Любовь базарова в романе отцы и дети тургенева сочинение

(447 слов) Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» является произведением, которое актуально во все времена. Автор поднимает в нем множество проблем, затрагивает тему конфликтов поколений, и, конечно, не забывает о самом важном – о любви.

О любви в романе написано много. На протяжении всего произведения развивается несколько любовных линий и все они наделены некой особенностью, которая заставляет читателя переживать за каждую пару.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Любовь у Тургенева является великой силой, которая показывает некоторых персонажей совсем с другой стороны, открывает новые грани характера. Все его герои хотят любви, даже если стараются это скрыть.

Центральная линия любви это отношения между Евгением Базаровым и Анной Одинцовой. Базаров, будучи нигилистом, отрицал любовь. Он в нее не верил и полагал, что есть уважение, есть химия, но никак не любовь.

Однако жизнь показала обратное. Тургенев сначала показывает нам Базарова как человека, который твердо убежден во всех своих суждениях, но когда в его жизни появляется Анна Одинцова, он теряется.

Евгений мечется между своей влюбленностью и своими мыслями. 

«Страсть в нем билась, сильная и тяжелая — страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей…» . 

Эта цитата как нельзя лучше передает эмоции Евгения. Не зря автор говорит о злобе и страсти. Главный герой злится на себя и недоумевает, как он мог влюбиться, ведь ему это чуждо. Однако при этом понимает, что не может никуда убежать от своих чувств и решается их открыть Одинцовой.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Анна в произведении на дне (образ и характеристика)

Оценим за полчаса!

При этом, даже когда она его отвергает, справедливости ради необходимо сказать, что отвергает не от отсутствия чувств, а от того, что их опасается. Поразительно, но даже после этого Евгений хочет увидеть свою любовь перед смертью.

После этого Анна выйдет замуж по расчету и обезопасит себя от бури страстей, выбрав стабильное существование, пусть даже с человеком, который ей безразличен.  

Совсем другую любовь мы видим между Аркадием Кирсановым и Катей. Несмотря на то, что Аркадий отчаянно пытается походить во всем на своего друга, он все же совсем другой человек. У него очень трепетное отношение к семейным ценностям и к любви.

Он — обычный человек своего времени, возможно, именно поэтому он находит свое счастье, и они с Катей нежно друг друга любят, а потом и женятся.
Находит свое счастье в любви и отец Аркадия. Николай Петрович встретил Фенечку после давней смерти первой жены.

Несмотря на то, что он любил мать Аркадия, он смог превозмочь горе, и его душа вновь расцвела от любви. Николаю Петровичу совсем не важно происхождение возлюбленной и разница в возрасте между ними. Они живут душа в душу и воспитывают сына Митеньку.

Для них нет социальной пропасти, потому что настоящая любовь превозмогает все. 

Таким образом, на примере нескольких пар, Тургенев показывает любовь с разных сторон. Она может быть несчастной, а может быть счастливой, но в любом случае, она меняет человека к лучшему, и в этом с автором никак нельзя поспорить. 

Ксения Алексеева

Источник: https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/tema-lyubvi-v-romane-ottsy-i-deti-i-s-turgenev/

Любовь в жизни Евгения Базарова (по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети")

  • В известном романе Александра Ивановича Тургенева «Отцы и дети»
  • любовь занимает важную роль в жизни героев. В данном произведении
  • мы познакомимся с четырьмя любовными парами: Фенечки и Николая
  • Кирсанова, Княгини Р. и Павла Кирсанова, Аркадия и Екатерины и
  • Базарова с Одинцовой. Некоторые из этих пар смогли наладить свои
  • отношения и жить дальше счастливой жизнью, а некоторые наоборот не
  • смогли выдержать испытания любовью. Каждая пара по своему
  • интересно, но по моему мнению, самой интересной парой романа
  • являются Базаров с Одинцовой. Так как Базаров со своими
  • нигилистическими взглядами поддался любви и был на мгновенье как все.
  • До знакомства с Анной он не отдавал никакого внимания любви,
  • относился скептически: «Что за таинственные отношения между

мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения».

  1. Как всем известно, Базаров не признавал ничего, в том числе и любовь. Но
  2. в один из прекрасных дней происходит знакомство нигилиста с
  3. аристократкой. В какой-то из моментов Базаров перестает жить как

прежде. Базаров впервые начинает прислушиваться к своему сердцу. Он

  • до этого никогда бы не подумал, что с ним случится такое. Для него это
  • было реальным испытанием. Его принципы и взгляды отошли на второй
  • план, но в нём оставалась борьба между любовью и его принципами.
  • Одинцова благодаря своей природной красоте и сдержанности сделала из
  • Базарова романтика. Она показала на что способна красота и
  • человеческие чувства. Одинцова показала, что из черствого и циничного
  • человека можно сделать настоящего романтика. Но раскрыв его чувства
  • она и не думала, что все зайдет так далеко. Да, им было хорошо вдвоем,
  • но Одинцова нуждалась в друге, и она нашла его. Они были очень

разными людьми. Но благодаря Одинцовой Базаров стал другим. Он

перестал всё отрицать, он стал верить в любовь, в настоящие чувства. На

какой-то миг он проникся всей сладости любви. Он стал как все. Хоть она и

  1. отвергла его чувства, она показала, что любовь может творить чудеса.
  2. Базаров, как и любой другой человек имеет право любить и быть любыми,
  3. но ему не особо повезло в этом плане, но эти испытания показали, что
  4. любовь в нашем мире не заменима ничем. Даже надуманные принципы,
  5. которых он придерживался долгое время, уступили чувству любви:
  6. «Любовь может изменить человека до неузнаваемости». Я думаю, что над
  7. каждым человеком властна любовь. Любовь- это неописуемое чувство,
  8. которое может управлять тобой как хочет, но она приносит необычное

внутренне наслаждение. Без любви никуда. Любовь бывает разная, но

  • самое главное — любить искренно. Базаров впервые полюбил, и я думаю,
  • это было искренно. По содержанию произведения мы увидели, что она
  • отвергла его чувства. Но Одинцова сделала невероятное — человек,
  • который никогда никого не любил вдруг проникся и стал совершенно
  • другим, он изменился в характере, в своих поступках. Теперь он как и
  • многие начал чувствовать порывы своего сердца, начал любить,
  • наслаждаться этим. Любовь таинственная вещь, но она дана людям для
  • благих дел. Я предполагая, что и животные испытывают это чувство, так

как из тысяч они находят друг друга. Также как и люди. Я думаю, что для

  1. каждого в этом мире есть вторая половинка. Так и Базаров надеялся найти
  2. свою половинку в лице Одинцовой. Под конец хочу повторится, но любовь
  3. и вправду творит чудеса. На примере Базарова мы видим, что сердце
  4. человека, который никогда никого не любил можно растопить. Ведь
  5. Базаров начал любить по настоящему, страстно и глубоко. Думаю, в
  6. другой жизни Базаров непременно найдет свою любовь и будет счастлив.

Источник: http://weresu.me/ru/articles/17058-lyubov-v-zhizni-evgeniya-bazarova-po-romanu-i-s-turgeneva-ottsy-i-deti

Сочинение по роману Тургенева «Отцы и дети» — «Характеристика Евгения Базарова»

После жизни полной труда студент Евгений Базаров стал человеком сильным и излишне суровым. Естественные науки, которые он изучал, развили в нём ум и приучили никогда не принимать что-либо на веру. Базаров стал чистым эмпириком.

То есть опыт для него – единственный источник познания, лишь личное ощущение – единственное убедительное доказательство. Евгений Базаров признаёт лишь то, что можно узнать одним из пяти чувств. Всё остальное для него – деятельность нервной системы.

То, что большинство называет идеалом – поэзия, любовь – не лучше вина, всё это преувеличение – «романтика», «вздор». Критик Антонович отмечал, что герои романа – это олицетворённые идеи. Базаров олицетворяет отрицательное направление, а иными словами нигилизм. М.А.

Антонович считает, что Базаров – лучший представитель поколения «детей», но и его Тургенев изображает подлецом. И вообще автор, по мнению критика, изобразил молодёжь субъективно, обличив не худшую её часть, а всех молодых людей скопом.

В тоже время Евгений не совершает подлостей, но не из-за нравственных убеждений или совести, но из расчёта. Исключительно из расчёта он выполняет вещи порой неприятные.

Базаров чрезвычайно самолюбив, работает он без перспективы, без цели, для добывания хлеба или из-за любви к работе.

Евгений поступает всегда только так, как ему захочется или же как ему выгодно и удобно. Им управляют личная прихоть или личный расчёт. Базаров не признаёт никакого нравственного закона над собой, никакого принципа (хотя отрицание – тоже принцип). Как говорил Достоевский «Если Бога нет, всё дозволено». Базарову всё дозволено, он сам определяет границы своих действий.

Впереди у Евгения никакой высокой цели, при всём этом потенциал его огромен. Базаровщина – неизлечимая болезнь века.

Базаров никого не любит, хоть его харизма и привлекает тут же внимание людей, а в особенности женщин. В цинизме Базарова критики отмечают внутреннюю и внешнюю стороны. Внутренняя сторона – это цинизм мыслей героя и его чувств. Внешняя же сторона — цинизм манер и выражений, которые он себе позволяет.

Ирония по отношению к различным чувствам, мечтательности, лирическим порывам и, как следствие, несерьёзное восприятие искусства – всё это следствие внутреннего цинизма души.

Здесь повлиял склад ума Евгения, изучавшего естественные науки и ставшего воспринимать весь мир через призму науки.

Выражение ироничного отношения (ухмылки и развязное поведение героя в серьёзных моментах), беспричинная резкость в обращении – это уже цинизм внешний. Этот вид цинизма зависит уже от чисто внешних условий развития, свойств общества.

Пролетарий-труженик, вроде Евгения, независимо от выбранного пути доходит до практического реализма. Мечтательность сама собой отмирает за ненадобностью. Человеку не хочется стремиться к идеальной высокой цели. По сути и конфликт романа – это конфликт между практикой и теорией.

Тургенев специально сделал Базарова грубым, не знающим манер, чтобы бросить тень и на нигилизм. Во всей литературе того времени нигилистов представляли эмансипированными грубыми женщинами, невоспитанными разнузданными мужчинами. Критик М.А.

Антонович отмечает, что Тургенев, обличая нигилизм Базарова, вкладывает в Евгения все современные ему прогрессивные воззрения поколения «детей», не совсем в них разобравшись. Критик считает, что Тургенев отказывает в возможности любоваться природой, изучая её и понимая все закономерности окружающего мира.

Отрицание в романе действительно не представляется достойным принципом жизни. Безусловно у автора есть полное право на такую точку зрения.

Надо помнить, что рубеж пятидесятых-шестидесятых годов девятнадцатого века – эпоха назревающих социальных кризисов. Именно в эту эпоху создавал роман И.С. Тургенев.

Нужно так же вспомнить, что часто бывая заграницей, писатель стал свидетелем революции 1848 года во Франции.

Да и события на родине Тургенева были не менее показательны – политическая «оттепель» начавшаяся в правление Александра II не могла не вызвать усиления революционно настроенных групп.

Критики в статьях о романе выводят и историческое происхождение образа Базарова. Во все времена было меньшинство умных людей, недовольных жизнью.

Глубокий же анализ всегда вызывает скепсис, это показал ещё Лермонтов в своём творчестве и образе Печорина.

Не имея возможности реализовать свой потенциал, переделать общество, такие люди вымещают своё бессилие в критику. Они начинают анализировать, исследовать, выявлять слабые стороны и критиковать всё.

Отсюда рождается презрение к миру, которое не приносит ничего плодотворного, кроме упражнений героев в остроумии.

В литературе это тип «лишнего человека»: Чацкий, Онегин, Печорин, Рудин (герой одноимённого романа Тургенева) и Бельтов («Кто виноват?» Герцена), которые, имея горячее желание, не могут подняться даже до начальника отделения.

Человек из народа, представитель большинства, в противоположность меньшинству «лишних» людей, скован предрассудками и в этом залог его душевного спокойствия, в этом его защита от стрессов жизни и от бесцельных духовно-нравственных исканий. Такие герои как Максим Максимыч и Татьяна Ларина руководствуются предрассудком.

Но помимо негативного, это слово понимается и в своём прямом значении — перед рассудком, до рассудка. Такую предрассудочную природу имеет народный, даже наивный фатализм Максима Максимовича, который просто объясняет сложные вещи: «Впрочем, видно, уж так у него на роду было написано».

У Татьяны Лариной основой её личности является нравственный долг (именно поэтому она любимый персонаж Пушкина, ценившего долг и честь и ставившего их выше рассудка и чувств).

Татьяна, продолжая любить Онегина, остаётся на нравственной высоте и выражает своё мировоззрение хрестоматийным, но чрезвычайно глубоким «Но я другому отдана; Я буду век ему верна».

Любовь к отчизне у лирического героя стихотворения М.Ю. Лермонтова «Родина» тоже является предрассудком. Ведь это «странная любовь», которую не победит рассудок, замечающий в России массу отрицательных вещей.

Это стихотворение даёт нам возможность отделить настоящего Лермонтова от в некоторой степени близкого, но не тождественного ему Печорина. При всей аналитичности ума и критичном отношении к проблемам современной ему России, Лермонтов был чужд байроническому презрению мира.

Его отношение ближе к миросозерцанию Гёте и восточному восприятию жизни.

Меньшинство постоянно думающих, ищущих, размышляющих, а потому лишних людей, в противовес народу несчастно. В их душе есть противоречие, побуждающее к духовно-нравственным исканиям, которые никогда не заканчиваются удачей. У Чацких ум без мудрости, Печориных – воля без знаний, у Рудиных – знание без воли.

Но Базаров, хоть и восходит к этой череде героев, от них отличается. Помимо того, что Базаров довольно беден для сына дворянки, мысль у него слилась с делом. Он реально стремится принести практическую пользу, лечит людей, двигает науку.

Противоречие казалось бы решено, цельность характера и убеждений Базарова отлична от смятённого духа Печорина, который сам не знал чего хотел и трагично закончил жизни в Персии.

Но, нашедший своё кредо, нашедший последователей, Евгений Васильевич оказывается лишним в обществе традиций, оказывается слабее его.

Простой народ любит и понимает Евгения, но своим он стать до конца не может. Он чудной, ведь «свой» и барин – антитеза для простого народа. У Базарова нет друзей, одиночество его устраивает. Он замкнут. У Евгения в любви нет анализа, он не смог бы найти семейного счастья. У того же Аркадия больше шансов, хотя Базаров и умнее, и замечательнее.

В любви личность раскрывается во всей своей глубине. Ведь по отношению к любви, к возлюбленным мы видим всю подноготную человека, его готовность к жертвам, степень его альтруизма в межличностных отношениях.

Читайте также:  Образ петербурга в романе преступление и наказание

Любовь Базарова к Анне Сергеевне Одинцовой интересна своей динамичностью. Чувство, родившись в глубинах души Евгения, постепенно, «с боем», берёт и сознание нигилиста в плен. Сначала Базаров пытается прикрыть чувства физическим влечением, но неожиданно для себя самого признаётся Анне Сергеевне.

Получив отказ, Евгений не может вернуться к прежней жизни. Любовь оставила на его душе неизгладимый след. Никакие учения, весь его цельный и последовательный нигилизм не смогли бороться с любовью.

Чувства подавили всяческое сопротивление как у поколения «отцов» (Павел Петрович), так и у поколения «детей» (собственно Базаров).

Перед смертью Базаров доказывает стойкость своей системы, своего мировоззрения. Полностью осознавая своё положение он отказывается от исповеди (соглашаясь на неё лишь в бессознательном состоянии).

Некоторые критики видят в его желании видеть Одинцову наоборот крушение нигилизма, разрушение которому приносит любовь. Всё это есть в сцене смерти – и мужество Базарова-нигилиста, и в тоже время его предсмертное прозрение. Он вдруг понимает, что мир всё же шире нигилистических взглядов.

Как отмечал Писарев, перед смертью Евгений стал человечнее, показал свою поистине богатую, цельную натуру.

Но Евгений умирает, а последователи этого «героя времени» оказываются пустыми подражателями, копирующими лишь внешнюю оболочку нигилизма. На деле Кукшина и Ситников, при всей их эксцентричности и самомнении, остались такими же мещанами как и их окружение,.

«Поколение отцов» будет воспроизводить себя ещё долгие годы, укреплённое устойчивыми мифами и предрассудками, в которых живёт большинство. Образы же подобные Базарову до самого конца 1870-х годов окажутся маргинальными, бичуемыми в большой литературе (всё позднее творчество Достоевского будет антинигилистическим).

В 1881 нигилизм, на русской почве теснейшим образом связанный с революционными идеями, приведёт к смерти Александра II и окончательно разделит русское общество на два противоборствующих лагеря.

Источник: https://best-language.ru/sochineniya/turgenev/otcy-i-deti/sochinenie-po-romanu-turgeneva-Otcy-i-deti-harakteristika-evgenija-bazarova

Характеристика Евгения Базарова в романе "Отцы и дети": описание личности и характера

Краткая характеристика Евгения Базарова

Евгений Васильевич Базаров — будущий доктор, старший друг Аркадия Кирсанова. Базаров является нигилистом по своим убеждениям. Он — умный, ироничный и насмешливый человек. Окружающие боятся его острого ума и прямоты. Евгений Базаров не признает искусство и романтику. Он не восхищается природой, не верит в любовь и брак.

Однажды Базаров влюбляется в молодую вдову Анну Сергеевну Одинцову. Он упрекает себя за слабость и презирает в себе это романтическое чувство — любовь к женщине. Страдая от неразделенной любви, Базаров ищет утешения в работе.

«…Приятель Аркаши, очень, по его словам, умный человек…»
Возраст Базарова — около 30 лет. Он старше Аркадия, которому 23 года, и примерно одного возраста с Одинцовой, которой 28 лет:
«…мы оба уже не первой молодости, особенно я…»
«…на что мне моя молодость? Живу я один, бобылем…»

О внешности Базарова известно следующее:

«…человеку высокого роста, в длинном балахоне с кистями…»
«…Он медленно проводил своими длинными пальцами по бакенбардам…»
«…Не правда ли, какое у него славное лицо?..»
«…Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум…»
«…в энергической по прежнему фигуре…»
    Смотрите: Внешность Базарова в цитатах
Евгений Базаров — сын простого лекаря и потомственной дворянки:
«…Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно, и в звуке его голоса было что то грубое, почти дерзкое…»
«…Мой дед землю пахал, – с надменною гордостию отвечал Базаров…»

Вероятно, Базаров не является дворянином. Не известно, унаследовал ли он дворянство от отца или все же является разночинцем. До сих пор нет единого мнения о дворянстве героя (см. подробнее Происхождение Базарова):

«…Имение не его, а матери; душ, помнится, пятнадцать…»
«…я ведь плебей, homo novus – не из столбовых, не то, что моя благоверная…» (отец Базарова о себе)

  • Сам Евгений Базаров, судя по всему, не относит себя к числу дворян, хотя по линии матери он — потомственный дворянин:
  • Евгений является бедным, но гордым человеком:
  • Он учится на доктора:
  • Евгений Базаров занимается естественными науками:

«Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки.» (Базаров — Аркадию)

«…Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал…»

«…Он в будущем году хочет держать на доктора…»
«…А! он по медицинскому факультету…»
«…Главный предмет его – естественные науки. Да он все знает…»
«…он принялся за своих лягушек, за инфузории, за химические составы и все возился с ними…»
Он является самоуверенным человеком:
«…лицо выражало самоуверенность и ум…»
«…И ведь тоже думал задача есть, ведь я гигант!..»

Евгений Базаров —  умный мужчина:

«…Приятель Аркаши, очень, по его словам, умный человек…»
«…лицо выражало ум…»
Он является нигилистом по своим убеждениям:
«…Он нигилист Который ко всему относится с критической точки зрения Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип…»
«…вы не признаете никаких авторитетов? Не верите им?

– Да зачем же я стану их признавать? И чему я буду верить? Мне скажут дело, я соглашаюсь, вот и все…»

Евгений Базаров — бунтарь в душе:
«…Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле…»

Он является простым человек в общении с окружающими и не любит «церемоний»:
«…Он чудесный малый, такой простой – ты увидишь…»
«…чувствовала в Базарове отсутствие всего дворянского, всего того высшего, что и привлекает и пугает…»
«…Главное, не надо обращать на него внимания: он церемоний не любит…»
«…Разве вы не знаете сами, что изящная сторона жизни мне недоступна…»

  1. Евгений Базаров не танцует на балах в отличие, например, от его друга Аркадия:
  2. Базаров — неразговорчивый и некрасноречивый человек. Он не любит «красиво» говорить:
  3. Евгений является развязным человеком с небрежными манерами:

«…Аркадий танцевал плохо, как мы уже знаем, а Базаров вовсе не танцевал…»

«…Базаров вообще говорил мало в присутствии «старичков Кирсановых»…»
«…Я нахожу, что говорить красиво – неприлично…»

«…Его аристократическую натуру возмущала совершенная развязность Базарова…»
«…Все в доме привыкли к нему, к его небрежным манерам, к его немногосложным и отрывочным речам…»»…встретив его быстрый и небрежный взгляд…»
Он — неробкий человек:
«…Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно…»Евгений Базаров является насмешливым, ироничным человеком:
«…Базаров, который лишь изредка вставлял в разговор насмешливое слово…»
«…он тотчас же встряхнул головой, иронически поздравил себя «с формальным поступлением в селадоны*»…» (*селадон — волокита)Он любит шутить и подтрунивать над окружающими:
«…он пришел и, по обыкновению полушутя, полузевая, просидел у ней…»

«…Вам все желательно шутить, – ответил Павел Петрович…»

«…Слуги также привязались к нему, хотя он над ними подтрунивал…»

  • Евгений Базаров — самолюбивый человек:
  • Он является спокойным, флегматичным мужчиной:
  • Евгений является холодным, хладнокровным человеком:

«…И самолюбие какое противное, – перебил опять Павел Петрович…»
«…тут только открылась ему на миг вся бездонная пропасть базаровского самолюбия…»

«…Все, – с невыразимым спокойствием повторил Базаров.
«…флегматически заметил Базаров…»

«…Базаров и тут остался холоден как лед…»
«…Холодная усмешка скривила губы Базарова…»

«…Что, он всегда у вас такой? – хладнокровно спросил Базаров у Аркадия…»

«…Город как город, – хладнокровно заметил Базаров…»

  1. Евгений не любит говорить о чувствах:
  2. Базаров — надменный, презрительный человек:
  3. Он является гордецом, нахалом и циником, по мнению Павла Петровича:
  4. Базаров — самонадеянный человек:
  5. Он ко всему относится критически и старается обо всем иметь свое мнение:

«…вы меня извините… я вообще не привык высказываться…»
«…я не смею при нем выказывать свои чувства, потому что он этого не любит. Он враг всех излияний…» (отец Базаров о сыне)

«…Базаров надменно выпрямился…»
«…с надменною гордостию отвечал Базаров…»
«…Увы! презрительно пожимавший плечом…»
«….воскликнул Базаров с презрительною усмешкой…»

«…Павел Петрович считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем…»

«…не имеем той дерзкой самонадеянности…»

«…Я ничьих мнений не разделяю; я имею свои…»

«…Вы опасный господин; вы такой критик…»

«…Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен – и баста!..»

Базаров — «хищный», агрессивный человек:
«…Он хищный, а мы с вами ручные Вот ваш приятель этого и не хочет, а в нем это есть…» (Катя о Базарове)
«…мы драться хотим…»
«…нам это скучно – нам других подавай! нам других ломать надо!..»

Он является резким человеком:

«…Базаров ей понравился – отсутствием кокетства и самою резкостью суждений…»
«…Послушай, Евгений, ты уже слишком резко с ним обошелся, – заметил Аркадий. – Ты его оскорбил…»
Евгений Базаров — твердый, жесткий человек:
«…согласитесь, хоть я и не мягкое существо…»

«…многие его даже осуждают за такую твердость его нрава и видят в ней признак гордости или бесчувствия…»

Он гордится тем, что сам себя воспитывает:
«…Всякий человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я, например…»
«…человеку иногда полезно взять себя за xоxол да выдернуть себя вон, как редьку из гряды; это я совершил на днях…»
Нигилист Базаров не признает искусство:
«…Вы, стало быть, искусства не признаете?..»
«…не предполагаете во мне художественного смысла, – да, во мне действительно его нет…»

Евгений считает, что химик приносит в 20 раз больше пользы, чем поэт:

«…Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта, – перебил Базаров…

Базаров также равнодушен к природе:
«…Катя обожала природу Одинцова была к ней довольно равнодушна, так же как и Базаров…»

Он ни перед чем не преклоняется:
«…мы теперь вообще ни перед кем не преклоняемся…»

Базаров смеется над современной медициной, но при этом все равно учится на врача:

«…мы теперь вообще над медициной смеемся…»
«…Ты хоть и смеешься над медициной, а я уверен, можешь подать мне дельный совет…»

Он не верит в романтическую любовь и романтику:

«…любовь… ведь это чувство напускное…»
«… но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни…»
«…И охота же быть романтиком в нынешнее время!..»Базаров также не верит в брак:
«…Ты придаешь еще значение браку; я этого от тебя не ожидал…» (Базаров — Аркадию)

Он является трудолюбивым человеком в отличие от своего друга Аркадия:

«…Аркадий сибаритствовал, Базаров работал…»

«…Базаров работал упорно и угрюмо…»

Евгений обычно рано встает и идет на прогулку:
«…он обыкновенно встает рано и отправляется куда нибудь…»
Судя по всему, он является хорошим врачом:
«…В ее глазах он и доктор был отличный…»
«…Павел Петрович уже лежал в постели с искусно забинтованною ногой…»

  • Евгений — честный, прямой человек:
  • Базаров является скромным человеком, он не любит хвастаться:
  • Евгений — необычный, незаурядный человек:

«…Базаров объявил ей о своем отъезде не с мыслию испытать ее, посмотреть, что из этого выйдет: он никогда не «сочинял».

«…Вы очень скромны…» (Одинцова о Базарове)
«…Не знаю, хвастаться не хочу…»

«…вы человек не из числа обыкновенных…» (Анна Сергеевна — Базарову)
«…в пошлости никто бы не упрекнул Базарова…» (непошлый — то есть незаурядный)

Он не хочет быть ничтожеством, как многие другие люди:
«…мои родители не беспокоятся о собственном ничтожестве, оно им не смердит… а я… я чувствую только скуку да злость…»

Базаров является бескорыстным человеком:
«…Он бескорыстный, честный человек, – заметил Аркадий…»

Евгений — совестливый человек:

«…Да и совестно как-то от него запираться…»

Он является добрым человеком, по мнению Фенечки:

«…как мне вас благодарить; такой вы добрый, право…» (Фенечка — Базарову)
Евгений Базаров ценит женскую красоту:
«…Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты…»

При этом он не очень уважительно называет женщин «бабами»:

«…Это что за фигура? – проговорил он. – На остальных баб не похожа…» (Евгений об Одинцовой)
«…«Вот тебе раз! бабы испугался!»…» (Базаров говорит самому себе про Одинцову)

Базаров считает, что красивым женщинам не нужно быть умными:

«…по моим замечаниям, свободно мыслят между женщинами только уроды…»
Евгений Базаров умирает в молодом возрасте — от заражения тифом:
«…Я сегодня ездил в деревню, знаешь – откуда тифозного мужика привозили. Они почему-то вскрывать его собирались Ну, вот я и попросил уездного врача; ну, и порезался…»
«…Если я заразился, так уж теперь поздно…» Это была цитатная характеристика Евгения Базарова в романе «Отцы и дети» Тургенева: описание личности, характера, внешности, привычек, происхождения героя.

Смотрите: 

Все материалы о Евгении Базарове
Все материалы по роману «Отцы и дети»

Источник: https://www.literaturus.ru/2015/08/harakteristika-bazarova-otcy-i-deti-turgenev.html

Сочинения на Getsoch.ru

Сочинение на тему «Любовь в жизни Евгения Базарова»

Подписывайтесь на нашу группу ВК

       Роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» стал своеобразным символом своей эпохи. Дворянство как класс изживало себя, на смену ему приходили молодые деятели.

Для этого периода было характерно зарождение такого течения, как нигилизм. Нигилисты отрицали все истины и ничего не принимали на веру. Самым ярким образом нигилиста в русской литературе является Евгений Базаров, герой романа И.С.

Тургенева.

       При первой встрече с Базаровым читатель видит молодого человека, лицо которого выдает незаурядный живой ум. Евгений прямолинеен, лишен чувства такта и прочих, бессмысленных на его взгляд, манер. Молодой нигилист яростно отстаивает свою точку зрения. Он высмеивает дворянские привычки и жизненный уклад братьев Кирсановых, ему чужд аристократический образ жизни.

       Гордый и самоуверенный Базаров встречает прекрасную Анну Сергеевну Одинцову. Впервые он видит ее на балу и сразу отмечает, что эта женщина не похожа на других. Постепенно его душу охватывает сильное чувство к Анне Сергеевне.

Для него это становится трагедией, так как само признание существования любви рушит теорию отрицания всего прекрасного и возвышенного. Духовные терзания Евгения и кокетливое поведение Анны заставляют его признаться в своих чувствах.

Базаров и Одинцова совершенно разные люди, их мнения и взгляды на жизнь в корне различаются, но оба являются очень сильными и умными личностями. Во время нахождения в Никольском, в гостях у Одинцовой, Евгений много времени проводит с хозяйкой поместья, они ведут увлекательные беседы, много спорят.

Одинцова видит, что Базаров испытывает к ней нежные чувства, она и сама чувствует зарождение любви, но его пылкое признание пугает её. Анна Сергеевна понимает, насколько они непохожи, она пугается любви Базарова. Спокойное и размеренное существование для нее важнее отношений с Евгением Васильевичем.

       Получив отказ от Одинцовой, Базаров злится на себя за проявленную слабость. Но именно с этого момента в его сознании начинают происходить перемены. Благодаря любви, он становится богаче духовно, и расширяет рамки нигилистического отрицания человеческих чувств. Евгений до и после встречи с Одинцовой – это два совершенно разных человека.

       В финале романа происходит еще одна, на этот раз последняя, встреча героя с возлюбленной. Находясь при смерти, Евгений просит отца послать нарочного к Анне Сергеевне с поклоном от него. Одинцова приезжает к Базарову и привозит с собой доктора, но даже светило медицинской науки уже не в силах вылечить молодого человека.

Женщина, увидев мертвенно-бледное лицо Базарова, испытала ужас, она осознала, что, вероятнее всего, не любила его. Он это понял, но его прощальная речь звучала горячо: «Ну, что ж мне вам сказать… я любил вас! Это и прежде не имело никакого смысла, а теперь подавно. Любовь — форма, а моя собственная форма уже разлагается.

Скажу я лучше, что — какая вы славная! И теперь вот вы стоите, такая красивая…».

Читайте также:  Сочинение поступок, которым я горжусь

       Тургенев, проводя Базарова через испытание любовью, показал несостоятельность его отрицания романтических чувств. Евгений Васильевич, полюбив, открывает в себе новую глубину, и это делает его образ еще более привлекательным и интересным. Трагический финал романа показывает глубину одиночества и непонятости образа главного героя.

Источник: https://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/478-sochinenie-na-temu-lyubov-v-zhizni-evgeniya-bazarova.html

Образ Базарова в романе «Отцы и дети»: сочинение, характеристика образа жизни в литературе

Если вам надо написать сочинение про образ Базарова, то в этой статье вы найдете цитаты, характеристику этого персонажа и других.

Базаров — главный герой романа «Отцы и дети», который написал И. С. Тургенев.

Его образ стоит наряду с другими известными литературными персонажами такими, как Обломов, а также Евгений Онегин и другие.

В этой статье вы найдете характеристику и описание образа Базарова нигилиста с цитатами для сочинения.

Сочинение на тему «Образ Евгения Базарова нигилиста» в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»: характеристика, образ жизни

Образ Евгения Базарова нигилиста

Евгений молодой человек, сторонник нигилизма — модного течения того времени. Подробнее про его образ, жизненные предпочтения, семью, читайте ниже. Вот сочинение на тему «Образ Евгения Базарова нигилиста» в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» — характеристика, образ жизни:

Базаров – старший друг Кирсанова, будущий врач, что придерживается в убеждениях нигилизма. Его основные черты – острый ум, ирония, сарказм. Многие боятся его за остроту ума. Также герой может прямо выражать свою точку зрения, что далеко не всем нравится.

Персонаж реалистичен – он не восхищается красотами природы, не верит в любовь. Тем не менее, в его жизни появляется вдова Одинцова. Базаров считает, что чувства к ней – слабость и презирает себя за это.

Евгений с головой уходит в работу, чтобы найти утешение от неразделенной любви.

Почему же Базаров не герой времени, как Онегин или Печорин? Ведь он также придерживается прогрессивных и противоречивых взглядов, имеет свою точку зрения.

Все дело в том, что в ту пору нигилизм был в моде, его придерживались многие молодые люди.

Поэтому можно сказать, что Евгений Базаров не привносит ничего своего, он просто следует уже сложившейся модели поведения. Как и многие другие.

Кирсанов характеризует Базарова как человека смышленого. Видно, что приятель старше самого Аркадия. Учитывая, что Одинцовой 28 лет, то Базарову около 30-ти. Он обладает высоким ростом, носит длинный балахон с кистями. Евгений имеет бакенбарды, приятное, длинное и худое лицо, широкий лоб и заостренный нос. Ему не чужда самоуверенность.

Мать Базарова – потомственная дворянка. А вот отец – обычный врач. В Базарове чувствуется некая дерзость – и это нечто большее, чем обычный максимализм. Сложно сказать, унаследовал ли Евгений дворянство либо же он разночинец. Однако сам себя герой к дворянам не относит. Он человек принципиальный и гордый. Хоть и не богат.

Занимается естественными науками. Нигилист относится ко всему с критической точки зрения, все анализирует и не витает в облаках. Авторитетов у Базарова нет. Только он сам.
Герой ничего не принимает «на веру», ему важны доказательства и факты. В душе он бунтарь.

Тем не менее, Базаров не любит «церемониться» и прост в общении. На балах Базаров считает оставаться в стороне и не веселится. Разговорить ему достаточно сложно – возможно потому, что ему интересно общение только с теми, кто равен по интеллектуальным способностям.

Остальные кажутся скучными.

Манеры Базарова небрежны. Он несколько развязен. Базаров – самовлюбленный. Робостью не отличается. Любит подтрунивать над остальными. О чувствах Евгений не любит говорить, считает их слабостью.

Может быть надменным и презрительным. Герой не признает искусство и занимается самовоспитанием. Считает, что химик приносит больше пользы, чем поэты. К природе равнодушен. Что же касается женщин, считает, что если дама красива – умной ей быть необязательно.

Резок в своих высказываниях.

Краткая характеристика образа: 

Евгений Базаров – 30-летний, несколько надменный и самонадеянный врач. Нигилист и циник. Его выбор – анализ и логика, а не чувства и возвышенные эмоции.

Некоторые люди считают его грубоватым и надменным из-за того, что он не стесняется выражать свою точку зрения прямо. А она приятна далеко не всегда. Ведет себя герой развязно, а иногда даже вызывающе.

Но рационализатором не является, ибо нигилизм в то время был моден среди молодежи.

Образ родителей Базарова — кратко образ матери, отца в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева: сочинение

Образ родителей Базарова

Конфликт отцов и детей – основная проблема произведения. Базаров не может найти точек соприкосновения с отцом и матерью. А может даже и не хочет. Вот сочинение на тему «Образ родителей Базарова» — кратко образ матери, отца в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева:

Отец его был заслуженный лекарь, добился дворянского статуса своими заслугами. А вот мать Базарова была женщиной весьма доброй и суеверной. Умело вела хозяйство.

Вне зависимости от разницы рода деятельности и мать, и отец Евгения – консерваторы. Допустим, отец, Василий Иванович, достижения науки игнорирует.

Считает, что медицина должна быть традиционной.

Родители Базарова трудолюбивые. Однако, в отличие от сына, им не хватает любознательности и стремления познавать новое. Они словно погрязли в своем устаревшем мирке, который уже давно не соответствует реалиям. Тем не менее, Евгений для них – смысл жизни. Да и они дороги ему – хоть, со стороны кажется, что Базаров вовсе не любит отца и мать.

Тем не менее, с родителями он более мягок, чем с другими людьми. Открыто выразить свои чувства он смог только перед смертью, когда осознал, что бороться с консерватизмом нет смысла. Кажется, единственная слабость в Базарове – это любовь к родителям. Но поддерживая в себе нигилиста, он намеренно скрывает свои чувства.

«Бунтующее сердце» — образ героя, Базарова: сочинение с цитатами, 10 класс

«Бунтующее сердце» — образ героя, Базарова

Базаров – герой прогрессивный, но неоднозначный. Он практически никого не уважает, никогда не прогибается ни перед кем и не придает значения чужому мнению. В душах читателей он оставляет неизгладимый след.

По крайней мере, им можно восхищаться либо ненавидеть, но равнодушным герой не оставляет никого.

Вот сочинение с цитатами для 10 класса про образ героя Базарова на тему «Бунтующее сердце»:

Как и Чацкий, он стремится открыть людям глаза и показать «правильный» взгляд на современный мир. Однако Базаров не боится быть непонятым, показаться глупым, не боится, что его отвергнут. По большому счету, Евгению безразлично, кто и что про него думает.

Герой – вольнодумец. Он говорит то, что считает нужным и никого не боится. Это «новый» человек, что верит в прогресс, который настанет благодаря благам науки. Что же касается искусства, он считает это бесполезным явлением в обществе. На первое место Базаров ставит разум и анализ.

Это дерзкий, надменный молодой мужчина, которому никто не указ. Тем не менее, тот факт, что Базаров умирает, говорит о том, что его мнение – заблуждение. Будущее не за такими людьми, они должны уходить. Вполне возможно, что в чем-то Базаров был прав. Но, увы, не во всем.

Цитаты:

  • «Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца».
  • «Важно то, что дважды два четыре, а остальное все пустяки».
  • «Я ничьих мнений не разделяю, я имею свои».
  • «Нечего мешкать. Мешкают одни дураки да умники».
  • «Вот, что значит с феодалами пожить. Сам в феодалы попадешь и в рыцарских турнирах участвовать будешь».
  • «А что касается до времени – отчего я от него зависеть буду? Пускай же оно лучше зависит от меня».

После влюбленности в Одинцову, его взгляды несколько меняются. Но суть остается прежней. Базаров уверен, что любовь – это непростительная слабость.

Образ Базарова и Кирсанова: сравнительная характеристика

Образ Базарова и Кирсанова

Базаров и Кирсанов – представители кардинально разных точек зрения. Вот подробная сравнительная характеристика этих образов:

Можно сказать, что это столкновение двух мировоззрений, которые сформировались незадолго до крестьянской реформы. Один из них революционер – либерал, а другой – консерватор. Один – молодой человек, готовый менять мир. Второму нравится жить по привычному укладу.

Даже двигаются они по-разному. Базаров ходит быстро и уверенно, а Кирсанов – медленно. Друг Евгения по своей натуре аристократ. Он следит за своей внешностью. В молодости был любимцем женщин.

Теперь же он среднего возраста. Что же касается Базарова, это бедно одетый молодой человек с густой шевелюрой. У него худощавое лицо с выразительными глазами. Он умен и самоуверен.

Видно, что Евгений не особенно следит за своей внешностью.

Для молодого Базарова главное – движение к прогрессу путем развития научной мысли. Что же касается Кирсанова – ему главное жизненное спокойствие. Соответственно, его все устраивает. Менять он уж точно ничего не собирается.

Отличается и происхождение. Базаров – сын военного лекаря. Именно поэтому он далек от высшего общества. Что же касается Кирсанова, это офицер, дворянин. Бывать в высшем обществе для него не в новинку.

Кирсанов не интересуется наукой, он мало эрудирован. А вот Базаров, напротив, несмотря на бедность, очень начитан и порой говорит очень логичные вещи. Отличается и образ жизни.

Базаров рано встает и успевает сделать много дел, пока все остальные еще спят. Порой он даже забывает поесть. Если Базаров попадает за стол, то ест много и много пьет.

 А вот Кирсанов ценит комфорт и годами принимает пищу в одно и то же время. Он любит нежиться в постели, встает поздно.

Что же касается взглядов на семью, Павел Петрович после смерти любимой женщины хранит ей верность. Ведь он однолюб. А Базаров вообще отношения с женщинами ни во что не ставит, он цинично говорит о любви.

Хоть впоследствии и обретает ее. Базаров честен. Он презирает крестьянское невежество и суеверие. Но сочувствует простому люду. Считает, что все равны.

А вот Кирсанов жалеет крестьян для вида, а при встрече с ними ему мерзко, он морщится и не разговаривает с ними.

Подобных Базаровых и Кирсановых можно и ныне наблюдать в современном обществе.

«Трагизм образа Базарова» в литературе, системе образования: сочинение

Трагизм образа Базарова

Образ Евгения трагический. В чем это проявляется и почему, описано ниже. Вот сочинение на тему «Трагизм образа Базарова» в литературе, системе образования:

Образ Базарова можно считать трагическим, поскольку герой так и не успел реализовать свой выдающийся потенциал. Он имел много идей и видел пути развития общества, но на практике ничего не применил. Герой считал, что такие разночинцы, как он, должны стать основой общества, что не должно быть бедных и богатых. В своей борьбе Евгений категоричен и активен.

Он повергает семейство Кирсановых в шок, когда они понимают кто приятель Аркаши. Его друг (то есть Базаров) – нигилист, что не имеет авторитетов и подвергает все анализу.

Ему не важен опыт предыдущих поколений, он считает все дурным и неправильным. Аристократы для него – не приспособлены к жизни и не полезны для общества (равно, как и творческие люди). Для Базарова – главное наука.

Даже чувства для героя – пустое место.

Однако трагизм еще заключается и в том, что Евгений забывает о созидательной цели своего существования. Борясь с несовершенствами общества, он несет разрушение. А конкретно: опровергая все на свете, он не выдвигает своих стратегий развития общества, не делает ничего, чтобы изменить его к лучшему.

Получается, «ломать – не строить». Все раскритиковать и не сделать нового взамен – куда проще, чем наглядно показать, как сделать общество лучше. Он хочет освободить жизнь от аристократических накоплений, поскольку народу не нужно. Но Евгений не считает, что его поколение рождено созидать.

А что будет, если на месте старого не построить ничего нового? Останутся только руины. Даже если такие люди, как Кирсанов живут неправильной жизнью и вредны для общества, Базарову следовало продумать стратегию развития страны и общества и прилагать усилия, обзавестись единомышленниками. Тогда держава зажила бы лучше.

Евгений считал, что «расплачиваться» за его «социальные руины» будут дети и внуки – пусть они строят новое государство и новое общество. Что еще раз говорит о том, что его идеи – демагогия.

Так же, как герой не готов к серьезным отношениям с женщинами, так он не готов и к изменению системы, что царит в стране. Бунт в его душе, безусловно присутствует. Но это протест ради протеста.

И «логичный» и «критичный» Базаров сам себе противоречит, поскольку он только разрушает, а взамен ничего не предлагает.

Точно также думает и Тургенев. Он намеренно подвергает Базарова испытаниям, пытаясь развенчать его самонадеянность и сменить точку зрения. Кстати, тот факт, что умирая, Евгений признает свою неправоту, говорит сам за себя.

Писарев «Базаров» — образ Базарова: когда написана статья, о чем?

Писарев «Базаров» — образ Базарова

Для Писарева «базаровщина» — не правильный подход, а болезнь. Болезнь и заблуждение целого поколения. Молодой доктор самонадеян.

Он сеет налево и направо нигилистические идеи, не имеет авторитетов, ломает, не стараясь при этом построить новое и лучшее.

Вот что писал Писарев про образ Базарова в статье «Базаров» — о чем и когда она написана:

Общество понимает, что стратегия Евгения неверная. Быть может, поэтому у Базарова нет единомышленников, и даже женщины не обращают на него внимания? Да, сила Базарова в его уверенности в себе и верности идеалам (каким бы то ни было). Но жить совершенно без принципов и авторитетов невозможно.

Автор уважает тот факт, что перед смертью, Базаров признал свою неправоту и отказался от нигилизма. Писарев говорит, что умереть как Базаров – значит, совершить подвиг. Именно поэтому он прощает герою все несовершенства.

Тургенева Писарев считает эстетом, поэтому уверен, что Базаров ему антипатичен. Однако Евгений – неплохой молодой человек. Просто он, как и многие люди своего возраста, впадал в крайности. Если бы он этого не делал, а просто был практикующим медиком — то, вполне вероятно, считался бы полезным в обществе человеком.

Что же касается Аркадия, то это просто подражатель идей Базарова. Он пытается стать нигилистом, поскольку это модно. Писарев намекает и на то, что Кирсанов – не противоположность Базарова, а родная душа. Несмотря на разницу в сословии и идеях, они оба эмпирики и скептики.

Образ Базарова и Одинцовой в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева: сочинение, кратко

Образ Базарова и Одинцовой

Образ Одинцовой очень интересный и прослеживается на протяжении всего произведения. Вот краткое сочинение про образ Одинцовой и Базарова в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева:

Анна Сергеевна Одинцова прожила непростую жизнь. Отец был азартным человеком и проигрывал все в карты. Поэтому ей пришлось рано повзрослеть, и начать заботиться о семье.

После она вышла замуж по расчету. Муж был богатым мошенником. Тем не менее, он ее очень любил. Однако взаимности не получил.

После смерти супруга, Одинцова наконец почувствовала себя свободной женщиной.

Она холодна и рассудительна. Существование Одинцовой скорее размеренное, чем бурное. Она облагораживает поместье, никого вокруг не замечая. Базаров видит в ней человека душевно близкого, но она отвергает его.

Несмотря на то, что Одинцова и Базаров одного возраста, она выглядит и мыслит намного старше. Мало того, героиня апатична. Она считает, что уже погубила свою жизнь и поздно что-то менять. К слову, в конце творения она вновь выходит замуж по расчету. Анализируя образ, невольно возникает вопрос: «А может сама Одинцова виновата в тот, что ее жизнь погублена?».

Видео: Образ Базарова в романе «Отцы и дети»

Прочитайте по теме:

Источник: https://heaclub.ru/obraz-bazarova-v-romane-otcy-i-deti-sochinenie-harakteristika-obraza-zhizni-v-literature

Ссылка на основную публикацию