Сочинение два портрета пушкина: кипренского и тропинина

Слайд 1Сочинение Два портрета Пушкина: Кипренского и ТропининаОписание слайда:

Сочинение по картинам О.А.Кипренского
и В.И.Тропинина
«Портрет А.С.Пушкина». Сопоставительная характеристика портретов. Урок русского языка в 9 классе

Слайд 2Сочинение Два портрета Пушкина: Кипренского и ТропининаОписание слайда:

Цели урока: Учиться давать сопоставительную характеристику двух картин. Подготовиться к написанию сочинения – сравнительной характеристики по картинам О.А.Кипренского и В.И.Тропинина «Портрет А.С.Пушкина».

Слайд 3Сочинение Два портрета Пушкина: Кипренского и ТропининаОписание слайда:

Задачи урока: Узнать историю написания портретов Пушкина, созданных В.И. Тропининым и О.А.Кипренским. Увидеть художественные особенности каждой картины. Сравнить эти портреты Пушкина, дать их сопоставительную характеристику. Отработать умение использовать в письменной речи сложные предложения и расставлять в них знаки препинания.

Слайд 4Сочинение Два портрета Пушкина: Кипренского и ТропининаОписание слайда:

Портрет Портрет

Слайд 5Сочинение Два портрета Пушкина: Кипренского и ТропининаОписание слайда:

Портреты А.С.Пушкина Пушкин не любил позировать художникам, шутливо ссылаясь на «арапское безобразие». Поэтому так мало сделанных с натуры портретов поэта. Зато в 1827 году появилось сразу два таких портрета, и оба из них считаются лучшими изображениями Пушкина. Один из них принадлежит кисти Ореста Кипренского, а другой – Василию Тропинину.

Слайд 6Сочинение Два портрета Пушкина: Кипренского и ТропининаОписание слайда:

1827 год в биографии А.С.Пушкина В 1826 году Пушкин вернулся из Михайловской ссылки. Закончилось следствие по делу декабристов. По указанию Николая I Пушкина препровождают в Москву. Состоялась встреча Пушкина с императором.

После долгой беседы государь поступил гуманно: освободил Пушкина из ссылки, выразил желание видеть его при дворе и фактически освободил от цензуры, пообещав лично быть его цензором. Зиму 1826 — 1827 гг. Пушкин провел главным образом в Москве.

Москвичи приняли его с распростертыми объятиями как величайшего поэта. В мае 1827 года Пушкину дозволено было ехать в Петербург, и он поспешил воспользоваться позволением. К осени он, «почуя рифмы», уехал в Михайловское. Там он начал исторический роман «Арап Петра Великого».

Вот в это время, в 1827 году, и появляются два самых знаменитых портрета А.С.Пушкина.

Слайд 7Сочинение Два портрета Пушкина: Кипренского и ТропининаОписание слайда:

Василий Андреевич Тропинин Василий Андреевич Тропинин (1776 – 1857) «Портрет А.С.Пушкина». 1827 год. Москва, Государственный музей А.С.Пушкина

Слайд 8Сочинение Два портрета Пушкина: Кипренского и ТропининаОписание слайда:

Портрет Тропинину заказал сам Пушкин и поднес его в качестве подарка своему приятелю Сергею Александровичу Соболевскому, который очень хотел иметь портрет поэта. Портрет Тропинину заказал сам Пушкин и поднес его в качестве подарка своему приятелю Сергею Александровичу Соболевскому, который очень хотел иметь портрет поэта. Выбор художника не случаен.

Василий Андреевич Тропинин был популярен в московских кругах как отличный портретист. На картине Пушкин сидит, опершись о стол. Фигура поэта развернута на зрителя, спокойное и сосредоточенное лицо дано в легком повороте. Рука, украшенная любимым «мистическим» перстнем, лежит на листах рукописи, что указывает на то, что перед нами – портрет поэта.

Мы видим Пушкина в естественной и непринуждённой позе, в халате, в расстегнутой рубашке и с небрежно повязанным шарфом. Это не случайно: художник хотел изобразить поэта не в официальной, а в домашней обстановке. Однако эти внешние атрибуты «домашности» не помешали Тропинину показать Пушкина как вдохновенного поэта.

Фон и одежда поэта на картине объединены общим тоном, на котором выделяется лицо – самое яркое красочное пятно картины и одновременно её композиционный центр.

Вот мнение современника, писателя, историка и журналиста Николая Полевого: «Сходство портрета с подлинником поразительно, хотя нам кажется, что художник не смог совершенно схватить быстроты взгляда и живого выражения лица поэта».

Слайд 9Сочинение Два портрета Пушкина: Кипренского и ТропининаОписание слайда:

Орест Адамович Кипренский Орест Адамович Кипренский (1782 – 1836) «Портрет А.С.Пушкина». 1827 год Москва, Государственная Третьяковская галерея

Слайд 10Сочинение Два портрета Пушкина: Кипренского и ТропининаОписание слайда:

Через несколько месяцев после завершения Тропининым пушкинского портрета, в июне 1827 года, Антон Дельвиг заказывает изображение Пушкина Оресту Адамовичу Кипренскому.

Через несколько месяцев после завершения Тропининым пушкинского портрета, в июне 1827 года, Антон Дельвиг заказывает изображение Пушкина Оресту Адамовичу Кипренскому.

Дельвигу хотелось иметь самый лучший портрет своего близкого товарища с лицейских лет, и он остановил свой выбор на прославленном живописце. Пушкин, приехав из Москвы в Петербург, позировал Кипренскому в мастерской художника.

Слайд 11Описание слайда:

Кипренский стремился запечатлеть творческую личность, создать возвышенный образ поэта. Кипренский стремился запечатлеть творческую личность, создать возвышенный образ поэта. Портрет наполнен внутренней динамикой, которая выражена энергичной «наполеоновской» позой со скрещенными руками на груди.

Через плечо эффектно перекинут шотландский клетчатый шарф. Эта деталь усиливает романтическое звучание всей композиции, вызывая ассоциации с поэзией Джорджа Байрона и романами Вальтера Скотта – английских писателей-романтиков. Весь облик поэта лишён небрежности, обыденности.

Чтобы подчеркнуть тему творчества, Дельвиг попросил художника изобразить на картине фигуру музы. В глубине портрета Кипренский поместил подставку, а на ней бронзовую статуэтку музы лирической поэзии Эрато с лирой в руке. Лицо поэта мягко выделено светом. Другое светлое пятно на картине – пальцы. К.Г.

Паустовский писал: «Глазам художник сообщил почти недоступную человеку чистоту, блеск и спокойствие, а пальцам поэта придал нервическую тонкость и силу.»

Слайд 12Описание слайда:

Сам Пушкин высоко ценил работу Кипренского. Увидев картину, он откликнулся экспромтом: Сам Пушкин высоко ценил работу Кипренского.

Увидев картину, он откликнулся экспромтом: «Любимец моды легкокрылой, Хоть не британец, не француз, Ты вновь создал, волшебник милый, Меня, питомца чистых муз, — И я смеюся над могилой, Ушед навек от смертных уз. Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит.» Позже Дельвиг заказал художнику Н.И.

Уткину гравюру с портрета Кипренского. Отец поэта уже после смерти сына сказал: «Лучший портрет сына моего есть тот, который написан Кипренским и гравирован Уткиным».

Слайд 13Описание слайда:

Возможное начало сочинения Пушкин не любил позировать художникам шутливо ссылаясь на «арапское безобразие» поэтому так мало сделанных с натуры портретов поэта. Зато в 1827 году появилось сразу два таких портрета и оба из них считаются лучшими изображениями Пушкина один из них принадлежит кисти Ореста Кипренского а другой Василию Тропинину.

Слайд 14Описание слайда:

Проверьте себя: Пушкин не любил позировать художникам, шутливо ссылаясь на «арапское безобразие», поэтому так мало сделанных с натуры портретов поэта. Зато в 1827 году появилось сразу два таких портрета, и оба из них считаются лучшими изображениями Пушкина: один из них принадлежит кисти Ореста Кипренского, а другой – Василию Тропинину.

Слайд 15Слайд 16Описание слайда:

Сравнительная характеристика двух портретов А.С.

Пушкина (отвечая на вопросы, делайте записи в таблице) Ответим на следующие вопросы: В какой обстановке изображён поэт? Какова его поза, жесты? Как изображено его лицо (глаза, губы)? Как одет поэт? Что ещё, кроме фигуры поэта, есть на картине? С какой целью они изображены? Каков колорит картины? Какие цвета использовал художник? Каков был замысел картины, сумел ли художник его воплотить? Каково отношение современников Пушкина и самого поэта к портрету?

Слайд 17Описание слайда:

Сравнительная характеристика портретов А.С.Пушкина

Слайд 18Описание слайда:

Сравнительная характеристика
двух картин. Используя информацию, с которой вы познакомились на уроке,
текст упражнений 205 и 238, раздаточный материал, заполните таблицу.

Слайд 19Описание слайда:

Домашнее задание Заполнить таблицу. Написать черновик сочинения – сопоставительной характеристики двух портретов А.С.Пушкина.

Слайд 20Описание слайда:

Использованные источники: Зельманова Л.М., Колокольцев Е.Н. Развитие речи: Русский язык и литература. Произведения изобразительного искусства.8 – 9 классы. – М.: Дрофа, 1999. – с. 34 – 36 Головина Л. Два хрестоматийных портрета // Юный художник. – 1999, N 4. — с. 5-7. Личные вещи А.С.Пушкина http://www.museumpushkin.ru/archive/?id=33&c=3 Пелевин Ю.А. Тропинин, Василий Андреевич. Портрет А.С. Пушкина. 1827. Всесоюзный музей А.С. Пушкина. http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=18702&cat_ob_no Перстень Пушкина http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E5%F0%F1%F2%E5%ED%FC_%CF%F3%F8%EA%E8%ED%E0 Пушкин в портретах Тропинина и Кипренского. http://www.abc-people.com/typework/paint/iskus-n-119.htm

Источник: https://mypresentation.ru/presentation/sochinenie-po-kartinam-oakiprenskogo-i-vitropinina-portret-aspushkina-sopostavitelnaya-xarakteristika-portretov-urok-russ

Пушкин А.С.: два портрета

Если мать Пушкина, Надежду Осиповну, называли «прекрасной креолкой», то внешность самого Поэта вызывала, скорее недоумение. При этом надо понимать, что наше восприятие внешности Пушкина продиктовано тем, что мы с ней постоянно сталкиваемся с детства.

Это второй из двух моих материалов, написанных специально для РИА Новости Украина к 221-годовщине со дня смерти А.С. Пушкина. Первый материал.

О внешности

Вообще прижизненных портретов А.С. Пушкина довольно много, однако таких, которые бы удовлетворяли вкус современников, очень мало. Причин этого две.

Во-первых, Александр Сергеевич был человеком очень подвижным. Ему было не интересно позировать и художником буквально приходилось гоняться за моделью. При этом «схватить» его мимику было трудно.

Во-вторых, Поэт отличался критичностью к своей внешности – «сущий бес в проказах, сущая обезьяна лицом», так писал он о себе в одном из ранних стихотворений.

Если мать Пушкина, Надежду Осиповну, называли «прекрасной креолкой», то внешность самого Поэта вызывала, скорее недоумение. При этом надо понимать, что наше восприятие внешности Пушкина продиктовано тем, что мы с ней постоянно сталкиваемся с детства и воспринимаем как норму.

Самого же Пушкина выручала только живость характера и рано пришедшая слава, которые естественно делали его центром почти любой компании.

Об авторах

Так получилось, что в один и тот же 1827 год заказы на портрет Пушкина получили два портретиста №1 в Российской Империи – Орест Кипренский в Петербурге и Василий Тропинин в Москве.

Орест Адамович Кипренский (1782-1836) в начале XIX века считался портретистом №1.

Сочинение Два портрета Пушкина: Кипренского и ТропининаОрест Адамович Кипренский

Кипренский — внебрачный сын помещика А.С. Дьяконова, по документам был записан в семью крепостного Адама Швальбе.

Получив вольную, в 1788 году был зачислен в Воспитательное училище при Петербургской Академии художеств под фамилией Кипренский. Учился в академии до 1803 года. Жил в Москве (1809 год), Твери (1811 год), Петербурге (1812, 1823-1828), а в 1816-1822 и с 1828 года — в Риме и Неаполе.

Первая получившая известность его картина — «Портрет А.К. Швальбе» (1804), вызвала некоторый скандал — в Италии работу приняли за творение Рембрандта…

Кисти Кипренского принадлежат портреты многих знаменитых людей своего времени, в частности — В. Жуковского, К. Батюшкова и, конечно, Пушкина.

В июле 1836 года, за три месяца до своей смерти, Кипренский женится на Анне-Марии Фалькуччи, которую он любил в течение почти 20 лет (ее детский портрет был написан Кипренским в 1819 году). Для этого ему пришлось принять католичество. Дочь художника Клотильда родилась уже после его смерти.

  Столетие писателя Булгакова

Умер в Риме от воспаления легких.

Василий Андреевич Тропинин (1776-1857) родился он в семье крепостных графа Антона Миниха, потом село перешло в виде приданного к генералу Ираклию Моркову.

Сочинение Два портрета Пушкина: Кипренского и ТропининаВасилий Андреевич Тропинин

В.А. Тропинин рисовал портреты с детства, около 1798 года был передан на обучение кондитеру в Петербург (вероятно сыграло роль то, что его отец был старостой). Был замечен двоюродным братом Моркова, который настоял, чтобы художник-самоучка прошел обучение в Академии художеств.

Тропинин дважды занял первое место в конкурсах Академии и, по сложившейся традиции, должен был получить вольную.

Владелец, однако, рассудил по другому — в 1804 году Тропинин был оправлен в малороссийское имение Кукавка (сейчас — Могилев-Подольский район Винницкой области). Там он стал одновременно слугой, пастухом, архитектором и художником графа. Женился на вольной поселянке, но хозяин, вместо того, чтобы освободить Тропинина, обратил в крепость его жену.

Читайте также:  Сочинение что такое "обломовщина"?

Интересно, что сам Тропинин никаких претензий (на словах, по крайней мере) к хозяину не имел, считая, что именно Малороссия сделала его большим художником.

В 1821 году он переселяется в Москву, а в 1823 году получает вольную. В 1824 году получает звание академика.

В отличие от другого малоросса — Т.Г. Шевченко, от радости не ошалел. Не смотря на более чем сомнительный круг общения ни в каких недозволенных движения участия не принимал, но активно занимался просветительской деятельностью.

Всего он написал свыше 3000 портретов, в том числе один из двух наиболее удачных портретов Пушкина.

Биографии художников наглядно свидетельствуют, что при всех недостатках Российской Империи социальные лифты в ней худо-бедно работали. Даже для крепостных. Конечно, далеко не всякий талантливый человек мог подняться наверх, но, положа руку на сердце. Разве когда-то было иначе?

Кипренский

У портретистов были разные заказчики и разные подходы.

Тропинин писал портрет по заказу Пушкина для его друга и старался изобразить самого Пушкина — как личность. Кипренский писал для лицейского друга Пушкина барона Антона Дельвига, и старался изобразить романтического Поэта — любимца Муз.

Пушкин позировал Кипренскому в июне-июле 1827 года в дворце Шереметевых на Фонтанке в Петербурге.

Сочинение Два портрета Пушкина: Кипренского и Тропинина

Впервые картина экспонировалась на выставке Академии художеств в том же году. Интересно, что впоследствии поэта узнавали по этому портрету.

Кипренский выбрал статичную композицию, напоминающую античные бюсты, сравнивая Пушкина с великими поэтами прошлого. Напряженная «наполеоновская» поза, взгляд, направленный мимо зрителя в бесконечную даль, придают фигуре поэта некоторую монументальность. Фон вокруг головы слегка высветлен, образуя свечение, подобное нимбу.

При этом Поэт «как денди лондонский одет» (за что Кипренскому потом доставалось от критиков, например — от Карла Брюллова).

  Идеологическая кинодиверсия от пана Вятровича

Из деталей портрета обращают на себя внимание:

  • наброшенный на плечо клетчатый шотландский плед (или плащ), отсылающий зрителя к образу Байрона — важного персонажа пушкинского мировоззрения и пушкинской поэзии (даже при том, что сам Пушкин уверенно дрейфовал от романтизма к реализму).
  • присутствующая на заднем плане скульптура изображает Музу, к которой поэт как бы прислушивается (голова повернута именно в эту сторону). На этой детали настоял Дельвиг.
  • бросаются в глаза длинные, ухоженные ногти поэта: «Быть можно дельным человеком / И думать о красе ногтей».

Многие критиковали портрет за нехарактерное для Пушкина спокойствие, отсутствие динамизма (этот недостаток отсутствовал в картине Тропинина). Другие обращали внимание на сглаженность африканских, ганнибалловских черт, его чрезмерную идеализацию.

  • Сам герой ответил Кипренскому стихотворением:
  • Любимец моды легкокрылой,
  • Хоть не британец, не француз,
  • Ты вновь создал, волшебник милый,
  • Меня, питомца чистых муз, —
  • И я смеюся над могилой,
  • Ушед навек от смертных уз.
  • Себя как в зеркале я вижу,
  • Но это зеркало мне льстит.
  • Оно гласит, что не унижу
  • Пристрастья важных аонид.
  • Так Риму, Дрездену, Парижу
  • Известен впредь мой будет вид.

После смерти Дельвига в 1831 году Пушкин купил портрет у его вдовы, Софьи Михайловны. На последней квартире Пушкина на Мойке работа Кипренского висела на видном месте. После смерти поэта картина хранилась у Н. Пушкиной, а от неё перешла к сыну Александру.

Сейчас картина экспонируется в Третьяковской галерее. Копия, сделанная Николаем Ге, — в московском Государственном музее А.С. Пушкина.

Тропинин

Пушкин Тропинина похож на себя в значительно большей степени (это легко понять, сравнив портреты с посмертной маской). Причем художнику удалось передать не только внешность, считавшуюся неприятной, но и характер.

Сочинение Два портрета Пушкина: Кипренского и Тропинина

У Тропинина Александр Сергеевич по-домашнему растрепан, непринужденно свободен и расслаблен (это обычная тропининская манера — его называли «халатным художником»). При этом, сделав акцент на его лице и выдвинутой руке, художник добился ощущения энергии. Кажется, расслабленный поэт сейчас передумает, встанет и уйдет — редактировать рукопись, лежащую перед ним на столе).

Важный элемент одежды — халат. Во времена оны он считался не только удобной одеждой, но и символом свободомыслия. Из-под его халата виднеется ворот белой рубахи, а на шее небрежно повязан платок.

Кольцо на указательном пальце представляет собой золотую витую печатку с восьмиугольным сердоликом темно-красного цвета — это подарок Елизаветы Воронцовой. Считается, что именно этому предмету посвящено стихотворение «Храни меня, мой талисман».

После гибели Пушкина кольцо побывало у многих писателей, в том числе у Василия Жуковского и Ивана Тургенева.

Последний завещал его Льву Толстому, но Полина Виардо передала кольцо в Пушкинский музей Александровского лицея, откуда потом оно и пропало бесследно после пожара в 1917 году.

На большом пальце поэта еще один перстень с изумрудом квадратной формы, происхождение которого не известно. Вдова Пушкина Наталья Николаевна подарила его сначала Владимиру Далю, затем перстень хранился у президента Императорской Академии великого князя Константина Константиновича. В 1915 году из Академии его передали в Пушкинский дом, а оттуда в 1953 — в Музей Пушкина на Мойке.

Портрет был написан художником с натуры в 1827 году, однако относительно того, кто был заказчиком картины, до сих пор нет единого мнения.

Согласно одной версии, портрет был заказан Тропинину другом Пушкина Сергеем Александровичем Соболевским, которому хотелось иметь изображение поэта таким, «как он бывал чаще, не приглаженным и припомаженным».

Соболевский — известный в свое время филолог, библиофил и библиограф. В Благородном пансионе он учился вместе с младшим братом поэта Львом Пушкиным, а преподавал у него Кюхельбекер. Он готовил к изданию ряд произведений Пушкина и был близок к нему настолько, что поэт некоторое время жил в его доме на Собачьей площадке. Именно там Тропинин и сделал первый эскиз.

Другая версия (сейчас, как я понимаю, официальная) гласит, что Пушкин сам заказал этот портрет для Соболевского, «и поднес его, в виде сюрприза, с разными фарсами».

Соболевский, отдал портрет для копирования Авдотье Петровне Елагиной. Уменьшенная копия портрета была закончена в конце августа 1827 года, чтобы легче было «возить оную с собой за границей». Уезжая за границу в 1828 году, Сергей Соболевский оставил на хранение Елагиной тропининский оригинал портрета Пушкина.

Когда же через пять лет он вернулся в Россию, то обнаружил, что портрет исчез, а вместо него в раме присутствовала весьма скверная копия (другая версия — портрет был выслан ему за границу, но был подменен по дороге; мне обе версии кажутся странными — не представляю, как картина могла пропасть у Елагиной, и зачем надо было подменять портрет в посылке).

В 1850-х годах оригинал нашелся в лавке торговца картинами, где на него обратил внимание князь Оболенский. После того, как Тропинин узнал и подтвердил свою работу, Оболенский приобрел картину за 50 рублей (Пушкину она стоила 350).

В 1909 году наследники Оболенского продали портрет в собрание Третьяковской галереи, откуда потом его перенаправили в Ленинград – в Пушкинский дом. С 1953 года портрет числится в собрании мемориального музея-квартиры А. С. Пушкина, что на Мойке, 12.

РИА Новости Украина

Источник: http://stoyakin.org.ua/2017/04/pushkin-a-s-dva-portreta/

Портреты А.С.Пушкина. Кипренский О.А. Тропинин В.А

         В 1827 году известные русские художники Орест Адамович Кипренский и Василий Андреевич Тропинин писалиСочинение Два портрета Пушкина: Кипренского и Тропининапортреты Александра Сергеевича Пушкина. Оба создавали портреты с натуры. Тема портретов: Пушкин – поэт.        Образ поэта, созданный Кипренским, более торжественный, отличается приподнятостью, большей силой обобщения, а Пушкин Тропинина более прост, понятен. Тропинин и Кипренский сохранили свое понимание личности поэта, свое художественное видение, а это видение зависит от многих причин: таланта художника, его мировоззрения, интересов, склонностей, отношения к личности поэта. Тропинин уделяет больше внимания жизненной, бытовой характеристике образа и через нее раскрывает внутренний мир поэта, несколько подчеркивая чувственную сторону образа; Кипренского же больше интересует поэтическое вдохновение, «дум высокое стремленье», интеллектуальная ясность образа.
   Образ поэта у Кипренского наполнен внутренней динамикой, которая выражена энергичной «наполеоновской» позой со скрещенными руками на груди. Через плечо эффектно перекинут шотландский плащ с клетчатой подкладкой «экосез» (шотландская ткань в крупную клетку). Эта деталь усиливает возвышенное романтическое звучание всей композиции, вызывая ассоциации с поэзией Джорджа Байрона и героем его поэмы, Чайльд-Гарольдом. Чтобы подчеркнуть тему творчества, Дельвиг попросил мастера пририсовать к картине бронзовую фигуру музы. В глубине портрета Кипренский поместил подставку, а на ней бронзовую статуэтку музы лирической поэзии Эрато, имевшей обычно в качестве атрибута цитру или лиру. Портрет работы Кипренского понравился Пушкину. В знак благодарности художнику поэт написал стихи:

Любимец моды легкокрылой, Хоть не британец, не француз, Ты вновь создал, волшебник милый, Меня, питомца чистых муз, – И я смеюся над могилой, Ушед навек от смертных уз. Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит. Оно гласит, что не увижу Пристрастья важных аонид. Так Риму, Дрездену, Парижу

  • Известен впредь мой будет вид.
  • («Кипренскому», 1827 г.)

      «…Прогремели залпы на Сенатской площади. Под ледяную дробь барабанов погибли на виселице храбрейшие. Других поглотила Сибирь. Учреждено было Третье отделение собственной Его Величества канцелярии. Страх тяжко навис над Россией.
      Кипренский писал портреты – это было безопаснее.

Иногда и тут удавалось сказать правдивое и смелое слово. Так было с портретом Пушкина: ясность мысли, достоинство, ум, горькая складка рта, взгляд удивительно прозрачных глаз полон затаенной печали… Именно это выражение горечи так поражало своей верностью современников.

Портрет написан в 1827 году; тем же годом помечено «Послание в Сибирь»; тогда же прозвучал и «Арион» – горькое признание «таинственного певца», друга декабристов, еще недавно полного «беспечной веры», а теперь, после крушения, выброшенного на берег грозою, но не покорившегося: «Я гимны прежние пою и ризу влажную мою сушу на солнце под скалою…»

      В портрете на редкость ясно выразилось сочетание печали и непреклонно гордого мужества. Беспокойный ветер шевелил кудри поэта (как в том, раннем автопортрете художника).» (Из кн: Волынский Л.Н. Лицо времени. Детская лит. М, 1965)

См. о работе Кипренского над портретом: Паустовский К.Г. Орест Кипренский.

        О портрете работы В.А.Тропинина московская газета «Телеграф» писала: «Русский живописец Тропинин недавно окончил портрет Пушкина. Пушкин изображен в три четверти, в халате, сидящим подле столика. Сходство портрета сСочинение Два портрета Пушкина: Кипренского и Тропинина подлинником поразительно, хотя нам кажется, что художник не мог совершенно схватить быстроты взгляда и живого выражения лица поэта. Впрочем, физиономия Пушкина – столь определенная, выразительная, что всякий хороший живописец может схватить ее, вместе с тем и так изменчива, зыбка, что трудно предположить, чтобы один портрет Пушкина мог дать о ней истинное понятие». Фигура поэта развернута на зрителя, спокойное и сосредоточенное лицо дано в легком трехчетвертном повороте. Рука, украшенная любимым «мистическим» перстнем, водружена на листы рукописи. Домашняя одежда поэта, вопреки ожиданиям, не создает атмосферы доверительности между моделью и зрителем. Халат в данном случае не «товарищ неги праздной», а свободная одежда свободного человека.
        Лицо поэта оттеняется белизной приподнятого шелковым шейным платком ворота рубашки. В отличие от других московских портретов работы Тропинина, принадлежащих к «халатному жанру», внешняя простота пушкинского портрета – кажущаяся. Художник не столько стремится создать атмосферу домашности, сколько подчеркивает значимость частной жизни, возросшую в эпоху романтизма. Он демонстративно противопоставляет ее официальной чопорности мундира. Мягкие складки широкого халата Пушкина напоминают свободную драпировку римской тоги. Твердо сжатая в кулак рука несет не меньше пафоса, чем «наполеоновская» поза какого-либо романтического персонажа. Изображены лишь несколько говорящих деталей – бумаги на углу стола, указывающие на поэтические труды, и любимый перстень, которому поэт придавал большое значение.

Читайте также:  Сочинения по картинам поленова

       Очень верно подметил известный искусствовед Алексей Сидоров: «Между портретами Пушкина Тропинина и Кипренского – знаменательная противоположность.

Интимный, «расстегнутый» Пушкин у Тропинина и Пушкин строго подтянутый у Кипренского; Москва и Санкт-Петербург; халат и сюртук; добрый «барин» у Тропинина и изысканный европеец у Кипренского; акцент на интимном реализме в одном случае и на шаблонизированном поэте-художнике в другом…»

Источник: http://literatura5.narod.ru/pushkin5.html

Презентация на тему: Сочинение по картинам О.А.Кипренского и В.И.Тропинина «Портрет А.С.Пушкина». Сопоставительная характеристика портретов

Сочинение Два портрета Пушкина: Кипренского и Тропинина Описание слайда:

Сочинение по картинам О.А.Кипренскогои В.И.Тропинина«Портрет А.С.Пушкина». Сопоставительная характеристика портретов. Урок русского языка в 9 классе

Описание слайда:

Цели урока: Учиться давать сопоставительную характеристику двух картин.Подготовиться к написанию сочинения – сравнительной характеристики по картинам О.А.Кипренского и В.И.Тропинина «Портрет А.С.Пушкина».

Описание слайда:

Задачи урока: Узнать историю написания портретов Пушкина, созданных В.И. Тропининым и О.А.Кипренским.Увидеть художественные особенности каждой картины.Сравнить эти портреты Пушкина, дать их сопоставительную характеристику.Отработать умение использовать в письменной речи сложные предложения и расставлять в них знаки препинания.

Описание слайда:

Портрет (от фр. portrait – изображение) – картина, изображающая внешность человека.

Описание слайда:

Портреты А.С.Пушкина Пушкин не любил позировать художникам, шутливо ссылаясь на «арапское безобразие». Поэтому так мало сделанных с натуры портретов поэта. Зато в 1827 году появилось сразу два таких портрета, и оба из них считаются лучшими изображениями Пушкина. Один из них принадлежит кисти Ореста Кипренского, а другой – Василию Тропинину.

Описание слайда:

1827 год в биографии А.С.Пушкина В 1826 году Пушкин вернулся из Михайловской ссылки. Закончилось следствие по делу декабристов. По указанию Николая I Пушкина препровождают в Москву. Состоялась встреча Пушкина с императором.

После долгой беседы государь поступил гуманно: освободил Пушкина из ссылки, выразил желание видеть его при дворе и фактически освободил от цензуры, пообещав лично быть его цензором.Зиму 1826 — 1827 гг. Пушкин провел главным образом в Москве.

Москвичи приняли его с распростертыми объятиями как величайшего поэта.В мае 1827 года Пушкину дозволено было ехать в Петербург, и он поспешил воспользоваться позволением.К осени он, «почуя рифмы», уехал в Михайловское. Там он начал исторический роман «Арап Петра Великого».

Вот в это время, в 1827 году, и появляются два самых знаменитых портрета А.С.Пушкина.

Описание слайда:

Василий Андреевич Тропинин(1776 – 1857)«Портрет А.С.Пушкина».1827 год.Москва, Государственный музей А.С.Пушкина

Описание слайда:

Портрет Тропинину заказал сам Пушкин и поднес его в качестве подарка своему приятелю Сергею Александровичу Соболевскому, который очень хотел иметь портрет поэта.Выбор художника не случаен. Василий Андреевич Тропинин был популярен в московских кругах как отличный портретист. На картине Пушкин сидит, опершись о стол.

Фигура поэта развернута на зрителя, спокойное и сосредоточенное лицо дано в легком повороте. Рука, украшенная любимым «мистическим» перстнем, лежит на листах рукописи, что указывает на то, что перед нами – портрет поэта.

Мы видим Пушкина в естественной и непринуждённой позе, в халате, в расстегнутой рубашке и с небрежно повязанным шарфом. Это не случайно: художник хотел изобразить поэта не в официальной, а в домашней обстановке. Однако эти внешние атрибуты «домашности» не помешали Тропинину показать Пушкина как вдохновенного поэта.

Фон и одежда поэта на картине объединены общим тоном, на котором выделяется лицо – самое яркое красочное пятно картины и одновременно её композиционный центр.

Вот мнение современника, писателя, историка и журналиста Николая Полевого: «Сходство портрета с подлинником поразительно, хотя нам кажется, что художник не смог совершенно схватить быстроты взгляда и живого выражения лица поэта».Василий Андреевич Тропинин«Портрет А.С.Пушкина»

Описание слайда:

Орест Адамович Кипренский(1782 – 1836)«Портрет А.С.Пушкина». 1827 годМосква, Государственная Третьяковская галерея

Описание слайда:

Через несколько месяцев после завершения Тропининым пушкинского портрета, в июне 1827 года, Антон Дельвиг заказывает изображение Пушкина Оресту Адамовичу Кипренскому.

Дельвигу хотелось иметь самый лучший портрет своего близкого товарища с лицейских лет, и он остановил свой выбор на прославленном живописце.

Пушкин, приехав из Москвы в Петербург, позировал Кипренскому в мастерской художника.Орест АдамовичКипренский.«Портрет А.С.Пушкина».

Описание слайда:

Кипренский стремился запечатлеть творческую личность, создать возвышенный образ поэта.Портрет наполнен внутренней динамикой, которая выражена энергичной «наполеоновской» позой со скрещенными руками на груди. Через плечо эффектно перекинут шотландский клетчатый шарф.

Эта деталь усиливает романтическое звучание всей композиции, вызывая ассоциации с поэзией Джорджа Байрона и романами Вальтера Скотта – английских писателей-романтиков.Весь облик поэта лишён небрежности, обыденности. Чтобы подчеркнуть тему творчества, Дельвиг попросил художника изобразить на картине фигуру музы.

В глубине портрета Кипренский поместил подставку, а на ней бронзовую статуэтку музы лирической поэзии Эрато с лирой в руке.Лицо поэта мягко выделено светом. Другое светлое пятно на картине – пальцы. К.Г.

Паустовский писал: «Глазам художник сообщил почти недоступную человеку чистоту, блеск и спокойствие, а пальцам поэта придал нервическую тонкость и силу.»

Описание слайда:

Сам Пушкин высоко ценил работу Кипренского. Увидев картину, он откликнулся экспромтом: «Любимец моды легкокрылой, Хоть не британец, не француз, Ты вновь создал, волшебник милый, Меня, питомца чистых муз, — И я смеюся над могилой, Ушед навек от смертных уз.

Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит.»Позже Дельвиг заказал художнику Н.И. Уткину гравюру с портрета Кипренского. Отец поэта уже после смерти сына сказал: «Лучший портрет сына моего есть тот, который написан Кипренским и гравирован Уткиным». Н.И.Уткин.

Портрет А.С.Пушкина

Описание слайда:

Возможное начало сочинения Пушкин не любил позировать художникам шутливо ссылаясь на «арапское безобразие» поэтому так мало сделанных с натуры портретов поэта.

Зато в 1827 году появилось сразу два таких портрета и оба из них считаются лучшими изображениями Пушкина один из них принадлежит кисти Ореста Кипренского а другой Василию Тропинину.

Вставьте пропущенные знаки препинания.Составьте схемы предложений.

Описание слайда:

Проверьте себя: Пушкин не любил позировать художникам, шутливоссылаясь на «арапское безобразие», поэтому так малосделанных с натуры портретов поэта. Зато в 1827 годупоявилось сразу два таких портрета, и оба из нихсчитаются лучшими изображениями Пушкина: один из нихпринадлежит кисти Ореста Кипренского, а другой –Василию Тропинину.[ ], ( поэтому).

– придаточное присоединительное[ ], и [ ]: ( ), а ( ). – сложное предложение с сочинительнойи бессоюзной связью. Двоеточие указывает на то, что последующиепредложения поясняют содержание предыдущего предложения.На месте двоеточия можно вставить по смыслу слова а именно.

Первая запятая выделяет деепричастный оборот шутливоссылаясь на «арапское безобразие»; тире – пропуск сказуемогов неполном предложении.

Описание слайда:

Прочитайте варианты сочиненийи ответьте на вопрос, как можно построитьсочинение-сопоставление двух портретов А.С.Пушкина?Описать каждый портрет в отдельности. Сначалаподробно рассказать об одной картине,затем о другой.

В заключение перечислитьнаиболее яркие признаки сходства и своеобразиякаждой картины.Выразить своё к ним отношение. Описывать портреты поочерёдно,сразу указываяна их общие черты и их своеобразие.Подвести итог, сделать общий вывод.

Выразить своё отношениек двум портретам А.С.Пушкина.

Описание слайда:

Сравнительная характеристика двух портретов А.С.

Пушкина(отвечая на вопросы, делайте записи в таблице) Ответим на следующие вопросы:В какой обстановке изображён поэт?Какова его поза, жесты?Как изображено его лицо (глаза, губы)?Как одет поэт?Что ещё, кроме фигуры поэта, есть на картине? С какой целью они изображены?Каков колорит картины? Какие цвета использовал художник?Каков был замысел картины, сумел ли художник его воплотить?Каково отношение современников Пушкина и самого поэта к портрету?

Описание слайда:

Сравнительная характеристика портретов А.С.Пушкина

Описание слайда:

Сравнительная характеристикадвух картин.Используя информацию, с которой вы познакомились на уроке,текст упражнений 205 и 238, раздаточный материал, заполните таблицу.Василий Андреевич Тропинин.«Портрет А.С.Пушкина»Орест Адамович Кипренский.«Портрет А.С.Пушкина»

Описание слайда:

Домашнее задание Заполнить таблицу.Написать черновик сочинения – сопоставительной характеристики двух портретов А.С.Пушкина.

Описание слайда:

Использованные источники: Зельманова Л.М., Колокольцев Е.Н. Развитие речи: Русский язык и литература. Произведения изобразительного искусства.8 – 9 классы. – М.: Дрофа, 1999. – с. 34 – 36Головина Л. Два хрестоматийных портрета // Юный художник. – 1999, N 4. — с. 5-7. Личные вещи А.С.Пушкина http://www.museumpushkin.ru/archive/?id=33&c=3Пелевин Ю.А. Тропинин, Василий Андреевич. Портрет А.С. Пушкина. 1827. Всесоюзный музей А.С. Пушкина. http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=18702&cat_ob_noПерстень Пушкина http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E5%F0%F1%F2%E5%ED%FC_%CF%F3%F8%EA%E8%ED%E0Пушкин в портретах Тропинина и Кипренского. http://www.abc-people.com/typework/paint/iskus-n-119.htm

Источник: https://ppt4web.ru/russkijj-jazyk/sochinenie-po-kartinam-oakiprenskogo-i-vitropinina-portret-aspushkina-sopostavitelnaja-kharakteristika-portretov.html

Сочинение по портрету А. С. Пушкина работы В. А. Тропинина

Сочинение по портрету А. С. Пушкина работы В. А. Тропинина

Василий Андреевич Тропинин (1776-1857) родил­ся в селе Карпово Новгородской губернии в семье крепостного управляющего имением графа А. С. Миниху. Отец будущего художника получил от барина вольную, однако семья его осталась в крепостной зависимости и в составе приданого дочери Миниха перешла в собственность её мужа графа И. И. Морко­ва.

Сначала Василия Андреевича определили в уче­ники к кондитеру. Но по просьбе своего брата, заме­тившего способности юноши к рисованию, Морков разрешил Тропинину посещать занятия в Академии художеств в Петербурге.

Дарование живописца вско­ре раскрылось в полной мере, однако Тропинину ещё долгие годы приходилось мириться с участью крепост­ного, хотя он приобрёл широкую известность. Только в 47 лет, да и то во многом благодаря покровитель­ству видных ценителей искусства — героя 1812 г.

генерала А. А. Тучкова, писателя и коллекционера П. П. Свиньина и др.

Портрет Пушкина написан Тропининым прибли­зительно в одно время с портретом поэта кисти Ки­пренского. Работа Тропинина не уступает полотну Кипренского, хотя существенно отличается от него, и по праву занимает одно из первых мест и в творче­стве художника, и среди живописных изображений поэта.

Портрет Пушкина Тропинину заказал С. А. Собо­левский, друг поэта, известный библиофил (книголюб, собиратель книг).

Как впоследствии писал один из биографов Тропинина, «ему [Соболевскому] хотелось сохранить изображение поэта, как он есть, как он бывал чаще, и он просил Тропинина, одного из луч­ших тогдашних портретистов Москвы, если только не России, нарисовать ему Пушкина в домашнем халате, растрёпанного, с заветным перстнем на пальце».

Тропинин добросовестно выполнил пожелания за­казчика. При этом внешняя «домашность» воспри­нимается как «поэтический беспорядок», с которым зачастую связывают представление о творческом вдох­новении. Художник запечатлел не просто частного человека в домашней обстановке, а поэта, полного творческих замыслов.

Пушкин сидит боком к столу в непринуждённой позе и сосредоточенно смотрит вдаль; возможно, в эти мгновения, навеки запечатлённые художником, в его воображении рождаются новые произведения.

Читайте также:  Татьяна - милый идеал пушкина - сочинение-рассуждение

Поэт одет в просторную домашнюю одежду — коричневый халат с синим воротником, вокруг воротники белой сорочки обмотан большой тёмный шарф или платок. Золотисто-коричневый фон, коричневый столик вме­сте с одеждой выступают своего рода обрамлением лица.

Тропинин живо воссоздал на полотне природ­ную неправильность черт поэта, при этом передав их одухотворённость.

Величавый поворот головы, тщательно выписан­ные складки одежды, красиво облегающей фигуру Пушкина — благодаря мастерству художника домаш­няя одежда напоминает античную тогу.

Правая рука лежит на столике, из-под руки вид­неется раскрытая книга или рукопись. На большом и указательном пальцах — перстни, которые име­ли немалое значение для Пушкина, верившего в их мистическую силу.

Большой палец правой руки украшает золотой пер­стень с квадратным зелёным камнем. Известно, что у Пушкина имелось кольцо с изумрудом такой формы.

Предполагается, что этому кольцу поэт посвятил стихо­творение «Храни меня, мой талисман». Перед смертью он подарил кольцо врачу и лингвисту В. И. Далю.

Сейчас пушкинский перстень с изумрудом хранится в фондах Музея-квартиры А. С. Пушкина на Мойке, 12.

На указательном пальце поэта золотое витое коль­цо. Вероятно, именно его имел в виду Соболевский, говоря о «заветном кольце». Знаменитый перстень- талисман Пушкина представлял собой печатку с вось­миугольным сердоликом, на котором были вырезаны надпись на еврейском языке и стилизованный узор из виноградных гроздей. Это кольцо подарила Пушкину Е. К. Воронцова в 1824 г.

накануне его отъезда из Одессы. Этой женщине посвящён ряд стихов Пушки­на, среди его бумаг есть собственноручно им сделан­ный набросок, воспроизводящий её черты.

Многие биографы Пушкина полагают, что между ними бы­ли любовные взаимоотношения, хотя высказываются и другие мнения — что роман Пушкина и Воронцовой всего лишь миф, созданный стараниями исследовате­лей жизни и творчества поэта.

Загадочная надпись на кольце, согласно всем из­вестным её переводам, вовсе не содержит каких-либо заклинаний или особенно глубоких изречений. Она всего-навсего гласит: «Симха, сын почётного рабби Иосифа, да будет благословенна его память».

Поэт чрезвычайно дорожил этим кольцом и посвя­тил ему несколько стихотворений. После Пушкина оно принадлежало В. А. Жуковскому, которому поэт подарил его перед смертью, а впоследствии И. С.

Тур­геневу и певице Полине Виардо, которая передала его в Пушкинский музей Александровского лицея (новое название бывшего Царскосельского, где учился Пуш­кин, после перевода этого учебного заведения в Петер­бург). Оттуда оно было похищено в 1917 г. Дальнейшая судьба кольца неизвестна.

Сохранились только оттиски камня на воске и сургуче и изображения на портрете кисти Тропинина и посмертном портрете работы К. Ма­зера. На тропининском портрете сердолика не видно, так как кольцо повёрнуто камнем внутрь.

Современники высоко оценили портрет, отметив бесспорное сходство изображения с оригиналом. Хотя и высказывались мнения, что художнику не удалось передать характерный быстрый взгляд Пушкина. Едва ли это так: взгляд поэта чрезвычайно выразителен и полон внутренней энергии.

Картина выполнена в сдержанных тонах: главное — лицо, композиционно расположенное в центре.

Если сравнивать эту работу с известным портретом Пушкина работы Кипренского, то, конечно, картина Тропинина покажется более скромной, «домашней», хотя вряд ли уступает ему по мастерству художника.

Сейчас портрет находится во Всероссийском музее А. С. Пушкина в Петербурге.

На этой странице искали :

  • сочинение сравнение портретов пушкина кипренского и тропинина
  • сравнение портретов пушкина кипренского и тропинина сочинение
  • сравнение портретов пушкина кипренского и тропинина
  • тропинин портрет пушкина сочинение
  • сочинение по картинам кипренского и тропинина портрет пушкина

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-po-portretu-a-s-pushkina-raboty-v-a-tropinina.html

Наиболее известными портретами великого русского поэ­та А.С. Пушкина считаются портреты русских художников В.А. Тропинина и О.А. Кипренского.

Василий Алексеевич Тропинин, выдающийся русский ху- дожник-портретист, родился в 1776 году в Новгородской гу­бернии в семье крепостного. В качестве приданого он был пе­редан другому барину.

У него рано открылся дар художника, и сначала нелегально, а затем по неожиданному благословению барина он стал посещать бесплатные рисовальные классы Ака­демии художеств. По прихоти барина он вынужден покинуть академию и уехать на Украину, в новое имение барина.

Он ис­полняет обязанности камердинера и кондитера и вместе с тем пишет портреты — своих господ Марковых, их соседей, друзей, пишет иконы местной церкви, которую сам и спроектировал.

В начале 20-х годов Тропинин вместе с графом окончательно пе­реезжает в Москву, слава его как художника растет, Тропинин пишет портреты Н. Карамзина, И. Дмитриева, Н. Майкова и других деятелей русской культуры. Только в сорок семь лет, в 1823 году, став известным художником, В.А.

Тропинин по­лучил вольную, а через год получил звание академика. Тропи­нин — автор известных портретов Н. Карамзина, К. Брюллова, таких известных картин, как «Старик нищий» и «Кружевница». Всего им написано больше трех тысяч портретов. Среди них — и известный портрет А.С. Пушкина.

Портрет поэта был создан художником в самый плодотвор­ный период его творчества (исследователи считают, что это 20-30-е годы) — в 1827 году. Тропинин мастерски передал силу духа, волю поэта, его человеческое достоинство и независи­мость. Образ, созданный В.А. Тропининым, привлекает своей открытостью и раскованностью.

Необычайно привлекательно лицо поэта, хотя его нельзя назвать красивым. В нем заключе­ны внутренняя красота, ум, проницательность, пытливый ха­рактер. Интересно высказывание внучки фельдмаршала Куту­зова, Д.Ф.

Фикельмон о том впечатлении, которое произвел на нее Пушкин, — оно выражает своеобразие внешности Пушкина, мастерски переданное Тропининым, — сочетание внешней не­красивости (одно из лицейских прозвищ Пушкина, данное «но 92 физиономии и некоторым привычкам», было «смесь обезьяны с тигром», и внутренней красоты, особый духовный облик Пуш­кина, который заставлял забыть о его некрасивости: «Когда он говорит, забываешь о том, чего ему недостает, чтобы быть кра­сивым, его разговор так интересен, сверкающий умом, без вся­кого педантства… Невозможно быть менее притязательным и более умным в манере выражаться» (Е. Павловы). Особую роль в портрете, выполненном В.А. Тропининым, играет костюм Пушкина. Его своеобразие заключается в том, что здесь соеди­нились типичные атрибуты байронизма ( это расстегнутый во­рот рубашки с большим белым воротничком, галстук-шарф, повязанный небрежно) и типично московская принадлежность одежды того времени — халат; все это создает представление о свободной, творческой личности.

Другим, не менее известным и удачным портретом Пушкина является портрет кисти Ореста Адамовича Кипренского, (1782 — 1836) выдающегося русского художника-портретиста.

Как гово­рил художник Александр Иванов, «он первый вынес имя русс­кого в известность в Европе». Интересен такой факт: в Италии для галереи Уффици, где собирали портреты знаменитых худож­ников, был заказан автопортрет Кипренскому.

Это был первый заказ в истории русской живописи, и он свидетельствовал о сла­ве Кипренского (В.М. Кирсанова).

Судьба Кипренского тоже была достаточно драматична.

Он являлся внебрачным сыном крепостной крестьянки; отцом его был помещик Дьяконов, который отдал мальчика в семью сво­его крепостного Адама Швальбе; затем он дал Швальбе воль­ную, а своему сыну фамилию Кипренский.

Детские годы бу­дущего художника прошли в крестьянской семье. У мальчика обнаружились способности к рисованию, и он был устроен в воспитательное училище при Петербургской академии ху­дожеств.

Когда Кипренскому было 23 года, он получил Большую Золо­тую медаль за картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле» (в 1805 году). А затем он начинает писать портреты — в этом жанре живописи особенно раскрылся его талант художника. Он создает портреты своих современников, работая с 1809 г. в Мо­скве и Твери, — Е. и Ф. Ростопчиных, Е.

Корсакова, И. Гагарина и др. Кипренский пишет портреты замечательных русских по­этов — К. Батюшкова, В. Жуковского и А.С. Пушкина. Портретам Кипренского присущи психологизм, лиричность, человечность образа. Он отказывается от академической парадности портре­тов.

Для художника главное — показать внутренний образ, внут­реннюю сущность образа.

Все это характерно и для широко известного портрета А.С. Пушкина, созданного художником в 1827 году. Портрет писался с натуры. Пушкин только появился в Петербурге после семилетней ссылки.

По дороге в столицу он встретил арестан- тов-декабристов, в том числе и Вильгельма Кюхельбекера, Кюхлю, его лицейского товарища, поэта-декабриста. Встреча их была горькой, тяжелой.

Пушкин написал и отправил в Си­бирь декабристам известное послание — «Во глубине сибирских руд…» (1827):

Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье, Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье…»

Вот в какой этап жизни поэта Кипренский начал писать порт­рет Пушкина. Замерла лира в руках поэта. Мудрый, всепони- мающий и во все проникающий взгляд. Бесстрашный взгляд се- ро-голубых глаз.

Кипренский хотел прежде всего изобразить Пушкина-поэта, гения поэзии, передать его внутреннюю сущность. И это ему в полной мере удалось. Современники Пушкина и Кипренского отмечали поразительное внешнее сходство и глубокое постиже­ние художником внутренней личности русского поэта.

Кипрен­ский в своем портрете выразил идею высокого служения поэзии, поглощенность творчеством, ум и глубину натуры великого по- 94 эта, его проницательность; он все понимающим взором глядит на мир, как настоящий поэт, он видит зачастую то, что не дано уви­деть многим другим.

Пушкину портрет понравился, он говорил, что художнику удалось передать его сущность, его внутренний мир. Он даже написал благодарственное стихотворение Кипрен­скому.

Кипренскому

Любимец моды легкокрылый, Хоть не британец, не француз, Ты вновь создал, волшебник милый, Меня, питомца чистых муз, — И я смеюся над могилой, Ушед навек от смертных мук.

Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит. Оно гласит, что не унижу Пристрастья важных аонид. Так Риму, Дрездену, Парижу Известен впредь мой будет вид.

1827 г.

Пушкин признает «удачу портрета и констатирует преобра­зующую роль искусства: на портрете не зеркальная копия, ху­дожник — «волшебник», который «вновь создал» «питомца чис­тых Муз», то есть портрет, которому суждено теперь пред­ставительствовать за живого Пушкина («И я смеюся над моги­лой, / Ушед навек от смертных уз»). Не теряя внешнего сходства с моделью («себя как в зеркале я вижу»), Кипренский передал в портрете и духовную красоту Пушкина, из скромности назван­ную поэтом «лестью», а в черновике «чудом» (но чудо-зеркало мне льстит») (Е. Павлова).

Оба художника — и В.А. Тропинин, и О.А.

Кипренский — смогли показать исключительность личности Пушкина, передать его неординарность, глубину натуры пусть и разными средства­ми (портрет Тропинина более «домашний»), но и в том, и в дру­гом портретах перед нами истинный великий поэт, «приподня­тый» над обыденной жизнью. Эти портреты стали самыми из­вестными и популярными портретами А.С. Пушкина.

Источник: https://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/russkaya-literatura/doklady-po-russkoj-literature/doklady-po-russkoj-literature-6-klass/4537-dva-portreta-a-s-pushkina

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector