Сочинение образ петербурга в романе евгений онегин пушкина

Сочинение Образ Петербурга в романе Евгений Онегин Пушкина

(Картина Дмитрия Белюкина к роману «Евгений Онегин»)

Во время событий романа «Евгений Онегин» столицей Российской империи был блистательный Петербург, но отсутствие официального статуса, не мешало Москве оставаться крупнейшим торгово-экономическим центром и сердцем страны. Как истинно русский человек, А.Пушкин не мог не упомянуть Москву в своем романе о жизни российского дворянства, особенно, учитывая ту огромную роль, которая исторически была ей отведена.

Несмотря на то, что Москва не стала сценой самых важных событий – завязка и развязка романа связаны с Петербургом, а кульминация происходит вообще в российской глубинке, автор сумел передать свое личное отношение к этому городу. Это и безбрежная любовь, от которой сводит дыхание, высказанная одной-единственной, но очень точной фразой:

Москва… Как много в этом звуке Для сердца русского слилось, Как много в нем отозвалось! и гордость, сталью звенящая в строках, описывающих Петровский замок, в котором скрывался Наполеон: Но не пошла Москва моя К нему с повинной головою Не праздник, не приёмный дар, Она готовила пожар… и с искренним восхищением: Ах, братцы! Как я был доволен, Когда церквей и колоколен, Садов, чертогов полукруг

Открылся предо мною вдруг!

Сочинение Образ Петербурга в романе Евгений Онегин Пушкина

Знакомство с Москвой происходит в 7 главе – Татьяну Ларину родня отправляет в Московское Благородное Собрание или по-простому, на Ярмарку невест, в качестве дебютантки, чтобы найти ей пристойного мужа.

Пушкин, через Татьяну, описывает город, концентрируя внимание читателей на его характерных чертах, которые до сих пор отождествляются и ассоциируются в душе каждого русского человека с Москвой.

Поэт не использует для этого каких-то сложных приемов, метафор и сравнений, а просто перечисляет их, словно художник, накладывающий на картину широкие скупые мазки:

Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды, Купцы, лачужки, мужики, Бульвары, башни, казаки, Аптеки, магазины моды, Балконы, львы на воротах

И стаи галок на крестах

Читая эти строки, кажется, ощущаешь тот трепетный восторг, который охватил Татьяну при виде златоглавой Москвы, ее величавых белокаменных церквей с многочисленными крестами, уютных бульваров, с гуляющей разночинной публикой и мощеных улочек, магазинов мод и аккуратных особняков.

Но вчитываясь дальше, понимаешь, что скромная деревенская инженю только очаровалась, но не прониклась любовью к Москве.

Шум балов и бесконечные сплетни, посиделки с тетушками и разговоры об удачном браке утомляют Татьяну, и она все больше укореняется в мысли о Москве, как о надменном и холодном городе.

И по ходу романа Пушкин старается изменить мнение своей героини, противопоставляя чопорности салонов мозаику пестрых улиц, а аристократичности – простоту и душевность Москвы.

Сочинение Образ Петербурга в романе Евгений Онегин Пушкина

Очень интересно А.Пушкин играет на контрастах, рассказывая о Москве и Петербурге.

Так, столица описывается, как «модный» суетный город, где кипит жизнь в круговерти балов и суаре, светских раутов и театральных премьер.

Холодный и холеный Петербург ценит только победителей по жизни, и в нем нет места душевности и теплу, поэтому даже семейная жизнь, в глазах молодых дворян, рассматривается как анахронизм.

Пушкин позволяет себе с сарказмом описывать петербургское высшее общество, правда, этот прием нельзя называть обличительным и злым, скорее, добродушно-насмешливым.

  При этом, выказывая огромное уважение к городу Петра и восхищаясь ним, поэт ни одной строкой не выдает своей любви к нему.

Некоторые критики даже слышат в начальных строках романа некую обиду на Петербург, связанную с неудачным и болезненным для поэта романом с петербургской барышней:

Где некогда гулял и я,

Но вреден север для меня

Сочинение Образ Петербурга в романе Евгений Онегин Пушкина

В то же время, открыто признавая Москву еще одной культурной столицей Империи, Пушкин отмечает, что здесь до сих пор живы давние традиции русского народа, и даже поддаваясь влиянию Европы, она остается очень домашней. И в этом он видит «изюминку» Москвы, которая, из-за этого контраста, в глазах читателя оживает и дает фору холодному надменному Петербургу.

Подытоживая, отметим, что хотя Москва и является «проходным» местом действия романа «Евгений Онегин», Пушкин сумел передать ее дух и выразить свою искреннюю любовь.

Отдавая дань Санкт-Петербургу, автор дает понять читателю, что душа и сердце России сосредоточены в Москве, и что именно она лучше всего выражает характер русского народа – его широту и щедрость, доброту, глубочайший патриотизм и готовность прощать, а также необузданность и непредсказуемость, вызывающие ужас у всей Европы.

И Александру Сергеевичу удалось блестяще справиться со своим замыслом –«онегинская» Москва, спустя столетия, интересна и понятна читателям, пробуждая в них искреннюю любовь и уважение к этому великому городу.

Источник: https://MoscowChronology.ru/Moskva_v_Evgeniy_Onegin.html

Образ Москвы в романе "Евгений Онегин" Пушкина (характеристика в цитатах)

Главная страницаПушкин

Сочинение Образ Петербурга в романе Евгений Онегин Пушкина
Москва Пушкина в «Евгении Онегине».
Художник Н. Кузьмин

Образ Москвы занимает особое место в романе «Евгений Онегин». В этой статье представлена цитатная характеристика и образ Москвы в романе «Евгений Онегин» Пушкина.
Смотрите: Все материалы по роману «Евгений Онегин»
Как известно, во времена Пушкина столицей России был город Санкт-Петербург. Однако Москва являлась крупнейшим культурным и торговым городом страны. Москва в «Евгении Онегине» — это город, в котором сливается все, что важно и дорого для русского человека:Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Пушкин с любовью и теплотой описывает красоту Москвы и ее достоинства. Он называет ее «моя Москва».

Как известно, Татьяна Ларина приезжает в Москву из провинции на «ярмарку невест». Мать хочет найти Тане достойного жениха из высшего общества:

«…В Москву, на ярманку невест!…»Прибыв в Москву, Татьяна видит всю красоту и величие этого города. О Москве, ее красоте и силе автор широко размышляет в лирических отступлениях в 7-ой главе романа.

Сочинение Образ Петербурга в романе Евгений Онегин Пушкина
 Москва в «Евгении Онегине»
«Львы на воротах и стаи галок на крестах».
Художник Ф. Константинов

Татьяна видит, что в Москве кипит жизнь. В этом городе есть все: дворцы, бульвары, монастыри, лачуги, аптеки и т.д.:
Пошел! Уже столпы заставы
Белеют; вот уж по Тверской
Возок несется чрез ухабы.
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах

И стаи галок на крестах.

Москва — это город, где живут модные аристократы, франты и красавицы:
Московских франтов и Цирцей
Привлечь насмешливые взгляды!
У ночи много звезд прелестных,
Красавиц много на Москве.
Светская жизнь кипит в Москве. Но для провинциальной Татьяны Лариной этот шум балов кажется утомительным:
Шум, хохот, беготня, поклоны,
Галоп, мазурка, вальс […]
Татьяна смотрит и не видит,
Волненье света ненавидит;

Ей душно здесь.

Автор называет Москву «надменным городом». Жизнь в Москве протекает по другим правилам, нежели жизнь в провинции:
Имеет сельская свобода
Свои счастливые права,

Как и надменная Москва.

Татьяна видит в Москве множество прекрасных церквей. В этом эпизоде автор также выражает свой восторг московскими церквями и храмами:

Но вот уж близко. Перед ними
Уж белокаменной Москвы,
Как жар, крестами золотыми
Горят старинные главы.
Ах, братцы! как я был доволен,
Когда церквей и колоколен,
Садов, чертогов полукруг

Открылся предо мною вдруг!

Автор признается, что лично для него Москва значит очень много:
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

В лирическом отступлении о Москве автор описывает знаменитый Петровский замок. В этом замке находился Наполеон, когда в Кремле там начался пожар (во время войны 1812 года):
Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он

Недавнею гордится славой.

Прощай, свидетель падшей славы,
Петровский замок.

Сочинение Образ Петербурга в романе Евгений Онегин Пушкина
Петровский дворец.
Неизвестный художник

Пушкин гордится тем, что Москва не сдалась Наполеону:
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля;
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.

Отселе, в думу погружен,


Глядел на грозный пламень он.Образ Москвы в романе «Евгений Онегин» — это образ великого города, красивого и многоликого. Москва — это город-герой, который не сдался Наполеону и, несмотря на пожары и бедствия, сохранил свою красоту и величие. Это был цитатный образ Москвы в романе «Евгений Онегин» Пушкина: характеристика в цитатах.

Смотрите: Все материалы по роману «Евгений Онегин»

Источник: https://www.literaturus.ru/2015/06/moskva-v-romane-evgenij-onegin-pushkin-opisanie-obraz.html

Образ Петербурга в романе О. Пушкина «Евгений Онегин»

В романе «Евгений Онегин» изображенная богатая российская география — от столиц до провинции, от столичного паркета к сельскому кладбищу — яркие картинки, нарисованные точным и легким пушкинским словом. Здесь и Петербург, и Москва, и село, и дворянская усадьба.

И над всеми описаниями на наивысшей ступени стоит незабываемый образ Петербурга — северной Пальмиры — воспетого многими поэтами и прозаиками. Пушкинский ряд картин из них наилучшая.

В него произведениях описано не город, «Петра творение», воспроизведенное и как место, где живут его герои, а как жил герой, наделенный характером, лицом, привычками, запахами и звуками.

В романе «Евгений Онегин» читатель видит от начала лишь край изгороди пожилого сада, куда мисье водит гулять малого Евгения. Позднее автор показывает наилучшие, любимейшие уголки столицы — рестораны, театр, балльные залы…

И уже в конце первой главы обид Петербурга возникает перед читателем, картинками быта: его неугомонный Петербург оживает под барабанный стук военных, спешат разносчики, « с кувшином охтенка спешит и под ногами снег рипить», «из коминив прозрачный дым столбом возрастает голубым…», пекарь, умимець аккуратный» открывает свою лавку («васисдас», как называет ее Пушкина).

Пушкин невольно любуется Петербургом, для каждого явления он находит хорошие слова, словно художник — краски. Вот «прозрачный и ясный ночной свод над Невой», «дыханием ночи голубливим нимотно упивались мы…».

Нева, пока петербургская река, «закованная в гранит», да и для нее найдено влюбленные слова.

Будто для сине-зеленого венецианского канала: «Лишь лодка с веслами легкими по задрималий плыл реке и душа манили гребци песнями вольними своими…»

Места, о которых поэт нашел несколько хороших слов, хорошо познаваемые — Истории Тулон, улица Миллионная — где «на Миллионной стук колес внезапно возникал и рос. Каждое из любимых мест связано для автора с чем-то приятным.

На страницах романа мы находим истинные гимны шампанскому (вдовы Клика, или Мое благословеннее вино) и бордо («пусть живое бордо, наш друг!»), описания дружеских встреч («люблю, как сойдутся друзяки, потеревенить при вине, в сумеречной тишини, во время между волка и собаки…»).

Пушкина сравнивает каналы Петербурга с венецианскими, но это сравнения не прямое, оно сделано через изображенную картинку — образ лодки, которая плывет рекой: «…Лишь лодка с веслами легкими по задрималий плыл реке, и душа манили гребци песнями вольними своими…»

Образ Италии возникает и после того, как автор упоминает Торквато Тассо; «… Торкватових октав еще бы слаще очаровывал…» Образ Венеции довершается упоминанием об «адриатической серебряной волне», о плавании на лодке с венецианкой « в тайной молчаливой гондоле…» и волшебные строфы Петрарки…

Для автора Италия — это образ овеянной мечтой свободы, как и море. Здесь, в холодном Петербурге, поэт виднеется о другом море — теплое, свободное, «где я страдал, где я любил, где сердце я похоронил». «Брожу над морем, жду погоды, маню паруса кораблей…» — пишет о себе автор из Берегивневи.

и все же, петь гимн яркому, шумному, красивому Петербургу, Пушкина вспомнит другие места — и заметит: «Я был родившийся для мира и для сельской тишини: там лучше слышать гордую лиру, буйнее цветут творческие сны…»

Образ Петербурга в романе О. Пушкина «Евгений Онегин»

Источник: https://forege2015.blogspot.com/2015/02/blog-post_671.html

Образ Петербурга в произведениях Пушкина, сочинение

Жизнь русского поэта Александра Сергеевича Пушкина неразрывно связана с городом, основанным Петром Первым. Здесь, в Петербурге, по окончании Лицея, прошли его первые взрослые годы, здесь же к нему пришла литературная известность. Сюда, в Петербург, который еще застраивался, и приехал Пушкин из Царского Села, где учился в Лицее.

Читайте также:  Ближе всего к великому стоит честность - сочинение-рассуждение

Поэт приехал в Коломну, удаленную от парадной части города, так как родители были стеснены в средствах и выбрали дешевый район города.

По вечерам Пушкин спешил из Коломны в центр города, где его ждали друзья, литературные собрания, театр, светские знакомства, беседы и встречи.

Юный Александр Пушкин рос как поэт, как человек, набирался новых впечатлений, любовался растущим Петербургом. Поэтому город на Неве не мог не найти отражения в произведениях будущего великого поэта.

Петербург для него — это и оплот самодержавия, и воплощение петровских реформ, и отражение целой эпохи, ее нравов, порядков и привычек.

Образ Петербурга возникает практически во всех произведениях крупного жанра: в поэме «Медный всадник», в «Пиковой даме», в «Капитанской дочке» и, конечно же, в романе «Евгений Онегин».

И в каждом произведении город выглядит по-разному — в этом и проявляется гениальность поэта.

Пожалуй, самым противоречивым выглядит Петербург в поэме «Медный всадник». Начинается произведение с признания в любви «юному граду Петрову», который вознесся «из тьмы лесов, из топи блат».

Созданный самодержцем Петром I, он стал воплощением самодержавия, но для «маленького человека», вроде главного героя поэмы Евгения, он стал источником горя.

Построенный вопреки всем законам природы, Петербург регулярно подвергался наводнениям, жертвой которого однажды и стала возлюбленная Евгения.

В итоге протест героя оборачивается его сумасшествием и смертью, и преобразования Петра меркнут на фоне трагического финала.

Да, Петербург — символ эпохи Петра, своеобразный памятник его основателю, но в восприятии читателя появляются как будто два Петербурга: «город пышный» и «город бедный», город, чей «строгий стройный вид» восхищает, и город, где царит «дух неволи».

Этот мотив позже разовьет в своем творчестве Федор Михайлович Достоевский: в его романах мы увидим Петербург как город контрастов.

Так как «Пиковая дама» — мистическая повесть, Петербург тоже погружается в мистический полумрак. В полумраке стоит под окнами Лизаветы Ивановны Герман, в полумраке появляется он в спальне графини, в таком же сумраке проходят все три игры, после которых герой сходит с ума.

Предметом изображения у Пушкина опять же становятся два мира: мир тех, кому материальные блага даны при жизни (высшее общество, представительницей которого была старая графиня), и мир тех, кто всеми правдами и неправдами мечтает разбогатеть, чтобы быть причисленным к этому обществу.

Карточная игра для многих становилась пропуском в этот мир. Но какую цену порой за это приходилось платить? Герману пришлось взять грех на душу: старая графиня умерла после тщетной попытки Германа добиться тайны трех карт.

Автор сосредотачивает внимание читателя на жизни верхушки петербургского общества — молодых аристократах, многие из которых находились на военной службе, но их жизнь сводилась к развлечениям на родительские деньги.

Промотавшись и не получая больше поддержки от родителей, они старались выгодно жениться, чтобы снова каждый вечер садиться за игровой стол.

Именно в «Пиковой даме» возникает образ Петербурга, ставшего столицей высших возможностей человека. Но возможность эта для многих становится призрачной, как для Германа, ведь секрет процветания с помощью трех заветных карт оборачивается сумасшествием: долгожданный туз оборачивается пиковой дамой, и справедливость торжествует, а зло наказано.

И только в романе «Евгений Онегин» читатель видит и «высший» свет Петербурга, и рабочий люд. Когда главный герой Евгений утром с бала едет «в постелю», «Петербург неугомонный уж барабаном пробужден».

С утра все при деле: «Встает купец, идет разносчик, на биржу тянется извозчик».

И только представители высшей знати Петербурга, утомленные шумом бала, едут домой, чтобы, проспав до обеда, снова быть готовыми к очередным ночным увеселениям.

И все-таки Петербург для Пушкина всегда оставался городом его молодости, первой любви, надежд на перемены к лучшему, а еще это был город, где жили его друзья — будущие декабристы.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Борис Годунов», анализ трагедии Александра Пушкина
  • «Цыганы», анализ поэмы Александра Пушкина
  • «Туча», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Метель», анализ повести Пушкина
  • «Пир во время чумы», анализ пьесы Пушкина
  • «Скупой рыцарь», анализ пьесы Пушкина
  • «Безумных лет угасшее веселье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Гробовщик», анализ повести Александра Пушкина
  • «Моцарт и Сальери», анализ трагедии Пушкина
  • «Дубровский», анализ романа Александра Пушкина
  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Кавказский пленник», анализ поэмы Пушкина
  • «Каменный гость», анализ пьесы Пушкина
  • «Вольность», анализ произведения Александра Пушкина

По писателю: Пушкин Александр Сергеевич

Источник: https://goldlit.ru/pushkin/827-obraz-peterburga

Сочинение Образ Петербурга в романе Пушкина «Евгений Онегин»

В романе «Евгений Онегин» изображена богатая русская география — от лиц с провинции до столичного паркета к сельскому кладбищу — яркие картины, нарисованные точным и легким пушкинским словом. Здесь и Петербург, и село, и дворянская усадьба.

И над всеми описаниями на высочайшей ступени стоит незабываемый образ Петербурга — северной Пальмиры — воспетого многими поэтами и прозаиками. Но Пушкинское описание самое лучшее.

В его произведениях это не город, «Петра творение», воспроизведенное и как место, где живут его герои, а отдельный герой, наделенный характером, лицом, привычками, запахами и звуками.

В романе «Евгений Онегин» читатель с самого начала видит лишь край изгороди его сада, куда мосье водит гулять маленького Евгения. Позднее автор показывает не самые лучшие и любимые уголки столицы — рестораны, театры, бальные залы…

И уже в конце первой главы образ Петербурга возникает перед читателем в картинах быта: его неугомонный Петербург оживает под барабанный стук военных, спешат разносчики, «с кувшином охтенка спешит, Под ней снег утренний хрустит», «трубный дым Столбом восходит голубым…», пекарь «немец аккуратный» открывает свою лавку («васисдас», как называет ее Пушкин).

Пушкин невольно любуется Петербургом, для каждого явления он находит красивые слова, словно художник — краски. Вот

    «…прозрачно и светло Ночное небо над Невою », «Дыханьем ночи благосклонной Безмолвно упивались мы» Нева, неспокойная петербургская река, «закованная в гранит», и для нее найдены влюбленные слова, будто для сине-зеленого венецианского канала: «Лишь лодка, веслами махая, Плыла по дремлющей реке: И нас пленяли вдалеке Рожок и песня удалая…»

Места, о которых поэт нашел столько красивых слов, хорошо знакомы — например, улица Миллионная — где «…дрожек отдаленный стук С Мильонной раздавался вдруг». Каждое из любимых мест связанное для автора с чем-то приятным.

На строках романа мы находим настоящие гимны шампанскому (Вдовы Клико или Моэта Благословенное вино) и бордо («пусть живое бордо, наш друг!»), описания дружеских встреч («Люблю я дружеские враки И дружеский бокал вина Порою той, что названа Пора меж волка и собаки») Пушкин сравнивает каналы Петербурга с венецианскими, но это сравнение не прямое, оно сделано посредством изображения картины — образ лодки, которая плывет по реке: «…

Лишь лодка, веслами махая, Плыла по дремлющей реке..» Образ Италии возникает и после того, как автор упоминает Торквато Тассо: «…

Но слаще, средь ночных забав, Напев Торкватовых октав» Образ Венеции завершается загадкой об «адриатической серебряной волне», о плавании на лодке с венецианкой «в тайной молчаливой гондоле…» и волшебных строфах Петрарки…

Для автора Италия — это образ овеянной мечтой свободы, как и море. Здесь, в холодном Петербурге, поэт мечтает о другом море — теплом, свободном, «Где я страдал, где я любил, Где сердце я похоронил».

«Брожу над морем, жду погоды, Маню ветрила кораблей… »- пишет о себе автор с берегов Невы. И все же, исполняя гимн яркому, шумному, красивому Петербургу, Пушкин вспомнит другие места — и заметит: «Я был рожден для жизни мирной, Для деревенской тишины:

    В глуши звучнее голос лирный, Живее творческие сны»

Источник: https://www.school-essays.info/sochinenie-obraz-peterburga-v-romane-pushkina-evgenij-onegin/

Готовые школьные сочинения

Фев
06 2010

Образ Петербурга в романе А. Пушкина «Евгений Онегин»

В романе «Евгений Онегин» изображена богатая русская география — от лиц с провинции до столичного паркета к сельскому кладбищу — яркие  картины, нарисованные точным и легким пушкинским словом. Здесь и Петербург, и село, и дворянская усадьба.

И над всеми описаниями на высочайшей ступени стоит незабываемый образ Петербурга — северной Пальмиры — воспетого многими поэтами и прозаиками. Но Пушкинское описание самое лучшее.

В его произведениях это не город, «Петра творение», воспроизведенное и как место, где живут его герои, а отдельный герой, наделенный характером, лицом, привычками, запахами и звуками.

В романе «Евгений Онегин» читатель с самого начала видит лишь край изгороди его сада, куда мосье водит гулять маленького Евгения. Позднее автор показывает не самые лучшие и любимые уголки столицы — рестораны, театры, бальные залы…

И уже в конце первой главы образ Петербурга возникает перед читателем в картинах быта: его неугомонный Петербург оживает под барабанный стук военных, спешат разносчики, «с кувшином охтенка спешит, Под ней снег утренний хрустит», «трубный дым Столбом восходит голубым…», пекарь «немец аккуратный» открывает свою лавку («васисдас», как называет ее Пушкин). Пушкин невольно любуется Петербургом, для каждого явления он находит красивые слова, словно художник — краски. Вот

  • «…прозрачно и светло Ночное небо над Невою »,
  • «Дыханьем ночи благосклонной
  • Безмолвно упивались мы» Нева,
  • неспокойная петербургская река, «закованная в гранит», и для нее найдены влюбленные слова, будто для сине-зеленого венецианского канала:
  • «Лишь лодка, веслами махая,
  • Плыла по дремлющей реке:
  • И нас пленяли вдалеке
  • Рожок и песня удалая…»

Места, о которых поэт нашел столько красивых слов, хорошо знакомы — например, улица Миллионная — где «…дрожек отдаленный стук С Мильонной раздавался вдруг». Каждое из любимых мест связанное для автора с чем-то приятным.

На строках романа мы находим настоящие гимны шампанскому (Вдовы Клико или Моэта Благословенное вино) и бордо («пусть живое бордо, наш друг!»), описания дружеских встреч («Люблю я дружеские враки И дружеский бокал вина Порою той, что названа Пора меж волка и собаки»)

Пушкин сравнивает каналы Петербурга с венецианскими, но это сравнение не прямое, оно сделано посредством изображения картины — образ лодки, которая плывет  по реке: «…Лишь лодка, веслами махая, Плыла по дремлющей реке..» Образ Италии возникает и после того, как автор упоминает Торквато Тассо: «…Но слаще, средь ночных забав, Напев Торкватовых октав»

 Образ Венеции завершается загадкой об «адриатической серебряной волне», о плавании на лодке с венецианкой «в тайной молчаливой гондоле…» и волшебных строфах Петрарки…

Для автора Италия — это образ овеянной мечтой свободы, как и море. Здесь, в холодном Петербурге, поэт мечтает о другом море — теплом, свободном, «Где я страдал, где я любил, Где сердце я похоронил».

«Брожу над морем, жду погоды, Маню ветрила кораблей…»- пишет о себе автор с берегов Невы.

И все же, исполняя гимн яркому, шумному, красивому Петербургу, Пушкин вспомнит другие места — и заметит: «Я был рожден для жизни мирной,

Для деревенской тишины:

  • В глуши звучнее голос лирный,
  • Живее творческие сны»

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Образ Петербурга в романе А. Пушкина «Евгений Онегин» . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/obraz-peterburga-v-romane-a-pushkina-evgenij-onegin/

Москва и Петербург на страницах романа А. Пушкина «Евгений Онегин»

    В. Г. Белинский назвал роман «Евгений Онегин» А. С. Пушкина «энциклопедией русской жизни», так как в этом произведении представлена жизнь всех слоев населения России начала XIX века, широта ох­вата действительности необычайна.

    В первой главе автор подробно характеризует Пе­тербург, его нравы, обычаи. Узнавая об образе жизни, который ведет Онегин, читатель видит «брега Невы», театр («Театр уж полон; ложи блещут; Партер и крес­ла — все кипит …

Читайте также:  Сочинение цель побега мцыри

И, взвившись, занавес шумит»), улицы, бульвары (« Перед померкшими домами Вдоль сонной улицы рядами Двойные фонари карет Веселый изливают свет И радуги на снег наводят…», «Надев широкий боливар, Онегин едет на буль­вар… »), петербургские балы.

Жизнь юного героя пол­ностью подчинена образу жизни, который ведет свет­ское общество Петербурга; она состоит сплошь из раз­влечений:

Бывало, он еще в постеле: К нему записочки несут. Что? Приглашенья? В самом деле, Три дома на вечер зовут: Там будет бал, там детский праздник.       Куда ж поскачет мой проказник?

    Уклад жизни рабочего Петербурга отличается от образа жизни аристократии. Ранним утром Онегин «полусонный в постелю с бала едет», а «Петербург не­угомонный Уж барабаном пробужден. Встает купец, идет разносчик, На биржу тянется извозчик, С кув­шином охтенка спешит… И хлебник, немец аккурат­ный, в бумажном колпаке, не раз Уж отворял свой ва-сисдас».

    Уклад жизни москвичей подробно описан автором в седьмой и восьмой главах, когда в Москву везут сва­тать Татьяну:

Передними Уж белокаменной Москвы, Как жар, крестами золотыми Горят старинные главы. Вот, окружен своей дубравой, Петровский замок. Мрачно он Недавнею гордится славой… Уже столпы заставы Белеют: вот уж по Тверской Возок несется чрез ухабы. Мелькают мимо будки, бабы, Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды, Купцы, лачужки, мужики, Бульвары, башни, казаки, Аптеки, магазины моды, Балконы, львы на воротах

    И стаи галок на крестах. Автор любит Москву («Ах, братцы! был дово­лен, Когда церквей и колоколен, Садов, чертогов по­лукруг Открылся предо мною вдруг!», «Москва, я ду­мал о тебе! Москва… как много в этом звуке Для серд­ца русского слилось! Как много в нем отозвалось!»), гордится ею:

Напрасно ждал Наполеон, Последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной С ключами старого Кремля: Нет, не пошла Москва моя      К нему с повинной головою.

    Москва более патриархальна, чем Петербург. Жизнь старшего поколения размеренна и однооб­разна:

     Но в них не видно перемены; Все в них на старый образец; У тетушки княжны Елены Все тот же тюлевый чепец; Все белится Лукерья Львовна, Все то же лжет Любовь Петровна, Иван Петрович так же глуп, Семен Петрович так же скуп, У Пелагеи Николавны Все тот же друг мосье Финмуш, И тот же шпиц, и тот же муж; А он, все клуба член исправный, Все так же смирен, так же глух И так же ест и пьет за двух.

    Образ жизни светских москвичей мало чем отлича­ется от жизни петербургской аристократии:

Но всех в гостиной занимает Такой бессвязный, пошлый вздор; Все в них так бледно, равнодушно; Они клевещут даже скучно; В бесплодной сухости речей, Расспросов, сплетен и вестей Не вспыхнет мысли в целы сутки, Хоть невзначай, хоть наобум; Не улыбнется томный ум, Не дрогнет сердце, хоть для шутки. И даже глупости смешной       В тебе не встретишь, свет пустой.

    И в Петербурге, и в Москве превыше всего ценится мнение высшего света. Не зря Евгений Онегин даже в деревне, боясь прослыть трусом, принимает от Лен­ского вызов на дуэль. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы заслужить уважение в высшем обществе. Примером тому служит главный герой:

Острижен по последней моде; Как dandy лондонский одет — И наконец увидел свет. Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно; Чего ж вам больше? Свет решил, Что он умен и очень мил. Сам автор замечает с иронией: Так воспитаньем, слава богу, У нас не мудрено блеснуть. Онегин был по мненью многих (Судей решительных и строгих) Ученый малый, но педант: Имел он счастливый талант Без принужденья в разговоре Коснуться до всего слегка, С ученым видом знатока Хранить молчанье в важном споре И возбуждать улыбку дам Огнем нежданных эпиграмм… Он знал довольно по-латыне, Чтоб эпиграфы разбирать, Потолковать об Ювенале, В конце письма поставить vale, Да помнил, хоть не без греха,     Из Энеиды два стиха.

    Главное среди аристократов — достаток, высокое положение в обществе, тонкое обращение и соблюде­ние внешних приличий. Евгений не занят полезным делом («Зевая, за перо взялся, Хотел писать — но труд упорный Ему был тошен; ничего Не вышло из пера его…

», «Томясь душевной пустотой, Уселся он — с по­хвальной целью Себе присвоить ум чужой; Отрядом книг уставил полку, Читал, читал, а все без толку…»). Но он умеет «…

лицемерить, Таить надежду, ревно­вать, Разуверять, заставить верить, Казаться мрач­ным, изнывать, Являться гордым и послушным, Вни­мательным иль равнодушным…. Как он умел казаться новым, Шутя невинность изумлять, Пугать отчаянь­ем готовым, Приятной лестью забавлять…

Как рано мог уж он тревожить Сердца кокеток записных! Когда ж хотелось уничтожить Ему соперников своих, Как он язвительно злословил! Какие сети им готовил!»  Все эти «таланты», которыми обладает герой, делают его востребованным в обществе.

    Законы, царящие в высшем свете, изменили и Татьяну — она из провинциальной девочки преврати­лась в настоящую светскую даму. Выйдя замуж за ге­нерала, она стала законодательницей зал: Как изменилася Татьяна! Как твердо в роль свою вошла! Как утеснительного сана Приемы скоро приняла!

Кто б смел искать девчонки нежной В сей величавой, в сей небрежной             Законодательнице зал?

    Но все же, даже вращаясь в высшем обществе, Татьяна сохраняет свою нравственную чистоту и цельность натуры. Понятия «семья», «честь» для нее превыше всего, и даже ради любви к Онегину Таня не способна на Измену.

    Широта изображения русской действительности XIX века делает роман реалистичным произведени­ем. Я считаю, что роман имеет не только литератур­ную ценность, но и историческую, ведь читатель мо­жет ярко представить быт и уклад жизни людей того времени.

Источник: http://5litra.ru/soch/16-moskva-i-peterburg-na-stranicax-romana-a-pushkina.html

Образ Петербурга в произведениях Пушкина, сочинение

Жизнь русского поэта Александра Сергеевича Пушкина неразрывно связана с городом, основанным Петром Первым. Здесь, в Петербурге, по окончании Лицея, прошли его первые взрослые годы, здесь же к нему пришла литературная известность. Сюда, в Петербург, который еще застраивался, и приехал Пушкин из Царского Села, где учился в Лицее.

Поэт приехал в Коломну, удаленную от парадной части города, так как родители были стеснены в средствах и выбрали дешевый район города. По вечерам Пушкин спешил из Коломны в центр города, где его ждали друзья, литературные собрания, театр, светские знакомства, беседы и встречи. Юный Александр Пушкин рос как поэт, как человек, набирался новых впечатлений, любовался растущим Петербургом.

Поэтому город на Неве не мог не найти отражения в произведениях будущего великого поэта.

Петербург для него – это и оплот самодержавия, и воплощение петровских реформ, и отражение целой эпохи, ее нравов, порядков и привычек.

Образ Петербурга возникает практически во всех произведениях крупного жанра: в поэме “Медный всадник”, в “Пиковой даме”, в “Капитанской дочке” и, конечно же, в романе “Евгений Онегин”.

И в каждом произведении город выглядит по-разному – в этом и проявляется гениальность поэта.

Пожалуй, самым противоречивым выглядит Петербург в поэме “Медный всадник”. Начинается произведение с признания в любви “юному граду Петрову”, который вознесся “из тьмы лесов, из топи блат”. Созданный самодержцем Петром I, он стал воплощением самодержавия, но для “маленького человека”, вроде главного героя поэмы Евгения, он стал источником горя.

Построенный вопреки всем законам природы, Петербург регулярно подвергался наводнениям, жертвой которого однажды и стала возлюбленная Евгения.

В итоге протест героя оборачивается его сумасшествием и смертью, и преобразования Петра меркнут на фоне трагического финала.

Да, Петербург – символ эпохи Петра, своеобразный памятник его основателю, но в восприятии читателя появляются как будто два Петербурга: “город пышный” и “город бедный”, город, чей “строгий стройный вид” восхищает, и город, где царит “дух неволи”.

Этот мотив позже разовьет в своем творчестве Федор Михайлович Достоевский: в его романах мы увидим Петербург как город контрастов.

Так как “Пиковая дама” – мистическая повесть, Петербург тоже погружается в мистический полумрак.

В полумраке стоит под окнами Лизаветы Ивановны Герман, в полумраке появляется он в спальне графини, в таком же сумраке проходят все три игры, после которых герой сходит с ума.

Предметом изображения у Пушкина опять же становятся два мира: мир тех, кому материальные блага даны при жизни , и мир тех, кто всеми правдами и неправдами мечтает разбогатеть, чтобы быть причисленным к этому обществу.

Карточная игра для многих становилась пропуском в этот мир. Но какую цену порой за это приходилось платить? Герману пришлось взять грех на душу: старая графиня умерла после тщетной попытки Германа добиться тайны трех карт.

Автор сосредотачивает внимание читателя на жизни верхушки петербургского общества – молодых аристократах, многие из которых находились на военной службе, но их жизнь сводилась к развлечениям на родительские деньги. Промотавшись и не получая больше поддержки от родителей, они старались выгодно жениться, чтобы снова каждый вечер садиться за игровой стол.

Именно в “Пиковой даме” возникает образ Петербурга, ставшего столицей высших возможностей человека. Но возможность эта для многих становится призрачной, как для Германа, ведь секрет процветания с помощью трех заветных карт оборачивается сумасшествием: долгожданный туз оборачивается пиковой дамой, и справедливость торжествует, а зло наказано.

И только в романе “Евгений Онегин” читатель видит и “высший” свет Петербурга, и рабочий люд. Когда главный герой Евгений утром с бала едет “в постелю”, “Петербург неугомонный уж барабаном пробужден”. С утра все при деле: “Встает купец, идет разносчик, на биржу тянется извозчик”.

И только представители высшей знати Петербурга, утомленные шумом бала, едут домой, чтобы, проспав до обеда, снова быть готовыми к очередным ночным увеселениям.

И все-таки Петербург для Пушкина всегда оставался городом его молодости, первой любви, надежд на перемены к лучшему, а еще это был город, где жили его друзья – будущие декабристы.

Источник: https://studentguide.ru/sochineniya-po-literature/obraz-peterburga-v-proizvedeniyax-pushkina-sochinenie.html

Москва и Петербург в романе Пушкина «Евгений Онегин»

Москва — святыня России, ее сердце. Не зря захватчики всех времен и народов, будь то татары, французы или немцы, чтобы остановить жизнь России, стремились остановить ее сердце, то есть захватить Москву. «Сердце» и «судьба» — эти слова мы произносим, когда хотим сказать о чем-то важном для нас.

Для автора романа «Евгений Онегин», для Александра Сергеевича Пушкина именно в сердце России, в Москве случились два судьбоносных момента его жизни: распоряжение царя об окончании пушкинской ссылки, которое произошло во время коронации Николая Первого в Москве, куда поэт был срочно доставлен в тысяча восемьсот двадцать шестом году, — и женитьба Александра Сергеевича Пушкина, начало его новой жизни. Рассматривая героев своего романа на фоне Петербурга и российской деревни, Пушкин, создавая настоящую энциклопедию русской жизни, не мог не привести свою героиню в Москву, и в этом видится закономерность. Пушкин, конечно, не мог миновать такую драгоценную значимость для всей русской жизни, как Москва. ,-

Описание Москвы и любви к ней Пушкина в романе «Евгений Онегин» приходится на седьмую главу. Уместно» вспомнить три эпиграфа к ней.

Это стихи поэтов Дмитриева, Баратынского и Грибоедова. Эпиграф Дмитриева: «Москва, России дочь любима, где равную тебе сыскать?» Эпиграф Баратынского: «Как не любить родной Москвы?» Эпиграф Грибоедова «Гоненье на Москву’ что значит видеть свет1 Где ж лучше? Где нас нет».

Сам же Пушкин признается в любви к Москве чистосердечно и как бы неофициально:

Как часто в горестной разлуке, В моей блуждающей судьбе, Москва, я думал о тебе! Москва. как много в этом звуке Для сердца русского слилось!

Читайте также:  Сочинение первоклассника 1 сентября: мой первый звонок

Как много в нем отозвалось!

Пушкин подчеркивает, что гордая Москва не склонилась перед врагом, даже когда ее захватил враг, она не сдалась, не пошла на поклон, но ответила пожаром. При описании въезда героини романа Татьяны Лариной в Москву он перечисляет достопримечательные московские места, в том числе и Петровский замок, в котором прятался Наполеон от пожара. Пушкин с патриотизмом и гордостью пишет

Но не пошла Москва моя К нему с повинной головою.

У человека, читающего эти имеющие величайшее значение строки, невольно с гордостью бьется сердце за силу и величие этого города. Пушкин подробно описывал въезд Лариных в Москву.

Подъезжающему к Москве в пушкинскую эпоху прежде всего бросались в глаза многочисленные церковные главы, придававшие городу неповторимый облик.

В начале 1820-х годов в Москве насчитывалось около двухсот семидесяти церквей, а также более двух десятков монастырей:

  • Но вот уж близко. Перед ними Уж белокаменной Москвы, Как жар, крестами золотыми
  • Горят старинные главы.
  • Далее Пушкин описал, как возок Татьяны едет по Тверской Ларины въезжали через Тверскую заставу, которая находилась в районе нынешнего Белорусского вокзала:
  • Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды, Купцы, лачужки, мужики, Бульвары, башни, казаки, Аптеки, магазины моды, Балконы, львы на воротах
  • И стаи галок на крестах.

Тверская улица описана Пушкиным с необычайным талантом и точностью, а также настолько живо, как никем из его со временников она описана не была. Московский пейзаж показан в «Евгении Онегине» значительно подробнее, чем петербургский, на фоне однообразной красивости которого подчеркивается пестрота московских видов.

Это достигается цепью контрастных соседств: дворцы — лачужки, монастыри — магазины мод, будки — огороды, львы на воротах — стаи галок на крестах Ларины остановились «У Харитонья в переулке»..

Московские адреса обозначались по церковным приходам, значит, Ларины поселились в приходе церкви Святого Харитония Это место Москвы было знакомо Пушкину по детским воспоминаниям, он некоторое время жил в Большом Харитоньевском переулке Длинное и детальное путешествие Лариных через Москву составляет одно из самых пространных описаний в «Евгении Онегине», ему посвящены четыре строфы.

Пушкин увеличил их счет до пяти, прибавив пустой номер, создав этим впечатление, что утомительная прогулка длилась еще дольше. Оно резко отличается от кратких, как бы эскизных, петербургских зарисовок.

Пушкиным описана московская жизнь Татьяны: утром ее будит «ранний звон колоколов», но, сев у окна, она видит не свою привычную деревенскую даль, а московский пейзаж: Пред нею незнакомый двор, Конюшня, кухня и забор.

Татьяну привезли в Москву на «ярмонку невест», то есть в Благородное собрание, где собиралось несколько тысяч человек, где происходили балы, встречи молодых людей, где устраивались их судьбы. Судьба самого Пушкина тоже устроилась в Москве. Это Благородное собрание располагалось на Большой Дмитровке. Там Татьяна встретила своего будущего мужа, генерала 1812 года. , Судьба ее решилась Она вышла замуж. Подводя итог сказанному, можно отметить, что Пушкин описал Москву с большой естественностью и живостью, к чему его подвигли чувства искренней любви, симпатии и теплоты, которые он испытывал к Москве как к городу Он нашел слова подробного описания того, как она выглядит.

  1. Но все же, говоря о Москве, Пушкин показал ее как гордую и мужественную святыню, в описании сцены ожидания Наполеоном сдачи Москвы в Петровском замке он явно ощущал гордость за Москву, и, читая Пушкина, мы также испытываем это чувство’
  2. Напрасно ждал Наполеон, Последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной С ключами старого Кремля: Нет, не пошла Москва моя К нему с повинною главою. Не праздник, не приемный дар,
  3. Она готовила пожар.
  4. В шестой главе романа «Евгений Онегин» Пушкин создал поэтический памятник Москве, она же с любовью и благодарностью преподнесла ему свой дар — памятник великому поэту.

Вы сейчас читаете сочинение Москва и Петербург в романе Пушкина «Евгений Онегин»« Фантастика в повестях ГоголяСочинение «Воспитание Обломова» »

Источник: https://schoolessay.ru/moskva-i-peterburg-v-romane-pushkina-evgenij-onegin/

Описание романа Пушкина «Евгений Онегин»

«Евгений Онегин» — произведение, занимающее особое место в творческом наследии Пушкина. Ему было отдано 7 лет жизни поэта.

Это доказывает, что Пушкин вновь и вновь возвращался к центральным темам своего романа, обогащая их новым опытом и жизненными впечатлениями.

Сюжет произведения разворачивается в первое десятилетие после Отечественной войны 1812 года, охватывая пространство России городской (образы Петербурга и Москвы) и деревенской.

Главный герой романа Евгений Онегин – молодой дворянин без определённых занятий, воспитанный в псевдоевропейских традициях, которые обрели оригинальное оформление на русской почве.

Онегин – дитя своего времени и породившей его среды. Он находится на поверхности культуры, подхватывая мимолётные, сиюминутные веяния светской моды и не касаясь глубинных пластов национального самосознания.

Жизнь в деревне меняет круг привычных ценностей героя, которому выпадают испытания любовью и дружбой.

Реалист Онегин противопоставлен романтику Ленскому. Их краткое и во многом случайное сближение завершается смертоносным поединком.

«Неподражательная странность» главного героя привлекает к нему внимание провинциальной барышни Татьяны Лариной, характер которой сочетает черты патриархального воспитания и влияния сентиментальной литературы.

Получив письмо Татьяны с признанием в любви, Онегин отвечает девушке строгой отповедью и признаётся, что не создан для семейных уз. Он покидает деревню и отправляется в путешествие.

Роман завершается новой встречей Онегина и Татьяны в Петербурге. Круг замыкается: Татьяна вышла замуж, стала светской львицей, а Евгений возвратился тем же, кем и был.

Но душа его меняется, в ней рождается потребность настоящей любви.

Охваченный восторгом преображения Татьяны и теплотой воспоминаний о прошлом, Онегин признаётся княгине в ответном чувстве, но слышит лишь просьбу оставить её.

Татьяна выбирает верность и честь, хотя чувство к Онегину в ней ещё живо.

Лаконичная фабула любовной истории дополнена щедро прописанным культурно-историческим фоном.

Пушкин знакомит читателя с бытом и нравами русского дворянства: народными традициями, праздниками, картинами родной природы, описанием светских балов и театральных премьер.

В романе живут и действуют великие современники, его воздух соткан из идей, событий, образов и лиц, живым свидетелем которых был поэт.

Эта черта романа впоследствии позволила В. Г. Белинскому назвать «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни».

Роман «Евгений Онегин» — произведение о России и русских, особом русском пути, который нельзя взять и позаимствовать у Европы.

Это книга-предупреждение, сотворённая Пушкиным, чтобы уберечь нас от гордости, сугубой рациональности и эгоизма.

Источник: http://hronika.su/opisanie-romana-pushkina-evgenij-onegin/

Москва и Петербург в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”

В романе “Евгений Онегин” А. С. Пушкина изображается широкая историко-культурная панорама жизни русского дворянства.

Для этого воссоздаются два важнейших историко-культурных пространства – две столицы, Москва и Петербург. Мир автора и героев неотделим от этих мест, каждому из них уделено большое внимание, в том числе в лирических отступлениях. Важна роль Петербурга и Москвы, сменяющих друг друга, в судьбах героев, в развитии сюжета.

В Петербурге начинается и завершается сюжет, ему отводится опорная роль в композиции. Санкт-Петербург – город, преимущественно связанный с главным героем романа, Онегиным. В первой главе воссоздаются быт и нравы петербургского дворянства. Преобладающие мотивы – новизна, мода, современность:

  • Вот мой Онегин
  • Острижен по последней моде.
  • В кабинете у героя: “янтарь на трубках цареграда, фарфор и бронза на столе, духи в граненом хрустале.”

Петербург – центр современной жизни, средоточие новых веяний, здесь наиболее сильно проявляется европеизация русского дворянства. В этой главе часто встречаются слова “модный”, “современный”. Необходимо обратить внимание на авторское отношение к западноевропейским веяниям. В романе нет грибоедовской злой иронии в адрес подражателей французам, можно говорить только о мягком юморе:

  1. …Все, что в Париже вкус голодный,
  2. Полезный промысел избрав,
  3. Изобретает для забав,
  4. Для роскоши, для неги модной, –
  5. Все украшало кабинет
  6. Философа в осьмнадцать лет.
  7. … Но панталоны, фрак, жилет,
  8. Всех этих слов на русском нет…
  9. Можно заметить, что в Петербурге время стремительно бежит, для измерения времени в Петербурге используется “брегет”.

Для петербургского дворянства характерны суета, мишурность: “везде поспеть немудрено”. День главного героя Евгения Онегина – воплощение суеты.

Бывало он еще в постели:

К нему записочки несут,

Что? Приглашенья? В самом деле,

  • Три дома на вечер зовут…
  • В этом обществе превыше всего честь и общественное мнение, которое создает особенный тип поведения.
  • И вот общественное мненье!
  • Пружина чести, наш кумир!
  • И вот на чем вертится мир!
  • Существенно различаются “Петербург Онегина” и “Петербург автора”. Можно противопоставить их как “поэтический” и “прозаический” образы Петербурга, на примере фрагментов, посвященных театру:
  • “Петербург Пушкина”:
  • Волшебный край! Там в стары годы,
  • Сатиры смелый властелин,
  • Блистал Фонвизин, друг свободы,
  • И переимчивый Княжнин;
  • Там Озеров невольны дани
  • Народных слез, рукоплесканий
  • С младой Семеновой делил…
  • …Там, там под сению кулис
  • Младые дни мои неслись…
  • Сейчас же:

…Мои богини! что вы? где вы?

  1. Внемлите мой печальный глас:
  2. Все те же ль вы? другие ль девы,
  3. Сменив, не заменили вас?
  4. … Иль взор унылый не найдет
  5. Знакомых лиц на сцене скучной,
  6. И, устремив на чуждый свет
  7. Разочарованный лорнет,
  8. Веселья зритель равнодушный,
  9. Безмолвно буду я зевать
  10. И о былом воспоминать?

Второй раз мы видим Петербург в восьмой главе романа. Здесь сатира и сарказм по отношению к светскому обществу звучат острее, значительнее психологическое отличие Онегина от “пустого” света. В то же время показаны весьма достойные представители великосветского дворянства . заметной фигурой в аристократическом обществе теперь уже является и Татьяна, глубоко симпатичная повествователю .

  • Итак, образ Петербурга в романе отличается не только многоплановостью, местами контрастностью, но и гармонической целостностью.
  • Москва занимает промежуточное, срединное место в композиции произведения. Она – тема седьмой главы ( хотя действие
  • главы начинается в деревне). В начале 7-й главы мы видим три эпиграфа, посвященные Москве, в которых выражается отношение автора к этому городу:
  • Москва, России дочь любима,
  • Где равную тебе сыскать?
  • Дмитриев
  • Как не любить родной Москвы?
  • Баратынский

Гоненье на Москву! что значит видеть свет!

  1. Где ж лучше?
  2. Где нас нет.
  3. Грибоедов
  4. Москва имеет нечто общее с Петербургом Московская жизнь скучна и пуста.
  5. Все в них так бледно, равнодушно:
  6. Они клевещут, даже скучно…
  7. Важно обратить внимание на московский пейзаж:
  8. …Но вот уж близко. Перед ними
  9. Уж белокаменной Москвы,
  10. Как жар, крестами золотыми
  11. Горят старинные главы…
  12. … уж столпы заставы
  13. Белеют: вот уж по Тверской
  14. Возок несется чрез ухабы.
  15. Мелькают мимо будки, бабы,
  16. Мальчишки, лавки, фонари,
  17. Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды,
  18. Купцы, лачужки, мужики,
  19. Бульвары, башни, казаки,
  20. Аптеки, магазины моды,
  21. Балконы, львы на воротах
  22. И стаи галок на крестах.
  23. В этом наборе слов Пушкин умело показал Москву со всех сторон. В строфе XXXVI автор говорит великие слова, известные любому русскому человеку, в которых отразилась глубокая любовь Пушкина к этому противоречивому городу:
  24. Москва…как много в этом звуке
  25. Для сердца русского слилось!
  26. Как много в нем отозвалось!
  27. В седьмой главе также имеет большое значение гражданско-патриотическое отступление на тему событий минувшей войны:
  28. Вот, окружен своей дубравой,
  29. Петровский замок. Мрачно он
  30. Недавнею гордится славой.
  31. Напрасно ждал наполеон,
  32. Последним счастьем упоенный,
  33. Москвы коленопреклоненной
  34. С ключами старого кремля:
  35. Нет, не пошла Москва моя
  36. К нему с повинной головою.
  37. Исключительно важны в московских сценах прямые и “скрытые” отсылки к “Горю от ума”.
  38. Примечательно, что в Москве не появляется Онегин .
  39. Можно заметить, что в культурно-мифологической перспективе Москва ассоциируется с женским началом, а Петербург – с мужским. В соответствии с этим в Москве важное значение имеет женский мир, мир “бабушек” (“И хором бабушки твердят:
  40. “Как наши годы-то летят!” )

(2 votes, average: 4.00

Источник: https://goldsoch.info/moskva-i-peterburg-v-romane-a-s-pushkina-evgenij-onegin/

Ссылка на основную публикацию