Описание картины авилова поединок пересвета с челубеем (сочинение)

Описание картины Авилова Поединок Пересвета с Челубеем (сочинение)Описание картины Авилова Поединок Пересвета с Челубеем (сочинение)
Описание картины Авилова Поединок Пересвета с Челубеем (сочинение)

Краткое описание картины

Все действия, описанные на полотне, происходят на огромной поляне, часть которой покрыта зеленой, сочной травой, а другая половина — вытоптана или выжжена. По берегу голубой широкой реки выстроилась русская армия в полной боевой готовности. По другую сторону картины как противопоставление, представлено столь же огромное ордынское войско.

В центре полотна изображены два сильных и могучих воина. Один из них русский богатырь, другой — татаро-монгольский воин, который восседает на гнедом скакуне. Художник представил бой в тот момент, когда всадники сошлись в бою и одним ударом сбили друг друга с разгоряченных коней.

Фоном всего сражения выступает небесный свод. Он представлен в довольно интересных переходах — прозрачные голубые оттенки над ордынскими войсками и хмурые, желто-серые цвета над армией русичей. Последнее словно предрекает врагам недобрые моменты и серьезные потери.

История сюжета

Описание картины Авилова Поединок Пересвета с Челубеем (сочинение)

После смерти хана Батыя в XIV веке Орду разрывали междоусобицы распри. Результатом такого состояния стал раскол ее на две части: восточную и западную. В восточной части Золотой Орды правил хан Тохтамыш, который был потомком Чингисхана. Западной же частью стал править Мамай, который силой захватил власть и усмирил усобицы.

Последний решает вернуть некогда утраченную власть над Русью. Он отправляет войско, которое наносит сокрушительное поражение объединенной армии русских под командованием Дмитрия Волынского.

Следующим было сражение на реке Воже, где главнокомандующим был Дмитрий Донской. Войском татар командовал сам Мамай. Но русская армия дала жестокий бой и смогла разгромить Орду.

Хан затаил мысль о реванше, которым и должен был стать поединок на Куликовом поле. Авилов описал его на холсте очень точно и правдоподобно.

Великая битва

Очень детально изобразил Авилов «Поединок на Куликовом поле». Описание картины представляет композицию, которая в подробностях передает построение войск с обеих сторон перед сражением. Накануне возле места впадения реки Непрядвы в Дон собрались две огромные рати во главе с известнейшими военачальниками Дмитрием Донским со стороны русичей и Мамаем от Золотой орды.

Художник изобразил именно этот сюжет. По обеим сторонам поля выстроились войска, которым не видно конца и края. Расположение воинов на холсте передано именно так, как указано в исторических сообщениях и документах. В руках у русских солдат хоругви с изображением ликов:

  • Иисуса Христа;
  • Богоматери.

Они показывают веру русичей в небесную помощь и поддержку высших сил.

Описание картины Авилова Поединок Пересвета с Челубеем (сочинение)

Согласно историческим фактам, чтобы избежать кровопролития и огромных потерь с обеих сторон, было решено закрыть вопрос битвой между двух богатырей, каждый из которых был известен не только в своей армии, но и в стане врага. От Орды выступил Челубей, а от русичей — воин-монах Пересвет. Последний был послан на войну Сергием Радонежским, чтобы укрепить веру людей в силу божьей помощи.

Эти два героя и стали центральными персонажами всего шедевра художника. Они занимают центральную часть картины «Битва Пересвета с Челубеем» и написаны согласно церковным канонам. На самом деле бой проходил рядом с войсками. Но на картине герои изображены гораздо больше всех остальных персонажей, что создает впечатление их дальнего расположения от армии.

Пересвет и его образ

Автор передал в картине содержание реальных исторических документов и рассказов. Пересвет на ней — это реальный герой. Часто люди считают, что он был вымышленным персонажем, собирательным образом русского богатыря. Но это реальный человек, который принимал участие в военных действиях.

О судьбе Пересвета известно немного. Он происходил из рода бояр, проживающих в Брянском княжестве. Детство и юность Александра Пересвета проходили в обучении ратному делу и молитвах. Его готовили к службе и защите Отечества в любое время, когда он может потребоваться.

Описание картины Авилова Поединок Пересвета с Челубеем (сочинение)

В молодом возрасте Пересвет принял постриг в Ростовском монастыре. Согласно документам, позже он был переведен в Троице-Сергиев монастырь. Но подробностей этого нет. К 1380 году он был сильным и могучим богатырем, который был известен своей непобедимостью. Отправившись на битву, монах совершил молитву в часовне Дмитрия Солунского, которого принято считать покровителем всех служивых людей.

Во время боя монах был одет в ризу, которая положена ему по статусу. Со всех сторон она была покрыта крестами, которые должны были защитить богатыря. Голову мужчины покрывал шлем, поверх него была накинута куколь. В руках богатыря было копье. О наличии лошади не было почему-то указано ни в одной летописи.

Согласно источникам, Пересвет был тяжело ранен или же убит во время поединка. Но его тело не было похоронено на поле боя. Его доставили в храм Рождества Христова в Смоленском монастыре, где его и погребли.

Если же говорить о том образе, который создал Авилов, то его можно смело назвать идеальным героем, примером мужской силы и смелости, готовности пасть за Отчизну.

Но художник создал свой символ героя, достаточно сильно отступив от исторических источников. Так, на холсте изображен молодой человек в ратных доспехах и в шлеме на голове.

Здесь нет ни крестов, ни монашеского одеяния. На картине Пересвет показан настоящим воином.

Художественный образ Челубея

Согласно историческим источникам Челубей был любимым воином Мамая. Среди своих он прослыл непобедимым воином, которого не может сломить никто. Многие считали его бессмертным. Исторические документы говорят, что Челубей провел более трехсот поединков, и во всех них он вышел победителем. О воине ходили легенды и мифы. Но сегодня такую его жизнестойкость удалось объяснить.

Описание картины Авилова Поединок Пересвета с Челубеем (сочинение)

Согласно чрезвычайную силу воина объясняют тем, что он владел боевой практикой бон по. Согласно исследованиям Челубей был тибетским монахом и умел вызывать духов-демонов, которые и вселялись в его тело во время битвы.

Если верить древним книгам и такое действительно могло произойти, то мужчина облекал свою душу после смерти на вечные страдания. Победить такого воителя может только тот, чья сила исходит от бога.

Именно таким богатырем и был Пересвет.

В случае с Челубеем художник также пренебрёг историческими фактами в одежде и вооружении. На самом деле воины носили:

  • стеганый подбитый кафтан;
  • под ним был панцирь с наплечниками и перчатками;
  • на ногах — мягкие сапоги из кожи с металлическими пластинами;
  • на голове — полукруглый шлем с наносником и сеткой, которая прикрывала шею и плечи.

Из оружия монгольские воины использовали лук со стрелами, кривые сабли, кинжалы и копья.

На картине же Челубей одет в шелковый халат, который для обычного монаха был слишком дорогим. Нет ни кольчуги, ни металлических заплат на сапогах. На голове воителя обычная меховая шапка. В руках у него щит для защиты от ударов. Даже если учесть бессмертие, о котором все столь активно говорили, мужчина не мог не понимать опасности ситуации и так рисковать своей жизнью.

Битва добра и зла

Сочинение по картине Авилова ученики пишут в 4 классе при изучении основ истории и мифологии. Сам шедевр был создан в тяжелые для страны времена — в Великую Отечественную войну. дею создания полотна автор вынашивал более 25 лет. А само творение появилось через полгода после начала создания.

Описание картины Авилова Поединок Пересвета с Челубеем (сочинение)

Не известно что именно хотел показать автор. Возможно, через столь легендарные образы он мечтал донести мысль о том противостоянии, которое разрывало мир. Герои картины предстают для советского ценителя творчества художника как борьба Добра со Злом, советских стран с фашистской Германией.

Это полотно будет актуально во все времена. Ведь на ней показано объединение всех русских народов против войск захватчиков. Пересвет же выступает как пример для каждого патриота, готового отдать жизнь за свою Отчизну.

Источник: https://nauka.club/literatura/sochineniya/poedinok-peresveta-s-chelubeem-na-kulikovom-pole.html

"Поединок на Куликовом поле": описание картины М.И. Авилова :

Общение с известной картиной Михаила Авилова «Битва на Куликовом поле» дает удивительную возможность совершить увлекательное путешествие в Древнюю Русь и ощутить себя сопричастным к трагическим и великим событиям.

Краткое описание картины Авилова «Поединок на Куликовом поле»

На берегу реки раскинулось широкое поле, часть которого еще покрыта травой, часть же выжжена или вытоптона. Вдоль голубой ленты реки на берегу в полном боевом облачении готовая к бою выстроилась русская рать. С другой стороны картины как антитеза — такое же многочисленное и готовое в любой момент ринуться в бой — расположилось ордынское войско.

В центре на переднем плане сошлись в поединке два конных всадника: русский витязь на вороном коне и татаро-монгольский воин на гнедом скакуне. Они изображены в момент, когда сбивают друг друга с разгоряченных коней копьями.

Над сражающимися и замершими в боевой готовности воинами небо клубится облаками: с ордынской стороны яркое голубое, со стороны русских как угроза врагам — желто-серое, неспокойное.

Русь и Орда после Чингисхана и Батыя

В середине 14 века после смерти хана Батыя на ордынском престоле сменилось около 25 правителей, а Орду разрывали усобицы, в результате которых государство раскололось на две части: западную и восточную. Восточную часть Золотой Орды возглавил потомок Чингисхана хан Тохтамыш.

А в западной части власть захватил коварный военачальник Мамай, хитростью и обманом захвативший престол. Усмирив на время силой усобицы, он решил вернуть былую власть над Русью.

Посланный им в Нижнегородское княжества Араб-шах нанес жестокое поражение объединенному русскому войску, которое возглавлял московский князь Дмитрий Боброк Волынский. За этим последовало сражение русских и ордынских войск на реке Воже. Русской ратью в этой битве командовал московский князь Дмитрий Иванович Донской.

А ордынским войском — сам Мамай. На этот раз удача сопутствовала русским, а разгромленный Мамай затаил в душе мысль о реванше. Возможность и исход такого реванша — в описании картины «Поединок на Куликовом поле», представленном в статье.

Великое противостояние

В кратком описании картины «Поединок на Куликовом поле» представлена композиция, повторяющая построение войск перед Куликовской битвой.

Накануне 8 сентября 1380 года у места впадения реки Непрядвы в Дон собрались в противостоянии две огромные рати во главе с Дмитрием Ивановичем и Мамаем. Основу русского войска составляли москвичи.

Под руководством московского князя объединились воины почти изо всех русских княжеств. Под ордынским командованием собрались народы Поволжья и Кавказа, подчиненные Ордой, а также Литовское и Рязанское княжества.

Именно этот момент и изобразил автор на своем полотне. На Куликовом поле слева и справа выстроились в боевой готовности ордынские и русские войска.

Русские дружины размещаются в соответствии с исторической информацией у берега Дона, через который они только что переправились.

Воины, стоящие в первых рядах, держат в руках хоругви с ликом Иисуса Христа как знак благословения и Божией поддержки.

Описание картины Авилова Поединок Пересвета с Челубеем (сочинение)

Чтобы избежать неминуемых кровавых рек, согласно преданию, было решено определить исход битвы поединком двух могучих богатырей. От ордынцев им стал Челубей, а от русских — воин-монах Пересвет, посланный с ратью Дмитрия Ивановича основателем Троице-Сергиева монастыря Сергием Радонежским.

Именно Пересвет и Челубей — главные персонажи полотна. Вернемся к описанию картины «Поединок на Куликовом поле». Они занимают центр полотна и, согласно иконической иерархии, кажутся гораздо крупнее прочих ратников, что не соответствует возможному расстоянию между поединщиками и их войском.

Описание картины Авилова Поединок Пересвета с Челубеем (сочинение)

Правда о Пересвете и образ русского богатыря

Пересвет — фигура равнозначно реальная и легендарная. Многие люди считают Пересвета героем народных былин, выдуманным персонажем, собирательным образом древнерусского богатыря. На самом деле воспетый в народном творчестве воин был вполне реальной личностью. О его судьбе известно немного.

Читайте также:  Сочинение-описание картины конец зимы. полдень юона 3, 6, 7 класс

Происходил он из знатного боярского рода Брянского княжества. Отрочество и юность Александра Пересвета проходили в трудах и молитвах, а также в военной подготовке, чтобы он в любой момент мог встать на защиту Отечества.

Далее его судьба была связана с защитой родной земли — много сил отдал он ратному труду, служа в княжеском войске.

Описание картины Авилова Поединок Пересвета с Челубеем (сочинение)

Позже вместе со своим, вероятно, двоюродным братом Андреем по прозвищу Ослябя, также из боярского брянского рода, стал иноком. По преданию, постриг приняли в Ростовском Борисоглебском монастыре. Затем они перешли в подмосковный Троице-Сергиев монастырь, но как именно туда попали — неизвестно.

К 1380 году это были уже немолодые монахи, известные многим как отважные и непобедимые витязи, могучие русские богатыри. Прежде чем уйти на битву, благословленный Сергием Радонежским, Пересвет совершил молитву в часовне св. Дмитрия Солунского — покровителя русского воинства.

Согласно сохранившимся описаниям из Никоновской летописи, во время поединка Александр Пересвет был одет в монашескую ризу, данную ему Сергием Радонежским.

Одеяние было со всех сторон покрыто изображениями креста. На голове богатыря был надет шлем, а поверх него — куколь (головной убор монахов, покрывающий голову, шею и даже плечи).

Из вооружения Пересвет имел только копье. Был ли у него конь, нигде не упоминается.

По разным источникам, исходом поединка было тяжелое ранение или гибель монаха. Однако вместе со всеми павшими он похоронен на поле не был — его перевезли и похоронили в храме Рождества Богородицы в Симоновском монастыре.

Что же касается художественного образа Пересвета, созданного Авиловым, то идеологически герой является примером смелости и мужества, идеальным ориентиром для воспитания в созерцающих полотно гордости за свою Родину и ее защитников, патриотизма и интереса к истории.

А вот тем, кто не просто заинтересовался, но и сопоставил факты, станет очевидно, что Пересвет Авилова достаточно еще молод. Его одежда более походит на одежду ратника: шлем-шишак, кольчуга, щит. Ни о каком монашеском облачении с крестами и куколе речи не идет.

Так что при всем правдоподобии образа Александра Пересвета, историческая правда в картине явно нарушена.

Загадка Челубея и художественный образ воина

Что же касается образа Челубея, или, как его еще знает история, Тимир-мурзы или Таврула, любимого воина Мамая, то летописи сохранили о нем упоминание как о грозном и непобедимом воине.

Кроме того, его считали бессмертным. Челубей провел триста поединков и во всех вышел победителем. Такая удача кажется мифологической.

Однако загадку жизнестойкости и непобедимости ордынского воина теперь смогли объяснить.

Описание картины Авилова Поединок Пересвета с Челубеем (сочинение)

Челубей был тибетским монахом, освоившим практику боевой магии Бон-по. Искусство этой борьбы заключается во владении магическими заклинаниями по вызыванию духов-демонов и умении применять их во время боя, призывая их себе на помощь.

При этом посвященный «бессмертный» фактически продает душу темным силам, и его никто не может победить. Однако такой человек добровольно обрекает свою душу после смерти на пребываение в царстве демонов. Сразить «бесноватого» может только воин, облеченный силою от Бога.

Именно им и был русский витязь-монах Пересвет.

Образ Челубея в картине Авилова очень правдоподобен, но явно уступает мощью русскому богатырю. Если внимательно рассматривать экипировку ордынского воина и сравнивать ее с известными фактами, то выясняется, что обычно ордынцы одевались в простеганный подбитый кафтан. Под него поддевали доходящий до колен панцирь с железными наплечниками и перчатками.

А под панцирь — кожаную куртку с железными обручами, закрепленными от локтя до кисти на узких рукавах. На ноги надевали мягкие кожаные сапоги, обитые металлическими пластинами, одна из которых, видимо пяточная, имела острый шип. На голову — шлем круглой формы с наносником и кольчужной сеткой, прикрывавшей плечи и шею. Маковка шлема украшалась двумя пучками волос.

Из оружия обычно использовались кривые сабли, луки, копья, кинжалы.

На картине Авилова Челубей игнорирует традицию: одет он в обычный халат из тонкой ткани, для монаха слишком богато украшенный. Что одето под халатом — не видно. На ногах — штаны и сапоги до середины икры, на заднике которых видна металлическая «заплатка». Ни обшивки из железных пластин, ни шипа на «заплатке» не видно.

Голова Челубея покрыта дорогой шапкой с меховой опушкой, сосем непохожей на шлем. Нет у нее и двух пучков волос на макушке. Кроме того, персонаж имеет для защиты щит. При сохранении явного правдоподобия и этот образ в полотне исторически недостоверен.

Даже если брать в расчет «бессмертие» Челубея, вряд ли воин, понимая всю важность и сложность момента, станет так рисковать.

Поединок Добра со Злом

Картина «Поединок Пересвета с Челубеем» была написана Авиловым в тяжелые для страны годы — Великую Отечественную войну.

Описание картины Авилова Поединок Пересвета с Челубеем (сочинение)

Авторский замысел, вызревавший около 25 лет, был реализован всего за шесть месяцев. Хотел ли автор через легендарные образы аллегорически отразить события своего времени или нет — неизвестно, но так получилось.

Если рассматривать картину с точки зрения вечной борьбы в мире Добра и Зла в образе Пересвета и Челубея, то почему бы не представить себе Добром Советский Союз и его армию, насмерть сошедшуюся в схватке с фашистской Германией, гитлеровской армией — олицетворением Зла.

Так что картина Авилова «Поединок на Куликовом поле» всегда будет актуальной и может рассматриваться с точки зрения воплощения идеи единения русского народа против врагов, а образ Пересвета — как ориентир для подражания в любви к Родине, готовности отдать свою жизнь за родную землю.

Источник: https://www.syl.ru/article/354483/poedinok-na-kulikovom-pole-opisanie-kartinyi-m-i-avilova

Сочинение по картине "Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле", 4 класс

Описание картины Авилова Поединок Пересвета с Челубеем (сочинение)

 Вначале первый более значимый вариант сочинения по картине.

Взглянув на картину Михаила Ивановича Авилова в общем, то стоит обратить внимание на цветовую гамму. Небо хмурое, вокруг с двух сторон трава и воины сливающиеся с ней.  На заднем плане по краям картины стоят уходящие вдаль войска.

 Здесь применены скромные, строгие, сероватые тона характеризуют выдержку, спокойствие войск, их второстепенность именно в данный момент.  А вот в центре яркие краски одеяний, обмундирования, энергия действия. Здесь сошлись не на жизнь, а на смерть два воина Пересвет и Челубей.  Короткий миг, с продолжением сюжета отражен на картине.

  Копья противников бьют в щиты друг друга. Но сила удара и ярости каждого из воинов такая, что ничего не может удержать смертоносных копий. Ни щиты, ни кольчуги не выдерживают удара. Копья бьют в воинов. Каждый из них практически слетает с седла лошади. При этом не смотря на то, что картина статичная, в ней очень живо отражены действия.

Так головной убор Челубея слетает, гривы и хвосты лошадей развиваются, ноги Пересвета уперлись с силой в стремя.  В итоге красками Авилов передаёт главное на картине, а динамикой линий действенность.

  Картина оставляет очень яркое эмоциональное впечатление, так как не только притягивает взгляд к краскам и действиям, но и заставляет задуматься о том, как же развивались события дальше. Какую ярость и желание защитить свои интересы чувствовали и главные герои картины и воины на втором плане.

  •  Картина является ярким и показательным произведением, позволяющим насладиться художественной работой автора, но и подстегивает побольше узнать о историческом событии «Куликовской битве».
  • Далее хотелось бы привести еще несколько коротких вариантов сочинения по той же самой картине

Описание картины Авилова Поединок Пересвета с Челубеем (сочинение)

 Вначале первый более значимый вариант сочинения по картине.

Сама картина 

Описание картины Авилова Поединок Пересвета с Челубеем (сочинение)

Сочинение по картине

Взглянув на картину Михаила Ивановича Авилова в общем, то стоит обратить внимание на цветовую гамму. Небо хмурое, вокруг с двух сторон трава и воины сливающиеся с ней.  На заднем плане по краям картины стоят уходящие вдаль войска.

 Здесь применены скромные, строгие, сероватые тона характеризуют выдержку, спокойствие войск, их второстепенность именно в данный момент.  А вот в центре яркие краски одеяний, обмундирования, энергия действия. Здесь сошлись не на жизнь, а на смерть два воина Пересвет и Челубей.  Короткий миг, с продолжением сюжета отражен на картине.

  Копья противников бьют в щиты друг друга. Но сила удара и ярости каждого из воинов такая, что ничего не может удержать смертоносных копий. Ни щиты, ни кольчуги не выдерживают удара. Копья бьют в воинов. Каждый из них практически слетает с седла лошади. При этом не смотря на то, что картина статичная, в ней очень живо отражены действия.

Так головной убор Челубея слетает, гривы и хвосты лошадей развиваются, ноги Пересвета уперлись с силой в стремя.  В итоге красками Авилов передаёт главное на картине, а динамикой линий действенность.

  Картина оставляет очень яркое эмоциональное впечатление, так как не только притягивает взгляд к краскам и действиям, но и заставляет задуматься о том, как же развивались события дальше. Какую ярость и желание защитить свои интересы чувствовали и главные герои картины и воины на втором плане.

  1.  Картина является ярким и показательным произведением, позволяющим насладиться художественной работой автора, но и подстегивает побольше узнать о историческом событии «Куликовской битве».
  2. Далее хотелось бы привести еще несколько коротких вариантов сочинения по той же самой картине

1 вариант

Короткое сочинение по картине «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле»

 Картина художника Михаила Ивановича Авилова  действенности и напряженного ожидания, своеобразной развязки: взвились могучие кони, всадники ударили друг друга острыми копьями – автор убедительно передал ощущение наивысшего напряжения в поединке двух богатырей.

Он очень точно и верно выбрал и цвета для картины, чуть оттенив пока на второй план войска, которым еще только предстоит сражаться и центральный план со схваткой Пересвета и Челубея.

 Картина оставляет очень яркие впечатления и как художественная работа и как полотно заставляющее узнать о событии битвы чуть более, чем мы знали до этого.

2 вариант

Короткое сочинение по картине «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле»

Взглянув на полотно художника Михаила Ивановича Авилова , которое полно действенности и напряженного ожидания, чем же все закончится. Ведь здесь взвились могучие кони, всадники ударили друг друга острыми копьями. Художник убедительно передал ощущение наивысшего напряжения в поединке двух воинов.

При этом Авилов точно и верно выбрал и цвета для картины, чуть оттенив пока на второй план войска. А вот в центре весьма ярко изобразив схватку Пересвета и Челубея.

 Картина оставляет очень яркие впечатления и как художественная работа и как полотно заставляющее узнать о событии битвы чуть более, чем мы знали до этого.

3 вариант

Короткое сочинение по картине «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле»

Произведение художника Михаила Ивановича Авилова  действенности и напряженного ожидания, своеобразной развязки: взвились могучие кони, всадники ударили друг друга острыми копьями. Авилов убедительно передал ощущение высочайшего напряжения эмоций и действий в поединке двух богатырей.

Он очень точно и верно выбрал и цвета для картины, чуть оттенив пока на второй план войска, которым еще только предстоит сражаться и центральный план со схваткой Пересвета и Челубея.

 Холст оставляет очень весьма яркие впечатления и как художественная работа и как полотно заставляющее узнать о событии Куликовской битвы чуть более, чем мы знали до этого.

Читайте также:  Анализ главы тамань (герой нашего времени - роман лермонтова)

Источник: http://GDZ-reshalka.ru/zadaniya/russkii/205-sochinenie-po-kartine-poedinok-peresveta-s-chelubeem-na-kulikovom-pole

Сочинение описание картины Поединок Пересвета с Челубеем (Поединок на Куликовом поле) Авилова

Описание картины Авилова Поединок Пересвета с Челубеем (сочинение)

Историческое полотно, написанное в середине Великой Отечественной войны, выражает дух патриотизма, которым был проникнут русский народ в тяжелые периоды борьбы за свою независимость.

Картина изображает поединок перед началом битвы на Куликовом поле, когда по традиции, происходил поединок двух лучших воинов той и другой стороны. Исход его, по тогдашним воззрениям, предвещал победу или поражение той или другой армии. Вследствие этого, результат схватки серьезно поднимал или ронял боевой дух.

Полотно Авилова показывает заключительный момент поединка русского и татарского воинов.

Александр Пересвет, по преданию монах Троице-Сергиевой лавры, которого благословил принять участие в битве Сергий Радонежский, и Челубей насмерть пронзают друг друга копьями.

Поражение татарского воина (хотя оба погибли, но русского конь довез до расположения своих войск, а его противник упал) подчеркнуто начавшимся сползанием с седла Челубеем и слетающим с его головы махалаем.

Фигуры всадников занимают центральное место картины, подчеркивая символизм происходящего. Довольно большие размеры полотна (около 2 х 5 метров) еще больше подчеркивают эффект.

Художник изобразил более подробно лицо Пересвета, расположив Челубея спиной к зрителю. На нем видна крайняя ненависть к врагу, но лица не играют центральной роли в картине.

Целью живописца было показать образы русского и иноземного захватчика и драматизм схватки.

Больше внимания явно уделено оружию обоих противников, развивающимся на ветру гривам коней, стоящих на дыбах, чьи морды и оскаленные зубы придают сцене более ожесточенный характер.

Цветовая гамма, использованная для изображения облачения Пересвета и Челубея, выполнена довольно разнообразна. Художник использовал возможности, даваемые масляными красками для усиления эффекта и привлечения внимания к центру полотна.

Серые кольчуги, черные кони, темного цвета оружие сочетаются с красными и золотистыми щитами и попонами всадников. Выбор красок дополнительно приковывает взгляд к поединку.

Серое небо и однообразно зеленая трава также способствуют достижению поставленной художником цели.

На заднем плане, справа и слева изображены русская и татарская рати, наблюдающие за происходящим. Но они не играют ключевой роли в композиции картины и создают фон, необходимый для полотна, изображающего историческую батальную сцену.

Картина органично совмещает историческую достоверность изображенной батальной сцены с выражением патриотических чувств.

Описание 2

Навеянная былинным эпосом, картина «Поединок Пересвета с Челубеем» стала одной из работ, прославивших советского художника М.И.Авилова. Написанная в 1943г. она возвеличивает славную национальную старину, подвиг родного народа и его бессмертных героев.

3 сентября 1380г. князь Дмитрий Иванович направил 150-тысячное войско к Дону. Оно состояло не только из дружинников, но и из простых крестьян и ремесленников – всех, кто мог держать оружие в руках. Среди них был инок-монах – Александр Пересвет, могучий богатырь и великий мастер рукопашного боя.

Поблизости находилось вражеское войско во главе с Мамаем. Дмитрий, собрав военный совет, принял решение сражаться за православную веру.

Ордынские пешие шли сплошной стеной: ряд в ряд, плечо к плечу. Когда первый их ряд замедлял ход, следующий за ним – налагал на плечи: копья задних были длиннее передних.

Русское войско шло в светящихся доспехах, с крепкими бронзовыми дубравами и флагами. Бесчисленный торжественный строй поверг в ужас противника.

Воинственные полки укоротили шаг и замерли друг против друга на расстоянии. Из гущи ордынцев, раздвинув пехоту, выехал всадник. Это был ордынский богатырь Челубей, славившийся своей непобедимостью. Тяжелый и тучный, он гневно высмеивал русских.

Русская сторона оскорблено молчала. Ответить по достоинству за всех вызвался инок Александр Пересвет. Он был велик, красив и статен, но фигура ордынца была крупнее его. Медленно выехав из покачнувшихся рядов, оглянувшись, он выровнял на ходу копье и пустился на врага.

Ордынец – к нему навстречу…

На картине изображен момент легендарной схватки двух могучих воинов – Пересвета и Челубея. Главные герои, восседающие на конях и встретившиеся на бешеном скаку, занимают центральный план картины. Фигура Пересвета – слева, она развернута к зрителю. Его сильный взгляд из-под шлема направлен на противника. Лица Челубея не видно.

Копье русского воина пронзает щит татарина, и разит противника насмерть. С выбитого из седла ордынца слетает красный малахай. Кони, ставшие под воинами на дыбы, кажется, вот-вот ударятся друг о друга. Их морды оскалены, а глаза – полны ужаса. В столкновение русский богатырь стал победителем, однако его ранение тоже оказалось смертельным.

На полотне не показано, но известно, что конь Пересвета вернулся к русскому войску с телом героя, не выбитого из седла.

На заднем плане картины по обе стороны – русский и ордынский полки. Выбранная палитра красок ярко передает настроения в войсках. Используя тона приглушенные в изображении русской рати, автор показывает твердость духа и спокойную величавость. Впереди войска – глава, Дмитрий Донской. Под ним – белый конь.

Правая сторона – ордынцы, показана ярко. Неуверенные и нетерпеливые, их одолевает страх и беспокойство. В поединке они угадывают исход всего сражения на Куликовском поле.

Работая над картиной во время ожесточенных сражений советских войск с немецко-фашистскими захватчиками, Авилов находит и устанавливает связь между прошлым и будущим страны, чем поддерживает боевой дух армии. За эту работу в 1946г. художник был удостоен награды – Сталинской премии I степени.

В настоящее время полотно хранится в Государственном Русском музее г.Санкт-Петербург.

Сочинение по картине Поединок Пересвета с Челубеем

Поединок Пересвета с Челубеем был написан как раз в то время, когда началась Великая Отечественная война. Она полностью наполнена тем самым духом патриотизма, которого так не хватает. Каждый человек старался сделать хоть что-нибудь для своей страны для того чтобы защитить ее и не дать врагам захватить ее.

Все происходит перед битвой на Куликовом поле. И для этой битвы были отобраны по одному воину с каждой территории. Каждая сторона надеялась, что именно их воин принесет им победу, и они смогут потом захватить территорию своего врага. Кроме этого если их воин победит, то они будут чувствовать себя намного увереннее и сильнее, чем их враги. Да к тому же их потом будут бояться.

Авилов хотел показать на этой картине практически завершающий этап в схватке. Вот только в итоге-то победа не досталась никому, а все, потому что враги ранят в раз друг друга и ни один из них даже не ожидал такого исхода.

Рядом с татарским воином оказался его верный помощник, который на протяжении долгого времени выручал и всячески помогал ему, а также оберегал от смерти. Вот только сейчас этого не удалось сделать.

Но у него есть еще один шанс, если он вовремя доставит его в расположение, то может быть, другие воины помогут ему и поэтому скорым шагом он поскакал.

Всадники находятся прямо на середине холста, и это значит, что они являются центральными фигурами. А поскольку полотно занимает большое расстояние, то благодаря этому эффекты становятся ярче и четче.

Художнику удалось изобразить не только крупным планом Пересвета, а вот его враг закрыт от глаз смотрящих, потому что находится к ним спиной.

Кроме этого здесь показана вся ненависть одного врага к другому и их попытка сделать все для того чтобы в этой войне победа досталась только ему, а не кому-то другому.

Их лица жестоки и каждому из них поскорее хочется покончить со своим врагом, но пока этого не удается сделать. Копья развиваются на ветру.

Обратите внимание, как художнику удалось изобразить цвета на этой картине, они выполнены в разнообразном виде. Он использовал масляные краски для того чтобы еще раз подчеркнуть всю трагичность картины, а также для того чтобы привлечь внимание окружающих именно к своей картине.

Описание настроения картины Авилов — Поединок Пересвета с Челубеем (Поединок на Куликовом поле)

Описание картины Авилова Поединок Пересвета с Челубеем (сочинение)

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Царевна-несмеяна Васнецова
    Эта картина очень интересна, её можно долго рассматривать. Вообще, с самого первого взгляда показалось, что там, как и в названии, только сама Несмеяна – одна.
  • Сочинение по картине Пластова Тройка. Ребятишки у реки
    На картине несколько «троек». Трое ребят стоят на первом плане справа. Все не худые, не толстые. Один улыбается, второй смотрит на него вопросительно. Третий просто смотрит куда-то.
  • Сочинение по картине Левитана Вечерний звон
    Все больше и больше Исаак Левитан вдохновлялся от русской природы. Художнику нравилось бродить по чащам леса, маленьким деревням и наслаждаться этими неописуемыми видами.
  • Сочинение по картине Пластова Первый снег 4 класс
    Зимой в 1946 году художником была написана великолепная картина «Первый снег». С одного взгляда на нее, сразу появляется эмоция радости. Ведь вспомните себя в детстве. Как вы ждали тот самый первый снег
  • Сочинение по картине Портрет графа Толстого Брюллова
    Карл Брюллов – художник писавший портреты людей. Одна из его картин посвящена графу А. К. Толстому написанный в 1836 году, она так и называется «Портрет графа А.К.Толстого»

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-kartine/drugie/avilov-poedinok-peresveta-s-chelubeem-poedinok-na-kulikovom-pole

Сочинение по картине Авилова Поединок Пересвета с Челубеем (Поединок на Куликовом поле) описание

Одним из величайших творений выдающегося российского и советского живописца Михаила Ивановича Авилова является картина “Поединок на Куликовском поле”. Данное полотно принесло настоящую известность и успех художнику. Благодаря ей, Михаил Авилов стал  лауреатом 1 степени Сталинской премии.

Художник изобразил легендарный бой двух богатырей – Пересвета и Челубея. Оба воина изображены в центре картины, восседающие на конях. Предчувствуя сильное столкновение, кони взвились на дыбы.

Стоит отметить, что русский воин изображен слева, а татарский богатырь справа. Как мы можем увидеть, Пересвет облачен в русскую рубаху, поверх которой находится  кольчуга с металлическими пластинами, на голове богатыря поблескивает белый шлем.

А на ногах у воина кожаные сапоги, которые говорят о его знатном роде.

Вся атмосфера военных действий шикарно передана с помощью цветов и оттенков. Так, позади Пересвета, изображены русские воины. Благодаря мастерству живописца, можно прочувствовать настроение русского войска.

Используя больше серых, бледных тонов автор картины позволяет ощутить дух русского войска. Уверенные, стойкие русские богатыри расположились на левой стороне картины. Воины с тревогой ожидают исхода этого важного  поединка. Но при этом они тверды и сильны.

Во главе войска  Михаил Авилов нарисовал самого Дмитрия Донского, восседающего на белом коне.

В тоже время, напротив Пересвета изображен Челубей. В целом, вся правая сторона картина более насыщена яркими красками. Так, мы можем понять, что вот-вот и с  выбритой головы Челубея слетит красный малахай. Татарский воин изображен также крупно, его тело, пораженное копьем, скоро упадет на землю.

А войско, которое расположилось в правой части картины, на заднем плане, с ожиданием и нетерпением наблюдает за процессом. Чувства врага художник мастерски передает яркими красками. Неуверенность, нетерпение – вот чувства, которые испытывает вражеское войско.

Страх и беспокойство уже пронзили их, ведь они уже предугадали исход поединка.

Безусловно, необходимо отметить, что фигуры самих богатырей являются центральной частью картины. Художник изображает воинов очень крупно, он будто увеличивает их в росте, добавляет тем самым им невиданных сил.            

Достаточно взглянуть в лицо русскому воину – Пересвету. Его лицо будто излучает невероятную силу и мощь, которые олицетворяют дух всего русского войска. В тоже время, лица татарского богатыря мы не видим.

Читайте также:  Тема любви в творчестве бунина - сочинение

Художник очень остро передал самый напряженный момент поединка — столкновение, которое предвосхитило весь ход Куликовской битвы. Как мы знаем, в действительности, оба воина героически погибли в этом сражении.

Но победа осталась за русским воином, так как конь его прискакал с мертвым телом на седле до своего войска, а тело татарского богатыря в момент столкновения упало бездыханное на землю.

Картина Михаила Ивановича Авилова является поистине достоянием русской культуры. Она потрясающе воплотила в себе одно из важнейших событий в истории Древней Руси.

Описание картины Поединок Пересвета с Челубеем

Традиция, когда от двух войск выставляют по одному воину, для того чтобы решить исход битвы, существует довольно давно.

Конечно, на практике не всегда хватало только такого поединка, ведь пришедшие на поле битвы, зачастую приходят туда, чтобы там остаться и многие понимают этот факт.

Как известно, побоище на Куликовом поле унесло много человеческих жизней и русских и татарских, после битвы поле было обильно удобрено сильными, молодыми и старыми телами.

Авилов предлагает нам картину до битвы, практически перед самой битвой. Два войска сошлись и стоят неподалеку друг от друга сомкнутыми рядами. На свободном пространстве сошлись главные богатыри.

Согласно легенде, Дмитрий Донской приезжал к Сергию Радонежскому для того чтобы получить благословение и духовное наставничество.

Одним из монахов Радонежского был Пересвет, который относился к боярскому роду и имел познания в воинском искусстве.

Поэтому Сергий Радонежский не только благословил князя, но и отправил с ним своего инока, который смог бы не только молитвой, но и мечом помочь собственной земле.

Таким образом фигура Пересвета представляет собой монаха-воина, который противостоял чужеземному воину Челубею, кстати, профессиональному поединщику. Далее сведения из легенды немного расходятся, однако, практически всегда указывается на гибель каждого воина. Они вонзили друг в друга собственные копья и скончались.

Тем не менее, эти подробности не столь существенны, как художественная ценность рассматриваемой картины и те мысли, которые хотел передать художник. Перед нами два воина на крупных, ретивых конях, ставших на дыбы. Кони изогнулись и ржут свирепо, а воины сломили друг о друга копья.

Нужно сказать, Авилов не пишет пронзенных воинов, если присмотреться, то копье Пересвета уперлось в щит Челубея, а Челубей погрузил свое копье куда-то к щиту Пересвета. Стоит поразмыслить почему художник изображает поединок именно таким образом, а не следует легенде. Ведь согласно логике его картины, спустя мгновение оба воина слетят с седла и окажутся на земле со сломленными копьями.

Основной акцент сделан на центральные фигуры, но на заднем фоне располагается два войска, которые увлечены зрелищем.

Они смотрят как сражаются богатыри, кто-то подбадривает своего воина выкриками, другие просто с интересом слегка наклонились вперед.

Богатыри тут изображают как бы квинтэссенцию сил своего народа, собственной цивилизации, за ними стоят остальные воины, которые спустя какие-то минуты станут удобрением для земли.

Описание картины Авилова Поединок Пересвета с Челубеем (сочинение)

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-kartinam/sochineniya-po-kartinam-drugix-xudozhnikov/poedinok-peresveta-s-chelubeem

Описание картины "Поединок Пересвета с Челубеем" ("Поединок на Куликовом поле") Авилова для сочинения

Главная страницаСочинения по картинам

Описание картины Авилова Поединок Пересвета с Челубеем (сочинение)
«Поединок Пересвета с Челубеем».
Художник М. И. Авилов

М. И. Авилов — выдающийся русский художник, автор знаменитого исторического полотна «Поединок Пересвета с Челубеем».

В этой статье представлено описание картины «Поединок Пересвета с Челубеем» («Поединок на Куликовом поле») Авилова: материалы для сочинения, история создания произведения.

Смотрите: Описание других картин

Картина «Поединок Пересвета с Челубеем» («Поединок на Куликовом поле») была написана М. И. Авиловым в 1943 году. Работа выполнена маслом на холсте. Размер картины составляет 327 x 557 см (около 2 х 5 метров!). На данный момент картина находится в Государственном Русском музее.

История создания картины «Поединок Пересвета с Челубеем»

Замысел картины появился у Авилова за 25 лет до написания полотна. Еще в 1917 году Авилов выставлял работу «Выезд татарина Чели-Бея на единоборство с Пересветом». Эта картина не удовлетворила Авилова и позже была им уничтожена. Осенью 1942 года Авилов вернулся в Москву из эвакуации. В Москве он получил большую мастерскую, которая дала художнику возможность работать над крупной картиной.

В годы Великой Отечественной войны многие художники обращались к событиями из русской истории. Авилов также искал свою тему и создал четыре крупных эскиза: «Дмитрий Донской у Сергия Радонежского», «Дмитрий Донской решает переправляться за Дон», «Куликовская битва» и «Бегство Мамая». 

Авилов создал первый и единственный эскиз к «Поединку» и сразу нашел нужное композиционное решение сюжета. В декабре 1942 года он приступил к работе над картиной, которую написал всего за шесть месяцев.

Художник стремился максимально правдиво передать образы исторических персонажей, детали костюмов и оружия. Для этого Авилов многократно посещал Центральный Исторический музей, где делал зарисовки. По словам самого Авилова, картина «Поединок Пересвета с Челубеем» писалась им необыкновенно легко. Это произведение занимает особое место в творчестве Авилова. 

На картине «Поединок Пересвета с Челубеем» изображен эпизод накануне Куликовской битвы, которая произошла 8 сентября 1380 года. На поединке сражаются Пересвет и Челубей. Александр Пересвет — русский витязь, монах Троице-Сергиевой Лавры. Челубей — татарин (по одним данным его имя звучит как Челибей или Телебей, по другим — Темир-мурза). Поединок окончился гибелью обоих воинов. В 1946 году за картину «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» Авилов был награжден Сталинской премией первой степени. В настоящее время картина находится в собрании Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.»

Описание картины из книги «История русского и советского искусства»:

«Выпускник батальной мастерской Академии художеств, участник Первой мировой и гражданской войн, Михаил Авилов в своих работах демонстрирует не только мастерство живописца, он поражает убедительностью изображения батальных сцен.» (Алленов М.М. и др. «История русского и советского искусства», 1989 г.)

Описание картины из книги «Русское изобразительное искусство»:

«Представление о развитии станковой живописи в годы Великой Отечественной войны будет… неполным, если в заключение не остановиться на формировании советской исторической картины, в предшествующее время скупо представленной лишь отдельными полотнами. 

Мастера изобразительного искусства, отражая героизм советских людей, не могли не указать в числе его истоков на славные традиции исторического прошлого. В 1942—1945 годах создаются произведения П. Д. Корина «Александр Невский» (1942), Е. Е. Лансере «Трофеи русского оружия» (1942), М. И. Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем» (1943); в 1943 году А. П. Бубнов приступает к исполнению монументального полотна «Утро на Куликовом поле», законченного в 1947 году.»

(И. И. Пикулев «Русское изобразительное искусство», 1977 г.)

Это было описание картины «Поединок Пересвета с Челубеем» («Поединок на Куликовом поле») Авилова: материалы для сочинения, история создания картины.

Смотрите: Описание других картин

Источник: https://www.literaturus.ru/2016/09/poedinok-peresveta-s-chelubeem-avilov-opisanie-sochinenie.html

Описание картины Авилова Поединок Пересвета с Челубеем (сочинение)

Автором картины «Поединок Пересвета с Челубеем» является прекрасный российский художник Михаил Иванович Авилов. Полотно было написано во время обороны Сталинграда. Этот шедевр принес автору успех и признание. 

Авилов на центральном плане картины изобразил двух всадников. Один из всадников – русский богатырь Пересвет, другой – не уступающий в силе татарский воин Челубей.

Изображая русского героя в левой центральной части картины в рубахе, дорогой кольчуге, в покрывающем голову блестящем шлеме, художник указывает на его знатное происхождение. Только князья и его дружина могла позволить себе полное боевое снаряжение. В глубине сцены слева, за Пересветом, нарисовано войско.

Оно в ожидании, но полно решимости. Во главе русского воинства художник изобразил самого Дмитрия Донского. Татарский воин тоже изображен в богатых одеждах. У него красочная, соболья шапка, яркий позолоченный щит. Его лошадь покрывает красиво расшитая попона.

Вся армия татаро-монголов представлена художником разными цветами. Построение воинов хаотичное.  Художнику удалось передать напряжение, в котором находятся оба войска. Строгое, выдержанное ожидание окончания поединка в русской рати автор картины передал оттенками серого цвета.

Эмоциональность татаро-монгольской орды просматривается в пестрых оттенках. 

Ожесточенную мощь удара копьями двух равных по силе воинов художник изобразил, подняв коней на дыбы. Бешеный взгляд лошадей, их оскал, развивающиеся гривы выглядят грозно. Кажется, что даже лошади готовы вцепиться зубами в соперника.

Однако художник ни стал изображать смерть героев. Копье Пересвета упирается Челубею в щит, да и Челубей не задел соперника. Авилов продлил, таким образом, процесс ожидания развязки поединка.

Даже небо находится в возбужденном ожидании. Мастер использовал темно серые, желтые и голубые цвета.

По легенде оба героя погибают. Но так, как Челубей был сбит копьем с лошади во время поединка, а конь Пересвета довез своего погибшего всадника до расположения русских войск, победа в поединке осталась за русским воином.

Художник вложил в произведение все свои патриотические чувства.

2 вариант

Михаил Иванович написал данную картину в период Великой Отечественной войны. Именно это полотно принесло художнику славу и признание. За это произведение искусства Авилов был награждён Сталинской премией, причём первой степени. Картина передаёт всю серьёзность и напряжённость ситуации. Данное полотно делает акцент на патриотизме.

Давно известно, что русский народ испокон веков отличается особой любовью к своей стране. Никто другой не демонстрировал такой самоотверженности, силы характера и напористости. Воины бьются за благо и свободу народа. Они прекрасно понимают всю серьёзность и готовы стоять до конца.

На картине вниманию зрителя предстают два воина: Пересвет и Челубей. Пересвет в этом бою представляет русский народ, Челубей же монголо-татар. Этот поединок несёт особую важность.

Победа достанется только одному представителю, но кто это будет? Факт победы или поражения серьёзно повлияет на боевой дух армии.

Одной стороне поднимет, а другой подорвёт, а от состояния боевого духа зависит исход битвы.

Пред нашим взглядом предстаёт сильная и принципиальная борьба. Оба коня стоят на дыбах, никто не собирается отступать. Слишком много стоит на кону. Если посмотреть на лицо Пересвета, можно заметить максимальную сосредоточенность.

Он не сводит глаз со своего противника, пытаясь просчитать каждый последующий шаг соперника. Челубея же мы видим только со спины, но по положению его тела можно заметить, как он напряжён и сосредоточен. Челубей не собирается отступать.

Монголо-татары привыкли, что они здесь хозяева и они не собираются делиться своей властью.

Пересвет облачён в тяжёлую кольчугу, на его груди виднеется золотой крест. Это говорит о том, что русские люди начинают любую битву только после молитвы. Пересвет полагается не только на свою силу, но и на Божественное вмешательство. Ведь русский воин хочет освободить свой народ от ига.

Бой будет очень серьёзный. Два войска: русские и татары стоят с двух сторон и внимательно наблюдают за развязкой поединка. Каждый хочет, чтобы победил их выдвиженец. Но чем всё кончится?

Автор отлично передал атмосферу того времени, глядя на картину, зритель мгновенно погружается в те времена. И начинает испытывать те же чувства, что и русская рать, которая ожидает, что победа достанется Челубею.

Как известно из истории Пересвет одержал победу. Умелый воин Челубей потерпел первое поражение в своей жизни.

Поединок на Куликовом поле

`

Популярные сочинения

Источник: https://supersochinenie.ru/sochineniya/po-kartinam/raznye/poedinok-peresveta-s-chelubeem-avilova

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector