Сочинение по стихотворению лермонтова утес (6 класс)

М.Ю. Лермонтов был тонкой душевной натурой. Он был способен на много в своей жизни. Огромные способности и талантами он обладал именно в литературе. Все свои мысли и размышление он записывал на бумаге.

Элегию « Утес» М.Ю. Лермонтов издал в 1841г. Это произведение относиться к последним его творениям. Оно было написано не за долго до кончины автора. Как известно жизнь лирика закончилась очень трагично и печально, на дуэли.

Критики предполагают, что поэт чувствовал приход своей внезапной смерти. Именно в последних произведениях ощущаются его переживания и странные необычные думы, что ранее ему было не свойственно.

Да и смысл этого произведения говорит об этом.

Лирик описывал осознанно всех героев этого произведения.

Он рассказывает о своем одиночестве в этом огромном многоликом мире, сравнивает человека с утесом, а тучку золотую – несерьезным мимолетным знакомством, которое оставит отпечаток в его жизни, но это не к чему его не обязывает. Все произведение пронято глубокой тоской и печалью, каким-то непониманием. Автор как будто сопоставляет себя утесу, который печален, сиротлив, стар и уязвим.

В основе произведения лежит параллелизм между природой и человеческой жизнью, олицетворение утёса, тучки. Главный его герой – это утес великан. Он силен, велик и могуч, но совсем не страшен, вед элегия пронизана необыкновенной добротой и радостью, чувствуется необычная ясная и настоящая чистая отрада. Этот стих маленький он состоит из двух строф, которые состоят из четырех строчек.

Вчитавшись в произведение, понимаешь, что в нем два эпических героя. Это утес – великан и тучка золотая. Эти два героя показывают двух людей с разными сущностями. Тучка золотая – это несерьезный ветреный легкомысленный человек, который воспринимает в жизни все просто, легко и беззаботно.

Он радостен и не переживает о трудной жизни, его не чего не беспокоит и не за что не держится, так как у него нет не каких значимым жизненных ценностей. Утес – великан это противоположность тучке. Его нрав совсем другой.

Утес — это человек, который внешне очень сильный, смелый и могущественный, но внутри – он слаб, так как умет предано беззаветно любить и надеяться, что есть на свете добро. Этот герой верит в доброту, в моральные ценности нашего огромного мира, где многие прекратили верить во все это по настоящему.

Поэт показывает по-разному этих двух героев, которые скрываются под тучкой и великаном. Он как будто нарочно сравнивает их в своей элегии.

Это произведение мне очень понравилось. После его прочтения в моем сердце остался отпечаток грусти и печали. И когда я его перечитываю, возникает необъяснимое желание полететь к этому утесу и пожалеть его.

Анализ стихотворения Утес Лермонтова

Когда стихотворение «Утёс» появилось на свет, поэту оставалось всего ничего до трагической смерти. Он её предчувствовал, и более того – он искал её. Затевал ссоры с сослуживцами, надеясь, что кто-то вызовет его на дуэль и пристрелит. Как мы знаем, Лермонтову удалось добиться своего.

Но за свою короткую жизнь – поэт умер в 26 лет – ему удалось сделать хоть и немного, но след в литературе был оставлен. Много стихотворений и роман «Герой нашего времени» — портрет социопата, не имеющий аналогов в русской литературе XIX века. Лермонтова любят, им восхищаются.

Но потом возвращаются к своим обыденным делам. Заработать на хлеб насущный, обеспечить семью, поболтать с друзьями на отвлечённые темы, покричать на жену (или и с ней мило побеседовать). Не все люди способны на духовную жизнь, но эту способность можно развить.

Иногда духовное всё же касается зачерствевшей от быта души. Переночует там и уйдёт, а в душе останется след, и ей захочется ещё. Такое бывает. Это одна из трактовок стихотворения «Утёс», которое, как мы знаем, было написано поэтом почти перед смертью.

Но в стихотворении нет ничего мрачного или трагического. Да, в нём печаль, но не та, которая бывает перед смертью. Это печаль по уходу чего-то светлого и радующего душу, каким является духовное в жизни человека.

Сама зарисовка простая. Тучка золотая переночевала на груди утёса, а потом, с рассветом, умчалась в другие дали, весело играя лазурью. Но она оставила влажный след в морщине утёса. Утёс стоит, глубоко задумавшись, и тихо плачет – вода стекает.

Другая трактовка стихотворения – красавица побыла у пожилого и состоятельного человека, а потом ушла по своим делам. Красавице и в других местах хорошо, а вот мужчине без неё тяжко, и он плачет, потому что его впервые коснулась женская ласка.

Всё облечено во всё, и в природных явлениях можно найти немало метафор жизни. Так же и здесь: одна простая зарисовка может быть интерпретирована по-разному, и каждое объяснение верно.

Пробуждение духовной жизни, ночёвка красавицы у обделённого любовью человека или выход на природу, после которого снова хочется туда, и жалеешь, что живёшь в надоевшем мегаполисе – всё это одинаково подходит к стихотворению «Утёс».

Вариант №3

Михаил Лермонтов всегда любил описывать природу, ее явления, а самое главное обитателей, будь то прекрасные деревья или же, высокие горы и реки. Незадолго до своего ухода из жизни автор пишет интересное и наполненное житейским смыслом произведение, которому дает название «Утес».

Несмотря на то, что автор находился в душевном терзании, он даже чувствовал свою смерть, данное стихотворение не несет в своем замысле мысли о гибели. В момент написания писатель был на Кавказе. Его впечатлила местная красота, перед ним открылось великолепие всей местной природы.

Лермонтов слишком трепетно относился к теме природы, все природные явления и предметы словно оживали в стихотворениях, они будто могли переживать и чувствовать.

Свое стихотворение Лермонтов пропитал духом романтики, но он не сделал его оптимистичным. Главная тема произведения раскрывает только одиночество главного персонажа, которым здесь представлен утес. Скорее всего, писатель ассоциирует себя именно с ним.

Он такой же одинокий и чужой не только для окружающего мира, но и для жизни в целом. В таком небольшом стихотворении писатель смог тонко и чувственно передать прелесть южной природы. Весь рассказ пропитан душевными сильными переживаниями, в которые положен философский смысл.

Здесь будто бы идет сравнение духовных и материальных ценностей жизни.

Утес для автора это описание чего-то обыденного и мирского. Тучка же в свою очередь, олицетворяет что-то неземное. Союз этих двух героев такой случайный и недолгий. Тучка со временем покинет утес, отравится дальше в путешествие, а утес будет ждать ее на прежнем месте в тишине и одиночестве.

Лермонтов показывает, что люди перестали думать о своей душе, их больше интересуют другие насущные проблемы. Писатель хочет сказать, что обрести гармонию в жизни можно лишь объединив это.

Он показывает, что тучка — это человеческая душа, которая призвана путешествовать без вреда для себя, а утес, словно тело — без своей души обречен на вечные муки и страдания.  

Тучка беззаботна и легка, утес же напротив, стар и морщинист. Именно таким описанием писатель приходит к мысли, что духовный и материальный мир достаточно отличаются друг от друга. Человек одинокий по своей природе, но чтобы чему-то научиться, он должен отказаться от беззаботного и безрассудного образа жизни в пользу размеренности и благоразумия.

Таким образом, Лермонтов описывает проблему в отношениях между людьми. Они как утес и тучка, так близки, но в тоже время, такие разные. Писатель словно показал свой внутренний мир, через который стремился постичь внутреннюю гармонию. Он так хотел научиться жить в гармонии с окружающим миром и самим собой.

Природа, по его мнению, была живой, могла чувствовать и испытывать благородство, о чем давно забыли люди.

6 класс, по плану краткое содержание. В 5 предложений кратко

Сочинение по стихотворению Лермонтова Утес (6 класс)

  • Анализ стихотворения Тютчев Весенние воды 5 класс по плану
    Тютчев был гениальным поэтом и писателем. Одно из его произведений было написано в 1830 году. В это время он был в Германии. Его стихотворение написано о пробуждении весны. Первый снег давным-давно сошел с полей,
  • Анализ стихотворения Некрасова Дедушка
    «Дедушка» Некрасова — одно из лучших стихотворений в творчестве писателя. Оно рассказывает о дружбе внука и деда, относящихся к разным поколениям, молодому и пожилому. Маленький мальчик Саша с нетерпением ждет
  • Анализ стихотворения Фета Рыбка
    Афанасий Фет легендарный русский писатель, его творчество словно солнечный луч, пронзающий всю отечественную литературу. Стихотворения Фета всегда отличались звонкостью, мелодичностью и легким восприятием, эти определения найдут себя в любых
  • Анализ стихотворения Есенина Небесный барабанщик
    Никто не знает точно, когда написано это стихотворение, но предположительно в 1918 или в 1919 году. В стихотворении описывается дух революции. Есенин в начале поддерживал перемены в государстве, но потом когда увидел перемены
  • Анализ стихотворения Апухтина Опять весна
    Творчество Апухтина А.Н. критики-литературоведы называют искусством для искусства. Поэт в своих произведениях не касался общественных тем, много стихов посвящено творчеству как самоцели, любви, самопознанию. Лирика Апухтина А.Н. объединяет черты

Источник: https://analiz-stihov.ru/lermontov/utes-6-klass

Анализ стихотворения Лермонтова «Утес»

Сочинение по стихотворению Лермонтова Утес (6 класс)

Кто хоть раз ездил по Крестовому перевалу, а Лермонтов этот путь преодолевал не раз, тот мог своими глазами видеть, как сходятся земля и небо, и тучи касаются горных вершин. Этти кавказские картинки воплотились в этом стихотворении.

Тема и идея произведения

Темой стиха являются взаимоотношения золотой тучки и утеса. Главной мыслью произведения является одиночество.

Это чувство пронизывает все лирическое творчество поэта: «И скучно и грустно», «Белеет парус одинокий», «Листок» — это знаковые произведения, отражавшие душевное состояние поэта, чувствовавшего себя бесконечно одиноким. Стихотворение «Утес» — одно из них.

Читайте также:  Сочинение на тему земля

Стихотворение построено на противопоставлениях. Легкая и беззаботная, подвижная тучка и старый утес, который веками стоит на месте и не сдвигается. В нем противопоставляются:

  • молодость – старости;
  • веселье, радость – грусти.
  • обреченность – беззаботности.

В стихотворении просматриваются взаимоотношения мужчины и женщины. Тучка олицетворяет юную, беззаботную барышню, утес – это опытный умудренный жизнью мужчина, приголубивший ветреную красавицу, успел привыкнуть к ней, но она упорхнула, оставив в душе печальный след и слезу в морщине его лица.

Композиция и построение стиха

Стихотворение, состоящее из двух четверостиший и композиционно состоит из двух частей. Первая часть посвящена золотой тучке, и она настраивает читателя на беззаботную радость. Вторая часть повествует об утесе. К хорошему легко и быстро привыкаешь, и когда тучка покинула утес, боль одиночества стала ощущаться еще больнее и острее. Читатель ощущает тоску утеса, горечь его одиночества.

Все произведение изложено пятистопным хореем. Этот стихотворный размер формирует ощущение легкости. Рифмовка стиха – кольцевая, с женскими рифмами.

Средства художественной выразительности

Жанр произведения определяет средства художественной выразительности. Это стихотворение написано в жанре философской лирики, но в нем присутствуют элементы пейзажности и олицетворения. Под тучкой и утесом подразумеваются взаимоотношения мужчины и женщины.

В четверостишии, посвященном утесу, автор применил аллитерацию. Неоднократное повторение согласного «О» в словах одиноко, он, стоит, глубоко, тихонько, отражает вой тоскующего существа.

В этом произведении были применены следующие лексические средства:

  • эпитеты – золотая (тучка), вероятно, блестевшая в лучах восходящего солнца. Влажный след (может быть, ветреная красавица всплакнула, оставляя своего покровителя), старый (утес);
  • метафоры — грудь (утеса), весело играя, морщина;
  • Олицетворения – ночевала, умчалась, весело играя, задумался, плачет.

В заключение анализа стихотворения «Ночевала тучка золотая…» необходимо добавить, что оно было напечатано в «Отечественных записках» два года спустя после гибели поэта. Несколько позднее «Утес» стал романсом. Его положили на музыку А.Г. Рубинштейн (1849), А.С. Даргомыжский (1856), Н.А. Римский-Корсаков (1866), С.В. Рахманинов (1894), М.А. Балакирев (1910).

Источник: https://LermontovM.ru/stihi/filosofskie-stihi/analiz-stihotvoreniya-lermontova-utes

Мечта о душевной гармонии (по стихотворению м. ю. лермонтова «утес»)

  • 6 класс
  • Сочинения по русской литературе
  • МЕЧТА О ДУШЕВНОЙ ГАРМОНИИ

(по стихотворению М. Ю. Лермонтова «Утес»)

1 вариант

Стихотворения М. Ю. Лермонтова, замечательного русского поэта, необычны и самобытны. Они будоражат сердца читателей яркими, часто трагическими персонажами, живостью языка, глубоким смыслом.

Стихотворение «Утес» проникнуто бесконечной тоской и одиночеством. Главный его герой — утес-великан, олицетворение живого человека. Автор наделяет его вполне человеческими качествами и чертами — способностью думать, переживать, плакать.

Испещренное морщинами чело утёса говорит о том, что он уже очень стар. Но самое трагичное в том, что в бескрайней бесплодной пустыне он стоит один-одинешенек, не имея друзей, не зная счастья общения и дружбы.

Только заночевавшая «на груди утеса-великана» тучка отвлекает его от печальных раздумий.

Я думаю, что утес отчаянно завидует маленькой «золотой» путешественнице. Ведь она не привязана к одному месту, может заглядывать в каждый уголок земли, любоваться ее красотой, получать новые впечатления, играть с ветром. Тучка вольна и свободна, а великану остается одиноко стоять, глубоко задумавшись, и лить горькие слезы.

Мне кажется, что утес устал от векового молчания и непонимания, и главное, о чем он мечтает, — душевная гармония. Если бы этот старик сумел прийти к согласию с самим собой, слиться с окружающей природой, он перестал бы чувствовать себя несчастным и одиноким.

2 вариант

М. Ю. Лермонтов — известный русский поэт. Его жизнь была короткой и яркой, как вспышка молнии, — он не дожил и до двадцати семи лет, но годы его жизни были наполнены взлетами вдохновения и горечью разочарований.

Чувство мучительного одиночества, которое испытывал Лермонтов, нашло воплощение в своеобразных пейзажных зарисовках, в которых чувствуется затаенная боль поэта. Современники Лермонтова воспринимали его творчество как выражение своих дум и чаяний, в его стихотворениях — отношение к окружающей действительности, внутренний мир поэта.

Лермонтов говорит о невозможности соединения любящих сердец, в его стихах возникает образ одинокого утеса, от которого утром умчалась «тучка золотая».

В стихотворении «Утес» маленькая светлая тучка на короткое время скрашивает одиночество огромного утеса:

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана…

Но любознательной тучке хочется чего-то нового и неизвестного, она не может спокойно усидеть на одном месте и поэтому

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя…

Былая гармония нарушена, утес не может забыть того замечательного времени, когда ему так хорошо было вместе с тучкой:

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса…

До боли грустно утесу, не хватает ему ночного короткого общения с тучкой, еще печальнее ему представляется его одинокое существование:

…Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

Лирическому герою Лермонтова мучительно горько осознавать свое одиночество, он мечтает о трудно достижимой душевной гармонии. Казалось бы, он все для этого сделал, но он думает и пытается понять, где были совершены ошибки. Лирический герой — это сам поэт, также ищущий смысл жизни и духовное единство с окружающим миром.

Автор чувствует себя одиноким в окружающем мире: утес стоит «одиноко», «тихонько плачет».

Утес в огромном безграничном море чувствует себя словно «в пустыне» — так Лермонтов воплощает в своем стихотворении чувство заточенности, которое он испытывает при мысли о гнете, царящем в стране.

Но Лермонтов не обреченно и безысходно переносит заточение, у поэта чувствуется ненасытная жажда борьбы и страстный порыв к свободе: тучка «в путь … умчалась рано», «по лазури весело играя».

Лирический герой Лермонтова, как и сам поэт, не бездеятелен, он все-таки стремится к обретению душевной гармонии. Пусть это нелегко, дорога дальняя и трудная, но герой не отчаивается.



Источник: https://scribble.su/work/zolotaya/110.html

«Утес» Лермонтова — анализ стихотворения

Тучка проводила ночь на большом утесе. Ранним утром она оставила место своего ночлега и улетела прочь. По дороге она весело играла в небесной лазури. Но тучка оставила после себя влажный след на утесе. Он отпечатался в морщине великана. Утес остался один. Он не имел возможности отправиться вслед за тучкой. Утес глубоко задумался над всем этим. А потом тихо плакал в пустыне.

История создания

Произведение «Утес» было создано М. Ю. Лермонтовым в апреле 1841 г. Впервые опубликовано стихотворение было уже после трагической смерти поэта в журнале «Отечественные записки» (1843 г.).

Для позднего периода творчества Лермонтова характерно обострение чувства неприятия окружающей действительности.

Непосредственным подовом для этого стало резкое стихотворение поэта на смерть Пушкина и последующая за ним ссылка на Кавказ. Против неслыханной дерзости ополчилось практически все высшее общество.

Твердую гражданскую позицию Лермонтова поддерживал лишь ограниченный круг близких друзей.

Первая ссылка продолжалась всего лишь несколько месяцев. Лермонтов вернулся в Петербург, вдохновленный массой новых впечатлений. Окунувшись в шумную светскую жизнь, поэт смог ненадолго отвлечься от своих печальных размышлений.

В начале 1840 г. состоялась дуэль Лермонтова с французским послом Эрнестом де Барантом. Поединок закончился примирением, но о нем стало известно властям. Наказание было несправедливым: французу посоветовали срочно уехать из России, а Лермонтова вновь сослали на Кавказ, только на этот раз на самый «горячий» участок.

Непокорный поэт принимал участие в боевых действиях, проявляя доблесть и мужество. Командование неоднократно представляло Лермонтова к наградам, но император собственноручно вычеркивал его имя из списка. Естественно, этот факт тяжело воспринимался поэтом.

Зимой 1840-1841 гг. Лермонтов, получив двухмесячный отпуск, в последний раз посетил Петербург. Он хотел выйти в отставку и полностью посвятить свою жизнь литературной деятельности. Однако отставка не была принята. Весной Лермонтов отправляется обратно на Кавказ и пишет в пути стихотворение «Утес».

Жанр произведения

Жанр произведения — пейзажно-философская лирика.

Главная тема — одиночество

Три центральных образа (утес, тучка, пустыня) раскрывают трагическое мировосприятие автора. «Старый утес» олицетворяет собой самого поэта. «Великан» очень одинок.

Его стойкость и несокрушимость оказываются совершенно бесполезными и никому не нужными качествами.

Печальному исполину остается лишь размышлять и оплакивать свою долю посреди безжизненной пустыни, которая символизирует собой равнодушное общество.

Веселая «тучка золотая» — редкая гостья для утеса, позволяющая ему ненадолго отвлечься от своих тяжелый мыслей. Этот образ может быть истолкован двояко.

С одной стороны, тучка символизирует веселую и беззаботную столичную жизнь, с которой Лермонтова «разлучили» уже дважды. Также этот символ может быть связан с какой-либо из любимых Лермонтовых женщин. Поэту не везло в личной жизни.

Все его романы так и не привели к прочному семейному счастью, оставляя лишь «влажный след в морщине».

Размер и композиция

Стихотворение состоит из двух строф: первая посвящена недолгому счастью утеса, вторая — продолжению его вечных страданий. Размер произведения — пятистопный хорей с опоясывающей рифмовкой.

Художественные средства

В основе стихотворения лежит противопоставление, выраженное с помощью эпитетов («тучка золотая» — «старый утес») и олицетворений («умчалась», «играя» — «стоит», «задумался», «плачет»).

Автор проводит прямые параллели между человеком и природой («влажный след в морщине» — слезы, «в пустыне» — в одиночестве).

Основная идея произведения

В «Утесе» отчетливо проявляются пессимистические взгляды Лермонтова последних месяцев жизни. 27-летний поэт находился в состоянии огромного разочарования. Как считали многие современники, он сам искал смерти. Представив себя в образе погруженного в раздумья плачущего утеса, Лермонтов словно бы отрезает для себя пути возвращения к живой действительности.

Источник: https://spadilo.ru/utes-lermontova-analiz-stixotvoreniya/

Анализ стихотворения Лермонтова Утес

Утес – это стихотворение написанное в 1841 году. Это стихотворение написал Михаил Юрьевич Лермонтов. В этом стихотворении мы можем встретить очень много литературного приема олицетворения.

Читайте также:  Анализ произведения обломов (гончаров)

Например: “Золотая тучка”, “Старый утес”. Если заглянуть внутрь стихотворения мы можем узнать, что это стихотворение написано про одинокость. Я представил, что “старый утес” – это старик, которому не хватает внимания, ему очень одиноко. Он был очень высок, но все проходили мимо. Впервые он был рад, что какая-то тучка пролетела или же остановился хотя бы возле утеса.

Под словом “Золотая тучка” подразумевается, какой-нибудь молодой человек, которые всегда на высоте.

Такие слова из стихотворения: “Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко ” Обозначают, что “старый утес” не забыл его. Что этот след ему как бы дорог. Но после ухода ему стала опять же грустно, скучно, одиноко. Здесь показывают схожесть или олицетворяют природу и человечество.

Все действия, переживания, печаль, грусть и абсолютно все эмоции переходят к человеку. Такие строки из стихотворения: “Утром в путь она умчалась рано” показывают наступление грусти, одинокости. Автор ярко подчеркнул такие моменты и смог передать все с природы на человека.

В последних строках:

“Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне”

Автор ясно показывает, что “старый утес” не смог сдержать слезы от такой боли. Если заглянуть или просто представить мы можем увидеть много чего. Скорее всего автор писал о себе, становился “старым утесом” и очень скучал по этому человеку , именно это смогла нам выразить нам все эти переживания.

Можно “золотую тучку” сравнить с легкомысленными людьми, которые большую часть жизни живут и рассчитывают на хорошую сторону.

А вот “старого утеса” скорее всего можно сравнить с мудрым человеком, который большую часть жизни провел в одиночестве и очень хорошо понимает отрицательные качества и чувства человека такие как: грусть, боль, печаль, обида и так далее. Автор затрагивает любую душу, единстве, душевой гармонии.

Стихотворение “утес” написан в двусложном стихотворном размере – пятистопный хореем. Кроме того, в этом стихотворений были затронуты такие литературные приемы как: метафора, эпитеты, ассонанса, аллитерация, и многие другие приемы.

Даже в таких случаях автор смог полностью раскрыть нужную тему и смог передать нам все это. Автор раскрыл свою душу и правда, что не полностью, но все таки мы можем сопереживать с ним в такие дни. Это стихотворение призывает достижению самой высокой точки своей души, внутренней гармонии, умение жить с остальными в хороших отношениях.

Анализ стихотворения Утес Лермонтова

Лермонтов написал произведение под названием очень эпичным “Утес” в 1841 году своей жизни. Это стихотворение было написано за некоторое время до своей гибели. А, как известно, Михаил Лермонтов кончил свою жизнь на дуэли, где трагически погиб.

Критики думают, что возможно, писатель уже как будто бы чувствовал свою смерть, так как именно в этом его стихотворении чувствуются весьма необычные мысли, которые раньше были ему несвойственны. Также, и сам смысл может навести на такое чувство.

Лермонтов писал это произведение очень вдумчиво, хорошо представляя всех тех “персонажей”, которые присутствуют в произведении.

Утес, золотая тучка на небосводе, ночь и утро – все это маленькие, может незначительные мелочи, но которые застелют задуматься читателей. Особенно, главным в произведении является утес-великан.

Он могуч, но никак не грозен, ведь в стихотворении присутствует доброта и какая-то необычная радость, такая светлая и чиста, что читая это маленькое произведение, стоит задуматься и хочется радоваться.

Это произведение очень маленькое, так как оно состоит всего лишь из двух строф, которые состоят из четырех строчек.

В самом произведении, как оказывается, если присмотреться, существуют два эпичных лирических героев. Это тучка, которая как описывается, золотая и такая легкомысленная пр своему существу, а также, утес-великан, который очень могуч и силен. Именно эти два персонаж в произведении показывают немного другую сущность двоих людей.

Тука золотая – это как будто бы легкомысленный человек, который воспринимает все легко и обычно. Он весел и не слишком много думает о тяжелой жизни, и его в жизни этой ничего не держит, так как он не имеет каких-либо очень важных ценностей. Утес-великан же.

Это вообще полная противоположность тучке. Так как его характер полностью отличается от этого человека. Утес – это как будто бы человек, который внешне очень силен, и даже где-то могуч, но внутри – он не так силен, так как он умеет сильно и глубоко любить и верить в добро.

Такой человек добр и верит в какие-то ценности в нашем мире, в который многие перестали верить по-настоящему. Лермонтов в своем произведении по-разному показывает этих двух личностей, которые у него скрыты под тучкой и великаном-утесом.

Лермонтов специально противопоставляет их в своем стихотворении. Но исследователи по своему трактуют это произведении, которое очень красиво, хоть и мало по размеру своему.

6 класс

Анализ стихотворения Утес по плану

Источник: https://studentguide.ru/sochineniya-na-raznye-temy/analiz-stixotvoreniya-lermontova-utes.html

«Утес» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – метафоры, стихотворный размер, лирический герой, эпитеты

Стихотворение “Утес” Михаил Лермонтов написал всего за несколько недель до своей гибели, которую, очевидно, предчувствовал. Краткий анализ “Утес” по плану покажет ученикам 6 класса всю глубину этого небольшого произведения. Он может использоваться на уроке литературы для объяснения материала.

Краткий анализ

  • Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Утёс.
  • История создания – стихотворение было написано поэтом за несколько недель до смерти, в 1841 году, а опубликовано два года спустя.
  • Тема стихотворения – одиночество человека, который живет в огромном мире.
  • Композиция – одночастная линейная.
  • Жанр – пейзажно-философская лирика с элементами олицетворения.
  • Стихотворный размер – пятистопный хорей с опоясывающей рифмой.
  • Эпитеты – “тучка золотая”, “влажный след”, “старый утес”.
  • Олицетворения –“ночевала тучка”, “тучка умчалась”, “утес задумался и плачет”.
  • Метафоры –“грудь утеса”, “по лазури весело играя”, “морщина утеса”.

История создания

Несмотря на то, что стихотворение “Утес” написано всего за несколько недель до трагической дуэли Лермонтова, в 1841 году, в нем нет и намека на предчувствие скорой смерти.

Но история создания произведения все же тесно связана с его гибелью: поэт писал одухотворенные, наполненные романтической грустью строки как раз тогда, когда постоянно искал ссор с сослуживцами.

Он как будто знал, что земная жизнь подходит к концу и хотел сам выбрать того, кто ее прервет.

Напечатал стихотворение журнал “Отечественные записки” – это произошло в 1843 году, то есть спустя два года после смерти его автора.

Тема

Михаил Юрьевич неоднократно поднимал в своей поэзии тему одиночества человека – ей посвящено и стихотворение “Утес”.

Он говорит о том, что лишь на короткий миг можно встретить кого-то или что-то, что вызовет в душе трепет.

Все остальное время человек вынужден проводить в “пустыне”: Лермонтов не случайно использует именно этот образ, ведь в романтической поэзии именно он символизирует глубокое одиночество.

Главная мысль, которую автор вкладывает в это небольшое произведение, заключается в том, что счастье человека всегда мимолетно.

Существует и еще одна трактовка этого произведения: считается, что поэт, используя пейзажные образы, рассказывает о взаимодействии духовного и материального миров.

Так, для души, которую символизирует тучка, тело (то есть утес) является только временным пристанищем. А вот тело без души вечно страдает.

Таким образом в материальном мире гармония достигается только при условии единства духовного и телесного начал.

Композиция

Это стих имеет линейную композицию: лирический герой в нем размышляет о смысле жизни, думая о природном явлении, которое, возможно, ему когда-то приходилось созерцать. Он ищет истинную одухотворенность именно в природе, поскольку люди, по мнению поэта, давно уже не способны на высокие чувства, на искренность и настоящую духовность.

В первой строфе Михаил Юрьевич рисует простую картину: золотая тучка опускается на грудь утеса, чтобы отдохнуть там, а утром снова умчаться в путь. Ее беззаботность подчеркивается тем, что она улетает, играя.

Вторая строфа метафорически выражает мысль, которую Лермонтов хочет донести до читателя: он показывает старый утес, который понял, что значит – быть не одному, но потом лишился этого чувства. Он так потрясен, что это вызывает у него не только глубокую задумчивость, но и настоящие слезы.

Это тем более печально, что тело утеса еще хранит влажный след, который напоминает ему о ночном визите тучки.

Жанр

Стихотворение “Утес” относится к жанру пейзажно-философской лирики: в нем автор рисует пейзаж, но это только первая часть произведения, которую воспринимает читатель. С помощью природных явлений и их взаимодействия Лермонтов показывает людей, а также духовным мир. Созданное им произведение действительно многогранно и несет в себе несколько смыслов.

Для их выражения автор выбирает такой стихотворный размер, как пятистопный хорей. Опоясывающая рифмовка поддерживает законченность мысли в каждой строфе.

Средства выразительности

Несмотря на то, что это достаточно небольшое по объему произведение, автор насыщает его разнообразными тропами, используя:

  • Эпитеты – “тучка золотая”, “влажный след”, “старый утес”.
  • Олицетворения –“ночевала тучка”, “тучка умчалась”, “утес задумался и плачет”.
  • Метафоры –“грудь утеса”, “по лазури весело играя”, “морщина утеса”.

Они не только делают стихотворение выразительным, но и помогают поэту показать свой внутренний мир, рассказать о своих взглядах посредством художественных образов.

Кроме того, Лермонтов использует аллитерацию и ассонанс для того, чтобы сделать “Утес” более плавным по звучанию.Так он показывает важность жизни в гармонии с миром и в ладу с собой, в которой сам всегда стремился, но так и не достиг.

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/analiz-stihotvorenij/38377-ytes-analiz-stihotvoreniia-lermontova-po-plany-kratko-metafory-stihotvornyi-razmer-liricheskii-geroi-epitety.html

Анализ стихотворения "Утёс" | Инфошкола

Стихотворение «Утес» написано Михаилом Лермонтовым в 1841 году, за несколько недель до трагической гибели. Произведение крошечное — всего два коротких четверостишия. Но в нём — и прекрасный южный пейзаж, и глубокий жизненный смысл.

Читайте также:  Чтение литературного произведения - труд или отдых? - сочинение (11 класс)

На первый взгляд может показаться, что стихотворение «Утес» — просто пейзажная зарисовка. Но поэт, конечно же, рассказал читателю не о бездушной старой скале, а о чувствах одинокого человека. В основе произведения заложена красивая метафора. Она задана сразу и является организующей для всего стихотворения: мысли человека, его чувства скрыты за образами природных явлений.

В стихотворении два лирических героя. Это легкомысленная золотая тучка — метафора беззаботного человека, которого ничто и нигде не держит. И утёс-великан, который внешне силён и могуч, но душа которого способна искренне любить и глубоко страдать.

Исследователи творчества Лермонтова по- разному трактуют содержание этого стихотворения.

Одни утверждают, что произведение написано о духовном и материальном началах нашей жизни. Истинная гармония мира основана на объединении этих двух начал. Душа без тела, по мнению автора, может великолепно существовать и, как тучка, которая « утром В путь умчалась рано», не испытывает страданий, расставаясь с телом.

Тело же без души обречено если не на гибель, то на вечные муки. Оно подобно утёсу, который « одиноко стоит, задумался глубоко и тихонько плачет в пустыне».

Эпитеты, которые выбрал автор для главных героев, подчеркивают контраст между миром духовным и материальным. Лёгкую и невесомую тучку поэт назвал золотой. Утес же предстаёт перед читателями старым, морщинистым и уставшим от жизни .

Всё стихотворение построено на этом приёме контраста и противопоставления: ночь — утро; статика утёса — движения тучки; весёлость — грусть; утёс- великан — маленькая тучка.

Есть литературоведы, которые считают, что стихотворение « Утёс» посвящено не единству двух начал, а человеческим взаимоотношениям. Тучка золотая — ветреная красавица, полная жизни, сил, молодости, радости.

А утёс — умудрённый опытом пожилой человек, у которого все прелести жизни давно остались в прошлом. Их случайное знакомство приятно, но красавица не захотела остаться со своим новым знакомым — упорхнула, предпочла его обществу компанию подружек. И пожилой мужчина отчётливо ощущает своё одиночество.

Не исключено, что в образе старого утёса Михаил Лермонтов изобразил самого себя. Несмотря на молодость, в душе он ощущал себя глубоким стариком.

Поэту оставалось лишь смириться со своей участью и признать, что он обречён на вечное одиночество и непонимание. Беззаботность тучки передана словами, обозначающими быстрые действия (умчалась, весело играя) и упоминанием небесной лазури, которая в сознании человека всегда связана с радостью, душевной лёгкостью и спокойствием.

Случайная гостья оставила след в душе утёса-великана — вызвала тяжелые мысли. Главный мотив стихотворения «Утес» — мотив одиночества — передан на синтаксическом уровне: поэт разбил предложения по строфам так, что слово одиноко оказалось логически выделенным.

Мотив одиночества воплощается также с помощью приёма олицетворения: аллегорические образы утёса и тучки служат выражению глубокой философской мысли автора. Но при всём том, что Лермонтов метафорически изобразил одинокого человека, не имеющего того, о ком он мог бы заботиться и кому он был бы дорог, в стихотворении вовсе не чувствуется безнадёжности.

Оно наполнено романтикой и одухотворённостью, которыми автор нередко наделял живую природу , полагая, что многие люди разучились испытывать высокие и благородные чувства.

Особенности лирики Лермонтова — её глубокий психологизм, умение найти точные слова, выражающие самые тонкие человеческие переживания, эмоциональность, простота, задушевность и музыкальность. Стихотворение «Утёс» написано пятистопным хореем.

Источник: https://info-shkola.ru/analiz-stihotvoreniya-utyos/

Анализ стихотворения Лермонтова "Утес"

М. Ю. Лермонтов — известный русский поэт. Его жизнь была короткой и яркой, как вспышка молнии, — он не дожил и до двадцати семи лет, но годы его жизни были наполнены взлетами вдохновения и горечью разочарований.

Чувство мучительного одиночества, которое испытывал Лермонтов , нашло воплощение в своеобразных пейзажных зарисовках, в которых чувствуется затаенная боль поэта.

Современники Лермонтова воспринимали его творчество как выражение своих дум и чаяний, в его стихотворениях — отношение к окружающей действительности, внутренний мир поэта.

Лермонтов говорит о невозможности соединения любящих сердец, в его стихах возникает образ одинокого утеса, от которого утром умчалась «тучка золотая». В стихотворении «Утес» маленькая светлая тучка на короткое время скрашивает одиночество огромного утеса:

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана…

Но любознательной тучке хочется чего-то нового и неизвестного, она не может спокойно усидеть на одном месте и поэтому:

Утром в путь она умчалась рано.
По лазури весело играя…

Былая гармония нарушена, утес не может забыть того замечательного времени, когда ему так хорошо было вместе с тучкой:

Но остался влажный след в морщине
Старого утеса…

До боли грустно утесу, не хватает ему ночного короткого общения с тучкой, еще печальнее ему представляется его одинокое существование:

…Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

Лирическому герою Лермонтова мучительно горько осознавать свое одиночество, он мечтает о трудно достижимой душевной гармонии. Казалось бы, он все для этого сделал, но он думает и пытается понять, где были совершены ошибки. Лирический герой — это сам поэт, также ищущий смысл жизни и духовное единство с окружающим миром.

Автор чувствует себя одиноким в окружающем мире: утес стоит «одиноко», «тихонько плачет».

Утес в огромном безграничном море чувствует себя словно «в пустыне» — так Лермонтов воплощает в своем стихотворении чувство заточенности, которое он испытывает при мысли о гнете, царящем в стране.

Но Лермонтов не обреченно и безысходно переносит заточение, у поэта чувствуется ненасытная жажда борьбы и страстный порыв к свободе: тучка «в путь…умчалась рано», «по лазури весело играя».

Лирический герой Лермонтова , как и сам поэт, не бездеятелен, он все-таки стремится к обретению душевной гармонии. Пусть это нелегко, дорога дальняя и трудная, но герой не отчаивается.

Источник: http://uchitel-slovesnosti.ru/publ/analiz_stikhotvorenija/lermontov/analiz_stikhotvorenija_lermontova_quot_utes_quot/32-1-0-1859

Анализ стихотворения Лермонтова «Тучи» — сочинения для 6 класса

  1. История создания
  2. Композиционное строение
  3. Образные средства

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Тучи» представляет собой один из шедевров поэтического творчества автора. Анализ стихотворения Лермонтова «Тучи» строится на изучении истории создания этого произведения, его композиционных особенностей, а также образных средств, используемых в тексте.

Стихотворение состоит из трех четверостиший, написанных дактилем с перекрестной рифмовкой (это стихотворный размер нередко встречается в поэзии Лермонтова):

История создания

Стихотворение было написано в 1840 году, в Петербурге, где Лермонтов гостил у друзей перед своим вторым отъездом на Кавказ. Ожидание скорой дороги и изучение сумрачного петербургского неба, покрытого тучами, привело к рождению стихотворения, пронизанного мотивом изгнания, поиска своего пути, переживаний чувств одиночества и тоски.

Композиционное строение

Стихотворение, состоящие из трех строф, состоит из двух основных частей, сосуществующих друг с другом на основе развернутого сравнения.

Мчащиеся вперед тучи, подгоняемые ветром, сравниваются с душевным состоянием лирического героя стихотворения, также не знающего до конца, куда его занесет судьба.

Герой испытывает состояние умиротворения, однако, ощущает себя чужим всему, что видит вокруг. Он спокоен, одинок и свободен, но он понимает, что это временное и кажущееся спокойствие.

Мотив одиночества и бесприютности сочетается с мотивами тоски и любви к Родине, которая не готова ответить лирическому герою ответной взаимной любовью. Тема Родины возникает в последней строке стихотворения:

«Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.»

Родина рассматривается лирическим героем как нечто непостоянное, ускользающее. Как женщина, требующая любви, но не всегда готовая подарить свою любовь.

В стихотворении присутствует два плана: это мир идеальный – мир природной гармонии и красоты, а также мир человеческий – мир несовершенства и страстей. Лирическому герою хочется вырваться из своего несовершенного мира в мир природы, но он понимает, что это возможно сделать, только пройдя через смерть.

Если учитывать тот факт, что самому поэту осталось жить на земле немногим более года, то это стихотворение приобретает мистический глубокий смысл как определенная веха его творческого и жизненного пути.

Образные средства

  • Анализируя «Тучи» Лермонтова, можно отметить, что в этом стихотворении используется большое количество разнообразных средств создания образной выразительности.
  • В первую очередь это эпитеты: «степь лазурная», «милый север», «клевета ядовитая», «нивы бесплодные».
  • В тексте используются инверсии для придания особой образности стихотворению (смысл этого приема связан с перестановкой слов в поэтическом произведении):

«Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною.»

Подчеркивает философский смысл стихотворения использование в тексте анафоры, заключающейся в повторении слова «или» в начале каждого ряда («Или на вас ….
/ Или друзей ….»).

В стихотворении используется характерная для творчества Лермонтова антитеза: мир человеческий чувств и переживания сопоставляется с миром природы. В данном случае вечные изгнанники – небесные тучи, мчащиеся по небу в неизведанную даль, сопоставляются с образом человеческих исканий, стремления к познанию смысла жизни, определения своего жизненного пути.

Усиливает эту антитезу прием олицетворения (поэт обращается к тучам небесным так, как будто перед ним живые существа) и риторические вопросы:

«Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная?
злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?»

Точный и емкий образ небесных тучек становится символом одиночества, неприкаянности и вечного поиска смысла своего бытия. Благодаря этому образу поэту удается точно передать мир своих сомнений, страстей и переживаний.

Анализ стихотворения Лермонтова «Тучи» помогает увидеть, как создавалось это художественное произведение, помогает читателям понять не только переживания лирического героя стихотворения, но и познать мир собственных чувств и стремлений. Безусловно, это стихотворение является не только гениальным творением М.Ю. Лермонтова, но и прекрасным произведением русской классической литературы.

Факты и выводы, приведенные в данной статье, будут полезны ученикам 6 класса при написании конспекта или сочинения на тему «Анализ стихотворения Лермонтова «Тучи»».

Анализ стихотворения Лермонтова «Тучи», тема для сочинения | источник

М.Ю. Лермонтов Творчество Лермонтова

Источник: http://sochinenie-o.ru/russkaya-literatura/analiz-stixotvoreniya-lermontova-tuchi-sochineniya-dlya-6-klassa.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector