Сочинение яша в пьесе вишневый сад (образ и характеристика)

Сочинение Яша в пьесе Вишневый сад (Образ и характеристика)

Самым трудным местом в этом смысле является момент возвращения Лопахина с торгов, когда он только что купил усадьбу. Ситуация сама по себе вполне отвечает мысли о невольной и неизбежной расходимости и разобщенности чувств столкнувшихся здесь людей. Нужно было дать почувствовать одинаково законную оправданность и горя Раневской, и радости Лопахина. Сознавая всю эмоциональную невыгодность в положении Лопахина, открыто радующегося около чужого горя, Чехов обставляет это место всевозможными средствами для его эмоционального оправдания. Как в обрисовке Раневской, так и здесь автор подчеркивает внутреннюю естественность и неизбежность тех особых чувств, которые должны были волновать Лопахина при покупке имения. Известный пьяный монолог Лопахина в содержании своем контрастно развертывает как раз те пункты, на которых концентрировались и чувства Раневской. Там воспоминания детства, и здесь воспоминания детства, там представление о родовой традиции, корнями уходящей в далекие поколения отцов и дедов, здесь тоже: «Вишневый сад теперь мой, мой!.. Не смейтесь надо мной! Если бы отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происшедшее, как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот самый Ермолай купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете. Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже на кухню. Я сплю, это только мерещится мне» и проч. Самая несдержанность эмоциональной вспышки Лопахина здесь тщательно мотивируется и оговаривается. Это происходит сейчас же после покупки, когда чувства еще не улеглись, ими трудно было владеть. Лопахин пьян. Начало речи Лопахина сопровождается ремаркой: «сконфуженно, боясь обнаружить свою радость». После монолога он подходит к Раневской со словами утешения и ласкового укора: «Отчего же, отчего вы меня не послушали? Бедная моя, хорошая, не вернешь теперь». А дальше он уже берет тон иронии к собственному нечаянно распустившемуся размаху: «Музыка, играй отчетливо! Пускай все, как я желаю! (С иронией). Идет новый помещик, владелец вишневого сада!» И в роли Трофимова нужно различать внутренний лирический пафос и тот аспект, в каком воспринимается его мир со стороны всех окружающих. Для него самого его убеждения и его вера ценна и близка и глубоко серьезна. Но эта серьезность и значительность его внутреннего мира существует только для него самого и отчасти для Ани, которая воодушевлена его верой. Для других он «облезлый барин», странный и смешной человек. «Вы ничего не делаете, — говорит ему Раневская, — только судьба бросает вас с места на место, так это странно… Не правда ли? Да? И надо же что-нибудь с бородой сделать, чтобы она росла как-нибудь. Смешной вы!» А его смелость в решении всех вопросов, его вера в будущее объясняется лишь тем, что он молод, не успел перестрадать ни одного вопроса и жизнь еще скрыта от его молодых глаз. Имеется в пьесе один вводный мотив, который явно предназначен к тому, чтобы оттенить и подчеркнуть мысль об относительности, об индивидуальной закрытости, неразделимости и непобедимой власти субъективно переживаемого эмоционального мира. Речь вдет о любви Раневской к тому, кого она оставила в Париже. В начале пьесы Раневская решительно отказывается от всякого напоминания о нем (рвет телеграммы, полученные от него). В III акте этот мотив вновь всплывает и на этот раз в совершенно ясном тематическом применении. В городе происходят торги, которые должны решить судьбу усадьбы. Раневская страдает. На призыв Раневской о поддержке Трофимов отвечает ей рассудительной идейно оправданной репликой: «Продано ли имение сегодня, или не продано — не все ли равно? С ним давно уже покончено, нет поворота назад, заросла дорожка…» Раневская отвечает лирическим выражением неудержимого страдания, которого опять Трофимов разделить не может: «Ведь я родилась здесь, здесь жили мои отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни, и если уж так нужно продать, то продавайте и меня вместе с садом. (Обнимает Трофимова, целует его в лоб.) Ведь мой сын утонул здесь… (Плачет.) Пожалейте меня, хороший, добрый человек». Сейчас же после этого происходит сцена с поднятой Трофимовым телеграммой из Парижа. Раневская признается, что она не может справиться со своим чувством к человеку в Париже: «Я люблю его, это ясно… Люблю, люблю. Это камень на моей шее, я иду с ним на дно, но я люблю этот камень и жить без него не могу…» Трофимов, явно не понимая чувств Раневской, по-своему волнуясь, отвечает опять рассудительными словами: «Ведь он обобрал вас… Ведь он негодяй…» и проч. Тогда Раневская сердится и говорит Трофимову резкости: «… в ваши годы надо понимать тех, кто любит. И надо самому любить… И у вас нет чистоты, а вы просто чистюлька, смешной чудак, урод… Вы не выше любви, а просто, как вот говорит наш Фирс, вы недотепа…» Два повода к столкновению сходятся в одной мысли о стихийной власти чувств, об одиноком страдании, о непроницаемости индивидуального внутреннего мира для окружающих. Главный стержневой мотив, связанный с судьбой усадьбы, поясняется через побочный, более ярко обнажающий скрытый в обоих смысл. Такая ситуация, когда между Раневской, Лопахиным или Трофимовым устранены столкновения личных антагонистических притязаний и их отношения проникаются только взаимным доброжелательством и когда тем не менее они все же внутренне оказываются чужими и в жизненном процессе как бы отменяют, исключают друг друга, эта ситуация сама собою содержит в себе мысль, что источником такого расхождения являются не моральные качества отдельных людей, а само сложение жизни. Причины разрозненности между людьми, таким образом, уводятся вглубь, в общий строй жизни, который определил неминуемость той драмы, какая происходит теперь. Ясно, почему в «Вишневом саде» нет борьбы между действующими лицами. Как видим, это происходит вовсе не потому, что Чехов не умел завязать и развязать этой стороны драматического движения, и не потому, что Чехов хотел достичь обновления формы как таковой, а потому, что перед творческим вниманием Чехова в «Вишневом саде» стояла такая область человеческих отношений, которая как раз не включала в свое содержание подобных моментов активности. Разрозненность между людьми его здесь интересовала только со стороны непроизвольности и неизбежности внутреннего разлада в данной обстановке общественной жизни. Как увидим ниже, в «Вишневом саде» критике подвергаются не отдельные люди, а само сложение общественных отношений.

Сочинение Яша в пьесе Вишневый сад (Образ и характеристика)

Сочинение на тему Образ Лопахина в пьесе «Вишневый сад»»Чехов А.П.Стр. 1

Сочинение Яша в пьесе Вишневый сад (Образ и характеристика)

Сочинение на тему Образ Лопахина в пьесе «Вишневый сад»»Чехов А.П.Стр. 2

Сочинение Яша в пьесе Вишневый сад (Образ и характеристика)

Сочинение на тему Образ Лопахина в пьесе «Вишневый сад»»Чехов А.П.Стр. 3

Источник: https://my-soch.ru/sochinenie/Cochinenie-laquoobraz-lopaxina-v-pese-vishnevyj-sadraquo

Характеристика Яши (Вишневый сад)

Целая галерея персонажей изменяющейся Руси проходит перед зрителями пьесы А.П.Чехова. Образ и характеристика Яши в пьесе «Вишневый сад» вызывают только негативные чувства. Герой молод и безнравствен. Он не любит родину, не дорожит матерью, пользуется чувствами влюбленной девушки.

Место в сюжете

Яков введен в пьесу с разными целями: показать новое поколение крестьян. Оно цинично, жестоко и безнравственно. Невежественность Яков подменяет внешним стремлением подчиниться всему иностранному. Лакей наводит лоск, набирает в речи несколько французских выражений. Он выглядит смешно, но зритель (читатель) понимает, что это смех сквозь слезы.

Роль в пьесе

У Якова непростая роль. Лакей Яков – особый класс. Это обнаглевшая прислуга, которая пытается руководить хозяевами. Он пользуется тем, о чем прежние слуги даже не мечтали. Яков пугает, можно представить, насколько развратит легкая жизнь мужчину. Страшно представить, сколько таких Яковов гуляет по загранице, унижая и оскорбляя все русское.

Авторитеты и пристрастия

Преклонение перед иностранным – основное в образе слуги. Яков гордится тем, что не заслужил своим умом, а преподнесла ему судьба. Оказавшись лакеем Раневской, он попадает во Францию.

Бездельник пользуется дарами судьбы: требует в ресторанах дорогие блюда, курит сигары, пьет шампанское. Якову кажется, что это его жизнь. Он горд и напыщен. Французская культура не меняет русского хамства и безграмотности. Якова не волнует положение господ.

Он произносит фразу: «Да здравствует Франция!», надеясь всю свою никчемную жизнь провести за границей. Читатель может представить его будущее по-разному. Лакей будет рядом с Раневской, пока у нее будут деньги. Он сможет прислуживать другим дворянам, уехавшим из страны.

В его характере столько подхалимства и наглости, что смена хозяев не удивит читателя.

Страшно слушать Якова. Безграмотный ленивый наглец называет Россию страшными словами:

  • безнравственный народ;
  • невежество;
  • скука;
  • на кухне кормят безобразно.
  • Все характеристики стоят рядом: еда, народ, школа и честь. В словах лакея нет логики, но есть уверенность, что ему разрешено ругать Россию и русский народ.

    Яков и Дуняша

    Горничная Дуняша, бедная девушка, влюбляется в Якова. Ее покоряют лоск и умные слова лакея. Иностранный шарм для ничего не видевшей Дуни – это эталон невозможного. Она не может выехать дальше своего имения, а Яков был в другой стране.

    О чем еще может мечтать крестьянка? Все его фразы, иностранные изречения она принимает за образованность и культуру. Мужчина пользуется наивностью, он делает вид, что влюблен, но все завершается печально. Яков начинает воспитывать горничную: «Ведите себя прилично…» — не придется плакать.

    В этих словах не только грубость, но и безнравственность лакея. Его жестокость, умение манипулировать людьми отталкивают. Яков обобщает самое ценное чувство – любовь, сравнивает его с распутством. Не хочется быть рядом с персонажем. Возможно, поэтому автор добавил к образу неприятный запах.

    Читайте также:  Мысль семейная в произведении война и мир толстого сочинение

    С Яковом никто не хочет стоять близко, то он пахнет селедкой, то курицей.

    Яков и старшее поколение

    Два лакея Яков и Фирс – это два поколения прислуги. У Якова жизнь начинается, у Фирса подходит к концу. В молодом юноше нет уважения к старости. Он не любит мать, заставляет ее ждать в людской. Старая женщина может ждать сына в людской по несколько дней. Якову напоминают о матери, но он не торопится повидаться с ней. Причем он готов вообще с ней не встречаться:

    «Очень нужно…».

    «Могла бы и завтра прийти».

    Насмешки над старым лакеем не добавляют Якову положительного отношения читателя. Ему чем-то надоел старый слуга. Он не стесняется в выражениях:

    «Хоть бы ты поскорее подох…». Высокомерие, которому нет оснований, не поражает, а вызывает грусть.

    Грустный образ наглого лакея вызывает тоску за будущее России. Яков отказывается от своих корней, презирает женщину, подарившую ему жизнь, оскорбляет того, кто равен ему по положению в имении. Классик образом лакея предупреждал, что будет с Россией, если не изменить отношения внутри общества, не вернуться к образованию и культуре.

    Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/2037-harakteristika-yashi-vishnevyy-sad.html

    Характеристика Яши из “Вишневого сада”

    В пьесе “Вишневый сад” Чехов изображает традиционный быт дворянской усадьбы. Наряду с помещиками туда введена и прислуга – гувернантка, горничная, камердинер и лакей. Условно их можно разделить на две группы. Фирс и Шарлотта больше связаны с имением и по-настоящему преданы хозяевам.

    Смысл их жизни теряется с вырубкой Вишневого сада. А вот Дуняша и Яша представляют собой молодое поколение, чья жизнь только начинается. Особенно ярко жажда новой жизни проступает в образе Яши в пьесе “Вишневый сад”.

    Яша – молодой лакей, привезенный

    Раневской из Парижа. Время, проведенное за границей, изменило его. Теперь он по-другому одевается, умеет “деликатно” говорить и представлять себя, как человека, много повидавшего. “Вы образованный, можете обо всем рассуждать” – так восторженно отзывается о Яше влюбившаяся в него Дуняша.

    Но за внешним лоском в лакее Яше в пьесе “Вишневый сад” скрывается множество пороков. Уже с первых страниц заметно его невежество и слепое преклонение перед всем заграничным (так, он просит Раневскую, чтобы она снова взяла его в Париж, мотивируя это тем, что в России невозможно оставаться – “страна необразованная, народ безнравственный, притом скука”).

    Есть в Яше и еще одна, куда более неприятная черта – душевная черствость. Он не упускает возможности обидеть человека – насмехается над Гаевым, заявляет Фирсу: “Надоел ты, дед. Хоть бы ты поскорее подох”, а когда приходит из деревни его мать, не желает к ней выйти. Яша не гнушается воровать у своей хозяйки деньги и пить за ее счет шампанское, хотя отлично знает, что имение разорено.

    Даже любовью Дуняши Яша пользуется в своих интересах, а в ответ на искреннее признание девушки говорит ей: “Ежели девушка кого любит, то она, значит, безнравственная”.

    “Безнравственный, невежественный” – вот любимое Яшино высказывание, которое он применяет ко всем подряд. И именно эти слова могут служить наиболее точной характеристикой Яши из “Вишневого сада” Чехова.

    (No Ratings Yet) Loading… Характеристика Яши из “Вишневого сада”« “Происшествие на вилле “Три конька”” краткое содержаниеОбраз Чацкого в комедии “Горе от ума”; “Главная »

    Источник: https://lit.ukrtvory.ru/xarakteristika-yashi-iz-vishnevogo-sada/

    Второстепенные герои «Вишнёвого сада»

    Мы привыкли завершать изучение крупного произведения сочинением, классным или домашним, давая возможность нашим ученикам систематизировать полученные знания, а себе — оценить результаты нашей совместной деятельности.

    Среди традиционных итоговых тем по чеховскому «Вишнёвому саду» — «Прошлое, настоящее и будущее России в “Вишнёвом саде” А.П. Чехова», «Новаторство драматургии Чехова», «Образы Гаева и Раневской (Ермолая Лопахина, Пети Трофимова)».

    На эти темы нельзя написать, не повторив многое из того, что говорилось на уроке; работа мысли у ученика в этом случае направлена только на то, чтобы логично выстроить пересказ того, что раньше было услышано и конспективно записано.

    Это делать довольно утомительно, хотя полезно, особенно в классах гуманитарного профиля, где нужно готовить выпускников к специальному экзамену. Но если такой необходимости нет, а на первый план выходит задача поддержать живой интерес к автору и тексту, удобнее предложить темы другого рода, частично исследовательские.

    За несколько уроков по последней чеховской пьесе мы успеваем обсудить некоторые вопросы поэтики: особенности жанра и сюжета, основные мотивы, необычность диалогов, роль ремарок.

    Можно опираться в беседе на книгу З.Паперного «Вопреки всем правилам…» и даже процитировать некоторые важные фрагменты, например такие.

    • “Чеховские пьесы говорят о трагических неудачах, бедах, нелепице в судьбах героев, о разладе мечты и будничной жизни. Но рассказано о всех этих «несовпадениях» в драматическом повествовании, где всё соподчинено и соразмерено, всё совпадает и перекликается друг с другом. Дисгармонии действительности противостоит скрытая гармоничность формы, ритмичность и музыкальность повторов, «рифмующихся» друг с другом деталей”.
    • “Настроение — не просто дух чеховских пьес. Оно создаётся взаимодействием многих и многих поэтических микровеличин”.
    • “Особое значение получили у Чехова второстепенные персонажи. Те, кто на первый взгляд где-то на периферии сюжета, обретают обобщённо-символическое значение. Тень «недотёпства» падает на многих персонажей «Вишнёвого сада» и тем самым незаметно, почти неуловимо, связывает всё происходящее”.

    Говорим на уроках и о героях, которых с некоторой натяжкой можно счесть главными, то есть о Гаеве, Раневской, Лопахине, Пете Трофимове.

    При этом намеренно не касаемся (насколько это возможно) других персонажей — Епиходова, Шарлотты, Симеонова-Пищика, Фирса. О ком-нибудь из них ученики будут писать сочинение.

    Домашнее задание — подготовиться к классному сочинению на тему «Место Шарлотты (Епиходова, Симеонова-Пищика и т.д.) в системе образов пьесы».

    Для этого нужно перечитать пьесу, вспомнить все реплики и поступки персонажа и попытаться осмыслить их в свете того, что уже было сказано и понято.

    Перед самым началом письменной работы (на неё отводится один час) говорим ученикам, что в хорошем сочинении должны оказаться ответы по крайней мере на три вопроса: как данный персонаж связан с основными мотивами пьесы, какие переклички можно обнаружить между ним и другими персонажами, как влияет он на общее настроение пьесы.

    Разумеется, такое задание по силам не каждому ученику. В некоторых работах (на слабую троечку) не оказалось ничего, кроме более или менее добросовестного рассказа о том, что именно говорил и делал герой на протяжении четырёх действий пьесы.

    Полных, исчерпывающих ответов на поставленные вопросы не было ни в одном сочинении (да этого и ожидать было нельзя), встречались натяжки, а то и грубые ошибки в истолковании тех или иных реплик. Но интересные соображения и довольно тонкие самостоятельные наблюдения тоже не были редкостью.

    Об этом можно судить по приведённым ниже (в сокращении, но без редакторской правки) работам одиннадцатиклассников московской школы № 57 Игоря Ястребова, Светланы Поповой, Евгении Сечиной и Михаила Мешкова.

    Симеонов-Пищик

    На первый взгляд, Борис Борисович — герой, про которого с уверенностью можно говорить, что он — комический.

    Симеонов-Пищик засыпает во время своих реплик, шутит про то, что его род происходит от лошади, которую Калигула посадил в сенат, постоянно просит одолжить денег, даже во время танцев, теряет и находит те, которые у него есть.

    Конечно, у нас вызывает сочувствие его безвыходное финансовое положение, но комические сцены и невероятные истории приобретения необходимых денег, рассказываемые самим Симеоновым-Пищиком, не позволяют этому чувству стать острым. Однако иногда он совершает поступки, которые не вписываются в общую картину.

    Именно он уводит опьяневшего от своего счастья и коньячка Лопахина от горько плачущей Любови Андреевны после продажи вишнёвого сада; только он общается с Шарлоттой, которая “хочет поговорить, но не с кем”. Неожиданно Борис Борисович проявляет больше человечности, чем можно было бы от него ожидать.

    Каждый герой пьесы «Вишнёвый сад» имеет собственный мотив, и Симеонов-Пищик — не исключение. Сам он постоянно ездит от одних знакомых к другим, желая взять взаймы или вернуть, и его мотив — движение.

    Во втором действии, когда все просто гуляют и разговаривают, мы его не видим, но он является, когда Раневская приезжает и уезжает из имения, он присутствует при возвращении Гаева и Лопахина с торгов.

    Он всё время торопится куда-то и заставляет торопиться других.

    Герои, которых в пьесе «Вишнёвый сад» можно уверенно считать второстепенными, часто имеют общее с героями, претендующими на роль главных. Симеонов-Пищик всё время полон забот, пытается собрать деньги до определённого числа, куда-то спешит и часто не успевает.

    Этим он напоминает Лопахина, который тоже всегда следит за временем, у которого всегда много дел и который всегда опаздывает на поезд. Пищик из Ницше вынес, что можно “фальшивые бумажки делать”, а Лопахин прямо заявляет, что “читал книжку и ничего не понял”.

    И пускай один даёт взаймы другому, у них много общего.

    Таким образом, Симеонов-Пищик занимает важное место в общей системе персонажей, и его отсутствие изменило бы наше ощущение от пьесы «Вишнёвый сад».

    Епиходов

    В комедии «Вишнёвый сад» много второстепенных героев, играющих важную роль в пьесе, одним из них является Епиходов. Он участвует во многих комических ситуациях, у него даже есть прозвище “двадцать два несчастья”. Епиходов натыкается на стул, раздавливает картонку с шляпой, положив на неё чемодан, его хочет ударить палкой Варя, когда попадает в Лопахина.

    Читайте также:  Недоросль - проблематика произведения

    Как и многие другие герои пьесы, Епиходов ничего не делает, его несёт поток жизни. К Епиходову, как и к остальным персонажам комедии, можно отнести слово “недотёпа”.

    Он всё время что-нибудь ломает и пытается делать то, что не умеет: играет на гитаре и поёт, “как шакал”, смешно и неграмотно говорит о книгах и убеждениях, играет на бильярде и ломает кий.

    Его поступки и слова (например, неожиданный и ненужный вопрос о Бокле) дополняют множество других событий, произошедших некстати (например, бал в день торгов, возвышенные речи Гаева, попытка устроить объяснение между Варей и Лопахиным перед самым отъездом, бессмысленная трата денег Раневской).

    В образе Епиходова можно увидеть усиленные комические черты главных героев.

    Некоторые неправильные фразы малообразованного Лопахина (например, “Всякому бе­зобразию есть своё приличие”) схожи с ещё более неграмотными и смешными словами Епиходова, употребляющего много лишних и загромождающих речь оборотов (“Но, конечно, если взглянуть с точки зрения, то вы, позволю себе так выразиться, извините за откровенность, совершенно привели меня в состояние духа”).

    Попытки Епиходова, желающего казаться “развитым человеком”, говорить возвышенными словами (например, фраза “Для безумца, который влюблён, это мандолина”, сказанная, когда он играл на гитаре) и петь о высокой любви — более смешной вариант пустых речей Гаева о “много­уважаемом шкапе” и о “природе дивной”.

    И Гаев, и Епиходов некстати говорят о направлениях и убеждениях, в которых ничего не понимают, причём у Епиходова выходят совершенно нелепые слова о том, что он “никак не может понять, жить ему или застрелиться”, и на всякий случай носит при себе револьвер.

    Епиходов свои мелкие неприятности называет несчастьями, говорит, что к нему “судьба относится без сожаления, как буря к небольшому кораблю”, и этим напоминает Гаева, говорящего, что ему “за убеждения доставалось немало в жизни”.

    Можно заметить некоторое сходство между Епиходовым и подлецом Яшей. Оба героя мнят себя образованными людьми и сразу же после того, как говорят о своей образованности, высказывают какое-нибудь нелепое суждение (фраза Епиходова про револьвер, слова Яши “ежели девушка кого любит, то она безнравственная”).

    Яша и Епиходов презрительно относятся к России и считают, что “за границей всё давно уж в полной комплекции”. И тот, и другой говорят жестокие слова о больном Фирсе. У Епиходова есть фраза “Долголетний Фирс, по моему окончательному мнению, в починку не годится, ему надо к праотцам”, Яша говорит Фирсу: “Надоел ты, дед.

    Хоть бы ты поскорее подох”.

    Итак, Епиходов является важным героем, участвующим в создании настроения и общей атмосферы пьесы, и помогает лучше понять других персонажей.

    Шарлотта

    Если выделять главных персонажей «Вишнёвого сада» (во всяком случае, наиболее важных), ими окажутся те, чьи судьба и мысли связаны с садом.

    Однако оставшиеся таким образом на периферии сюжета, насколько в данном случае это слово применимо, и в конце афишки действующие лица: Епиходов, Симеонов-Пищик, Шарлотта Ивановна — немаловажны для осмысления пьесы, что мы и постараемся показать на последнем примере.

    Чревовещание Шарлотты, как и “несчастья” Епиходова и вечные заботы Пищика о деньгах, — одна из самых ярких фарсовых деталей «Вишнёвого сада» (вообще все трое в этом отношении превосходят главных героев, по крайней мере не уступают им: подобные черты есть, например, и у Гаева с его склонностью к прочувствованным речам, но в небольших ролях они сконцентрированы значительно сильнее).

    Не так заметны, но многочисленны более обыденные её действия: приходит и уходит в первом действии, с лорнеткой на поясе; ест огурец; рассказывает, что её собачка “и орехи кушает” (Пищик (удивленно).

    Вы подумайте!); в старой фуражке возится с ружьём… В комическое и житейское врываются неожиданно тоскливые, ни к кому не обращённые реплики: “Не с кем мне поговорить… Всё одна, одна, никого у меня нет и… и кто я, зачем я, неизвестно…

    ” И, несмотря на разницу тональностей, начало самого длинного такого монолога: “У меня нет настоящего паспорта, я не знаю, сколько мне лет, и мне всё кажется, что я молоденькая”, — отсылает к образу Раневской с её “и теперь я как маленькая”.

    Однажды возникнув, эта параллель развивается, и действия Шарлотты уже бросают отсвет на всю пьесу.

    Во время томительного ожидания результатов аукциона Шарлотта показывает фокусы и — ein, zwei, drei — “продаёт” плед, за которым прячутся Аня и Варя, — так преломляется мотив продажи дома; и потому на чаяния и надежды, связанные с торгами, ложится тень фиглярства этой сцены: они так же искусственны и неоправданны у Гаева и Раневской, а у Лопахина, по выражению Пети Трофимова, напоминают “размахивание руками”. А тогда и последний эпизод с участием Шарлотты, где само чревовещание вместо комического эффекта приобретает оттенок той же тоски: чем-то, в особенности, кажется, лёгкостью превращения “ребёнка” в узел, он подчёркивает неприкаянность, бесприютность Шарлотты (“Надо уходить… В городе мне жить негде”) — заставляет вспомнить, что бывшие хозяева поместья теперь бесприютны почти так же, как и она. Даже текстуальные совпадения приобретают символический смысл (Раневская, действие первое: “Мне хочется прыгать, размахивать руками”, — ремарка в третьем действии: “В зале фигура в сером цилиндре, в клетчатых панталонах, машет руками и прыгает” под крики “браво, Шарлотта Ивановна!”).

    Итак, образ второстепенный, гувернантка Шарлотта по-своему оттеняет всю пьесу, внося в неё далеко не только комические ноты.

    Фирс

    Образ Фирса — старого верного слуги Гаевых — занимает значительное место в системе образов пьесы. На мой взгляд, его слова и действия усиливают ощущение, создаваемое центральными персонажами: Любовью Андреевной и Леонидом Андреевичем, людьми, в значительной степени живущими своим прошлым.

    Ведь они для Фирса до сих пор “барские дети”. Он помнит, какая одежда полагается “на выезд”, и обращается к Гаеву со словами: “Опять не те брючки надели”, а ближе к ночи он приносит ему пальто. При этом Фирс — единственный хозяйственный человек в этом доме: “Без меня тут кто подаст, кто распорядится? Один на весь дом”.

    Фирс выступает в этом произведении как “дух усадьбы”.

    Перед отъездом все о нём тревожились, беспокоились. Четырежды было уточнено, отправили ли Фирса в больницу. Однако этого так и не случилось, и он остаётся один в заколоченном доме, в котором до весны никого не будет.

    Но даже тогда он не перестаёт думать о Гаевых: “А Леонид Андреич, небось, шубы не надел, в пальто поехал… Я-то не поглядел… Молодо-зелено!” Наверное, духу усадьбы и было суждено умереть вместе с ней. “Дух истории” забыли, как и саму историю, в которой он жил.

    На фоне такой картины горькой иронией звучат фразы “Прощай, старая жизнь!” и “Здравствуй, новая жизнь!”.

    С Фирсом неразрывно связан и звук лопнувшей струны, дважды встречающийся в пьесе. После первого раза он произносит фразу, которую можно, наверное, назвать пророческой: “Перед несчастьем тоже было…

    ” Второй раз мы слышим этот звук уже после того, как Фирса оставили в запертом доме. С этого момента судьба его, как и судьба всего времени, которому он принадлежал, была предрешена.

    Таким образом, Фирс чрезвычайно сильно влияет на наше восприятие одной из поставленных в пьесе проблем — смены времени, будучи сам образом этого времени.

    Спонсор публикации статьи: компания BAON, представляющая на рынке модную и стильную одежду для современных жителей мегаполисов.

    Купив франшизу мужской одежды BAON, Вы получаете право использования технологии, бренда, маркетинговых стратегий компании, продукция которой пользуется постоянным спросом и высоко ценится современными мужчинами за неизменные стиль, качество и удобство.

    Став участником большой фирменной торговой сети, вы получите консультации по всем бизнес-процессам, связанным с работой Вашего магазина, консультации менеджеров отделов маркетинга, рекламы, PR, мерчандайзинга, службы управления персоналом.

    Специалисты компании помогут рассчитать затраты на открытие магазина, оценить плановую доходность предприятия и сроки окупаемости инвестиций в проект. Подробности франчайзинговой программы BAON можно узнать на сайте по адресу: http://www.baon.ru/.

    Источник: https://lit.1sept.ru/article.php?ID=201000114

    А.П. Чехов. Герои пьесы "Вишневый сад"

    Пьеса «Вишневый сад» была создана Чеховым в 1903 году, поставлена в 1904 году, на сцене Московского Художественного театра.

    «Вишневый сад» называют пьесой о закате поместнодворянской жизни, но прежде всего, это пьеса о Родине, о мнимых и подлинных хозяинах Русской земли, о наступющем обновлении России.

    Россия отжившего прошлого представлена в пьесе образами Раневского и Гаева. Этим героям вишневый сад дорог как память, как воспоминание о детстве, молодости, благополучии, о своей легкой и изящной жизни. В представленной автором дворянской усадьбе мы в первую очередь видим культурное гнездо.

    А теперь давайте перейдем к анализу героев пьесы Чехова.

    Раневская Любовь Андреевна – помещица, душа прекрасного дома, его хозяйка. 5 лет жила за границей, в Париже. Много тратила денег,  вела расточительный образ жизни, ни в чем себе не отказывала. К ней постоянно тянутся люди несмотря на все ее пороки и легкомыслие. Раневская сентиментальна, проста в общении.

    Ее переполняются чувства радости, когда вернулась домой, плачет при виде детской. Для нее слово ответсвенность ничего не значит, когда нужно было решать проблему с Вишневым садом, она наивно думала, что все пройдет само собой и уложится. Когда Раневская потеряла свое имение, она не переживает ни какой драмы по этому поводу.

    Она возвращается в Париж к своей нелепой любви, к которой, видимо, они и без того бы вернулась, несмотря на все ее громкие слова о невозможности жить далеко от Родины. Героиня не испытывает ни каких серьезных переживаний, она легко может переходить от состояния беспокойства, озабоченности к веселому и беззаботному оживлению.

    Читайте также:  Что такое настоящее искусство? сочинение

    Так произошло и на этот раз. Она быстра успокоилась по поводу постигшей ее утраты…

    Лопахин Ермолай Алексеевич – купец, сын и внук крепостного крестьянина. Многим обязан Раневской, так как она много ему помогала, любит ее как родную.

    В новых условиях Лопахин разбогател, но остался, по его собственному выражению, «мужик мужиком». Лопахин желает помочь Раневской, отдать землю под дачи, но для этого необходимо вырубить сад, для него Вишневый сад просто «большой». он глубоко страдает от двойственности.

    Вырубает вишневый сад, и может показаться, что грубый, необразованный купец уничтожил красоту, не задумываясь над тем, что он делает, только лишь ради своей прибыли. Но на самом деле Лопахин делает это не только ради наживы и для нее. Есть другая причина, намного важнее собственного обогащения — это месть за прошлое.

    Он вырубает сад, прекрасно осознавая, что это «имение, лучше которого нет ничего в мире». Таким образом он пытается убить память, которая против его воли постоянно напоминает ему, что он «мужик», а разорившиеся владельцы вишневого сада — «господа». Ему любыми способа, всеми своими силами хочется стереть эту грань, отделяющую его от «господ».

    В Лопахине просматриваются черты хищного зверя. Деньги и власть, приобретенная вместе с ними, калечат его душу. В нем живут и борются два человека: один — «с тонкой, нежной душой», другой — «хищный зверь».

    Аня – дочь Раневской. Девушка 17-ти лет, именно с ней связана тема будущего России. Влюблена в Петю Трофимова и находится под его влиянием. Полностью разделяет идею Пети о том, что все дворянство виновато перед Россией.

    Хочет покинуть родной дом и отправиться с Петей хоть на край света. В А. есть вера в счастье, в свои силы, в другую жизнь. Она говорит матери после продажи имения: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого» и искренне радуется отъезду из родительского дома.

    Но, возможно, ее ждет разочарование, ведь Петя больше говорит, чем делает.

    Трофимов Петя – разночинец 27-ми лет. 

    Петя – вечный студент, который никак не закончит курса. Судьба бросает его с места на место. Этот герой проповедует веру в лучшее будущее. Для этого, по его мнению, «надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину». 

    Трофимов критикует всю российскую власть, так как считает, что именно она не дает развиваться всей России, ругает за – «грязь, пошлость, азиатчину», критикует российскую интеллигенцию, которая ничего не ищет и не работает.

    Но герой не замечает, что сам он яркий представитель такой интеллигенции: только красиво говорит, ничего при этом не делая. Характерная для Трофимого фраза: «Дойду или укажу другим путь, как дойти» (до «высшей правды»). Он отрицает любовь, считая ее чем-то «мелким и призрачным».

    Он лишь призывает Аню верить ему, так как он предчувствует счастье. Раневская упрекает Петю в холодности, когда он говорит, что нет никакой разницы, продано имение или нет. Вообще Раневская недолюбливает героя, называет его недотепой и гимназистом второго класса.

    В финале пьесы Петя разыскивает забытые галоши, которые становятся символом его никчемной, хоть и освещенной красивыми словами, жизни.

    Гаев Леонид Андреевич – брат Раневской, помещик. Жалкий аристократ, спустивший все свое состояние. Сентиментален и чувствителен. Очень переживает по поводу продажи имения. Чтобы скрыть это, герой «защищается» рассеянным поведением и словечками вроде «кого?», «от шара направо в угол» и т.д. Совершенно не приспособлен к жизни в новых условиях, не способен к самостоятельной жизни.

    Он строит нереальные планы спасения вишневого сада (вдруг кто-нибудь оставит им наследство, вдруг Аня выйдет замуж за богача, вдруг тетушка из Ярославля даст им денег). Но этот герой и пальцем не пошевелил, чтобы действительно спасти свое имение, свою «родину».

    После продажи вишневого сада устраивается на работу в банк, на что Лопахин с сомнением замечает: «только ведь не усидит, ленив очень…»

    Фирс – лакей в доме Раневской, старик 87 лет. Он представляет собой тип слуги старого времени. Фирс безгранично предан своим хозяевам и заботится о них, как о собственных детях. Так, встречая Раневскую, Фирс  плачет от радости. 

    После отмены крепостного права он «не согласился на волю, остался при господах». Фирс постоянно вспоминает прошлое, когда барин «ездил в Париж…на лошадях…» и когда все было понятно: «мужики при господах, господа при мужиках». 

    Старый слуга уже не в состоянии прислуживать, он почти ничего не слышит, постоянно оговаривается. Но сидеть без дела Фирс не может. Он родился для господ и умрет, ухаживая за ними. Почти так и происходит. После продажи имения уезжающие хозяева забывают Фирс в заколоченном доме, где преданный этому дому слуга и умирает.

    Яша – молодой лакей. Хам, невежественный, но очень довольный собой и преклоняющийся перед всем иностранным. 

    Яша – циничный и жестокий человек. Когда к нему из деревни приходит мать и целый день ждет его в людской, лакей пренебрежительно заявляет: «Очень нужно, могла бы и завтра прийти». Наедине с Фирсом Яша говорит старику: «Надоел ты, дед. Хоть бы ты поскорее подох».

    Яша очень хочет казаться образованным и щеголяет «умными высказываниями»: «По-моему так: ежели девушка кого любит, то она, значит, безнравственная». Молодой лакей очень гордится тем, что жил за границей. Иностранным лоском он покоряет сердце горничной Дуняше, но пользуется ее расположением для своей выгоды.

    После продажи имения Яша просит Раневскую снова взять его с собой в Париж. В России ему оставаться невозможно: «страна необразованная, народ безнравственный, притом скука…»

    Для бывших хозяев имения и их окружения — Раневской, Вари, Гаева, Пищика, Шарлотты, Дуняши, Фирса — с гибелью вишневого сада заканчивается привычная жизнь, а что будет дальше — весьма неопределенно.

    И хотя они и продолжают делать вид, что ничего не изменилось, такое поведение кажется смешным, а в свете сложившейся ситуации, — даже глупым и неразумным.

    Трагедия этих людей не в том, что они потеряли вишневый сад, разорились, а втом, что их чувства стали весьма измельченными…

    Источник: http://5litra.ru/soch/59-ap-chexov-geroi-pesy-vishnevyj-sad.html

    Сочинение: Образ Лопахина в пьесе «Вишневый сад» (А.П. Чехов) | Литрекон

    (373 слова) В пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» существуют герои, олицетворяющие три поколения – прошлое, настоящее, будущее. Самым ярким представителем настоящей реальности является Лопахин — на первый взгляд успешный и респектабельный, но на самом деле глубоко несчастный персонаж.

    Лопахин — выходец из бедной крестьянской семьи, но целеустремлённый и практичный человек.

    Благодаря этим качествам он и добивается успеха, его умение просчитать выгоду, прибыль, риски, продумать план действий помогают ему в дальнейшем купить вишневый сад и, вырубив деревья, обустроить участки под дачи.

    Лопахин нигде не учился, не имеет образования, его отец и дед были крепостными у Раневских, но, несмотря на это, мужчина очень умен, трудолюбив и отчасти самокритичен.

    Образ Лопахина в произведении играет не меньшую роль, чем образ вишневого сада, образ Раневской, образ Фирса, пьеса насыщена символизмом. Ермолай Лопахин является основной причиной изменений привычного уклада жизни героев, он становится одновременно и спасителем сада, и его губителем, ведь других вариантов, кроме как выкупить землю под дачи, никто из персонажей больше не предложил. 

    При всем своем богатстве Лопахин не забывает о своем происхождении и называется себя «мужиком». Однако бывший крестьянин выкупает землю, на которой был слугой.

    Несмотря на это, Лопахин благосклонно относится к Раневской, в чем-то ей сопереживает и по-своему нежно любит, храня воспоминания о своих детских годах. Он тревожится о судьбе Раневской и предлагает ей единственно верный выход из положения.

    Лопахин остается щедрым человеком и с легкостью дает денег в долг, что говорит о его лучших человеческих качествах. 

    Однако его происхождение сильно влияет на любовную линию. Часто заходит разговор о возможной женитьбе Ермолая и Вари, но дальше слов дело не движется.

    Лопахин создает впечатление деятельной личности, обладающей деловой хваткой и сильным характером, но в сердечных делах он пассивен. Лопахин сам говорит, что не прочь жениться, но что-то его останавливает. Это «что-то» — комплекс плебея.

    Он не может даже мысленно поставить образованную дворянскую дочку вровень с собой, с «дураком». 

    Ермолай – ключевая фигура во всем произведении, двигатель сюжета и значимый персонаж, без которого не существовало бы истории вишневого сада. Он — отражение тоскующего и неполноценного настоящего, которое вечно перекладывает свои надежды на будущее.

    Лопахин, в отличие от большинства других героев, трезво оценивает жизнь и говорит о ней с сожалением: «Надо прямо говорить, жизнь у нас дурацкая».

    В этом трагическом прямодушии, крике страдающей души зритель слышит не менее жалобную лопнувшую струну, которая возвещает о мучениях.

    Анастасия Ретунская

    Источник: https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/obraz-lopahina-v-pese-vishnevyj-sad-a-p-chehov/

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector