Характеристика и образ пирогова в повести невский проспект

Характеристика и образ Пирогова в повести Невский проспектХарактеристика и образ Пирогова в повести Невский проспект
Характеристика и образ Пирогова в повести Невский проспект

Первое знакомство

С самого начала повествования читатель погружается в атмосферу грустной иронии, с которой автор описывает порядки и привычки общества. Сюжет рассказа построен на неожиданных поворотах. Так, знакомя читателя с главными героями «Невского проспекта», Гоголь резко прерывает описание суточного цикла «красавицы нашей столицы», которому, как и смене сезонов, суждено никогда не кончаться.

Поручик появляется в компании молодого художника Пискарева, которого считает своим «протеже». Однако автор дает понять, что «высокое покровительство» Пирогова было обусловлено определенным интересом — желанием «видеть мужественную физиономию свою на портрете».

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

При первой же встрече на Невском проспекте характеристика Пирогова как личности практически состоялась:

Характеристика и образ Пирогова в повести Невский проспект

  1. Поручик — человек крайне бесцеремонный и фамильярный. Эти свойства характера проявляются в обращении со своим знакомцем. Ему ничего не стоит дернуть, толкнуть Пискарева, обозвать простофилей.
  2. Пирогов — пошляк, позволяющий неоднозначные намеки в адрес незнакомой женщины.
  3. Он самоуверен, самодоволен, самонадеян и циничен. Об этом свидетельствуют мысли Пирогова, это демонстрирует улыбка.
  4. Молодой офицер — бездельник и повеса, он начинает преследовать даму, которую впервые увидел.

Далее автор переключается на образ бедного художника и повествование о его злоключениях, отправляя поручика в погоню за блондинкой и оставляя описание дальнейших событий для второй части рассказа.

Бытие определяет сознание

Предшествуя развитию сюжетной линии с участием Пирогова, Гоголь описывает среду обитания героя и интересы этой прослойки общества, вытесненной из высшего света «тем, что называют в этом обществе аристократами». Такое отступление вполне оправданно, так как общие устремления окружения неизбежно влияют на формирование человеческой личности.

Пироговы «любят потолковать о литературе», непременно присутствуют в театрах и на публичных лекциях, что вовсе не говорит об их передовых взглядах и просвещенности, но лишь о желании быть на виду.

Характеристика и образ Пирогова в повести Невский проспект

  • Их легко застать на вечерах и обедах у чиновников среднего уровня, где они пытаются ухаживать за «хладнокровными девицами» — дочерьми хозяина, «из которых иные перезрели», проявляют чудеса остроумия.
  • При лучшем раскладе, «выслужившись, по крайней мере, до полковничьего чина», они «женятся на купеческой дочери… с сотнею тысяч приданого».
  • Гоголь делает саркастическую оговорку, что поручик «имел множество талантов, собственно ему принадлежащих», перечисление которых, однако, зеркально отражает «главные черты этого сорта молодых людей»:
  • превосходная декламация стихов;
  • «искусство пускать из трубки дым кольцами»;
  • умение «приятно рассказать анекдот».

Следует отметить, что в звание поручика Пирогов был произведен недавно, и «его очень льстило это новое достоинство». В приятной беседе он ненавязчиво намекал на свое состояние, а при случае, заметив невежество в менее значимых людях, «в резких словах» давал понять последним, «что перед ними стоял поручик».

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Сочинение по картине на пашне. весна венецианова

Оценим за полчаса!

На этом характеристику Пирогова и общества, в которое поручик был принят своим, автор завершает и переходит к самой истории.

Преступление и наказание

Продолжая преследовать приглянувшуюся незнакомку, Пирогов не только выясняет место ее проживания, но и узнает, что она замужняя дама. Однако сей факт нисколько не охлаждает его пыла.

Не останавливает поручика и суровый отпор самого предмета вожделения.

Он не сомневался, что преодолеет все препятствия, так как считал, что «любезность его и блестящий чин давали полное право на внимание».

Для оправдания своего появления в доме Пирогов делает дорогостоящие заказы мужу блондинки, которого все больше смущают вольности офицера по отношению к жене. Поручик нагло, не смущаясь постороннего присутствия, позволяет себе:

Характеристика и образ Пирогова в повести Невский проспект

  • делать недвусмысленные комплименты;
  • пожать «ручку, обнаженную до самого плеча»;
  • «нахально в самые губки» влепить поцелуй.

Все заканчивается неожиданно и вовсе не по сценарию Пирогова. Застав женщину дома одну, поручик начинает откровенно домогаться ее. Пьяный муж, вернувшийся в обществе не менее пьяных друзей, приходит в ярость. Всей компанией они телесно наказывают зарвавшегося героя-любовника.

Пирогов негодует. «Сибирь и плети он почитал самым малым наказанием» за ужасное оскорбление. Намереваясь дать делу немедленный ход, он хочет пойти к своему начальству. В поисках справедливого возмездия поручик мысленно обращается даже к монаршей особе.

Но перекусив, почитав газету и прогулявшись по Невскому проспекту, он совершенно успокаивается и отправляется «в приятное собрание чиновников и офицеров».

Блеск и нищета петербургского общества

Даже поверхностный анализ повести позволяет сделать вывод о зависимости Пирогова и ему подобных от мнения и оценок окружающих. Сам автор кратко резюмирует, что видимое — это только кажущееся, дорисованное самим наблюдателем. Почему этот господин очень богат? Да потому что «гуляет в отлично сшитом сюртучке». А «он весь состоит из своего сюртучка».

Такой же ложной и напускной на поверку оказалась гордость и бравада поручика. Он не то что смиряется с вполне заслуженным наказанием и унижением, а просто забывает о нем. Отказавшись от сатисфакции, он, скорее всего, руководствуется желанием избежать огласки и опасением уронить свой престиж в обществе, где отличием в мазурке можно вызывать всеобщий восторг.

В противоположность душевным терзаниям трагически погибшего романтика и мечтателя Пискарева, эмоции Пирогова не вызывают сочувствия. Он не просто маленький, а мелкий и пустой человек, неспособный к глубоким переживаниям. Поручик — продукт нравственного разврата, порожденного «мишурною образованностию и страшным многолюдством столицы».

Источник: https://nauka.club/literatura/kharakteristika-pirogova.html

Пирогов в повести "Невский проспект": образ, характеристика, описание в цитатах

Главная страницаПовесть «Невский проспект»

Характеристика и образ Пирогова в повести Невский проспект
Пирогов на вечере.
Художник Д. Кардовский

Поручик Пирогов является одним из главных персонажей повести «Невский проспект».

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Пирогова в повести «Невский проспект» Гоголя: описание в цитатах.

Смотрите: 
— Краткое содержание повести
— Все материалы по повести «Невский проспект»

Пирогов — молодой человек, житель Петербурга:

«…Таковы главные черты этого сорта молодых людей.»

Пирогов — офицер, поручик. Он очень гордится своим чином, который получил недавно:

«…вы, верно, не заметили… я офицер…» 

«…поручик Пирогов, дернув шедшего с ним молодого человека…»

«Он был очень доволен своим чином, в который был произведен недавно… втайне его очень льстило это новое достоинство; он в разговоре часто старался намекнуть о нем обиняком…»
Пирогов принадлежит к среднему классу общества Петербурга:

«Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой‑то средний класс общества. В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда. Оттуда они совершенно вытеснены тем, что называют в этом обществе аристократами…»

Пирогов — приятель художника Пискарева. Судя по всему, поручик общается с художником из корыстных побуждений — чтобы тот нарисовал его портрет:

«…поощрял художника Пискарева; впрочем, это происходило, может быть, оттого, что ему весьма желалось видеть мужественную физиономию свою на портрете.»

Поручик Пирогов всегда бывал очень любезен в изъяснениях подобного рода.»

Поручик Пирогов — самодовольный и самонадеянный человек:

«…думал про себя с самодовольною и самонадеянною улыбкою Пирогов, уверенный, что нет красоты, могшей бы ему противиться.»

««Ты, голубушка, моя!» – говорил с самоуверенностию Пирогов…»
Пирогов считает себя очень любезным и обаятельным мужчиной, перед которым не устоит ни одна женщина. Конечно, это не соответствует действительности:

«Он не мог понять, чтобы можно было ему противиться, тем более что любезность его и блестящий чин давали полное право на внимание.» Поручик Пирогов считается образованным и воспитанным человеком. Однако на самом деле он — поверхностный, недалекий молодой человек:

«…впрочем, они считаются учеными и воспитанными людьми. Они любят потолковать об литературе; хвалят Булгарина, Пушкина и Греча и говорят с презрением и остроумными колкостями об А. А. Орлове. Они не пропускают ни одной публичной лекции, будь она о бухгалтерии или даже о лесоводстве. В театре, какая бы ни была пьеса, вы всегда найдете одного из них, выключая разве если уже играются какие‑нибудь «Филатки», которыми очень оскорбляется их разборчивый вкус.»
Офицер Пирогов — это посредственный, бездарный человек. Автор с сарказмом говорит о том, что у поручика есть множество талантов:

«Но поручик Пирогов имел множество талантов, собственно ему принадлежавших. Он превосходно декламировал стихи из «Димитрия Донского» и «Горе от ума» и имел особенное искусство пускать из трубки дым кольцами так удачно, что вдруг мог нанизать их около десяти одно на другое. Умел очень приятно рассказать анекдот о том, что пушка сама по себе, а единорог сам по себе. Впрочем, оно несколько трудно перечесть все таланты, которыми судьба наградила Пирогова. Он любил поговорить об актрисе и танцовщице, но уже не так резко, как обыкновенно изъясняется об этом предмете молодой прапорщик.»
Пирогов — грубый, далекий от всего изящного человек. Автор с сарказмом говорит о его любви к изящному:

«Пирогов вообще показывал страсть ко всему изящному…»

Пирогов говорит женщинам пошлые, глупые комплименты. При этом он уверен, что его слова звучат любезно и мило:

«…хотя для того, чтобы любить вас, вовсе не нужно шпор, а скорее бы уздечку. Какие миленькие ручки!»

Пирогов — хвастливый человек. Он рассказывает своим товарищам об «интрижке» с немкой, хотя на самом деле у него с ней нет никаких отношений:

«Между тем Пирогов, куря трубку в кругу своих товарищей… намекал значительно и с приятною улыбкою об интрижке с хорошенькою немкою, с которою, по словам его, он уже совершенно был накоротке и которую он на самом деле едва ли не терял уже надежды преклонить на свою сторону.» Пирогов гордится своей стройной фигурой и своей ловкостью:
«…раскланявшись, показал всю красоту своего гибкого перетянутого стана.»
«…во‑вторых, это могло показать его торнюру и ловкость…»
Пирогов — «подлец», «свинья», наглый, бесчестный человек. Он пытается соблазнить замужнюю немку, хотя та дает ему отпор:

«Поручик Пирогов решился не оставлять своих исканий, несмотря на то что немка оказала явный отпор.» 

«Грубиян! – закричал он в величайшем негодовании. – Как ты смеешь целовать мою жену? Ты подлец, а не русский офицер. Черт побери, мой друг Гофман, я немец, а не русская свинья!»
В конце концов Шиллер, муж блондинки, и его приятели избивают Пирогова за его наглое поведение:

«И немцы схватили за руки и ноги Пирогова.

Напрасно силился он отбиваться; эти три ремесленника… поступили с ним так грубо и невежливо…»
После этого Пирогов чувствует себя незаслуженно оскорбленным. Его не смущает тот факт, что он сам вел себя нагло и бесстыдно с немцем и его женой:

«Ничто не могло сравниться с гневом и негодованием Пирогова. Одна мысль об таком ужасном оскорблении приводила его в бешенство. Сибирь и плети он почитал самым малым наказанием для Шиллера.»

Это был цитатный образ и характеристика Пирогова в повести «Невский проспект» Гоголя, описание личности и характера героя.

Смотрите: Все материалы по повести «Невский проспект»

Источник: https://www.literaturus.ru/2016/08/obraz-harakteristika-pirogov-nevskij-prospekt-gogol.html

Калганова Татьяна | | Журнал «Литература» № 14/2005

Татьяна Алексеевна КАЛГАНОВА (1941) — кандидат педагогических наук, доцент Института повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области; автор многих работ по методике преподавания литературы в школе.

Рабочие материалы для учителя

Из истории создания повести

«Невский проспект» впервые был опубликован в сборнике «Арабески» (1835), получившем высокую оценку В.Г. Белинского. Гоголь начал работать над повестью в период создания «Вечеров на хуторе близ Диканьки» (примерно в 1831 году). В его записной книге сохранились наброски «Невского проспекта» вместе с черновыми записями «Ночи перед Рождеством» и «Портретом».

Повести Гоголя «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет» (1835), «Нос» (1836), «Шинель» (1842) относят к циклу петербургских повестей. Сам писатель не объединял их в особый цикл.

Все они написаны в разное время, не имеют общего повествователя или вымышленного издателя, однако вошли в русскую литературу и культуру как художественное целое, как цикл.

Это произошло потому, что повести объединены общностью тематики (жизнь Петербурга), проблематики (отражение общественных противоречий), схожестью основного героя (“маленький человек”), целостностью авторской позиции (сатирическое разоблачение пороков людей и общества).

Тематика повести

Основная тема повести — жизнь Петербурга и судьба “маленького человека” в большом городе с его социальными контрастами, вызывающими разлад между представлениями об идеале и действительностью. Вместе с основной раскрываются темы равнодушия людей, подмены духовности меркантильными1 интересами, продажности любви, пагубного влияния наркотиков на человека.

Сюжет и композиция повести

Выясняются в ходе беседы. Примерные вопросы.

  • — Какую роль играет описание Невского проспекта в начале повести?
  • — Какой момент является завязкой действия?
  • — Как складывается судьба Пискарёва?
  • — Как складывается судьба Пирогова?
  • — Какую роль играет описание Невского проспекта в финале повести?

Гоголь соединяет в повести изображение общих, типичных сторон жизни большого города с судьбой отдельных героев. Общая картина жизни Петербурга раскрывается в описании Невского проспекта, а также в авторских обобщениях по ходу повествования. Таким образом, судьба героя дана в общем движении жизни города.

Описание Невского проспекта в начале повести является экспозицией.

Неожиданный возглас поручика Пирогова, обращённый к Пискарёву, их диалог и следование за прекрасными незнакомками — завязка действия с двумя контрастными развязками.

Завершается повесть также описанием Невского проспекта и рассуждением автора о нём, что является композиционным приёмом, содержащим и обобщение, и вывод, раскрывающий идею повести.

Описание Невского проспекта

Рассматривается в ходе беседы. Примерные вопросы.

— Какую роль играет Невский проспект в жизни города, как к нему относится автор?

— Как показаны социальные контрасты и разобщённость жителей города?

— Как выявляется несоответствие показной стороны жизни дворянского сословия и его истинной сущности? Какие качества людей высмеивает автор?

— Как возникает мотив демона в описании вечернего Невского проспекта в начале повести? Как он продолжен в дальнейшем повествовании?

— Как связаны описания Невского проспекта в начале повести и в финале?

Автор начинает повествование торжественно-приподнятыми фразами о Невском проспекте и отмечает, что это “всеобщая коммуникация2 Петербурга”, место, где можно получить “верные известия” лучше, чем в адрес-календаре или в справочной службе, это место для гуляния, это “выставка всех лучших произведений человека”. Вместе с тем Невский проспект — это зеркало столицы, в котором отражается её жизнь, это олицетворение всего Петербурга с его разительными контрастами.

Литературоведы считают, что описание Невского проспекта в начале повести представляет собой своеобразный “физиологический” очерк Петербурга.

Читайте также:  Евгений онегин - энциклопедия русской жизни сочинение

Его изображение в разное время суток позволяет автору охарактеризовать социальную структуру города.

В первую очередь он выделяет простых людей-тружеников, на ком держится вся жизнь, и для них Невский проспект не является целью, “он служит только средством”.

Простым людям противопоставлено дворянство, для которого Невский проспект составляет цель — это место, где можно показать себя. Иронией пронизан рассказ о “педагогическом” Невском проспекте с “гувернёрами всех наций” и их воспитанниками, а также о дворянах и чиновниках, гуляющих по проспекту.

Показывая фальшь Невского проспекта, скрывающуюся за его парадным видом изнанку жизни, трагическую её сторону, разоблачая пустоту внутреннего мира гуляющих на нём, их лицемерие, автор использует ироническую патетику.

Это подчёркивается тем, что вместо людей действуют детали их внешнего облика или одежды: “Здесь вы встретите усы чудные, никаким пером, никакою кистью неизобразимые Тысячи сортов шляпок, платьев, платков Здесь вы встретите такие талии, какие даже вам не снились никогда А какие встретите вы длинные рукава”.

Описание проспекта дано в реалистическом плане, вместе с тем рассказ о переменах на Невском предваряется фразой: “Какая быстрая свершается на нём фантасмагория3 в течение одного только дня”.

Иллюзорность4, обманчивость вечернего Невского проспекта объясняется не только сумерками, причудливым светом фонарей и ламп, но и действием безотчётной, таинственной силы, влияющей на человека: “В это время чувствуется какая-то цель или, лучше, что-то похожее на цель, что-то чрезвычайно безотчётное; шаги всех ускоряются и становятся вообще очень неровны.

Длинные тени мелькают по стенам мостовой и чуть не достают головами Полицейского моста”. Так в описание Невского проспекта включаются фантастика и мотив демона.

Переживания и поступки героя объясняются, казалось бы, его психологическим состоянием, однако могут быть восприняты и как действия демона: “…Красавица оглянулась, и ему показалось, как будто лёгкая улыбка сверкнула на губах её.

Он весь задрожал и не верил глазам своим Тротуар нёсся под ним, кареты со скачущими лошадьми казались недвижимы, мост растягивался и ломался на своей арке, дом стоял крышею вниз, будка валилась к нему навстречу, и алебарда часового вместе с золотыми словами вывески и нарисованными ножницами блестела, казалось, на самой реснице его глаз.

И всё это произвёл один взгляд, один поворот хорошенькой головки. Не слыша, не видя, не внимая, он нёсся по лёгким следам прекрасных ножек…”

Так же двояко может быть объяснён и фантастический сон Пискарёва: “Необыкновенная пестрота лиц привела его в совершенное замешательство; ему казалось, что какой-то демон искрошил весь мир на множество разных кусков и все эти куски без смысла, без толку смешал вместе”.

В финале повести мотив демона проявляется открыто: источником лжи и фальши непостижимой игры с судьбами людей, по мнению автора, является демон: “О, не верьте этому Невскому проспекту! Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется! Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект, но более всего, когда ночь сгущённою массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город превратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать всё в ненастоящем виде”.

  1. Художник Пискарёв
  2. Примерные вопросы для беседы.
  3. — Как автор характеризует Пискарёва — художника и человека?

— Почему Пискарёв пошёл за девушкой? Как автор передаёт его чувство?

— Кем оказалась девушка? Почему Пискарёв бежал из “отвратительного приюта”?

— Как меняется внешний вид девушки?

— Как выражено авторское отношение к красавице, как связан с ней мотив демона?

— Почему Пискарёв предпочёл реальную жизнь иллюзиям? Смогли ли иллюзии заменить ему реальную жизнь?

— Почему автор называет план Пискарёва жениться на проститутке легкомысленным? Как это подтвердилось?

— Как погиб Пискарёв, почему он неправ в своём безумном поступке?

Пискарёв — молодой человек, художник, принадлежит к людям искусства, и в этом его необычность. Автор говорит, что он относится к “классу” художников, к “странному сословию”, подчёркивая тем самым типичность героя.

Как и других молодых художников Петербурга, автор характеризует Пискарёва как небогатого человека, живущего в маленькой комнате, довольствующегося тем, что у него есть, но стремящегося к богатству.

Это “тихий, робкий, скромный, детски-простодушный, носивший в себе искру таланта, может быть, со временем вспыхнувшего широко и ярко”, человек.

Фамилия героя5 подчёркивает его обычность, напоминает о типе “маленького человека” в литературе.

Пискарёв верит в гармонию добра и красоты, чистую, искреннюю любовь, возвышенные идеалы. Он пошёл вслед за незнакомкой только потому, что увидел в ней идеал красоты и непорочности, она напомнила ему “Перуджинову Бианку”6. Но прекрасная незнакомка оказалась проституткой, и Пискарёв трагически переживает крушение идеалов.

Очарование красоты и невинности оказалось обманом.

Беспощадная действительность разрушила его мечты, и художник бежал из отвратительного приюта, куда привела его семнадцатилетняя красавица, красота которой, не успевшая увянуть от разврата, не сочеталась с улыбкой, исполненной “какой-то жалкой наглости”, всё, что она говорила, было “глупо и пошло как будто вместе с непорочностью оставляет и ум человека”.

Автор, разделяя потрясённое чувство Пискарёва, с горечью пишет: “…Женщина, эта красавица мира, венец творения, обратилась в какое-то странное двусмысленное существо, где она вместе с чистотою души лишилась всего женского и отвратительно присвоила себе ухватки и наглости мужчины и уже перестала быть тем слабым, тем прекрасным и так отличным от нас существом”.

Пискарёв не в силах перенести того, что красота женщины, дающей миру новую жизнь, может быть предметом торговли, ведь это поругание красоты, любви и человечности.

Им овладело чувство “раздирающей жалости”, отмечает автор и объясняет: “В самом деле, никогда жалость так сильно не овладевает нами, как при виде красоты, тронутой тлетворным дыханием разврата.

Пусть бы ещё безобразие дружилось с ним, но красота, красота нежная… она только с одной непорочностью и чистотой сливается в наших мыслях”.

Находясь в сильном психологическом напряжении, Пискарёв видит сон, в котором его красавица предстаёт как светская дама, пытающаяся объяснить посещение приюта своей тайной.

Сон внушил Пискарёву надежду, которая разрушена жестокой и пошлой стороной жизни: “Желанный образ являлся ему почти каждый день, всегда в положении, противоположном действительности, потому что мысли его были совершенно чисты, как мысли ребёнка”.

Поэтому он пытается искусственно, принимая наркотик, уйти в мир сновидений и иллюзий. Однако сны и иллюзии не могут заменить реальную жизнь.

Мечта о тихом счастье в деревенском домике, о скромной жизни, обеспеченной собственным трудом, отвергнута падшей красавицей. “Как можно! — прервала она речь с выражением какого-то презрения. — Я не прачка и не швея, чтобы заниматься работою”.

Оценивая ситуацию, автор говорит: “В этих словах выразилась вся низкая, презренная жизнь, жизнь, исполненная пустоты и праздности, верных спутников разврата”. И далее в размышлениях автора о красавице опять возникает мотив демона: “…Она была какою-то ужасною волею адского духа, жаждущего разрушить гармонию жизни, брошена с хохотом в его пучину”.

За время, которое художник не видел девушку, она изменилась к худшему — бессонные ночи разврата, пьянство отразились на её лице.

Бедный художник не мог пережить, по выражению автора, “вечный раздор мечты с существенностью”. Он не выдержал столкновения с суровой действительностью, наркотик разрушил его психику окончательно, лишил возможности заняться работой, противостоять судьбе. Пискарёв кончает жизнь самоубийством.

Он неправ в этом безумном поступке: христианская религия считает жизнь величайшим благом, а самоубийство большим грехом.

Также и с точки зрения светской нравственности лишение себя жизни недопустимо — это пассивная форма разрешения жизненных противоречий, ибо деятельный человек всегда может найти выход из самых сложных, казалось бы, неразрешимых ситуаций.

  • Описанием бедных похорон Пискарёва автор выражает своё отношение к социальному неравенству, выступающему за парадной внешностью города, вызывает чувство сострадания к простым людям, подчёркивает бессмысленность гибели художника.
  • Поручик Пирогов
  • Примерные вопросы для беседы.

— Как автор характеризует Пирогова? Как отмечает типичность героя?

  1. — Почему Пирогов пошёл за блондинкой?
  2. — Куда попал Пирогов вслед за красавицей, кем она оказалась?
  3. — Почему Пирогов ухаживает за замужней дамой?
  4. — Что высмеивается в образе Шиллера?
  5. — Чем кончается история Пирогова?
  6. — Что высмеивается в образе Пирогова, как автор это делает?
  7. — В чём смысл сопоставления образов Пискарёва и Пирогова?

В своём кругу они считаются образованными людьми, потому что умеют развлекать женщин, любят потолковать о литературе: “хвалят Булгарина, Пушкина и Греча и говорят с презрением и остроумными колкостями об А.А.

 Орлове”, то есть в один ряд ставят Пушкина и Булгарина, иронично замечает автор. В театр они ходят, чтобы показать себя. Их жизненная цель — “выслужиться до полковничьего чина”, достичь обеспеченного положения.

Они обычно “женятся на купеческой дочери, умеющей играть на фортепиано, с сотнею тысяч или около того наличных и кучею брадатой родни”.

Характеризуя Пирогова, автор рассказывает о его талантах, на самом деле раскрывает такие его черты, как карьеризм, ограниченность, наглость, самоуверенная пошлость, стремление подражать тому, что входит в моду у избранной публики.

Наглядным примером подтверждает автор, что главный предмет дум и стремлений Пирогова — это чин. К людям ниже его по чину он относится высокомерно.

Любовь для Пирогова — лишь интересное приключение, “интрижка”, которой можно похвастаться перед друзьями. Поручик, нисколько не смущаясь, довольно пошло ухаживает за женой ремесленника Шиллера и уверен, что “любезность его и блестящий чин дают ему полное право на её внимание”. Он нисколько не утруждает себя думами о жизненных проблемах, стремится к удовольствиям.

Испытанием чести и достоинства Пирогова явилась “секуция”, которой подверг его Шиллер. Быстро забыв своё оскорбление, он обнаружил полное отсутствие человеческого достоинства: “с удовольствием провёл вечер и так отличился в мазурке, что привёл в восторг не только дам, но даже и кавалеров”.

Образы Пирогова и Пискарёва связаны с противоположными нравственными началами в характерах героев. Комический образ Пирогова противопоставлен трагическому образу Пискарёва.

“Пискарёв и Пирогов — какой контраст! Оба они начали в один день, в один час преследование своих красавиц, и как различны для обоих них были следствия этих преследований! О, какой смысл скрыт в этом контрасте! И какое действие производит этот контраст!” — писал В.Г. Белинский.

Шиллер, жестяных дел мастер

Образы немцев-ремесленников — жестяных дел мастера Шиллера, сапожника Гофмана, столяра Кунца — дополняют социальную картину Петербурга. Шиллер — воплощение меркантильности.

Накопление денег составляет цель жизни этого ремесленника, поэтому строгий расчёт, ограничение себя во всём, подавление искренних человеческих чувств определяют его поведение.

Вместе с тем ревность пробуждает чувство достоинства в Шиллере, и он, находясь в пьяном виде, не думая в этот момент о последствиях, вместе с друзьями высек Пирогова.

Вопросы и задания для учащихся

— Сформулируйте идею повести Н.В. Гоголя «Невский проспект».

— Напишите сравнительную характеристику Пискарёва и Пирогова.

— Напишите сочинение на тему «Художественное своеобразие повести Н.В. Гоголя “Невский проспект”».

Можно использовать примерный план:

1. Композиция повести.

2. Значение контраста в повести.

3. Роль фантастики, мотив демона.

4. Фамилии героев, отсутствие имён.

5. Патетика и сатира в повести, приёмы создания, примеры.

Примечания

Меркантильный — излишне расчётливый, торгашеский (книжн., неодобр.).

  • Коммуникация — здесь: путь, связывающий части города.
  • Фантасмагория — причудливое, бредовое видение.
  • Иллюзия — 1) обман чувств, то, что кажется; 2) нечто несбыточное, мечта.
  • 5 В черновой редакции фамилия героя была Палитрин.
  • 6 Имеется в виду картина художника Перуджино (1446–1524), учителя Рафаэля.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет-магазина MSK-MODA.ru. Перейдя по ссылке http://msk-moda.ru/woman/platya, Вы ознакомитесь с действительно потрясающим (более 200 моделей) ассортиментом вечерних платьев . Удобная поисковая система сайта поможет подобрать стильную одежду или обувь по Вашим размерам и предпочтениям. Следите за модными тенденциями вместе с сайтом MSK-MODA.ru !

Источник: https://lit.1sept.ru/article.php?ID=200501413

Характеристика Пискарёва и Пирогова | Инфошкола

Один из главных героев повести «Невский проспект»  — Пискарев.  Живет он в тяжелых условиях, и неизмеримо далек от аристократического общества.

Человек искусства, наделенный пламенным воображением, с тонкой, ранимой душой, жаждущий прекрасного. Он поставлен в центр повести именно потому, что особенно остро воспринимает противоречия Петербурга.

Крушение мечты приводит его к трагическому исходу.

Рядом с героем-романтиком в повести  действует его антипод, воплощение пошлости, приземленности, бездуховности —  поручик Пирогов. Ни его фамилия, ни его внутренний мир, ни его поведение не имеют ничего общего с характерными особенностями персонажей светских повестей.

Гоголь проявил художническую смелость, избрав в качестве носителя пошлости офицера и даже подчеркнув, что Пирогов отнюдь не единичен.

Недаром двойника Пирогова краешком глаза видит в притоне Пискарев: «Сквозь непритворенную дверь другой комнаты блестел сапог со шпорой и краснели выпушки мундира; громкий мужской голос и женский смех раздавались без всякого принуждения».

В «Невском проспекте» нарисована довольно широкая картина Петербурга и дан многосторонний художественно-демографический анализ столицы. Но многосторонний не значит полный.

Если бы писатель ограничился картинами движущегося проспекта, изображением «дна», быта неизвестных художников, небогатых мастеровых и жирующих офицеров, картина столицы  была бы все-таки сужена. Явно не хватает изображения жизни «верхов».

И восполнить этот пробел писатель, очевидно, решил введением в повествование картины сна героя.

В сновидении Пискарева все правдоподобно, несмотря на граничащее с чудом появление художника — плебея на светском балу и превращение женщины сомнительного поведения в царицу бала.

Если изъять сцену бала из повести, опустив заключительную фразу: «Он поднял глаза: перед ним стоял подсвечник с огнем … » эту сцену можно принять или за самостоятельный рассказ (новеллу), или, в крайнем случае, за фрагмент реалистического произведения.

Гоголь не очень заботился о том, чтобы все детали точно передавали психологическую достоверность сна.

Вот, например, как он изображал молодых карьеристов, участников бала: «Они были исполнены такого благородства, с таким достоинством говорили и молчали, так не умели сказать ничего лишнего, так величаво шутили, так почтительно улыбались, такие превосходные носили бакенбарды, так искусно умели показывать отличные руки.

Описание многократности действий или состояний персонажей скорее уместно в авторской характеристике: во сне увидеть, что герои не хотели сказать ничего лишнего или величаво шутили, невозможно.

Писателю было важно кратко охарактеризовать молодых представителей светского общества, а не воспроизвести в реалистическом плане детали сна Пискарева. Поэтому он невольно обнажил условность описания.

Содержанием сновидения Пискарева является бал. У писателя была возможность нарисовать романтическую красавицу в иной ситуации.

 Но он бегло говорит о множестве снов Пискарева, выхватывает из них даже два, в которых любимая женщина художника становится хозяйкой деревенского домика, а затем женою, но подробно рисует только сцену бала в высшем свете.  Балы были важным структурным элементом дворянского быта.

Писателей привлекала возможность показать массу людей в свободной обстановке, в их дружеском и любовном общении, в сложных взаимоотношениях друг с другом.

  • Если вам  понравилась статья — характеристика Пирогова и Пискарёва, предлагаю вам ознакомиться с другими характеристиками героев:
  • Характеристика Хлестакова
  • Характеристика Обломова

Источник: https://info-shkola.ru/xarakteristika-piskaryova-i-pirogova/

Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова (По повести Н.В.Гоголя «Невский проспект») — презентация

1 Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова (По повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»)

2 Цели урока составить сравнительную характеристику героев повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»; выявить основные приемы создания характеров героев; проследить, как Н.В.Гоголь раскрывает в повести общечеловеческую проблематику.

3 Художник Пискарев и поручик Пирогов на Невском проспекте Художник Д. Кардовский. 1904

4 Род занятий героев повести Пискарев художник, что подчеркивает присутствие творческого начала в человеке, не способного противостоять действительности. Пирогов офицер, поручик его чин олицетворяет власть. Он принадлежит к тому классу людей, которые подавляют личность.

Читайте также:  Сочинение-описание по картине в голубом просторе рылова (3 класс)

5 Портреты героев повести «Невский проспект» Пискарев «большей частью добрый, кроткий…, застенчивый, беспечный, любящий тихое свое искусство»; «скромно толкующий о любимом предмете»; «с истинным наслаждением трудятся над своею работою.

Они часто питают в себе истинный талант»; «застенчивый, робкий, но в душе своей носивший искры чувства» Пирогов «…считаются учеными и образованными; не пропускают ни одной публичной лекции»; «любят в пьесе хорошие стихи, также очень любят громко вызывать актеров»; «имеют особенный дар заставлять смеяться»; «превосходно декламировал стихи»; «имел особенное искусство пускать дым кольцами»; «умел рассказать анекдот»; «был доволен своим чином»; «очень льстило это новое достоинство»

6 Характеристика героев (сцена преследования) Пискарев «он отдалился на дальнее расстояние, беспечно глядел по сторонам»; «не слыша, не видя, не внимая»; «стараясь сам умерить быстроту своего шага»; «иногда овладевало им сомнение»; «колени его дрожали» Пирогов «не переставал преследовать,…занимая вопросами»; «смело пробирался»; «следуя русскому правилу, решился идти вперед»

7 Поразмышляем! Какие черты характера героев раскрываются в этих эпизодах? Пирогов и блондинка Пискарев у незнакомки

8 Финал преследования Пискарева «…нет сил перенести. Он бросился вон, потерявши чувства и мысли. Ум его помутился: глупо, без цели, не видя ничего, не слыша, не чувствуя, бродил он…»

9 Финал преследования Пирогова «…как-то странно кончилось: по дороге он зашел в кондитерскую, съел…, прочитал и вышел…»; «довольно приятный вечер заставил его пройтись; …он успокоился»; «отправился на вечер…, с удовольствием провел вечер, отличился в мазурке…»

10 Вывод Пискарев — человек чистой души, искренних чувств и поступков. Пирогов лишен высоких идеалов, это человек пошлый, бездуховный.

11 Какой прием использует автор для того, чтобы глубже раскрыть характер Пискарева? Сон — эта мечта, единственная возможность для художника почувствовать себя счастливым. Сны заменяют Пискареву реальность.

12 Мечты художника Пискарева. Художник Д. Кардовский «Боже, какой сон! И зачем было просыпаться?… О, как отвратительна действительность! Что она против мечты?» «Но теперь…какая ужасная жизнь! Боже, что за жизнь наша! вечный раздор мечты с существенностью!»

13 Что мы узнаем о характере героя из снов? Пискарев — мечтатель, его мечты об идеальной жизни. Но его мечты находятся в противоречии с действительностью. Реальная жизнь художника трагична.

14 Конец художника Пискарева. Художник Д. Кардовский. 1904

15 Почему Н.В.Гоголь не «дает» снов Пирогова? Пирогов — человек, лишенный высокой духовной жизни. Скорее всего, он не видит снов, а если и видит их, то сны отражают его реальную жизнь. Реальная жизнь Пирогова, его поступки достаточно раскрывают характер героя, потребности и интересы.

16 Язык и стиль повествования о героях Пискарев Язык повествования лирический, передающий душевное состояние героя стиль возвышенный Пирогов Язык насмешливый, используется ирония, это бытовой рассказ стиль разговорный

17 Выводы Пискарев Пирогов Образы Пискарева и Пирогова помогают автору показать две стороны одной жизни: духовную, мечтательную, высокую и смешную, низкую, сосредоточенную на своих потребностях. Мечта Действительность

18 Используемые Интернет-ресурсы titles.php?lt=195&author=26&dtls_books =1&title=991&submenu=5

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1241271/

Образ Пирогова в повести Гоголя «Невский проспект»

Для Пирогова главное в жизни — преуспевание, возможность занять местечко потеплее под солнцем. Это ось, вокруг которой вращаются все помыслы и желании Пирогова. Меньше всего склонен он «терзать» себя решением сложных жизненных проблем.

Поглощенный стремлением жить легко и привольно, Пирогов не чувствует в этом никакой надобности. Он предпочитает пользоваться удовольствиями жизни, а не размышлять над тем, что не имеет к ним прямого отношения.

живое воплощение пошлости, пирогов интересуется лишь тем, что входит или вошло в моду, стало в той или иной мере нормой поведения «избранной» публики.

Как магнит, притягивает его к себе светское общество; решительно во всем он стремится быть похожим на его представителей. Люди типа Пирогова «любят потолковать об литературе; хвалят Булгарина, Пушкина и Греча и говорят с презрением и остроумными колкостями об А. А. Орлове».

Пирогов увлекается театром, живописью, он даже оказывает «покровительство» Пискареву. И все это делает он потому, что «увлечения» эти — признак «хорошего» тона, «изысканной жизни». У Пирогов а есть одна большая и настоящая привязанность — чин.

Это предмет его «обожании», предмет «взволнованных» дум и стремлений. Звание, чип Пирогов ценит превыше всего, потому что, определяя место в «обществе», он является источником благ земных, основой легкого и привольного существования.

Пирогов «был очень доволен своим чином, в который был произведен недавно, и хотя иногда, ложась на диван, он говорил:

«Ох, ох! суета, все суета! Что из этого, что я поручик?»

Но втайне его очень льстило это новое достоинство; он в разговоре часто старался намекнуть о нем обиняком, и один раз, когда попался ему на улице какой-то писарь, показавшийся ему невежливым, он немедленно остановил его и в немногих, но резких словах дал заметить ему, что перед ним стоял поручик, а не другой какой офицер», Гоголь блистательно изображает подмену человека чином. Отсутствие положительных качеств не только не мешает, но скорее помогает самоуверенности Пирогова, его развязной наглости. В отношениях с людьми, от которых он не зависит, Пирогов не особенно затрудняет себя в выборе формы обращения.

В отличие от Пискарева, которому свойственно чистое и благородное отношение к женщине, Пирогов — грубый циник. «Секуция», которой подвергает его жестяных дел мастер Шиллер, явилась как бы решающим испытанием его чести, гордости, высоких представлений о самом себе.

Реакция Пирогова на жестокое оскорбление со стороны Шиллера обнаруживает полное отсутствие в нем человеческого достоинства. «Буря», поднявшаяся в душе Пирогова, быстро затихает. Для этого вовсе не потребовалось никаких крупных событий, никаких новых «сильных» ощущений.

«По дороге он зашел в кондитерскую, съел два слоеных пирожка, прочитал кое-что из «Северной пчелы» и вышел уже не в столь гневном положении.

Притом довольно приятный прохладный вечер заставил его несколько пройтись по Невскому проспекту; к девяти часам он успокоился и нашел, что в воскресенье нехорошо беспокоить генерала».

В «Невском проспекте» Пискарев и Пирогов показаны в органической связи с широкой характеристикой социальных противоречий. В центре внимания писателя сложные процессы жизни, художественное обобщение которых определяет реалистическую силу и направленность произведения. Эта реалистическая насыщенность повести выразительно выявляется и в таком замечательном обобщении, как образ Шиллера.

Если, рисуя Пирогова, писатель показал преуспевающую пошлость, господство чина над человеком, то в фигуре Шиллера он раскрыл проявления той буржуазной меркантильности, которая все более давала себя знать в общественной жизни. Образ Шиллера — это меркантильность в ее мещанско-бюргерском выражении.

Жажда денег определяет все жизненные устремления героя; она ведет не только к ограничению материальных потребностей, но и к подавлению живых человеческих чувств и страстен.

Взамен богатства человеческих переживаний выступает голый, сухой расчет, стирающий человеческую индивидуальность, нивелирующий людей.

Решив составить капитал из пятидесяти тысяч, Шиллер неуклонно следует по намеченному пути.

«Ни в каком случае не увеличивал он своих издержек, и если цена на картофель слишком поднималась против обыкновенного, он не прибавлял ни одной копейки, но уменьшал только количество, и хотя оставался иногда несколько голодным, но, однако же, привыкал к этому.

Аккуратность его простиралась до того, что он положил целовать жену свою в сутки не более двух раз, а чтобы как-нибудь не поцеловать лишний раз, он никогда не клал перцу более одной ложечки в свой суп; впрочем, в воскресный день это правило не так строго исполнялось».

Меркантильный интерес вносит в жизнь Шиллера ту размеренность, которая проявляется в форме своеобразной автоматизации человека. Человеческая личность превращается в какой-то бездушный механизм, подчиняющийся лишь законам выгоды, расчета. По своей художественной структуре «Невский проспект» представляет собой слияние картин, отражающих общую «панораму» жизни, с историей трех героев, трех характеров.

Образ Пирогова в повести Гоголя «Невский проспект»

  1. Трагическое лицо Петербурга в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект» Молодым парнем Гоголь приехал из родной Малороссии в Петербург и за короткое время успел познакомиться с жизнью столичных чиновников и…
  2. Аналіз повести «Невський проспект» Невський проспект Гоголь Н. В Аналіз повести «Невський проспект» Аналіз повести «Невський проспект» Тема Петербурга у творчості письменників XIX століття займає аж ніяк не останнє…
  3. Краткое содержание «Невского проспекта» Гоголя Два молодых человека — поручик Пирогов и художник Пискарев — ухлестывают вечером за гуляющими по Невскому проспекту одинокими дамами. Художник…
  4. Образ черта в повести Н. В. Гоголя «Страшная месть» Вопрос о традициях, с которыми связана повесть Н. В. Гоголя «Страшная месть», неоднократно поднимался в исследовательской литературе. Однако источники этого…
  5. ОБРАЗ РОССИИ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ» Сюжет поэмы был подсказан Гоголю Пушкиным. Особенно привлекла внимание Гоголя возможность показать при помощи «дорожного» сюжета всю Россию, с ее…
  6. Образ кривого зеркала в произведениях Гоголя Чичиков, глядящийся в кривое зеркало, — мотив очень значительный. «Ах, Павел Иванович…» — говорит Чичикову старин Муразов. — «Я думаю…
  7. Есть ли образ Ревизора в одноименной комедии Гоголя Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта 1809 года в селе Большие Сорочинцы на Полтавщине. Учился в Полтавском уездном училище, со…
  8. Отрицательный образ Чичикова в поэме Г. Гоголя «Мертвые души» Мы почему-то привыкли, что главный герой произведения, как правило, человек положительный. Наверное, само значение слова «герой» обязывает. А может, причиной…
  9. ОБРАЗ УКРАИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ М. В. ГОГОЛЯ Николай Гоголь — гениальный русский писатель, Но истоки его творчества — в украинской культуре. Украинец за происхождением, он из детства…
  10. Краткое содержание повести Гоголя «Шинель» История, произошедшая с Акакием Акакиевичем Башмачкиным, начинается с рассказа о его рождении и причудливом его именовании и переходит к повествованию…
  11. Героїчний образ народу в повісті Гоголя «Тарас Бульба» У центрі «Тараса Бульби» — героїчний образ народу, що бореться за свою волю й незалежність. Ніколи ще в російській літературі…
  12. Быт и обычаи Запорожской Сечи в повести Н. Гоголя «Тарас Бульба» Запорожская Сечь, удивительный общественный порядок, известный мировой науке как казацкая христианская республика, а запорожские казаки — боевая сила, сформированная на…
  13. Краткий сюжет повести Гоголя «Нос» Описанное происшествие, по свидетельству повествователя, случилось в Петербурге, марта 25 числа. Цирюльник Иван Яковлевич, откушивая поутру свежего хлеба, испеченного его…
  14. Человеческие страдания в повести Гоголя «Шинель» Тема произведения «Шинель», — это человеческие страдания, которые заранее есть социально определенными, поскольку много что в жизни зависит от чина…
  15. Вопросы с ответами по повести Н. Гоголя «Тарас Бульба» Какому периоду истории Посвященная повесть? Как характеризует писателя создание этого произведения? Н. Гоголя очень интересовала история родной ему Украины, он…
  16. Краткое содержание повести Гоголя «Вий» Самое долгожданное событие для семинарии — вакансии, когда бурсаки (казеннокоштные семинаристы) распускаются по домам. Группами они направляются из Киева по…
  17. Краткое содержание повести Гоголя «Записки сумасшедшего» Титулярный советник Аксентий Иванович Поприщин, сорока двух лет, ведет свои дневниковые записи на протяжении четырех с лишним месяцев. В дождливый…
  18. Повести Н. В. Гоголя в цикле в «Миргород» Повести Н. В. Гоголя, вошедшие в «Миргород», были опубликованы впервые в 1835 году отдельным изданием, а затем переизданы в 1842…
  19. «Маленький человек» в повести Н. В. Гоголя «Шинель» Сочинения по литературе: «Маленький человек» в повести Н. В. Гоголя «Шинель» Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в…
  20. Образцы сочинений по повести Гоголя «Тарас Бульба» Введение, подойдет к любой теме. Выдающийся русский писатель Николай Гоголь был родом из Украины. Он любил свой край, интересовался его…

Источник: https://ege-russian.ru/obraz-pirogova-v-povesti-gogolya-nevskij-prospekt/

Презентация на тему: Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова (По повести Н.В.Гоголя

1

Первый слайд презентации: Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова (По повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»)

Урок литературы
10 класс

2

Слайд 2: Цели урока

составить  сравнительную характеристику героев повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»;
выявить основные приемы создания характеров героев;
проследить, как Н.В.Гоголь раскрывает в повести общечеловеческую проблематику.

3

Слайд 3: Художник Пискарев и поручик Пирогов на Невском проспекте

Художник Д. Кардовский. 1904

4

Слайд 4: Род занятий героев повести

Пискарев
художник,
что подчеркивает присутствие творческого начала в человеке, не способного противостоять действительности.
Пирогов
офицер, поручик
его чин олицетворяет власть. Он принадлежит к тому классу людей, которые подавляют личность.

5

Слайд 5: Портреты героев повести «Невский проспект»

Пискарев
«большей частью добрый, кроткий…,
застенчивый, беспечный, любящий
тихое свое искусство»; «скромно
толкующий о любимом предмете»;
«с истинным наслаждением трудятся
над своею работою.

Они часто питают в себе истинный
талант »;
«застенчивый, робкий, но в душе
своей носивший искры чувства »
Пирогов
«…считаются учеными и
образованными; не пропускают ни
одной публичной лекции»; «любят
в пьесе хорошие стихи, также очень любят
громко вызывать актеров»;
«имеют особенный дар заставлять
смеяться »;  «превосходно
декламировал стихи»; «имел
особенное искусство пускать
дым кольцами »; « умел рассказать
анекдот »; «был доволен своим чином »;
«очень льстило это новое достоинство »

6

Слайд 6: Характеристика героев (сцена преследования)

Пискарев
«он отдалился на дальнее расстояние,
беспечно глядел по сторонам »; «не слыша, не видя, не внимая»; « стараясь сам умерить быстроту своего шага»; «иногда
овладевало им сомнение »; «колени его дрожали»
Пирогов
« не переставал преследовать,…занимая вопросами»;
« смело пробирался»; «следуя русскому правилу, решился идти вперед »

7

Слайд 7: Поразмышляем!

Какие черты характера героев раскрываются в этих эпизодах?
Пирогов и блондинка
Пискарев у незнакомки

8

Слайд 8: Финал преследования Пискарева

«…нет сил перенести. Он бросился вон, потерявши чувства и мысли. Ум его помутился: глупо, без цели, не видя ничего, не слыша, не чувствуя, бродил он…»

9

Слайд 9: Финал преследования Пирогова

«…как-то странно кончилось: по дороге он зашел в кондитерскую, съел…, прочитал и вышел…»; «довольно приятный вечер заставил его пройтись; …он успокоился»; «отправился на вечер…, с удовольствием провел вечер, отличился в мазурке…»

10

Слайд 10: Вывод

Пискарев
— человек чистой души, искренних чувств и поступков.
Пирогов
лишен высоких идеалов, это человек пошлый, бездуховный.

11

Слайд 11: Какой прием использует автор для того, чтобы глубже раскрыть характер Пискарева?

Сон — эта мечта, единственная возможность для художника  почувствовать себя счастливым.
Сны заменяют Пискареву реальность.

12

Слайд 12: Мечты художника Пискарева. Художник Д. Кардовский. 1904

«Боже, какой сон! И зачем было просыпаться?…
О, как отвратительна действительность! Что она против мечты?»
«Но теперь…какая ужасная жизнь! Боже, что за жизнь наша! вечный раздор мечты с существенностью!»

13

Слайд 13: Что мы узнаем о характере героя  из снов?

Пискарев — мечтатель, его мечты об идеальной жизни.
Но его  мечты находятся в противоречии с действительностью. Реальная жизнь художника трагична.

14

Слайд 14: Конец художника Пискарева. Художник Д. Кардовский. 1904

15

Слайд 15: Почему Н.В.Гоголь не «дает» снов Пирогова?

Пирогов — человек, лишенный высокой духовной жизни. Скорее всего, он не видит снов, а если и видит их, то сны отражают его реальную жизнь.
Реальная жизнь Пирогова, его поступки достаточно раскрывают характер героя, потребности и интересы.

16

Слайд 16: Язык и стиль повествования о героях

Пискарев
Язык повествования лирический, передающий душевное состояние героя
стиль возвышенный
Пирогов
Язык насмешливый, используется ирония, это бытовой рассказ
стиль разговорный

17

Слайд 17: Выводы

Образы Пискарева и Пирогова помогают автору показать две стороны одной жизни: духовную, мечтательную, высокую и смешную, низкую, сосредоточенную на своих потребностях.
Мечта
Действительность

18

Последний слайд презентации: Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова (По повести Н.В.Гоголя: Используемые Интернет-ресурсы

http://www.a4format.ru/book-titles.php?lt=195&author=26&dtls_books=1&title=991&submenu=5
http://www.openclass.ru/node/203002

Источник: https://slide-share.ru/sravnitelnaya-kharakteristika-piskareva-i-pirogova-po-povesti-nvgogolya-109716

Ссылка на основную публикацию