Сочинение тихон щербатый в романе война и мир (образ и характеристика)

Эпопея Льва Толстого «Война и мир» представляет читателю героев, столкнувшихся с неожиданными жизненными перипетиями. Главными действующими лицами в произведении стали люди, чьи судьбы – лакмусовая бумажка эпохи. Сквозь образы героев автор преподносит вниманию аудитории собственную философию.

История создания персонажа

Сочинение Тихон Щербатый в романе Война и мир (Образ и характеристика)Писатель Лев Толстой

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Толстой был уверен в том, что путь развития страны зависит не от желания конкретного правителя, а от воли народа. Духовная жизнь людей без званий и титулов определяет, каким образом закончится сражение и на чьей стороне будет триумф. Патриотизм играет важную роль в сложном противостоянии врагу в военное время. Гуманист и противник сражений, Толстой выступал против кровопролития. В сложные времена страну спасало не ораторское мастерство предводителей, а воля народа, отстаивавшего родную землю. Толстой верил в народный характер войны.

Проявляемая жестокость, желание мести становились аргументом для тех, на чью родину пришел враг. Партизанская война 1812 года захватывала сердце каждого русского человека.

Биография Тихона

Сочинение Тихон Щербатый в романе Война и мир (Образ и характеристика)Тихон Щербатый (портрет)

Тихон Щербатый стал олицетворением партизан. Простой мужик из отряда Денисова, этот крестьянин оказался необходимым человеком. Выходец из села Покровское стал по-настоящему полезен отряду.

Внешность героя забавна. Прозвище оправдывается отсутствием одного зуба, что придает выражению лица хитроватый вид. В руках мужчины спорится любое дело. В полевых условиях ему нет равных: он разводит костер, добывает воду, сам делает посуду и готовит пищу.

Противостояние захватчикам – истинное призвание героя. В отряде на нем лежит грязная работа. Поначалу он раскладывал костры и ухаживал за лошадьми. Его потенциал проявился позднее. Ночами лазутчик уходил на разведку и возвращался с трофеями в виде одежды французских солдат, приводил пленников.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Сочинение экологические проблемы

Оценим за полчаса!

Спустя некоторое время Тихона перевели в казаки.

Сочинение Тихон Щербатый в романе Война и мир (Образ и характеристика)Тихон Щербатый

Мужчина передвигался пешком, но это не затормаживало его. Он шел наравне с кавалерией, неся мушкетон. Топор был главным орудием героя, символом жестокости и желания рвать врага зубами.

Им солдат владел безупречно. В сражении герой выкладывался полностью. Крестьянин, которому жизнь сулила мирный труд, стал заступником для родной земли.

Тихон Щербатый – воплощение мстителя, пример храбрости русских воинов.

Окружающие восхищаются удалью мужчины. Его уважают за ловкость и смекалку. Ловкие и быстрые движения помогали ему выделиться в бою, урвав победу. Даже речь персонажа имеет особую динамику.

Он постоянно находится в движении. Впервые Тихон предстает перед читателем в момент падения в воду. Выбравшись из брода, он, не задерживаясь, бежит дальше.

Людям, живущим в быстром темпе, сопутствует чувство юмора, и Щербатый не является исключением.

Сочинение Тихон Щербатый в романе Война и мир (Образ и характеристика)Платон Каратаев

Биография Щербатого мало известна, так как он является эпизодическим героем. Герою автор противопоставляет Платона Каратаева, миролюбивого крестьянина. Народный мститель и добродушный миролюбивый солдат становятся противоположностями. Толстой восхищается энергичностью Тихона, но преимущество отдает Платону, ратующему за доброту, веру в бога и гуманизм.

Щербатый, в сравнении с Каратаевым, грубоват, его юмор суров. Любовь к богу уходит для него на второй план. Герой верит лишь в собственные силы и, в отличие от своего антагониста, не надеется на помощь свыше. При этом сам мужчина – не из числа вершителей собственной судьбы.

«Война и мир»

Сочинение Тихон Щербатый в романе Война и мир (Образ и характеристика)Роман «Война и мир»

В романе Тихон Щербатый появляется на короткое время и упоминается в нескольких главах мимоходом. Ему выделена одна сцена, подробно рисующая образ персонажа. Вместе с другими представителями отряда герой отдыхает после военной деятельности. При разговоре мужчин присутствует юный Петя Ростов. Щербатый рассказывает о том, как брал в плен французского солдата – «языка». Это подвиг, сродни тем, благодаря которым русские солдаты смогли выиграть сражение на Бородинском поле. Значение подобных поступков простых людей сложно недооценить. Благодаря им война обретала определенный ход.

Рассказ Щербатого сопровождается шутками, и поначалу все смеются над ними. Но, когда Петя понимает суть происшествия, юноше становится не по себе. Смерть противника Тихон воспринимает как должное. Подобное отношение к людям чуждо молодому Ростову. Оправданность убийства в романе объясняется необходимостью стоять за правое дело.

Интересные факты

  • Тихон Щербатый относится к числу персонажей, отдельное внимание которым уделяют не все режиссеры, заинтересованные в экранизации романа. К подобным относится и Долохов. Постановщики, ограниченные эфирным временем и необходимостью уложить произведение в привычный зрителю хронометраж, часто избавляются от эпизодических персонажей.

Сочинение Тихон Щербатый в романе Война и мир (Образ и характеристика)Станислав Чекан

  • Впервые Тихон Щербатый появился на экране в исполнении Станислава Чекана – в ленте Сергея Бондарчука «Война и мир», вышедшей в 1965 году. В 1972 году постановщик Джон Дейвис пригласил Уилла Лейтона для работы над ролью. В одноименном проекте 2007 года, созданном Робертом Дорнхельмом, в образе Щербатого предстал Лех Дыблик. Телесериал 2012 года представил аудитории Дэвида Куилтера в облике русского солдата.

Источник: https://24smi.org/person/6847-tikhon-shcherbatyi.html

Тихон Щербатый в романе “Война и мир”: образ и характеристика

Меню статьи:

В романе Л. Н.Толстого «Война и мир» в большинстве случаев героями повествования являются представители аристократического происхождения. Персонажей крестьянского происхождения в романе при всей многочисленности и разнообразности образов всего несколько. Основной акцент происходит на образы военных имеющих простое происхождение: Платона Каратаева и Тихона Щербатого.

Сочинение Тихон Щербатый в романе Война и мир (Образ и характеристика)

В то время как образ Платона Каратаева имеет глубокий смысл и многогранность характеристик, то образ Тихона Щербатого фактически рассмотрен только в контексте военной сферы влияния и не имеет такого влияния на других персонажей.

Кто такой Тихон Щербатый

Тихон Щербатый имеет простое происхождение, он крестьянин, не имеющий никаких привилегий. Об его цивильном прошлом не известно ничего. Единственным посылом его прошлой жизни является упоминание о его малой родине – село Покровское в Смоленской области. С этим персонажем мы знакомимся только в контексте военной сферы.

Роль Тихона Щербатого на фронте

На фронте Тихон Щербатый служит в партизанском отряде Денисова в 1812 году. Тихон сам изъявил желание принимать участие в военных событиях. Поначалу он выполнял не самую значимую роль – чистил коней, занимался разведением и поддержанием костров, время от времени Тихон Щербатый отправлялся в лагерь противника и всегда возвращается со значимыми трофеями – одеждой, едой, оружием.

Сочинение Тихон Щербатый в романе Война и мир (Образ и характеристика)

Затем его действие стало более существенным, Тихон дослужился до повышения – его причисляют к отряду казаков и теперь в его обязанности входят вылазки в лагерь противника за пленными, которые бы могли рассказать нужную информацию, позволяющую партизанам и регулярной армии оказываться в выигрышной позиции по отношению к противнику. С этой работой Тихон справлялся отлично. Сослуживцы отмечали, что у него было очень развита интуиция. Щербатый всегда приводил «нужных» людей, которые в романе называются «языками».

Внешность Тихона Щербатого

С внешностью Тихона Щербатого связано его прозвище. У Тихона не было одного переднего зуба и поэтому прозвище «Щербатый» прочно прилипло к нему.

Предлагаем ознакомиться с образом князя Андрея Болконского в романе Льва Николаевича Толстого “Война и мир”.

Тихон Щербатый не отличался приятной внешностью, скорее наоборот, его внешний облик вызывал неприязнь и даже отвращение.

В первую очередь это было связано с тем, что Тихон Щербатый переболел оспой, и поэтому его лицо было изувечено специфическими шрамами.

Судя по всему, Тихон Щербатый был человеком в возрасте, так как на его лице сильно была заметна сеточка морщин. У Тихона были маленькие узкие глаза, он часто улыбался глупой улыбкой.

Вероятно, что Тихон Щербатый отличался высоким ростом, Толстой описывает его как человека, имеющего длинные ноги и длинные руки. Автор во время описания его внешности говорит о том, что у Тихона плоские ступни, вероятно, Толстой имел в виду плоскостопие.

В тексте часто по отношению к Тихону Щербатому встречается такое слово как меринина. Нашими предками это слово употреблялось по отношению к людям, которые отличались крепким телосложением. Голос его можно охарактеризовать как бас с хрипотцой. Такой тембр голоса стал удачным дополнением к его образу.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/lev-tolstoj/vojna-i-mir-tihon-shcherbatyj.html

Тихон Щербатый в романе "Война и мир": образ и характеристика

Главная страницаЛев Толстой

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Тихона Щербатова в романе «Война и мир», описание внешности, личности и характера героя.

Впервые Тихон Щербатый появляется в романе «Война и мир» в томе 4 части 3 главе III.

Смотрите: Все материалы по роману «Война и мир»
Тихон Щербатый — простой крестьянин, «мужик»:«…при его партии мужика Тихона Щербатова…» «…Он был мужик из Покровского под Гжатью…» (в Смоленской области)Тихон Щербатый — партизан.

Он служит в партизанском отряде Денисова во время Отечественной войны 1812 года:
«…бывшего при его партии мужика Тихона Щербатова…» «…Тихон пристал к партии и просился, чтобы его при ней оставили. Денисов велел оставить его…

«На войне Тихона зачисляют в отряд казаков-разведчиков («пластунов») за его храбрость и ловкость:
«…Это наш пластун. Я его посылал языка взять…» «…Денисов отставил Тихона от работ, стал брать его с собою в разъезды и зачислил в казаки…»Тихона зовут Щербатым, потому что у него не хватает зуба во рту:
«…

улыбку, открывшую недостаток зуба (за что он и прозван Щербатый)..»Внешность Тихона Щербатого:
«…Что ему, черту, делается, меренина* здоровенный, – говорили про него…» (*меренина, или мерин — крепкий рослый молодой человек обычно с грубыми манерами поведения)«…

большими легкими шагами шел на длинных ногах, с длинными мотающимися руками, человек в куртке, лаптях и казанской шляпе, с ружьем через плечо и топором за поясом…» «…сняв с отвисшими полями мокрую шляпу, подошел к начальнику. Это был Тихон. Изрытое оспой и морщинами лицо его с маленькими узкими глазами сияло самодовольным весельем…»».

..продолжал Тихон, переставляя пошире плоские, вывернутые в лаптях ноги…» «…вдруг вся рожа его растянулась в сияющую глупую улыбку, открывшую недостаток зуба (за что он и прозван Щербатый)..»У Тихона хриплый, певучий басистый голос:
«…Где пропадал? За французами ходил, – смело и поспешно отвечал Тихон хриплым, но певучим басом.

..»Тихон Щербатый — способный партизан:
«…Тихон скоро оказал большую охоту и способность к партизанской войне…»

Тихон Щербатый является нужным человеком в отряде:

«…Тихон Щербатый был один из самых нужных людей в партии…»Тихон Щербатый — хитрый и ловкий партизан:
«…Ну ловок, – сказал эсаул…» «…Эка шельма, – сказал Денисов…» «…Экая бестия! – с тем же выражением досады проговорил Денисов…» «…Ишь, шельма, так и есть, – сказал Денисов эсаулу…»Тихон — храбрый партизан:
«…Тихон был самый полезный и храбрый человек в партии. Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов…»Тихон всегда ходит пешком. Он может пройти 50 км пешком в день:
«…Тихон не любил ездить верхом и всегда ходил пешком, никогда не отставая от кавалерии…» «…пройти в день по пятьдесят верст…» (1 верста =1,06 км)

Тихон ходит на самые трудные и гадкие задания:

«…В партии Денисова Тихон занимал свое особенное, исключительное место. Когда надо было сделать что‑нибудь особенно трудное и гадкое – выворотить плечом в грязи повозку, за хвост вытащить из болота лошадь, ободрать ее, залезть в самую середину французов, пройти в день по пятьдесят верст, – все указывали, посмеиваясь, на Тихона…»Тихон — веселый человек. Ему нравится смешить других:
«…Тихон, нарочно скорчившись и делая рожи, притворяясь, что он сердится, самыми смешными ругательствами бранил французов…» «…он был шут всех казаков, гусаров и сам охотно поддавался этому чину…» «…заключил Тихон, весело и решительно взглянув в глаза Денисова…» «…Тихон зашел сзади, и Петя слышал, как смеялись с ним и над ним казаки о каких‑то сапогах, которые он бросил в куст…»

Это был цитатный образ и характеристика Тихона Щербатова в романе «Война и мир» Толстого, описание внешности, личности и характера Тихона в цитатах.

Смотрите: Все материалы по роману «Война и мир»

Источник: https://www.literaturus.ru/2016/01/tihon-shherbatyj-vojna-i-mir-obraz-harakteristika.html

Тихон Щербатый в романе “Война и мир” – образ героя — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

Л. Н. Толстой в своем романе описывает жизнь светского общества. На страницах эпопеи практически не встречаются люди простого происхождения, выходцы из народа. Исключение – Тихон Щербатый в романе «Война и мир». Он противопоставляется героям из светского общества, но описан персонаж в положительном свете.

Кто такой Тихон Щербатый

Тихон Щербатый – выходец из народа. Это крестьянин из Смоленской области. О прошлом персонажа известно очень мало, читателю лишь предоставляется информация о малой родине Тихона – селе Покровском.

По своему роду Щербатый не имеет никаких привилегий, но он изъявил желание участвовать в войне и попал в партизанский отряд. Этот персонаж предстает перед читателем только в военной части произведения.

Внешность героя

Персонаж не обладал приятными внешними данными. Его вид скорее наоборот отталкивающий. Так случилось, что Тихон перенес оспу, которая изрешетила его шрамами. Щербатый имел маленькие узкие глазки, на его лице часто можно было заметить глуповатую улыбку. Фигура Тихона плотная, немного неуклюжая – автор упоминает, что персонаж имеет длинные руки и длинные ноги.

Судя по тому, что лицо Тихона все в морщинках, читатель может сделать вывод о том, что это человек в возрасте. Свою кличку Щербатый также получил из-за особенностей внешности: у него отсутствовал передний зуб, что и послужило основой для прозвища. Образ и внешний облик дополняется громким басом с некой хрипотцой.

Тихон на войне

Сразу после того, как Тихон попал на фронт, ему доверили только малозначительные, бытовые обязанности: он следил за лошадьми, разводил и поддерживал огонь и т.д. Но иногда Тихону доводилось совершить вылазки на сторону противника. Здесь Тихон проявлял себя – он постоянно возвращался с добычей, приносил провизию, оружие или одежду.

Со временем такое его умение было замечено и отмечено начальством. Тихон получил повышение и его обязанностью стали вылазки в тыл врага.

Он должен был приводить пленных, которые могли дать какую-либо информацию о противнике. У него это отлично получалось – сослуживцы Тихона отмечали, что у него всегда получалось приводить «нужных».

Подходящих людей, от которых удавалось получить ценную и полезную информацию.

Сослуживцы относятся к нему с уважением. В разговоре о нем они хвалят его, поминают добрыми словами. Впервые читатель сталкивается с Тихоном, когда тот находится в порыве действия – он быстро нырнул в речку, быстро вынырнул, плюхнулся на брюхо.

Характер Тихона

Щербатый имел веселый нрав, был очень общительным. Часто он веселил сослуживцев анекдотами и веселыми историями. Он смел и ловок, в отряде его считают нужным человеком.

Тихон всегда готов прийти на помощь, своему делу он отдается полностью, любое указание выполняет на сто процентов. Щербатый не боится грязной работы.

Он с легкостью берет на себя обязанности, от которых обычно отнекиваются и пытаются увильнуть.

Тихон Щербатый – персонаж, который рассмотрен Толстым наиболее крупным планом среди всех остальных солдат. Он пошел на войну не по долгу, а по совести. На врага он идет из чувства патриотизма, а не потому что его заставили.

Именно таким Толстой описывает русский народ – честным, самоотверженным, готовым на смерть ради справедливости и защиты Родины. Всю народную готовность к действию при необходимости защищать свою страну Толстой уместил в один образ Тихона Щербатого.

Он вобрал в себя многие качества народа, стал собирательным образом.

Данная статья поможет написать сочинение на тему «Тихон Щербатый в романе «Война и мир», описать героя, дать его развернутую характеристику, проанализировать образ персонажа.

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/sochinenija/20424-tihon-sherbatyi-v-romane-voina-i-mir-obraz-geroia.html

Война и мир. тихон щербатый — самый полезный и храбрый человек

ТИХОН ЩЕРБАТЫЙ — САМЫЙ ПОЛЕЗНЫЙ И ХРАБРЫЙ ЧЕЛОВЕК.

Одного из мужиков-партизан писатель рисует более крупным планом. Это самый полезный и храбрый человек в отряде Денисова — Тихон Щербатый. В образе Тихона воплощены дух народа-мстителя, находчивость и удаль русского крестьянства.

С топором в руках идет он на врага не потому, что кто-то его понуждает, а под воздействием естественного патриотического чувства и ненависти к непрошеным гостям.

Эти чувства настолько сильны, что Тихон становится порой жестоким, французы для него не люди, а враги и только враги.

Мы еще не видим Тихона, но образ его раскрывается в том, как о нем говорят его товарищи по оружию. В их грубоватых словах чувствуется восхищение, уважение, даже своеобразная ласка: Эка шельма, Ну ловок, Экая бестия.

Движения его ловки и быстры: в первый раз мы видим его бегущим, видим, как он бултыхнулся в речку, выбрался на четвереньках, побежал дальше. Он весь в порыве, в действии.

Рассказывая, он неожиданно и гибко лег на брюхо, быстро и легко вскочил, размахнулся руками.

Так же динамична его речь: Один и навернись… Я его таким манером и сгреб… Пойдем, говорю, к полковнику. Как загалдит! А тут их четверо. Бросились на меня с шпажками. Я на них таким манером топором: что вы, мол, Христос с вами…

Неистребимое чувство юмора, способность шутить при любых обстоятельствах отличает Тихона. Он был не только самый полезный и храбрый человек, но и шут всех казаков, гусаров и сам охотно поддавался этому чину.

Создавая образ народа-мстителя, Толстой показывает не только его ненависть к врагу, решимость, энергию, смелость, но и великий гуманизм.

Недаром после всего того, что Пьер видел на Бородинском поле, солдаты и ополченцы представляются ему с своими простыми, добрыми, твердыми лицами.

Простота, добро и правда- это те высокие качества, которыми отличаются и отдельные герои Войны и мира и собирательный образ народа.

Платон Каратаев -воплощение всего русского? Олицетворением духа простоты и правды кажется Пьеру пленный солдат Платон Каратаев. Этот человек — полная противоположность Тихону Щербатому. Если тот беспощаден к врагу, то Платон любит всех людей, в том числе и французов.

Если Тихон грубоват и юмор его сочетается с жестокостью, то Каратаев во всем хочет видеть торжественное благообразие.

И внешний облик-Каратаева (все у него было круглое), и голос его, и манера говорить с нежно-певучею лаской, и самый характер его речей, полных раздумий о жизни, о людях,- все резко отличает его от Щербатого.

Тихон о боге не вспоминает, надеется только на себя, на свою силу и ловкость. А круглый солдатик Апшеронского полка мыслит такими афоризмами: Не нашим умом, а божьим судом, Рок головы ищет, Час терпеть, а век жить. В этих пословицах — веками слагавшаяся философия терпения и покорности судьбе.

Есть у Каратаева в запасе и другие пословицы: Где суд, там и неправда, От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся… В них слышатся отголоски крестьянского протеста против несправедливого устройства общества. Но сам Платон не из тех, кто активно вмешивается в жизнь.

Он скорее готов безвинно напрасно пострадать.

В Платоне живет дух правдоискательства, столь характерный для русского крестьянства (вспомним хотя бы некрасовских странников), и вековечная любовь к труду. Солдатик Апшеронского полка навсегда остался мирным крестьянином-тружеником.

В душе Каратаева накопилась та же боль за отчизну, что и у всех русских людей (Как не скучать, соколик! Москва, она городам мать! Как не скучать па это смотреть!). Живет в нем и вера в гибель нашествия (Червь капусту гложе, а сам прежде того пропадае).

Но Платона, с его лаской и добротой, распространяющейся равно на всех людей, трудно представить себе сражающимся. Он не робок, но любовь его не обернется ненавистью к врагу, даже к врагу, способному расстрелять ослабевшего от болезни пленного солдата, как был расстрелян и сам Платон.

Вообще отдельная человеческая личность, и его собственная в том числе, лишена для него значения: …жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал.

И на вопрос: Ты кто же, солдат? -он отвечает во множественном числе: Солдаты Апшеронского полка — и фамилию свою называет так: Каратаевы прозвище…

Именно это роевое начало в Платоне, похожее па инстинкт муравья в кочке, отсутствие личных интересов, склонностей, даже привязанностей, и привлекло более всего Пьера. Встреча с Платоном помогла ему выйти из душевного кризиса.

Картина страшного убийства поджигателей, убийства, совершенного Людьми, не хотевшими этого делать, разрушила в сознании Пьера веру в жизнь, и в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога.

Можно понять, что Пьеру, которому мир вдруг показался кучей бессмысленного сора, Платонпроникпутый чувством всеобщего любовного единения людей, представляется воплощением всего русского, доброго и круглого.

В образе Платона Каратаева Толстой обобщил черты множества Каратаевых, которых он, как и другие русские писатели, видел в жизни. Однако Некрасов и Щедрин с болью писали о терпении, покорности и незлобивости русского крестьянина. Толстой же рисует эти черты с нескрываемой симпатией.

И все-таки отношение Толстого к Платону Каратаеву не однозначно. Характерно, что в эпилоге, когда Пьер поднимается на новую ступень своего духовного развития, став членом тайного общества, Толстой подчеркивает несоответствие стремлений своего героя и философии Каратаева.

На вопрос Наташи, одобрил бы Платон новую деятельность ее мужа или нет, Пьер отвечает отрицательно.

Рисуя борющийся народ, художник, верный жизненной правде, не мог изобразить его как народ Каратаевых. Вспомним знаменитые слова писателя о дубине народной войны, которая поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие.

Эта дубина больше напоминает топор Тихона Щербатого, чем иглу Каратаева, которой тот шьет рубаху для француза. Писатель прославляет не пассивный, а борющийся народ: …

благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью.

…Суровая зима. Ночь в лесу. У костров расположились солдаты. Звучат оживленные беседы, кое-кто дремлет, завернувшись в шинель. Солдат говорит о Наполеоне: А кабы на мой обычай, я бы его, изловимши, да в землю бы закопал. Да осиновым колом. А то что народу загубил. Та же ненависть звучит и в реплике старого солдата: Все одно конец сделаем, не будет ходить.

Но когда солдаты видят умирающих от голода и стужи Рамбаля и Мореля, естественное чувство жалости пробуждается в них. Резко обрывают они неуместное замечание шутника, угощают врагов кашей, сажают поближе к костру.

Вот люди!-с восторгом говорит о русских Рамбаль, и эта оценка перекликается со словами одного из солдат-ветеранов (слов Рамбаля он не понимал, а чувства в этом случае были общими): Тоже люди…-говорит он о французах.

В этой сцене у костра сказался миролюбивый характер русского народа, его доброжелательность по отношению к другим народам, его великий гуманизм.

Описание зимней ночи в лесу завершается картиной, полной мирной прелести, тишины и покоя: И все затихло. Звезды, как будто зная, что теперь никто не увидит их, разыгрались в черном небе. То вспыхивая, то потухая, то вздрагивая, они хлопотливо о чем-то радостном, но таинственном перешептывались между собой. Природа словно радуется доброте и красоте человека.

Еще по данной теме::

  • ТОЛСТОЙ ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ Чтоб жить честно. Мне смешно вспоминать, как я думывал и как вы, кажется,…
  • ТОЛСТОЙ Л.Н. — ХУДОЖНИК, МЫСЛИТЕЛЬ, ЧЕЛОВЕК ХУДОЖНИК, МЫСЛИТЕЛЬ, ЧЕЛОВЕК Лев Толстой прожил долгую жизнь, он скончался на восемьдесят третье…
  • СЕВАСТОПОЛЬСКИЕ РАССКАЗЫ.   СЕВАСТОПОЛЬСКИЕ РАССКАЗЫ. Когда началась осада Севастополя англо-французскими и турецкими войс…
  • ИСТОЧНИКИ ИЗ ЖИЗНИ, РАССКАЗА «ПОСЛЕ БАЛА» ИСТОЧНИКИ ИЗ ЖИЗНИ, РАССКАЗА «ПОСЛЕ БАЛА» Варвара Андреевна Корейш… была дочерью воинского нача…
  • ИСТОРИЯ НОВОЮ ЗАМЫСЛА (ВОЙНА И МИР, 1863-1869).   ИСТОРИЯ НОВОЮ ЗАМЫСЛА (ВОЙНА И МИР, 1863-1869). Толстого захватывают важнейшие вопросы эпохи: …

Источник: http://Russkay-Literatura.ru/analiz-tvorchestva/39-tolstoj-ln-biografiya-analiz/181-vojna-i-mir-tixon-shherbatyj-samyj-poleznyj-i-xrabryj-chelovek.html

Сочинение на тему “Кто из героев, по вашему мнению, ближе к толстовскому пониманию национального характера — Тихон Щербатый или Платон Каратаев? (по роману Л.Н. Толстого “Война и мир”)”

Главной из них писатель считал «скрытую теплоту патриотизма», которая привела к сплочению всех слоев общества, всего народа в борьбе с французскими захватчиками. Но при этом Толстой показывает, что русский национальный характер определяется весьма противоречивыми качествами, которые можно даже рассматривать как несовместимые.

С одной стороны, писатель видит в русском человеке черты яркого, активного, деятельного характера, готового мстить врагам до конца. Об этом убедительно свидетельствует емкий художественный образ — «дубина народной войны», — который определяет не только саму эту войну, но и тех представителей народа, которые для борьбы с врагом стали соединяться в партизанские отряды.

Именно к таким героям относится Тихон Щербатый. Это «самый полезный и храбрый» мужик-партизан в отряде Денисова. Ему присущи смекалка и удаль, находчивость и решимость. С топором в руках он идет на врага, потому что естественное патриотическое чувство выводит его, как и тысячи других простых русских крестьян, на борьбу с захватчиками.

В словах его товарищей по отряду чувствуется восхищение и уважение:

«Ну ловок», «Экая бестия». Он наделен и своеобразным грубоватым юмором, позволяющим в тяжелейших условиях сохранить жизнерадостность и оптимизм, так свойственные народному характеру. Но есть в Тихоне Щербатом и настораживающие черты.

Ведь он в своей мести врагам становится порой жестоким, бесчеловечным. Так, он убивает захваченного француза потому, что тот был «совсем несправный».

При этом Толстой делает характерное замечание, что Пете Ростову неловко слушать Тихона, у которого во время этого разговора «вся рожа его растянулась в сияющую глупую улыбку».

С другой стороны, русский национальный характер представлен в образе Платона Каратаева. Это «олицетворение духа простоты и правды», как говорит о нем Пьер Безухов, оказавшийся в плену вместе Платоном.

Именно этот простой русский крестьянин-солдат становится для героя-аристократа на долгое время нравственным ориентиром, который помогает Безухову выйти из духовного кризиса и найти свой путь в жизни. Как и Тихон, Платон трудолюбив, вынослив, общителен, однако при этом он по характеру противоположен народному мстителю.

Если Тихон — «человек войны», то Платон — несет с собой мир даже в военное время. Недаром и внешне он «круглый», похожий на «каплю», а говорит с

«нежно-певучей лаской». Этот удивительный русский человек добр ко всем: к товарищам, оказавшимся в плену, к приблудившейся собачке и даже к французам, пленившим, а потом и застрелившим его.

Может быть, в этом сказывается и то, что Платон Каратаев воплощает живущую в народе веру в Бога и покорность судьбе.

Недаром он так часто использует пословицы и афоризмы: «Не нашим умом, а Божьим судом», «Час терпеть, а век жить».

Кто же из этих двух столь различных характеров, по мысли Толстого, воплощает истинно русский национальный характер? Мне кажется, что писателю все же более близок тип Платона Каратаева.

Ведь именно через него автор передает свою излюбленную идею роевого начала как основы народной жизни, близкой к духу крестьянской общины. Но народ в целом — это огромная семья, в которой есть и такие, как Тихон, и такие, как Платон Каратаев.

И победить в войне Россия смогла именно потому, что сумела соединить все лучшее, что было в русской нации.

Источник: https://NauchnieStati.ru/bank/primery/sochinenie-na-temu-kto-iz-geroev-po-vashemu-mneniyu-blizhe-k-tolstovskomu-ponimaniyu-naczionalnogo-haraktera-tihon-shherbatyj-ili-platon-karataev-po-romanu-l-n-tolstogo-vojna-i-mir/

Тихон Щербатый и Платон Каратаев в романе Война и мир Льва Толстого

Тихон Щербатый и Платон Каратаев в романе «Война и мир» Льва Толстого

Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» — самое грандиозное произведение мировой литературы, повествующее о знаменательных событиях в истории страны, о важных сторонах народной жизни, о взглядах, идеалах и нравах различных слоёв общества. Он воскрешает целый исторический век, отражая человеческие судьбы и судьбы народов.

Герои романа находятся в круговороте великих событий, где истинная ценность каждого определяется степенью его участия, личной ответственностью за всё происходящее. Жизнь предстаёт перед нами во всей её полноте и многообразии. Она напоминает огромный поток, в который вливаются многочисленные ручьи.

«Люди, как реки», — говорил Толстой, подчёркивая этим сравнением многогранность и сложность человеческой личности, её непрерывное движение. Роль и место этой личности в истории, в жизни страны и во взаимоотношениях с народом – вот вопросы, поставленные автором «Войны и мира».

Исторические деятели и незаметные участники войны, лучшие люди своего времени и карьеристы проходят по страницам романа. В нём насчитывается свыше пятисот действующих лиц. Толстой создаёт множество разнообразных типов, характеров, показывает массу людей – творцов истории.

По мнению писателя, исторический путь страны определяет не воля исторического деятеля, не его предначертания, а духовная жизнь народных масс: рядовых солдат, партизан, офицеров – всех тех, от кого зависит ход событий.

Толстой исторически правдиво создаёт образ народа – героя Отечественной войны.

Писателя глубоко трогает и восхищает проявление в простых людях того патриотизма, «который выражается не фразами, не убийством детей для спасения отечества и тому подобными неестественными действиями, а который выражается незаметно, просто, органически и потому производит всегда самые сильные результаты». Война принимает народный характер. А «чувство мести, лежавшее в душе каждого человека» порождает войну партизанскую. Одного из мужиков-партизан писатель рисует более крупным планом. Это «самый полезный и храбрый человек» в отряде Денисова – Тихон Щербатый.

Крестьянин села Покровское , действительно, самый нужный человек в партизанском отряде. Он умеет всё делать легко и исправно: раскладывать костры, доставать воду, обдирать лошадей для еды, готовить её, изготовлять деревянную посуду. Но самым главным занятием Тихона, разумеется, является ратное дело.

Именно ему он отдаёт всю свою физическую силу, смекалку, выносливость. Труженик земли, созданный для мирной жизни, Щербатый необычайно естественно становится защитником родины. В его образе автор воплощает дух народа- мстителя, находчивость и удаль русского крестьянства.

С топором в руках идёт он на врага не потому, что кто-то его понуждает, под воздействием патриотического чувства и ненависти к непрошеным гостям. Эти чувства настолько сильны, что добродушный Тихон становится порой жестоким: французы для него не люди, а враги и только враги.

Образ Щербатого полнее раскрывается в том, как о нём говорят его товарищи по оружию. В их грубоватых словах чувствуется восхищение, уважение, даже своеобразная ласка: «эка шельма», «ну ловок», «экая бестия». Движения Тихона ловки и быстры.

Впервые мы видим его бегущим, видим, как он «бултыхнулся» в речку, «выбрался на четвереньках», «побежал дальше». Тихон весь в порыве, в действии, даже речь его динамична: « Один и навернись… Я его таким манером и сгрёб… Пойдём, говорю к полковнику. Как загалдит! А тут их четверо. Бросились на меня с шпажками.

Я на них таким манером топором: что вы, мол, Христос с вами…» Неистребимое чувство юмора, способность шутить при любых обстоятельствах, твёрдость, решимость — вот черты, которые отличают Тихона Щербатого.

Создавая образ народного мстителя, Толстой показывает не только его ненависть к врагу, решимость, энергию, смелость, но и великий гуманизм. Олицетворением «духа простоты, доброты и правды» является в романе солдат Платон Каратаев. Этот человек – полная противоположность Тихону Щербатому. Если тот беспощаден к врагу, то Платон любит всех людей, в том числе и французов.

Если Тихон грубоват и юмор его сочетается с жестокостью, то Каратаев во всём хочет видеть «торжественное благообразие». И внешний облик, и манера говорить с «нежно-певучею лаской», и самый характер его речей, полных раздумий о жизни, о людях – всё резко отличает его от Щербатого. Тихон о боге не вспоминает, надеется только на себя, на свою силу и ловкость.

А «круглый солдатик Апшеронского полка» мыслит такими афоризмами: «не нашим умом, а божьим судом», «рок головы ищет», «час терпеть, а век жить». Есть у Каратаева в запасе и другие пословицы: «где суд, там и неправда», «от сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся». В них слышатся отголоски крестьянского протеста против несправедливого устройства общества.

Но сам Платон не из тех, кто активно вмешивается в жизнь, хотя в нём и живёт дух правдоискательства, столь характерный для русского крестьянства. Душа Каратаева так же болит за отчизну, но представить его сражающимся очень трудно.

Он не робок, а просто не испытывает ненависти к врагу, к тем, кто способен расстрелять ослабевшего от болезни пленного солдата, как был расстрелян и сам Платон. Отдельная человеческая личность, и его собственная в том числе, лишена для Каратаева всякого значения. «Жизнь его, как он сам смотрел на неё, не имела смысла как отдельная жизнь.

Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал». И на вопрос: «Ты кто же, солдат?» — он отвечает во множественном числе: «Солдаты Апшеронского полка». А фамилию свою называет так: «Каратаевы прозвище…» Именно это отсутствие личных интересов, склонностей, привязанностей привлекает к нему Пьера.

Встреча с Платоном помогает Безухову выйти из душевного кризиса. Можно понять, почему Пьеру, которому мир кажется «кучей бессмысленного сора», Каратаев, проникнутый чувством всеобщего единения людей, представляется воплощением «всего русского, доброго и круглого». В образе Платона Каратаева Толстой обобщает черты множества Каратаевых, которых он видит в жизни.

Отношение писателя к нему неоднозначно, он не идеализирует этого героя. Толстой сразу же подчёркивает естественность и , одновременно, неосознанность его поступков. Платон просто следует своей природе. И это ценно для автора, потому что убеждает его в том, что доброта – врожденное качество, присущее русским людям.

Рисуя борющийся народ, Толстой, верный жизненной правде, не мог изобразить его как только народ Каратаевых. Вспомним знаменитые слова писателя о «дубине народной войны». Эта дубина больше напоминает топор Тихона Щербатого, чем иглу Платона Каратаева, которой тот шьёт рубаху для француза.

Автор прославляет не пассивный, а борющийся народ: «Благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и лёгкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью». В двух, подчас столь разных, образах Толстой создаёт ёмкий образ народа – некое единство духа. Каждый из этих героев вносит свою лепту в общее святое дело, причём не только практическую – участие в борьбе, но и более значимую — нравственную красоту, добро и теплоту души.

Лев Толстой Война и мир Роман Сочинение Школьная программа Тихон Щербатый Платон Каратаев

Источник: http://vse-provse.ru/literature/42/

Народные взгляды в образах Платона Каратаева и Тихона Щербатого в романе "Война и мир"

Сочинения › Толстой Л.Н. › Война и мир

Готовые Домашние Задания

Любимой мыслью Л. Н. Толстого в романе “Война и мир” была “мысль народная”.

На первый взгляд, отражение этой темы в романе кажется эпизодическим, так как из более чем пятисот семидесяти героев романа разработаны лишь десять образов представителей народа.

Но Толстой решает эту проблему иначе: каждого из своих любимых героев в кризисные моменты жизни он приводит к пониманию того, насколько важным, незыблемым и основополагающим элементом жизни является дух народный, народное самосознание и мироощущение.

На примере Платона Каратаева и Тихона Щербатова Л. Н. Толстой показал два совершенно разных типа русских солдат. Первый из них — тип покорных солдат, главными качествами которых являются терпение, кротость и набожность. Эти качества Толстой воспел в Платоне Каратаеве. Второй тип — отчаянных солдат — был представлен Толстым в образе Тихона Щербатого.

Платон Каратаев — простой, обыкновенный солдат, который, однако, сыграл исключительную роль в духовном возрождении Пьера Безухова. Пьер встретился с Платоном Каратаевым в плену. После расстрела “поджигателей” в душе Пьера “все завалилось в кучу бессмысленного сора”: “Он чувствовал, что возвратиться к вере в жизнь — не в его власти”.

Когда же Пьер встретил Платона Каратаева, сблизился с ним, он почувствовал, “что разрушенный мир теперь с новою красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе”.

Каратаев произвел на Пьера огромное впечатление не “идеологическим содержанием своих речей и реплик, а поведением, элементарным здравым смыслом и целесообразностью действий и поступков”. Это случилось в то время, когда из души Пьера была вдруг “выдернута…

пружина, на которой все держалось и представлялось живым”: “В нем, хотя он и не отдавал себе отчета, уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в Бога”. Пьер признал силу какого-то непонятного “порядка”, который убивал людей и его самого.

Встретив Каратаева, он понял, что власти этого порядка противостоит другой порядок, другая логика, логика жизни, которую нельзя уничтожить никакой силой. После огромного нервного напряжения и тяжелейшего морального потрясения (после сцены казни) Пьер вдруг попадает как бы в иной мир.

Он видит, как какой-то человек аккуратно устроил в углу все свое “хозяйство”, как к нему подошло другое живое существо — собачонка, связанная с этим человеком чем-то добрым. Сам незнакомец вдруг заговорил о чем-то очень простом и понятном, предложил Пьеру несколько печеных картошек.

Все эти будничные слова и поступки в тех условиях показались Пьеру чудом, великим откровением истины жизни. А Платон бормотал бессмысленные слова молитвы, как будто им самим придуманной (молиться по-настоящему он не умел). И в этот момент Пьер ощутил новую красоту недавнего разрушенного мира.

Каратаевское вошло в Пьера не как теория или система воззрений, а как ощущение утраченной им целесообразности бытия. Толстой “обезличил” Каратаева, так как главным в нем был олицетворенный принцип “естественной” жизни. Общее в нем явно преобладало над индивидуальным.

Вот как Толстой характеризует Каратаева: “Он все умел делать, не очень хорошо, но и не дурно”; “…

часто он говорил совершенно противоположное тому, что он говорил прежде, но и то и другое было справедливо”; “Привязанностей, дружбы, любви, как понимал Пьер, Каратаев не имел никаких; но он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком — не с известным каким-нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед глазами.

Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера, который был его соседом; но Пьер чувствовал, что Каратаев, несмотря на всю свою ласковую нежность к нему… ни не минуту не огорчился бы разлукой с ним. И Пьер то же чувство начинал испытывать к Каратаеву”.

Эта любовь ко всем была в Каратаеве — человеке недалеком, примитивном — проявлением великого, природного, соединяющего людей начала, которое, как думал Толстой, убивается “неестественной” средой, уродливо организованным обществом. В каратаевской любви ко всему живому сквозит именно “стихийная сила”. И поэтому Каратаев ощущает себя нераздельною частью мира, как впоследствии и Пьер, перенесший тяжкие страдания и страх смерти. Для Пьера Безухова Каратаев стал олицетворением “всего русского, доброго и круглого”. Интересно, что Толстой употребляет здесь слово “круглое”. Сразу ощущается что-то мягкое и ласковое. Таким, видимо, и был Платон Каратаев. Сама речь его была мягкой и напевной, а на каждый случай у него находилась какая-нибудь поговорка. Пьер получил внутреннее успокоение и согласие с самим собой “только через ужас смерти, через лишения и через то, что он понял в Каратаеве”. Недаром годы спустя Пьер частенько думал о том, что бы сказал Платон по поводу того или иного события, “одобрил-бы или не одобрил”. Этого человека справедливо можно назвать кладезем народной мудрости.

Платон Каратаев появляется в романе совсем ненадолго, однако личность его настолько незаурядна и влияние на судьбу Пьера Безухова столь огромно, что его нельзя причислить просто к эпизодическим лицам.

Ведь его нравственное воздействие на Пьера по силе можно сравнить лишь с тем воздействием, которое оказывала на Пьера Наташа Они появился рядом с Пьером как спаситель в тот момент, когда Наташи не было рядом. В незаметности ухода Платона Каратаева из жизни есть нечто закономерное, “каратаевское”. Неудивительно, что Пьер воспринял смерть Каратаева как должное.

Наташа и княжна Марья почти так же отнеслись к смерти князя Андрея: “Они обе видели, как он глубже и глубже, медленно и спокойно, опускался от них куда-то туда, и обе знали, что это так и должно быть и что это хорошо”. Наташа и жила по каратаевскому принципу: “Живешь и живи”. В этом тезисе для Толстого была заключена величайшая мудрость.

И Наташа, и Платон Каратаев выступают в романе как единый образ, имеющий общечеловеческое значение. В этом качестве они оказываются равными величинами. Они как бы являются органической частью идеального целого — народа.

Однако незлобивость, покорность, уступчивость и другие черты, присущие Платону Каратаеву, были свойственны значительной, но не всей части русского крестьянства и солдатства.

Вслед за сценами, знакомящими читателей с Платоном Каратаевым, идут сцены, рисующие партизанскую войну. В них Толстой описывает другого представителя русского крестьянства — народного мстителя — Тихона Щербатого.

Этот персонаж является одним из тех, кто поднял на врага “дубину народной войны”, которую славит Лев Толстой.

Так же, как и Платон Каратаев, Тихон Щербатый является простым русским мужиком, но, несомненно, его образ противостоит образу Каратаева. Тихон Щербатый о' :азался самым нужным и полезным бойцом в партизанском отряде Василия Денисова: “Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов…” Он отличался ловкостью, силой и необычайной смелостью.

В отряде у него была особая роль: “Когда надо было сделать что-нибудь особенно трудное и гадкое — выворотить плечом в грязи повозку, за хвост вытащить лошадь, ободрать ее, залезть в самую середину французов, пройти за день по пятьдесят верст, — все указывали, посмеиваясь, на Тихона”.

Из-за этого и гусары, и казаки держали его за шута, и “сам он охотно поддавался этому чину”. Тихон произвел сильное впечатление на молоденького Петю Ростова. Слушая рассказ Тихона о том, как тот брал языка, Петя сначала весело смеялся. Когда же он понял, что Тихон убил человека, ему стало неловко.

А Тихон предпочитал пленных не брать, а просто убивал французов, одного за другим. И Толстой, любимой мыслью которого была “не отвечай злом на зло”, эти действия считал оправданными, так как это было частью народной борьбы за жизнь и Россию.

Только священная, освободительная, народная война могла вызвать у писателя-гуманиста следующие слова: “И благо тому народу, который не как французы в 1813 году, отсалютовав по всем правилам искусства и перевернув шпагу эфесом, грациозно и учтиво передает ее великодушному победителю, о благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменяется презрением и жалостью”.

Лев Толстой решительно отвергал агрессивные, захватнические войны. Он был великим поборником мира. Тем не менее он считал, что убийство может быть оправдано, когда речь идет о высшей справедливости и о высоком подъеме национального народного духа.

Сочинения по теме:

  • Петя Ростов в партизанском отряде (анализ). сочинение
  • Анализ эпизода 4 тома, части 3, 7 главы в романе «Война и мир». сочинение
  • Повествователь романа «Война и мир» как мыслитель, художник и психолог. сочинение
  • Мини-сочинение на тему:»Подготовка Наташи Ростовой к балу». сочинение

Источник: http://1soch.ru/tolstoy-ln/voyna-i-mir/narodnye-vzglyady-v-obrazah-platona-karataeva

Образ Тихона Щербатого в романе Война и мир — по русскому языку и литературе

Лев Николаевич Толстой в своем романе «Война и мир» создал множество различных характеров и типов, показал представителей различных общественных слоев.

Один из героев произведения – Тихон Щербатый. Это простой русский мужик, служивший в партизанском отряде Денисова. Свое прозвище он получил за то, что у него не было одного зуба.

Среди других солдат Тихон выделялся «изрытым оспой и морщинами лицом» и длинными ногами и руками. Еще его называли «меренина здоровенный» за его богатырскую внешность.

«Он был шут всех казаков, гусаров…», -говорит о нем автор.

В партизанском отряде Тихон появился случайно. Сначала он выполнял самую простую и тяжелую работу. Но затем командир, заметив его способность к «разведке», перевел Щербатого за его храбрость и ловкость в казаки-разведчики. Толстой называет Тихона «самым нужным человеком в партии».

Он без труда достает воду, раскладывает костры, обдирает коней для еды, готовит пищу, делает деревянную посуду. По всему видно, что это сметливый крестьянин, который привык жить своим трудом. Но когда наступают трудные дни для Родины, он бросает все и идет бить врага, чтобы освободить родную землю. Теперь он так же мастерски воюет, как раньше пахал и сеял.

По ночам, уходя за добычей, он приносил французское оружие и одежду, а иногда приводил пленных. Его оружием являлись топор и пика, которыми он владел «как волк зубами». Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов.

Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Партизанская война в понимании Тихона – это возмездие за разорение и гибель, это «дубина народной войны», которая «поднялась со всею своей грозною и величественною силой…поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие». Проявляемую иногда жестокость (убийство пленных) Тихон считает оправданной. Щербатый воюет искусно, так как руководствуется, прежде всего, патриотическими чувствами.

Таким образом, Тихон Щербатый служит в романе олицетворением силы, находчивости, смелости и непокорности русского народа. Это своеобразный русский богатырь, поднявшийся на защиту земли русской, действующий иногда стихийно, сообразно своей интуиции. Тихон – собирательный образ народа.

Полезный материал по теме:

Источник: https://my-soch.ru/sochinenie/obraz-tixona-shherbatogo-v-romane-vojna-i-mir

Ссылка на основную публикацию