Тема былины садко 7 класс

Презентация на тему: Былина «Садко» как жанр фольклорного произведения Тема былины Садко 7 класс

Скачать эту презентацию

Получить код Наши баннеры Тема былины Садко 7 класс Тема былины Садко 7 класс

Тема былины Садко 7 класс

Тема былины Садко 7 класс

Тема былины Садко 7 класс

Тема былины Садко 7 класс

Тема былины Садко 7 класс

Тема былины Садко 7 класс

Тема былины Садко 7 класс

Скачать эту презентацию

№ слайда 1

Описание слайда:

Былина «Садко» как жанр фольклорного произведения Выполнила: Жалыбина Светлана Ивановна Учитель высшей категории Лицей 14 г. Ставрополь

№ слайда 2

Описание слайда:

Фольклор — синтетический вид искусства. Нередко в его произведениях соединяются элементы различных видов искусства — словесного, музыкального, хореографического и театрального.

№ слайда 3

Описание слайда:

Былины — русские эпические песни, сохранившиеся главным образом в устах северного крестьянства под названием «старин», «старин» и «старинок».

№ слайда 4

Описание слайда:

Былина отличается от сказки не только по своему содержанию, но и по назначению. Если назначение сказки главным образом в том, чтобы развлечь слушателя, удивить его забавными случаями, невероятными сюжетными ситуациями, то назначение былины в том, чтобы передать слушателю пафос возвышенного, рассказать ему о чем-то очень существенном.

№ слайда 5

Описание слайда:

Садко (Богатый гость) — герой былин новгородского цикла; из девяти известных вариантов, записанных исключительно в Олонецкой губернии, полных только два (один из которых изложен Щеголенком В. П.).

№ слайда 6
№ слайда 7
№ слайда 8

Описание слайда:

Древнейшей основой былины о Садко была, вероятно, песня об историческом лице по имени «Содко Сытинець» (или «Сотко Сытиничь»), упоминаемом в летописи под 1167 года в качестве строителя церкви Бориса и Глеба в Детинце в Новгороде.

К имени этого лица приурочены различные сказочные мотивы, восходящие частью к местным легендам, частью к международным бродячим сказочным сюжетам. Так, в новгородских и ростовских легендах упоминается о спасении гибнувшего и плывущего на доске человека; по русским народным верованиям, св.

Никола слывёт скорым помощником на водах и даже называется «морским» и «мокрым».

№ слайда 9

Описание слайда:

Среди героев былин люди необычные, наделенные определенными качествами, в том числе и отрицательными (хвастовство, гордыня, корысть — этими качествами обладал Садко).Но в тоже время эти люди способны стать лучше. Былина учит тому, что если человек на верном пути, то он всегда найдет поддержку, помощь, пусть даже это будут чудеса (эпизод со старцем).

№ слайда 10

Описание слайда:

Внутреннее содержание этой былины во многом необычно и не соответствует нормам русского эпоса. Основной конфликт в ней — это конфликт между Садко, бедным гусляром, и богатыми новгородскими купцами. Разрешение этого конфликта носит, однако, не столько былинный, сколько сказочный характер. Герой приобщается к богатству, и тем создается счастливый для Садко исход этого столкновения.

№ слайда 11

Описание слайда:

Собиратели русского фольклораФ.Е. КоршРыбников П.Н.Гильфердинг А.Ф.

№ слайда 12

Описание слайда:

Результаты изучения бытования былин в крестьянстве XIX—XX вв.

(отсутствие профессионализма и традиционность передачи) и поэтики былин, донесенных до нас крестьянами-сказителями, сравнительная высота техники и художественных приемов, предполагающая собой профессионализм сложения и исполнения былин, все больше и больше укрепляют мысль, что былины отнюдь не являются продуктом творчества крестьянского класса.

№ слайда 13

Описание слайда:

В заключение можно сказать, что композиция былины, приемы и принципы ее построения отличаются ярким жанровым своеобразием. Это своеобразие композиции былин полностью обусловлено особенностями образного и идейно-тематического содержания былин, а также спецификой их назначения.

№ слайда 14

Описание слайда:

В своем историческом развитии былины претерпели изменения не только в своем содержании, но и в своей художественной форме. В какой мере крестьянский период жизни былин сохранил их старинную форму, говорить можно лишь относительно.

№ слайда 15

Описание слайда:

Выработанные в течение веков композиционные и стилистические приемы создали традиционность былинной поэтики. Сказитель, обладая запасом таких традиционных формул и комбинируя их, получает возможность варьировать былины, то уменьшая, то увеличивая ее, однако не нарушая нисколько самого былинного сюжета.

№ слайда 16

Описание слайда:

Поэтические приемы эпоса вместе с тем являются часто и приемами мнемоническими, облегчающими запоминание и воспроизведение былинного текста.

№ слайда 17

Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Скачать эту презентацию

Скачивание материала начнется через 60 сек. А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования «Профессионал-Р» (Лицензия на осуществление образовательной деятельности

№3715 от 13.11.2013).

Получить доступ

Источник: https://ppt4web.ru/mkhk/bylina-sadko-kak-zhanr-folklornogo-proizvedenija.html

Урок презентация на тему Былина «Садко» как жанр фольклорного произведения — скачать бесплатно

Слайд 1Тема былины Садко 7 классОписание слайда:

Былина «Садко» как жанр фольклорного произведения Выполнила: Жалыбина Светлана Ивановна Учитель высшей категории Лицей 14 г. Ставрополь

Слайд 2Тема былины Садко 7 классОписание слайда:

Фольклор — синтетический вид искусства. Нередко в его произведениях соединяются элементы различных видов искусства — словесного, музыкального, хореографического и театрального.

Слайд 3Тема былины Садко 7 классСлайд 4Тема былины Садко 7 классОписание слайда:

Былина отличается от сказки не только по своему содержанию, но и по назначению. Если назначение сказки главным образом в том, чтобы развлечь слушателя, удивить его забавными случаями, невероятными сюжетными ситуациями, то назначение былины в том, чтобы передать слушателю пафос возвышенного, рассказать ему о чем-то очень существенном.

Слайд 5Тема былины Садко 7 классОписание слайда:

Садко (Богатый гость) — герой былин новгородского цикла; из девяти известных вариантов, записанных исключительно в Олонецкой губернии, полных только два (один из которых изложен Щеголенком В. П.).

Слайд 6Тема былины Садко 7 классСлайд 7Тема былины Садко 7 классСлайд 8Тема былины Садко 7 классОписание слайда:

Древнейшей основой былины о Садко была, вероятно, песня об историческом лице по имени «Содко Сытинець» (или «Сотко Сытиничь»), упоминаемом в летописи под 1167 года в качестве строителя церкви Бориса и Глеба в Детинце в Новгороде.

К имени этого лица приурочены различные сказочные мотивы, восходящие частью к местным легендам, частью к международным бродячим сказочным сюжетам. Так, в новгородских и ростовских легендах упоминается о спасении гибнувшего и плывущего на доске человека; по русским народным верованиям, св.

Никола слывёт скорым помощником на водах и даже называется «морским» и «мокрым».

Слайд 9Тема былины Садко 7 классОписание слайда:

Среди героев былин люди необычные, наделенные определенными качествами, в том числе и отрицательными (хвастовство, гордыня, корысть — этими качествами обладал Садко).Но в тоже время эти люди способны стать лучше. Былина учит тому, что если человек на верном пути, то он всегда найдет поддержку, помощь, пусть даже это будут чудеса (эпизод со старцем).

Слайд 10Тема былины Садко 7 классОписание слайда:

Внутреннее содержание этой былины во многом необычно и не соответствует нормам русского эпоса. Основной конфликт в ней — это конфликт между Садко, бедным гусляром, и богатыми новгородскими купцами. Разрешение этого конфликта носит, однако, не столько былинный, сколько сказочный характер. Герой приобщается к богатству, и тем создается счастливый для Садко исход этого столкновения.

Слайд 11Описание слайда:

Собиратели русского фольклора

Слайд 12Описание слайда:

Результаты изучения бытования былин в крестьянстве XIX—XX вв.

(отсутствие профессионализма и традиционность передачи) и поэтики былин, донесенных до нас крестьянами-сказителями, сравнительная высота техники и художественных приемов, предполагающая собой профессионализм сложения и исполнения былин, все больше и больше укрепляют мысль, что былины отнюдь не являются продуктом творчества крестьянского класса.

Слайд 13Описание слайда:

В заключение можно сказать, что композиция былины, приемы и принципы ее построения отличаются ярким жанровым своеобразием. Это своеобразие композиции былин полностью обусловлено особенностями образного и идейно-тематического содержания былин, а также спецификой их назначения.

Слайд 14Описание слайда:

В своем историческом развитии былины претерпели изменения не только в своем содержании, но и в своей художественной форме. В какой мере крестьянский период жизни былин сохранил их старинную форму, говорить можно лишь относительно.

Слайд 15Описание слайда:

Выработанные в течение веков композиционные и стилистические приемы создали традиционность былинной поэтики. Сказитель, обладая запасом таких традиционных формул и комбинируя их, получает возможность варьировать былины, то уменьшая, то увеличивая ее, однако не нарушая нисколько самого былинного сюжета.

Слайд 16Описание слайда:

Поэтические приемы эпоса вместе с тем являются часто и приемами мнемоническими, облегчающими запоминание и воспроизведение былинного текста.

Слайд 17

Источник: https://presentacii.ru/presentation/prezentaciya-na-temu-bylina-sadko-kak-zhanr-folklornogo-proizvedeniya

"Садко" — краткое содержание новгородской былины

Тема былины Садко 7 классТема былины Садко 7 класс
Тема былины Садко 7 класс

Анализ былины

У Садко имеется реальный прототип — новгородский купец Содко Сотынець. Согласно летописи 1167 века, он построил Борисоглебскую церковь. Талантливые народные сказители создали фантастическую повесть о его приключениях и чудесном спасении благодаря вмешательству высших сил.

По жанру «Садко» относится к былинам — русским эпическим песням о героях и примечательных эпизодах истории. Необычно, что главный персонаж — не могучий богатырь, а бедный гусляр. По композиции сказание делится на 3 части, занимающие разный временной промежуток.

Тема былины Садко 7 класс

  1. Садко — бедный гусляр, зарабатывающий пением и игрой на пирах у богатых торговцев.
  2. Он преуспевающий купец, богатство которого постоянно растет.
  3. Он отправляется в путешествие по морю. Садко попадает в плен к морскому царю, но в конце благополучно возвращается домой.

По мнению исследователей, былина неоднократно подвергалась переработке. В наиболее древнем варианте прослеживаются языческие мотивы — образ морского царя, его дочерей-рек. Это олицетворение морской стихии, не доброй и не злой. Она приносит людям богатство и, в то же время, губит их. Ее можно умилосердить жертвой.

В более позднем варианте пленника спасают христианские высшие силы. Николай Угодник помогает Садко вырваться от морского царя и вернуться домой. В произведении используются многочисленные выразительные средства:

  • эпитеты («богатый гость», «красный товар», «гусельки яровчаты»).
  • метафоры («товары худые и добрые»).
  • гиперболы («бессчетная золотая казна»).
  • повторы («на небе солнце — и в палатах солнце, на небе месяц — и в палатах месяц»).

Эти средства позволяют описать события легенды образным и ярким народным языком.

Встреча с морским царем

Действие сказки происходит в Великом Новгороде, могучем и процветающем. Туда везут товары со всех концов света.

Богатые купцы постоянно устраивают пиры, на которые приглашают молодого гусляра Садко. В его жизни приключается неудача: день, другой, третий не зовут на «почестен пир».

Юноша приходит к Ильмень-озеру, где играет и поет песни. Вода начинает колыхаться, поднимается буря, и гусляр уходит.

Трижды играет и поет Садко на Ильмень-озере, и на третий раз из воды появляется сам морской царь. Он благодарит гусляра за игру и хочет наградить его. Для этого он предлагает «побиться о велик заклад» с новгородскими купцами на то, что в Ильмень-озере водится «рыба золотые перья».

Читайте также:  Сочинение на тему предательство 9 класс 15.3

Тема былины Садко 7 класс

На пиру Садко ставит об заклад свою «буйну голову», а трое богатых купцов — лавки с «красным товаром». Трижды закидывает гусляр невод в озеро и трижды добывает «рыбу с золотыми перьями». Проигравшие купцы отдают ему свои лавки, и он начинает торговать.

Дела у Садко шли хорошо, и вскоре он сильно разбогател. Гусляр женился и построил себе палаты, украшенные солнцем, месяцем и звездами. Но в один день на пиру у «настоятелей новгородских», когда его участники хвастались всем, что у них есть, Садко заявил, что может купить все товары, которые продаются в Новгороде. Ему тут же предложили побиться об заклад.

Три дня гусляр-купец пытался скупить все товары, которые были в Новгороде, но чем больше он покупал, тем больше привозили новых. И Садко понял, что город так велик и богат, что ему, даже с бессчетный золотой казной, никогда не удастся скупить все товары, которая туда привозятся.

Пленение и возвращение домой

Тогда Садко построил 30 кораблей, погрузил на них приобретенные товары и отправился в путешествие по морям и рекам до самой Золотой Орды. Торговал он с большой выгодой и собрался домой с бочками, набитыми золотом и серебром.

На пути в Новгород он с дружиной попал в страшную бурю. Его корабли встали на месте и не могли двигаться. Садко понял, что ему нужно принести жертву морскому царю. По его приказу высыпали в море целую бочку золото, но это не помогло.

Тема былины Садко 7 класс

Тогда гусляр предложил принести живую жертву. Он изготовил «жеребья» — себе на золоте, а остальным «вольжаны» (обрубки дерева с написанными на них именами). Когда их опустили в воду, «жеребья» всех моряков поплыли по морю, а у Садко опустился на дно. Тогда он приказал команде сделать жребии на золоте, а себе взял «вольжаный», но это не помогло — его жребий все время тонул.

Садко понял, что его требует к себе морской царь. Он завещал свое имение церквям, нищим и молодой жене, а сам опустился в море на дубовой доске. Корабли уплыли, а измученный купец заснул. Проснулся он на дне, в палатах морского царя.

Царь потребовал, чтобы Садко играл на гуслях, а сам начал плясать. Его пляска продолжалась несколько суток, отчего в море началась сильная буря. Корабли стали тонуть, и погибло много людей.

Садко стал молиться «Миколе Можайскому» (Николаю Угоднику). Тот явился к нему в образе седого старика и дал совет, как обмануть морского царя и вернуться домой. Певец порвал на гуслях струны и вырвал шпенечки. Царь, видя, что инструмент сломался, перестал плясать и предложил гусляру жениться на одной из своих дочерей. Тот согласился и, следуя совету святого, выбрал девушку Чернаву.

Тема былины Садко 7 класс

Царь устроил огромный пир. Садко заснул рядом со своей невестой, а утром проснулся на крутом берегу речки Чернавы, текущей возле Новгорода. Он увидел, что его корабли, целые и невредимые, плывут по Волхову.

Дружинники Садко, которые уже не чаяли его увидеть, очень удивились тому, что он раньше них добрался до города. Гусляр-купец радостно встретился с возлюбленной, устроил пир, а затем построил церковь во имя спасшего его святого.

Основная мысль произведения состоит в том, что человек, обладающий талантом, преуспеет в жизни, если не будет поддаваться соблазнам и не сойдет с прямого пути.

Характеристика героев

В былине «Садко» главные героя — молодой гусляр и морской царь. Их отличительные черты:

Тема былины Садко 7 класс

  1. Садко отличается патриотизмом и высокой нравственностью. Он жертвует собой во время бури, спасая жизни людей. Получив огромное богатство, он не сделался жестоким и жадным, не забросил свои песни и игру на гуслях. Он деятелен и активен, плавает по рекам и морям, стремясь увидеть новые земли и увеличить славу своего города. Единственная его слабость — гусляр поддается гордыне и пытается скупить все новгородские товары, чтобы прославиться. Но он быстро отступает от своего намерения, поняв, что это ему не под силу. Садко — истинный христианин, твердо верящий в провидение и не забывающий проявить благодарность за спасение.
  2. Морской царь — персонаж неоднозначный. Его трудно назвать положительным или отрицательным. Сначала он отблагодарил Садко за игру и сделал его богатым, а затем по своему капризу забрал его в море. Царь морей хочет оставить талантливого музыканта при себе и не понимает, что для того нет ничего дороже жизни на земле, в родном городе.

Опера Римского-Корсакова

Тема былины Садко 7 класс

Былина «Садко» многократно печаталась и издавалась. Иллюстрации к ней рисовали известные художники. Образ гусляра, побывавшего в гостях у морского царя, вдохновил композитора Римского-Корсакова. По мотивам легенды автор написал оперу «Садко».

Сюжет музыкального произведения основан на различных вариантах сказания. Речи и песни героев взяты из народного эпоса, в них сохранен былинный стих вместе с особенностями старинного языка. Сказания о Волхве Всеславиче и Соловье Будимировиче принадлежат народному эпосу. Также примечателен цикл песен иноземных гостей:

  • варяжского;
  • веденецкого (венецианца);
  • индийского.

Исполнителями этих арий были выдающиеся певцы: Шаляпин, Хворостовский, Козловский и многие другие.

В былине, похожей на сказку для детей, отражен историко-гражданский облик гусляра, победившего богатых купцов и преодолевшего соблазны жизни у морского царя. Слава родного Новгорода — вот главное для Садко, патриота и христианина.

Источник: https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/bylina-sadko.html

Методическая разработка урока по литературе в 7 классе. Тема: УНТ. Былина о Садко, Богатом Госте

  • муниципальное общеобразовательное учреждение
  • «Лицей № 4 Красноармейского района Волгограда»
  • Методическая разработка урока по литературе в 7 классе.

Тема: УНТ. Былина о Садко, Богатом Госте.

  1. Составила : Дедова Оксана Петровна,
  2. учитель русского языка и литературы
  3. Волгоград-2017
  4. Тип урока: комбинированный
  5. Цель урока: дополнить представления учащихся о былине, как жанре УНТ; показать историческое развитие жанра; познакомить с народным идеалом, воплощенном в фольклоре; эстетическое и патриотическое воспитание; развитие речи учащихся.
  6. Технологии урока: диалоговый метод, создание проблемной ситуации; эврестическая подача материала; арт-терапия; здоровьесбережение; интегрированное изучение материала.

Оборудование урока: презентации; фрагменты оперы Римского-Корсакова «Садко», репродукция картины Репина «Садко на дне морском», фрагмент фильма А. Птушко «Садко».

Ход урока (план-схема).

  1. Вступительное слово учителя.

Логическая связь с прошлым уроком. Отдельные замечания о роли УНТ. Формирование целеполагания.

  1. Блиц-опрос по теме «Былина»

Диагностика усвоения знаний по теме. Умение охарактеризовать былину с точки зрения жанровых признаков; указывать особенности былинных героев.

  1. Сообщение «Онежские былины»

Сообщение дополнительной информации, расширяющей общие представления об истории и культуре России; связь изучаемого материала с историческим и культурным развитием страны.

  1. Сравнительная характеристика образа богатыря Микулы Селяниновича и народного героя Садко.

Составление сравнительной характеристики образов двух персонажей былин; обучение сопоставительному анализу; пересказ фрагментов текста.

  1. Сюжет былины «Садко» в других видах искусства.

  • Знакомство с образом Садко в музыке, живописи, кинематографе; сравнение своих впечатлений с разными интерпретациями образа.
  • Выводы о характере былинных образов; определение идейного содержания изученных произведений; установление актуальности произведений.
  • Дифференцированное задание для самостоятельной подготовки.
  • Технологическая карта урока.
Этап урока Действия учителя Действия ученика УУД
Вводный Вступительное слово. Постановка целей и задач, озвучивание регламента урока. Слушание. Саморегуляция. Психологическая подготовка. регулятив-ные, личностные УУД
Блиц-опрос Проведение фронтального опроса; диагностика усвоения знаний; корректировка. Ответы на вопросы; диагностика знаний и понимания темы; рефлексия. Коммуникативные, познавательные УУД
Сообщение «Онежские былины» Контроль выполнения индивидуального задания; корректирование и дополнение сообщения. Учебное слушание. Озвучивание индивидуального домашнего задания; тренировка риторической грамотности. Коммуникативные, познавательные УУД
Сравнительная характеристика Эвристическая беседа по изучаемому материалу; объяснение формы выполнения; сопровождение выполнения задания. Выполнение сравнительной характеристики образов; поисковая работа с текстом; частичный пересказ. Индивидуально-групповая работа. Коммуникативные, познавательные, регулятивные УУД
Сюжет былины «Садко» в других видах искусства Ознакомление учащихся с интерпретациями былины «Садко» в музыке, живописи и кинематографе; вопросы к обсуждению восприятия и трактовки аудиовизуальных образов. Арт-терапия. Трактовка аудиовизуальных образов, связь их с изучаемым произведением. Саморегуляция. Коммуникативные, познавательные, регулятив-ные, личностные УУД
Подведем итоги Наводящие вопросы к формулированию выводов по теме. Формулирование выводов. Рефлексия регулятив-ные, личностные УУД
Домашнее задание Комментарий к выполнению домашнего задания. Ознакомительное слушание. регулятив-ные, личностные УУД

Конспект урока.

  1. Вступительное слово учителя:

Ребята, на прошлом уроке мы начали разговор об одном из жанров УНТ, о былине, и побеседовали о новгородской былиной «Вольга и Микула Селянинович». Сегодня мы продолжим наше знакомство с этим замечательным жанром, увидим, как историческое развитие страны отразилось в устном творчестве её народа, сравним разные образы былин и подведем итоги, сформулировав общую идею былинных циклов.

Прежде чем приступить к нашей сегодняшней теме, проверим, как хорошо мы усвоили материал на прошлом уроке. Объявляется блиц-опрос. Ответы на вопросы должны быть быстрыми и краткими.

  • Что такое былина? Дайте определение жанра. (Произведение УНТ о русских богатырях и народных героях)
  • Кто является главным героем былины? (Богатырь или народный герой)
  • Кто такой богатырь? (Витязь, защитник Руси, обладающий исключительной физической и духовной силой)
  • В каких княжествах были распространены былины? (Новгородское, Киевское, Московское и др.)
  • Назовите былинных богатырей этих княжеств?(Новгородское: Вольга Святославич, Микула Селянинович; Киевское: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич)
  • Почему былинные герои наделены внешней красотой? О чем это свидетельствует?

(Внешняя красота – отражение внутренней красоты и силы)

  • Чем былина отличается от народной сказки? (Герои былины играют важную историческую роль; в сказке герои отражают абстрактное противостояние добра и зла; сказка носит поучительный и развлекательный характер; былина прославляет героев-богатырей)
  1. Сообщение «Онежские былины»

  1. Русский фольклорист, собиратель и исследователь былин Александр Федорович Гильфердинг справедливо отмечал: «Каждая былина вмещает в себя и наследие предков, и личный вклад певца, но, сверх того, она носит на себе отпечаток местности…»
  2. Сегодня на уроке мы совершим краткое путешествие по следам фольклорной экспедиции Гильфердинга в Олонецкую губернию. И поможет нам в этом… (ученик, заранее получивший задание, выступает с сообщение*)
  3. Пример сообщения.
Читайте также:  Сочинение на тему волонтерство

В середине XIX века в истории собирания русского фольклора произошло знаменательное событие: высланный в 1859 году за политическую деятельность в Петрозаводск П.Н. Рыбников открыл сокровища народного эпоса на Русском севере – в Олонецкой губернии. 

Олонецкая губерния — одна из северных губерний Европейской Росси. Граничит с севера и северо-востока с Архангельской губернией, с юго-востока — с Вологодской, с юга — с Новгородской и С.

-Петербургской, с запада — с Ладожским озером и Великим Княжеством Финляндским. Площадь губернии, по Стрельбицкому, 130719 кв. верст или 2702 кв. км.

По пространству Олонецкая губерния занимает в Европейской России 4 место (после Архангельской, Вологодской и Пермской).

До новейшего времени население Обонежья сохранило богатую народную поэзию, особенно эпическую. В Олонецком крае собраны былины Рыбниковым и Гильфердингом, причитания — Е. В. Барсовым. Из 400 былин киевского цикла — 300 записаны в Олонецкой губернии; былины о Микуле Селяниновиче сохранились только здесь.

В течение нескольких лет Рыбников объехал огромную территорию и записал большое количество былин и других произведений устной народной поэзии. В 1861–1867 годах вышло в свет четырехтомное издание «Песни, собранные П.Н. Рыбниковым».

По следам Рыбникова в апреле 1871 года в Олонецкую губернию отправился ученый-славист Александр Федорович Гильфердинг.

Причиной, побудившей ученого побудившей ученого отправиться в дальнюю экспедицию, были распространившиеся в обществе сомнения в достоверности народного происхождения опубликованных Рыбниковым текстов и искреннее желание исследователя «желание послушать хоть одного» из здешних «замечательных рапсодов».

Гильфердинг писал: «Мне давно хотелось побывать на нашем Севере, чтобы составить себе понятие о его населении, которое до сих пор живет в эпохе первобытной борьбы с невзгодами враждебной природы. В особенности манило меня в Олонецкую губернию желание послушать хоть одного из тех замечательных рапсодов, каких здесь нашел П.Н. Рыбников».

А уже после экспедиции ученый-фольклорист признается: «Народа добрее, честнее и более одаренного природным умом и житейским смыслом я не видывал…» Интересна крестьянская община, отличающаяся от среднерусской, и артель.

Уцелели такие обычаи, как увод невест и еда всем обществом в Ильин день мяса быков и баранов. Много преданий и суеверий. Население живет в больших двухэтажных избах, по большей части зажиточнее и чище, чем в средней России.

«Я, располагающий только двумя месяцами, вовсе не рассчитывал вначале на возможность сколько-нибудь существенно дополнить [сборник Рыбникова], а хотел только удовлетворить личному любопытству, знакомством с некоторыми сказителями.

Между тем счастливый случай скоро заставил меня из туриста превратиться в собирателя», — пишет Гильфердинг. За два месяца он прослушал 70 певцов и записал 318 былин (рукопись составила более 2000 страниц).

Готовя материалы к публикации, Гильфердинг впервые применил метод воспроизведения былин в соответствии с репертуарами сказителей, предпосылая этим собраниям подробные биографические справки.

Работа, проделанная ученым-путешественником, имела колоссальное значение не только для фольклористов, но и для всей русской культуры в целом.

Благодаря работе Гильфердинга состоялось общественное и официальное признание талантов из народной среды, пришло высокое понимание ценности эпического творчества для истории народной художественной культуры, стала общепринятой достоверность и беспристрастность в отборе фактов, было представлено богатство материала, «освещающего многое новым светом, чисто народным».

  1. Сравнительная характеристика образа богатыря Микулы Селяниновича и народного героя Садко.

Среди былин, записанных Гильфердингом, были не только былины о богатырях, но и былины о народных героях, среди которых есть и былина о Садко.

Такие произведения возникают значительно позже былин о богатырях, и связано это с историческим развитием общества и изменениями в укладе жизни людей тех далеких от нас времен.

Что же это за изменения? Попробуем разобраться, проведя сопоставление образов богатыря Микулы Селяниновича и Садко. Наши выводы оформим в виде таблицы.

Вопросы Микула Селянинович Садко
род занятий богатырь (пахарь и воин, защитник) «Богатый гость» (гусляр, купец)
символические предметы, которыми обладает персонаж «кобылка соловая» «сошка кленовая» «гусельки яровчатые» «казна золотая»
личные качества
  • сильный
  • храбрый
  • мудрый
  • справедливый
  • степенный
  • красивый
  1. умелый
  2. хитрый
  3. азартный
  4. богатый
  5. щедрый
  6. вольнолюбивый
испытания назначает сам для других героев; проверяет, достоин ли князь его службы выполняет наказы; проходит испытания характера на прочность, на стойкость духа
Вывод Воплощение народного идеала воина-защитника; идеал традиции Воплощение народного идеала героя-созидателя; идеал новаторства

(Работая с таблицей, нужно задавать ученикам наводящие вопросы и просить подтверждать свои выводы цитатами из текста либо кратким пересказом)

  1. Сюжет былины «Садко» в других видах искусства.

Сюжет былины о Садко вдохновил композиторов, художников, а в ХХ веке и кинематографистов на создание замечательных произведений искусства, которые позволят нам расширить и дополнить представления о народном герое.

В 1897 году русский композитор Римский-Корсаков (показать портрет) создает оперу «Садко». Послушаем фрагмент этого произведения.

  • Тема былины Садко 7 класс Тема былины Садко 7 класс
  • (Прослушивание фрагмента «Океан-море синее»)
  • Вопросы к обсуждению:

Как вы думаете, что изображает музыкальный фрагмент? Найдите соответствующую цитату в тексте. Какую роль в былине играет природа: море-океан, Ильмень-озеро?

Немногим ранее, в 1876 году, русский художник И.Репин пишет красивую и, по его собственным словам, самую фантастическую из своих картин «Садко на дне морском».

Тема былины Садко 7 класс

Перескажите эпизод былины, по которому создана картина. Подумайте, почему Репин выбрал именно этот фрагмент сюжета. В чем смысл выбора Садко? Как это отражено в картине?

В 1952 году режиссер Александр Птушко, известный своими экранизациями фольклорных эпических произведений, ставит фильм-сказку «Садко». Посмотрим фрагмент этой картины.

(Просмотр фрагмента «Садко на пиру»)

Тема былины Садко 7 класс

Какой эпизод былины изображен? Чем эпизод в фильме отличается от эпизода в былине? Таким ли вы представляли Садко? Удачен ли созданный актером образ? Какие черты характера воплощены в кинокартине?

Учащимся предлагается дополнить и записать вывод к уроку:

«Былина – жанр (чего?)…, воплотивший в себе идеал (кого?)… и (кого?)… Главный герой былины – (кто?)… (витязь, воин, защитник), и народный герой ((какой именно?)…). Былина – это рупор народного самосознания, кладезь (чего?)… и (чего?)…, передаваемых (как?)…»

Ответы: УНТ, защитника и творца; богатырь; путешественник, искатель, предприимчивый купец и т.п.; мудрости и духовных ценностей; из поколения в поколение.

С. 35 задания к былине «Илья-Муромец и Соловей-Разбойник»

** Для выполнения задания ученику нужно заранее выдать план сообщения и список источников, а также предварительно проверить выполнение задания. Во время озвучивания сообщения можно воспользоваться слайдами презентации. В этом случае в сообщение должны быть включены цитаты из предисловия к книге «Онежские былины».

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/mietodichieskaia_razrabotka_uroka_po_litieraturie_v_7_klassie_tiema_unt_bylina_o

«Садко» краткое содержание! Краткий пересказ былины (7 класс)

Русский народ сочинил красивый рассказ о простом музыканте по имени Садко. Будучи простым гусляром, неожиданно для себя он разбогател. Это привело к тому, что гордыня поселилась в его сердце.

С произведением, которое часто называют сказкой, дети обычно знакомятся в 7 классе.

Прочитав содержание «Садко», ученики с лёгкостью выполняют задания учителей: находят главную мысль, характеризуют персонажей.

Основные герои былины

В произведении представлены 3 главных героя. Вот их описание:

  • Садко – разбогатевший гусляр, который отправился в странствие, пережил множество приключений, но вернулся домой невредимым.
  • Морской царь – владыка подводного мира, любитель музыки. Благодаря ему Садко удалось разбогатеть.
  • Микола Можайский – святой человек, подсказавший гусляру, как вернуться в Новгород, а не остаться у Морского царя навсегда.

Для заполнения читательского дневника не обязательно пересказывать былину «Садко» кратко, достаточно перечислить персонажей.

Пересказ сюжета

В старину в Новгороде был талантливый музыкант по имени Садко. Он был беден и не имел ничего, кроме гуслей. Инструмент в его руках издавал волшебные звуки, и гусляра часто звали на пиршества, где он играл на радость гостям. Пока Садко был молод, он не сидел без дела, а без его яровчатых гуслей не обходилось ни одно застолье.

Но со временем мастер начал замечать, что его уже не зовут на пиршества. Так прошло некоторое время, и богатырь окончательно закручинился. Ему стало обидно за свой талант.

Взял Садко гусли, пошёл на берег озера, сел на берегу и стал играть. На озёрной глади поднялись волны, но богатырь не обратил на это внимания. Отведя душу, он собрался домой. Через несколько дней история повторилась.

Садко сидел на белом камне и играл на гуслях, а вода в озере в то время волновалась.

Пришёл богатырь на берег в третий раз, водная гладь вдруг раздвинулась, и перед гусляром возник повелитель моря. Он заявил, что за своё мастерство Садко может просить всё, что пожелает.

Сговорились они на том, что царь поможет гусляру поймать рыбу с золотыми плавниками. На пиру, куда пригласили гусляра, он рассказал было захмелевшим купцам, что знает о чуде, которое водится в Ильмень-озере. Собеседники лишь рассмеялись над ним, но богатырь предложил им заключить пари. Если купцы проиграют, они должны будут отдать ему свои лавки с товаром. Богачи согласились.

Трижды закидывал Садко невод, и каждый раз в нём оказывалась золотая рыбка. Торговцы поняли, что победа не на их стороне, и каждый отдал музыканту положенное количество товара. Торговля у гусляра пошла бойко, и вскоре он разбогател, выстроил огромный дом и дивно его обставил.

Когда строительство было окончено, музыкант позвал на пиршество именитых торговцев Новгорода. Гости вдоволь наелись, напились и начали хвастаться. Один хвалился удалью, другой – богатством, третий – знатными родственниками, а четвёртый гордился тем, что у него самая красивая жена. Садко молча слушал, и становилось ему горько на душе.

Купцы стали спрашивать, почему он не желает хвалиться. Гусляр ответил, что его превосходство и так очевидно, поэтому нет нужды рассказывать о нём. Чтобы продемонстрировать своё богатство, он заявил, что может скупить всё, что продаётся в Новгороде. Договорились о том, что если богатырь не сдержит слово, он должен будет отдать 30 тысяч рублей.

Читайте также:  Сочинение софья в комедии «недоросль» (характеристика и образ) 8 класс

На следующее утро главный герой былины отправил дружинников за товаром и наказал покупать всё, что будет попадаться. К вечеру торговые ряды опустели. На следующий день товара снова было вдоволь, причём вдвое больше.

Садко и дружинники опять покупали всё до тех пор, пока лавки не опустели. На другое утро купцы опять привезли товар, и пошла «така молва», что уже идут нагруженные корабли из заморских стран.

Тогда бывший гусляр понял, что проиграл спор, и ему ничего не оставалось, как отдать купцам 30 тысяч.

Приключение в море

Однажды решает главный герой былины повидать мир. Построил он 30 кораблей и вместе с дружинниками отправился путешествовать, захватив с собой купленные товары.

Добравшись до местности, где правила Золотая Орда, он начал торговать и в результате всё распродал. С полными бочками денег корабли направились обратно в Новгород, но по пути их настиг шторм.

Это кульминационный момент в кратком содержании былины.

Музыкант понял, что Морской царь требует дани, и приказал дружинникам бросить в море бочку серебра. Но стихия не унималась, и тогда в воду полетела бочка с золотом. Это тоже не помогло: корабли не могли даже тронуться с места, а стихия свирепствовала все сильнее.

Герой предложил дружинникам кинуть жребий, чтобы определить, кто должен отправиться на поклон к Морскому царю. Дважды жребий выпал так, что на морское дно придётся опускаться самому купцу.

Он раздал последние указания, завещал имущество жене, братии, церквям и дружинникам.

Попрощавшись с командой, Садко взял гусли и спустился на воду на доске. В тот же миг шторм утих, и корабли начали удаляться. Гусляр уснул на своём плоту, а когда проснулся, обнаружил, что находится под водой — во дворце царя. Морской повелитель укорил богатыря за то, что тот ни разу не заплатил дань и попросил его сыграть на своем знаменитом инструменте.

Тема былины Садко 7 классВ гостях у Морского царя

Развязка истории

Плясовая мелодия была такой весёлой, что владыка моря не выдержал и начал танцевать. От этого на море поднялся сильный шторм.

Несколько дней играл гусляр, и за это время утонуло несметное количество кораблей, а на суше затопило многие города и сёла. Народ стал молиться святому Миколе. Тот внял мольбам и тихо попросил Садко прекратить.

Купец ответил, что не смеет ослушаться царя. Тогда святой подсказал, что нужно порвать струны.

Микола научил гусляра, как поступать, когда царь начнёт предлагать в жёны красавиц. Нужно выбрать Чернавушку, но в первую брачную ночь не сотворять блуда, иначе царь никогда не отпустит его домой. Гусляр послушался наказа. Когда царь показал ему несколько сотен девушек, он выбрал самую неприметную, которая стояла, скромно потупив очи. Это и была Чернавушка.

Тема былины Садко 7 классВыбор невесты

Оказавшись с женой в опочивальне, Садко вспомнил наказ святого и не стал творить блуда.

Наутро гусляр обнаружил себя в родном городе. Там его супруга и дружина поминали Садко, считая его погибшим. Увидев, что гусляр жив, все удивились и обрадовались. Садко выгрузил золото и серебро и по завету святого Миколы построил собор. С тех пор он перестал гордиться и похваляться, и родной город больше не покидал.

Главная мысль былины

Чтобы определить, в чём заключается главная мысль, учащимся не обязательно читать произведение или слушать его онлайн целиком. Для понимания достаточно ознакомиться с пересказом былины. Достаточно уяснить, что речь идёт о непомерной гордости и неблагодарности, а также о смирении. Сначала гусляр забыл добро, которое сделал для него Морской царь, а потом возгордился.

Впоследствии ему пришлось поплатиться за это. Однако судьба дала шанс на спасение. Садко смиренно выполнил то, что наказал ему святой, поэтому спасся и стал ещё богаче.

Эта история о том, что нужно с благодарностью принимать дары судьбы, не забывать о тех, кто сделал добро, и слушать наказы старших.

Ещё одной важной мыслью является то, что богатством и могуществом, особенно тем, которое досталось благодаря стечению обстоятельств, не стоит хвастаться.

Источник: https://ChitaemKratko.ru/kratkoe-soderzhanie/bylina-sadko.html

Былина «Садко» анализ

Былина «Садко» анализ произведения — тема, идея, характеристика

Автор былины «Садко» народ. Однако записываются и передаются былины сказителями. Наиболее полная версия была записана Андреем Сорокиным.

  • Жанр: былина
  • Тема былины «Садко»: рассказ о жизни и приключениях новгородского гусляра Садко, который разбогател и стал купцом.
  • Идея былины «Садко»: прославление мастерства и настойчивости в достижении цели.
  • Главная мысль: любой мастером своего дела и ты многое добьешься.

Главные герои былины «Садко» — Садко, купцы, морской царь, Чернавушка, Николай Можайский

Композиция былины «Садко»

1 часть

  • Экспозиция: жил в Новгороде славный гусляр Садко.
  • Завязка: перестали звать его на так называемые пиры.
  • Развитие событий: пошел гусляр на берег Ильмень-озера, три дня славно играл на гуслях, по совету царя морского заключает пари в заведение с купцами Новгорода, что в Ильмень-озере рыба с золотыми плавниками водится, выиграл заведение Садко, стал купцом новгородским.
  • Кульминация: бьется об заклад в заведение, что выкупит все товары Новгорода.
  • Развязка: три дня выкупал товары, а их опять завозили, поэтому понял, что Новгород богаче него, признал свое поражение.

2 часть

  • Завязка: снаряжает Садко корабли в дальнее плавание.
  • Развитие событий: хорошо торгует в Золотой Орде, на обратном пути царь морской выкуп просит, не золотом, серебром, жемчугом, самого Садко ждет.
  • Кульминация: Садко с гуслями отправляется в океан морей к царю морскому.
  • Развязка: славно играет на гуслях царю морском, и по совету Николая Можайского гусли ломает, на Чернавушке женится, счастливо возвращается в Новгород, строит церкви соборные, обращается к Богу.

Сказочные элементы былины «Садко»

Сказочный зачин: «А когда-то … был Садко …» Магические числа: три дня ждал приглашения, три раза шел к озеру, три рыбы в трех неводах, получил шесть скамеек от шести купцов, три дня скупал товар новгородский, тридцать тысяч проиграл, построил тридцать кораблей, три бочки с добром бросали в море, три раза жребий металли, три группы по триста девушек проходили,

Былина «Садко»показывает устройство древнего быта. Рассказывает о древних городах, о укладе жизни людей того времени, о их обычаях. Народный гусляр — Садко, победил в споре с купцами. Своей игрой на гуслях, он покорил морского царя, но не подался искушению остаться в подводном царстве. Это очень символично.

Садко — гусляр, певец, купец.. в нем воплощаются самые разные и лучшие черты народного характера-благородство, щедрость, широта души. Смело, он пускается в путешествие, чтобы увидеть дальние страны. Но сердце его принадлежит родине — Новгороду.

Источник: https://kratkoe.com/byilina-sadko-analiz/

Урок 6. Былина «Садко»

Разработки уроков (конспекты уроков)

Основное общее образование

УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)

Литература

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Цель урока

1. Приобщение к архетипам и мифологемам народного сознания.
2. Отработка навыков выразительного чтения.

Задачи урока

  • 1. Выразительно читать фрагмент былины.
  • 2. Характеризовать героя былины как воплощение русского национального характера.
  • 3. Объяснять метафорическую природу художественного образа, его обобщающее значение и наличие оценочного значения в словесном образе.
  • 4. Выявлять в тексте разные виды художественных образов (человека, природы, времени года, животного, события, предмета).

Виды деятельности

    Беседа, проверка знаний учащихся, лекция, чтение, рассказывание, заучивание наизусть, иллюстрирование

Ключевые понятия

    Былина, гипербола, героический эпос, постоянный эпитет
№Название этапаМетодический комментарий
1 1. Вводная часть урока Былина «Садко» — одна из самых интересных в русском эпосе. Она более других былин близка к жанру волшебной сказки, школьники читают её с удовольствием. Кроме того, у учителя появляется возможность рассказать о разных временных былинных циклах — киевском и новгородском, обратить внимание на необычность главного героя для жанра былины, отсутствие богатырской силы и главного богатырского призвания — защиты Русской земли. Однако в процессе беседы выявляются такие черты характера Садко, как религиозность, верность Родине, талант гусляра, который не является сверхъестественным даром.
2 2.1. Выразительное чтение былины Ученики выразительно читают отрывки из былины «Садко».
Затем просматривают отрывки из фильма.
3 2.2. Выразительное чтение былины Ученики выразительно читают отрывки из былины «Садко».
Затем просматривают отрывки из фильма.
4 2.3. Выразительное чтение былины Ученики выразительно читают отрывки из былины «Садко».
Затем просматривают отрывки из фильма.
5 3. Закрепление изученного материала/обобщение и систематизация знаний Класс анализирует, обсуждает сказочную историю с «рыбой — золоты перья», спор, который держит Садко с купцами, эпизод с тонущими и плывущими по морю жребиями, ситуацию с испытанием и женитьбой героя.
Учитель демонстрирует слайд-шоу с фрагментами из оперы Н. Римского-Корсакова «Садко».
6 4.1. Итоговое задание Учитель проводит опрос:
1. Понравилась ли вам эта былина? Что отличает её от былины об Илье Муромце? 2. Какие эпизоды привлекли ваше внимание? Расскажите о них.
3. На какие композиционные части делится былина? Как можно озаглавить каждую часть? 4. Каким вы представляете себе Садко? Какими чудесными способностями он обладал?
5. В каких эпизодах проявилось коварство морского царя и хитрость Садко? Почему, вернувшись со дна морского, он построил церковь? 6. В чём сказочность сюжета былины о Садко?
7. Почему мы называем это произведение былиной?
8. Найдите в тексте художественные особенности, характерные для былины.
9. Укажите роль повторов. Используется ли в былине «Садко» приём гиперболы?
7 4.2. Итоговое задание Ребята выполняют два тестовых задания.
8 5.1. Информация о домашнем задании Учитель демонстрирует изображения.
9 5.2. Информация о домашнем задании Учитель демонстрирует изображения. Затем озвучивает домашнее задание.
Домашнее задание:
1. Сделать иллюстрации к былине. 2. Прочитать статью «Героическое сказание» (учебник, ч. 1, с. 24–25) и ответить на вопросы: Что вы узнали о нартах и нартском эпосе?
Что, по-вашему, сближает русские былины и нартские сказания? В чём их различие?

Хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/urok-6-bylina-sadko-2501/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector