Анализ романа «герой нашего времени» лермотова 9 класс

Великий литературный гений М. Ю. Лермонтов известен не только как выдающийся поэт, но и гениальный писатель, создавший множество прозаических произведений.

Одним из величайших произведений автора является его роман, в котором отображены исторические события того времени, психологизм героя, ставшего поистине ярким представителем той эпохи.

Предлагаем краткий анализ произведения по плану, материал которого может пригодиться для работы на уроках литературы в 9 классе, и при подготовке к ЕГЭ.

Анализ романа «Герой нашего времени» Лермотова 9 класс

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Герой нашего времени.

Год написания – 1838 – 1840 гг.

История создания – Интересна сама история создания этого произведения. Когда автор, прочитав «Евгения Онегина» А.С. Пушкина, вдохновившись его идеями, решил написать что-либо подобное, поражающее умы своих современников, Лермонтов создал «Героя нашего времени».

  • Тема – Темой своего романа автор решил взять противоречия души отдельного героя, ищущего смысл жизни.
  • Композиция – Особенности композиции романа состоят в том, что он создан из нескольких повестей, события которых не соблюдены в хронологической последовательности.
  • Жанр – Жанр «Героя нашего времени» можно отнести к психологически – социальному роману, в котором соединены несколько жанров – это и очерк, повесть, рассказ, новелла, объединенные в одно целое.
  • Направление – Романтизм.

Сама история создания «Героя нашего времени» не хранит точной документальной даты, когда этот роман был начат.

Автор долго думал над созданием романа, и работал над ним продолжительное время. Ему хотелось утвердиться на литературном поприще, создав произведение, которое смогло бы удивить его современников. Впечатления, произведенные на писателя от прочтения «Евгения Онегина» Пушкина, придали уверенности в собственных силах, и настроили на творческий лад.

Находясь в ссылке на Кавказе, побывав во многих казачьих станицах, селениях горцев, писатель определил сюжетную линию своего замысла, и начал работу. Созданные части романа публиковались как отдельные произведения, полностью роман вышел в печать в 1840 году, что и стало годом написания.

Название книги автор сделал говорящим – “Герой нашего времени” В образе Григория Печорина Лермонтов хотел показать мысли и чувства того поколения, собрав в нем характеристики молодых людей той эпохи – в этом смысл названия книги! Каждый его современник может быть Печориным!

Основная тема «Героя нашего времени» – лишний человек. Печорин намного умнее и дальновиднее остальных, но в этом его беда. Окружающие его люди, может быть, не так умны и дальновидны, но они живут настоящими чувствами: они любят, страдают, сочувствуют. Печорин считает себя выше всего этого: он холодный, расчетливый и циничный молодой человек, не подвластный эмоциям.

Произведение Лермонтова «Герой нашего времени» было создано в эпоху «безвременья». Социально – политическая подоплека этого романа ясно дает понять, что государство, уничтожившее деятельных и прогрессивных молодых людей, стремящихся к изменению устаревшего уклада жизни, в последующем поколении убило все стремления.

На смену деятельным декабристам, взывающим к светлым идеалам, пришло новое, потерянное поколение, разочаровавшееся в высоких стремлениях в служении родине, и пресыщенное светской жизнью.

Смысл «Героя нашего времени» – это показательное отображение эпохи, предостережение будущему поколению. Это яркий пример того, как можно быть умным, образованным человеком, но потерять себя, суть своего существования.

Проблематика отношений Печорина с обществом раскрывает разные грани его характера, герой вызывает как антипатии, так и симпатии к своей личности, в этом и проявился психологизм всего произведения в целом.

Проводя в «Герое нашего времени» анализ произведения, необходимо разобрать композицию романа. Главная его особенность – хронологическая несогласованность эпизодов.

Части романа следуют не по порядку, действия, которые в них происходят, совершенно непоследовательны. Таким выразительным способом автор выражает основную мысль романа.

Такая неординарная идея автора приводит читателя к выводу, что судьба человека не зависит от окружающих событий и их последовательности, а находится в зависимости лишь от его разума.

Непоследовательное расположение каждой главы приводит к тому, что читатель раскрывает потаенные уголки души Печорина, проникается его сознанием, и глубиной его проблем.

В построении сюжета романа нет экспозиции, как и общей кульминации. Каждая из глав живет собственной жизнью, имея свое строение. В каждой отдельной повести существует своя кульминация, общей является лишь развязка, то есть, смерть главного героя.

Композиция романа очень сложная по своему построению, сочетание разных жанров повествования под одной «шапкой» стали новым шагом в литературном творчестве. Именно такое построение романа, глубокое и постепенное вникание в сущность Печорина, вызвало неподдельный восторг читающей публики.

Критики отметили сходство героев Печорина и Онегина. То, чему учит произведение поэта, остается всегда актуальным – найти смысл жизни и целеустремленно следовать к цели.

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Героя нашего времени».

Романтическое направление присутствует во всех повестях, его жанровое своеобразие, включающее в себя несоответствие хронологии, характеристика героя, данная с разных позиций – все это определяет произведение писателя как социально-психологический роман.

В состав романа вошли повести разных жанров литературы, такие как: путевой очерк, где присутствуют элементы новеллы, и повести в виде дневника, и светская повесть.

Ранее в русской литературе использовался такой метод – создание нескольких повестей, входящих в сборник под авторством одного рассказчика, Лермонтов преобразил и дополнил этот способ, преобразив цикл нескольких повестей в одно общее произведение. Так возник психологический роман.

Средняя оценка: 4.3. Всего получено оценок: 3815.

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/geroy-nashego-vremeni/analiz-proizvedeniya-lermontova.html

Сочинение Анализ романа Герой нашего времени Лермонтова

Лермонтов известен мировой литературе не только как великий поэт, но и выдающийся прозаик, писавший повести и рассказы. Одним из его прозаических произведений является повесть «Герой нашего времени», написанная в период 1838-1840 г.

В повести писателя отображены исторические события той эпохи, психология «романтического героя», действительно ставшим знаковым героем своего времени. Писатель вложил особый смысл в название произведения. В лице Григория Печорина писатель отобразил мысли и чувства молодого поколения, жившего в то нелегкое время, их пресыщенность светской жизнью.

В произведении автора поднята тема лишнего человека, которым стал главный герой. Печорин — умный и образованный человек, он выделяется из общества тем, что намного дальновиднее и прозорливее своих современников, у него развито новое мышление, это человек нового поколения. Он стал циничным и расчетливым, пользуясь своим умом, ему нравится играть чувствами других людей.

Свое произведение писатель создал в эпоху «безвременья», когда жесткая государственная система уничтожила поколение, стремящееся к новому прогрессивному будущему, к изменению уклада старой жизни.

После чего, следующее поколение разочаровалось в стремлении к высоким идеалам служения Отчизне. Появилось пустое, не думающее поколение, холодное и бездушное. Суть сочинения Лермонтова в том, чтобы показать ошибки того поколения грядущим потомкам.

Это документальное отображение целой эпохи, с ее проблемами и ошибками.

В произведении писателя существуют особенности построения композиции: все части идут друг за другом, не соблюдая хронологической последовательности. Такая несогласованность глав произведения помогает читателю глубже понять характер главного героя, освещенный с разных сторон, и в различных ситуациях.

Проблематика отношений главного героя с окружающим обществом полностью раскрывает черты его характера, высвечивая самые потаенные уголки души Печорина.

Если сначала он вызывает у читателя негативное отношение к себе, то мере развития действия повести проявляются и иные стороны его характера, и Печорин где-то становится даже симпатичен.

Повесть Лермонтова, это действительный пример того, как умное и образованное поколение может прийти к бессмысленному существованию, потеряв смысл жизни, потеряв собственное «я». Повесть «Герой нашего времени» учит будущее поколение тому, что постоянно надо искать смысл жизни, и неуклонно двигаться к поставленным целям.

Сочинение 2

Как выглядит роман «Герой нашего времени»? Он не похож на другие произведения, которые доводится читать.

Михаил Юрьевич Лермонтов, будучи хорошо образованным в области литературы и наделенный значительной долей новаторского ума, прибегнул к специфичной форме циклизации повествования.

Чтобы передать образ центрального персонажа, автор не ограничился сухим описанием его портрета и краткой биографией, которая бы объяснила причины его поступков.

Вместо этого Печорин представлен читателю сначала глазами сторонних наблюдателей. Одним из них стал близкий друг, несколько лет проживший с Печориным под одной крышей, старый сослуживец.

Второй оказался совершенно посторонним человеком, увидевший Печорина, уже известного ему по рассказам, «свежим взглядом». Помимо этого, еще в предисловии к роману сам автор дает собственную оценку Печорину.

Лермонтов не высказывает осуждения, даже приводит какие-то оправдания для ужасных поступков своего главного героя. Но весь роман шаг за шагом раскрывает, наглядно изображает сущего демона в личине человека.

Подобные образы в литературе на тот момент были весьма популярны, многие знаменитые зарубежные и российские писатели уже опубликовали произведения с подобными автопортретами. Львы светского общества, они не понаслышке сталкивались с неразделенной любовью красавиц и обманутым доверием друзей. Дуэли случались повсеместно.

Работая над романом, Лермонтов смешал несколько стилей: психологический, авантюрный, социальный, исповедальный. Произведение состоит из отдельных повестей, новелл, очерков, дневниковых записей.

Хронология событий нарушена, вначале описываются последние события, давая читателю возможность увидеть главного героя в своей конечной форме.

С середины произведения автор возвращается на несколько лет в прошлое, к условному началу, и раскрывает Печорина уже его собственными глазами, анализируя каждое действие и побудившие его к этому действию причины.

Такое пренебрежение хронологией не случайно. Основная цель произведения заключена в раскрытии образа главного героя, а не в последовательном изложении сюжетной линии. Сюжет второстепенен, как декорация в спектакле.

Итак, в первом кусочке романа, предисловии автора, Лермонтов призывает читателя сходу не осуждать главного героя, а сначала попытаться понять его внутренний мир.

Далее Максим Максимыч рассказывает историю из жизни Печорина, участником которой ему довелось стать самому. Он не скрывает, что в целом относится к своему сослуживцу тепло и с симпатией. И несмотря на то, что Печорин оказался виновником смерти молодой женщины и ее отца, старый вояка относится к нему все еще с сочувствием.

В следующем отрывке попутчик Максима Максимыча стал очевидцем их встречи. Максим Максимыч после долгой разлуки надеялся на теплую встречу с Печориным, но неожиданно для себя понял, что для Печорина их встреча менее желанна. На самом деле, Печорин не испытывал дружеской привязанности ни к кому, с кем бы ни сводила его судьба.

Для него прожитые вместе с Максимом Максимычем года – всего лишь эпизод в насыщенной событиями жизни. После их расставания Печорин продолжил свой путь, в то время как его бывший товарищ испытал глубокое потрясение. Случайный попутчик, который и описал их встречу, отметил внутреннюю надломленность, возникшую после этой встречи в облике старого солдата.

Так старый друг оказался еще одной жертвой «Героя нашего времени».

В следующей части произведения, «Тамань», описываются события, произошедшие до истории с Бэлой. Тут в роли автора повествования выступает сам Печорин.

Его краткосрочное пребывание в Тамани и мимолетное увлечение юной красавицей вновь принесли несчастье окружающим – та самая красавица и ее возлюбленный вынуждены покинуть привычное место и пуститься в скитания, а слепой мальчик оказался один на пустом берегу, лишенный друзей и постоянного заработка.

«Княжна Мэри» написана в виде дневника. В новое увлечение Печорина вмешивается его собственное прошлое. Печорин играючи влюбляет в себя юную красавицу Мэри, от его руки в дуэли погибает юнкер Грушницкий. Встреча с Верой, бывшей возлюбленной Печорина, пробуждает в нем прежнее чувство.

Кажется, в ней заключен смысл того, что он так долго искал на протяжении жизни. Он готов все бросить, начать жизнь с чистого листа вместе с Верой. Но Вера уже замужем за другим, и вместе с мужем она покидает город. Печорин тщетно пытается догнать ее. Теперь он сам стал жертвой рока.

Читайте также:  Сочинение женские образы в произведении обломов гончарова

Он обречен жить, не зная счастья, и причинять страдания окружающим.

В заключительной части, «Фаталист», краски сгущаются настольно, что Печорин кажется воплощением дьявола. Сохранив внешнюю привлекательность, он будто получил сверхъестественные силы. По его слову жизнь человека оказывается предрешенной.

Кто-то считает Печорина человеком, который не сумел найти себе место в жизни. Кто-то считает его обычным молодым дворянином, каких множество. Лермонтов категорично рассуждает, у людей, подобных Печорину, изначально не может быть места в мире. О гибели самого Печорина вскользь упоминается в середине произведения. Осталось неизвестным, где и как это произошло, его смерть просто неважна.

Анализ Герой нашего времени

Произведение Лермонтова, ан мой взгляд, является во многом бравадой и отражение собственных взглядов писателя.

Без лишнего стеснения Лермонтов называет книгу о человеке, который по многим биографическим параметрам похож на него самого – Герой нашего времени.

При этом сам герой оказывается в действительности за пределами времени, Печорин для своего времени – лишний человек, он не совсем этому времени нужен.

Наверное, не следовало бы отрицать возможность Лермонтова к саморефлексии, если бы эпизоды произведения не отражали столь существенно детали из биографии самого автора. К примеру, как известно, Лермонтов тоже однажды подобно Печорину стрелял вверх на дуэли.

Несет ли этот эпизод смысловую нагрузку в самом произведении? Не особенно, по большей части мы видим дополнение к портрету героя, но не особенно нужное. Печорин – пацифист, фаталист – не понятно и в самом итоге.

Безусловно, он искатель, но искатель, который в итоге ничего не смог отыскать.

Произведение обрывается без какого-либо существенного вывода, даже эпизод с сербом и казаком ничего не привносит, мы только видим, как Печорин реагирует на ситуацию и потом не может понять быть ли ему фаталистом. При этом он довольно явно видит перед собой признаки в глазах Вулича и его предчувствие не обманывает его.

Тем не менее, автор сводит возможность зрелого рассуждения к банальной речи Максима Максимовича о возможностях осечек и подобном. Такой диалог явно примитивизирует все повествование и завершает роман чем-то наподобие «есть много на свете друг Гораций..».

Конечно, есть многое на свете, есть дуэли и есть человеческие отношения. Только вот, когда мы рассматриваем книгу Герой нашего времени, то хотелось бы получить более-менее отрефлексированное понимание этого самого героя. Да и вообще фигуру именно героя, а не типичного представителя.

Для Лермонтова, а точнее Печорина бытие героем заключается именно в типичности его поведения. Да он не такой как остальные, но в силу обстоятельств, по сути, он просто вспыльчивый офицер, который от скуки и бравады начинает развлекать себя вмешательством в судьбы людей.

Превосходит ли себя или обстоятельства Печорин в героическом подвиге? На мой взгляд, — не превосходит. Даже наоборот.

Вариант 4

«Герой нашего времени», первый в русской прозе лирико-психологический роман. Многие исследователи творчества Лермонтова и его современники видели в главном герое Печорине самого автора.

Главный герой романа прапорщик Печорин, пытается разгадать смысл жизни, в то же время его тяготит скука земного существования, тем самым бесцельно проживает он свои годы. Тут выступает феномен лишнего человека в русской литературе.

Феномен этот характерный для произведений русских писателей середины XIX века. Как правило, это человек значительных способностей, который не может реализовать свои способности в жизни.

К типичным чертам лишнего человека относятся: душевная усталость, глубокий скептицизм, общественная пассивность и т. д.

Возможно, Лермонтов писал своё произведение под впечатлением от другого романа эпохи, «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. Там тоже описан молодой человек, дворянин, разочарованный жизнью. Героя Лермонтова можно отнести к байроническому герою эпохи романтизма.

Этот тип героя описан лордом Байроном в его «Паломничестве Чайльд Гарольда». Герой такого типа производят неизгладимое впечатление на окружающих, он умён и в то же время загадочны (замкнуты) и харизматичны. Такие герои вступают в конфликт с обществом, ставя себя выше его.

В таких людях присутствует «тёмная сторона» души. У Печорина так же есть эта сторона и за частую, она берёт вверх. Отчасти Лермонтовым воплощён некий демонизм главного героя. В полной мере это свойство воплощается в лермонтовском «Демоне».

Когда однажды Лермонтова спросили, кого он изобразил в «Демоне», тот ответил, «Самого себя!».

Всё навивает на Печорина скуку, он общается с людьми, ходит на балы, стреляется на дуэлях, но всё это для того, что бы развлечь себя от повседневности.

Любовь для него так же предмет для развлечения и самоутверждения над другими, показать Грушницкому своё доминирование. С Грушницким они были в прошлом друзьями. Это так же показывает пренебрежительное отношение Печорина и к дружбе.

История любовного треугольника, Печорин Мери Грушницкий заканчивается трагично, дуэлью и смертью Грушницкого.

В то же время Печорин мечется в поисках смысла жизни и сталкивается с непониманием общества.

По мнению писателя Владимира Набокова, герой Печорина как и сам Лермонтов это Гамлет и Дон Жуан в одном лице который «не в ладах и с раем, и с адом, и с богами, и с людьми».

Суть роман «Герой нашего времени», отображение молодого светского офицера «николаевской эпохи» и нравов общества. Само общество противоречиво, погрязло в интригах и сплетнях, единственное, что выделяет Печорина из этого социума это поиск истины. Он презирает его, но в то же время играет по правилам этого общества.

← Княгиня Лиговская в романе Герой нашего времени
← Главные герои романа Герой нашего времени↑ ЛермонтовАлена Дмитриевна в поэме Песня про царя Ивана Васильевича →
Кирибеевич в поэме Песня про царя Ивана Васильевича →

Анализ романа «Герой нашего времени» Лермотова 9 класс

  • Анализ произведения Молох Куприна
    Жанровая направленность произведения представляет собой социально-психологическую повесть, основной тематикой которой является изображение классового конфликта в период становления промышленного прогресса.
  • Анализ и мораль басни Волк и журавль Крылова
    У волка, пожиравшего свою добычу, в горле застряла кость, которая причиняла ему такую сильную боль, что он с воем носился туда, сюда и умолял каждого встречного протянуть ему добрую руку, чтобы облегчить его страдания
  • Анализ поэмы Кому на Руси жить хорошо Некрасова 10 класс
    Спустя два года после выхода указа об отмене крепостного права Н. А. Некрасов создает поэму «Кому на Руси жить хорошо». Произведение является центральным в творчестве писателя.
  • Сочинение О чем мечтают герои комедии Ревизор Гоголя 8 класс
    В комедии «Ревизор» Николай Васильевич Гоголь, изображает очень много персонажей и каждый из них мечтает о своем. Хочет сделать свою жизнь лучше. И все ждут, когда уже уедет ревизор чтобы реализовать
  • Герои поэмы Медный всадник Пушкина (характеристика)
    Одним из великих классиков русской литературы является Александр Сергеевич Пушкин. Этот выдающийся писатель за свою жизнь написал множество произведений, которые считаются бестселлерами мировой литературы

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/lermontov/roman-geroj-nashego-vremeni

Анализ романа «Герой нашего времени» Лермотова 9 класс

История: «Герой нашего времени» М. Лермонтова – первый русский лирико-психологический роман, созданный в 1838—1840 годах.

Вдохновленный Пушкиным, юный Лермонтов задумал создать произведение, в котором бы описывалась жизнь его современника – молодого человека дворянского происхождения. По задумке автора, герой должен был олицетворять всю противоречивость своего времени, даже фамилия у него с отсылкой на пушкинского Онегина – Печорин (в основе обеих лежат реки – Онега и Печора).

  • Сначала предполагалось создание серии записок, но позже Лермонтов решил связать все истории в один роман.
  • Жанр: психологический роман.
  • Каждая из частей романа имеет свою жанровою особенность: «Бела» и «Тамань» напоминают приключенческие новеллы, «Максим Максимович» — дорожные очерки, «Княжна Мэри» — психологическую повесть, а «Фаталист» — философскую притчу.
  • Герои: Григорий Печорин – молодой дворянин, личность неординарная и глубоко несчастная; Максим Максимыч – простой и добрый старый офицер; Бэла – красавица-черкешенка, в нее влюбляется Печорин; Грушницкий – простодушный приятель Печорина, который погибает от его руки; княжна Мэри – богатая девушка, чувствами которой играет герой; Вера – бывшая возлюбленная Печорина; доктор Вернер – приятель главного героя.

Сюжет. События в романе разворачиваются не в хронологической последовательности.

Сначала рассказывается история о том, как однажды Печорин украл красавицу-черкешенку Бэлу. Девушка влюбляется в своего похитителя, но это не приносит ей счастья. Далее, в части «Максим Максимович», говорится о том, что Печорин скончался по дороге в Персию, но оставил после себя свой личный журнал. Последующие части произведения – страницы дневника самого Печорина.

«Тамань» – это рассказ о контрабандистах, свидетелем чьих действий стал Печорин.

Повесть «Княжна Мэри» чем-то напоминает «Евгения Онегина»: Мэри влюбляется в мужчину, который кажется ей идеалом, и получает отказ, а Печорин убивает на дуэли своего друга Грушницкого.

«Фаталист» – последняя, самая мистическая часть романа, в которой главному герою необыкновенным образом удается избежать смерти.

Главная мысль: в своем романе М. Лермонтов показал судьбу целого поколения через призму жизни одного человека. Мы видим поиск героем смысла жизни, моменты его роста и падений на фоне событий 30-х годов 19 века. Печорин – собирательный образ представителей своего поколения, поколения вечных искателей, к которому принадлежал и сам Лермонтов.

Вариант №2

Михаил Юрьевич Лермонтов принадлежит к числу выдающихся мастеров русского слова. Его стихи, рассказы и романы читаются во многих странах по сей день. Не обошло творчество известного русского поэта и прозаика и школьной программы.

Его роман под названием «Герой нашего времени» пользуется широкой популярностью у современных школьников. Это доказывает, что творение Михаила Юрьевича Вечно и навсегда таким останется.

В данном тексте представлен анализ одного из самых гениальных произведений Михаила Юрьевича Лермонтова.

История создания

Конкретная дата, когда писатель начал работу над будущим романом, не определена, однако хорошо известна история его создания. Как известно, Лермонтов был знатным поклонником Александра Сергеевича Пушкина, который в свое время создал роман в стихах «Евгений Онегин».

Вдохновившись данным произведением, Лермонтов хотел создать нечто подобное, дабы поразить критиков. Если быть внимательным, то можно обнаружит в романе Лермонтова отсылки к пушкинскому произведению. Главного героя зовут Григорий Печорин. Свою фамилию он, вероятно, получил, как и Онегин от названия русской реки.

Произведение было опубликовано в 1840 году.

Жанр произведения определяется как социально-психологический роман, так как он сочетает несколько тем. Это позволяет удержать интерес читателя. Также можно сказать, что роман сочетает в себе очерк, рассказ, повесть. Произведение складывается из нескольких цельных частей.

Герои романа представлены как разнообразные личности. Совершенно. Каждый из них отражает определенную позицию и доносит мысль автора, или же опровергает ее. Главный герой – это Григорий Печорин. Он является ярким отражением всего поколения, идеи которого подавила власть.

Потому-то он не сможет отыскать свое место в обществе. Герой представлен человеком эгоистичным и потому в некоторой степени жестоким. Лермонтов описывает Печорина так, что у читателя невольно возникает к нему чувство жалости и сожаления его судьбе.

Бэла, Вернер, Максим Максимыч, Азамат, Казбич и другие героя также отлично высказывают дух времени Михаила Лермонтова.

Сюжет разворачивается вокруг Печорина и тех событий, причиной которых данный персонаж является. На долю Печорина выпало не мало приключений, с каждым из которых нельзя сказать, что он отлично справляется.

Главная мысль произведения связана с политикой. Автор доносит нам мысль, что пресс власти сильно влияет на становление личности в отрицательную сторону.

Читайте также:  Почему нужно заниматься спортом - сочинение-рассуждение

`

Популярные сочинения

  • Сочинения о природе
    Я живу в замечательной стране, которая богата красивейшей природой. Каждое время года украшает природу особенными красками, которые восхищают и вдохновляют.
  • Сочинение по сказке Конек-горбунок Ершова
    Главным героем в сказке является Иван-дурак, служащий царю. Царь был очень привередливый, он не думал о своем государстве, а также жестоко относился к своим подчиненным.
  • Анализ произведения Смерть чиновника Чехова
    Чехов А.П. мастер юмористических рассказов. По объему они не большие, но очень интересные и поучительные. Он высмеивает бюрократизм и людей, которые являются жертвами системы.

Источник: https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/lermontov/analiz-romana-geroj-nashego-vremeni

Анализ романа «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов) | Литрекон

Самый Зелёный · 30.04.2019

Личность и творчество М. Ю. Лермонтова стали знаковыми для всей русской литературы. Вклад поэта не только в русскую, но во всю мировую культуру трудно переоценить. Многие смело ставят его в один ряд с легендарным А. С. Пушкиным. «Герой нашего времени» Лермонтова считается образцовым произведением литературы первой половины девятнадцатого века, открывшим новую творческую нишу для писателей.

История создания

История романа покрыта тайной. До сих пор неизвестно, что именно вдохновило Лермонтова на создание книги. Однако доподлинно известно, что у многих персонажей и ситуаций в произведении имели свои реальные прототипы:

  • Так, Лермонтову самому пришлось испытать то, что произошло сего героем в главе «Тамань».
  • Образ доктора Вернера был вдохновлён доктором Н. В. Майером, имевшим дружбу с сосланными на Кавказ декабристами.
  • А юнкер Грушницкий стал отражением никого иного, как Николая Мартынова, которому было суждено стать убийцей Лермонтова.

Замысел «Героя нашего времени» во многом перекликается с «Евгением Онегиным» Пушкина.

Даже фамилию главного героя Лермонтов выбрал по подобию пушкинского героя — Онегин от названия реки «Онега», а Печорин от названия реки «Печора».

Так, задумка Лермонтова продолжает творческие поиски Пушкина. Перед нами новая версия Онегина — более циничный и глубокий лишний человек, раскрытый со всех сторон.

Направление, жанр, композиция

Несмотря на наличие некоторых романтических черт, вроде южной экзотики и яркого индивида, противопоставляемого остальному обществу, «Герой нашего времени» принято относить к направлению реализма.

Лермонтов стремится к натуральному изображению всех аспектов жизни, а персонажи полностью соответствуют окружающей среде и живут по соответствующим ей закономерностям.

Черты романтизма и реализма в романе «Герой нашего времени» кратко обозначены тут.

«Герой нашего времени» стал первым лирико-психологическим романом в русской литературе. Поэт сочетает глубокий психологизм с чёткой сюжетной канвой и активными действиями персонажа.

При работе над романом писатель использовал нелинейную композицию. События в романе расположены не в хронологическом порядке, а в соответствии с авторской задумкой раскрытия образа главного героя. Смысл расположения глав, хронология и особенности композиции отражены в кратком сочинении.

Смысл названия

Многие литературоведы выдвигали различные теории происхождения названия. Краеугольный камень всех дискуссий заключается в отношении самого Лермонтова к своему персонажу. 

  1. Одни полагают, что слово «герой» подразумевается в своём прямом значении, и главный герой, для Лермонтова, является настоящим образцом для подражания в дворянском обществе девятнадцатого века. В подтверждение этой теории Многомудрый Литрекон написал эссе, где доказал ее состоятельность.
  2. Другие высказывают мысли о том, что слово «герой» используется в значении литературного персонажа, что подчёркивает типичность происходящего в романе.

Суть

В предисловии лирический герой автора, путешествуя по Кавказу, встречается со старым офицером Максимом Максимовичем. В разговоре офицер вспоминает о том, как он служил вместе с молодым дворянином Григорием Печориным, и том, как тот стал причиной несчастья знатной грузинской семьи.

Чуть позже лирический герой и Максим Максимович встречаются с самим Печориным, который уезжает в путешествие на Восток.

Потом мы узнаём о смерти Печорина, и том, что его дневник попал в руки героя лирического героя.

В последующих главах раскрывается внутренний конфликт Печорина. Поднимаются проблемы его одиночества и его потребности в вечном антагонизме. Если в начале романа Печорин воспринимается как бездушное чудовище, ближе к концу образ героя становится более неоднозначным и человечным. Вот подробное краткое содержание романа по главам для более глубокого погружения в сюжет.

Главные герои и их характеристика

Кратко о системе образов и каждом значимом персонаже Многомудрый Литрекон написал в эссе.

  1. Григорий Печорин — молодой дворянин и офицер. Красив внешне, но опустошён внутренне. Не имеет перед собой никакой цели. Не видит смысла в своей жизни. Он циничен, эгоистичен, высокомерен, но при этом умен, по-своему благороден и даже способен на любовь. На протяжении всего романа пытается заполнить пустоту внутри себя, принося окружающим одни лишь страдания. Умирает, так и не найдя себя. Образ Печорина раскрыт в этом сочинении.
  2. Мери — молодая княжна. Образованная светская красавица, еще сохранившая естественность и живость манер. Наивно поддаётся чарам окружающих мужчин. Становится жертвой жестокого эксперимента Печорина, который разбил ей сердце.
  3. Бэла — красивая и гордая грузинская княжна. Была похищена Печориным. Поддалась на его манипуляции и влюбилась в него. После того, как Печорин охладел к ней, замкнулась в себе, грустила, а потом стала жертвой мести горца Казбича её семье. Подробнее о женских образах Многомудрый Литрекон написал здесь.
  4. Грушницкий — молодой юнкер. Выполняет роль кривого зеркала Григория. Пытается подать себя таким же отверженным жизнью страдальцем, как и Печорин, вызывая у того раздражение. На деле же прагматичен, мелочен и подл. Проигрывает схватку за сердце Мери и погибает на дуэли от руки Григория.
  5. Вернер — пожилой доктор. Двойник Печорина. Циничен и умён, но в то же время сострадателен и человечен. Так же, как и главный герой, презирает человеческое общество, но чувствует себя неспособным противостоять ему, что становится причиной их взаимного отдаления. Вот сочинение на эту тему, посвященное двойникам «Героя нашего времени».
  6. Вера — давняя любовь Печорина. Духовно богатая личность. Несмотря на уже второе замужество, любит только Григория, прекрасно осознавая, какие страдание он ей принёс. В конце концов, она также оставляет Печорина, повергая его в отчаяние.
  7. Максим Максимович — дослужившийся до офицера простой крестьянин. Опытный военный. Исполнителен и трудолюбив. Обладает высокой нравственностью. Осуждает поведение Печорина, но не может не испытывать симпатии к нему.

Темы

Тематика романа «Герой нашего времени» весьма богата различными вопросами, которыми мы задаемся довольно часто.

  • Любовь в романе Лермонтова приносит одни несчастья. Печорин пытается искренне полюбить, но только лишь вредит окружающим и себе. Любовь сделала несчастной Веру. Она же разбила сердце Мери и разрушила жизнь Бэлы. Любовь — не благо, а труднейшее испытание.
  • Дружба. Скептически Лермонтов относится и к такому понятию, как дружба. Максим Максимыч считал себя другом Печорина, но так и не смог понять его. Тёплые отношения с Вернером также были разрушены. По мнению Лермонтова, человек всегда одинок в этом мире.
  • Судьба. Лермонтов верит в то, что все предопределено. Печорин обречён прожить несчастную жизнь, страдая и заставляя страдать других. Однако Лермонтов призывает не смиряться с судьбой, а бороться с ней, ведь именно это и делает человека человеком.
  • Пейзаж. Окружающая природа очень важна для повествования. Она отражает развитие отношений между персонажами и показывает нам внутренний мир героя. Подробнее (с примерами из текста) пейзаж и его роль в романе «Герой нашего времени» раскрываются в мини-сочинении.
  • Кавказ. Кавказ предстаёт перед нами экзотическим и прекрасным краем с цветущей первобытной природой, населённым благородными дикарями со своими особенными традициями.

Проблемы

Проблематика романа тоже заслуживает отдельного внимания:

  1. Общество. Лермонтов осуждает легкомысленное и лицемерное дворянское общество, которое порождает таких людей, как Печорин или Грушницкий. От него исходят все остальные проблемы и пороки, упомянутые в произведении «Герой нашего времени». Сам Печорин в исповеди княжне говорит, что он стал эгоистом и циником лишь потому, что ступал на тропу, навязанную окружением. В нем видели того, кем он ни был, и он стал им, удовлетворяя спрос.
  2. Лишние люди. Лермонтов поднимает проблему молодого поколения дворянского общества. Поэт видел, как эти лишённые забот и уставшие от жизни люди могут стать страшной проблемой для страны в будущем. Они только слоняются по гостиным и проживают деньги, нажитые крестьянским трудом. Такие граждане не способствовали процветанию страны, а губили ее. Кроме того, автор затронул личный аспект общественной проблемы: какого самому «лишнему человеку» осознавать свою неприкаянность? В этом и заключается смысл трагедии Печорина, и о ней Многомудрый Литрекон подробно написал в кратком сочинении. 

Основная идея

Лермонтов показал непростую судьбу «лишнего» человека, указав на болезнь, которая разъедала дворянское общество девятнадцатого века. Он метко подметил симптомы и признаки диагноза, и смысл его романа состоит именно в диагностике и изучении общественного феномена — инфантильного, циничного и надломленного поколения после декабристов.

Главная мысль автора состоит в том, что герой нашего времени — следствие политических и социальных проблем, которые многие люди предпочитали замалчивать.

Так, бессмысленность жизни молодого и богатого дворянина объясняется лишь одним обстоятельством — он не видит достойного применения для своих сил.

Он умен и видит, что за стоящую инициативу (декабристское восстание) государство отвечает дворянам каторгой, поэтому разочаровывается в своей роли опоры государства и прожигает жизнь впустую.

Он не нужен своей стране, безнадежно далек от других сословий и подсознательно винит себя в удручающем неравенстве между трудовым народом и аристократией. Михаил Юрьевич Лермонтов, будучи оппозиционером, винил свое поколение в инфантильности и обличал разъедающий душу цинизм. В укор ему и себе (как его части) он изобразил трагический путь Печорина.

Вывод

Чему учит роман «Герой нашего времени»? Наверное, тому, что жизнь несправедлива и жестока. Человек ничтожен, слаб и может лишь повиноваться судьбе. Однако в то же время Лермонтов призывает нас продолжать жить и пытаться бороться с несправедливостью жизни, несмотря даже на то, что борьба эта обречена на поражение.

Мораль Лермонтова свойственна романтическому мировоззрению: бунт не имеет практического смысла, но он красив и приближает нас к идеалу. Этого достаточно, чтобы, подобно Печорину, играть с судьбой.

Но более приземленному читателю будут понятнее и ближе нравственные уроки произведения: необходимость труда и моральных основ в жизни человека. Праздность и леность развращают нас, и, какими бы умными мы ни были, все дарование пропадет зря, если его не применять. Также нельзя жить только ради себя, ведь такое существование действительно не имеет смысла и проходит напрасно. 

Критика

Разумеется, критики не могли обойти стороной это произведение. Так, именно Белинский сформировал ныне господствующий взгляд на роман. Он выделил особенности книги «Герой нашего времени» — дуализм натуры Печорина, подчеркнув его рефлексирующую и глубокую натуру, которая, однако творит зло, страдая от этого.

«…Вот книга, которой суждено никогда не стариться, потому что при самом рождении ее она была вспрыснута живою водою поэзии! Эта старая книга всегда будет нова…»

Кое-кто из читателей и писателей ставил прозаическое мастерство Лермонтова выше его стихотворных заслуг, подчеркнув своеобразие его «поэтической» прозы:

«…Я прочел Лермонтова «Героя нашего времени» в связи и нахожу в нем большое достоинство. Живо помню слова Ваши, что Лермонтов-прозаик будет выше Лермонтова-стихотворца…» (из письма С. Т. Аксакова к Н. В. Гоголю, 1840 г.)

«…Никто еще не писал у нас такою правильною, прекрасною и благоуханною прозою. Тут видно больше углубленья в действительность жизни — готовился будущий великий живописец русского быта…»   (Н. В. Гоголь «Выбранные места из переписки с друзьями», 1846 г.) 

«…Может быть, я и не прав, но лермонтовская «Тамань» и пушкинская «Капитанская дочка», не говоря уж о прозе других поэтов, прямо доказывают тесное родство сочного русского стиха с изящной прозой…» (Письмо А. П. Чехова к Я. П. Полонскому от 18 января 1888 г.)

Читайте также:  Сочинение снежная королева по литературе

Не остался в стороне даже император Николай I, который увидел в романе человеконенавистнический посыл и резко осудил его, назвав автора испорченным человеком. Хотя, образ Максима Максимыча император оценил очень высоко, посчитав именно его главным героем романа.

Некоторые рецензенты и вовсе опровергли причастность Печорина к русским и заявили, что его проблема для России чужда. Впрочем, так говорили и о «Ревизоре», и об «Истории одного города»…

«Где причина того, что Печорин переживает томительную скуку и непомерную грусть духа, где  причина его апатии?… в западном воспитании, чуждом чувству веры.

…Печорин не герой нашего времени… если явления, подобные Печорину, типичны для Западной Европы и выражены в произведениях Гете и Байрона, то в России этой болезни нет.

Печорин только герой фантазии Лермонтова, в нем нет ничего русского…» (С. П. Шевырев, журнал «Москвитянин», 1841, № 2. «О герое нашего времени»)

И.А. Гончаров (автор «Обломова») горячо упрекал Печорина в глупости и дон-жуанстве. В пример ему он ставил Чацкого («Горе от ума»), который был деятельным и активным гражданином, а не «паразитом».

В советской критике к творчеству Лермонтова отнеслись благосклонно, ведь в его романе сквозило недовольство монархическим строем. А.Н. Толстой писал: 

«…Лермонтов-прозаик — это чудо, это то, к чему мы сейчас, через сто лет, должны стремиться, должны изучать лермонтовскую прозу, должны воспринимать ее как истоки великой русской прозаической литературы…

Значение романа «Герой нашего времени» лучше всего подчеркнул А. Чехов. По воспоминаниям И. Бунина, он говорил, что можно было написать одну главу «Тамань» и умереть, ведь для литературы и так сделано очень много. Он очень высоко ценил прозу Лермонтова и восхищался ею.

Михаил Щепин

Источник: https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/geroj-nashego-vremeni-lermontov/

«Герой нашего времени», анализ романа Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов известен широкому читателю как автор пронзительных стихов об одиночестве. Ему же принадлежит идея «странной любви» к Родине, ставшая традицией поэзии второй половины XIX века. Однако творчество поэта значительно шире: он прекрасный драматург, а вершиной его прозы считается роман «Герой нашего времени».

Сначала Михаил Юрьевич дал своему творению название «Один из героев начала века». Многие современники усматривали в этом варианте полемику с романом французского писателя Альфреда Мюссе «Исповедь сына века», вызвавшего много шума в окололитературных кругах.

Но для русского писателя предметом изображения стало не типичное «дитя века», страдающее его болезнью, а личность, наделенная героическими чертами и вступающая в неравную борьбу со своим веком. Эта борьба принимает трагический характер, а слово «герой» в таком контексте звучит абсолютно без иронии.

Окончательная формулировка названия романа — «Герой нашего времени» — содержит уже иронический оттенок, падающий, однако, не на слово «герой», а на слово «нашего», ставя акцент не на герое, а на всей эпохе.

Сам автор в «Предисловии» дал следующее толкование своему названию: «… это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».

Если учесть, что параллельно с романом Лермонтов написал свою знаменитую «Думу», в которой признавался, что печально глядит на свое поколение, так как «его грядущее иль пусто, иль темно», то становится понятно, что в романе воссоздан герой, воплотивший характерные черты сознания людей «эпохи безвременья» — поколения 30-х годов XIX века.

Это исключительная сила воли, но бесцельность жизненных поисков, аналитический ум, незаурядные способности, но отсутствие элементарного человеческого сострадания.

Таким образом, Лермонтов создал философский роман, поднимающий проблему истинного смысла человеческого существования, противостояния судьбе, року сильной личности, проблему обыкновенной судьбы и незаурядного дарования.

Чтобы лучше раскрыть характер главного героя, автор использовал необычную композицию: события, отраженные в романе, расположены не в хронологическом порядке. Зато такое построение позволяет читателю знакомиться с главным героем Григорием Александровичем Печориным постепенно.

Первым о нем сообщает старый служака, штабс-капитан Максим Максимыч. Это добрый, но весьма недалекий человек, поэтому единственное, что он отмечает в Печорине, — его странность. Дескать, то целый день на охоте в дождь, холод — и ничего, а чуть ветер пахнет, и он якобы простудился. То может один на один на кабана ходить, а иной раз от скрипа ставень вздрогнет.

Именно Максим Максимыч в первой главе романа «Бэла» и сообщает рассказчику об истории Бэлы — дочери местного князя, которую Печорин полюбил, но невольно стал причиной ее гибели.

И хотя молодой офицер был потрясен случившимся, находился возле постели Бэлы до самой ее смерти, Максим Максимыч уверен, что виноват сам Печорин, от скуки затеявший историю с похищением Бэлы.

При этом штабс-капитан не отличается душевной чуткостью и при встрече с молодым человеком сразу же напоминает о трагических событиях, разбередив душевную рану героя и обидевшись впоследствии на его холодное обращение.

В главе «Максим Максимыч» сам рассказчик получает возможность составить личное представление об этом герое и делает вывод, что это весьма противоречивая натура. Загадку героя он попытается раскрыть, заполучив записки, которые Максим Максимыч отдает своему попутчику в состоянии сильного душевного расстройства после встречи с Печориным.

Далее рассказчик поясняет, что недавно узнал о смерти автора этих записок, поэтому посчитал возможным опубликовать все эти записки, оказавшиеся дневником Григория Александровича.

Под названием «Журнал Печорина» рассказчик публикует их после смерти героя, чтобы все-таки разобраться в загадке Печорина.

Именно дневниковые записи и воссоздают те условия, в которых существовала мятущаяся натура молодого человека.

Русская литература, пожалуй, впервые в своей истории продемонстрировала такое беспощадное обнажение героем своей души. Позже психологи назовут это саморефлексией. Герой представил не просто самоанализ — это беспощадный приговор себе. Ведь все отношения с людьми, которые складывались у Печорина, были своеобразным экспериментом, заканчивающимся, как правило, для них плачевно.

Попытка развеять скуку любовью к Бэле обернулась гибелью девушки. В главе «Княжна Мери» круг героев значительно расширяется. Появляются своеобразные «двойники» Печорина — поручик Грушницкий (позже убитый на дуэли Печориным) и доктор Вернер.

Более того, оказавшись в «водяном обществе», Печорин не может разобраться в своих чувствах к двум женщинам — Вере и княжне Мери.

Если к первой герой испытывает вновь вспыхнувшую любовь, то Мери становится жертвой его мужского самолюбия: желая доказать самому себе свою мужскую неотразимость, он добивается любви Мери и теряет друга, совершив, по сути убийство (ведь что есть дуэль, как не легализованное убийство?).

В главе «Тамань» Печорин из любопытства становится свидетелем тайной жизни контрабандистов, невольно разрушив ее и причинив горе слепому мальчику, для которого, возможно, незаконный промысел был хоть каким-то средством к существованию. Он задает риторический вопрос: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов?».

Вместо ответа сравнивает себя с камнем, брошенным в источник, который не только встревожил спокойствие, но и сам едва не пошел ко дну. Словом, сам герой понимает, что все, кто вольно или невольно сталкивается с ним, оказываются в неприятной ситуации, а Печорин есть источник всех несчастий, отчего сам страдает, но не в силах что-либо изменить.

Самой символической становится последняя глава с говорящим названием «Фаталист». Неверие в собственное предопределение все-таки делает Печорина слепым орудием в руках судьбы: он предрекает смерть Вуличу, увидев на его лице некий знак. Когда же он сам бросает вызов судьбе, ощущает лишь горькое разочарование.

Таким образом, роман «Герой нашего времени» создает новый тип героя, свободного от предрассудков, отрицающего идею фатализма, но не умеющего созидать, любить, совершать благородные поступки.

Поэтому Лермонтов подчеркнул в характере героя его силу, непокорность жизненным обстоятельствам, но при этом страдание от того, что он не понял своего истинного предназначения и обрек себя на одиночество.

  • «Герой нашего времени», краткое содержание по главам романа Лермонтова
  • Образ Печорина в романе Лермонтова «Герой нашего времени»
  • Образ Бэлы в романе Лермонтова «Герой нашего времени»
  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Тучи», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Демон», анализ поэмы Лермонтова
  • «Бородино», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Утес», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Листок», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Дума», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Три пальмы», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Нищий», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Молитва (В минуту трудную…)», анализ стихотворения Лермонтова
  • По произведению: «Герой нашего времени»
  • По писателю: Лермонтов Михаил Юрьевич

Источник: https://goldlit.ru/lermontov/565-geroi-nashego-vremeni-analiz

Анализ романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова

  • Бэла
  • Максим Максимыч
  • Тамань
  • Княжна Мэри
  • Фаталист

Роман «Герой нашего времени» создавался М.Ю. Лермонтовым с 1838 по 1840 г. Исследователи определили жанр как психологический роман, так как центром изображения произведения становится личность главного героя Григория Александровича Печорина, его внутренний мир.

Бэла

Произведение состоит из пяти глав, которые могут быть прочитаны как самостоятельные произведения. Для более полного раскрытия образа главного героя Лермонтов использует довольно сложную композицию, в которой намеренно нарушает порядок событий.

Так в первой главе романа «Бэла» представлена история любви молодой черкешенки Бэлы и Печорина. История рассказана штабс-капитаном Максим Максимычем.

Мы видим главного героя глазами пятидесятилетнего мужчины, который неспособен понять всех сложностей характера Печорина, объяснить причины его странного проведения, следствием которого становится трагическая гибель девушки.

Максим Максимыч

Следующая глава «Максим Максимыч» представляет нам героя глазами путешествующего офицера – автора-рассказчика, близкого к герою по возрасту и социальному положению. Автор видит в нем типичного современного человека, каких встречал часто. Он заинтересовывается Печориным, и его писательское любопытство побуждает его к более глубокому знакомству.

Автор описывает здесь внешность молодого дворянина, которая не менее противоречива, чем его характер. Даже светлые волосы его сочетаются с черными усами и бровями. Походка небрежна и ленива, молодое свиду лицо при более глубоком рассмотрении оказывается исполненным морщин, при этом в улыбке его есть что-то детское.

Здесь мы видим Печорина равнодушным, апатичным, циничным. Возможно, сам того не желая он обижает старого доброго друга Максим Максимыча, который в сердцах отдает путешествующему офицеру все личные записки, дневники героя.

Тамань

В предисловии к третьей главе «Тамань» рассказчик сообщает о смерти Печорина, заранее подготавливая читателя к его гибели, к предназначению смерти целого поколения, не нашедшего применения своим силам и возможностям.

В «Тамани» герой своего времени становится причиной разрушения привычного строя жизни «честных» контрабандистов. Забавная игра для него становится угасшей надеждой на более-менее нормальную жизнь для слепого мальчика и юной девушки «ундины».

Княжна Мэри

В главе «Княжна Мэри» герой сам рассказывает о своих приключениях. Он встречает здесь свою давнюю любовь княгиню Веру, ради встреч с ней влюбляется в себя наивную княжну Мэри. Из-за глупости ссорится со своим приятелем Грушницким и без сомнений убивает его на дуэли.

Фаталист

В «Фаталисте» мы видим, что Печорин не боится смерти, более того, он готов поскорее умереть: сам кидается в хижину с пьяным казаком, вооруженным острой шашкой. Этот же казак спустя некоторое время убивает Вулича, которому Печорин накануне предсказал смерть.

Основной конфликт романа можно определить как столкновение героя с обществом и самим собой. Мы видим, что все действия Печорина становятся причиной несчастья окружающих. Я думаю, что на примере образа главного героя Лермонтов показывает судьбу своего поколения, обречённого на бесславную гибель.

Сочинения по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Источник: https://spadilo.ru/analiz-romana-geroj-nashego-vremeni-m-yu-lermontova/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector