Сочинение дуняша мелехова в романе тихий дон (образ и характеристика)

Главная страницаРоман «Тихий Дон»

Сочинение Дуняша Мелехова в романе Тихий Дон (Образ и характеристика)
Семья Мелеховых.
Художник С. Корольков

Донская казачка Дуняша Мелехова является одной из второстепенных героинь романа «Тихий Дон» Шолохова. В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Дуняши Мелеховой в романе «Тихий Дон»: описание внешности и характера Дуни (Евдокии) в цитатах.
Смотрите: Все материалы по роману «Тихий Дон»
Донская казачки Дуняша является младшей сестрой главного героя романа, Григория Мелехова. Полное имя Дуняши — Евдокия Пантелеевна Мелехова (в замужестве Кошевая):
«А Евдокея Пантелевна дома?»

О внешности Дуняши в целом известно следующее:

«…смеющееся, блестящее черными глазами лицо Дуняшки.» «…сияя таким же, как у Григория, белозубым оскалом улыбки, отошла.» «…блеск снежинок, тающих на ее выгнутых ресницах…» «…на тонкой горбинке носа выступали продольные белые полоски.» «Изгибая тонкий стан под тяжестью вороха мокрой одежды…»  Внешность Дуняши в 13 лет (в начале романа, в 1912 г.):
«Дуняшка — отцова слабость — длиннорукий, большеглазый подросток…» «Дуняшка, болтая косичками, прожгла по базу, захлопнула дверцу курятника…»Внешность Дуняши в 15 лет (в 1914 г.):
«Невидя выровнялась Дуняшка в статную и по-своему красивую девку. Рано вызрела, как яблоко-скороспелка. В этом Году, отрешая от ушедшего отрочества, приняли ее старшие подруги в девичий свой круг. Вышла Дуняшка в отца: приземистая собой, смуглая. Пятнадцатая весна минула, не округлив тонкой угловатой ее фигуры. Была в ней смесь, жалкая и наивная, детства и расцветающей юности, крепли и заметно выпирали под кофтенкой небольшие, с кулак, груди, раздавалась в плечах; а в длинных чуть косых разрезах глаз все те же застенчивые и озорные искрились черные, в синеве белков миндалины.» «…мотала головой, и черные, туго заплетенные косички ящерицами скользили по плечам ее и по спине.» «…сухощавая черноглазая красавица девка с разбегу с визгом кинулась ему на шею, забилась на груди. Стиснув ладонями ее щеки, Григорий приподнял ей голову и узнал Дуняшку.» (конец 1914 г.)В подростковом возрасте Дуняша отличается веселым, живым нравом:
«Дуняшка подпрыгивала на грядушке, счастливыми глазами разглядывая луг и встречавшихся по дороге людей. Лицо ее, веселое, тронутое загаром и у переносицы веснушками, словно говорило: «Мне весело и хорошо оттого, что день, подсиненный безоблачным небом, тоже весел и хорош; оттого, что на душе вот такой же синий покой и чистота. Мне радостно, и больше я ничего не хочу».» «…счастливое, с подпрыгивающими смуглыми щеками лицо Дуняшки.»У юной Дуняши тонкий голос:
«Дуняшка сидела на вие, тонюсеньким голоском пела.»

С годами Дуняша превращается в красивую девушку:

«…черноглазая красавица девка…»  (в 1914 г.)«Да ты, Дуняха, черт тебя знает!.. Ишо какая девка вышла, а я-то думал — дурненькая будет, никудышненькая.» (в 1918 г.) «…разглядывая цветущее зрелой красотой, румяное девичье лицо.» (внешность Дуняши в 21 год, в 1921 г.)

Дуняша — грамотная казачка. Она умеет писать и читать (что умели не все казаки в то время):

«…Пантелей Прокофьевич под свой указ заставил Дуняшку писать Григорию письмо.» «Дуняшка читала быстро…»Дуняша — хозяйственная, трудолюбивая девушка:
«Весь день она деятельно готовилась к выезду: с помощью Аникушкиной вдовы подсеяла зерно, кое-как подправила бороны, смазала колеса арбы, наладила сеялку.»«Дуняшка поднялась рано — надо было доить корову.» Дуняша — практичная, сообразительная девушка:
«Унаследовавшая от отца практическую сметку, Дуняшка…»Дуняша — проницательная девушка:
«Положительно ничто не могло ускользнуть от не в меру проницательных глаз этой Дуняшки…»За 15-летней Дуняшей ухаживает молодой казак Мишка Кошевой, сосед по хутору. Дуняша отвечает ему взаимностью: «Мишка Кошевой вчерась целый вечер со мной просидел на дубах возле гамазинов.» «За последние два года, за время, когда урывками виделся он с Дуняшей Мелеховой, связало их еще не высказанное словами чувство.» «…надежды когда-нибудь выйти замуж за Мишку Кошевого — единственного, кого она любила со всей беззаветной девичьей страстью…»

Юные годы Дуняши приходятся на время Гражданской войны. Под гнетом жизненных трудностей беззаботная Дуняша теряет свою веселость:

«…внешне стала как-то замкнутей, отчужденней; редко-редко слышался теперь беззаботный Дуняшкин смех.»Во время Гражданской войны Мишка Кошевой воюет за «красных» и безжалостно расстреливает старшего брата Дуняши, Петра Мелехова. После этого старики Мелеховы отказываются выдавать Дуняшу замуж за Мишку. В конце концов Мишка и Дуняша все-таки женятся (в 1921 г.):«Кто Петра убил? Не ты? — Я.»«Душегуб ты! Душегуб! Ступай отсюда, зрить я тебя не могу! — настойчиво твердила Ильинична.»«Ночью поп Виссарион потихоньку окрутил их в пустой церкви.»Дуняша любит Мишку слепой любовью несмотря на то, что он виновен в смерти ее брата Петра. После свадьбы Дуняша заметно хорошеет (в 1921 г.):
«За недолгие дни замужней жизни она заметно похорошела и как будто раздалась в плечах и бедрах. Что-то новое появилось в выражении ее глаз, в походке, даже в манере поправлять волосы. Исчезли ранее свойственные ей неловкая угловатость движений, ребяческая размашистость и живость. Улыбающаяся и притихшая, она смотрела на мужа влюбленными глазами и не видела ничего вокруг.»

Поженившись, Дуняша и Мишка ссорятся из-за Григория Мелехова, брата Дуняши. Мишка ненавидит Григория за то, что тот выступал против «красных». В результате Дуняша оказывается между двух огней — между мужем и любимым братом:

«Это был первый разлад за время их совместной жизни с Дуняшкой.» «…вышел у него с Дуняшкой крупный разговор. Вообще что-то разладилось в их взаимоотношениях… Началось это с того памятного дня, когда он в присутствии Прохора завел разговор о Григории, да так эта небольшая размолвка и не забылась.» За годы Гражданской войны Дуняшя теряет почти всю семью — мать и отца, брата Петра, невесток Наталью и Дарью. К концу 1921 г. у Дуняши из родных остается лишь брат Григорий и его дети. Дуняша и Григорий стараются сохранить дружбу, несмотря на все трудности:— Братушка, не держите на меня сердца, я перед вами не виноватая, — сказала она, умоляюще глядя на брата. — За что же, Дуня? Нет-нет, что ты, — успокоил ее Григорий. — Заходи нас проведывать… Я у тебя один из родни остался, я тебя всегда жалел и зараз жалею… Ну а муж твой — это другое дело. С тобой мы дружбу не порушим.В жизни Дуняши нет покоя из-за переживаний о брате Григории и его детях:
«Михаил говорит, что его арестуют в станице… — Дуняшка заплакала скупыми, злыми слезами, вытирая глаза рукавом, выкрикнула: — Будь она проклята, такая жизня! И когда все это кончится? Ушел, а детишки, как, скажи, они перебесились, — ходу мне не дают: «Куда батянька ушел да когда он прийдет?» А я знаю? Проводила вон их на баз, а у самой все сердце изболелось… И что это за проклятая жизня! Нету никакого покоя, хоть криком кричи!..»

Однажды Дуняша спасает Григория от ареста: она тайком сообщает ему, что ее муж Мишка готовится арестовать его. Григорий успевает сбежать с хутора:

«Братушка, уходи зараз же! К нам приехали четверо конных из станицы. Сидят в горнице… Они говорили шепотом, но я слыхала… Стояла под дверью и все слыхала… Михаил говорит — тебя надо арестовать… Рассказывает им про тебя… Уходи!» После смерти Натальи и старухи Ильиничны Дуняша заботится о своих племянниках, детях Григория:«…примостилась Полюшка, заботливо принаряженная теткой в чистое платьице.»«Накормив и уложив спать детей, Дуняшка поставила на стол большую тарелку с вареной бараниной…»Когда Григорий и Аксинья бегут с хутора на Кубань, Дуняша берет на себя заботу о детях брата. Григорий очень благодарен сестре за помощь:— Ухожу и Аксинью беру с собой. Возьмешь детей к себе? Устроюсь на работу, тогда заберу их. — Ну, а как же? Раз уж вы обое уходите — возьму. Не на улице же им оставаться, и на чужих людей их не кинешь… Григорий молча поцеловал Дуняшку, сказал: — Великое спасибо тебе, сестра! Я знал, что не откажешь.Пока Григорий находится в бегах, на руках у Дуняши умирает Полюшка, дочь Григория:
«Тетка Дуня здоровая, а Полюшка померла осенью… От глотошной. А дядя Михаил на службе…»О дальнейшей судьбе Дуняши известно, что после Гражданской войны она продолжает жить на хуторе с мужем. Она воспитывает племянника Мишатку до тех пор, пока на хутор не возвращается Григорий. Вероятно, после этого Григорий забирает сына к себе. Это был цитатный образ и характеристика Дуняши Мелеховой в романе «Тихий Дон» Шолохова: описание внешности и характера Дуни (Евдокии Мелеховой) в цитатах.

Читайте также:  Сочинение на тему книга - источник знаний

Смотрите: Все материалы по роману «Тихий Дон»

Источник: https://www.literaturus.ru/2017/01/dunjasha-melehova-tihij-don-obraz-harakteristika.html

Семья Мелеховых в романе «Тихий Дон» — сочинения для 11 класса

  1. Введение
  2. Характеристика Мелеховых
  3. Старшее поколение Мелеховых
  4. Григорий и Пётр
  5. Дуняша, Наталья и Дарья
  6. Заключение

Семья Мелеховых в романе «Тихий Дон» Шолохова оказывается в центре внимания читателя с первых строк. Ей посвящены и последние страницы произведения. Открывает повествование рассказ о трагической судьбе Прокофия Мелехова и его жены-турчанки, по навету убитой односельчанами. Завершает роман картина возвращения домой похоронившего Аксинью Григория Мелехова.

Характеристика Мелеховых

Мелеховы изначально выделяются среди других жителей хутора Татарский. Прокофий, носивший бороду и русскую одежду, был «чужим, непохожим на казака». «Исчерна-смуглым» и «бедовым» растёт и его сын Пантелей. Прозвали соседи Мелеховых «турками» за их горбатый нос и «диковатую» красоту.

Дом Мелеховых имел вид «самодовольный и зажиточный», благодаря усилиям Пантелея Прокофьевича. Старший Мелехов, его жена, двое сыновей с жёнами, дочь, а затем и внуки – таковы обитатели мелеховского дома.

Но, мирную жизнь хутора нарушает сначала Мировая, а затем Гражданская война. Разрушается привычный казачий уклад, рушатся семьи.
Не обходит стороной беда и Мелеховых. Пантелей Прокофьевич и оба его сына оказываются захваченными водоворотом страшных событий. Трагично складывается судьба и других членов некогда крепкой семьи.

Старшее поколение Мелеховых

Характеристика Мелеховых в романе будет неполной, если не обратиться к образу каждого члена семьи.

Пантелей Прокофьевич, глава семейства Мелеховых, был рождён раньше срока. Но выжил, встал на ноги обзавёлся семьёй и хозяйством. Он был «сух в кости, хром…, носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нём вороной масти борода и волосы».

Старший Мелехов – натура вспыльчивая и властная. Он бьёт костылём Григория за ослушание, «учит» вожжами загулявшую Дарью, частенько «подносит» жене. Узнав о связи младшего сына с Аксиньей, он своею властью женит его на Наталье Коршуновой, не считаясь с желаниями самого жениха.

С другой стороны, Пантелей Прокофьевич искренне любит своих домашних, переживает за их судьбу. Так, он возвращает в семью Наталью, ушедшую к родителям, относится к ней с подчёркнутым вниманием.

Привозит обмундированию Григорию в Ягодное, хотя тот ушёл с Аксиньей из родного дома. Гордится сыновьями, получившими офицерский чин.

Только переживания из-за гибели сыновей смогли сломить крепкого старика, для которого семья была смыслом жизни.

Василиса Ильинична, жена старшего Мелехова, по-своему хранит домашний очаг. Ко всему семейству она относится с необыкновенной теплотой и пониманием. Ильинична безгранично любит своих детей, часто защищает их от гнева несдержанного мужа. Огромной трагедией становится для неё смерть Петра, убитого рядом с домом.

Только ожидание Григория даёт ей силы жить после потери почти всех родных. Как родную дочь принимает Василиса Ильинична Наталью. Поддерживает её, понимая, как тяжело живётся невестке, нелюбимой мужем.
Скрывает от Пантелея Прокофьевича болезнь Дарьи, чтобы тот не прогнал её со двора.

Она даже находит в себе силы сблизиться с Аксиньей, с которой они вместе ждут с фронта Григория, и принять в качестве зятя Мишку Кошевого, убийцу её сына и свата.

Григорий и Пётр

Пётр Мелехов – старший сын Пантелея Пркофьевича и Василисы Ильиничны. Внешне он был очень похож на мать «небольшой, курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый». От матери передался ему и мягкий характер.

Он искренне любит родных, особенно брата, во всём поддерживает его. В то же время Пётр готов, не задумываясь, постоять за справедливость.

Так, он вместе с Григорием бросается спасать Аксинью от избивающего её мужа, вступается за односельчан на мельнице.

Но во время войны неожиданно проявляются совершенно другие стороны личности Петра. В отличие от Григория, Пётр быстро приспосабливается, совершенно не задумывается о чужой жизни. «Война радовала, потому что открывала перспективы необыкновенные».

Пётр «быстро и гладко» дослуживается до чина, а потом, на радость отцу, отправляет домой целые подводы награбленного. Но, война, на которую герой возлагает такие надежды, приводит его к гибели.

Пётр умирает от рук Кошевого, униженно прося о пощаде бывших односельчан.

Григорий Мелехов – полная противоположность старшего брата. Своим обликом он напоминает отца. У него «вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей». Пошёл Григорий в отца и взрывным характером.

В отличие от брата, Григорий не может принять насилия. Врождённое чувство справедливости заставляет героя метаться между белыми и красными. Видя, что все разговоры о светлом будущем заканчиваются кровопролитием, Григорий не может принять какую-либо сторону. Опустошённый, он пытается уйти с Аксиньей на Кубань, чтобы найти покой.

Но судьба лишает его возлюбленной и надежды на счастье.

Дуняша, Наталья и Дарья

Дуняша Мелехова, как и Григорий, пошла в отца не только внешне, но и по своему характеру. Отцовская твёрдость особенно проявляется в ней, когда она решает выйти замуж за Михаила Кошевого, убийцу брата.

С другой стороны, Дуняше свойственна нежность и душевная теплота. Именно они побуждают девушку взять к себе детей Григория, заменить им мать.

Дуняша, да ещё сын Мишатка – единственные близкие люди, которые остались у Григория, вернувшегося в родной хутор.

Наталья, жена Григория, – один из самых ярких женских образов романа. Замечательная красавица, она создана для того, чтобы любить и быть любимой. Но, выйдя замуж за Григория, девушка не обретает семейного счастья.

Муж так и не смог полюбить её, и Наталья обречена на страдания. Только любовь и сочувствие старших Мелеховых дают ей силы. А затем она находит утешение в детях.

Всю жизнь борясь за мужа, гордая Наталья, тем не менее, не может простить ему последней измены и избавляется от последнего ребёнка ценой собственной жизни.

Дарья, жена Петра, совсем не похожа на Наталью. «С ленцой баба, спорченная… румянится, да брови чернит», – говорит о ней Пантелей Прокофьевич. Дарья идёт по жизни легко, не слишком задумываясь о морали.

Душевные переживания наложили отпечаток на всех членах семьи Мелеховых, но не на Дарью. Оплакав мужа, она быстро оправилась и снова расцвела «гибкая, красивая и доступная». Жизнь Дарьи заканчивается драматично.

Она заражается сифилисом и решает свести счеты с жизнью, утопившись в Дону.

Заключение

Если вокруг идёт война, меняется власть, никто не сможет остаться в стороне. В романе «Тихий Дон» семья Мелеховых – яркий тому пример. До конца произведения почти никто не доживает. Остаётся только Григорий, его маленький сын и сестра, вышедшая замуж за врага.

Характеристика семьи Мелеховых в романе «Тихий Дон» – описание для сочинения | источник

Источник: http://sochinenie-o.ru/russkaya-literatura/semya-melexovyx-v-romane-tixij-don-sochineniya-dlya-11-klassa.html

Образ Григория Мелехова в романе «Тихий Дон»

Григорий Мелехов — главный герой романа-эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон». Это очень сильный и мужественный человек, смелый и отважный воин, крепкий хозяин. Григорий оказывается в числе несчастного поколения, невольно втянутого в кровавые события Первой мировой и Гражданской войн.

Читайте также:  Культура речи - сочинение-рассуждение

Главная жизненная цель Григория — мучительной поиск правды и справедливости среди всеобщего хаоса. Постоянные сомнения не позволяют ему полностью отдаться душой одной из сторон конфликта и обрекают на вечное одиночество.

Григорий всегда стремится к добру, но сталкивается с непониманием окружающих. Вдобавок к этому он часто оказывается невольным виновником гибели самых близких и дорогих людей.

В этом отношении важную роль в судьбе Мелехова играет любовная трагедия.

Две любви Григория

Первой и самой главной любовью в жизни Григория становится жена Степана Астахова — Аксинья. Она покоряет молодого парня и заставляет его забыть о стыде и насмешках односельчан. Открытая связь с замужней женщиной — позор в глазах всего хутора.

Еще более вызывающим становится уход Григория вместе с любимой из родного дома. Его устройство на службу к пану Листницкому вызывает осуждение всех казаков, но ради Аксиньи Григорий способен стерпеть унижение.

Настоящим ударом становится для Мелехова измена Аксиньи. По устоявшейся традиции он имел полное право избить ее до полусмерти. Однако Григорий ограничивается одним ударом хлыста, да и то после того, как срывает весь свой гнев на Листницком.

Даже несмотря на измену и возвращение в семью к Наталье Григорий не может забыть об Аксинье. После смерти жены судьба вновь сводит его с ней. Пережив немало бед и страданий, Мелехов надеется, что наконец-то обретет покой и счастье. Случайная гибель Аксиньи окончательно перечеркивает его личную жизнь.

Отношения с Аксиньей накладывают отпечаток на несчастную судьбу жены Григория Натальи. Поначалу он не испытывает к ней никакого особого чувства. Женившись по требованию отца, Григорий поступил под давлением обстоятельств. Он честно признается жене: «Чужая ты какая-то… Не люблю я тебя, Наташка, ты не гневайся».

Наталья становится первой невольной жертвой Григория. Пережив позор после ухода мужа и неудачную попытку самоубийства, она продолжает любить его еще сильнее.

В конце концов Григория покоряет это слепое обожание жены. Обманувшись в Аксинье, он находит успокоение в тихом и кротком домашнем счастье.

Григорий тяжело переживает трагическую смерть Натальи, но понимает, что в нем говорит только жалость.

Характер Мелехова

Дикая «турецкая кровь» буйно играет в Григории. Он часто выходит из себя, впадая в бешеную неконтролируемую ярость. При этом Мелехов так же быстро отходит и успокаивается. Он может на полном серьезе из-за шутки бросить в родного брата вилы, а через минуту добродушно хохотать вместе с ним.

Григорий очень остро реагирует на любые проявления несправедливости. Он единственный из всех казаков пытается помешать изнасилованию Франи; протестует против безжалостных расстрелов; отвергает в целом войну.

В глубине души Григорий — очень добрый и сострадательный человек. К жестокости и равнодушию его постепенно приводит постоянное существование в условиях смертельной опасности. Показательны рассуждения самого Григория на этот счет: «Людей убиваешь… Неправильный у жизни ход, и, может, и я в этом виноватый…».

В боевых условиях Григорий ведет себя решительно и хладнокровно, не впадая в маниакальную одержимость от убийств и вида всевозможных смертей. Всеобщее остервенение и ненависть не убивают в нем человеческие качества.

Эта стойкость заслуживает уважения. Люди поколения Мелехова, взяв в руки оружие в молодости, не расставались с ним в течение нескольких лет.

Даже самую сильную личность могла сломить такая невыносимая физическая и психологическая нагрузка.

Мировоззрение Григория, его отношение к войне

Первая мировая и Гражданская войны стали роковым переломным этапом для подавляющего большинства населения Российской империи.

На фронте Григорий впервые почувствовал, что теряет под собой прочную незыблемую опору в виде вековых казачьих традиций.

Увиденные собственными глазами ужасы и человеческие трагедии, разительное несоответствие между положением знати и «пушечного мяса» приводят Мелехова к сочувствию большевистским идеям.

Дальнейшие «шатания» Григория основаны на горячем стремлении найти настоящую правду. Принимая непосредственное участие в кровопролитных схватках то за одних, то за других, Мелехов постепенно понимает, что насильственное решение проблемы бесперспективно. К нему все чаще приходят мысли о мирной и спокойной жизни. Григорий мечтает заняться простой крестьянской работой, навсегда забыв о войне.

В финале романа Григорий Мелехов наконец-то осуществляет давно лелеемую мечту: «бросил в воду винтовку, наган, потом высыпал патроны и тщательно вытер руки о полу шинели». Последнее действие главного героя наполнено огромным символическим смыслом, резко осуждающим всю грязь и мерзость войны.

Источник: https://spadilo.ru/grigoriy-melixov-v-romane-tixij-don/

Образы женщин-казачек в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»

Кабы мне, младе, ворона коня,Кабы мне, младе, ворона коня,Я бы вольная казачка была,Я бы вольная, молоденькая!

Русская народная песня

В романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» большое место занимают образы русских женщин из народа. Они написаны с удивительным проникновением в их душевный мир.

Сильная характером и гордая сердцем Аксинья; кроткая и трудолюбивая, чистая душой Наталья; мудрая, мужественная Ильинична; веселая и развязная Дарья; пленяющая девической, юной красотой Дуняша. Но самая яркая из шолоховских героинь это, по-моему, Аксинья Астахова.

Она выделяется особым обаянием внешней и внутренней красоты, сильным и смелым характером. Рано испытав всю горечь безрадостной доли женщины, Аксинья смело и открыто восстает против своего рабского приниженного положения, против патриархальной морали.

В ее страстной любви к Григорию Мелехову выражен решительный протест против загубленной молодости, против истязаний и деспотизма отца и нелюбимого мужа. «За всю жизнь за горькую, отлюблю! А там хоть убейте».

Через всю жизнь пронесла Аксинья любовь к Григорию, хотя пришлось ей терпеть и обиды от любимого. Сила и глубина ее чувства выразилась в самоотверженной готовности следовать за любимым на край света, перенести вместе с ним самые тяжкие испытания. «Гордо и высоко несла она свою счастливую, но срамную голову».

Ради Григория оставила Аксинья родной хутор, работала в батраках у Листницкого, пошла с повстанцами «в отступ», разделяла с Григорием все невзгоды походной жизни. Любила его по-прежнему с изнуряющей страстью: «Вошел ты в меня, проклятый, на всю жизнь». И в последний раз по зову Григория она покидает свой дом с надеждой найти с ним свою «долю» на Кубани.

Но счастье, неуловимое, как жар-птица, не дается в руки. Шальная пуля в предрассветной тишине обрывает жизнь Аксиньи.

Совсем иными красками рисует Шолохов образ Натальи. В отличие от страстной и порывистой Аксиньи Наталья сдерживает свои чувства, прячет и любовь, и обиду в глубине души. Да и жизнь Натальи отлична от жизни Аксиньи: она росла любимой дочерью в семье своих родителей.

Аксинью же в 16 лет изнасиловал собственный отец, ее выдали замуж за нелюбимого. Родители Натальи пошли ей навстречу: замуж за Григория она вышла по любви, хотя, судя по богатству отца, ей могли бы подыскать более выгодную партию.

Она любит Григория и по чувству долга, поскольку они венчались в церкви, и по велению сердца. Несмотря на унижение и позор, которые приносит неудавшееся замужество, Наталья беззаветно предана мужу, детям, семье. Она не ищет, как другие, утешения на стороне.

До последней минуты она надеется на возвращение бросившего ее мужа и, умирая, прощает его.

Неисчерпаемый запас сил таится в душе Ильиничны. Нравственная стойкость помогает ей преодолеть выпавшие на ее долю неисчислимые горькие беды и тяжелые утраты. Нелегкими были первые годы замужества Василисы Ильиничны, ее жизнь с крутым, своенравным Пантелеем Прокофьевичем.

Хотя он часто бывал неправ и даже неоправданно жесток в отношении жены, но «право» всегда было на его стороне. В условиях старого кондового быта жена должна была все сносить молча, рассчитывать было не на кого.

Читайте также:  Образ пьера безухова в романе толстого война и мир

Однако нравственная сила Ильиничны была столь сильна, что со временем она сумела обуздать непомерно вспыльчивого мужа, под ее влиянием он изменился к лучшему.

За короткое время Ильинична лишается мужа, старшего сына, любимой снохи Натальи, переживает гибель Дарьи. С молчаливым страданием переносит она все это и живет только «младшеньким» — Григорием. Только любовь к сыну согревает ее сердце, держит ее на ногах. Да, по сути говоря, вся многочисленная семья Мелеховых держится на ней, она — нравственный стержень семьи.

Дарья Мелехова воспринимается как разбитная, беспутная бабенка, готовая «крутить любовь» с первым встречным. Но вот приходит решающий час — и за ее циничной, потребительской моралью, за развязностью открывается нечто иное, доселе скрытое. Дарья твердо решила умереть, чтобы не жить обезображенной «дурной болезнью», — в этом есть и гордый вызов, и человеческая сила.

Только теперь окружающий мир открывается ей с неузнанной прежде стороны: «Я вон какую жизню прожила и была вроде слепой… Повернусь кругом, гляну — Господи, красота-то какая!! А я ее и не примечала».

Теперь она не подсмеивается, как прежде, над Натальиной верностью, строгостью, чистотой, а, напротив, завидует такой любви: «Мне бы теперь сызнова жизню начать — может, и я бы другой стала?» Материал с сайта //iEssay.ru

На примере образа Дуняши Мелеховой автор «Тихого Дона» показывает, как формируется сильный женский характер. На первых страницах романа Дуняша предстает угловатым, нескладным подростком, непосредственной и смешливой девчонкой.

Старшие пока оберегают ее от непосильных физических нагрузок, от столкновений с суровой правдой жизни. Но чем больше потерь несет семья, тем больше забот и обязанностей ложится на плечи девушки. Решение о замужестве она принимает самостоятельно, вопреки категорическому нежеланию матери.

После того, как Ильинична заболела, Дуняша фактически становится главой некогда большой семьи Мелеховых.

Галерея созданных Шолоховым на страницах «Тихого Дона» женских образов относится к числу наиболее запоминающихся женских характеров не только в русской, но и в мировой литературе. Их внешняя и внутренняя красота, стойкость, преданность любимому человеку, чувство долга, умение противостоять невзгодам дают читателю нравственный пример жизненной силы.

На этой странице материал по темам:

  • отзыв о романе тихий дон
  • почему наталья пошла за григория замуж тихий дон
  • образ дуняши в романе тихий дон шолохова
  • шолохов образ женщины казачки в романе тихий дон
  • цитаты из образа натальи з тихого дона

Источник: http://iessay.ru/ru/writers/native/sh/sholohov/sochineniya/tihij-don/obrazy-zhenshhin-kazachek-v-romane-m.-a.-sholohova-tihij-don

Семья Мелеховых в романе «Тихий Дон»

В центре событий в сюжете произведения «Тихий Дон» стоит семья Мелеховых. Повествование начинается с описания семьи и заканчивается им же.

В романе описываются события страшного времени для славянского народа – Первая Мировая и Гражданская войны. Через горе, несчастья, болезни, голод и смерти пришлось пройти каждой семье в тот период. И семья Мелеховых – не исключение. Однако, автор именно эту семью выделяет на фоне всех других казаков.

Мелеховы выделяются среди остальных хуторян за счет «диковатой» красоты. Местные хуторяне даже прозвали их «турками». Дом семьи Мелеховых можно назвать богатым благодаря стараниям старшего Мелехова, главы семейства. Он, его жена и дети, среди которых двое сыновей и одна дочь, живут мирно и в ладу друг с другом.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Но жизнь оборачивается с ног на голову с наступлением войны. Рушатся казачьи семьи, жизнь хутора идет под откос. Каждый дом теряет близкого человека. Но весь ужас тех событий автор показывает на примере семьи Мелеховых.

Характеристика членов семьи Мелеховых

Следует познакомиться с каждым обывателем дома Мелеховых, чтобы глубже узнать уклад и историю этой семьи.

Отец семейства Пантелей Прокофьевич – человек властный со вспыльчивой натурой. Ветреную жену старшего сына Дарью он учит жизни отнюдь не гуманными способами. Поучает он и младшего сына Григория за непослушание. Узнав о его связи с замужней женщиной Аксиньей, тот насильно женит Григория на скромной и тихой девушке Наталье из семьи Коршуновых.

Несмотря на свой жесткий характер и быструю возбудимость, Пантелей Прокофьевич любит свою семью и прикладывает как можно больше усилий для хорошей жизни и мира внутри дома.

Он очень внимателен и ласков к молодой жене Григория, сочувствует детям и переживает за их судьбу. Смысл жизни Пантелея Прокофьевича – в семье и поддержании быта.

Он крепок и тверд душой, и только смерть родных смогла сломить его.

Василиса Ильинична, жена Пантелея, женщина мягкая и добрая. Она, как настоящая мать и хозяйка своего семейства, отдает всю свою любовь и душевную теплоту детям, заботясь о них и часто даже оберегая от вспыльчивости мужа. Василиса Ильинична со всем пониманием относится к новому члену семьи – Наталье. Она прощает даже ветреность Дарьи.

А когда та, нагулявшаяся от мужа на стороне, зарабатывает страшную болезнь сифилис, Василиса Ильинична всячески пытается укрыть болезнь от мужа, так как знает, что иначе Дарья будет выгнана с их дома.

Большое сердце и огромная широта души позволяют хозяйке семейства простить Михаила Кошевого, виновного в смерти ее старшего сына, и принять его, как своего зятя, мужа дочери Дуняши.

Петр и Григорий, являясь родными братьями, сильно отличаются друг от друга по характеру и судьбе. Петр взял характер матери, потому мягок и спокоен. Любит и поддерживает каждого члена семьи.

Однако военные события меняют героя. Петр оказался приспособленным к войне и смертям, быстро дослужился до чина, дав отцу повод для гордости.

В войне он видит перспективы, однако, униженный, прося пощады, погибает от рук Кошевого.

Григорий совсем не таков, как его старший брат. К войне он не может быстро привыкнуть. Имея сильное чувство справедливости, на протяжении всего романа, он находится между выбором перед партией красных и белых и не может определиться в пользу тех или иных.

Хоть он и принял вспыльчивый и взрывной характер своего отца, он не может принять насилие и неоправданные смерти. Он не понимает и не хочет понять войну и ее смысла. Но события тех времен отражаются и на душе этого героя. Он становится твердым и опустошенным, забывая о том, что такое слезы и боль.

Последние порывы Григория к любви и надежде на лучшую жизнь кончаются провалом. Он теряет возлюбленную и родных, оставшись с маленьким сыном и сестрой.

Дуняша – младшая дочь Пантелея Прокофьевича и Василисы Ильиничны. В начале произведения читатель знакомится с веселым подростком Дуняшей.

Но по мере приближения романа к финалу, Дуня вырастает и становится взрослой и красивой девушкой-казачкой. По своему характеру она взяла черты как отца, так и матери.

Имея твердость в намерениях, она однозначно желает выйти замуж за Михаила Кошевого, убийцу ее старшего брата. А мягкость в сердце побуждает Дуняшу взять на себя роль матери для сына Григория.

Жены братьев Мелеховых, как и они сами, различаются друг от друга. Наталья – мягкая, красивая девушка, созданная для семейного счастья и любви, которая, однако, так и осталась в тени своего мужа. Григорий никогда не любил Наталью, от чего та неимоверно страдала, неоднократно даже пытаясь покончить с собой.

Жена старшего брата Дарья – девушка ленивая, ветреная и не обремененная принципами морали. Она часто изменяет мужу и не относится к жизни с серьезностью. Автор приводит ее к смерти, предварительно наградив сифилисом.

Страшные события, охватившие наше государство в начале прошлого столетия, повлияли на уклад каждой семьи. Семья Мелеховых – не исключение. Почти каждого обывателя этого дома забрала из мира живых трагическая смерть. Григорий с сыном и Дуняша остались одни, опустошенные, разбитые, но не покинувшие надежду на лучшую жизнь.

Источник: https://sochinyalka.ru/2018/11/semya-melehovyh-v-romane-tihij-don.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector