Характеристика героев рассказа чистый понедельник

Характеристика героев рассказа Чистый понедельник«Чистый понедельник» И.А. Бунин считал лучшим своим произведением. Во многом из-за его смысловой глубины и неоднозначности интерпретации. Рассказ занимает важное место в цикле «Тёмные аллеи». Временем его написания считается май 1944 года. В этот период своей жизни Бунин находился во Франции вдали от родины, где шла Великая Отечественная война.

В таком свете маловероятно, что 73-летний писатель посвятил своё произведение только теме любви. Правильнее сказать, что через описание отношений между двумя людьми, их взглядов и мировоззрений перед читателем открывается правда современной жизни, её трагическая подоплёка и насущность многих нравственных проблем.

В центре рассказа история отношений вполне состоятельных мужчины и женщины, между которыми появляются чувства друг к другу. Они интересно и приятно проводят время, посещая рестораны, театры, трактиры и мн. др. Рассказчика и главного героя в одном лице тянет к ней, но возможность брака сразу исключается – девушка однозначно считает, что не годится для семейной жизни.

Анализ произведения и краткое содержание текста

Однажды накануне Чистого понедельника в Прощёное воскресенье, она просит заехать за ней немного раньше. После чего они отправляются в Новодевичий монастырь, посещают местное кладбище, гуляют среди могил и вспоминают похороны архиепископа.

Героиня понимает, как сильно её любит рассказчик, а сам мужчина подмечает большую религиозность своей спутницы. Женщина рассуждает про жизнь в монастыре и сама грозится отправиться в самый глухой из них.

Правда, рассказчик не придаёт её словам особой важности.

На следующий день уже вечером по просьбе девушки они отправляются на театральный капустник. Достаточно странный выбор места – особенно учитывая то, что героиня не любит и не признаёт подобных сборищ. Там она пьёт шампанское, танцует и весело проводит время. После чего уже ночью рассказчик привозит её домой. Героиня просит подняться мужчину к ней. Они сближаются окончательно.

Наутро девушка сообщает, что уезжает ненадолго в Тверь. Спустя 2 недели от неё приходит письмо, в котором она прощается с рассказчиком, просит не искать её, так как «в Москву не вернусь, пойду пока на послушание, потом, может быть, решусь на постриг».

Мужчина выполняет её просьбу. Однако не брезгует времяпрепровождением в грязных кабаках и трактирах, предаваясь равнодушному существованию – «спивался, всячески опускаясь, все больше и больше». Затем долго приходит в себя, а через два года и вовсе решается на поездку во все те места, которые вместе с любимой они посетили в то Прощёное воскресенье.

В какой-то момент героя охватывает некое безнадёжное смирение. Подъехав к Марфо-Марьинской обители, он узнаёт, что там идёт служба и даже проходит внутрь. Здесь в последний раз герой видит свою возлюбленную, которая участвует в службе вместе с другими монахинями. При этом девушка не видит мужчину, но взгляд её как раз направлен в темноту, где и стоит рассказчик.

После чего он тихо покидает церковь.

Композиция рассказа Композиция рассказа основывается на трёх частях. Первая служит для представления героев, описания их взаимоотношений и времяпрепровождения. Вторая часть посвящается событиям Прощёного воскресенья и Чистого понедельника. Самая короткая, но важная в смысловом плане третья часть завершает композицию.

Читая произведения и переходя от одной части к другой, видно духовное взросление не только героини, но и самого рассказчика. В конце рассказа перед нами уже не легкомысленный человек, а мужчина, испытавший горечь расставания с любимой, способный переживать и осмысливать свои поступки прошлого.

Учитывая, что герой и рассказчик – одно лицо, увидеть изменения в нём можно даже с помощью самого текста. Мировоззрение героя после грустной истории любви кардинально меняется.

Рассказывая о себе в 1912 году, повествователь прибегает к иронии, показывая свою ограниченность в восприятии любимой.

Важна только физическая близость, а сам герой не пытается понять чувств женщины, её религиозность, взгляды на жизнь и мн. др.

В заключительной части произведения мы видим рассказчика и мужчину, который понимает значение переживаемого опыта. Свою жизнь он оценивает ретроспективно и меняется общая тональность написания рассказа, что говорит о внутренней зрелости самого повествователя. При прочтении третьей части складывается впечатление, что она написана совсем другим человеком.

Характеристика героев рассказа Чистый понедельникПо жанровым особенностям большинство исследователей относят «Чистый понедельник» к новелле, потому что в центре сюжета имеется переворотный момент, который заставляет по-другому интерпретировать произведение. Речь идёт об уходе героини в монастырь.

Новелла И.А. Бунина отличается сложной пространственно-временной организацией. Действие происходит в конце 1911 – начале 1912 годов.

Это подтверждается упоминанием конкретных дат и текстовыми отсылками к реальным историческим лицам, которые были известны и узнаваемы в то время.

Например, герои впервые встречаются на лекции Андрея Белого, а на театральном капустнике перед читателем появляется деятель искусств Сулержицкий, с которым как раз и танцует героиня.

Временной диапазон небольшого произведения достаточно широк. Существует три конкретные даты: 1912 год – время сюжетных событий, 1914 год – дата последней встречи героев, а также некое «сегодня» рассказчика.

Весь текст наполнен дополнительными временными ориентирами и ссылками: «могилы Эртеля, Чехова», «дом, где жил Грибоедов», упоминается допетровская Русь, концерт Шаляпина, раскольничье Рогожское кладбище, князь Юрий Долгорукий и много другое.

Получается, что события рассказа вписываются в общий исторический контекст, оказываются не просто конкретным описанием отношений между мужчиной и женщиной, а олицетворяют собой целую эпоху.

Неслучайно ряд исследователей призывают видеть в героини образ самой России, а её поступок трактовать как призыв автора идти не революционным путём, а искать покаяние и сделать всё, чтобы изменить жизнь целой страны. Отсюда и название новеллы «Чистый понедельник», который как первый день Великого поста должен стать отправной точкой на пути к лучшему.

Главные герои и их характеристика

Основных действующих лиц в рассказе «Чистый понедельник» всего два. Это героиня и сам рассказчик. Их имена читатель так и не узнаёт.

В центре произведения находится образ героиня, а герой показан уже через призму их отношений. Девушка умна. Часто говорит по-философски мудро: «Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нету».

В героине уживаются противоположные сущности, в её образе много противоречий. С одной стороны, её нравится роскошь, светская жизнь, посещение театров, ресторанов.

Однако это не мешает внутренней тяги к иному, значительному, прекрасному, религиозному. Она увлекается литературным наследием, причём не только отечественным, но и европейским.

Часто цитирует известные произведения мировой классики, житийную литературу рассказывает о старинных обрядах и похоронах.

Девушка категорически отрицает возможность брака, считает, что не годится в жены. Героиня ищет себя, зачастую пребывает в раздумьях. Она умна, красива и зажиточна, но рассказчик каждый день убеждался: «похоже было на то, что ей ничего не нужно: ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом…» В этом мире она постоянно и до какой-то поры бессмысленно ищет себя.

Её привлекает роскошная, весёлая жизнь, но вместе с тем она ей противна: «Не понимаю, как это не надоест людям всю жизнь, каждый день обедать, ужинать». Правда, сама она и «обедала и ужинала с московским пониманием дела. Явной слабостью её была только хорошая одежда, бархат, шелка, дорогой мех…». Именно такой противоречивый образ героини создаёт И.А.

Бунин в своём произведении.

Характеристика героев рассказа Чистый понедельникЖелая найти для себя что-то иное, она посещает церкви, соборы. Девушке удаётся вырваться из привычного окружения, пусть и не благодаря любви, которая оказывается не настолько возвышенной и всемогущей. Найти себя ей помогает вера и уход от мирской жизни. Такой поступок подтверждает сильный и волевой характер героини. Именно так она отвечает на собственные размышления о смысле жизни, понимая бесполезность той, которую ведет в светском обществе. В монастыре главным для человека становится любовь к Богу, служение ему и людям, тогда как всё пошлое, низменное, недостойное и обыденное больше не станет беспокоить её.

Главная идея рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник»

В этом произведении Бунин выводит на первый план историю отношений между двумя людьми, но основные смыслы скрыты намного глубже.

Однозначно интерпретировать этот рассказа не получится, так как он одновременно посвящён и любви, и нравственности, и философии, и истории. Однако основное направление мысли писателя сводится к вопросам судьбы самой России.

По мнению автора, страна должна очиститься от своих грехов и возродиться духовно, как это сделала героиня произведения «Чистый понедельник».

Она отказалась от прекрасного будущего, от денег и положения в обществе. Решилась уйти от всего мирского, потому что невыносимо стало пребывание в свете, где исчезла истинная красота, а остались только «отчаянные канканы» Москвина и Станиславского и «бледный от хмеля, с крупным потом на лбу», еле держащийся на ногах Качалов.

Характеристика героев рассказа Чистый понедельникПроизведение Ивана Бунина “Легкое дыхание” имеет очень запутанный сюжет и сложную философскую идею, затрагивая и проблему любовных отношений и враждебности общества к личности.

Рассказ Бунина “Антоновские яблоки” посвящен теме смены эпох, периода дворянства и новой России, где дворяне утратили свой авторитет, багатство и смысл существования.

Продолжать галерею подобных образов можно долго. Просто в описании светской Москвы 1910-х годов, в размышлениях над поступком героини, понимании её собственных мыслей и высказываний становится понятна главная идея рассказа.

Она довольно проста и сложна одновременно: когда-нибудь Чистый понедельник наступит для каждого человека, живущего в России, и для всей страны в целом. Рассказчик, пережив расставание с любимой, проведя 2 года в постоянной рефлексии, смог не только понять поступок девушки, но и встать на путь очищения.

По мнению автора, только через веру и стремление к нравственным устоям можно избавиться от оков пошлой светской жизни, измениться морально и духовно для новой и лучшей жизни.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/ivan-bunin/chistiy-ponedelnik.html

Анализ рассказа «Чистый понедельник»

Рассказ «Чистый понедельник» входит в сборник «Тёмные аллеи», написанный во Франции в 1937 – 1944 годах. Иван Бунин подчёркивал, что содержание произведений – трагическое, посвящённое мрачным, тягостным и печальным «аллеям любви».

Бунин считал «Чистый понедельник» лучшим своим рассказом и однажды записал: «Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник». Чтобы лучше познакомиться с произведением, давайте выполним краткий анализ рассказа «Чистый понедельник». Рекомендуем вам также ознакомиться с биографией Ивана Бунина и прочесть краткое содержание «Чистый понедельник».

Характеристика героев рассказа Чистый понедельник

Суть рассказа «Чистый понедельник» кратко

Чистый понедельник – это название первого дня Великого поста, который следует сразу после Масленой недели и Прощёного Воскресенья. Этот день – начало духовного и физического очищения, подготовки к таинствам грядущих Пасхальных дней.

Главное событие, изменившее жизнь обоих героев, происходит в Чистый понедельник. Девушка принимает решение, к которому долго шла: уходит в Марфо-Мариинскую обитель и выбирает путь послушницы. Чистый понедельник для неё – граница между столичной жизнью, хождением по роскошным ресторанам, развлечениями, любовью к мужчине и новой судьбой, связанной с духовным служением.

Читайте также:  Сочинение характеристика маши в романе капитанская дочка (образ героя)

По мнению многих исследователей, и анализ рассказа «Чистый понедельник» это подтверждает, героиня рассказа олицетворяет Россию, сложное сочетание в ней православных традиций, древней обрядности, и современной культуры. Тогда Чистый понедельник – это также символ очистительной границы между праздничной, разгульной предвоенной столичной жизнью и глубинной, древней, православной Россией, символ выбора пути накануне грядущих событий.

Образы героя и героини при анализе рассказа «Чистый понедельник»

Рассказ Ивана Бунина – пронзительная и печальная история любви двух людей, чьи имена даже не названы. Он и она, казалось бы, идеальная пара. Оба молоды, красивы, влюблены, но счастье почему-то не состоялось. С самого начала Бунин даёт нам понять, что при всём внешнем сходстве герои очень различны, их внутренний мир наполнен разными интересами и мечтами.

Молодой человек родом из Пензенской губернии, «неприлично красив», богат, с лёгким и живым характером, постоянно готовым «к счастливой улыбке, к доброй шутке». Девушка прекрасна какой-то индийской, персидской красотой, молчалива, задумчива. Возлюбленный не раз употребляет по отношению к ней слова «таинственность», «загадочность». Продолжим анализ рассказа «Чистый понедельник».

Анализируя образы героев, важно учесть, какие книги и писатели им нравятся. Рассказчик вспоминает, что приносил возлюбленной книги модных современных писателей декадентской направленности: Гюисманса, Гофмансталя, Шнитцлера, Андрея Белого.

Девушка просматривала их, а об «Огненном ангеле» Брюсова сказала, что такую высокопарную книгу «стыдно читать». Сама же она любила древнерусские летописи и многие помнила наизусть, восхищалась повестью о Петре и Февронии Муромских, а над диваном у неё висел портрет босого Толстого.

Прочитав краткое содержание «Чистый понедельник», вы можете обратить внимание еще на некоторые важные детали.

Что еще раскрывает нам Бунин в образе героев рассказа

Герои вместе бывали на лекциях Андрея Белого, в модных ресторанах слушали выступления Шаляпина, ездили по трактирам и смотрели на разухабистое пение цыган. Но девушка влекла возлюбленного в иные места: искать на Ордынке дом Грибоедова, заехать на кладбище на могилу Чехова и Эртеля.

Герой с удивлением узнаёт, что она бывает на раскольничьем кладбище, по утрам ходит в Кремлёвские соборы, где слушает, как «поют, перекликаясь, — то один хор, то другой, — и все в унисон, и не по нотам, а по «крюкам».

Но рассказывая, героиня чувствует, как далёк от этого её возлюбленный: «Да нет, вы этого не понимаете!»

Анализ рассказа «Чистый понедельник» показывает, как сложна натура девушки: в ней сочетается необычная красота, внешне простая жизнь, полная развлечений, и глубокий ум, интерес к духовным основам настоящей, древней, допетровской Руси. Для Бунина, живущего в эмиграции, это героиня олицетворяла саму Россию, духовные традиции православия осознавались как основа национальной самобытности.

На мгновение озарив жизнь героя, подарив ему любовь, девушка навсегда уходит в Марфо-Мариинскую обитель. В финале рассказа молодой человек, спустя два года после разлуки, заходит в Марфо-Мариинскую обитель и полутьме одна из инокинь, как будто почувствовав его присутствие, устремляет взгляд тёмных глаз в темноту», как будто видит своего возлюбленного.

Прочитав анализ рассказа «Чистый понедельник», вы лучше понимаете, в чем заключается замысел Ивана Бунина — что именно хотел сказать читателям автор. Зайдите в раздел нашего сайта — Блог, там вы найдете много статей на подобную тематику. Найдите время также прочесть краткое содержание рассказа «Чистый понедельник». Читайте по теме:

  • «Темные аллеи» Бунина — анализ произведения

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/analiz-rasskaza-chistyy-ponedelnik

Характеристика героев рассказа «Чистый понедельник»

Рассказ Бунина описывает отношения двух молодых богатых людей. Сравнительная характеристика героев рассказа «Чистый понедельник» поможет разобраться в проблемах, освещаемых в произведении. Духовность или любовь – сложный выбор одного из идеальной пары.

Молодой человек

Главный герой – красивый богатый юноша. Он красив собой, уверенный и образованный. Полюбив девушку, он ведет себя как галантный кавалер. Юноша не торопит красавицу с ответом, ждет ее решения. Ему тяжело от непонимания и отказа соединиться в браке, но нет чувства злости, обиды.

Странная безответная любовь доставляет счастье, это успокаивает юношу. Иногда «неполная близость» становилась невыносимой, но уважение к женщине брало верх, любовь сдерживала порывы. Молодой человек старается выполнить в се желания любимой. Он идет с ней в собор, посещает театральные капустники.

Мужчина пытается понять ту, которую полюбил, но она остается для него загадкой до последнего письма. Смысл жизни теряется. Юноша начинает пить. Это привычное решение мужчин всех веков. Вином он заливает горе расставания. Постепенно юноша приходит в себя, но любовь остается в его сердце.

Он видит ее среди хора монахинь, выходит из собора и прощается со своей мечтой. Слова старухи в церкви становятся лекарством: так страдать – это грех. Нельзя мужчине заниматься только своей душой, он должен был разобраться в чувствах девушки гораздо раньше.

Глубокий духовный мир спутницы остался для него тайной, необъяснимой и непонятной загадкой.

Странная красавица

Девушка, в которую влюблен молодой человек, удивляет и интригует с первых строк. Ее внешность яркая и необычная: она красива как персиянки, индийские девушки. Героиня богата, ее влюбленный спутник тоже.

Идеальные отношения должны были заинтересовать красавицу, но она отводит разговор в сторону, когда речь заходит о браке. Красавица живет самостоятельно, но это не повод заводить настоящую связь с мужчиной.

Она, наоборот, держит юношу

«в неразрешающемся напряжении, в мучительном ожидании…». Девушка не отказывает себе в развлечениях: ездит в рестораны, посещает театры, концерты, любит представления цыган. Любовь между молодыми людьми автор называет странной. Читатель замечает странности, но только со стороны женщины.

Красавица любит дорогую стильную одежду, может съесть целую коробку шоколада, много ест за обедом, не отказывает себе в ужине. Героиня чаще молчит, по три дня не выходит из дому, увлекшись чтением книг. Интересна манера поведения героини. Она несет себя с достоинством, зная о своем уме и привлекательности. Девушка говорит медленно, ровно, тихо, оценивая каждое произносимое слово.

Странность усиливается, когда автор рассказывает о ее увлечении посещать соборы. В конце рассказа, когда уже все предвещала тесные узы между влюбленными, девушка уходит в монастырь. Достаток, счастье с любимым не могут заменить ей стремление соединиться с Богом. Душа делает свой выбор: светские наслаждения, дорогие модные наряды остаются в прошлом. Душа ищет покоя в молитвах и песнопении.

Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/2103-harakteristika-geroev-rasskaza-chistyy-ponedelnik.html

Герои рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник». Сочинение

О чём рассказ Ивана Алексеевича Бунина «Чистый понедельник»? О любви? Да, и ещё о том, какие ипостаси может иметь любовь, о том, что стоит от неё отказаться, чтобы она жила. О нашей великой прекрасной столице? Да, о её людях и нравах, об особенностях архитектуры, о смешении стилей и красок. О времени? Да. О том поэтическом времени, когда

Темнел московский серый зимний день, холодно зажигался газ в фонарях, тепло освещались витрины магазинов — и разгоралась вечерняя, освобождающаяся от дневных дел московская жизнь: гуще и бодрей неслись извозчичьи санки, тяжелей гремели переполненные, ныряющие трамваи, — в сумраке уже видно было, как с шипением сыпались с проводов зеленые звезды — оживлённее спешили по снежным тротуарам мутно чернеющие прохожие…

Сколько поэзии в этом чарующем, завораживающем описании! Уже в первом абзаце можно встретить основной принцип рассказа – противопоставление: темнел – зажигался; холодно – тепло; вечерняя – дневных; бодрей неслись – тяжелей гремели; снежные тротуары – чернеющие прохожие. Все акценты сместились, и звёзды сыплются с шипеньем. В этом и недовольство и звук шампанского… Всё смешалось.

Любовь кажется какой-то странной: вроде любовь и вроде холодность. Он любит, но кого? Сколько самолюбования в каждом его слове описания себя: он «был в ту пору красив почему-то южной, горячей красотой, был даже «неприлично красив». А это: « Мы оба были богаты, здоровы, молоды и настолько хороши собой, что в ресторанах, на концертах нас провожали взглядами».

Да, видимо, это приятно, когда тебя и твою спутницу провожают взглядами. Но в этом такая самоуверенность. Вот и любит он девушку, которую совсем не знает. Он постоянно повторяет, что все их отношения – странные, и зачем они вместе? Она сразу отвела разговоры о будущем, сказав, что в жёны она не годится. А зачем тогда длить эти томительные, изматывающие отношения.

Девушка, не в пример герою, живёт глубокой внутренней жизнью. Она её (эту жизнь) не афиширует, не гордится посещением курсов в скромном форменном платье, тем, что обедает в вегетарианской столовой на Арбате за тридцать копеек. Всё это спрятано где-то глубоко внутри души этой изысканной, такой, на первый взгляд, избалованной красавицы.

В отличие от своего болтливого друга, она всегда молчит, но вот накануне того самого дня, обозначенного в названии рассказа, она начинает говорить. В её речи и выдержки из Платона Каратаева, и цитаты из летописей и священного писания.

А описание похоронной процессии, которую она наблюдала на Рогожском кладбище? Восторг песнопениями диаконов по крюкам?! Она говорит об этом с нескрываемыми радостью и гордостью. Во всём этом настоящее чувство – Любовь! Она любит православную Русь, хочет посвятить себя Богу, служению людям.

И вот здесь становится ясно, что всё сходится в этой важной для неё точке: и квартира с видом на Храм Христа Спасителя, и портрет босого Льва Толстого на стене в зале, и курсы, и молчание. Она готовит себя в монахини.

Как понять этот шаг, человеку, любящему её? Проведя последнюю ночь «в миру» с любимым, она словно отрезает нить, связующую их, объявляя о своём решении. Один день, проведённый с девушкой, занимает весь рассказ, двум годам, прошедшим без неё посвящены две строчки. Мир без возлюбленной, словно перестал существовать.

Два года спустя он проходит тем же маршрутом, по которому проехали они вместе тогда, в тот чистый понедельник. И встречает её. Её или нет? Разве можно угадать это? Нет. Но он понял и простил свою любимую, а значит, отпустил её.

Каждый человек идёт своим путём и нуждается в понимании. Но далеко не каждый может его получить.

Рассказ, написанный в 1944 году, повествующий о Москве начала двадцатого века, пронизан такой любовью к русской культуре, к родной столице, к возможности самоопределения, помогает нам, гражданам двадцать первого века, почувствовать актуальность поставленных проблем, найти в себе такие струны души, которые изменят нашу жизнь к лучшему, помогут определить нравственные критерии и для себя, и для современности.

Источник: http://litera.su/learner/all-works/bunin-i-a/heroes-of-bunins-story-clean-monday

Герои рассказа «Чистый понедельник»

Обратимся к «Чистому понедельнику», написанному 12 мая 1944 года, когда Иван Алексеевич Бунин находился в эмиграции. Именно там, за границей, уже в преклонном возрасте, он создал цикл «Темные аллеи», куда входит упомянутый рассказ. Все произведения этого сборника — о любви, следовательно, главная тема «Чистого понедельника» — любовь. Это можно подтвердить словами М.

Читайте также:  Может ли человек оставаться цивилизованным вне общества? - сочинение

Рощина: «Темные аллеи» подобны дневнику, столь они личны, в каждом «приключении» виден автор. Любовь прекраснее всего в первой, начальной ее стадии, достигнутое оборачивается печальным, бытовым, тленным — смерть настигает ее почти мгновенно, в самом расцвете, а при той концентрации жизни, которую удается создать Бунину, любовь вместе с жизнью доводится до космической плотности».

Нельзя сказать просто о любви, нужно вдуматься в название глубже, понять, почему Бунин употребил именно эти слова. В словаре чистый понедельник объясняется как первый день Великого поста, наступающего после разгульной Масленицы. Эта трактовка также указывает на некое очищение. От заката до рассвета.

Любовные рассказы Бунина давно стали классикой жанра; в стерильные советские времена их неброская, но чрезвычайно интенсивная эротика кружила голову многим юным особам обоего пола. Между тем, если вдуматься, сюжетно и композиционно бунинские рассказы на удивление однообразны.

Он (изредка она), натолкнувшись на внезапное напоминание о прошлом, начинает бередить давно затянувшуюся рану, восстанавливая в памяти все детали юношеской счастливой (несчастной, несостоявшейся) влюбленности. Выныривая из омута воспоминаний, он (она) осознает, что жизнь не удалась. Вот, собственно, и все.

Отступлений от этой схемы сравнительно немного.

Герои рассказа «Чистый понедельник» богаты, и между ними возникает любовь. Они отдыхают, посещают рестораны, театры, то есть приятно проводят время…

В самом начале произведения автор употребляет восемь раз в описании зимнего московского вечера слова, означающие темные оттенки. Заметим, что с первых строк И.А Бунин готовит нас к трагедии двух любящих людей.

Но и в описании главной героини писатель также продолжает использовать черный цвет: «А у нее красота была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как черный соболий мех брови, черные, как бархатный уголь, глаза; пленительный бархатисто-пунцовыми губами рот оттенен был темным пушком..»

Возможно, такое описание девушки указывает на ее греховность. Черты ее внешности очень похожи на черты какого-то дьявольского существа.

Описание одежды сходно с ее чертами внешности в плане цветовой гаммы: «Она прямо и несколько театрально стояла возле пианино в черном бархатном платье, делавшем ее тоньше, блистая его нарядностью…

» Именно такое описание заставляет нас подумать о главной героине как о существе загадочном, таинственном, дьявольском.

В статье Е.Ю. Полтавец и Н.В. Недзвицкого «Криптография любви. Рассказ И.

Бунина «Чистый понедельник» это предположение подтверждается: «Подчеркнутая детализация в описании комнат и наряда героини содержит мотивы магического действа: «черный дьявольский цвет платья и зловещий угольный бархат глаз», «лоснящиеся косички» и «припудренные щеки» — намек на волшебную мазь ведьм, раздающиеся в квартире звуки сомнамбулически-блаженной «Лунной сонаты», аналога гипнотизирующей ведьму луны».

Также в рассказе автором используется лунный свет, значение которого объясняется в этой же статье: «Лунный свет является знаком несчастной любви. Луна, освещающая влюбленных, предвещает им разлуку или даже смерть.

Но в рассказе «Чистый понедельник» лунный свет, конечно, символизирует и дьявольский соблазн.

Героиня принимает участие в шабаше, и это в чистый понедельник, день поста, покаяния и замаливания грехов! Поистине против Христа Спасителя!»

Не только в развлечениях думает героиня, мысль о Боге, о церкви проскальзывает в ее голове. Не зря Бунин упоминает о соборах Василия Блаженного и Спаса-на-Бору, Новодевичьем монастыре, храме Христа Спасителя, Марфо-Мариинской обители. Эта деталь в тексте указывает на нравственную чистоту души, говоря этим о кульминации рассказа, то есть об уходе девушки в монастырь.

В тексте прослеживается метание героини между очищением и грехопадением. Это мы можем увидеть в описании губ и щек; «Черный пушок над губой и розовый янтарь щек». Сначала кажется, что героиня только задумывается об уходе в монастырь, посещает рестораны, пьет, курит, но затем резко меняет свои взгляды и неожиданно отправляется служить Богу.

С монастырем связана духовная чистота, отречение от грешного мира, от мира жестокостей, безнравственности. Известно, что белый цвет символизирует чистоту. Поэтому после ухода героини в монастырь писатель отдает предпочтение именно этому цветовому оттенку, указывая на очищение, перерождение души.

В последнем абзаце слово «белый» употребляется четыре раза, указывая на идею рассказа, то есть на перерождение души, переход от греха, черноты жизни к духовной, нравственной чистоте. Так прослеживается движение от «черного» к «белому» — от греха к чистоте.
Фольклористы давно знают, что сюжетов на свете в принципе очень мало.

Еще ни один писатель не удостоился чести войти в историю мировой литературы благодаря одному лишь сюжетному мастерству и разнообразию. Бунину удавалось создать образ неожиданным сочетанием слов, умолчанием, намеком, передать атмосферу зыбкости, непрочности и обреченности чувства при помощи всей накопленной за несколько веков силы родного языка.

Недаром так пристрастно и недоброжелательно относился к его прозе Набоков: Бунин максимально приблизился к той делянке, на которую автор «Весны в Фиальте» никого не хотел пускать.

Бунинский мир в «Темных аллеях» четко делится на мужской и женский. Мужской напитан обманом, неискренностью, лицемерием, корыстью, слабоволием и трусостью.

Женский полон сильных чувств, страстей, преданности, естественности.

Только в сказке основные противоречия бунинского мира в гегелевском смысле «снимаются»: добрый молодец получает невесту неоскверненной, порок наказан, а злодей к тому же еще и раскаивается.

В том мире, который Бунин предлагает читателю в качестве реального, все происходит совершенно наоборот.

В теме любви Бунин раскрывается как человек удивительного таланта, тонкий психолог, умеющий передать состояние души, раненной любовью. Писатель не избегает сложных, откровенных тем, изображая в своих рассказах самые интимные человеческие переживания.

На протяжении столетий многие художники слова посвящали свои произведения великому чувству любви, и каждый из них находил что-то неповторимое, индивидуальное этой теме.

Мне кажется, что особенность Бунина-художника состоит в том, что он считает любовь трагедией, катастрофой, сумасшествием, великим чувством, способным и беспредельно возвысить, и уничтожить человека.

Любовь — таинственная стихия, преображающая жизнь человека, придающая его судьбе неповторимость на фоне обыкновенных житейских историй, наполняющая особым смыслом его земное существование.

Эта тайна бытия становится темой бунинского рассказа «Грамматика любви»(1915).

Герой произведения, некто Ивлев, заехав по пути в дом недавно умершего помещика Хвощинского, размышляет о » любви непонятной, в какое-то экстатическое житие превратившей целую человеческую жизнь, которой, может, надлежало быть самой обыденной жизнью», если бы не странное обаяние горничной Лушки.

Мне кажется, что загадка таится не в облике Лушки, которая «совсем нехороша была собой», а в характере самого помещика, боготворившего свою возлюбленную. «Но что за человек был этот Хвощинский? Сумасшедший или просто какая-то ошеломленная, вся на одном сосредоточенная душа?» По мнениюсоседей-помещиков. Хвощинский «слыл в уезде за редкого умницу.

И вдруг свалилась на него эта любовь, эта Лушка, потом неожиданная смерть ее, — и все пошло прахом: он затворился в доме, в той комнате, где жила и умерла Лушка, и больше двадцати лет просидел на ее кроватиЕ» Как можно назвать это двадцатилетнее затворничество? Помешательство? Для Бунина ответ на этот вопрос вовсе не однозначен.

Судьба Хвощинского странно завораживает и беспокоит Ивлева. Он понимает, что Лушка вошла навсегда в его жизнь, пробудила в нем «чувство сложное, похожее на то, какое испытал он когда-то в одном итальянском городке при взгляде на реликвии одной святой».

Что заставило Ивлева купить у наследника Хвощинского «за дорогую цену» маленькую книжку «Грамматика любви», с которой не расставался старый помещик, лелея воспоминания о Лушке? Ивлев хотел бы понять, чем была наполнена жизнь влюбленного безумца, чем питалась долгие годы его осиротевшая душа. И вслед за героем рассказы раскрыть тайну этого необъяснимого чувства попытаются «внуки и правнуки», услышавшие «преданье сладострастное о сердцах любивших», а вместе с ними и читатель бунинского произведения.

Попытка понять природу любовного чувства автором и в рассказе «Солнечный удар»(1925). » Странное приключение», потрясает душу поручика. Расставшись с прекрасной незнакомкой, он не может обрести покой.

При мысли о невозможности вновь встретить эту женщину «он почувствовал такую боль и ненужность всей своей дальнейшей жизни без нее, что его охватил ужас, отчаяния». Автор убеждает читателя в серьезности чувств, переживаемого героем рассказа. Поручик ощущает себя «страшно несчастным в этом городе».

«Куда идти? Что делать?» — потерянно думает он. Глубина духовного прозрения героя ясно выражена в финальной фразе рассказа: «Поручик сидел под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет».

Как объяснить то, что случилось с ним? Может быть, герой соприкоснулся с тем великим чувством, которое люди называют любовью, и ощущение невозможности потери привело его к осознанию трагичности бытия?

Мучения любящей души, горечь потерь, сладкая боль воспоминаний — такие незаживающие раны оставляет в судьбах бунинских героев любовь, и время не властно над ней.

В рассказе «Темные аллеи»(1935) изображена случайная встреча людей, любивших друг друга тридцать лет назад. Ситуация достаточно заурядная: молодой дворянин легко расстался с влюбленной в него крепостной девушкой Надеждой и женился на женщине своего круга.

А Надежда, получив от господ вольную, стала хозяйкой постоялого двора и так и не вышла замуж, не имела семьи, детей, не узнала обыкновенного житейского счастья. «Сколько ни проходило времени, все одним жила, — признается она Николай Алексеевичу. — Все проходит, да не все забывается.Е Простить я вас никогда не могла.

Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было». Она не могла изменить самой себе, своему чувству. А Николай Алексеевич понял, что потерял в Надежде «самое дорогое, что имел в жизни». Но это минутное прозрение.

Покидая постоялый двор, он «со стыдом вспоминал свои последние слова и то, что поцеловал у ней руку, и тотчас стыдился своего стыда». И все-таки ему трудно представить Надежду своей женой, хозяйкой петегбугского дома, матерью своих детей.ЕЭтот господин придает слишком большое значение сословным предрассудкам, чтобы предпочесть им подлинное чувство.

Но он расплатился за свое малодушие отсутствием личного счастья.
Как по-разному осмысливают происшедшее с ними герои рассказа! Для Николая Алексеевича это «история пошлая, обыкновенная», а для Надежды — не умирающие воспоминания, многолетняя преданность любви.

Да, любовь многолика и часто необъяснима. Это вечная загадка, и каждый читатель бунинских произведений ищет собственные ответы, размышляя над тайнами любви.

Восприятие этого чувства очень личностно, и поэтому кто-то отнесется к изображенному в книге как к «пошлой истории», а кто-то будет потрясен великим даром любви, который, как и талант поэта или музыканта, дается отнюдь не каждому. Но одно, несомненно: бунинские рассказы повествующие о самом сокровенном, не оставят равнодушными читателей конца 20-ого века.

Читайте также:  Сочинение на тему подвиг для 9 класса

Каждый юный человек найдет в бунинских произведениях что-то созвучное собственным мыслям и переживаниям, прикоснется к великой тайне любви. Именно это делает автора «Солнечного удара», всегда современным писателем, вызывающий глубокий читательский интерес.

Источник: https://sochineniya-na5.ru/geroi-rasskaza-chistyj-ponedelnik/

Символика названия рассказа И.А.Бунина «Чистый понедельник»

ТЕМА: Символика названия рассказа И.А.Бунина «Чистый понедельник»

Класс: 11 класс

Форма проведения: урок-размышление

Раздел программы. Творчество И.А.Бунина. Рассказы о любви (11 класс).

Тема занятия. Символика названия рассказа И.А.Бунина «Чистый понедельник»

Дидактическая цель – создать условия для осознания, осмысления, систематизации и обобщения по теме средствами метода творческого чтения и комплекса педагогических технологий: технологии проблемного обучения, метода проектов и компьютерных технологий.

Оборудование урока:

  • Мультимедийный проектор
  • Компьютер
  • Текст рассказа

Цели и задачи занятия:

Цели Задачи
1. Выявление особенностей понимания любви Буниным, раскрытия темы России, художественной манеры писателя 1. Раскрыть особенность понимания любви Буниным через сопоставительную характеристику героев (портрет, увлечения, отношение друг к другу, понимание смысла жизни). 2. Выявить отношение Бунина к России через упоминание памятников древней Москвы, использование реалий современной Москвы, бытовых зарисовок, умозаключений героев о Руси. 3. Провести анализ «филологии» Бунина: художественных средств (метафор, эпитетов, оксюморонов и др.) и литературных приёмов.
2. Активизация исследовательской деятельности обучающихся, развитие навыков творческого чтения, углубляющего понимание и переживание событий рассказа.
  • 1.Закрепить навыки анализа текста:
  • — определение темы;
  • — формулирование главной мысли;
  • — определение художественных средств и их роли в тексте;

— сопоставление (определение предмета сопоставления, сходств и различий и т.д.) — обобщение, формулирование выводов; — выявление причинно-следственных связей. 2. Продолжить работу по обогащению и усложнению словарного запаса языка обучающихся в процессе анализа текста. 3. Включить в процесс урока задания на развитие воображения и фантазии.

  1. Методы обучения: метод творческого чтения, проблемный, метод проектов.
  2. Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.
  3. Опережающее домашнее задание к уроку.
  1. Пользуясь энциклопедическим словарём, рассказать о литераторах, чьи имена упоминаются в рассказе.

  2. Рассказать о религиозных праздниках, которые указаны в рассказе

  3. Повторить средства художественной выразительности

ПЛАН УРОКА.

  1. Организационный момент

  2. Подготовка учащихся к восприятию материала

  3. Целеполагание

  4. Актуализация знаний

  5. Первичное усвоение знаний

  6. Осознание и осмысление материала

  7. Закрепление учебного материала

  8. Обобщение и систематизация материала

  9. Рефлексия

  10. Домашнее задание

  • Ход урока
  • СЛАЙД 1
  • СЛАЙД 2
  • Путь к бунинской философии лежит через бунинскую филологию.
  • Вл. Ходасевич
  1. Организационный момент.

  2. Подготовка учащихся к восприятию материала.

  1. Слово учителя (на фоне колокольного звона)
  2. СЛАЙД 3
  3. Между временем и вечностью,
  4. Как над брызнувшей водой,
  5. К нам заброшен бесконечностью
  6. Мост воздушно – золотой, —
  7. Разноцветностью играющий,
  8. Видный только для того,
  9. Кто душою ожидающей
  10. Любит Бога своего,
  11. Кто, забыв своё порочное,
  12. Победил громаду зол
  13. И, как радуга непрочная,
  14. Воссиял и превзошел

К. Бальмонт.

Ради чего человек приходит в мир? Что важнее: материальное или духовное? Каждый из нас рано или поздно задумывается над этими вопросами, дает свой ответ на них.

Сегодня я приглашаю вас поразмышлять об этом вместе с И.Буниным на необычном уроке, уроке – размышлении по рассказу «Чистый понедельник».

СЛАЙД 4

Этот рассказ И.А.Бунина входит в сборник «Темные аллеи», который создавался писателем в «окаянные годы» эмиграции. Сам писатель называл этот сборник своей лучшей книгой, а лучшим рассказом – рассказ «Чистый понедельник».

Дома вы познакомились с рассказом, сложилось свое мнение. На чистом листе я попрошу вас 1-2 словами определить, какое впечатление произвел рассказ на вас? (возможные ответы: загадочный, непонятный, странный).

Итак, зафиксировано первоначальное впечатление, к нему вернемся в конце урока.

  • Как понимаете выражение «духовные искания»?
  • Поиск человеком ответов на нравственные вопросы, своего предназначения в жизни
  • С кем из героев рассказа прежде всего связано это понятие?
  • С главной героиней
  • Сюжетная линия рассказа – история несчастной любви, а в чем глубинный смысл рассказа? Выскажите свое мнение одним словом: о чем этот рассказ? (варианты учащихся фиксируются на доске) Например: Любовь Разлука Трагедия

Учитель добавляет слово «обретение». Класс дает толкование слова через подбор синонимов.

СЛАЙДЫ 5, 6, 7

  1. Определение целей и задач урока, постановка проблемы

Постановка проблемного вопроса: какое из понятий, отраженных на доске, является ключевым в рассказе? (добавляем к словам вопросительный знак).

  • Цель урока самостоятельно формулируют учащиеся, исходя из проблемного вопроса урока и темы урока (проанализировать духовные искания героев, выявить авторскую позицию, ответив на проблемный вопрос).
  • Анализ рассказа.
  • СЛАЙД 8
  • Кто является главным героем рассказа?
  • ОНА
  • Проанализируйте портрет героини. Какие ключевые слова используются для создания образа?
  • У нее красота была какая-то индийская, персидская
  • Почему восточная красота?
  • Подчеркнуть ее необычность, непохожесть, отличие от других нездешней прелестью
  • Особенной была только внешняя красота героини? Чем она удивляла главного героя? Какие эпитеты, сравнения используются и какова их роль в создании образа главной героини?
  • Загадочная, непонятная, восточная красавица, шамаханская царица
  • Как характеризует рассказчик свою возлюбленную?
  • В центре рассказа образ героини, «непонятной» рассказчику. Для характеристики героини используются слова «загадочность», «странность».
  • Усиливают непонимание героя, мотив непохожести героини на других девушек
  • Проанализировать описание комнаты главной героини. Какие детали интерьера подчеркивают особенности характера героини?

СЛАЙД 9

  • Соединение восточных и западных мотивов, портрет босого Толстого
  • Почему в комнате находится именно этот портрет?
  • Портрет писателя в поздний период жизни, когда он отказывается от всех проявлений материального мира, духовные искания характеризуют этот период жизни писателя
  • Какой музыкальный мотив связан с образом главной героини?

(Учащиеся слушают фрагмент из «Лунной сонаты» Бетховена»)

  • Почему именно это произведение взято Буниным? Какие грани характера героини открывает музыка?
  • Что является доминантным в характере героини?
  • ОНА – загадочность, непохожесть
  • Счастлива ли героиня? Как она определяет, что такое счастье?
  • «Счастье как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нет»
  1. Сопоставительная характеристика героев
  2. Работа с текстом. Учитель называет предмет сопоставления, ученики приводят примеры
  3. СЛАЙДЫ 10, 11, 12
Предмет сопоставления Герой Героиня
Портрет Я … был в ту пору красив почему-то южной, горячей красотой, был даже «неприлично красив», как сказал мне однажды один знаменитый актер…»Черт вас знает, кто вы, сицилианец какой-то «… и характер был у меня южный, живой, постоянно готовый к счастливой улыбке, к доброй шутке» А у нее красота была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как черный соболий мех, брови, черные, как бархатный уголь, глаза; пленительный бархатисто-пунцовыми губами рот …
«Корни» Я… родом из Пензенской губернии Она из Твери, а её бабушка из Астрахани
Литературные имена
  • Я привозил ей коробки шоколаду, новые книги – Гофмансталя, Шницлера, Тетмайера, Пшибышевского
  • — Вы дочитали «Огненного ангела»?
  • (роман В. Брюсова)

И мы зачем-то поехали на Ордынку… но кто ж нам мог показать, где жил Грибоедов? Кому это нужно? Л. Андреев, А. Белый

… на диване, над которым зачем-то висел портрет босого ТолстогоДосмотрела. До того высокопарно, что совестно читать.

  1. Она любит цитировать русские летописные сказания, особенно ее восхищает древнерусская Повесть о верных супругах Петре и Февронии Муромских.
  2. Где-то на Ордынке есть дом, где жил Грибоедов. Поедем его искать…
  3. Она задержалась у могил Чехова и Эртеля
Музыкальные предпочтения А отчего вы вчера вдруг ушли с концерта Шаляпина? Он не чувствует окружающей пошлости, которая замечательно запечатлена Буниным и в исполнении «полечки Транблан», когда партнер выкрикивает «козлом» бессмысленный набор фраз, и в развязном исполнении цыганских песен старым цыганом «с сизой мордой утопленника» и цыганкой «с низким лбом под дегтярной челкой» — Не в меру разудал был. И потом желтоволосуюРусья вообще не люблю. Она все разучивала медленное, сомнамбулически прекрасное начало «Лунной сонаты», — только одно начало Она может заслушаться церковными песнопениями. Не оставит ее равнодушной сама огласовка слов древнерусского языка, и она как завороженная будет повторять их
  • Пользуясь таблицей, дайте характеристику героям
  • Он — реалист, доволен этой богатой, праздной жизнью, жизнелюбив. Она — совмещает в себе эти два мира: посещает рестораны, капустники, концерты, но ходит в храмы, на кладбище, интересуется историей.
  • Её внутренний мир настолько же отличен от внутреннего мира рассказчика, насколько внутренний мир Толстого отличен от мира Тетмайера, А. Белого, и даже «не в меру разудалого» Шаляпина. Настолько же отличен Чистый понедельник от Масленицы.
  • Она необычная, в ней необъяснимые противоречия. С одной стороны, «похоже было на то, что ей ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом, хотя все-таки цветы были у нее любимые и нелюбимые: книги читала всякие, любила поесть и тут же говорила о том, зачем вообще люди едят». Казалось, что ей нравится роскошная жизнь: походы в рестораны, театры, концерты. Она любила хорошую одежду, бархат, шелк, меха. С другой стороны, зачем-то училась на курсах, интересовалась историей, посещала храмы, Раскольничье кладбище и т.д. Герой признается, что она ему непонятна.
  1. Первичное усвоение знаний

В рассказе упоминаются исторические места Москвы, которые посещают главные герои. Как соотносятся в рассказе приметы конкретной эпохи и напоминания о древности?

Отправимся вслед за героями в Москву.

  • Куда герой возил свою возлюбленную?

Каждый вечер я возил ее обедать в «Прагу», в «Эрмитаж», в «Метрополь», после обеда в театры, на концерты, а там к «Яру», в «Стрельну»…

СЛАЙДЫ 13, 14, 15, 16

  • Это «Современная Москва»
  • Какие исторические места с удовольствием посещала героиня?

Зачатьевский монастырь, Чудов монастырь, Архангельский собор, Марфо-Мариинская обитель, Иверская часовня, Храм Христа Спасителя, Кремль, Новодевичьего монастыря, Рогожского кладбища.

СЛАЙДЫ 17, 18, 19

  • Это «Древняя святая Москва»
  • Итак, мы проследили маршруты каждого из героев. О каких чертах характера главной героини свидетельствует выбор маршрута путешествия?
  • В рассказе приметы современной эпохи соотносятся с внутренним миром рассказчика, всё же, что касается древности, церквей, кладбищ – внутренний мир героини, свидетельствует о глубокой ностальгии Бунина.
  • «Православие теперь, когда оно так преследовалось на родине, осознавалось Буниным как неотделимая часть России, ее культуры, её истории и её национальной сути» (Мальцев «И. Бунин»). В какой из этих сфер она «настоящая»?
  • Героине уютнее в «Древней Москве», но она посещает и «Современную Москву», пытается сделать выбор между земным и духовным
  • Почему так важны были для героини вид из окна на Кремль и Храм Христа Спасителя
  • Это символ Родины.
  • Как вы понимаете высказывание героини «желтоволосая Русь»
  • В уста главной героини Бунин вкладывает свое понимание России: не как эдакой наигранной «русскости» но как неподдельной древности ее, православности, суровости («только в каких-нибудь северных монастырях осталась теперь эта Русь»).

Для полноценного восприятия рассказа необходимо понимание некоторых реалий быта, церковной обрядовости, литературно-артистической жизни начала века.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/simvolika-nazvaniia-rasskaza-i-a-bunina-chistyi-poniediel-nik-1

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector