Характеристика и образ луки лукича хлопова

+40

Характеристика и образ Луки Лукича Хлопова

2 года назад9.6K Следить

Характеристика и образ Луки Лукича ХлоповаАлексей

Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – начальник уездного города. Свою карьеру он начал молодым, с самых низов, и, к старости дослужился до начальника уездного города. Из письма друга городничего мы узнаем, что Антон Антонович – взяточник. Он не считает взяточничество преступлением, а думает, что взятки берут все, только «Чем выше чин, тем больше взятка.

» Ревизорская проверка для него не страшна. На своем веку он повидал их много. Но его настораживает, что ревизор едет «инкогнито» . Лука Лукич Хлопов – Смотритель училищ. По натуре он очень трусливый. Про себя говорит: «Заговори со мною одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет, и язык, как в грязь, завянул» . В училище преподают учителя.

Один учитель свое преподавание сопровождал постоянными гримасами. А учитель истории, от избытка чувств ломал стулья. Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин – судья. Считает себя очень умным человеком, так как за всю свою жизнь прочитал пять или шесть книг. Он заядлый охотник. В его кабинете, над Шкафом с бумагами, висит охотничий арапник. Взятки берет борзыми щенками.

Уголовные дела, которые он рассматривал, в таком состоянии, что он сам не мог разобраться, где правда, а где ложь. Артемий Филиппович Земляника – попечитель богоугодных заведений. В больницах царит грязь и беспорядок. У поваров грязные колпаки, а у больных одежда такая, как будто они работали в кузнице. Кроме того больные постоянно курят.

Артемий Филиппович не утруждает себя определением диагноза заболевания пациента и его лечением. Он на этот счет говорит: «Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровит, то и так выздоровит» . К тому же лекарь Христиан Иванович Гибнер – немец и не говорит по-русски. Шпекин – начальник почтовой конторы, который любил раскрывать чужие письма.

Как он сам говорил, это было из чистого любопытства, чтобы узнать, что нового в мире происходит. Без зазрения совести и с доброй наивностью он читал чужую переписку. Именно он прочел письмо Хлестакова другу Тряпкину, в котором тот во всей красе описывал глупость и жадность чиновников уездного города, а также приукрашено рассказал, как ему все несут взятки, принимая за ревизора.

В фамилии героя автором скрыто презрительное слово «шпик», которое обозначало сыщика или тайного агента. Именно благодаря этому персонажу чиновники уездного города узнали, что Хлестаков был вовсе не ревизором, а просто мелким чиновником из Петербурга. Автор считал, что разоблачение общества было возможно только через множество негативных примеров. Шпекин был одним из таких примеров.

Во времена, когда почта была единственным средством связи, он обладал невероятным объемом информации. А, как известно, информация правит миром. Поэтому роль этого персонажа в комедии очевидна.

2 года назад

Источник: https://gitun.com/q/19632

Лука Лукич Хлопов – характеристика с цитатами — Русская историческая библиотека

В гоголевском «Ревизоре» (см. его полный текст, краткое содержание и анализ) Лука Лукич Хлопов – смотритель училищ.

Как у других городских чиновников, его фамилия имеет своё характерное значение. Происходит она от слова «холоп». На родной для Гоголя (см. его краткую биографию) Украине и в Белоруссии оно произносилось как «хлоп».

Характеристика и образ Луки Лукича Хлопова

Смотритель училищ Лука Лукич Хлопов, герой «Ревизора»

Трусливое холопство и является главной чертой личности Луки Лукича. Судья Ляпкин-Тяпкин в пьесе – недалёкий резонёр. Попечитель Земляника – расчётливый льстец и угодник, готовый из собственных видов на любое предательство. Почтмейстер Шпекин (см.

характеристику) – наивен, бесхитростен и даже несколько восторжен. Бобчинский и Добчинский (см. их характеристику) – городские суетуны, склонные подхватывать любой слух.

Хлопов же – в первую очередь человек донельзя робкий, панически боящийся начальства.

Его тяга впадать в панику заметна уже в первой сцене «Ревизора». Когда городничий объявляет подчинённым о скором приезде ревизора «с секретным предписанием», Лука Лукич начинает потерянно восклицать:

Господи боже! еще и с секретным предписаньем!.. Зачем же, Антон Антонович, отчего это? Зачем к нам ревизор?

Раздавая распоряжения чиновникам ввиду предстоящей ревизии, городничий обращает внимание и на подведомственные Хлопову училищу. Диалог между ними двумя – один из самых смешных в гоголевской комедии:

Городничий. …Вам, Лука Лукич, как смотрителю учебных заведений, нужно позаботиться особенно насчет учителей. Они люди, конечно, ученые и воспитывались в разных коллегиях, но имеют очень странные поступки, натурально неразлучные с ученым званием.

Один из них, например, вот этот, что имеет толстое лицо… Не вспомню его фамилию, никак не может обойтись без того, чтобы взошедши на кафедру, не сделать гримасу, вот этак (делает гримасу), и потом начнет рукою из-под галстука утюжить свою бороду.

Конечно, если ученику сделает такую рожу, то оно еще ничего: может быть, оно там и нужно так, об этом я не могу судить; но вы посудите сами, если он сделает это посетителю, – это может быть очень худо: господин ревизор или другой кто может принять это на свой счет.

Из этого черт знает что может произойти.

Лука Лукич. Что ж мне, право, с ним делать? Я уж несколько раз ему говорил. Вот еще на днях, когда зашел было в класс наш предводитель, он скроил такую рожу, какой я никогда еще не видывал. Он-то ее сделал от доброго сердца, а мне выговор: зачем вольнодумные мысли внушаются юношеству.

Городничий. То же я должен вам заметить и об учителе по исторической части. Он ученая голова – это видно, и сведений нахватал тьму, но только объясняет с таким жаром, что не помнит себя.

Я раз слушал его: ну покамест говорил об ассириянах и вавилонянах – еще ничего, а как добрался до Александра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар, ей-богу! Сбежал с кафедры и что есть силы хвать стулом об пол.

Оно конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? от этого убыток казне.

Лука Лукич. Да, он горяч! Я ему это несколько раз уже замечал. Говорит: «Как хотите, для науки я жизни не пощажу».

Городничий. Да, таков уже неизъяснимый закон судеб: умный человек либо пьяница, или рожу такую состроит, что хоть святых выноси.

Читайте также:  Анализ произведения «уроки французского» распутина 6 класс

Лука Лукич. Не приведи господь служить по ученой части! Всего боишься: всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек.

В начале четвёртого действия пьесы чиновники собираются у комнаты, где спит и должен вот-вот проснуться Хлестаков (см. его характеристику). Они решают войти к нему по одному – так чтобы каждый сунул «ревизору» от себя взятку. Все, однако, боятся, как бы «ревизор» не посмотрел бы на это косо и не отдал под суд.

Отцы города спорят, кому заходить в комнату первым. Все боятся, упираются, кивают друг на друга. Предлагают идти первым и Хлопову: «Вы у нас просветитель юношества». Но он боязливо отнекивается:

Не могу, не могу, господа. Я, признаюсь, так воспитан, что, заговори со мною одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет и язык как в грязь завязнул. Нет, господа, увольте, право увольте!

В итоге первым заходит судья Ляпкин-Тяпкин, вторым – почтмейстер Шпекин, а третьим чиновники буквально вталкивают в комнату Хлопова. Сцена разговора между ним и «ревизором» представлена в явлении пятом четвёртого действия комедии.

Гоголь. Ревизор. Спектакль 1982 г. Серия 1

Хлопов «вытягивается не без трепета» перед Хлестаковым, который годится ему в сыновья. Когда Хлестаков предлагает ему сигарку, робкий Хлопов в нерешимости долго раздумывает, брать её или не брать. Наконец берёт, пробует раскурить, но зажигает не с того конца и роняет. Его бьёт нервная дрожь.

Лука Лукич ждёт серьёзной беседы с «ревизором», но легкомысленный Хлестаков вместо этого спрашивает: если Хлопов не охотник до сигарок, то, может быть, он любитель женского пола? «Какие вам больше нравятся – брюнетки или блондинки?»

Лука Лукич застывает в недоумении и наконец выдавливает из себя: «Не смею знать». «Признайтесь, верно, уж какая-нибудь брюнетка сделала вам маленькую загвоздочку», – не отстаёт Хлестаков.

Хлопов впадает в ступор. «Отчего же вы не говорите», – допытывается «ревизор».

Оробел, ваше бла… преос… сият…

– едва проговаривает Лука Лукич.

«В моих глазах есть что-то такое, что внушает робость?» – интересуется Хлестаков. Хлопов подобострастно подтверждает: «Так точно».

Хлестаков просит у Луки Лукича триста рублей взаймы. Хлопов хватается за карманы, вынимает деньги, подаёт их дрожащими руками и спешит выбежать от Хлестакова, облегчённо выдыхая:

Ну, слава богу! авось не заглянет в классы!

В пятом действии комедии городские чиновники приходят с поздравлениями к городничему и его жене. Те просватали дочь за Хлестакова, которого все продолжают считать видным столичным вельможей.

Лука Лукич является поздравлять вместе с супругой, которая явно держит его под каблуком.

Не дав сказать мужу ни слова, жена Хлопова выбегает вперёд, бросается к жене городничего и целуется с ней, лопоча:

Поздравляю вас, Анна Андреевна! А я так, право, обрадовалась. Говорят мне: «Анна Андреевна выдает дочку».

«Ах, боже мой!» – думаю себе, и так обрадовалась, что говорю мужу: «Послушай, Луканчик, вот так счастие Анне Андреевне!» «Ну, – думаю себе, – слава богу!» И говорю ему: «Я так восхищена, что сгораю нетерпением изъявить лично Анне Андреевне…» «Ах, боже мой! – думаю себе, – Анна Андреевна именно ожидала хорошей партии для своей дочери, а вот теперь такая судьба: именно так сделалось, как она хотела», – и так, право, обрадовалась, что не могла говорить. Плачу, плачу, просто рыдаю. Уже Лука Лукич говорит: «отчего ты, Настенька, рыдаешь?» – «Луканчик, говорю, я и сама не знаю, слезы так вот рекой и льются».

Когда городничий говорит, что надеется через будущего зятя приобрести в столице генеральский чин, Хлопов угодливо поддакивает:

И дай Бог получить!

Но тут почтмейстер приносит письмо Хлестакова Тряпичкину, откуда все понимают, что юноша, принятый ими за ревизора и видного сановника, был обычным молодым вертопрахом «без царя в голове». В письме Хлестаков едко высмеивает городских администраторов. О Хлопове там сказано:

  • «Смотритель училищ протухнул насквозь луком».
  • Лука Лукич пытается неумело возразить:
  • Ей-богу, и в рот никогда не брал луку.

В немой сцене, которая возникает при объявлении о приезде в город настоящего ревизора, трусоватый Лука Лукич «самым невинным образом» теряется среди других сотоварищей.

Его жена, только что поздравлявшая Анну Андреевну и Марью Антоновну, теперь стоит среди трёх дам, которые «прислонились одна к другой с самым сатирическим выражением лица, относящимся прямо к семейству городничего».

© Автор статьи – Русская историческая библиотека.

Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/6813-luka-lukich-khlopov-kharakteristika-s-tsitatami

Образ і характеристика Луки Лукича Хлопова в комедії Гоголя Ревізор твір

Лука Лукич – один з головних діючих персонажів комедійного твору Гоголя під назвою «Ревізор». Він займає посаду невеликого чиновника в містечку, а також є доглядачем училищ. Саме від його професійної діяльності залежить добробут звичайних мешканців міста, але він не завжди якісно підходить до поручаемым йому завдань.

Характером сильно відрізняється від інших чиновників, які займають такі посади. Він більше заляканий і смиренний, звик виконувати всі вказівки, що надходять згори. Так, наприклад, Суниця, який звик бути справжнім пронозою, і Городничий, який вважає себе справжнім міським правителем і титулованим царем, якому дозволено все, разюче відрізняються від Луки Лукича.

Автор характеризує його як самого цього боягуза, основними принципами якого є наступні фрази: авось пронесе і як би нічого не сталося. Головним законом для нього є городничий, який регулярно видає йому доручення, які необхідно дотримувати.

Самим головним правилом є те, що не можна брати в педагоги людей розумних і вільнодумних. Оптимальним варіантом, є люди зі знаннями, але щодо тупі, не здатні застосовувати отримані знання.

Він повинен контролювати вільнодумство і наявність інакомислячих в школах та інших освітніх системах.

Це необхідно для того, щоб виключити можливість виховання дітей, мислячих і вільних, тих, хто хоче йти проти системи.

Вдома всім заправляє дружина Анастасія, вона по-доброму називає його Луканчик, принижуючи гідність чоловіка. Коли він не може чітко висловити власної думки, його озвучує дружина, видаючи свою думку за рішення чоловіка. Так можна укласти, коли саме Настя вітає городничого з весіллям доньки, а герой промовчить до останнього і погодитися з її словами.

Він не має власну думку, а якщо воно і залишилося глибоко всередині, то він постійно його приховує, так як на роботі все за нього вирішує Городничий, а вдома всім завідує дружина, яка звикла тримати владу у власних руках і не давати спуску чоловікові.

А сам Лука Лукич і не думає змінювати ситуацію, тому просто пливе за течією і підпорядковується оточуючим людям, вирішальним за нього, що буде краще і як підійти до вирішення тієї чи іншої проблеми.

Дивіться також:  Твір Кочкарьов у пєсі Одруження Гоголя

Твір Лука Лукич

Лука Лукич – чиновник, персонаж комедійного твору під назвою «Ревізор», він обіймав посаду чиновника в невеликому повітовому місті, так само був доглядачем училищ. Також він відноситься до ряду державних службовців, які повинні відповідати за добробут міських жителів. Його головними якостями є смирення і страх перед чиновниками, що займають більш високі чини.

Він значно відрізняється від Суниці, звиклого бути лукавим і підлизуватися в будь-якому разі, а також від Городничого, який звик вважати себе справжнім Царем міста і фактично богом, якого потрібно підкорятися. На відміну від них Лука Лукич – самий справжній боягуз, не здатний боротися за власні права. Це характеризують і його улюблені фрази, які він регулярно вимовляє: авось пронесе і як би нічого не сталося.

Тому він повністю підкоряється розпорядженням городничого. Саме тому він упевнений, що необхідно у своєму підпорядкуванні тримати тільки безвольних і тупуватих педагогів, не здатних суперечити герою.

У той час прогресивні погляди і вільнодумство не віталися на території держави, тому розумні люди не користувалися великим попитом.

Особливо це стосувалося тих, хто працював у школах та училищах, адже саме там відбувалося основне виховання підростаючого покоління.

Не можна було, щоб вчителі могли прищепити антиурядові погляди і власні погляди на те, що відбувається в навколишньому світі.

Лука Лукич звик підкорятися і вдома, всім завідує його дружина Анастасія, вона ласкаво називає чоловіка «Луканчик», підкреслюючи його незначність в стінах будинку.

Він типовий людина того суспільства, не звиклий сміливо висловлювати власну думку і взагалі мати його. Тому він повністю підпорядковується того, що говорить його безпосередній начальник, будинки, він підкоряється тому, що каже дружина.

Коли Лука Лукич мовчить, вона звикла самостійно озвучувати його думку.

Дивіться також:  Образ і характеристика Прокурора в поемі Гоголя Мертві душі

Лука Лукич типовий представник того суспільства, звик, що всі рішення приймають інші люди. Він звик лестити і лицемірити, при цьому він робить це досить професійно, тому звик жити таким чином.

Источник: http://bigbro.com.ua/obraz-i-harakteristika-luki-lukicha-hlopova-v-komediyi-gogolya-revizor-tvir/

Образ чиновников с цитатами (Ревизор)

Главные герои погрязли в коррупции. Им наплевать на народ и его проблемы. Образы и характеристики чиновников в комедии «Ревизор» являются собирательными. Абсолютно все чиновники того времени были похожи друг на друга.

У них схожее мышление и мировоззрение. Гоголю удалось высмеять их пороки, вынести на суд людской.

Он искренне верил, что когда-нибудь настанут лучшие времена, и чиновников будут волновать не только собственные интересы, но и интересы простых смертных людей.

Ляпкин-Тяпкин

Судья. Человек высокого мнения о себе. Разговаривает со всеми на равных. Даже с Городничим, который на порядок выше его по социальному статусу. Считает себя дюже умным. При этом за всю жизнь прочел от силы шесть книг.

«Ляпкин-Тяпкин, судья, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову дает вес». На работу плюет с большой колокольни. Все у него на тяп-ляп. Большой любитель охоты. Взяточник. Берет не деньгами – щенками борзых. «Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем другое дело». Считает, что это вполне нормально, ведь он никого не обворовывает. Полный бардак на работе. Канцелярия суда превратилась в хлев, где по коридору гуляют не свиньи, а гуси, но сути это не меняет. В уголовных делах, которые вел судья, совершенная неразбериха. Иногда он сам не понимает, где, что и куда записывал.

Земляника

Попечитель богоугодных заведений.

«Толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив». «…Совершенная свинья в ермолке». В его ведомстве хаос аналогичный канцелярии Ляпкина-Тяпкина. Жуткий проныра. Всюду сует нос. Считает, что с помощью лести можно с легкостью добраться до карьерной верхушки. Лебезит и заискивает перед всеми, кроме простых смертных. На них ему точно наплевать. Больные предоставлены сами себе. Разгуливают по больничным коридорам с сигаретами во рту. Лечить их никто не собирается. Земляника действует по принципу: «Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет…». Подлый и низкий человек. В достижении целей пойдет на все: подставит коллег, предаст близких.

Сквозник-Дмухановский

Городничий. Образован. Смог подняться с низов и выбиться в люди. Взяточник от рождения. Твердо убежден, что:

«взятки берут все, и чем выше чин, тем больше взятка». Совесть его нисколько не мучила, что городская казна с его помощью была практически опустошена. Оправдывал воровство низким жалованьем. Мечтал стать генералом. Входил в роль генерала, когда общался с подчиненными. Мог позволить себе унизить, наорать, ударить человека. Наглый, дерзкий тип. Достаточно уверен в себе.

Хлопов Лука Лукич

Смотритель училищ. Безалаберный. Как и всем чиновникам на работу ему наплевать.

«Вот и смотритель здешнего училища. Я не знаю, как могло начальство поверить ему такую должность: он хуже, чем якобинец, и такие внушает юношеству неблагонамеренные правила, что даже выразить трудно». Азартен. Труслив. Немеет перед людьми выше его чином.

Хлестаков Иван Александрович

«Молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, — один из тех людей, которых в канцелярии называют пустейшими». Недовольный жизнью. При этом не предпринимает никаких попыток изменить ее в лучшую сторону. Живет за счет папиных подачек. Повеса.

Фантазер, мечтающий жить красиво. Мелкая пешка, сумевшая выбиться в дамки. Азартен до мозга костей. Именно ему удалось одурачить чиновников города N, где его приняли за ревизора. Парень был не промах и сумел по-быстрому вжиться в роль. Назанимав денег в долг, вовремя ретировался из города, оставив всех с носом.

Читайте также:  Сочинения для 11 класса

Шпекин Иван Кузьмич

Почтмейстер. Чрезмерно любопытен. Ему доставляет удовольствие изучать чужую переписку. Все возможности для этого есть. Так и время на работе быстрей пролетает за вскрытием почтовых конвертов. Первый узнал правду, что Хлестаков не ревизор, а лишь выдающий себя за него.

Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1537-obraz-chinovnikov-s-citatami-revizor.html

Урок развития речи. Лука Лукич Хлопов — Персональный сайт учителя русского языка и литературы

Подробности Категория: 8 класс

СМОТРИТЕЛЬ, -я, м. Должностное лицо, выполняющее обязанности по надзору, охране, а также (устар.) по управлению чем-нибудь. Техник-с. Смотритель маяка. Смотритель музейного зала. Станционный смотритель (начальник почтовой станции; устар.). Смотритель училищ(устар.).

Почетные смотрители уездных училищ — это звание учреждено в 1811 г. П.

смотрителям, считавшимся на государственной  службе, вменялось в обязанность «иметь надзор за училищами и оказывать им сообразное со средствами вспоможение».

Пожертвования их — необходимое условие для получения звания Почётного смотрителя — составляли постоянный доход училищ. Выбирались они преимущественно из дворян, а также из чиновников (с 1819 г.; см. Полн. Собр. Зак., № 27708).

При Николае I образование приняло замкнутый сословный характер  приходские школы для крестьян; уездные училища для детей купцов, ремесленников и др. городских обывателей; гимназии для детей дворян и чиновников.

В 1827 г. был издан указ и специальный циркуляр, запрещавший принимать крепостных в гимназии и университеты. Основу народного просвещения составлял принцип сословности и бюрократической централизации.

В 1828 г.

  школьный устав  по которому начальное и среднее образование делилось на три категории  для детей низших сословий — одноклассные приходские училища изучались четыре правила арифметики, чтение, письмо и «закон Божий» для средних сословий  то есть мещан и купцов  трёхклассные училища  геометрия, география, история для детей дворян и чиновников семиклассные гимназии  там готовили к поступлению в университет .

Уездные училища готовили учащихся к продолжению образования в гимназиях, а так же к практической деятельности.

В учебном плане было множество предметов — от закона божьего до рисования (Священная история, чтение книги о должностях человека и гражданина, география, история и т.д.).

Большая загруженость учебного плана вела к большой нагрузке учи­телей и учащихся: по 6-7 часов занятий в школе ежедневно. Учителя обязаны были пользоватся только рекомендованными ми­нистерством учебниками.

   Директора гимназий (в каждом губернском городе), кроме непосредственного руковод­ства ими, управляли всеми школами данной губернии.

Им были подчинен­ы смотрители уезных училищ, которые руководили всеми приход­скими училищами. Таким образом, руководитель школы более высокой ступени был ад­министратором школ низших ступеней.

В результате этого была создана администрация просвящения из специалистов, знающих дело.

  1. Образование придает человеку достоинство  да и раб начинает сознавать  что он не рожден для рабства.(Д.Дидро)
  2. На учебное дело в России может быть установлен совершенно особый взгляд  ему возможно дать национальную основу  в корне расходящуюся с той  на которой оно зиждется в остальной Европе  ибо Россия развивалась во всех отношениях иначе  и ей выпало на долю особое предназначение в этом мире. (П.Я.Чаадаев)
  3. Тем  кто хочет учиться  часто вредит авторитет тех  кто учит. (Цицерон)
  4. Ничему тому  что важно знать  научить нельзя, — все  что может сделать учитель  это указать дорожки. (Олдингтон Р.)
  5. В одном просвещении найдем мы спасительное противоядие для всех бедствий человечества! Карамзин Н. М.
  6. …Если вы хотите вознаградить честность  если хотите поощрять добро подталкивать нерадивых искоренять зло или исправлять недостатки  просвещение — широкое всестороннее просвещение — вот единственное что требуется вот единственная достойная задача. (Диккенс Ч.)
  7. Пусть ученик не заучивает науку а выдумывает ее сам. (Жан-Жак Руссо)
  8. Час работы научит больше чем день объяснения.  (Жан-Жак Руссо)
  9. Учить не мыслям а мыслить. (Иммануил Кант)
  10. Те  у которых мы учимся  правильно называются нашими учителями но не всякий кто учит нас  заслуживает это имя. (Иоганн Гёте)
  11.  Орел никогда не терял напрасно так много времени  как тогда  когда согласился учиться у вороны. (Уильям Блэйк)
  12. Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. (Адольф Дистервег)

Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ.

Господи боже! еще и с секретным предписаньем!

Зачем же, Антон Антонович, отчего это? Зачем к нам ревизор?

Что ж мне, право, с ним делать? Я уж несколько раз ему говорил. Вот еще на днях, когда зашел было в класс наш предводитель, он скроил такую рожу, какой я никогда еще не видывал. Он-то ее сделал от доброго сердца, а мне выговор: зачем вольнодумные мысли внушаются юношеству.

 Не приведи господь служить по ученой части! Всего боишься: всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек.

Не могу, не могу, господа. Я, признаюсь, так воспитан, что, заговори со мною одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет и язык как в грязь завязнул. Нет, господа, увольте, право увольте!

 (вытягиваясь не без трепета.) Имею честь представиться: смотритель училищ, титулярный советник  Хлопов.

 (про себя, в нерешимости.)Вот тебе раз! Уж этого никак не предполагал. Брать или не брать? Лука Лукич пробует закурить и весь дрожит (от испуга выронил сигару, плюнул и, махнув рукою, про себя.) Черт побери все! сгубила проклятая робость!

Лука Лукич находится в совершенном недоумении, что сказать.

  Не смею знать.

Осмелюсь доложить… (В сторону.) Ну, и сам не знаю, что говорю.

   Лука Лукич молчит.

  Оробел, ваше бла… преос… сият… (В сторону.) Продал проклятый язык, продал!

   Так точно-с.

  (хватаясь за карманы, про себя). Вот те штука, если нет! Есть, есть! (Вынимает и, подает, дрожа, ассигнации.)

 (вытягиваясь и придерживая шпагу.) Не смею долее беспокоить присутствием.

 (летит вон почти бегом и говорит в сторону.) Ну, слава богу! авось не заглянет в классы!

 Коробкин (продолжая читать). «Смотритель училищ протухнул насквозь луком».

 (к зрителям). Ей-богу, и в рот никогда не брал луку.

Городничий посередине в виде столба, с распростертыми руками и запрокинутой назад головою. По правую руку его жена и дочь с устремившимся к нему движеньем всего тела; за ними почтмейстер, превратившийся в вопросительный знак, обращенный к зрителям; за ним Лука Лукич, потерявшийся самым невинным образом;

Н.В. Гоголь в «Замечаниях для господ актеров » не уделил никакого внимания Луке Лукичу Хлопову…

Источник: http://bodnia.ru/index.php/materialy-k-urokam-literatura/67-8-klass/794-urok-razvitiya-rechi-luka-lukich-khlopov.html

Ссылка на основную публикацию