух, ни на одно ухо, и прекрасно говорит, хоть и не со всеми.

И считался чуть ли не самым образованным из крестьян, много писал. Он был также силен, как литературный двойник, жил уединенно, вызывал уважение, а иногда и страх.

Именно перу Герасима, тому, который реально существовал, принадлежат работы по изучению произведений Тургенева, даже перевод «Му-му» на различные языки.

Но вернемся к поместью, а в нем барыня Софья, для того чтобы лучше управляться со своими тремя сотнями душ, завела огромнейшую собаку, отличавшуюся свирепостью, вследствие чего она приносила крепостным тяжелые увечья.

Не обошла она стороной и Герасима, укусив его несколько раз за причинное место. После чего Герасим будто онемел, и единственное, что мог произнести, было – «Му-му». От укусов собаки он пострадали и остальные крестьяне. Некоторые даже сошли с ума.

Тогда Герасим решил действовать, заманив собаку в лодку, он попытался ее утопить, но в неравной борьбе сам погиб в воде.

В отличие от жестокой действительности, в тургеневском произведении отношения дворника и собаки наполнены нежностью, безотчетной преданностью, которую герой выражает без слов, она видна во взгляде и поступках мужчины. Му-му отвечает ему тем же.

Читайте также:  Сочинение-описание картины осенний день. сокольники левитана

Почему Тургенев изменил финал Муму? Он был очень огорчен известием о смерти Герасима. Произведение стало благодарностью за всю помощь, полученную от этого простого работящего мужика. Финал рассказа был изменен для того, чтобы подчеркнуть и физическую силу, и силу духа главного героя.

Смысл названия

Почему Тургенев назвал рассказ «Муму»? Если рассматривать рассказ с точки зрения целей и задач автора, то он направлен против крепостного права.

В те времена крепостное крестьянство хоть и было великой силой, но у этой силы не было никаких прав, оно было безмолвно, так же, как был безмолвен Герасим. Оно не противоречило приказам и молчаливо терпело жестокое отношение.

Герой вобрал в себя все основные черты обычного работящего мужика, и это его «Муму» — единственное противоречие и единственное слово, которое он способен вставить «поперек» воли своей хозяйки.

Писатель проводит ужасающую параллель между положением человека и собаки: они одинаковы. Судьбу животного решил хозяин, так и участь самого Герасима целиком зависела от барской воли. Поэтому в названии скрыт намек на то, что главный герой – та же Му-му, только в человеческом обличии, и эту социальную несправедливость необходимо искоренить.

Жанр и направление

«Му-му» — это рассказ. Доказательством служит то, что в основе повествования лежит одна сюжетная линия, в действии участвуют всего лишь 4 героя: Герасим, барыня, Татьяна и Капитон. Объем произведения мал, что тоже соответствует жанру.

Тургенев творил в рамках направления, традиционного для его времени – классического реализма. Это подтверждает тот факт, что его история взята из реальной жизни, все герои имели прототипов в действительности.

Суть

О чем повествует Тургенев? Сюжет нам всем смутно знаком. Немой крепостной мужик Герасим приглянулся барыне, которая во время визита в деревню решила взять его в Москву, чтобы он убирал территорию.

Несчастный крестьянин не прижился в большом городе, все избегали его, опасаясь грозной наружности. Он же влюбляется в крепостную девушку Татьяну, которая тоже дичится его, но все же принимает ухаживания, хотя все остальные смеются над неуклюжей парой.

Однако помещица не хотела «женить убогого», поэтому выдает героиню замуж за пьяницу Капитона. Такова жизнь в доме барыни.

Тем временем Герасим спас щенка из воды. Он выходил его, выросла ласковая и красивая собачка. Но ее лай не нравился хозяйке дома, и она отдала приказ отнести и сбыть собаку с рук втайне от ее покровителя.

Умное животное нашло путь домой, но и его возвращение не остановило упрямую помещицу. Она отдала крестьянину приказ избавиться от собаки. Тогда мужчина топит ее, но на этом запас его терпения исчерпывается.

Он пешком уходит обратно в деревню и доживает жизнь в одиночестве.

Главные герои и их характеристика

  1. Барыня — хозяйка более трехсот крепостных душ. В произведении она предстает перед нами незамужней помещицей с непростым характером. Иногда с ней случаются нервные припадки.

    Важная деталь, нам не дается ее имя, — это часто используемый прием в произведении, когда автор обезличивает героя, давая понять, что в его роли может выступить кто угодно, такой же тираничный и пугающий.

  2. Герасим – глухой, но необыкновенно сильный крепостной мужик, ставший при барыне дворником в Москве.

    Обычно он был замкнут и иногда угрюм, даже по его лицу сложно определить, что он переживает. Наверное, его суровый характер, был таким же незыблемым, как и глухота. Несмотря на угрожающий внешний вид, он имел чувствительный и добрый характер, умел преданно и сильно любить. Например, он раз и навсегда полюбил Татьяну, просто не смог ее заменить. То же отношение у Герасима к Му-му.

    Вы можете найти более подробную характеристику героя здесь.

  3. Татьяна – крестьянка, которая тоже служит в дворне. Это робкая, тихая, симпатичная девушка, которую отличает скромность. Этим она и привлекла Герасима. Героиня сначала относится к обожателю со страхом, ее смущает его грозный вид.

    Но когда ее сосватали за Капитона, Татьяна понимает, что немой дворник действительно заслуживал ее внимания, в отличие от мужа.

  4. Капитон Климов — дворовой пьяница, впоследствии муж Татьяны. Именно Татьяна была последней связью Герасима с людьми, которая оборвалась после того, как ее выдали замуж.

    Важно понимать, что это была прихоть барыни, которая привыкла решать все проблемы быстро, и не задумываясь о чьих-либо чувствах. Так и пьянице Капитону было все равно на чувства других людей, он был человеком никудышным. Во внешности у него выделялись желтые глазки и утиный нос. Сам себя он относил к людям образованным и считал, что его недооценили по достоинству.

Темы

Что воспевает Тургенев? Это, конечно же, сострадание. Герасим умел проявить милосердие и доброту, хоть его в этом всегда обделяли. Но, несмотря на жестокосердие помещицы и равнодушие дворни, он не разучился сопереживать чужому горю: жалел Татьяну, спас собаку и т.д. Это и есть главная тема рассказа. Все остальные описаны ниже:

  • Любовь и преданность. Герой полюбил Татьяну всем сердцем. После ее утраты он всю жизнь прожил один. То есть, это чувство, по Тургеневу, незаменимо: если мы теряем любимого, то эту утрату не восполнить. Только тогда можно говорить об истинной нравственности.
  • Человек и общество. Герасим не прижился среди людей и избегал их, потому что видел в их глазах отражение собственного недуга. Будучи непохожим на других, он стал изгоем, которого не брали в расчет. Именно из-за его немоты барыня не приняла в расчет его намерение жениться, ведь в ее мировоззрении он – убогий, значит, и плодить потомство ему не стоит. Но автор уравнивает в правах всех людей. Его Герасим добрее, милосерднее и сильнее, чем здоровые мужики, чей потолок – пьянство в кабаке.
  • Отношение к братьям нашим меньшим. По-настоящему нравственный человек хорошо относится к животным, умеет ценить их доверие и ласку, заботится о тех, кого приручил.
  • Город и деревня. Автор сравнивает городскую и деревенскую среду, выявляя ту, что лучше для физической и духовной жизни. Сельская местность идеализируется, там герой жил спокойно и удовлетворенно, а вот «мегаполис» заставил его осознать собственное одиночество, ведь в толпе жителей он так и не нашел родственную душу. Все горожане зациклены на себе и своих пороках, они равнодушны друг к другу.

Проблемы

  1. Против чего направлен рассказ? Без сомнения, против крепостного права. Пока люди от рождения становятся рабами, самодурства и жестокости их хозяев не победить никакими законами.

    Увы, само положение крестьян провоцировало своеволие помещиков, которые относились к человеку, как к скотине, не считаясь с его чувствами и мнениями. Пока господствует крепостное право на Руси, народ, ее опора и основа, будет страдать – таков посыл Тургенева.

  2. Безнравственность и порочность крестьян. Капитон компенсировал свое горе пьянством и дебоширством. Он отчаялся найти достойное применение своим силам, страдал от ощущения бессмысленности жизни, так что это трагический образ.

    В нем отразилась болезнь порабощенного и угнетенного народа – тяга к разврату и алкоголю. Это обратная сторона крепостного права.

Смысл

В образе главного героя заключен весь русский народ. Он изображается со всей своей честностью, порядочностью и болью. Герасим умел, и любить, и жалеть, и заботиться. Он трудился не покладая рук, даже если и знал, что его труд не оценят.

Душа его была чистой и честной, даже после вех унижений и грязи, единственное, что он сделал, это закрылся от всех. Герасим был достойным человеком, именно эти качества Тургенев и воспевал.

То есть главная идея рассказа в том, чтобы передать правящему классу (тогда читателями были только дворяне) всю глубину страдания народа, который кормит страну, а получает лишь жестокое и несправедливое отношение «хозяев».

Но есть и другая мысль, которая, как многие считают, является основной в произведении. Она и отвечает на частый вопрос: почему Герасим утопил Му-му? А дело в том, что Муму — это единственное слово, которое может сказать Герасим. Это все лучшее, что есть у него в жизни. Все добро, все счастье, единственное дорогое ему существо.

Так вот, если не убить свое «Му-му» свободным человеком стать нельзя. Первый акт освобождения – это убить все, что ты любишь, что держит тебя. Если ты убил – ты свободен. Пока у Герасима есть Муму, он не может уйти от барыни, но и остаться он не в силах, потому что собаку у него отбирают.

Эту дилемму немой дворник разрешает по-своему: он избавляется от всего, что любимо и важно, чтобы рискнуть жизнью (барыня могла наказать его за побег, как угодно) и покинуть дом, где его тиранят. Теряя любовь, он обретает независимость.

Это сложнейшая тургеневская мысль, которую никакому ребенку в школе не объяснишь, убить душу, по Тургеневу, значит стать свободным. И лучшие любимые тургеневские герои не свободны.

Но независимость – не синоним счастья. Конечно, в уходе Герасима из Москвы в деревню мы видим протест героя против жестокости барыни, но финал произведения не жизнеутверждающий, а вовсе наоборот:

И живет до сих пор Герасим бобылем в своей одинокой избе; здоров и могуч по-прежнему, и работает за четырех по-прежнему, и по-прежнему важен и степенен. Но соседи заметили, что со времени своего возвращения из Москвы он совсем перестал водиться с женщинами, даже не глядит на них, и ни одной собаки у себя не держит.

Чему учит?

Произведение Тургенева учит тому, что не стоит употреблять свою власть во зло людям, мы – не боги, чтобы управлять чьими-то судьбами. Автор показывает, как далеко может зайти властный человек, если ему не перечить, а также то, насколько безразлично мы порой относимся к чужим жизням и ценностям. Эти пороки – равнодушие и деспотизм – нужно искоренить в себе.

Произведение учит нас и тому, что существуют добрые и светлые люди, которые, правда, из-за своей доброты и преданности теряют последнее. Таким образом, нужно быть сильными, когда это требуется, и быть слабыми с теми, кому это необходимо.

Критика

Мнения рецензентов разделились. Критики из правительственного журнала «Северная пчела» скептически отнеслись к истории, поведанной Тургеневым. Они упирали на то, что он сгустил краски и изобразил только крайности.

Более либеральные газеты и журналы оценили произведение высоко, оно принесло автору известность и уважение. Например, примечателен отзыв И. С. Аксакова, который хвалил образ Герасима:

В нём есть олицетворение русского народа, его страшной силы и непостижимой кротости, его удаления к себе и в себя, его молчания на все запросы…

Некоторых рецензентов творчество Тургенева насторожило, ведь он и сам дворянин, живущий за счет невольных крестьян, поэтому странно слышать от него, что крепостное право губительно для России.

Елизавета Приставка

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-rasskaza-turgeneva-mu-mu/

«Муму», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева

Русский писатель Иван Сергеевич Тургенев был сыном Варвары Петровны, властной женщины и жестокой крепостницы.

Пережив в детстве ранний уход матери и ненависть отчима, она получила наследство от дяди после ссоры с ним, поэтому вторая половина ее жизни — месть за невозвратно загубленную молодость, за пережитое рабство.

Став полновластной хозяйкой, она дала свободу своим капризам и своенравным поступкам.

Дети тоже боялись матери: Иван вспоминал, что редкий день проходил без наказания розгами. Впоследствии младший сын назвал мать «салтычихой» и сделал ее прототипом старой барыни в рассказе «Муму». События, положенные в основу сюжета рассказа, происходили в семье Тургеневых на самом деле.

Позже младшая сестра Варвара Житова (рожденная вне брака с отцом Ивана и жившая в доме на положении воспитанницы) вспоминала, что Варвара Петровна увидела в поле дюжего мужика, пашущего землю, и приказала забрать его себе в дворники. Это был Андрей, по прозвищу Немой.

Он носил кумачовые рубахи и числился в любимцах у хозяйки.

У него действительно была собачка Муму, которую Андрей утопил. Житова утверждала, что Тургенев в своем произведении описал Андрея. Портретное сходство очевидно, но финал в ее воспоминаниях разительно отличается от окончания истории дворника Герасима из рассказа «Муму».

Андрей — покорное и забитое существо, довольное своим рабским существованием.

Когда хозяйка приказывает ему лишить жизни любимую собачонку, он не только это делает, но и продолжает жить у своей хозяйки, простив ее за минуту гнева.

Тургенев же изобразил человека, способного на сильные и глубокие чувства, человека, не желающего покорно сносить издевательства и осознавшего свое человеческое достоинство.

Свободному человеку, живущему в XXI столетии, очень трудно представить себе, что означало в то время покинуть своего хозяина.

Крепостного, бывшего собственностью хозяина, могли продать, подарить, проиграть в карты, а за побег его могли вернуть в колодках и засечь до смерти.

Уход Герасима от своей хозяйки означал, что он осознал себя человеком и не чувствует больше себя бессловесной скотиной.

Почему Иван Сергеевич Тургенев изменил финал своего рассказа? Какую идею хотел донести читателю?

Итак, его глухонемой богатырь из деревни, оказавшись в условиях города, очень тяжело переносит новое существование, что автор подчеркивает с помощью развернутых сравнений.

Он сравнивает Герасима то с деревом, вырванным из привычной среды обитания, то с быком, которого забрали с вольных полей и посадили на цепь, то с пойманным зверем.

Неслучайно вся мебель в каморке Герасима отличается прочностью и добротностью, рассчитанной на силу богатырскую.

Писатель создал Герасима по образу своих представлений о русском народе и его будущем.

Тургенев наделил немого крепостного чувством справедливости, жаждой независимости, сознанием собственного достоинства — всем тем, чем обладал, по мнению писателя, русский народ.

У него получился совсем другой человек — не Андрей, кроткий, забитый, покорно принявший смерть любимого существа. Его герой должен был взбунтоваться, что и делает Герасим.

Лишенный родины, лишенный права любить кроткую и забитую прачку Татьяну, казалось бы, Герасим наконец отогревается сердцем возле крошечного живого комочка — спасенного щенка, названного Муму. Но нелепая случайность, из-за которой всеобщая любимица становится врагом номер один для капризной старой барыни, лишает Герасима последней возможности оставаться счастливым.

Поняв, что не жить его собаке в одном доме с его хозяйкой, Герасим принимает непростое решение самому разделаться со своей любимицей. Это для него становится чем-то вроде жертвоприношения. Тут и праздничный кафтан, и роскошный обед для любимой собаки.

Собственными руками утопив Муму, Герасим переступает ту грань, за которой обрывается чувство зависимости и страха. Потеряв все, что было дорого для него, глухонемой дворник обрел свободу. Ему уже нечего было терять, поэтому, отправившись обратно в деревню, Герасим испытывает «несокрушимую отвагу, отчаянную и радостную решимость».

Но пока он не утопил Муму, он не переступил эту грань и не обрел внутреннюю свободу.

Композиция подчеркивает, как неуклонно нарастает протест в Герасиме, как герой движется к внутреннему освобождению от крепостных уз, как пробуждается в нем человек, живущий своей волей. В финале автор показывает уход от барыни и возвращение на родину.

Однако герой изменился: наивная доверчивость, простодушие оставили его, а сила человеческого достоинства победила рабскую преданность барыне.

Только вот вкус этой победы горек: герой продолжает свою жизнь в одиночестве — «перестал водиться с женщинами» и «ни одной собаки у себя не держит».

  • «Муму», краткое содержание рассказа Тургенева
  • «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Первая любовь», краткое содержание по главам повести Тургенева
  • «Бежин луг», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Первая любовь», анализ повести Тургенева
  • «Рудин», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Бежин луг», краткое содержание рассказа Тургенева
  • «Дворянское гнездо», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Рудин», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Певцы», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Дворянское гнездо», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Накануне», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Русский язык», анализ стихотворения в прозе Тургенева
  • «Накануне», краткое содержание по главам романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • По произведению: «Муму»
  • По писателю: Тургенев Иван Сергеевич

Источник: https://goldlit.ru/turgenev/671-mumu-analiz

Анализ рассказа "Муму" Тургенева И.С

Всем известно, что сюжет «Муму» имеет реальный источник: эта история произошла в лутовиновском имении, герои, Герасим и Капитон, не придуманы.

В барыне сразу узнавалась Варвара Петровна Лутовинова, которая так утонченно умела мучить своих крепостных.

Однако смысл рассказываемого в «Муму» значительно превосходит и содержание фабулы произведения, и саму лутовиновскую историю о дворнике Андрее и его собаке.

Тургеневский рассказ сразу же был воспринят как антикрепостнический. Критика писала, что хотя сюжет его «незначителен», но он производит сильное, потрясающее впечатление.

Вместе с тем некоторые исследователи полагают, что в рассказе присутствует более широкое проблемное иоле, нежели сфера чисто социального конфликта эпохи крепостничества. В частности, С.

Бровер связывает образ Герасима с персонажами христианской мифологии и русского фольклора. Кстати заметить, еще Ив. Аксаков, размышляя о Герасиме, писал, что у Тургенева в характере героя «слышится…

присутствие другой, глубокой мысли, лежащей за рамками произведения и не исчерпываемой произведением».

Каким впервые предстает перед читателем Герасим? Он силен и высок. В вершке 4,45 сантиметра. Но когда в русской народной речи говорят о росте в вершках, то прибавляют их к 2-м аршинам (аршин — 71,1 см). Следовательно, рост Герасима получается равным 1,95 м, что, конечно, удивительно, но все-таки реально возможно.

Использование Тургеневым в исчислении роста героя оборота простонародной речи вполне органично. Его Герасим — крестьянин, пахарь. О нем уместно говорить народным языком. Уместно также и авторское изображение героя-пахаря великаном двухметрового роста. Для славянской традиции характерно возвеличивание крестьянского труда, а с ним и образа земледельца.

Прежде его огромные ладони» налегали» на соху, сильные руки держали косу, которой он сокрушительно «орудовал, и трехаршинный цеп». Теперь и его руках метла и лопата, символ скучной прозы городской цивилизации (С. Бровер).

Для Герасима, взявшего в руки метлу и лопату, скука действительно становится неотступным спутником, так как занятия Герасима по новой его должности казались ему шуткой после тяжких крестьянских работ; в полчаса все у него было готово .

Скучна ему новая должность еще и потому, что все сопряженное с ней — это навязанный труд, вмененный в обязанность. Тогда как тяжкие крестьянские работы, органичные рожденному для земли (потому и дана Герасиму-пахарю богатырская сила), доставляют ему истинную радость.

Это был вечный («неистомный») радостный труд под открытым небом, на огромной земле. Ничто не стесняло движений пахаря (никаких тулупов и кафтанов!) и он по-богатырски «взрезывал» сохой огромные ломти земли, пахнущие разнотравьем, размашисто косил, «безостановочно» молотил.

В городе же Герасим обречен на монотонные и не отвечающие его представлениям о труде занятия (оттого и скука!): двор содержать в чистоте», «два раза в день привезти бочку с водой», «натаскать и наколоть дров для кухни и дома», «чужих не пускать и по ночам караулить».

Следует подчеркнуть, что в замкнутом пространстве городской жизни героя преобладает исключительная заданность движений (туда — обратно), в то время как природный цикл (весна-лето-осень) не делает крестьянскую жизнь монотонной. Это особенно подтверждает одухотворенность занятий Герасима.

Барыня — капризное, самодурствующее существо.

Но вместе с тем она необыкновенно жалка, хотя бы потому, что не может повлиять на многое из происходящего в своем доме, например, урезонить пьяницу Капитона.

Гаврила с ключницей нещадно обкрадывают ее, дворня барыни лжива и ленива. И власть-то ее проявляется исключительно в капризах и жалких причудах, но которые тем не менее коверкают судьбы людей.

Наделенное властью, жалкое существо способно навязывать собственную волю другим: обречь девушку па беспросветную жизнь с пьяницей, превратить великана, богатыря в дворника, а челядь в толпу холопов (можно красть у хозяина, но по-прежнему оставаться его рабом)…

Чужая воля делает человека не только бесправным. Будучи противоестественным человеческой природе началом, она способна деформировать качества его души.

 Теснота, замкнутость Герасимова нового житья сталкивают его, всегда отчужденного несчастьем своим от сообщества людей , лицом к лицу с теми, кого называют челядью в барском доме.

Автор в самом начале рассказа (2-й абзац) представляет Герасима как «самое замечательное лицо из числа всей челяди барыни», ничем не объясняя императивность своего высказывания.

И все же почему Герасим самое замечательное лицо в дворовом окружении барыни? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо составить «коллективный портрет» челяди старой барыни.

Все, кто был знаком с В. П. Лутовиновой и ее имением в Спасском, могли подтвердить документальную основу картины дворовой жизни в рассказе «Муму».

Подобно матери писателя (дворни в Спасском было до нескольких десятков семейств), прислугу старая барыня держала «многочисленную»: прачки, швеи, столяры, портные и портнихи, шорник, горничные, башмачник, домашний лекарь госпожи, «беспрестанно подносивший барыне лавровишневые капли» (эти капли были в ходу и у домашнего доктора Варвары Петровны).

Что же касается атмосферы в доме старой барыни, то здесь, как и в Спасском, все трепетало, двигалось, суетилось, лукавило, ловило знаки одобрения или гнева. И, право, было от чего.

Как и Варвара Петровна, старая барыня любила испытывать челядь на преданность и покорность, разыгрывая при этом целое театральное представление: Герасим — труженик; именно труд составляет содержание его жизни и в деревне, и в городе. Челядь же изображена Тургеневым праздной.

В рассказе домашние слуги никогда не показываются работающими; они пьют, спят, сплетничают, болтаются по двору, следят за Герасимом и только. В этом отношении нагляден образ дворового Брошки, вообще без определенного рода занятий. У барыни он считался садовником.

Однако примечательна реплика дворецкого Гаврилы, когда он поручает Брошке сторожить вход в каморку Герасима:» …Что тебе делать? Возьми палку да сиди тут…» — подтверждающая абсолютное бездействие этого слуги при дворе барыни.

Единственное исключение из заведенного дворней правила пребывать в праздности — Татьяна, которая работала за двоих. Не будет лишним подчеркнуть, что и в этом она родственная душа Герасиму (в деревне тот трудился за четверых и в городе усердно исполнял… свою обязанность ).

Знаменателен и тот факт, что даже мастеровые люди из числа господской дворни являются либо пьяницами (как башмачник Капитон Климов), либо не умеющими делать свое дело, как, например, домашний лекарь Харитон.

Но, конечно, особенно выделялся из числа дворовых пьяница-башмачник Капитон, почитавший себя существом «обиженным и не оцененным по достоинству».

Сколько чванства и спеси несет в себе этот человек! Чего стоит только его передергивание плечиками и жалобы на жизнь в Москве — в каком-то захолустье ! Вместе с тем мы видим перед собой, как говорит дворецкий Гаврила, «забубенного человека!», разгульного, беззаботного, в потасканном и оборванном сюртуке , в «заплатанных панталонах» , и, самое впечатляющее, в дырявых сапогах. Воистину сапожник без сапог, кстати сказать, отчаянно жалующийся на то, что живет без дела.

Но чем безукоризненно владеет челядь, так это умением попадать в такт с настроением хозяйки. Показательно поведение приживалки, теряющейся в догадках относительно реакции барыни на впервые увиденную ею Муму. Но апогей угодничества дворни приходится на события, развернувшиеся вокруг Муму и ее хозяина.

Совершенно потрясает сцена, в которой показано, с какой фантастической скоростью усердные слуги передают по цепочке известие о ночном лае собаки Герасима и соответственно страданиях барыни. В картине же решительного натиска на Герасимово убежище Тургенев изображает такой прилив холопского усердия, что многое в поведении челяди с трудом поддается разумному осмыслению.

В произведении есть несколько сцен, которые вызывают откровенное недоумение и даже смех.

Например, если возможно объяснить, почему на каморку Герасима наступает целая толпа людей (лакеи и повара под предводительством дворецкого Гаврилы), то совершенно непонятно, отчего дворецкий в ходе этого броска  придерживал картуз, хотя ветра не было? Разве только представить наступление на Герасимово убежище до такой степени стремительным, что у его участников на бегу даже шапки срывало.

Или почему, стоя под дверями каморки Герасима, Гаврила крикнул: «Отвори… Говорят, отвори!»? Должно быть, от чрезмерного усердия даже забыл о глухоте дворника. Непонятно также, почему, когда дверь каморки быстро распахнулась и вся челядь тотчас кубарем скатилась с лестницы, Гаврила, стоявший, как известно, под самой дверью Герасима, оказался прежде всех на земле?

Вообще со стороны весь этот решительный натиск на каморку Герасима напоминает наступление полчищ лилипутов на спящего Гулливера.

Но если свифтовский герой, принимая законы страны Лилипутов и ее обитателей, внутренне уподобляется им, по сути, становится таким же лилипутом, то Герасим Тургенева был и остается Человеком-Горой.

С силой распахнув двери своей каморки и тем самым заставив челядь скатиться по лестнице вниз, он, великан, продолжал стоять наверху и смотрел с усмешкой на возню этих людишек .

 Великан и людишки — таков итог размышлений Тургенева о богатыре-пахаре и чужих людях, среди которых он оказался по господской воле.

Особо следует подчеркнуть, что если для автора Герасим — богатырь, могучий человек, то у окружения барыни он ассоциируется с нечистым («этому, прости Господи, лешему», «черта этакого», «кикимора лесная»)..

В мире людишек Герасим попадает в разряд отверженных, изгоев. Следуя сформированной обществом морали, «людишки» во все времена отказывались принимать не таких, как они.

Они постоянно шпионят за «великанами».

Вот и в Муму дворня следит за Герасимом («Из-за всех углов, из-под штор за окнами глядели на него»; «Скоро весь дом узнал о проделках немого дворника»; «Антипка подсматривал сквозь щелку за Герасимом»).

Но самое главное даже не это, а равнодушие большинства дворовых к страданиям Герасима. Когда он пытается отыскать украденную Степаном Муму, те, кто знали, лишь подсмеивались ему в ответ…

! Все это так напоминает сцену из сказки Пушкина о семи богатырях , в которой королевич Елисей в поисках своей невесты идет к людям. «Но кто в глаза ему смеется, кто скорее отвернется…».

И тогда Елисей обращается к силам природы — ветру, месяцу, солнцу…

И разве не похожа на описанную Тургеневым дружбу одинокого человека с собакой история Ивана Ивановича (Г. Троепольский. «Белый Бим, Черное Ухо»), чье одиночество тоже разделил пес, а не люди. Но Тургенев показывает попытки героя стать частью того мира, в который он был насильно ввергнут. Для этого писателю понадобилась история Татьяны в рассказе «Муму».

Источник: Тургенев в школе: книга для учителя / авт.-сост. Л.А. Капитанова. — 3-е изд, стереотип. — М.: Дрофа, 2010

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/turgenev_i_s/analiz_rasskaza_mumu_turgeneva_i_s/41-1-0-86

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector