Роль личности в истории — сочинение-рассуждение 11 класс

Какова роль личности в истории? Сочинение на эту тему является обязательным в старших классах. Ученики пишут о многих вещах.

Большинство учащихся рассказывает в сочинении о великих ученых, философах, изобретателях, о том, какую роль их труд сыграл в истории. И все же редко кто вспоминает в своих сочинениях о простых людях. О тех, кого выбросили со страниц истории и уже давно забыли.

Если говорить о роли личности в истории, сочинение не обязательно должно рассказывать банальную историю об очередном правителе.

Прежде чем приступать к выполнению этого задания, разрешите дать совет: каждый ученик – это тоже личность, так какова его роль в истории? Если серьезно задуматься над этим вопросом, то может получиться отличное итоговое сочинение о роли личности в истории.

Так сказал Ницше

Фридрих Ницше однажды сказал интересную фразу: «Человечество должно неустанно рождать сильных людей, в этом заключается его основная задача».

Именно в таком русле рассуждал великий немецкий философ о роли личности в истории. Обществом движут люди, наделенные особой властью и харизмой.

В трудные времена всегда появляются герои, которые готовы взять бразды правления в свои руки и вести человечество к светлому будущему.

Роль личности в истории - сочинение-рассуждение 11 класс

Антонио Лабриола и Луи Пастер

Многие мыслители и философы говорили о роли личности в истории. В сочинении нелишним будет упомянуть некоторые их слова.

К примеру, Антонио Лабриола говорил следующее: «Сам факт того, что в основе истории лежат противоречия, противоположности, борьба и войны, определяет сильное влияние некоторых людей при определенных обстоятельствах».

Проще говоря, он был уверен, что в мире, где ведется постоянная борьба за власть и разделение ресурсов, решающую роль будут играть харизматичные личности, которые смогут повести за собой толпу.

Луи Пастер мыслил менее глобально: «Ценность человека определяется ценностью и значимостью его открытий». Вот какова роль личности в истории. В итоговом сочинении стоит отметить разные взгляды на этот вопрос.

Решающие моменты

Человечество нередко сталкивается с переломными моментами в ходе своего исторического развития. Именно в такие моменты судьбу целого государства может решить всего один человек. Такими людьми можно назвать Александра Македонского или Наполеона Бонапарта.

Они стали во главе государства с целью изменить его, принести новую культуру и поменять сознание людей. Ницше подчеркивает, что именно таких людей «человечество должно рождать».

Ведь кто, как не они, в состоянии повести за собой тысячные войска навстречу светлому будущему.

Немаловажную роль в историческом развитии играют люди, движущие научный и культурный прогресс.

Винсент Ван Гог, Сальвадор Дали, Пикассо – были новаторами в своем ремесле, они поменяли представления людей о мире и сделали искусство намного многограннее.

Не стоит обходить вниманием физиков, биологов и врачей. Благодаря им мы сегодня можем пользоваться всеми благами цивилизации и достижениями современной медицины.

Роль личности в истории - сочинение-рассуждение 11 класс

Ницше говорит о лидерах как о высших представителях человечества, ведь именно их деятельность приводит мир в движение, заставляя развиваться. Но в то же время важную роль в истории играют личности, которые появляются тогда, когда требует ситуация, так называемые дети эпохи.

Мастера пера

Слова Ницше можно взять за основу при написании сочинения по обществоведению «Роль личности в истории», но вряд ли этого будет достаточно. Многие писатели часто упоминали в своих произведениях о людях, имена которых помнят и будут помнить. На их примере мастера пера показывали, насколько важно для человека сохранять свои лучшие качества, вне зависимости от того насколько он выдающийся.

Роль личности в истории - сочинение-рассуждение 11 класс

Всем известно, что Пушкин погиб на дуэли, защищая честь своей жены. Уже позже Михаил Лермонтов назвал выдающегося поэта «невольником чести».

Ссора, в которой была оскорблена честь поэта, стала причиной его гибели, но в памяти народа он навсегда останется выдающимся поэтом, сумевшим сохранить свое доброе имя.

В сочинении на тему «Роль личности в истории» не обязательно упоминать этот факт, но он может стать хорошим примером, если писать о соотношении личностных качеств человека и его роли в истории.

Аргументы из литературы

В сочинении «Роль личности в истории» стоит привести несколько аргументов из литературы. Ведь именно в ней находится настоящий кладезь общественных знаний.

В «Песне про купца Калашникова» Лермонтов отметил, что сильная личность должна иметь твердые убеждения и принципы. Люди должны быть бесстрашными и обладать силой духа, способной сокрушить любого противника.

Это качество всегда было присуще тем, кто вошел на страницы истории.

Пушник в произведении «Капитанская дочка» рассматривал проблему роли личности в истории на примере Емельяна Пугачева.

Поэта просто не могла не заинтересовать личность, что сумела поднять на восстание треть России, навсегда вписав свое имя на страницах истории.

Автор описал его человеком активным и привлекательным и в то же время не лишенным пороков, но умевшего вдохновлять остальных. Пугачев – незаурядная и противоречивая личность, впрочем, как и все те, кто выгравировал свои имена в памяти истории.

Роль личности в истории - сочинение-рассуждение 11 класс

«Война и мир»

В истории все выдающиеся личности обладают незаурядным умом, шармом, другим мировоззрением и способностью вести за собой.

Конечно, не все они обладатели потрясающей харизмы, при жизни некоторым из них не везло, но они все-таки стали частью мировой истории. В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой поднимает проблему роли личности в истории.

Он уверен, что не может быть величия там, где нет доброты и простоты. На ход истории могут влиять только те люди, которые имеют общие со своим народом интересы.

О народе забывать не стоит

Но не только из великих людей состоит история. На ее страницах мало места, чтобы вписать каждого, вот только это не повод пренебрегать собой.

Ленин, Пушкин, Шекспир, Попов, Эйнштейн Маркони и тысячи других людей, что повлияли на развитие мировой истории, — это личности, о которых написано на страницах школьных учебников. Кто-то помнит о них даже после окончания школы, кто-то забывает, а кто-то и вовсе не желает знать.

И в это самое время уходят в небытие целые поколения, миллионы и миллиарды людей, о которых никто никогда не напишет, о которых все забудут.

Учебники твердят об одном: в истории играют роль только выдающиеся личности, которым под силу изменить ход развития событий. Они обладают внутренней силой и харизмой.

Кто-то ведет свои войска к победе, кто-то изобретает электричество или двигатели внутреннего сгорания. Они и меняют ход истории. Но разве не важны те, кто жил с этими выдающимися личностями в одно и то самое время.

Напротив, именно благодаря простым людям смогли показать себя исторические персоналии.

Роль личности в истории - сочинение-рассуждение 11 класс

Каждый человек играет в ходе мировой истории свою особенную роль.

Возможно, чья-то улыбка способна вдохновить кого-то на написание книги, а последний, сам того не ожидая, станет известным писателем и навсегда останется на страницах истории.

А после, спустя несколько десятилетий, его книгу прочитает нерадивый школьник и серьезно заинтересуется медициной. Он станет выдающимся хирургом и однажды спасет жизнь человеку, который придумает Интернет.

В сочинении о роли личности в истории важно упомянуть, что история состоит из множества мелочей. Чтобы появился человек, придумавший электричество, необходимо было, чтобы тысячи крестьян жгли свечи и лучины. Прежде чем изобрели телефон, много людей не смогло вовремя попрощаться или встретиться с близкими.

Роль личности в истории - сочинение-рассуждение 11 класс

Осколки мозаики

Все люди, что живут в настоящем, были в прошлом или будут в будущем, все они важны для истории одинаково. Возможно, отдельные личности в истории и важны, но какой был бы от них прок, если бы они не появились именно в ту эпоху, их окружали другие люди или же в мире существовала бы только горстка выдающихся личностей?

Вся история – это мозаика личностей, поступков, мыслей и желаний. Осколками этой мозаики являются люди, и если кого-то не станет, то картина мира уже будет неполной. Неважно кто: политик, изменивший целую страну, или алкоголик Саня, жизнь каждого из них одинаково важна для истории.

Источник: https://www.syl.ru/article/355489/rol-lichnosti-v-istorii-sochinenie-po-obschestvovedeniyu

Роль личности (К2) в историческом сочинении: примеры ответов от И.А. Артасова

Роль личности в истории - сочинение-рассуждение 11 класс

Что значит «укажите конкретные действия», примеры правильных и неправильных ответов, разбор спорных ситуаций. Всё для максимума баллов по критерию К2.

  • Для начала обратимся к формулировке критерия К2 в задании 25 ЕГЭ по истории (исторические личности и их роль в указанных событиях/явлениях/процессах):
  • «При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений)».
  • Что такое конкретные действия?

Конкретные действия – осмысленные волевые усилия, которые всегда имеют единичный характер и выражаются в непосредственном проявлении личной активности историческим деятелем. Причем под действиями в истории мы понимаем именно исторические, социальные действия, а не, например биологические процессы.

Конкретные действия это, например:

  • «выступил на XX съезде КПСС»
  • «издал приказ № 227»
  • «закрыл амбразуру вражеского дзота грудью»
  • «направил свой самолет на вражескую танковую колонну»
  • «издал (подписал) указ о вольных хлебопашцах».

Кроме того, к конкретным действиям относится создание произведений:

  • «митрополит Иларион написал «Слово о законе и благодати»»
  • «А.И. Солженицын написал повесть «Один день Ивана Денисовича»»
  • «М.М. Сперанский написал «Введение к уложению государственных законов»»
  • «И.И. Ползунов разработал первый в России проект парового двигателя».

Хотя, конечно, это процессы, которые длились не мгновенье и даже не день, однако тут присутствует достаточная степень конкретизации действий в виде конкретного созданного материального и духовного продукта.

Что НЕ является конкретным действием:

  • «Г.К. Жуков командовал фронтом»,
  • «П.И. Багратион командовал армией»,
  • «А.Н. Косыгин руководил проведением реформ»,
  • «Л.И. Брежнев руководил страной»,
  • «Батый установил ордынское владычество»
  1. Это процессы, состоящие из множества конкретных действий, охватывающих самые разные сферы, а в этих формулировках эти конкретные действия не указаны.
  2. Примеры спорных ответов
  3. Приведем примеры, которые могут показаться спорными с точки зрения отнесения определенных событий к конкретным действиям исторической личности.

1. «После смерти Александра II на престол взошёл Александр III».

Вспомним, что действие всегда означает осмысленное волевое усилие.

Восшествие царя (императора) на престол – это необходимый государственный акт в условиях монархической формы правления (так же, как избрание высших органов власти в условиях республики), и он (в данной формулировке) не зависит от волевых усилий (действий) того, кто восходит на престол. Формулировка «взошел на престол» не считается конкретным действием.

Совсем другой случай, когда в работе выпускника указано, что для того, чтобы Николаю I взойти на престол, ему пришлось подписывать манифест о вступлении на престол, назначать внеочередное заседание Государственного совета, назначать вторую присягу и т.д. Все это – конкретные действия, нацеленные на то, чтобы вступить на престол.

2. «Николай II отрёкся от престола».

В данном случае ситуация отличается от описанной выше. Отречение от престола не является необходимым государственным актом в условиях монархии, это всегда конкретное (произошедшее единовременно) осмысленное волевое усилие. Поэтому «Николай II отрёкся от престола» – это конкретное действие, фактически синонимичное подписанию манифеста об отречении.

3. «Е.И. Пугачёв возглавил восстание».

Такую формулировку нельзя считать единовременным волевым актом. Чтобы возглавить восстание Е.И. Пугачеву пришлось бежать из тюрьмы, назваться на встрече с казаками Петром III, объяснить, скрывая свою неграмотность, что не может подписывать бумаг, пока не дойдет до Петербурга и т.д. Все это конкретные действия.

4. «Наталья Нарышкина родила сына, будущего императора Петра I».

Под действием подразумевается осмысленный волевой акт именно в историческом, а не в биологическом контексте (в данном случае речь идет о человеке как существе биологическом, но не социальном). К тому же факт рождения не повлиял на события (процессы, явления) именно в историческом контексте.

Читайте также:  Анализ главы тамань (герой нашего времени - роман лермонтова)

Петр I начал реформы не потому, что его родила именно Наталья Нарышкина, а потому, что повлияли атмосфера, в которой он воспитывался, начавшая Северная война, необходимость приобретения Россией выхода к морям и т.п. Таким образом, приведенное положение не будет засчитано в качестве конкретного действия.

Необходимо также подчеркнуть, что роль личности должна быть указана в событиях (явлениях, процессах), которые названы в сочинении.

Поэтому, если, например, сочинение содержит положение о том, что Н.С.

Хрущев выступил на XX съезде КПСС с докладом, но не названы события (процессы, явления), в которых он, таким образом, сыграл роль, то характеристика роли личности засчитана не будет.

___

Материал составлен на основе Методических рекомендаций для учителей, подготовленных на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ по истории 2017 года (И.А. Артасов).

Видео-обзор критериев оценивания исторического сочинения с конкретными примерами формулировок можно посмотреть здесь.

___

Источник: http://historystepa.ru/publ/reshebnik_zadanij_egeh/istoricheskoe_sochinenie/rol_lichnosti_k2_v_istoricheskom_sochinenii_primery_otvetov_ot_i_a_artasova/23-1-0-134

Роль личности в истории сочинение-рассуждение

Роль личности в истории - сочинение-рассуждение 11 класс

Роль личности в истории невероятно велика. Эта тема поистине многогранна и неоднозначна, помимо этого, она требует подтверждения и доказательств. Любые процессы, которые сейчас мы находим в учебниках по истории и изучаем, происходят под влиянием личности. Конечно, множество философов, задаются вопросом, роль личности ли это, или просто закономерный процесс, который так или иначе должен был произойти. Давайте попробуем разобраться. Неизвестно, обстоятельства и ситуация ввели в определенные рамки личность и произошли те или иные события или человеческая природа настолько многогранна и необъяснима, и это дело рук человеческих?Все-таки, роль личности в истории очень велика. Вспомните, какой неоценимый вклад в развитие России внес Петр Первый, прорубив «окно в Европу», или как пагубно отразилась опричнина, введенная Иваном Грозным, на народе, сколько жизней унесла и семей разрушила Великая отечественная война, зачиненная Гитлером и его идеями. А ведь за всеми этими событиями стоит личность!Человек, стоящий у власти, должен понимать и осуществлять то, что необходимо народу, а это требует определенного таланта, возможно даже непонятного простому человеку. Гитлер, Наполеон Бонапарт, Ленин, Сталин – перечислять можно бесконечно. Бесчисленное множество людей совершили настоящий переворот, полностью изменив социальный строй, политический режим и структуру органов власти. Разве это не дело личности? Какими надо обладать качествами, чтобы искоренить какие-то ошибки предыдущего правителя, изменить коренным образом строй общества или наоборот привести к краху страну. Какие масштабы личности должны быть?Помимо этого, можно вспомнить знаменитое произведение Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников еще до совершения преступления неоднократно задавался этим вопросом. Да и причиной того, что он переступил черту, являлся интерес к этой проблеме. Почему одни имеют право совершать безнравственные действия во благо идеи и оставаться безнаказанными – об этом думал герой произведения, когда шел убивать старуху-процентщицу.

Бесспорно, роль личности в истории очень велика. Трудно оценить и понять масштабность этой проблемы.

    • Одним из моих любимых литературных героев является не силач с огромными мускулами, а всего лишь маленький мальчик, очень одинокий и поэтому такой трогательный. Вы наверное… Подробнее…
    • На многих картинах художника Решетникова изображены дети. Я выбрал написать сочинение по картине «Мальчишки» Решетникова, потому что мне очень нравятся ребята, которые там… Подробнее…
    • На картине А. А. Пластова «Первый снег» изоб­ражён один из первых дней наступившей зимы. Она ещё только начинает вступать в свои права. Наконец- то прекратились долгие затяжные… Подробнее…
    • 1. Жизнь главных героев.2. Оголодавшие воробьи.3. Девочка выхаживает пернатого друга.4. Благодарность Пашки.5. Воровство.6. Спасение брошки.7. Изумленная балерина. Подробнее…
    • Рассказ «Толстый и тонкий» написал Антон Павлович Чехов, живший в 1860-1904 г.     Темой расказа стала встреча двух бывших одноклассников на вокзале. Их из описания сразу становится понятно, что… Подробнее…
    • Каждая страна имеет свое культурное и историческое наследие. Такая традиция существует и в России. В нашей стране также храниться много различных экспонатов и реликвий. А знание… Подробнее…
    • Сегодня я узнал о празднике под названием «Всемирный день воды». В нашей стране этот праздник проводиться для того, чтобы в очередной раз сделать напоминание людям о важности… Подробнее…
    • Картину «Цветы, фрукты, птица» написал русский художник Федор Петрович Толстой. Он славится своими прекрасными натюрмортами. В натюрмортах художник изображает окружающий его мир… Подробнее…
    • Композиция картины проста и трогательна одновременно: выпал первый снег, и дети (явно брат и сестра) выбежали на крыльцо посмотреть на него.Девочка едва успела накинуть шаль,… Подробнее…
    • Много легенд составлены разными народами о волшебной силе амулетов и талисманов. Эти легенды красивые и иногда поучительные. И если очень верить в замечательное действие… Подробнее…

Источник: https://shollklass.ru/sochineniya-po-russkomu-yazyku/3720-rol-lichnosti-v-istorii-sochinenie-rassuzhdenie

Как писать сочинение (эссе) по истории в ЕГЭ

  • Купить сборник эссе по истории
  • Обществознание
  • Задания по Конституции
  • Учим планы
  • Термины
  • Справочник
  • Занятия с автором сайта
  • Узнать больше

Роль личности в истории - сочинение-рассуждение 11 класс

Содержание статьи: 

Сочинение по истории пишется по определенному значимому этапу в истории. Это может быть период правления монарха, война, цикл деятельности какого-либо общественного движения. К примеру, в тестах можно встретить такую дату: октябрь 1917 г. — октябрь 1922 г. Это период Гражданской войны, а значит она будет темой сочинения. 

Требования к сочинению по истории в ЕГЭ

Прежде, чем приступать к написанию сочинения, следует внимательно ознакомиться с требованиями к нему. 

В демо-версии 2020 г. на сайте разработчиков ЕГЭ www.fipi.ru читаем, что в сочинении необходимо (цитата):

  1. Указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
  2. Назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знания исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах). Внимание! При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий;
  3. Указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;
  4. Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России;
  5. В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду. 

План сочинения по истории

Исходя из изложенных требований, план сочинения по истории может быть таким:

  1. Краткая характеристика периода (следует дать название тому, что скрывается под датой: война, период правления, революция и т.п.).
  2. Раскрытие первого значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела. 
  3. Раскрытие второго значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть 

    причины и следствия этого второго события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела. 

     

  4. Оценка значимости данного периода для истории страны.  

Важно!

— Указывать при раскрытие первого и второго событий причинно-следственные связи. Иными словами, объяснять и называть причины и итоги реформ, войн, бунтов, революций и иных фактов. 

— Помнить, что указанных событий и личностей в сочинении может быть больше двух. В сочинение главное — это исчерпывающе раскрыть содержание и значение выбранного периода истории. 

Разбор сочинения по истории

  • Теперь рассмотрим конкретный пример сочинения, написанный по предложенному нами плану и разберем его.
  • Период истории России: 1928 — 1940 гг.
  • Первый пункт нашего плана гласит: «Краткая характеристика периода». Выполняем:

В указанные годы укладывается период единоличного правления Иосифа Сталина до начала Великой Отечественной войны.

Это были годы индустриализации, коллективизации, террора и подготовки к войне. 

Второй пункт нашего плана: «Раскрытие первого значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела». 

В 1929 г. в СССР началась политика индустриализации. Индустриализация — это модернизация промышленного производство, создание тяжелой промышленности в стране, новых, отвечающих требованиям времени, отраслей производства. 

Причиной проведения индустриализации стала техническая отсталость СССР, а также необходимость обрести экономическую самостоятельность от стран Запада. Итоги индустриализации поражали воображение: за три первых пятилетки индустриализации в стране появилось огромное количество новых предприятий, дорог и отраслей, страна вышла на новый хозяйственный уровень. 

Важное участие в событиях индустриализации принимал Анастас Иванович Микоян (годы жизни — 1895-1978). В этот период Микоян занимал посты комиссара снабжения и министра внешней торговли. Он занимался торговлей, пищевой промышленностью, снабжением.

В пищевой промышленности Микоян внедрил несколько революционных вещей: 1) он положил начало «холодильной технике» (не «холодильники в каждый дом», это позже, а новый способ заготовки и хранения пищевых продуктов, 2) ввёл технологию консервного производства и 3) технологию конвейерного производства полуфабрикатов. 

Третий пункт плана: «Раскрытие второго значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого второго события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела».  

Чтобы поддерживать высокие темпы индустриализации, правительство СССР прибегало к разного рода внеэкономическим способам принуждения. Это и организация стахановского движения, с одной стороны, и использования рабского труда заключённых ГУЛАГА, с другой.  

Причинами сталинских массовых репрессий, развернувшихся как раз в 1930-е годы, были желание Сталина избавить страну от всех людей, которые так или иначе вызывали недоверие и подозревались в неодобрении принятого страной курса.

Следствием репрессий стали загубленные жизни огромного числа ни в чем не повинных людей, а также формирование в обществе атмосферы страха и несвободы внутренней и внешней.  Годом апогея репрессий называют 1937.

Руководителем НКВД, а значит, руководителем проводимой политики репрессий был Николай Иванов Ежов. 

Он занимался координацией и осуществлением репрессий против лиц, подозревавшихся в антисоветской деятельности. Начал Ежов с «чистки» самих органов госбезопасности, затем переключился на остальные категории граждан.

При Ежове появились так называемые разнарядки с точным числом людей, которых требовалось репрессировать в той или иной части страны. В 1938 г. Ежова освободили от должности. В 1939 г.

арестовали, обвинили в подготовке государственного переворота и приговорили к расстрелу. 

Четвертый пункт плана: «Оценка значимости данного периода для истории страны». 

Историки оценивают этот период как время укрепления в стране тоталитарного строя и личной власти Сталина.

Созданная благодаря индустриализации тяжелая промышленность помогла СССР вести Великую Отечественную войну, однако репрессии обескровили страну, а также уничтожили командный состав армии, что послужило причиной будущего провала в войне на начальном её периоде.

Коллективизация заложила основу будущего глобального кризиса в сфере сельского хозяйства. Жившее в то время люди, получили серьезную психологическую травму, оказавшую серьезное влияние на формирование народного менталитета. 

 

Пример реального сочинения ЕГЭ по истории, получившего на экзамене высший балл 

1881-1894

Это годы правления Александра III, которого прозвали миротворцем за то, что при нем Российская империя не вела войн. Александр III пришел на престол в результате того, что его отец, Александр II освободитель, был убит членами революционной организации «Народная воля». Позже главных заговорщиков (Перовская, Рысаков) казнили. 

Александр III был консерватором. Его политика была направлена на борьбу с революционными организациями и настроениями. В самом начале его правления, в 1881 г., с данной целью издается «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия». Также при нем вводится жесткая цензура и расширяется сеть охранок. 

При императоре действуют такие деятели экономики, как Бунге, Вышнеградский и Витте. Деятельность Витте приходится в основном на правление Николая II, но свою должность он занял при Александре III.

Бунге пошел на серьезный шаг — отмену подушной подати. Также он снизил выкупные платежи. Данные действия способствовали успокоению крестьянского недовольства.

Во многом благодаря вышеуказанным деятелям, экономика России продолжала процветать. 

Во внешней политике Александр III выбрал мирный курс. Особенно выделялся дипломат Гирс, активно участвовавший в международных делах.

Он, посредством дипломатии, отговорил германское правительство от нападения на Францию, чем отсрочил начало Первой мировой войны и дал возможность Российской империи нарастить свой военный потенциал, чем впоследствии император Николай II не воспользовался, что во многом послужило причиной неудач во время Первой мировой войны и что в свою очередь вылилось в Февральскую революцию и свержение монархии. Также во внешней политике окончательно образовываются два блока: Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия) и Антанта (Россия, Франция, Англия). 

Несмотря на строгую цензуру, жесткую борьбу с революционным движением, время его правления нельзя назвать неблагоприятным для страны. При нем население вздохнуло спокойно, поскольку мужчины не уходили на войну. Экономика продолжала процветать.

Крестьянство не бунтовало в силу того, что правительство пыталось ему помочь. Во внешней политике Россия заняла свое место на стороне Антанты, противницы захватнических планов Германии.

Правление Александра III подготовило достойную почву для перехода в новый век. 

(автор сочинения — Ирина Айтуганова)    

Критерии оценивания сочинения по истории в ЕГЭ

Всего критериев оценивания семь. Максимальное количество баллов, которое возможно получить за сочинение — 12. 

  1. К1. Указание событий, явлений
  2. 2 балла: правильно указаны два события (явления, процесса).
  3. К2. Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории
  4. 2 балла: правильно указаны две исторические личности, правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России.
  5. К3. Причинно-следственные связи (не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2)
  6. 2 балла: правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период.
  7. К4. Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России
  8. 1 балл: дана оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты и (или) мнения историков. 
  9. К5. Использование исторической терминологии
  10. 1 балл: при изложении корректно использована историческая терминология.
  11. К6. Наличие фактических ошибок
  12. 3 балла: в историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки

! 1 и 2 балла по этому критерию может быть выставлено только в случае, если по критериям К1-К4 выставлено в сумме не менее 5 баллов

К7. Форма изложения

1 балл: ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала).

! 1 балл по этому критерию может быть выставлен только в случае, если по критериям К1-К4 выставлено в сумме не менее 5 баллов 

Если критерии выполнены не полностью, то быллы снижаются. 

Видео о личностях для сочинения по периоду 1894-1917 гг. 

Что поможет написать сочинение хорошо:

Источник: http://egevmeste.ru/kak-pisat-sochinenie.html

Роль личности в истории — сочинение-рассуждение 11 класс

Это на первый взгляд, кажется, что один человек не может повлиять на ход истории. А если глубоко задуматься и поразмышлять, то окажется – может. Самый яркий тому пример – Юрий Гагарин, день рождения которого 9 марта. Человек, который первым облетел вокруг Земли и открыл в истории новую эру – эру космонавтики. Обычный деревенский парень стал известен на всей планете.

Конечно, он сделал это не в одиночку. Были идеи талантливого учёного, калужского мечтателя Циолковского, которые претворил в жизнь не менее талантливый конструктор Сергей Королёв. Он первым обратил внимание на Гагарина. И рекомендовал его в качестве первого космонавта.

Роль личности в истории нельзя рассматривать однобоко – хороший или плохой. Трудно дать однозначный ответ. Жестокий тиран Гитлер тоже личность, хоть и отрицательная. Это надо же, как было постараться, чтобы так одурачить немецкий народ и натравить его на соседние народы. Его бы энергию да в мирное русло, он бы давно в Германии коммунизм построил.

 Взять хотя бы Наполеона. Какая он личность – положительная или отрицательная? Обычно однозначный ответ дать трудно. Хотел завоевать всю Европу, Россию – значит, отрицательная личность.

Но с другой стороны, он создал систему управления французским государством, которая существует до сих пор. Ввёл равенство всех сословий перед законом, религиозную толерантность, навёл порядок в сельском хозяйстве.

Это только малая часть его положительных начинаний.

Или взять, к примеру, Иосифа Сталина. Кто он был – тиран или грамотный, прозорливый руководитель, который выиграл Великую Отечественную войну? Благодаря ему в отсталой, полуграмотной стране были созданы колхозы.

Построены новые огромные заводы и фабрики, гидроэлектростанции. Проведена реорганизация армии, ликвидирован послереволюционный бандитизм.

И одержана победа над сильным опасным противником, но которого работала вся захваченная Европа.

Ещё одна интересная личность – адмирал Александр Васильевич Колчак. С одной стороны – талантливый моряк, исследователь Арктики. Исследовал её, составил гидрографические карты побережья, которыми моряки пользуются и сейчас.

С другой стороны – белогвардейский адмирал. Под его командованием – расстрелы мирного населения, грабежи. Так какова его роль в истории – положительная или отрицательная? Потомки рассудят и вынесут всем справедливый приговор.

Сочинение 2

Из чего состоит исторический процесс? Над этим вопросом размышляют люди множество лет. Кто-то считает историю просто движением человеческих масс, которые обуславливаются своими инстинктами и позывами, другие видят за всем движение мирового духа, который только и определяет материальное выражение собственного развития и самопроявления.

Исходя из принимаемого мнения, может формироваться и отношение касательно роли личности в истории. Довольно интересной тут представляется теория Гумилева, который видит двигателями истории пассионариев – небольшую группу людей, которые способны увлечь за собой остальных.

Действительно, когда мы размышляем про историю, то на ум приходят именно примеры каких-то личностей.

Мы всегда рассматриваем некоторого человека, который явил собой какие-то грандиозные дела и остался в памяти.

С другой стороны, ведь за этим человеком могло стоять немало других людей, обстоятельств и, самое интересное – каких-либо внутренних факторов и особенностей, которые и формировали личность.

Хочется сказать именно о формировании личности, ведь, если она (личность) имеет для истории какое-то значение, но нужно осознать как личность формируется.

Человек не возникает ниоткуда, он появляется как смесь множества факторов, как деятельный процесс, который меняется по причине внешних воздействий и собственных усилий.

Оказывается даже если личность имеет главенствующую роль в истории, то, по сути, имеет роль и окружение, и, главное, некоторые обстоятельства, зачастую даже нематериальные обстоятельства, формирующие личность.

Эти рассуждения могут быть невероятно масштабными и трудно сконцентрироваться на чем-то одном, чтобы изложить действительно полно, но кратко. Такое просто не представляется возможным. Поэтому возьмем просто интересный пример, для того чтобы оценить сколь многообразны исторические процессы.

`

Популярные сочинения

Источник: https://supersochinenie.ru/sochineniya/11-klass/rol-lichnosti-v-istorii

Роль личности в истории — аргументы и сочинение

(1) История не безлика. (2) На её страницах высечено немало имён, память о которых переживает века, десятилетия. (З)Это — имена героев. (4) Во все времена люди почитали героев. (5) Они были национальной гордостью народов, о них передавались из поколения в поколение предания, складывались легенды.

(б)Тысячи и тысячи фолиантов на множестве языков мира живописуют дела, свершения героических личностей. (7) Именами героев названы улицы и площади, им посвящаются экспозиции в музеях, о них поют песни и слагают стихи. (8) При поверхностном рассмотрении может сложиться впечатление, что только великие люди — герои истории — вершат её дела.

(9) На протяжении столетий этот взгляд на роль выдающихся личностей, героев среди толпы, был господствующим. (10) Такие воззрения на роль героев в человеческой истории «обосновывались» и теоретически. (11) Английский мыслитель Томас Карлейль в книге «Герои, культ героев и героическое в истории» утверждал, что всемирная история есть, в сущности, история великих людей.

(12) По его мнению, тот герой, который обладает чертами жестокости, беспощадной властности и решимости применить силу, способен играть мессианскую роль в истории.

(13) Русский социолог Николай Михайловский в своей работе «Герой и толпа» писал, что герой — главный творец истории. (14) Современная жизнь, утверждал он, опустошает сознание людей и парализует их волю, в результате чего массы превращаются в «толпу». (15) И только «герой» способен поднять и увлечь её на подвиг или преступление.

(16)Подобные взгляды, выражающие суть теорий «элит», «лидеров», в закамуфлированной форме утверждают историческую обусловленность власти избранного меньшинства, необходимость «сильной руки» у тех, кто находится на вершине пирамиды власти.

(17) Г.В. Плеханов, остроумно высмеивая эту теорию, писал, что для народников массы представляют собой бесконечный ряд нулей. (18) Превратить эту цепь нулей в положительную величину может лишь единица — герой, встав во главе безликого ряда. «(19)Великий человек, -писал Г.В.

Плеханов в работе «К вопросу о роли личности в истории», -велик… тем, что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам своего времени… (20) Великий человек является именно начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других.

(21) Он решает научные задачи, поставленные на очередь предыдущим ходом умственного развития общества; он указывает новые общественные нужды, созданные предыдущим развитием общественных отношений; он берёт на себя удовлетворение этих нужд. (22) Он — герой.

(23) Не в том смысле герой, что он будто бы может остановить или изменить естественный ход вещей, а в том, что его деятельность является сознательным и свободным выражением этого необходимого и бессознательного хода». (24) Выдающиеся личности, герои появляются тогда, когда в них нуждаются люди.

(25) Если действия этих личностей совпадают с основными прогрессивными тенденциями общественного развития, интересами передовых классов, их роль бывает исключительно велика.

(По Д.А. Волкогонову)

История свершается взаимодействием огромных масс людей. Но во главе событий всегда стоит кто-то руководящий процессом или тот, кто смог повернуть происходящее в другое русло, переломить ход истории.

Проблема

Кто эти люди? Каково их значение для общества и истории? Может ли оказать влияние один человек на течение исторических событий? О роли личности в истории размышляет В.А. Волкогонов в своем тексте, сопоставляя точки зрения по этому вопросу различных философов.

Комментарий

Герои стоят во главе истории, они оставляют память о себе на все времена, их почитают, ими восхищаются, составляют легенды и предания о них. Их именами называют улицы, им посвящают экспозиции, пишут во славу им стихи и песни.

Автор говорит, что при поверхностном рассмотрении проблемы может показаться, что только великим дано менять ход истории. Эту точку зрения подтверждают некоторые философы.

К примеру, Томас Каргейль – англичанин, уверял, что во главе истории стоят именно великие люди. Они, даже наделенные чертами жестокости и беспрекословности, для общества становятся спасителями.

Другой мыслитель, Николай Михайловский также утверждает главенствующую роль героя в истории. Простой человек в наше время настолько обезличен и парализован, что не способен повлиять на историю, он просто не думает об этом. Толпа не способна идти вперед сама, только герой способен направить ее на нужный путь.

Г.В. Плеханов представляет иную точку зрения. По его мнению, историческим вершителем может стать любой человек, способный заглядывать далеко в будущее, желающий перемен больше всех. Он – начинатель, решающий задачи, поставленные предыдущими поколениями. Он обязуется удовлетворить нужды своего народа.

Авторская позиция

Волкогонову близка позиция Плеханова. Он разделяет мысль о том, что герой – видит дальше других, все его действия выражают решительный ход истории.

Своя позиция

Позиция Волкогонова близка мне и понятна. Действительно, герой – это не только представитель высшего общества, обладающий властью. В первую очередь, это человек, понимающий нужды своего народа, борющийся за его благополучие.

Аргумент №1

Вспоминая классику, находим подтверждение этому. Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» изображает ход истории на протяжении десятилетий, и одной из основных тем романа является роль личности в истории. В произведении представлены образы императоров и полководцев – Наполеона, Александра Первого, Кутузова. Кто из них действительно герой, направляющий ход истории?

Толстой считает, что истинный герой отражает интересы народа, следует народной морали. Александр Первый вообще не понимает нужд народа, не знает того, что важно для его народа и страны в данный момент.

Наполеон настолько тщеславен и честолюбив, что вообще не понимает, на что толкает свои войска. Истинным предводителем и вершителем истории Толстому представляется Кутузов, потому что он стремится к воплощению интересов целого народа.

Он становится выразителем народной души и воплощением патриотизма.

Аргумент №2

Проблема роли личности в истории поднимается Ф.М. Достоевским в романе «Преступление и наказание». Истинная причина поступков Раскольникова – убийство старухи-процентщицы и ее слабоумной беременной сестры – проверка действенности собственной теории. Раскольников делил людей на два типа: «право имеющие» и «твари дрожащие».

Первые творят историю посредством преступления закона, вторые – послушно следуют воле первых. Наполеон, Магомет и многие другие лидеры проливали кровь, были преступниками. Именно они, по мнению Родиона, двигают ход истории, направляют человечество вперед.

Но теория Раскольникова оказалась ложной. Она не подтвердилась. Выше всех остальных по силе духа оказалась маленькая девушка, униженная и оскорбленная, Соня Мармеладова. Да и сам Раскольников, проверяя действенность теории, подверг себя невероятным мучениям.

Заключение

Проблема роли личности в истории многогранна и сложна. Она актуальна и в нашей современной жизни, когда мир находится в подвешенном состоянии, когда приближенные к власти люди готовы применять любые средства для достижения своих целей.

Источник: https://spadilo.ru/rol-lichnosti-v-istorii/

Эссе на тему: Роль личности в истории

Джумашева Тамара Бозбаевна

Учительница русского языка и литературы

Средняя школа №17 пос.Тенге, г.Жанаозен,

  • Мангистауская область.
  • Роль личности в истории.
  • (эссе)

Мы все знаем о том, что отдельные личности остаются в анналах истории, а другие – нет. Все в нашей стране помнят Абая, Пушкина, Шекспира, Эйнштейна, Абылай хана и других знаменитых личности.

Многие помнят изобретателей радио Попова и Маркони, конструктора космических ракет Королева и первого космонавта мира Ю.Гагарина, но многие об этих людях ничего не знают.

А миллионы и миллиарды людей, целые поколения, уходят в небытие, и их забывают.

Получается, роль в истории играют отдельные личности, выдающиеся? И эти личности способны изменить ход истории? Такая в них внутренняя сила, харизма? Одним из таких людей был Абулхаир хан. Время правления Абулхаир хана принадлежит к исторической памяти казахского народа к веку степного рыцарства.

Судьба этого казахского хана может считаться во многом типичной для степной элиты его поколения и, в то же время исключительной. Выходец из бедной и малоизвестной султанской семьи, он сумел за короткий срок добиться себе общественного признания и высшего сословного титула.

В самой личности, общем стиле правления и политической деятельности этого степного лидера, полководца и правителя ощутимо прослеживается сходство Абулхаир хана с такими знаменитыми личностями как Петр I, Наполеон, Бисмарк, Ататюрак, сумевших ценой жестких и неимоверных усилий сплотить свой народ и направить их на цивилизованный прорыв в основных сферах жизнедеятельности.

А кто-то изобрел электрическую лампочку, как Томас Эдисон, и этим по-своему изменил ход истории. В это время где-нибудь в деревне крестьяне работали от зари до зари, как их предки, ничего нового не придумали, никакой роли в истории не сыграли? То есть они как бы в истории неважны?

Мой ответ в данном случае – нет. Я считаю, что каждая личность играет в истории свою, особенную роль. И сразу оценить эту роль нельзя.

Вы слышали про «эффект бабочки?» В одном фантастическом рассказе парень раздавил бабочку во время путешествия в прошлое. И будущее от этого изменилось. Я придумал пример того, как это работает с людьми.

Уставший человек, которому ничего не хотелось, увидел в кафе улыбающуюся красивую официантку, у него потеплело на душе, захотелось жить. Он ушел и унес с собой частицу тепла. Он решил, что все в его жизни будет хорошо и решился расширить свой бизнес, хотя раньше сомневался.

Он взял на работу ничем не примечательного безработного парня. Жена этого парня решила не разводиться с ним, потому что муж наконец устроился на работу. У них родится сын. Сын станет врачом-хирургом и однажды спасет от смерти маленького мальчика.

А этот мальчик потом уедет в Америку и изобретет Интернет. Ну, примерно так. И все началось с того, что в один промозглый вечер официантка улыбалась…

Ход истории складывается из бесчисленных мелочей. Чтобы появился на свет Томас Эдисон, может быть, нужны были целые поколения крестьян, жегших свечи. О каком-нибудь крестьянине Василии Федорове помнят только в деревне Федоровка, потому что он ее основал.

О дяде Пете-алкоголике не помнит никто, но он когда-то смастерил лавочку, на которой смогли потом встречаться десятки влюбленных пар.

И завертелось колесо истории! Мы не можем проследить, что было дальше, но все люди, все личности, талантливые или нет, значимы для истории одинаково. Я так считаю.

Да, личность в истории важна. Точнее, вся история – это мозаика личностей, человеческих поступков, мыслей, мечтаний, желаний, страстей.

Источник: https://infourok.ru/esse-na-temu-rol-lichnosti-v-istorii-585472.html

Сочинение Роль личности в истории рассуждение

Роль личности в истории невероятно велика. Эта тема поистине многогранна и неоднозначна, помимо этого, она требует подтверждения и доказательств. Любые процессы, которые сейчас мы находим в учебниках по истории и изучаем, происходят под влиянием личности.

Конечно, множество философов, задаются вопросом, роль личности ли это, или просто закономерный процесс, который так или иначе должен был произойти. Давайте попробуем разобраться. Неизвестно, обстоятельства и ситуация ввели в определенные рамки личность и произошли те или иные события

или человеческая природа настолько многогранна и необъяснима, и это дело рук человеческих?

Все-таки, роль личности в истории очень велика. Вспомните, какой неоценимый вклад в развитие России внес Петр Первый, прорубив “окно в Европу”, или как пагубно отразилась опричнина, введенная Иваном Грозным, на народе, сколько жизней унесла и семей разрушила Великая отечественная война, зачиненная Гитлером и его идеями. А ведь за всеми этими событиями стоит личность!

Человек, стоящий у власти, должен понимать и осуществлять то, что необходимо народу, а это требует определенного таланта, возможно даже непонятного простому человеку.

Гитлер, Наполеон Бонапарт, Ленин, Сталин – перечислять можно бесконечно.

Бесчисленное множество людей совершили настоящий переворот, полностью изменив социальный строй, политический режим и структуру органов власти. Разве это не дело личности?

Какими надо обладать качествами, чтобы искоренить какие-то ошибки предыдущего правителя, изменить коренным образом строй общества или наоборот привести к краху страну. Какие масштабы личности должны быть?

Помимо этого, можно вспомнить знаменитое произведение Достоевского “Преступление и наказание”. Родион Раскольников еще до совершения преступления неоднократно задавался этим вопросом. Да и причиной того, что он переступил черту, являлся интерес к этой проблеме.

Почему одни имеют право совершать безнравственные действия во благо идеи и оставаться безнаказанными – об этом думал герой произведения, когда шел убивать старуху-процентщицу.

Бесспорно, роль личности в истории очень велика. Трудно оценить и понять масштабность этой проблемы.

4, 5, 6 класс. ЕГЭ

(No Ratings Yet) Loading… Сочинение Роль личности в истории рассуждение« Краткое содержание романа Беляева “Человек-амфибия”“А мы с тобой, брат из пехоты…” »

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/sochinenie-rol-lichnosti-v-istorii-rassuzhdenie/

Изучаем вместе

Одним из самых сложных вопросов философии является вопрос о роли личности в истории. Д. А. Волкогонов, философ, историк, политолог, ставит этот вопрос, разрешая его путём исследований воззрений разных учёных.

Итак, философская проблема роли личности в истории, на мой взгляд, — центральная в статье Волкогонова. Он пишет, что долгое время в истории господствовала точка зрения, согласно которой в развитии общества исключительная роль принадлежала великим людям, героям.

Автор анализирует различные мнения по этому вопросу. Английский мыслитель Томас Карлейль считал, что «герой, который обладает чертами жестокости, беспощадной властности и решимости применить силу, способен играть мессианскую роль в истории».

Русский социолог Николай Михайловский утверждал, что герой — главный творец истории, что только он способен поднять и увлечь «толпу на подвиг или преступление». Ближе всего к пониманию этой проблемы, по мнению Волкогонова, являются мысли Г. В.

Плеханова, для которого герой – прежде всего начинатель, он видит дальше других, «его деятельность является сознательным и свободным выражением … необходимого и бессознательного хода» истории.

Философ чётко и однозначно формулирует своё видения вопроса роли личности истории: «Выдающиеся личности, герои появляются тогда, когда в них нуждаются люди. Если действия этих личностей совпадают с основными прогрессивными тенденциями общественного развития, интересами передовых классов, их роль бывает исключительно велика».

Позиция Д. А. Волкогонова представляется мне верной. Вспомним классику. В романе «Война и мир» Л. Н. Толстого одной из центральных проблем является проблема роли личности в истории. Александр Первый, Наполеон, Кутузов – вот неполный список исторических личностей, показанных в романе.

Кто же из них может претендовать на роль творца истории, великого человека? По мнению Толстого, великий человек носит в себе нравственные основы народа и ощущает свою моральную обязанность перед людьми. Александр Первый не всегда может понять, что в данный момент важнее всего для народа, страны.

Честолюбивые претензии Наполеона выдают в нем человека, не понимающего значения событий, которые происходят. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды», — такой приговор Наполеону выносит Толстой. Кутузова он называет великим человеком, так как целью своей деятельности тот поставил интересы всего народа.

Он выражает народную душу и патриотизм.

Вопрос о роли личности в истории рассматривается и в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Подлинной причиной преступления Раскольникова было желание проверить свою теорию.

Суть её заключалась в том, что всех людей Раскольников делил на тех, кто» право имеет» и «тварей дрожащих». Первые живут в послушании, вторые — преступают закон, разрушители. Ликург, Магомет, Солон, Наполеон – все эти великие люди были преступниками, пролившими много крови.

Именно такие люди, по теории Раскольникова, «двигают мир и ведут его к цели».

Несостоятельность теории главного героя романа Достоевский развенчал всем ходом действия, тем, что самая униженная и оскорбленная героиня, Сонечка Мармеладова, оказалась по духу выше остальных, тем, что, проверяя свою теорию на деле, Раскольников подверг себя страшным нравственным мукам.

Сложная и многосторонняя проблема роли личности истории важна во все времена, но особенно актуальна она в наше время, когда так нестабилен мир вокруг нас, когда многие люди, стоящие у власти, считают, что именно они способны двигать историю вперёд, не гнушаясь при этом никакими средствами.

Источник: https://steptostudy.ru/2014/08/problema-o-roli-lichnosti-v-istorii.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector