Анализ комедии «горе от ума» грибоедов (9 класс)

Комедия «Горе от ума» – главный и наиболее ценный результат творчества А.С. Грибоедова. При изучении комедии «Горе от ума» анализу следует подвергнуть, в первую очередь, условия, в которых писалась пьеса.

Она затрагивает вопрос назревающего противостояния прогрессивного и консервативного дворянства. Грибоедов высмеивает нравы светского общества начала 19 века.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

В связи с этим создание такого произведения было довольно смелым шагом в тот период развития русской истории.

Известен случай, когда Грибоедов, вернувшись из-за границы, оказался на одном из аристократических приемов в Петербурге. Там его возмутило подобострастное отношение общества к одному иностранному гостю.

Прогрессивные взгляды Грибоедова подтолкнули его к высказыванию своего резко отрицательного мнения по этому поводу. Гости сочли молодого человека сумасшедшим, и весть об этом быстро распространилась в обществе.

Именно этот случай подтолкнул писателя к созданию комедии.

Анализ комедии «Горе от ума» целесообразно начинать с обращения к ее названию. В нем отражена идея пьесы. Горе от своего здравомыслия испытывает главный герой комедии – Александр Андреевич Чацкий, который отвергнут обществом только из-за того, что он умнее окружающих его людей.

Отсюда же вытекает и другая проблема: если общество отвергает человека незаурядного ума, то как это характеризует само общество? Чацкий чувствует себя неуютно среди людей, считающих его безумным.

Это рождает многочисленные речевые столкновения главного героя с представителями ненавистного ему общества. В этих разговорах каждая из сторон считает себя умнее собеседника.

Только ум консервативного дворянства заключается в умении подстраиваться под существующие обстоятельства для получения максимальной материальной выгоды. Тот, кто не гонится за чинами и деньгами для них безумец.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Сочинение соня мармеладова (характеристика и образ) в романе преступление и наказание

Оценим за полчаса!

Принятие взглядов Чацкого для консервативного дворянства означает начать менять свою жизнь в соответствии с требованиями времени. Это никому не кажется удобным. Проще объявить Чацкого сумасшедшим, ведь тогда на его обличительные речи можно просто не обращать внимания.

В столкновении Чацкого с представителями аристократического общества автор поднимает ряд философских, нравственных, национально-культурных и бытовых вопросов. В рамках этих тем обсуждаются проблемы крепостного права, служения государству, образования, семейного уклада. Все эти проблемы раскрываются в комедии через призму понимания ума.

Своеобразие конфликта пьесы «Горе от ума» заключается в том, что их два: любовный и социальный. Социальное противоречие заключается в столкновении интересов и взглядов представителей «века нынешнего» в лице Чацкого и «века минувшего» в лице Фамусова и его сторонников. Оба конфликта тесно связаны друг с другом.

Любовные переживания заставляют Чацкого прийти в дом Фамусова, где он не был уже три года. Свою возлюбленную Софью он застает в растерянном состоянии, она очень холодно принимает его. Чацкий не догадывается, что прибыл не вовремя. Софья занята переживаниями любовной истории с Молчалиным, секретарем своего отца, живущим в их доме.

Бесконечные размышления о причинах охлаждения чувств Софьи заставляют Чацкого задавать вопросы возлюбленной, ее отцу, Молчалину. В ходе диалогов выясняется, что у Чацкого расходятся взгляды с каждым из собеседников. Они спорят о службе, об идеалах, о нравах светского общества, об образовании, о семье.

Взгляды Чацкого пугают представителей «века минувшего», потому что они угрожают привычному укладу жизни фамусовского общества. Консервативные дворяне не готовы к переменам, поэтому в обществе мгновенно разносится слух о сумасшествии Чацкого, невзначай пущенный Софьей.

Возлюбленная главного героя является источником неприятной сплетни потому, что он мешает ее личному счастью. И в этом снова усматривается переплетение любовного и социального конфликтов.

В изображении персонажей Грибоедов не придерживает четкого разделения их на положительных и отрицательных, что было обязательным для классицизма. Все герои имеют как положительные, так и отрицательные черты.

Например, Чацкий умен, честен, смел, независим, но он также вспыльчив, бесцеремонен. Фамусов сын своего века, но при этом он прекрасный отец. Софья, безжалостная по отношению к Чацкому, умна, смела и решительна.

А вот использование «говорящих» фамилий в пьесе – прямое наследие классицизма. В фамилию героя Грибоедов старается вложить ведущую черту его личности. Например, фамилия Фамусов произведена от латинского fama, что означает «молва».

Следовательно, Фамусов – человек, которого больше всего волнует общественное мнение. Достаточно вспомнить его финальную реплику, чтобы в этом убедиться: «…Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!». Чацкий первоначально был Чадским.

Эта фамилия намекает на то, что герой находится в чаду своей борьбы с нравами аристократического общества. Интересен в этом отношении и герой Репетилов. Его фамилия связана с французским словом repeto – повторяю. Этот персонаж – карикатурный двойник Чацкого.

Он не имеет собственного мнения, а только повторяет чужие слова, в том числе и слова Чацкого.

Важно обратить внимание и на расстановку персонажей. Социальный конфликт происходит в основном между Чацким и Фамусовым. Любовное противостояние выстраивается между Чацким, Софьей и Молчалиным. Это главные действующие лица. Объединяет любовный и общественный конфликт фигура Чацкого.

Самым сложным в комедии «Горе от ума» считается образ Софьи. Ее сложно отнести к лицам, придерживающимся взглядов «века минувшего». В отношениях с Молчалиным она презирает мнение общества. Софья много читает, любит искусства.

Ей противен глупый Скалозуб. Но и сторонницей Чацкого ее не назовешь, ведь в разговорах с ним она корит его за язвительность, беспощадность в словах. Именно ее слово о безумии Чацкого стало решающим в судьбе главного героя.

Важны в пьесе и второстепенные и эпизодические персонажи. Например, Лиза, Скалозуб непосредственно участвуют в развитии любовного конфликта, усложняя и углубляя его. Эпизодические персонажи, появляющиеся в гостях у Фамусова (Тугоуховские,Хрюмины, Загорецкий), полнее раскрывают нравы фамусовского общества.

Анализ действий «Горя от ума» позволит выявить композиционные особенности произведения и особенности развития драматического действия.

Экспозицией комедии можно считать все явления первого действия до приезда Чацкого. Здесь читатель знакомится с местом действия и узнает не только о любовной связи Софьи и Молчалина, но и о том, что раньше Софья питала нежные чувства к Чацкому, уехавшему странствовать по свету.

Появление Чацкого в седьмом явлении первого действия – завязка. Далее следует параллельное развитие социального и любовного конфликтов. Конфликт Чацкого с фамусовским обществом достигает своего пика на балу – это кульминация действия.

Четвертое действие, 14 явление комедии (заключительный монолог Чацкого) представляет собой развязку как общественной, так и любовной линии.

В развязке Чацкий вынужден отступить перед фамусовским обществом, потому что он в меньшинстве. Но его едва ли можно считать побежденным. Просто время Чацкого еще не пришло, раскол в дворянской среде только наметился.

Исследование и анализ произведения «Горе от ума» позволит обнаружить его яркое своеобразие. Традиционно «Горе от ума» принято считать первой русской реалистической пьесой.

Несмотря на это в ней сохранились черты, присущие классицизму: «говорящие» фамилии, единство времени (события комедии происходят в течение одного дня), единство места (действие пьесы разворачивается в доме Фамусова).

Однако Грибоедов отказывается от единства действия: в комедии параллельно развиваются сразу два конфликта, что противоречит традициям классицизма. В образе главного героя также четко просматривается формула романтизма: исключительный герой (Чацкий) в необычных обстоятельствах.

Таким образом, актуальность проблематики пьесы, ее безусловное новаторство, афористичность языка комедии имеют не только огромное значение в истории русской литературы и драматургии, но также способствуют популярности комедии у современных читателей.

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/gore-ot-uma/analiz-proizvedeniya.html

Конспект урока по литературе ""Анализ 2 действия комедии Грибоедова "Горе от ума" (9 класс)

  • Тема : Анализ 2 действия комедии Грибоедова «Горе от ума».
  • Цели урока: проанализировать II действие комедии; определить завязку конфликта; формировать умение анализировать монолог; воспитывать человеколюбие, принципиальность, требовательность к себе.
  • Ход урока.

I. Повторение. Проверка домашнего задания.

  1. — С каких событий начинается комедия?
  2. — Как ведут себя герои до появления Чацкого?
  3. (Все лгут, пытаясь что-либо скрыть.)
  4. — Вспомните, что такое экспозиция в драматическом произведении?
  5. (Экспозиция — события, происходящие в произведении до завязки действия.)

— Как вы думаете, почему у А. С. Грибоедова в комедии «Горе от ума» такая большая экспозиция, практически все 1-е действие?

  • (Писателю важно показать атмосферу в доме Фамусова, особенности взаимоотношений в семье.)
  • — Каковы эти взаимоотношения?
  • II. Анализ конфликта и основных этапов развития действия в комедии

А. С. Грибоедова «Горе от ума».

  1. — Что такое конфликт в драматическом произведении?
  2. (Конфликт — столкновение противоречий, движущая сила действия в произведении.)
  3. — Каким был конфликт в традиционной драме классицизма?
  4. (Любовный конфликт.),

— Есть ли любовный конфликт в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»? (Да.)

— Кто является основными действующими лицами в любовном конфликте комедии? (Софья, Молчалин, Чацкий.)

  • — Определите, когда завязывается любовный конфликт?
  • (Завязка конфликта: слова Софьи на нелестный отзыв Чацкого о Молчалине («Не человек— змея»)
  • — Является ли любовный конфликт основной движущей силой комедии

А. С. Грибоедова «Горе от ума»? Почему?

(Любовный конфликт в «Горе от ума» не является основным, так как цель написания комедии, которую поставил перед собой А.С.Грибоедов, не просто показать характер любовных взаимоотношений героев, а раскрыть нравы современной ему Москвы, показать наметившиеся противоречия в обществе.)

— Какой конфликт в комедии «Горе от ума» является основным? Как это соотносится с произведением реализма?

(Основным в «Горе от ума» является социально-политический конфликт как отражение всех противоречий того времени.)

— Кто из героев комедии участвует в социально-политическом конфликте? (Чацкий и представители «фамусовского общества».)

Во втором действии нам необходимо понять, почему Чацкий вступает в спор с Фамусовым, почему неизбежно столкновение Чацкого и фамусовской Москвы, которое произойдет в следующем действии.

Второе действие насыщено монологами. Это понятно: перед столкновением стороны излагают свою программу.

Действие начинается монологом Фамусова «Петрушка, вечно ты с обновкой…» (читаем).

Явление 1

Фамусов, Слуга.

Петрушка, вечно ты с обновкой,С разодранным локтем. Достань-ка календарь:     Читай не так, как пономарь;     А с чувством, с толком, с расстановкой.Постой же. — На листе черкни на записном,     Противу будущей недели:К Прасковье Федоровне в дом     Во вторник зван я на форели.

     Куда как чуден создан свет!     Пофилософствуй, ум вскружится;     То бережешься, то обед:Ешь три часа, а в три дни не сварится!     Отметь-ка, в тот же день… Нет, нет.В четверг я зван на погребенье.     Ох, род людской! пришло в забвенье,Что всякий сам туда же должен лезть,     В тот ларчик, где ни стать, ни сесть.

Но память по себе намерен кто оставить     Житьем похвальным, вот пример:Покойник был почтенный камергер,С ключом, и сыну ключ умел доставить;Богат, и на богатой был женат;     Переженил детей, внучат;Скончался; все о нем прискорбно поминают.

     Кузьма Петрович! Мир ему! —Что за тузы в Москве живут и умирают! —     Пиши в четверг, одно уж к одному,А может в пятницу, а может и в субботу,Я должен у вдовы, у докторши, крестить.     Она не родила, но по расчету        По моему: должна родить. —

— Чем раздражен Фамусов в начале монолога и почему он успокаивается к концу его?

(Разумеется, его волнует не разодранный локоть слуги и не манера его чтения. Приезд Чацкого Фамусова встревожил.)

  1. — Почему Фамусова так взволновал приезд Чацкого?
  2. (От «сорванца» жди только неприятностей, нарушений порядка.)
  3. — Как и почему меняется настроение Фамусова, усевшегося за календарь?

(Фамусов хочет восстановить порядок, усевшись за календарь. Это для него — священнодействие. Принявшись за перечисление предстоящих дел, он приходит в самое благодушное настроение.)

— Чем же заполнен день в Фамусова?

(Предстоит обед с форелями, погребенье богатого и почтенного Кузьмы Петровича (превознося его, Фамусов ничуть не скорбит о его смерти, и это делает его одушевление комическим), крестины у докторши. Вот основы его жизни — рожденье, еда, смерть. Фамусов так ободрён этими прочными и понятными ему опорами существования, что встречает Чацкого даже любезно.)

  • Просмотр фрагмента из спектакля.
  • — Чувствует ли Чацкий отношение Фамусова?
  • (Чацкий проницателен, от него не укрывается внутреннее беспокойство Фамусова, спрятанное за благодушным гостеприимством)
  • — Понимает ли Чацкий причину беспокойства Фамусова?

— Почему Фамусова, почувствовавшего, что Чацкий хочет посвататься, так это беспокоит? Какое условие он выдвигает.

  1. (Поняв, что Чацкий готов посвататься, Фамусов выдвигает условия: Чацкий должен служить, а главное — перестать быть «гордецом».)
  2. — Почему Чацкий отказывается служить?
  3. («Служить бы рад — прислуживаться тошно»)
  4. Далее следуют два очень важных монолога Фамусова и Чацкого.

— В чем суть конфликта, наметившегося в начале второго действия? Выявите позиции спорящих.

  • Чтение монологов и их обсуждение.
  • Монолог Фамусова.
  • Фамусов

Вот то-то, все вы гордецы!     Спросили бы, как делали отцы?     Учились бы, на старших глядя:     Мы, например, или покойник дядя,Максим Петрович: он не то на серебре,На золоте едал; сто человек к услугам;     Весь в орденах; езжал-то вечно цугом;     Век при дворе, да при каком дворе!             Тогда не то, что ныне,При государыне служил Екатерине.     А в те поры все важны! в сорок пуд…     Раскланяйся — тупеем не кивнут.        Вельможа в случае — тем паче,     Не как другой, и пил и ел иначе.        А дядя! что твой князь? что граф?        Сурьезный взгляд, надменный нрав.        Когда же надо подслужиться,        И он сгибался вперегиб:На куртаге ему случилось обступиться;Упал, да так, что чуть затылка не пришиб;        Старик заохал, голос хрипкий;Был высочайшею пожалован улыбкой;        Изволили смеяться; как же он?Привстал, оправился, хотел отдать поклон,     Упал вдруго́рядь — уж нарочно, —А хохот пуще, он и в третий так же точно.     А? как по вашему? по нашему — смышлен.        Упал он больно, встал здорово.     Зато, бывало, в вист кто чаще приглашен?     Кто слышит при дворе приветливое слово?     Максим Петрович! Кто пред всеми знал почет?        Максим Петрович! Шутка!     В чины выводит кто и пенсии дает?Максим Петрович! Да! Вы, нынешние, — ну-тка!

  1. — Каково мировоззрение Фамусова?
  2. (В качестве достойного образца для подражания появляется Максим Петрович, карьерист, лицемер, низкопоклонник, готовый унижаться ради собственной выгоды.)
  3. — Каковы истинные ценности, по мнению Фамусова?
  4. (Для Фамусова ценны размеренность и налаженность московского быта, прочность традиций, патриархальный уклад.)
  5. — Приемлет ли взгляды на жизнь Фамусова Чацкий?

(Любя Софью, он вынужден вступить в общение с Фамусовым, а, заговаривая с ним, не может не отстаивать свои позиции, не отталкиваться от той морали, которую ему навязывают.

Так появляется монолог Чацкого «И точно, начал свет глупеть…».

Это не упражнение в красноречии, не попытка «просветить» Фамусова,— это вынужденная и страстная защита тех начал жизни, которые ему дороги и от которых он отказаться не может.)

Читайте также:  Сочинение про лису

Чтение монолога «И точно, начал свет глупеть…».

Чацкий

И точно начал свет глупеть,     Сказать вы можете вздохнувши;     Как посравнить, да посмотреть     Век нынешний и век минувший:     Свежо предание, а верится с трудом;Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;     Как не в войне, а в мире брали лбом;        Стучали об пол не жалея!Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли,А тем, кто выше, лесть как кружево плели.     Прямой был век покорности и страха,Всё под личиною усердия к царю.Я не об дядюшке об вашем говорю;     Его не возмутим мы праха:Но между тем кого охота заберет,     Хоть в раболепстве самом пылком,     Теперь, чтобы смешить народ,     Отважно жертвовать затылком?     А сверстничек, а старичок     Иной, глядя на тот скачок,     И разрушаясь в ветхой коже,Чай приговаривал: ах! если бы мне тоже!Хоть есть охотники поподличать везде,Да нынче смех страшит, и держит стыд в узде;Недаром жалуют их скупо государи.

— Что сравнивает Чацкий? (век нынешний и век минувший)

— Каковы же взгляды Чацкого? (Он не приемлет мир косных, консервативных правил, привычек, ему ненавистны пустота, суетливость московской жизни, отсутствие творческой свободной мысли, жестокость крепостников. Ему противны раболепство и низкопоклонство, лицемерие и чинопочитание.)

— Перед нами завязка другого конфликта (о завязке любовного конфликта мы говорили ранее). В чем суть его?

(Обозначим первоначальный конфликт между Фамусовым и Чацким как конфликт поколений. Молодое поколение, чтобы достичь чего-то в жизни, должно ориентироваться на идеалы отцов — такова позиция Фамусова; дядя Максим Петрович — образец для подражания.

Проповедь нового образа жизни в речах Чацкого, отказ от идеалов московского барства.)

— Чья позиция предпочтительнее? Есть ли своя правота в высказываниях Фамусова?

  • — Как меняются поведение и интонация речи героев в ходе словесного
  • поединка?
  • — Какие жизненные идеалы и ценности отстаивает каждый герой?
  • (Ответ на этот вопрос с помощью выбранных цитат записывается в тетрадь).

— Во втором действии завязавшийся общественно-политический конфликт только углубляется? Покажите это на примерах из текста.

Важный момент — появление Скалозуба.

— Кто такой Скалозуб? Каковы его взгляды на жизнь? Чья жизненная позиция ему ближе? Докажите свою точку зрения.

(Скалозуб немногим старше Чацкого, но так ли велико его отличие от «века минувшего»? Он настолько ничтожен, что не в состоянии понять, на чьей он стороне в споре Фамусова и Чацкого.)

— Найдите в тексте реплики Скалозуба, которые помогают нам понять, что это за человек.

(«Мне только бы досталось в генералы…». О Москве: «дистанции огромного размера». «Довольно счастлив я в товарищах моих…»)

— Что вызвало монолог Чацкого «А судьи кто?..»?

(Слыша, что его «жалеют», Чацкий не может удержаться от негодования.

Монолог «А судьи кто?..» рождён протестом Чацкого: его отдают на суд Скалозуба!)

Чтение монолога «А судьи кто?..»

Чацкий

А судьи кто? — За древностию летК свободной жизни их вражда непримирима,Сужденья черпают из забытых газетВремен Очаковских и покоренья Крыма;     Всегда готовые к журьбе,     Поют всё песнь одну и ту же,     Не замечая об себе:        Что старее, то хуже.

Где? укажите нам, отечества отцы,Которых мы должны принять за образцы?     Не эти ли, грабительством богаты?Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,Великолепные соорудя палаты,Где разливаются в пирах и мотовстве,И где не воскресят клиенты-иностранцыПрошедшего житья подлейшие черты.

Да и кому в Москве не зажимали рты        Обеды, ужины и танцы?Не тот ли, вы к кому меня еще с пелен,     Для замыслов каких-то непонятных,        Дитёй возили на поклон?     Тот Нестор негодяев знатных,     Толпою окруженный слуг;Усердствуя, они в часы вина и дракиИ честь и жизнь его не раз спасали: вдругНа них он выменил борзые три собаки!!!Или вон тот еще, который для затейНа крепостной балет согнал на многих фурахОт матерей, отцов отторженных детей?!Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах,Заставил всю Москву дивиться их красе!     Но должников не согласил к отсрочке:        Амуры и Зефиры все        Распроданы по одиночке!!Вот те, которые дожили до седин!Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!Вот наши строгие ценители и судьи!        Теперь пускай из нас один,Из молодых людей, найдется — враг исканий,Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,В науки он вперит ум, алчущий познаний;К искусствам творческим, высоким и прекрасным,        Они тотчас: разбой! пожар!И прослывет у них мечтателем! опасным!! —Мундир! один мундир! Он в прежнем их бытуКогда-то укрывал, расшитый и красивый,Их слабодушие, рассудка нищету;        И нам за ними в путь счастливый!И в женах, дочерях — к мундиру та же страсть!Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?!Теперь уж в это мне ребячество не впасть;        Но кто б тогда за всеми не повлекся?Когда из гвардии, иные от двора        Сюда на время приезжали, —        Кричали женщины: ура!        И в воздух чепчики бросали!

— Как произносит этот монолог Чацкий?

(Сдержанность оставляет героя, он распаляется всё больше и больше. Пылкость его не убита до конца презрением. Чацкий не понимает, что его речи в ответ вызывают лишь раздражение и испуг.)

— Каковы политические взгляды Чацкого? Что не приемлет он в современном ему обществе?

(Косность, равнодушие, подлость, крепостничество.)

СЛАЙД «Общественный конфликт»

— Говоря о социально-политическом конфликте, мы совершенно забыли о любовном конфликте. Развивается ли он?

(Да. У Чацкого возникают подозрения, не является ли Скалозуб его счастливым соперником. Падение Молчалина и обморок Софьи как будто бы окончательно должны были убедить Чацкого в её привязанности к сопернику. Чацкий забывает о Молчалине — он занят лишь заботами о Софье.)

— Как вам кажется, почему такой умный молодой человек не понимает до конца происходящего?

(Он влюблён. Сосредоточенность чувства, волнение не позволяют ему верно воспринять происходящее, хотя он старается всё подметить. Несмотря на то что Софья смеётся над участливостью Чацкого, прямо говорит ему: «На что Вы мне?», он уходит омрачённым, печальным, но не прозревшим всё ещё.)

  1. Подведение итогов.
  2. — Как и почему изменяется настроение Чацкого от начала к концу второго действия?
  3. Домашнее задание.
  1. Прочитать III действие комедии «Горе от ума»

  2. Воспроизвести цепочку: как родилась и распространилась сплетня о сумасшествии Чацкого? (письменно)

  3. Учить «А судьи кто?…» (монолог Чацкого) – через урок

Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-literature-analiz-deystviya-komedii-griboedova-gore-ot-uma-klass-3308966.html

Анализ комедии «Горе от ума» Грибоедов (9 класс)

Комедия «Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе. Она как столетний старик, около которого все, отжив по очереди свою пору, умирают и валятся, а он ходит, бодрый и свежий, между могилами старых и колыбелями новых людей. И никому в голову не приходит, что настанет когда-нибудь и его черед. Отчего же это, и что такое вообще это «Горе от ума»? 1

Как появился замысел пьесы, достоверно неизвестно. Однако существует версия, согласно которой замысел возник в городе Таври́з где-то к концу первого десятилетия XIX века (1818-1820). К созданию комедии Грибоедов приступил в 1822 году.

Тогда он находился на Кавказе, в Тифлисе, по службе и был в роли дипломата при генерале Алексее Петровиче Ермолове. Пьеса была готова к осени 1824 года в Петербурге, но из-за цензуры вышла в печать не в полном виде в альманахе «Русская Талия на 1825 год».

Полностью она была опубликована в 1862 году, хотя и до этого была широко известна благодаря её первой постановке в 1831 году: рукописи расходились тысячами по всей России.

«Горе от ума» сочетает в себе два диаметрально противоположных жанра. Грибоедов назвал пьесу комедией, но ничего такого, что могло бы вызвать смех или улыбку, в ней нет.

Напротив, её конец трагический, и в ней в целом много драматических моментов.

С современной точки зрения это драма, но тогда в связи с отсутствием данного понятия она называлась «высокой» комедией, что было равноценно трагедии.

Главные герои пьесы:

  • Павел Афанасьевич Фамусов, управляющий в казённом доме
  • Софья Павловна Фамусова, его дочь
  • Лиза, служанка в доме Фамусова
  • Алексей Степанович Молчалин, секретарь, живёт в доме Фамусова
  • Александр Андреевич Чацкий, молодой дворянин
  • Сергей Сергеевич Скалозуб, полковник
  • Наталья Дмитриевна и Платон Михайлович Горичи, супруги
  • Тухоуховские, семья князей: супруги и шесть дочерей
  • Хрюмины: бабушка и внучка – графини
  • Антон Антонович Загорецкий
  • Репетилов

Второстепенные герои пьесы:

  • Господа N и D
  • Слуги
  • Гости, лакеи
  • Официанты Фамусова

Герои делятся на два лагеря: фамусовский (все герои во главе с Фамусовым) и лагерь Чацкого (сам Чацкий и упоминаемые лица: племянник Тугоуховской, двоюрный брат Скалозуба)

Чацкий Александр Андреевич среди всех героев — единственный положительный герой. Он остёр, умён, искренен.

Его взгляды противопоставлены с принятыми общественными взглядами – на этом конфликте и держится вся комедия вплоть до последнего действия. Стоит отметить, что изначальный вариант его фамилии – «Чадский», от слова «чад, чадо» – «дитя, ребёнок».

Это отсылка указывает на некую оторванность Чацкого от реальности, его романтизм, который как раз и раскрывается в последнем действии.

Фамусов Павел Афанасьевич – главный оппонент Чацкого, лицемер, льстец, хранитель старых традиций. В человеке ему нужны лишь положение в обществе, успехи в жизни, карьера. Его главная черта – зависимость от общественного мнения, что показывается в его фамилии: Фамусов от латинского «fama» – «молва». Даже в конце, после финального монолога Чацкого, его волнует всё то же:

Ах! Боже мой! Что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!

Софья – личность, далеко не однозначная. Воспитанная в фамусовской и, можно сказать, французской среде романов и нанимаемых учителей, она в то же время не боится общественного мнения и может выразить своё.

Она наблюдательна, осторожна, но злопамятна, иронична. Однако всё же она выбирает Молчалина, а не Чацкого, свою давнюю любовь, и именно она пустила слух о его психическом нездоровии; фамусовское начало в ней преобладает над её личным.

Это иронично отражается в её имени, обозначающем «мудрость».

Молчалин – лживый, послушный, низкий человек. Он не имеет своих собственных взглядов и, более того, уверен, что этого он не должен «сметь» делать.

Вся жизнь его заключена в подчинении, зависимости от других ради своего продвижения. Он не может жить самостоятельно и давно уже приноровился «угождать всем людям без изъятья».

Но, увы, именно такой вариант более выигрышный; «Молчалины блаженствуют на свете!» – горько замечает Чацкий.

Стоит ли говорить о других героях? Вернее, услышим ли мы о них что-нибудь новое? Все их черты и характеры уже раскрыты здесь, в трёх главных героях. Скалозуб, Горичи, Тугоуховские – все они такие же пустые, безнравственные, душевно бедные люди, как и Фамусов, и Молчалин. Говоря об одном герое, мы одновременно говорим о них всех.

Сюжет «Горя от ума» имеет линейную структуру.

Первое действие

Просыпается Лиза. Её сон был не очень хороший: Софья ждала Молчалина, а ей было поручено сделать так, чтобы никто не узнал об их встрече. Лиза, постучавшись, предупреждает девушку, что уже утро. Чтобы разбудить их быстрее, она переводит часы; они играют. Фамусов замечает Лизу и заигрывает с ней. Но их прерывает Софья; Фамусов ретируется.

Лиза выговаривает Софью в неосторожности, Софья и Молчалин расходятся. Фамусов выходит снова и спрашивает, почему Молчалин тут в столь раннее время. Молчалин отвечает, что только закончил утренний моцион и зашёл к Софье, но Фамусов, несмотря на это, отчитывает дочь за то, что увидел ее, девушку, ещё совсем невинную, с мужчиной.

Лиза советует Софье держать ухо востро и остерегаться сплетен, но Софью они не пугают. Лиза думает, что её роман с Молчалиным не получат дальнейшего развития: Фамусов любыми средствами воспрепятствует её браку на человеке без состояния. Для отца единственный хороший вариант —  полковник Скалозуба: «И золотой мешок, и метит в генералы».

Софья лучше бы покончила с собой, чем вышла бы замуж за глупого Скалозуба. Лиза вспоминает её бывшую любовь – весёлого, задорного и умного юношу Чацкого. Но для Софьи это дружба и совпадение – не более. К этому времени как раз прибывает Чацкий. Он замечает, как равнодушно встречает его Софья, но девушка утверждает обратное.

Чацкий погружается в воспоминания о прошлом, Софья говорит, что всё это «ребячество». Чацкий видит, как стеснена Софья, и расспрашивает, не полюбила ли она другого. Девушка говорит, что растеряна из-за него самого. Возвращается Фамусов, и Чацкий заводит беседу с ним. Он восторгается Софьей, признаётся, что тех, кто мог сравняться с ней, просто нет.

Фамусов задумывается, не попросится ли он к Софье, и после его ухода продолжает размышлять, кто именно: Чацкий или Молчалин — любим ей.

Второе действие

Фамусов указывает слуге письменный распорядок недели и после снова заговаривает с вернувшимся Чацким. Юноша спрашивает, как Павел Афанасьевич отреагировал на его брак с Софьей. Фамусов говорит, в первую очередь дал бы наставление посвятить себя государству и продвинуться в обществ. «Служить бы рад, прислуживаться тошно» – отвечает Чацкий.

Для Фамусова это слова гордеца; он вспоминает своего дядю Максима Петровича, умевшего подслуживаться; в этом он видит главное в мужчине. Чацкий сопоставляет прошедшие и настоящие времена и критикует фамусовское поколение за то, что они формируют мнение о человеке, смотря на его состояние.

Тем временем слуга Фамусова сообщает о прибытии Скалозуба. Павел Афанасьевич просит Чацкого не вольнодумствовать и уходит принимать генерала. Мужчины разговаривают о двоюрном брате Скалозуба, благодаря ему далеко продвинувшимся по службе, но незадолго до высокого чина уехавшего в деревню Фамусов восхищен Скалозубом – точнее, его успехами.

Но Скалозуб  хочет «достать» звание генерала. В диалог врывается Чацкий, Фамусов осуждает вольность его мыслей и отказ от службы. Чацкий отвечает, что не Фамусову его судить: в его среде нет идеалов для следования за ними, есть ненависть свободы и ветхие нравы, не принимаемые им.

Чацкого возмущает, что в дворянском обществе сторонятся тех, которые отдаёт себя образованию, искусству, а не званиям, и от неприкрытой порочности их спасает лишь мундир. Внезапно картина меняется. Софья, напуганная падением Молчалина, теряет сознание.

Лиза старается помочь ей придти в себя — Чацкий видит, что Молчалин вовсе не пострадал, и понимает, что Софья зря тревожится о нём. Девушка, очнувшись, спрашивает о Молчалине. Чацкий спокойно отвечает, что с тем ничего серьёзного не случилось; Софья обвиняет его в равнодушии. Это даёт понять Чацкому, кому отдана девушка.

Пришедший Молчалин упрекает Софью за её чрезмерную искренность и пугается слухов; Софье же мнение людей безразлично. Лиза советует Софье поиграться  с Чацким, чтобы опровергнуть его подозрения. Когда Софья уходит, юноша заигрывает с Лизой.

Третье действие

Чацкий пытается выдавить у Софьи, кто поселился в её сердце: Молчалин или Скалозуб. Софья отклоняется от ответа. Чацкий признаётся, что из-за своей любви теряет рассудок. В диалоге узнаётся, что Софья ценит в Молчалине тихий характер и робкость, но вновь не говорит прямо о своих чувствах к нему.

Чацкий остаётся без ответа. Идут подготовки к балу, все съезжаются гости: семья Тугоуховских, Хромины, Антон Антонович Загорецкий, свояченница Фамусова Хлёстова. Молчалин расхваливает её питомца. Чацкий, заметивший это, смеётся. Софья думает о высокомерии и злобе Чацкого.

С ней заговаривает господин N; Софья сообщает ему, что Чацкий психически болен. Это быстро становится известным на балу. А самого Чацкого, прибывшего в дом Фамусова, все избегают его; сам Фамусов видит в нём явные симптомы сумашествия.

Чацкий мучится «миллионом терзаний груди от дружеских тисков»; ему некомфортно в такой обстановке, он недоволен иностранной Москвой. Его озадачила встреча в соседней комнате с «французиком из Бордо».

Он боялся, что попадёт в одичалую страну, но его приняли радушно, и ничего русского не увидел, будто вернулся во Францию. От этого ему противно, но к концу монолога он оказался один; вокруг танцевали и играли в карты.

Четвёртое действие

Бал окончен, гости уезжают; среди них и Чацкий. Его надежды развеялись. Он не понимает, почему все видят в нём умалишённого, кто начал эту сплетню, знает ли об этом Софья, не понимая что именно она и пустила его.

Читайте также:  Анализ произведения дефо робинзон крузо

Но в этот момент появляется Софья, и Чацкий, спрятавшись за колонну, случайно подслушивает разговор Молчалина и Лизы. В Софье юношу интересует лишь то, что она дочь Фамусова, содержащего его, а Лиза нравится ему намного больше. Но Софья всё слышит.

Молчалин извиняется, Софья требует оставить дом утром – в противном случае она донесёт отцу. Вышедший Чацкий укоряет Софью в её бессмысленной измене. Но девушка сама не видела настоящего Молчалина. Прибегают разбуженные Фамусов со слугами и находят пару.

Увиденное потрясает отца: Софья сама рассказала всем о безумии Чацкого и сейчас снова сошлась с ним. В замешательстве он грозится отправить Лизу «в избу», а Софью – «в Саратов». Чацкий понимает, кто всё это начал. Его надежды разрушены.

Он желал счастья с Софьей, «летел» к ней одной, но мечты оказались ложными: детская любовь для Софьи, которой «дышал и жил» Чацкий, – ничто. Но теперь всё ясно, он не сожалеет о разрыве, осознаёт, что в её окружении он лишний и покидает дом. Фамусов обеспокоен одним: «Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!».

Собственно, в последнем действии и заложена идея произведения. Пьеса держится на конфликте старых и новых нравов, идеалов, мнений. Именно Грибоедов стоит в ряду зачинателей типа лишнего человека в литературе – представителя светского общества, отрицающего его нормы и правила, живущего по правильным, чуждым им идеалам. И именно эта комедия определила судьбу лишнего человека в обществе:

  • Судьба, проказница-шалунья, Определила так сама: Всем глупым – счастье от безумья,
  • Всем умным – горе от ума 2

1 И.А.Гончаров. Мильон терзаний. Критический этюд 2 Эпиграф к комедии. Авторство не установлено, но точно известно, что он написан не Грибоедовым

`

Популярные сочинения

Источник: https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/griboedov/analiz-komedii-gore-ot-uma

"Горе от ума": анализ произведения Грибоедова, образы героев

Кратко:

Замысел комедии «Горе от ума» относят к 1816 году. При жизни автора, несмотря на его усилия, цезура не разрешала публиковать это произведение. В печати появились только небольшие отрывки из комедии.

Несмотря на это, «Горе от ума» было хорошо известно в обществе, потому что распространялось в списках. Только в 1831 году цензура разрешила напечатать неполный текст комедии. Исключены были самые «неблагонадежные» ее части.

В этом же году пьеса была поставлена в Петербурге, а затем в Москве.

Конфликт в комедии носит общественный характер; ее главного героя мучает не только неразделенная любовь, но и невозможность жить в этом безумном обществе.

Комедия несет в себе черты классицизма — единство действия, места и времени, герои наделены характерными именами — Чацкий — от слова «чад», Фамусов — от английского слова «известный», Молчалин — бессловесный, Репетилов — пересказывающий мысли других и т. д.

Но за этими внешними признаками классицизма кроется реализм, который выражается в верных правде жизни характерах действующих лиц, в их неоднозначности, свойственной живым людям. Глубокому реализму комедии соответствует ее яркий, образный язык. Здесь живые люди говорят живым языком.

Язык каждого персонажа характеризует образ; например, меткий и острый язык служанки Лизы, стройная и логичная речь Чацкого. Монологи Репетилова не имеют стержня, он все время перескакивает с одной темы на другую. Многие выражения из комедии стали «крылатыми», люди и сегодня употребляют их, например, «и дым отечества нам сладок и приятен», «счастливые часов не наблюдают» и т. д. (Подробный разбор характеров персонажей комедии смотри в статье «И. А Гончаров»).

Это произведение оказало большое влияние на дальнейшее развитие русской литературы. Почти через пятьдесят лет после написания комедии И. А. Гончаров посвятил ей критический очерк, названный «Мильон терзаний», написанный так, словно комедия была недавно закончена.

Источник: Краткий справочник школьника. Русская литература / Авт.-сост. И.Н. Агекян. — Мн.: Современный литератор, 2002

Подробнее:

«Горе от ума» (1824) стало первой русской реалистической комедией, это произведение стало этапным для утверждения реализма в русской драматургии.

Однако именно потому, что это было первое реалистическое произведение, в нём можно выделить и влияние эстетики романтизма (даже образ Чацкого, в целом реалистический, весьма похож на образы романтических героев, противопоставленных обстоятельствам и остальным героям), и даже влияние классицизма — здесь и соблюдение требования «трёх единств», и «говорящие» фамилии героев. Однако можно сказать, что Грибоедов в комедии «Горе от ума» творчески переработал всё то лучшее, что было создано в русской литературе до него, сумев на основе этого создать качественно новое произведение, и новизна эта определяется в первую очередь новыми принципами создания характеров, новым подходом к пониманию сущности образов-персонажей. 

Герои Грибоедова — это герои, образы которых социально мотивированы, они таковы потому, что принадлежат к определённому времени и определённым слоям общества, хотя это не означает, что они герои-схемы. Просто в каждом из них основные черты характера сформированы средой, каждый из них выражает эту среду, оставаясь при этом индивидуальностью.

Язык комедии «Горе от ума»

Также принципиально новым для русской литературы стал язык комедии «Горе от ума», языковые характеристики героев представляют читателю каждого из них таким образом, что, например, речь Софьи невозможно спутать с речью княгини Тугоуховской, а Молчалин и Скалозуб отличаются и характерами, и своей речью.

Предельная индивидуализация речевых характеристик героев, блестящее владение русским языком, афористичность реплик героев, острота полемики в диалогах и монологах, — все это делает язык комедии Грибоедова «Горе от ума» уникальным явлением в русской литературе 20-х годов XIX века, и то, что многие фразы из нее стали «крылатыми», подтверждает, что не только своему времени принадлежала она.

Конфликты комедии

Очень интересны конфликты комедии. Внешний конфликт очевиден: это противостояние передового человека своего времени (Чацкого) и общества, живущего прошлым и стремящегося сохранить неизменной эту свою жизнь. Иначе говоря, конфликт старого и нового, банальный, в общем-то, конфликт.

Однако он самым тесным образом связан с внутренним конфликтом комедии, с противоречием образа Чацкого.

Как мог он, умнейший человек, не понять, что Софья любит другого после того, как она сама ему об этом сказала и назвала имя этого человека? Почему он с таким жаром доказывает свою точку зрения людям, цену которым он прекрасно знает, равно как знает и то, что они никогда не то что не согласятся с ним, но даже и понять его не смогут? Вот он, внутренний конфликт комедии «Горе от ума» Грибоедова. Чацкий глубоко и искренно любит Софью, и это чувство делает его таким непонятливым и даже смешным — хотя может ли быть смешон тот, кто любит, каким бы смешным он ни казался?.. В чём-то внутренний и внешний конфликты комедии совпадают, хотя любовь Софьи к Молчалину и не является в плане мотивации социально обусловленной, скорее, наоборот, но ведь романтический взгляд дочери Фамусова на последнего тоже свойственен обществу, в котором они живут.

Образ Фамусова

Мир Фамусова — это мир московской знати, которая живет по нормам «Времён очаковских и покоренья Крыма» и не хочет ничего изменять в своей жизни. «Управляющий в казённом месте» Фамусов занимается делами спустя рукава («Подписано, так с плеч долой»…), зато он преуспевает в устройстве своей жизни со всевозможными удобствами, не исключая и «монашеского поведенья»…

Он точно знает, что для его дочери «Кто беден, тот тебе не пара», он отлично ориентируется в светских сплетнях и всём, что касается чужих имений, он может при случае напомнить Молчалину, кому тот обязан своим нынешним положением, и он же нескрываемо подобострастен со Скалозубом, видя в нём выгодного жениха для дочери…

В разговоре с Чацким, не понимая и половины того, что говорит собеседник, он смертельно пугается, полагая, что беседует с «карбонари» (то есть бунтовщиком), который «вольность хочет проповедать» и «властей не признаёт», требует: «Строжайше б запретил я этим господам На выстрел подъезжать к столицам».

Он совсем не так глуп, Фамусов, поэтому он готов любыми средствами бороться за сохранение своего положения и своего образа жизни, он отстаивает своё право видеть жизнь такой и жить именно так.

Опасность его в том, что он готов именно что на всё, а может он пока что очень многое, пока что он и ему подобные — подлинные хозяева жизни, и противостоит им всего лишь один человек — Чацкий, который очень одинок в этом обществе, что бы ни говорили о «племянниках» и прочих, якобы исповедующих иные идеалы, но в доме Фамусова Чацкий по-настоящему одинок.

Образ Чацкого в комедии «Горе от ума»

Образ Чацкого воспринимался современниками как образ передового человека, отстаивающего идеалы новой жизни, которая должна была прийти на смену господству «фамусовщины».

В нем видели представителя молодого поколения, умного, образованного, порядочного человека, горячо отстаивающего необходимость изменения жизни и, похоже, предпринимающего некие шаги в этом направлении, хотя автор и говорит об этом вскользь.

Бесспорно лишь то, что Чацкий — человек мыслящий и одаренный, его суждения о государственной службе, о долге недаром так сильно пугают Фамусова, в них выражаются идеи государственного устройства, подрывающие основы существования Фамусова и ему подобных: «Служить бы делу, а не лицам…», «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «И точно, начал свет глупеть».

Много спорили о том, можно ли считать образ Чацкого в «Горе от ума» образом декабриста в литературе, но не подлежит сомнению, что идеи героя близки идеям декабристов, к которым автор комедии относился с большой симпатией. Однако Чацкий не просто выразитель передовых на взгляд автора комедии идей своего времени.

Это живой человек, он искренен и глубок в своих переживаниях, его поступки определяются чувством большой любви, которую он испытывает к Софье.

Он влюблен, он помнит Софью юной девушкой, которая, судя по тому, что она оправдывается перед Лизой, оказывала ему недвусмысленные знаки внимания, и сейчас он хочет видеть в ней ту же самую Софью, не желая видеть, что с ней произошли разительные перемены.

Раздражение и даже некая озлобленность Чацкого вызваны тем, что Софья изменила свое отношение к нему, и это мешает герою реально воспринимать обстоятельства, видеть их такими, как они есть.

Ум и чувства героя слишком сильно заняты любовью для того, чтобы он себя контролировал, для него сейчас весь мир сосредоточен в Софье, поэтому всё остальное и все остальные его просто раздражают: раздражает Фамусов, которому он все же оказывает известное уважение как отцу Софьи; раздражает Скалозуб, в котором он готов видеть возможного жениха Софьи; раздражает Молчалин, который, «с такой душой», не может (как он считает!) быть любим той же Софьей.

Настойчивые попытки Чацкого узнать правду об отношении к себе Софьи граничат с патологией, а его упрямое нежелание принимать эту правду могло бы показаться слепотой, если бы не было любовью…

Однако сцена, свидетелем которой он становится в последнем действии, даёт ему окончательный ответ на самый для него сейчас главный вопрос — он получает неопровержимые доказательства того, что Софья не просто не любит, но и предаёт его, поэтому последний монолог Чацкого — это крик и боль оскорблённой души и оскорблённого чувства, но здесь же и убийственно точно охарактеризовано фамусовское общество, которое отобрало у героя самое дорогое в его жизни — любовь. Чацкий покидает Москву, и его отъезд вроде бы говорит о том, что он побеждён. Правда, есть известная мысль И.А. Гончарова о том, что «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанося ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей», но разве может эта несомненная победа героя помочь ему тогда, когда сердце его разрывается от боли?.. Поэтому можно говорить о том, что финал комедии близок к трагическому — для него, «вечного обличителя», которому ни блестящий ум, ни умение «пересмеять всех» не смогли помочь обрести обычное человеческое счастье…

Молчалин

Система образов комедии построена таким образом, что автор даёт нам возможность увидеть «анти-двойников» Чацкого: это образы Молчалина и Репетилова. Молчалин — счастливый соперник Чацкого в любви, по-своему он очень сильная личность, которой удается многого добиться в жизни.

Но — какой ценой? Он свято соблюдает завет отца: «Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья…».

Он и угождает, даже с «плачевной нашей кралей» (такой называет Софью) ночи «почтительно» проводит, ведь она – «дочь такого человека»! Конечно, можно сказать, что для Молчалина такое поведение — единственно возможное с точки зрения достижения «степеней известных», но ведь не ценой же потери чувства собственного достоинства их достигать?

Репетилов

Образ Репетилова воспринимался современниками как явная пародия на декабристов, что может показаться странным — если вспомнить об отношении автора комедии к ним и их идеям. Однако Репетилов очень похож на…

Чацкого, только на Чацкого, лишенного его ума, его чувства собственного достоинства, его умения вести себя так, как того требует его честь.

Комический двойник главного героя помогает лучше понять образ Чацкого в комедии «Горе от ума», увидеть его сильные стороны и оценить их по достоинству, оставаясь при этом оригинальным и самобытным художественным образом, высмеивающим тех из сторонников декабристов, кто делу предпочитал «слова, слова, слова…»

Софья

Сложным и противоречивым получился в комедии образ Софьи.

Создавшая себе романтический образ Молчалина и полюбившая своё «творение», готовая защищать любимого человека от несправедливых, как она убеждена, нападок Чацкого и много в этом преуспевшая (вспомним, ведь именно с ее «подачи» пошла гулять сплетня от сумасшествии Чацкого!), ставшая невольной свидетельницей того, как человек, которого она любит, насмехается над ней и ее любовью, — вот через что приходится пройти героине комедии, и в конце произведения она не может не вызвать у зрителя сочувствия. Софья и умна, и хорошо знает людей — как блестяще даёт она намек на мнимое сумасшествие Чацкого светскому сплетнику Г. N., ее и упрекнуть при случае не в чем! Однако, как и Чацкого, ее ослепила любовь, и, принося страдание Чацкому, она сама не меньше страдает от предательства человека, которому верила и ради любви к которому пошла на определенные жертвы.

«Тема ума»

Особое место занимает в комедии «тема ума».

«Горе», которое принес Чацкому его несомненный ум, усугубляется тем, что в мире Фамусова господствует иное представление об «уме»: здесь ценится тот, кто умеет добиваться чинов и денег, поэтому дядя Фамусова, без конца падающий перед теми, кто «чины даёт», почитается за образец мудрости, а умный Чацкий объявляется сумасшедшим… Быть мыслящим человеком в кругу тех, кто не понимает разницы между умом и хитростью, — вот удел Чацкого.

Авторская позиция

Образ автора, авторская позиция в комедии «Горе от ума» проявляется в первую очередь в создании образов-персонажей и основном конфликте комедии. Чацкий изображен с большой симпатией, его моральное превосходство, его победа над миром Фамусова говорят о том, на чьей стороне автор. Сатирическое изображение мира старой Москвы, его моральное осуждение также указывают на авторскую позицию.

Наконец, финал комедии, когда она превращается в трагикомедию (об этом говорилось выше) с точки зрения выражения авторской позиции также однозначно говорит зрителю о том, на чьей стороне автор. В комедии Грибоедова авторское начало выражается и в ремарках, и в речевых характеристиках образов-персонажей, во всем видна неповторимая личность автора одной из величайших комедий в русской литературе.

Как уже отмечалось, «крылатые фразы» из «Горя от ума» прочно вошли и в русскую литературу, и в русский язык. Само произведение также заняло свое место в русской культуре, что даёт основания говорить о народном характере комедии Грибоедова.

Источник: Гладышев В.В. Краткий справочник по литературе. — М.: ФЛИНТА, 2014

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/griboedov_a_s/gore_ot_uma_analiz_proizvedenija_griboedova_obrazy_geroev/85-1-0-1692

Ссылка на основную публикацию