Сочинение-описание по картине бабушкин сад поленова (8 класс)

В 1877 году молодой Василий Дмитриевич Поленов поселился в Москве.

Художник снял квартиру в Трубниковском переулке, который мы теперь причисляем к Арбатским переулкам. Храм Спаса Преображения, находящийся неподалёку, можно увидеть в знаменитом пейзаже Поленова «Московский дворик». Этот мотив находился с одной стороны дома, где жил художник, в то время, как старинный дом, изображенный в « Бабушкином саду»,  располагался по другую сторону этого строения.

Урождённый петербуржец, насмотревшийся на чиновничий распланированный Санкт Петербург, дипломант художественной академии, только что вернувшийся из поездки по  Италии и Франции, где он мог насладиться живописью итальянского Возрождения и французского Импрессионизма.

Подружившись с И.Тургеневым и войдя в  ближайший круг писателя, Поленов смог вникнуть в художественный метод не только постимпрессионистов, но и «барбизонской группы». Тургенев располагал собранием произведений этой группы. Восприняв кое-какие принципы работы с цветом, Поленов писал свои интимные сюжеты с размашистостью Франса Хальса и с точностью Моне.

Его живописная виртуозность сочетается с романтической настроенностью сюжета, т.н. «тургеневских мотивов».

Сочинение-описание по картине Бабушкин сад Поленова (8 класс)

Архаичная простота и умиротворённость московской жизни экзотически контрастировала в глазах Поленова со всем его предыдущим опытом.

Здесь же, в Москве его поразила старинная русская архитектура. И он создаёт целую серию живописных произведений точно воспроизводящих сохранившиеся храмы и палаты.

Изысканная колористическая гамма «Бабушкиного сада», утончённая передача чисто живописными средствами всей прелести архитектурной. Почти руины эффектно контрастирует с залитой светом летнего дня садовой дорожкой и затенёнными разросшимися растениями, когда-то видимо бывшими садом.

После пожара 1812 года Москва застраивалась так называемыми типовыми домами. Типов было в сущности три: для высшего дворянства — согласно рангу, для купечества и для дворянства средней руки и для мелкопоместных. Дом, изображенный на картине «Бабушкин сад» относится ко второй категории.

Семья этих женщин знавала лучшие времена.

Об этом свидетельствуют мощные коринфские колонны под украшенным лепниной фронтоном, когда-то торжественный вход с лестницей ведущей сразу на второй этаж, большие окна, чугунная решетка перил.

Это ностальгия по «дворянскому гнезду», по таинственному времени 18 века. В последствие критики напишут, что Василий Дмитриевич в своих грустных и тихих пейзажах предвосхитил интровертную концепцию «Мира искусства».

Сочинение-описание по картине Бабушкин сад Поленова (8 класс) Сочинение-описание по картине Бабушкин сад Поленова (8 класс)

Посмотреть еще картины Поленова В.Д. с описаниями

Автор И. Шмитц

Источник: http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/polenov-vasilij-dmitrievich-babushkin-sad/

Бабушкин сад. Описание картины Поленова

Василий Поленов. Бабушкин сад.
1878. Холст, масло. 54,7 x 65. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

Настоящий пейзаж Поленова является одной из трех картин, которые представляют собой лирико-философскую трилогию, созданную в 1878—79 годах, в которую входят следующие картины: Бабушкин сад, Московский дворик и Заросший пруд.

Данная картина отчетливо перекликается с другим полотном Поленова «Московским двориком». На картине изображен тот же старый дворянский особняк, но здесь он уже взят с другой стороны. До нашего времени дошел и адрес этого уникального дома — дом Баумгартен, угол Трубниковского и Дурновского переулков на Арбате.

Это был типичный дворянский особняк — такими Москва застраивалась после страшного пожара 1812 года. Характерная деталь — большинство из них были деревянными, но «для вида» штукатурились под каменную кладку.

На картине штукатурка облупилась, обнажив деревянные бревна. Облупившаяся лепнина и ржавый карниз — это знаки неумолимого времени.

Строгость, простота и изящество архитектурных форм особняка рождают высокую ностальгию по тому, что уходит на глазах, уходит навсегда.

Выщербленные ступени лестницы заставляют зрителя фантазировать, представляя (или выдумывая) сотни молодых и счастливых людей, некогда взбегавших по ним, домысливая балы, любовные сюжеты и бабушку в молодости, полную трепетных надежд.

Композиция картины более замкнута, чем в «Московском дворике». Значительную роль играет в ней архитектура. Сохраняющая следы былой красоты, она живет одной жизнью с обитателями усадьбы. Классические формы типичного московского особняка с портиком под фронтоном и лепными украшениями над окнами переданы художником очень точно.

Так же точны костюмы двух женщин — темно-коричневый салоп и белый чепчик начала XIX века на старушке и розовое платье, сшитое по моде конца 1870-х годов, на девушке. Они медленно идут по освещенной солнцем желтой дорожке сада, а на усадебном доме позади них остаются рефлексы розового и коричневого, как будто незримые нити протянулись от старого дома к его обитательницам.

Разросшийся сад кулисами почти вплотную подступает к женским фигурам.

Вид сада — когда-то «регулярного», но давно «отпущенного на волю» и растущего по собственной прихоти – создает ощущение запущенности. Дорожка сада, которую когда-то аккуратно посыпали песком, выглядит запущенной. Она образует яркое цветовое пятно, гармонически дополняющее единую колористическую гамму. В этой гамме нет ничего лишнего, она настраивает зрителя на элегический лад.

Продолжая в Бабушкином саде тему единства человека и природы, естественности жизни среди природы, Поленов расставил в ней новые акценты.

Если в Московском дворике доминирует идиллическое настроение, воплощение которого было связано с предшествующим духовным опытом, то в Бабушкином саде художник передает то состояние лирической созерцательности, то элегическое настроение тоски по прошлому, по утраченному, которое приобрело особое распространение в русской живописи 1890-х годов.

Поленов, сам того не сознавая, в определенной мере предвосхитил поэтику «мирискуснического пассеизма» со свойственной «Миру искусства» эстетизацией старины, угасания, восхищением закатными красками дворянской культуры.

Эта картина была показана на VII передвижной выставке в 1879 году и произвела необыкновенный эффект.

Вспоминая об этом, ученик Поленова Михаил Нестеров говорил, обращаясь к учителю на 80-летнем юбилее художника: «Вы с таким молодым, непосредственным чувством, с такой красочной полнотой показали поэзию старого, родного быта, неисчерпаемые тайны нашей родины. Вы как бы заново открыли волшебное обаяние красок».

Это было общее ощущение — ощущение предельной родственности и вместе с тем неизбежности происходящего на полотне. Поленов вновь соединяет в одном произведении пейзаж и жанровую картину, добиваясь при этом удивительной цельности образа.

Поленов выступил как один из создателей «пейзажа настроения», который прочно закрепился в русской живописи того времени. Поленов продолжал линию Алексея Саврасова, создавая яркую русскую традицию. В этой традиции работало множество других художников. Особенно выделялся среди всех ученик Поленова – Исаак Левитан.

«Бабушкин сад» является типичным представителем «пейзажа настроения». Данная особенность полотна Поленова была отмечена и в «Московских ведомостях», одним из рецензентов.

Поленов не стремиться искусственно создать это настроение, он даже не вносит социальные мотивировки, которые являлись довольно характерными для его коллег. Поленов считал, что искусство должно радовать людей, призывать их к гармонии. В.

Стасов, который являлся законодателем моды в то время, выделил «Бабушкин сад» в числе лучших вещей выставки, отметив новаторство Поленова, хотя до этого момента не любил Поленова за его «французистость».

Художник дает целый спектр явных и скрытых цветовых и смысловых перекличек между зеленью деревьев, кустов, травы, тонкими гибкими стеблями цветов и женскими фигурами, их лицами, осанкой, одеждой. В итоге, Поленов создал один из самых красивых по живописи пейзажей настроения.

Источник: http://www.tanais.info/art/polenov7more.html  

Источник: http://design-kmv.ru/zhivopis-2/russkaya-zhivopis/babushkin-sad-opisanie-kartiny-polenova.html

Сочинение на тему бабушкин сад поленова

Николай Константинович Рерих — своеобразный автор, чьи работы отличают глубокие философские и лирические мотивы. Темы его полотен разнообразны и сложны, одухотворенны и возвышенны. Излюбленными образами творчества Рериха, в свою очередь, можно считать образы неба и облаков.

Мотив неба и облаков отчетливо звучит в такой известной работе Рериха, как «Небесный бой». Картина написана в 1912 году, в сложное для истории России время.

Необычное полотно, созданное на холсте из картона с использованием смешанной темперной техники, в настоящее время хранится в Государственном Русском музее в Петербурге.

Подробнее…

Сочинение по картине Да Винчи “Мона Лиза”

Есть такие картины, которые известны каждому человеку во всем мире. Они в большинстве нарисованные известными людьми и имеют всемирное признание. Примером такой картины является работа Леонардо да Винчи “Мона Лиза”. Также эта картина известна под названием “Джоконда”. Она была написана в эпоху Возрождения во Флоренции.

Считается, что на картине изображена Лиза Джоконда (супруги торговца шелком из Флоренции). Хотя, есть совсем другие не похожи друг на друга версии.

Одни говорят, что это автопортрет самого автора, но в женской персоне, вторые уверяют, что это Катерина Сфорца, незаконная дочь миланского герцога, третьи уверены, что это просто выдуманный персонаж.

Подробнее…

Сочинение по картине Козловского “Натюрморт”

Иван Иванович Козловский – знаменитый русский художник девятнадцатого века. Он создал много замечательных произведений, среди которых особо известны натюрморты. Одна из картин так и называется “Натюрморт”.

Можно встретить и другое название этой работы – “Натюрморт с тыквой, фруктами и цветами”. Это произведение было создано в тысяча восемьсот пятьдесят восьмом году.
На картине действительно нарисованы тыква, фрукты и цветы. Они лежат на красивом столе с резной столешницей. Фруктов много.

Здесь и виноград, и красная смородина, и сливы, белая и черная, и персики. Настоящее изобилие.

Подробнее…

Сочинение по картине Левитана “Мостик. Саввинская слобода”

Шедевр Левитана Мостик. Саввинская слобода (1884, Государственная Третьяковская галерея, Москва) – проявление его способности в изображении самого непритязательного мотива передать драгоценное чувство единства и гармонии природы, радость ее весеннего обновления.

Читайте также:  Сочинение варя в пьесе вишневый сад (образ и характеристика)

Цветовое решение этой работы, построенное на сочетании различных оттенков вешней зелени, небесной голубизны и теплой, солнечной охры, заставляет вспомнить слова Коровина о владевшей в те годы им и Левитаном страсти открытия выразительных возможностей живописи: “Лежат во дворе дрова – а как их можно написать, какая в них гамма красок! На них горит солнце! Двор уже не кажется пустым и безлюдным – он живет!”

Подробнее…

Сочинение по картине Н. Ромадина «Село Хмелевка» 9 класс

Что же характеризует одну из наиболее известных картин Ромадина «Село Хмелевка»? На картине мы видим село, раскинувшееся на холмистой местности. Вдали угадывается Волга, окутанная легким туманом. Взгляд художника на изображаемую территорию направлен слева.

Зрительно местность можно условно разделить на три участка: пологая возвышенность, изображенная в нижнем левом углу картины, подобная же возвышенность справа, которая из-за большей удаленности от автора и зрителя занимает на картине гораздо меньше места, и низина, изображение которой по диагонали пересекает полотно, начинаясь в нижнем правом углу.
Подробнее…

Сочинение по картине Верещагина “Победители”

Эту картину, мы можем отнести к циклу Балканских картин, которую художник посвятил русско-турецкой войне 1878-1879 годов, где и сам принимал участие. Это одна из знаменитых картин была написана в тот же период.

Произведение свое, Верещагин посвятил трагедии. Телиш это поселение, именно под этим поселением погиб практически весь полк русских солдат, а все это произошли из-за ошибки командующих.

Эта картина отличается от других картин балканского цикла кардинально.

Подробнее…

Сочинение по картине Шишкина Первый снег

Как точно подметил русский народ, что нет правил без исключения. Кто-то недоуменно пожмет плечами: о чем это я? Нет, я все верно, все по теме. Только обратите внимание на картину, о которой предстоит говорить. Трудно со всей категоричностью утверждать, что ее автор – великий пейзажист Шишкин.

И совсем не потому, что есть какие-то сомнения. Просто большинство произведений художника наполнены радостью, светом, они словно заряжают нас оптимизмом.
А что мы видим на картине «Первый снег»? Уныние, слякоть, грязь, сырость, тоску.

Переизбыток уныния словно выплескивается на зрителя, такое ощущение, что ноги увязли в рыхлом снеге, перемешанном с раскисшей грязью.

Подробнее…

Источник: https://alphacat.ru/sochinenie-na-temu-babushkin-sad-polenova.html

Сочинение-описание картины В.поленова «бабушкин сад» по плану

Сочинение-описание картины Бабушкин сад Поленова

Василий Поленов всегда выделялся среди других художников тем, что мог очень тонко и красиво передать настроение пейзажа, будь то грусть или радость, спокойствие, безмятежность или всплеск ярких эмоций.

Все это ему удавалось изображать гораздо лучше остальных.

Подтверждением этому служит известная картина Василия Поленова «Бабушкин сад», которая гармонично сочетает в себе яркий интересный пейзаж, с одной стороны, и композиционный сюжет, с другой.

Основную часть картины занимает небольшая дворянская усадьба XIX века вместе с одичавшим густым садом, разделенным узкой извивающейся тропинкой, ведущей от самого дома вглубь сада. Несмотря на то что, усадьба деревянная, простота ее на этом заканчивается.

Внешнее убранство поместья весьма разнообразно: здесь есть и высокие колонны в античном стиле, и фронтон, и лепнина. Такой тип дворянской архитектуры был очень характерен для тех времен.

Дома строились из дерева, поверх которого накладывался слой штукатурки, благодаря чему создавалась видимость каменной постройки.

Однако возраст усадьбы уже дает о себе знать: штукатурка кое-где осыпалась, выставив на обозрение старое дерево, карниз покрылся ржавчиной, утратили свою былую прелесть колонны и лепнина. Ступени уже не такие ровные и гладкие, а ведь было время, когда в азарте игры по ним пробегали детские ножки, неспешно ступали изящные туфельки молодых барышень, идущих на бал.

На переднем плане холста художник изобразил двух женщин – пожилую даму, хозяйку усадьбы и молодую девушку, ее внучку. Они гуляют не торопясь по заросшему густой зеленью саду.

Яркое солнце освещает узенькую тропинку, вдоль которой простирается заброшенный сад, напоминающий хозяйке о давних временах ее молодости. Одета бабушка скромно по-старомодному: темно-коричневый салоп накинут на ее согнувшееся под тяжестью лет тело, голову покрывает белый чепец.

Девушка выглядит изящно, модно по тем временам и очень женственно в своем длинном нежно-розовом платье.

Главная идея картины – противопоставление старого, олицетворяемого пожилой женщиной и ее жилищем, и нового в лице молодой девушки. Даже их одежда демонстрирует тот самый контраст времен: эпохи, неумолимо уходящей в прошлое, и эпохи новой, молодой, уверенно смотрящей в будущее.

Время уходит, а вместе с ним уходят люди, меняется культура. При этом, подобные мысли, возникающие при взгляде на картину, не вызывают горьких чувств печали и тоски. Это скорее светлая грусть, ностальгическое настроение, приятные воспоминания о былом. Ведь на смену всему уходящему приходит что-то новое, и это вселяет надежду.

8 класс

Источник: https://klass.work/vopros/sochinenie-opisanie-kartini-vpol-Y7/

Описание картины Василия Поленова «Бабушкин сад»

Поленов славился среди прочих художников тем, что в своих пейзажах он лучше других умел передать то или иное настроение. Примером такой картины является его работа «Бабушкин сад», соединяющая в себе пейзаж с жанровой сценой. На полотне представлено дворянское гнездо XIX столетия. Большую часть холста заняло изображение одичавшего густого сада. На заднем плане виден старый запущенный особняк.

Сам дом хотя и деревянный, но украшенный портиком, колоннами, фронтоном и лепниной. Это был типичный прием в дворянской архитектуре того времени: дома строили из дерева, а поверх него для представительности наносили штукатурку, создавая видимость каменной кладки.

Но старая штукатурка на доме уже заметно облупилась, открыв нашему взору старые бревна, карниз проржавел, лепнина, колонны и ступени также потеряли былое великолепие.

А ведь когда-то по этим ступеням бегали детские ножки и шелестели полы платьев молодых красавиц, спешивших на балы.

На переднем плане картины мы видим старую женщину – владелицу особняка, и ее внучку. Они медленно прогуливаются по залитой солнцем песчаной дорожке вдоль заброшенного разросшегося сада – молчаливого свидетеля юных лет своей хозяйки.

Бабушка одета в старомодный салоп темно-коричневого цвета и белый чепец, а на девушке красивое нежно-розовое платье – такое, какое было в тогдашней моде. Одежда и поза женщин служат в качестве некоего противопоставления старого и нового, которое, по сути, является главным мотивом картины.

Пожилая дама кажется такой же дряхлой, как и ее жилище. Неумолимый бег времени не щадит никого. На наших глазах уходит в небытие целая эпоха и ее культура.

Однако подобные размышления, возникающие при взоре на картину, не порождают чувства печали. Скорее, настроение, которое создает это творение Поленова, можно охарактеризовать как ностальгию или светлую грусть. Старое отживает свой век, но на смену ему приходит новое и это вселяет в сердце надежду.

Палитра красок, используемая художником, весьма разнообразна. Это и буйная зелень сада, и яркой желтизны дорожка, и контрастирующие друг с другом цвета одежды героинь картины. Но вся эта гамма красок сосуществует на холсте весьма гармонично.

(14 votes, average: 4,43

Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-vasiliya-polenova-babushkin-sad/

Сочинение по картине Поленова «Бабушкин сад»

Перед нами картина художника В.Поленова «Бабушкин сад». Написанная автором в последней четверти XVIII века, она ярко иллюстрирует жизнь дворянства того времени.

Молодая девушка, одетая по новой моде, вывела свою бабушку в старый, одичавший сад, где буйная поросль вытесняет отжившие свое деревья. Так и у людей новое поколение дворян, с передовыми взглядами и идеями, часто выступает явным противником всего вековечного, основательного.

К счастью, это родовое имение миновала сея судьба, внучка уважительно относится к своей бабушке, бережно ведет ее под руку прогуляться по саду. И все же бросается, сколь велика разница между ними. Начиная со старинного салопа и консервативного чепца, что надела на себя бабушка, заканчивая походкой и манерой держать себя.

Видно, что перед нами отжившее поколение, которое смотрит перед собой, не видя ничего дальше собственной усадьбы. И в противовес ему девушка с гордо поднятой головой, ее мысли, ее жизнь, ее надежды в светлом будущем.

Для бабушки важно сохранить свое гнездо, полуразрушенный дом, одичавший сад. Таким образом, художник показывает нам, что старое поколение дворян держится своих взглядов, своих принципов, даже если они кажутся устаревшими внукам и правнукам.

  • В то же время, настоящие дворяне не отталкивают новое, они допускают его присутствие в своей жизни, но сами на склоне лет не готовы поменять своих устоев, своих догм.
  • Оглядываясь назад, эти носители культуры русской нации, не стыдятся прожитой жизни, они готовы демонстрировать молодежи то, над чем трудились, во что верили, за что боролись.
  • И правильно воспитанная молодежь, отдавая дань уважения, идет чуть позади, внемлет старости, впитывает то полезное, что может дать приобретенный старшими поколениями опыт.
  • Вот так своеобразно Поленов показал молодежи, что именно ценно в этой жизни, как могут уживаться, понимать друг друга, идти рука об руку два разных поколения, объединенных одной любовью к родине, к России.

К сожалению, сегодня эта картина для молодежи непонятна, для многих просто неактуальна. Воспитанные в духе всезнайства, гордости за свое я, не умеющие уважать и почитать старость, молодые люди XXI века не впитывают в себя опыт предыдущих поколений. А жаль!..

Читайте также:  Анализ произведения портрет (гоголь)

(3 votes, average: 5.00

Источник: https://school-essay.ru/sochinenie-po-kartine-polenova-babushkin-sad.html

Картина Василия Поленова Бабушкин сад 1878 г

Это полотно, созданное Поленовым в 1878 году, представляет собой одну часть трилогии, куда также входят и 2 другие работы художника «Московский дворик» и «Заросший пруд». При этом прослеживается явная аналогия между произведениями «Бабушкин сад» и «Московский дворик».

При внимательном изучении этих двух полотен создается ощущение, что в картине запечатлен похожий особняк с разных ракурсов.

Известно, что это дом Баумгартен, расположенный на Арбате, а именно на углу Дурноского и Трубниковского переулков.

Поленов – это один из величайших художников России, который прославился созданием «пейзажей настроения». Он не просто следовал лучшим традициям А. Саврасова, но и создавал свое.

Произведение «Бабушкин сад» представляет собой тот самый «пейзаж настроения» Поленова. Такую особенность заметили многие. В одной из газет рецензенты писали, что такая картина дарит определенное настроение.

При этом очевидно, что художник не стремился целенаправленно передать конкретные эмоции. Более того он даже не пользуется социальными мотивировками, к которым нередко прибегали его современники.

Поленов был уверен, что искусство должно радовать людей и дарить им ощущение гармонии.

На переднем плане изображена бабушка и внучка. Это главная антитеза данной картины. В целом вся картина – это противопоставление старости и молодости. Об этом свидетельствуют не только одежда, но и поза дам.

На заднем плане высится особняк, типичный для того времени. Главная особенность таких дворянских домов состоит в том, что их обычно делали из дерева, но штукатурили под каменную кладку. Это заметно на полотне: штукатурка со стен со временем облупилась, и бревна стали открыты взору.

В целом дом производит впечатление чего-то строгого и простого, но вместе с тем изящного. Это и порождает ностальгию по тому, что навсегда уходит прямо на глазах.

Достаточно обратить внимание на ржавый карниз и лепнину, которая почти полностью облупилась, чтобы ощутить неумолимость времени. Лестница, ведущая от дома к садовой дорожке, вся выщерблена.

Посмотрев на нее, кажется, что много лет назад по ней бегало множество молодых счастливых людей, а теперь здесь доживает свои дни старушка.

Дорожка также выглядит заброшенной. Она образует на полотне яркое пятно, которое отлично вписывается в цветовую гамму.

Разросшийся сад, изображенный по обе стороны от дорожки, дополняет ощущение запущенности. Кажется, что он давно растет по своей прихоти. Этот пейзаж нельзя назвать декорацией к основному сюжету.

Напротив, это его полноправный участник, отображающий основной мотив и настроение картины.

Эту прекрасную картину можно посмотреть в оригинале в Третьяковской Галерее в Москве

Источник: https://www.art-portrets.ru/artists/babushkin-sad.html

Художник Василий Поленов и его картина «Бабушкин сад»

Бабушкин сад. 1878. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Страницы биографии

Художник-передвижник Василий Дмитриевич Поленов (1844–1927) родился в Петербурге, в родовитой дворянской семье. Его интерес к искусству родные поддерживали и поощряли. В 1863 г. он поступает на юридический факультет Петербургского университета и одновременно ствановится вольнослушателем Академии художеств. Золотая медаль по окончании Академии дала ему право на поездку за границу. В 1872 г. Поленов едет в Италию, а затем во Францию. Он работает над пейзажем, овладевает азами пленэрной живописи. В сентябре 1876 г. Поленов добровольцем отправляется на сербско-турецкий фронт, чтобы принять участие в освободительной борьбе против турецкого гнета. Там этот высокий темноглазый красавец художник вскоре стал известен своим спокойным бесстрашием. Он был награжден черногорской медалью «За храбрость». А в журнале «Пчела» периодически появляются его этюды и рисунки, рассказывающие о быте сербской армии.

Поленово. «Аббатство» – мастерская художника

После возвращения на родину Поленов поселился в Москве. В 1878 г. он закончил писать свою картину «Московский дворик», которая была показана на Передвижной выставке и вызвала всеобщий интерес. Она понравилась и П.М. Третьякову, который приобрел ее для своей галереи. Это было высшей оценкой работы художника. В 1882–1894 гг. художник занимался преподавательской деятельностью в Московском училище живописи, ваяния и зодчества: вел пейзажный класс и класс натюрморта. Его мастерская пользовалась огромной популярностью. Из нее вышли такие ставшие впоследствии известными художники, как Левитан, Коровин, Архипов, Головин, Малютин, Остроухов, Мешков, Бакшеев, Рябушкин…Усадьба Василия Поленова в Тульской области стала музеем. Рядом с музеем-усадьбой ныне шумят те самые сосны да березы, что когда-то сажал художник на крутом берегу Оки, чтобы добавить красоты родной земле.

«Поэт живописи»

Так сказал о Василии Дмитриевиче Федор Шаляпин. Имя Поленова прославила пейзажная живопись. Красота земли была музой — вдохновительницей художника. Природа одарила его абсолютным зрением пейзажиста, талантом природовидения.

Бесспорным тому доказательством стали не только картины Поленова, но и этюды. Отличить одно от другого порой бывает очень нелегко.

«Московский дворик», «Бабушкин сад», «Ранний снег», «Заросший пруд», «Золотая осень», «Осень в Абрамцеве», «Летом на Оке»…

Московский дворик. 1878. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Об этюдах следует сказать особо. Этюд для любого художника — это своеобразный «черновик». Он выполняется полностью с натуры и требует от автора острого глаза, умения писать быстро, энергично, создавая порой за один-два сеанса законченное произведение.

Если до Поленова этюд в творчестве художников чаще всего имел значение вспомогательной, подготовительной работы для большой картины, то у Поленова он сам становится произведением искусства, приобретающим самостоятельную эстетическую ценность. Поэтому П.М.

 Третьяков купил «черновики» Поленова и вывесил их в особой комнате своей галереи — комнате Поленова, хоть дело было невиданное: этюды в России выставлялись впервые.

Художник-гражданин

Гражданственность издавна была благороднейшей чертой русских художников. Василий Поленов не стал исключением. Его жизнь и творчество всегда подчинялись принципам гуманизма и красоты.

Во время своего пребывания за границей после окончания Академии художеств Поленов писал Репину из Рима: «Много чего… видел и все-таки скажу, что наша плоская возвышенность роднее и симпатичнее мне, чем все эти чудеса».

А когда они встретились в Париже, Поленов стал звать друга вернуться в Россию раньше срока пенсионерства и поселиться в Москве. Чувствовал, что там не придется выискивать сюжеты: всякая малость запросится в картину.

Из Франции художник писал: «Никто более меня не желает вернуться на родину, чтобы моим трудом доказать на деле мою горячую любовь к ней и искреннее желание быть, насколько могу, ей полезным».

И это не были лишь красивые слова. Василий Поленов много сделал. Он всегда находился в самой гуще событий культурной жизни России.

Близкий друг Крамского, Репина и Васнецова, он принимал активное участие в работе Товарищества передвижных выставок.Будучи истинным гражданином, Василий Поленов заботился о просвещении простого народа.

Художник оставил по себе добрую память, построив в деревнях под Тарусой две школы.

Заросший пруд. 1880. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Последние годы своей жизни Поленов посвятил созданию народного театра. Поленов организует секцию народных театров при Обществе народных университетов, чтобы «содействовать устройству фабричных, деревенских, школьных театров». Народный театр.

Здесь раскрылись многочисленные таланты Василия Поленова. Как педагог и актер он организовал для крестьян несколько театральных кружков. В 1915 г.

по проекту Поленова для народных театров при Обществе народных университетов был построен дом с декорационными мастерскими и театральным залом. «Ведь он архитектор, да еще какой!» — восторгался Репин. Как композитор он автор симфонии, оратории, романсов, оперы «Призраки Эллады»…

Как художник и декоратор он рисует декорации для спектаклей, принимает участие в оформлении сцены. Как режиссер он ставит спектакли, где играли рабочие и дети из сиротских домов…

Один из театров Поленова был в деревне Страхово (под Тарусой), совсем рядом с его усадьбой.

И в годы Гражданской войны, и в годы разрухи здесь шли пьесы Шекспира, Пушкина, Шиллера, Мольера, народные сказки…

На одном из представлений какой-то мальчуган подошел к художнику и, протянув ему свежую булочку, сказал: «На тебе, Василий Дмитрич, кушай на здоровье…» Это был по тем временам щедрый дар!

«Настоящий светлый человек»

Василий Поленов был доброжелателен, отзывчив, верен слову и дружбе. Прямота, искренность, способность всегда оставаться самим собой еще усиливали остроту и верность видения художника. Молва о поленовской доброте и человечности передавалась художниками по всей России.

Это он, академик Поленов, дописал панно заболевшего Врубеля, чтобы они попали в Нижний Новгород на Всероссийскую художественно-промышленную выставку 1896 г., для которой были заказаны.

Это он, Поленов, юрист по специальности, сделал все возможное, чтобы прекратить судебное разбирательство по сфабрикованному против известного мецената и коллекционера произведений искусства Саввы Мамонтова делу. И добился своего: следствие прекратили, обвиняемый был освобожден из тюрьмы и переведен под домашний арест.

Это он, Поленов, помог гордому и застенчивому саратовскому мечтателю, талантливейшему художнику Борисову-Мусатову в минуту крайней нужды. Это он, художник Поленов, понимая, как тоскует по России живущий во Франции И.С. Тургенев, подарил писателю, который приехал на открытие памятника А.С. Пушкину, один из этюдов к своей картине «Московский дворик».

Кому не знакома теперь эта картина, этот небольшой зеленый дворик, затерявшийся среди тихих переулков Арбата! Сюжет, казалось бы, прост. Но это — родина… Начало лета. Утро. Солнце поднимается все выше, нагревая землю своим теплом, — и дворик оживает.

Мы видим, как торопливо направляется к колодцу женщина с ведром, деловито роются в земле у сарая куры, в густой зелени травы затеяли возню ребятишки, впряженная в телегу лошадь ожидает своего хозяина. Эта будничная суета не нарушает безмятежной тишины…

И Тургенев увез с собой в Париж драгоценный уголок родной земли, с ее небом и воздухом, с ее красками и запахами, с белоголовыми ребятишками и теплом родного солнца — со всем тем, что становится особенно дорого в разлуке. Это он, Поленов, построил дом не только для себя, предусмотрев в нем мастерские для друзей-художников. Поленов и в годы своего расцвета, и на закате жизни говорил: «Я всегда любил больше всего работу, в разных ее видах — и в огороде, и в столярной, и на реке, и в мастерской. Поэтому мне дорого оставить друзьям… по кусочку этой работы».

Репин утверждал: «Надо быть наперед человеком, настоящим светлым человеком, а уж потом художником». Таким «настоящим светлым человеком», человеком прежде всего, и был народный художник в истинном значении этого слова Василий Поленов.

Работа по картине «Бабушкин сад» Что на картине?

В Москве ликует июнь. Сады, дворы, крыши домов, переулки белокаменной утопают в солнечных лучах. Ослепительно сверкают золоченые купола ее сорока сороков.

И высоко-высоко над причудливым кружевом крестов плывут медлительные облака… Вот и здесь, в заросшем саду, так же неторопливо по тропинке в сопровождении прелестной девушки в розовом платье прогуливается сгорбившаяся старушка в черном. Лето.

Цветет мальва, кипрей, прозванный в народе иван-чаем, лилия… Растут вездесущие крапива, лопухи, трава-мурава… По обеим сторонам тропинки — сирень, рябина, березы… Поразительная простота сюжета! Но эта простота кажущаяся. Сад… Образ сада в русской живописи (В.М. Максимов. «Всё в прошлом», В.Д. Поленов. «Бабушкин сад», А.А. Пластов. «Когда на земле мир», «Солнышко» и др.

), как и в литературе, занимает особое место. Например, в пьесе Чехова «Вишневый сад» он — центральный образ, символ красоты и поэзии. Обращаясь к нему, Раневская восклицает: «О сад мой! После темной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод…» Сад в пьесе — символ неизбежной гибели, уходящей, распадающейся жизни.

Об этом в финале возвещает стук топора… Один из рассказов Константина Паустовского, как и картина Василия Поленова, называется «Бабушкин сад». Автор рассказа, описывая сад, словно озвучивает его. Думается, это описание поможет нам не только увидеть, но и услышать картину художника Поленова. «В непролазной траве весь день копошились и гудели шмели.

Иногда они вырывались из травы… и со звоном подымались вверх… Но радовались они напрасно — в вышине, где всегда летал пух от одуванчиков, шмелям приходил конец. Там их хватали на лету ловкие скворцы и тут же проглатывали. И ни один скворец не поперхнулся, хотя шмели были страшно мохнатые.

В бочке с дождевой водой у крыльца поселилась лягушка… Раньше из бочки брали воду поливать цветы… Лягушка вылезала из бочки только вечером и сидела, отдуваясь, около крыльца, посматривала на скворцов. Она их боялась… Лягушка боялась еще квакши — маленького древесного лягушонка с пухлыми лапками. Он сидел на ветке, таращил глаза и молчал.

Кричал он редко, только перед дождем. Тогда всё в саду замолкало, и было слышно, как далеко за лесом погромыхивает небо. Скворцы постоянно дрались с галками, а успокоившись, рассаживались на ветвях липы и начинали изображать пулеметный бой. От этого не только у лягушки, привыкшей к водяной своей тишине, но даже и у бабушки разбаливалась голова.

Бабушка выходила на крыльцо, стыдила скворцов, махала на них полотенцем. Тогда скворцы перебирались повыше и, помолчав, начинали показывать, как дровосеки с натугой пилят деревья, — это было еще хуже, чем пулеметный бой». На картине Поленова «Бабушкин сад» перед нами уголок патриархальной Москвы, где тихо дремлет, грезя о невозвратном, обветшалый барский дом с колоннами.

Это одно из обедневших дворянских гнезд, рассыпанных тогда по всей России. Почувствовать, что время накладывает свою неизгладимую печать не только на человека, но и на особняк, нам ненавязчиво помогают детали: облупившаяся штукатурка на колоннах, поврежденная лепнина на фронтоне, неровности ступеней. Но несмотря на все это, благородная простота его архитектурных форм еще не потеряла своей привлекательности. Удивительно гармонирующая с человеком красота этой архитектуры помогает утвердить красоту бытия и одновременно подчеркивает быстротечность жизни.

Чтобы не заострять внимания на теме запустения родового гнезда идущих по саду бабушки и внучки, Поленов использует прием кулис — показывает особняк сквозь густую сетку зелени. Зритель отчетливо видит только портик, лестницу и часть стены, то есть самую нарядную часть дома.

Жанр картины, ее символика и колорит

Картина «Бабушкин сад» относится к пейзажно-бытовому жанру. Две жанровые фигурки художник ввел в пейзаж. Белокурую девушку в розовом — внучку — Поленов писал со своей любимой сестры-близнеца. А образ согбенной старушки в старомодном чепце в чем-то сливается с дорогим художнику обликом «бабаши».

Так называли в дружной семье Поленовых бабушку Василия Дмитриевича (по материнской линии) Веру Николаевну Воейкову. Сколько же знала она сказок, басен, народных песен! А еще бабушка была отменной сочинительницей и рассказчицей. Рассказывая о прошлом, она цитировала целые страницы из карамзинской «Истории государства Российского». Неотрывна от этой истории была и жизнь поленовского рода.

Можно предположить, что во время одной из таких прогулок «бабаша» рассказывала внучке о родословной. А у Василия Поленова она была яркой. Его дед — участник Бородинского сражения, герой 1812 года — дружил и сотрудничал с известным российским реформатором М.М. Сперанским. Прадед Поленова (по отцовской линии) А.Я. Поленов — первый русский законовед.

Он, по решению Ломоносова, изучал юриспруденцию в известных университетах Страсбурга и Гёттингена. Отец «бабаши» Н.А. Львов был известным зодчим XVIII столетия, другом поэта Державина и художников Левицкого, Боровиковского. Ему, одному из первых, было присвоено звание почетного члена Академии художеств.

Художник Василий Поленов, приняв эстафету рода, достойно пронес ее через всю свою жизнь. Он стал не только юристом, но и прославленным художником, одним из первых в нашей стране удостоенным высокого звания народный художник (1927). Его картины украшают Государственную Третьяковскую галерею — гордость российской культуры.

Думается, что два женских образа на картине «Бабушкин сад», введенные Василием Поленовым в пейзаж, являются своеобразными символами. Опирающаяся на палку старушка олицетворяет старость, а юная девушка олицетворяет молодость. Вдумчивому зрителю символика напоминает о быстротечности жизни.

А еще эта картина — лирическое размышление художника о слиянии человека с природой. Именно так воспринимаются люди на фоне пейзажа. Сад — символ не только исторической памяти, но и вечного обновления жизни. Как бы вторя смене поколений, вновь и вновь расцветает природа.

Пышно разросшаяся зелень сада занимает большую часть картины, ибо в этой зелени проявляется неистребимая сила жизни. Поэтому Поленов главным образом и показывает именно молодую поросль, свежую и сочную, оставляя за пределами изображения стволы старых, изуродованных временем деревьев.

И кто знает, может быть:

Клен и липы, в окна комнат Ветки лапами забросив, Ищут тех, которых помнят.

С. Есенин. Дорогая, сядем рядом…

Живопись картины «Бабушкин сад» отличается тонкой изысканностью: нежные пепельно-серые, сиреневатые, бледно-розовые, песочные, серебристо-зеленые краски. Такое сочетание подчеркивает элегическое настроение изображения. Ведь именно колорит — душа живописи.

О чем картина?

Ошибкой было бы думать, что жизнь искусства, его достижения или неудачи зависят только от художника, от его таланта. Вкладывая в свои творения частицу себя, своих чувств и мыслей, художник вправе ожидать от зрителя встречных движений души. Уметь видеть — это тоже большое искусство.

Однако, кроме умения видеть, необходима способность чувствовать, а главное — размышлять. Столь незамысловатая на первый взгляд картина Василия Поленова «Бабушкин сад» очень глубокая по содержанию.

Она заставляет задуматься о многом: — о человеческой жизни и ее быстротечности; — о процессах постоянного разрушения и созидания; — о смене целых эпох; — о вечном и неизбежном обновлении жизни; — о памяти сердца;

— о неразрывном единстве природы и человека…

Домашнее задание

Составьте рассказ на тему «О лето красное!..» (по произведениям живописи и художественной литературы): 1. В. Поленов. «Бабушкин сад». Назовите 1–2 картины других художников. 2. Стихотворение о лете (по своему выбору).

3. Отрывок о лете из произведения художественной литературы (по своему выбору).

Литература

Беседы о живописи в школе. — М.: Искусство, 1966. Волынский Л.Н. Лицо времени. — М.: Детская литература, 1965. Короленко В.Г. Две картины. Собр. соч.: В 10 т. Т. 8 — М.: Гослитиздат, 1955. Сахарова Е.В. В.Д. Поленов и Е.Д. Поленова.  Хроника семьи художника. — М.: Искусство, 1964.

Юрова Т.В. В.Д. Поленов. — М.: Советский художник, 1965.

Источник: https://art.1sept.ru/article.php?ID=200701413

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector