Почему «мертвые души» это поэма?

  • Сегодня на уроке мы:
  • ·     побеседуем о замысле и истории создания главного творения Николая Васильевича Гоголя.
  • ·     узнаем, почему «Мёртвые души» – это поэма.
  • ·     порассуждаем о смысле названия и композиции поэмы Гоголя.
  • Можно сказать, что поэма «Мёртвые души» – это главное творение Николая Васильевича Гоголя.

Почему «Мертвые души» это поэма?

И дело всей его жизни. Только задумайтесь: Гоголь прожил всего 43 года, 23 года из них он отдал литературе. И целых 17 лет работал над поэмой «Мёртвые души», то есть почти всю свою творческую жизнь. Гоголь много раз перерабатывал поэму, жёг черновики, переписывал главы, добавлял и убирал эпизоды, но так и не смог закончить свой труд.

Гоголь начал работать над поэмой «Мёртвые души» в 1835 году. В октябре он писал в письме Пушкину, что готовы уже 3 главы. Интересно, что изначально Гоголь хотел «в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь».

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Но уже через год он делился с Жуковским в одном из писем: «Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нём! Это будет первая моя порядочная вещь, вещь, которая вынесет моё имя».

Кроме того, Гоголь просил Жуковского присылать ему забавные истории, которые могли возникать при покупке мёртвых душ.

Считается, что сюжет поэмы «Мёртвые души» Гоголю подарил Пушкин.  В середине XIX века казусов с мёртвыми душами было довольно много. Дело в том, что перепись крепостных крестьян проводилась только раз в несколько лет.

И в ожидании новой переписи помещики платили налог за мёртвых крестьян, как за живых. Соответственно, их можно было продавать, покупать и закладывать как имущество.

Главный герой поэмы Чичиков хотел скупить за бесценок мёртвых крепостных, заложить их как живых и получить с Опекунского совета по 200 рублей за душу.

Почему «Мертвые души» это поэма?

В результате он мог получить 200 000 рублей. Этих денег хватило бы на покупку имения и беззаботную жизнь.

Композиция поэмы продиктована сюжетом. Здесь всё строится вокруг путешествия Чичикова в поисках мёртвых душ. И это даёт возможность показать «показать хотя с одного боку всю Русь», как и задумывал Гоголь.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Судьба григория мелехова в романе тихий дон шолохова

Оценим за полчаса!

1 глава поэмы – это экспозиция. Чичиков приезжает в губернский город N  и встречается с чиновниками, чтобы подготовиться к своей авантюре со скупкой мёртвых душ.

Со 2 главы по шестую Чичиков путешествует по губернии от помещика к помещику. Следуя за героем, мы наблюдаем за жизнью российских помещиков и крестьян.

Главы с 7 по 10 посвящены описанию жизни губернского города N. В центре внимания теперь не помещики, а чиновники. В 10 главе есть вставной элемент. Это «Повесть о капитане Копейкине», которую рассказывает почтмейстер.

В 11 главе рассказана история жизни Чичикова. Чичиков уезжает из губернского города N, потому что его афера раскрылась. Композиция закольцована. В 1 главе Чичиков приезжает в город N, а в последней уезжает.

Почему «Мертвые души» это поэма?

Исследователи считают, что строить свою поэму Гоголь собирался по принципу «Божественной комедии» Данте Алигьери. В «Божественной комедии» поэт путешествует по загробному миру.

Почему «Мертвые души» это поэма?

Он посещает ад, чистилище и рай. Но это мистическое путешествие рисует нам подробную картину жизни Италии эпохи Возрождения.

Согласно этой идее, первый том «Мёртвых душ» – это описание ада. Интересно, что ад у Данте состоит из 9 кругов. И Чичиков у Гоголя тоже движется по кругу.

«В книге… изображён человек, взятый из нашего же государства… Взят он больше затем, чтобы показать недостатки и пороки русского человека, а не его достоинства и добродетели, и все люди, которые окружают его, взяты также затем, чтобы показать наши слабости и недостатки; лучшие люди и характеры будут в других частях…», – писал Гоголь в предисловии ко 2 изданию «Мёртвых душ».

Второй том должен был стать Чистилищем, в котором герои пройдут по пути исправления. А в третьем томе писатель хотел показать идеальную Россию. Рай. Тот образец, к которому нужно стремиться.

Воплотить свой замысел Гоголь не смог. Черновик второго тома он сжигал дважды.

Почему «Мертвые души» это поэма?

В 1845 году Гоголь жаловался в письмах к друзьям на творческий кризис. Писатель решил, что второй том слишком плох для печати. А через 7 лет история повторилась. Биографы считают, что у в последние годы жизни Гоголя проявлялись признаки душевного расстройства.

К тому же писатель сильно болел, а болезни только усугубили его кризис. Часть черновиков второго тома уцелела. Но насколько эти главы совпадают с утерянными, судить трудно. Известно, что Гоголь десятки раз мог переписывать текст, чтобы добиться идеального результата.

Потомкам остался только 1 том «Мёртвых душ». Но даже эта часть грандиозного замысла писателя вызывает множество вопросов и у обычных читателей, и у литературоведов. Например, в чём смысл названия поэмы «Мёртвые души»? Откуда взялось такое странное название? И что же это за поэма такая, в которой нет стихов? Как такое может быть?

В XIX веке русская литература активно развивалась. Менялись литературные течения. Писатели стремились выйти за привычные рамки творчества. А в результате появлялись новаторские произведения.

Александр Сергеевич Пушкин написал роман в стихах. А Николай Васильевич Гоголь – поэму в прозе.

Когда «Мёртвые души» были опубликованы, многих критиков возмутило именно то, что Гоголь назвал своё творение поэмой.

Так почему же «Мёртвые души» – это поэма, а не роман?

В начале работы Гоголь называл «Мёртвые души» и романом, повестью, и поэмой, и просто длинной вещью, которая не похожа ни на повесть, ни на роман. Но к моменту публикации книги в мае тысяча восемьсот сорок второго года, писатель уверен, что создал именно поэму.

  1. Свою точку зрения он изложил в «Учебной книге словесности для русского юношества».
  2. По мнению Гоголя, повесть можно считать поэмой, если выполняется ряд условий.
  3. Во-первых, происшествие должно быть поэтическим.
  4. Во-вторых, автор должен рассматривать происходящее с поэтической стороны.
  5. В-третьих, это живо обрисованная картина времени, места и нравов.

Кроме того, сочинение должно быть чем-то средним между эпопеей и романом. Главный герой – лицо неизвестное, но «значительное во многих отношениях для наблюдателя души человеческой». И «автор ведёт его жизнь сквозь цепь приключений и перемен».

А если взглянуть с позиции современной науки, к какому жанру относятся «Мёртвые души»? В основе сюжета – авантюра Чичикова, главный герой здесь – мошенник. Это черты европейского плутовского романа. Но «Мёртвые души» – это ещё и роман-путешествие. В «Мёртвых душах» есть и притча, и новелла, и даже черты воспитательного романа. Можно ли назвать эту жанровую смесь поэмой? Давайте подумаем.

Поэма – это лиро-эпический жанр. Лирика описывает внутренний мир человека, его эмоции и мысли.

«Величайшим успехом и шагом вперед считаем мы со стороны автора то, что в «Мертвых душах» везде ощущаемо и осязаемо проступает его субъективность», – писал Белинский.

Почему «Мертвые души» это поэма?

В чём проявляется субъективность Гоголя?

Во-первых, в авторских отступлениях. В «Мёртвых душах» их можно насчитать более 15. Все авторские отступления можно условно разделить на 2 типа. Первый тип – это лирические отступления.

В них автор размышляет о России и её судьбе, делится своими мыслями и переживаниями. Примером такого лирического отступления может послужить финал книги.

Размышления о судьбе России там начинаются с вопроса «И какой же русский не любит быстрой езды?..»

В отступлениях второго типа автор описывает картины русской жизни, даёт оценку разным группам людей.  Например, в третьей главе перед тем как дать характеристику Манилову, автор рассуждает, какие характеры описывать легче. А в восьмой главе Гоголь говорит о читателях и писателях на Руси.

Почему «Мертвые души» это поэма?

Ярче всего субъективность проявляется в постоянной авторской оценке происходящего. Гоголь комментирует события, заостряет внимание читателя на важных чертах героев, указывает на то, как надо воспринимать те или иные вещи. Постоянно встречаются слова «автор» и «читатель», риторические вопросы и восклицания.

Все персонажи, образы, лирические рассуждения «Мёртвых душ» – это детали единого полотна о русской жизни. Если убрать незначительный на первый взгляд эпизод, переставить местами сцены – картина рассыплется. Для эпического жанра роль лирических элементов здесь слишком велика.

Поэтому и сейчас мы можем смело называть «Мёртвые души» поэмой.

А в чём же смысл названия этой поэмы? Давайте порассуждаем. В XIX веке крепостных крестьян называли душами, когда говорили об имуществе помещиков. Мёртвые души это мёртвые крестьяне, которые покупаются и продаются. Но душа – это ещё и духовная сущность человека.

С точки зрения религии, душа бессмертна. Получается, что «мёртвые души» – это оксюморон, метафора, построенная на сочетании несочетаемого. Но у Гоголя мёртвые души – это не только умершие крестьяне, ставшие предметом сделки. Помещики по сути – живые мертвецы, они тоже мёртвые души.

И если первый том поэмы изображает ад, то вспомним, что душами торгует дьявол.

Город N с его окрестностями олицетворяет всю Россию и её кошмарную действительность, в которой человек теряет свою душу. Судьба России – главная тема гоголевской поэмы.

Прошлое темно, настоящее беспросветно, а каким станет будущее? В финале мы не найдём ответа на этот вопрос. Также мы ничего не знаем о дальнейшей судьбе Чичикова. По сути, герой уезжает в неизвестность.

Поэма заканчивается лирическим отступлением, в котором автор задаёт самый важный вопрос поэмы: «Русь, куда ж несёшься ты? Дай ответ. Не даёт ответа».

Почему «Мертвые души» это поэма?

  •  «Мёртвые души» – произведение многоплановое и сложное.
  • Белинский писал о нём: «Как всякое глубокое создание, «Мертвые души» не раскрываются вполне с первого чтения даже для людей мыслящих, читая их во второй раз, точно читаешь новое, никогда не виданное произведение».
  • Почему «Мертвые души» это поэма?

Источник: https://videouroki.net/video/43-poehma-myortvye-dushi-zamysel-istoriya-sozdaniya-osobennosti-zhanra-i-kompozicii.html

Почему Мертвые души называют поэмой? Определение, особенности и своеобразие жанра Мертвых душ

На самом деле вопрос о жанровой принадлежности Мертвых душ является вполне однозначным. Произведение является поэмой постольку, поскольку автор отнес свое творение именно к этому жанру.

Если посмотреть комментарии самого Гоголя, его письма соратникам по цеху, то сначала он называет Мертвые души романом или повестью и только редко поэмой, но в дальнейшем переходит на определение поэма и впредь называет свою работу именно так.

Поэтому и читателям и критикам, вероятнее всего, следовало бы называть Мертвые души поэмой, подобно тому как они с легкой пушкинской руки называют Евгения Онегина романом, пусть и в стихах. Гоголь чувствовал принадлежность Мертвых душ именно к жанру поэмы и писал произведение с этой мыслью и к этому тоже нужно относиться со всем вниманием.

Конечно, определенная доля критического мышления все-таки требуется и если шизофреник называет табуретку столом, то навряд ли суть стола или табуретки от этого поменяется. Хотя вопрос тут все-таки дискуссионный, но явно не относящийся к рассматриваемой проблематике.

Таким образом, для понимания следует не просто опираться на мнение Гоголя, но и постараться сделать более-менее традиционный анализ произведения, определить признаки, которые позволили бы (или наоборот не предоставили бы такой возможности) назвать Мертвые души именно поэмой, а не ментальным экспериментом в рамках социальной психологии например.

Итак, читателям доступен, как известно, только первый том Мертвых душ, но всего задумывалось больше и автор хотел сделать нечто наподобие экскурса по разным «мирам» России. Про первый том он писал «хочу представить всю Россию с одного боку, но полностью».

Учитывая содержательную часть, мы понимаем первая часть – своеобразный ад, а помещики – суть пороки человеческой души. Далее гоголь хотел сделать чистилище и рай, которые были бы в следующих томах. Только такая структура дает вполне ясный намек на известную поэму «Божественная комедия» Данте.

Снова вернемся к Пушкину, который называет одно из главных своих произведений романом. Безусловно, Гоголь помимо всего остального перекликается с Пушкиным и делает нечто наоборот, пишет поэму, но в прозе.

В завершение следует отметить содержание, которое близко к эпической поэме, охватывающей нечто глобальное, но имеющей в центре главного героя, который следует через ряд приключений.

Также содержание изобилует массой поэтических сравнений и чередой образов, которые прочитываются именно как стихи.

При этом через подобное «стихотворное» повествование на самом деле раскрываются подлинные смыслы.

Вариант 2

В чем заключается отличие стихотворного произведения от прозы? Многие скажут в наличие рифмы, но в действительности речь идет о ритмико-рифмическом рисунке, который представляет собой определенное сочетание слов. Ведь существуют также и стихи совсем без рифмы, нечто похожее на прозу, записанную в столбец, но, тем не менее, являющуюся стихами.

На самом деле суть этого рисунка заключается в гармонии и определенном равновесии элементов. Подобно тому как на завершенной картине, если убрать какую-то деталь, то появится дисгармония.

Также, если из стихотворения или поэмы убрать хотя бы одно слово, то в итоге структура полностью рушится и конструкция становится неполной. С другой стороны, если мы убираем какое-либо слово из прозы, то не всегда нечто теряем.

В прозе нередко есть, скажем так, некий словарный наполнитель, который просто создает объем, подобно тому как разговорная речь (наше общение с другими людьми) полна различными ненужными оборотами, дополнительными словами и междометиями.

Итак, если из поэмы убрать хотя бы слово, то нарушится рисунок произведения, деформируется конструкция – таков удобный тест. Пожалуй, тогда следовало бы попробовать использовать этот тест для произведения Мертвые души и тогда мы довольно легко увидим, к чему произведение ближе.

Конечно, Гоголь и сам называл Мертвые души поэмой и, вероятно, не просто ради того чтобы казаться оригинальным.

Тем более, как известно, сначала он использовал слова роман и повесть и только потом в письмах к своим современниками говорил о работе над поэмой, где хочет описать всю Русь.

Опытный писатель, наверное, и сам со временем понял сколь поэтичным становится его произведение и на правах профессионала просто дал верную классификацию.

Если читать Мертвые души и наблюдать за способами описания и развития сюжета, то проза действительно выглядит стихами. Описание жилища и быта каждого помещика или, например, приема у городских чиновников. Повсюду там используется огромное количество сравнений и метафор, язык, безусловно, поэтический, который и составляет поэму.

В заключение следует отметить и содержание произведения с его особенностями.

Гоголь использует главного героя, который пробирается через различные приключения и формирует тем самым эпический сюжет, повествующий фактически о подвигах героя.

Соответственно (в частности, если учитывать предполагаемые второй и третий том произведения) перед нами эпос, то есть эпическая поэма, созданная в рамках традиций и канонов античности.

Таким образом Мертвые души являются поэмой, исходя из основного содержания и структуры повествования, исходя из определения самого автора, и исходя из особенностей используемого языка.

Почему Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой, а не романом? (сочинение)

«Мертвые души» — это одно из самых загадочных произведений русской литературы. Одной из особенностей книги является ее жанровое своеобразие. Автор определил, что «Мертвые души» — это поэма. Но почему он сделал такой вывод?

Читайте также:  Сочинение на тему моя любимая вещь

Поэма — это лироэпический жанр. Она соединяет в себе стихотворную форму, лирические отступления с сюжетом, который является основой произведения и раскрывает нравственные и социальные проблемы. Но произведение Гоголя является прозой. Почему оно называется поэмой?

Автор «Мертвых душ» сам долго не мог определиться с жанром. Николай Гоголь задумал создать глобальное произведение, которое могло бы описать всю Россию хотя бы с одной стороны. Ни один из популярных и доступных в те времена жанров не мог отразить художественную задумку писателя.

В переписках с друзьями Николай Гоголь называл «Мертвые души» то повестью, то романом, а позднее поэмой. Писатель обратился к произведениям прошлого, чтобы раскрыть свою мысль.

В жанровом определении «Мертвых душ» лежат прежде всего особенности таких произведений как «Илиада» и «Одиссея».

Позднее после публикации работы автор стал трудиться над учебником по словесности. В данном пособии Гоголь раскрывает свое понимание жанра поэмы, что также помогает понять почему так названы «Мертвые души».

Для автора поэмой может быть и прозаическое произведение, если оно отвечает некоторым условиям. Во-первых, в основу повествования ложится какое-то поэтическое событие. То есть такое действие, которое может заметить и описать только настоящий поэт.

Во-вторых, писатель рассматривает это мероприятие с поэтической стороны. То есть использует очень много изобразительно-выразительных средств, обращает внимание на необычные, выдающиеся стороны предмета. В-третьих, повествование имеет живой, динамичный характер.

Все это можно найти в «Мертвых душах».

Позднее автор дополнил эти требования еще несколькими. Главным героем поэмы должен быть человек с интересным характером, которого можно исследовать со стороны психологии, а также повествование должно быть авантюрным. То есть содержать приключения и происшествия.

Все это можно также отметить в известной поэме Гоголя. Кроме того, поэтичным повествование делается и благодаря наличию лирических отступлений, в которых автор переживает за судьбу России и думает о будущем страны. Они органично вписываются в повествование и делают его выразительнее.

← Степь в повести Тарас Бульба
← Мертвые души смысл названия↑ ГогольИстория создания поэмы Мертвые души →
Критика о поэме Мертвые души →

Почему «Мертвые души» это поэма?

  • История создания повести Выстрел Пушкина (прототипы героев и интересные факты)
    Произведение является четвертой повестью, входящей в цикл, созданный писателем под названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».
  • Образ Дона в романе Тихий Дон Шолохова
    Практически во всех произведениях русской классической литературы немаловажную роль играют образы природы. Пейзажи, в которых живут герои книг, не только раскрывают внутреннее состояние персонажей
  • Сочинение Аннушка в романе Мастер и Маргарита Булгакова
    Аннушка – второстепенный персонаж романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Она эпизодические появляется в ходе действия, но ее появление в ряде случаев имеет судьбоносное значение
  • Сочинение Смысл жизни в рассказе Горького Старуха Изергиль
    Этот рассказ Горького о старухе Изергиль крайне тонок и лиричен. Сквозь него продета тонкая красная нить философии поиска смысла человеческого существования. Гениальный автор снова провоцирует читателя погрузиться
  • План рассказа Кавказский пленник (Саша Черный)
    Весенний сад отличается особым весельем и красотой, все зеленеет, а с дерева на дерево перелетает стайка воробьев, которая радуются тому, что потеплело. В саду стоит забор, который отделяет его от соседней усадьбы

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/gogol/pochemu-mertvye-dushi-nazyvayut-poehmoj

Почему Мертвые души Гоголя называют поэмой?

Произведение является с литературной точки зрения уникальным в вопросе жанрового направления, поскольку выбор писателя в качестве жанра поэмы представляется несколько непривычным и странным. 

Однако, начав написание произведения в виде комического романа, писатель впоследствии усложняет его сюжетную линию, вводя в него эпический мотив с широкими обобщениями и глубокой лиричностью. Тем самым автор высказывает собственное отношение к жанру эпопеи, демонстрируя его полноту, многогранность и способность изображения целой эпохи.

С точки зрения писателя, его творение не может быть отнесено в чистом виде ни к роману, ни к эпопее, поскольку представляет собой этап в развитии литературы в виде соединения между данными жанрами, которые являются более узкими и замкнутыми в определенном пространстве.

Писатель, изображая жизненное существование героя произведения посредством приключающихся с ним событий, считает прозаическое изложение возможным называться поэтическим творением не в связи с наличием словесной рифмовки, а из-за выраженной поэтичности манеры описания.

Композиционная структура произведения выстраивается из трех частей, каждая из которых является самостоятельной.

В первой части в виде отдельных глав дается описание помещиков, при этом переход от одной главе к другой усиливает отрицательное представление в отношении персонажей.

Вторая часть поэмы посвящается изображению губернского существования с демонстрацией чиновничьих нравов, а третья рассказывает об жизненной истории основного персонажа произведения, раскрывая его характерные черты в виде неприглядного обличения.

Отличительным своеобразием произведения, сочетающего его с поэтическим жанром, является применение писателем многочисленных лирических отступлений, в которых мастерски описывает великолепие родной земли и великолепно преподносит монолог о птице-тройке.

Автор противопоставляет данными отступлениями надежду на лучшее будущее России изображенной им в поэме мрачной и убогой реальности жизненного существования в стране.

 При этом по авторскому замыслу содержании поэмы наполняется пафосным обличением в виде бичевания пороков российской действительности.

Странный и двусмысленный сюжет о купле-продаже мертвых душ подсказывается автору Пушкиным А.С.

и позволяет писателю в полном и всеобъемлющем объеме охарактеризовать эпоху того периода современности на примере раскрытия внутреннего мира персонажей поэмы, при этом немаловажное значение отдается главному герою, представленному в образе неизвестного человека, интересного к наблюдению с психологической точки зрения.

Для более полного понимания жанровой принадлежности произведения критические отзывы называют его древним эпосом, перенесенным в современную действительность, которую автор мастерски созерцает, выражаясь настоящим лирическим смехом и представляя читательскому вниманию удивительное поэтическое творение.

Вариант 2

Вопрос «Почему Мертвые души- поэма?» появился и волнует читателей с момента выпуска произведения в 1842 году.

Сам Николай Васильевич называл данное произведение романом, поэмой, сочинением повестью и отказываясь от своего прошлого мнения — «длинная вещь, не похожая ни на что».

Как мы уже знаем, в итоге Гоголь остановился на поэме, по мнению самого писателя поэмой может стать произведение, если оно имеет одно из трех критериев:

  • действие в произведении имеет что-то романтичное
  • автор рассматривает данное действие с поэтической точки зрения
  • рассказ является живым.

Скорее всего, основываясь на этом, Николай Васильевич и обозначил жанр своего произведения поэмой. Позже он пояснил, что нужно сочинению в прозе для того, чтобы стать поэтическим:

  • произведение находится между романом и эпопеей
  • ключевой персонаж проходит через череду приключений
  • главный герой — человек неизвестный, но известный с точки зрения психологии.

Мнение критиков, накинувшихся на «Мертвые души» достаточно сильно разнилось:

В.Г.Белинский считал Гоголя поэтом не в прямом смысле этого слова, а скорее в плане гениальной поэтической натуры.

О.И.Сенковский считал, что «Мертвые души»- поэма абсолютно нового вида. А Н.И.Греч утверждал, что произведение названо поэмой в шутку, роман, рассказ не более.

Если обобщить вышесказанное, то станет ясно, что так легко назвать поэмой произведение не выйдет, но есть веские аргументы, которые позволяют нам сделать это. Эпичность, наличие героев и антигероев, широкие обобщения и глубокий лиризм- эти критерии выделяют поверх других при споре, какой же жанр у «Мертвых душ».

Отдельно хотелось выделить особый язык повествования данной повести. Гоголь часто пользовался своим излюбленным трюком, который не обошел и данное произведение — Гоголевское сравнение. Аллюзии, говорящие фамилии, Иронические метафоры, все это помогало играть автору с описанием так, чтобы, увеличивая лишь 1 характеристику персонажа, читатель составлял верный образ у себя в голове.

2 века назад Н.В.Гоголь создал, действительно, самобытное произведение, над жанром которого можно спорить и по сей день.

Создавая новое произведение, из своих уже отлично отработанных способов, сотворил что-то невероятное, эту нестандартную форму не встретишь больше в русской литературе, а некоторая недосказанность только больше привлекла внимание читателей, позволяя их задуматься над проблемами данной книги.

Почему «Мертвые души» это поэма?

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/gogol/pochemu-mertvye-dushi-gogolya-nazyvayut-poehmoj

Почему «Мертвые души» – это поэма?

По школьной программе каждый из нас должен прочитать одно из величайших произведений мировой литературы – «Мертвые души» Гоголя.

И при этом учителя всегда акцентируют внимание на том, что оно принадлежит к жанру поэмы.

Как такое может быть? Почему «Мертвые души» не считаются, к примеру, романом или повестью? Ведь оно написано в прозе, а все известные поэмы созданы в стихотворной форме… На этот вопрос мы сегодня вам ответим.

Мнение самого автора

Согласно литературной традиции, «Мертвые души» необходимо отнести к социально-сатирической повести. Но общеизвестно, что сам Гоголь определял свое «детище» как поэму, и у него были на это свои соображения.

Николай Васильевич в качестве высшей литературной мысли возносил эпический жанр, но в то же время замечал, что есть промежуточный вид между эпосом и романом – так называемый «менее эпический вид».

Этот термин лучше всего описывает жанровые и смысловые особенности «Мертвых душ», но такое длинное название слишком сложно для восприятия, поэтому Гоголь использует термин «поэма».

Этот термин также позволил автору помимо эпического начала использовать в повествовании лирические элементы.

Особенности поэмы как жанра

Поэма – это жанр, которые гармонично вобрал в себя элементы эпоса и лирики.

В традиционном понимании такие произведения должны иметь стихотворную форму, но в литературной практике известны также прозаические поэмы – помимо «Мертвых душ», следует в этой связи упомянуть «Москва-Петушки» В.

Ерофеева, а также «Жизнь и мнения Тристрама Шенди» Л. Стерна. Таким образом, действительно поэма может быть написана в прозе, если выполняются следующие условия:

  • наличие объемных лирических отступлений на форе эпичного изображения действительности;
  • наличие героев и/или антигероев;
  • особый прозаический язык повествования (близкий к стихотворному по мелодичности, ритмике, широкому набору выразительных средств лексики и пр.).

Все эти признаки можно найти в «Мертвых душах» Гоголя.

Сочетание лирики и эпоса

Поэтика Гоголя является поэтикой контрастов, противоречий. Данный писатель стал мастером сложного и горького гротеска, который подчеркивался резкими скачками от комического к серьезному, от смеха к пафосу. В этом и состоит сочетание лирики и эпоса.

В авторском повествовании очень четко прослеживаются два контрастных стиля, которые соответствуют двум совершенно иным жанрам: поэтика возвышенности (что характерно для лирики) и поэтика тривиальности, реализма (что характерно для эпоса). Первый из них воплотился в лирических отступлениях, которые можно с уверенностью назвать полноценными стихотворениями в прозе.

  • Эпическая составляющая реализована в основной сюжетной линии «Мертвых душ», где автор описывает пошлость и уродство российской реальности той эпохи.
  • Итак, мы видим, что произведение сочетает в себе эпическое и лирическое начала, что вполне соответствует поэме как жанру.
  • Наличие героев и/или антигероев

В «Мертвых душах» изображена целая линейка антигероев (включая главного персонажа Чичикова). В поисках своих «мертвых крепостных» Чичиков объезжает помещичьи усадьбы неподалеку от города Н., где встречается с негативными характерами.

Так, Манилов, несмотря на свою внешнюю симпатичность, является излишне сентиментальным и слащавым персонажем, воплощением розового оптимизма и глупой мечтательности. Он не имеет ни характера, ни собственной воли.

Остальных помещиков также нельзя назвать иначе, как «антигерои»: это и ограниченная узким мышлением Коробочка, и авантюрист Ноздрев, и хитрый «кулак» Собакевич, и, конечно же, жадный и полностью деградирующий Плюшкин.

Итак, второй признак жанра поэмы также налицо.

Особый язык повествования

Гоголевские сравнения – это один из самых знаменитых трюков в поэтике автора. Сравнение людей и животных, иронические метафоры, многогранные аллюзии помогают писателю достичь потрясающих эффектов. Гоголь играет на контрасте основных эпических форм с ритмическими конструкциями и комическим содержанием.

Необычная образность всех персонажей достигается за счет преувеличения некоторых их характеристик, что не характерно для жанра повести или романа. Гоголь не проникает в психику героев, а с помощью описания отличительных жестов, мимики и позы дает читателю возможность самостоятельно составить правильный образ.

Многочисленные лирические отступления, вставные элементы, возвышенные размышления и искренние переживания автора за судьбу своей родины выводят «Мертвые души» за рамки эпического жанра. Особенно показателен в этом плане финал, в котором Гоголь дает живописный портрет “птицы-тройки” – большое обобщение мыслей писателя о людях и России.

Итоги

Резюмируя все вышесказанное, произведение «Мертвые души» можно действительно отнести к жанру поэмы. Причем, к уникальной поэме, которой нет аналогов в мировой литературе. Благодаря простым формам, жесткой сатире и искренним авторским эмоциям «Мертвые души» признаны острым и очень емким портретом крепостной России.

Источник: https://pochemu.pro/pochemu-mertvye-dushi-eto-poema/

Почему мертвые души это поэма

Поэма – это произведение о значительных явлениях в государстве или в жизни. Она подразумевает историчность и героичность содержания, легендарность, патетичность. “Гоголь задумал “Мертвые души” как поэму историческую.

С большой последовательностью он отнес время действия первого тома, по меньшей мере, лет на двадцать назад, к середине царствования Александра Первого, к эпохе после Отечественной войны 1812 года. Гоголь прямо заявляет: “Впрочем, нужно помнить, что все это происходило вскоре после достославного изгнания французов”.

Вот почему в представлениях чиновников и обывателей губернского города Наполеон еще жив (он умер в 1821году) и может угрожать высадкой с острова Святой Елены.

Вот почему быль или сказка о несчастном одноруком и одноногом ветеране – капитане победоносной русской армии, бравший Париж в 1814 году, так живо действует на слушателей почтмейстера. Вот почему один из героев второго тома (над которым Гоголь…

Работал значительно позже), генерал Бетрищев, целиком вышел из эпопеи двенадцатого года и полон воспоминаний о ней. И если Чичиков выдумал за Тентетникова какую-то мифическую историю генералов двенадцатого года, то и это обстоятельство льет воду на историческую мельницу Гоголя”. (Вступительная статья П. Антопольского, “Мертвые души”, Москва, Высшая школа, 1980, стр. 7).

Это с одной стороны.

С другой – нельзя было назвать “Мертвые души” ничем иным, как поэмою. Потому что само название выдает свою лиро-эпическую сущность; душа – понятие поэтическое. Жанр “Мертвых душ” стал своеобразной формой возведения повседневного жизненного материала до уровня поэтического обобщения.

Принципы художественной типизации, используемые Гоголем, создают идейно-философскую ситуацию, когда действительность осознается исключительно в контексте глобальной этической доктрины.

В этой связи особую роль играет название поэмы. После появления “Мертвых душ” разгорелись ожесточенные споры. Автора упрекали в посягательстве на священные категории, в покушении на основы веры.

Название поэмы основано на приеме оксюморона, социальная характеристика персонажей соотносится с их духовным и биологическим состоянием. Конкретный образ рассматривается не только в аспекте морально-этических антиномий, но и в пределах доминантной бытийно-философской концепции (жизнь-смерть). Именно эта тематическая коллизия определяет специфический ракурс авторского видения проблем.

Гоголь определяет жанр “Мертвых душ” уже в титуле произведения, что объясняется желанием автора предварить читательское восприятие намеком на лирическую эпику художественного мира.

“Поэма” указывает на особый тип повествования, в котором лирический элемент во многом преобладает над эпической масштабностью.

Структура гоголевского текста представляет органический синтез лирических отступлений и сюжетной событийности.

Особую роль выполняет в повествовании образ рассказчика. Он присутствует во всех сценах, комментирует, дает оценки происходящему, выражает горячее негодование или искреннее сочувствие”. (“Своеобразие повествовательной манеры в поэме “Мертвые души”, грамота.

Ру). В “Мертвых душах” художественно воплощено два мира: мир “реальный” и мир “идеальный”. “Реальный” мир – это мир Плюшкина, Ноздрева, Манилова, Коробочки, – мир, который отражает современную Гоголю российскую действительность. По законам эпоса Гоголь создает картину жизни, наиболее плотно охватывая действительность.

Как можно больше показывает он характеров. Чтобы показать Русь Художник отстраняется от происходящих событий и занят созданием достоверного мира.

Это страшный, уродливый мир, мир перевернутых ценностей и идеалов. В этом мире душа может быть мертвой. В этом мире перевернуты духовные ориентиры, законы его аморальны.

Мир этот – картина современного мира, в которой и карикатурные маски современников, и гиперболические, и доведение происходящего до абсурда…

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/pochemu-mertvye-dushi-eto-poema/

Почему Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой, а не романом?

Великий классик, создавая «Мертвые души», ставил цель охватить разные образы помещичьей Руси. По размаху автору хотелось представить всю широту характеров огромной страны. Уже в самом начале Н.В.Гоголь начал сомневаться в жанре своего творения. Идея и то, что ложилось на листы, не подходило под привычные формы. Это был ни рассказ, ни повесть и ни роман.

Читайте также:  Сочинение на тему честь

Поэма – это стихотворное произведение крупное по размерам. Организация текста строится по повествовательному сюжету. В поэме сливаются в единое целое эпос и лирика. А.С.Пушкин, по источникам литературоведов, предложил классику создать прозаическую поэму. А.Пушкин сам мечтал о таком творении, но не находи темы. Н.В.Гоголь реализовал идею, развил ее и создал прозаическую поэму «Мертвые души».

Признаки поэмы

Произведение схоже с обычным восприятием поэм. Какие признаки делают текст бесспорно поэмой:

  • Эпичность. Для каждого персонажа отводится отдельная глава. В ней читатель узнает, как жил герой, формирование характера. Все описания проходят на фоне исторических событий, передающих реальность времени.
  • Обобщение. Все персонажи отличаются друг от друга. Но они типичные представители помещичьей России, яркие представители людей того времени. Каждый образ обобщает огромное количество людей. Ноздревых, Собакевичей, Плюшкиных и Манилов находят в любой губернии, они живут в столице и ее округе.
  • Лирические отступления. Автор насыщает текст размышлениями, они так гармонично проникают в текст, что иногда становится непонятно, чьи мысли представлены автором.
  • Лирические отступления помогают понять переживания за будущее России. Они подчеркивают широту текста поэмы. Самые яркие отступления: о метком русском слове, о юности и впечатлениях юных лет жизни.

    Со стихами схожи отступления о Руси, ее далях и красоте. Как песня читаются строки, посвященные дорогам и быстрой езде.

    Образы отступлений настолько лиричны и реалистичны, что становятся отдельными произведениями, вырываются из контекста поэмы.

    Сходство с другими формами

    Классик говорил, что создал особый вид литературного текста. Он ставил его между романом и эпопеей. Что сближает «Мертвые души» с жанром романа:

    • Строгая композиция. Главный герой едет по стране, он придумал способ наживы и пытается его реализовать. Чичиков скупает мертвые души крестьян, мужиков, которые уже ушли в мир иной, но еще числились по бумагам в числе живых. Павел Иванович встречается с помещиками, продавцами душ, разными по взглядам и характерам, но одинаковыми по своей нравственности, вернее ее отсутствия.
  • Полная линия жизни героев. Автор хотел дать читателю возможность увидеть жизнь персонажа от рождения до смерти. Задуманы были 3 тома поэмы, но сил хватило на один.
  • Неизвестно, кого из героев Гоголь хотел возродить, изменить. Возможно, при написании он понял, как глубоко пали люди и потерял свою мечту б их очищении.

    Поэма «Мертвые души» уникально по жанру. Ее нестандартная форма, сюжет и речь не встречаются больше в русской литературе. Недосказанность позволила оставить за читателем возможность самому поразмышлять над проблемами, поднятыми в книге.

    Другие материалы по поэме «Мертвые души»

    • Краткое содержание
    • История создания
    • Краткая биография Чичикова
    • Образ и характеристика Чичикова
    • Образ и характеристика Ноздрева
    • Образ и характеристика Манилова
    • Образ и характеристика Собакевича
    • Образ и характеристика Плюшкина
    • Образ и характеристика Коробочки
    • Образы помещиков
    • Образ России в поэме
    • Образ и характеристика города NN
    • Крестьянская русь в поэме. Сочинение
    • Роль лирических отступлений в поэме. Сочинение

    Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1406-pochemu-gogol-nazval-mertvye-dushi-poemoy-a-ne-romanom.html

    Почему «Мертвые души» — поэма?

    Сам автор определил жанр своего произведения как поэму, подчеркивая таким образом равноправие эпического и лирического начал в «Мертвых душах».

    Эпическая и лирическая части отличаются по целям, которые автор ставит. Задача эпической части — показать «хотя с одного боку Русь».

    Основным средством изображения русской жизни в поэме стано­вится деталь. С ее помощью Гоголь показывает типичность губерн­ского города, который «не уступал другим губернским городам», пей­заж, представляющий «виды известные». Такие приемы указывают на реалистический метод создания произведения.

    Кроме того, деталь выступает и как средство индивидуализации. Собакевич похож на «средней величины медведя», и фрак на нем «со­вершенно медвежьего цвета».

    Излюбленный прием, который использует автор, — алогизм. Именно это является источником комического. Широко применяет Гоголь этот прием и в описании интерьеров, и в речевой характери­стике персонажа.

    В эпической части писатель особенно внимателен к миру вещей (черта «натуральной школы»): вещи олицетворяются, но и обратный процесс происходит — человек становится подобием вещи.

    В лирической части возникает положительный идеал автора, ко­торый раскрывается через лирические отступления о Руси, связы­вающие воедино темы дороги, русского народа и русского слова («Эх, тройка! птица-тройка, кто тебя выдумал? Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?»). Автор осознает свою высо­кую миссию («И долго еще определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями»).

    Такие противопоставления (эпического и лирического) отражают­ся и в языке поэмы. Для языка лирических отступлений характерен высокий стиль, использование метафор, метафорических эпитетов («пронзительный перст»), гипербол, риторических вопросов («И ка­кой же русский не любит быстрой езды?»), восклицаний, повторов, градаций.

    Язык эпической части простой, разговорный. Широко использу­ются просторечия, пословицы. Основное средство создания и харак­теристики персонажей — ирония. 

    «Мертвые души» по затронутой Гоголем проблематике называют «русской Одиссеей».

    Романное начало, не связанные между собой эпизоды, которые объединены похождениями героя, сквозной темой дороги, широкая социальная панорама, открывающаяся в поэме, на­личие вставных элементов (новеллы «Повесть о капитане Копейкине» и притчи о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче) — все это указывает на эпическую сторону произведения.

    Наличие огромного количества лирических отступлений, рисую­щих положительный идеал автора, присутствие самого автора, выска­зывающего свое отношение к происходящему, рассуждающего на фи­лософские темы, затрагивающего темы писательства, поэтический язык этих отступлений — это характеризует произведение как поэму. Таким образом, перед читателем оригинальное произведение необыч­ного жанра — поэма «Мертвые души».

    Источник: http://5litra.ru/ege-sochineniya/561-pochemu-mertvye-dushi-poema.html

    Сочинение на 5.Ру

    Сочинение на тему: Почему Н. В. Гоголь назвал «Мертвые души»- поэмой?

    Создавая «Мертвые души», Н. В. Гоголь ставил перед собой задачу — показать «всю Русь». Он чувствовал, что для этого ему потребуется прибегнуть к какому-то особому жанру.

    Так, в процессе работы над своим произведением он писал: «Вещь, над которой я сижу и тружусь теперь и которую долго обдумывал, и которую долго еще буду обдумывать, не похожа ни на повесть, ни на роман… Если Бог поможет выполнить мне мою поэму так, как должно, то это будет первое мое порядочное творение».

    Назвав «Мертвые души» поэмой, в первую очередь Н.В.Гоголь хотел подчеркнуть те особые черты, свойственные этому произведению: его эпопейный характер, широкие художественные обобщения и, конечно, лиричность.

    Эпопею Гоголь считал самым полным и многосторонним из всех повествовательных сочинений.

    Он писал о том, что эпопея «объемлет не некоторые черты, но целую эпоху времени, когда действовал герой с образом мыслей, верований и даже познаний, какие сделало в то время человечество.

    Весь мир на великое пространство освещается вокруг самого героя, при этом не одни частные лица, но весь народ, а и часто и многие народы
    совокупляются в эпопею».

    Роман для Писателя представлялся тем жанром, который «не берет всю жизнь, но замечательное происшествие в жизни, такое, которое заставило обнаружиться в блестящем виде жизнь, несмотря на условленное пространство».

    В соответствии с этими определениями «Мертвые души» по тому, как их задумал Гоголь, не могли быть названы ни эпопеей, ни романом. Однако, утверждал писатель, в литературе возник новый тип произведений, который является как бы соединительным звеном между эпопеей и романом. Такие произведения он называл «меньшие роды эпопеи».

    По его словам, их героем становилось «хотя частное и невидное лицо, но однако же значительное во многих отношениях для наблюдателя души человеческой».

    Описывая приключения главного героя, автор одновременно показывает «верную картину всего значительного в чертах и нравах взятого им времени, ту земную, почти статистически схваченную картину недостатков, злоупотреблений, пороков и всего, что заметил он во взятой эпохе и времени…» Желая отнести свое произведение к разряду «меньших родов эпопеи», писатель и назвал его поэмой. Жанр поэмы Гоголь не связывал с воспеванием общественной жизни. Напротив, свою поэму он наполнил обличительным пафосом, критикуя «недостатки, пороки, злоупотребления».

    Сюжет поэмы — покупка и продажа мертвых душ — позволил писателю не только с необыкновенной яркостью показать внутренний мир действующих в произведении лиц, но и охарактеризовать типичные черты, дух эпохи. Если рассматривать поэму с точки зрения композиции, то ее можно разделить заставляющем двух дам на три части.

    В первой из них автор знакомит читателей с владетелями поместий. Здесь дана целая галерея портретов: каждому из действующих лиц посвящена отдельная глава. Последовательно изображая одного помещика за другим, Гоголь как будто предлагает читателям сопоставить их.

    При переходе от одного героя к другому происходит усиление отрицательных качеств («…один пошлее другого»).

    Вторая часть поэмы посвящена изображению жизни губернского города. Писатель знакомит читателей с губернскими чиновниками и, кроме того, завершает характеристику помещиков, «собирая» их всех вместе в городе. Однако в центре внимания находится чиновничья среда, «избранное» общество в его наиболее характерных проявлениях.

    В третьей части автор излагает жизненную историю главного героя поэмы, постепенно раскрывая его характер. Если поначалу Чичиков производит впечатление загадочной личности, не до конца понятой людьми, с которыми ему приходится сталкиваться, то здесь Гоголь в полной мере раскрывает его истинный облик.

    Одной из характерных особенностей произведения являются лирические отступления автора. Благодаря этим отступлениям мы еще больше убеждаемся в правоте автора, назвавшего «Мертвые души» поэмой. А. И.

    Герцен писал, что лирические места, внося живительное, освежающее начало, выпукло оттеняют возникающие перед читателем мрачные картины.

    С необыкновенной художественной силой нарисован образ великой, могучей России, неразрывно связанный с представленными ранее народными образами.

    Таким образом, проанализировав различные аспекты данного произведения — его масштабность, композиционное построение и лиричность, — мы начинаем понимать, почему писатель назвал его поэмой.

    VK.init({apiId: 3744931, onlyWidgets: true});

    Источник: http://sochinenie-na5.ru/pochemu-n-v-gogol-nazval-mertvye-dushi-poemoj/

    Почему Гоголь назвал свое произведение «Мертвые души» поэмой?

        «Роман», «повесть», «поэма» – так называл «Мертвые души» сам Н.В. Гоголь, работая над этим произведением. Писатель, наверное, хорошо осознавал необычность жанра своего творения: «Вещь, над которой сижу и тружусь теперь…не похожа ни на повесть, ни на роман» — писал Н.В. Гоголь.

        Мне кажется, назвать «Мертвые души» поэмой автора побудило сочетание в произведении субъективного начала, высокого лирического настроя, сильного авторского «голоса».

    И при этом в «Мертвых душах» заключены важнейшие черты реалистического романа. В этом произведении глубоко раскрываются общественные отношения, выводятся различные типы людей.

    В общем, все говорит об уникальности жанра «Мертвых душ».

        Размышляя над вопросом «Почему Н.В. Гоголь назвал свое произведение «Мертвые души» поэмой?», можно предположить — потому что это произведение объединило в себе признаки эпопеи и романа. 

        К «Мертвым душам» имеет прямое отношение отмеченная Гоголем «всемирность» эпопеи, ее способность объять «не некоторые черты, но всю эпоху времени» (Н.В. Гоголь), показать «весь народ». Вместе с тем в «Мертвых душах» отразились такие черты романа, как строго выстроенная завязка, раскрытие судеб разных героев и их необходимость в развитии основной идеи произведения, а также драматизм всех «Мертвых душ».

        В результате сочетания признаков различных жанров и художественных традиций в гоголевской поэме судьбы отдельных героев соединяются с судьбой всей нации, всей России.

    «Мертвые души» представляют собой «картину нравов» с широким философским и нравственным смыслом. Поэма Гоголя сочетает в себе объективное, повествовательное, раелистическое начало и лирические высказывания.

    А иногда высокая поэтическая нота сочетается у Гоголя с беспощадной прозой, «живой поток» жизни с отчетливо проявляющейся авторской целью.

        И все же это произведение — поэма, в которой образ будущего России сначала не был отчетливым. Писатель не знал, куда несется Русь-тройка. И здесь очень важно подчеркнуть романтические черты «Мертвых душ»: в эпическое повествование поэмы вливается струя лирических отступлений. Основной фон начинает будто светлеть, в повествовании ощущается легкость движения.

        Писатель подготавливает читателя к лирическому потоку своеобразным вступлением: «А между тем дамы уехали, хорошенькая головка с тоненькими чертами лица и тоненьким станом скрылась, как что-то похожее на виденье, и опять осталась дорога, бричка, тройка знакомых читателю лошадей, Селифан, Чичиков, гладь и пустота окрестных полей. Везде, где бы ни было в жизни, среди ли черствых, шероховато-бледных и неприятно-плеснеющих низких рядов ее или среди однообразно-хладных и скучно-опрятных сословий высших, везде хоть раз встретиться человеку явление, не похожее на все то, что случилось ему видеть дотоле…»

        Интересно, что между лирической частью и изображением реальности в «Мертвых душах» мы видим совсем не плавный переход. Наоборот, мы обнаруживаем контраст, причем довольно резкий. Это своего рода толчок, который ощущается при переходе от мечты к реальности.

    Нередко лирическое движение у Гоголя внезапно обрывается: «..И грозно объемлет меня могучее пространство, страшною силою отразясь во глубине моей; неестественной властью осветились мои очи: у! Какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!..

    – Держи, держи, дурак! – кричал Чичиков Селифану».

        Лирическое начало «Мертвых душ» (и это также жанровый признак поэмы) отличает неторопливость, обстоятельность описаний. Будто свысока Гоголь обозревает не только Россию, но и всю жизнь: «Русь! Русь! вижу тебя из иного чудного, прекрасного далека…»

        Подобные лирические отступления несут важную смысловую нагрузку в поэме. Порой пронизанные настроением грусти, эти эпизоды становятся выражением какого-то пророчества: «И еще, полный недоумения, неподвижно стою я, а уже голову осенило грозное облако, тяжелое грядущими дождями, и онемела мысль перед твоим пространством».

        В лирических отступлениях «Мертвых душ» разнообразие, даже богатство, раскрывается с полной силой. Именно в лирических отступлениях поэмы заключены и тоска Гоголя по идеалу, и грустная прелесть его воспоминаний о невозвратной юности, и ощущение величия природы.

        «Мертвые души» Н.В. Гоголя является произведением реалистическим, но романтическая струя, живущая в нем, не позволяет назвать его иначе, как поэмой.

    Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/gogol-nikolaj-vasilevich/mertvye-dushi/2105-pochemu-gogol-nazval-svoe-proizvedenie-mertvye-dushi-poemoj

    Сочинение: Почему Н.В. Гоголь назвал поэму «Мертвые души»? | Литрекон

    (369 слов) Всем известно, что Николай Васильевич Гоголь является талантливым писателем. Его книги признаны классикой, его творения переводят на разные языки, по ним ставят спектакли и снимают фильмы. Одним из главных его произведений является поэма «Мертвые души», название которой таит в себе разгадку смысла всего произведения.

    Очень часто на всех, кто еще не знаком с содержанием книги, название наводит страх и трепет. Многие ожидают от сюжета появления призраков и страшилок, как в книге «Вечера на хуторе близ Диканьки».

    Однако в поэме «Мертвые души» нет призраков, но есть кое-что намного страшнее, и это – живые люди. Хотя, чем дальше мы читаем поэму, тем сильнее понимаем, что живы ее герои лишь физически, в то время как их духовная составляющая давно мертва. В этом и кроется весь смысл названия поэмы.

    Конечно, есть и прямое значение, ведь «мертвые души» — это название крепостных, существующих только в ревизской сказке. За ними и охотится Чичиков, чтобы заложить несуществующих крестьян в опекунский совет и скрыться с деньгами.

    Но Гоголь является слишком гениальным писателем для того, чтобы использовать в названии лишь одно прямое значение, без переносного смысла и тайны. 

    При прочтении это и вовсе становится очевидным. Читателю раскрываются образы Чичикова и помещиков, к которым он приезжает, в результате чего приходит понимание того, что они все – потерянные личности с мертвыми душами.

    Зацикленные на себе Коробочка и Собакевич, лицемерно-приторный Манилов, грубый и невоспитанный Ноздрев, запутавшийся в прошлом и потерявший себя в собирании всего вокруг Плюшкин — каждый из них утратил в себе все светлое и живое. Их жизнь — всего лишь игра в существование.

    «Умирание всего человеческого» — так писала о персонажах «Мертвых душ» писательница и критик Елена Сазанович. Действительно, давно усопшие крестьяне кажутся читателю более живыми, чем их уцелевшие хозяева.

    Если простые люди оставили после себя памятный след своим трудом, то помещики вскоре забудутся даже наследниками, ведь они ничего не сделали.

    Известно, что поэма «Мертвые души» задумывалась как трилогия, олицетворяющая собой ад, чистилище и рай.

    К сожалению, две последующие части так и не были написаны, но сохранившиеся черновики свидетельствуют о том, что у одной из душ все же была надежда на возрождение.

    Это была душа Плюшкина, который должен был стать искателем и странником. К счастью, это дает надежду на то, что и у мертвых душ есть шанс возродить все мертвое в себе для новой жизни.

    Ксения Алексеева

    Источник: https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/pochemu-gogol-nazval-poemu-mertvye-dushi/

    Ссылка на основную публикацию