Сочинение по картине три женщины лутфуллина

Башкирский художник Ахмат Фаткуллович Лутфуллин написал одну из своих самых знаменитых работ, проникнутое национальным колоритом символичное полотно «Три женщины», в 1969 году. Вполне возможно, что в основу сюжета картины А. Лутфуллина легли его собственные воспоминания о детстве, проведенном среди простых тружеников села Аскарово.

Сочинение по картине Три женщины Лутфуллина

Женщины изображены практически в одинаковых позах, все они сидят, подобрав под себя левую ногу, а правую устало согнув в колене. Кожа на руках старших выглядит несколько загрубевшей от тяжелых условий полевой работы. Молодая девушка одета в более светлые одежды по сравнению с другими женщинами своей семьи.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Отсутствие платка и несколько кокетливо наброшенное на тугие длинные косы покрывало говорит о юности и, возможно, веселой и несколько романтичной натуре. Взгляд ее легок и прям, щеки цветут румянцем, чего нельзя сказать о представительницах старшего поколения.

Молчаливая строгость и серьезность проскальзывает в их четких, схожих между собой силуэтах.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

На руках молодой женщины можно заметить незамысловатые украшения, возникает ощущения, будто она хочет спрятать в поднесенной к лицу ладони распускающуюся улыбку, чтобы другие женщины не заметили ее по-девичьи озорной радости.

Позади трех отдыхающих женщин, за двумя окошками простирается с детства любимый Ахматом Фаткулловичем Лутфуллиным необозримый горный пейзаж. В обеденное время все спокойно и неторопливо, кажется, что окружающий трех женщин мир будто замирает, наслаждаясь каждым мгновением заслуженного отдыха.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Сочинение никто не забыт, ничто не забыто

Оценим за полчаса!

«Три женщины» далеко не единственная картина председателя Башкирского союза художников, в которой талантливый живописец воспевает красоту, нежность и удивительную силу духа представительниц прекрасного пола.

«Портрет матери», «Мать-героиня Ишмурзина», «Портрет старой колхозницы», «Портрет башкирской женщины», «Магинур Хасанова», «Девушка в черном» и множество других замечательных, выразительных полотен было написано художником с целью воспеванию внешней и внутренней красоты таких разных и удивительных женщин.

Каждое полотно призывает оберегать тех, кто веками соединяет поколения, продлевает жизнь целого рода и заботится о каждом в семье, порой в своей великой любви забывая о собственном благополучии.

Источник: https://sochinyalka.ru/2017/03/sochinenie-po-kartine-tri-zhenshhiny-lutfullin.html

Лутфуллин прощание описание. Сочинение по картине «Три женщины» Лутфуллина

Ахмат Фаткуллович Лутфуллин
(башк. хмт Фтулла улы Лотфуллин, 1928-2007) — башкирский советский живописец. Народный художник СССР (1989). Действительный член РАХ (1997).

Биография

Родился 4 февраля 1928 года в селе Аскарово (ныне Абзелиловский район, Башкортостан) в семье лесоплавильщика. В деревнях Аскарово и Абзаково прошло его детство и юность. Позднее мальчишкой он пешком ушёл в Магнитогорск и поступил учиться в ремесленное училище на токаря.

После войны Лутфуллин А. Ф. учился в Ленинградском архитектурно-художественном училище (1945-1948), Уфимском театрально-художественном училище (1949-1951), Государственном художественном институте Литовской СССР (Вильнюс, 1951-1954). Член Союза художников с 1960 г. Заслуженный художник РСФСР (1978). Заслуженный художник БАССР (1966). Действительный член РАХ (1997).

Неоднократно избирался членом правления Башкирского Союза художников, председателем и членом Художественного совета при Башкирских мастерских Художественного фонда РСФСР, членом выставкома зональной выставки «Урал социалистический», членом правления Союза художников РСФСР, являлся членом ревизионной комиссии Союза художников РСФСР, членом выставкома Союза художников РСФСР.

На протяжении второй половины ХХ века он оказывал влияние на развитие башкирской живописи.

В деревне Равилово Абзелиловского района, в доме семьи Лутфуллиных, который художнику подарили земляки, открылась «Мечеть Ахмата».

Луиза Лутфуллина, супруга живописца, рассказывала: «В последнее время он болел, мысль была — что же делать с этим домом, было решено не отдавать и не продавать, а делать мечеть, в память отцу, матери и деду».

По завещанию самого художника он был похоронен в селе Абзаково Белорецкого района РБ.

Творческое наследие

Ахмат Лутфуллин — автор знаменитой картины «Три женщины», 1969 г. Вместе с тем он является автором портретов и полотен об истории и современной жизни башкирского народа: «Прощание с Родиной. Салават» (1990), «Праздник в ауле. 1930-е годы» (1969), «Проводы на фронт» (1978), «Прощание» (1970), «Ожидание. Год 1941-й» (1970).

Его основные работы: «Портрет матери», х. м., 1956. «Автопортрет», х. м., 1957. «Бабай», х. м., 1959. «Портрет дирижера Г. Муталова», х. м., 1959. «Мать-героиня Ишмурзина», х. м., 1959. «Мустафа-агай», х. м., 1960. «Мать погибшего героя», х. м. 1960. «Девушка в чёрном», х. м., 1961. «Семья», триптих, х. м., 1962. «На сабантуй», х. м., 1963.

Читайте также:  Сочинение праздник 9 мая

«Портрет башкирской писательницы Хадии Давлетшиной», х. м., 1963. «Молодой рабочий», х. м., 1963. «Портрет колхозницы», х. м., 1967. «Золотая осень», х. м., 1967. «Портрет башкирской женщины», х. м., 1967. «Три женщины», х. м., 1968-1969. «Ожидание. Год 1941», х. м., 1969-1971. «Праздник в ауле», 1930, х. м., 1973-1974. «Колхозник Раджап», х. м., 1974. «Портрет старой колхозницы», х.

м., 1974. «У окна», х. м., 1974. «Портрет молодой женщины», х. м., 1974. «Портрет врача И. X. Хидиятова», х. м., 1974. Серия портретов передовиков колхоза им. М. И. Калинина Абзелиловского района БАССР (12 работ), х. м., 1974. «Сабантуй», х. м., 1974-1977. «Магинур Хасанова», х. м., 1977. «Колхозник Хайруллин», х. м., 1977. «Портрет на фоне колхозного тока», х. м., 1977.

«Портрет народного поэта БАССР М. Карима», х. м., 1978.

Картины художника находятся в Государственной русском музее, Художественном музее имени М. В. Нестерова в Уфе, в частных коллекциях.

Выставки

Участник международных (с 1975), всесоюзных, всероссийских и республиканских выставок с 1957 года, зональных — «Урал социалистический». Персональные выставки проходили в Москве (1963, 1976), Уфе (1978, 1994).

  • Республиканские, Уфа, с 1957 г. на всех, кроме молодёжных 1972 и 1976 гг.
  • Зональные выставки «Урал социалистический»: Свердловск, 1964; Пермь, 1967; Челябинск, 1969; Уфа, 1974.
  • Декадная выставка произведений художников БАССР, Москва, Ленинград, 1969.
  • Выставка произведений художников БАССР, посвященная 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, Ульяновск, 1970.
  • Декадная выставка работ художников БАССР в Кара-Калпакии, г. Нукус, 1976.
  • Выставка произведений художников 3-х зон, Москва, 1971.
  • Выставка произведений художников автономных республик РСФСР, Москва, 1971.
  • Всероссийская выставка «Советская Россия», Москва, с 1957 г. на всех.
  • Всероссийская художественная выставка, Москва, 1969.
  • Выставка «Художники России к 30-летию Победы над фашистской Германией», Волгоград, 1975.
  • Всероссийская художественная выставка «Советская Россия-5», Москва, 1975.
  • Всероссийская художественная выставка «Слава труду», Москва, 1976.
  • Всероссийская художественная выставка, посвященная 60-летию Великого Октября, Москва, 1977.
  • Всесоюзная художественная выставка, посвященная VII Всемирному фестивалю молодёжи и студентов, Москва, 1957.
  • Всесоюзная выставка работ художников, Москва, 1962.
  • Всесоюзная художественная выставка «На страже мира», Москва, 1975.
  • Всесоюзная художественная выставка «По Ленинскому пути», посвященная 60-летию Великого Октября, Москва, 1977.
  • Выставка работ трех художников БАССР (А. Ф. Лутфуллина, А. Д. Бурзянцева, Б. Д. Фузеева), Москва, 1963.
  • Выставка произведений художников БАССР в ГДР, г. Галле, 1975.
  • Международная выставка «Советское искусство», Польша, 1963.
  • Международная выставка «Советское искусство», МНР, Улан-Батор», 1964.
  • Международная выставка «Советское искусство», ГДР, Берлин, 1974.
  • Персональная выставка работ, Москва, 1976.
  • Международная выставка «Советское искусство», Париж, 1977.
  • Международная «Биеннале», ЧССР, Конпоца, 1977.
  • Персональная выставка работ, Уфа, 1978.

международных и российских выставок. Лучшие произведения художника находятся в Башкирском государственном художественном музее им. М. В. Нестерова, в Третьяковской галерее, Русском музее. С наибольшей полнотой талант башкирского художника проявился в картинах, посвященных любимой родине, ее людям, особенно в таких сложных формах живописи, как триптих и композиционный портрет.

К ним, прежде всего, относятся «Семья» (1963), «Золотая осень» (1968), «Три женщины» (1969), «Праздник в ауле. 30-е годы» (1969), «Ожидание. Год 1941-й» (1970), «Старуха у окна» (1974) и, безусловно, триптих «Семья колхозника Ражапа» (1974). Надо отметить, что большинство тематических картин Лутфуллина посвящены истории башкирского народа.

В его полотнах история живет не сама по себе, а тесно перекликается с сегодняшним днем. «Прошлое никогда не умирает, — говорит художник, — оно продолжает жить в настоящем. Нельзя понять современности, не думая об истории Родины». А. Лутфуллин — один из немногих художников, картины которого наполнены вдохновенной любовью к своей Родине — Башкортостану.

Их всегда отличает яркое национальное своеобразие. Он истинно башкирский художник.

Анализ картины «Праздник в деревне»

Материал картины: Холст, масло.

Жанр картины: Исторический.

Эскиз картине: «Деревенский праздник» Бумага, темпера. 17.5×36.5 см.

  • Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва.
  • Размер: 93 х 108.
  • Дата создания: 1917.

Картину «Праздник в деревне» (см. прил. 2), Кустодиев написал всего за пять дней — именно такое количество времени провел художник в своем загородном имении.

В картине «Деревенский праздник» художник передает веселье и широту русского праздничного гулянья на фоне уютных деревенских изб и яркой осенней листвы. Как всегда у Кустодиева, колорит картины очень декоративен: он построен на сочетании красных, желтых, оранжевых, охристых и белых цветов.

Собирая материал для программной картины, Кустодиев летом 1903 года предпринял большую поездку по Волге от Рыбинска до Астрахани. Пестрые картины волжских базаров, тихие провинциальные улочки и шумные пристани навсегда запомнились художнику. Многие волжские впечатления он использовал впоследствии в картине «Праздник в деревне».

В обыденности сюжета, в кажущейся случайности изображаемого — глубокая продуманность, композиционная четкость. Смелые сочетания ярких красок придают картине декоративность, сближая ее с лубком.

Тема веселых и задорных деревенских праздников и гуляний, с грубоватым народным юмором, с яркостью, сочностью и непосредственностью особенно привлекала художника. Картина «Праздник в деревне» имела большой успех на выставках, как в России, так и за рубежом.

Анализ картины «Троицын день»

Материал: Холст, масло.

Жанр картины: Импрессионизм.

Место хранения: Саратовский государственный музей им. А.Н. Радищева.

Размер: 110 х110.

Дата создания: 1920.

В картине «Троицын день» (см. прил. 3), создан идеалистический образ русского праздника. Праздник наступившего раннего лета, Святая Троица. Мы видим окраину города, широкую поляну, купола церквей, нарядных, неспешно гуляющих людей.

Везде чувствуется праздничное оживление, везде снуют коробейники с цветами и сладостями. Народ катается на тройках, гуляет, ведет беседы, развлекается в ярмарочных балаганах.

На первом плане картины Кустодиев поместил степенное купеческое семейство как символ патриархальной Руси.

Живописное полотно сияет всеми оттенками синего и зеленого цветов, а белые облака и яркие красные и желтые детали дополняют праздничный настрой картины.

Передний план отведён главным персонажам кустодиевских гуляний. Это купчиха, её дочь, молодая и чуть смущённая, отец — купец в классической одежде, и молодой человек, в котором легко угадывается возможный жених.

Следует отметить, что Кустодиев пишет людей шаблонами. У него даже есть персонажи, представляющие разные типы профессий, — булочник, монахиня, извозчик — стали персонажами отдельных картин.

На картине все нарядные, весёлые, в достатке, беседуют и радуются. Повсюду довольство и достаток.

Происходит все на поляне, видимо, на окраине этого города. Это не парк, поскольку коляски свободно ездят где угодно, виден шатёр цирка. Деревья расположены в разброс, и это на руку художнику — так помещается больше людей.

Все на картине размещено в пространстве, созданном высокой церковью справа и деревом слева. Дальше — ещё одна колокольня. Это помогает подчеркнуть тему — праздник Троица. Художники тех времён считали церковь настолько важным элементом, что ни одна картина о российском быте не обходилась без неё. Даже на автопортрете художник размещает себя на фоне Троице-Сергиевой Лавры.

Сочинение по картине Три женщины Лутфуллина

Яркие краски помогают ощутить атмосферу радости и отдыха. Яркие цвета одежды у купчихи, букет цветов у девушки и продавца. Художник всегда очень любил и уважал народную традицию. А искусство, изображающее её должно приносить радость. Эту веру он пронёс через все своё творчество.

Анализ картины «Гуляние на Волге»

  1. Материал: Хост, масло.
  2. Жанр картины: жанровая сцена.
  3. Место хранения: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
  4. Размер: 100 х 125.
  5. Дата создания: 1909.

На картине «Гулянье на Волге» (см. прил. 4), показаны набережная с гуляющими людьми, Волга, живописный противоположный берег реки.

Высокая точка зрения позволила мастеру охватить широкую праздничную панораму.

По аллее на крутом берегу, где когда-то в гостинице «Эрмитаж» в 1906 году останавливался Б.М. Кустодиев, прогуливаются купцы и купчихи, приказчики, половые, военные, странники. Оживает картина Кустодиева «Гулянье на Волге». Празднично нарядные люди гуляют под музыку духового оркестра.

В палатке торгуют сладостями и кондитерскими изделиями, работает уличная чайная, где каждый желающий может испить самоварного чайку. Чуть дальше исполняют русские романсы.

И барыни, и беседка, и чайная лавочка, и всё остальное, что ни на есть типично русское: и наряды купчих, и ампирные домики, и кисельно — красная церковка.

В Тутаеве работало много художников и среди самых известных — Борис Кустодиев. Он побывал в Романове в 1906-1909 годах, жил в гостинице «Эрмитаж» на волжском бульваре и из окна этой гостиницы написал свою картину «Гулянье на Волге», хранящуюся сейчас в Русском музее Санкт-Петербурга.

Кустодиев — певец русского провинциального быта, с иронией и любовью изображает персонажей того времени: купцов и купчих, нарядных мещанок, чиновников и крестьян.

Недаром, когда теперь говорят «кустодиевский персонаж», сразу в памяти всплывают характерные типажи той эпохи.

Приукрашенная, поданная художником в её парадном, праздничном виде, она теперь предмет ностальгических переживаний по настоящей православной Руси, с традициями народных праздников и обычаев и, милым сердцу, безыскусным уютным мещанским бытом, неторопливостью той жизни.

Картина написана со второго этажа гостиницы, бульвар мы видим как бы сверху. На той стороне Волги — наш красавец Воскресенский собор. Видна пристань пароходного общества «Самолет». На этом коротком промежутке бульвара было несколько пристаней, каждая со своей деревянной лестницей вниз — берег очень высокий.

Каждое пароходное общество, а их было несколько: «Русь», «Надежда», «Братья Любимовы», «Кашин», имело собственную пристань и свои пароходы. Некоторые приходили по расписанию почти одновременно и от поворота реки на Ярославль устраивали гонки. Горожане знали и приходили сюда на бульвар смотреть, кто нынче обгонит.

Этот художник был признан одним из знаменитых башкирских творцов, он не единственный, кто старался передать своим поклонникам через свои картины, любовь не только к своей родине, но еще и любовь к своему народу. Многие критики уверяют, что лучшая его картина, передающая все эти чувства, это «Три женщины», которую Лутфуллин написал в 1969 году.

На этой картине художник нарисовал трех женщина, которые одеты в национальные костюмы, будто художник застал их за церемонией чаепития. Обстановка в комнате, где находятся эти женщины не богатая, а и судя по еде можно сказать что изображены женщины крестьянки.

Об этом свидетельствует чай, хлеб и молоко. Нам кажется, что это небольшой перекус. И вот они сейчас подниматься и продолжат дальше заниматься своими домашними делами. Мое внимание привлекли не костюмы этих женщин и даже не бедная обстановка с едой.

Мне показалось притягательными сами изображенные.

На мой взгляд они символизируют поколение.

На переднем плане художник изобразил самую старшую из женщин, очень мудрую и справедливую. Она на мой взгляд уже бабушка. Справа от нее, стоит скорее всего ее дочь, она тоже многое уже повидала, но многое ей еще и предстоит увидеть. А слева стоит сама молодая, именно она является внучкой самой старшей женщины.

она изображена на мой взгляд невинной, еще не видавшей трудностей в жизни. Не зря рядом с ней художник нарисовал цветок. Он как бы сравнивает эту девушку с не распустившемся цветком, порой глупой в каких-то моментах и даже не опытной в большинстве жизненных ситуаций.

Читайте также:  Самсон вырин - маленький человек с большим сердцем по повести станционный смотритель сочинение

За окном художник нарисовал пейзаж, молодые ребята катаются на велосипедах и кажется, что жизнь не остановилась, она продолжает идти дальше, и поколения будут сменять друг друга.

Кода-нибудь и эта молодая девушка сперва станет мамой, а потом и мудрой бабушкой, со своим жизненным опытом.

Источник: https://remsantehniki.ru/lutfullin-proshchanie-opisanie-sochinenie-po-kartine-tri/

Сочиненин по картине Лутфуллина Три женщины

Этот художник был признан одним из знаменитых башкирских творцов, он не единственный, кто старался передать своим поклонникам через свои картины, любовь не только к своей родине, но еще и любовь к своему народу. Многие критики уверяют, что лучшая его картина, передающая все эти чувства, это “Три женщины”, которую Лутфуллин написал в 1969 году.

На этой картине художник нарисовал трех женщина, которые одеты в национальные костюмы, будто художник застал их за церемонией чаепития. Обстановка в комнате, где находятся эти женщины не богатая, а и судя по еде можно сказать что изображены женщины крестьянки.

Об этом свидетельствует чай, хлеб и молоко. Нам кажется, что это небольшой перекус. И вот они сейчас подниматься и продолжат дальше заниматься своими домашними делами. Мое внимание привлекли не костюмы этих женщин и даже не бедная обстановка с едой.

Мне показалось притягательными сами изображенные.

На мой взгляд они символизируют поколение.

На переднем плане художник изобразил самую старшую из женщин, очень мудрую и справедливую. Она на мой взгляд уже бабушка.

  • Справа от нее, стоит скорее всего ее дочь, она тоже
  • Кода-нибудь и эта молодая девушка сперва станет мамой, а потом и мудрой бабушкой, со своим жизненным опытом.

многое уже повидала, но многое ей еще и предстоит увидеть. А слева стоит сама молодая, именно она является внучкой самой старшей женщины. она изображена на мой взгляд невинной, еще не видавшей трудностей в жизни. Не зря рядом с ней художник нарисовал цветок. Он как бы сравнивает эту девушку с не распустившемся цветком, порой глупой в каких-то моментах и даже не опытной в большинстве жизненных ситуаций. За окном художник нарисовал пейзаж, молодые ребята катаются на велосипедах и кажется, что жизнь не остановилась, она продолжает идти дальше, и поколения будут сменять друг друга. (1 votes, average: 5.00

Источник: https://goldsoch.info/sochinenin-po-kartine-lutfullina-tri-zhenshhiny/

Описание картины Ахмата Лутфуллина «Три женщины»

Ахмат Лутфуллин родился в Башкирии в 1928 году и все свои творческие работы посвятил родному краю, башкирским колхозникам, истории и культуре своего народа. Его картины и портреты выполнены в стиле советского реализма и восхищают своей правдивостью и самобытностью.

Одна из самых известных его работ — картина «Три женщины». На специальном помосте, который сооружается в башкирских избах и служит и столом, и кроватью, сидят три женщины. Они приготовили нехитрую еду — хлеб, творог, сметану, расставили чашки и собираются пить чай.

Но как будто кто-то отвлек их просьбой сфотографироваться, и они уважили просьбу, застыли с достоинством и гордой грацией, очень ровно выпрямив спины.

И хотя женщины, судя по их простым одеждам и скромным угощениям, явно из обычной трудовой деревенской семьи, в их обликах чувствуется внутренняя сила, осознание собственного авторитета, почета среди родных и односельчан, мудрость прожитых лет и безмерная ответственность за крепость и благополучие своих семей.

Две женщины справа уже в преклонном возрасте, их натруженные узловатые руки спокойно сложены на коленях, головы и плечи укрыты теплыми шалями, темные, обветренные в тяжелых трудоднях лица хотя и выглядят немного уставшими, но излучают умиротворение и неподвластность жизненным невзгодам.

Женщина слева еще молода, ее румяное гладкое лицо и светлый тонкий платок выглядят свежими и яркими на фоне пожилых родственниц, красные юбка и блуза, пышные формы подчеркивают здоровье и энергию молодости.

Она как будто внимательно наблюдает — или за маленьким ребенком, или за едой, кипящей на печи.

При такой лаконичности образов женщин, скудности цветов и эмоций, автор в контрасте внимателен к другим деталям.

Вышитый красочный рушник на стене, красивые одинаковые чашки, распустившаяся герань на окне в синей эмалированной кастрюле говорят о пестрой мимолетности одной земной жизни, но одно поколение будет приходить на смену другого.

И все также будет чисто убрано в избе, будет хлеб на столе и вкусный чай, дети будут на велосипедах возвращаться домой из школы, а горы за окном — охранять покой своей деревни и помнить каждого, кто любил свою малую родину и посвятил соотечественникам энергию своего творчества и саму жизнь.

(1 votes, average: 5,00

Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-axmata-lutfullina-tri-zhenshhiny/

Ахмат Лутфуллин

Ахмат
Лутфуллин

Яркое,
искреннее, правдивое искусство Лутфуллина
покоряет нас прежде всего национальным
своеобра­зием. Лутфуллин – художник
истинно башкирский не только по рождению
и национальности, но и по глубокой
привязанности к родной земле и своему
народу, по редкому умению видеть и
чув­ствовать своеобразием и красоту
его быта, характера и традиций.

Ахмат
Фаткуллович Лутфуллин родился 4 февраля
1928 года в селе Аскар Тамъян-Катайского
кантона (ныне Абзелиловского района)
Башкортостана. Учился в Ленинградском
архитектурно-художественном, Уфимском
театрально-художественном учили­щах,
Государственном художественном институте
Литвы.

Первая
и очень небольшая выставка произведений
художника состоялась летом 1957 в уфимском
городском парке. И зрители, и печать
приняли её очень тепло.

Уже в первых
самостоятельных опытах молодого
живописца увидели стремление к созданию
портретов-образов, передающих лучшие
черты башкирского на­рода: физическую
красоту, богатство внутреннего мира,
открытое чувство национальной гордости
и достоинства.

«Первый, но вер­ный
шаг» – так выразительно называлась
рецензия на эту выставку в республиканской
газете. Свой первый экзамен после
окончания учёбы художник выдержал
успешно.

В
1968 году Лутфуллин написал одно из самых
сильных и за­конченных произведений
– портрет-раздумье «Золотая осень».
Два пожилых человека, муж и жена, воплощают
в себе разные харак­теры: в женщине
явно отмечено духовное превосходство,
в ней больше внутренней цельности и
силы. Мужчина более прост.

Ко­нечно,
и его жизнь потрепала, но не в такой
степени, как его суп­ругу. Мы не знаем
их судьбы, нам не известно, какие невзгоды
выпали на их долю, но это и неважно.
Посмотрите, как спокойны их лица, на них
нет и следа печальных забот.

Эти люди
прожили достойную жизнь, верно, достойно
воспитали детей, а теперь жи­вут
спокойной и счастливой, в их понимании,
жизнью. Что же главным было в их жизни?
Честный труд. Посмотрите на их руки -они
большие, даже несколько уродливо большие.
Эти люди нико­гда не кривили душой.
Они жили достойно.

Труд – основа их
жизни. Благодаря таким людям и существует
настоящее.

Самой
большой творческой удачей Лутфуллина
стала картина «Три женщины», она написана
в 1969 году. Один из исследовате­лей
современного искусства В.

Ванслов
отметил: «А Лутфуллин в картине «Три
женщины» воплотил гордую красоту и
нравствен­ную чистоту народных
характеров, создав образ, возвышающийся
до глубоких раздумий о судьбе поколений,
о развитии жизни, о прошлом и современном
в истории народа».

Сам
художник отмечает, что это полотно –
его автобиография. Работая над ним, он
как бы заново пережил в памяти всю свою
жизнь и жизнь своих близких. Сюжет
картины несложен. Три женщины в
национальных одеждах пьют чай в чистой
башкирской избе. Перед ними, по башкирскому
обычаю, прямо на нарах, на белой скатерти
– поднос с чашками, нехитрая деревенская
снедь.

Но
этот сюжет наполнен большой философской
мыслью – пе­ред нами величавое
повествование о трёх разных биографиях,
трёх поколениях, трёх разных характерах,
соединенных естественно и просто. За
тремя живыми конкретными судьбами стоит
судьба всего народа, вся его сложная
история, глубинные основы его нравственной
жизни. За их характерами – характер
всей нации, мужественный, несгибаемый.

Царственно
спокойна восседающая в центре на красной
по­душке величавая старуха — живой
символ неумолимого времени, незыблемости
вековых обычаев. Узорчатые концы расшитых
по­лотенец увенчивают ей голову.

Аскетическое лицо, тёмные высо­хшие
руки сосредоточили в себе мудрость
веками выработанного народного опыта,
трудно, но достойно прожитой жизни.

Этот
об­раз несёт в картине эмоциональную
основную и идейную на­грузку

Фигура
другой женщины мягко вырисовывается
на светлом фоне окна. Она давно уже
встретила зрелость. В её образе осо­бенно
полно раскрываются нравственные черты
нации: благород­ная сдержанность
чувств, стойкость и внутренняя сила
характера. Годы унесли молодость и
физическую красоту этих двух женщин,
но зато щедро наделили их нравственной
красотой

Рядом
с мудрой старостью – молодость. На долю
молодой женщины, сидящей слева, выпало
больше радости и счастья, она не испытала
того, что довелось пережить старшим.
Она – связую­щее звено прошлого и
настоящего, продолжательница и
храни­тельница нравственных ценностей
народа.

Образы
женщин содержат одну мысль – тему судьбы
народа, его несгибаемой нравственной
силы и духовного величия.

Всё
до мелочей продумано в этом полотне.

Простоту и безы­скусственность жизни
подчёркивает скромный натюрморт:
свеже­испечённых хлеб, молоко в
деревянной миске, три фарфоровые чашки
с блюдцами, белые, в красный цветочек.

Золотистые гряды древних уральских
гор, встречающих и провожающих поколения,
-это тема вечности. Фигурки едущих на
велосипедах школьников -тема молодости,
постоянного обновления жизни.

Художник
в своём творчестве обращается и к
натюрмортам. «Натюрморт с кувшином»
написан свободной, уверенной кистью.

Предметы
самые обыкновенные: краюшка чёрного
хлеба и се­лёдка, наполненная молоком
кружка и хрупкие белые яйца, рас­писная
деревянная ложка и темный глиняный
кувшин. Всё это на фоне чисто выскобленного
дощатого стола.

Зачем художник на­писал
этот натюрморт? Какую мысль выразил он?
Проста жизнь человека, чья трапеза
представлена нам.

Скромная еда говорит
о том, что человек этот не привык к
излишествам, а чистота и яркий цвет в
картине о честности человека, о том, что
нет в его жизни фальши, нравственной
ущербности.

Обращается
художник и к пейзажу. В 1974 году он пишет
пей­заж «Последний старый дом в ауле».
Этот вросший в землю полу­развалившейся
дом в окружении покосившихся плетней
и надвор­ных построек художник увидел
однажды в родных местах. Жила в нём
одинокая старуха. Это картина контрастов.

Электрические провода, антенна на
покрытой шифером дома в глубине
соседст­вуют с полуразвалившимися
домом и изгородью. Изгородь в кар­тине
– это главное. Несмотря на то, что она
покосилась и чтобы окончательно не
упала на землю, подперта столбами, есть
в ней некая прелесть.

Автор тщательно
выписывает причудливое, слож­ное
переплетение прутьев и жердей. Некогда,
верно, здесь жили крепкие хозяева, прочно
стоявшие на земле. И эта живописная
из­городь как бы свидетельство о том.

Почему всё пришло в упадок нам неведомо
Вопрос в ином – справедливо ли это?
Жизнь идёт вперёд, но справедливо ли
движение, которое приводит к разру­шению?
На этот вопрос, каждый ответит по-своему.

Пройдёт
время, и новые поколения зрителей,
возможно, иначе оценят удачи и находки
художника. Но одно несомненно – живо­пись
Ахмата Лутфуллина значительна и
своеобразна.

По
Л Н Поповой

Источник: https://studfile.net/preview/2241364/

Ссылка на основную публикацию