Анализ произведения мертвые души гоголя

Николай Васильевич Гоголь – один из самых загадочных писателей 19 века. Его жизнь и творчество полно мистики и тайн. Наша статья поможет качественно подготовится к уроку литературы, к ЕГЭ, тестовым заданиям, творческим работам по поэме.

При анализе произведения Гоголя “Мёртвые души” в 9 классе важно опираться на дополнительный материал, чтобы ознакомиться с историей создания, проблематикой, разобраться, какие художественные средства использует автор.

В “Мертвых душах” анализ специфичен по причине содержательной масштабности и композиционных особенностей произведения.

Анализ произведения Мертвые души Гоголя

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Мертвые души.

Год написания – 1835 -1842 гг. В 1842 году опубликован первый том.

История создания – идея сюжета подсказана Гоголю Александром Сергеевичем Пушкиным. Автор около 17 лет работал над поэмой.

Тема – нравы и жизнь помещиков на Руси 30-х годов 19 века, галерея человеческих пороков.

Композиция – 11 глав первого тома, объединённых образом главного героя – Чичикова. Несколько глав второго тома, которые уцелели и были найдены и опубликованы.

Жанр – сам автор дал жанру определение поэмы в прозе. Большинство литературоведов обозначили жанр “Мёртвых душ” как роман.

Направление – реализм. В поэме есть и романтические черты, но они вторичны.

Николай Васильевич писал своё бессмертное детище около 17 лет. Эту работу он считал самой важной миссией в своей жизни. История создания “Мёртвых душ” полна пробелов и загадок, а также мистических совпадений.

В процессе работы над произведением автор тяжело заболел, будучи на грани смерти, он внезапно чудесным образом исцелился.

Гоголь принял этот факт за знак свыше, который даровал ему шанс закончить своё главное произведение.

Идею “Мертвых душ” и сам факт их существования как социального явления подсказал Гоголю Пушкин. Именно Александр Сергеевич, по словам автора, натолкнул его на мысль написать масштабное произведение, способное раскрыть всю сущность русской души.

Поэма была задумана как произведение в трёх томах.

Первый том (опубликованный в 1842 году) был задуман, как собрание человеческих пороков, второй – давал возможность героям осознать свои ошибки, а в третьем томе – они меняются и находят путь к правильной жизни.

Будучи в работе, произведение много раз правилось автором, менялись его основная мысль, персонажи, сюжет, сохранялась только суть: проблематика и план произведения. Второй том “Мёртвых душ” Гоголь закончил незадолго до своей смерти, но по некоторым сведениям он же сам и уничтожил эту книгу.

По другим источникам, она была передана автором Толстому или кому-то из близких знакомых, а после – утеряна. Существует мнение, что эта рукопись до сих пор хранится у потомков высшего общества гоголевского окружения и когда-нибудь будет найдена.

Третий том автор не успел написать, но о его предполагаемом содержании есть сведения из достоверных источников, будущая книга, её идея и общая характеристика, обсуждались в литературных кругах.

Смысл названия “Мёртвых душ” двоякий: это само явление – продажа мёртвых крепостных душ, переписывание их и передача другому хозяину и образ людей, подобных Плюшкину, Манилову, Собакевичу – их души мертвы, герои глубоко бездуховны, пошлы и аморальны.

Главная тема “Мёртвых душ” – пороки и нравы общества, жизнь русского человека 1830-х годов 19 века. Проблемы, которые поднимает автор в поэме, стары, как мир, но показаны и раскрыты они так, как свойственно исследователю человеческих характеров и душ: тонко и масштабно.

Главный герой – Чичиков скупает у помещиков давно умерших, но ещё числящихся крепостных крестьян, которые нужны ему только на бумаге. Таким образом он планирует разбогатеть, получив оплату за них в опекунском совете.

Взаимодействие и сотрудничество Чичикова с такими же мошенниками и шарлатанами, как он сам, становится центральной темой поэмы. Желание разбогатеть всеми возможными способами свойственно не только Чичикову, но и многим героям поэмы – это болезнь века.

То, чему учит поэма Гоголя, находится между строк книги – русскому человеку свойственен авантюризм и тяга к “лёгкому хлебу”. Вывод однозначен: самый правильный путь – жить по законам, в ладу с совестью и сердцем.

Поэма состоит из полного первого тома и нескольких сохранившихся глав второго тома. Композиция подчинена главной цели – раскрыть картину русской жизни, современной автору, создать галерею типовых персонажей. Поэма состоит из 11 глав, насыщена лирическими отступлениями, философскими рассуждениями и чудеснейшими описаниями природы.

Всё это время от времени прорывается сквозь основной сюжет и придаёт произведению неповторимую лиричность. Произведение заканчивается колоритным лирическим размышлением о будущем России, её силе и могуществе.

Первоначально книга была задумана как сатирическое произведение, это повлияло на общую композицию. В первой главе автор знакомит читателя с жителями города, с главным персонажем – Павлом Ивановичем Чичиковым.

Со второй по шестую главы автором даётся портретная характеристика помещиков, их неповторимый уклад жизни, калейдоскоп причуд и нравов.

Следующие четыре главы описывают жизнь чиновничества: взяточничество, самоуправство и самодурство, сплетни уклад жизни типичного русского города.

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Мертвых душ».

Чтобы определить жанр “Мёртвых душ”, необходимо обратится к истории. Сам Гоголь определил его как “поэма”, хотя структура и масштабность повествования близки повести и роману.

Прозаическое произведение названо поэмой в силу его лиричности: большого количества лирических отступлений, замечаний и комментариев автора.

Также стоит учесть, что Гоголь провёл параллель между своим детищем и поэмой Пушкина “Евгений Онегин”: последняя считается романом в стихах, а “Мёртвые души” – наоборот, поэмой в прозе.

Автор подчёркивает равнозначность в своём произведении эпического и лирического. Критика придерживается другого мнения по поводу жанровых особенностей поэмы. К примеру, В. Г. Белинский назвал произведение романом и с этим мнением принято считаться, так как оно вполне обосновано. Но по традиции гоголевское произведение называют поэмой.

Средняя оценка: 4.7. Всего получено оценок: 4450.

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/mertvye-dushi/analiz-proizvedeniya-gogolya.html

Анализ поэмы Гоголя Мертвые души

Сюжет произведения основывается на идее, подсказанной писателю Пушкиным А.С., и воплощаемой на бумаге на протяжении семнадцати лет.

При этом история написания произведения характеризуется многочисленными пробелами, загадками, мистическими совпадениями. По идее поэма задумывается в трех томах, однако для читателей представляется лишь первый том.

Второй том, якобы, писатель сам подвергает сожжению, однако по некоторым сведениям, он передается близким знакомым, а затем теряется.

Суть произведения заключается в поездке коллежского советника Чичикова в провинцию с целью покупки крепостных, однако его интерес представляют не люди, а фамилии умерших, поскольку таким образом герой может стать состоятельным человеком.

Смысловое значение названия произведения заключается в его символичности, выраженной приемом оксюморона в виде прямого понимания в качестве простых людей, ушедших в мир иной, которые затем превращаются в реальных крепостных, имеющих недостатки и привычки, отличающиеся определенными характерными качествами. Также название имеет метафорический смысл, выраженный в портретах помещиков, являющихся представителями высшего света, которые отличаются мертвенностью собственной души.

  • Главным героем произведения является Павел Чичиков, представленный в образе незаметного человека средних лет, отличающегося лицемерием, расчетливостью, предприимчивостью.
  • Также героями поэмы являются помещики, у которых главный герой пытается выкупить мертвые души, в лице Манилова, сладкого голубоглазого бездумного болтуна, отличающегося скудностью мыслей, не принимающего жизненные трудности, Ноздрева, пошлого, тупого, жадного самодура, Собакевича, неповоротливого, толстого помещика, неспособного понять самого элементарного, Коробочки, энергичной пожилой женщины, жадно до денег, а также Плюшкина, утратившего полностью нравственный облик, скряги и маниакального накопителя.
  • Жанровая направленность произведения представляет собой поэму в прозе, отличающуюся плутовским романтизмом и авантюрностью, большим количеством лирических отступлений, авторских замечаний и комментариев.
  • Композиционная структура произведения выстраивается с помощью одиннадцати глав, первая из которых представляет главного героя, вторая и последующие до шестой являются изображение портретной характеристики помещиков, а оставшиеся описываются жизнь чиновников в виде взяточничества, самоуправства, самодурства, сплетней.
  • Цель получения Чичиковым мертвых душ заключается в его хитрости и прагматичности, выраженных в простом обмане для получения достаточно состояния для достойной жизни в качестве представителя высшего общества.
  • Основной идеей поэмы является изобличение пороков существующего общества в виде невежества, лицемерия, бездеятельности.
  • Уничтожение второго тома произведения объясняется по некоторым данным разочарованием автора в своем главном герое, которого он надеялся исправить и представить в продолжении как идеального человека.
  • Многочисленными проблемами произведения писатель представляет в виде человеческой нравственности, кризисе гуманности.

Своеобразием произведения является изображение реальной действительности того периода времени с использованием юмора, авантюрности, мистических элементов. Поэма насыщена философскими отступлениями автора и лирическим вставками, а также неповторимым образом дороги, символизирующим человеческое самосовершенствование и демонстрирующим движение страны на встречу изменениям.

2 вариант

«Мертвые души» — главное произведение Гоголя, он работал над ним долгих семнадцать лет. Эти годы прошли в тяжелых сомнениях – дважды Гоголь сжигал рукопись второго тома. И до нас дошел и переиздается только первый том – он написан так, чтобы показать все отрицательные стороны тогдашней России. Раньше «мертвой душой» называли умершего крестьянина на Руси.

Это, наверное, первая причина, почему Гоголь так назвал свое произведение. И еще в поэме речь идет о духовном оскудении, когда люди, продолжающие жить, фактически являются мертвецами. Эгоизм, расточительность, скупость, суетность являются отличительными чертами всех героев произведения.

И лишь «живая душа» народа в небольших отступлениях противостоит этому мертвому миру.

Гоголь рисует жуткую картину деградации тогдашней России, показывает всевозможные пороки и, часто, гиперболизирует их: экономность Плюшкина превращает в скупость, мечтательность Манилова – в оправдание лени.

Гоголь развивает тему «пустомыслия и пустословия», показывает всю тяжелое положение России того времени.

Ведь люди любят философствовать чаще, чем что-нибудь делать: доедет колесо брички Чичикова до Москвы или нет, выбрать такой галстук или другой – об этом можно говорить часами, ведь других интересов просто не существует.

Все герои произведения Гоголя разные, их объединяет только покупка «мертвых душ». Первыми мы знакомимся с Маниловым. Праздность, безделье, мечтательность и скука – вот, что заполняет его жизнь.

Он погряз в этой иллюзорной жизни, и она доставляет ему удовольствие. Он считает, что «умершие души» — дрянь. И это отсутствие моральных ценностей доказывает то, что душа самого Манилова давно умерла.

Помещица Коробочка – следующая, с кем встречается Чичиков. Вроде бы хозяйственная, домовитая, заботливая, всегда в хлопотах. Но это – не проявление живого ума, а просто выполнение заложенной в мозг определенной программы. Узкость мышления, невежество, тупость и бестолковость – вот основные черты этой героини.

Ноздрев предстает пред нами темпераментным и энергичным человеком. Но его энергия растрачивается впустую – он не любит доводить дело до конца. И у него нет никаких обязанностей и ценностей. Бравый и удалой, он измельчал и выродился.

Собакевич – хороший рачительный хозяин, практичный и непритязательный. Но душа в нем, как пишет Гоголь, тоже отсутствует.

И последний – Плюшкин: это имя давно уже стало именем нарицательным. Да, он – богатейший из помещиков. Но какая же мерзость запустения творится повсюду! Горы хлама в душе и в доме. И хотя не надо копить, собирать и прятать — все уже есть, но остановиться Плюшкину невозможно. Но, несмотря на такую явную патологию, душа его еще теплится, и Гоголь показывает это.

Безжалостно и ярко показаны Гоголем чиновники России – «корпорация мошенников», которые живут, не помня о своем долге, без духовных ценностей и запросов.

Образ главного Героя, Павла Ивановича Чичикова, Гоголь выводит не в начале, как обычно, а в конце. Он описывает его детство, отцовские наставления, которые сызмальства заложили в Павлушу определенные ценности – угодить, угадать, устроиться, дружить только с богатыми.

Читайте также:  Сочинения по картинам попкова

И он пытается не выучиться хорошо, не завести верных друзей, а находит слабые места окружающих и умело «давит» на них. И, иногда, очень успешно – не учит урок, а просто подает учителю шапку. Стремление к успеху любой ценой и практицизм становятся основными чертами Чичикова.

Но жажда к приобретательству уничтожает в Чичикове все живое. И в результате, мы имеем еще одну «мертвую душу».

Это произведение понравится далеко не всем: кому-то покажется слишком длинным, кому-то – скучным. Но, несомненно, поэма «Мертвые души» является великим итогом жизни великого Гоголя.

Вариант 3

Произведение «Мертвые души» — одно из самых знаменитых творений русского писателя Гоголя. Над произведением автор трудился целых 17 лет.  Работа была трудной и кропотливой. Гоголь не один раз менял концепцию произведения и переписывал некоторые части.  Однако, совершенно за несколько дней до кончины Гоголь сжег второй том произведения, а третий том он так и не начал.

Изначально Гоголь думал, что «Мертвые души» будет сатирическим романом. Автор думал, что в первом томе произведения должно быть показано крепостническое общество, которое разлагалось. Во втором томе должна была быть надежда на очищение «мертвых душ», а в третьем томе уже само возрождение новой Российской империи.

В основу сюжета была положена афера такого чиновника, как Павла Чичикова. Суть была такова: перепись населения крепостных проводилась раз в 10 лет, поэтому крестьяне, которые умирали в этом промежутке времени, некоторое время считались, как живые. Чичиков хотел скупить эти «мертвые души» по низкой стоимости, а потом заложить их в опекунском совете, чтобы получить еще больше денег.

Помещики в данном произведении – это типичные представители людей того времени. Главный герой поэму – это настоящий жулик, в котором есть черты и от других героев произведения.

Он такой же любезный, как Манилов, мелочен и алчен, как Коробочка, жадный как чиновник Плюшкин.  Среди всей этой среды обитаний Павел Иванович чувствовал себя, как в своей тарелке, так как отлично знал все азы мошенничества и взяточничества.

Однако, можно сказать, что Чичикова все-таки умнее всех свои коллег, к тому же еще и прекрасный психолог.

Такой персонаж, как Манилов, по мнению Гоголя, особо удачный. Со всеми он обращается довольно мягко, его так же можно назвать позером. Гоголь показал Манилова как глупого и мечтательного человека, который живёт только своими фантазиями.

Образ Ноздрева очень активен. У него много энергии, однако, не весь его запал направлен в нужное русло

Настасья Коробка – это хозяйка, консервативный человек. У нее очень мало интересов, все ее мысли сосредоточены на ее поместье.

В само название «Мертвые души» Гоголь вложил особый смысл. Ведь это не только о крестьянах, которые умерли. Под данным названием автор подразумевает людей, которые совсем не имеют никаких моральных устоев.

Со всем по-другому уже выглядят помещики во втором томе произведения. Однако, к сожалению, того самого перерождения нашего главного героя так и не замечается. Чичиков не смог измениться и стать на путь истинный, на путь исправления. Произведение « Мертвые души» отожествление тех событий, что происходили в России во времена Гоголя, не всегда позитивные, а наоборот, даже мрачные.

Мертвые души. Анализ

Как известно, гоголь предполагал создать цикл произведений – три тома, которые были бы немного похожи на Божественную комедию Данте. Тем самым мы можем легко понять содержательную часть поэмы Мертвые души, которая бы состояла из: ада, чистилища и рая.

Таким образом, единственный изданный первый том представляет собой ад. Собственно, об этом писал и сам Гоголь в письмах, когда говорил о намерении представить всю Россию полностью, с определенной стороны.

Помимо этого именно адская сторона содержания легко прослеживается и в самом повествовании: тут есть и список грехов, которые олицетворяются помещиками и Чичиков, которого сравнивают с антихристом или просто представителем инфернального мира, и много других деталей.

Структурно произведение состоит из разных глав, которые условно подразделяются на две части.

В первой части Чичиков (главный герой) объезжает помещиков, для того чтобы приобрести мертвые души, то есть бумаги на погибших крепостных, которые позволят ему получить статус.

Каждый отдельный помещик представляет собой некий человеческий порок, также может трактоваться как олицетворение определенного возраста человека.

Во второй части Чичиков общается с городскими чиновниками, налаживает связи. Гоголь тут представляет различные негативные стороны российской действительности: коррумпированность, бюрократию и подобное. Завершается произведение бегством Чичикова из города, его раскрывают, но все-таки не могут полностью понять кем он был на самом деле.

Назвав Мертвые души поэмой Гоголь весьма верно указал жанровую принадлежность.

Хотя произведение написано полностью в прозе, оно полно различных поэтических сравнений, изобилует иносказаниями и там отсутствуют элементы, которые было бы возможно убрать без ущерба для содержания и сохранности структуры – эти признаки определяют именно поэму, так как не поэма может и сокращаться и не имеет такого поэтического языка. По сути, перед нами эпическое произведение, которое рассказывает о путешествии главного героя и этим оно вполне близко к такой классике жанра как например Одиссея.

← История создания поэмы Мертвые души
← Критика о поэме Мертвые души↑ ГогольУездный город и его обитатели в комедии Ревизор →
О чем мечтают герои комедии Ревизор →

Анализ произведения Мертвые души Гоголя

  • Сочинение про город Саратов
    Существует мнение, что единственной достопримечательностью Саратова является лишь самая длинная река в Европе, на берегах которой он был построен – Волга. Но это, безусловно, является большим заблуждением.
  • Анализ пьесы Тень Шварца
    Основным персонажем произведения представляется молодой человек по имени Христиан-Теодор, являющийся ученым, который, изучая путешествуя с целью изучения истории, поселяется однажды в гостиничном номере
  • Маяковский
    Сочинения по Маяковскому
  • Сочинение В чем проявляется моя самостоятельность 8 класс
    Моя самостоятельность уже во многом проявляется, а могла бы проявиться ещё больше… Но родители пока не понимают, что я уже серьёзный человек – в шестом классе всё-таки учусь.
  • Анализ сказки Золушка Перро
    «Золушка» — это одна из восьми сказок из цикла «Сказки матушки Гусыни» французского писателя Шарля Перро. Сюжет о тяжелой жизни девушки-падчерицы не является оригинальной идеей автора

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/gogol/analiz-proizvedeniya-mertvye-dushi

Гоголь Н.В. "Мертвые души". Краткий анализ

Николай Васильевич Гоголь работал над свои бессмертным произведением около 17 лет, с 1835 по 1842 гг. Поэма задумывалась как произведение, состоящее из трех томов. Первый том поэмы был опубликован в 1842 году.

Замечание 1

Работу над вторым томом Гоголь закончил незадолго до своей смерти, однако, по некоторым сведениям, по какой-то причине сам и уничтожил книгу. Есть версия, что рукопись второго тома сохранилась у кого-то из близких писателя и когда-нибудь будет найдена. Третий том Гоголь написать не успел.

Тема, проблема, идея

Главной темой произведения являются нравы и пороки общества, а также жизнь русского человека в 1830-е годы 19 века. Проблемы, которые Гоголь поднимает в своем произведении, стары, однако раскрыты весьма тонко и масштабно.

Идея произведения, заключавшаяся в том, чтобы показать «всю Русь», была изменена Н. В.

Гоголем и в результате свелась к обличению нравов общества, пошлости и бездуховности помещиков, являвшихся одним из высших слоев крепостного общества.

Гоголь стремился не только к тому, чтобы показать пороки, но и пытался заставить людей взглянуть на себя со стороны, увидеть свою мелочность, грубость, понять, насколько они скучны и порочны.

Анализ произведения Мертвые души Гоголя

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 2

Основной проблемой в поэме «Мертвые души» являются помехи на пути развития России. К таким преградам относятся казнокрадство и взяточничество чиновников, бездеятельность дворянства, его инфантильность, а также нищета и невежество крестьян.

В произведении рассматриваются нравственные проблемы:

  • отсутствие нравственности у представителей господствующего класса
  • эгоизм
  • кризис гуманизма, когда людей продают, будто животных, проигрывают в карты, как вещи
  • нравственная слепота, невежество персонажей.

Жанр, сюжет, композиция

Произведение «Мертвые души» изначально задумывалось как авантюрно-плутовской роман. Однако историческая правдивость, широта описываемых событий дали повод задуматься о реалистическом методе. Н.В.

Гоголь насыщал произведение лирическими отступлениями. Справедливо мнение, что произведение – комедия, так как в ней применяются приемы юмора, сатиры и иронии, которые наиболее полно отражают произвол и абсурд господствующего класса.

Сам автор определил жанр произведения как поэму.

Композиция произведения кольцевая: бричка, которая в начале повествования въехала в город, покидает его после всех событий. В эту композицию вплетаются эпизоды, без которых нарушилась бы целостность поэмы.

Связующей композиционной нитью произведения является образ дороги, символизирующей собой путь, который в своем развитии проходит Русь.

Поэма состоит из полного первого тома и нескольких глав второго тома. В произведении 11 глав.

Основой сюжета «Мертвых душ» является афера чиновника Павла Ивановича Чичикова. Суть аферы заключалась в следующем: в России каждые 10 лет проводилась перепись крестьян. Крестьяне, умершие в период времени между переписями, по документам считались живыми.

Целью Чичикова было выкупить эти «мертвые души» по низкой цене, чтобы затем в опекунском совете их заложить и получить крупную сумму. Чичиков руководствуется тем, что такая сделка выгодна помещикам, так как до следующей переписи не нужно платить налоги за усопших. С целью поиска «мертвых душ» Чичиков ездит по стране.

Сюжетную линию произведения объединяет образ Чичикова и покупка им мертвых душ.

Система персонажей и их характеристика

В поэме помещики – типичные представители людей своего времени и круга: расточители – Ноздрев и Манилов, накопители – Коробочка и Собакевич, Плюшкин является в одном лице и накопителем и расточителем. Главный герой произведения – чиновник Чичиков.

Чичиков – проходимец. В нем угадываются черты других персонажей. Например, он любезен и склонен к позерству, как Манилов, мелочен, как Коробочка, предприимчив, как Собакевич, жаден, как Плюшкин и самовлюблен, как Ноздрев.

Чичиков среди чиновников чувствует себя уверенно, так как прошел все школы взяточничества и мошенничества. Однако главный герой поэмы гораздо образованнее и умнее тех, с кем ему приходится иметь дело.

Чичиков отличный психолог, он умеет вести торг с каждым помещиком, а губернское общество приходит в восторг от его манеры общения.

Читайте также:  Когда нужно сдерживать душевные порывы? - сочинение 11 класс

Образ Манилова дал название целому явлению российского общества – «маниловщина». Манилов при общении с окружающими приторно мягкий, любит во всем позерство, но при этом совершенно пустой человек и бездеятельный хозяин. Манилов – сентиментальный мечтатель, не способный к каким-либо серьезным делам, он глуп и живет в мире своих фантазий.

В отличие от Манилова, Ноздрев очень деятелен, однако его энергия направлена не на заботы о хозяйстве. Ноздрев постоянно пакостит, однако без злого умысла – просто такова его натура. Ноздрев пустой и легкомысленный человек, гуляка, хвастун, игрок и транжира.

Образ Настасьи Петровны Коробочки – это образ хозяйственной помещицы, консервативной, недалекой и достаточно прижимистой. Круг ее интересов состоит из амбаров, птичника и кладовых, во всем остальном она тупа, «дубинноголова».

Михаила Семеновича Собакевича писатель сравнивает с медведем – помещик неуклюж, неповоротлив, но крепок и силен. Его в первую очередь интересуют долговечность и практичность вещей, а не красота. У Собакевича острый ум, он хитрее, и единственный из всех помещиков, кто способен принять новый капиталистический уклад.

Помещик Плюшкин невероятно скуп, ввиду чего он лишается семьи. Старик голодает и морит голодом людей, при том что в кладовых полно продуктов, а в сундуках полно дорогих вещей.

В своем произведении Гоголь использовал гибкость и выразительность русского языка, его словесные богатства. Он ввел в литературу многие выражения, найденные в народной речи. Поговорки и пословицы играют значительную роль в произведении. А диалоги очень точно рисуют характер людей. Авторская речь в поэме окрашена юмором.

Поэма «Мертвые души» является одним из величайших произведений русской литературы. В этом произведении Гоголь показал всю современную Россию, изобразив сатирически поместное дворянство и чиновничество.

Черты гоголевских персонажей до сих пор не изжиты, и в сегодняшнем обществе проявляются, к сожалению, достаточно часто. Поэтому произведение «Мертвые души имеет огромное значение не только как замечательный пример русской литературы, оно актуально и по сей день.

Описание общества того времени можно отнести и к современному обществу.

Источник: https://spravochnick.ru/literatura/russkaya_literatura/gogol_n_v_mertvye_dushi_kratkiy_analiz/

«Мертвые души», анализ произведения Гоголя

Над этим произведением Николай Васильевич Гоголь работал 17 лет. По замыслу писателя грандиозный литературный труд должен был состоять из трех томов. Сам Гоголь не раз сообщал, что идею произведения ему предложил Пушкин. Александр Сергеевич был также одним из первых слушателей поэмы.

Работа над «Мертвыми душами» шла сложно. Писатель несколько раз менял концепцию, переделывал отдельные части. Только над первым томом, который был опубликован в 1842 году, Гоголь трудился шесть лет.

За несколько дней до смерти писатель сжег рукопись второго тома, от которого уцелели лишь черновики первых четырех и одной из последних глав. Третий том автор так и не успел начать.

Поначалу Гоголь считал «Мертвые души» сатирическим романом, в котором намеревался показать «всю Русь». Но в 1840 году писатель серьезно заболел, а исцелился буквально чудом.

Николай Васильевич решил, что это знамение – сам Творец требует, чтобы он создал нечто служащее духовному возрождению России. Таким образом, замысел «Мертвых душ» был переосмыслен. Появилась идея создать трилогию по типу «Божественной комедии» Данте.

Отсюда и возникло жанровое определение автора – поэма.

Гоголь считал, что в первом томе нужно показать разложение крепостнического общества, его духовное обнищание. Во втором дать надежду на очищение «мертвых душ». В третьем уже планировалось возрождение новой России.

Основой сюжета поэмы стала афера чиновника Павла Ивановича Чичикова. Суть ее заключалась в следующем. Перепись крепостных проводилась в России через каждые 10 лет.

Поэтому крестьяне, умершие в период между переписями, по официальным документам (ревизской сказке) числились живыми. Цель Чичикова – скупить «мертвые души» по низкой цене, а затем заложить их в опекунском совете и получить большие деньги.

Мошенник рассчитывает на то, что помещикам такая сделка выгодна: не нужно до следующей ревизии платить за усопших налоги. В поисках «мертвых душ» Чичиков и путешествует по России.

Такая сюжетная канва позволила автору создать социальную панораму России. В первой главе происходит знакомство с Чичиковым, затем автор описывает его встречи с помещиками и чиновниками. Последняя глава снова посвящена аферисту. Образ Чичикова и его покупка мертвых душ объединяют сюжетную линию произведения.

Помещики в поэме – типичные представители людей своего круга и времени: расточители (Манилов и Ноздрев), накопители (Собакевич и Коробочка). Завершает эту галерею расточитель и накопитель в одном лице – Плюшкин.

Образ Манилова особенно удался. Этот герой дал название целому явлению российской действительности – «маниловщина».

В общении с окружающими Манилов мягкий до приторности, любящий позерство во всем, но пустой и совершенно бездеятельный хозяин.

Гоголь показал сентиментального мечтателя, который способен лишь выстраивать красивыми рядками выбитый из трубки пепел. Манилов глуп и живет в мире своих бесполезных фантазий.

Помещик Ноздрев, напротив, очень деятелен. Но его кипучая энергия направлена вовсе не на хозяйственные заботы. Ноздрев игрок, мот, гуляка, хвастун, пустой и легкомысленный человек. Если Манилов стремится всем угодить, то Ноздрев постоянно пакостит. Не со зла, правда, такова его натура.

Настасья Петровна Коробочка – тип хозяйственной, но недалекой и консервативной помещицы, достаточно прижимистой. Круг ее интересов: кладовая, амбары и птичник. Даже в ближайший город Коробочка выбиралась два раза в жизни. Во всем, что выходит за пределы ее каждодневных забот, помещица непроходимо тупа. Автор называет ее «дубинноголовой».

Михаила Семеновича Собакевича писатель отождествляет с медведем: он неповоротливый и неуклюжий, но крепкий и сильный. Помещика в первую очередь интересуют практичность и долговечность вещей, а не их красота.

Собакевич, несмотря на грубую внешность, обладает острым умом и хитростью. Это злобный и опасный хищник, единственный из помещиков способный принять новый капиталистический уклад.

Гоголь замечает, что приходит время таких жестоких деловых людей.

Образ Плюшкина не вписывается ни в какие рамки. Старик недоедает сам, морит голодом крестьян, а в его кладовых гниет множество продуктов, сундуки Плюшкина забиты дорогими вещами, которые приходят в негодность. Невероятная скупость лишает этого человека семьи.

Чиновничество в «Мертвых душах» – насквозь продажная компания воров и жуликов. В системе городской бюрократии писатель крупными мазками рисует образ «кувшинного рыла», готового мать родную продать за взятку. Не лучше недалекий полицмейстер и паникер-прокурор, который умер от страха из-за аферы Чичикова.

Главный герой – проходимец, в котором угадываются некоторые черты других персонажей. Он любезен и склонен к позерству (Манилов), мелочен (Коробочка), жаден (Плюшкин), предприимчив (Собакевич), самовлюблен (Ноздрев).

В среде чиновников Павел Иванович чувствует себя уверенно, поскольку прошел все университеты мошенничества и взяточничества. Но Чичиков умнее и образованнее тех, с кем имеет дело.

Он – прекрасный психолог: приводит в восторг губернское общество, мастерски ведет торг с каждым помещиком.

В название поэмы писатель вкладывал особый смысл. Это не только умершие крестьяне, которых скупает Чичиков. Под «мертвыми душами» Гоголь понимает опустошенность и бездуховность своих персонажей. Нет ничего святого для стяжателя Чичикова.

Утратил всякое человеческое подобие Плюшкин. Коробочка ради наживы не против и гробы выкапывать. У Ноздрева хорошо живется только собакам, собственные дети заброшены. Беспробудным сном спит душа Манилова.

Нет ни капли порядочности и благородства у Собакевича.

Иначе выглядят помещики во втором томе. Тентетников – разочаровавшийся во всем философ. Он погружен в размышления и не занимается хозяйством, но умен и талантлив. Костанжогло и вовсе образцовый помещик. Миллионер Муразов тоже вызывает симпатию. Он прощает Чичикова и заступается за него, помогает Хлобуеву.

Но перерождения главного героя мы так и не увидели. Человек, пустивший в свою душу «золотого тельца», взяточник, казнокрад и мошенник вряд ли сможет стать другим.

Писатель не нашел в течение жизни ответ на главный вопрос: куда несется, как быстрая тройка, Русь? Но «Мертвые души» остаются отражением России 30-х годов XIX века и удивительной галереей сатирических образов, многие из которых стали нарицательными. «Мертвые души» – яркое явление в русской литературе. Поэма открыла в ней целое направление, которое Белинский назвал «критическим реализмом».

  • «Мертвые души», краткое содержание по главам поэмы Гоголя
  • «Портрет», анализ повести Гоголя, сочинение
  • «Нос», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
  • «Ревизор», анализ комедии Николая Васильевича Гоголя
  • «Шинель», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
  • «Майская ночь, или Утопленница», анализ повести Гоголя
  • «Портрет», краткое содержание по частям повести Гоголя
  • «Майская ночь, или Утопленница», краткое содержание по главам повести Гоголя
  • «Ревизор», краткое содержание по действиям комедии Гоголя
  • «Нос», краткое содержание по главам повести Гоголя
  • «Шинель», краткое содержание повести Гоголя
  • «Вий», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
  • «Ночь перед Рождеством», анализ повести Гоголя
  • «Женитьба», анализ комедии Гоголя
  • «Невский проспект», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
  • По произведению: «Мертвые души»
  • По писателю: Гоголь Николай Васильевич

Источник: https://goldlit.ru/gogol/633-mertvye-dushi-analiz

«Мёртвые души» (Н. Гоголь)

Цитата: «…Как глубоко заронилось в славянскую природу то, что скользнуло только по природе других народов.».

История создания

Роман-поэма «Мёртвые души» создавался на протяжении почти 17 лет. Сначала Гоголь собирался написать вещь исключительно комическую. И основой вновь-таки послужил бы анекдот из жизни, рассказанный Гоголю Пушкиным: некий предприимчивый молодой человек продавал мёртвые души в опекунский совет и нажил на этом приличное состояние.

Сюжет показался Гоголю весьма интересным, ведь он позволял описать в ходе путешествий главного героя всю Россию. Однако в процессе создания история усложнялась.

Николай Васильевич стремился описать русскую душу со всеми её пороками и добродетелями.

При этом он опирался на «Божественную комедию» Данте: «Мёртвые души» задумывались как трёхчастный роман (в «Божественной комедии» — «Ад», «Чистилище», «Рай»).

Гоголь написал полностью первую часть, принялся за создание второй, но остался ею недоволен и сжёг рукопись.

Проблематика:

  • путь России;
  • проблема живого и мёртвого (мёртвые души выдаются за живые, персонажи «Мёртвых душ» выглядят живыми, но душой мертвы), омертвение души человека;
  • человеческие пороки (взяточничество, казнокрадство, лесть), распространённые на уровне всей страны.

Смысл названия: Чичиков скупает «мёртвые души» (крепостных крестьян, которые фактически уже умерли, но по документам ещё живы), чтобы потом заложить их и получить приличную сумму денег.

Но помещики, которые продают (или не продают) Павлу Ивановичу крестьян, сами фактически являются «мёртвыми душами», закостеневшими в своём маленьком мирке и почти утратившими человеческий облик.

Великое и святое, бессмертная человеческая душа — эти понятия невозможны в мире Маниловых, Коробочек и Собакевичей.

  • Литературное направление: реализм.
  • Литературный жанр: поэма (по авторскому определению); имеет черты романа.
  • Жанровые особенности: неслучайно Гоголь назвал «Мёртвые души» поэмой: это лиро-эпическое произведение, в котором масштабная картина жизни переплетена с авторскими лирическими отступлениями и рассуждениями.

Время и место действия: действие происходит в середине XIX в. в городе NN.

Действующие лица

  • Павел Иванович Чичиков — коллежский советник средних лет. Ездит по всей России и скупает «мёртвые души» (крепостных людей, которые реально уже умерли, но по документам числятся живыми). Ко всякому человеку умеет найти подход.
  • Манилов — очень любезный, даже слащавый помещик. Имеет массу несбыточных планов, но для их реализации ничего не делает. Женат, отец двух сыновей — Фемистоклюса и Алкида.
  • Коробочка — мелкая помещица, пожилая вдова. Очень жадная.
  • Собакевич — массивный старорежимный помещик. Довольно скупой. Презирает всё новомодное.
  • Ноздрёв — помещик, игрок и враль. Вдовец (остался ребёнок, но он Ноздрёва нимало не заботит).
  • Плюшкин — замшелый опустившийся помещик. Хранит всё — даже корки хлеба, его дом находится в чудовищном запустении: всё грязное, полуразрушенное. Живёт один.
  • Селифан — кучер Чичикова. Мечтатель и пьяница, любит поразмыслить на отвлечённые темы.
Читайте также:  Сочинение-описание по картине поле куликово ракши 5 класс

Краткое содержание

Глава 1

Чичиков приезжает в город и поселяется в гостинице. Во время обеда выясняет у трактирщика, какие помещики в городе самые влиятельные. На приёме у губернатора лично знакомится с Маниловым и Собакевичем, и они приглашают Чичикова в гости. Павел Иванович посещает руководство города и приобретает прекрасную репутацию.

Глава 2

Чичиков навещает Манилова, выслушивает его чрезмерные любезности и просит продать мёртвых душ. Манилов крайне удивлён. Они договариваются заключить сделку в городе.

Глава 3

Чичиков едет к Собакевичу, но плохая погода заставляет его поискать ночлега. Павел Иванович останавливается у помещицы Коробочки. Ей Чичиков тоже предлагает продать мёртвых душ. Коробочка удивляется, но особенно печётся о том, как бы не продешевить.

Глава 4

По дороге Чичиков заезжает в трактир, где встречает Ноздрёва. Он навещает и его и также выступает с предложением продать мёртвых душ, но Ноздрёву это неинтересно — разве что сыграть на души в шашки. Но эта игра чуть не заканчивается потасовкой, и Чичиков уезжает, очень сожалея, что вообще связался с таким несерьёзным человеком.

Глава 5

Чичиков приезжает к Собакевичу, обедает у него. Продать мёртвые души Собакевич соглашается сразу — только торгуется. Для оформления сделки Чичиков и Собакевич также запланировали ближайшую встречу в городе.

Глава 6

После этого Чичиков приезжает к Плюшкину. Грязная полуразрушенная деревня, в которой живёт этот помещик, наводит тоску. На самого Плюшкина жалко смотреть: грязный, ободранный. Плюшкин охотно продаёт Чичикову мёртвые души (у него таких порядочно). Чичиков отправляется в гостиницу.

Главы 7-8

Чичиков оформляет сделки с Плюшкиным и Собакевичем. По всему городу распространяются известия о покупках Чичикова и его невиданном богатстве. Павла Ивановича везде охотно принимают. Но его тайну раскрывает Ноздрёв, громко сообщив на балу о мёртвых душах.

Глава 9

Коробочка, приехавшая в город, чтобы узнать уровень цен на мёртвых душ, тоже подтвердила информацию о Чичикове. Парадоксально, но в связи с этим распространилась информация, что Чичиков хочет похитить дочку губернатора. Павлу Ивановичу запретили приближаться к губернаторскому дому. Его фигура окутана тайной. Чтобы всё о нём выяснить, помещики решили собраться у полицмейстера.

Главы 10—11

Но собрания ничего не дали: Чичиков остался загадкой. Сам же Павел Иванович, когда понял, что его нигде не принимают, и узнал, что он подозревается в изготовлении фальшивых денег и планах похищения губернаторской дочки, поспешил покинуть город NN.

В конце первого тома рассказывается о детстве Чичикова и его жизни до скупки мёртвых душ.

Экранизации

  • «Мёртвые души» (Россия, 1909);
  • «Мёртвые души» (СССР, 1960, фильм-спектакль);
  • «Похождения Чичикова. Манилов» (СССР, 1960, мультфильм);
  • «Похождения Чичикова. Ноздрёв» (СССР, 1960, мультфильм);
  • «Мёртвые души» (СССР, 1984);
  • «Дело о «Мёртвых душах”» (Россия, 2005, телесериал).

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Укажите жанр «Мёртвых душ».

Ответ. Николай Васильевич Гоголь определял «Мёртвые души» как поэму. Данное произведение обладает чертами романа: «Мёртвые души» — объёмное и сложное по структуре произведение. Многообразие представленных автором героев характеризует всю Россию того времени.

Сколько томов должен был включать роман «Мёртвые души» по замыслу автора?

Ответ. Гоголь планировал создать трёхтомный роман, который перекликался бы с «Божественной комедией» Данте Алигьери. К сожалению, до нас дошла только первая часть, задуманная как гоголевский вариант «Ада» из «Божественной комедии». Николай Васильевич написал часть, которая соответствовала «Чистилищу», но впоследствии сжёг её. Гоголевский вариант «Рая» создан не был.

К кому первому Чичиков обратился с просьбой продать мёртвые души?

Ответ. К Манилову. И Манилов обеспечил Чичикова «мёртвыми душами», но денег не взял, чему Чичиков был так рад, что «чуть не произвёл даже скачок по образцу козла».

Поделиться ссылкой

Источник: https://SiteKid.ru/literatura/analiz_proizvedenij_i_kratkoe_soderzhanie/laquomyortvye_dushiraquo_n_gogol.html

Анализ произведения Мертвые души Гоголя

Мёртвые души» – грандиозное произведение Николая Васильевича Гоголя, над которым писатель трудился очень долго и кропотливо.

Сюжет поэмы увлекает с самой первой страницы. В некий город NN приезжает Чичиков – коллежский советник в отставке. Он тщательно изучает помещиков и чиновников города, очаровывает каждого своими исключительными манерами.

Никто из жителей города даже подумать не мог, что этот приятный человек на самом деле аферист, который, желая разбогатеть, придумывает скупить по дешёвке списки умерших крестьян, чтобы в дальнейшем получить за них крупную сумму денег.

В итоге обман Чичикова раскрывается и ему приходится бежать из города.

Идею произведения Гоголю подсказал Пушкин, которого он считал своим наставником. Поэт посчитал, что лишь Николаю Васильевичу под силу воплотить в жизнь его замысел.

Изначально Гоголь задумывал поэму как комическое произведение, но в процессе написания родился гораздо более глубокий, философский подтекст. Когда первый том был завершён, автор столкнулся с трудностями: цензурный комитет воспринял текст в штыки.

Гоголю пришлось идти на уступки: в произведение вносятся правки, книга публикуется под другим заголовком «Похождения Чичикова или Мёртвые души».

Вначале кажется, что мёртвые души в названии поэмы – это крепостные, ушедшие в мир иной, имена которых так тщательно собирал Чичиков. Однако с каждой новой страницей читателю открывается совсем другой смысл.

Мертвы в первую очередь не крестьяне, а души помещиков, которых высмеивает Гоголь. Эти люди, один пошлее другого, не желают меняться, становиться лучше.

Они неспособны привести Россию к расцвету, а лишь тянут её в грязь и распутство.

Герои

Главный герой произведения Чичиков – человек средней внешности, образован, воспитан, деликатен. Умеет льстить людям, к каждому находит свой подход. Родившись в семье незнатного происхождения, он всю жизнь старается найти способы обогащения.

Манилов – первый помещик, к которому приехал Чичиков. Ленив, глуп, живёт в своих фантазиях. От него не услышать настоящего мнения, его позиция – принять ту сторону, которая наиболее выгодна.

Одинокая вдова Коробочка интересуется только хозяйством. Упрямая и ограниченная, видит в людях лишь потенциальных покупателей.

Ноздрев – игрок, любитель покушать и выпить. Развлечения и удовольствия – вот его увлечения. Хозяйством не занимается вовсе, даже собак любит больше, чем своих детей.

Собакевич представляет из себя грубого, неуклюжего и очень расчётливого человека. Еда и сон – вот всё, что ему нужно.

Фамилия Плюшкин давно стала именем нарицательным: собиратель хлама, скупой человек. Он самый богатый из помещиков произведения, однако похож на нищего, так как чрезмерно экономит на всём.

Жанр

Гоголь определил жанр своего произведения, как поэма.

Композиция представляет собой 11 глав, первая из которых знакомит читателя с главным героем, со второй по шестую даёт портреты чиновников, а остальные описывают упадничество и деградацию.

К сожалению, из задуманных Гоголем трёх томов произведения, свет увидел лишь первый. Практически накануне своей смерти писатель сжигает второй том, а к третьему так и не успевает приступить.

Хитроумный план Чичикова был тщательно продуман и состоял в том, чтобы заложить в казённой палате мёртвых крепостных, как живых. Сделав это, он получил бы реальные деньги, за которые сможет купить всё: и настоящих крестьян (что сразу сделает его уважаемым человеком), и имение, и всё, что нужно для счастливой обеспеченной жизни.

В предисловии ко второму изданию «Мёртвых душ» Гоголь поясняет идею произведения. В своей книге он хотел показать недостатки и слабости русского человека, добиться того, чтобы люди взглянули на себя со стороны.

Есть несколько версий, почему Гоголь сжёг рукопись второго тома своей поэмы. Предполагают, что она попала в печь ошибочно, вместо ненужных бумаг. Также, допускается, что её выкрали недоброжелатели, придумав легенду о сожжении.

Но основная версия – автор сжёг второй том сам, добровольно и осознанно. Гоголь относился к своему творчеству очень критически, каждую главу мог переписывать несколько раз, пока не оставался совершенно доволен результатом.

Именно в порыве самокритики Николай Васильевич мог посчитать, что труд его ничтожен.

В своём произведении Гоголь поднимает многочисленные проблемы. Это отсутствие нравственности, гуманизма у людей, невежество, подхалимаж, бюрократия. Всё то, что привело к омертвению русской души.

Поэма «Мёртвые души» написана великолепным поэтическим языком, наполнена юмором, лирическими отступлениями, философскими размышлениями автора, мистическими элементами. Гоголь создал поистине уникальное произведение, ставшее бессмертным.

Вариант №2

Произведение создается автором на протяжении семнадцати лет с подсказки сюжетной идеи Пушкиным А.С.

  • По задумке писателя произведение должно было состоять из трех томов, однако для потомков сохранился лишь первый том поэмы, поскольку по некоторым источникам второй том был уничтожен самим автором, а третий том – не написан.
  • Жанровая направленность произведения определяется в качестве прозаической поэмы, однако с точки зрения большинства литературоведов жанром сочинения является реалистический роман с включением романтических черт.
  • Основной темой произведения является изображение нравов и жизни русских помещиков в тридцатых годах девятнадцатого столетия в виде представления галереи человеческих пороков.

Композиционная структура романа состоит из одиннадцати глав, которые объединяется образом главного персонажа в лице Чичикова. Цель композиции поэмы заключается в раскрытии картины жизни в России путем представления типовых героев. Своеобразием композиции романа является включение в повествование лирических отступлений, философских рассуждений и природных описаний.

В начале создания произведения автор задумывает сатирическое творение, что обуславливает использование общей композиции.

Главным героем является Павел Иванович Чичиков, представленный в образе коллежского отставного советника, зарабатывающего на жизнь путем авантюрных махинаций. Герой отличается опрятностью, многоликим, переменчивым характером, способностью подстраиваться под любыми обстоятельства.

Также в качестве основных персонажей произведения представляются помещики в лице Манилова, сентиментального фантазера, не желающего работать, Коробочки, мелкой помещицы, одинокой вдовы, аккуратной, рачительной хозяйки, Ноздрева, лихого прожигателя жизни, любителя вкусно покушать и выпить, а также Собакевича, зажиточного помещика, прямолинейного, грубого человека, отличающегося хитростью и изворотливостью, и Плюшкина, невероятно скупого старика, характеризующегося жадностью даже по отношению к самому себе, а не только к окружающим.

Второстепенными персонажами произведения являются Петрушка, представленный в образе лакея главного героя, Селифан, изображенный в качестве кучера Чичикова, капитан Копейкин, описанный в виде обедневшего офицера, а также городское чиновничество, представляющееся как ярко выраженные отрицательные персонажи.

`

Популярные сочинения

Источник: https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/gogol/analiz-proizvedeniya-mertvye-dushi

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector