Сочинение чиновники в комедии ревизор (характеристика и образ)

Произведения Гоголя охватывают 40-е годы XIX века — время чиновничьего произвола, время жестокой эксплуатации бесправного и угнетенного народа.

Он, первый в русской литературе, решился открыто высмеять бюрократов и чиновников.

Его перу принадлежит несколько произведений, в которых взяточничество и подхалимство стало центральной темой, — поэма «Мертвые души», повести «Нос» и «Шинель», комедия «Ревизор», о которой и пойдет речь в этой статье.

Сатира на чиновничью Русь

«Ревизор» — реалистическое произведение, раскрывающее мир мелких и средних российских чиновников. О комедии «Ревизор» Гоголь писал, что решил собрать здесь «все дурное» и посмеяться «за одним разом» над тем, что творится в России.

Действие происходит в маленьком провинциальном городке, мерное течение жизни которого взрывает известие о приезде ревизора. Узнав о предстоящем визите инспектора, чиновники направили свои усилия на соблюдение внешних приличий.

Вместо того чтобы заняться насущными проблемами города, они убирают улицы, по которой проедет проверяющий, снимают охотничий арапник, висевший на виду.

Задуманный автором сюжет позволил раскрыть пороки, поразившие чиновничью среду. Комедия знакомит не только с уездными чиновниками, но и с Хлестаковым, приехавшим из Петербурга, которого все приняли за ревизора. Образ чиновников комедии Гоголя рассмотрим более подробно. Начнем с главного героя комедии – Хлестакова.

Сочинение Чиновники в комедии Ревизор (Характеристика и образ)

«Ревизор»

Главный персонаж комедии – «лет двадцати трех», «тоненький, худенький», «недурной наружности» молодой человек. Хлестаков одет не в служебную форму – «в партикулярном платье», из сукна «важного, аглицкого».

По чину он всего-навсего коллежский регистратор, но «по костюму» и по «петербургской физиономии» его и приняли «за генерал-губернатора». «Было бы» «что-нибудь путное», презирает его слуга Осип, «а то ведь елистратишка простой». Наивный и пустой баловень-дворянчик, прожигающий деньги своего отца.

По выражению слуги, «батюшка присылает денежки», а Хлестаков «делом не занимается», — «в картишки играет» да гуляет «по пришпекту».

В образах чиновников в комедии «Ревизор» автор показал повальное взяточничество и казнокрадство, презрение к простому народу и злоупотребление властью. Взяточник, игрок и крепостник — Хлестаков не имеет понятия, что такое добро и зло, и может совершить любую подлость. Слуга голодает, а ему все равно.

Хлестаков легко переходит от высокомерия к унижению, от бахвальства к трусости. Он безудержно врет, а все видят в этом исполнение своих желаний и их совершенно не смущает, когда, завравшись, Хлестаков хватит лишнего. Всеми поступками героя руководит тщеславие, для него самое главное – пустить пыль в глаза.

Хлестаков — пустышка «без царя в голове», у которого в мыслях «необыкновенная легкость». Он олицетворение пустоты, тупости и фанфаронства, похожий на пустой сосуд, который чем угодно можно наполнить. Возможно, поэтому чиновники города NN и приняли его за важную персону.

По их представлениям, именно так и должен себя вести взяточник-чиновник. В комедии «Ревизор» образ главного героя не только один из самых ярких, но и совершенно новый в литературе. Его фамилия стала нарицательной.

Безудержное хвастовство и ложь так и называют — «хлестаковщина».

Сочинение Чиновники в комедии Ревизор (Характеристика и образ)

Глава города NN

Один из главных персонажей – городничий Сквозник-Дмухановский. На примере этого героя автор раскрывает «все дурное», что характеризует чиновников того времени. Антон Антонович «озабочен» только тем, чтобы «не пропустить» ничего из того, что само «плывет в руки».

В отличие от Хлестакова, городничий хитер и расчетлив во всех делах. Он чувствует себя в этом городе полновластным хозяином. Взяточничество для него вполне нормальное явление.

За взятку он освобождает сына купчихи от рекрутчины, а вместо него отправляет мужа слесарши Пошлепкиной.

Моральных норм для него не существует: чтобы собрать побольше поборов, — отмечает дважды в год именины. Он ходит в храм и уверен, что «тверд в вере». Но это не помешало ему положить деньги для строительства церкви себе в карман, а в отчете написать, что она «сгорела» едва «начала строиться».

В общении с подчиненными городничий груб и деспотичен. Иначе он ведет себя с Хлестаковым. Ему он постоянно угождает, умудряется «ввернуть» ему денег, говорит заискивающе и почтительно. На примере этого героя автор показывает взяточничество и чинопочитание, типичные черты российского чиновника.

Сочинение Чиновники в комедии Ревизор (Характеристика и образ)

Центральные персонажи произведения

В комедии «Ревизор» характеристики чиновников показывают, что служителей из городка NN трудно назвать честными людьми, работающими во славу своей родины, что, собственно, и должно быть целью государственных служащих. Смотритель училищ запуган до такой степени, что «шарахается» только от имени вышестоящего начальника.

Лука Лукич признается, что «заговори» с ним кто-нибудь «чином повыше», то у него сразу и «души нет», и «язык завязнул». Хлопов и предпочтение отдает учителям под стать себе – пусть тупой, зато не допускающий вольных мыслей. Качество образования и учебного процесса его не волнует – лишь бы внешне все было благопристойно.

Судья Ляпкин-Тяпкин производит все судебные и юридические процедуры в городе. Прекрасно передает образ чиновников в комедии «Ревизор» и «говорящая» фамилия Ляпкин-Тяпкин, и вполне соответствует его отношению к службе – там все настолько запутано, пропитано клеветой и доносами, что в судебные дела и заглядывать не стоит. Место и положение обеспечивают Аммосу Федоровичу власть в городе.

Он может не только свободно держаться с городничим, но и оспаривать его мнение. Тем более он самый умный в городе — прочитал за всю жизнь несколько книг. Его любимое занятие – охота, ей он уделяет не только все свое время, берет открыто взятки, но и ставит себя в пример: «Я беру взятки. Но чем? Щенками. Это же совсем другое дело». Многолетние взятки и волокита – таков суд в городе NN.

Сочинение Чиновники в комедии Ревизор (Характеристика и образ)

Чиновники города NN

Есть еще несколько ярких героев в комедии «Ревизор». Характеристика чиновников поможет понять, что и второстепенные персонажи не менее интересны. «Толстый» и «неповоротливый» попечитель богоугодных заведений – проныра и плут.

Артемий Филиппович не заботится ни о заведении, ему вверенном, ни о больных. Земляника махнул рукой на больницы: «Если выздоровеют, то и так выздоровеют, если умрут, то и так умрут». Главным его «талантом» являются доносы.

Мнимому ревизору он доносит на своих коллег.

Почтмейстер Шпекин занимается вполне «безобидным» делом – читает чужие письма, но не видит в этом ничего плохого: «Люблю узнать, что на свете нового». Простодушный и наивный человек, через письма он смотрит на мир, которого никогда не видел. Именно Шпекин выясняет первым, что Хлестаков не тот, за кого они его принимают.

Городские помещики Бобчинский и Добчинский – городские сплетники, они живут только ради того, чтобы всем подряд рассказывать о чем-либо. Как писал автор, эти персонажи страдают «чесоткой языка», «говорят скороговоркою» и «помогают жестами и руками». Именно они убедили всех в городе NN, что Хлестаков и есть проверяющий.

Пристав Уховертов, полицейские Держиморда и Свистунов только подчеркивают характер происходящего, и олицетворяют собой грубый произвол, беззаконие и пьянство, царящие в городе.

Сочинение Чиновники в комедии Ревизор (Характеристика и образ)

Сатира в комедии Гоголя

Описывая мир взяточников и казнокрадов, автор использует художественные приемы, при помощи которых ему удалось создать яркие незабываемые образы. На первых же страницах произведения читатель, прочитав фамилии уездного лекаря и частного пристава, уже имеет представление о них.

Кроме приемов сатирического изображения чиновников, в комедии «Ревизор», автор дал критические характеристики своим героям, которые помогают понять персонажей. Например, городничий «взяточник, а ведет себя солидно»; Хлестаков «без царя в голове»; почтмейстер «простодушный до наивности».

Яркие характеристики и разоблачение пороков чиновников в комедии «Ревизор» даны и в письмах Хлестакова к своему приятелю. Он откровенно называет, например, Землянику «свиньей в ермолке». Основным художественным приемом автора является гипербола.

Как пример, здесь можно назвать лекаря Гибнера, который не может даже общаться с больными, потому как не знает в совершенстве русский язык. Гиперболична и сама фабула, но по мере развития сюжета, гипербола сменяется гротеском.

Хватающиеся за Хлестакова, как за спасительную соломинку, чиновники не могут оценить всю абсурдность происходящего, и нагромождают несуразности одну на другую.

Развязка наступает быстро: письмо Хлестакова дает всему простое объяснение. Далее, автор использует прием, который стал очень популярным и показывает, что действие комедии выходит за пределы сцены и, на самом деле, переносится на необъятные российские просторы — герой обращается со сцены к залу: «Чему смеетесь? — Над собой смеетесь!».

Источник: https://www.syl.ru/article/375379/obraz-chinovnikov-v-komedii-revizor-n-v-gogolya

Характеристика чиновников в комедии Ревизор 8 класс сочинение

«Ревизор» — комедия Николая Васильевича Гоголя, направленная на высмеивание общественных и человеческих пороков, также активно поднимается проблема чинопочитания, всячески подхалимничает и унижается перед высшими чинами, в надежде им услужить.

Завязка пьесы строится на том, что жителям одного небольшого города становится известно, что в скором времени их ждет визит ревизора. Они случайно принимают другого человека за него и стараются услужить и понравиться ему.

Саму новость о будущем приезде ревизора приносит городничий, Антон Сквозник-Дмухановский. Главный «мошенник над мошенниками», человек, привыкший решать все свои проблемы исключительно с помощью денег и взяток, старается нажиться на любой ситуации.

Анна Андреевна — жена городничего. Глупая, необразованная женщина, кокетка. Отвечает на ухаживание Хлестакова и ревнует его к собственной дочери Марье Антоновне, завидует их счастью. Мысли обеих героинь занимают исключительно наряды

Лука Лукич Хлопов — смотритель местных училищ. Фамилия героя говорящая, слово «хлоп» обозначает слугу, вечно запуганного, дрожащего человека. Он очень боится и буквально трепещет перед ревизором. Ничего не понимает в своей работе, в учебе и учебных заведений.

Аммос Ляпкин-Тяпкин, местный судья. Фамилия отображает отношение персонажа к своей работе, он делает все наспех, спустя рукава. Ничего не мыслит в судебном деле.

Иван Кузьмич Шпекин — местный почтмейстер. Любит вскрывать чужие письма, считает, что обязан это делать, в качестве контроля и надзора над городом.

Бобчинский и Добчинский — два крайне похожих друг на друга персонажа: оба низенькие, толстые, любопытные, стараются сунуть свой нос в каждое событие города, и приезд ревизора, конечно же, не становится исключением. Олицетворяют убогость уездного быта и интересов местных жителей, являются главными разносчиками новостей и сплетен.

Христиан Иванович Гибнер — иностранец, местный лекарь. Очень плохо говорит  и понимает русскую речь, наплевательски относится к больнице: она грязная, обшарпанная, больные, по выражению городничего «походят на кузнецов, как обыкновенно они ходят по-домашнему».

Все эти герои помогают Гоголю отобразить действительность любого уездного, небольшого городка России того времени, с теми нравами, обычаями и яркими, хорошо прописанными персонажами. Он обличает действительность, показывая читателю человеческие пороки.

Для 8 класса кратко

Описание и характеристика чиновников в комедии Ревизор сочинение

Русская пословица, которая звучит так: «На зеркало нечего пенять, если рожа кривая», стала эпиграфом к знаменитой пьесе Гоголя Николая Васильевича «Ревизор». Он не случайно в качестве эпиграфа выбрал такие содержательные слова, мудрость русского народа.

  • Если обратиться к историческому периоду, когда была написана комедия, то стоит отметить факт, что чиновники того времени, образно говоря, были с «кривыми рожами».
  • Гоголь же преследовал определенную цель: «Ревизор» должен был стать зеркалом, в котором бы властьимущие увидели бы свои собственные пороки.
  • Немаловажен факт, что Гоголь – сатирик, поэтому смех и обличение пороков обязательно.

Нас интересует круг чиновников в комедии. Проанализируем их образы детально.

Что же объединяет чиновников городка? А связывает их страстное стремление к обладанию материальными благами, полной властью, уважением, которое еще надо заслужить…. И еще одно: у них начисто отсутствует совесть.

Излюбленный прием Николая Васильевича – гротеск. Именно через него автор показывает, каких размеров достигло взяточничество в России.

Также смешны имеющие власть и в своем стремлении к их почитанию. Они настолько вознесли себя любимых, что, по их мнению, все и вся должны преклоняться перед ними. А если кто-то этого не делает, то она расценивают такой поступок как личное оскорбление.

Как известно, у любого дела есть две стороны. Так и с чиновниками. С одной стороны читатель воспринимает их сквозь призму смешного. А с другой стороны она такие, что становится совершенно не до смеха.

Страшно то, что это бездушные и черствые люди.

Для примера рассмотрим городничего. Он достаточно сообразителен, чтобы не понимать, что же на самом деле происходит в городе. Но над его разумом главенствует личная выгода. Соответственно новость о визите проверяющего пугает его до смерти.

Читайте также:  Сочинение на тему родная земля

Также городничий считает, что он всегда прав. Ему чувство собственного превосходства не позволяет признать собственную неправоту.

Главный порок всех чиновников уездного города в том, что все они невежы, а в большей мере невежды. Например судья, по логике кристальной честности человек, взяточник. И берет он дань борзыми щенками. Книг он практически не читает. А те, которые прочтены им, как говорится, «погоды не сделают».

Также стоит обратить внимание на чиновника по имени Земляника. Он, выражаясь современным языком, решает социальные вопросы. По его мнению, главное достоинство уважающего себя человека – лесть. Чем он и пользуется во всех своих чиновничьих делах. Он льстит и лицемерит перед всеми. Это, по его мнению, важные для чиновника качества.

Хлопов отвечает за образовательный процесс в городе. Он в своей работе не гнушается ничем, а самое главное, жалуется городничему на педагогов, которые замечены им в вольномыслии.

Заслуживают внимания читателя Добчинский и Бобчинский. Это – чиновники-сплетники. Их работа – «сбор сплетен».  Они вездесущи. Для них наслаждение – трепет перед властью.

Завершает эту плеяду Хлестаков. Он азартный игрок, но в силу обстоятельств проигрался вчистую. Его приняли за проверяющего, а он, как хамелеон, мгновенно приспособился к ситуации. Ему хорошо.

Таким образом, в комедии «Ревизор» автор показал читателю целую вереницу чиновников. Каждый из них олицетворяет определенный порок общества. Их мир абсурден. Страх перед высшими чинами сковывает людей и тем самым позволяет невежеству распространяться все шире.

Смех — вот то лекарство, которое, по мнению Гоголя, исцелит российское общество от болезни.

Для 8 класса кратко

Сочинение Чиновники в комедии Ревизор (Характеристика и образ) Характеристика чиновников в комедии Ревизор

Сейчас читают:

  • Сочинения Мое любимое животное
  • Сочинение по картине Левитана Весна. Большая вода (4, 7, 9 класс)
    Левитан, самый известный русский художник, который создал массу прекрасных шедевров искусства, которые вдохновляют любителей природы и в наши дни, так как мастеру прекрасно удается передавать все природные мелочи, которые иногда незаметны.
  • Сочинение по картине Вечерний звон Левитана 4 класс
    «Вечерний звон» — одна из самых проникновенных картин Исаака Левитана, замечательного мастера русского пейзажа. Сегодня это полотно, написанное в 1892 году, как и другие картины художника, можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее.
  • Сочинение по картине Шишкина Ручей в лесу. Сиверская
    Любуясь картинами И. И. Шишкина, на которых автор изобразил совершенно разные места нашей необъятной страны, возникает ощущение, что этот талантливый пейзажист не оставил без внимания ни один уголок природы.
  • Сочинение Казань — мой город
    Казань — столица Татарстана, республики, входящей в состав Российской Федерации. Этот огромный город раскинулся по левобережью Волги в месте слияния её с рекой Казанкой. Он имеет древнее происхождение, и всегда был столицей или центром:
  • Сочинение на тему Хлеб и война (15.3 9 класс )
    Главным является то, что среди трех вышеперечисленных ценностей хлеб занимает именно первое место. Вероятно, что многие люди пока что не знают о ценности хлеба.

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/harakteristika-chinovnikov-v-komedii-revizor-8-klass

Сочинение на тему «Чиновничий мир в комедии Гоголя «Ревизор»

Сочинение Чиновники в комедии Ревизор (Характеристика и образ)

Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» — яркое изображение быта и нравов чиновничьей России 30-х годов XIX века. На примере маленького российского городка, затерявшегося в самой глубинке, нам открываются нравы России того времени: взяточничество, сплошное беззаконие, ставшее нормой, казнокрадство и попрание всякого человеческого достоинства, повсеместный помещичий произвол и бездеятельная запущенность государственных учреждений.

Главным действующим лицом в комедии автор предлагает признать не самого ревизора, а всю группу чиновников вместе с городничим. Сам Гоголь замысел произведения определил так:

«В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал… и за одним разом посмеяться над всем».

Итак, перед нами уездный городок, откуда «хоть три года Скачи, ни до какого государства не доедешь».

В этом городе, который писатель назвал однажды «сборным городом всей темной стороны», есть все, как в маленьком государстве.

Здесь и юстиция, и просвещение, и почта, и здравоохранение, и своего рода социальное обеспечение (в лице попечителя богоугодных заведений), и, конечно, полиция.

Гоголевский город представляет собой «пирамиду», на вершине которой, как маленький царек, восседает городничий, а взяточничество для городничего настолько близко и родственно, что он даже и не сомневается в его правомерности: «Это уж самим богом устроено«.

Всегда грубый и дерзкий с подчиненными Сквозник-Дмухановский разительно меняется при общении с начальством: его вежливость, обходительность и показное радушие не знают границ.

Такие метаморфозы объясняются неуемным х желанием, мечтой всей жизни городничего выбиться в генералы, и стать птицей высокого полета.

Подобные интересы владеют умами и всех помощников городничего: и судьи Ляпкина-Тяпкина, и попечителя богоугодных заведений Земляники, и смотрителя училищ Хлопова, и почтмейстера Шпекина. Манера поведения этих героев как две капли воды похожа на поведение самого городничего.

Самые значительные люди в городе, вроде судьи, который пользуется авторитетом образованного человека, оратора, на самом деле никчемны и бездеятельны. Ляпкин-Тяпкин не только полностью не сведущ в судебных делах, но и не занимается ими вовсе. Увлекаясь охотой, он берет взятки борзыми щенками и находит верный способ уйти от ревизии, давая Хлестакову деньги «взаймы».

Интересен также Земляника, попечитель богоугодных заведений. Он цинично относится вверенному ему делу, презирает бедный люд, нисколько не смущаясь замечаниями городничего о недостатках в больнице: «Чем ближе к натуре, тем лучше, — лекарств дорогих мы не употребляем. Человек простой: если умрет, то и так умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет».

Робкий и забитый, вечно трясущийся от страха, смотритель училищ Хлопов не стремится что-либо изменить: он охвачен постоянным страхом перед возможными ревизиями и все его действия сводятся только лишь к постоянным жалобам и нытью.

Подобное отношение к своим служебным обязанностям характерно для всего чиновничества города. Такие «государственные мужи» нисколько не пекутся о людях или благоустройстве города.

Их личные интересы и собственное спокойствие дороже для них всего на свете.

Высмеивая и критикуя чиновничество, Гоголь раскрывает всю несостоятельность административного устройства России.

«Ревизор» стал комедией, где были выведены на сцену истинно русские характеры, были вскрыты общественные пороки. Взяточничество, казнокрадство, лихоимство, распространенные среди правительственных чиновников, были с такой силой и убедительностью показаны Гоголем, что его «Ревизор» приобрел силу исторического документа.

Источник: https://sochinenie-rus.ru/sochinenie-na-temu-chinovnichiy-mir-v-komedii-gogolya-revizor/

сочинение на тему изображение чиновников в комедии Н. В. Гоголя "ревизор"

*КИСУНЯ* Высший разум (234714) 9 лет назад Сочинение на тему Сатирическое изображение чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Сочинение по произведению Ревизор автора Гоголь Н.В. Краткое содержание произведения Ревизор автора Гоголь Н.В. Комедия Н. В. Гоголя “Ревизор” является одним из наиболее ярких драматургических произведений русской литературы XIX века.

Автор продолжил традиции русской сатирической драмы, основы которой были заложены в комедиях Фонвизина “Недоросль” и Грибоедова “Горе от ума”. Комедия “Ревизор” представляет собой глубоко реалистическое произведение, в котором нашли отражение пороки помещичье-чиновной системы России тридцатых годов XIX века. Важное место в системе персонажей комедии занимают чиновники, населяющие уездный город.

Это собирательный, обобщенный образ, выведенный сатирически, ибо включает в себя все отрицательное в политической системе России того времени. В “Авторской исповеди” писатель указывал, что он “решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое он тогда знал, все несправедливости”. Гоголь задумал обобщить в задуманной комедии наиболее яркие пороки современного ему государственного правления.

Автор своей комедией утвердил новую мысль в русской литературе -не исполнители, а сами законы, весь уклад существующего строя виноваты в том, о чем поведало произведение великого мастера. Так, Городничий оправдывает свои грехи словами: “Не я первый, не я последний, все так поступают”.

Главное место среди чиновников уездного города отведено Городничему — Антону Антоновичу Сквознику-Дмухановскому. Гоголь в “Замечаниях для господ актеров” дал существенные характеристики каждого из главных действующих лиц комедии. Так, автор характеризует Городничего: “Хоть и взяточник, но ведет себя солидно”. Более полно этот образ раскрывается в речевых характеристиках самого персонажа.

Солидный герой и разговор ведет солидный, размеренный. Он порожден средой, ею же и воспитан. Городничий — образ всей государственной власти современной Гоголю России. Он знает, что грешен, ходит в церковь, думает, что в вере тверд, помышляет когда-нибудь покаяться. Но велик для него соблазн не пропустить того, “что плывет в руки”.

С приездом ревизора, обманывая сам себя, он питает надежду попасть в генералы. Наделяя героя естественными слабостями, автор делает его более человечным и тем возвышает над остальными персонажами пьесы. В момент прозрения он бросает в лицо чиновникам и в зал: “Ничего не вижу: вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего…”, “Чему смеетесь? Над собой смеетесь!..

” Не менее грешен во взятках судья Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин. Он занят собой и своим умом, и безбожник только потому, что на этом поприще есть простор “выказать себя”. Он имеет огромную страсть к псовой охоте. О культурном уровне персонажа мы можем судить по замечанию автора: “Человек, прочитавший пять или шесть книг и потому несколько вольнодумен”.

Коллежский асессор говорит, “как старинные часы, которые прежде шипят, а потом бьют”. К главным героям относится и надворный советник Земляника. Для большей типизации Гоголь нарушает обычную структуру правления уездного города. Должность Земляники — попечитель богоугодных заведений -была только в губернских городах, а не в описываемом автором уездном городе.

Это человек толстый, “но плут тонкий”. Он помышляет только о том, как бы показать себя. Так, смотритель училищ Лука Лукич Хлопов, титулярный советник, “напуган частыми ревизовками и выговорами неизвестно за что”, “очень услужлив и суетлив”. Должность надворного советника и почтмейстера занимает Иван Кузьмич Шпекин.

Это простодушный до наивности и глупости человек, смотрящий на жизнь как на собрание интересных историй, которые он прочитывает в распечатываемых им письмах. Среди чиновников уездного города видное место занимает Иван Александрович Хлестаков, мелкий чиновник из Петербурга, который следует в свою деревню по вызову отца.

[ссылка появится после проверки модератором]

данила озол Ученик (152) 4 года назад Николай Васильевич Гоголь дал в комедии “Ревизор” широкую картину чиновничье-бюрократического правления. В комедии высмеяна и бытовая сторона жизни обитателей небольшого уездного города: ничтожность интересов, лицемерие и ложь, чванство и полное отсутствие человеческого достоинства, суеверие и сплетни. Это раскрыто в образах чиновниках. Никто из них не выделен. Редко встречается описание отдельных служащих, чаще дается характеристика целого ряда представителей чиновничества. Я охарактеризую всех по порядку. Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский- это взяточный солидный и не глупый человек. Он любит приказывать так как раньше был военным. Одевается в свой мундир с петлицами и в ботфорты со шпорами. Судья Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин -это второстепенный персонаж. он, как и все в произведении берёт взятки, но не деньгами, а борзыми щенками. Невежественный и самоуверенный по натуре. Занимается больше охотой, чем судопроизводством. Заседатель вечно пьян. считает себя образованным и умнее всех только потому, что за всю жизнь прочитал пять или шесть книг. Попечитель богоугодных заведений Артемий Филиппович Земляника- второстепенный персонаж тоже взяточник. Очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем этом проныра и плут. Смотритель училищ Лука Лукич Хлопов- взяточник подкаблучник. Напуган частыми проверками ревизоров и выговорами неизвестно за что, а потому боится, как огня, всяких посещений.Почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин- взяточник, читает всегда чужие письма и посылки иногда не доходят даже коллекционирует понравившиеся ему письма.

Очень жалко, что в этом произведении нет положительного героя, который хотя бы не был взяточником.

константин такташов Знаток (393) 4 года назад В «Ревизоре» Гоголь автор сочетает «правду» и «злость», то есть реализм и смелую, беспощадную критику действительности. При помощи смеха, острой сатиры Гоголь обличает такие пороки русской действительности, как чинопочитание, коррупцию, произвол властей, невежество. В комедии «Ревизор» представлена целая «корпорация разных служебных воров и грабителей», блаженно существующих в уездном городе N. При описании мира взяточников и казнокрадов Гоголь использовал ряд художественных приемов, которые сделали характеристики персонажей более яркими и точными. Открыв первую же страницу комедии и узнав, например, что фамилия частного пристава — Уховертов, а уездного лекаря — Гибнер, мы получаем, в общем-то, уже достаточно полное представление об этих персонажах и об отношении автора к ним. Кроме того, Гоголь дал критические характеристики каждому из главных действующих лиц. Городничий: «Хоть и взяточник, но ведет себя очень солидно». Анна Андреевна: «Воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей». Хлестаков: «Без царя в голове. Говорит и действует без всякого соображения». Осип: «Слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет». Ляпкин-Тяпкин: «Человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен». Почтмейстер: «Простодушный до наивности человек».Яркие портретные характеристики даны также и в письмах Хлестакова в Петербург своему приятелю. Так, говоря о Землянике, Хлестаков называет попечителя богоугодных заведений «совершенной свиньей в ермолке».Основным литературным приемом, которым пользуется Гоголь при комическом изображении чиновника, является гипербола. Например, лекарь Христиан Иванович Гибнер не в состоянии даже общаться со своими больными по причине полного незнания русского языка, а Аммос Федорович с почтмейстером решили, что приезд ревизора предвещает грядущую войну. Гиперболична, по сути, и сама фабула комедии, но по мере развития сюжетного действия, начиная со сцены рассказа Хлестакова о его петербургской жизни, гипербола сменяется гротеском. Ослепленные страхом за свое будущее чиновники и хватающиеся за Хлестакова, как за соломинку, городское купечество и обыватели не в состоянии оценить всей абсурдности происходящего, и несуразности нагромождаются одна на другую: тут и унтер-офицерша, которая «сама себя высекла», и Бобчинский, просящий довести до сведения его императорского величества, что «в таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский» и т. п.Развязка наступает внезапно, неожиданно. Письмо Хлестакова дает такое простое и даже банальное объяснение, что поначалу выглядит для городничего, например, гораздо более неправдоподобным, чем все хлестаковские фантазии. Удар настолько силен, что у Городничего наступает нечто вроде прозрения: «Ничего не вижу: вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего…»Далее Гоголь применяет прием, ставший таким популярным в наше время: городничий, ломая принцип так называемой «четвертой стены», обращается прямо в зал: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь». Этой репликой Гоголь показывает, что действие комедии на самом деле выходит далеко за пределы сцены театра, переносится из уездного города на необъятные просторы. Ведь в этой комедии отразилась жизнь всей страны. Есть даже легенда о том, что Николай I, посмотрев пьесу, вымолвил: «Всем досталось, а мне больше всех!»

Читайте также:  Анализ произведения дефо робинзон крузо

Немая сцена: как громом пораженные стоят обитатели провинциального городка, погрязшие во взятках, пьянстве, сплетнях. Но вот идет очищающая гроза, которая смоет грязь, накажет порок и наградит добродетель.

В этой сцене Гоголь отразил свою веру в справедливость высшей власти, бичуя тем самым, по выражению Некрасова, «маленьких воришек для удовольствия больших».

Надо сказать, что пафос немой сцены, понятый таким образом, противоречит обще

Андрей Инжеватов Ученик (218) 4 года назад Николай Васильевич Гоголь, всем сердцем любя Россию, не мог оставаться в стороне, видя, что она погрязла в болоте коррумпированного чиновничества, и поэтому создает два произведения, отображающих всю действительность состояния страны. Одним из этих произведений является комедия «Ревизор», в которой Гоголь задумал посмеяться над тем, что «действительно достойно осмеяния всеобщего». Гоголь признавался, что в «Ревизоре» он. Решил собрать в одну кучу все дурное в России, все несправедливости».В 1836 году комедия была поставлена на петербургской сцене и имела громадный успех. Комедия Гоголя, затронувшая все живые вопросы современности, вызвала самые противоречивые отклики. Реакционные круги боялись влияния комедии на общественное мнение. Она имела политический смысл. Передовые круги восприняли «Ревизора» как грозное обвинение николаевской России. Гоголь создал глубоко правдивую комедию, проникнутую острым юмором, обличавшую бюрократическую систему целостной России.Маленький, захолустный городок, где царит произвол и нет даже полицейского порядка, где власти образуют корпорацию мошенников и грабителей, воспринимается как символ всей николаевской системы. Эпиграф «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» обобщающий, обличительный смысл «Ревизора». Весь строй пьесы давал понять, это захолустный городок, из которого, как сказал городничий, «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь», есть только, часть громадного бюрократического целого. Реакционеры кричали, что сюжет городничий, мог принять промотавшегося трактирного денди, «сосульку», «тряпку» за ревизора. Но такие случаи были нередки.Пушкина тоже в Нижнем Новгороде приняли за ревизора. Развитие сюжета строится на испуганной психологии чиновников. Хлестакова принимают за крупного чина потому, что он «не платит и не едет». Городничий дает Хлестакову и радуется, что сумел сунуть взятку, это значит, что Хлестаков «свой», то есть такой же взяточник. Картина всеобщего мошенничества, взяточничества и произвола видна через реплики чиновников (больных морят голодом, у солдат под мундирами нет не только нижнего белья, но и даже рубах, деньги, собранные на церковь, пропили и проели. Решили объявить, что церковь построили, но она сгорела). Все чиновники порождение вековой бюрократической системы, никто из них не чувствует своего гражданского долга, каждый занят своими ничтожными интересами, духовный и нравственный уровень их крайне низок. Судья Ляпкин Тяпкин не заглядывает в бумаги, потому что не может разобрать, где правда, а где неправда. Многолетняя волокита и взятки таков суд в этом городе. Проныра и плут Земляника еще и доносчик, он доносит мнимому ревизору на своих коллег. Доносы при Николае 1 были в большом ходу. Смотритель училищ Хлопов запуганное существо, он считал, что тупые учителя приносят больше пользы, потому что безвредны и вольной мысли не допустят. На втором плане видны купцы, мастеровые, полицейские вся уездная Россия. Типичность персонажей Гоголя в том, что городничие и держиморды будут при любом режиме. В обрисовке характеров Гоголь развивает традиции Грибоедова и Пушкина. «Ревизор» и сейчас не сходит со сцен наших театров.

Другим произведением, олицетворяющим Россию в творчестве Гоголя, принято считать поэму «Мертвые души», которую автор начал писать в 1835 году по настойчивому совету Пушкина. Центральный герой поэмы Павел Иванович Чичиков.

В характере этого героя ярко проявилось буржуазное начало, которое не было еще распространено в России. В чувствах Гоголя к Чичикову вложено отношение писателя к России того времени.

Вопрос, куда идет Россия, заставляет погружать Чичикова в сравнительные ситуации, сталкивать героя с «мертвыми душами». Гоголь построил поэму двупланово.

Виталий Ефипов Ученик (120) 1 год назад Alyona 185 Знаток (306) 1 год назад Отсмеявшись во время спектакля, зритель был вынужден впоследствии всерьёз призадуматься о том, что все персонажи комедии напоминают многих реально существующих чиновников, помещиков, купцов, полицейских, провинциальных дам. Среди героев «Ревизора» нет отъявленных злодеев, негодяев, непримиримых врагов. В целом они «народ гостеприимный и добродушный». Каждый знает о «слабостях» и злоупотреблениях других, но никто не считает нужным с этим бороться. Да, городничий постоянно требует подношения от купцов, но зато он закрывает глаза на то, что купцы поставляют некачественный товар для государственных нужд. Судья рассматривает дела «тяп-ляп» и пользуется благами, которые ему могут предложить спорящие стороны, а также состоит в связи с женой местного помещика. Но никто не станет в это вмешиваться. Проблемы больниц и учебных заведений никого не волнуют, учить и лечить можно как попало. Все знают о нарушениях, и все молчат. «Мелкие» злоупотребления считаются нормой, а допускающие их – достойными членами общества. Тот же городничий «хотя и взяточник, но ведёт себя очень солидно». Отсюда понятно, что

Источник: http://www.kritika24.ru/page.php?id=18009

Источник: https://otvet.mail.ru/question/54516523

Чиновники в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Сочинение по литературе

   «Ревизор» — одно из лучших произведений Н.В. Гоголя. Говоря о замысле комедии, автор заявлял, что в ней он решил
   Именно так возник город N, в который приезжает ревизор. Его приезд — полная неожиданность для всех чиновников, так как каждому из них есть что скрывать от государственного инспектора.

Чтобы выяснить, не было ли какой-нибудь жалобы на него, городничий просит почмейстера Шпекина вскрывать каждое письмо, приходящее в город. 
   Городничий считает себя полноправным хозяином города, наслаждается своим положением и очень боится потерять свою должность, поэтому категорически запрещает показывать мнимому ревизору просителей и желающих пожаловаться на притеснения от главы города. Привычка брать и давать взятки так укоренилась в его сознании, что он с уверенностью заявляет:

В полной мере городничий показал себя в последней сцене комедии, когда выясняется, что Хлестаков никакой не ревизор. Герой кричит, называет себя старым дураком, не понимает, как его, который не одного купца и губернатора обмануть сумел, провёл какой-то прохвост из Петербурга.

Но, чтобы снять с себя вину за такой просчёт, он вслед за остальными чиновниками обрушивается с руганью на Бобчинского и Добчинского.
   Все богоугодные заведения города находятся под началом Артемия Филипповича Земляники. Но сладкой у этого человека оказалась только фамилия. Этот чиновник глуп, жаден и труслив.

Но в тонкостях государственной «службы», как и городничий, разбирается отлично, ведь это именно Земляника предлагает под «благовидным предлогом» дать Хлестакову деньги и учит, как это сделать «правильно». Сам герой берет взятки и не скрывает этого: так, он прямо говорит Ляпкину-Тяпкину, что больных предписано овсяным супом кормить, а у него в больницах одной капустой пахнет.

Чиновника нисколько не волнует, что люди в его заведениях умирают постоянно («Выздоравливают как мухи», — говорит он, не смущаясь, Хлестакову). Он живёт с тем твердым убеждением, что ежели будет угодно, человек выздоровеет, а ежели нет, то и так умрёт. При этом Земляника подлый человек.

Так, при встрече с мнимым ревизором он в разговоре о местных чиновниках высказывается о смотрителе учебных заведений как о вольнодумце и предлагает написать на него донос.
   Вполне говорящая фамилия и у частного пристава Степана Ильича Уховертова, а также полицейского Держиморды. Только по фамилиям этих персонажей уже можно судить, какие методы они предпочитают использовать на службе.

   Фамилия судьи Ляпкина-Тяпкина также вполне красноречиво говорит о нём. Судебные разбирательства и документы для него – тёмное дело. Аммос Фёдорович прямо заявляет, что если какой ревизор и заглянет в бумаги, то ничего в них не поймёт, раз он столько лет на этой должности, а до сих пор ещё не всё понимает. Ляпкин-Тяпкин, как и все чиновники города, взяточник.

Но, будучи любителем псовой охоты, взятки он берёт борзыми щенками, а потому и за взятку это не считает.
   Почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин – весьма глупый и наивный человек. Свою должность называет «приятным времяпрепровождением». Этот персонаж без зазрения совести вскрывает письма горожан, а самые интересные коллекционирует.

Поэтому Гоголь с большой иронией изображает его смущение, когда городничий предлагает ему читать письма, чтобы найти донесение, а также в тот момент, когда Шпекин приносит разоблачительное письмо Хлестакова. 
   Таким образом, различия между чиновниками ничтожны.

Все они берут взятки, не считая это преступлением, все они равнодушны к своим должностным обязанностям, грубы с подчиненными, заискивают с вышестоящими по чину. Все они считают себя хозяевами города, которые могут вершить его судьбу и судьбу его жителей по своему усмотрению.

   В своей комедии Н.В. Гоголь рисует картину деградации российского чиновничества. С удивительной тонкостью и мастерством автор сумел изобразить каждый образ, который, не теряя индивидуального своеобразия, в то же время являл собой типичное явление той эпохи.

Ликвидация безграмотности плюс…

Надо много учиться, чтобы знать хоть немного.

(Шарль Луи Монтескье)

Источник: https://literarus.ru/literatura/oge-po-literature/izobrazhenie-chinovnikov-v-revizore/

Сатирические образы чиновников в комедии «Ревизор»

«В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России… и за одним разом посмеяться над всем», — объяснял замысел своей комедии Гоголь. Изображая злоупотребления в уездном городе N, от которого «хоть три года скачи, никуда не доскачешь», писатель обличает всю чиновничью николаевскую Россию, погрязшую в казнокрадстве, взяточничестве.

Читайте также:  Сочинение по роману в списках не значился

В пьесе нет ни одного положительного персонажа; все они порочны, как порочна система в целом. В каждом из чиновников представлен какой-нибудь отдельный порок.

Но всех их объеди­няют бюрократизм, чинопочитание, произвол, стремление нажиться за чужой счет. Все чиновники, ощущая давление деспотизма, деспотичны сами.

Их пронизывает страх перед Хле­стаковым, который представляет будто бы столичную власть.

В комедии «Ревизор» Гоголь показал «корпорацию разных слу­жебных воров и грабителей». Уже в авторских характеристиках, предваряющих пьесу, кратко очерчена суть персонажей.

Город­ничий «хоть и взяточник, но ведет себя очень солидно», Ляп- кин-Тяпкин — «человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумец», Хлестаков — «без царя в го­лове.

Говорит и действует без всякого соображения».

Красноречиво говорят о персонажах и их фамилии: частный пристав Уховертов, лекарь Гибнер, почтмейстер Шпекин, су­дья Ляпкин-Тяпкин.

Гоголь дает яркие портретные характеристики в письме Хле­стакова своему приятелю в Петербург. Так Землянику — попечи­теля богоугодных заведений он называет «совершенной свиньей в ермолке».

У каждого героя подчеркивается какое-то наиболее выразительное свойство, характеризующее его не столько как индивидуальность, сколько как социальный тип.

Гоголь рисует не галерею уездных чиновников, а создает их обобщенный груп­повой портрет, на переднем плане которого — Городничий и Хлестаков.

Городничий, узнав о приезде ревизора, призывает подчи­ненных навести в их учреждениях хотя бы внешний порядок. Почтмейстеру Шпекину он дает задание узнать, «что за пти­ца такая едет». Понимая, что это противозаконно, Городни­чий предлагает «для общей пользы всякое письмо этак не­множко распечатать». А Шпекин и так этим постоянно зани­мается.

Попечителю богоугодных заведений Городничий при­казывает, «чтобы больные были чистые, не походили на кузне­цов», «да лучше бы, чтоб их вообще было поменьше». Земля­ника успокаивает Городничего, что у них хорошие методы лечения: «…лекарств дорогих не употребляем. Человек про­стой: если умрет, то и так умрет: если выздоровеет — то и так выздоровеет».

Чиновники изображаются Гоголем сатирически. Определя­ющими приемами являются гипербола и гротеск. Безгранично самоуправство Городничего — он присваивает деньги, собран­ные на строительство церкви, приказывает высечь розгами унтер-офицершу. Под стать ему и чиновники рангом помень­ше.

Судья Ляпкин-Тяпкин уверен, что в его делах «сам Соло­мон не разрешит, что правда и что неправда». Врач Христиан Иванович Гибнер ни слова не знает по-русски: понятно, как он лечит больных. Судебный заседатель постоянно пьян, но всех удовлетворяет его объяснение, что «в детстве мамка его ушибла, и с тех пор от него отдает немного водкою».

Учителя в гимназии метко характеризуются Городничим: «Умный чело­век — или пьяница, или рожу такую состроит, что хоть святых выноси».

Провинциальное чиновничество предстает как коллективный портрет в реплике Городничего: «Ничего не вижу: вижу какие- то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего…»

Все пороки столичного чиновничества воплотил в себе Хле­стаков. Он честолюбив, пошл. Чего стоит философия его жизни: «Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия».

Глав­ная черта Хлестакова — мнимая значительность и неоправдан­ные претензии при внутренней пустоте и ничтожности.

Рассказ Хлестакова о его петербургской жизни полностью очерчивает представление ограниченного человека о жизненном идеале и вершине карьеры. Образ Хлестакова построен на сатирическом гротеске.

Гоголь, сатирически заостряя типические свойства персона­жей, создал нарицательные образы общечеловеческого значе­ния. Хлестаков, Ляпкин-Тяпкин, Держиморда, унтер-офицер­ская жена, Добчинский и Бобчинский воплотили отрицатель­ные черты с такой силой и полнотой, что стали названиями определенных явлений действительности.

Идейный смысл комедии, намеченный в эпиграфе «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива», раскрываясь в действии ко­медии, достигает своего патетического завершения в восклица­нии Городничего: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!»

Сообщение о появлении настоящего ревизора после того, как все «деяния» чиновников вышли наружу, воспринимается как грядущее наказание. Немая сцена несет символическую нагрузку.

На этой странице искали :

  • образы чиновников в комедии ревизор
  • характеристика чиновников в ревизоре
  • чиновники в ревизоре
  • образ чиновников в комедии ревизор
  • образ чиновников в ревизоре

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/satiricheskie-obrazy-chinovnikov-v-komedii-revizor.html

Урок литературы «Чиновники города N» (По комедии Н.В.ь Гоголя «Ревизор»)

  • УРОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • Тема урока:
  • «Чиновники города N» (По комедии Н.В, Гоголя «Ревизор»)
  • 8 класс. Программа

Учебник «Литература 8 класс» (авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. Москва, «Просвещение», 2009 год)

Методическое пособие: фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс», Издательство «Просвещение» 2009 год; «Открытый урок по литературе: Русская классическая литература (Планы, конспекты, материалы): Пособие для учителей/ Редакторы-составители: И. П. Карпов, Н. Н. Старыгина. Москва: Московский лицей, 2001 год;

  1. Тип урока: изучение нового материала.
  2. Цели урока:
  3. Образовательная: продолжить знакомство с комедией, раскрыть идейный смысл произведения, побуждая учащихся к самостоятельному анализу образов чиновников в комедии Гоголя и внимательному прочтению деталей гоголевского произведения; формирование умения «сквозь смех услышать грусть» и желания бороться со всем «дурным в России»;
  4. Развивающая: развитие навыков творческого чтения, устной связной речи, мышления;
  5. Воспитательная: прививать любовь к слову, любовь к русской литературе, воспитывать патриотизм, самостоятельность.
  6. Задача: формирование творческих, моральных качеств.
  7. Наглядность и оборудование:

тексты комедии, интерактивная доска «SMART Board», слайды с фамилиями чиновников, «записочки», на которых написаны детали портрета, реплики, качества, характеристики чиновников, толковый словарь С. И. Ожегова, иллюстрации к комедии «Ревизор».

  • Метод изучения нового материала: частично-поисковый.
  • Ход урока
  • «В «Ревизоре» я решился собрать
  • в одну кучу все дурное в России,

какое я тогда знал… и за одним

  1. разом посмеяться над всем…
  2. Сквозь смех… читатель услышал
  3. грусть…»

Н.В. Гоголь

1. Организационный момент.

2. Сообщение целей урока.

3. Работа с текстом комедии.

  • ГОРОД. Собирание всех известных сведений о городе путем фронтальной работы:
  • -Где происходит действие комедии?
  • -Почему у этого города нет названия?
  • -Что нам известно об этом городке?
  • -Какую характеристику ему дает городничий и Хлестаков?

( Предполагаемые ответы. Действие происходит в небольшом уездном городке, название которому Гоголь не дает.

Неопределенное местоположение города, откуда «хоть три года скачи, ни до какого государства не доскачешь», придает ему условность, позволяет отразить в нем все социальные пороки России, достичь большой степени обобщения всех пороков. Именно поэтому Хлестаков говорит об этом городке: «Какой скверный городишка!»

Однако о жизни города мы можем судить по состоянию дел в его учреждениях.

Скажите, о жизни каких заведений города N мы узнаем из комедии?)

4. ЧИНОВНИКИ.

а) Во главе каждого заведения стоят чиновники. Кто такие чиновники и какова их роль в городе?

По словарю С. И. Ожегова: «Чиновник — государственный служащий, имеющий чин, служебное звание».

Действительно, чиновники – это виновники всех событий, происходящих в городе, а также «виновники» нашего сегодняшнего урока.

Об образе города и состоянии дел в различных учреждениях мы можем судить по поступкам, поведению и душевным качествам тех, кто управляет, организует жизнь города. В комедии Гоголя перед нами представлены чиновники всех основных ведомств уездного города начала 19 века.

Интересно, что чиновники на протяжении практически всего развития действия комедии держатся вместе. Как вы считаете, почему? Что их связывает?

( Ответ: ОБЩИЕ ГРЕШКИ И СТРАХ ПЕРЕД РЕВИЗОРОМ).

Они разъединяются только в сценах предложения взяток Хлестакову. Мы же сегодня разъединим их во второй раз.

б) На доске прикреплены карточки с фамилиями чиновников из комедии ( АММОС ФЕДОРОВИЧ ЛЯПКИН-ТЯПКИН, АНТОН АНТОНОВИЧ СКВОЗНИК-ДМУХАНОВСКИЙ, АРТЕМИЙ ФИЛИППОВИЧ ЗЕМЛЯНИКА, ЛУКА ЛУКИЧ ХЛОПОВ, ИВАН КУЗЬМИЧ ШПЕКИН).

Ребята выбирают из цилиндра свернутые «записочки», на которых написаны детали портрета, реплики, качества, характеристики того или иного чиновника. Задача каждого читателя: найти «хозяина» художественной детали и прикрепить свой листок на доску под фамилией того чиновника, образ которого она создает.

Затем к доске выходят 5 человек, которые проверяют правильность выполнения задания, и каждый из них, соединяя детали, выстраивает свой ответ-характеристику чиновника.

Все участники урока пересаживаются по группам в соответствии с табличкой-заголовком (фамилией чиновника), характеристики которых были составлены с помощью их «записочек».

  1. Вот какие черты составили характеристики героев:
  2. АНТОН АНТОНОВИЧ СКВОЗНИК-ДМУХАНОВСКИЙ:
  3. -Говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало;
  4. -«Помилуйте, не погубите! Жена, дети маленькие: не сделайте несчастным человека»;
  5. -купцов «постоем заморил, хоть в петлю полезай»;
  6. -женат, имеет взрослую дочь;
  7. -в немой сцене он стоит посередине в виде столба с распростертыми руками и закинутою назад головой;

-ему принадлежит фраза: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!..».

  • АММОС ФЕДОРОВИЧ ЛЯПКИН-ТЯПКИН:
  • -«Человек, прочитавший пять или шесть книг»;
  • -берет взятки борзыми щенками, в Бога не верует, в церковь не ходит;
  • -«говорит басом, с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют»;
  • -судья, коллежский асессор;
  • -с 1816 года был избран на трехлетие по воле дворянства и продолжал должность до сего времени;
  • -предлагает «подсунуть» деньги Хлестакову.
  • АРТЕМИЙ ФИЛИППОВИЧ ЗЕМЛЯНИКА:
  • -«очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут»;
  • -попечитель богоугодных заведений;
  • -«Человек простой: если умрет, так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет»;
  • -«совершенная свинья в ермолке».
  • ЛУКА ЛУКИЧ ХЛОПОВ:
  • -Робеет перед дверями комнаты Хлестакова, весь дрожит и не может выговорить ни слова, а затем летит бегом из комнаты;
  • -смотритель училищ;
  • -имеет чин титулярного советника;
  • -«протухнул насквозь луком»;
  • -один из его подчиненных «никак не может обойтись без того, чтобы, взошедши на кафедру, не сделать гримасу».
  • ИВАН КУЗЬМИЧ ШПЕКИН:
  • -«Точь-в-точь департаментский сторож Михеев, должно быть, также, подлец, пьет горькую»;
  • -«простодушный до наивности человек»;
  • -«совершенно ничего не делает: все дела в большом запущении, посылки задерживает»;
  • -в разговоре с Хлестаковым все время повторяет фразу: «Так точно-с»;
  • -почтмейстер, надворный советник.

в) Работа по группам. Каждой группе предлагаются вопросы для анализа образа одного чиновника.

ЗЕМЛЯНИКА: Как и зачем Земляника сообщает Хлестакову о непорядках в городе? Почему Земляника не доносит на городничего? Почему он представился ревизору последним?

ШПЕКИН: Как обстоят дела на почте? Почему он распечатывает письма? Почему Гоголь в «Замечаниях для господ актеров» дает ему такую характеристику: «Простодушный до наивности человек»? Докажите это.

ЛЯПКИН-ТЯПКИН: Можно ли по фамилии судьи дать ему характеристику? Какую? Как обстоят дела в присутственных местах? Что мы знаем о его карьере?

ХЛОПОВ: Почему Хлопову не дается характеристика в «Замечаниях для господ актеров»? Составьте «Замечания» к его образу.

СКВОЗНИК-ДМУХАНОВСКИЙ: Он говорит: «Нет человека, который бы за собой не имел каких-нибудь грехов». Какие грешки водятся за городничим? Почему городничий поверил, что Хлестаков – ревизор?

5. После группового обсуждения и подготовки ответа на предложенные вопросы каждой группе предоставляется слово.

Остальные группы могут вносить дополнения, исправления, задавать вопросы отвечающим.

Итогом этой работы становится вывод о том, что ГОГОЛЬ ОБЛАДАЛ ДАРОМ ПРИ ПОМОЩИ ОДНОЙ ДЕТАЛИ ДАТЬ ПОЛНУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ ГЕРОЮ СВОЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

6. Возвращаемся к эпиграфу урока.

Читаем эпиграф, письменно каждый на небольшом листке бумаги дает ответ на вопрос: «О чем грустит Гоголь?»

После этого работы афишируются на доске, и каждый может познакомиться с точкой зрения своих одноклассников, провести самооценку путем сравнения своего ответа с ответами других.

«Гоголь грустит о России, её нравах, порядках. Ему горько, оттого что он не в силах что-либо изменить в существующем государственном устройстве» (Савченко А.)

«Писатель грустит о том, что его родная страна находится в запустении, что взятки, обман, доносы – все это стало обычным делом, никого не приводящим в ужас» (Веселова М.)

«Мне кажется, Гоголь грустит о том, что в нашей стране взяточники занимают высокое положение в обществе, и заботятся они не о государстве, не о городе и его жителях, а лишь о собственном благосостоянии» (Артемьева О.)

«Гоголь грустит о России. Ему становится очень больно и горько от мысли, что такая страна пропадает по вине жадности, корысти, глупости и невежества чиновников, управляющих ею» (Макаров М.)

  1. 7. Подведение итогов урока:
  2. выполнили ли задачи, поставленные в начале урока, что нового узнали, чего достигли.
  3. (Рефлексия:
  4. -что я изучал;
  5. -как я работал;
  6. -чего достиг.)

8. Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру: «Каким я хочу видеть свой город».

Источник: https://infourok.ru/urok-literaturi-chinovniki-goroda-n-po-komedii-nv-gogolya-revizor-930259.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector