Сочинение демон в поэме лермонтова (образ и характеристика)

Образ Демона в одноименной поэме М. В. Лермонтова представлен падшим ангелом, который, презирая все и вся творения Бога, однажды не смог остаться равнодушным перед красотой грузинской княжны Тамары. Он уже не получает удовольствия от прежних злых деяний,  а потому решает добиться любви Тамары и завладеть ее душой навечно, взяв ее к себе в подруги.

По злому умыслу Демона жених Тамары погибает по дороге к ней. Вся княжеская семья безутешна в своем горе, в особенности Тамара, но Демон является к Тамаре ночью в прекрасном обличии и успокаивает ее своими речами. С этого момента он начинает ее преследовать и каждую ночь посещает княжну.

Когда Тамара, не подозревающая об истинной природе своих видений, решает скрыться в монастыре от злой напасти, Демон долгое время не решается снова к ней подступиться.

Но он уже завладел мыслями Тамары, и жизнь без него ей уже не в радость, а потому, услышав однажды ее плачь о нем, он снова приходит к ней.

Демон умоляет Тамару принять его, рассказывает о своих злодеяниях, которым нет прощения, говорит, что Тамара единственная, кто может скрасить его существование. Демон клянется в искренности своих чувств, признается, что готов пойти на примирение с небом, если она примет его. Он обещает ей вечность с ним и все земное и неземное богатство взамен на ее любовь.

Демон, сам того не подозревая, обманывается в своих чувствах и обманывает Тамару —  им владеют лишь страсть и жажда обладания девушкой, а не чистые чувства. Если бы он любил княжну по-настоящему, он не являлся бы к ней, зная, что тем самым убьет ее. Истинная любовь предполагает жертвенность, но Демон действует исключительно в собственных интересах, пользуясь доверием девушки.

В итоге Демон торжествует, ему удается соблазнить княжну. Тамара ведется на речи Демона, и этот выбор стоит ей жизни.

Демон, наконец, принимает свой истинный и страшный облик падшего ангела и пытается забрать душу Тамары, так как считает, что теперь она принадлежит только ему одному.

Но неожиданно ему противостоит ангел хранитель княжны, который не отдает Демону душу девушки, объясняя это тем, что, в отличие от Демона, любовь Тамары была чистой и невинной, и на Тамаре нет греха.

Таким образом, Демон оказывается побежденным. Его «любовь» оказалась самообманом, который стоил жизни человека. Демону так и остается недоступным понимание любви в ее настоящем значении. Демон обречен на вечное скитание среди людей, в жизни которых он приносит несчастья.

Подробная характеристика Демона

Кто есть демон в традиционном религиозном понимании? Это злое, грубое, уродливое, пугающее и обижающее всех вокруг существо. Такими демонов изображали десятки деятелей искусства: писатели, поэты, художники.

Демон, которого изобразил в своей поэме Лермонтов, кардинально отличается от любого типичного демона. Его сложно назвать безусловно отрицательным персонажем. Как говорит автор уже в первых строках поэмы, его демон утомлен постоянным совершением зла.

Так Лермонтов ломает представление о том, что всем демонам зло в радость, так как они, по сути своей, являются воплощением этого зла.

В основе поэмы лежит библейская история о том, как однажды падший ангел восстал против Бога. Михаил Лермонтов не является первым поэтом, который был увлечен созданием портрета «духа отрицанья, однако он сумел внести в этот образ нечто особенное. Он сделал демона человекоподобным, изобразив его персонажем как романтическим, так и реалистическим.

Создатель мира  также косвенно присутствует в тексте. Он обвиняется во всех преступлениях, проблемах, трагедиях, что затронули мир людей. В поэме есть мысль: если Бог сотворил всё, значит, и зло тоже сотворено им. У лермонтовского Демона к Богу личная неприязнь, которую сложно объяснить лишь миссией подобных существ.

Бог изолировал Демона от рая и поработал над его душой. Помимо этого факта, Создатель передал своему оппоненту груз ответственности за всё мировое зло, поэтому Демон “жжет печатью роковой”. Думается, что в этой печали и  заключена трагедия главного героя поэмы: вне зависимости от его желания, всё, к чему он имел или имеет отношение, становится злом.

Демон Лермонтова — этакий несчастный сверхчеловек, обреченный на страдания из-за своих способностей. Известно, что после издания поэмы Церковь посчитала поэта безбожником, так и не сумев принять его нетипичный образ демона.

В поэме немало различных философских подтекстов, и читателю, взявшему за данное произведение, нужно обладать немалой эрудицией, чтобы понять всю суть этого поэтического текста. «Демон» по сей день является почвой для дискуссий среди учёных-филологов. В школе же эту поэму следует изучать уже потому, что она является блестящим примером мастерства автора.

Сочинение Демон в поэме Лермонтова (Образ и характеристика)

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/lermontov/obraz-i-harakteristika-demona-v-poehme-demon

Сочинение Демон в поэме Демон Лермонтова

Демон — главный герой поэмы. Он предстает перед читателем не тем чудовищным и бесчувственным существом, которое изображено в библейских текстах. Демон Лермонтова — совершенно другой, он способен на более глубокие чувства, он чувствует и ощущает мир подобно человеку. В этом, отчасти, и состоит загадочность и многогранность поемы.

Этому персонажу не чуждо чувство одиночества, об этом Лермонтов пишет в начале поемы, описывая душевные терзания, гнетущее бессмертие и презрение к окружающему миру которые испытывает Демон в начале поемы.

Далее глубокие переживания главного героя поемы дополняются чувством влюбленности, которое Демон испытывает к молодой грузинке Тамаре. Но им не суждено встретиться, так как она человек, и прикосновение демона ее убьет.

К тому же, она влюблена и выходит замуж.

Испытывая отвращение к заведенному Богом порядку, демон убивает жениха Тамары руками разбойников. Верша судьбы людей, герой Лермонтова показывает желание стать таким же как они, прикоснуться к человеческой сущности и оправдать все свои поступки человеческими сомнениями.

Далее Демон пытается совратить Тамару, представляясь ей красивым юношей, разговаривая с ней по ночам, но Тамара не поддается.

Тамара — воплощение божественного женского начала, она отвергает все демоническое и борется за чистоту своих помыслов (По иронии судьбы именно в такую девушку суждено влюбиться Демону).

Тамара уговаривает отца отправить ее в монастырь,  думая, что Бог и молитвы помогут ей избавиться от искушения и губительной любви Демона. Ангел встает на защиту девушки, но сомнения, одолевающие душу девушки, не дают ему за нее заступиться. Тамара дает Демону себя поцеловать и умирает.

Демон в отчаянии, потеряв любимую, хочет забрать ее душу, но ангел не дает ему этого сделать. Демон остается наедине с собственной болью, отчаянием, одиночеством и чувством безответной любви к прекрасному и чистому созданию, грузинской девушке Тамаре.

Образ Демона

Образ Демона в знаменитой поэме Лермонтова — является брошенным героем, который посмел переступить правила добра. Он презирает ограничение человеческого проживания.

Данный портрет взят автором из библейской легенды про изгнанного из рая. Михаил Юрьевич на свой манер переделал содержание.

Наказание главного лица исходит из того, что он обречен до скончания веков блуждать абсолютно одиноким.

Образ демона это причина зла, уничтожающего всё на пути перед собой. Но несмотря на это, он оказывается в сближенном взаимодействии с противоположным началом.

Поскольку нечистый это обращённый ангел, то ему прекрасно вспоминаются прошедшие события. Герой словно выливает свою накопившуюся месть на весь мир.

Стоит выделить тот факт, что данный образ демона очень сильно отличается от Сатаны или же Люцифера. Такое вот личное выражение российского поэта к образу.

Основной смысл поэмы состоит в том, что герой стремится найти способ перевоплотиться. Он весьма рассержен тем обстоятельством, что ему отведена участь рассеивать зло по всему людскому миру. По нежданному стечению событий он влюбляется в прекрасную девушку грузинку, которую зовут Тамара. Данным способом герой во что бы то ни стало желает победить Божью кару.

Образ героя в этом произведении выражается двумя главными особенностями. Это притягательность небес и таинственная загадочность. Поэтому женщина Земли не способна из-за своей слабости устоять перед искусителем. Он не итог человеческого воображения. Тамара может его почувствовать и осязать.

Постепенно он начинает посещать её во сне. Демон походить на воздух и может вдохновляться чрез внутренний голос и дыхание. В поэме мы не найдём описания внешнего вида героя. В чувствах девушки он как светлый вечер, светится неслышно, подобно звезде, ускользает неслышно и бесследно.

Грузинку заманивает зачаровывающий голос, притягивает её. После совершения убийства суженого Тамары, он приходит к ней, напускает золотые сны, избавляет ото всех земных беспокойств. Портрет перевоплощается с помощью колыбельную песенку.

В этой песне присутствует воспевание мира в ночи, который столь характерен для романтической особенности.

Воспевания, которые воспроизводит Демон с течением времени отравляют сердце бедной девушки по миру, которого нет. Земные события и вещи её не привлекают. Доверяясь своему совратителю, грузинка покидает этот мир. Это происшествие приводит Демона к ещё большему отчаянию и сознанию в своей несостоятельности.

← Тамара в поэме Демон
← Казбич в романе Герой нашего времени↑ ЛермонтовОбраз Грузинки в поэме Мцыри →
Образ и характеристика Азамата в романе Герой нашего времени →

Сочинение Демон в поэме Лермонтова (Образ и характеристика)

  • План рассказа В деревне Бунина 5 класс
    В детстве я думал, что после рождественских праздников наступает весна. А вот в декабре ещё настоящая холодная и серая зима. В конце декабря в магазинах появлялись ёлочные игрушки, блестящие украшения
  • Сочинение В осеннем лесу все было желтое и багряное
    Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса… Именно такие мысли, повторяющие строки известного стихотворения, приходят в голову, когда смотришь на осенний пейзаж из окна своей квартиры.
  • Сочинение про Любовь к Родине
    В наше время иногда сложно найти человека, который бы открыто говорил о том, что любит и ценит тот край, в котором родился. Однако, я являюсь именно такой личностью. Так же, как меня переполняет уважение и благодарность
  • Анализ сказки Репка
    «Репка» – русская народная сказка, на которой выросло не одно поколение, впервые была обработана и издана Л.Н. Толстым, как сказка для детей. Она имеет небольшой текст, простую структуру и совсем не сложный сюжет
  • Анализ произведения Волки! Шукшина
    Рассказ «Волки» относится к ранним произведениям Шукшина, ибо он написал его в 1966 году. Рассказ был мало замечен критиками и мало напечатан, но интерес читателей к нему не пропадает и поныне.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/lermontov/demon-v-poehme-demon-lermontova

Сочинение на тему «Образ Демона в одноименной поэме Лермонтова»

Пропустить и перейти к содержимому

Поэму «Демон» Михаил Юрьевич написал в 1832 году, она по праву считается одной из жемчужин его творчества и романтической поэзии в целом.

Поэт и писатель работал над этим произведением целых десять лет и вложил в него всю суть своих тираноборческих амбиций. Не зря главный герой поэмы предстает могущественным противником ужаснейшего из тиранов — творца.

Именно поэтому образ демона передает суть авторской мысли гораздо больше, чем собственно сюжет.

Судьба демона, его чувства и мысли, отношение к Тамаре — все это создает трагичность и возвышенность персонажа, облагораживает его роль борца за свободу, несправедливо осужденного тираном.

Такая интерпретация образа демона была для литературы крайне редкой, даже можно сказать, что пришлась современникам Лермонтова в новинку.

Демон вовсе не отрицательный персонаж, хотя он и носит клеймо «позора преступленья», читатель невольно ему симпатизирует, жалеет, гневается на несправедливость бога. Каждая строчка застрагивает струну в душе:

«Я тот, чей взор надежду губит, Едва надежда расцветет, Я тот, кого никто не любит, И все живущее клянет. Я бич рабов моих земных, Я царь познанья и свободы, Я враг небес, я зло природы,

И, видишь,— я у ног твоих!»

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Эти строки, несмотря на свое внешне отрицательное содержание, невероятным образом наполняются невыносимым страданием демона, который их произносит. Вместе с тем поэт раскрывает всю глубину и возвышенность натуры персонажа.

В начале поэмы демон предстает отрешенным, опустевшим от вечно творимого зла и бесконечной власти над грешными людьми:

«Он сеял зло без наслажденья. Нигде искусству своему Он не встречал сопротивленья —

И зло наскучило ему»

Читайте также:  Рассказы мальчиков (истории мальчиков из рассказа бежин луг)

Кажется, будто из этого замкнутого круга ему не выбраться. Он и сам уверен, что вынужден вечно скитаться, все больше полнясь глубоким страданием из-за собственного всесилия. Но однажды герой узнает о Тамаре, святой женщине, монахине.

Эта мимолетная, исключительно земная, но чистая красота пленяет его, побуждает к жизни. С этого момента перед читателем предстает новый демон, такой, каким он был когда-то, будучи во власти страстей.

Только теперь он раскрывается в полной мере, во всех гранях своей натуры.

Безумная страсть демона похожа на помешательство, чтобы соблазнить Тамару, он клянется в потрясающих масштабами вещах, вызывая некий трепет перед собой:

«Пучину гордого познанья Взамен открою я тебе. Толпу духов моих служебных Я приведу к твоим стопам; … Я опущусь на дно морское, Я полечу за облака, Я дам тебе все, все земное —

Люби меня!..»

Выражая свои чувства, демон пугает и восхищает не меньше, чем его обещания:

«С моей преступной головы Я гордо снял венец терновый, Я все былое бросил в прах: Мой рай, мой ад в твоих очах. Люблю тебя нездешней страстью, Как полюбить не можешь ты: Всем упоением, всей властью

Бессмертной мысли и мечты»

Это открывает в персонаже безумного авантюриста, способного бросить к ногам своей страсти самые великие и сокровенные плоды мироздания. При чем становится понятно, что это касается не только любви к женщине, но и любви к идее, к желанию. Демон буквально охвачен попыткой возродить себя самого, он поднимает в себе все то, что так старался заглушить, мучимый великим страданием.

Когда Тамара умирает, ей прощаются все грехи и даруется право отправиться на небеса. Демон вновь, как когда-то, вступает в неравный бой с тираном, силясь отвоевать свое право на счастье, но терпит ожидаемое поражение.

Он вновь становится на путь одиночества, отчаяния и опустошения. Это настоящая трагедия бессмертного существа, которое вынуждено угасать в вечности, не имея возможности наконец потухнуть, как бы ни было сильно желание.

Интересно отношение демона к человечеству:

«Что повесть тягостных лишений, Трудов и бед толпы людской Грядущих, прошлых поколений, Перед минутою одной Моих непризнанных мучений? Что люди? что их жизнь и труд?

Они прошли, они пройдут…»

Удивительно, что демона сумела покорить земная женщина, которая никогда не стремилась к его идеалам, а напротив — чтила бога. Это только подтверждает вольность натуры героя, истинно свободного даже от навязанных мирозданием порядков.

Источник: https://sochinyalka.ru/2015/01/obraz-demona-v-odnoimennoy-poeme-lermontova.html

Образ Демона в одноименной поэме М. Ю. Лермонтова

Демон в поэме изображен не как обычно: злым, отвратительным и уродливым посланцем ада, а существом “крылатым и прекрасным”. Демон – не сатана, а падший ангел, которого низвергнули с небес за грех мятежа и неповиновение.

Он лишен не только смерти, но и дара забвения – такое наказание за его преступление.

Тоска по потерянному раю, одиночество изгоя, жажда мести, презрение к ничтожным суетным людям – вот, что движет им в непрерывной борьбе божественной идеей добра и всем божьим миром и в каком-то усталом равнодушном свершении зла.

В

поэме перед нами предстает Демон в 3-х образах. Первый – это скучающий, уставший от свершения зла демон. Но все меняется, когда он видит молодую невесту-грузинку Тамару.

Второй образ. Сила земной жизни и мимолетной красоты, воплотившаяся в летящем счастливом танце, вдруг трогает эту заблудшую душу и порождает в ней “неизъяснимое волнение”. Я позавидовал невольно Неполной радости земной Демон влюбляется в Тамару …Он был похож на вечер ясный… …С глазами полными печали и Чуждой нежностью речей…

Цель Демона – не очередное сотворении зла, погибель соблазненной души.

Это мятеж против установленного Богом мирового порядка, попытка изменить судьбу и свой приговор, уйти от тягостной вечности наедине со злом и заслуженного наказания. Он жаждет обрести новое счастье и жизнь, преодолеть проклятие и изгнание из рая, ангельская песнь монахини Тамары пробуждает в духе земную любовь и исторгает слезы, но сама слеза его неземная, она прожигает дикий камень у монастырских стен. Третий образ.

Лермонтов показывает этой красноречивой деталью, что и любовь вечного гения зла, опасна, греховна, гибельна для слабой смертной женщины. Дух хочет возродится, избавится от вечного проклятия и осуждения и спастись любой ценой, пусть ценой гибели юной, безгрешной души монахини.

Тамара погибает и между Демоном и Ангелом начинается борьба за ее душу.

Демон и зло торжествуют, но за страдания и искреннюю любовь, чистоту души и за попытку спасти великого грешника все грехи ей отпускаются, открываются врата рая, светлый ангел отвергает все грозные требования и притязания Демона на трепещущую душу юной монахини.

И Демон вновь остается один, без любви и веры, в своей скучной, холодной вечности и мрачном мире мирового зла.

(No Ratings Yet) Loading… Образ Демона в одноименной поэме М. Ю. Лермонтова« Історія створення роману “Війна й мир”; Війна й мир Толстої Л. НСочинение-описание по картине Н. Крымова “Зимний вечер” »

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/obraz-demona-v-odnoimennoj-poeme-m-yu-lermontova/

Характеристика Демона (Демон)

Каких только обликов не принимал Дьявол в умах людей. Образ и характеристика Демона в поэме «Демон» Лермонтова с цитатами – еще один вариант представления нечистой силы, исчадия Ада. Удивительно то, что в поэме злой дух нравится читателю, привлекает и вызывает новые эмоции. Создается впечатление, что он проникает в сердце.

Демон гениального поэта

Образ Лермонтовского Демона пришел из библейских сюжетов. Он изгнан из Рая, должен блуждать по миру и искать приюта, которого нет. Много веков он

«…отверженный блуждал В пустыне мира…». Для Демона век бежит за веком однообразно, ничтожно и без радости и удовольствия. «Он сеял зло без наслажденья». Автор говорит, что когда-то дух был ангелом. «Блистал он, чистый херувим…». Превращенный во зло ангел – это Демон, созданный гениальным поэтом. Таких образов больше нет в литературе. Субъективное видение Лермонтова отличает образ от привычных злых представителей Ада. Герой поэмы соединяет в себе ангельские и демонические черты. Он «…Когда-то верил и любил…». «…Божие проклятье исполнилось…», душа ангела превратилась в камень, он остыл, перестал чувствовать «…Природы жаркие объятья». Друзьями стали изгнанники, подобные злому духу. Демон учит людей совершать греховные поступки, гасит в их сердцах веру во Всевышнего. «…Я людьми недолго правил, Греху недолго их учил, Все благородное бесславил И все прекрасное хулил». Недолго – это, в понимании Демона, века, но зло надоело духу. Почему? Люди быстро приняли его уроки. Войны, ненависть, злоба и зависть – не все качества, которые стали жить среди земных созданий. Демон становится печальным и скучно ему заниматься тем, чем должен.

Ангельское начало

Демон устал от зла в своей душе, он хочет перевоплотиться, ищет что-то новое в мире. Просто сеять зло среди людей – ему недостаточно. Как измениться черной силе? Он влюбляется в красавицу с неземной внешностью. Любовь должна очистить Демона, освободить его от Божьего наказания. Автор показывает героя манящим и сильным.

Персонаж загадочен и обаятелен. Он красивая тайна, видение очарования. В уме Тамары дух обретает форму, ночной гость виден и воспринимаем. Для читателя он все еще загадка, но иногда и здесь начинает обретать черты. Демон становится тем, кого хотят, желают, любят. Автор не боится признать, что человек живет греховными мечтаниями.

Характеристика духа не пугает, а привлекает:

«похож на вечер ясный», «сияет тихо, как звезда», «скользит без звука и следа». Демон опасен как любое чувство, как змей – искуситель. Печаль внутри ночного гостя помогает понять, как тяжело духу переживать новое ощущение, поселившееся без его ведома, которым невозможно руководить. Любовь «то жжет и плещет, будто пламень, То давит мысль …, как камень…».

Характер представителя черных сил

У Демона много лиц. Он горд, презирает все божественное:

«Презрительным окинул оком Творенье бога своего…». Демон умеет быть хитрым и лукавым. Он поселяет в душах людей и мешает им жить и поступать так, как они бы хотели, уводить их в сторону от избранного пути. Мечты людей становятся коварными. Герой Ада бессмертен и не боится совершать черные дела, ему не грозит наказание. Такое существование не нравится Демону. Ему хочется опасности, бурь, смятений. Он ненавидит данную власть и бессмертие. Дух ненавидит не только людей. Его раздражает красота мира. Он завидует природе: «…кроме зависти холодной, Природы блеск не возбудил…». Демон умеет презирать и ненавидеть, другие чувства не появляются в его душе.

Сила любви

Злобный дух почувствовал «неизъяснимое волненье» при виде женской красоты. Он вновь погружается в

«святыню Любви, добра и красоты!». Тамара становится признаком возрожденья. Дух ласкает слух девушки, покоряет ее волшебным звуком, «…голос чудно-новый, ей мнилось, все еще звучал». Образ Демона меняется, он становится пришельцем, «туманный и немой, красой блистая неземной» он пытается захватить сердце и душу чистой невинной княжны. Грустный взгляд, взор с любовью делают свое подлое дело. Автор отвлекает читателя от сути Демона, иногда кажется, что это настоящая любовь, очищая и облагораживающая. Только одно слово дает точную характеристику происходящего: «И Ангел грустными очами На жертву бедную взглянул…». Демон мечется между положительным и отрицательным в своем сердце. «Он был похож на вечер ясный: Ни день, ни ночь, — ни мрак, ни свет!». Духа не украшает «венец из радужных лучей», ужасное очарование преследует жертву. Сила Демона способна проникнуть даже в обитель Святых, для него нет стен и преград сильнее его желаний. Демон борется только с собой. «…Была минута, когда казалось он готов Оставить умысел жестокой…». Но тогда Демон стал бы просто небожителем, потерял свою индивидуальность. Злой дух доводит начатое до конца. Тамара оказывается в его власти и гибнет. Раб любви на словах на деле оказывается смертельным ядом. Добро оказывается все же сильнее. Ангел сохраняет душу девушки, зло терпит проигрыш, остается снова влачить свое ничтожное существование, жить как прежде. «Один, как прежде, во вселенной Без упованья и любви!».

Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/2198-harakteristika-demona-demon.html

Образ Демона в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон»

Тема урока: «Образ Демона в одноименной поэме М. Ю. Лермонтова «Демон».

  • Методическая форма урока: эвристическая беседа.
  • Цели урока:
  • Обучающие:
  • — показать учащимся сложность, противоречивость образа лермонтовского Демона;
  • — помочь учащимся понять смысловую роль тропов;
  • — помочь учащимся понять замысел поэмы «Демон».
  • Развивающие:
  • — развивать навык анализа образа героя;
  • — развивать умение работы с текстом;
  • — развивать умение работы с конспектом.
  • Воспитательные:
  • — воспитывать культуру речи учащихся;
  • — воспитывать любовь к литературе.
  • Оборудование урока: учебник литературы для 10 – го класса под ред.

В. И. Сахарова; портрет М. Ю. Лермонтова Клюндера; иллюстрации Врубеля к поэме «Демон».

Ход урока:

Здравствуйте, ребята, садитесь. Откройте тетради, запишите число и тему урока: «Образ Демона в одноименной поэме М. Ю. Лермонтова «Демон»». Сегодня на уроке мы увидим, как раскрывается образ Демона, проследим всю сложность противоречивость его характера.

— М. Ю.

Лермонтов начал работу над поэмой «Демон» в 1829 году и к этому же времени относится первый набросок, содержащий 92 стиха и прозаическое изложение содержания: «Демон влюбляется в смертную (монахиню) и она его наконец любит, но Демон видит ее ангела – хранителя и от зависти и ненависти решается погубить ее. Она умирает, душа ее улетает в ад, и Демон, встречая ангела, который плачет с высот неба, упрекает его язвительной улыбкой».

На протяжении последующих десяти лет были созданы еще семь редакций поэмы. Работа над первыми пятью редакциями была закончена к 1833 – 1834 годам. А после возвращения из Кавказской ссылки Лермонтов вновь принимается за работу над «Демоном».

В 1837 – начале 1838 годах был создан первоначальный вариант шестой редакции поэмы, в которой действие впервые перенесено на Кавказ, а героиней становится южная грузинская красавица Тамара.

Второй вариант шестой редакции был подарен Варваре Лопухиной.

Последняя восьмая редакция относится к началу 1839 года. После чтения «Демона» этой редакции при дворе императрицы, рукопись была передана в Санкт – Петербургский цензурный комитет, где получила одобрение для печати. Однако, А. В. Никитенко сделал в ней ряд правок, с которыми Лермонтов не согласился и был вынужден отказаться от публикации поэмы.

Читайте также:  Ближе всего к великому стоит честность - сочинение-рассуждение

Полностью «Демон» был опубликован лишь в 1856 году в Берлине и только через год в России.

Как мы видим, Лермонтов более десяти кропотливых лет создавал поэму «Демон», но из – за жесткой российской цензуры она была опубликована только через восемнадцать лет.

Сюжет «Демона» восходит к библейскому мифу об ангеле, восставшем против бога, превратившемся в духа зла. Лермонтов, обращаясь к истории Демона, прежде всего, имел ввиду символический смысл образа и соотносящиеся с ним философско-эстетические идеи добра и зла, жизни и смерти, земного и небесного, божественного.

Послушайте, как В. Г. Белинский охарактеризовал образ Демона: «Это демон сомнения, это дух размышления, разрушающий всякую полноту жизни, отравляющий всякую радость». Давайте запишем слова В. Г. Белинского.

— Давайте посмотрим каким предстает перед нами образ Демона. А по ходу нашего обсуждения мы будем записывать особенности характеристики образа Демона в таблицу. Итак, начертите таблицу, состоящую из трех колонок.

Каким предстает Демон в одноименной поэме М. Ю. Лермонтова «Демон»? Примеры из текста поэмы комментарии
Образ Демона до встречи с Тамарой. «печальный Демон, дух изгнанья», «отверженный», «властвуя землей», «сеял зло», «изгнанник рая», «гордый дух», «Кроме зависти холодной Природы блеск не возбудил В груди изгнанника бесплодной». Существование Демона трагично, он печален, одинок, отвержен. Демон показан как падший ангел, ранее он принадлежал к чину ангелов и был низвергнут с небес за грех мятежа и неповиновения.
Образ Демона до изгнания. «в жилище света, блистал он, чистый херувим», «познанья жадный», «верил, любил», «счастливый первенец творенья», «не знал ни злобы, ни сомненья». Демон был ангелом небесным, интересовался миром, жизнью, умел любить, душа его была добра и чиста.
Чувства, возрождающиеся в Демоне при виде Тамары.
  1. «…На мгновенье
  2. Неизъяснимое волненье
  3. В себе почувствовал он вдруг,
  4. Немой души его пустыню
  5. Наполнил благодатный звук –
  6. И вновь постигнул он святыню

Любви, добра и красоты!», «Он с новой грустью стал знаком».

При виде земной красавицы Демон вновь смог испытать чувство любви; смог восхищаться простым, земным; душа его смягчилась.
Отношение Тамары к Демону, ее чувства к нему.
  • «Невыразимое смятенье
  • В ее груди; печаль, испуг,
  • Восторга пыл – ничто в сравненье.
  • Все чувства в ней кипели вдруг;
  • Душа рвала свои оковы,
  • Огонь по жилам пробегал,
  • И этот голос чудно – новый,

Ей мнилось, все еще звучал». «Я вяну, жертва злой отравы!

  1. Меня терзает дух лукавый
  2. Неотразимою мечтой». «Тоской и трепетом полна,
  3. Тамара часто у окна
  4. …И целый день, вздыхая, ждет…
  5. Святым захочет ли молится –
  6. А сердце молится ему…
  7. Нет сил дышать, туман в очах, Объятья жадно ищут встречи,
  8. Лобзанья тают на устах…»
Тамара, несмотря на испуг, печаль, в восторге от Демона, чудно обворожившего ее. Но также Тамара понимает, что стала жертвой зла, а столь чудный голос лукав.
Демон, обративший душу Тамары к великим страстям.
  • «Пришелец туманный и немой,
  • Красой блистая неземной,
  • К ее склонился изголовью;
  • И взор его с такой любовью, Так грустно на нее смотрел,
  • Как будто он об ней жалел.
  • То не был ангел – небожитель, Ее божественный хранитель:
  • Венец из радужных лучей
  • Не украшал его кудрей.
  • То не был ада дух ужасный,
  • Порочный мученик – о нет!
  • Он был похож на вечер ясный:

Ни день, ни ночь, — ни мрак, ни свет!..»

Демон предстает пришельцем, не земным существом, но любящим, грустящим. Он предчувствует, что Тамара обречена на гибель. Образ Демона противоречив: он и не ангел и не ада дух. Противоречие раскрывается с помощью антитезы.
Демон, стремящийся к добру и самоочищению. Стр. 576 (клятва Демона, желание примириться с небом) Демон возжелал мира, блага и любви, ему хочется быть с Тамарой, желает ей дать все земное, но может предложить ей только одиночество вдвоем.
Демон, погубивший Тамару.
  1. «Дух беспокойный, дух порочный», «злой дух», «здесь я владею и люблю», «Я тот, чей взор надежду губит;
  2. Я тот, кого никто не любит;
  3. Я бич рабов моих земных,
  4. Я царь познанья и свободы,

Я враг небес, я зло природы». «могучий взор смотрел ей в очи! Он жег ее… Увы! Злой дух торжествовал! Смертельный яд его лобзанья Мгновенно в грудь ее проник».

Злой дух одержал победу в душе героя. Несмотря на упования героя вернуться к прежней небесной жизни, приобрести вновь возможность любить, дивиться земному, он все же остается изгнанником небес, падшим ангелом, сеющим зло и ненависть.
Демон, побежденный, уступивший Тамару ангелу.
  • «Один из ангелов святых
  • Летел на крыльях золотых,
  • И душу грешную от мира
  • Он нес с объятиях своих».
  • «Исчезни, мрачный дух сомненья! –
  • Посланник неба отвечал: —
  • Довольно ты торжествовал;
  • Но час суда теперь настал –
  • И благо божие решенье!»
  • «И проклял Демон побежденный
  • Мечты безумные свои,
  • И вновь остался он, надменный,
  • Один, как прежде, во вселенной

Без упованья и любви!..»

Демон остался снова одинок, без любви. Ему не удалось избежать одиночества, своего наказания, хотя он и стремился к этому, любя Тамару. Лермонтов разъясняет человечеству, что бессмысленно мечтать о благе и добре, оставаясь только на стороне отрицания и уповая на всемогущество своей воли.

— Мы с вами увидели, что образ демона неоднозначен, противоречив. Скажите, как проявляется противоречивость?

  1. (Образ Демона противоречив, в нем столкнулись и ад, и рай, добро и зло, он не ангел и не бес, он и любит, и презирает.)
  2. — Как называется столкновение таких противоположных понятий?
  3. (Антитеза)
  4. — Да, вы правы, антитеза излюбленный прием Лермонтова, с помощью которого он раскрывает неодносмысленность образа Демона.
  5. — Образ Демона приравнен к богу, он возвеличен, это коллосальная

Личность. Какой прием использует Лермонтов для возвеличивания образа Демона?

(Прием гиперболизации)

— Как мы уже увидели, что образ Демона велик и мощен, неоднозначен. Мятеж Демона против мира, сотворенного богом, близок и самому Лермонтову, поэт и Демон близки по духу. Но поэту дорога и земная красота, которой он любуется, и Демон бледнеет перед неисчерпаемой полнотой жизни, олицетворенной в Тамаре.

Демон охвачен противоречиями, его попытка примирится с богом и принять несовершенный мир через любовь к женщине кончается крахом. Но «печать проклятья», лежащая на Демоне, оказывается той силой, которая отчуждает героя от рая и земной жизни, обрекая его на одиночество, превращая в одинокого бунтаря.

Таков лермонтовский Демон.

— Ребята, следующий урок у нас будет завершающим по творчеству

М. Ю. Лермонтова. Поэтому д/з будет таким: — выучить стихотворение; — прочитать учебник стр. 53-78 и ответьте на следующие вопросы:

— В чем заключается своеобразие лирики М. Ю. Лермонтова?

— В чем видит М. Ю. Лермонтов назначение поэта?

— Каков лирический герой М. Ю. Лермонтова?

Урок окончен, досвидания.

Источник: https://multiurok.ru/files/obraz-demona-v-poeme-m-iu-lermontova-demon.html

В чем заключается трагедия демона — героя одноименной поэмы м. ю. лермонтова ?

24 Марта 2020 г.

Поделитесь: VK | FB | OK | TW

Содержание:

Поэму «Демон» Михаил Юрьевич написал в 1832 году, она по праву считается одной из жемчужин его творчества и романтической поэзии в целом. Поэт и писатель работал над этим произведением целых десять лет и вложил в него всю суть своих тираноборческих амбиций.

Не зря главный герой поэмы предстает могущественным противником ужаснейшего из тиранов — творца. Именно поэтому образ демона передает суть авторской мысли гораздо больше, чем собственно сюжет.

Судьба демона, его чувства и мысли, отношение к Тамаре — все это создает трагичность и возвышенность персонажа, облагораживает его роль борца за свободу, несправедливо осужденного тираном. Такая интерпретация образа демона была для литературы крайне редкой, даже можно сказать, что пришлась современникам Лермонтова в новинку.

Демон вовсе не отрицательный персонаж, хотя он и носит клеймо «позора преступленья», читатель невольно ему симпатизирует, жалеет, гневается на несправедливость бога. Каждая строчка застрагивает струну в душе: «Я тот, чей взор надежду губит, Едва надежда расцветет, Я тот, кого никто не любит, И все живущее клянет.

Я бич рабов моих земных, Я царь познанья и свободы, Я враг небес, я зло природы, И, видишь, — я у ног твоих! »Эти строки, несмотря на свое внешне отрицательное содержание, невероятным образом наполняются невыносимым страданием демона, который их произносит. Вместе с тем поэт раскрывает всю глубину и возвышенность натуры персонажа.

В начале поэмы демон предстает отрешенным, опустевшим от вечно творимого зла и бесконечной власти над грешными людьми: «Он сеял зло без наслажденья. Нигде искусству своемуОн не встречал сопротивленья —И зло наскучило ему»Кажется, будто из этого замкнутого круга ему не выбраться.

Он и сам уверен, что вынужден вечно скитаться, все больше полнясь глубоким страданием из-за собственного всесилия. Но однажды герой узнает о Тамаре, святой женщине, монахине. Эта мимолетная, исключительно земная, но чистая красота пленяет его, побуждает к жизни. С этого момента перед читателем предстает новый

С другой стороны, Демон – это сугубо личностный образ поэта. Большинство медитаций главного персонажа поэмы тесно связаны с лирикой автора и проникнуты его интонациями. Образ Демона в творчестве Лермонтова оказался созвучным не только самому автору, но и молодому поколению 30-х годов.

В главном герое отразились чувства и стремления, присущие людям искусства: философские сомнения в правильности бытия, огромная тоска за потерянными идеалами, вечный поиск абсолютной свободы. Лермонтов тонко ощутил и даже пережил многие стороны зла как некого типа поведения личности и мировосприятия.

Он распознал демоническую природу мятежного отношения к вселенной при нравственной невозможности принять ее неполноценность. Лермонтов смог понять опасности, скрывающиеся в творчестве, из-за которого человек может погрузиться в выдуманный мир, заплатив за это равнодушием ко всему земному.

Многие исследователи отмечают, что Демон в поэме Лермонтова навсегда останется загадкой.

Поэма Демон несет в себе большой социальный смысл. Автор наделил своего героя чертами живых людей, своих современников. В 30-х годах 19 столетия бунтарские настроения передовой молодежи искали выход, они безжалостно подвергали критике самодержавную действительность.

Демон стал центральным образом одноименной поэмы М. Ю. Лермонтова. В этом произведении он представлен не как страшное чудище – исчадие ада, а как прекрасное крылатое существо. Демон – это падший ангел, изгнанный с небес за неповиновение. А наказанием для него стали бессмертие и вечное забвение.

Вечность он проводит в тоске и одиночестве, его переполняет злость и чувство ненависти к мирским делам. На страницах поэмы Демон предстает перед нами в трех разных образах. Сначала мы видим его как существо, которое устало от совершения злых дел. Его ничего не радует и не привлекает внимание.

Но все меняется в один миг – он видит прекрасную танцующую девушку. Это была Тамара.

Написать сочинение на тему образ демона в поэме лермонтова 250 слов

У Лермонтова демон именно таков-его суть-диалектика, которую невозможно свести к одному только злу. Совершенство мира и собственного блаженство открываются лирическому герою как недосягаемая цель в процессе вечных поисков, разочарований и сомнений. Небо и земля, небесное и земное живут в нём в антагонистических отношениях.

В эпилоге поэт вновь, как и в начале произведения, дает панораму Кавказских гор, Койшаурской долины. Но если в первой части окружающий мир показан глазами Демона, то теперь его нет. Демон покинул эти места. Да, Демона сейчас здесь нет, но он может вернуться, а каждое его появление губительно для человека, не умеющего ему сопротивляться.

Лермонтов показал, что даже такая ангельски чистая, неиспорченная душа, как Тамара, ничем не может защитить себя от Демона, беззащитна перед ним и — более того — неудержимо стремится к нему. Лермонтов показывает притягательность зла для человека.

Душа Тамары, терзаемая страстью к Демону, описана как поле столкновения, трагического противоборства Добра и Зла. Демон-это небесное обаяние и манящая загадочность. Перед ними не в силах устоять земной женщине. Демон — это не просто плод воображения. В восприятии Тамары он материализуется в видимых и осязаемых формах.

Он приходит к ней во снах. Он подобен стихии воздуха и воодушевляется через голос и дыхание. В восприятии Тамары он

Появление этого демонического образа на русской почве было в некотором роде литературным событием, рецензенты с трепетом относились к произведению, в первую очередь, потому, что осознавали, какую историю имеет за собой эта тема в мировой литературе. Один из крупнейших авторитетов критики того времени В. Г.

Преодоление романтического индивидуализма, раскрытие ущербности «демонического» отрицания ставило перед Лермонтовым проблему действенных путей борьбы за свободу личности, проблему иного героя.

Вывод:  образ демона настолько захватывает Лермонтова, что проходит через все творчество, начиная с раннего стихотворения «Мой демон» (1829г. ) и заканчивая поэмой «Демон». Изучая поэзию Лермонтова, проникаем во внутренний мир поэта. Мир, полный противоречий, страданий, борьбы между «ангельским прекрасным» и «демоническим мятежным» и т. д.

Урок на тему » Образ демонического героя в поэме М.Ю.Лермонтова «Демон»

Поэму «Демон» Михаил Юрьевич написал в 1832 году, она по праву считается одной из жемчужин его творчества и романтической поэзии в целом.

Поэт и писатель работал над этим произведением целых десять лет и вложил в него всю суть своих тираноборческих амбиций.

Не зря главный герой поэмы предстает могущественным противником ужаснейшего из тиранов — творца. Именно поэтому образ демона передает суть авторской мысли гораздо больше, чем собственно сюжет.

Понятно, что Демон – персонаж фантастический, но Тамара, на первый взгляд, кажется вполне реальным лицом. Однако, такое впечатление обманчиво. Ничего индивидуального в портрете героини нет.

Описание ее прекрасной внешности состоит из обобщенных понятий женской красоты: влажный (т. е. глубокий) взор, божественная ножка и т. д.

В поэме подчеркивается нематериальность, бесплотность всех проявлений ее образа: ножка

«Я тот, чей взор надежду губит, Едва надежда расцветет, Я тот, кого никто не любит, И все живущее клянет. Я бич рабов моих земных, Я царь познанья и свободы, Я враг небес, я зло природы, И, видишь,— я у ног твоих!»

Мир, над которым пролетает Демон, описан весьма удивительным образом. Казбек сравнивается с гранью алмаза, который сиял вечными снегами. «Глубоко внизу» чернеющий Дарьял характеризуется как жилище змея. Зеленые берега Арагвы, Кайшаурская долина, угрюмая Гуд-гора являются прекрасной обстановкой для поэмы Лермонтова. Тщательно подобранные эпитеты подчеркивают необузданность и силу природы.

Образ и характеристика Демона в поэме «Демон» Лермонтова: описание в цитатах

Когда Тамара умирает, ей прощаются все грехи и даруется право отправиться на небеса. Демон вновь, как когда-то, вступает в неравный бой с тираном, силясь отвоевать свое право на счастье, но терпит ожидаемое поражение.

Он вновь становится на путь одиночества, отчаяния и опустошения. Это настоящая трагедия бессмертного существа, которое вынуждено угасать в вечности, не имея возможности наконец потухнуть, как бы ни было сильно желание.

Интересно отношение демона к человечеству:

Такая интерпретация образа демона была для литературы крайне редкой, даже можно сказать, что пришлась современникам Лермонтова в новинку. Демон вовсе не отрицательный персонаж, хотя он и носит клеймо «позора преступленья», читатель невольно ему симпатизирует, жалеет, гневается на несправедливость бога. Каждая строчка застрагивает струну в душе:

Как демон мой, я зла избранник, Как демон, с гордою душой, Я меж людей беспечный странник, Для мира и небес чужой[14]. .mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}

Несмотря на все эти положительные качества, вы достаточно неряшливы в бытовом плане. Вы спокойно можете наблюдать за увеличивающейся горой посуды, не спеша ее вымыть. Для вас уборка — нечто малозначительное. Все свои силы вы направляете на карьеру и построение крепких отношений. Одиннадцать и больше лошадей

Может ли демон обрести гармонию? (Поэма «демон» М.Ю.Лермонтов)

Спелые и желтые бананы богаты антиоксидантами, которые борются с болезнями, вызываемыми свободными радикалами в нашем организме.

Они содержат ингредиент, называемый дофамин, который предотвращает сердечные заболевания, снижает риск дегенеративных заболеваний и повышает настроение.

Хотя фактор настроения здесь не играет роли, поскольку дофамин из бананов не проникает через гематоэнцефалический барьер, он все еще является сильным антиоксидантом, полезным для здоровья. Полезные вещества спелых бананов

Однако сейчас актуальность огородов уходит в прошлое, многие горожане, выезжающие на выходные на дачи, хотят просто отдыхать, лежа в гамаке с книгой или же устраивая пикник в собственном саду. Соответственно, большую часть их участков занимают лужайки или же газоны. И многим из них приходится сталкиваться с явлениями, не совсем понятными, а иногда и раздражающими.

Появление Ангела подчркивает всю безысходность положения Демона: на пути, по которому он идт, на пути индивидуализма, когда собственное “я” ставится в центре всего существующего, нет ни счастья, ни живой деятельности. Образ Демона является двойственным.

Случай в Сома-Бей далеко не первый, в котором проявляются удивительные поведенческие черты осьминогов. Так, в одном из уголков залива Джервис на побережье Австралии исследователи зафиксировали необычное явление. Как выяснили учение, несколько моллюсков на глубине 10-15 метров строили сооружения, чем-то напоминавшее подводные города.

Тэги: #демон #героев #цитатн #минус #богоборчеств #плюс #исповед #отозвалис #сближа #описывающ #заглавн #доволен #эсс #википеди

Нашли неточность или устаревшие данные? Отредактируйте статью!

Источник: https://skibiit.ru/39517/

Проблемы поэмы Лермонтова «Демон» – Школьные сочинения

Проблематика поэмы Лермонтова «Демон»

Поэма «Демон» — важнейшее стихотворное произведение Лермонтова, написанное в романтическом стиле. Поэт работал над ним более десяти лет, в период с 1829 по 1839 годы. В процессе работы над поэмой несколько раз менялся творческий замысел, Лермонтов неоднократно редактировал ее, меняя место действия, сюжет и состав действующих лиц.

Под «демоном» понимается сверхъестественное существо, чаще всего -падший ангел, восставший против Бога.

Демонизм — это отношение к миру, основывающееся на абсолютной свободе воли его носителя и тотальном скептицизме, конечная цель которого — разрушение всех ценностей.

В его основе лежит отрицание добра и любви, а также личная обида носителя демонизма, глубокий комплекс. Понятие свободы в данном случае рассматривается не в контексте «свобода для», а в контексте «свобода от» чего-то.

Согласно сюжету, демон, летая над землей, вспоминал лучшие времена, дни, «когда он верил и любил». Сейчас же он скучает и находится в постоянном унынии: ничто не радует его, «он сеял зло без наслажденья», нигде не встречая достойный отпор, и в конечном счете «зло наскучило ему».

Пролетая над Кавказом, демон замечает, что вокруг дома, который «всегда безмолвно» стоял на утесе, происходит какое-то оживление. Оказалось, местный князь Гудал выдает замуж свою дочь — княжну Тамару. Планировались знатные торжества — «на пир он созвал всю семью».

Подлетев поближе, демон видит молодую и прекрасную Тамару, танцующую с бубном. И вдруг случилось то, чего демон явно не мог ожидать:

Немой души его пустыню Наполнил благодатный звук —

И вновь постигнул он святыню Любви, добра и красоты!

Падший ангел влюбляется, и теперь ему надо разобраться с соперником. Демон видит, как властитель Синодала — жених Тамары — со всех ног скачет навстречу своему счастью, и решает во что бы то ни стало не допустить его появления на свадебном пиру.

Сначала Демон делает так, что соперник не остановился помолиться в часовне, где лежал «какой-то князь, теперь святой», и сразу же после этого напускает на караван жениха разбойников. Раненого жениха из битвы вывозит его конь, но «злая пуля осетина» все же догоняет его.

Таким образом Демону удается избавиться от соперника.

  • Когда конь привозит тело жениха к воротам Гудала и все понимают, что свадьбе не быть, начинаются «плач и стоны», а сам глава семьи видит в этом Божью кару. Лежа в своей комнате, «рыдает бедная Тамара», но вдруг ей слышится «волшебный голос над собой»: это Демон пришел смущать ее сладкими речами:
  • Нет, жребий смертного творенья,
  • Поверь мне, ангел мой земной,
  • Не стоит одного мгновенья Твоей печали дорогой!

Тамара засыпает и ей снится сон, будто бы, «красой блистая неземной», к изголовью ее кровати спускается некий «пришелец» и жалобно, с любовью смотрит на нее. Но она не может понять, кто это: «Ни день, ни ночь, — ни мрак, ни свет».

Так продолжается несколько ночей подряд, и Тамара понимает, что это, скорее, «дух лукавый», и умоляет отца разрешить ей постричься в монахини. Гудал соглашается, и родные отвозят Тамару в монастырь.

Но и там образ Демона не отпускает ее, не дает ей покоя:

  1. Уж много дней она томится,
  2. Сама не зная почему;
  3. Святым захочет ли молиться —
  4. А сердце молится ему.

Демон ищет встречи с Тамарой, но долго не может войти в «святыню мирного приюта». Его одолевают сомнения: он понимает, что расплата за любовь — гибель девушки, и это его мучит, в какое-то мгновенье ему даже хочется улететь, но «его крыло не шевелится». Демон действительно страдает, ему не хочется причинять ей зло, но он не может ничего с собой сделать, и это доводит его до слез:

Поныне возле кельи той Насквозь прожженный виден камень Слезою жаркою, как пламень,

Нечеловеческой слезой!..

Демон все же входит в келью, но видит там не Тамару, а ее ангела- хранителя. И тут «старинной ненависти яд» снова просыпается в душе Демона.

Он объясняет херувиму, что «явился ты, защитник, поздно», потому как его любовь к Тамаре уже успела стать взаимной, и «здесь больше нет твоей святыни». Ангел, поняв, что Демон его не обманывает, покидает поле боя.

Тамару при виде Демона начинают одолевать сомнения, и она просит его поклясться, что он отрекается от «злых стяжаний». Он клянется; Демон вкладывает все свое мастерство красноречия, увещевания и соблазнения в эту клятву:

  • Клянусь я первым днем творенья,
  • Клянусь его последним днем,
  • Чертоги пышные построю Из бирюзы и янтаря;
  • Я опущусь на дно морское,
  • Я полечу за облака,
  • Я дам тебе все, все земное —

Люби меня!..

Тамара не может устоять перед пылкостью, страстностью и сладостью этих слов и дарит свою любовь духу зла. Но расплата за эту любовь — смерть — не заставляет себя долго ждать:

Мучительный ужасный крик Ночное возмутил молчанье.

Сложность этой поэмы заключается в том, что Лермонтов одновременно и подключается к традиции, и во многом идет своим путем. Поэма «Демон», над которой Лермонтов продолжал работать почти всю свою творческую жизнь, отличается от других произведений той же тематической направленности сюжетным построением.

К образу демона обращался Джордж Байрон в поэме «Каин», Иоганн Гете в «Фаусте», А. С. Пушкин в «Демоне», в «Мое беспечное незнание» и в «Ангеле». У Лермонтова Демон — более сложный характер, он совмещает человеческие черты Фауста и Мефистофеля с таким свойством демона, как мятежность.

Его Демон стремится к добру, красоте и гармонии, решает переписать свою судьбу, то есть его нельзя назвать только силой зла. Автор пытается сказать, что мир настолько погряз во зле, что Демон стал незаметен: зла хватает и без него.

Лермонтовскому Демону кажется, что любовь может все изменить, и в нем происходит борьба: он понимает, что губит Тамару, но ему кажется, что любовь его облагораживает. Демон по-своему понимает добро, но то, что он считает добром, на самом деле им не является.

Духу зла неведома такая любовь, которая заставила бы его оставить Тамару, его собственные желания ставятся выше: Демон любит не ее, а свою любовь к ней, иначе бы он не добивался ее. Но Демон сам себя обманывает, он действительно верит в свои слова. «Нечеловеческая слеза», которую он проливает у стен монастыря — доказательство этой борьбы.

Еще одна борьба в поэме происходит между Демоном и Ангелом за душу Тамары. Здесь Лермонтов подчеркивает, что Божий суд милосерден, а Бог и ангелы способны разглядеть чистоту души, то есть в мире есть сила, которая выше Демона.

Источник: https://sochynenie.ru/problemy-poemy-lermontova-demon/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector