Сочинения по творчеству карамзина

Сочинения по творчеству Карамзина

Русский писатель, историограф Николай Михайлович Карамзин жил в XVIII веке – в одно время с полководцем Суворовым и поэтом Державиным.

Главный труд Карамзина — «История государства Российского». При жизни автора вышло 11 томов его «Истории». Рассказывал он о первых русских князьях и княжествах, о XVII веке, «смутном времени».

В 12-м томе историк хотел описать роль народного ополчения с Мининым и Пожарским в борьбе за освобождение отечества против иноземных захватчиков. Но в 1826 году Карамзина не стало…

Двадцать лет жизни ушло на составление монументального исторического труда. Два десятка лет усидчивости и вдохновения! В предисловии автор делился с читателями, что в повествовании о временах отдалённых была для него какая-то неизъяснимая прелесть: «Там источник поэзии!», «…любовь к отечеству даёт кисти жар, силу, прелесть».

«История государства Российского» часто переиздавалась и раз за разом прочитывалась новыми поколениями. Книга Карамзина призывала верой и правдой послужить Родине, убеждала в том, что народ и государство Российское проделали свой тернистый путь в истории не зря. Всякое бывало в истории: и слава, и трагические ошибки.

Многими признано, что «История государства Российского» представляет собою остросюжетное художественное произведение, словно цикл романов с историческими персонажами. Вот писатель повествует о московском царе Иване Грозном.

Сила характера, ум царя, к сожалению, не победили роковых страстей и жестокости своего времени. Бесконтрольное самовластие Иоанна дорого обошлось народу. Царь расправился с новгородской вольницей, казнил попов, бояр, простолюдинов.

Но ведь Иван Грозный одерживал победы над татарскими ханами под Казанью и Астраханью!

Книга Карамзина приглашает к размышлению над историческими фактами и уроками, которые нельзя забыть. Историк не скрывал своего отношения к факту. По мнению писателя, историк «…должен всё неприятное, всё позорное в истории своего народа передавать с грустью, а о том, что приносит честь, о победах, о цветущем состоянии, говорить с радостью и энтузиазмом».

Во взглядах автора прослеживались монархические наклонности: он в каждом из русских царей находил нечто своё, порой даже симпатичное, мечтал о просвещённом человеколюбивом властителе и о рачительных к благу отечества его подданных. И сегодня в «Истории государства Российского» есть мысли, факты и чувства, которые соответствуют потребностям нашего времени.

Многие художники слова находили у Карамзина сюжеты и характеры для своих сочинений. Пушкин, например, писал «Бориса Годунова» так, как объяснял эту историческую фигуру историк Карамзин.

Интересны и поучительны сентиментальные путевые заметки «Письма русского путешественника», сочинённые двадцатитрёхлетним Николаем Карамзиным, когда он путешествовал по странам Европы.

«Письма» он опубликовал в «Московском журнале», который сам основал и редактировал. Сколько в этих «Письмах» сведений! Можно многое узнать о Пруссии, Швейцарии, Франции, Англии, Голландии.

А пишет их хорошо образованный, умный, говорящий на всех европейских языках юноша из России.

В девятом классе изучают короткую, но трогательную повесть «Бедная Лиза». Как искренне автор переживает за судьбу простой девушки, как горюет по поводу несчастливой жизни дворянина Эраста! Любовный роман героев не имел надежды на счастливый конец.

Даже устаревшая стилистика авторских оборотов не заслоняет вечное чувство любви, беззащитность и гибельность его перед несправедливостью мира, перед строгим расчётом.

Сочинение ученика

Сопоставительный анализ Лизы и Аннушки из повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» и главы «Едрово» А.Н. Радищева

(«Путешествие из Петербурга в Москву»)

Лиза из повести Карамзина живёт в одной из подмосковных деревень с матерью, берётся за любую работу, чтобы прокормить семью, так как отец её, добрый и трудолюбивый крестьянин, умер. Она заботится о матушке, следует её советам: ничего не брать даром, вести себя скромно и честно.

Автор не даёт полного описания внешности Лизы, упоминает о её нежной молодости, редкой красоте и чувствительности. Когда Эраст навещает Лизу, он замечает её аккуратность и деликатность. Красота и целомудрие девушки уже при первой встрече впечатляют молодого дворянина.

Рассказчик из главы «Едрово» тоже говорит о привлекательности крестьянской девушки. Аннушка недоверчиво и сурово отвечает барину, когда разговаривает с ним. По обыкновению своему, дворяне могли позволить себе оскорбительные шутки, общаясь с деревенскими девушками.

Отец Анюты умер, и живёт она с матерью и сестрой. Семья имеет пять лошадей, три коровы, мелкий скот и птицу. Трудно справиться с таким хозяйством без мужской силы, без работника. И поэтому девушка мечтает выйти замуж за крестьянина, привыкшего к труду.

Но за жениха просят сто рублей, и тот вынужден ехать на заработки в столицу. Когда рассказчик предлагает деньги, мать и жених отказываются их взять.

Благородство крестьян удивляет повествователя, и долго он вспоминает своё знакомство с Аннушкой, которая «всем взяла», «перед ней все плюнь»: она мастерица плясать, а как пойдёт в поле жать – загляденье.

У Лизы и Аннушки разные черты характера. Героиня Карамзина более открыта и доверчива, чем Анюта. Лиза скрывает от матери любовь к Эрасту, а ведь раньше доверяла ей самые сокровенные тайны. Она оказывается беззащитной, когда её предают любимый человек, страдает, пытается вернуть расположение Эраста, но «нежная страсть» приводит её к гибели.

Могла ли Аннушка поступить так, как Лиза? Нет, она бы не откупилась от матери, передав её десять империалов, не бросилась бы в пруд, чтобы скрыть свой грех. Аннушка слишком хорошо знает господ, которые могут обмануть и обесчестить крестьянскую девушку, чтобы доверять им.

Она держит себя строго и упрекает рассказчика, который заигрывает с ней. Аннушка выбирает себе в мужья ровню: «Меня было сватали в богатый дом за парня десятилетнего, но я не захотела». Она отказывает трём молодцам. кто к ней сватался: «Иван всех отбоярил, они и тем и сем, но не тут-то».

Мать Аннушки не берёт деньги потому, что приданого даром не дают, да и люди мало ли о чём подумают.

Карамзин пишет о Лизе, называя её «бедной», неслучайно: он сочувствует её горю, сожалеет о несчастной судьбе. А Радищев восхищается откровенностью и целомудрием Аннушки.

Литература

1. Горышин Г. «Где нет любви, нет и души…» К 225-летию со дня рождения Н.М. Карамзина / Искорка. — 1991. — №12.

2. Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина. — М.: Молодая гвардия, 1998.

3. «Столетья не сотрут…» : Рус. классики и их читатели. — М.: Книга, 1989.

Источник: http://ruslita.ru/13-glavnaya/526-o-karamzine

Карамзин Николай — школьные сочинения, сочинения учеников

Николай Михайлович Карамзин — представитель сентиментально-романтической линии русской литературы XVIII века. В его творчестве полно и ярко раскрыты художественные возможности сентиментализма.

Чувствительность — так на языке конца XVIII века определяли главное достоинство повестей Карамзина, потому что основное внимание он сосредоточил на психологии героев, достигнув в этом деле высокого мастерства.

Читать сочинение полностью →

Мастером сюжетной лирической повести на историческую тему показал себя Н. М. Карамзин в «Наталье, боярской дочери», послужившей переходом от «Писем русского путешественника» и «Бедной Лизы» к «Истории государства Российского». В этой повести читателя встречает любовная история, перенесенная во времена Алексея Михайловича, воспринимаемые условно как «царство теней».

Читать сочинение полностью →

Принято скрывать свои сентиментальные настроения, относиться к проявлениям сентиментальности с иронией. Есть выражение: смотрит, как бедная Лиза — значит жалобно, униженно смотрит. Между тем, бедная Лиза — это та самая героиня романа Карамзина, любовной историей которой зачитывалась русская молодежь. Книга Карамзина имела огромное влияние на русскую литературу.

Читать сочинение полностью →

Николай Михайлович Карамзин — замечательный; поэт, прозаик и историограф. Он открыл своим соотечественникам «Историю государства Российского».

Благодаря многолетнему титаническому труду Карамзина, русские люди узнали о самых отдаленных временах становления страны. Его труд — это не сухие факты и цифры, а жизнь во всем ее многообразии.

Карамзин систематизировал, обобщил и художественно оформил колоссальный материал, накопленный летописцами.

Читать сочинение полностью →

Немалым успехом у читателей начала прошлого века пользовалась повесть Карамзина «Бедная Лиза», которая оказала существенное воздействие на становление и развитие новой русской литературы.

Сюжет этой повести очень простой: он сводится к грустной истории любви бедной крестьянской девушки Лизы и состоятельного молодого дворянина Эраста.

Центральный интерес повествования заключен в добросердечной жизни Лизы, в истории расцвета и трагического увядания любви.

Читать сочинение полностью →

Карамзин стал главой нового направления в русской литературе — сентиментализма. Основная тема сентиментальной литературы — трогательные чувства, душевные переживания человека, «жизнь сердца».

Карамзин одним из первых стал писать о радостях и страданиях современных, обыкновенных людей.
Огромный успех принесла Карамзину повесть «Бедная Лиза», которая произвела переворот в общественном сознании.

Карамзин впервые в истории русской прозы обратился к героини, наделенной обыденными чертами.

Читать сочинение полностью →

Сентиментализм – одно из самых значительных литературных направлений XVII веке в России, ярчайшим представителем которого стал Н.М. Карамзин.

Читайте также:  Сочинение ленский в романе евгений онегин (образ и характеристика)

Писатели – сентименталисты проявляли интерес к изображению обыкновенных людей и обыкновенных человеческих чувств.

В отличие от классицистов, разуму они предпочитали чувство, отвлеченным гражданским доблестям – глубину простого человеческого сердца, тайны души.

Читать сочинение полностью →

Необычное чувство овладевает читателем, который прочитал давнюю повесть Н.Карамзина «Бедная Лиза». Казалось бы, чем может тронуть участь крестьянки, которую обманул богатый барин и которая покончила с собой, — банальный сюжет и, естественно, такая же следующая развязка. Особенно на фоне современных событий: разгула криминала, политического неравновесия, террора и морального падения.

Читать сочинение полностью →

Источник: https://www.ukrlib.com.ua/sochin-rus/book.php?id=52

Обзор творчества Николая Михайловича Карамзина

Николай Михайлович Карамзин — замечательный поэт, прозаик и историограф. Он открыл своим соотечественникам «Историю государства Российского». Благодаря многолетнему титаническому труду Карамзина, русские люди узнали о самых отдаленных временах становления страны.

Его труд — это не сухие факты и цифры, а жизнь во всем ее многообразии. Карамзин систематизировал, обобщил и художественно оформил колоссальный материал, накопленный летописцами.

Писатель сумел донести до современников великий дух патриотизма и самоотверженности первых «строителей» государства русского.

Но Николай Михайлович начинал свою деятельность литератора не с исторического жанра. Он привнес в Россию сентиментализм. Его повесть «Бедная Лиза» явилась новым этапом на пути развития русской литературы.

После классицизма с характерными для него ограничениями и ходульными героями, сентиментализм явился настоящим откровением. Писатель раскрывает внутренний мир героев, их чувства и переживания. Это уже не слепки с людей, а сами живые и реальные герои.

Развивал в своем творчестве Карамзин и жанр исторической повести: «Наталья, боярская дочь», «Марфа-посадница» и другие. Отдал дань Николай Михайлович и поэзии:

Веют осенние ветры
В мрачной дубраве;
С шумом на землю валятся
Желтые листья.
Поле и сад опустели,
Сетуют холмы,
Пение в рощах умолкло —
Скрылися птички…
Странник печальный, утешься:
Вянет природа
Только на малое время;

  • Все оживится.
  • Его стихи многотемны: он писал о любви и природе, перемене человеческих чувств и о государыне. Не лишены философского смысла его эпиграммы:

Что наша жизнь? Роман — кто автор? Аноним
Читаем по складам, смеемся, плачем… спим.

В небольшой фразе отражена философия жизни, ее многообразие.

Что есть жизнь наша? — Сказка. А что любовь?- Ее завязка; Конец печальный иль смешной.

Родись, люби — и Бог с тобой!

Работал Карамзин и в публицистическом жанре.

Его статьи: «О книжной торговле и любви ко чтению в России», «Что нужно автору», «О любви к Отечеству и народной гордости» могут вполне соотнестись с нашим временем, они не менее актуальны для нас, хотя написаны в начале девятнадцатого века.

Это лишний раз подчеркивает талант Карамзина, его умение заглянуть в суть вещей, которая мало меняется со временем. Карамзин — наш классик, а ее ценности вечны; наследие Николая Михайловича Карамзина—доказательство тому.

В 1791 году после выхода в свет революционной книги А. Н. Радищева, начало печататься описание путешествия другого автора, которое сыграло роль очень важную, но совсем иную в развитии русской литературы. Это были «Письма русского путешественника» молодого писателя Николая Михайловича Карамзина.

Карамзин, хотя и был значительно моложе Радищева, принадлежал к той же эпохе русской жизни и литературы. Обоих глубоко волновали одни и те же события современности. Оба были писателями-новаторами. Оба стремились свести литературу с отвлеченно-мифологических высот классицизма, изобразить реальную русскую жизнь.

Однако по своему мировоззрению они резко отличались друг от друга, непохожа, а во многом и противоположна была оценка действительности, поэтому столь различно и все их творчество.

Сын небогатого сибирского помещика, воспитанник иностранных пансионов, недолгое время офицер столичного полка, Карамзин нашел свое истинное призвание, лишь выйдя в отставку и сблизившись с основателем «Типографической компании» Н. И. Новиковым и его кружком. Под руководством Новикова участвует в создании первого в нашей стране детского журнала «Детское чтение для сердца и разума».

В 1789 году Карамзин путешествует по странам Западной Европы. Поездка и послужила ему материалом для «Писем русского путешественника».

В русской литературе еще не было книги, которая так живо и содержательно рассказывала о быте и нравах европейских народов, о западной культуре.

Карамзин описывает свои знакомства и встречи с выдающимися деятелями европейской науки и литературы; восторженно рассказывает, о посещении сокровищ мирового искусства.

Своего рода откровениями для русских читателей были встречающиеся в «Письмах русского путешественника» настроения «чувствительного путешественника». Особую чуткость сердца, «чувствительность» (сентиментальность) Карамзин считал основным качеством, необходимым для писателя.

В заключительных словах «Писем…» он как бы намечал программу своей последующей литературной деятельности.

Чувствительность Карамзина, напуганного французской революцией, которую он ощущал как предвестие «всемирного мятежа», в конечном счете уводила его от русской действительности в мир воображения.

Вернувшись на Родину, Карамзин приступил к изучению «Московского журнала». Помимо «Писем русского путешественника» в нем были опубликованы его повести из русской жизни — «Бедная Ли за» (1792), «Наталья, боярская дочь» и очерк «Флор Силин». В этих произведениях с наибольшей силой выразились основные черты сентиментального Карамзина и его школы.

Очень важное значение имело творчество Карамзина для развития литературного языка, разговорного языка, книжной речи. Он стремился создать один язык для книг и для общества. Он освободил литературный язык от славянизмов, создал и ввел в употребление большое число новых слов, таких, как «будущность», «промышленность», «общественность», «влюбленность».

В начале XIX века, когда за языковую реформу Карамзина боролась литературная молодежь — Жуковский, Батюшков, Пушкин-лицеист, сам он все больше отходил от художественной литературы.

В 1803 году, по его собственным словам, Карамзин «постригается в историки». Последние двадцать с лишним лет своей жизни он посвятил грандиозному труду — созданию «Истории Государства Российского». Смерть застала его за работой над двенадцатым томом «Истории…», рассказывающим об эпохе «смутного времени».

Источник: http://www.uznaem-kak.ru/obzor-tvorchestva-nikolaya-mixajlovicha-karamzina/

Сочинение на тему: “Творчество Н. М. Карамзина”

Николай Михайлович Карамзин приобрел известность в первую очередь как историограф. Его многотомный труд “История государства Российского” и ныне является источником бесценных сведений за огромный период времени. Благодаря многолетней титанической работе Карамзина русские люди получили возможность узнать о самых отдаленных этапах становления родной страны.

Плод его исследования не сухие факты и цифры, а непростая, противоречивая жизнь России. Карамзин систематизировал, обобщил и художественно изложил огромное количество исторических сведений, накопленных летописцами.

Историк и писатель, Карамзин вложил в свой труд чувство любви к родине и преклонения перед величием Бога и человека, а равно и ужас перед великими злодеяниями, часто имевшими место в жизни страны и ее правителей. Однако Н. М.

Карамзин начал свою литературную деятельность не с исторических исследований.

Именно он явился одним из первых русских писателей-сентименталистов.

В повести “Бедная Лиза” писатель продемонстрировал совершенно иной подход к созданию литературного произведения, чем утвердил господствовавший до того классицизм.

Принципы сентиментализма коренным образом отличались от раз и навсегда застывших форм классицизма. Писателю-сентименталисту интересны, прежде всего, чувства и переживания героев, их внутренний мир.

Классицизм требовал, чтобы герои воплощали в себе какие-либо идеи; их индивидуальные, неповторимые черты характера не были объектом пристального внимания писателей. В произведениях сентименталистов мы находим живых людей.

Карамзин обращался и к жанру исторической повести: примером могут служить “Наталья, боярская дочь” и “Марфа-посадница или Покорение Новгорода”. Карамзин не был чужд и поэтическому творчеству; мы можем найти в его литературном наследии, например лирическую осеннюю зарисовку.

Поэтическое наследие Карамзина характеризуется многообразием тем, к которым обращался автор: он писал о любви и природе, об изменении человеческих чувств и о государыне.

Писал он и эпиграммы, проникнутые философскими раздумьями. В небольшой его фразе подчас отражается глубокая философия жизни, ее смысл и вечная загадка. Карамзин писал и в публицистическом жанре. Его статьи не потеряли своей современности и в наши дни, хотя были написаны в начале 19 века.

Все вышесказанное свидетельствует о многогранности литературного таланта Карамзина, его глубоком понимании истинной сущности и вещей и явлений, которая мало изменятся во времени. Карамзина по праву можно назвать одним из классиков русской литературы, непреходящая ценность его литературного наследия проверена временем.

(1 votes, average: 5.00

Источник: https://goldsoch.info/sochinenie-na-temu-tvorchestvo-n-m-karamzina/

Сочинение на тему «Он сделал литературу гуманною» (О значении творчества) ( : Карамзин Н. М.)

Можно ли русскую литературу назвать гуманной? Да, если вспомнить, что гуманизм – это жизненная позиция человека, мечтающего преобразовать свою жизнь во что-то, имеющее смысл, желающего сделать ее лучше, добрее, благороднее. Следуя ему, люди начинают ценить другого человека как личность, принимают его право на счастье, свободу и развитие своих способностей. А это ведет к тому, что появляется взаимоуважение и взаимопонимание между людьми.

Про гуманный характер нашей литературы писал еще В.Г. Белинский. Он, как и многие его современники, считал, что главное в людях – человечность.

Читайте также:  Загрязнение окружающей среды сочинение

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Замечательный критик и прекрасный человек, Белинский с уважением относился не только к своей стране, но и к другим народам. В своих статьях он выступал против крепостного права и призывал создавать такую литературу, которая помогала бы людям духовно расти и воспитывала бы любовь к Родине.

Одним из таких преданных своей стране писателей В.Г. Белинский по праву считал Н.М.Карамзина.

В его произведениях, написанных в традициях сентиментализма, описывались человеческие отношения, их сложность и противоречивость, затрагивались чувства героев. Все в них было проникнуто глубоким гуманизмом и человечностью.

Герои, и положительные, и отрицательные, несмотря на принадлежность к разным сословиям, умели любить, страдать, сочувствовать и переживать.

Именно таким является его знаменитое произведение «Бедная Лиза», в котором писатель впервые показал, что «и крестьянки любить умеют».

Главные герои повести, Лиза и Эраст, — представители разных сословий: она — из бедной семьи, он – богатый дворянин. Героиня добра, честна и трудолюбива.

Она с почтением говорит о своей матери, доверяет людям и верит в настоящую преданную любовь. Лиза – образец душевной непорочности и чистоты.

Эраст совершенно не такой. Он эгоистичен, развращен светской жизнью, он многое познал и во многом разочаровался. Наверное, поэтому его и привлекла своей красотой и непорочностью главная героиня. Он восхищался ею и не желал зла. Но судьба распорядилась иначе.

Герои поддались страсти, и их отношения сразу изменились. Эраст покинул Лизу. Сначала ушел на войну, затем проиграл своё состояние в карты, а потом ради денег решил жениться на богатой невесте.

Но несмотря на эти неблаговидные поступки, Эраста все равно нельзя назвать отрицательным героем. За смерть Лизы он расплатился муками раскаяния, душевными страданиями. Именно поэтому автор простил героя, а в дальнейшем его оправдало и общественное мнение.

Детей дворян после выхода «Бедной Лизы » стали чаще называть Эрастами. А ведь родители своим сыновьям никогда бы не дали имя «отрицательного» героя.

Также благодаря «Бедной Лизе» Н.М.Карамзин ввел в литературу совершенно новую трактовку женского образа. Героиня в 18 веке не была свободна в выборе своего возлюбленного. За нее выбор делали родители.

Поэтому счастливых браков было очень мало. Попытка любить по своей воле расценивалось людьми как преступление против нравственности.

А Карамзин своей героине разрешил полюбить по велению сердца и по собственной воле.

Образ Лизы почти идеален, и лишь самоубийство делает его жизненным и трагическим. Не выдержав потери своей любви, героиня совершила один из самых страшных грехов. Поэтому ее душе нет успокоения. Но автор любит свою героиню и верит, что она, эта чистейшая душа, все-таки за свои добродетели и страдания попадет в рай и они встретятся с ней «в новой жизни».

Создав удивительный образ Лизы, Н.М.Карамзин ввел в русскую литературу важную тему возвышения человеческого духа через страдания и сделал женские образы «воспитателями чувств».

Именно он создал в России образованный литературный язык и заменил мертвый язык книги живым языком общества. Вспомним его знаменитые «Письма русского путешественника», в которых он рассказал о своем знакомстве с Европою и познакомил с ней русское общество. Жанр произведения помог писателю описать эмоции и чувства путешественника, его мысли и размышления.

Главного героя «Писем» интересовали почти все доступные достопримечательности Европы. Посещая памятники старины, путешественник стремился не только увидеть следы людей прошлого, но и проникнуть в их внутренний мир, понять, чем они жили.

При виде руин средневековых замков он мысленно придумывал для них владельцев. Желая узнать ответы на интересующие его вопросы о счастье, о предназначении человека, герой посещал известных философов, историков и писателей — Канта, Виланда, Бонне, Гердера, вел с ними продолжительные беседы.

По-настоящему счастливыми путешественник, как и сам автор, считал людей, которые не требуют многого от судьбы и довольствуются тем, что имеют. У них много друзей, и они могут восхищаться красотой природы и радостями любви.

Такое счастье, по мнению Карамзина, доступно всем, независимо от того, к какому слою общества принадлежит человек. Главное, чтобы у него была любящая семья.

А.С. Пушкин с большим уважением относился к Н.М. Карамзину и называл его Колумбом, открывшим читателям Древнюю Русь в его многотомном сочинении «История государства Российского». Данное произведение изменило сознание русского читающего общества.

В нем не было вымышленных сюжетов, все они были взяты из реальных исторических событий и ситуаций. Чтобы объединить огромный исторический материал и собственные размышления, Н.М.Карамзин создал уникальный литературный жанр – летописный синкретизм.

Он использовал факты летописи, подвергая их проверке, критике, комментированию, то есть выражал в произведении свои истинные мысли и чувства.

Как видим, Н.М.Карамзин был великим историком, реформатором языка, публицистом и литератором. Писатель анализировал поступки своих героев и воспитывал в читателях гуманность.

Учил любить свою Родину, уважать достоинство других людей, призывал проявлять доброту и милосердие, внушал интерес к истории родной страны и пытался показать последствия сословного неравенства.

Карамзин расширил возможности русской литературы и совершенно по-новому показал душевную жизнь человека, тем самым, узаконил право писателя не подчиняться жанровым нормам, а создавать новые, уникальные типы произведений.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id16096

Источник: https://www.kritika24.ru/page.php?id=16096

Творчество Карамзина — по русскому языку и литературе

В художественных произведениях Карамзина с особой полнотой и законченностью выявились характерные черты русского сентиментализма.

Наиболее популярной из повестей Карамзина являлась повесть «Бедная Лиза» (1792). Она имела огромный успех у читателей. Не только москвичи, но и приезжавшие в Москву лица, читавшие повести, совершали прогулки к Симонову монастырю и к тому пруду, в котором утопилась героиня повести Лиза,

Сюжет повести — история любви городского дворянина Эраста и крестьянки Лизы. В изображении переживаний героев есть жизненно правдивые стороны.

Но в обрисовке социально-бытовой жизни Карамзин далеко уходит от правды, особенно когда говорит о Лизе. Героиня его повести не имеет характерных для крестьянской семьи забот и интересов, её семейные отношения и быт приукрашены. Речь Лизы и её матери совершенно не крестьянская, искусственная, книжная.

Автор выступает в повести как типичный сентименталист, далёкий от острой постановки вопросов общественного неравенства. Он не оправдывает Эраста, обольстившего и покинувшего Лизу, но и не может «проклинать его».

В повести «Бедная Лиза» много картин природы, особенно сельской. Пейзажи вводятся не только для того, чтобы приурочить действие к определённой местности, но главным образом для того, чтобы через пейзаж раскрыть внутренний мир героев, их настроения.

Сентиментализм сказывается и в языке повести, в которой явно выступает пристрастие автора к «приятности», нежности, изяществу.

Лексика (словарь) повести наполнена такими словами, как розы, нежные зефиры, нежная свирель, нежная молодость, любезная подружка, словами с ласкательными и уменьшительными суффиксами, разными «чувствительными» эпитетами.

Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Подбирая слова по признаку их «приятности», Карамзин предпочитает писать поселянин, а не крестьянин, хижина, а не изба, наёмник, а не батрак. Он отрицательно относится к народной речи, которая кажется ему грубой, неизящной

В повести широко применяются инверсии, т. е. необычный порядок слов в предложении: не «поющий соловей», а «соловей поющий» и т. п. Речь Карамзина считалась в его время образцом изящества.

Полезный материал по теме:

Источник: https://my-soch.ru/sochinenie/tvorchestvo-karamzina

Карамзин Н. М. — Особенности творчества

Карамзин Н. М. — Особенности творчества

В 1791 году после выхода в свет революционной книги А. Н. Радищева, начало печататься описание путешествия другого автора, которое сыграло роль очень важную, но совсем иную в развитии русской литературы. Это были “Письма русского путешественника” молодого писателя Николая Михайловича Карамзина.

Карамзин, хотя и был значительно моложе Радищева, принадлежал к той же эпохе русской жизни и литературы. Обоих глубоко волновали одни и те же события современности. Оба были писателями-новаторами.

Оба стремились свести литературу с отвлеченно-мифологических высот классицизма, изобразить реальную русскую жизнь.

Однако по своему мировоззрению они резко отличались друг от друга, непохожа, а во многом и противоположна была оценка действительности, поэтому столь различно и все их творчество.

Сын небогатого сибирского помещика, воспитанник иностранных пансионов, недолгое время офицер столичного полка, Карамзин нашел свое истинное призвание, лишь выйдя в отставку и сблизившись с основателем “Типографической компании” Н. И. Новиковым и его кружком. Под руководством Новикова участвует в создании первого в нашей стране детского журнала “Детское чтение для сердца и разума”.

Читайте также:  Школа моей мечты - сочинение (5 класс)

В 1789 году Карамзин путешествует по странам Западной Европы. Поездка и послужила ему материалом для “Писем русского путешественника”.

В русской литературе еще не было книги, которая так живо и содержательно рассказывала о быте и нравах европейских народов, о западной культуре.

Карамзин описывает свои знакомства и встречи с выдающимися деятелями европейской науки и литературы; восторженно рассказывает, о посещении сокровищ мирового искусства.

Своего рода откровениями для русских читателей были встречающиеся в “Письмах русского путешественника” настроения “чувствительного путешественника”. Особую чуткость сердца, “чувствительность” (сентиментальность) Карамзин считал основным качеством, необходимым для писателя. В заключительных словах “Писем…” он как бы намечал программу своей последующей литературной деятельности.

Чувствительность Карамзина, напуганного французской революцией, которую он ощущал как предвестие “всемирного мятежа”, в конечном счете уводила его от русской действительности в мир воображения.

Вернувшись на Родину, Карамзин приступил к изучению “Московского журнала”. Помимо “Писем русского путешественника” в нем были опубликованы его повести из русской жизни “Бедная Ли за” (1792), “Наталья, боярская дочь” и очерк “Флор Силин”. В этих произведениях с наибольшей силой выразились основные черты сентиментального Карамзина и его школы.

Очень важное значение имело творчество Карамзина для развития литературного языка, разговорного языка, книжной речи. Он стремился создать один язык для книг и для общества. Он освободил литературный язык от славянизмов, создал и ввел в употребление большое число новых слов, таких, как “будущность”, “промышленность”, “общественность”, “влюбленность”.

В начале XIX века, когда за языковую реформу Карамзина боролась литературная молодежь Жуковский, Батюшков, Пушкин-лицеист, сам он все больше отходил от художественной литературы.

В 1803 году, по его собственным словам, Карамзин “постригается в историки”. Последние двадцать с лишним лет своей жизни он посвятил грандиозному труду созданию “Истории Государства Российского”. Смерть застала его за работой над двенадцатым томом “Истории…”, рассказывающим об эпохе “смутного времени”.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта

Источник: http://geum.ru/doc/work/61974/index.php

Поэтическое творчество Карамзина

В историю русской литературы Карамзин вошел главным образом как прозаик. Его стихотворения не могут идти в сравнение с его прозой ни по своему влиянию, ни по своему художественному достоинству. Тем не менее, и они способствовали подъему литературной культуры в России и осуществляли ту новую «европеизацию» русской культуры, которая составляет одну из заслуг Карамзина вообще.

Основной характер поэзии Карамзина, основная задача ее — создание лирики субъективной и психологической, уловление в коротких поэтических формулах тончайших настроений души.

Дело шло о построении самого понятия лиризма нового эмоционального типа. Сам Карамзин так сформировал задачу поэта; «Он верно переводит все темное в сердцах на ясный нам язык, Слова для тонких чувств находит» («Послание к женщинам»).

Дело поэта — «выражать оттенки разных чувств, не мысли соглашать» («Протей»).

В лирике Карамзина чувству природы, понятой в психологическом плане, уделено немалое внимание; природа в ней одухотворена чувствами живущего вместе с ней человека, и сам человек слит с нею.

Карамзин добивается создания в стихотворении не вещественного материального образа, а определенной лирической тональности, соответствующей настроению, основной теме произведения.

Он пишет в статье «Мысли об уединении» (1802): «Некоторые слова имеют особую красоту для чувствительного сердца, представляя ему картины меланхолические и нежные». Именно такие слова, вообще такие изобразительные средства старается преимущественно использовать Карамзин.

Так, в стихотворении «Осень» он хочет создать общую настроенность тоски, увядания. Все элементы текста этого стихотворения подчинены этому эмоциональному лейтмотиву;

  • Веют осенние ветры
  • В мрачной дубраве;
  • С шумом на землю валятся
  • Желтые листья.
  • Поле и сад опустели;
  • Сетуют холмы;
  • Пение в рощах умолкло —
  • Скрылися птички…
  • …Странник, стоящий на холме,
  • Взором унылым
  • Смотрит на бледную осень,
  • Томно вздыхая…

Лирическая тональность стихотворения акцентирована подбором слов единого тона: осенний, мрачный, сетуют, унылый, бледный, томный, вздыхая и т.д.

На первый план выдвигается не предметное слово, а качественное, эпитет, формулирующий не объективный предмет, а отношение к нему.

«Бледная осень» — это образ, не реализуемый зрительно, конкретно (аллегории здесь явно нет), а словесная нота, настраивающая душу на «осенний» лад. Слово значит не своим конкретным значением, а обертонами, лирическими ассоциациями, ему свойственными.

На этой основе возникает возможность уловить в стихах оттенки, полутона, тонкие переходы настроений. Таково задание стихотворения «Меланхолия» (подражание Делилю); здесь говорится:

  • Веселья нет еще, и нет уже мученья;
  • Отчаянье прошло… Но, слезы осушив,
  • Ты радостно на свет взглянуть еще не смеешь
  • И матери своей. Печали, вид имеешь.
  • Бежишь, скрываешься от блеска и людей,
  • И сумерки тебе милее ясных дней…

Лирическая манера Карамзина предсказывает будущий романтизм Жуковского. С другой стороны, Карамзин использовал в своей поэзии опыт немецкой и английской литературы XVIII в. В программном стихотворении «Поэзия», написанном еще в 1787 г.

, он перечисляет своих любимых поэтов; среди них нет ни одного француза, но зато есть Оссиан, Мильтон, Юнг, Томсон, Геснер, Клопшток.

Позднее Карамзин возвратился к французской поэзии, в это время насыщавшейся сентиментальными, предромантическими элементами.

С опытом французов связан интерес Карамзина к поэтическим «мелочам», остроумным и изящным стихотворным безделушкам, вроде «Надписей на статую Купидона», стихов к портретам, мадригалов и т.п. В них он пытается выразить изысканность, тонкость отношений между людьми, иногда вместить в четыре стиха, в два стиха мгновенное, мимолетное настроение, мелькнувшую мысль, образ.

Наоборот, с опытом немецкой поэзии связана работа Карамзина по обновлению и расширению метрической выразительности русского стиха. Подобно Радищеву, он недоволен «засильем» ямба. Он сам культивирует хорей, пишет трехсложными размерами и в особенности насаждает белый стих, получивший распространение в Германии в творчестве Клопштока (вообще не писавшего с рифмами) и его учеников.

Разнообразие размеров, свобода от привычного созвучия должны были способствовать индивидуализации самого звучания стиха в соответствии с индивидуальным лирическим заданием каждого стихотворения. Существенную роль сыграло поэтическое творчество Карамзина и в смысле разработки новых жанров.

Его «Граф Гваринос» и «Раиса» — едва ли не первые попытки создать в русской поэзии балладу, правда, еще далекие от того типа баллад, который канонизировал Жуковский.

Одновременно со своими литературными неприятелями, Клушиным и Крыловым, Карамзин создавал жанр дружеского послания в стихах (послания к Дмитриеву и Плещееву); эти послания зависят от опыта французских поэтов (Грессе и др.), но в свою очередь предсказывают расцвет этого жанра у Жуковского, Батюшкова, молодого Пушкина и др.

Источник: http://soshinenie.ru/poeticheskoe-tvorchestvo-karamzina/

О жизни и творчестве н. м. карамзина

Николай Михайлович Карамзин становится родоначальником сентиментализма в России. Сын помещика Симбирской губернии, в юности он служит в гвардии, откуда увольняется в чине поручика.

Путешествует по Европе, а в 1791 году, поселившись в Москве, становится редактором и автором “Московского журнала”, уйдя из журналистики лишь в знак протеста на период павловского царствования (1796-1801).

В 1792 году он создает два произведения, которые стали известнейшими и любимейшими произведениями русской литературы того времени: повести “Наталья, боярская дочь” и “Бедная Лиза”. Эти повести написаны в стиле сентиментализма.

Чтобы описать чувства, изображение которых было главным объектом сентименталистов, необходимо было подобрать соответствующие слова. Оказалось, что в русском языке часто нет слов для выражения понятий, которые есть в других европейских языках. И тогда Карамзин, по словам В. Г. Белинского, “преобразовал русский язык”.

Слова и выражения, введенные в русский язык Я. М. Карамзиным: чувствительность, деликатность, влюбленность, тонкий вкус, утонченность, будущность, представитель, общественность, человечный, усовершенствовать, переворот, развитие…

Это была настоящая революция в языке. Но важнее всего было то, что Карамзин изменил образ героя литературного произведения. Его герои – не цари и вожди, а молодые девушки, простые крестьянки, которые тоже умеют любить и страдать.

С 1804 года Карамзин берется за огромный труд, над которым будет работать более двадцати лет – до конца своей жизни: написание “Истории государства Российского”. Работу над ней можно назвать подвигом жизни Карамзина. “История…” вдохновит многих русских писателей на создание произведений на исторические темы (вспомним, например, пушкинского “Бориса Годунова”).

Карамзину предлагали стать министром народного просвещения, предлагали чины, звания, награды. Писатель от всего отказался, согласившись принять звание историографа. Это звание было настолько диковинным в России, что слуга записал его однажды в книге визитов: “Граф Истории”.

Русский сентиментализм и “История государства Российского” – вот великое наследие Николая Михайловича Карамзина.

(1 votes, average: 5.00

Источник: https://rusochineniya.ru/o-zhizni-i-tvorchestve-n-m-karamzina/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector