Сочинение по повести чёрная курица, или подземные жители погорельского

«Чёрная курица» — небольшой рассказ Антония Погорельского, написанный им для своего маленького племянника Алексея Толстого, будущего известно писателя.

В этой статье мы приведем анализ рассказа «Чёрная курица», который поможет вам лучше познакомиться с произведением и понять его суть. Не лишне будет также прочесть краткое содержание этого рассказа.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Но сначала обсудим, к какому жанру относится «Чёрная курица» и поговорим о главном герое.

Жанр произведения «Чёрная курица, или Подземные жители»

Сочинение по повести Чёрная курица, или Подземные жители Погорельского

Произведение имеет подзаголовок «Волшебная повесть для детей», хотя оно больше соответствует жанру романтической сказки. Здесь есть характерное для романтизма двоемирие: мир реальный – пансион, где обучался главный герой Алёша, и мир волшебный – подземное царство. Причём эти два мира не изолированы друг от друга. Например, Чернушка в действительности обычная курица, а в волшебном мире – заслуженный министр.

С волшебной сказкой произведение роднит наличие героя, который должен пройти испытания, присутствие волшебных предметов (конопляное семечко), мотив троекратного повтора. Анализ рассказа «Чёрная курица» это явно показывает.

Образ главного героя произведения «Чёрная курица»

Главный герой – мальчик Алёша, который живёт и учится в пансионе в Санкт-Петербурге.

Вначале он показан любознательным и умным ребёнком, которому нравится учение, он дружит с товарищами, только грустит по выходным и праздникам, ожидая писем «от папеньки и маменьки». Ещё одно хорошее качество Алёши – его доброта.

Он кормит курочек во дворе, а когда кухарка собирается зарезать его любимую Чернушку, со слезами бросается защищать курочку и отдаёт свой золотой империал, лишь бы спасти её.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Сочинение лирика тютчева

Оценим за полчаса!

Рассматривая сюжет сказки, продолжим анализ «Чёрная курица» Погорельского.

За добрый поступок хохлатка решила отблагодарить своего спасителя. Она показала ему подземное царство, чтобы мальчик не так остро чувствовал своё одиночество.

Его жизнь становится интересной: в волшебном царстве он видит рыцарей, беседует с королём, гуляет по необычному саду, рассматривает красивые деревья необыкновенных цветов, диких зверей на цепях.

Чернушка подробно рассказывает его о подземном мире и своём народе.

В награду же за доброту Алёша получает ещё один дар – конопляное семечко, благодаря которому он может отвечать любой урок, совершенно ничего не уча.

Следует отметить, что король со вздохом дарит мальчику такое семечко: он вынужден это сделать, так как обещал исполнить его желание за спасение Чернушки.

Но правителю совсем не нравится, что Алёша будет лениться и получать похвалы, не прикладывая усилий.

Выводы в анализе рассказа «Чёрная курица»

Обратим внимание, что и сам Алёша вначале чувствует неловкость, когда его хвалят за хороший ответ: внутренний голос твердит, что он не заслуживает похвалы, ведь «урок этот не стоит ему никакого труда».

Погорельский показывает, как изменился Алёша: вскоре его перестали терзать муки совести, он сам поверил в собственные необыкновенные способности, стал важничать перед другими мальчиками. В итоге герой растерял всех друзей.

Погорельский отмечает, что в Алёше, как и в любом человеке, происходит внутренняя борьба. Он чувствовал, что похвалы несправедливы, он должен исправиться, но самолюбие брало верх, и мальчик становился всё более эгоистичным.

Кроме того, анализ рассказа «Чёрная курица» выявляет, что в этом произведении Погорельский даёт нравственный урок своим читателям: чужие заслуги не принесут счастья, незаслуженный успех, не являющийся результатом труда, приводит к эгоизму и потере добрых качеств характера.

Кульминацией произведения становится момент предательства Алёши. Он рассказывает о подземном царстве, нарушая запрет, и Чернушка вместе со всеми жителями вынуждена переселиться «далеко-далеко от здешних мест».

Погорельский противопоставляет великодушного Чернушку и Алёшу, ставшего мелочным и трусливым. Подземный министр перед уходом прощает Алёшу, он помнит своё спасение и по-прежнему благодарен за него.

Об одном только просит он мальчика: снова стать добрым и хорошим. Алёша долго страдает из-за своего поступка, чувствует вину и всеми силами стремится исправиться. Ему это удаётся, он становится «послушным, добрым, скромным и прилежным».

И еще отметим одну важную мысль, делая анализ рассказа «Чёрная курица».

Погорельский на примере Алёши показывает своим маленьким читателям, что доброту, любознательность, честность надо постоянно воспитывать в себе. Один наш неосторожный, трусливый поступок может принести несчастье окружающим. Заслужить любовь и уважение людей можно, только совершая добрые поступки для других.

Вы прочитали анализ рассказа «Чёрная курица», автором которого является Антоний Погорельский. Надеемся, что эта статья оказалась интересной и понятной. Почаще заходите в наш блог, ведь там вы найдете сотни статей с подобной тематикой. по теме:

  • Краткое содержание рассказа «Чёрная курица»

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/analiz-proizvedeniya-chyornaya-kurica

Сочинение по «Черная курица, или Подземные жители» А.Погорельского

«Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельского – это волшебная сказка. В ней переплетается реальность и фантастика.

Главный герой произведения – мальчик Алеша. Ему не более девяти или десяти лет. Алеша в числе других детей учится в мужском пансионе в С.-Петербурге на Васильевском острове. Он послушный и прилежный мальчик.

Алеше нравится учиться, «дни учения для него проходят быстро и приятно», но в выходные дни ему грустно и одиноко. В это время все разъезжаются домой, а Алешины родители живут далеко от Петербурга. «По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и единственным его утешением было чтение книг».

Алеша рос романтиком и мечтателем. «Любимым его занятием было мысленно переноситься в старинные, давно прошедшие века». Еще Алеша любил кормить курочек. Особенно ему нравилась черная хохлатая Чернушка.

Алеша заступился за нее, когда однажды к празднику кухарка Тринушка решила поймать и приготовить из Чернушки обед. Добрый и щедрый мальчик отдал кухарке за курочку империал – подарок бабушки.

Чернушка, которая оказалась министром подземных жителей, решила отблагодарить мальчика за свое спасение. Она открыла свою тайну, провела Алешу в закрытое королевство, где король подарил ему конопляное семечко, взяв клятву никогда никому не рассказывать о подземных жителях. Теперь Алеша мог не уча отвечать на любой заданный урок.

С этого времени характер мальчика начал портиться. Если сначала он стыдился незаслуженных похвал учителей, то потом он настолько возгордился своими успехами, что вообразил себя «гораздо лучше и умнее» своих товарищей.

Из скромного мальчика он превратился в высокомерного, заносчивого и ленивого. Не имея необходимости тратить время на выполнение уроков, Алеша «занимался шалостями, и эта праздность еще более портила его нрав».

Товарищи стали смотреть на него с презрением, перестали его любить.

Алеша настолько отвык заниматься, что, потеряв конопляное семечко, не смог сам выучить урок. Боясь наказания, он выдал тайну, предав подземных жителей, чем навлек беду не только на Чернушку, но и на весь подземный народ, который был вынужден покинуть свое место жительства.

Сказка поучительная. Она мне понравилась. Я понял, что нельзя ставить себя выше других людей, даже если ты много знаешь и умеешь. Если ты дал слово, то надо держать его до конца. Нельзя надеяться на хитрость и жульничество, правда всегда выйдет наружу.

Источник: https://literature.land/vse-sochineniya/sochineniya-po-proizvedeniyam/pogorelsky-chernaya-kuritsa-podzemniye-dgitely-sochineniye.html

Погорельский А. “Черная курица или подземные жители” Читательский дневник

  • Погорельский А.
  • Название: “Черная курица или подземные жители”
  • Жанр: сказочная повесть
  • Тема произведения: о детях
  • Число страниц: 91
  • Главные герои и их характеристика
Читайте также:  Сочинение алиса в стране чудес

Алеша.

  Добрый и милый мальчик, всеобщий любимец. Отзывчивый, ранимый, большой фантазер и мечтатель. Не выдерживает испытание вседозволенностью и становится черствым эгоистом, за что оказывается сурово наказан. Понимает свои ошибки и вновь становится добрым товарищем и честным мальчиком.

Чернушка. Курица-министр. Благодарная, верная, честная. Прощает Алешу, несмотря на то, что сама оказывается строго наказана.

О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)

Сказка о том, как простой мальчик узнает тайну
подземных жителей и получает волшебное семечко. Как мальчик становится плохим и
как он раскаивается в своем поведении.

  1. Сюжет — краткое содержание
  2. Мальчик Алеша учится в пансионате и однажды спасает черную курицу от кухарки.
  3. Курица ведет Алешу в подземный мир, где превращается в элегантного человечка, министра подземной страны.
  4. Король подземной страны дарит Алеше волшебное семечко, которое позволяет не учить уроки, а все знать, даже не открывая книги.
  5. Алеша теряет семечко и не может ответить урок, его строго наказывают, а Чернушка возвращает Алеше семечко, предупреждая, что мальчик должен исправиться.
  6. Алеша рассказывает тайну подземных жителей, но его все равно секут розгами.

Чернушка говорит, что подземные жители уходят навсегда.  Алеша заболевает, а после болезни становится прежним добрым мальчиком.

Понравившийся эпизод

Мне понравилась сцена охоты в подземном мире.
Когда Алеша оказался в подземном мире, он сел на палочку с головой лошади и
поскакал на ней по переходам. Вместе с охотниками он охотился на подземных крыс,
видел деревья из мха и различные драгоценные камни.

План произведения для пересказа

  • Алеша учится в пансионе.
  • Алеша выручает Чернушку.
  • Чернушка и черные рыцари.
  • Алеша попадает в подземный мир.
  • Охота под землей
  • Волшебный дар короля.
  • Алеша зазнался.
  • Потерянное семечко.
  • Визит Чернушки.
  • Наказание и предательство.
  • Чернушка в цепях.
  • Болезнь и выздоровление.

Главная мысль

Своих друзей предавать нельзя, а свое слова
нельзя нарушать. Всего в жизни следует добиваться своим трудом, а не
волшебством.

Чему учит эта книга

Эта сказка учит нас доброте, благородству,
отзывчивости. Умению быть благодарными и умению прощать. Учит трудиться, не
искать легких путей, преодолевать собственные слабости и недостатки. Учит
держать свое слово, учит помогать друзьям.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Мне очень понравилась эта сказка. Мальчик Алеша
был добрым и хорошим, он спас Чернушку, не пожалев свою единственную монету,
все свое богатство.

Но волшебное семечко сыграло с Алешей дурную шутку, сделав
его эгоистом, а потом и предателем. Но Алеша исправился, и поэтому он мне
все-таки нравится.

У каждого человека есть недостатки, но уважения заслуживает
тот, кто находит силы эти недостатки исправлять.

  • Новые слова и выражения
  • Пансион — специальное учебное заведение в старину.
  • Занемочь — заболеть.
  • Империал — старинная золотая монета.
  • Кушак — пояс, ремень.
  • Шандала — особый подсвечник.
  • Пословицы к произведению
  • Давши слово, держись, а, не давши, крепись.
  • Друг познается в беде.
  • Маленькая ложь за собой большую ведет.
  • Долг платежом красен.
  • Один в грехе, а все в ответе.
  • Другие читательские дневники

Похожее

Источник: https://pushkinsdelal.ru/pogorelskiy-a-chernaya-kurica-ili-po/

Чему учит сказка Черная курица

Сказка Антония Погорельского «Чёрная курица, или подземные жители» повествует о мальчике по имени Алёша. Однажды ему довелось познакомиться с таинственными жителями подземного мира.

Алёша спас чёрную курицу, а потом подружился с ней. Но курица оказалась на самом деле министром при дворе подземного короля. В благодарность за спасение своего подданного Алёша получил от короля подарок. Крохотные зёрнышки помогали мальчику отвечать урок, хотя он вовсе и не учил его.

Но король подземного царства строго приказал мальчику никому не рассказывать о них. Алёша слова не сдержал, и его друг, а вместе с ним и весь подземный народ вынуждены были покинуть привычное место.

Поучительная история

Назидательная сказка призвана научить читателя в первую очередь доброте. Алёша спас курицу, он совершил доброе дело, да ещё и обрёл верного друга. Сказка учит помогать любому живому существу.

За спасение Чернушки Алёша получил награду. Но способности, которые он получил благодаря подарку, сделали его злым и заносчивым. Мальчик потерял самое важное — доброе сердце.

На примере Алёши писатель показывает, что даже если ты умеешь что-нибудь лучше других, то не стоит гордиться. Не нужно ставить себя выше других, иначе можно потерять друзей. Что и случилось с Алёшей.

Его друг ушёл навсегда, и вина полностью лежит на мальчике.

Есть в полезной сказке ещё немало поучительного. Писатель пытается показать, как важно держать слово, особенно если обещал. Алёша не сдержал слово, чем обрёл на изгнание целый волшебный народ. Очень важно уметь сдерживаться, уметь преодолеть себя, чтобы не подвести важных для тебя людей.

На примере главного героя сказки писатель хочет научить своего читателя быть благодарным, платить добром за добро. Но есть и одно, очень главное качество, которому писатель старается научить читателей. По его мнению, каждый должен достигать успеха собственным трудом, а не при помощи волшебства.

Воспитание доброты

Произведение напоминает нам о самом главном. Каждый человек обладает кристально чистой душой и благородством. Но добро в душе нужно постоянно воспитывать. Нельзя позволять себе стать злым, чёрствым, равнодушным.

Верить в чудо

Сказка учит ещё и тому, что чудо присутствует в этом мире. Важно разглядеть его вовремя и принять с благодарностью. А ещё важно не потерять чудо. Ведь оно так редко появляется в жизни. Поэтому чудо нужно беречь, чтобы оно не исчезло навсегда.

Среди всех воспитательных и назидательных советов писателя особо можно выделить и ещё один, самый важный из всех. Никогда не стоит говорить неправду, это загрязняет душу, пачкает совесть, вызывает мучительное чувство стыда. Люди хорошо запоминают ложь, и впредь не будут верить человеку, осквернившему свою речь лживыми словами. За неправду придётся дорого заплатить.

Не менее важным можно считать и то, что необходимо беречь дружбу. Её сложно приобрести, зато очень легко потерять. Истинная дружба — подлинное богатство, настоящая драгоценность. Самое главное в поучительной сказке то, что писатель желает донести до читателя — за каждым плохим поступком следует наказание.

Источник: https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/chemu-uchit-skazka-chernaya-kurica/

Анализ сказки Антонио Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»

  • Анализ сказки Антонио Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».
  • Жанр: волшебная повесть для детей.
  • Тема:
  • Идея: не приписывай самому себе того, что тебе не принадлежит, благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их.
  • Главные герои:

Алеша до получения конопляного семечка – умный, милый, старательный, прилежный, любознательный, ветреный, честный, добрый, скромный, начитанный, романтик, мечтатель, все его любили, верит в волшебство, остро чувствует свое одиночество, щедрый, эмоциональный, впечатлительный, наблюдательный, смелый, отзывчивый. Он шаловлив, непоседлив, легко поддается соблазну не выучить скучный урок, слукавить, утаить от взрослых свои детские секреты, на какое-то время он становится непослушным, гордым мальчиком, страшным шалуном, самоуверенным, самолюбивым, праздным, ленивым, гордым, бессовестным, высокомерным, заносчивым шалуном, непослушным, его перестали любить товарищи.

  1. Чернушка – ласковая, благодарная, добрая.
  2. Второстепенные герои: учительница, король.
  3. Сюжет повести. 
  4. Повесть начинается с экспозиции (предыстория событий, развертывающихся непосредственно в рамках художественного вре­мени произведения).
  5. Завязка — заступничество Алеши за Чернушку.

Кульминация (наивысшая точка напряжения всех про­блемных линий), своеобразный событийный «узел» конфликта — выбор Алешей в волшебных садах подземных жителей конопля­ного семечкаа не других взращенных прекрасных цветов и пло­дов.

 Этому самому выбору сопутствует прельщение (трудно не поддаться искушению без труда знать все на «отлично»).

Но, од­нажды уступив своей, кажется, безобидной для других мысли, уже маленький человек встает на путь сначала совсем небольшой, а потом все более растущей лжи. Так, кажется, тоже волшебным образом приходит к нему забвение правил .и обещаний.

Тогда в добром и сострадательном мальчике начинает говорить горды­ня, ничем неоправданное чувство превосходства над другими. Из волшебного средства — конопляного семечка, дурман-травы — произрастает эта гордыня.

Причем потеря героем конопляного семечка еще не развязка, мальчику дважды дается шанс без нравственных потерь выйти из сложившейся ситуации, но, снова найдя конопляное семечко, он вступает на тот же губительный путь.

Развязкой будет разо­блачение обмана, «предательство» подземных жителей, a уход их —уже эпилог (события, которые обязательно последуют, и изме­нить их уже не в силах никто).

B лирическом плане развязка — рас­каяние Алеши, горькое, невосполнимое чувство утраты, жaлостъ к героям, с которыми надлежит расстаться, и уже ничего ни в своих поступках, ни в поступках других изменить нельзя.

Событийная сто­рона — повод для начала «работы души.

Интуитивно читатель приходит к выво­ду, пусть и вербально не оформленному: гордыня, спесь побежда­ются раскаянием, покаянием, соучастием, состраданием, жалостью к другим. Нравственные выводы звучат афористически: «3а­блудших исправляют люди, лукавыx — ангелы, a гордыx — сам Господь БОГ» (св. Иoанн Лествичник)

Воспитательное значение:

Книга напоминает нам о главном: все мы в душе чисты и благородны, но Добро в себе надо воспитывать. Уметь быть благодарными, ответственными, заслужить любовь и уважение других – для всего этого нужны усилия. А иначе никак, и беда может грозить не только нам, но и тем, кого мы любим и кто доверяет нам. Настоящее Чудо может произойти только однажды, и надо быть достойными его…

Надо развивать в себе скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга, честность, уважение к людям, доброту.

Надо быть строгим к себе. Добиваться всего самому.

Надо жить честно, быть скромным, уважать других людей. Нельзя ставить себя выше других людей, даже если ты много знаешь и умеешь.

Слушать внутренний голос совести.

Быть требовательным к себе, не ленится. Надо развивать в себе скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга, честность, уважение к людям, доброту.  Преодолевать в себе эгоизм, лень, себялюбие.

Познавательное значение:

Все произошедшее c героем заставляет читателя задумать­ся o многих серьезных вопросах.

Как относиться к успеху? Как не возгордиться от неожиданной большой удачи? Что может случиться, ecли не прислушаться к голосу совести? Что такое верность слову? Легко ли преодолеть в себе дур­ное? Ведь «пороки обыкновенно входят в дверь, a выходят в щелочку». Комплекс нравственных проблем ставит автор, не снисходя ни к возрасту героя, ни к возрасту читателя. Дет­ская жизнь не игрушечный вариант взрослой: все в

Особенности стиля. Своеобразие мышления ребенка, героя повествования, глазами которого как бы увидены многие события повести, подсказало писателю отбор изобразительных средств. Поэтому каждая строчка «Черной курицы» находит отклик y читателей — сверстников героя.

Писатель, изобретательный в фантастической выдумке, внимателен к тщательному воссозданию подлинной жизни.

Точны полные подробностями, как бы c натуры срисованные пейзажи старого Петербурга, точнее, одной из старейших его улиц — Пер­вой линии Васильевского острова, с ее деревянными тротуарами, небольшими особняками, крытыми голландского черепицей, и просторными дворами, огороженными барочными досками.

Подробно и тщательно обрисованы Погорельским и одежда Алеши, убранство праздничного стола, и сложная, сделанная по моде того времени, прическа супруги учителя, и многие другие под­6цостей быта Петербурга XVIII века.

Бытовые сцены повести отмечены слегка насмешливой улыбкой автора. Именно так сделаны страницы, изображающие забавную суету в доме учителя перед приездом директора.

Чрезвычайно интересна лексика и стилистика повести. Слог «Черной курицы» свободный, разнообразный. Стремясь сделать повесть занимательной для ребенка, Погорельский не допускает упрощения, не стремится к такой доступности, которая достигается за счет обеднения текста.

Встречаясь, в произведении c мыслями и образами, сложными и не до конца понятными, ребенок усваивает их контекст обобщенно, не будучи в силах подойти к ним аналитически.

Но освоение текста, требующего от читателя известных умственных усилий, рассчитанных «на вырост», всегда плодотворнее, чем облегченное чтение.

«Черная Курица» легко воспринимается и современным читателем. Здесь практически нет архаической лексики, ус­таревших оборотов речи. И в то же время повесть выстроена стилистически разнообразно.

Здесь есть эпическая нетороп­ливость экспозиции, эмоциональный рассказ о спасении Чер­нушки, о чудесных происшествиях, связанных с подземными жителями.

Часто автор прибегает к живому, непринужденно­му диалогу.

B стилистике повести немалая роль принадлежит воспроизведению писателем детской мысли и речи. Погорельский один из первых обратил внимание на ее специфику и использовал в качестве средства художественной изобразительности. «Если бы я был рыцарь, — размышляет Алеша, — то никогда бы не ездил на извозчике».

Читайте также:  Образ автора в произведении пушкина евгений онегин 9 класс

Или: «Она (старушка-голландка) показалась ему (Алеше) как будто восковая». Так детская интонация применяется Погopельским и для речевой характеристики героя, и в авторской речи.

Стилевое разнообразие, смелое обращение к различным по степени сложности лексическим пластам и одновременно внимание к особенностям восприятия читателя-ребенка сделали повесть Погорельского классической детской книгой.

Архаизмы: дортуары, сени.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/analiz-skazki-antonio-poghoriel-skogho-chiernaia-kuritsa-ili-podziemnyie-zhitiel.html

Читать

Антоний Погорельский

Чёрная курица, или Подземные жители

Лет сорок тому назад, [1]в С.-Петербурге на Васильевском Острове, в Первой линии, [2]жил-был содержатель мужского пансиона, [3]который ещё до сих пор, вероятно, у многих остался в свежей памяти, хотя дом, где пансион тот помещался, давно уже уступил место другому, нисколько не похожему на прежний.

В то время Петербург наш уже славился в целой Европе своею красотой, хотя и далеко ещё не был таким, каков теперь. Тогда на проспектах Васильевского Острова не было весёлых тенистых аллей: деревянные подмостки, часто из гнилых досок сколоченные, заступали место нынешних прекрасных тротуаров.

Исаакиевский мост, узкий в то время и неровный, совсем иной представлял вид, нежели как теперь; да и самая площадь Исаакиевская вовсе не такова была.

Тогда монумент Петра Великого от Исаакиевской площади отделён был канавою; Адмиралтейство не было обсажено деревьями, манеж Конногвардейский не украшал площади прекрасным нынешним фасадом, [4] – одним словом, Петербург тогдашний не то был, что теперешний.

Города перед людьми имеют, между прочим, то преимущество, что они иногда с летами становятся красивее… Впрочем, не о том теперь идёт дело. В другой раз и при другом случае я, может быть, поговорю с вами пространнее о переменах, происшедших в Петербурге в течение моего века, теперь же обратимся опять к пансиону, который лет сорок тому назад находился на Васильевском Острове, в Первой линии.

Дом, которого вы теперь – как уже вам сказывал – не найдёте, был о двух этажах, крытый голландскими черепицами. Крыльцо, по которому в него входили, было деревянное и выдавалось на улицу.

Из сеней довольно крутая лестница вела в верхнее жильё, состоявшее из восьми или девяти комнат, в которых с одной стороны жил содержатель пансиона, а с другой были классы.

Дортуары, или спальные комнаты детей, находились в нижнем этаже, по правую сторону сеней, а по левую жили две старушки-голландки, из которых каждой было более ста лет и которые собственными глазами видали Петра Великого и даже с ним говаривали.

В нынешнее время вряд ли в целой России вы встретите человека, который бы видал Петра Великого; настанет время, когда и наши следы сотрутся с лица земного! Всё проходит, всё исчезает в бренном мире нашем… но не о том теперь идёт дело.

В числе тридцати или сорока детей, обучавшихся в том пансионе, находился один мальчик, по имени Алёша, которому тогда было не более 9 или 10 лет.

Родители его, жившие далеко-далеко от Петербурга, года за два перед тем привезли его в столицу, отдали в пансион и возвратились домой, заплатив учителю условленную плату за несколько лет вперёд. Алёша был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали.

Однако, несмотря на то, ему часто скучно бывало в пансионе, а иногда даже и грустно. Особливо [5]сначала он никак не мог приучиться к мысли, что он разлучён с родными своими.

Но потом мало-помалу он стал привыкать к своему положению, и бывали даже минуты, когда, играя с товарищами, он думал, что в пансионе гораздо веселее, нежели в родительском доме.

Вообще дни учения для него проходили скоро и приятно, но когда наставала суббота и все товарищи его спешили домой к родным, тогда Алёша горько чувствовал своё одиночество. По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и тогда единственным утешением его было чтение книг, которые учитель позволял ему брать из небольшой своей библиотеки. Учитель был родом немец, в то время в немецкой литературе господствовала мода на рыцарские романы и на волшебные повести, и библиотека эта большею частию состояла из книг сего рода.

Итак, Алёша, будучи ещё в десятилетнем возрасте, знал уже наизусть деяния славнейших рыцарей, по крайней мере так, как они описаны были в романах.

Любимое его занятие в длинные зимние вечера, по воскресеньям и другим праздничным дням было мысленно переноситься в старинные, давно прошедшие веки… Особливо в вакантное время, [6]как, например, об Рождестве или в светлое Христово воскресенье, – когда он бывал разлучён надолго со своими товарищами, когда часто целые дни просиживал в уединении, – юное воображение его бродило по рыцарским замкам, по страшным развалинам или по тёмным, дремучим лесам.

Я забыл сказать вам, что к этому дому принадлежал довольно пространный двор, отделённый от переулка деревянным забором из барочных досок. [7]Ворота и калитка, кои вели в переулок, всегда были заперты, и поэтому Алёше никогда не удавалось побывать в этом переулке, который сильно возбуждал его любопытство.

Всякий раз, когда позволяли ему в часы отдыха играть на дворе, первое движение его было – подбегать к забору. Тут он становился на цыпочки и пристально смотрел в круглые дырочки, которыми был усеян забор.

Алёша не знал, что дырочки эти происходили от деревянных гвоздей, которыми прежде сколочены были барки, и ему казалось, что какая-нибудь добрая волшебница нарочно для него провертела эти дырочки.

Он всё ожидал, что когда-нибудь эта волшебница явится в переулке и сквозь дырочку подаст ему игрушку, или талисман, [8]или письмецо от папеньки или маменьки, от которых не получал он давно уже никакого известия. Но, к крайнему его сожалению, не являлся никто даже похожий на волшебницу.

Другое занятие Алёши состояло в том, чтобы кормить курочек, которые жили около забора в нарочно для них выстроенном домике и целый день играли и бегали на дворе.

Алёша очень коротко с ними познакомился, всех знал по имени, разнимал их драки, а забияк наказывал тем, что иногда несколько дней сряду не давал им ничего от крошек, которые всегда после обеда и ужина он собирал со скатерти. Между курами он особенно любил чёрную хохлатую, названную Чернушкою.

Чернушка была к нему ласковее других; она даже иногда позволяла себя гладить, и поэтому Алёша лучшие кусочки приносил ей. Она была нрава тихого; редко прохаживалась с другими и, казалось, любила Алёшу более, нежели подруг своих.

Однажды (это было во время вакаций, между Новым годом и Крещеньем, – день был прекрасный и необыкновенно тёплый, не более трёх или четырёх градусов мороза) Алёше позволили поиграть на дворе. В тот день учитель и жена его в больших были хлопотах.

Они давали обед директору училищ, и ещё накануне, с утра до позднего вечера, везде в доме мыли полы, вытирали пыль и вощили красного дерева столы и комоды. Сам учитель ездил закупать провизию для стола: белую архангельскую телятину, огромный окорок и из Милютиных лавок киевское варенье.

Алёша тоже по мере сил способствовал приготовлениям: его заставили из белой бумаги вырезывать красивую сетку на окорок и украшать бумажною резьбою нарочно купленные шесть восковых свечей. В назначенный день поутру явился парикмахер и показал своё искусство над буклями, тупеем и длинной косой [9]учителя.

Потом принялся за супругу его, напомадил и напудрил у неё локоны и шиньон [10]и взгромоздил на её голове целую оранжерею [11]разных цветов, между которыми блистали искусным образом помещённые два бриллиантовых перстня, когда-то подаренные мужу её родителями учеников.

По окончании головного убора накинула она на себя старый, изношенный салоп [12]и отправилась хлопотать по хозяйству, наблюдая при том строго, чтоб как-нибудь не испортилась причёска; и для того сама она не входила в кухню, а давала приказания своей кухарке, стоя в дверях. В необходимых же случаях посылала туда мужа своего, у которого причёска не так была высока.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=22088&p=1

«Чёрная курица»: краткое содержание сказки Погорельского

Лет сорок тому назад, в С.-Петербурге на Васильевском Острове, жил-был содержатель мужского пансиона. В числе тридцати или сорока детей, обучавшихся в том пансионе, находился один мальчик, по имени Алеша, которому тогда было не более 9 или 10 лет.

Родители его, жившие далеко-далеко от Петербурга, года за два перед тем привезли его в столицу, отдали в пансион и возвратились домой, заплатив учителю условленную плату за несколько лет вперед.

Алеша был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали.

Дни учения для него проходили скоро и приятно, но когда наставала суббота и все товарищи его спешили домой к родным, тогда Алеша горько чувствовал свое одиночество. Алеша кормил курочек, которые жили около забора в нарочно для них выстроенном домике и целый день играли и бегали на дворе. Особенно любил черную хохлатую, названную Чернушкою. Чернушка была к нему ласковее других.

Продолжение после рекламы:

Однажды к празднику кухарка ловила курицу, и Алеша, бросившись ей на шею, не дал убить Чернушку. Отдал кухарке за это империал — золотую монету, подарок бабушки.

После праздника лег спать, почти уснул, но услышал, как кто-то его зовет. К нему пришла чернушка и сказала человеческим голосом: поди за мною, я тебе покажу что-нибудь хорошенькое. Одевайся скорее! И он смело последовал за нею. Из глаз ее выходили как будто лучи, которые освещали все вокруг них, хотя не так ярко, как маленькие свечки. Они прошли через переднюю.

— Дверь заперта ключом, — сказал Алеша; но курочка ему не отвечала: она хлопнула крыльями, и дверь сама собою отворилась.

Потом, прошед через сени, обратились они к комнатам, где жили столетние старушки-голландки. Алеша никогда у них не бывал. Курочка опять хлопнула крыльями, и дверь в старушкины покои отворилась. Прошли во вторую комнату, и Алеша увидел в золотой клетке серого попугая. Чернушка сказала ничего не трогать.

Брифли существует благодаря рекламе:

Проходя мимо кошки, Алеша попросил у нее лапки… Вдруг она громко замяукала, попугай нахохлился и начал громко кричать: «Дуррак! дуррак!» Чернушка поспешно удалилась, и Алеша побежал за нею, дверь вслед за ними сильно захлопнулась…

Вдруг вошли они в залу. По обеим сторонам висели на стенах рыцари в блестящих латах. Чернушка шла впереди на цыпочках и Алеше велела следовать за собою тихонько- тихонько… В конце залы была большая дверь.

Лишь только они подошли к ней, как соскочили со стен два рыцаря и бросились на черную курицу. Чернушка подняла хохол, распустила крылья и вдруг сделалась большая-большая, выше рыцарей, и начала с ними сражаться! Рыцари сильно на нее наступали, а она защищалась крыльями и носом.

Алеше сделалось страшно, сердце в нем сильно затрепетало, и он упал в обморок.

На следующую ночь опять пришла Чернушка. Опять пошли, но в этот раз Алеша уже ничего не трогал.

Вошли они в другую залу. Чернушка ушла. Тут вошло множество маленьких людей, ростом не более как с пол-аршина, в нарядных разноцветных платьях. Они не замечали Алеши. Затем вошел король. За то, что Алеша спас его министра, Алеша теперь знал урок, не уча. Король ему дал конопляную семечку. И просили ничего никому про них не рассказывать.

Продолжение после рекламы:

Начались классы, и Алеша знал любой урок. Чернушка не приходила. Алеша сначала стыдился, а потом привык.

Притом Алеша сделался страшным шалуном. Однажды учитель, не зная, что с ним делать, задал ему выучить наизусть страниц двадцать к другому утру и надеялся, что он, по крайней мере, в этот день будет смирнее.

Но Алеша в этот день нарочно шалил более обыкновенного. На следующий день не мог выговорить ни слова, потому что не было семечки. Его отвели в спальню и сказали выучить урок. Но к обеду Алеша еще не знал урок. Его опять там оставили.

К ночи появилась Чернушка и вернула ему зерно, но просила исправиться.

На следующий день ответил урок. Учитель спросил, когда Алеша выучил урок. Алеша растерялся, велели принести розги. Учитель сказал, что не будет пороть, если Алеша скажет, когда выучил урок. И Алеша все рассказал, забыв про обещание, данное подземельному королю и его министру. Учитель не поверил, и Алешу высекли.

Пришла Чернушка попрощаться. Она была закована цепью. Сказала, что народу теперь придется переселиться далеко. Попросила Алешу еще раз исправиться.

Министр пожал Алеше руку и скрылся под соседнюю кровать. На другой день поутру у Алеши была горячка. Недель через шесть Алеша выздоровел и старался быть послушным, добрым, скромным и прилежным. Все его снова полюбили и стали ласкать, и он сделался примером для своих товарищей, хотя уже и не мог выучить наизусть двадцать печатных страниц вдруг, которых, впрочем, ему и не задавали.

Автор пересказа неизвестен.

Источник: https://briefly.ru/pogorelskij/chernaja_kurica_ili_podzemnye_zhiteli/

Ссылка на основную публикацию