Любовь в творчестве куприна и бунина — сочинение (11 класс)

Тема любви в творчестве Бунина и Куприна занимает особое место. Конечно, писатели по-разному описывали это чувство и открывали новые стороны его проявления.

Есть и схожие черты: они рассказывают как о всепоглощающей страсти, так и о чувстве трагическом, которое не выдерживает проверку жизненными ситуациями.

Тема любви в творчестве Бунина и Куприна показывает ее во всем ее многообразии, позволяя увидеть новые грани этого чувства.

Игра на контрастах

Тема любви в творчестве Бунина и Куприна часто показывается на противопоставлении характеров главных героев.

Если проанализировать их произведения, то можно отметить, что в большинстве из них кто-то из влюбленных обладает более сильным характером и готов пожертвовать всем ради своего чувства.

Другая же сторона оказывается более слабохарактерной, для которой важнее общественное мнение или личные амбиции, чем чувства.

Это можно увидеть на примере героев рассказа Бунина «Темные аллеи». Оба героя случайно встретились и вспомнили то время, когда они были влюблены. Героиня, Надежда, пронесла любовь через всю свою жизнь — она так и не встретила того, кто бы смог затмить образ Николая Алексеевича.

Он же женился, впрочем, не испытывая сильного чувства к жене, но он не сильно и жалел об этом. Подумать о том, что хозяйка трактира могла бы стать его женой, хозяйкой дома — для него это было немыслимо.

И если Надежда готова была на все, чтобы быть вместе с любимым и продолжала его любить, то Николай Алексеевич показан как человек, для которого важнее социальный статус и общественное мнение.

Такой же контраст можно увидеть и в произведении Куприна «Олеся».

Полесская ведьма показана как девушка с горячим сердцем, способная на большое чувство, готовая пожертвовать не только своим благополучием, но и спокойствием близких ради своего возлюбленного.

Иван Тимофеевич — человек мягкого характера, его сердце лениво, не способно испытывать любовь той силы, какая была у Олеси. Он не последовал зову сердца, его движению, поэтому об этой любви у него остались на память только бусы девушки.

Любовь в творчестве Куприна и Бунина - сочинение (11 класс)

Любовь в произведениях Куприна

Несмотря на то что оба писателя считали светлое чувство проявлением благости, тем не менее, оно описывается у них немного различно. Тема любви в творчестве Бунина и Куприна имеет различные проявления, если прочитать их произведения, то можно понять, что чаще всего у отношений, ими описываемых, есть различия.

Так, А. И. Куприн чаще всего рассказывает о трагической любви, жертвенной, для писателя настоящая любовь непременно должна была сопровождаться жизненными испытаниями.

Потому что сильное и всепоглощающее чувство не могло принести счастья возлюбленным. Такая любовь не могла быть простой. Это прослеживается в его произведениях, таких как «Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь» и др.

Но для героев даже такая любовь — это счастье, и они благодарны, что у них было такое сильное чувство.

Любовь в творчестве Куприна и Бунина - сочинение (11 класс)

Любовь в рассказах Бунина

Для писателей светлое чувство — это самое прекрасное, что могло случиться с человеком. Поэтому тема любви в творчестве Бунина и Куприна занимала особое место, поэтому их произведения так волновали читателей.

Но понимали они его каждый по-своему. В творчестве И. А. Бунина любовь — это вспышка эмоций, счастливое мгновение, которое внезапно появляется в жизни, а потом так же резко обрывается.

Поэтому в его рассказах герои вызывают противоречивые чувства у читателей.

Так, в рассказе «Солнечный удар» показана любовь-вспышка, любовь-мгновение, озарившая жизнь двух людей на краткий миг. И после того, как они расстались, главный герой почувствовал себя старше на много лет. Потому что эта мимолетная любовь забрала все то лучшее, что было в нем.

Или в рассказе «Темные аллеи» главная героиня продолжала любить, но так и не смогла простить слабости возлюбленного. А он, хотя и понимал, что она отдала ему лучшие годы, продолжал считать, что поступил правильно.

И если в творчестве Куприна, любовь непременно была трагической, то у Бунина она показана как более сложное чувство.

Любовь в творчестве Куприна и Бунина - сочинение (11 класс)

Необычная сторона светлого чувства

Хоть любовь в произведениях Бунина и Куприна — это отношения между двумя людьми искренние, настоящие, но иногда любовь может быть совсем другой. Именно такая сторона показана в рассказе «Господин из Сан-Франциско».

Хоть это произведение и не о любви, в одном эпизоде говорится, что по кораблю ходила одна счастливая пара и все, глядя на нее, видели двух влюбленных.

И только капитан знал, что их наняли специально, чтобы они играли сильное чувство.

Казалось бы, какое это может иметь отношение к теме любви в произведениях Бунина и Куприна? Такое тоже бывает — это касается и актеров, которые играют на сцене влюбленных, и таких вот пар, которые наняли специально. Но бывает и так, что между такими артистами может возникнуть и настоящее чувство. С другой стороны, кто-то, глядя на них, обретает надежду, что и у него появится любовь в жизни.

Любовь в творчестве Куприна и Бунина - сочинение (11 класс)

Роль деталей в описании

Описание любовного чувства и у А. И. Куприна, и у И. А. Бунина происходит на фоне детального описания обыденной жизни героев. Это позволяет показать, как сильное чувство протекает в простой жизни.

Как может измениться отношение героев к привычным вещам и явлениям. А некоторые детали быта персонажей позволяют лучше понять характер персонажей.

Писателям удалось органично соединить обыденность и светлое чувство.

Любовь в творчестве Куприна и Бунина - сочинение (11 класс)

А все ли могут чувствовать

В сочинении «Тема любви в творчестве Бунина и Куприна» также стоит отметить, что испытывать настоящее чувство, жертвовать всем для возлюбленного и любить его всю жизнь могут только сильные люди.

Ведь почему герои их произведений не могут быть вместе? Потому что сильная личность влюбляется в того, кто не может испытывать чувство, равное по силе. Но благодаря такому контрасту, любовь таких героев выглядит еще сильнее и искренней. А. И. Куприн и И. А.

Бунин писали о светлом чувстве в разных его проявлениях, чтобы читатели понимали, что какая бы любовь ни была — это счастье, что она случилась в жизни, и человеку надо быть благодарным за то, что у него есть способность любить.

Источник: https://www.syl.ru/article/351693/tema-lyubvi-v-tvorchestve-bunina-i-kuprina-o-kakom-svetlom-chuvstve-rasskazyivali-pisateli

Итоговое сочинение по направлению "Любовь"

Любовь в творчестве Куприна и Бунина - сочинение (11 класс)

Категория: Выпускные сочинения 2014-2017

Готовый пример сочинения по тематическому направлению «Любовь» для подготовки к выпускному сочинению ЕГЭ по литературе.

Общее количество слов сочинения — 490.

Номер абзаца Основная часть Количество слов
1 Вступление к сочинению Любовь – высокое, чистое и прекрасное чувство, облагораживающее и возвышающее человека. Ни посчитать, ни вычислить любовь нельзя. Любовь — вечная тема мировой художественной литературы. Сегодня мы можем обратиться ко многим произведениям, чтобы осмыслить, что же такое любовь. 37
2 Первый литературный аргумент (анализ рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет» Хочется вспомнить замечательное произведение Куприна «Гранатовый браслет». В основу рассказа положен сюжет, произошедший с матерью Куприна, которая была в такой же ситуации, в какой оказалась героиня «Гранатового браслета». Вера Николаевна Шеина на день рождения получает подарки от близких. В этот же день её тайный вздыхатель, Желтков, присылает ей письмо и гранатовый браслет. Это молодой человек, тридцати-тридцати пяти, мелкий чиновник. Его чувство к Вере Николаевне длится восемь лет. Автор показывает безответную любовь. Герой собирает вещи, которые принадлежали его возлюбленной, они ему очень дороги. Любовь Желткова порывистая, страстная, очень сильная. Он никак не может с собой ничего поделать, никак не может выкинуть из головы Веру Николаевну. Единственный выход из ситуации — только смерть. После смерти Желткова душа Веры Николаевны пробудилась, она поняла, что это тот самый человек, который был ей нужен. Символизирует любовь героя соната Бетховена. Любовь так же, как и музыка, непредсказуема и увлекательна. Какова же концепция любви у Куприна? Какую любовь он показывает в «Гранатовом браслете»? Автора интересует такая любовь, ради которой можно совершить подвиг, даже отдать жизнь за неё. Муж Веры Николаевны, увидев своего соперника, говорит: «разве он виноват в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь?» Сила любовного чувства и максимальная душевная открытость сделали Желткова уязвимым, беззащитным. А.И. Куприн благоговейно и целомудренно прикасается к теме любви. Сам автор плакал над рукописью своего рассказа. 218
3 Таинственная и загадочная любовь в рассказе И. А. Бунина «Чистый понедельник». Второй литературный аргумент (анализ рассказа) И. А. Бунин написал много произведений о любви. Среди них -рассказ «Чистый понедельник» из сборника «Тёмные аллеи», в котором тридцать восемь произведений. А. П. Чехов писал: «Какое это огромное счастье — любить и быть любимым». Любовь подарила герою Бунина мгновения ликующей радости, дала возможность понять , что значит быть счастливым .Он навсегда запомнил, как «закрывал глаза от счастья, целовал мокрый мех её воротника и в какой восторженности летел к Красным воротам. И завтра, и послезавтра будет …всё та же мука и всё то же счастье…» Герой и героиня молоды, здоровы, богаты, настолько хороши собой, что все в ресторане и на концертах их провожают взглядами. Главное психологическое состояние героя — ослепительная влюблённость. Но он не пытается и не хочет понять возлюбленную, не хочет увидеть, какая внутренняя борьба происходит в «женской душе.» Он старался не думать и не додумывать». Герой не понимает характер и натуру любимой. Она не верит в возможность счастья и брака. В чистый понедельник героиня принимает решение, очень важное для себя -отойти от мирской жизни и стать монахиней. Какова концепция любви у Бунина в этом рассказе? В любви должно быть полное взаимопонимание, влюблённые должны тонко чувствовать друг друга и полностью доверять друг другу. 194
4 Заключение по теме сочинения И. А. Бунин правильно заметил: «Всякая любовь-великое счастье». И правильно утверждал А. С. Пушкин: «Любви все возрасты покорны». Поэтому очень хочется верить в то, среди наших современников — старых и молодых будет больше влюблённых и счастливых людей» 38
Читайте также:  Сочинение по сказу левша (6 класс)

Источник: https://vopvet.ru/news/itogovoe_sochinenie_po_napravleniju_ljubov/2015-09-20-1883

Сочинение на тему «Тема любви в творчестве Бунина и Куприна»

Любовь в рассуждениях имеет безграничный смысл. Многие выражают ее по- своему. Мастерство перевоплощения будоражит разум. Каковы переходы и выражения чувств Куприна и Бунина в своих произведениях. Красота слова, завораживающая разом пропитывает строки таких известных произведениях, как «Гранатовый браслет» и «Темные аллеи».

Оба поэта любовь характеризуют как чувство жертвенное, легкое, улетучивающееся, парящее и ранимое «от слова злого языка и порочности речей».

Главные герои произведений переживают чувства своих творцов, они являются воплощением одинокой и безудержной любви, неистовая сила притяжения и отторжения, беспрекословные решения, безумие и в то же время легкость.

Что же такое любовь по пониманию Куприна и Бунина? И какова их роль?

Многие поэты 18-19 веков Золотой Руси, что Пушкин, М.В. Лермонтов и другие поэты того времени строили похожий смысл воплощения белой птицы любви, надежды и безветренности.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Напоминание данной «касты поэтов» не случайно. Так как на протяжении многих лет величайшие поэты Российской поэзии и лирики пытались построить определенный алгоритм проявления любви в своих произведениях, как бы грубо это не прозвучало.

Куприн и Бунин не боялись проявления безудержной любви и выставление её на публику, без всяких ограничений читатель принимает это чувство и переживает его вместе с поэтом и с героями произведений.

Тема любви в творчестве Бунина и Куприна имеет 3 аспекта в своем стиле:

  1. Образцово-имортный
  2. Теоретически-фактурный
  3. Аллегорическо-матофорный;

Каждый из этих аспектов связывает одно схожее — все они имеют единую цель в своем роде, они связывают неповторимое чувство любви в произведении чувством жертвенности, привязанности, теплоты проникновения. Но есть и различия между стилями проявления любви и ее проходимости через читателя.

Чтобы это понять, давайте вспомним произведение Куприна «Гранатовый браслет» где героиня понимает, что чувство любви она пропустила.

И любовь Куприна жесткая, от которой герой страдает, отдает себя в жертву, но остается до конца верным своему чувству, никогда не сдает позиции и пытается анализировать аспект своей страсти, объект всегда возвышен к сердцу, стратегическая позиция курьерности и артропии в аллегорическом описании.

У Бунина поверхностная тема любви раскрывается особо таким же образом, как и у Куприна, но внутренний смысл раскрыт не аналогичным способом, как у героев «Купринских историй». Ветреная чувственность и неограниченность прослеживается почти в каждом произведении. Но «Темные аллеи» — это некое исключение тематики проявления любви.

Кажется, поэт пытается показать и светлую и темную сторону проявления «любовных потех». Где-то тематика любви читателя трогает за душу, а где-то и за тело.

Для Бунина и Куприна было важным то, чтобы их герои и читатели чувствовали терзание жертвенной любви не только душой, но и телом. Чтобы все это чувство казалось аналогичным в нашем времени.

Поэтому проявление любви в произведениях обоих авторов является и по сей день актуальной темой.

«Любовь такая же, как и раньше: жертвенная, прозаичная, трагичная, настоящая пропитана тревогой и переживаниями, душераздирающей магией тела и души.

А лживая счастливым концом», — так сказал русский публицист 19 века Арсентий Гудельман Баншторден.

Именно тема любви Куприна и Бунина в прозаике и лирике помогла человеку обрести понимание того времени, чувствовать героя насквозь, чувства, раздирающие и тело и душу.

«Равноправие чувств аллегорической любви и нежной их заботы, чувств ненадежности, тревоги и детской впечатлительности, потере, разлуке и вновь восстановления», — это и есть любовь выражения Куприна и Бунина. «Percurte adre as ad aspra» — прохождение любви подобно свету — истина произведений этих величайших русских писателей-лириков.

Источник: https://sochinyalka.ru/2015/03/tema-lyubvi-v-tvorchestve-bunina-i-kuprina.html

Тема любви в творчестве И. А. Бунина:

1 вариант

И. А. Бунин много писал о любви, ее трагедиях и редких мгно­вениях настоящего счастья.

Эти произведения отмечены необык­новенной поэтизацией человеческого чувства, в них раскрылось чудесное дарование писателя, его способность проникать в интим­ные глубины сердца, с их неизведанными и непознанными закона­ми.

Для Бунина в истинной любви есть нечто общее с вечной кра­сотой природы, поэтому прекрасно только такое чувство любви, которое естественно, не ложно, не выдумано. Для него любовь и существование без нее — две враждебные жизни, и если погибает любовь, то та, другая жизнь, уже не нужна.

Возвышая любовь, Бунин не скрывает, что она приносит не толь­ко радость, счастье, но и очень часто таит в себе муки, горе, разоча­рование, смерть. «Неужели вы еще не знаете, что любовь и смерть связаны неразрывно? Каждый раз, когда я переживал любовную катастрофу, — я был близок к самоубийству».

Историю трагичной любви поведал Бунин в рассказе «Солнеч­ный удар». Случайное знакомство на пароходе. Обычное «дорож­ное приключение», «мимолетная встреча». Но чем же закончилось для героев все это случайное и мимолетное? «На меня точно затме­ние нашло… Или, скорее, мы оба получили что-то вроде солнечно го удара», — признается спутница поручика.

Читайте также:  Сочинение смысл названия романа отцы и дети (10 класс)

Проводив ее домой и вернувшись в гостиницу, герой вдруг почувствовал, как сердце его «сжалось непонятной нежностью» при воспоминании о ней. Когда же он понял, что потерял ее навеки, «он почувствовал такую боль и такую ненужность своей дальнейшей жизни без нее, что его охва­тил ужас, отчаянье».

Исновабунинский мотив усиливает трагедию человека: любовь и смерть всегда рядом.

Сборник рассказов «Темные аллеи» можно назвать энциклопе­дией любовных драм. Писатель создавал его в годы Второй миро­вой войны. Когда книга увидела свет, читатели были потрясены «вечной драмой любви».

Сам Бунин писал о ней: «Она говорит о трагичном и многом нежном и прекрасном, — думаю, что это самое лучшее и самое прекрасное, что я написал в жизни».

И хотя во мно­гих рассказах любовь, о которой поведал писатель, трагична, Бу­нин утверждает, что всякая любовь — великое счастье, даже если она завершается разлукой, страданием. К такому выводу приходят многие бунинские герои, потерявшие, проглядевшие или сами раз­рушившие свою любовь.

Но это прозрение, просветление прихо­дит к героям слишком поздно, как, например, к Виталию Мещер­скому, герою рассказа «Натали». Бунин поведал историю любви студента Мещерского к юной красавице Натали Станкевич.

Траге­дия этой любви кроется в характере Мещерского, который испыты­вает к одной девушке искреннее и возвышенное чувство, а к дру­гой — «страстное телесное упоение», и то и другое кажется ему лю­бовью. Но любить сразу двух невозможно. Физическое влечение к Соне быстро проходит, а остается настоящая любовь к Натали на всю жизнь. Но автор завершил союз Мещерского и Натали безвре­менной гибелью героини.

В рассказах о любви И. А. Бунин утверждает истинные духов­ные ценности, красоту и величие человека, способного на боль­шое, самоотверженное чувство, рисует любовь как чувство высо­кое, идеальное, прекрасное, несмотря на то, что она несет не только радость и счастье, но иногда — горе, страдание, даже ги­бель.

  • 2 вариант
  • Всякая любовь есть счастье, даже если она не разделена.
  • И. Бунин

Многие произведения И. А. Бунина, и прежде всего его расска­зы о любви, открывают нам его тонкую и наблюдательную душу писателя-художника, писателя-психолога, писателя-лирика.

В лучших своих вешах, написанных как на родине, так и на чужбине, Бунин предстает перед нами певцом любви. Так, как он писал об этом чувстве, не писал до него никто в русской лите­ратуре.

В многочисленных рассказах писателя можно найти са­мые разнообразные оценки и причудливые разновидности люб­ви: это и любовь-жалость, неотделимая от нежности и сострада­ния («Таня»), и продажная любовь («Барышня Клара»), и лю­бовь женщин необычайной душевной красоты, наделенных та­лантом любви и способных поделиться своим счастьем («Руся», «Генрих», «Натали»),

Цикл «Темные аллеи» — это сборник новелл, жизненных зари­совок, основной темой которых является высокое и светлое челове­ческое чувство. И здесь Бунин предстает смелым новатором, на­сколько откровенна, натуралистически отчетлива и в то же время легка, прозрачна, неуловима любовь в этих рассказах.

Все рассказы Бунина о любви имеют неповторимый сюжет, ори­гинальных лирических героев. Но объединяет их всех общий «стер­жень»: внезапность любовного озарения, страстность и кратковре­менность отношений, трагический исход. Это происходит потому, что истинная любовь, как считал писатель, обречена быть только вспышкой и не терпит продления.

Как о высшем даре судьбы сказано о любви в рассказе «Солнеч­ный удар». Но и здесь трагичность высокого чувства усугубляется именно тем, что оно взаимно и слишком прекрасно, чтобы про­длиться, не превращаясь в обыденность.

Удивительно, но несмотря на несчастливые финалы расска­зов, любовь у Бунина почти всегда совершенна, гармонична, вза­имна, ее не могут испортить или подточить ни ссоры, ни проза жизни.

Может быть, поэтому она так коротка? Ведь эти мгнове­ния возвышающих и мужчину, и женщину отношений не прохо­дят бесследно, они остаются в памяти ориентирами и надежными светлыми маяками, к которым люди возвращаются на протяже­нии всей жизни.

Несхожесть «любовных сюжетов» рассказов Бунина помогает нам понять разнообразие, индивидуальность, неповторимость каждой истории любви: счастливая или несчастная, взаимная или безот­ветная, возвышающая или уничтожающая…

На протяжении всей жизни человек может не единожды прикоснуться к этой тайне, воз­никающей глубоко в сердце и переворачивающей, раскрашиваю­щей в яркие цвета весь мир, — и каждый раз его любовь будет но­вой, свежей, непохожей на прошлое…

Я думаю, именно это и хотел передать в своих рассказах И. А. Бунин.

Похожие сочинения

Источник: https://sochineniya.info/publ/1/1/tema_ljubvi_v_tvorchestve_i_a_bunina/4-1-0-79

Тема любви в творчестве Бунина и Куприна

Бунин И.А.

О любви можно говорить долго и нудно, можно до хрипоты спорить и убеждать своего оппонента в том, что твоя точка зрения «правильнее», а можно и вовсе ничего не говорить. Вот только факт остается фактом – у каждой сформировавшейся личности свое представление о настоящей любви. Перечислять их не вижу смысла – как говорится, сколько людей, столько и мнений. Но оказывается, это не совсем так.

В конце 19 – начале 20 века жили в нашей стране два великих прозаика – Иван Алексеевич Бунин и Александр Иванович Куприн. Особенный интерес эти личности вызывают довольно простым фактом – их представления о любви были настолько похожими, что я не побоюсь назвать их одинаковыми. Причем одинаковыми настолько, что мысли одного писателя, можно выразить словами другого, и наоборот.

Возьмем, к примеру, замечательные строки из «Гранатового браслета» Куприна (они, как нельзя лучше, отражают сущность понимания этого чувства автором) – помните, где генерал Аносов спрашивает Веру: «А где любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – «сильна, как смерть»? Такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость». Он даже не спрашивает, а скорее рассуждает, но Вера все поняла – «любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее». Прошла тихо и намеренно незаметно. Вера Николаевна даже не попыталась ухватиться за нее. Почему? Ответ довольно прост – всему виной ментальность нашего народа. Когда Желтков начал писать своей возлюбленной письма, у Веры уже был жених. Потом жених стал мужем, но письма продолжались. И у Веры, как у любой «верной жены», просто сработала защитная реакция – игнорировать. Она даже не попыталась встретиться с этим человеком, выслушать его и может быть даже понять. Вера просто игнорировала его, а когда она наконец-то все поняла, было уже слишком поздно…

В «Темных аллеях» Бунина ситуация схожа. На протяжении всей своей жизни Надежда любила только одного человека – петербуржского офицера Николая Алексеевича. Она не просто любила его, она отдала ему всю себя: «Сколько ни проходило времени все одним жила.

Знала, что давно вас нет прежнего, что для вас словно ничего не было, а вот… Поздно теперь укорять». Но для офицера Надежда была лишь приятным воспоминанием из прошлого. А все почему? Да потому что из крепостных она была.

Что бы сказала общественность, женись Николай Алексеевич на ней? Лишь это его и волновало.

Даже уезжая с ее постоялого двора, он задумался: «Но, боже мой, что же было бы дальше? Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?» Свою позицию Бунин выражает в одном предложении: «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена».

Читайте также:  Сочинение о чем мечтают герои комедии ревизор (8 класс)

Как видите, стремление к реализму привело этих авторов к одному выводу – настоящая любовь существует, но если она взаимна – она не продолжительна, если она неразделенная – жить ей суждено куда больше…

Источник: https://mirznanii.com/a/357652/tema-lyubvi-v-tvorchestve-bunina-i-kuprina

Тема любви в творчестве И.А. Бунина

   Ивана Алексеевича Бунина по праву называют величайшим писателем XX века. Из-под его пера выходили прекрасные стихи, романы и рассказы. Важнейшей темой в творчестве И.А. Бунина была тема любви.

Именно ей целиком посвящён цикл рассказов «Тёмные аллеи», созданный писателем уже в эмиграции, в годы Второй мировой войны. Этот сборник – своеобразное подведение итогов.

Написанный уже в конце жизни, он собрал в себе самые сокровенные мысли и чувства Бунина, его переживания и убеждения, воплощённые в удивительные по форме и содержанию новеллы.

   Главную идею «Тёмных аллей» можно сформулировать так: «Всякая любовь – счастье, даже если она безответна и несёт страдания». Возьмём для примера два рассказа из цикла — «Чистый понедельник» и «Холодная осень».

   В первом произведении взаимоотношения мужчины и женщины поставлены в центр сюжета.

Главный герой влюблен в героиню, он балует её подарками, цветами, походами в дорогие рестораны и театры, хотя и чувствует, что всё это мало интересует молодую женщину: 

Мужчина любит женщину страстно, всем сердцем, любовь к ней становится смыслом его существования. В героине же живет какая-то отчуждённость, её больше интересует духовная жизнь, а не материальные блага, даже любовь героя не приносит ей удовлетворения.

Она любит старинные храмы, певчих, колокольный звон, поэтому буквально в одночасье молодая женщина пропадает из его жизни.

Попробовав всё, что может дать человеку мирская жизнь, и не найдя в ней чистоты и истинной духовности, героиня решает отказаться от прошлого и уходит в монастырь, где, как ей думается, она сможет получить душевный покой и стать счастливой.

Герою не понятен её выбор, и он продолжает жить, чувствуя лишь постоянную боль от утраты: 

Бунин показывает, как разлука буквально «сшибает» героя, сводит его с ума. Говоря о молодом человеке после расставания с девушкой, он отмечает бесцельность его существования.

Красавец, богатый и неглупый человек, он оказывается в душевной изоляции после ухода возлюбленной. Всем этим автор доказывает то, как много может значить для человека любовь.

Любовь и есть сама жизнь, а значит, её потеря равноценна потере смысла бытия.

   В рассказе «Холодная осень» перед нами любовная история длиною в целую жизнь. Тема любви здесь тесно связана с темой смерти.

Надо отметить, что в своих произведениях Бунин нередко сближает два этих мотива, как бы желая подчеркнуть, что по значимости своей в жизни человека любовь стоит наравне со смертью, и так же, как смерть, представляет для него одну из величайших загадок.

  Главная героиня «Холодной осени» провожает на Первую мировую войну своего жениха и говорит, что не сможет пережить его смерть… Тем не менее она переживает не только гибель возлюбленного, но и революцию 1917 года, эмиграцию, скитания по бесконечным городам Европы, где она и её спутники были никому не нужны, зарабатывание на жизнь тяжёлым трудом, одинокую старость. Но, несмотря на то, что жизнь героини была полна событий, вспоминает она только тот холодный осенний вечер, когда прощалась с любимым. Композиция рассказа построена так, чтобы подтвердить важность этого момента для женщины. Если описанию прощального вечера в сентябре 1914 г. отведена бОльшая часть произведения, то повествованию о скитаниях героини после него – всего один абзац. Она сама говорит: 

И по прошествии многих лет героиня ждёт смерти как радостного момента встречи с первой и единственной любовью, ставшей главным «событием» в её жизни, которое помогло ей уцелеть в бесконечной череде потерь, разочарований и обид.

   Таким образом, для Бунина любовь – это высшая ценность, которую жизнь может подарить человеку. Но, читая «Тёмные аллеи», мы убеждаемся, что любовь для писателя – это всегда и трагедия. Бунин не верит в долгие и счастливые отношения, для него любовь скоротечна, за первыми радостями всегда стоят либо привыкание, либо разочарование. Бывает и так, что непреодолимые обстоятельства вынуждают героев расстаться. Поэтому герои его произведений изменяют друг другу, расходятся или умирают. И, несмотря на всё это, продолжают искать любовь – это лучшее чувство на земле, возвышающее, примиряющее со всеми невзгодами, дающее надежду и опору в жизни. Искать так, как это делал их создатель – И.А. Бунин.

Источник: https://literarus.ru/literatura/ege-po-literature/bunin-tema-lyubvi/

Любовь всегда тайна (по произведениям И. А. Бунина и А. И. Куприна)

Не раз и не два приходилось мне видеть горящий костер. И каждый раз повторялась одна и та же картина: вокруг костра летают ночные мотыльки. Они собрались у костра в темном мраке ночи.

Но вдруг костер своенравно вспыхивает, выбрасывает острые языки пламени, и мотыльки сгорают в огненной стихии. Уцелевшие испуганно отлетают на мгновение. Но костер все равно привлекает их.

И снова они будут стремиться к нему, и снова будут сгорать в жарком пламени.

«Глупые мотыльки», — скажете вы. Но разве люди не ошибаются в любви, разве они не устремляются, обезумев от страсти, к костру любви, потому что любовный костер — это величайший соблазн. И каждому хочется хотя бы один раз приблизиться к любви и узнать, что же это такое?

Любовь всегда тайна. И эту тайну пытались открыть для себя герои купринских и бунинских рассказов. Эту тайну пытается открыть каждый из нас. Что такое любовь? Можно ли отличить любовь от увлечения? Как научиться любить?

Мы удивляемся безумной и безответной любви «маленького человека» Желткова к Вере Николаевне Шейной; мы не понимаем Олесю, любящую и любимую, но отказавшуюся от своего счастья с Иваном Тимофеевичем; мы осуждаем Хвошинского, который после смерти любимой Лушки посвятил свою жизнь воспоминаниям о ней и чтению книг о любви.

Мы никогда не сможем ни понять, ни разгадать, ни хотя бы приоткрыть тайну этих любящих сердец. Единственное, что мы можем: сочувствовать, переживать, восторгаться, удивляться. Бунинские и купринские герои просто любили. И каждый любил по-своему, и был счастлив тоже по-своему.

Прочитав повести «Гранатовый браслет» и «Поединок» А. И. Куприна, рассказы «Грамматика любви» и «Легкое дыхание» И. А. Бунина, я ощутил восторг и удивление, я ощутил «легкое дыхание», которого мне так не хватало в жизни.

Любовь всегда тайна. Но любовь — это не только великое счастье, но и великая трагедия. «Любовь должна быть трагедией! Величайшей тайной в мире…», — убежден купринский герой генерал Аносов. Да и сам Куприн считал, что любовь и смерть неразделимы. Трагичностью, надрывностью, обреченностью веет от рассказов о любви И. А. Бунина и А. И. Куприна. Материал с сайта //iEssay.ru

И все же светлое чувство побеждает: мы слышим аккорды бетховенской сонаты, которую так любил Желтков и которую со слезами на глазах слушает Вера Николаевна; мы видим нитку красных бус Олеси, которые останутся светлым воспоминанием о чистом и лучезарном чувстве героев; мы верим, что «легкое дыхание» Оли Мещерской «рассеялось в мире», а значит, в каждом из нас.

Что-то неуловимое, необъяснимое таится в поступках бунинских и купринских героев. И поистине любовь — это тайна, тайна двух любящих сердец.

На этой странице материал по темам:

Источник: http://iessay.ru/ru/writers/native/b/bunin/essays/common/lyubov-vsegda-tajna-po-proizvedeniyam-a.-i.-kuprina-i-i.-a.-bunina

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector