Анализ рассказа чудесный доктор куприна

Тему доброты, милосердия и любви к людям в своем творчестве максимально старался раскрыть Александр Куприн. Анализ произведения «Чудесный доктор» позволит одиннадцатиклассникам подготовиться к сдаче Единого государственного экзамена. Этот рассказ считается самой трогательной работой автора.

История написания

Во время визита в Киев в 1897 году знакомый банкир поведал Куприну удивительную историю, которая произошла с ним больше 25 лет назад.

В процессе повествования у Александра Ивановича создалось впечатление, что по стечению обстоятельств все беды обрушились на одну семью. У родителей не было средств на содержание семьи в холодную зиму.

Вместе с детьми они ютились в небольшой коморке, постоянно испытывая лишения.

Анализ рассказа Чудесный доктор Куприна

Положение значительно ухудшилось, когда заболела младшая сестренка повествователя. В отчаянии родители были вынуждены обращаться за помощью к богатым людям, однако везде им только отказывали. Когда отец, находясь в отчаяние, хотел покончить жизнь самоубийством, судьба подарила семье неожиданный подарок — врача, навсегда изменившего жизнь этого семейства к лучшему.

Доктор по имени Николай Пирогов был очень добрым и милосердным человеком. Мужчина всегда старался помочь нуждающимся. Он приложил максимум усилий для выздоровления девочки, помог ее родителям встать с колен. С появлением врача в жизни этой семьи началась светлая полоса.

Суть названия отражает настоящее чудо, случившееся в Сочельник. Этот факт усиливает веру в победу добра над злом. Именно так автор подытоживает свой рассказ.

Тематика произведения

В процессе изучения подробного анализа «Чудесного доктора» Куприн поднимает тему сострадания, милосердия и человеколюбия. Благодаря этим качествам каждый может сделать окружающий мир лучше и добрее. Именно в этом и заключается смысл произведения.

Николай Иванович стал для семьи Мерцаловых настоящим спасителем, который пришел на помощь в трудную минуту. Он сохранил жизнь отца семейства, который был доведен до отчаяния и задумывался о самоубийстве, помог в лечении девочки и оказал значительную материальную помощь семье.

Анализ рассказа Чудесный доктор Куприна

Следует отметить, что врач даже не сказал Мерцаловым, как его зовут. Они узнали фамилию своего благодетеля из рецепта препаратов. Мужчине было важно не позволить людям упасть духом, внушить им веру в лучшее, и оказать финансовую помощь.

Своим участием и добротой он смог вылечить искалеченные души и показать им смысл жизни, по которому добро всегда возвращается добром. Получив впоследствии высокое общественное положение, Григорий соблюдает эту заповедь и помогает нуждающимся.

Главная мысль рассказа состоит в том, что каждый человек способен делать чудеса, если не будет проходить мимо беды ближнего. Даже крупица милосердия и доброты способна наполнить жизнь смыслом и радостью. Произведение Александра Ивановича учит быть отзывчивыми и сострадательными.

Писателя огорчает тот факт, что настоящее милосердие можно редко встретить в мире. Многие люди воспринимают это качество как чудо. Автор призывает читателей делиться с окружающими добротой, не черстветь душами.

Композиция и жанр

«Чудесный доктор» Куприна считается рождественским рассказом. Соблюдая особенности этого жанра, автор повествует о жизни главных героев, которые оказались в тяжелейшей ситуации. Спасти их может настоящее чудо. По воле случая они встречаются с врачом, который впоследствии оказывает значительную помощь несчастной семье.

Анализ рассказа Чудесный доктор Куприна

Эту историю многие позиционируют как рождественскую сказку, но ее правдивость не вызывает никаких сомнений. Из-за что все события были на самом деле, этот рассказ относится к направлению реализм.

При проведении анализа рассказа важно изучить композиционную структуру «Чудесного доктора». Особенности композиции этого рассказа состоят в контрастах.

В преддверии Рождества люди стараются украсить дома, хозяева магазинов нарядно и празднично оформляют витрины.

В этой суете перед читателями демонстрируются ужасающие условия проживания семьи Мерцаловых, которые вынуждены ютиться в грязной маленькой каморке.

Пока окружающие заканчивают приготовления к предстоящему торжеству, глава семьи не знает, как прокормить малолетних детей. О праздниках в семействе Мерцаловых нет и речи. Резкий контраст демонстрирует проблемы главных героев.

В произведении Александра Ивановича экспозиция демонстрирует предпраздничное настроение, в завязке описываются постоянные лишения семейства, кульминация построена на описании тяжелой болезни маленькой девочки и чудесного спасения ее жизни врачом, взявшим под покровительство несчастных Мерцаловых, развязка — положительные изменения в их жизни.

Проблематика рассказа

В «Чудесном докторе» автор поднимает проблемы утраты веры и гуманизма. Доктор Пирогов олицетворяет истинное человеколюбие. Он не проходит мимо бед малознакомых людей, помощь окружающим он считает своим долгом.

Анализ рассказа Чудесный доктор Куприна

Мужчина не нуждается в благодарностях за добрые поступки, не ищет славы: для него важно, чтобы окружающие не теряли надежды и боролись до последнего. На прощание он пожелал Мерцаловым не падать духом.

К сожалению, окружение персонажей, их коллеги и соседи стали безучастными свидетелями чужих бед. Они не проявили человеческих качеств, чтобы хоть как-то исправить ситуацию. В этом и состоит проблема: всем вокруг нет дела до происходящего.

Изменить бедственное положение семьи и оказать хоть какую-то помощь вызывается только один человек.

Отчаяние также подробно демонстрируется писателем. Это чувство отравляет главу семьи, лишает его силы и надежды на светлое будущее. Под давлением горестных мыслей мужчина позволяет себе задумываться о смерти, в тот момент, когда семья страдает от голода. Ощущение невозможности что-либо изменить порабощает Мерцалова как личность, он начинает жалеть себя.

Главные действующие лица

В произведении «Чудесный доктор» автор подробно описывает главных персонажей. Характеристика каждого поможет читателю ближе познакомиться с ними:

Анализ рассказа Чудесный доктор Куприна

  1. Емельян — глава семейства Мерцаловых. Мужчина работает управляющим в имении барина. За свой труд он получает 25 руб. в месяц. В результате затяжной болезни герой долго не ходил на работу, поэтому хозяин уволил его. Все отказывали ему в помощи, он слонялся по городу и просил милостыню. На момент рассказа персонаж задумывался о самоубийстве, не видя смысла в жизни. Внешне он стал напоминать мертвеца — худой, с провалившимися глазами.
  2. Володя и Гриша — дети Мерцаловых. Старшему из них примерно 10 лет. В преддверии Рождества занимаются разносом писем, склоняясь по городу. Мальчики заглядывают в витрины лавок, с восторгом наблюдая за красивой жизнью. Дети привыкли жить в постоянном голоде. После неожиданного появления Пирогова, их взяли в казенную школу. В кульминации рассказа Куприн упоминает, что эту историю ему поведал Григорий Емельянович (тот самый Гришка), который впоследствии сделал карьеру и получил хорошую должность в банке.
  3. Николай Пирогов — добрый ангел рассказа. Познакомился с Емельяном в городе во время покупки подарков. Этот мужчина — единственный, кто внимательно выслушал историю бедной семьи и с удовольствием согласился помочь. В повествовании Куприна — это умный, пожилой человек небольшого роста. У доктора ласковый голос, он не стал брезговать отвратительными запахами и нищенской атмосферой подвала, где были вынуждены жить Мерцаловы. С приходом профессора там все изменилось: стало уютно, появилась надежда. Следует отметить, что герой одет в старый сюртук, что выдает его простоту.
  4. Елизавета — жена Мерцалова, которая ухаживает за дочерью. Чтобы заработать денег на содержание семьи, женщина вынуждена пешком ходить стирать белье на другой конец населенного пункта. Несмотря на гибель четвертого ребенка и нищету, она старается найти выход из положения: просит помощи, пишет письма. Героиня постоянно плачет, прибывая на грани отчаяния. В рассказе автор называет ее по имени-отчеству, в отличие от главы семейства. Это сильный и волевой персонаж, который не теряет веры в светлое будущее.

Второстепенные герои

Важно понимать, что кроме главных действующих лиц, в рассказе Александра Куприна также были и второплановые герои. Некоторые из них:

  1. Человек в пальто — на мольбы Емельяна о помощи отвечает, что ему срочно нужно на работу.
  2. Машутка — маленькая дочка Елизаветы и Емельяна. Мучается от сильного жара, пребывает без сознания. Девочка выздоравливает благодаря заботе Пирогова, его лечению и деньгам, оставленным для Мерцаловых вместе с рецептом.
  3. Швейцар — оскорбляет и прогоняет детей Мерцаловых, дав Володе подзатыльник, чтобы они не отвлекали барина по мелочам. Отказывается передать хозяину письма Елизаветы Ивановны. Черствый человек, в котором нет ни капли сострадания.

Главные персонажи произведения Куприна — простые люди, которые ввиду жизненных обстоятельств, оказались в бедственном положении.

Имена героев представлены в качестве характеристики в рассказе. Описание быта семейства в начале и в конце работы — резко контрастны. Это позволяет создать эффект чудного перевоплощения. Изучение анализа «Чудесного доктора» поможет школьникам без труда написать сочинение.

Источник: https://na5.club/literatura/sochineniya/analiz-proizvedeniya-aleksandra-kuprina-chudesnyj-doktor.html

«Чудесный доктор»: ключевые мысли, образы и герои рассказа А.И. Куприна

Статьи

Линия УМК под ред. В. В. Агеносова, А. Н. Архангельского. Литература (10-11) (углуб.)

Линия УМК под ред. В. В. Агеносова, А. Н. Архангельского. Литература (10-11)(баз.)

Линия УМК М. М. Разумовской. Русский язык (5-9)

Литература

Разберем главные мысли рождественского рассказа А. И. Куприна, рассмотрим главных героев, их поступки и жизненную позицию. Поделимся методическими советами, которые пригодятся учителю литературы для завершения цикла занятий по произведению.

Репродукция картины Люка Филдса  «Доктор», 1891 г.

07 октября 2019

В самом начале повествования автор спешит нас заверить, что его история совершенно правдива. Название рассказа же содержит некоторую установку на вымысел — всё чудесное, как и само чудо вообще, мы привыкли встречать в сказках. В них всегда есть место добру, справедливости, миру.

В реальной жизни этим благам приходится туго — они оказываются в условиях борьбы с равнодушием, бессердечностью, злом. Как многие считают, среди этой борьбы чему-то (или кому-то) чудесному просто не хватает места. Однако А. И. Куприн заставляет поверить в наше сожительство с чудом.

Не с проста он даёт своему рассказу именно такое название. Чудесный доктор — один из главных героев — похож на волшебника из сказки. Вот только чудотворность его слов и поступков не связана с магией. Причина — в человеческой чуткости, душевной доброте и желании помочь ближнему. Всё это может совершить настоящее чудо.

А значит, каждый человек может стать чудесным доктором — тем, кто исцелит другого от недуга отчаяния.

Художественные образы

В рассказе представлены две реальности, контрастные друг другу. Первая — это городская реальность с её богатством красок: огнями на ёлках, бликами в стекле гастрономического магазина, золотом мандаринов, румяными лицами весёлых прохожих. Городу противопоставлен ветхий дом Мерцаловых, представляющий собой серую, мрачную, обледенелую бедность.

Однако среди этих тёмных красок, даже вопреки им мерцает огонёк воли к жизни, веры в лучшее. В этом смысле фамилию главных героев можно назвать говорящей. Подземелье Мерцаловых — это тюрьма, в которую попали те, кого отвергла городская роскошь.

Праздничная зимняя суета должна источать атмосферу радости, человеколюбие, однако она становится предлогом горожан не замечать чужие горести, отгородиться от несчастных. Городские жители представляют собой однородную массу безучастных к горю людей.

К примеру, господин в енотовой шубе, повстречавшийся Мерцалову, считает своим долгом прочитать тому наставление, отчитать за бедность. Это демонстрация того, как городская интеллигенция свысока относится к неимущим.

Анализ рассказа Чудесный доктор Куприна

Русский язык и литература. Литература. Углубленный уровень. 11 класс. Хрестоматия

Двадцатое столетие для России ознаменовалось двумя мировыми войнами, тремя революциями, Гражданской войной, целым рядом побед, оказавших влияние на мировую историю, и едва ли не бо́льшим количеством трагедий, принёсших народу неисчислимые страдания.

Сегодня, в самом начале XXI века, можно уже отчётливо разглядеть те основные явления русской культуры, которые играли, играют и будут играть особую роль в сохранении и развитии духовного облика россиян и, более того, оказывают и будут оказывать влияние на мировую культуру, демонстрируя нравственную силу России.

Именно об этих явлениях в литературе авторы книги, которую вы держите в руках, и собираются рассказать.

Купить

Ключевые герои

Рассмотрим подробнее главных героев рассказа:

  • Мерцалов — отец, глава семьи, оказавшийся в труднейшем положении. Он видит бессилие своей жены и изнеможение детей. Его существование — медленная погибель. Осознавая свою бесполезность в помощи семье, Мерцалов задумывается о смерти: «Вот лечь бы и заснуть, — думал он, — и забыть о жене, о голодных детях, о больной Машутке».
  • Елизавета Ивановна старается ухаживать за детьми. Пережив уже смерть одного ребёнка, она борется за жизнь умирающей дочери. Автор описывает её так: «высокая, худая женщина, с измождённым, усталым, точно почерневшим от горя лицом…» Однако, несмотря на все горести, её не оставляет надежда — она остаётся стойкой в борьбе за жизнь членов семьи.
  • Дети Мерцаловых, конечно, лишены беззаботной поры. Володя и Гриша, как старшие, полностью вовлечены в спасение маленькой Машутки. Выполняя поручение матери, они оказываются в городе, дивятся его обычаям и красотам. Условия жизни Мерцаловых или закаляют детей для дальнейшей суровой жизни или пытаются сломить, как это произошло с Машуткой.
  • Профессор Пирогов становится спасителем Мерцаловых. Это человек гуманных взглядов, делающих его добрым избавителем семьи от ужасных перепитий жизни. Как известно, прототипом этого героя является настоящий учёный. Это наполняет историю, рассказанную А. И. Куприным, реалистичностью.
Читайте также:  Сочинение мой любимый предмет математика 5 класс

Основная мысль

Главной проблемой в рассказе является взаимоотношение людей. В нашем мире с человеческим милосердием сосуществует безразличие и равнодушие. Победа последних может означать для некоторых людей потерю веры в лучшее.

Одна из главных мыслей «Чудесного доктора» состоит в том, что люди не должны быть безучастны к несчастью окружающего, ведь каждый из нас может сотворить чудесное — спасти от отчаяния. Доктор исцелил семью Мерцаловых.

Человеческая отзывчивость — вот важнейшее средство «По рецепту профессора Пирогова». Также в рассказе присутствует мысль о том, что нельзя терять надежду. Мерцалов-отец был сокрушён внешними обстоятельствами и признал свою беспомощность перед ними.

Но и в жизни происходят чудеса — всегда найдётся тот, кто протянет руку помощи, как говорит Пирогов, «…главное — не падать никогда духом».

Анализ рассказа Чудесный доктор Куприна

Методические советы для учителя

Перед тем как говорить о творчестве А. И. Куприна, о его рассказе конкретно, лучшим решением будет познакомить ребят с биографией писателя. В этом плане хорош учебник «Русский язык и литература. Углублённый уровень. 11 класс. Часть 1» под редакцией В. В. Агеносова (с. 172-188), так как он ещё и анализирует хронологию творчества, рассказывает о многих других произведениях писателя.

Анализ рассказа Чудесный доктор Куприна

После прочтения и обсуждения «Чудесного доктора» рекомендуем предложить школьникам творческое задание — написать эссе на одну из следующих тем (напомнить ребятам об особенностях жанра сможет учебник «Русский язык» для 9 класса под редакцией М.М. Разумовской, с. 154):

  • — Что такое чудо? Есть ли место чуду в нашей жизни?
  • — Как сохранять надежду на лучшее и не падать духом?
  • — Чудесный доктор — это профессия или человеческое естество?

При написании эссе следует приводить примеры, аргументы из прочитанного текста А. И. Куприна и, конечно же, использовать собственные мысли и рассуждения. #ADVERTISING_INSERT#

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/chudesnyy-doktor-klyuchevye-mysli-obrazy-i-geroi-rasskaza-a-i-kuprina/

«Чудесный доктор»: краткое описание произведения А. Куприна

Меню статьи:

«Чудесный доктор», краткое описание которого нас интересует в этой статье, рассказывает, что на этой земле жизнь и детей, и взрослых не всегда была радостной и безобидной. Большие испытания выпали на человека в мирные дни, не только во время боевых действий.

Безработица, отсутствия денег на жизнь, невозможность помочь родным – такова сейчас сущность к бедным людям, горькие моменты, когда сознание размывается.

Однако каждый отрицательный случай, который то ли вспомнили, то ли зафиксировали, если происходит в критический момент, но без приключений – считается чудом.

А. Куприн жил в Киеве и этот рассказ создал там. «Чудесный доктор» в 1897 году, где старался максимально точно и деликатно затронуть проблему человечного, сочувствующего отношения к человеку, сострадание и милосердие, оказание помощи нуждающимся – основной лейтмотив рассказа.

Краткое описанию повествования о чудесном докторе …

В центре рассказа – профессор и врач, кстати, прототипом главного героя выступил реальный персонаж: врач, хирург, известный ученый Иван Пирогов.

В рассказе описано, как на семью внезапно, наваливаются болезни и другие несчастья. Отец уже настолько морально обессилен, что желает покончить с собой, но вдруг встречает доктора, который постепенно помогает справиться с трудностями и тяготами жизни. Повествование начинается с детей, которых мать отправила к хозяину, где работает муж, с целью попросить денег.

Но детей швейцар не пускает даже на порог. Все это происходит в канун семейного праздника – Нового года. Они видят предпраздничный переполох, людей, украшающих свои дома, покупающих разные вкусности и подарки, которые, увы, для них недоступны.

Автор желает продемонстрировать читателям две стороны одной медали: существование сытой, богатой жизни со всеми ее прелестями и убогой нищеты, где труднодоступен даже кусок хлеба.

Анализ рассказа Чудесный доктор Куприна

Двое братьев голодали, в поисках денег и хлеба забрели на богатые улицы, с шикарными домами. Там полный достаток, много магазинов с яркими витринами. На полках – изобилие разных товаров, особенно продуктов. Хозяева домов и владельцы лавок празднично и оригинально украшают здания. Такие детали только подчеркивают холодность, бездушность и жестокость богачей, которые их гонят прочь.

Радикальные решения и обиды

Затаив обиду, мальчишки возвращаются в свой мрачный и сырой подвал. Дома их ожидают такие больные родители и сестры, да и сами они выглядят неважно, в старой, застиранной, практически до дыр одежде. Их отец – бесхарактерный неудачник, так ничем и не смог помочь своим самым близким и родным людям. Проблему он готов решить радикально и просто – покончить с собой.

Семья уже больше года испытывает материальные трудности и вынуждена жить в сыром и мрачном подвале старого дома. Маленький ребенок изнемогает от постоянного голодного крика в кроватке, девочку истощает постоянная температура, на лекарства, чтоб помочь семье – банально нет средств.

Болезни и драматические обстоятельства жизни семейства Мерцаловых

Сам хозяин Мерцалов заболел тифом. Пока болел, его рабочее место занял другой человек. Сбережения семьи, заработанные потом и кровью, ушли на лечение, Мерцаловы вынуждены покинуть дом и переехать в грязный, и очень сырой подвал.

Дети начали болеть, Мать разрывалась между дочерью и крошечным, грудным ребенком. Одна дочка умерла, не выдержав спартанских условий, некоторое время спустя заболела и Машутка.

В поисках денег на оплату лекарств Меркулов обошел город, просил, унижался, но так и не достал денег.

Узнав, что и сыновья тоже остались ни с чем, хозяин семейства уходит. Он бесполезно склоняется по городу, поглощенный смутными и гнусными мыслями, Емельян заходит в общественный сад. Здесь красота и тишина… Мерцалов решает использовать ситуацию не совсем благородно – покончить с собой.

Он практически уже решился, но рядом с ним сел странный старик, в старом пальто из меха и начал разговор с Мерцаловыми о новогодних подарках, которые приобрел для знакомых детей.

Разговор настолько возмутил и взбудоражил главного героя, что постепенно желание убить себя прошло, но осталось горькое возмущение и злоба, которую он выплеснул на незнакомца, грубо упрекнув его в том, что он смеет говорить о подарках, когда его семья умирает с голоду.

Завязывается разговор, незнакомец не обижается на злостные речи Мерцалова и просит рассказать обо всех своих бедах подробно и по порядку. Пожилой человек не обижается ни на грубость Мерцалова, ведет себя спокойно и уверенно. Ввязываясь в словесный конфликт, Мерцалов еще не знает, что это человек – его спаситель и помощник.

Нельзя сказать, что это человек, а имен он и есть «чудесный доктор» – волшебник или как сейчас модно говорить – спонсор. Доктор всего лишь доказательство того, что мир не без добрых людей, главное не отчаиваться и не стесняться просить о помощи. Врач вселил веру и надежду в день завтрашний, помог главному герою собраться с силами как физическими, так и духовными, и таким образом наладить свою нелегкую жизнь.

Приход врача

После чего старик огласил, что он врач, и потребовал провести к больному ребенку. Спустя некоторое время, профессор приходит в сырые и мрачные «апартаменты» Мерцалова. Он осмотрел ребенка и распорядился принести дров и растопить печку. Радостный Емельян благодарит старого врача и желает узнать имя благодетеля, на что получает ответ, что это лишнее и уходит.

У семьи появляется немного денег на еду и дрова, а старик выписывает бесплатный рецепт на лекарства, оставив на старом письменном столе крупные денежные купюры. Мерцаловым удалось прочесть фамилию «Пирогов» на ярлычке пузырька с лекарством.

Жизнь начала налаживаться: мальчиков устроили в гимназию, Мерцаловы со временем сменили жилье на более комфортное. Таким образом, простой врач стал настоящим ангелом хранителем для очень бедной, но не потерявшей человеческий облик как физический, так и духовный, семьи.

Возрождение и налаживание ситуации

Мерцалов находит работу, дети постепенно выздоровели. А с Пироговым Мерцалов встречается еще один раз – на похоронах доктора. Повествование ведется от имени одного из братьев Мерцаловых, которому крупно повезло в жизни стать сотрудником одного из крупных банков. Кстати, рассказал похожую историю А.

Куприну действительно сотрудник крупного банка, утверждая, что все это произошло с ним тридцать лет назад. Рассказ настолько впечатлил автора, что он решил его немного приукрасить и выпустить в свет, заложив туда призыв к доброте, сочувствию и милосердию.

И это у Куприна очень даже получилось, рассказ заполучил огромную популярность среди читателей.

А. Куприн берет свои образы из жизни – такими, как они есть. К примеру, главный герой рассказа Емельян Мерцалов – добрый, образованный, отзывчивый человек, родившийся в семье мещан, но очень слабохарактерный.

Оказавшись в трудных жизненных условиях, он поддался панике и унынию и не знал, как выйти из положения, найти деньги чтоб накормить и спасти от смерти свою семью. Единственный выход, который он видит – просить деньги у знакомых. Не получив ни гроша, Мерцалов решается попрошайничать, но и то у него не получается.

Таким образом, автор желает продемонстрировать обществу «маленького» человека в огромной «машине» жизненного бытия, и только благодаря доброму, чудесному доктору, ему не удалось погибнуть в страшном водовороте событий под названием «жизнь».

А сколько таких людей сломалось… потеряло самоконтроль, покончило с собой, не выдержав жизненных трудностей, сошли с ума или вовсе, опустился на дно общества, употребляя наркотики или спиртные напитки, при этом даже и не попробовав самостоятельно исправить ситуацию.

Да, это не просто, да это опасно и страшно, но как говорит другая пословица, безвыходных положений нет. Иногда, чтоб исправить ситуацию, нужно потерять надежду, или даже совершить глупость, чтоб на тебя обратили внимание и протянули руку помощи. Этого как раз и не учел Мерцалов, он выбрал более легкий путь – просто плыть по течению. Рука помощи врача, в этой ситуации, оказалась как нельзя кстати.

Авторская позиция

Тем не менее, автор не доводит главного героя до крайностей, давая ему шанс с помощью незнакомца, не лишиться того человеческого облика, сохранить жизнь, и не упасть на дно общества.

Но все-таки делает хороший акцент, что основные беды семьи – из-за слабого характера господина. Еще один тонкий намек на то, что свой характер мы воспитываем сами.

Работа над своими недостатками и самоанализ позволяет посмотреть на жизнь по-новому.

Анализ рассказа Чудесный доктор Куприна

Полная противоположность Мерцалову – старый доктор. Он повидал многое: и блеск и нищету, желание жить и нелепую, скорую кончину при этом не потерял моральный облик.

Стал именно той фигурой, которая поделила жизнь Мерцаловых на «до» и «после», как в волшебной сказке, став настоящим добрым чародеем для бедной семьи. Почему это сделал врач? А ведь мог и не сделать добро постороннему.

Читайте также:  Описание местности - сочинение

Это значит, что ни знания, ни работа, ни стабильный, средний доход не испортили его, а свои собственные качества и обязанности врача – на первом месте, невзирая на возраст.

Дорогие любители классической литературы! Предлагаем ознакомиться с образом Николая Алмазова в произведении “Куст сирени” Александра Куприна

Когда врач стал очевидцем чужого горя, он попросту не смог остаться в стороне, он помог чем мог.

Благодаря вмешательству позитивного человека в нужный момент, он излечивает не только изнеможденное болезнью тело маленького ребенка, он как бальзам на души измученным бытом взрослым людям.

Улучшение состояния здоровья детей, оставленные деньги и лекарства постепенно приводит семью к стабильности, становится тем толчком, позволяющим изменить скудную жизнь к лучшему. Благодаря доктору, Беднякам удается выкарабкаться из беды.

Фигура профессора Пирогова и роль доктора в рассказе

Что касается самого профессора Пирогова, так он не был сказочно богатым человеком, который сорил деньгами налево и направо. Об этом свидетельствует поношенная одежда, особенно старая меховая шуба.

А под серьезным, умным лицом скрывалась простодушность, теплота, ласка и любовь к окружающим. Он настоящий профессионал, не нарушающий данную единожды клятву Гиппократа.

Всегда готов помогать людям не только на работе, но и за стенами больницы и даже родного дома, каждый нуждающийся может смело рассчитывать на помощь. Пирогов расценивает свои действия как обязанность, не распространяется о себе, скромничая, не ждет награды взамен проявленного милосердия. А тем, кому он помог преодолеть болезнь – даже не представился, пожелав остаться анонимом.

Образы и символы в произведении «Чудесный доктор»

В рассказе «Чудесный доктор» автор не зря изобразил главные героев простыми людьми, оказавшимися в затруднительном положении.

Даже фамилия «Мерцаловы» наталкивает читателя на то, что надежда на будущее, более благоприятное, чем сегодняшнее, маленьким и светлым огоньком мерцает в душе надежда на улучшения своего морального и материального состояния. В конце текста автор А.

Куприн использует резкий контраст, что позволяет построить образ быстрого, можно даже сказать сказочного перевоплощения.

Символично и то, что действие рассказа происходит в канун новогодних и рождественских праздников.

Автор исключил негативный финал, чтобы произведение принесло радость читателям, возродило сочувствие к тем, кому и в самом деле трудно. Желает пробудить у людей желание к благотворительности, а с помощью поучительного финала, заставило поверить в настоящие сказочные чудеса, в канун праздников.

Анализ рассказа Чудесный доктор Куприна

Название рассказа тоже символичное. Использование слова «чудо» – демонстрирует отношения автора к главному герою. Это скорее характеристика, наивысшая оценка положительным человеческим качествам персонажа.

Что же можно прочесть между строк в рассказе «Чудесный доктор»? Здесь все: автор призывает всех нас, читателей, не забывать, особенно в праздничные дни о существовании людей, которые оказались в сложных жизненных ситуациях.

По-возможности, подать им руку помощи: купить продукты, необходимые вещи, возможно, лекарства. Помочь просто так, от всей души, от чистого сердца, ведь оно того стоит, никто не знает наверняка, что ждет в будущем.

Возможно, придет время смутное, когда помощь понадобится вам, а принцип бумеранга никто не отменял. А если коротко, А. Куприн в рассказе очень широко и подробно расписал заповедь Господню: возлюби ближнего своего, как самого себя.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/aleksandr-kuprin/chudesnyj-doktor.html

Анализ рассказа "Чудесный доктор" Куприна

Рассказ Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор», анализ которого мы проведем, можно назвать одним из самых жизнеутверждающих произведений писателя. В нём раскрываются темы чуда, милосердия, бескорыстного служения людям, веры в счастье и многие другие. Рассмотрим историю написания, кто его главные герои и основные образы.

История создания рассказа

Анализ рассказа Чудесный доктор Куприна

Делая анализ рассказа «Чудесный доктор», невозможно обойти вниманием историю создания произведения. В его основу положены реальные события, которые произошли в детские годы с одним знакомым Куприна – известным банкиром. Едва услышав его трогательное и почти фантастическое повествование, Куприн решил непременно написать рассказ о чудесном докторе и спасённых им людях.

Прототипом самого чудесного доктора является известный хирург Николай Иванович Пирогов, спасший немало жизней.

Жанр, сюжет, характеристика героев

Вначале анализа «Чудесный доктор» посмотрим каков его жанр. Перед нами рождественский рассказ.

Можно кратко перечислить основные признаки этого жанра: действие происходит в рождественский сочельник, главные герои пребывают в состоянии духовного кризиса, подчёркивается контраст между всеобщим ликованием, весёлой рождественской атмосферой и несчастьями и тяжестью на душе героев, случается чудо, появляется чудесный помощник/проводник, благодаря которому возможно возрождение героев, присутствуют элементы фантастики.

Все эти жанровые особенности проявились в сюжете рассказа. Кратко его содержание укладывается в рождественскую схему. Главный герой Мерцалов пребывает в тяжёлом душевном состоянии, подумывая о самоубийстве.

Читатель узнаёт, что весь предыдущий год несчастья сваливались на его семью: вначале он болел брюшным тифом, долго не мог работать, и его уволили. Семья переехала в мрачный подвал, и дети начали болеть, одна дочка умерла, другая лежала в жару и никак не могла поправиться.

Жена ходила на другой конец города в мороз стирать бельё за малые деньги. От тяжёлой работы она заболела, у неё пропало молоко, и нечем было кормить грудного ребёнка.

Если кратко обратиться к сути анализа «Чудесного доктора», то становится ясно, что Куприн хотел донести до читателя важность добра, любви к ближнему и сочувствия.

Почти отчаявшись, Мерцалов со злостью говорит о своих бедах старичку, случайно присевшему рядом с ним на скамейке в парке.

Услышав эту историю, доктор тут же отправляется вместе с Мерцаловым к нему домой, осматривает больных, выписывает лекарство и даёт денег, чтобы его купить. Сделав всё необходимое, доктор ушёл, даже не сказав своего имени и тайком оставив под блюдцем крупную сумму денег.

Позже стало известно, что это был профессор Пирогов. С момента появления чудесного доктора жизнь Мерцаловых изменилась и в семью пришло счастье.

Как видно, анализ «Чудесного доктора» подразумевает обзор сюжета, и можно увидеть, что тема рождественского чуда связана с образом главного героя – человека, сразу же бросившегося на помощь людям, которых он совсем не знал. Бескорыстие, неравнодушие, душевная чуткость – вот главные характеристики этого человека.

Выслушав историю Мерцалова, он мгновенно понимает, что перед ним несчастный, сломленный невзгодами отец семейства, готовый решиться на самый отчаянный шаг. Доктор смог остановить его от поступка, который не только не помог бы семье, но и повлёк бы ещё большие тяготы и несчастья.

Кратко о смысле названия рассказа

Анализ «Чудесного доктора» показывает, что смысл названия рассказа Александра Куприна связан с образом доктора, который сумел понять несчастье ближнего, помочь в беде и чудесным образом изменить всю дальнейшую жизнь Мерцалова и его детей.

Доктор появляется в семье в канун Рождества, поэтому главные герои воспринимают его появление как настоящее чудо. В образе доктора воплощены идеи добра и любви к людям, которые лежат в основе Рождественской философии.

Используйте мысли из этой статьи с анализом «Чудесного доктора», чтобы подготовить сочинение, и надеемся, что теперь вы глубже понимаете это произведение русского классика.

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/analiz-rasskaza-chudesnyy-doktor-kuprina

«Чудесный доктор», анализ рассказа Куприна

Рассказ «Чудесный доктор» был написан Александром Куприным в 1897 году, в то время он жил в Киеве. Первое, на что следует обратить внимание при анализе произведения, — на заявление автора в самом начале, что рассказ «не есть плод досужего вымысла». Всё описанное действительно произошло некоторое время назад в Киеве, и это сразу заставляет читателя иначе воспринимать текст.

Перед декабрьскими праздниками в городе царит весёлая суета, это подчёркивается эпитетами «прекрасные», «сияющие», «праздничные», «весёлый», «нарядные». Беззаботная и сытая жизнь — и ей противопоставляется иная реальность, описанная словами «мрачные», «неосвещённые», «ветхий», «грязный».

Двое мальчиков из обнищавшей семьи Мерцаловых возвращаются с нарядных улиц домой в подвал, где их ждёт мать, больная сестра и голодный младенец. А в городе готовятся к празднику и накрывают богатые столы. Это противопоставление двух разных миров, существующих в одно время и в одном месте, и есть главная проблема рассказа.

А главное действующее лицо — чудесный доктор — объединяет их.

Отец попавшего в беду семейства, Мерцалов, слабый и невезучий человек. В праздничный вечер, не в силах помочь своей семье, он готов бежать от бед, решаясь даже на самоубийство. И в критическую минуту случайно встречает врача, который спасёт больного ребёнка и всё семейство. Это сродни чуду, что подчёркивается в названии рассказа.

Резкие слова отчаявшегося Мерцалова встречают живой человеческий отклик, и доктор сразу же предлагает свою помощь, вместо того чтобы обидеться или проигнорировать чужую беду. Это также похоже на чудо, ведь люди из обеспеченной, праздничной, «другой» жизни не откликались на просьбы Мерцалова о помощи и даже не подавали милостыню.

А чудесный доктор одним своим появлением вселяет бодрость в измученных людей, после назначает лечение больному ребёнку, даёт деньги на необходимую еду и незаметно оставляет на столе крупные кредитные билеты.

И при всём этот не называет даже своего имени, не только не желая выслушивать благодарности, но даже не считая, что должен их выслушать: «Вот ещё пустяки выдумали!..»

И после появления этого необыкновенного человека нищая, неудачная жизнь семьи Мерцаловых входит в благополучное русло. Дети выздоравливают, отец находит место, мальчиков устраивают в гимназию.

Все они попадают в ту, другую, «праздничную» реальность — посредством доброго деяния чудесного доктора. Только истинное, искреннее человеколюбие способно менять нашу жизнь.

Но оно встречается так редко, что считается чудом.

После анализа «Чудесного доктора» обратите внимание и на другие сочинения:

  • «Гранатовый браслет», анализ рассказа
  • «Олеся», анализ повести Куприна
  • «Куст сирени», анализ рассказа Куприна
  • Александр Иванович Куприн, биография
  • «Поединок», анализ повести Куприна
  • «Белый пудель», анализ рассказа Куприна
  • «Тапёр», анализ рассказа Куприна
  • «Слон», анализ рассказа Куприна
  • «Суламифь», анализ повести Куприна
  • «Allez!», анализ рассказа Куприна
  • «Яма», анализ повести Куприна
  • «Молох», анализ повести Куприна
  • «Изумруд», анализ рассказа Куприна
  • Образ Ивана Тимофеевича в повести Куприна «Олеся»

По писателю: Куприн Александр Иванович

Источник: https://goldlit.ru/kuprin/181-chudesnii-doktor

Смысл рассказа Куприна — "Чудесный доктор"

«Чудесный доктор» — удивительный рассказ, трогающий до глубины души, написанный А.И. Куприным. Является одним из тех произведений, в котором показана и суровая реальность, и самое настоящее чудо. Здесь очень хорошо раскрывается тема милосердия, сострадания, любви и доброты.

В данной статье мы подробнее рассмотрим и проанализируем сюжет, заголовок рассказа и его концовку.

Смысл названия книги «Чудесный доктор»

Чудесный доктор. Когда видишь такие слова, первым делом невольно представляешь добродушное улыбающееся лицо пожилого человека, всю свою жизнь посвятившего тому, чтобы спасать человеческие жизни.

Светлая, добрая атмосфера любви к людям и понимания.

Сперва мы ведь даже не можем допустить мысль о том, что вначале увидим страшную картину: бедная семья, живущая в подвале, больные и голодные дети, полная нищета, холод, мрак…

И только врач Николай Иванович Пирогов, чудесный доктор, который случайно увидел отца семейства, одиноко сидевшего в саду, спасает их. Причём он не только помогает лечить малышку, он приносит в отчаявшуюся семью действительно самое настоящее чудо.

Ведь после его визита всё стало у Мерцаловых постепенно налаживаться, и только благодаря встрече с этим удивительным человеком. Только чудесный доктор смог направить их по истинному пути своей искренностью и добротой.

Читайте также:  Сочинение на что способен человек ради любви

В этом и заключён смысл названия рассказа.

Смысл произведения «Чудесный доктор»

Повествование начинается с красочной картины предновогоднего вечера.

Казалось бы, что может испортить этот яркий и весёлый праздник? Даже ребята, двое братьев, на время забывают о том страшном страдании, свалившемся камнем на их семью, и радуются той красоте, которая сверкает не для них.

Сердца ребятишек, полные некоторой наивности и восторга, остаются детскими несмотря ни на что. Но далее читатель видит то, о чём мы уже упомянули выше.

В каких нечеловеческих условиях вынуждены жить люди, вынуждены жить дети! Но стоит заметить деталь: никто из них не озлоблен, все эмоционально поддерживают друг друга, поскольку понимают, что семья-это всё, что у них осталось. Одного ребёнка они уже потеряли… Наверняка в сердце матери эта боль режет сильнее, чем остальных. Но её мужество не может не восхищать.

Отец не выдерживает того, что не в состоянии спасти своих родных, и его посещают мысли о самоубийстве. Грех, отчаяние, бегство в пустоту от проблем… Мы не можем его упрекать, как не можем и оправдывать.

Эта история закончилась бы иначе, если бы в ту ночь отца случайно не заметил Николай Иванович Пирогов, доктор, откликнувшийся на беду, спасший больную Машутку, давший средства на лечение и много чего ещё.

Но помимо всего этого он дал семье Мерцаловых самое главное — надежду и веру. Этим автор показывает, что никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя отступать, отчаиваться, сдаваться.

Даже если абсолютно всё кажется пустым и безнадёжным, нельзя позволять тьме и мрачным умыслам овладеть сердцем.

А также наглядно показано то, что в мире богатых и обеспеченных существует равнодушие и безразличие к тому, что в такой праздник кому-то приходится очень и очень нелегко. Но самая главная мысль рассказа заключается в том, что на свете ещё живут очень добрые и отзывчивые люди, способные творить настоящие чудеса своим человеколюбием и состраданием.

Вся эта история удивительна вдвойне, ведь такое произошло именно в Сочельник, время, когда все мечты сбываются. А сбываются они благодаря тому добру, которое совершают люди, умеющие открывать своё сердце и дарить любовь ближним…

Смысл финала

Всё заканчивается хорошо, как в старой доброй сказке, добро побеждает зло.

После встречи с чудесным доктором, который словно ангел-хранитель спас погибающую семью, всё постепенно стало налаживаться.

Во всём этом заключена одна простая истина — всегда будь готов протянуть руку помощи и будь милосерден. В рассказе прослеживается христианская заповедь: «Возлюби ближнего своего, как самого себя».

Но даже в таком светлом завершении истории есть печальные строки о том, как один из младших членов семьи, будучи уже взрослым, видел похороны великого врача. Его больше нет, но та помощь, которую он оказывал, то удивительное добро, которое он творил на протяжении всей своей жизни, будет вечно жить в сердцах благодарных людей.

Источник: https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/smysl-rasskaza-kuprina-chudesnyj-doktor/

Урок по рассказу А. Куприна «Чудесный доктор»

  • Тема: Спешите делать добрые дела.
  • (УРОК ПО РАССКАЗУ А.КУПРИНА «ЧУДЕСНЫЙ ДОКТОР»)
  • Цели: продолжить разговор о гуманности, привлекая внимание учащихся к поступкам исторических личностей, расширить представление о композиции эпического произведения малой формы.
  • Ход урока
  • Нравственная задача:

Сейчас к нам придёт волшебница и подарит волшебный цветок. На нём будет один лепесток. Вы можете загадать только одно желание. Запишите на нём своё желание. Помните: у вас только один лепесток.

Вопросы для обсуждения:

    • Какое желание, на ваш взгляд, было самым важным?
    • Какие дела можно назвать добрыми?

А обязательно ли иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела?

Достаточно иметь доброе сердце. И не ждать, когда тебя об этом попросят.

  1. Добро бескорыстно
  2. Слово учителя
  3. Жизнь людей на земле – и взрослых, и детей – на протяжении всей истории человечества не была простой.

Безработица, отсутствие средств к существованию, болезни, невозможность ничем помочь самым близким людям… И тогда у человека опускаются руки. Им овладевает отчаяние. И потому помощь, которая (к сожалению, далеко не всегда) приходит в критический момент, воспринимается как чудо…

Сегодня мы обсудим такой рассказ, а называется он «Чудесный доктор». Написал его Александр Иванович Куприн в 1987 году.

  • Подготовка к восприятию текста
  • Подберите однокоренные слова к слову «чудесный».
  • (чудо, чудак, чудаковатый, чудачество, чудачка, чудесно, чудик, чудить, чудиться, чудище, чудной, чудный )
  • Как вы понимаете значение слова «чудесный»?
  • Познакомьтесь со словарными определениями этого слова.
  • Чудесный – 1) Являющийся чудом, сверхъестественный, волшебный.
  • 2) Проникнутый фнтастикой, полный чудес; удивительный, необычный.
  • 3) Чудный, замечательный
  • Словарная работа:
  • милосердие
  • сострадание
  • сочувствие
  • сопереживание
  • помощь
  • бескорыстие
  • Равнодушие
  • Жестокость
  • Насилие
  • Злонамеренность
  • Враждебность
  • Корысть

Милосердие – сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку; противоположность М. – равнодушие, жестокосердие, злонамеренность, враждебность, насилие.

Сострадание — одно из основных нравственных переживаний человека. Участие в страданиях другого существа (животного, человека) рождает желание помочь ему.

По ходу урока ввести лексику:

  1. Доброта
  2. Отчаяние
  3. Трагическая ситуация
  4. Счастливое разрешение
  5. Внимательный к нуждам людей
  6. Добро бескорыстно
  • Помочь нуждающемуся человеку
  • Равнодушный и безразличный к страданиям детей город
  • Чудо не только сострадание, но и действенная помощь
  • Нужно, чтобы о ком-нибудь болело сердце

Работа по тексту

1. В какое время года происходит действие рассказа?

(Зимой, перед Рождеством или Новым годом: можно было увидеть сквозь окна «елку, которая издали казалась громадной гроздью ярких, сияющих пятен, иногда они слышали даже звуки веселой польки», «праздничное оживление толпы», «смеющиеся лица нарядных дам»…) Чем вы можете объяснить впечатление, которое произвела «великолепная выставка» витрины на мальчиков?

2. Как вы относитесь к праздникам? Какие чувства испытываете при их приближении? Может ли семья Мерцалова надеяться на сюрпризы, подарки в праздничные дни?

3. Как в рассказе передается царившая в доме Мерцаловых атмосфера? Приведите примеры из текста.

(Описание дома при помощи эпитетов и метафор: «ветхий дом», «подземелье», «закоптелые, плачущие от сырости стены», «ужасный запах керосинового чада, детского грязного белья и крыс», «душная, промозглая комната», «грязная широкая постель». Передача чувств героев: «давно успели привыкнуть… к настоящему запаху нищеты», «их маленькие детские сердца сжались от острого, недетского страдания».

Описание состояния героев: «дыхание было коротко и затруднительно», «глаза смотрели пристально и бесцельно», «кричал, морщась, надрываясь и захлебываясь, грудной ребенок»

Портретная характеристика героев: «худая женщина с изможденным, усталым, точно почерневшим от горя лицом», «встревоженное лицо» и т.д

Речевая характеристика героев: «спросила… отрывисто и нетерпеливо», «тревожно спросила», «хрипло ответил» и т.д.)

4. Восстановите в хронологическом порядке то, что произошло с семьей Мерцалова.

(В рассказе Куприна есть повествовательная рамка – в начале и в конце произведения. Рассказ выросшего Гриши дается в изложении автора-рассказчика. Роль этой повествовательной рамки – подчеркнуть достоверность услышанного от собеседника. Важно указать, что в рассказе описывается то, что произошло в течение одного дня.)

5. Чем объясняли свой отказ те, к кому Мерцалов обращался за помощью?

(«Но все отговаривались или праздничными хлопотами, или неимением денег… Иные, как, например, швейцар бывшего патрона, просто-напросто гнали просителей с крыльца».)

Перечислите способы, с помощью которых Мерцалов пробовал достать денег.

6. В каком состоянии был Мерцалов накануне встречи с незнакомцем?

  1. (Им овладело отчаяние, потому что ему неоткуда было ждать помощи, он не мог рассчитывать на сострадание окружающих.)
  2. 7. Как вы понимаете высказывание современного ученого Ильи Шевелева:
  3. «Чем жизнь тяжелее, тем одни люди становятся черствее, а другие – милосерднее»?
  4. К кому из персонажей рассказа вы могли бы применить эти слова?

8. Почему незнакомец присел на скамейку рядом с Мерцаловым?

Почему он не ушел после «озлобленных криков» Мерцалова?

9. Почему незнакомец, уходя от Мерцаловых, не назвал своего имени? Почему не дал деньги открыто?

10. Самостоятельная работа учащихся.

Определите, как в тексте проявляются оттенки значения слова «чудесный».

1. Что было «чудесного» в поступках незнакомца?

2. Знаете ли вы что-нибудь о Николае Ивановиче Пирогове

Индивидуальное задание

О деятельности Н.И. Пирогова, связанной с православными попечительными обществами и преподаванием.

Николай Иванович Пирогов (1810–1881) – хирург, анатом, педагог, общественный деятель, основоположник военно-полевой хирургии; способствовал подготовке сестер милосердия Крестовоздвиженской общины в России в период военных действий в Крыму в 1853–1856 годах. Позднее, в 1867 году, это движение оформилось в Российское общество попечения о раненых и больных воинах, переименованное в 1879 году в Российское общество Красного Креста (РОКК).

Н.И. Пирогов работал преподавателем – консультантом в Свято-Троицкой общине сестер милосердия община занималась попечением бедных больных, утешением скорбящих, приведением на истинный путь, страдающих пороками людей, воспитанием беспризорных детей и исправлением детей с дурными наклонностями.

В самом начале Крымской войны в Петербурге была утверждена Крестовоздвиженская община. Это было первое в мире женское медицинское формирование по оказанию помощи раненым на поле боя. Руководить деятельностью сестер в Крыму было поручено Н.И. Пирогову. Он писал:

“Доказано уже опытом, что никто лучше женщин не может сочувстовать страданиям больного и окружать его попечениями, не известными и, так сказать, не свойственными мужчинами”.

В это время Н.И. Пирогов писал своей жене: “… подумай, мы живем на земле не для себя только”. Принцип этот “жить не только для себя” считал основной сестринского милосердия. Позднее в одном из писем Е.М.

Бакуниной он заметил, что больных и раненых “мы не делим на своих и чужих”. В 1867 году образовано было новое общество попечения о больных, оно получило название Красного Креста. Н.И.

Пирогов принимал участие в его деятельности.

С 1866 года жил в своем имении с. Вишня (ныне с. Пирогово, около г. Винницы) почти безвыездно В 1897 в Москве Пирогову был воздвигнут памятник.

  • Вспоминаем, что мы знаем о жанре Святочного рассказа:
  • Описание чудесных событий, которые предопределяют душевное прозрение или перерождение героя.
  • Счастливая развязка.
  • Ведущий мотив рождественских рассказов – милосердие и сочувствие к ребенку.
  • Строгое разделение добра и зла.
  • Сведения услышаны или пережиты автором
  • Докажите, что «Чудесный доктор» святочный рассказ
  • · Действие рассказа происходит в сочельник.

· В начале рассказа описываются беды, обрушившиеся на семью Мерцаловых, а затем при встрече с профессором Пироговым все неприятности стали отступать. Происходит чудо. Даже сам рассказ называется «Чудесный доктор»

· Профессор явил добродетель милосердия. Спас Мерцалова от самоубийства.

· В рассказе дана установка на истинность происходящего. Поведанное нам вкладывается в уста Григория Емельяновича Мерцалова, который в описанный Куприным Сочельник проливал слезы в закоптелый чугунок с пустым борщом. И в подзаголовке автор приписал «истинное происшествие».

Особенности композиции

Рамочная.. Рассказ в рассказе.

Подведение итогов

Прочитай высказывания, выбери то, которое заключает главную мысль произведения и прокомментируй его.

  • Никто из нас не имеет права пройти мимо страданий, за которые мы, собственно, не несем ответственности, и не предотвратить их. А.Швейцер
  • За дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком, постоянно стучать и напоминать, что есть несчастные и что после непродолжительного счастья наступает несчастье. А.Чехов
  • Высушить одну слезу — больше доблести, чем пролить целое море крови.

Дж.Байрон

Источник: https://oneschool.ru/urok-po-rasskazu-a-kuprina-chudesnyj-doktor/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector