Анализ произведения «уроки французского» распутина 6 класс

В статье проведём анализ «Уроков французского». Это произведение В. Распутина, которое довольно интересно по многим характеристикам. Мы попробуем составить собственное мнение об этой работе, а также рассмотрим различные художественные приемы, которые были применены автором.

История создания

Анализ «Уроков французского» начнем со слов Валентина Распутина. Однажды в 1974 году в интервью иркутской газете под названием «Советская молодежь» он сказал, что, по его мнению, писателем человека может сделать только его детство.

В это время он должен увидеть или почувствовать что-то такое, что позволит ему в более взрослом возрасте взяться за перо. И при этом он говорил, что образование, жизненный опыт, книги тоже могут укреплять такой талант, но зародиться он должен в детстве.

В 1973 году был опубликован рассказ «Уроки французского», анализ которого мы будем рассматривать.

Позже писатель говорил, что ему не надо было долго искать прототипов для своего рассказа, так как он был знаком с людьми, о которых хотел рассказать. Распутин поведал, что он просто хочет вернуть то добро, которое для него когда-то сделали другие.

Анализ произведения «Уроки французского» Распутина 6 класс

История рассказывает об Анастасии Копыловой, которая была матерью друга Распутина драматурга Александра Вампилова. Надо отметить, что автор сам выделяет это произведение как одно из лучших и любимых.

Оно было написано благодаря детским воспоминаниям Валентина. Он говорил, что это одно из тех воспоминаний, которое греет душу, даже когда мимолетом вспоминаешь о них.

Напомним, что рассказ полностью автобиографический.

Однажды в интервью с корреспондентом журнала «Литература в школе» автор рассказывал о том, как в гости заходила Лидия Михайловна. Кстати, в произведении она названа своим настоящим именем. Валентин сказал об их посиделках, когда они пили чай и долго-долго вспоминали школу и их поселок очень старый. Тогда это было самое счастливое время для всех.

Род и жанр

Продолжая анализ «Уроков французского», поговорим о жанре. Рассказ был написан как раз во время расцвета этого жанра. В 20-е годы самыми яркими представителями были Зощенко, Бабель, Иванов. В 60-70-х годах волна популярности перешла к Шукшину и Казакову.

Именно рассказ, в отличие от других прозаических жанров, быстрее всего реагирует на малейшие изменения в политической ситуации и общественной жизни. Это вызвано тем, что такое произведение быстро пишется, поэтому оно отображает информацию оперативно и своевременно. К тому же для корректировки этой работы нужно не так много времени, как для корректировки целой книги.

К тому же рассказ по праву считается древнейшим и самым первым литературным жанром. Краткий пересказ событий был известен ещё в первобытные времена.

Тогда люди могли рассказывать друг другу о поединке с врагами, охоте и других ситуациях. Можно сказать, что рассказ возник одновременно с речью, и он исконно присущ человечеству.

При этом он является не только способом передачи информации, но и средством памяти.

Анализ произведения «Уроки французского» Распутина 6 класс

Считается, что такое прозаическое произведение должно быть объемом до 45 страниц. Занимательная особенность этого жанра в том, что оно читается буквально на одном дыхании.

Анализ «Уроков французского» Распутина позволит нам понять, что это очень реалистическое произведение с нотками автобиографии, которое повествует от первого лица и захватывает.

Тематика

Свой рассказ писатель начинает со слов о том, что перед учителями очень часто бывает так же стыдно, как и перед родителями. При этом совестно не за то, что происходило в школе, а за то, что было из нее вынесено.

Анализ «Уроков французского» показывает, что главной темой произведения являются отношения ученика и учителя, а также духовная жизнь, озаренная знаниями и нравственным смыслом.

Благодаря учителю происходит становление человека, он приобретает некий духовный опыт. Анализ произведения «Уроков французского» Распутина В.Г.

приводит к пониманию, что для него настоящим примером была Лидия Михайловна, которая проводила ему настоящий духовные и нравственные уроки, запомнившиеся на всю жизнь.

Идея

Даже краткий анализ «Уроков французского» Распутина позволяет понять идею этого произведения. Давайте разберемся в этом постепенно. Конечно, если учитель играет со своим учеником на деньги, то, с точки зрения педагогики, он совершает ужаснейший поступок.

Но так ли это на самом деле, и что может стоять за такими действиями в реальности? Учительница видит, что на дворе голодные послевоенные годы, а её ученик очень сильный не доедает. Также она понимает, что мальчик не примет помощи напрямую. Поэтому она приглашает его к себе домой для дополнительных заданий, за которые вознаграждает его едой.

Также она передаёт ему посылки якобы от матери, хотя на самом деле настоящий отправитель она сама. Женщина нарочно проигрывает ребенку, чтобы отдать ему свою мелочь.

Анализ произведения «Уроки французского» Распутина 6 класс

Анализ «Уроков французского» позволяет понять идею произведения, скрытую в словах самого автора. Он говорит, что у книг мы учимся не опыту и знаниям, а в первую очередь чувствам. Именно литература воспитывает чувства благородства, доброты и чистоты.

Главные герои

Рассмотрим главных героев в анализе «Уроков французского» В.Г. Распутина. Мы наблюдаем за мальчиком 11 лет и его учительницей французского языка Лидией Михайловной. Женщине по описанию не больше 25 лет, она мягкая и добрая.

К нашему герою она отнеслась с большим пониманием и сочувствием, и по-настоящему полюбила его целеустремленность. Ей удалось рассмотреть в этом ребенке уникальные способности к обучению, и она не смогла себя сдержать, чтобы не помочь им развиться.

Как можно понять, Лидия Михайловна была необыкновенной женщиной, которая испытывала сострадание и доброту к окружающим её людям. Однако за это она поплатилась тем, что ее уволили с работы.

Володя

Теперь немного поговорим о самом мальчике. Он поражает своим желанием не только учительницу, но и читателя. Он непримирим, и хочет получить знания для того, чтобы выбиться в люди. Походу истории мальчик рассказывает, что он всегда хорошо учился и стремимся к лучшему результату. Но нередко он попадал в не очень весёлые ситуации и ему хорошенько доставалось.

Сюжет и композиция

Анализ рассказа «Уроки французского» Распутина невозможно представить без рассмотрения сюжета и композиции. Мальчик рассказывает, что в 48 году он пошел в пятый класс, а точнее поехал.

У них в деревне была только начальная школа, поэтому для того, чтобы обучаться в лучшем месте, ему приходилось рано собираться и ехать за 50 км в райцентр. Таким образом мальчик оказывается вырванным из семейного гнезда и привычного для него окружения.

При этом к нему приходит осознание, что он является надеждой не только своих родителей, но и всей деревни. Чтобы не подвести всех этих людей, ребёнок преодолевает тоску и холод, и старается максимально проявить свои способности.

Анализ произведения «Уроки французского» Распутина 6 класс

Молодая учительница русского языка с особым пониманием относится к нему. Она начинает заниматься с ним дополнительно, чтобы таким образом покормить мальчика и немножко помочь ему.

Она прекрасно понимала, что этот гордый ребёнок не сможет принять её помощь напрямую, так как она посторонний человек. Идея с посылкой была провальной, так как она накупила городских продуктов, что сразу же ее выдало.

Но она нашла другую возможность и предложила мальчику играть с ней на деньги.

Кульминация

Кульминация события происходит в тот момент, когда учительница уже затеяла эту опасную игру с благородными мотивами.

В этом читатели невооружённым глазом понимают всю парадоксальность ситуации, так как Лидия Михайловна прекрасно понимала, что за такие отношения с учеником она может не только лишиться работы, но и получить уголовную ответственность.

Ребёнок ещё до конца не осознавал всех возможных последствий такого поведения. Когда случилась беда, он стал глубже и серьёзнее относиться к поступку Лидии Михайловны.

Финал

Финал истории немного перекликается с началом. Мальчик получает посылку с антоновским яблоками, которых он никогда не пробовал. Ещё можно провести параллель с первой неудачной посылкой его учительницы, когда она купила макароны. Все эти детали подводит нас к финалу.

Анализ произведения «Уроки французского» Распутина 6 класс

Анализ произведения «Уроки французского» Распутина позволяет увидеть большое сердце маленькой женщины и то, как перед ним открывается маленький невежественный ребёнок. Всё здесь – это уроки человечности.

Художественное своеобразие

Писатель с большой психологической точностью описывает отношения между молодой учительницей и голодным ребенком. В анализе произведения «Уроки французского» следует отметить доброту, человечность и мудрость этой истории. Действие течет в повествовании довольно неспешно, автор уделяет внимание многим бытовым подробностям. Но, несмотря на это, читатель погружается в атмосферу событий.

Анализ произведения «Уроки французского» Распутина 6 класс

Как всегда, язык Распутина выразителен и прост. Он использует фразеологические обороты для того, чтобы улучшить образность всего произведения. Причём его фразеологизмы чаще всего можно заменить одним словом, но тогда потеряется некий шарм истории. Также автор использует некоторые жаргоны и простонародные слова, которые придают рассказам мальчика реалистичности и жизненности.

Значение

Проведя анализ произведения «Уроки французского», можно сделать выводы о значении этого рассказа. Отметим, что творчество Распутина уже много лет привлекает к себе современных читателей. Изображая быт и повседневные ситуации, автору удается преподносить духовные уроки и нравственные законы.

Исходя из анализа «Уроков французского» Распутина, мы можем увидеть, как он прекрасно описывает сложные и прогрессивные характеры, а также как изменились герои.

Размышления о жизни и человеке позволяют читателю найти в себе самом добро и искренность. Конечно, главный герой попал в сложную ситуацию, как и все люди того времени.

Однако из анализа «Уроков французского» Распутина мы видим, что трудности закаляют мальчишку, благодаря чему его сильные качества проявляются всё ярче.

Анализ произведения «Уроки французского» Распутина 6 класс

Позже автор говорил, что, анализируя всю свою жизнь, он понимает, что лучшим другом для него была его учительница. Несмотря на то, что он уже много прожил и собрал вокруг себя много друзей, Лидия Михайловна никак не выходит у него из головы.

Подводя итоги статьи, скажем о том, что реальным прототипом героини рассказа послужила Л.М. Молокова, которая действительно занималась с В. Распутиным французским языком. Все уроки, которые он вынес из этого, он перенес в своё произведение и поделился с читателями. Прочитать этот рассказ следует всем, кто тоскует о школьных и детских годах, и хочет вновь окунуться в эту атмосферу.

Источник: https://www.syl.ru/article/357015/v-rasputin-uroki-frantsuzskogo-analiz-harakteristika-personajey

Распутин «Уроки французского» — анализ произведения

Рассказ «Уроки французского», анализ которого мы сейчас проводим, был напечатан в 1973 году. Несмотря на небольшой объём, произведение занимает важное место в творчестве Валентина Распутина. Многое внесено в повествование из собственного жизненного опыта, непростого детства и встреч с разными людьми.

Рассказ автобиографичен: в основу положены события послевоенного времени, когда Распутин учился в посёлке Усть-Уда за много километров от дома.

Впоследствии Распутин говорил, что часто люди испытывают вину перед учителями так же, как и перед родителями, но не за то, что было в школе, а за то, что «сталось с нами после».

Именно в детстве, по мнению писателя, ребёнок получает самые важные уроки в своей жизни. Об этих уроках, о дорогих людях, о становлении человека написан рассказ «Уроки французского».

Анализ произведения «Уроки французского» Распутина 6 класс

Образ главного героя в рассказе Распутина «Уроки французского»

Герой рассказа во многом повторяет детскую судьбу автора, и анализ «Уроки французского» это хорошо иллюстрирует. В одиннадцать лет началась его самостоятельная жизнь: мать отправила его учиться в райцентр.

В селе мальчик считался грамотеем: хорошо учился, читал и писал за старух письма, да ещё умел заполнять облигации. Но простого желания получать знания оказалось мало.

Жил в райцентре была нелёгкой, как и везде в голодные послевоенные годы.

Часто мальчику нечего было есть, запасы картошки, привезённые матерью, быстро заканчивались. Как обнаружил ребёнок, продукты потихоньку воровал сын хозяйки дома, где он ютился.

Уже здесь мы видим характер мальчика: его упорное желание хорошо учиться, несмотря на недоедание и тоску по дому, твёрдость воли и ответственность.

Неслучайно он считал постыдным вернуться домой недоучившись и боролся со всеми сложностями. Продолжим анализ произведения «Уроки французского».

Чтобы избежать мучительного голода подростку пришлось решиться на не совсем законное дело: играть на деньги со старшими ребятами. Смышлёный мальчик быстро понял суть игры и разгадал секрет выигрыша. И вот в очередной раз мать прислала немного денег – мальчик решил сыграть. Распутин подчёркивает, что деньги он тратил на молоко и теперь не так остро чувствовал голод.

Но, разумеется, постоянные выигрыши чужака не радовали Вадика и его компанию. Поэтому вскоре герой поплатился за свою удачливость. Вадик поступил нечестно: перевернул монету. Во время драки, а точнее, избиения ребёнка тот всё равно пытался доказать свою правоту, твердил «перевернул». Эта ситуация показывает его упорство и нежелание соглашаться с ложью.

Но, конечно, не только эта ситуация стала для мальчика назиданием. Настоящим жизненным уроком стала для него помощь учительницы в непростой момент. После того как её ученика избили во второй раз, Лидия Михайловна поняла, что без её помощи не обойтись.

Если вы делаете анализ «Уроки французского», отметьте такую мысль: в произведении два рассказчика: повествование ведётся от первого лица, то есть от имени одиннадцатилетнего подростка, но события и люди показаны и прокомментированы уже взрослым человеком, писателем, с мудростью оглядывающимся на себя юного. Именно этот повзрослевший человек вспоминает свою застенчивость и гордость одновременно, когда он приходил к учительнице заниматься французским и отказывался от ужина, когда возмущённо говорил ей, что не может принять посылку. Именно этот взрослый человек понимает, как много значила для него Лидия Михайловна и как много сделала. Она научила его помогать людям и не бросать их в тяжёлой ситуации, быть благодарным и делать добро, не думая о признательности и не ожидая награды. В этом и заключается смысл названия рассказа «Уроки французского».

Читайте также:  Характеристика семьи мармеладовых в романе преступление и наказание

Образ учительницы в рассказе Распутина «Уроки французского»

Лидия Михайловна – реальный человек, учительница французского языка, преподававшая в небольшом посёлке. Мы видим её глазами героя. Она молода, красива, сам таинственный французский язык как будто придавал ей загадочность, мальчику казалось, что лёгкий запах духов – это «самое дыхание».

Она показана тонким и чутким человеком. Внимательна к ученикам, не ругает за провинность (как это постоянно делает директор школы), а расспрашивает и вдумчиво слушает.

Узнав, почему герой играл на деньги, несмотря на запреты, Лидия Михайловна пытается разными способами ему помочь: приглашает к себе домой заниматься французским, одновременно надеясь подкормить его, отправляет посылку с яблоками и макаронами.

Но когда всё это не действует, решается сыграть на деньги с учеником. А впоследствии всю вину берёт на себя. Благодаря анализу произведения «Уроки французского» эта мысль ясно видна.

В ней есть искренность и весёлый задор. Она рассказывает, как сама училась в институте, какие красивые яблоки растут на её родине, а играя в «замеряшки», увлекалась и спорила. Именно она говорит в рассказе: «Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестаёт быть ребёнком».

Душевная красота и доброта учительницы запомнились мальчику на долгие годы. В рассказе он отдаёт дань памяти таким открытым, честным, бескорыстным людям.

Вы прочитали анализ произведения «Уроки французского» Распутина. Надеемся, что эта статья оказалась интересной для вас. Посетите раздел нашего сайта — литературный блог.

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/rasputin-uroki-francuzskogo-analiz-proizvedeniya

«Уроки французского» анализ

Анализ произведения «Уроки французского» Распутина 6 класс

«Уроки французского» анализ автобиографического рассказа Распутина Вы найдете в этой статье.

«Уроки французского» анализ рассказа

  • Автор — Валентин Распутин
  • Год написания — 1987
  • Жанр — рассказ
  • Тема «Уроки французского» – жизнь в послевоенные годы.
  • Идея «Уроки французского»: самоотверженная и бескорыстная доброта – вечная человеческая ценность.
  • Окончание рассказа говорит о том, что даже после расставания связь между людьми не нарушается, не исчезает:

«Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка…в ней лежали макароны и три красных яблока…Раньше я видел их только на картинке, но догадался, что это они».

«Уроки французского» проблематика

Распутин затрагивает проблемы нравственности, взросления, милосердия

Нравственная проблема в рассказе Распутина «Уроки французского» в воспитании ценностей человека — доброты, человеколюбия, уважения, любви. Мальчик, которому не хватает денег на еду, постоянно испытывает чувство голода, передач от материи ему не хватает. Кроме того мальчик был болен, а чтобы вылечиться, ему нужно было выпивать стакан молока в день.

Он нашел способ заработать денег — играл с мальчишками в «чику». Он довольно успешно играл. Но получив деньги на молоко, уходил. Другие мальчишки посчитали это предательством. Они спровоцировали драку и избили его. Не зная чем ему помочь, учительница французского предложила мальчику прийти к ней на занятия и поесть. Но мальчик смущался, он не хотел таких «подачек».

Тогда она предолжила ему игру на деньги.

Нравственное значение рассказа Распутина — в воспевании вечных ценностей — доброты и человеко­любия.

Распутин задумывается о судьбах детей, принявших на свои хрупкие плечи тяжелое бремя эпохи переворотов, войн и рево­люций Но, тем не менее, есть на свете доброта, способная пре­одолеть все трудности. Вера в светлый идеал доброты — харак­терная особенность произведений Распутина.

«Уроки французского» сюжет

Герой рассказа приезжает из деревни учиться в райцентр, где находится восьмилетка. Живется ему трудно, голодно — время послевоенное. В районе у мальчика нет ни родных, ни знакомых, он живет на квартире у чужой тети Нади.

Мальчик начинает играть в «чику», для того чтобы заработать деньги на молоко. В один из трудных моментов на помощь мальчику приходит молодая учительница французского языка. Она пошла против всех действующих правил, играя с ним у себя дома.

Только так она могла дать ему деньги, чтобы он мог купить еду. Однажды за этой игрой их застал директор школы. Учительницу уволили, и она уехала к себе на Кубань.

А после зимы она прислала автору посылку, в которой были макароны и яблоки, которые он видел только на картинке.

Источник: https://kratkoe.com/uroki-frantsuzskogo-analiz/

Распутин, Анализ произведения Уроки французского

Рассказ Распутина «Уроки французского» — это произведение, где автор изобразил небольшой промежуток из жизни деревенского мальчика, который родился в бедной семье, где голод и холод были привычным явлением.

Ознакомившись с работой Распутина «Уроки французского» и его кратким содержанием, мы видим, что писатель затрагивает проблему сельских жителей, которым приходится адаптироваться к городской жизни, здесь затронута и тяжелая жизнь в послевоенные годы, также автор показал взаимоотношения в коллективе, а еще, и это наверное основная мысль и идея данного произведения, автор показал тонкую грань между такими понятиями, как аморальность и нравственность.

Герои рассказа Распутина «Уроки французского»

Героями рассказа Распутина «Уроки французского» являются учительница французского языка и одиннадцатилетний мальчик. Именно вокруг этих персонажей строится сюжет всего произведения.

Автор рассказывает о мальчике, которому пришлось уехать в город, чтобы продолжить свое школьное образование, так как в деревне школа была только до четвертого класса.

В связи с этим ребенку пришлось рано покинуть родительское гнездо и самостоятельно выживать.

Конечно, он жил с тетей, но от этого легче не становилось. Тетя со своими детьми объедала парня. Они ели продукты, передаваемые матерью мальчика, которых и так не хватало.

Из-за этого ребенок не доедал и чувство голода преследовало его постоянно, поэтому он связывается с компанией мальчиков, которые на деньги играли в игру.

Чтобы заработать денег, он решается также с ними играть и начинает выигрывать, становясь лучшим игроком, за что и поплатился в один прекрасный день.

Тут приходит на помощь учительница Лидия Михайловна, которая видела, что ребенок играет из-за своего положения, играет, чтобы выжить. Учительница предлагает школьнику заниматься французским дома.

Под видом подтянуть его знания по этому предмету, учительница таким образом решила кормить школьника, но мальчик отказывался от угощений, ведь он был горд. Отказался он и от посылки с макаронами, раскусив замысел учительницы. И тут учительница идет на хитрость.

Женщина предлагает ученику играть в игру на деньги. И вот здесь мы видим тонкую грань между нравственным и аморальным.

С одной стороны это плохо и ужасно, но с другой стороны мы видим добрый поступок, ведь цель этой игры не обогащение за счет ребенка, а помощь ему, возможность справедливо и честно заработать деньги, на которые бы мальчик купил еду.

Учительница Распутина в произведении «Уроки французского» жертвует своей репутацией и работой, всего лишь решившись на бескорыстную помощь, и в этом кульминация произведения. Потеряла работу, так как за игрой на деньги ее и школьника застал директор.

Мог ли он поступит иначе? Нет, ведь он увидел аморальный поступок, не разбираясь в мелочах. Могла ли поступить иначе учительница? Нет, так как ей очень хотелось спасти ребенка от голодной смерти.

Причем она не забыла о своем ученике и на своей родине, прислав оттуда ящик с яблоками, которые ребенок видел только на картинках.

Распутин «Уроки французского» краткий анализ

Прочитав работу Распутина «Уроки французского» и делая его анализ, мы понимаем, что здесь ведется речь не столько об школьных уроках по французскому, сколько автор учит нас доброте, чуткости, сопереживанию.

Автор показал на примере учительницы из рассказа, каким должен быть на самом деле учитель и это не только человек, который дарит детям знания, но и который воспитывает в нас искренние, благородные чувства и действия.

Источник: https://sochinyshka.ru/rasputin-analiz-proizvedeniya-uroki-francuzskogo.html

Уроки 66-67. Анализ рассказа В.Г.Распутина "Уроки французского". Уроки литературы в 6 классе

1. Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2016. — 239 с.

Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и переработанным на основе Федерального государственного образовательного стандарта учебникам (предметная линия под редакцией В. Я. Коровиной).

Основные задачи пособия: способствовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций шестиклассников: речевой, коммуникативной и информационной.

Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 6 класса: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим…», фонохрестоматии — и содержат ссылки на интернет-источники.

В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников. Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к Государственной итоговой аттестации и Единому государственному экзамену по литературе. (вернуться)

2. Анастасия Прокопьевна Копылова-Вампилова (1906 — 1992) — мать драматурга Александра Вампилова. Но героиня рассказа — другая учительница -— Лидия Михайловна Молокова, обучающая мальчика в 5 классе французскому языку.

Анастасия Прокопьевна Копылова родилась 18 октября 1906 г. в Иркутске. С юных лет ее привлекала учительская профессия.

Она поступила в педагогический институт, но окончить его не удалось: из-за социального происхождения — дочь священнослужителя — Анастасия Копылова была отчислена со студенческой скамьи.

Несколько позже она смогла заочно получить диплом о высшем образовании.

С 1 сентября 1925 г. Анастасия Прокопьевна работает учительницей Бажеевской школы, в 1926 — 1927 гг. — Бурятской (по названию селения) начальной школы Аларского аймака. В ту пору почему-то было принято переводить учителей из одной школы в другую. Она учительствовала и в Селенгинском и Мухоршибирском аймаках. С 1936 г. А.П. Копылова — преподаватель математики в Кутуликской средней школе. Только год она работала в Аларской школе, а с Кутуликом не расставалась до самой пенсии. У Валентина Никитича и Анастасии Прокопьевны было четверо детей: 21 июля 1930 г. родился сын Миша; 22 ноября 1931 г. — близнецы Володя и Галя; 19 августа 1937 г. — Саша. Всего через несколько месяцев после рождения младшего сына, 17 января 1938 г., заведующий учебной частью Аларской средней школы В.Н. Вампилов был арестован и решением приговорен к расстрелу по обвинению в том, что он якобы являлся активным участником контрреволюционной панмонгольской диверсионно-повстанческой организации. Приговор в отношении В.Н. Вампилова был приведен в исполнение 9 марта 1938 г., место расстрела — Иркутск. Почти через двадцать лет, в феврале 1957 г., трибунал Забайкальского военного округа отменил постановление «тройки» и реабилитировал Валентина Никитича Вампилова.
Анастасия Прокопьевна осталась одна с четырьмя детьми. Ей помогала ее мать Александра Африкановна, после 1937 г. переехавшая из Иркутска в Кутулик: она ухаживала за детьми, создавала семейный уют, была ангелом-хранителем дома. Бабушка не жалела сил и времени для внуков: рассказывала им сказки, которых знала и помнила множество, читала детские книжки. Домашняя библиотека, собранная Валентином Никитичем, была для ребят кладезем знаний. Разумеется, в их распоряжении были школьная и районная библиотеки. Заботливость матери в сочетании с ее строгостью и эрудицией педагога помогали в учебе и Мише, и Гале, и Володе, и Саше. С малых лет они были приучены к аккуратности, хорошо занимались, усердно читали книги. Анастасия Прокопьевна умело подсказывала, что им надо знать в первую очередь, что можно и нужно читать дополнительно к школьной программе. Жизнь семьи складывалась очень непросто. После гибели Валентина Никитича последовали: тяжелая четырехлетняя война, голодное послевоенное время, ранняя смерть шестнадцатилетнего Володи 5 февраля 1948 г. Анастасия Прокопьевна мужественно переносила выпавшие на ее долю страдания и беды.
v
В нелегкой борьбе с трудностями Анастасию Прокопьевну постоянно поддерживали ее братья и сестры. В большой, трудолюбивой интеллигентной семье Копыловых так было заведено: чутко относиться и помогать друг другу. Свыше 20 лет А.П. Копылова работала завучем Кутуликской средней школы. В годы Великой Отечественной войны она трудилась старшим инспектором Аларского районного отдела народного образования, была удостоена медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.» За многолетнюю педагогическую деятельность Анастасия Прокопьевна награждена орденами «Знак Почета» и Трудового Красного Знамени, медалью «Ветеран труда».
После выхода на пенсию Анастасия Прокопьевна жила в Иркутске с детьми и внуками. Сердце Анастасии Прокопьевны перестало биться 28 ноября 1992 г., на 87-м году жизни. 2 декабря 1992 г. она была по хоронена на Радищевском кладбище Иркутска рядом с ее безвременно погибшим сыном — Александром Вампиловым.

Источник: Памяти Александра Вампилова. Муниципальное бюджетное учреждение культуры г. Иркутска «Централизованная библиотечная система» Детская библиотека №23. (вернуться)

Уроки доброты
ВАЛЕНТИН ГРИГОРЬЕВИЧ РАСПУТИН

(1937 – 2015)


Из книги: Литература. 6 класс. Под ред. В.Я.Коровиной.

Чем человек умнее и добрее, тем
больше он замечает добра в людях.
Л. Н. Толстой

Этот рассказ, когда он впервые появился в книжке, помог мне разыскать мою учительницу Лидию Михайловну. Она купила мою книжку, узнала в авторе меня, а в героине рассказа себя и написала мне. Удивительно, но Лидия Михайловна, оказывается, не помнит, что она похожим же, как в рассказе, образом отправляла мне посылку с макаронами. Я это прекрасно помню и ошибаться не могу: было. Меня сначала поразило: как же так — не помнит?! Как можно такое забыть?! Но, поразмыслив, я понял, что удивительного тут в сущности нет ничего: истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает. Так и должно быть. На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи (я помог тебе — изволь и ты мне помогать), а быть бескорыстным и уверенным в своей тихой чудодейственной силе. И если, уйдя от человека, добро возвращается к нему через много лет совсем с другой стороны, тем больше оно обошло людей и тем шире был круг его действия. Вы уже догадались, очевидно, что это в немалой степени автобиографический рассказ, то есть такой, где автор описывает события из своей жизни. Для чего он это делает? Вовсе не из-за недостатка воображения, как может показаться, и не из тщеславного желания, пользуясь своим положением писателя, непременно рассказать обо всём, что он пережил. Есть такие понятия: духовная память и духовный опыт человека, которые должны присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста. Это то главное и как бы высшее, дающее нам нравственное (Нра́вственное — относящееся к внутренней, духовной жизни человека, к его морали) направление наперёд, что мы выносим из событий своей жизни и что представляет интерес не только для нас одних. Когда такое происходит и когда моральное извлечение из внешних событий представляется нам важным, мы, естественно, хотим поделиться им с другими людьми. Вот так и случилось, что спустя более чем двадцать лет я сел за стол и стал вспоминать, что было когда-то со мной, пятиклассником, мальчишкой из глухой сибирской деревни. Вернее, стал записывать то, что никогда и не забывалось, что постоянно просилось во мне на люди. Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя.
Валентин Распутин

Читайте также:  Сочинение по поэме мороз, красный нос некрасова

ИЗ ИСТОРИИ РАССКАЗА «УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО»

«…Рассказ, героиней которого стала Лидия Михайловна, я посвятил другой учительнице — Анастасии Прокопьевне Копыловой… Рассказ „Уроки французского» был впервые опубликован в 1973 году в нашей иркутской комсомольской газете „Советская молодёжь» в номере, посвящённом памяти Александра Вампилова. Анастасия Прокопьевна — его мать. Глядя в лицо этой удивительной женщины, не старевшей, доброй и мудрой, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что детям было хорошо и с той и с другой».
В. Г. Распутин

Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. — 6-е изд. — М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ 1. Что такое духовная память, духовный опыт человека? Как вы это понимаете? 2. Что заставило В. Распутина написать рассказ «Уроки французского » ?

Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. — 6-е изд. — М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ
ЗАДАНИЯ К РАССКАЗУ В.Г.РАСПУТИНА

«УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО»


Из книги: Литература. 6 класс. Под ред. В.Я.Коровиной. 1. Осуждает или оправдывает автор своего героя? 2. Чем интересен для вас этот рассказ? 3. Когда и как началась у героя самостоятельная жизнь? Какие испытания ожидали его? Что означает признание мальчика: «Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы»? 4. Почему герой рассказа стал играть в «чику»? Как относятся к этой игре Вадик и рассказчик? 5. Прочитайте приведённые ниже пейзажные зарисовки:

а) «Осень стояла тёплая и сухая. Ещё и в октябре пригревало так, что можно было ходить в рубашке, дожди выпадали редко и казались случайными, ненароком занесёнными откуда-то из непогодья слабым попутным ветерком. Небо синело совсем по-летнему, но стало словно бы уже, и солнце заходило рано…»;

б) «Минут пять я стоял и, всхлипывая, смотрел на полянку, где снова началась игра, затем спустился по другой стороне холма к ложбинке, затянутой вокруг чёрной крапивой, упал на жёсткую сухую траву и, не сдерживаясь больше, горько, навзрыд заплакал».

Вспомните, какие события в жизни героя произошли в это время. Чем и почему отличаются эти картины природы друг от друга? Как они связаны с настроением и состоянием рассказчика? 6. Прочитайте разговор Лидии Михайловны и героя рассказа после уроков. Обратите внимание на их портреты. Почему эти описания автор поставил рядом? Как называется этот приём? 7. «И почему меня одного? В школе сколько угодно было ребят, которые говорили по-французски ничуть не лучше, чем я, однако они гуляли на свободе, делали что хотели, а я, как проклятый, отдувался один за всех». Как вы думаете, почему именно рассказчика выбрала Лидия Михайловна для отдельных занятий? Случайно ли это? Постарайтесь вспомнить, как сама учительница объясняет это своему ученику. 8. Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником? Как вы расцениваете этот поступок? Что выдавало её во время игры? Почему так пристально следил за игрой рассказчик? Чего он боялся? Как это его характеризовало?
БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ К СЛОВУ 1. Обратите внимание на портреты героев рассказа: а) «Все они были примерно тех же лет, что и я, кроме одного — рослого и крепкого, заметного своей силой и властью, парня с длинной рыжей чёлкой»; б) «Перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зелёных штанах со следами вчерашней драки». Какую роль играют эпитеты в создании каждого конкретного портрета? 2 Объясните значение приведённых ниже слов и выражений: «притайка», «не зариться», «ненароком», «так просто не попущусь», «плашмя», «французский скоро к зубам приберу», «несчитово». Подберите к ним синонимы.

Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. — 6-е изд. — М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)

УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО Подготовьте одну из сцен в рассказе для выразительного чтения (или исполнения в лицах). Подумайте, какие интонации требуются для чтения реплик каждого из героев.
СДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ 1. Когда герой рассказа понял истинный смысл игры, которую придумала учительница?

2. Расскажите о герое по следующему примерному плану:

а) Почему мальчик оказался в райцентре?
б) Как он чувствовал себя на новом месте?
в) Почему он не убежал в деревню?
г) Какие отношения сложились у него с товарищами?
д) Почему он ввязался в игру на деньги?
е) Как характеризуют его отношения с учительницей? 3. Попробуйте самостоятельно составить цитатный план к рассказу о герое. Напишите сочинение «Портрет героя». 4. Почему рассказ называется «Уроки французского»? В чём смысл этого произведения?

Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. — 6-е изд. — М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)

ЛИТЕРАТУРА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА 1. Обратите внимание на иллюстрации к рассказу «Уроки французского». Какие эпизоды выбрал художник? Озаглавьте их. 2. Рассказ «Уроки французского» иллюстрировали разные художники. Если вы найдёте различные издания книги В. Распутина, то сможете рассмотреть, каким каждый из художников изобразил главного героя. Кто, по-вашему, точнее и глубже раскрывает его характер? 3. По рассказу В. Распутина «Уроки французского» поставлен телевизионный фильм. Какие сцены вам показались особенно удачными? Какое впечатление произвёл главный герой? Таким ли вы его себе представляете?
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ
В. Г. Распутин. «Уроки французского»
1. Помогло ли вам чтение актёра более зримо представить героев рассказа? 2. Какие черты характера Лидии Михайловны и директора стали для вас понятнее после прослушивания фонозаписи? Почему? 3. Подготовьте пересказ событий, описанных в рассказе, от лица Лидии Михайловны, передав её переживания, сомнения, объяснения поступков, которыми она пыталась помочь ученику.

Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. — 6-е изд. — М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)

Источник: http://literatura5.narod.ru/urok-literatury-6-kl-rasputin.html

Материалы к анализу рассказа "Уроки французского"

Воспитание добротой

(Рассказ Валентина Распутина «Уроки французского»).

Рассказ Валентина Распутина «Уроки французского» — это произведение о прекрасном педагоге, сме­лом и человечном, это слово автора о школе, произнесенное так, чтобы оно вошло в сознание учительства (и не только учительства), что-то из­менило в нем. Это всегда умела делать русская литература, Распутин — продолжатель ее лучших традиций.

Рассказ рекомендуется для внеклассного чтения в 9 классе. Какой мне представляется работа над ним на уроке? Безусловно, начинать ее следует с разговора об авторе рассказа, нашем современнике. Биография писателя — в его книгах, статьях, выступлениях, которые мы часто будем цитировать.

Он сибиряк, а «в каждом развитом духовно человеке повто­ряются и живут очертания его Родины. Мы невольно несем в себе и древ­ность Киева, и величие Новгорода, и боль Рязани, и бессмертие Ясной Поляны и Старой Русы.

В нас купиной неопалимой мерцают даты на­ших побед и потерь», — так сказал когда-то Распутин («Сибирь без ро­мантики»). В марте 1987 года ему исполняется 50 лет.

Родился Валентин Григорьевич в 1937 году в трехстах километрах от Иркутска, в Усть-Удэ, что на Ангаре. Это его малая родина. Она дает гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Человеческие наши качества, вынесенные из детства и юности, надо делить пополам: половина от родителей, половина от взрастившей нас земли.

Первые и самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве мы выносим из нее и всю жизнь затем соотносим с этими изначальными образами и по­нятиями. «Я, например, когда вспоминаю детство, то вижу себя на берегу старой Ан­гары, возле моей родной Аталанки, острова напротив, и заходящее за другой берег солнце.

Немало в жизни повидал я всяких красот рукотворных и нерукотворных, но и умирать буду с этой картиной, дороже и ближе которой для меня ничего нет». Отец будущего писателя крестьянствовал, работал в леспромхозе. Когда началась Великая Отечественная, ушел на фронт. Мать едва управлялась с делами и семьей. В 1954-м В.

Распутин закончил школу, в 1959-м — историко-филологический факультет Иркут­ского государственного университета. «В юности, — говорит он о себе, — я совершенно не думал о литературном призвании, считал, что мне суждено стать учителем, радо­вался этому, гордился и серьезно готовился к этому делу… Но получилось так, что я остался без стипендии. Помощи было ждать неоткуда.

Друзья помогли мне опреде­литься на внештатную работу в иркутскую молодежную газету. Через несколько ме­сяцев, еще до окончания университета, был зачислен в штат» («Быть самим собой»),

В 1961 году в альманахе «Ангара» вышел первый рассказ «Я забыл спросить у Лёшки», После его публикации Распутин около шести лет работал специальным кор­респондентом газет «Красноярский рабочий» и «Красноярский комсомолец», побывал на строительстве дороги Абакан-Тайшет, на Красноярской ГЭС — открывал для себя людей.

«Костровые новых городов», «Край возле самого неба» — это книги писателя, вы­шедшие в конце 60-х годов. «Я стал ощущать себя наряду с героями моих очерков и рассказов», — отмечал он.

В 1967 году в Красноярске вышел новый сборник расска­зов, а также повесть «Деньги для Марии».

В 70-е годы были опубликованы самые значительные его произведения — «Последний срок», «Прощание с Матёрой», «Живи и помни».

В 1977 году Валентину Распутину присуждена Государственная премия СССР. Живет Валентин Распутин в Иркутске.

Итак, в литературу писатель вошел почти без разбега, как признанный мастер.

В чем же сила его таланта? Прежде всего в верности правде жизни. Ему веришь, ви­дишь мир его глазами, разделяешь его оценки, потому что они от доброго ума и чест­ного сердца.

Чувство гражданственности Распутина… Ему есть дело и до чистоты Байкала, и до «святой земли русского Севера», и до алтайского кедра.

Это ему дано слышат голос Сибири: «Не надо меня больше покорять, я давно покорена и принадлежу вам, не надо по старинке смотреть на меня как на непригодную для жизни страну, а пора принять меня как Родину, без коей вся остальная родина не существует, и как к ро­дине относиться ко мне с любовью и заботой. С тем и приходите ко мне» («Моя и твоя Сибирь»).

Людям, живущим в суровом и прекрасном сибирском краю, посвятил В. Распутин свое творчество. Давайте прислушаемся к его мыслям: «…Сибиряк с самого на­чала был замешан на личностных качествах.

Сибирь заселяли люди отчаянные — те, у кого были причины искать пристанища в далекой, неуютной земле, кто надеялся жить здесь среди воли и справедливости, которых недоставало ему на прежней родине, кто во имя праведности обновленного коллективного закона сбивался в общины и расчинал деревни, не замусоренные попервости пустолюдием, и кто, полагаясь только на себя, в одиночестве уходил в глухие углы. Во всех случаях это требовало недюжинного духа» («Моя и твоя Сибирь»).

Так надо ли удивляться, что главный герой рассказа «Уроки французского» — подросток — был воспитан в суровых правилах крестьянской семьи (не жалуйся, не проси, не жди, не принимай помощи от людей, терпи)? Так ковался сибирский характер.

Читайте также:  Сочинение в дурном обществе по произведению короленко (5 класс)

Сибирь с ее болями и радостями встает со страниц книг Распутина. Для нега «Сибирь — Россия больше, чем Россия».

Потому что «некоторые черты русского че-г повека сохранились в Сибири лучше, чем в коренной России, придавленной крепост­ничеством и время от времени сотрясаемой внешними заимствованиями».

Какие это черты? Инициативность, сметливость, твердость духа, упорство в достижении цели, автономность личности, несуетность и немногословность — словом, большая часть из того, что «вошло затем в понятие сибирского характера».

Литературный критик А. Бочаров вспоминает, как однажды, на творческом вечере Распутина, на стол легла записка: «…говорят, литература воспитывает. Если так, почему до сих пор в мире рвутся бомбы, совершаются преступления, живут жесто­кость, зло, равнодушие человека к человеку?».

Он ответил примерно так: да, литера­тура не может предотвратить войну и уберечь от фашизма.

Но кто знает, не будь ее, нашей великой русской литературы, смогли бы мы в последней, самой кровавой из войн победить? Роль литературы в том, чтобы изменить человека, который изме­нит к лучшему мир.

И ценит Распутин в людях больше всего такие качества, как доброта, несуетность, совестливость и «чувство невольной вины и ответственности за все, что происходит в мире. Многие наши пороки оттого и происходят, что мы лишены этого чувства вины» (См.: Лит. обозрение. — 1985. — № 2).

«Уроки французского» — это рассказ о доброте и милосердии. Дей­ствие его происходит через три года после окончания Великой Отечест­венной войны — в 1948 году в далекой сибирской деревне. Страшную нищету первых послевоенных лет видим мы глазами мальчика: «Голод в тот год еще не отпустил, а нас у матери было трое, я самый старший.

Весной, когда пришлось особенно туго, я глотал сам и заставлял глотать сестренку глазки проросшей картошки и зерна овса и ржи, чтобы раз­вести посадки в животе,— тогда не придется все время думать о еде».

Примет трудного послевоенного времени в рассказе много: «жили без отца», «денег у нас не водилось», «я видел яблоки только, на картинках».

А начинает свой рассказ Валентин Распутин вопросом: «Странно, почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе — нет, а за то, что сталось с нами после?». Этот вопрос-боль не покидает читателя, даже когда он закрывает последнюю страницу. Распутин задает вопрос себе, но и ты, учитель, как бы чувствуешь свою вину перед учениками за то, что станется с ними после.

Источник: https://multiurok.ru/files/matierialy-k-analizu-rasskaza-uroki-frantsuzskogho.html

Урок 39. в. г. распутин. «уроки французского». герои произведения — Литература — 6 класс — Российская электронная школа

  • Литература
  • 6 класс
  • Урок № 39

В. Г. Распутин. «Уроки французского». Герои произведения

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  • знакомство с главными героями рассказа В. Распутина «Уроки французского»;
  • анализ фрагментов рассказа «Уроки французского», в которых встречается описание главных героев;
  • составление характеристики персонажей (Володи и Лидии Михайловны).
  1. Тезаурус
  2. Герой – действующее лицо в художественном произведении, обладающее отчётливыми чертами характера и поведения, определённым отношением к другим действующим лицам и жизненным явлениям, показанным в произведении.
  3. Нравственность – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.
  4. Автобиография – это описание своей жизни.

Авторская позиция – это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста. Помните, что если проблема текста – это некоторый вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чём автор видит решение проблемы.

  • Духовный опыт – это жизненный и моральный вывод, урок, «то главное и высшее, что мы выносим из событий нашей жизни».
  • Метафора – оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-нибудь аналогии, сходства, сравнения.
  • Рассказ – художественное повествовательное прозаическое произведение небольшого размера.

Персонаж –(фр. personnage, от лат. persona – лицо, личность) – общее название любого действующего лица литературного произведения.

Сравнение – это слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.

Характеристика героя –образ героя художественного произведения складывается из множества факторов – это и характер, и внешность, и профессия, и увлечения, и круг знакомств, и отношение к себе и окружающим. Один из главных – речь персонажа, в полной мере раскрывающая и внутренний мир, и образ жизни.

Эпитет (от др.-греч. ἐπίθετον «приложенное») – определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения.

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П. и др. Литература. 6 кл.: учеб. в 2 ч. – Москва : Просвещение, 2018. 86 -123 с.

Дополнительная литература:

  1. Произведения школьной программы. Русская литература. 5-9 классы / Е. А. Маханова, А. Ю. Госсман, Н. Д. Киоссе. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2018. 285 с.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Валентин Распутин в своём автобиографическом рассказе «Уроки французского» затрагивает вечные темы: добра и зла, справедливости и человеческого равнодушия, правды и лжи. В рассказе мы знакомимся с воспоминаниями автора. В произведении он видит себя снова ребёнком, который решает отнюдь не детские проблемы: как выжить и не умереть от голода.

Одиннадцатилетний мальчик в чужом городе одинок и вечно голоден, но физические невзгоды не сломили его, а наоборот, помогли развиться таким качествам, как честность, добросовестность, жажда справедливости и недюжинное упрямство.

Главный герой перед нами предстаёт целеустремлённым, желающим выучиться и получить специальность. Именно во время вступления во взрослую жизнь, по замыслу автора, решается главный вопрос: на светлой или тёмной стороне будет человек?

Мама собирает Володе небольшие посылки и передаёт их с водителем дядей Ваней. Но продуктов хватало ненадолго.

По сюжету рассказа Володе пришлось уехать из дома:

«Чтобы учиться дальше… и мне пришлось снаряжаться в райцентр».

  1. Учитель французского языка Лидия Михайловна – классный руководитель в пятом классе школы сибирского районного центра, где и учится наш герой.
  2. Характерными чертами Лидии Михайловны являются отзывчивость, чуткое и доброе отношение к окружающим людям.
  3. Автор даёт нам её портрет:
  4. «Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё, который я принимал за самое дыхание; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне».

Внимательная, чуткая к ученикам Лидия Михайловна увидела в мальчике способного ученика с твёрдым характером. И постаралась помочь ему поверить в свои силы.

Её забота поддержала Володю в тот момент, когда казалось, весь мир был против него.

Как описывает учительницу автор? Оказывается, Лидия Михайловна в детстве отнюдь не пай-девочка:

«А я в детстве была отчаянной девчонкой, родители со мной натерпелись. Мне и теперь ещё часто хочется прыгать, скакать, куда-нибудь мчаться, что-нибудь делать не по программе, не по расписанию, а по желанию. Я тут, бывает, прыгаю, скачу. Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестаёт быть ребёнком. Я бы с удовольствием каждый день прыгала…»

Учительница прекрасно видела, что Володя находится в трудной ситуации, и пыталась ему помочь, но так, чтобы не задеть гордость и самолюбие мальчика.

Как пишет о ней Валентин Распутин: «Лидия Михайловна всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение. Она представлялась мне возвышенным, почти неземным существом. Была в нашей учительнице та внутренняя независимость, которая оберегает от ханжества. Её уроки доброты были очень важны для нас…».

В рассказе Валентин Распутин глазами ребёнка показывает и другой тип учителей. Так Василий Андреевич, директор школы – образ чего-то неживого, безликого, который выстраивает непреодолимый барьер.

«Он расхаживал перед линейкой, закинув руки за спину, вынося вперёд в такт широким шагам плечи так, что казалось, будто наглухо застёгнутый, оттопыривающийся тёмный френч двигается самостоятельно чуть наперёд директора».

Этот портрет не вызывает у нас симпатии.

«Сейчас, когда довольно большая часть моей жизни прожита, – писал В. Распутин, – я хочу осмыслить и понять, насколько правильно и полезно я её провёл… Теперь я понимаю, что самый близкий мой друг – моя бывшая учительница, учительница французского языка».

Учительница берёт вину на себя, когда директор застаёт её играющей с Володей в замеряшки. Таким образом, она хотела помочь ему деньгами.

«Сейчас я вспоминаю, как тогда она, взяв вину на себя, – пишет автор, – покинула школу, а мне на прощанье сказала: «Учись хорошо и ни в чём не вини себя!». Этим она преподала мне урок и показала, как должен поступать настоящий добрый человек. Ведь недаром говорят: школьный учитель – учитель жизни».

  • Теоретический материал для углублённого изучения
  • Цитаты
  • Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестаёт быть ребёнком.
  • ***
  • Я говорил искренне, но что поделаешь, если искренность нашу нельзя привязать верёвками.
  • ***
  • Откуда мне было знать, что никогда и никому ещё не прощалось, если в своём деле он вырывался вперёд, и больше всех его ненавидит тот, кто идёт за ним следом.
  • ***
  • При этом не было в её лице жестокости, которая, как я позже заметил, становится с годами чуть ли не профессиональным признаком учителей, даже самых добрых и мягких.
  • ***
  • Я оставался один, не понимая и не выделяя из горького своего положения одиночество.
  • ***
  • Для учителя, может быть, самое важное – не принимать себя всерьёз, понимать, что он может научить совсем немногому.
  • ***

– Вы отправили в школу эту посылку. Я знаю, вы.

Я заметил, что Лидия Михайловна покраснела и смутилась. Это был тот единственный, очевидно, случай, когда я не боялся смотреть ей прямо в глаза. Мне было наплевать, учительница она или моя троюродная тётка. Тут спрашивал я, а не она, и спрашивал не на французском, а на русском языке, без всяких артиклей. Пусть отвечает.

– Почему ты решил, что это я?

– Потому что у нас там не бывает никаких макарон. И гематогену не бывает.

– Как! Совсем не бывает?! – Она изумилась так искренне, что выдала себя с головой.

– Совсем не бывает. Знать надо было.

Лидия Михайловна вдруг засмеялась и попыталась меня обнять, но я отстранился. от неё.

– Действительно, надо было знать. Как же это я так?! – Она на минутку задумалась. – Но тут и догадаться трудно было – честное слово! Я же городской человек. Совсем, говоришь, не бывает? Что же у вас тогда бывает?

– Горох бывает. Редька бывает.

***

Не знаю, как в математике, а в жизни самое лучшее доказательство – от противного. Когда на следующий день я увидел, что Лидия Михайловна, чтобы коснуться монеты, исподтишка подталкивает её к пальцу, я обомлел. Взглядывая на меня и почему-то не замечая, что я прекрасно вижу её чистой воды мошенничество, она, как ни в чём не бывало, продолжала двигать монету.

– Что вы делаете? – возмутился я.

– Я? А что я делаю?

– Зачем вы её подвинули?

– Да нет же, она тут и лежала, – самым бессовестным образом, с какой-то даже радостью отпёрлась Лидия Михайловна ничуть не хуже Вадика или Птахи.

Вот это да! Учительница, называется! Я своими собственными глазами на расстоянии двадцати сантиметров видел, что она трогала монету, а она уверяет меня, что не трогала, да ещё и смеётся надо мной.

За слепого, что ли, она меня принимает? За маленького? Французский язык преподаёт, называется. Я тут же напрочь забыл, что всего вчера Лидия Михайловна пыталась подыграть мне, и следил только за тем, чтобы она меня не обманула.

Ну и ну! Лидия Михайловна, называется.

  1. Примеры заданий из Тренировочного модуля
  2. Единичный выбор
  3. В рассказе В. Распутина «Уроки французского» даны такие пояснения по образам персонажей:
учительницы ученика
«Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё, которой я принимал за самое дыхание…» «…перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачке на обвислых плечах…»
  • Это представляет собой:
  • повествование
  • описание
  • рассуждение
  • Для ответа на это задание надо вспомнить, что такое повествование, что такое описание, что такое рассуждение.
  • Правильный ответ: описание
  • Выделение цветом

Найдите в отрывке рассказа В. Распутина «Уроки французского» гиперболу и выделите её.

Она сделала ещё попытку посадить меня за стол – напрасно. Тут я был непреклонен, упрямства во мне хватало на десятерых.

Сначала вспомним, что такое гипербола. Это преувеличение.

Находим преувеличение в тексте.

Она сделала ещё попытку посадить меня за стол – напрасно. Тут я был непреклонен, упрямства во мне хватало на десятерых.

Источник: https://resh.edu.ru/subject/lesson/7062/conspect/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector