Анализ произведения смерть чиновника чехова

Анализ произведения Смерть чиновника Чехова

В данной работе представлено краткое содержание одного из самых ярких чеховских произведений «Смерть чиновника».

Если вы его еще не прочитали в оригинале, тогда это обязательно нужно сделать, поскольку этот рассказ заслуживает особого внимания. К тому же в рассказе совсем немного страниц.

В произведении раскрываются важные темы и ставятся актуальные на сегодняшний день проблемы. Текст, представленный в сокращении, поможет школьникам и студентам заполнить описательную таблицу, составить конспект, написать школьное или выпускное сочинение.

История создания рассказа Чехова

История создания этого знаменательного рассказа до сих пор доподлинно неизвестна. У нее существует ряд интересных версий. Всего их три.

Анализ произведения Смерть чиновника Чехова

Антон Павлович Чехов (1860 — 1904) — русский писатель, прозаик, драматург. Классик мировой литературы.

Первая гласит о том, что младший брат А. П. Чехова, Михаил, рассказывал в своих воспоминаниях, что однажды Антон Павлович побывал в имении Бабкино, и там заведующий театрами В. Бегичев рассказал ему в точности описываемый в произведении случай в Большом театре. Однако сегодня эта теория отвергается, поскольку рассказ написан двумя годами раннее, чем состоялась поездка.

Вторая версия связана с деятельностью Алексея Жемчужникова, русского поэта, сатирика и юмориста. Антон Павлович часто бывал на театральных спектаклях и видел, как Жемчужников ведет себя неподобающе. Тот специально наступал на ногу вельможе, чтобы разговориться с ним и получить желаемое.

Третья версия связана с реальными событиями в Таганроге, где один из знакомых писателя, после того как поссорился с местным вельможей, попытался извиниться, но извинения не были приняты. В итоге его знакомый умер, покончив с собой.

Год написания рассказа — 1883 г. Всего за день до написания, 25 июня, Чехов сообщил главному редактору журнала «Осколки», что пишет для него рассказ и очерк. В итоге, издатель прочитал оба произведения и был в восторге, дав положительный отзыв, который Чехов, как и читатели, увидел в журнале от 2 июля.

Главные герои и их характеристика

Действующих персонажей всего два статский генерал Бризжалов и местный экзекутор Червяков. Второстепенным лицом картины служит жена мелкого чиновника.

Анализ произведения Смерть чиновника Чехова

Иван Дмитриевич Червяков – центральный персонаж произведения. Это незначительный по статусу экзекутор, который ведет делопроизводство в местном государственном отделе. Его должность мало что значит для отдела, поэтому ему присущ образ «маленького человека».

Помимо этого, Иван имеет говорящую фамилию. Герой Чехова не любит и не уважает себя, поскольку выполняет абсолютно все просьбы начальства и делает все, чтобы удовлетворить их прихоти. А когда попадает в театр и случайно чихает на генерала, то полностью теряет самообладание и постоянно нервничает.

Теперь герой не радуется спектаклю, а озадачен извинениями перед начальством, даже если это не его начальство и они совсем не знакомы. Однако, после принесения извинения, Ивану не становится легче.

Начинает думать о том, что генерал не простил его и просто пытается уйти от беседы.

Из-за желания угодить вышестоящему по должности, герой выглядит и поступает нелепо и смешно, но, одновременно, его жалко.

Интересно посмотреть, как отреагировал генерал на назойливые извинения Червякова. Генерал приходит в бешенство, прогоняя Ивана Дмитриевича из своего дома. Это приводит к гибели главного героя от душевных мук.

Бризжалов почетный генерал, ответственный и культурный человек. Имя и отчество героя не указаны, в рассказе его называют только по фамилии. По описанию является пожилым человеком, имеющим лысину на затылочной части. Служит в ведомстве путей сообщения.

Ему нравится искусство, поэтому с Червяковым встречается в театре на «Корневильских колоколах». Из-за своего положения, сидит на первом ряду и с удовольствием смотрит спектакль. Во время просмотра на него чихает Червяков. Будучи воспитанным и культурным человеком, генерал тут же забывает о случившемся, а только вытирает лысину перчаткой.

Дальше, когда Иван Дмитриевич пытается многочисленно извиниться, все воспринимает спокойно. Но когда-то даже самое большое терпение заканчивается. Когда же Червяков вламывается в дом генерала, тот уже не выдерживает и прогоняет надоедливого мужчину с криком. Из-за этого происходит нелепая смерть нижестоящего лица.

Жена Ивана Червякова второстепенный, но ключевой персонаж истории. Не сопровождает Червякова на спектакле, но когда тот приходит и рассказывает ей, что случилось, пугается. Затем успокаивается, что это не его начальник. Будучи таким же «маленьким человеком», как и ее муж, предлагает супругу еще раз извиниться.

Краткое содержание для читательского дневника

В рассказе Чехова показывается случай в театре. Во время просмотра спектакля мелкий чиновник Иван Червяков чихает в затылок неизвестного ему высокопоставленного лица генерала Бризжалова.

Анализ произведения Смерть чиновника Чехова

Понимая свой проступок, стесненный обстоятельствами Иван начинает извиняться. Вначале мужчина это делает во время театрального действия, затем в антракте. Генерал сообщает ему, что забыл об этом инциденте, но виновник не успокаивается.

Потом, придя домой, Иван говорит жене о случившемся. По ее совету, на следующий день Червяков наряжается, стрижется и отправляется в приемную Бризжалова. Тот коротко отвечает ему, что это все пустяки, и занимается просителями.

Тогда Иван думает, что генералу не хочется говорить с ним, и решает по окончании разговоров с посетителями вновь извиниться. Бризжалов постепенно начинает выходить из себя, считая его извинения издевательством.

Червяков окончательно теряет себя и понимает, что так все оставлять нельзя. Он решается написать письмо, но в итоге письмо не пишет, а идет на третий день после случившегося домой к генералу. Бризжалов приходит в бешенство и прогоняет несчастного.

Экзекутор приходит домой, в полном наряде укладывается на диван и умирает от душевных мук. Можно сказать, что он чихнул и умер оттого, что извинялся 5 раз.

Краткий анализ произведения «Смерть чиновника»

Чехов выдвигает протест против того, чтобы человеческая личность подавлялась обстоятельствами. Так, главный герой вынужден подчиняться вышестоящим лицам, чтобы его не уволили.

Анализ произведения Смерть чиновника Чехова

Его нелепая настойчивость комична, но в то же время вызывает чувство жалости, поскольку Червяков часто унижается. Каждый раз, принося прощение за нелепую ситуацию, Иван Дмитриевич отрекается от себя и гордости, которая должна быть присуща каждому человеку.

Вначале писатель прописывает добрую и злую сторону Червякова с генералом. Однако, смерть героя непривычная линия победы зла над добром. Высокопоставленный человек здесь не видится как законченное зло: он кричит на героя в тот момент, когда тот его доводит до агрессивного состояния.

В конечном счете, Червяков умирает не от испуга и душевных мук, а из-за нарушения высокопоставленным лицом привычных для него понятий почитания власти и подавления начальством подчиненного. Герой ждал, что генерал накричит на него из-за его дерзости и придумает ему наказание, но ничего подобного не случилось.

О чем рассказ «смерть чиновника»

Книга является сатирическим произведением, поскольку в нем описываются глупость с подобострастием человека, который не нарочно причинил мелкий вред высокопоставленному сановнику, пусть даже не из своего круга.

Анализ произведения Смерть чиновника Чехова

Это так пугает Червякова, что тот извиняется за то, что чихнул на лысину, до того момента, пока «обиженный» генерал не начинает испытывать к нему откровенное отвращение.

Произошедшая ситуация с недалекостью мелкого должностного лица ничего не значит для генерала. Однако для Ивана Дмитриевича Червякова это значит все: он мучается от возможной мести сановника, более могущественного и властного, чем он. В итоге из-за нервов, он просто умирает, после того как генерал, в ответ на назойливость и неуместность, повысил на него голос.

Жанр

Показывая ценности по главам, свободу от поведенческих образцов и авторитетов со страстной идеей угождать всем для своей безопасности, доведенной до гротеска, Чехов выбирает юмористичный жанр и сатиру для описания своего детища, думая над тем, повесть или рассказ составить.

Анализ произведения Смерть чиновника Чехова

Жанр юмористической повести выбран не случайно. Это требуется для высмеивания ложных ценностей, которые формируются в его социуме.

Писатель высмеивает, таким образом, пороки в виде лизоблюдства, чинопочитания в речи героев, тягости угождать, приспособленчества и низости достоинства ради другого.

Темы

Создавая свое произведение, Чехов поднимает и раскрывает ряд важных тем, актуальных и на сегодняшний день:

  1. Тему вмешательства социума в частную жизнь, подмены действительности абсурдной пародией.
  2. Тему душевного рабства с обнищанием этой души, абсурдного казенного бытия, которое сконцентрировано лишь на рабочих моментах.
  3. Тему тоски из-за отягощенного положения, которое приводит к уничтожению личности.
  4. Тему угождения начальству, неправильного устройства общества, неравенства из-за религиозного посыла, где царь является помазанником Бога, а дворяне его приближенными. То есть с самого детства людям прививаются эти устои, где люди неравны.

Также раскрывается тема царского режима, порождения Червяковых, «маленького человека», который обречен прогибаться в сложном мире под вышестоящие лица.

Проблематика

В этом произведении отражено бесчисленное количество вечных проблем. Так, поднята проблема почитания власти, неправильных ценностей, когда герою важнее мнение начальника, чем его собственная судьба и судьба его семьи.

Анализ произведения Смерть чиновника Чехова

Также поднята проблема смены собственных ценностей на общественные из-за опасного перевоплощения личности в должностное лицо, проблема произвола из-за угрозы для подчиненных, неравенства, равнодушия в семье (отсутствия поддержки жены главного героя).

Чему учит рассказ «Смерть чиновника»

Чехов подталкивает читателя на мысль, что, какими бы нелепыми и жалкими не были клерки, их нельзя высмеивать. К ним нужно проявлять жалость, поскольку они являются глубоко несчастными и ущербными людьми. Ущербность их не по их вине, а по несправедливости общественного устройства.

К тому же, рассказ учит читателя не превращаться в такого человека как Червяков: не уделять все свое время работе, больше думать о себе и родных, а также не унижаться перед начальством, теряя свою гордость.

В целом, чеховский рассказ «Смерть чиновника» одно из актуальных произведений на сегодняшний день. Затрагивает ряд важных аспектов, которые помогут не только написать сочинение или сдать единый экзамен, но и осознать для себя роль личности в социуме, понять прошлое и прийти к лучшему будущему.

Источник: https://tvercult.ru/literatura/smert-chinovnika-kratkoe-soderzhanie-i-analiz-rasskaza-a-p-chehova

Анализ рассказа Чехова «Смерть чиновника» | Литерагуру

Антон Павлович Чехов неоднократно приоткрывал завесу истории над канцелярским миром царских клерков и писарей, канувшим в небытие. Однако неизменными остались те виртуозно описанные типажи людей, порожденные бюрократической системой.

Забитые, ограниченные, лицемерные и сведенные с ума своей иерархической зависимостью жертвы работы по-прежнему смешат их здравомыслящих знакомых, а мастер слова больше ста лет назад дал им такую меткую характеристику, которая до сих пор актуальна.

Особенно интересна она в рассказе «Смерть чиновника».

Жанр

Чехов показывает истинные и ложные ценности: истинная ценность – внутренняя свобода от шаблонов поведения и авторитетов начальства, а ложная – стремление во всем угодить господам и возвысить их до гротескных размахов.

Недаром для своего произведения «Смерть чиновника» он выбрал жанр «юмористический рассказ». Это нужно для того, чтобы высмеять ложные ценности, сформированные обществом.

Писатель высмеивает такие пороки, как лизоблюдство, чинопочитание и стремление вжиться в конъюнктуру, приспособленчество, иначе говоря.

Читайте также:  Три правды в произведении на дне горького

О чём произведение?

В рассказе говорится о том, как экзекутор Червяков смотрел пьесу «Корневильские колокола» и случайно чихнул на лысину статского генерала Бризжалова, служащего по ведомству путей сообщения, который сидел впереди него:  «Я его обрызгал! — подумал он. — Не мой начальник, чужой, но все-таки неловко. Извиниться надо».

Он наклонился и извинился, зритель в первом ряду сказал «ничего страшного». Однако чиновнику показалось, что его превосходительство лукавит и не простит обиду.

Хотя это был не его прямой начальник, представитель другого ведомства, нарушитель порядка очень встревожился и подошел на антракте, но сановник опять сказал, что ничего страшного.

Дома он пожаловался жене, но супруга не оказала на происшествие должного внимания. На следующий день Червяков вновь потерпел неудачу с просьбой о прощении, услышал, что произошедшее – пустяк. Тогда он подумал:  «Говорить не хочет! — подумал он, бледнея.

— Сердится, значит… Нет, этого нельзя так оставить… Я ему объясню…» — и решил вновь попросить прощения на следующий день, однако генерал выгнал его с гневом. «В животе у него что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплелся… Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и… помер».

Суть произведения Чехова «Смерть чиновника» в том, чтобы показать, до чего доводит человека безумное чинопочитание.

Главные герои и их характеристика

Для усиления выразительности текста автор использует говорящие фамилии. Брюзжалов – от слова «брюзжать», то есть ворчать. Червяков – от слова «червь», то есть фамилия берет свое начало от ничтожного и слепого животного. Значит, герой подразумевается автором, как жалкое, беспомощное насекомое.

Иван Дмитриевич Червяков – экзекутор. Внутренний мир персонажа такой же узкий, как червь: он ограничивается службой. Больше всего его беспокоит мнение общества о нем, а уж мнение вышестоящих он чтит, как закон. Когда он нечаянно чихнул, он воспринял это, как ужасную катастрофу.

Его настолько взволновала реакция генерала, что он ее попросту придумал, наградив самыми жуткими красками. Значит, жизнь у него настолько пуста, что, кроме службы, его ничего не волнует. Он дошел до полного самоотречения во имя «прислуживания» вышестоящим чинам.

По сути, его внутренний мир – это проекция внешнего: его формы, его положения, его статуса в обществе. Личного у него нет, он полностью приспособился к внешним обстоятельствам, похоронив свою индивидуальность. Выделяться для него – тяжкий грех. Он хочет не самовыражаться, а выражать чьи-то интересы.

Образ главного героя в рассказе Чехова «Смерть чиновника» открывает тему маленького человека, распространенную в русской литературе. Персонаж унижен обществом, забит своим вечно подчиненным положением. Он полностью зависим от воли начальника и его готовности дать соизволение на что-либо.

Постепенно он научился прислуживаться, а не служить, чтобы хоть как-то обеспечить себе и семье стабильность. Он настолько вжился в эту роль, что перестал видеть очевидные вещи и чувствовать что-то, кроме приниженности. Эволюция персонажа, которую мы лишь угадываем, оказывается деградацией личности до уровня безличного клерка.

В нем не осталось ничего человеческого, только перечень должностных инструкций и норм приличий, которые он доводит до гротеска. Даже описания Ивана Дмитриевича Червякова в тексте нет.

Бризжалов (статский генерал по ведомству путей сообщения) – почтенный и уважаемый чиновник, привык к безоговорочному повиновению. Однако ему неловко всерьез обсуждать тему поступка Червякова, он хочет сделать вид, что ничего не произошло. Но назойливость виновника инцидента выводит его из себя.

И без того не слишком любезный к нижестоящему коллеге сановник грубо выгоняет его, теряя человеческий облик. Он кричит, ругается, теряет всю свою холодность и мнимую воспитанность. Неумение сдерживать свои эмоции выдает в нем типичного самодура, который то и дело срывается на своих подчиненных. Характеристика Бризжалова – это его пост.

Он тоже лишен индивидуальных черт и предстает перед нами лишь очередным носителем признаков той или иной должности.

Темы

  1. Проникновение общественной жизни в частную, замещение реальности ее абсурдной пародией.
  2. Кроме того, Чехов затрагивает свою излюбленную тему внутреннего рабства и обнищания духа. Он искусно перемешивает смешное и грустное, раскрывая абсурдность казенного бытия, сосредоточенного только на службе.
  3. Особняком в тексте стоит тема тоски.

    Автор изображает героя, который тяготится своим положением, и читатель понимает, что есть, от чего. «Смерть чиновника» раскрывает трагедию униженной личности.

  4. Культура преклонения перед начальством – проблема общества, его неправильного устройства, где неравенство обусловлено религиозным посылом.

    Если царь – помазанник божий, а дворяне – его приближенные, то их мнимое превосходство – от Бога. То есть, людям с детства навязывается миф о том, что кто-то лучше их по праву рождения. Это проблема царского режима, который породил таких Червяковых.

  5. Тема маленького человека тоже дает о себе знать, ее автор воплощает посредством образа главного героя.

    Такая ничтожная и беззащитная личность обречена на прозябание в большом и жестоком мире.

Проблематика

Данное произведение отражает множество как вечных, так и насущных проблем.

  1. Проблема чинопочитания. Чехов поднимает в рассказе «Смерть чиновников» проблему неправильной смены ориентиров: экзекутору важнее мнение генерала, а не судьба семьи, например. Человек меняет свои личные ценности на корпоративные. Это грозит опасным перевоплощением из личности в должностное лицо.
  2. Произвол. Другая проблема состоит в том, что начальство реально представляет угрозу для подчиненных. Любого профессионала можно уволить абсолютно безосновательно, деятельность управленцев никто не контролирует.
  3. Равнодушие в семье автор тоже не обошел вниманием: жена чиновника не оказала ему должной поддержки.
  4. Неравенство. Героям даже в голову не приходит, что отношения между ними не должны быть иерархичными, каждый из них не признает себя равным другому, и при таком положении дел социальных противоречий не избежать.

Вот, о чем заставляет задуматься эта история: как не стать всего лишь механизмом государственной машины и не убить душу раньше тела? Таким образом, проблематика рассказа очень богата, несмотря на малую форму произведения.

Главная мысль

К сожалению, реалии России того времени таковы, что самодурство начальника могло сделать нищим любого его подчиненного. Всевозможные государственные службы закрепощали души, которые навек застывали в неволе и трепете перед вышестоящим лицом.

Основная мысль рассказа – показать, как человек теряет достоинство, стремясь не потерять должность.

Чехов обращает внимание читателя на то, как общество уничтожает естественные закономерности и заставляет обывателя вести себя противоестественно: бояться начальника до смерти, например.

Даже название произведения уже говорит о замысле писателя.

Идея рассказа «Смерть чиновника» заключается в том, чтобы показать, как человек теряет свое лицо и становится всего лишь должностным лицом, которого убивает его же стремление во всем услужить господам.

Он настолько ничтожен, что его жизнь ограничивается службой, а его достоинство – «приличным поведением на людях»,  как метко выразилась жена Червякова, которую больше волнует, что люди скажут, а не самочувствие мужа.

Действительно, в книге речь идет о том, что умер не человек, а чиновник. Причина его смерти в вопиющем чинопочитании, так как герой расстроил нервы из-за того, что не угодил начальству.

Не реальная трагедия была тому основанием, а иллюзорная реальность мундиров, в которой подчиненный забывает о собственном достоинстве и становится рабом государственной системы принуждения.

Смысл рассказа в том, что вместо жизни у него появляется иллюзия жизни, где ценности подменяются выдуманными рангами и регалиями, а добродетели вытесняют пороки: лицемерие и лизоблюдство.

Чему учит рассказ?

Автор серьезно описывает, по сути, курьезную ситуацию: персонаж загонял себя до смерти из-за такого пустяка. Довольно смешно наблюдать, как герой не может понять простых вещей, что банально надоел генералу своими бреднями.

Он, как клоун, вновь и вновь поскальзывается на банановой кожуре и театрально падает, расшибив лоб, но в упор не понимает, что происходит. Обыкновенные слова его превосходительства он воспринимает, как изощренные намеки и лукавство, приписывает ему хитрость и лицемерие, хотя, на самом деле, инцидент исчерпан, и человек думать о нем забыл.

Чехов бесстрастно и серьезно говорит о том, что смешно, ведь таких нелепых и жалких клерков мы высмеиваем и сами. Мораль в рассказе «Смерть чиновника» заключается в том, чтобы не высмеивать, а жалеть таких людей, они глубоко несчастны, но не одни они виноваты в этой ущербности. В этом виновато все несправедливое общественное устройство.

Вот вывод, к которому приводит писатель свои размышления. Измениться надо не абстрактному Червякову, а всему социуму.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/a-chehov-smert-chinovnika-analiz/

Анализ рассказа А.П. Чехова "Смерть чиновника"

  • Сведения об авторе
  • 1. Толстых Виктория Александровна
  • 2. Учитель русского языка и литературы высшей категории
  • 3. Место работы: Федеральное Государственное Казённое Образовательное учреждение «Кадетский корпус Следственного комитета Российской Федерации имени Александра Невского»
  • 4. Город Москва

Анализ рассказа А.П. Чехова «Смерть чиновника»

Данная статья содержит анализ проблематики и идейного содержания рассказа А.П. Чехова «Смерть чиновника», написанного в 1883 году.

Одним из ранних юмористических произведений А.П. Чехова является рассказ «Смерть чиновника». Как всегда, в центре его – необычный случай, анекдот.

В данном рассказе писатель раскрывает тему «маленького» человека, следуя за А.С. Пушкиным, Н.В. Гоголем, Ф.М. Достоевским, но внося своё – новое – идейное содержание.

Проблематику произведения составляют вопросы, связанные с такими понятиями, как лизоблюдство, чинопочитание, самоуничижение.

Сюжет рассказа довольно прост. Чиновник Червяков чихнул в театре и случайно попал в генерал, сидевшего перед ним. Теперь он пытается вымолить прощение, несмотря на то, что Брюзжалов неоднократно пытался от него отвязаться. Но герой продолжает унижаться, хотя никто его к этому и не принуждает.

Очевидно, «рабская» психология внедряется в сознание и держится там так крепко, что «маленькому» человеку трудно ей противостоять. Генерал крикнул на чиновника, в результате чего «в животе у Червякова что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплелся…

Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и… помер». Несмотря на то, что заглавие рассказа уже намекает читателю на развязку, гибель Червякова всё равно кажется неожиданной, непонятной. Самой смерти писатель уделяет лишь одно слово в произведении.

Этим автор подчёркивает всю нелепость произошедшего.

Что же погубило чиновника? Вот над каким вопросом приглашает Чехов поразмыслить читателей, как обычно пряча своё мнение между строк, лишь намекая на свою позицию с помощью художественных приёмов. Например, писатель использует «говорящие» фамилии, называя своих персонажей. Суть главного героя прекрасно отражена в слове «Червяков» — это мнение чиновника о самом себе и своём месте в мире.

В данном рассказе наглядно показана рабская сущность человека, который сам себя сделал невольником. Червякову нужно унижаться, умолять, просить. Ему непонятны простые слова генерала Брюзжалова, ему кажется, что он должен страдать, терпеть, мучиться. Червякову не приходит в голову, что прощение не нужно вымаливать. Самое грустное в том, что герой привык к такому образу мыслей, образу жизни…

Как было сказано ранее, в произведении «Смерть чиновника» авторская позиция явно не выражается. Писатель не оценивает поступки героя, предоставляя читателю возможность сделать собственные выводы.

А какие выводы мы сделаем? Ни в коем случае нельзя терять своё «Я», забывать о своей индивидуальности. М. Горький написал: «Человек – это звучит гордо!» И об этом мы обязаны помнить, иначе наш мир наполнится вот такими робкими, бесцветными, не признающими себя личностями Червяковыми. Грустно будет смотреть на такое человечество…

Использованная литература:

Смерть чиновника / Антон Чехов. – Москва : Издательство «Э», 2016.

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/analiz_rasskaza_ap_chehova_smert_chinovnika_144329.html

«Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение

«Смерть чиновника» — один из ранних рассказов известного русского писателя Антона Чехова. В 1886 году произведение вошло в сборник «Пестрые рассказы». «Смерть чиновника» написана в духе реализма, это направление распространилось в России во второй половине XIX – XX в.

Чехову удалось совместить «строгий реализм» с повышенной условностью. В начале рассказа мы можем отчетливо проследить черты этого направления, но в конце произведения Чехов выходит за рамки реализма, для которого насмешка над смертью недопустима.

В данном произведении Чехов поднимает тему «маленького» человека. В своем творчестве Чехов пытаеся протестовать подавлению человеческой личности, и в произведении «Смерть чиновника» ярко показывает последствия такого обращения: предмет осмеяния – это мелкий чиновник, который без особых причин находится в постоянном замешательстве.

В рассказе присутствуют всего три персонажа: чиновник с говорящей фамилией Иван Дмитриевич Червяков, жена Червякова и генерал Бризжалов. Наибольше внимания Чехов уделяет чиновнику, ведь это главный герой, объект насмешки. Остальные персонажи автора не интересуют.

Маленький человек в этом рассказе и комический, и жалкий. Смех вызывает нелепая настойчивость Червякова, а жалость порождает его рьяное унижение себя. В который раз, извиняясь перед генералом, чиновник отрекся от своего человеческого достоинства.

В начале рассказа автор сопоставляет две стороны: мелкого чиновника и генерала. Уже с этого момента порождается конфликт, традиционный для Чеховских произведений.

Из-за того, что генерал крикнул на посетителя, Червяков умирает – вроде бы привычная схема сюжета.

Но в рассказе присутствуют существенные сдвиги: генерал крикнул на подчиненного только тогда, когда последний довел его до агрессии.

Такой неожиданный и комический поворот событий заключается именно в особенном мировоззрении главного героя. И умер Червяков вовсе не от испуга, а от того, что святые для него принципы нарушил человек высокого чина.

Мастер малого жанра и в этот раз не смог изменить своему стилю. Чеховская лаконичность просто поражает.

В его небольших произведениях зачастую заложен глубокий смысл, а познать его можно только благодаря художественным деталям, которые призваны донести читателю основную идею.

В данном рассказе не чувствуется присутствия автора, Чехов отстраняется от героев. Этот прием помогает описывать действия еще более объективно.

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
  • Как вы понимаете термин «футлярный человек»?
  • «Белолобый», анализ рассказа Чехова
  • «Гриша», анализ рассказа Чехова
  • «Горе», анализ рассказа Чехова
  • «В аптеке», анализ рассказа Чехова
  • «Дома», анализ рассказа Чехова
  • «После театра», анализ рассказа Чехова
  • «Не в духе», анализ рассказа Чехова
  • «Ариадна», краткое содержание произведения Чехова
  • «Ариадна», анализ рассказа Чехова
  • «Святая простота», анализ рассказа Чехова
  • «Альбом», анализ рассказа Чехова
  • «Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение
  • «Толстый и тонкий», анализ рассказа Чехова
  • По произведению: «Смерть чиновника»
  • По писателю: Чехов Антон Павлович

Источник: https://goldlit.ru/chehov/269-smert-chinovnika

«Смерть чиновника» анализ произведения Чехова – смысл, тема, особенности, история создания рассказа — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

В русской литературе Чехов считается “Пушкиным в прозе”, благодаря масштабности и непревзойдённой художественной манере. В рассказе Чехова “Смерть чиновника” раскрывается тема “маленького человека”, но не так, как у Гоголя или Пушкина.

В произведении “Смерть чиновника” анализ предусматривает ознакомление с историей создания, проблематикой, особенностями жанра и композиции – всё это есть в нашей статье.

Она будет полезна для учащихся 9 классов при изучении творчества Чехова на уроках литературы.

Содержание

  • Краткий анализ
  • История создания
  • Тема
  • Композиция
  • Главные герои
  • Жанр

Краткий анализ

  • Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Смерть чиновника.
  • Год написания – 1883 год, 25-26 июня.
  • История создания – рассказ опубликован в 1883 году в журнале “Осколки”, идея сюжета взята автором из реальной жизни и творчески переработана.
  • Тема – тема маленького человека, самоуничижения и чинопреклонения.

Композиция – чёткая, свойственная жанру рассказа. Личность повествователя просматривается, привнося оценку и эмоциональную окраску происходящему.

Жанр – рассказ. Чеховский рассказ похож на форму “сценки”, поэтому его произведения особенно хороши при постановке в театрах и экранизации.

Направление – реализм, свойственный второй половине 19 века.

История создания

Существует несколько версий создания рассказа “Смерть чиновника”. Одна из них говорит о том, что история произошла в реальности, в Большом театре, о чём автор узнал у управляющего императорскими театрами.

По другой версии – источником вдохновения для Чехова стал Жемчужников Алексей, известный юморист и любитель розыгрышей. Ходили слухи о том, что шутник специально наступил на ногу одному высокопоставленному лицу, а после изводил его извинениями и визитами вежливости.

Третья версия появления чеховского сюжета: случай, который произошёл в Таганроге (родине писателя) в 1882 году. Некий работник почты после конфликта с начальством пытался принести свои извинения, но его не приняли и не поняли.

В отчаянии служащий покончил жизнь самоубийством. Как бы то ни было, художественно переосмысленный сюжет получил у Чехова воплощение в гениальном рассказе, написанном менее, чем за два дня.

Впервые опубликовано произведение было в 1883 году в журнале “Осколки” под псевдонимом А. Чехонте.

Тема

В рассказе Чехова “Смерть чиновника” поднимается тема маленького человека, раболепского сознания, уничижительного отношения к себе перед лицом высших чинов.

Идея рассказа в том, чтобы увидеть в себе симптом чинопочитания и извести его на корню – именно для этого Чехов преувеличивает многие важные детали в повествовании, использует иронию с гротеском. Проблемы общества, современного автору, выплыли наружу, остро и злободневно, в коротком жанре рассказа.

Конфликт Червякова с генералом Бризжаловым – это конфликт персонажа с собой. Смысл его поступков непонятен и необъясним для морально “здоровой” личности. Проблематика рассказа обусловлена болезнью общества – привычкой пресмыкаться перед теми, кто занимает более высокое положение в обществе, что достаточно актуально и в наше время.

Червяков и Бризжалов – герои-противоположности: именно генерал должен был стать отрицательным персонажем, но у Чехова они поменялись ролями.

Генерал на редкость положительный, адекватный персонаж, а младший чин – труслив, не уверен в себе, назойлив, непоследователен и, по меньшей мере, странен в своих поступках и стремлениях.

Основная мысль произведения – потеря нравственных основ, идеалов, на которых держится “здоровая” личность.

Композиция

Комическое и трагическое слилось в единое, благодаря мастерски подобранным художественным средствам в рассказе Чехова. Анализ произведения позволяет сделать вывод, что его композиция традиционна для малого жанра. На это указывает монолог повествователя, который вносит свою ноту в восприятие происходящего.

Личность рассказчика иногда всплывает достаточно ярко с ми и эмоциональной оценкой событий. В структуре рассказа просто выделить завязку, кульминацию и другие составляющие сюжета. Он динамичен и ярок, благодаря чеховскому лаконизму и точности.

Каждое слово (фамилии персонажей, описание внешности) каждый звук, каждая фраза точны и выверены – они служат единой цели в творчестве Чехова. Мастер ситуативных зарисовок, он умело подаёт содержание в рамках традиционной композиции.

Возможно, именно поэтому, практически все произведения Чехова экранизированы, ставятся на сцене театров и имеют большой успех у зрителей.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Смерти чиновника».

Жанр

Чехов достиг небывалых высот в жанре рассказа. Особенностью его рассказа можно считать сходство со сценкой. Автор даёт оригинально обрисованную картинку события, будто бы наблюдая за происходящим со стороны.

Жанр рассказа до Чехова был невзрачной эпической малой формой, которая считалась осколком романа или повести.

Именно благодаря Антону Павловичу этот жанр приобрёл популярность, известность и полноценное воплощение в литературе.

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/sochinenija/20911-smert-chinovnika-analiz-proizvedeniia-chehova-smysl-tema-osobennosti-istoriia-sozdaniia-rasskaza.html

Сюжетно-композиционный анализ рассказа Чехова «Смерть чиновника»

Ничтожество свое сознавай, знаешь где?

Перед Богом, пожалуй, перед умом, красотой, природой, но не перед людьми. Среди людей нужно сознавать свое достоинство.

А.П. Чехов. Из письма брату Михаилу
дальше…

Рассказ прочитан[1]. Ученики высказали свои первые впечатления. Сюжет прост, ясен, многие увидели анекдотичность, абсурдность ситуации. Обратимся теперь к самому тексту рассказа.

ЭКСПОЗИЦИЯ

Экспозиция рассказа – первые два предложения (они же тема текста) – очень информативна: «В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитрич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на»Корневильские колокола[2]«.

Он глядел и чувствовал себя на верху блаженства». Все, что надо знать про Червякова, — это, что он экзекутор[3] на верху блаженства.

При первом прочтении не менее прекрасный, чем прекрасный вечер экзекутор, глядящий со второго ряда в бинокль да еще «чувствующий себя на верху блаженства», поначалу выглядит только смешно.Вопрос в том, чем вызвано это блаженство[4].

ЗАВЯЗКА

Завязка конфликта – чих – тоже пока в пределах только смешного: традиционное«но вдруг» только усиливает комичность ситуации, да и авторское отступление[5] о том, «Что все чихают», поначалу не противоречит интонации юмористического рассказа.

Однако само описание процесса чихания дано как не свойственное чиновнику Червякову, внеличное событие, приведшее затем и к смерти: «жизнь так полна внезапностей»[6].

 Обращает внимание, что сначала Чехов описывает, что стало с лицом, глазами и дыханием, а уже потом, что сделал сам Червяков (он всего лишь отвел бинокль и нагнулся, видимо, продолжая чувствовать себя на верху блаженства[7]).

И только в самом конце описания междометийное «апчхи!!!»возвращает к анекдоту: лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось… он отвел от глаз бинокль, нагнулся и… апчхи!!!

ПЕРИПЕТИИ

Перипетии.

Первая реакция героя выглядит пока вполне по-человечески:«Червяков нисколько не сконфузился, утерся платочком и, как вежливый человек, поглядел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханьем?» Однако обстоятельство «как вежливый человек» явно избыточно: исполнительность, уверенность в чиновничьей безупречности Червякова подчеркивается этим. Блаженство и уверенность в собственной непогрешимости подчеркивается и наречием «нисколько», т.е. ни капельки, ни на йоту, и оксюморонным сочетанием «утерся платочком[8]» (грубое «утерся» и ласкательное «платочком». Довольный собой Червяков даже «поглядел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханьем?».

ВНУТРЕННИЙ КОНФЛИКТ

Собственно, настоящий, так сказать, «внутренний конфликт» начинается именно здесь: «Но тут же пришлось сконфузиться. Он увидел, что старичок, сидевший впереди него, в первом ряду кресел, старательно вытирал свою лысину и шею перчаткой и бормотал что-то».

 Никто так и не узнает, действительно ли Червяков«обрызгал» генерала[9] или тот «вытирал свою лысину и шею перчаткой и бормотал что-то» из-за каких-то иных причин, а не от «невежества» несчастного чиновника.

Но Червяков-то «увидел» и сделал свои «экзекуторские» выводы

Причем сначала Червяков узнал в старичке генерала, а потом подумал, что чихнул на него! Дальше, человеческая ничтожность и чиновничье пресмыкательство, «электричество чина» с каждым новым словом и жестом героя неминуемо ведут его к гибели.

ПЕРВОЕ ИЗВИНЕНИЕ

«Не мой начальник, чужой, но все-таки неловко. Извиниться надо»— т.е. сначала герой как бы успокоился, раз «чужой», но, боясь показаться невежливым, решил извиниться: «Червяков кашлянул, подался туловищем вперед и зашептал генералу на ухо:

— Извините, ваше-ство, я вас обрызгал… я нечаянно…

— Ничего, ничего…»

Конечно, как только Червяков отвлекся от своего «блаженства» и вступил в сферу человеческих отношений, его сущность видна читателю: это и подобострастное «ваше-ство», и его робость, и его убежденность в праве на пресмыкательство. Но, может быть, именно от того, что падение с высот чиновничьего блаженства было таким внезапным «но вдруг», Червяков и не может услышать генерала:

— Ради бога, извините. Я ведь… я не желал!

— Ах, сидите, пожалуйста! Дайте слушать!

ИЗВИНЕНИЕ В АНТРАКТЕ

Поскольку блаженства Червяков уже не чувствует, а лишь конфузится и глупо улыбается, он предпринимает новую попытку извиниться, уже в антракте:

— Я вас обрызгал, ваше-ство. Простите… Я ведь… не то чтобы…

— Ах, полноте… Я уже забыл, а вы все о том же! — сказал генерал и нетерпеливо шевельнул нижней губой.

НОВАЯ ФАЗА КОНФЛИКТА

Здесь конфликт вступает в новую фазу: собственно извинений уже не будет, Червяков будет ходить «объяснить», ведь генерал «нетерпеливо шевельнул нижней губой», а «Червяков, подозрительно поглядывая на генерала», увидел«ехидство в глазах» и решил, что генерал с ним говорить не хочет.

Теперь Червяков не извиняться будет, а объяснять, что «вовсе не желал… что это закон природы»! Объяснить необходимо, «а то подумает, что я плюнуть хотел. Теперь не подумает, так после подумает!..» Так думает Червяков.

Почему наш герой решил, что генерал непременно должен так подумать, тем более «после»? Видимо, потому что генерал! Кто их генералов разберет!

РАЗГОВОР С ЖЕНОЙ

Разговор с женой — это уже новая стадия конфликта:

«Придя домой, Черняков рассказал жене о своем невежестве Жена, как показалось ему, слишком легкомысленно отнеслась к происшедшему; она только испугалась, а потом, когда узнала, что Бризжалов «чужой», успокоилась».

Чехов пишет легкомысленно», потому что для Червякова конфликт перерос «умения держать себя в обществе».

Червяков считает, что он поступил безукоризненно правильно: во-первых, «нисколько не сконфузился», во-вторых, « утерся платочком» , в-третьих, «поглядел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханьем?» В конце концов, он даже извинился, «как вежливый человек» и «прекрасный экзекутор», хотя мог и не извиняться, ведь начальник«чужой»! Что же еще?!

— А все-таки ты сходи, извинись, — сказала она. — Подумает, что ты себя в публике держать не умеешь!

Червяков извинения уже принес, причем повторные. Однако беспокойство не исчезает, не зная, в чем винить себя, Червяков винит уже генерала:

— То-то вот и есть! Я извинился, да он как-то странно… Ни одного слова путного не сказал. Да и некогда было разговаривать.

Чехов обыгрывает недовольное недоумение Червякова: генерал путей сообщения «ни одного слова путного не сказал». «Да и некогда было разговаривать».

ПЕРВОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ НА ДРУГОЙ ДЕНЬ

«На другой день Червяков надел новый вицмундир[10], подстригся и пошел к Бризжалову объяснить…

» Червяков убежден ,что объяснить необходимо, ведь он только экзекутор, а Бризжалов генерал: вдруг не говорящий путных слов подумает что экзекутор хотел в генерала плюнуть!!! Но, «войдя в приемную генерала, он увидел там много просителей, а между просителями и самого генерала», Червяков уже не может «объяснить», в приемной генерала он уже не человек:

— Вчера в «Аркадии»[11], ежели припомните, ваше-ство, — начал докладывать экзекутор,

Экзекутор начал докладывать, а закончил, уже извинениями, человек:

— я чихнул-с и… нечаянно обрызгал… Изв…

И в очередной раз получил от генерала человеческое прощение. Но с каждым последующим извинением Червякова не чиновническая (в представлении Червякова — «беспутная» человеческая) реакция Бризжалова делает их окончательное объяснение все более невозможным. В то же время желание объяснить становится все более сильным…

«Сердится, значит… Нет, этого нельзя так оставить… Я ему объясню…»

ВТОРОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ

И все более абсурдным, перерастающим в издевательство над генералом и собственное уничижение:

— Ваше-ство! Ежели я осмеливаюсь беспокоить ваше-ство, то именно из чувства, могу сказать, раскаяния!.. Не нарочно, сами изволите знать-с!

Это предпоследнее объяснение с генералом – очередной поворот в развитии конфликта рассказа.

Червяков искренне возмущен, что генерал увидел в червяковской экзекуторской преданности чиновничьему делу насмешку.

В конце концов, Иван Дмитрич даже называет генерала про себя фанфароном и в сердцах решает больше не извиняться перед генералом, который «не может понять» того, что понятно экзекутору!

«Какие же тут насмешки? — подумал Червяков. — Вовсе тут нет никаких насмешек! Генерал, а не может понять! Когда так, не стану же я больше извиняться перед этим фанфароном!

Однако сразу же, почему-то Червяков думает:

Черт с ним! Напишу ему письмо, а ходить не стану! Ей-богу, не стану!»

Чехов не объясняет, почему Червяков не написал письма, каждый читатель может додумать сам:

Так думал Червяков, идя домой. Письма генералу он не написал. Думал, думал, и никак не выдумал этого письма. Пришлось на другой день идти самому объяснять.

КУЛЬМИНАЦИЯ

Последнее объяснение Червякова – кульминация рассказа. И здесь за этим «объяснить» — все потрясения Ивана Дмитрича, низвергнувшие его из Блаженства в«Аркадии» в пучину человеческого произвола, чиновничьего страха, ужаса перед«сметь-смеяться» и все того же червяковского прежнего недоумения-непонимания, из-за которого он и предпринял череду этих извинений-экзекуций:

Я вчера приходил беспокоить ваше-ство, — забормотал он, когда генерал поднял на него вопрошающие глаза, — не для того, чтобы смеяться, как вы изволили сказать. Я извинялся за то, что, чихая, брызнул-с… а смеяться я и не думал. Смею ли я смеяться? Ежели мы будем смеяться, так никакого тогда, значит, и уважения к персонам… не будет…

— Пошел вон!!! — гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал.

— Что-с? — спросил шепотом Червяков, млея от ужаса.

— Пошел вон!! — повторил генерал, затопав ногами.

РАЗВЯЗКА

Развязка конфликта теперь понятна: чиновник Червяков не смог вынести падения с высот своей чиновничьей «аркадии».

Вера в собственную чиновничью непогрешимость, неспособность к настоящим человеческим чувствам сделали дальнейшее существование невозможным: собственно Чехов и описывает только «смерть чиновника», а не смерть человека.

Как только Иван Дмитрич надел новый вицмундир и пошел объяснить, он совсем перестал уже быть человеком, человек в нем (каким он должен быть по Чехову) умер уже давно. Червяков умер от того, что «в животе[12] что-то оторвалось», т.е. живот-последнее живое, жизнь погибла:

«Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплелся… Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и… помер».

[1] Рассказ можно прочитать и непосредственно на уроке, так как речь пойдет о художественном тексте, а не олитературном произведении. Это значит, что вопросы, связанные с эпохой создания литературного произведения, его творческой историей, с автором, творческой биографией писателя и т.п., здесь не обсуждаются.

[2] «Корневильские колокола» (1877) – оперетта французского композитора Робера Планкетта (1848—1903).

«Плыви, мой челн, по воле волн» (из куплетов ее персонажа по имени Гренише: «Плыви, мой любимый челн, /Плыви, плыви, сквозь пену волн…

») цитируется в качестве иронического к поведению пассивного, безвольного человека, который покорно подчиняется ходу событий, «плывет по течению».

[3]Экзекутор (от лат. exsecutor — исполнитель), судебный исполнитель, в дореволюционной России чиновник, ведавший хозяйственными делами учреждения, наблюдавший за порядком в канцелярии.

[4]Червяков заслуженно отдыхал от трудов праведных, уверенный в безукоризненности исполнения.

Блаженство Червяков, видимо, испытывал от того, что, будучи прекрасным экзекутором, все «прекрасно исполнил» и в «прекрасный вечер», в прекрасном расположении духа от собственной исполнительности «сидел во втором ряду кресел «Аркадии», не забыв взять бинокль (положено!). Т. е .Червяков находился в своем чиновничьем раю, «Аркадия», здесь, конечно не случайно.

[5]В структуре авторской речи данного отрывка выделяются два отрезка: 1. в рассказе часто встречается это «но вдруг». Автор прав: «жизнь так полна внезапностей!»; 2. «Чихать никому и нигде не возбраняется.

Чихают и мужики, и полицмейстеры, и даже иногда тайные советники. Все чихают». Лексика отступления первого отрезка связана с темой литературы.

Тема отступления второго отрезка выражена стержневым словом ЧИХАТЬ

[6] Простой, на первый взгляд, вопрос «Отчего умер Червяков?» -становится смыслообразующим: ответ на него будет отражать уровень понимания рассказа.

[7] Официально чихать не запрещено: «все чихают», от «мужика» до

«тайного советника»

  • [8] Точка зрения экзекутора Червякова, получившая отражение в
  • отступлении второго отрезка, организует дальнейшее развитие сюжета: все
  • события возникают в зоне его восприятия и описываются в основном с его
  • оценочных позиций (кроме, может быть, фразы «Червяков глупо улыбнулся»,
  • где очевидно авторская оценочность), включаются элементы несобственно-
  • прямой речи – платочек, старичок.

[9] Генерал Бризжалов активно не участвует в развитии конфликта, он здесь лицо второстепенное.

[10] ВИЦМУНДИ'Р, а, м. [от вице и слова мундир] (дореволюц.);Форменный фрак гражданских чиновников.

[11] АРКА'ДИЯ [А прописное], и, мн. нет, ж. (книжн. поэт. устар., теперь ирон.). Место беспечной, счастливой жизни, идиллического счастья. Счастливая А. [От др.-греч. области Аркадии, которая в поэзии изображалась как страна блаженного пастушеского существования.]

[12] ЖИВОТм. жизнь человека и животного; что есть в твари живое, оживляющее плоть, образующее земную жизнь. || собират. все живое, все, что живет, дышит. Лишиться живота, умереть; лишить кого живота, извести или убить.Живот вечный, вечная жизнь.

|| Утроба, брюхо, третья большая полость человека и подобно ему устроенных животных, от груди (от гусаковой перепонки, (diaphragma) до таза; в животе: желудок, кишки, печень, селезенка, все вообще орудия пищеварения.

 Надорвать, надсадить живот, стать без живота, повредить себя чрезмерною ношей и усилием; || хохотать до упада, до изнеможения.

Источник: http://litera865.blogspot.com/2013/03/blog-post_1835.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector