Картина московский дворик — сочинение-описание (поленов 5 класс)

Картина Поленова «Московский дворик», фото которой легко можно найти в любом каталоге русской живописи XIX века, по праву считается удивительным произведением. Это яркий пример того, как незначительное на первый взгляд полотно может не только серьезно повлиять на судьбу его творца, но и на долгое время определить направление развития целого жанра живописи.

Художник

Василий Дмитриевич Поленов – замечательный русский художник, был очень одаренным и разносторонне образованным человеком.

Он получил диплом юриста в Санкт-Петербургском университете и одновременно блистательно окончил Академию художеств.

Молодой человек был очень музыкален, в студенческие годы пел в хоре академии и даже создал несколько музыкальных произведений, но основным делом его жизни стала живопись.

Картина Московский дворик - сочинение-описание (Поленов 5 класс)

В столичных художественных кругах Поленов считался признанным мастером исторической живописи. До того как была создана картина «Московский дворик», он писал полотна на библейские сюжеты и стал автором нескольких замечательных театральных декораций. В те годы никто не мог предположить, что потомки запомнят Поленова прежде всего как великолепного и очень тонкого пейзажиста.

История появления картины

В 1877 году Поленов возвратился из долгого путешествия по Европе, где в течение 6 лет знакомился с работами величайших итальянских и немецких живописцев.

Летом того же года он переехал жить из Петербурга в Москву и поселился в небольшой квартире на углу Трубниковского и Малого Толстовского переулков, недалеко от церкви Спаса на Песках.

Именно вид из окна этой квартиры и послужил темой для этюда, на основе которого впоследствии была создана картина «Московский дворик».

Картина Московский дворик - сочинение-описание (Поленов 5 класс)

Изначально картина была пустой, лишь через год Поленов населил ее живыми существами. Именно в таком виде полотно в 1878 году было отправлено на шестую выставку передвижников и принесло живописцу неожиданную славу и признание.

Сам Поленов никак не ожидал такого успеха. Сохранилось его письмо к Ивану Крамскому, где он называет свой шедевр «картинкой», предполагая, что вскоре сможет представить на суд своих коллег нечто более серьезное. Тем не менее полотно очень понравилось публике, и вскоре после закрытия выставки его приобрел для своей знаменитой галереи сам Павел Третьяков.

Первый вариант картины также сохранился, и позже художник подарил его писателю Тургеневу, с которым был хорошо знаком и талантом которого неизменно восторгался.

Описание картины

Описание картины «Московский дворик» не займет много времени. Полотно изображает обычный московский двор, уголок старой Москвы со своим патриархальным укладом и особенной атмосферой.

Лето. Цветут цветы. Раннее утро, обещающее жаркий солнечный день. Синее-синее небо с редкими облаками. На этом ярком голубом фоне прекрасно смотрится изящная церковь с пятью куполами.

Ее центральный золотой купол величественно возвышается над своими более скромными собратьями, а рядом еще выше вздымается стройная колокольня.

Солнце светит настолько ярко, что на стенах церкви заметны тени от пробегающих по небу облаков.

В центре двора расположился небольшой особняк. О том, что он достаточно стар, говорят все окружающие постройки. В центре композиции располагается старый сарай с провалившейся крышей. Здание настолько ветхое, что сквозь его крышу успело прорасти небольшое кудрявое деревце. Рядом стоит небольшой, покосившийся от времени колодец.

Картина Московский дворик - сочинение-описание (Поленов 5 класс)

Но несмотря на ветхость строений, жизнь в этом дворике не замерла. Мы видим запряженную лошадь, деловито выискивают что-то в земле куры. Вдалеке идет женщина с ведром. По виду ведро полное. Это хорошая примета, значит, никакие напасти обитателям дворика не грозят.

Но самые главные персонажи картины – это, конечно же, дети. Симпатичные белоголовые ребятишки с удовольствием играют под теплым летним солнцем. Двое из них устроились прямо на траве.

На переднем плане картины маленькая девочка в длинной юбке внимательно изучает сорванный цветок.

Все трое увлечены своими делами и совсем забыли о своей маленькой сестренке, которая плачет, отчаянно пытаясь привлечь к себе внимание.

Это обычный московский дворик, где мирно и размеренно течет своя нехитрая жизнь. В картине нет никакого драматизма, даже вид покосившихся строений не вызывает мысли о запустении.

К тому же большинство персонажей – дети, а значит, жизнь этого дворика будет продолжаться.

Картина «Московский дворик» Поленова написана с такой любовью к людям, что спокойствие и умиротворение сквозят буквально в каждом миллиметре полотна.

Колористика и композиция

Несмотря на кажущуюся хаотичность композиции, она строго продумана и подчинена законам перспективы. На полотне существуют два разных мира. Первый из них — рай небесный – синее небо и изящная церковь. А внизу – рай земной – сочная зеленая трава и безмятежно играющие на ней ребятишки.

Эти миры на полотне удивительным образом соединены и создают общую чарующую картину умиротворения и тихой радости. Создается полное впечатление, что милость Божия хранит всех тех, кто находится под сенью великолепного неба. А церковь выступает как своеобразный страж этой идиллии.

По своему колориту картина «Московский дворик» может быть сравнима с географической картой. На ней присутствуют все цвета, которые можно найти в любом атласе, – белый, голубой, зеленый, коричневый. Возможно, такая палитра выбрана художником совсем не случайно, ведь московский дворик для его обитателей – это почти целый мир. Они редко покидают его.

Но даже при таком ограниченном выборе цветов трудно найти более богатое по колористике полотно, чем картина Поленова «Московский дворик». Фото, к сожалению, не способно передать всей игры красок. К примеру, зеленая трава, которая на первый взгляд кажется одного цвета, на самом деле таит в себе множество оттенков и тончайших цветовых переходов.

«Московский дворик» – это замечательный пример того, как пристальное внимание к деталям позволяет добиться идеальной гармонии целого.

Интимный пейзаж

Картина «Московский дворик» стала родоначальником нового жанра в русской живописи, получившего название интимный пейзаж. Природа в таких произведениях становится отражением глубоко личных, интимных переживаний и впечатлений автора, а человеческие фигуры не играют доминирующей роли, а лишь оттеняют общее настроение, добавляя необходимые акценты.

Картина Московский дворик - сочинение-описание (Поленов 5 класс)

Впоследствии Поленов создаст еще несколько столь же пронзительных произведений. Его следующее полотно в жанре интимного пейзажа, «Бабушкин сад», представляет вниманию зрителей все тот же особняк, что и на картине «Московский дворик», вот только настроение совсем другое. Здесь уже нет радости жизни и веры в будущее, все подчинено лишь прошлому.

Значение картины

Картина «Московский дворик» Поленова была написана художником вскоре после его возвращения из долгой поездки по Европе, именно поэтому в ней звучит столь ностальгическая любовь к родному краю. Трогательную и наивную красоту простого русского пейзажа не смогли затмить великолепные виды Италии и Германии.

Заслугой и своеобразным новаторством Поленова, несомненно, стало то, что он сумел сделать одухотворенными самые обычные, прозаические вещи. Он вдохнул жизнь в полотно, написанное в рамках строгих канонов реалистической живописи, тем самым давая возможность другим художникам совершенствоваться в этом направлении.

Картина Московский дворик - сочинение-описание (Поленов 5 класс)

Даже через полтора столетия картина «Московский дворик», фото и репродукции которой пользуются неизменной популярностью, не перестает восхищать ценителей живописи своей неповторимой атмосферой чистоты и радости жизни.

Источник: https://www.syl.ru/article/181403/new_kartina-moskovskiy-dvorik-polenova-opisanie

Описание картины Поленова «Московский дворик»

1001student.ru > Литература > Сочинения > Описание картины Поленова «Московский дворик»

Знакомство с полотнами разных художников развивает наблюдательность, эстетические чувства, внимательность. Описание картины Поленова «Московский дворик» позволяет лучше увидеть мельчайшие детали работы. В простом городском пейзаже Василий Дмитриевич смог отобразить гармонию между человеком и природой.

Картина Московский дворик - сочинение-описание (Поленов 5 класс)

История создания

Описание картины «Московский дворик» будет неполным без упоминания того, как она была создана. Полотно художник представил на выставке передвижников в 1878 году.

Именно эта работа принесла Поленову славу. Критики хорошо отзывались о картине, подмечали в ней присутствие света и воздуха.

Обычные же зрители при виде полотна сразу чувствовали нечто знакомое, близкое, ценное.

Картина Московский дворик - сочинение-описание (Поленов 5 класс)

Много лет Поленов провел в Европе, где учился живописи у лучших мастеров. Когда он вернулся в Москву, то занялся поисками квартиры. В итоге художник нашел жилье в Дурновском переулке близ Спаса на Песках, в доме Баумгартена. Когда Поленов зашел в помещение, то из окна он увидел чудесный вид и сразу создал эскиз.

На самом деле художник больше хотел представить что-то стоящее на выставке. Он не ожидал, что полотно будет так высоко оценено и его купит Третьяков. Храм, который изображен на картине сохранился, а вот дом, где жил Василий Дмитриевич, нет.

Полотно Поленова можно назвать интимным, личным, задушевным. Оно отражает переживания художника, его эмоции. Он считал себя больше автором исторических картин, так как его отец Дмитрий Поленов был известным археологом. Именно от него у Василия Дмитриевича появилась любовь к документальным сюжетам.

Интересно то, что в Русском государственном музее хранится этюд к картине, датированный 1902 годом. Он не отличается от того, что находится в Третьяковской галерее.

Описание полотна

Художественный анализ картины будет неполным без разбора ее деталей. Художник изобразил обычный солнечный день Москвы. Голубое небо, постройки, которые утопают в яркой зелени, тропинки песчаного цвета разбавляют пейзаж.

На переднем плане нарисован мальчик со светлыми волосами, он одет в темные штаны и белую рубашку. Ребенок чем-то очень увлечен. Чуть дальше изображены два малыша, которые лежат и что-то рассматривают в небе. Недалеко от них находится девочка, она горько плачет.

Лужайка щедро украшена белыми ромашками. Цветы дополняют образы детей, нарисованные светлыми красками.

Картина Московский дворик - сочинение-описание (Поленов 5 класс)

В левой части полотна виднеется крышка погреба или колодца. За забором раскинулся красивый сад, а за ним видны колоны белого дома. Рядом с ним женщина в светлом платье идёт с ведром в руках. Возможно, она решила накормить кур.

Позади белого дома видна деревянная постройка, а за ней — купола церкви. Они особенно ярко сияют на солнце. Художник изобразил обычный день, который ничем не примечателен. Но вместе с этим ему удалось передать безмятежность момента, его особую красоту. При просмотре полотна зрители испытывают радость и умиротворение.

Анализ работы

Картина Московский дворик - сочинение-описание (Поленов 5 класс)

В сочинении по картине «Московский дворик» нужно не только составить описание полотна. Важно указать историю его создания, особенности и сформулировать свои ощущения от увиденного. Для этого необязательно изучать оригинал работы, достаточно просто внимательно рассмотреть репродукцию.

Иногда перед написанием сочинения «Московский дворик» учитель проводит разбор полотна в классе. Это позволяет понять тему работы, ее смысл и детали. Для облегчения процесса выполнения задания можно составить подробный план текста:

  • вступление с краткой информацией о художнике;
  • основная часть — должна содержать описание полотна;
  • в заключении ученик пишет о своем отношении к картине.
Читайте также:  Сочинение по картине девочка с персиками в. а. серова (3, 6, 7 класс)

В сочинении по картине Поленова «Московский дворик» важно описать чувства от увиденного. Не имеет значения, положительными или отрицательными они будут. Главное, чтобы ученик сформулировал свою точку зрения.

Источник: https://1001student.ru/literatura/sochineniya/opisanie-kartiny-polenova-moskovskij-dvorik.html

Сочинение по картине Поленова "Московский дворик" — Гоморова Алла Альбертовна

Картина Московский дворик - сочинение-описание (Поленов 5 класс)Поленов+Московский+дворик5+Поленов+Московский+дворик.ppt
1 слайд
Сочинение-описание по картине Поленова«Московский дворик»
Урок обучения сочинению по картине

2 слайд — демонстрация полотна

3 слайд, 4 слайд
Василий Дмитриевич Поленов (рассказ о художнике)

5 слайд

6 слайд
передвижная выставка (рассказ о выставке, на которой появилась впервые эта картина)
«К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижную выставку с чем-нибудь порядочным, надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время. Картинка моя изображает дворик в Москве в начале лета».
6 слайд (рассказ о покупке картины Третьяковым)
Павел Михайлович Третьяков (портрет)

7 слайд (беседа, повторяющая знания)
Побеседуем!

  • Что такое живопись?
  • Вид изобразительного искусства
  • Как иначе можно назвать художника?
  • Мастер, живописец, автор полотна
  • Как иначе можно назвать картину?
  • Полотно, шедевр, произведение искусства
  • Существует несколько жанров живописи: пейзаж, портрет, натюрморт, жанровое полотно, морской пейзаж


8 слайд
«Московский дворик» (беседа по картине)

Картина Московский дворик - сочинение-описание (Поленов 5 класс)

  • Какое место изображено на полотне?
  • Какое время?
  • Почему видно, что это начало лета?

  • 9 слайд
  • Какие постройки вы здесь видите?

  • 10 слайд
  • Беседуем!
  • Кого из людей вы видите на полотне?
  • Что они делают?
  • Что ещё видите на картине?
  • Что загораживает особнячок от любопытных взглядов?
  • Что изображено на заднем плане полотна?


11 слайд (таблица, перенос её в тетрадь)

Собираем материалы. Заполним таблицу.


12 слайд

Церковка

  • Подберите эпитеты к церковке
  • Белокаменная, пятиглавая
  • Подберите эпитеты к куполам
  • Золочёные блестящие на солнце купола

Картина Московский дворик - сочинение-описание (Поленов 5 класс)


13 слайд

Колокольня

  • С чем можно сравнить колокольню? На что она похожа?
  • Подберите эпитет
  • Какое сказуемое можно подобрать к колокольне?


14 слайд

Особнячок

  • Подберите эпитеты к особнячку
  • Какими синонимами его можно заменить?
  • Как мы понимаем, что это лето?
  • Какие эмоции вызывает это здание?
  • Попробуйте описать особнячок?


15 слайд

Сарай с колодцем

  • Подберите эпитеты к сараю
  • Длинный, тёмный, с провалившейся местами крышей, с деревцем, проросшем на крыше


16 слайд

Люди и животные

  • Попробуйте описать в одном предложении лошадь
  • Посреди лужайки стоит бурая лошадка, запряжённая в сани
  • Опишите девочку
  • Невдалеке сидит маленькая девочка, повязанная белым платочком. Она перебирает первые цветочки.


17 слайд

  • Что делает мальчик, изображённый на переднем плане?
  • А за ним что это за две фигурки? Что они делают?
  • Что делает женщина?
  • Какое предложение можно вставить перед описанием людей и животных?
  • Маленький дворик живёт своей уютной повседневной жизнью.


18 слайд

Природа, погода

  • Как показать, что день солнечный? Как это отражено на полотне?
  • Чистое голубое небо с лёгкими облачками, белоголовые макушки, похожие на головки одуванчиков, тени, ложащиеся на траву, на домик


19 слайд

Советы

  • Избегайте повторов слов, заменяйте их синонимами и местоимениями
  • Делите текст на абзацы
  • Связывайте предложения мостиками
  • В каждом предложении обязательно должно быть сказуемое
  • В каждом предложении должен описываться один предмет


20 слайд

Составим план

  1. Поленов — замечательный художник-пейзажист
  2. «Московский дворик» — лучшее полотно мастера
  1. А) Белокаменная церковь с колокольней
  2. Б) Белый особнячок
  3. В) Длинный сарай и колодец, женщина с коромыслом
  4. Г) Понурая лошадка
  5. Д) Белоголовая ребятня
  6. Е) За забором — купеческая Москва

3. Прекрасное настроение, покой и умиротворение. Волшебная кисть художника

Источник: https://www.sites.google.com/a/uvk6.info/ucitelu-russkogo-azyka-na-zametku/razvitie-reci/socineniapokartinam/socineniepokartinepolenovamoskovskijdvorik

Картина В. Д. Поленова “Московский дворик”

«Московский дворик» Поленов Василий. Городской пейзаж русского художника-передвижника, написанный в 1878 году. Картина хранится в Третьяковской галерее. Она является одной из самых известных картин Поленова.

Картина Московский дворик - сочинение-описание (Поленов 5 класс)

Сочинение по картине «Московский дворик»

Вариант 1

Среди талантливых русских художников известно имя Василия Дмитриевича Поленова. Его картины яркие, содержательные, поэтому всегда воспринимаются зрителями с большим интересом, например, полотно “Золотая осень”.

Одна из удивительных работ является картина «Московский дворик». Она была написана художником из окна квартиры в которой он проживал. Это полотно принесло художнику известность и популярность.

На картине показана спокойная и тихая жизнь людей, проживающих в конце девятнадцатого века в старой Москве.

Если приглядеться к картине, то безошибочно можно определить, что на ней изображено летнее утро. Небо голубого цвета, лишь виднеются отдельные, словно вата белоснежные облака.

Благодаря солнцу картина наполнена светом. Скорее всего ожидается жаркий денек. В центре картины расположена церковь с пятью куполами, а рядом высится колокольня.

Центральный купол церкви, а так же колокольни переливаются золотом в лучах летнего солнышка.

Неподалеку от нее находится особняк. Он очень стар, хотя здание достаточно хорошо сохранилось, только вот хозяйственные постройки стали ветхими. Напротив особняка расположен сарай, крыша его покосилась и на ней вырос какой-то кустарник. Рядом с ним находиться старый колодец.

Возле особняка изображен деревянный забор. Скорее всего он огораживал сад, но сейчас видно, что он зарос. В нем выросла береза, у которой сломалась макушка. Слева картины изображена женщина с ведром воды. Она немного склонилась, и протянула руку в сторону, чтобы удерживать равновесие.

Неподалеку пасется запряженная лошадь, ждущая своего хозяина.

Возле сарая бегают куры. Но все же центральное место картины принадлежит детям. Перед домом выросла зеленая лужайка с белыми цветами. Два белокурых мальчика играют вместе на траве. Один стоит и разглядывает сорванный цветок.

На траве сидит маленькая девочка, она плачет, потому что ее как бы оставили одну, старается привлечь к себе внимание. Эта картина вносит спокойствие и умиротворение. Чувствуется, как художник с большой любовью относится к людям, особенно к детям.

Глядя на нее хочется улыбаться, гордиться тому, что у нас жили такие талантливые художники.

Вариант 2

Василий Дмитриевич Поленов – знаменитый русский художник, создавший много прекрасных произведений искусства. Одной из его работ была картина «Московский дворик», написанная в тысяча восемьсот семьдесят восьмом году. Впервые картину увидели на шестой выставке передвижников. С этого момента Поленов стал знаменит.

На картине изображен простой дворик в Москве. Начало лета. Трава ещё не очень высокая и не пожелтевшая, цветут цветы. День солнечный, жаркий. Небо синее-синее с редкими белоснежными облаками.

На его фоне красиво вырисовывается церковь с пятью куполами. Центральный купол золотой. Он возвышается среди своих серебристых собратьев. Но ещё выше вознеслась колокольня.

Солнечный свет такой яркий, что на стенах и церкви, и колокольни лежит тень от облаков.

В тени и стена небольшого особняка, который расположился в центре двора. Рядом с домом разместился сарай. Он уже покосился от старости, а его крыша местами провалилась. На ней выросло деревце. Слегка накренился и колодец.

Всё говорит о том, что это старый московский особняк: и погреб, и потемневший от времени забор. Но жизнь не замерла в этом стареньком особнячке. Во дворе стоит запряжённая в телегу лошадь, ожидая своего хозяина.

Она понуро опустила голову.

Ребятишки, все белоголовые, играют на теплой траве. Двое удобно устроились прямо на земле. Они о чём-то разговаривают или разглядывают какое-то движение в траве. Ещё один мальчик направился к погребу.

Он тоже чем-то увлечён. И все трое совсем забыли о маленькой сестрёнке, которая плачем пытается привлечь их внимание. А, может быть, собирая цветочки, она упала и больно ударилась. Но мальчикам не до неё.

Каждый занят своей игрой.

Из дома вышла женщина с ведром и идёт по дорожке. Куры деловито прогуливаются и поклёвывают зелёную травку, камешки. Их не пугает присутствие женщины и детей. Они тоже заняты своим делом. В глубине двора на верёвке висит бельё. Столбы вот-вот готовы упасть. Но нет в этом дворе запустения. Чистота кругом. Пышно зеленеет сад за забором.

Картина В.Д. Поленова наполнена такой теплотой, что становится радостно на душе. Сколько любви вложено в это произведение. Старый московский дворик. Но там всё такое родное и близкое, что невозможно не любоваться скромной красотой простого городского пейзажа.

Вариант 3

Очень светлая картина. Она и солнечная, и приятная. Тут много пространства, много зелени.

Это один из многих двориков Москвы. Конечно, таким он мог быть (с телегой) только в прошлом или позапрошлом веке. Сейчас всё было б в бетоне.

Явно лето:  солнце, зелень. Люди даже легко одеты. Все в светлом. Тут и людей-то не так много. Я вижу женщину с ведром, которая идёт по тропинке. Ещё вижу детей, которые похожи на ангелочков. Один постарше – внимательно смотрит на что-то. Палец к губам поднёс – думает. Может, это девочка.

Двое на траве играют. Один ещё ребенок сидит рядом с открытым ртом.  Этот малыш или зевает, или ревёт. Жаль, что звуков не слышно. Как я уже сказал, тут ещё есть телега – с лошадью.

Может, кто-то приехал. Вот женщина-хозяйка и спешит за водой, чтоб самовар для гостя поставить. А детей всех выгнали во двор, чтоб не крутились под ногами.

Наверное, это будний день, а то бы было больше народу. Или все уехали на дачи, раз погода такая хорошая.

За забором много зеленых деревьев. Думаю, что там сад, например, яблоневый.

Над домами красивая белая церковь. Когда звонят колокола, в этом дворе всё очень хорошо слышно. Очень громко, точно. Но люди, наверное, уже привыкли.

Много неба на картине. Оно яркое, голубое, только несколько белых облаков. Дождя в тот день (на картине) явно не ожидалось.

Около забора сушится бельё на верёвках. Может, его эта самая женщина и повесила.

Довольно много цветов в траве. Ромашки и другие мелкие цветочки – очень красиво.

Ещё на картине есть куры. В деревянных домиках, наверное, хлев и тому подобное. То есть, понятно, что Москва тогда была не просто городом, а частично деревней. Тут разводили кур, доили коз. Больше напоминает нашу деревню. Наверное, жизнь тоже была спокойней… Зато, продукты были свежие! Люди вполне могли быть спокойней и добрей.

Описание картины «Московский дворик»

Москва конца 19 века поражает провинциальным укладом жизни. В древнем русском городе не было дворцовых площадей, роскошных фонтанов и монументальных зданий. Старая Москва – это бесчисленные дворянские гнезда, перемежающиеся с купеческими домами, торговые лавки и белые, устремленные в небесную высь церкви. Именно такой увидел Москву столичный художник Василий Поленов.

Знакомству с московской жизнью предшествовало несколько поездок за границу. Молодой Поленов побывал в Париже, Венеции, Риме. На чужой земле он искал вдохновение для исторических полотен.

Италия произвела на него сильнейшее впечатление. Сравнивая Венецию с «волшебным сном», живописец восторгался родиной любимого им художника Паоло Веронезе.

А «городом на семи холмах» Поленов был разочарован: он назвал Рим «мертвым» и «отжившим».

Приезд Поленова в Москву открыл новые грани его таланта. Написанная в 1877 году картина «Московский дворик», стала для художника знаковой в изображении простой русской жизни.

В поисках квартиры, в которой он мог бы спокойно работать, Василий Дмитриевич случайно выглянул из окна понравившегося ему дома и увидел самобытную картину русской жизни.

Крестьянские дети увлеченно играют на траве, женщина, согнувшись от тяжести, несет ведро воды, по двору бегают куры, а запряженная в телегу лошадь послушно ждет своего хозяина.

Запечатленный Поленовым сюжет лишен исторического драматизма.

Ведь не смотря на то, что крепостное право было уже отменено, простой народ жил в большой нужде и не имел возможности поправить свое бедственное положение.

Но художнику было важно показать не реалии времени, а самих русских людей, обладавших поистине христианским терпением. Неслучайно крестьянка и дети одеты в белое. Этот цвет символизирует смирение и чистоту души.

Однако стоит заметить, что лица людей не прорисованы. Мы не видим глаза ребенка, изображенного на переднем плане картины. А в них, скорее всего, затаилась тихая грусть.

Поленов мастерски расставил акценты: солнечные головки детей, кричащий малыш и сияющие купола собора – вот то, что заставляет зрителя воспринимать картину как единое целое.

Все остальное – лишь сочная по своим краскам декорация к основной идее сюжета.

Глубокая вера в силу и мощь русского народа двигала кистью художника. Возрождение крестьян к новой жизни он связывал неразрывно с религией. Век от века православие на Руси помогало людям переносить невзгоды, побеждать болезни.

Поленов не мог себе представить, что пройдет не так много времени, и у людей отнимут величайшую ценность земного бытия – веру в Бога. Но в 80-ых годах 19 столетия по всей Руси стоял колокольный звон, блистали маковки церквей, и жизнь наполнял чудесный свет, льющийся с небес.

Божественной благодатью пропитан каждый мазок «Московского дворика».

Синее бездонное небо царит над всем этим крошечным мирком. А солнечные лучи одинаково ласково касаются детей, молодой листвы, покосившегося сарая, барского дома и каменных стен собора.

Высокое мастерство живописца позволило Поленову передать свежесть и чистоту летнего воздуха, в котором разлит легкий аромат травы и первых цветов.

Картина «Московский дворик» стала первым произведением художника, выставленным на Передвижной выставке, и тем самым открыла ему путь к славе.

Анализ картины «Московский дворик»

В конце 19 века столицей России была не златоглавая Москва, а Петербург. Первая считалась провинцией – вы не нашли бы здесь ни дворцов, ни фонтанов, ни величественных фасадов зданий.

Москва, которую мы уже не увидим – это дворянские поместья, мирно уживающиеся с купеческими домами, лавчонки ремесленников и белые церкви с куполами-луковицами. Это Москва В. Поленова, одного из самых известных отечественных живописцев, ведь именно переулок близ Арбата изображен на картине «Московский дворик».

Простота и реалистичность полотна почему-то навеивают воспоминания о картине Саврасова «Грачи прилетели» — она такая же близкая и родная каждому человеку.

На картине Поленова вы четко видите основные градостроительные единицы 19 века – дом и двор, которые кардинально отличаются от современных улиц. Раньше такими уютными особняками были застроены целые кварталы, а плодовые деревья и куры нисколько не мешали быту местных жителей.

Мы видим мастерски изображенные отголоски деревенской жизни, и, кажется, начинаем понимать, почему Москву зовут «большой деревней».

Это полотно Поленова умиротворяет и успокаивает, возносит повседневный быт над праздничной суетой и заставляет задуматься о прелести обыденных моментов.

Написанный художником московский дворик – это не абстрактный вымысел, а вполне реально существовавший в Москве его времени. Известно письмо Поленова его дяде, в котором указан точный адрес: Дурновский переулок неподалеку от Спаса на Песках, дом Баумгартен.

Примечательно, что до наших дней сохранились изображенные на картине колокольня и церковь, только вот окружены они совершенно другим ландшафтом и зданиями.

Исследователи творчества художника говорят о том, что он приблизил церковь, поскольку дворика в современной Москве, из которого открывался бы поленовский вид, просто не существует.

Искусствоведы в большинстве своем связывают такую перемену перспективы с приданием картине праздничности и торжественности.

Существует версия, что С. Мамонтов посоветовал В. Поленову перебраться в Москву, поскольку она может предоставить материал для вдохновения и творчества, ведь здесь художник собирался писать картину «Пострижение негодной царевны» и искал место для студии.

Но появившуюся в результате этих поисков картину «Московский дворик», написанную нежно-яркими красками, невозможно рассматривать без ее персонажей, ведь именно они вдыхают жизнь.

Ребятишки во дворе, женщина с ведром, направляющаяся к курам, кричащий малыш только подтверждают жизненную суету, которая будет существовать во все времена. У каждого, кто хоть раз увидел эту картину, непременно возникнет вопрос: «Почему Поленов изобразил именно дворик, а не роскошную купеческую усадьбу?».

Это связано, прежде всего с тем, что он всю жизнь прожил в городе Петра, окруженном мостами и фонтанами, в городе небывалой роскоши и праздной неги.

Провинциальный дворик старой Москвы переносит зрителя в начало летнего дня, когда только начинает подниматься солнце и заливать все вокруг своим жизненным светом.

Скользящие по небу облака умиротворяют, а уменьшающиеся тени домов и куполов церкви наполняют картину некой силой, которую иначе как живой назвать просто невозможно.

Поленов не зря выбрал именно раннее утро для своего холста – иначе изобразить деревенские мотивы было бы просто невозможно.

Куры, которые деловито расхаживают у сарая, мирно жующая сено лошадь у телеги – это пасторальные мотивы на картине.

Девочка со цветком в руках символизирует жизнь, а плачущий ребенок, на которого никто не обращает внимание, является символом реалистичных будней каждого из тысяч двориков Москвы.

Такие прозаичные вещи нисколько не нарушают общей задумки полотна, а наоборот, являются символом человеколюбия и поэзии простоты.

Композиционно картина кажется хаотичной, но покосившиеся пристройки на изумрудно-зеленом с отблесками золотистого солнца траве странным образом гармонируют с нарядными белыми особняками, кружевными колокольнями и величественными куполами церквей.

Центр полотна вы можете определить по силуэту сарая между колокольней и церковью, а в левой части – приглушенно-зеленые с легкими вкраплениями коричневого тона сада. Если вы посмотрите направо, то непременно заметите неказистый коричневый угол сарайчика.

Пространство внизу и вверху будто заключает мир в объятия зеленой травы и голубовато-розового неба с белыми облаками, а по вьющейся тропинке хочется убежать и спрятаться от суеты за домиком, деревьями или амбарчиком.

Захватывает воздух. По реалистичности его изображения «Московский дворик» сравним лишь с работами Васильева и Саврасова, но тут он словно обволакивает купола церкви, за счет чего ее очертания становятся плавными и мягкими.

Говоря о переходах, цветовой гамме и светотени композиции, невозможно не заметить один таинственный момент. Когда вы отойдете от картины на несколько шагов, то непременно сложится впечатление, что она написана лишь одним тоном.

Но это только первое мнение – художник очень любит свет, но сознательно ограничивает себя самыми необходимыми красками – небесно-голубой, зеленой, желтой, коричневой и белой.

Так Поленов добивается гармоничного изображения атмосферы жизни и насыщенного воздухом пространства вокруг нее.

Растянутость картины во времени и пространстве – панорамная и повседневная. Главное на ней не дворик, а дети – смысл существования всего человечества. Все остальные мирские заботы – на втором месте, а дальше мы видим жизнь духовную, которая необходима во все времена. Гармония старинного московского дворика словно отражает органичность существования небесного и земного миров.

Тем не менее, такая жизнь уже осталась в прошлом, но куда бы ни отправился человек, его всегда будут привлекать спокойствие и умиротворения, он никуда не денется от бытовых забот. Остается лишь одно – вспомнить пасторальные мотивы «Московского дворика», которые позволяют душе дышать.

Источник: https://litfest.ru/pokartine/moskovskiy-dvorik.html

Сочинение-описание картины В.Д. Поленова "Московский дворик"

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ

по репродукции картины В.Д.Поленова

  • «Московский дворик»
  • в 7 классе
  • Учитель русского языка и литературы

Судакова О.Н.

Урок развития речи

Тема: «Сочинение по картине В.Д.Поленова «Московский дворик»

Цель урока:

  1. Повторить сведения о различных видах описания.

  2. Сформировать умения описывать местность.

Задачи урока:

  1. Показать мастерство художника В.Д.Поленова на примере картины «Московский дворик».

  2. Научить видеть прекрасное в живописи.

  3. Подготовить учащихся к написанию сочинения по картине.

Ход урока:

  1. Повторение сведений об описании как типе речи и о различных видах описания. Слово учителя (5 мин.)

    1. Какие вы знаете типы речи? (повествование, описание, рассуждение)

    2. Что изображается в описании? Какой вопрос можно поставить к тексту-описанию? Каков предмет?

Существуют разные виды описания: описание природы, описание внешности, описание помещения.

Описание местности строится по своим законам. Сначала даётся общий план – указывается, какая именно местность будет являться предметом описания, и говорится о её отличительных особенностях. Затем описываются отдельные детали, с помощью которых и создаются эти особенности.

  1. Подготовка к сочинению-описанию картины В.Д.Поленова «Московский дворик». Слово учителя (10 мин.)

Рассмотрим репродукцию картины:

На картине В.Д.Поленова изображён уголок старой Москвы. Натурой для создания пейзажа – типичного уголка старой Москвы в ясный, солнечный день — послужил дворик в Трубниковском переулке у Арбата, который открывался из окон московской квартиры художника.

Поленов подарил И.С.

Тургеневу один из этюдов картины, и этот пейзаж стал для писателя, жившего в то время во Франции, дорогим воспоминанием о Родине, о её патриархальности, о золотых куполах церквей, устремлённых в небо, о простоте и незатейливости быта людей.

  1. Беседа по вопросам (15 -20 мин.)

    1. Что изображено на картине? Опишите своё общее впечатление.

Перед нами небольшой московский дворик. Похож ли он на современные московские дворы и детские площадки? Нет, они покрыты асфальтом, усыпаны грязным песком, а здесь дворик чистый, поросший выжженной солнцем травой, в которой белеют ромашки. Он уютен, тих, залит ярким солнечным светом.

Теперь рассмотрим картину поподробнее.

    1. Что изображено на переднем плане картины и в центре композиции?

На первом плане слева изображён пышный разросшийся сад, за которым виднеется фасад большого особняка из белого камня. Сквозь ветви деревьев белеют круглые колонны и фронтон нарядного особняка. Перед садом крышка старого колодца или погреба, лопухи, репейник, растущие перед покосившимся забором.

На переднем плане картины изображены дети. Белоголовая девочка в белой рубашке и холщовой юбке рассматривает сорванный цветок. В сторонке сидит прямо в траве и плачет малышка, а чуть дальше возятся в траве ребятишки постарше. В глубине двора от колодца с полным ведром идёт женщина.

Справа изображена запряжённая в телегу лошадь. Пригревшись на солнышке, она стоит неподвижно. Чувствуется, что она терпеливо ждёт своего хозяина… Ещё справа видно, как сушится на верёвке бельё.

    1. Что находится в глубине двора?

Здесь стоит полуразвалившийся сарай. На его ветхой крыше выросли кусты. Рядом виднеется колодец. Перед сараем гуляют куры.

    1. Что мы видим вдалеке, на заднем плане за сараем?

На заднем плане видна панорама Москвы: крыши невысоких светлых домов, церкви, колокольни. Вдали слева возвышается величественный белокаменный храм с пятью столпами куполов. Центральный столп увенчан золотым куполом, который ярко блестит в солнечных лучах. Справа возносится к небу пирамидальная колокольня, украшенная тремя ярусами длинных окон и увенчанная золотым куполом-луковкой.

Без изображения храма дворик утратил бы своё до конца неизъяснимое очарование… (Попробуйте закрыть ладошкой храм).

    1. Какой день выбрал художник для изображения?(особый — торжественный, праздничный или обычный, будний)

Художник выбрал для изображения обычный будний день. Предметы на картине (лопухи, сарай, репейник, бельё и т.д.) – самые непритязательные, все герои заняты повседневными делами.

    1. Как Поленов передаёт изображение летнего солнечного дня?

Над низенькими домиками, над разросшимся садом сверкают купола белокаменных церквей, сияет прозрачное небо, по которому скользят лёгкие белоснежные облачка. Картина наполнена воздухом, солнечным светом и теплом. Солнечные лучи играют на стенах домов, на заборах, сараях, озаряют купола церквей. Вся лужайка прогрета ласковым солнцем.

    1. Какое настроение оставляет картина Поленова «Московский дворик»?

Художник изобразил один из многочисленных уголков Москвы, который сохранил прелесть деревенской жизни. Храм, изображённый на картине – это реально существующий храм Спаса Преображения на Песках и находится он в районе Арбата.

Мастерство художника проявилось в том, что он сумел передать гармоничную связь человека с природой. Картина излучает радость, дышит тишиной и умиротворённостью, создаёт у зрителя настроение спокойствия, ощущение тихого праздника, светлой радости бытия.

Благословение Божие лежит здесь.

  1. Составление плана (5 мин.)

План

    1. Сюжет картины В.Д,Поленова «Московский дворик»

    2. Общий вид дворика

  1. а) лужайка, сад, особняк, сарай на первом и втором планах.
  2. б) повседневная жизнь ласкового дворика
  3. в) панорама Москвы (задний план): городские дома, церковь, колокольня
  4. г) изображение летнего солнечного дня
  5. д) мастерство художника

3. Настроение, которое оставляет картина.

  1. Словарная работа (5 мин.)

Запись под диктовку и объяснение написания опорных словосочетаний.

Уголок старой Москвы, пышный разросшийся сад, фасад особняка, покосившийся дощатый сарай, панорама Москвы, белокаменная церковь, столпы с куполами, золотой купол-луковка, пирамидальная колокольня, копошатся в земле, прелесть деревенской жизни, гармоническая связь жизни человека с жизнью природы, белоснежные облачка, светло-голубое, прозрачное небо, тишина и безмятежность, ощущение тихого праздника, светлой радости бытия, настроение спокойствия, умиротворённости, благословение Божие.

  1. Задание на дом: сочинение по картине В.Д.Поленова «Московский дворик».

Используемая литература:

В.Поленов (Альбом). Автор-составитель И.В.Раздобреева. – М. Изобразительное искусство. 1973г.

Картина Московский дворик - сочинение-описание (Поленов 5 класс)

Источник: https://multiurok.ru/files/sochinieniie-opisaniie-kartiny-v-d-polienova-mosko.html

Сочинение по картине: В.Д. Поленова «Московский дворик»

Картина Московский дворик - сочинение-описание (Поленов 5 класс)

Говорят, что Москва строилась постепенно. И именно об этом напоминает всем картина В.Д. Поленова «Московский дворик». Невероятно, но узнать в этом тихом переулочке огромный шумный мегаполис, просто невозможно. И все же, это – начало, история нашей столицы, а значит и наша история.

Сколько необыкновенного умиротворения веет от полотна В.Д. Поленова. Удивительно, как автор работы смог передать особую душевность, которая царила тогда между людьми.

Это видно и в милых играх ребятишек, и в неспешности, с которой происходит все вокруг, и даже в том, что на полотне присутствует упряжка с лошадью. Известно, что Поленов В.Д. написал эту картину, наблюдая из окна своей квартиры за тем, что происходит в его же дворе.

Он изобразил не выдуманную сцену, а то, что лично его затронуло, что поразило его до глубины души. Но что так повлияло на живописца? Что пробудило в нем такой интерес?

На улице начало лета. Тепло позвало всех ребятишек на улицу. Здесь друзья и игры увлекли их. Они, как стая воробышек, забыли обо всем. Удобно устроившись прямо на свежей зеленой травке, они придумывают для себя какие-то невероятные забавы. То, что им хорошо вместе и весело, художник показал так просто и ясно, что это в сердце зрителя рождает трогательную нежность.

Скоро полдень, это видно по теням, которые падают от людей, животных, домов. Все заняты своими делами, кто-то носит воду, другие собираются поехать куда-то по делам. Сюжет картины прост и немногословен.

Интерес представляют здания, по которым уже можно узнать Белокаменную. На церквях сверкают купола. В тон этому блеску звучит и прозрачная голубизна неба.

Прогретый солнцем воздух образует свою мелодию, что, как фон, воспевает философию рождения новой империи, которая веками будет развиваться, чтобы стать крепкой державой.

Конечно, такая картина не оставит равнодушным никого. Для всех это – не миф и не фантастика, это реальность, наша реальная история, которая так близка нашей душе, что всегда найдет в ней отклик.

Дата обновления: 12.01.2019 г.

Источник: http://5klassnik.ru/po-kartinam/134-sochinenie-po-kartine-v-d-polenov-moskovskiy-dvorik.html

«Московский дворик» описание

Картина Московский дворик - сочинение-описание (Поленов 5 класс)

Сочинение по картине Поленова «Московский дворик», ее описание вы можете прочитать в этой статтье.

«Московский дворик» описание картины

«Московский дворик» — городской пейзаж русского художника-передвижника Василия Поленова, написанный в 1878 году. Картина хранится в Третьяковской галерее. Она является одной из самых известных картин Поленова.

На картине Поленова изображён будничный московский дворик в начале лета девятнадцатого века. Всё пронизано солнечным светом. Солнце светит лаского и мягко, так как еще не взошло высоко над горизонтом. По ярко-голубому небу бегут перистые облака.

На дальнем плане картины за старым сараем изображена пятиглавая церквушка и колокольня. И церковь и колокольня белого цвета с золотыми куполами. Художник использует контраст тёмного тона сарая с белой церковью. Так подчёркивается нарядность, воздушность церкви и в то же время её уютность.Справа на дальнем плане видны крыши домов и ещё одна, такая же белая и нежная церковь.

Весь дворик – это небольшая лужайка с сараем, домом и колодцем. Неподалёку от сарая стоит лошадь, запряжённая в сани. Создаётся впечатление, что хозяева недавно запрягли её и скору поедут куда-то. Вдалеке идёт женщина с ведром, рядом с ней расположен белый домик.

По центру, широкую тропу пересекает более узкая тропка, ведущая к колодцу.

 На среднем плане дворика, в изумрудно-зелёной траве, затеяли игру два малыша, через тропинку на лужайке расположился маленький малыш и плачет, а на него никто не обращает внимания.

 На переднем плане стоит мальчик и что-то очень внимательно разглядывает.  Возле палисадника с забором, старый колодец с деревянной крышкой, а за ним забор с которого свешиваются зелёные разросшегося лопуха. 

Василию Поленову удалось на этой картине изобразить ощущение движения. Кажется, что всё на картине «Московский дворик» движется, что женщина с ведром идёт по тропинке, дети играют, лошадка переминается с ноги на ногу.

Дворик вызывает ощущение настоящего деревенского приволья. По словам искусствоведа Т. В. Юровой, «В. Д.

 Поленов вложил в полотно всю силу своей любви к людям и к жизни, именно эта любовь делает поэтическими самые обычные прозаические вещи».

Источник: https://ktoikak.com/moskovskiy-dvorik-opisanie/

Сочинение по картине В.Д. Поленова «Московский дворик»

Поленов — художник, который создавал картины разной тематики. Часто это были картины на историческую тему, его привлекали жанровые картины, а также он увлекался написанием портретов. Любил Поленов создавать и пейзажи.

И вот в 1877 году художник создает, как оказалось, настоящий шедевр, что принес ему огромную славу став его визитной карточкой.

Это была картина Поленова Московский дворик, которую он в 1878 году представил на выставке, назвав работу наброском, картинкой.

Поленов Московский дворик описание картины

Картина Василия Поленова Московский дворик переносит нас в далекое прошлое, ведь сегодня сложно в Москве отыскать подобные места. Сегодня столица далеко не провинциальная, она суетливая, шумная, поражает своим могуществом и архитектурой. И вот нам попадается такая теплая, светлая картина под названием Московский дворик.

Смотришь, и трудно поверить что когда-то Москва с ее современными дворами была именно такой. А ведь была же и данный дворик действительно существовал. Его автор увидел из окон квартиры, что хотел снимать, когда приехал из-за рубежа.

Московский дворик словно свидетельство зарождения современной столицы, как начало истории, начало той самой монументальной грациозности, которую мы видим сегодня. А когда-то столица была провинциальной, о чем свидетельствует изображенный дворик. И такие дворики были не единичными. Они были повсюду.

Что же изображает художник? Когда работаешь над описанием полотна Поленова Московский дворик, то видишь целый мир, где царит провинциальный уклад жизни, изображенный в начале лета.

Глядя на работу Василия Дмитриевича Поленова кажется, что он изображает утро. День обещает быть жарким и солнечным. С каждой минутой дворик оживает, поэтому мы видим запряженную лошадь, что ожидает своего хозяина, кур, которые что-то ищут в траве, женщину, направляющуюся к колодцу с ведром.

На переднем плане автор изображает детей. Они проснулись, возможно уже и позавтракали после чего сразу же бросились играть во дворе.

Вот один ребенок направляется к закрытому погребу, двое других малышей легли на травку и наблюдают за пролетающими облаками. А недалеко сидит малышка, которая почему-то без настроения.

Может она плачет, чтобы и на нее обратили внимание, а может что-то не получается сделать.

По левую сторону на картине изображен старый деревянный забор, за которым растут густые деревья и кустарники. Забор перетекает плавно в особняк, за которым стоит сарай и иные постройки.

На заднем плане мы видим изображенную святыню — пятиглавую церковь, а рядом с ней, стремящаяся ввысь к голубому бескрайнему небу колокольня.

Картина яркая, светлая, даже скажу, солнечная, добрая и живая. Когда смотришь на полотно Поленова, то появляются только прекрасные чувства, чувство радости и хорошего настроения.

Источник: https://sochinyshka.ru/sochinenie-po-kartine-v-d-polenova-moskovskij-dvorik.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector