Герой нашего времени — история создания романа лермонтова

Герой нашего времени - История создания романа Лермонтова

Лермонтов

«Герой нашего времени» — роман М. Ю. Лермонтова (1814-1842). Написан в 1836-1840 годах. Первый в истории русской литературы, где цикл повестей объединен фигурой главного героя, а не рассказчика или сочинителя. «Герой нашего времени» считается первым русским психологическим произведением, в котором автор произвел углубленный психологический анализ современного ему человека и общества

Краткое содержание романа

Главным персонажем «Героя нашего времени» является офицер Григорий Александрович Печорин. Действие происходит на Кавказе, во время его покорения Россией.

Роман состоит из нескольких повестей, в которых автор показывает Печорина с разных сторон.

При этом Лермонтов рисует в деталях характер Печорина, передает его размышления, впечатления, чувства, но обходит молчанием его биографию, лишь вскользь сообщая самое необходимое

В повести «Бэла» — Печорин — эгоист, ломающий жизни и судьбы окружающих его людей со скуки, ради удовлетворения своих желаний.
В «Тамани» — Печорин неожиданно вовлекается в деятельность контрабандистов, не содействуя ей, а даже мешая, что едва не приводит его к гибели.

«И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошёл ко дну!» — сетует он.
«Максим Максимыч» — повесть вовсе не о Печорине. Её главный герой — пожилой офицер Максим Максимыч, знакомец Печорина.

В «Максиме Максимыче» Лермонтов первый и последний раз дает портрет Печорина:

«Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов…, его походка была небрежна и ленива, … он не размахивал руками, — верный признак некоторой скрытности характера. В его улыбке было что-то детское.

Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб….

Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные — признак породы в человеке, у него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза; о глазах я должен сказать еще несколько слов.

Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! … Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, …то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его — непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса…»

«Фаталист» — ещё один эпизод биографии Печорина. Действие происходит в казачей станице, где Печорин в компании за картами ввязывается в спор с поручиком Вуличем о фатализме…
«Княжна Мэри» — приключения Печорина на водах, в Пятигорске и Кисловодске, его бесчестное поведение в отношении княжны Лиговской, дуэль с Грушницким…

«Герой нашего времени». Распределение по главам

Герой нашего времени - История создания романа Лермонтова

Одно из изданий романа

Повести, из которых составлен роман, расположены не в хронологической последовательности жизни главного героя, а в по второстепенной, связанной с автором произведения. Ведь, например, о смерти Печорина читатель узнает ещё в середине романа. Части романа «Герой нашего времени» были опубликованы в следующей последовательности, и до сегодняшнего дня она неизменна

  • «Бэла»
  • «Максим Максимыч»
  • «Тамань» — первая часть
  • «Княжна Мэри»
  • «Фаталист» вторая

Однако, если установить хронологические рамки романа, то получится следующее

  1. По пути из Петербурга на Кавказ Печорин остановился в Тамани («Тамань»)
  2. После участия в военной экспедиции Печорин поехал на воды в Кисловодск и Пятигорск, где влюбил в себя княжну Мэри и убил Грушницкого («Княжна Мэри»)
  3. За это Печорина ссылают в глухую крепость, где он познакомился с Максим Максимычем («Бэла»)
  4. Из крепости Печорин на 2 недели отлучился в казачью станицу, где он повстречал Вулича
  5. Через пять лет после этих событий Печорин, живший в Петербурге, отправился в Персию и по дороге встретился с Максим Максимычем «Максим Максимыч»
  6. На обратном пути из Персии Печорин умер (предисловие к «Журналу Печорина»)

История создания романа «Герой нашего времени». Кратко

  • 1836 — Михаил Юрьевич Лермонтов начал писать роман «Княгиня Лиговская», в котором впервые появился гвардеец Печорин. Ромн закончен не был. Образ Печорина из «Княгини Лиговской» более автобиографичен. Свое сходство с Печориным «Героя нашего времени» Лермонтов отрицал
  • 1839, первая половина марта — В журнале «Отечественные записки» за подписью «М. Лермонтов» напечатана «Бэла. Из записок офицера о Кавказе».
  • 1839, 18 марта — в «Литературных прибавлениях» к газете «Русский инвалид» помещено сообщение о том, что в мартовской книжке «Отечественных записок» напечатан рассказ Лермонтова «Бэла»
  • 1839, 16 сентября — в «Литературных прибавлениях» к «Русскому инвалиду» сообщалось, что в ближайшей книжке «Отечественных записок» будет напечатана повесть Лермонтова «Фаталист»
  • 1839, 5 ноября — редактор и издатель «Отечественных записок» А. А. Краевский пишет цензору А. В. Никитенко: «Со мной случилась беда ужасная. Наборщики и верстальщик в типографии, вообразив, что от вас получена уже чистая корректура „Фаталиста“, третьего дня отпечатали весь лист, в котором помещалась эта повесть, оттиснув таким образом 3000 экз… .можете представить весь мой ужас…, прошу вас позволить… напечатать эту статью без ваших изменений… Я бы не умолял вас, …если бы не видел, что эта маленькая статейка может пройти в своем первоначальном виде. Лермонтова любит и князь Михаил Алексндрович Дундуков-Корсаков, и министр С. С. Уваров; право, тут худа быть не может…»
  • 1839, 10 ноября — в «Литературных прибавлениях» к «Русскому инвалиду» дано сообщение, что в ноябрьской книжке «Отечественных записок» напечатаны стихотворение Лермонтова «Молитва» и повесть «Фаталист»
  • 1840, первая половина февраля — в февральской книжке «Отечественных записок» напечатаны «Тамань» (с. 144—154) и «Казачья колыбельная песня» (с. 245—246), подписанные «М. Лермонтов».
  • 1840, первая половина апреля — вышло в свет первое издание романа «Герой нашего времени»
  • 1840, 27 апреля — в «Литературной газете» — извещение о выходе «Героя нашего времени»
  • 1840, 5 мая — в газете «Северная пчела» (№ 98) и в ряде следующих номеров — извещение о выходе в свет «Героя нашего времени»
  • 1840, 14 мая — в «Отечественных записках» — статья Белинского (без подписи) о романе Лермонтова
  • 1840, 25 мая — в «Литературной газете» снова без подписи напечатана сочувственная рецензия литературного критика В. Г. Белинского на «Героя нашего времени»

«Печорин — Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собою гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою. Онегин является в романе человеком, которого убили воспитание и светская жизнь, которому все пригляделось, все приелось, все прилюбилось… Не таков Печорин. Этот человек не равнодушно, не апатически несет свое страдание: бешено гоняется он за жизнью, ища ее повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях. В нем неумолчно раздаются внутренние вопросы, тревожат его, мучат, и он в рефлексии ищет их разрешения: подсматривает каждое движение своего сердца, рассматривает каждую мысль свою. Он сделал из себя самый любопытный предмет своих наблюдений и, стараясь быть как можно искреннее в своей исповеди, не только откровенно признается в своих истинных недостатках, но еще и выдумывает небывалые или ложно истолковывает самые естественные свои движения»

  • 1840, 12 июня — Отрицательный отзыв Николая I о романе «Герой нашего времени» в письме к императрице

«Я прочел Героя до конца и нахожу вторую часть отвратительною, вполне достойную быть в моде. Это то же преувеличенное изображение презренных характеров, которые находим в нынешних иностранных романах. Такие романы портят нравы и портят характер.

Потому что, хотя подобную вещь читаешь с досадой, все же она оставляет тягостное впечатление, ибо в конце концов привыкаешь думать, что свет состоит только из таких индивидуумов, у которых кажущиеся наилучшие поступки проистекают из отвратительных и ложных побуждений.

Что должно явиться последствием? Презрение или ненависть к человечеству…
…Итак, я повторяю, что по моему убеждению это жалкая книга, показывающая большую испорченность автора»

  • 1840, 15 июня — в «Отечественных записках» — начало статьи Белинского о романе М. Ю. Лермонтова
  • 1840, 14 июля — в «Отечественных записках» — окончание статьи Белинского о романе М. Ю. Лермонтова
  • 1840, 16 и 17 декабря — в «В Северной пчеле» в форме письма к её редактору, писателю, журналисту, литературному критику Ф. В. Булгарину напечатан восторженный отзыв журналиста , литературного и театрального критика В. С. Межевича о «Герое нашего времени» и о первом издании «Стихотворений М. Лермонтова». Как утверждали современники, издатель И. Глазунов попросил Булгарина услужить ему и написать похвальную рецензию, чтобы публика быстрей раскупила «Героя нашего времени». Тот поросил Межевича…

Другие статьи

  • «Евгений Онегин»
  • «Капитанская дочка»
  • «Медный всадник»
  • «Мертвые души»
  • «Недоросль»
  • «Собачье сердце»
  • «Ася»
  • «Мцыри»
  • «После бала»
  • «Василий Тёркин»
  • «Отцы и дети»
  • «Повести Белкина»
  • «Ревизор»
  • Повесть «Шинель»
  • «12 стульев»
  • «Сказки Пушкина»
  • Даниель Дефо и «Робинзон Крузо»
  • Источник: http://ChtoOznachaet.ru/geroj-nashego-vremeni-kratko.html

    История создания романа "Герой нашего времени" Лермонтова: история написания, прототипы героев

    Герой нашего времени - История создания романа Лермонтова
    «Герой нашего времени».
    Художник П. Павлинов

    «Герой нашего времени» — выдающийся роман великого русского поэта и прозаика М. Ю. Лермонтова.В этой статье представлена история создания романа «Герой нашего времени»: история написания произведения, прототипы героев.

    Смотрите: Все материалы по «Герою нашего времени»

    Об истории создания романа «Герой нашего времени» Лермонтова почти ничего не известно. В сохранившихся письмах Лермонтова нет никаких упоминаний ни о замысле «Героя нашего времени», ни о работе над ним. Известно, что роман «Герой нашего времени» был задуман и начат после того, как Лермонтов решил прекратить работу над «Княгиней Лиговской».

    По словам исследователей, работу над «Героем нашего времени» Лермонтов начал в 1838 г. Судя по всему, роман был завершен в 1839 г. или в самом начале 1840 г. 

    Публикация трех глав

    В 1839 г. Лермонтов начинает печатать свой роман еще до его завершения. С марта 1839 г. по февраль 1840 г. на страницах «Отечественных записок» публикуются три повести — «Бэла», «Фаталист» и «Тамань» как три самостоятельные произведения. 

    Первое отдельное издание

    Вскоре Лермонтов начинает готовить к печати первое отдельное издание романа. В отдельное издание автор включает две не опубликованные ранее главы: «Княжна Мери» и «Максим Максимыч». Также Лермонтов создает «Предисловие» к «Журналу Печорина». 

    На этом же этапе автор дает своему сочинению заглавие «Герой нашего времени».

    В феврале 1840 г. Лермонтов получает цензурное разрешение на первое отдельное издание романа. В мае 1840 г. роман отдельной книгой выходит в свет.

    Второе отдельное издание

    В феврале 1841 г. Лермонтов пишет предисловие к роману, которое до этого не существовало. Предисловие пишется как ответ на некоторые нападки критиков. Предисловие было включено в роман в 1841 г., когда в свет вышло его второе отдельное издание. 

    Прототипы героев

    Не секрет, что многие персонажи романа «Герой нашего времени» имеют свои прототипы. 

    Так, известно, что история о Бэле была рассказана Лермонтову в 1837 г. его дальним родственником А. Хастатовым, у которого жила татарка Бэла. 

    По словам современников, история, описанная в главе «Тамань», произошла с самим Лермонтовым во время его пребывания в Тамани. Здесь Лермонтов жил у казачки Царицыхи в 1837 г. 

    О прототипе Грушницкого мнения современников расходятся: одни видят в Грушницком портрет Н. П. Колюбакина, другие — убийцу Лермонтова, Н. С. Мартынова. Н. П. Колюбакин был сослан на Кавказ рядовым, отличался вспыльчивостью и дрался на дуэлях.Прототипом Вернера принято считать доктора  Н. В. Майера, приятеля декабристов, сосланных на Кавказ. Прототипом Веры одни современники считают В. А. Лопухину, другие — Н. С. Мартынову, сестру убийцы Лермонтова.
    Прототипом Вулича является поручик лейб-гвардии Конного полка И. В. Вуич. Это сходство подтверждается тем, что в рукописях романа Лермонтов называет героя не Вулич, а именно Вуич.

    Читайте также:  Сочинение по картине царевна лебедь врубеля (описание 3, 4, 5, 7 класс)

    Источник: https://www.literaturus.ru/2016/10/istorija-sozdanija-geroj-nashego-vremeni-lermontov-prototipy-geroev.html

    История создания романа Лермонтова Герой нашего времени

    Роман «Герой нашего времени» — это единственный роман Михаила Юрьевича Лермонтова, который был окончен и опубликован еще при его жизни.

    «Герой нашего времени» — роман, в котором рассказывается о гвардейском офицере. Звали этого офицера Григорий Александрович Печорин. На написание этого романа автора вдохновило произведение Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин».

    Смерть А. С. Пушкина вызвала у Лермонтова бурю эмоций, поэтому в 1837 году он пишет стихотворение под названием «Смерть поэта». За столь дерзкое стихотворение Михаила Лермонтова арестовывают. Он сослан в ссылку на Кавказ.

    Лермонтову нет дела до продолжения написания романа «Герой нашего времени».

    В поездках по разным городам: Пятигорск, Кисловодск, Терек, Черное море, он понимает, что готов взяться за продолжения написания своего романа.

    В этих городах он получил много бесценного опыта для творчества. Лермонтов уже уверенно знает, о чем и как он будет продолжать написание своего, в будущем знаменитого романа.            

    Лермонтов писал свой лирико-психологический роман почти три года, период с 1837 по 1840 года. На тот момент последовательность глав была совершенно другая. Начинался роман с главы «Тамань», а заканчивался главой «Максим Максимыч». Эти произведения должны были выглядеть как записки офицера, которые являются составляющей целой истории.

    Часть «Фаталист» была опубликована в том же году, что и «Бэла». В которой, описывался случай борьбы с казаком, но он не был выдумкой, это действительно было, но в этой борьбе участвовал сам Михаил Юрьевич. А в 1840 году была опубликована «Тамань».

    Но в апреле месяце 1840 года было опубликовано, что роман состоит, из нескольких новелл. Новеллы, которые начинаются с части «Бела» и заканчивается частью «Фаталист», в которой рассказывается о трагической судьбе действующего персонажа — Григория Александровича Печорина.

    История написания такого великого романа как «Герой нашего времени» не известна. Многие современники по сей день спорят о том, кто является в романе прототипом главного персонажа. Все критики расходятся во мнении, называя много разных имен. Многие даже считали, что прообразом главного персонажа Григория Печорина является сам автор.

    Современники угадывали в остальных героях романа разных людей, которые известны в тесных светских кругах. У каждого из персонажей романа был свой прототип.

    Историю о Бэле Михаил Юрьевич узнал из рассказа своего дальнего родственника А.Хастатова. Татарка Бэла жила у него некоторое время.

    А история, которая описывалась в главе «Тамань», произошла с самим Михаилом Юрьевичем во время его нахождения в Тамани. На то время он перебывал у казачки Царицыхи.

    Прообраз Грушницкого был не понятен. Некоторые критики склонялись к мнению, что это образ Н.П.Колюбакина, а вот другие думали, что это Н.С.Мартынов – убийца Михаила Лермонтова. Так как у обоих был вспыльчивый характер.

    Данный роман и сегодня значится гениальным произведением, которое отчетливо показывает быт и культуру позапрошлого века.

    История написания и прототипы героев

    Роман является социально-психологическим портретом эпохи девятнадцатого века, в виде главного персонажа, личности с трагичной судьбой и незаурядным складом ума. Произведение затрагивает тридцатые годы первой половины столетия. Историю создания «Герой нашего времени» можно разделить на несколько ключевых этапов, ясно прослеживающихся в очерках литературных критиков.

    Задумка романа

    В тысяча восемьсот тридцать шестом году Михаил Юрьевич Лермонтов вдохновляется романом в стихах «Евгений Онегин», написанным Александром Пушкиным.

    После этого у молодого поэта возникла идея показать через призму столичных событий быт своего современника. Глядя на главного героя, читатель должен был почувствовать противоречивый дух тех времен.

    Автор постарался дать ему фамилию, связанную с двумя реками Печора и Онега. Так и вышел образ Печорина.

    После роковой дуэли и гибели Александра Сергеевича Пушкина в 1837 году Михаил Лермонтов в душевном потрясении создает стихотворение «Смерть поэта». Это становится поводом для его Кавказской ссылки. За написание романа поэт примется несколько позже.

    Становление сюжета и создание прочих героев произведения

    Находясь на Кавказе, на Лермонтова обрушивается каскад головокружительных событий – встреча с новыми людьми и захватывающие впечатления вновь напомнили ему о романе.

    Это послужило появлению таких персонажей как Бэла, княжна Мэри, а также горного народа с диким нравом и высшего общества того времени. Михаил Юрьевич старался передать героям черты обычного человека, с присущими ему чувствами и пороками.

    Автору удалось подарить каждому читателю возможность узнать в судьбах героев свою собственную судьбу и немного пожить в полюбившемся образе.

    Завершение произведения

    О том, в какой последовательности должны следовать главы романа, литературоведы спорят до сих пор. Лермонтов трудился над его написание с тридцать восьмого по сорок первый год.

    Есть предположение, что первой главой была «Тамань». Позже появились «Фаталист», «Бэла» и «Максим Максимыч». По началу повествование задумывалось в качестве серии путевых записок.

    Позже писатель объединил истории в одно целое.

    Первой опубликованной частью стала «Бэла», в том же 1839 году вышел в печать и «Фаталист». В сороковом году была издана «Тамань», которая описывает события, лично происходившие с Михаилом Юрьевичем. Заключительной главой произведения стал «Максим Максимыч». Читая роман «Герой нашего времени» происходит постепенное знакомство с личностью Печорина, а вернее с его истиной сущностью.

    ← Анализ произведения Песня про царя Ивана Васильевича
    ← Идея, суть и смысл романа Герой нашего времени↑ ЛермонтовПечорин и Ундина →
    Анализ поэмы Мцыри →

    Герой нашего времени - История создания романа Лермонтова

    • Сочинение Числа в романе Преступление и наказание Достоевского
      Каждое произведение Достоевского являет собой удивительный мир, где каждая мелочь и каждая деталь имеет особое значение, несет в себе глубокий смысл.
    • Сюжет романа Герой нашего времени Лермонтова кратко
      Первый русский психологический роман последовательно раскрывает становление Печорина как героя времени. Для Лермонтова исследование души человека интереснее истории государства.
    • Сочинение Как я встретил Новый год 2, 3, 4, 5, 6 класс
      Встреча Нового года для каждого из нас является самым желанным и незабываемым днем, потому что мы надеемся, что в следующем году осуществятся все наши мечты.
    • Сочинение Форейтор Антипка в рассказе Муму Тургенева: характеристика, образ, описание
      Муму это великое произведение Ивана Сергеевича Тургенева. Автор часто писал произведения, которые подвергались цензуре. Данный рассказ долгое время был под запретом. Но спустя какое то время читатели
    • Сочинение на тему Мое отношение к Чичикову для 9 класса
      Герой романа «Мертвые души» Павел Иванович Чичиков представлен двояко. С одной стороны Чичикова жалко ведь он всю жизнь стремится к богатству и признанию среди людей, но так его и не получит.

    Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/lermontov/istoriya-sozdaniya-geroj-nashego-vremeni

    Герой нашего времени — история создания

    Данное произведение являет собой социально-психологический портрет целой эпохи, представленной в лице главного героя, личности трагичной и незаурядной. События, происходящие в романе, затрагивают 30-ые годы XIX века. История создания романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова делится на несколько основных периодов, которые четко прослеживаются в очерках известных литературоведов.

    I этап. Начало работы над романом

    В 1836 году Лермонтов, вдохновившись романом Пушкина «Евгений Онегин», задумал написать будущее произведение, где в полной красе была бы показана жизнь его современника в свете столичных событий.

    Главный герой по замыслу должен отражать в душе дух противоречия того времени. Даже фамилию ему он старался подобрать созвучную с Онегиным, взяв за основу названия двух рек, Онега и Печора.

    Так и получился Печорин.

    1837 год стал эпохальным в жизни Михаила Юрьевича. На дуэли погибает его друг Пушкин А.С. Потрясенный смертью, Лермонтов пишет стихотворение «Смерть поэта» за что был впоследствии сослан в ссылку на Кавказ. За рукопись он возьмется несколько позже.

    II этап. Основа сюжета. Определение круга остальных героев романа

    Путешествуя по Кавказу, Лермонтов попадает в водоворот событий, носящих приключенческий характер. Новые люди, эмоции, впечатления вдохновили его вновь взяться за написание романа. Так помимо Печорина появилась княжна Мэри, Бэла, контрабандисты, горцы с их дикими обычаями и традициями, светское общество той поры.

    Лермонтов стремился, чтобы персонажи романа были максимально похожи на обычных людей со свойственными им пороками, желаниями, чувствами. Чтобы каждый читатель мог увидеть в них себя. Примерить понравившийся образ и представить себя на его месте. Ему это удалось.

    III этап. Завершающий

    О последовательности написания частей романа до сих пор ходят споры. Известно, что писатель работал над ним с 1838-1841гг. Предположительно первой частью стала «Тамань». После возник «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч». Сначала планировалась серия записок, вроде путевых заметок. Потом замысел автора поменялся. Он решил слить отдельные истории в одну.

    Первой была издана «Бэла» (1839г). В этом же году был опубликован «Фаталист». «Тамань» была опубликована в 1840г. В этой части романа Лермонтов описал события, происходившие лично с ним. Последней частью романа стал «Максим Максимыч». Его завершающий штрих. Теперь роман стал целостным произведением, понятным и доступным для читателя.

    На протяжении всего романа образ Печорина раскрывается постепенно, обнажая его истинную сущность.

    Другие материалы по роману «Герой нашего времени»

    • Краткое содержание
    • Анализ главы «Бэла»
    • Анализ главы «Максим Максимыч»
    • Анализ главы «Тамань»
    • Анализ главы «Княжна Мэри»
    • Анализ главы «Фаталист»
    • Статья Белинского о романе (кратко)
    • Цитаты из романа
    • История создания
    • В чем противоречивость характера Печорина?
    • Образ и характеристика Печорина
    • Образ и характеристика Максима Максимыча
    • Образ и характеристика Грушницкого
    • Образ и характеристика Веры
    • Образ и характеристика Бэлы
    • Сравнительная характеристика Печорина и Вернера
    • Отношения Печорина и Бэлы
    • Взаимоотношения Печорина и Максима Максимыча
    • Сравнительная характеристика Печорина и Грушницкого
    • Взаимоотношения Печорина и Мэри
    • Женские образы в романе

    Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1356-geroy-nashego-vremeni-istoriya-sozdaniya.html

    История создания «Герой нашего времени»

    История создания «Героя нашего времени» Лермонтова может быть описана в три основных этапа. Эти этапы выделяются в работах литературоведов, рассмотрим последовательно эти этапы.

    Первый этап литературоведы относят к 1836 году, когда юный поэт Лермонтов, стремящийся утвердить себя в прозе, решил создать монументальное произведение, которое со всех сторон показало бы жизнь его современника – молодого человека из дворянского сословия.

    При этом главный герой (по мысли создателя романа) должен был нести в своей душе все противоречия человека своего времени.
    В 1836 году еще был жив А.С.

    Пушкин, чье творчество (и в первую очередь роман в стихах, повествующий о судьбе Евгения Онегина) вдохновляло юного Лермонтова.

    История романа «Герой нашего времени» также, по замыслу автора, опиралась на историю о молодом дворянине, фамилия которого должна быть созвучна с фамилией Онегина. В итоге Лермонтов назвал главного героя романа «Печориным», а, как известно, в нашей стране есть две похожие друг на друга реки – Онега и Печора.

    В 1837 году произошло эпохальное в жизни Лермонтова событие: на дуэли погиб его кумир – русский гений А.С. Пушкин. Юный Лермонтов написал полное горечи и боли стихотворение «Смерть поэта», которое тут же разошлось в списках тысячными экземплярами. Это стихотворение и стало поводом для ссылки Лермонтова на Кавказ.

    Уехав из Петербурга, Лермонтов (фактически, как и Пушкин десятилетиями ранее) продолжил работу над замыслом своего будущего произведения, написать которое он мечтал всю свою жизнь.

    Путешествуя по Кавказу, посетив Тамань, побывав в селениях горцев, Лермонтов окончательно определился с сюжетом своего произведения.

    Его герой должен был предстать перед читателями в образе не скучающего дворянина, без особых занятий (как в свое время Онегин), а в образе молодого офицера, который по роду своей деятельности служит Родине, но на самом деле страдает от своих внутренних пороков и разочарований.

    Также Лермонтов определился с кругом действующих лиц: он задумал образ гордой русской княжны, влюбившейся в Печорина (образ чем-то созвучный пушкинской Татьяне Лариной), красавицы-черкешенки, которая от всего сердца полюбит главного героя (тоже образ восходящей к героини поэмы Пушкина «Кавказский пленник»). Автор определился, что персонажами его романа станут горцы, с их дикими, но справедливыми обычаями, контрабандисты, ведущие рискованный, но захватывающий образ жизни, светское общество той поры (офицеры, дворяне и т.д.).

    Читайте также:  Фамусовское общество - сочинение для 9 класса

    Писатель стремился создать произведение, которое поможет читателям увидеть в персонажах романа людей им близких и знакомых. Спустя два столетия мы можем констатировать, что это Лермонтову удалось.

    История создания романа «Герой нашего времени» включает в себя третий важнейший этап написания текста произведения.

    По мнению литературоведов, писатель трудился над созданием текста в течение 1838-1841 гг. До сих пор в науке идут споры относительно того, какой была последовательность написания частей произведения. Считается, что сначала автор написал «Тамань», потом «Фаталиста», за ними части «Максим Максимыч» и «Бэла».

    При этом последовательность публикации разных частей будущего единого романа не совпадали с их созданием. Первой в 1839 году была опубликована будущая часть под названием «Бэла». Тогда она имела такое наименование «Из записок офицера на Кавказе».

    На эту небольшую повесть сразу же обратил свое внимание известный критик В.С.

    Белинский, заявив, что автор создал новый жанр прозы о Кавказе, который противостоит стили и жанровому своеобразию записок Марлинского (сосланного на Кавказ в действующую армию декабриста А.А. Бестужева).

    Следующей была опубликована повесть «Фаталист» (1839 год). Современникам очень понравилось это произведение.

    Позже биографы Лермонтова высказали две основных версии происхождения сюжета: согласно первой из них, эпизод с офицером, стрелявшим в себя на пари, промахнувшемся, но погибшем в тот же вечер от шашки пьяного казака, произошел на глазах самого Лермонтова и его друга Столыпина в одной из казачьих станиц; согласно второй версии, свидетелем произошедшего был родной дядя писателя, который и поведал потом племяннику эту страшную и загадочную историю.

    Следующей была опубликована «Тамань». Произошло это уже в 1840 году. Биографы писателя полагают, что Лермонтов описал в этой части событие, которое произошло с ним самим. Он сам в 1838 году был по делам службы на Тамани, и там молодого офицера приняли за полицейского, который выслеживает контрабандистов.

    Довольный успехом своих повестей, Лермонтов в 1840 году решил опубликовать их в одном романе. Добавив последнюю часть «Максим Максимович» он сделал сюжет более целостным и понятным читателям. При этом образ главного героя произведения открывается читателям не сразу: сначала мы встречаем Печорина в первой части («Бэла).

    Здесь его описывает добрейший служака Максим Максимович. Читатели по-разному оценивают личность Печорина, который украл молодую черкешенку, однако не сумел принести ей счастья и уберечь ее жизнь. Во второй части «Максим Максимович» мы видим описание портрета главного героя и перед нами раскрывается его личный дневник.

    Здесь уже читатели в полном объеме понимают, кем является герой романа. В эту часть включены два важнейших эпизода его литературной биографии: рассказ о приключении Печорина на Тамани и о его любовном коллизии с княжной Мери Лиговской.

    Завершается роман «Фаталистом», который подводит итог рассказу о печальной судьбе Печорина.

    История написания «Героя нашего времени» включает в себя и многочисленные споры современников о том, кто является прототипом главного героя этого произведения. Литературоведы называют много разных имен, начиная от личности известного красавца, франта и дуэлянта А.П. Шувалова и заканчивая образом самого Лермонтова.

    Так или иначе, этот роман сегодня является классикой русской литературы, гениальным произведением, которое показывает нам целый пласт русской жизни, быта и культуры начала позапрошлого века.

    Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/geroy-nashego-vremeni/istoriya-sozdaniya-romana.html

    Герой нашего времени — История создания романа Лермонтова

    История создания романа «Герой нашего времени» начинается с 1836 года. Молодой Лермонтов, уже известный как поэт, стремится утвердить себя в прозе.

    В этом году писатель работает над романом «Княгиня Лиговская», где впервые появляются герои его будущего произведения – Печорин и Вера Лиговская.

    В образе главного героя Лермонтов намеревается показать жизнь своего современника, молодого дворянина, который в душе несет все противоречия своего времени. Работа над созданием романа «Княгиня Лиговская» прерывается в 1837 году ссылкой писателя на Кавказ.

    Находясь в ссылке, Лермонтов не отказывается от идеи написания романа. Он продолжает свою работу. Путешествую по Кавказу, Лермонтов окончательно определяется с местом действия своего произведения.

    Писатель переносит действие будущего романа из Петербурга на Кавказ. В центре сюжета оказался молодой офицер Печорин, образ которого схож с образом Пушкинского Евгения Онегина.

    Оба героя играют чувствами других людей, страдая от собственных пороков. 

    Действующими героями романа Лермонтова стали свободолюбивые горцы, контрабандисты и светское общество того времени.

    По мнению литературоведов, Лермонтов работал над созданием романа в течение 1838-1841 г.г. До сих пор неизвестно, в какой последовательности были написаны части произведения: публикация разных глав будущего романа не совпадала с очередностью их написания.

    Первой была опубликована в журнале «Отечественные записки» в 1839 повесть «Бэла». Историю о горской девушке по имени Бэла рассказал Лермонтову его дальний родственник А.Хастова, у которого гостил писатель.

    Изначально повесть была напечатана под названием «Из записок офицера на Кавказе». Произведение понравилось критику В.С.Белинскому, который заявил, что Лермонтов создал новый жанр в литературе – проза о Кавказе.

    В том же 1839 году вышла и вторая повесть из романа «Герой нашего времени» — «Фаталист». Произведение было положительно встречено современниками. Через год была опубликована следующая глава «Тамань».

    Считается, что в основу ее сюжета лег случай, произошедший с самим Лермонтовым в городе Тамань. Писатель находился в 1838 году в Тамани по дела службы.

    Местные же контрабандисты приняли молодого офицера за служителя закона.

    В 1841 году повести Лермонтова были соединены в единое произведение и опубликованы как главы романа «Герой нашего времени». Образ главного героя открывается перед читателем постепенно.

    В первой главе, которая называется «Бэла», Печорин предстает в описании доброго служаки Максима Максимовича. Он не дает не отрицательной, не положительной характеристики герою. Поэтому оценочные суждения и выводы об офицере, укравшем молодую горскую девушку, читатель делает самостоятельно.

    Во второй главе Максим Максимович описывает портрет Печорина, говорит о его личном дневнике, который дает в полной мере понять, кем является главный герой. Главы «Тамань» и «Княжна Мэри» характеризуют Печорина как человека, играющего с чувствами других.

    Григорий становится причиной разрушения счастья и, даже жизней, людей. Заканчивает повествование о Печорине глава под названием «Фаталист».

    `

    Популярные сочинения

    • Как Дубровский стал Дефоржем
      Владимир Андреевич Дубровский – главный герой повести А.С.Пушкина «Дубровский». Сюжет повести основывается на желание главного героя восстановить справедливость, которая заключается в его стремлении отмстить обидчику.
    • Причины преступления Раскольникова
      Главным героем романа « Преступление и наказание» является Родион Раскольников. Он являлся типичным бедным студентом, который, как и большая часть людей хотел лучшей жизни. Он преобладал прекрасными чертами
    • Сочинение Мастер и Маргарита — верность и измена в романе Булгакова
      Не могу сказать, что измена и верность – главные темы произведения, но они там, конечно, присутствуют. Мне пришлось подумать, чтобы вспомнить примеры…

    Источник: https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/lermontov/geroj-nashego-vremeni-istoriya-sozdaniya

    Краткая история создания романа «Герой нашего времени» Лермонтова

    В 1838-1840-ых годах Михаил Лермонтов работал над одной из самых важных своих работ. Будучи поэтом по натуре, он создавал свой самый известный роман «Герой нашего времени». Уже в 1840 году роман вышел в свет в Санкт-Петербурге с тиражом в 1000 экземпляров.

    Как и в каждого известного писателя, который работает над своей главной работой, в Лермонтова тоже выделяют этапы создания и написания истории. В основном, литературные критики называют три таких этапа:

    1. Вдохновение и появление очертаний главного героя.
    2. Создания других персонажей и разработка (эскиз) сюжета.
    3. Написания истории с некоторыми изменениями или дополнениями.

    Наверное, уже все знают, что кумиром для юного Лермонтова был Пушкин. Именно он «помогал» создавать поэту произведение в прозе.

    Лермонтов почал разрабатывать образ Печорина, который был полным прототипом Онегина. Но персонаж Лермонтова почти не отличался от героя Пушкина, поэтому создать «свой» сюжет не получалось.

    Неожиданно для всей империи в 1837 году Пушкин был убит на дуэли. Это событие очень огорчило молодого Лермонтова и он пишет свой известный стих «Смерть поэта», который не очень понравился властям. За этот стих Лермонтова решили отправить на Кавказ как офицера, служить Родине.

    Там Лермонтов столкнулся со всеми реалиями Кавказкой войны, познакомился со многими местными жителями, выучил их колорит и традиции. Он также тесно общался со своими солдатами. Благодаря этой отсылке, которую называют вторым этапом написания истории, Лермонтов закончил образ Печорина.

    Теперь это был не дворянин, а офицер, который служит на Кавказе и пытается найти себя. Поэт также создал образы главных героинь — княжны Мери и Белы. Оба персонажа были взяты с произведений Пушкина, но, вместе с тем, со своими собственными историями.

    Соединив этих главных героев, Лермонтов создал любовную линию своего романа, а также продумал психологию персонажей. Для того, чтобы рассказ получился хорошим, писатель решил добавить самого рассказчика — простого, спокойного солдата или офицера, который был бы знаком с главными героями.

    Так появился образ Максима Максимыча, штабс-капитана, который служил с Печориным.

    Потом начался сам процесс написания истории. Но Лермонтов неоднократно изменял сюжет, часто откидал некоторые части или вставлял новые. Таким образом части будущего романа выходили не по известному нам порядку. Сначала появился рассказ «Тамань», позже, возможно, «Фаталист», а тогда уже части про Максима Максимыча и Бэлу.

    В 1839 году Лермонтов решил начать публиковать части романа отдельно. Сначала он выпустил рассказ о Беле, который, правда назывался «Из записок офицера на Кавказе».

    Читателям сразу полюбились персонажи, а критики назвали Лермонтова создателем абсолютно нового жанра прозы о войне на Кавказе. В этом году вышла часть «Фаталист».

    Сюжет для этого рассказа Лермонтов брал или с собственных сведений, либо с историй его дяди, который тоже был офицером.

    В 1840 году, до того, как в полном собрании выйдут все части «Героя нашего времени», Лермонтов публикует «Тамань». Читатели были в восторге от произведения, и тогда Лермонтов решается на публикацию всего романа.

    Так, в типографии Ильи Глазунова и Кº, что находилась в Петербурге, выходит «Герой нашего времени», поделен на 4 рассказа.

    Потом рот рассказа о Максиме Максимыче отделился ещё одна часть о княжне Мери как отдельная любовная история Печорина.

    Так был создан самый главный роман всей жизни Лермонтова — «Герой нашего времени». Он был похожим на «Евгения Онегина» Пушкина, но, в то же время, совершенно другим. И даже сегодня произведение пользуется большой популярностью среди читателей.

    Источник: https://kakoy-smysl.ru/history-of-creation/kratkaya-istoriya-sozdaniya-romana-geroj-nashego-vremeni-lermontova/

    История создания романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" презентация к уроку по литературе (9 класс)

    • Слайд 1
    • Слайд 2
    • Содержание История создания романа Замысел автора Жанр Композиция Система рассказчиков Отклики на роман
    • Слайд 3

    М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».

    Идейный замысел. Композиция. Фабула романа

    «Герой нашего времени» отнюдь не есть собрание нескольких повестей и рассказов – это роман, в котором один герой и одна основная идея, художнически развитая. В. Г.

    Белинский

    Слайд 4

    Конец 20-х-начало 30-х годов Х1Х века – эпоха идейного кризиса передовой дворянской интеллигенции. Он связан с поражением декабрьского восстания и николаевской реакцией во всех сферах общественной жизни.

    Характернейшая черта — потребность освоить «ошибки отцов», заново осмыслить то, что казалось непреложным предшествующему поколению, выработать свою собственную нравственно-философскую позицию. Подавляющее большинство образованных, мыслящих людей 30-х годов не сумели или не успели еще обрести ясности цели.

    Печорин — типический характер последекабристской эпохи. И судьбой своей, страданиями и сомнениями своими, и всем складом своего внутреннего мира он действительно принадлежит тому времени.

    Читайте также:  Сочинение образ дуни в повести станционный смотритель пушкина (характеристика героя 7 класс)

    Слайд 5

    Замысел Лермонтова В предисловии ко второму изданию романа: В предисловии журналу Печорина: « Герой Нашего Времени , , точно , портрет , но не одного человека : это портрет , составленный из пороков всего нашего поколения , в полном их развитии .

    « Но не думайте , чтоб автор этой книги имел когда-нибудь гордую мечту сделаться исправителем людских пороков .

    Будет и того , что болезнь указана , а как ее излечить — это уж бог знает ! « История души человеческой , хотя бы самой мелкой души , едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа , особенно когда она — следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление . »

    Слайд 6

    История создания 1836 г. – замысел романа. Герой – молодой гвардейский офицер. События разворачиваются на фоне столичной жизни. 1837 г.

    – после первой ссылки на Кавказ замысел меняется – впечатления Лермонтова от поездки в Пятигорск, Кисловодск, в казачьи станицы, от пребывания в местах боевых действий, посещения Тамани, встречи с ссыльными декабристами. 1837 – 1840 гг. – время написания романа.

    1837 г. – наброски к повести «Тамань» (сюжет повести построен на действительных событиях, участником которых был сам Лермонтов во время своего пребывания в Тамани в 1837г. ) 1838 – 1840 г.г .

    – публикация в «Отечественных записках» повестей «Бэла», «Фаталист», «Тамань» 1840 г. – «Герой нашего времени» (первоначальное название: «Один из героев нашего века») 1841 г. -переиздание, введено предисловие

    Слайд 7

    «С особенным удовольствием пользуемся случаем известить, что М.Ю. Лермонтов в непродолжительном времени издаст собрание своих повестей…Это будет новый, прекрасный подарок русской литературе» -« Отечественные записки » (1840 г.

    ) «…видно, Русь так уж сотворена, что в ней все обновляется, кроме подобных нелепостей. Самая волшебная из сказок у нас едва ли избегнет упрека в покушении на оскорбление личности!» — М. Ю.

    Лермонтов «Предисловие к роману» (1841)

    Слайд 8

    Жанр романа «Бэла» «Максим Максимыч» «Тамань» «Княжна Мери» «Фаталист» романтическая новелла путевой очерк психологическая новелла авантюрная новелла остросюжетная повесть дневник «светская» повесть записки романтическая новелла социально-психологический философский роман Роман – объемное эпическое произведение, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в пространстве и во времени. В романе, в отличие от повести, основную организующую роль играет не рассказчик, а сюжет, развитие событий.

    Слайд 9

    Композиция романа «Бэла» «Максим Максимыч» «Тамань» «Княжна Мери» «Фаталист» СЮЖЕТ ФАБУЛА Ж у р н а л П е ч о р и н а Сюжет (франц.

    sujet – предмет) – событие или совокупность событий в эпических и драматургических произведениях, развитие которых позволяет писателю раскрыть характеры героев и суть изображаемых явлений в соответствии с авторским замыслом. Фабула ( лат.

    fabula – рассказ) – цепь, череда событий в эпическом или драматургическом произведении, положенная в основу сюжета «Тамань» «Княжна Мери» «Максим Максимыч » «Фаталист» « Бэла»

    Слайд 10

    Хронология событий «Тамань»: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт- Петербурга в действующий отряд и останавливается в Тамани . «Княжна Мери»: 10 мая – 17 июня 1832 – Печорин приезжает из Тамани на воды в Пятигорск, затем в Кисловодск ; после дуэли с Грушницким переведен в крепость под начальство Максима Максимыча .

    «Фаталист»: декабрь 1832 года – Печорин приезжает на две недели из крепости в казачью станицу. «Бэла»: весна 1833 года – Печорин похищает дочь « мирнова князя »; через четыре месяца она погибает от рук Казбича.

    «Максим Максимыч »: осень 1837 года – Печорин отправляется в Персию , снова оказывается на Кавказе и встречается с Максимом Максимычем .

    1. Слайд 11
    2. Отказ от хронологии обусловлен следующим: выбор наиболее значимых эпизодов особое внимание психологическим размышлениям, нежели описанию событий необходимость соотнесения героя с другими персонажами, появляющимися в определенной последовательности выбор рассказчика (не случаен, служит общему замыслу) композиция подчинена авторскому замыслу : всесторонне и глубоко раскрыть образ героя, исследовать историю души.
    3. Слайд 12
    4. Сюжет Фабула История жизни История души
    5. Слайд 13

    Система рассказчиков ТРИ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ Путешествующий офицер Максим Максимыч Печорин Человек чести, воин- ского долга, дисцип- лины; простодушен, добр, искренен Образованный офи- цер, кое-что знает о Печорине, о его стран- ном и противоречи- вом характере. Объ- ективная оценка.

    Человек, размышля- ющий о смысле жизни, о собственном назна- чении. Сам себя судит И казнит КАКИМ ПРЕДСТАВЛЕН ГЕРОЙ Печорин – таинствен- ный и загадочный че- ловек, его нельзя по- нять, а его поступки нельзя объяснить Психологический Портрет героя. Попыт- ка дать объяснение не- которым поступкам. конкретный и реалис- тичный образ.

    Трагическая исповедь героя. Искренен перед читателем и самим собой.

    Слайд 14

    Отклики на роман Николай I – «отвратительный» роман Охранительная критика – нет ничего русского, «порочный» герой списан автором у западноевропейских романистов Консервативная критика – клевета на русскую действительность, «весь роман – эпиграмма» В.

    Кюхельбекер – «…все-таки жаль, что Лермонтов истратил свой талант на изображение такого существа, как его гадкий Печорин» В.Г. Белинский – «богатство содержания», «глубокое знание человеческого сердца и современного общества».

    Печорина — «человека с сильной волей, отважного, напрашивающегося на бури и тревоги». А. Герцен: «Печорин – «младший брат Онегина».

    Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2019/01/24/istoriya-sozdaniya-romana-m-yu-lermontova-geroy-nashego-vremeni

    История создания романа “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова

    Роману “Герой нашего времени” предшествовали другие опыты Лермонтова в прозе.

    Еще до отъезда на Кавказ в 1836 году Лермонтов начинает работать над романом из жизни Петербургского общества 1830-х годов “Княгиня Лиговская”, в котором впервые появляются герои его будущего произведения – Печорин и Вера Лиговская.

    Работа над произведением была прервана в 1837 году, а после высылки поэта из столицы на юг Лермонтов начинает работу над “Героем нашего времени”, где изображается герой с тем же именем, но место действия меняется – из

    столицы оно переносится на Кавказ.

    Осенью 1837 года были сделаны черновые наброски к “Тамани” и “Фаталисту”. В 1838-1839 г. продолжается активная работа над произведением.

    Сначала читатель познакомился с повестями “Бэла”, “Фаталист” и “Тамань”, которые были опубликованы в журнале “Отечественные записки” в 1839-1840 г.

    В то же время продолжается работа над остальными частями романа и целиком он появился в апрельском номере “Отечественных записок” в 1840 году.

    В начале 1841 года “Герой нашего времени” вышел отдельным изданием, в которое было введено еще одно предисловие. Оно было написано в ответ на враждебные критические статьи, появившиеся в печати после первой публикации.

    В ответ на упреки в надуманности характера Печорина и оценке этого героя как клеветы “на целое поколение”, автор в предисловии пишет: “Герой нашего времени”, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”.

    Тем самым Лермонтов подтверждал реалистическую направленность произведения. Кроме того, в предисловии содержится и характеристика авторской позиции: ни осуждать “порочного” Печорина, ни давать нравственный урок публике Лермонтов не собирался. Он подвергает аналитическому рассмотрению характер современного человека и констатирует, что “болезнь указана”.

    При этом автор, скорее, склонен оправдать своего героя: “ведь мы почти всегда извиняем то, что понимаем”.

    “Герой нашего времени” представляется собой реалистический социально-психологический и нравственно-философский роман о трагедии незаурядной личности в условиях России 30-х годов XIX века.

    (No Ratings Yet) Loading… История создания романа “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова« Мир истины в произведениях Данте АлигьериЭмиграция Замятина Е. И »

    Источник: https://lit.ukrtvory.ru/istoriya-sozdaniya-romana-geroj-nashego-vremeni-m-yu-lermontova/

    Творческая история романа «Герой нашего времени

    Работу над романом Лермонтов начал по впечатлениям первой ссылки на Кавказ. В 1839 году в журнале «Отечественные записки» появились две повести – «Бэла» и «Фаталист», в начале 1840 года там же увидела свет «Тамань». Все они шли под рубрикой «Записки офицера на Кавказе».

    К «Фаталисту» редакция журнала сделала примечание: «С особенным удовольствием пользуемся случаем известить, что М. Ю. Лермонтов в непродолжительном времени издает собрание своих повестей и напечатанных и ненапечатанных. Это будет новый прекрасный подарок русской литературе».

    В апреле 1840 года обещанная книга вышла, но не как «собрание повестей», а как единый роман под заглавием «Герой нашего времени». Кроме опубликованных, сюда вошли две новые повести – «Максим Максимыч» и «Княжна Мери».

    Порядок расположения повестей в отдельном издании не соответствовал последовательности их публикации: «Максим Максимыч» помещался после «Бэлы», а «Фаталист» – в конце романа, в составе трех повестей («Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»), объединенных общим заглавием «Журнал Печорина» и снабженных специальным «Предисловием». Все произведение объединялось главным героем – кавказским офицером Печориным.

    Предисловие ко всему роману было написано Лермонтовым во втором его издании 1841 года. Это был отклик на критические разборы романа. Лермонтова задела статья С. П. Шевырева, опубликованная во втором номере журнала «Москвитянин» за 1841 год.

    Критик назвал главного героя человеком безнравственным и порочным, не имеющим корней в русской жизни. Печорин, по мнению Шевырева, принадлежит «миру мечтательному, производимому в нас ложным отражением Запада».

    Кроме того, до Лермонтова дошли сведения, что Николай I назвал роман «жалкой книгой, показывающей большую испорченность автора».

    В «Предисловии» Лермонтов говорит о простодушии и молодости русской публики, привыкшей к сочинениям, в которых господствует прямое нравоучительное начало.

    Его роман – произведение иное, реалистическое, в котором на смену авторскому нравоучению приходит тонкая ирония, позволяющая «объективировать» героя, отделить его от автора.

    Лермонтов указал на типичность героя, портрет которого составлен «из пороков всего нашего поколения в полном их развитии».

    «Вы мне опять скажете, что человек не может быть так дурен, а я вам скажу, что ежели вы верили возможности существования всех трагических злодеев, отчего же вы не веруете в действительность Печорина? Если вы любовались вымыслами гораздо более ужасными и уродливыми, отчего же этот характер, даже как вымысел, не находит у вас пощады? Уж не оттого ли, что в нем больше правды, нежели бы вы того желали?…»

    «Вы скажете, что нравственность от этого не выигрывает? – спрашивает Лермонтов и отвечает. – Извините.

    Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины… Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить – это уж Бог знает!» Лермонтов здесь иронизирует над читателями.

    Отказываясь от лечения болезни путем откровенного морализаторства, он ведь находит другое, кажущееся ему более эффективным «лекарство» – лечение пороков с помощью «горьких истин».

    «Мы должны требовать от искусства, чтобы оно показывало нам действительность, как она есть, – объяснял мысль Лермонтова Белинский, – ибо, какова бы она ни была, эта действительность, она больше скажет нам, больше научит нас, чем все выдумки и поучения моралистов».

    «Предисловие» к роману перекликается с написанным в 1840 году «Предисловием» к «Журналу Печорина», в котором автор специально подчеркивал, что пафосом его произведения является не нравственная проповедь, а глубокое познание самой неприкрашенной правды о современном человеке: «Перечитывая эти записки (дневник Печорина. – Ю. Л.), я убедился в искренности того, кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки». А в финале этого «Предисловия» автор еще раз заявил, что ирония, вытеснившая в его повествовании прямое нравоучение, оказывается более тонким инструментом беспристрастного художественного анализа болезненного внутреннего мира современного человека: «Может быть, некоторые читатели захотят узнать мое мнение о характере Печорина? – Мой ответ – заглавие этой книги. – „Да это злая ирония!“ – скажут они. – Не знаю».

    Следующая глава

    Источник: https://lit.wikireading.ru/1164

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector